РУБРИКИ

Романтизм как направление в искусстве

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Романтизм как направление в искусстве

Романтизм как направление в искусстве

Экзаменационный реферат

Тема: "Романтизм как направление в искусстве".

Выполнила ученица 11 «В» класса сш №3

Бойправ Анна

Преподаватель мировой художественной

культуры Буцу Т. Н.

г. Брест 2002г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Причины возникновения романтизма

3. Основные черты романтизма

4. Романтический герой

5. Романтизм в России

а) Литература

б) Живопись

в) Музыка

6. Западноевропейский романтизм

а) Живопись

б) Музыка

7. Заключение

8. Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Если заглянуть в толковый словарь русского языка, то можно найти

несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и

искусстве первой четверти XIX века, характеризующееся идеализацией

прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека.

2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и

стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3.

Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной

созерцательностью.

Как видно из определения, романтизм – это явление, которое проявляется

не только в искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии

людей и возникает в переломные моменты жизни, поэтому тема романтизма

актуальна и в наши дни. Мы живем на стыке веков, находимся на переходном

этапе. В связи с этим в обществе наблюдается неверие в будущее, разуверение

в идеалах, возникает желание уйти от окружающей действительности в мир

собственных переживаний и в то же время осмыслить ее. Именно эти черты

характерны для романтического искусства. Поэтому я и выбрала для

исследования тему “Романтизм как направление в искусстве”.

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель

моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения

романтизма в разных странах, исследовать развитие романтизма в таких видах

искусства, как литература, живопись и музыка, и сопоставить их. Главной

задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для

всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие

других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких

авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания,

монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические

материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА

Чем ближе мы к современности, тем короче становятся временные отрезки

господства того или иного стиля. Временной отрезок конца XVIII-1-й трети

XIX вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique; нечто

таинственное, странное, нереальное)

Что повлияло на возникновение нового стиля?

Это три главных события: Великая французская революция, наполеоновские

войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

Громы Парижа отозвались по всей Европе. Лозунг "Свобода, равенство,

братство! " обладал огромной притягательной силой для всех европейских

народов. По мере формирования буржуазных обществ против феодальных порядков

начал выступать рабочий класс, как самостоятельная сила. Противоборствующая

борьба трех классов -- дворянства, буржуазии и пролетариата составляла

основу исторического развития XIX века.

Судьба Наполеона и его роль в европейской истории на протяжении 2-х

десятилетий, 1796-1815, занимала умы современников. "Властитель дум"--

говорил о нем А.С. Пушкин.

Для Франции это были годы величия и славы, правда ценой жизни тысяч

французов. Италия видела в Наполеоне своего освободителя. Большие надежды

возлагали на него поляки.

Наполеон выступал как завоеватель, действующий в интересах французской

буржуазии. Для европейских монархов он был не только военным противником,

но и представителем чуждого мира буржуазии. Они его ненавидели. В начале

наполеоновских войн в его "Великой армии" было немало непосредственных

участников революции.

Феноменальна была личность и самого Наполеона. Юноша Лермонтов

откликнулся на 10-летие смерти Наполеона:

Он миру чужд. Все в нем было тайной,

День возвышенья -- и паденья час!

Эта тайна особо приковывала внимание романтиков.

В связи с наполеоновскими войнами и вызреванием национального

самосознания для этого периода характерен подъем национально-

освободительного движения. Германия, Австрия, Испания боролись против

наполеоновской оккупации, Италия -- против австрийского ига, Греция --

против Турции, в Польше боролись против русского царизма, Ирландия --

против англичан.

На глазах одного поколения произошли поразительные перемены.

Более всех бурлила Франция: бурное пятилетие французской революции,

возвышение и падение Робеспьера, наполеоновские походы, первое отречение

Наполеона, возвращение его с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное

поражение под Ватерлоо, мрачное 15-летие режима реставрации, Июльская

революция 1860 года, Февральская революция 1848 года в Париже, которая

вызвала революционную волну в других странах.

В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине XIX в.

утвердилось машинное производство и капиталистические отношения.

Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной

власти.

На землях Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители.

После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на

немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором

буржуазного прогресса.

Революции промышленные, революции политические меняли облик Европы.

"Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более

многочисленные и грандиозные производительные силы, чем все предшествующие

поколения вместе взятые" -- писали немецкие ученые Маркс и Энгельс в 1848

г.

Итак, Великая французская революция (1789-1794) обозначила особый

рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения. Менялись не только формы

государства, социальная структура общества, расстановка классов. Была

поколеблена вся система представлений, освещенная веками. Просветители

идейно подготовили революцию. Но они не могли предусмотреть всех ее

последствий. Не состоялось "царство разума". Революция, провозгласившая

свободу личности, породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма.

Такова была историческая почва развития художественной культуры, которая

выдвинула новое направление -- романтизм.

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был

явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое

национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко

найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена,

Лермонтова и Кипренского.

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в

обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но

бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей

многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к

прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине.

Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика

стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является

поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах,

тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные

характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному

прошлому породил массу исторических произведений.

Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные

способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики

выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к

нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания

Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали

творческую инициативу художника. И если классицизм все делит по прямой, на

плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не

делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул

продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который

показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А

романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма

начинает появляться настоящий психологизм.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной

жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.

Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность

или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и

действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной

реальности лежали в основе всего романтического движения.

Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык

совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная

сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека”

(Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между

миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как

цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир

прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в

котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего

человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде

всего”(Ф.Шлегель).

Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в

различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные

писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию

и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением

выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета,

воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его

представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А.

Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.

Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р.

Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и

развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой

личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие

страсти и др.

Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали

великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств

первенство отдавали музыке.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения

с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание

подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает

считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком,

пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к

подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Романтики могли придать вечную непреходящую ценность каждой мелочи,

каждому конкретному факту, всему единичному. Жозеф де Местр называет это

"путями Провидения", Жермена де Сталь – "плодоносным лоном бессмертной

вселенной". Шатобриан в "Гении христианства", в книге, посвященной истории,

прямо указывает на Бога, как начало исторического времени. Общество

предстает как незыблемая связь, "нить жизни, которая связует нас с предками

и которую мы должны протянуть потомкам". Только сердце человека, а не его

разум, может понять и услышать голос Творца, через красоту природы, через

глубокие чувства. Природа божественна, она является источником гармонии и

творческих сил, ее метафоры часто переносятся романтиками в политический

лексикон. Дерево для романтиков становится символом рода, спонтанного

развития, восприятия соков родной земли, символом национального единства.

Чем невинней и чувствительней натура человека, тем легче он слышит голос

Бога. Ребенок, женщина, благородный юноша чаще других прозревают бессмертие

души и ценность вечной жизни . Жажда блаженства у романтиков не

ограничивается идеалистическим стремлением в Царство Божье после смерти.

Помимо мистической любви к Богу человек нуждается в реальной, земной

любви. Не в силах обладать предметом своей страсти романтический герой

становился вечным мучеником, обреченным ждать встречи с любимым в загробном

мире, "ибо достойна бессмертия великая любовь, когда она стоила человеку

жизни".

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и

воспитания личности. Детство лишено законов, его мгновенные порывы нарушают

общественную мораль, подчиняясь собственным правилам детской игры. Во

взрослом человеке сходные реакции ведут к смерти, к осуждению души. В

поисках небесного царства человек должен постичь законы долга и

нравственности, только тогда он может надеяться на вечную жизнь. Поскольку

долг, продиктован романтикам их стремлением обрести вечную жизнь,

исполнение долга дает личное счастье в его наиболее глубоком и сильном

проявлении. К нравственному долгу добавляется долг глубоких чувств и

возвышенных интересов. Не смешивая достоинств разных полов, романтики

выступают за равенство духовного развития мужчин и женщин. Точно так же,

любовью к богу и его установлениям, диктуется гражданский долг. Личное

стремление находит свое завершение в общем деле, в стремлении всей нации,

всего человечества, всего мира.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем

произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического

героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и

автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между

героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то

плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в

романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики

выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы,

катаклизмы.

5. РОМАНТИЗМ В РОССИИ.

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной

исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию

нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей

возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты

революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала

XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной

стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной

инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не

довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные

послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский

романтизм.

Особенности русского романтизма:

( Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология

ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха

не исчерпал себя.

( Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

( Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному.

В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX

века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе

романтизм проявился последовательно.

Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы

выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а

жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой

особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое

веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в

русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в

явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон

Григорьев -- это уникальное культурное явление, и в его характеристике

показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь

вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и

на протяжении всей своей жизни.

Аполлон Григорьев точно определил и характер воздействия

романтической школы на литературу и жизнь, и в том числе на тогдашнюю

прозу: не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное

жизненное и литературное веяние, давшее в молодой русской литературе

явления совершенно оригинальные.

а) Литература

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный

(1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития.

Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в

глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и

Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и

сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели,

устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное

влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко

укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны

«жалобы на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по

утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло». Действительно, в

лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань

сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным

томлением, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской

критике получил название «романтизм средних веков».

Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия,

откровенная чувственность, гимн наслаждению.

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического

гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский

находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за

ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали,

общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный

смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было

для него «священным». Для немецких романтиков характерно отождествление

поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал:

«Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно

близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к

«невыразимому» в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена

тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко

замирает на пороге «оного таинственного света». Поэт, по меткому выражению

Белинского, «любит и голубит свое страдание», однако страдание это не

уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его

внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову,

«сыну неги и веселья», он называет поэта-эпикурейца «родным по Музе», то

трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному

Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: «Отвергни

сладострастья, погибельны мечты!».

Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек

сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его

физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину

безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и

печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от

Жуковского - была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также

свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смиренного уголка», но его

идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной

неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен

чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость

науки:

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных,

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его

творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под

диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором

отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел,

В России романтизм как литературное направление сложился к двадцатым

годам девятнадцатого столетия. У его истоков стояли поэты, прозаики,

писатели, они и создавали русский романтизм, который отличался от

«западноевропейского» своим национальным, самобытным характером. Русский

романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый

поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие,

приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе.

В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью

пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических

произведений — поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но

существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который

оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа

бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом

конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой

ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят

отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их

героев были разные.

Действительность ужасна, груба, нахальна и эгоистична, в ней нет места

чувствам, мечтам и желаниям поэта, его героев. «Истинное» и вечное — в

потустороннем мире. Отсюда концепция двоемирия, к одному из этих миров

стремится поэт в поисках идеала.

Позиция Жуковского не была позицией человека, вступившего в борьбу с

окружающим миром, бросившего ему вызов. Это был путь через единение с

природой, путь гармонии с природой, в мире вечном и прекрасном. Свое

понимание этого процесса единения Жуковский, по мнению многих

исследователей (в том числе и Ю.В. Манна), высказывает в "Невыразимом".

Единение —это полет души. Красота, окружающая тебя, наполняет твою душу,

она в тебе, и ты в ней, душа летит, ни времени, ни пространства не

существует, а существуешь ты в природе, и в этот миг ты живешь, тебе

хочется петь об этой красоте, но нет слов, чтобы выразить твое состояние,

есть только ощущение гармонии. Тебя не тревожат окружающие тебя люди,

прозаические души, тебе открыто большее, ты свободен.

Иначе подошли к этой проблеме романтизма Пушкин и Лермонтов.

Несомненно, что влияние, оказанное Жуковским на Пушкина, не могло не

отразиться на творчестве последнего. Для раннего творчества Пушкина

характерен "гражданский" романтизм. Под влиянием "Певца во стане русских

воинов" Жуковского и произведений Грибоедова Пушкин пишет оду "Вольность",

"К Чаадаеву". В последнем он призывает:

"Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы... ". Это то же

стремление к идеалу, которое было у Жуковского, только идеал Пушкин

понимает по-своему, поэтому и путь к идеалу у поэта другой. Он не хочет и

не может стремиться к идеалу один, поэт зовет за собой. Пушкин взглянул на

действительность и идеал иначе. Нельзя назвать это бунтом, это размышление

о бунтующей стихии. Это отразилось в оде "Море". Это сила и мощь моря, море

свободно, оно достигло своего идеала. Человек тоже должен стать свободным,

свободным должен быть его дух.

Поиск идеала — главная характерная черта романтизма. Она проявилась и в

творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Все три поэта искали

свободу, но искали по-разному, по-разному понимали ее. Жуковский искал

свободу, посланную "создателем". Обретя гармонию, человек становится

свободным. Для Пушкина была важна свобода духа, которая должна проявиться в

человеке. Для Лермонтова только бунтующий герой свободен. Бунт ради

свободы, что может быть прекраснее? Такое отношение к идеалу сохранилось и

в любовной лирике поэтов. На мой взгляд, это отношение обусловлено

временем. Хотя все они творили почти в один и тот же период, время их

творчества было разное, события развивались с необыкновенной быстротой.

Характеры поэтов тоже сильно влияли на их отношения. Спокойный Жуковский и

бунтующий Лермонтов совершенно противоположны. Но русский романтизм получил

развитие именно потому, что различны были натуры этих поэтов. Они вносили

новые понятия, новые характеры, новые идеалы, дали полное представление о

том, что такое свобода, что такое настоящая жизнь. Каждый из них

представляет свой путь к идеалу, это право выбора каждой личности.

Само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира

теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало

трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала

рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке

романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя

романтиками, передавали сущность этого течения.

Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков

прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное,

наиболее обширная группа - та, которая объединяла в себе “формальных”

романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень

точно передают свои чувства. Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова

(1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались

романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей

художественной цели. Так, Д.Веневитинов пишет:

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к тёмной цели дух парит...

.....................................

Найду ли я утёс надёжный,

Где твёрдой обопрусь ногой?

Это типичное романтическое стихотворение. В нём использована

традиционная романтическая лексика - это и “пламя вдохновенья”, и “парящий

дух”. Таким образом, поэт описывает свои чувства. Но не более того. Поэт

скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-

то штампов.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были

А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму

наполняли собственным содержанием. Романтический период в жизни А.Пушкина

был коротким, поэтому романтических произведений у него немного.

«Кавказский пленник» (1820-1821) - одна из наиболее ранних романтических

поэм А.С. Пушкина. Перед нами классический вариант романтического

произведения. Автор не даёт нам портрета своего героя, мы не знаем даже его

имени. И это не удивительно - все романтические герои похожи друг на

друга. Они молоды, красивы... и несчастны. Сюжет произведения тоже

классически романтический. Русский пленник у черкесов, в него влюбляется

молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадёжно любит другую...

Поэма заканчивается трагически - черкешенка бросается в воду и погибает, а

русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более

мучительный плен - плен души. Что мы знаем о прошлом героя?

В Россию дальний путь ведёт...

.....................................

Где обнял грозное страданье,

Где бурной жизни погубил

Надежду, радость и желанье.

Он пришёл в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой

жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова

приходится бежать. Но куда? Обратно в тот мир, где он “обнял грозное

страданье”.

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет

преследовать романтического героя. Ещё одна романтическая поэма - «Цыганы».

В ней автор снова не даёт читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя -

Алеко. Он пришёл в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную

свободу. Ради неё он бросил всё, что раньше его окружало. Стал ли он

свободен и счастлив? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему

приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не

смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась ещё одна из

чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и

совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не

смертью, а страшнее - одиночеством и прением. Он был одинок в том мире,

откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один.

Перед тем как написать «Кавказского пленника», Пушкин однажды сказал:

“Я не гожусь в герои романтического стихотворения”; однако в то же время, в

1820 году, Пушкин пишет своё стихотворение «Погасло дневное светило...». В

нём можно найти всю лексику, присущую романтизму. Это и “берег отдалённый”,

и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие автора. Через всё

стихотворение проходит рефрен:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств

героя.

...Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

То есть природа становится ещё одним действующим лицом, ещё одним

лирическим героем стихотворения. Позже, в 1824 году, Пушкин напишет

стихотворение «К морю». Романтическим героем в нём, как и в «Погасло

дневное светило...», снова стал сам автор. Здесь Пушкин обращается к морю

как к традиционному символу свободы. Море - это стихия, а значит - свобода

и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период

жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так

называемой “физической” свободы романтический герой не становится

счастливым.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы...

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может

существовать только внутри человека и только она может делать его по-

настоящему счастливым.

Вариант байроновского романтизма прожил и прочувствовал в своем

творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. У Пушкина

был дар внимания к людям, и всё же самая романтическая из романтических

поэм в творчестве великого поэта и прозаика, бесспорно, является

«Бахчисарайский фонтан».

Поэма «Бахчисарайский фонтан» всё же только продолжает поиски Пушкина

в жанре романтической поэмы. И несмненно, что этому помешала смерть

великого русского писателя.

Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных

варианта: есть героический романтический герой («пленник», «разбойник»,

«беглец»), отличающийся твёрдой волей, прошедший через жестокое испытание

бурными страстями, и есть страдающий герой, в котором тонкие душевные

переживания несочетаемы с жестокостью внешнего мира («изгнанник», «узник»).

Страдательное начало в романтическом характере теперь приобрело у Пушкина

женское обличье. «Бахчисарайский фонтан» разрабатывает именно этот аспект

романтического героя.

В «Кавказском пленнике» всё внимание было уделено «пленнику» и очень

мало «черкешенке», теперь наоборот — хан Гирей фигура не более чем

малодраматическая, а действительно главным героем является женщина, даже

две — Зарема и Мария. Найденное в предыдущих поэмах решение двойственности

героя (через изображение скованных братьев) Пушкин использует и здесь:

страдательное начало изображено в лице двух персонажей — ревнивой, страстно

влюблённой Заремы и печальной, утратившей надежды и любовь Марии. Обе они

являются двумя противоречивыми страстями романтического характера:

разочарование, уныние, безнадежность и одновременно душевная пылкость,

накал чувств; противоречие решается в поэме трагически — смерть Марии не

принесла счастья и Зареме, поскольку они связаны таинственными узами. Так и

в «Братьях-разбойниках» смерть одного из братьев навсегда омрачила жизнь

другого.

Однако, справедливо отметил Б.В.Томашевский, «лирическая замкнутость

поэмы определила и некоторую скудость содержания… Моральная победа над

Заремой не приводит к дальнейшим выводам и размышлениям… «Кавказский

пленник» имеет ясное продолжение в творчестве Пушкина: и Алеко, и Евгений

Онегин разрешают… вопросы, поставленные в первой южной поэме.

«Бахчисарайский фонтан» такого продолжения не имеет…»

Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции

человека: всего хочет только для себя.

Лермонтовская поэма «Мцыри» тоже не полностью отражает характерные

признаки романтизма.

В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическая

поэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, передается

автором через эпиграф; во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, герой

решает проблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы

лишь думает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и не

оправдывает, однако встает в определенную позицию - понимания. Получается,

что романтизм в русской культуре трансформируется в размышление. Получается

романтизм с точки зрения реализма.

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать

романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим

законам - в драме ‘Маскарад’). Своими экспериментами поэты показали, что в

Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет.

Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли

путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое

произведение: «Борис Годунов», затем «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,

«Герой нашего времени» и многие другие.

б) Живопись

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре. Яркими

представителями романтизма в изобразительном искусстве были русские

живописцы-романтики. В своих полотнах они выразили дух свободолюбия,

активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению

гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются

бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи --

опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как

живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая

живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической

обстановкой и традицией.

Особенности русской романтической живописи:

(Просветительская идеология ослабла но не потерпела крах, как в Европе.

Поэтому романтизм не был ярко выражен.

(Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

(Академическая живопись в России еще не исчерпала себя.

(Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к

академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла.

Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-

х годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей"

(1796), "Автопортрет в шлеме" (1792). В них очевиден прототип - Сальватор

Роза, весьма популярный на рубеже XVIII и XIX столетий. Позднее влияние

этого проторомантического художника будет заметно в творчестве

Александра Орловского. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь

его творческий путь. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к

русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и

жанровых сцен совершенно новое эмоциональное настроение.

В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В

первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной

аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов,

художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно

ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836

гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг).

Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной

характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818),

«Портрет А.С.Пушкина» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не

портретным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением

во внутренний мир человека.

Портрет сына -- Арсения Тропинина -- один из лучших в творчестве

мастера. Изысканная, неяркая золотистая цветовая гамма напоминает валерную

живопись XVIII в. Однако по сравнению с типичным детским портретом в

романтизме XVIII в. здесь бросается в глаза непредвзятость замысла -- этот

ребенок позирует в очень малой мере. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя,

одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. Отсутствие

репрезентативности -- в необычайной фрагментарности композиции: голова

заполняет почти всю поверхность холста, изображение срезано по самые

ключицы, и тем самым лицо мальчика машинально придвинуто к зрителю.

Необычайно интересна история создания “Портрета Пушкина”. По

обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом

Соболевского на собачьей площадке, где тогда жил поэт. Художник застал его

в кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по

первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое

время он оставался вне поля зрения преследователей. Только почти через сто

лет, к 1914 году, его опубликовал П.М. Щекотов, который писал, что из всех

портретов Александра Сергеевича он “наиболее передает его черты… голубые

глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и

черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные

черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из

дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, -- добавляет Щекотов, --

почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и

ценителей поэта”. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в

нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных

“околичностей”. И Пушкин здесь не народный “вития” не “гений”, а прежде

всего человек. И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-

зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти

невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание.

Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот

этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина,

вылепленной советским скульптором А.Матвеевым. Но не эту задачу поставил

перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и

заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде.

В оценке художника Пушкин был “царь-поэт”. Но он был также народным

поэтом, он был своим и близким каждому. “Сходство портрета с подлинником

поразительное”, -- писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал

недостаточную “быстроту взгляда“ и “живость выражения лица”, изменяющегося

и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении.

В портрете все до мельчайшей детали продумано и выверено, и в то же

время ничего нарочистого, ничего привнесенного художником. Даже перстни,

украшающие пальцы поэта, выделены настолько, насколько придавал им значение

в жизни сам Пушкин. Среди живописных откровений Тропинина портрет Пушкина

поражает звучностью своей гаммы.

Романтизм Тропинина имеет отчетливо выраженные сентименталистические

истоки. Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько

идеализированного портрета человека из народа («Кружевница» (1823)). “И

знатоки и не знатоки, -- пишет Свиньин о “Кружевнце”, -- приходят в

восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты

живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение,

колорит ясный, естественный, сверх того, в сем портрете обнаруживается душа

красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то,

вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со

взором, работа прекратилась, вылетел вздох из девственной груди, прикрытой

кисейным платком, -- и все это изображено с такой правдою и простотой, что

картину сию можно принять весьма легко за самое удачное произведение

славного Греза. Побочные предметы, как-то: кружевная подушка и полотенце,

--расположены с большим искусством и отработаны с окончательностью…”

В начале XIX века значительным культурным центром России являлась

Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах.

Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С.Пушкина, портрет которого,

написанный позднее, стал жемчужиной мирового портретного искусства, а

А.С.Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его «любимцем моды

легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского – живое олицетворение

поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.