РУБРИКИ

Лекции по курсу Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Лекции по курсу Культурология

такой культуры, которая представляла бы собой лишь хрупкую модель

поведения; никогда не было культуры, сведенной лишь к технике действия,

знания, толкования. Если нравы и идеалы производят, подобно тому, как

производят лен и полотно, зачем думать о них? Не остается ли смотреть, как

их производят?

И, наконец (это третья черта горизонта зрелища), в подобной ситуации

существенную роль играют посредничество и посредники. Между культурой как

средой и культурой как горизонтом продолжают существовать посредничество и

посредники, влияние которых значительно возросло: священник, мудрец,

проповедник, философ, ученый, критик в области искусства и литературы,

учитель, профессор... Наши школы и наши университеты, наши церкви и наши

партии, наши академии и наши парламенты основываются на этом постулате.

Промежуток между культурой как средой и культурой как горизонтом занимает

педагогика в самом широком смысле этого слова.

Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен

“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,

музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной

неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”

вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в

структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных

миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура

представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,

которые требуется синтезировать в единое целое.

В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она

отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных

разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями

традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе

с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре

широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко

эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя

это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два

века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура

рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература

получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой

толкучего рынка”.

16. Революция театра в 20 веке и искусства рожденного техникой. Кино.

Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.

Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся

с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в

костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные

постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии

(«козлиная песня»), затем 1 комедия.

В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в

Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805

г. в Карелии появился первый любительский театр.

Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При

ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния,

театры создавались в крупных поместьях.

20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и

несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в

месяц.

Революция театра в России:

А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.

Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.

Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 –

национальный финский театр.

17. Телевидение – от средства доставки информации к искусству.

Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых,

мифологическая (обнадеживающая).

Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого

звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и

концертном зале, а также в театре.

Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного

контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).

Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно

увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные

публицистические и литературные программы).

18. Понятие контркультуры.

Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен

появился раньше.

Массовая культура Элитарная культура

(упрощенная) (усложненная)

Контркультура

2 группы художников:

а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество –

заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad

marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством

не дает им возможности заработать на жизнь.

б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не

дают им это сделать.

|Культура |Контркультура |

|Признается государственная|Отрицание всех старых |

|система, правовые |структур власти, |

|учреждения, экономическая |судопроизводства, |

|система |экономики. Анархизм. |

|Политические и |Отказ от политики и |

|идеологические доктрины |идеологии. Деполитизация и|

| |деидеологизация общества. |

|Система образования и |Отказ от старой системы |

|воспитания |образования; отрицание |

| |всякой системы в |

| |воспитании и образовании |

|Искусство |Нетрадиционное искусство: |

| |поп-рок, панк-искусство |

|Религия |Нетрадиционные формы |

| |религии: мистика, |

| |восточные культы |

19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.

Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются

в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на

существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс

выбраться из этого круга.

Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает

антитоталитарное искусство.

Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного

богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект,

мысль, талант, гений?

Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и

гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того

же.

20. Массовая и элитарная культура. Культура и массовые коммуникации.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое

явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не

культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”. Здесь нет места

искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении

посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет

смысла рассуждать о “художественном качестве”, “эстетической ценности” и

тому подобном. Все эти слова — из словаря высокой культуры. Но именно

высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в

европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась

в их тени.

Сегодня кое-кто желает считать масскульт “фольклором промышленной эпохи”.

Но фольклор, народное искусство, потому и зовется “народным”, что всегда

зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт

создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами

(эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры, и

сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное

художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру,

паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и

мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и

инсценировки классики, поражающие безвкусицей.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы

олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна

из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры,

слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного

искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям

Индостана. Двести лет — срок слишком малый для зарождения и развития

общенационального фольклора, тем более в столь разноязыком и разнородном

обществе, которое образовалось в американских промышленных городах

вследствие обильной иммиграции со всего света.

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои

эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих

поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов

среди крестьян, живших миром, общиной, являвшейся некой культурной и

экономической общностью.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы

быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой

национальной традиции.

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации

европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие

европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и

телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.

Главную роль здесь, безусловно, играют достижения в области электронных

средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи

информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному

телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет

экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи

последних известий и развлекательных программ по радио и телевидению.

Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно

стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное

сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера

непосредственно на воспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран

домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге.

Развитие электронных средств связи — основная историческая тенденция,

имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.

Некоторые скептически настроенные культурологи склонны считать, что новая

техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской

“поп-культуры” с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская

электроника. Другие указывают на то, что у технических усовершенствований

имеется одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь

идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.

Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с

появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся

странах увеличивался спрос на американские и европейские программы.

21. Основные направления современной молодежной культуры.

22. Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной

культуры.

Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково

в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная

культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю

и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми

вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

23. Культура Древнего мира:

Древний Египет. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом

древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное

бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в

области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в

ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции

требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо

сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счигать медицинские

знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что

характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной

и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой

истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика,

одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной

системы счисления. Любая административная и техническая деятельность

(особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская

административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На

достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой

степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В

“Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на

вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне

также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели

решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в

Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III

тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я

спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние

нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего

сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы

нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне

свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип

древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном

богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”,

“истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю

богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями

установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие

хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было

ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской

культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе

календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете,

египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко

закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно

“гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит

древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали

влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве

прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую

литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих

к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к

двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее

достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет

перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов

и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих

лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия,

Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и

от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен

культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в

Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее

пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов

египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Древняя Месопотамия. Если Древний Египет представлял империю со всеми

вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в

Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром,

имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации

цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем

Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.

Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в

долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли

первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе

Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные

формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было

воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур,

Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны

развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и

Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь

производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин

были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили

дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего

хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали

клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до

н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров

благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели

эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до

н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию,

примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала

60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский

математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным

изобретением в истории человечества.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи

вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого

научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на

недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить

сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную

концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В

общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей

и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и

шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако

они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой

материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно

шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как

царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”,

сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской

цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь

самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и

боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и

искусство писца, мир, победа, доброта и пр.

Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,

показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи

представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и

систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов,

не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное,

государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том,

“дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была

справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер,

устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и

преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до

Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Древняя Индия. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории

мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении

более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще

творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим

собственным фундаментальным ценностям. Первые центры культуры в Индии

существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в

западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития

достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас

поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не

расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями.

Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами,

наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены.

Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не

найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого

совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях,

статуэтки.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых

создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор

почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху,

когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже

преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком

уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной

ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные

формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали

городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных

скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы”

выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре

сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи),

зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно

переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что

произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой

культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского

феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из

ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными

нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего,

первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом

иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе

выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из

нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего

индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в

пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от

членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и

предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к

существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права

заниматься ничем иным).

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие

собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как

творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со

своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония

природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня

любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой

одноименного эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей.

Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или

аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в

руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет

страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы

символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной

задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии

необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных

в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки

индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах,

как “Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Древний Китай. Каждая из великих классических культур Востока уникальна.

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится, прежде

всего, к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного

сознания давно уже получил достаточно точное название — “китайские

церемонии”. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им

формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и

так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-

мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних

обществ. Место мифических культурных героев заняли искусно

демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость

были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих

богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных

клановых и семейных предков, а “живые боги” были вытеснены немногими

абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало

безлично-натуралистическое Небо.

Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении

Конфуция. В конфуцианстве понятие “ли” (“этика ритуала”), охватывающее

родственные понятия (“правила поведения”, “обряд”, “обычай”,

“благопристойность” и др.) стало высшим символом ритуализованной этики,

превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже

идеализированного, социального устройства и поведения человека: “Правитель

руководит подданными посредством ли”, “Преодоление себя и обращение к ли

составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли,

поднебесная вернется к гуманности”.

Нормы “китайских церемоний” четко предписывали каждому китайцу его

поведение, в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться.

Простолюдин в Китае не раз становился даже императором, тем более он мог

стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином или христианином.

Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он

вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем

незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению

идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон

которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности — тех

самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко

ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают

идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством

долга. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека явилось одной

из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее

мощным бюрократическим аппаратом.

Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма

(философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) — учения, ставившего

своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы

жизни и смерти. В центре даосизма — учение о великом Дао, всеобщем Законе и

Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто

не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное

органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму

всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему,

слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил

популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди

долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека

представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм

предложил ряд рецептов достижения бессмертия:

1) ограничение до минимума в еде (путь, изученный в совершенстве индийскими

аскетами — отшельниками); 2) физические и дыхательные упражнения, начиная

от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами (здесь

видно влияние индийской йоги); 3) совершение свыше тысячи добродетельных

поступков; 4) принятие пилюль и эликсира бессмертия; не случайно увлечение

волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное

развитие алхимии.

Древняя Япония. Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских

культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых,

необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась

в значительной степени под влиянием буддизма, к тому же она впитала в себя

достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она

насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная

вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с

другой стороны — острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к

самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом

воинов ислама. Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и

глубокой преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы;

необычное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором

сочетаются скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды,

убранства, интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти

душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре

крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма.

Синто — путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих

пор не установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Древняя Греция. Веками классическая культура Древней Греции занимала

воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей

древневосточных культур, только приобрела новые черты и стала колыбелью

европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры

является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер.

Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-

запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а

около XVI в. до н.э. завоевали Крит. Именно на Крите, в Пилосе, обнаружено

и расшифровано линейное письмо, которое является уже греческим. Однако

культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры. В

результате взаимопроникновения возникла культура, представлявшая собой

своеобразную мешанину критской и архейской культур, остатки которой еще

можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и

Тиринфе. Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык.

Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов,

также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами,

это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного

Причерноморья. Именно из сокровищницы архейской культуры с ее развитой

мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая

прекрасные произведения европейской литературы.

Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым

выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика.

Благодаря чему греки одерживали победы в битвах и победоносно завершили

персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтидат под

Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами. Если в войнах Гомера

главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то

греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного

воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным

выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов). В

этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась

античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры.

Государство не существовало “вне” и “над” гражданами, они сами в своей

живой совокупности и были государством со всеми его культовыми,

гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере

свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека.

Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и

эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального,

которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической

культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в

сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело

уже с иной культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является

пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание,

восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух

полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их

шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата,

разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках

трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между

тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое

значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою

классическую форму в Олимпийских играх.

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой

культуры, как энтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер

провозглашает знаменитое изречение “человек есть мера всех вещей”, а в

софокловской “Антигоне” лучше всего выражено удивление свершениями

человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом

всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный

к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной

темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм

характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Древний Рим. До сих пор широко распространено представление о том, что

древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались

подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все

перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие

исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь

она представляет собой определенное единство, возникшее в результате

сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не

следует забывать того существенного момента, что древнеримская и

древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной

гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей,

которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким

ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской

общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея

верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и

героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в

Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии,

науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет

значение и отсутствие жреческой касты.

Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для

взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры

на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом

отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого

начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.