РУБРИКИ

США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

для избирательных кампаний, а также для создания самостоятельных фондов

помощи безработным и больным без надзора над этими фондами со стороны

предпринимателей. Каждый профсоюз должен был регистрироваться в

министерстве труда и посылать туда отчеты, содержащие фамилии профсоюзных

работников, данные об их окладах, о размерах членских и других взносов, о

процедуре выработки решений по различным вопросам, а также представлять

ежегодный финансовый отчет. При регистрации требовались показания под

присягой, что никто из местных и центральных работников данного союза не

является коммунистом. Такие же индивидуальные показания под присягой закон

устанавливал для каждого профсоюзного работника.

Наконец, закон Тафта-Хартли объявил незаконной систему “закрытой

мастерской”. Правда, он разрешил существование “союзной мастерской”, но

санкционировал и взял под защиту федерального законодательства действия

законодательных

6. Новое соотношение мировых сил

6.1. НАТО

Во внешней политике второе президентство Трумэна проходило под флагом

усиления международной напряженности, обострения советско-американских

отношений.

4 апреля 1949 г представители 12 правительств подписали в Вашингтоне

договор о североатлантическом военном союзе, названным НАТО. Его подписали

США, Канада и 10 западноевропейских стран. Вашингтон оказывал сильное

давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранявшая нейтралитет в двух мировых

войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подготовки

третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и

Турцию... североатлантическими государствами и добились включения их в

НАТО. Впоследствии (в 1955 г) по настоянию американцев полноправным членом

этого военного союза официально стала и Западная Германия.

В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала

оставаться центральным, самым важным из них, приковывавшим к себе основное

внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную

политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой социалистической

системой, с национально-освободительным и революционным движением во всем

мире.

Некоторые политические деятели США интерпретировали создание НАТО как

распространения “доктрины Монро” на Европу. Сенатор Тафт писал, что это

является характерной чертой североатлантического пакта. Но “доктрина Монро”

не была военным союзом, не была даже договором. Формально она появилась как

односторонняя декларация президента США против вмешательства великих держав

Европы во внутреннюю жизнь стран Нового Света. Другое дело-эволюция этой

доктрины, ее превращение в орудие реакции и империализма, в орудие

дипломатии доллара. В защиту “доктрины Монро” США никогда не воевали с

великими державами Европы, не воевали даже тогда, когда европейские державы

явно нарушали эту доктрину.

6.2. “4-й пункт”

Трумэн в речи, произнесенной в день начала второго срока его

президентства, к которой он официально сообщил о создании Северо-

Атлантического пакта, выдвинул программу из четырех пунктов так называемой

американской помощи другим государствам. ;-й пункт предусматривал сильное

увеличение роли американского капитал в экономике развивающихся стран. В

дальнейшем проекты этой помощи, законодательство и дебаты о ней часто

обозначались словами: “4-й пункт”.

“План Маршалла” ставил своей задачей подкрепление пошатнувшихся

позиций капитализма в Западной Европе. “4-й пункт” программы Трумэна,

провозглашенный в период развала колониальной системы империализма, в дни

исторических побед китайской народной армии, роста и укрепления своего

лагеря социализма, ставил своей целью содействие развитию бывших

колониальных и зависимых стран по капиталистическому пути, обеспечивающему

экспансию и господство доллара в этих странах.

Трумэн подчеркивал, что “4-й пункт” его программы выражает

практические меры против роста влияния коммунизма, и подтверждал, что идея

“4-го пункта” появилась на два-три года раньше, чем она была опубликована.

Она зародилась вместе с возникновением “плана Маршалла”.

Оба эти мероприятия носили сугубо политический характер. И “план

Маршалла” , и “4-й пункт” были задуманы как оружие в “холодной войне”. Но,

подобно тому как Маршалл пытался 5 июля 1947 г. в Гарвардском университете

преподнести в свой план в качестве чисто экономического и

филантропического мероприятия, так и его преемник в государственном

департаменте Ачесон 30 марта 1950 г. перед комиссией по иностранным делам

сенат пытался изобразить “4-й пункт” в качестве плана решения экономических

и технических задач.

6.3. Интервенция в Корею

Образованное летом 1948 г. в Сеуле, зоне оккупации вооруженных сил

США, проамериканское южнокорейское правительство открыто говорило о

намерениях силой распространить свою власть на Северную Корею. Это

вынуждало Корейскую Народную-Демократическую Республику готовиться к отпору

и постоянно быть на страже, рассматривать каждый пограничный конфликт как

начало осуществления намерений правительства Сеула.

Когда в конце июня 1950 г. на территории Кореи развернулись военные

действия, войска южнокорейского правительства оказались деморализованными:

они не желали воевать за ставленников США. К концу второго дня военных

действий Макартур в телеграмме Трумэну сообщал : “Людские потери Южной

Кореи в итоге сражения свидетельствуют об их недостаточной способности к

сопротивлению и нежелании воевать. Мы считаем, что полный крах неизбежен”.

После первого сильного удара армия южнокорейского правительства

быстро покатилась на юг. “8 июня войска Корейской Народной-Демократической

Республики

заняли Сеул. В начале августа в их руках находилась уже вся Южная Корея

за исключением небольшого клочка земли на юго-западе у Пузана. Военные

действия приближались к своему завершению. Создались условия для

образования в Корее единого независимого демократического государства. Но

вооруженное вмешательство США ввергло Корею в длительную разрушительную

войну. Американские самолеты годами беспощадно бомбили корейские города и

села.

Утром 27 июня 1950 г. Турмэн без, как полагается в таких случаях,

санкций конгресса приказал морским и воздушным силам США оказать помощь

южнокорейским войскам. “Корейская война стала войной Трумэна”, - писал

связи с этим журнал Иельского университета. В тот же день вечером

правительство США, пользуясь временным отсутствием представителя СССР на

заседаниях Совета Безопастности, провело на заседании этого Совета

резолюцию, рекомендующую всем членам ООН оказывать помощь Южнойкорейской

республике.

Таким образом, США, начав вооруженную интервенцию в Корее, оформили

эту интервенцию постфактум под флагом ООН. 8 июля 1950 г. Трумэн назначил

командующего вооруженными силами США на Дальнем Востоке генерала Макартура

главнокомандующим вооруженными силами ООН в Корее. Так называемые

вооруженные силы ООН по своему составу были в основном американскими.

Англия, Франция, Австралия, Турция, Таиланд, Филиппины и еще восемь стран

отправили в распоряжение Макартура лишь незначительные, символические

военные части. 27 июня

1950 г. Трумэн приказал включится в войну только морским и воздушным силам.

К концу же первой недели военных действий Макартуру было разрешено

использовать для этой войны все виды войск США, находившихся в районе

Дальнего Востока.

Правительство Китайской Народной Республики заявило публично и через

дипломатические каналы, что не останется безразличным к приближению к ее

территории враждебных вооруженных сил и что оно вынуждено будет

действовать, если иностранные ( некорейские) войска начнут продвигаться к

северу от 38-й параллели.

10 июля 1951 г. по инициативе Советского правительства начались

переговоры о перемирии в Корее. Переговоры затянулись на два гола и

неоднократно прерывались. Но общие большие наступления со стороны стоявших

друг против друга сухопутных армий не возобновлялись. Перемирие было

подписано 27 июля 1953 г.

За время интервенции в Корее, согласно официальным американским

данным, вооруженные силы США потеряли убитыми в сражениях 33629 человек, а

всего погибшими -54246 человек и 103284 человека ранеными. Потери

американцев ранеными и убитыми в сражениях в Корее составили более половины

их потерь во время первой мировой войны. По американским данным,

южнокорейцы насчитывали убитых и раненых примерно в десять раз больше, чем

войска США.

В конце 1950 и начале 1951 г. вооруженная интервенция США в Корее

серьезно угрожала превратиться в третью мировую войну. Макартур решил

перенести военные действия на территорию Китая и использовать для этой цели

войска Чан Кай-ши.

25 марта 1951 г. он угрожал нападением на Китай с воздуха и с моря. Он

планировал применить против Китая от 20 до 30 атомных бомб. А главарь

южнокорейского марионеточного “правительства” Ли Сын Ман просил Трумэна

разрешить Макартуру сбросить атомные бомбы не только на Китай, но и на

Москву.

Угроза Макартура перенести военные действия на территорию Китая

всполошила европейских союзников США Их недовольство приняло такие размеры,

что руководители Пентагона заговорили об альтернативе: либо Макартур, либо

НАТО. И даже государственный секретарь Ачесон, который одно время

колебался, согласился с мнением тех генералов, которые считали, что курс,

взятый Макартуром, курс на риск войны с Китаем и с СССР, прежде всего

разрушит англо-американский союз.

Длительная послевоенная борьба между двумя ориентациями во внешней

политике США вылилась во время войны в Корее в острый конфликт внутри самих

военных кругов США. Макартур не добился своего в 1951 г., как не добились

своего сторонники превентивной войны в 1947-1948 гг. В 1951 г. разжигание

третьей мировой войны было еще более авантюрным, рискованным и опасным для

капитализма, чем тремя-четырьмя годами раньше. В этом удалось убедить

большинство на комиссиях конгресса США.

Через год, когда Макартур выступил с большой программной речью на

национальном конвенте республиканской партии, в котором он опять заострил

внимание на прошлых спорных вопросах во внешней политике и обвинил

правительство в отсутствии решимости для войны с Китаем, а к нему-уважения,

необходимого для руководства в мировых делах, его речь уже не вызывала на

сенсаций, ни любопытства.

План Макартура не прошел. До третьей мировой войны дело не дошло. НО

вооруженная интервенция США в Корею училища международную напряженность,

чрезвычайно обострила американо-китайские отношения.

6.4. Итоги внешней политики Трумэна

Подводя самые общие итоги внешней политики правительства Трумэна,

напомним, что Трумэн попал в Белый дом в дни победоносного завершения войны

в Европе, менее чем за месяц до капитуляции Германии, в период между

Ялтинской и Потсдамской конференциями, когда народы земного шара ожидали

наступления длительного и прочного мира, согласия и сотрудничества между

великими державами-победителями, союзниками в величайшей в истории войне

против общего врага, угрожавшего человечеству.

Однако уже в первый год своего правления Трумэн отклонил не только

политику дружественных советско-американских отношений его предшественника,

политику, которая после смерти Франклина Рузвельта защищал Генри Уоллес, но

и отказался от умеренных предложений государственного секретаря Бирнса,

направленных к некоторому смягчению напряженности, по инициативе

американского правительства быстро нараставшей в отношениях между США и

СССР.

В декабре 1945 г., когда Бирнс в Москве вел переговоры на совещании

министров иностранных дел трех держав, Трумэн в Вашингтоне в послании

конгрессу провозгласил план американского руководства миром. Когда Бирнс,

вернувшись в Вашингтон, доложил президенту об успешном окончании

Московского совещания Трумэн в ответ на это заявил, что России необходимо

противопоставить кулак “железный кулак и сильные выражения”.

После этого Трумэн участвовал в подготовке провокационного

выступления Черчилля в Фултоне. Через год он опубликовал свою “доктрину”,

означавшую не только вмешательство США во внутреннюю жизнь стран Ближнего

Востока, но и превращение Вашингтона в мирового жандарма. Все это

сопровождалось “атомной дипломатией”. Затем последовали интервенции США в

Китай, подготовка военных союзов, строительство американских военных баз во

всех частях света и другие агрессивные мероприятия, названные в

совокупности “холодной войной”, в которую Вашингтон втягивал Западную

Европу и Южную Америку Ближний и Дальний Восток.

Второе президентство Трумэна началось созданием главного военного

агрессивного союза Вашингтона - НАТО. В дальнейшем оно “отличалось”

бесславной интервенцией В Корею и нависшей угрозой третьей мировой войны.

Хотя Трумэн по настоянию его военных и гражданских советников тогда не

пошел на риск общего мирового побоища, он не отказался от разжигания

третьей мировой войны, хранил втайне, как мы видели, соответствующий план.

Однако ход мирового развития, вопросы войны и мира, судьбы

человечества решали не тайные планы и соглашения Трумэна, не

дипломатическая игра премьера лейбористского правительства Эттли во время

его переговоров в Белом доме, не конфликт Макартура с Пентагоном, а

соотношение в новой расстановке сил на мировой арене.

6.5. Поражение демократов

С начала 1952 г. политическая жизнь страны с каждым месяцем все

больше сосредоточивалась вокруг выборной кампании.

Президентская кампания 1952 г. занимает особое место в политической

истории США, в борьбе за правительственную власть между республиканцами и

демократами.

Престиж правительства Трумэна в стране резко упал.

Пятилетние итоги “холодной войны” оказались безотрадными. К началу

1952 г. США ( по стравленную с 1947 г.) ослабили свои международные

позиции. За это время изменилось соотношение сил на мировой арен: США

лишились монополии на атомное оружие и потерпели исключительное по своим

размерам и последствиям поражение в Китае. Компенсация, которую Вашингтон

пытался получить в Западной Европе созданием и финансированием НАТО, не

вызывала энтузиазма ни в Европе, ни в Америке. Наконец, в довершение всего

правительство Трумэна втянуло страну в длительную, непопулярную, опасную

для США и безнадежную войну в Корее.

У республиканцев впервые за 20 лет появились реальные перспективы на

возвращение в Белый дом.

За год до выборов руководящие деятели обеих партий претендовали на

то, чтобы заполучить согласие Д. Эйзенхауэра на выдвижение его кандидатуры

в президенты. Каждая из этих партий считала его своим человеком и каждая

из них была уверена, что этот генерал является тем наиболее популярным

кандидатом, который соберет нужное количество голосов не президентских

выборах.

16 февраля 1952 г. Эйзенхауэр сообщил через генерала Клея, что он

согласен баллотироваться как кандидат в президенты США от республиканской

партии. Эйзенхауэр победил.

Однако Эйзенхауэр не набрал такого большинства поданных голосов, как

кандидаты республиканской партии в 20-х годах и Рузвельт в 30-х годах. В

1920 г. У. Гардинг получил 64% всех голосов, в 1924 г. К. Кулидж - 65%, в

1928 г. Г. Гувер - 59%, в 1932 г Ф.Рузвельт - 59%, а в 1936 г. - 62%. Д.

Эйзенхауэр получил в 1952 г. лишь 55% всех поданных голосов.

Сопоставление выборов в конгресс с президентскими выборами

показывает, что победа 1952 г. принадлежала не республиканской партии, а

лично Эйзенхауэру. Эйзенхауэр получил большинство голосов даже Штате

Иллинойс, где Стивенсон был губернатором, и в родном штате Трумэна-Миссури.

Подобная картина наблюдалась на выборах в конгресс в 18 штатах, в которых

Эйзенхауэр получил большинство голосов.

Итак, республиканцы после 20-летнего пребывания в оппозиции стали

хозяевами федеральной исполнительной власти. Хотя никто не может внятно

сказать, какая разница между обеими партиями, успех республиканцев не

президентских выборах 1952 г расценивался в руководящих капиталистических

кругах США как их большая политическая победа.

7. Первое президентство Эйзенхауэра

7.1. Дуайт Эйзенхауэр

Дуайт Эйзенхауэр-34-й президент США.

У него не было, ни тех черт, ни тех интеллектуальных качеств,

которыми отличались выдающиеся американские президенты. О не ученый, не

энциклопедист и не мыслитель, как Джеферсон. Высказывания Эйзенхайэра не

цитировали, как изречения Линкольна, которые гремели как удары грома и

передавались из уст в уста по штатам страны. Он не мастер доходчивых

лозунгов, как Франклин Рузвельт. Об эйзенхайре не пишут, как о Рузвельте,

что он “величайший оратор своего времени”.Эйзенхайэр относится к тем

“уважаемым” докладчикам, которым аудитория аплодирует больше до начала,

чем после окончания их речей. он никогда не выдвигал новых творческих идей.

Один из его биографов-Уильям Уайт выразился об Эйзенхауре так : “...никогда

не сожжет ни одной ведьмы, но и никогда не загориться ни одной возвышенной

или смелой мечтой.”

Политическая карьера Эйзенхайэра феноменальна. Но партийные

профессионалы США считали его политическим дилетантом. Ему уже исполнилось

60 лет, а он еще не знал, к какой партии примкнуть, еще не решил, от кого

баллотироваться на выборах-от республиканцев или от демократов.

Эйзенхайэр возглавлял правительство в условиях, когда сохранение м

упрочение мира, смягчение или усиление международной напряженности во

многом зависят от политики США, от политики главной, руководящей страны в

лагере капитализма. А в США немало зависит от президента, от главы

государства и правительства 50 штатов. В новых условиях деятельность

президента США и его правительства приобретает особое международное

значение.

Воспитанный в духе преклонения перед богатством, перед преуспевающими

капитанами индустрии, он утверждал, что Америка многим обязана

капиталистам, выступая против классовой борьбы, за классовое

сотрудничество. Довольный своими достижениями, он считал, что каждый должен

сам прокладывать себе дорогу в жизнь. До того, как он стал президентом США,

он высказывался против социального страхования.

На словах он был против государственного вмешательства в

экономическую жизнь. На деле, однако, его правительство активно вмешивалось

в хозяйство. В 1952 г. (еще до того, как его официально выбрали кандидатом

в президенты США) он признал, что правительство не может быть пассивным

наблюдателем экономической жизни страны.

Он говорил тогда, что бедствия, вызываемые экономическим кризисом,

служат топливом для войны, что государство обязано использовать все ресурсы

страны для предотвращения повторения несчастья начала 30-х годов. Во

внутренней политике его считали сторонником “среднего курса”-среднего между

политикой реакционной, трудолюбивой “старой гвардии” республиканской партии

и “нью дил” Рузвельта. Сам он определил “средний курс” таким образом, что

следует заимствовать от каждой стороны любую здравую идею и проводить ее в

жизнь независимо от того, от кого бы она ни исходила. В действительности

же, как это Эйзенхауэр сам отметил в своих мемуаров, уже в первом послании

о положении страны, зачитанном перед конгрессом 2 февраля 1953 г., он

намеревался разъяснить, что не будет продолжателем ни “нового курса”

Рузвельта, ни “справедливого курса” Трумэна. Новый президент публично

отклонил экономические программы своих двух предшественников.

Во внешней политике его слова также не совпадали с его делами.

Со времени окончания второй мировой войны он выражал пацифистские взгляды.

Он утверждал, что война ничего не решает, что попытки разрешить проблемы

человечества путем состязания в силе фатальны. Он неоднократно говорил о

своем стремлении улучшить отношения с СССР, но и в этом вопросе его

средства сплошь и рядом не совпадали со сформулированной им целью.

7.2. Маккартизм

Первые годы президентства Эйзенхауэра, когда Даллес довел “холодную

войну” до максимального напряжения, вошли в историю США как времена

позорного маккартизма.

В США, как и в других империалистических государствах, агрессивная

внешняя политика всегда сопровождалась реакционными мероприятиями внутри

страны. Маккартизм наглядно продемонстрировал это положение. Маккартизм

снял покрывало с США и выставил перед всем миром разрекламированную свободу

Соединенных Штатов в ее наготе, без маски и грима. Все увидели, какую

опасность таят в себе политические нравы этой страны, увидели сущность ее

хваленой демократии, ее близость к грубой милитаристической демагогии и

склонной к фашизму реакции.

Маккартизм-продукт определенной политической атмосферы, создававшейся

в США по мере нарастания и углубления “холодной войны”. Маккарти не создал

ни “холодной войны”, ни ее атмосферы. Напротив, атмосфера “холодной войны”

породила то, что называли маккартизмом.

Через два месяца после прихода в Белый дом, 27 марта 1953 г.,

Эйзенхауэр зачитал на заседании правительственного кабинета письмо,

которое, по его утверждению, отражало общественное мнение страны. Автор

письма считал, что не Эйзенхауэр, а Маккарти фактически руководит

государством.

В 1954 г. 83-й конгресс завершил свою работу принятием нового закона

против Коммунистической партии США. Новый закон назван “актом 1954 г. о

контроле над коммунистами”. Он объявил коммунистическую партию незаконной.

Поэтому закону коммунистическая партия лишается “любых прав, привилегий и

иммунитета, которыми пользуются законные учреждения, действующие под

юрисдикцией Соединенных Штатов”. Это прежде всего означало лишение

коммунистов права выдвигать своих кандитов по крайней мере в национальных

выборных кампаниях.

Закон 1954 г., как и принятый в 1950 г. “закон Маккарэна”, запрещал

коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной

службе в федеральном учреждении и работать на военном заводе.

Закон принятый в дни произвола маккартизма, распространил жесткие

правила на более широкий, фактически на неограниченный круг граждан США. Он

установил 14

признаков, которые служили критериями для определения причастности любого

лица в стране к Коммунистической партии или к коммунистическому движению.

Эти признаки настолько неясны и неточны и в то же время настолько обширны,

что они позволяли распространить правила акта 1954 г. на любого жителя США,

имевшего когда-либо хотя бы отдаленную связь с какой-нибудь прогрессивной

организацией или высказавшегося когда-либо за какое-нибудь прогрессивное

мероприятие.

Одним из 14 признаков, например, является подписание петиции, которую

пропагандируют коммунисты. В 1950 г., как мы видели, 2,5 млн. американцев

поставили свои подписи под петицией о запрещении атомного оружия. все они

подпадали под закон 1954 г.

В дни возвышения Маккарти все в конгрессе и в правительстве избегали

ему прекословить, предпочитали с ним не спорить. Даже кандидат в президенты

США Эйзенхауэр, выступая в 1952 г. в штате Висконсин, приспособил

содержание своей речи в Милуоки, а в известной мере и форму, к запросам и

вкусам Маккарти-сенатора из этого штата. Эйзенхауэр говорил о своей

общности интересов с Маккарти.

В сенате в начале 50-х годов Маккарти установил свои правила.

Однажды, будучи недоволен ходом обсуждения вопроса об ассигнованиях, он

выхватил молоток у председателя и сам вел до конца заседание. Председатель

не протестовал.

Летом 1955 г. Маккарти внес свою последнюю резолюцию в сенат.

Резолюция обязывала правительство США поставить на совещании в верхах в

Женеве вопрос об изменении существующего строя в странах, вставших на путь

строительства социализма. Резолюция была отклонена большинством в 77

голосов против 4.

В конгрессе Маккарти бойкотировали и игнорировали. В сенате каждый

раз, когда он появлялся на трибуне, сенаторы оставляли зал заседания,

пустовала и галерея для представителей печати. Его также игнорировал и

президент США. В 1955 г. на большой прием в Белый дом были приглашены все

члены обеих палат конгресса, кроме сенатора Маккарти.

Маккарти считал, что друзья и поклонники изменили ему. Особенно

чувствительно для него было “предательство” со стороны вице-президента

Никсона, которому Маккарти всегда доверял.

Маккарти спился. Более чем за полтора года до истечения положенного

срока пребывания в сенате ( 2 мая 1957 г.) на 48-м году жизни он скончался.

Маккарти умер. Но маккартизм остался, остались те силы,

благоденствуют те реакционеры, которые его поддерживали и финансировали. И

каждый раз, когда этим реакционным силам удается обострить международную

обстановку, маккартизм дает о себе знать.

8. В годы спутников Земли

и космических кораблей

8.1. Экономическое соревнование двух систем

С начала президентства Эйзенхауэра американская печать,

государственные и политические деятели Вашингтона все больше внимания стали

уделять экономической борьбе двух социальных систем. На конференциях

американских банкиров и промышленников, в капиталистических и партийных

клубах все чаще произносились слова “экономическая холодная война”.

15 октября 1957 г. вице-президент США Никсон в своем выступлении в

Сан-Франциско утверждал, что экономический прогресс Советского Союза и

успешно развивающиеся экономические отношения СССР со странами Азии и

Африки потенциально более опасны для капитализма, чем межконтинентальные

баллистические ракеты. Межконтинентальные ракеты, говорил он, возможно,

никогда и не будут пущены в действие, а экономический прогресс СССР и

расширение его экономических отношений с нейтральными странами - “реальный

процесс”.

В январе 1958 г. Эйзенхауэр в послании конгрессу США, признавая

большое значение экономического соревнования двух систем, заявил: “Мы

должны признать растущую мощь Советского Союза в экономической области...

Вызов в этой области нельзя игнорировать без самого серьезного риска для

нашего образа жизни... Вопрос заключается в том, сумеет ли система

свободной конкуренции, отстаиваемая нами, успешно принять на международной

экономической арене вызов, брошенный советскими лидерами.”

Проблема экономического соревнования главнейших стран социализма и

капитализма, анализ и сравнение развития и перспектив экономии Соединенных

Штатов и Советского Союза стали предметом пристального внимания, ряда

научных институтов и специальных ассоциаций крупного американского

капитала, конференций промышленников и банкиров, партийных съездов,

правительства и конгресса и, конечно, Центрального разведывательного

управления США.

Эксперт по СССР Шварц в своем выступлении в подкомиссии конгресса

критиковал шефа ЦРУ А. Даллеса за то, что он все расчеты об экономических

перспективах США и СССР приспосабливает к 1970 г. Он заявил: “Только если

мы останавливаемся на 1970 г., мы еще можем получить какую-то успокаивающую

нас статистику. Если вы сделаете такие же расчеты для 1980 и 1990 г., какие

были сделаны для 1970 г., то увидите, что в какое-то время после 1970 г.,

даже при самых благоприятных для нас условиях, Советский Союз обгонит нас.

Он обгонит нас потому, что у него больше людей, больше территории и больше

ресурсов, не говоря уже, конечно, о том, что у него есть воля обогнать нас.

Наши же действия временами очень напоминают вырвавшегося вперед бегуна,

истратившего свои силы”.

Разумеется, сроки, необходимые Советскому Союзы, для того чтобы его

производство превысило американское как абсолютно, так и на душу населения,

зависят от темпов развития народного хозяйства не только в СССР, но и в

США. В СССР темпы заданы планами: и можно сказать, что они почти

выполнялись, а в США же перспективы развития народного хозяйства совершенно

неопределенны. Другими словами, весь вопрос сводится к тому, каков будет

уровень производства в США и что произойдет в американской экономике в

грядущие годы.

В СССР в этот момент истории развитие народного хозяйства превышало,

даже при самом осторожном подсчете , в 2-3 раза темпы роста экономики США,

следовательно экономическое соревнование двух систем в тот момент было в

пользу

социализма.

Успехи социализма в экономическом соревновании с капитализмом служили

основой дальнейшего неуклонного изменения соотношения сил в пользу

социализма. Рост могущества стран социалистического содружества ослабил

влияние воинствующих деятелей в республиканской партии, выступавших на

выборах 1952 г. с программой восстановления капитализма и пришедших в

начале 1956 г. к власти по лозунгом “отбрасывая”. На выборах 1956 г. они

вынуждены были разговаривать менее воинственно, иногда даже переходить к

сравнительно мирному языку.

8.2. “Потепление” и “похолодание”

Многие американские руководители неоднократно заявляли о большом

значении для дела мира советско-американских отношений. “Американо-

советская дружба, отмечал Эйзенхауэр, - это один из краеугольных камней, на

котором должно быть построено здание мира”.

Советская сторона неоднократно заявляла, что в СССР придают улучшению

отношений между двумя державами большое значение. В начале 1959 года

внеочередной XXI съезд КПСС констатировал : “В деле разрядки международной

напряженности особо важное значение имеет улучшение отношений между США и

Советским Союзом”.

Вместе с тем, признавая улучшения советско-американских отношений,

правящие круги США на практике оказались не готовыми к тому, чтобы

отрешиться от обветшалых догм “холодной войны”. Сказывалась мощная инерция

антисоветского внешнеполитического курса, проводившегося на протяжении

всего послевоенного периода. У руководителей американской внешней политики

все еще сохранялись иллюзии о возможности силового решения проблем советско-

американских отношений.

Однако эти иллюзии постепенно ослабевали по мере изменения

соотношения сил между СССР и США, формирования военно-стратегического

паритета.

В августе 1959 года было опубликовано сообщение о договоренности

относительно обмена визитами глав правительств СССР и США. Во исполнение

этой договоренности в сентябре 1959 года состоялся официальный визит в США

Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева. Эта поездка вызвала

большой интерес у американской общественности. В коммюнике мнениями об

итогах переговоров отмечалось, что стороны обменялись мнениями по широкому

кругу международных вопросов, требующих безотлагательного решения, в том

числе о всеобщем разоружении и о ликвидации последствий второй мировой

войны. Были затронуты также вопросы о торговле и расширении контактов между

СССР и США.

В дальнейшем, в декабре 1959 года, по дипломатическим каналам было

достигнуто соглашение о созыве в Париже в середине мая 1960 года совещания

глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции.

Однако наметившаяся тенденция оказалась непрочной и недолговечной.

Инерция “холодной войны”, рецидивы “силовой политики” вскоре дали о себе

знать. 1 мая 1960 года в нарушение всех норм международного права

американский самолет-шпион У-2 нарушил воздушное пространство СССР и был

сбит под Свердловском. Правительство США не только не принесло своих

извинений за этот провокационный акт, но и заявило, что такие полеты будут

продолжаться. В итоге совещание в верхах в Париже было сорвано. Не была

реализована и договоренность об ответственном визите Эйзенхауэра в СССР.

Опять наступило так называемое “похолодание” во внешнеполитических делах

между СССР и США.

9. Приложения

9.1. Потсдамская конференция

СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание

.........................................................................39

стр.

Сталин встречается с Трумэном .......................................39

стр.

Специфика обстановки

......................................................40 стр.

День первый

........................................................................42

стр.

Дилемма атомной бомбы

..................................................43 стр.

В кулуарах конференции

...................................................45 стр.

1945 или 1947

......................................................................45

стр.

Неудавшаяся атака Трумэна ............................................46

стр.

Продолжение дискуссии

...................................................48 стр.

Сталин встречается с Трумэном.

17 июля ровно в 12 часов дня лимузин главы Советского правительства

остановился у подъезда "малого Белого Дома" в Бабельсберге. Ближайшие

помощники президента Г. Воган и Дж. Вордеман вышли навстречу гостям. И.

В. Сталин был в форме генералиссимуса, с белым кителем с большими

золотисто-красными эполетами. Ему только что было присвоено это высшее

воинское звание. В знак признания успехов и исторических побед Красной

Армии в Великой Отечественной войне. Вместе со Сталиным прибыл В.

Молотов и, в качестве переводчика, советник Наркоминдела С. А.

Галунский.

В ходе состоявшейся беседы Трумэн и Сталин обсудили повестку дня

конференции, причем Сталин внес несколько дополнений, включая вопрос о

режиме Франко в Испании. Трумэн, как бы пропустив мимо ушей замечание

относительно Франко, спросил, в котором часу, по мнению Сталина, было бы

удобно встретиться на первом пленарном заседании. Сталин ответил, что

Молотов и Иден договорились о 17 часах сегодня, 17 июля. Бирнс в шутку

напомнил о хорошо известной привычке Сталина работать по ночам и вставать

поздно на следующий день. Сталин в тон ему ответил, что его привычки по

окончании войны изменились.

-- Что касается режима Франко, -- уже серьезным тоном продолжал

Сталин, -- то я хотел бы разъяснить мою точку зрения. Франкистский режим

не явился результатом внутреннего развития в Испании. Он был навязан

Испании Германией и Италией и поэтому представляет опасность для

Объединенных Наций. Режим Франко опасен и вреден, поскольку в Испании

предоставляют убежище различным осколкам фашизма, поэтому мы думаем, что

надо покончить с этим режимом...

Трумэн как бы невзначай заметил, что он уже встречался с

Черчиллем. Сталин реагировал на это спокойно. Он лишь упомянул, что

позиция англичан недостаточно ясна относительно войны в Японии. что

касается русских и американцев, продолжал Сталин, то они выполнят свои

обязательства.

Специфика обстановки

Советский Союз добился принятия конференции совместных решений о

денацификации, демократизации и демилитаризации Германии как единого

целого. Известно, что США и Англия в годы войны разработали план

расчленения Германии на несколько отдельных государств, преимущественно

сельскохозяйственного характера. Тем самым Вашингтон и Лондон

Рассчитывали одним махом покончить с опасным конкурентом и создать

благоприятные условия для империалистичных махинаций в центре Европы.

Этим планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала

занимал в отношении к ним отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г.

в День Победы, глава Советского Правительства И. В. Сталин заявил, что

Советский Союз "не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию". В

утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и

экономических принципах для руководства при обращении с Германией в

начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное

разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-

социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистский

учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской

деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции

германской политической жизни. В разделе об экономических принципах

четко указывается, что Германия должна рассматриваться как единое

экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать

с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической

силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и

других монополистических соглашений".

В дальнейшем западные державы пошли на срыв достигнутой

договоренности. Столкнувшись с невозможностью использовать всю

Германию в своих империалистических целях, они решили вопреки

духу и букве потсдамских соглашений превратить ее западную часть в

плацдарм готовившейся агрессии против СССР. Был взят курс на

ремилитаризацию Западной Германии и включении ее в военный блок НАТО.

Тогда Советский Союз создал в восточной части страны Социалистическое

государство Германскую Демократическую Республику.

Для Советского союза треть встреча руководителей трех

держав антигитлеровской коалиции имело особое значение. В основе

Советской дипломатии была та же линия, которую Советский Союз

проводил на протяжении всей своей истории. Трехсторонние соглашения,

заключенные на конференциях глав правительств и на других международных

форумах в годы совместных боевых действий, отражали интересы

каждой из сторон. Разумеется, западные державы и тогда имели свои

взгляды как на конкретные проблемы ведения войны, так и на

послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против

общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения

согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все

это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный

компромисс. Важное значение имело и то, что во главе

правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий

политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не

раз способствовал принятию в конечном счете разумного решения по самым

острым вопросам.

Важнейшими политическим итогом практики сотрудничества

держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что многие западные

деятели, прежде всего американские, продемонстрировали готовность

сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный

период на равноправной основе. В какой мере был готов к такому

решающему повороты Черчилль -- вопрос особый. Но он так или иначе

оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики.

Президент Рузвельт и его единомышленники приложили немало усилий к

тому, чтобы еще до окончания войны заложить основу политического и

экономического послевоенного сотрудничества. Но сменившееся в Вашингтоне

руководство начало поворачивать руль американской политики в другую

сторону. Положительное решение, которое в конечном счете приняла

Потсдамская конференция, были достигнуты прежде всего благодаря упорной

борьбе советской дипломатии. Новое американское руководство не решилось

порвать тогда с практикой военного сотрудничества, видимо потому, что

чувствовало себя еще не совсем уверенно: новая администрация пришла к

власти лишь за несколько месяцев до Потсдамской конференции.

Итак, особенность Потсдамской конференции заключается в том, что,

хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и

ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции,

такая возможность была утрачена еще до начала ее работы. Двое из трех

ее участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в

Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение

похоронить саму идею/ сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути

конфронтации с социалистической державой. Вопреки планам,

разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу,

направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых

проблем. Они были озабочены приобретением "позиции силы", с которой

могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю.

Все же на том этапе правительство Трумэна еще не решалось открыто

провозгласить свой новый курс и приняло участие в Потсдамской

конференции. На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР

слишком шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых,

Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнется на

сильное сопротивление внутри страны.

Известно, что для согласия необходимо стремление к этому по крайней

мере двух партнеров, для ссоры -- достаточно воли одной стороны. Причем

тот, кто поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в

соответствующих силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение

уповали на силу атомного оружия. Направляясь в Потсдам, американский

президент с нетерпением ждал сообщения об испытании первой атомной бомбы.

На борт крейсера "Августа", который вез его через Атлантику, регулярно

шли шифровки о ходе подготовки к испытании в Нью-Мексико.

День первый.

17 июля около 5 часов после полудня в тенистый тихий парк дворца

Цецилиенхоф огласился шумом моторов и скрежетом тормозов: участники

Потсдамской конференции съезжались на первое пленарное заседание.

Англичане прибыли раньше всех. Через несколько минут прибыла группа

Трумэна, вслед за ней подъехали машины с Советской делегацией.

Непосредственно за столом в креслах с высокими спинками

расположились главы делегаций, а в обычных креслах -- их ближайшие

советники. Журналистам и фотокорреспондентам было предоставлено 10

минут, чтобы заснять это историческое событие. После того как они

покинули зал, было предложено избрать председателем конференции Трумэна.

Первое заседание началось с согласования повестки дня конференции.

Трумэн предложил рассмотреть вопрос о создании специального совета

министров иностранных дел, для урегулирования вопроса о мирных

переговорах. Далее он сказал о необходимости обсудить и утвердить

принципы, которыми должен руководствоваться Контрольный совет для

Германии. Перейдя к вопросу об обязательствах, взятых союзными

державами на Ялтинской конференции, президент отметил, что многие из этих

обязательств остаются невыполненными, в частности, что касается

Декларации об освобожденной Европе. Трумэн предложил, чтобы настоящая

конференция рассмотрела этот вопрос. Прием Италии в Организацию

Объединенных Наций президент также поставил в ряд проблем, принадлежащих

обсуждению.

Излагая свои соображения по повестке дня, Сталин сказал, что

следовало бы обсудить вопрос об восстановлении дипломатических отношений

с бывшими сателлитами Германии. Необходимо также поговорить о режиме в

Испании. Затем глава Советского правительства упомянул проблемы

Танжера, Сирии и Ливана как возможные темы обсуждения. Что касается

польского вопроса, то, по мнению Сталина, его необходимо обсудить в

аспекте решения тех вопросов, которые вытекают из факта установления в

Польше национального правительства национального единства и

необходимости, в связи с этим, ликвидация эмигрантского польского

правительства в Лондоне.

Эти предложения не вызвали возражений.

Участники встречи, по предложению Трумэна, договорились начинать

пленарное заседание не в 5, а в 4 часа после полудня.

-- Если это принято, -- сказал Трумэн, -- отложим рассмотрение

вопросов до завтра до четырех часов дня.

Но перед тем, как заседание было закрыто, произошел любопытный

диалог:

"СТАЛИН. ...Только один вопрос: почему господин Черчилль отказывает

русским в получении их доли германского флота?

ЧЕРЧИЛЛЬ. Я не против. Но раз задаете мне вопрос, вот мой ответ: флот

должен быть потоплен или разделен.

СТАЛИН. Вы за потопление или за раздел?

ЧЕРЧИЛЛЬ. Все средства войны -- ужасные вещи.

СТАЛИН. Флот нужно разделить. Если господин Черчилль предпочитает

потопить флот, -- он может потопить свою долю, я свою долю топить не

намерен.

ЧЕРЧИЛЛЬ. В настоящее время почти весь германский флот в наших

руках.

СТАЛИН. В том то и дело, в том то и дело. Поэтому и надо нам

решить этот вопрос." Советское правительство уже имело неприятный опыт с

итальянскими трофейными судами, захваченными западными державами.

Естественно, что оно сочло необходимым проявить такую настойчивость в

отношении германского флота.

Дилемма атомной бомбы.

18 июля в 1 час 15 минут дня президент Трумэн прибыл на виллу

Черчилля. Британский премьер пригласил его на ланч. Трумэн захватил с

собой только что поступившую из Вашингтона телеграмму о результатах

испытания атомной бомбы в Нью-Мексико. Ознакомив Черчилля с его

содержанием, президент поднял вопрос о том, что и как следует сообщить по

этому поводу Сталину.

Трумэн считал, что если ознакомить советских представителей с

подробностями взрыва, то это лишь ускорит их вступление в войну против

Японии, чего он вообще предпочел бы избежать. Оба западных лидера

полагали, что поскольку больше нет нужды в советской помощи на Дальнем

Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это

в дальнейшем могло иметь отрицательные последствия. Вставал кардинальный

вопрос: каким образом и что именно сказать Сталину. Взвесив различные

возможности, собеседники пришли к тому, что лучше всего рассказать о

бомбе невзначай, как бы мимоходом, когда Сталин Будет отвлечен какими-то

своими мыслями.

Западных лидеров особенно тревожило то, как бы Япония не объявила о

капитуляции по советским дипломатическим каналам прежде, чем американцы

успеют "выиграть" войну. Черчилль рассказал Трумэну о пробных шагах

японцев, о чем Сталин сообщил накануне британскому премьеру. Суть этих

шагов сводилась к тому, что Япония не может принять безоговорочной

капитуляции, но готова согласиться на другие условия.

Черчилль предложил выложить требования о безоговорочной капитуляции

каким-то иным способом, так, чтобы союзники получили в основном то, чего

они добиваются, и в тоже время дали бы японцам какую-то возможность

спасти свою военную честь. Трумэн, не задумываясь отклонил это

предложение. Он опасался, что в случае какой-то модификации требования о

безоговорочной капитуляции Японии японцы сдадутся через посредничество

Москвы и тогда победа может выскользнуть из американских рук.

Как видно из мемуаров Черчилля, весь этот разговор произвел на него

неприятное впечатление. Он почувствовал решительность и агрессивность

нового президента, который в условиях возросшей силы Соединенных Штатов

хотел вести дела так, как будто наступил "американский век".

Черчилль предложил использовать совместно средства обороны, которые

разбросаны пол всему миру. Великобритания сейчас меньшая держава, чем

Соединенные Штаты, продолжал премьер-министр, но она может дать многое из

того, что у нее еще осталось от великих дней империи.

Трумэн насторожился: ему показалось, что Черчилль слишком уж быстро

идет на договоренность.

Трумэн рассчитывал, что США будет играть главную роль в Объединенных

Нациях и во всем мире. И помочь ему в достижении этой цели должна была

американская монополия на атомную бомбу.

Трумэну не терпелось дать понять советской стороне, что за козырь

зажат у него в кулаке. Выждав несколько дней, он 24 июля сразу по

окончании пленарного заседания, осуществил намеченный ранее план. Он

ограничился замечанием самого общего характера. Трумэн подошел к Сталину

и сообщил ему, что Соединенные Штаты создали новое оружие необыкновенной

разрушительной силы. Премьер Черчилль и государственный секретарь Бирнс

находились в нескольких шагах и пристально наблюдали за реакцией Сталина.

Он сохранил поразительное спокойствие. Трумэн, Черчилль и Бирнс пришли к

заключению, что Сталин не понял значения только что услышанного.

В действительности же Сталин не подал виду, что понял. Маршал Г. К.

Жуков, также находившийся в Потсдаме, вспоминает: "Вернувшись с

заседания, И. В. Сталин в моем присутствии рассказал Молотову о

состоявшемся разговоре с Трумэном.

Молотов тут же сказал:

-- Цену себе набивает.

Сталин рассмеялся:

-- Пусть набивает. Надо будет сегодня же переговорить с Курчатовым об

ускорении нашей работы.

Я понял, что речь идет о создании атомной бомбы."

Трумэн был явно в растерянности. Его обескураживало то, что первая

попытка атомного шантажа прошла мимо цели. Советская делегация держала

себя так же как и прежде: будто бы ничего не произошло. Трумэн

по-прежнему хотел, не теряя времени, воспользоваться преимуществами,

которые, как ему представлялось, давало Соединенным Штатам обладание

атомным оружием. Вместе с тем он не решался слишком раскрывать карты:

новое оружие еще не применили на поле боя. Он дал указание представителям

военного командования сбросить бомбу над Японией как можно скорее, но не в

коем случае не раньше того, как он покинет Потсдам. Трумэн хотел к тому

времени "находиться подальше от русских и вопросов и быть на пути домой

прежде чем упадет первая бомба".

Можно считать, что Трумэну в Потсдаме так и не удалось реализовать

"атомное преимущество".

В кулуарах конференции.

Помимо переговоров, проходивших на пленарных заседаниях, главу трех

правительств вели интенсивны обмен мнениями и входе неофициальных встреч

или, как принято выражаться, в кулуарах конференции.

Днем 18 июля Трумэн решил нанести короткий визит Сталину в ответ на

его посещение "малого Белого дома" накануне. Во время этой встречи Сталин

передал Трумэну копию послания японского императора, полученную Советским

Правительством через посла Японии в Москве. Трумэн сделал вид, что

читает. Но он уже знал о послании из недавней беседы с Черчиллем. Сталин

хотел прощупать, в какой степени президент уже осведомлен Черчиллем и

выяснить, убеждал ли британский премьер президента в целесообразности

изменения формулы о безоговорочной капитуляции Японии.

Сталин спросил собеседника, стоит ли отвечать на обращение японцев.

Трумэн прямо не ответил, но заметил, что не верит в добрую волю японцев.

Вечером того же дня, 18 июля Сталин пригласил британского премьера на

поздний обед. Впоследствии Черчилль подробно описал эту встречу. Он

отметил в своем дневнике, что Сталин был в очень хорошем расположении

духа. Британский гость принес с собой коробку больших бирманских сигар,

которые сам очень любил. Принимая подарок, Сталин заметил, что теперь

курит гораздо меньше чем прежде и порой просто по старой привычке просто

посасывает пустую трубку.

За обеденным столом Сталин видимо хотел сделать гостю приятное.

Поскольку британский премьер тогда особенно тревожился за исход

предстоявших парламентских выборов, Сталин выразил надежду, что Черчилль

одержит победу. Видимо он считал сомнительным, чтобы военный лидер,

приведший страну к победе, мог быть в момент триумфа отвергнут

избирателями. Впрочем Черчилль, хорошо зная настроение в Англии, далеко

не был уверен в успехе. Он попросил сделать перерыв в работе Потсдамской

конференции с тем, чтобы съездить с Эттли в Лондон, где им предстояло

узнать результаты выборов.

Консерваторы потерпели поражение, и в Потсдам вернулся Эттли и новые

деятели. Министром иностранных дел Великобритании стал Бевин. Впрочем

внешнеполитическая линия лейбористского премьера, по существу, никем не

отличалась от черчиллевской.

Поскольку в результате победы на парламентских выборах Эттли пришлось

сформировать новый кабинет, он задержался в Лондоне на день дольше, и

конференция возобновилась не 27, а 28 июля.

1945 или 1947.

На пленарном заседании 18 июля предусмотрение политических полномочий

контрольного совета в Германии, Черчиллем внезапно был поднят вопрос: что

следует понимать под Германией?

Трумэн сразу же подключился к этой теме:

-- Как понимает этот вопрос Советская делегация?

Глава Советской делегации почувствовав, что западные лидеры затевают

новую интригу, твердо ответил:

-- Германия есть то, чем она стала после войны. Никакой другой

Германии сейчас нет. Я так понимаю этот вопрос.

Трумэн все же продолжал стоять на своем. Он вновь сказал, что должно

быть дано определение понятия "Германия".

Трумэн сказал, сто, может быть, все же следует говорить о Германии

какой она была до войны в 1937 году.

-- Формально можно так понимать, по существу это не так, -- заметил

Сталин. -- Если в Кенигсберге появится немецкая администрация, мы ее

прогоним.

Трумэн не отступал. Он напомнил, что на Крымской конференции было

установлено, что территориальные вопросы должны быть решены на мирной

конференции. Упоминая о мирной конференции, президент США сделал это лишь

для отвода глаз, ибо уже решил, что мирной конференции быть не должно.

Впрочем, такая ссылка предоставляла американской делегации возможность

откладывать в долгий ящик те вопросы, по которым Вашингтон не хотел

договариваться с Советским Союзом. Дальнейший обмен мнениями по этому

вопросу изложен в протокольной записи следующим образом:

"ТРУМЭН. Может быть мы примем в качестве исходного пункта границы

Германии 1937 года?

СТАЛИН. Исходить из всего можно. Из чего-то надо исходить. В этом

смысле можно взять 1937 год. Это просто рабочая гипотеза для удобства

нашей работы.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Только как исходный пункт, это не значит, что мы этим

ограничимся."

Как стало ясно в дальнейшем, настойчивость западных держав в этом

вопросе была связана отнюдь не только с германской проблемой. Тут нашли

отражение далеко идущие цели США, а также, в определенной мере и Англии,

относительно всего послевоенного устройства. В первую очередь в отношении

западной границы Польши.

Неудавшаяся атака Трумэна.

После того, как 21 июля президент Трумэн ознакомился с поступившим из

Вашингтона подробным отчетом генерала Гровса о результатах испытания

атомной бомбы в Нью-Мексико, он впервые по-настоящему осознал, каким

грозным оружием обладают теперь Соединенные Штаты.

В тот же день, 21 июля, во время пленарного заседания, Трумэн

попытался предпринять атаку против Советского Союза избрав поводом вопрос

о новой западной границе Польши.

Выдержки из протокольной записи:

"ТРУМЭН. Разрешите мне сделать заявление относительно западной

границы Польши. Ялтинским соглашением было установлено, что Германская

территория оккупируется войсками четырех держав -- Великобритании, СССР,

США И Франции, которые получают каждая свою зону оккупации. Но сейчас,

по-видимому, еще одно правительство получило зону оккупации, и это было

сделано без консультации с нами. Если предполагать, что Польша должна

явиться одной из держав, которой отводится своя зона оккупации, об этом

следовало бы договориться раньше. Нам трудно согласиться с таким решением

вопроса. Я дружественно отношусь к Польше, и полностью соглашусь с

предложением Советского правительства относительно ее западных границ, но

для этого будет другое место -- мирная конференция.

СТАЛИН. В решении Крымской конференции было сказано, что главы трех

правительств согласились, что восточная граница Польши должна пойти по

линии Керзона. Что касается западной границы, было сказано, что Польша

должна получить существенные приращения своей территории на севере и

западе, но окончательное определение западной границы Польши

будет отложено до мирной конференции.

ТРУМЭН. Но у нас не было и нет никакого права предоставлять Польше

зону оккупации.

СТАЛИН. Польское правительство национального единства выразило свое

мнение относительно западной границы. Его мнение теперь всем нам

известно.

ТРУМЭН. Господин Бирнс только сегодня получил заявление польского

правительства. Мы с ним еще не успели как следует ознакомиться."

Но дело было вовсе не в том, что американская делегация не успела

изучить это предложение. Они вообще мало интересовали Трумэна. Его цель

заключалась в другом -- продемонстрировать твердость по отношению к

Советскому Союзу. Теперь он уже был готов открыто идти на срыв

достигнутых ранее договоренностей, хотел показать что не намерен

считаться с чьим бы то ни было мнением, если оно не устраивало Америку.

"СТАЛИН. Что касается вопроса о том, что мы предоставили

оккупационную зону полякам, не имея на это согласия союзных

правительств, то этот вопрос поставлен неточно. Мы не могли не допускать

польскую администрацию в западные районы, потому что немецкое население

ушло вслед за отступающими германскими войсками на запад. Польское же

население шло вперед, на запад, и наша армия нуждалась в том, чтобы в ее

тылу существовала местная администрация. Наша армия не может одновременно

создавать администрацию в тылу, воевать и защищать территорию от врага.

Она не привыкла к этому.

ТРУМЭН. У меня нет никаких возражений против высказанного мнения

относительно будущей границы Польши. Но мы условились, что все части

Германии должны находиться в ведении четырех держав, и будет очень трудно

согласиться на справедливое решение вопроса о репарациях, если важные

части Германии будут находиться под оккупацией державы, не входящей в

состав этих четырех держав.

СТАЛИН. Что же вас, репарации пугают? Мы можем отказаться от

репараций с чужих территорий, пожалуйста. Что касается этих западных

территорий, то никакого решения об этом не было, речь идет о толковании

крымского решения.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Существует еще вопрос о поставках продуктов питания --

весьма важный вопрос, потому что эти районы являются основными районами,

доставляющими продукты питания для германского населения.

СТАЛИН. А там будет работать, производить хлеб? Кроме поляков там

некому работать. На бумаге это пока немецкие территории. На деле -- это

польские территории, де факто.

ТРУМЭН. Что случилось с местным населением?

СТАЛИН. Население ушло.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Если это так, то получается, что они должны будут питаться

в тех районах, куда они ушли -- я так понимаю, что, согласно плану

польского правительства, одна четверть всех обрабатываемых земель

Германии 19372 года будут отторгнуты от нее. Мы говорили о границе, а

теперь перешли к вопросу о снабжении продовольствием Германии. Но я об

этом упомянул потому, что вопрос о границе создает нам большие

затруднения при разрешении некоторых других вопросов.

СТАЛИН. Все равно Германия без импорта хлеба не обходилась и не

обойдется.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Да, конечно. Но она тем более не будет иметь возможность

кормить себя, если у нее будут отняты восточные земли.

СТАЛИН. Пусть покупают хлеб у Польши.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Мы не считаем, что эта территория является территорией

Польши.

СТАЛИН. Там живут поляки, они обработали поля. Мы не можем

требовать от поляков, чтобы они обработали поля, а хлеб отдали немцам.

В результате настойчивости, убедительной аргументации Советской

делегации удалось в конце концов добиться согласия западных держав, на

приглашение в Потсдам представителя Польского правительства, находившегося

в Варшаве.

Делегацию польского правительства возглавил Берут. Американские и

английские деятели имели с ним обстоятельные беседы. Польские представители

подробно обосновали свою точку зрения относительно западной границы. Она

должна идти от Балтийского моря несколько западнее Свинемюнде, включая

Штетткин в состав Польши, дальше по реке Одер до реки Западная Нейсе, и

по этой реке до границы Чехословакии. Однако представители западных

держав по-прежнему отказывались признать эту линию, пытались добиться

пересмотра договоренности, достигнутой чуть ранее в Ялте.

Дальнейшее обсуждение вопроса о польской западной границе происходило

после перерыва в работе конференции, который был объявлен в связи с

поездкой Черчилля в Лондон. На этот раз польский вопрос был связан с

западными делегациями в один "пакет" с вопросом о репарациях и проблемой

приема новых членов в Организацию Объединенных Наций. В конечном счете по

всем трем проблемам, включая вопрос о польской западной границе в том

виде, как его излагала делегация Польши, была достигнута договоренность.

Соединенным Штатам и Англии так и не удалось добиться пересмотра ранее

принятых решений.

Продолжение дискуссии.

Активно навязывая свою точку зрения, в отношении стран, освобожденных

Красной Армией, представители западных держав в то же время отстранили

Советский Союз от участия в решении проблем, связанных с районами и

государствами, оккупированными американскими и английскими войсками.

Примером может служить обсуждение проблем Италии.

Уже в первый период после капитуляции Италии американские и

английские военные власти старались решать все вопросы в обход советских

представителей в союзной контрольной комиссии. Такую же тактику теперь

пытались проводить и более высокие инстанции. Характерна дискуссия на

Потсдамской конференции вокруг вопроса об опеке. Она возникла после того,

как советская делегация предложила обсудить судьбу колониальных владений

Италии в Африке и на Среди земном море. Вот как это излагается в

официальных протоколах.

"ЧЕРЧИЛЛЬ. Так как вопрос об опеке находится в руках у международной

организации, я сомневаюсь в желательности обмена мнений по этому вопросу

здесь.

СТАЛИН. Из печати, например, известно, что господин Иден, выступая

в английском парламенте, заявил, что Италия навсегда потеряла свои

колонии. Кто это решил? Если Италия Потеряла, то кто их нашел?

ЧЕРЧИЛЛЬ. Я могу на это ответить. Постоянными усилиями, большими

потерями и исключительными победами британская армия одна завоевала эти

колонии.

СТАЛИН. А Берлин взяла Красна Армия."

В конечном счете, вопрос был передан на рассмотрение трех министров

иностранных дел. Независимо от того, что судьба этих территорий сложилась

совсем не так, как рассчитывал Черчилль, интересно отметить его попытки

уклониться от обсуждения с союзниками вопроса об опеке над бывшими

колониями Италии, стремление распорядиться добычей по праву завоевателя,

его поразительное пренебрежение к коренному населению этих территорий.

На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам,

но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные

позитивные решения. Перечень документов, согласованных и утвержденных на

Потсдамской конференции показывает, что был рассмотрен весьма широкий

круг проблем, что предпринятые там решения могли иметь важное значение

для развития всей международной обстановки. Был учрежден Совет министров

иностранных дел; Участники встречи согласовали политические и

экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный

период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о

германском военно-морском и торговом флоте, о передаче Советскому Союзу

города Кенигсберга, и прилегающего к нему района, о предании суду военных

преступников. Были согласованы заявления об Австрии, Польше, о заключении

мирных договоров, приеме новых членов в ООН, о подопечных территориях и

т.д. В официальном сообщении об итогах встречи говорилось, что

конференция "укрепила связи между тремя правительствами и расширило рамки

их сотрудничества и понимания". Было заявлено, что правительство и народы

трех держав -- участников конференции -- "вместе с другими объединенными

нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира".

Значение решений, принятых на Потсдамской конференции, трудно

переоценить.

9.2. Важнейшие даты в истории США

в период с 1940 г. по 1960 г.

1940г. 28 июня принятие закона Смита (закон о регистрации

иностранцев)

1940г. 16 сентября принятие закона об обязательной военной службе

1940г. 17 октября - принятие закона Вурхиса (закон о регистрации

находящихся

од контролем иностранных государств"

организаций,

существляющих политическую деятельность в

США)

1941г. 7 июля - начало высадки американских войск в Исландии

1941г. 14 августа принятие совместной англо-американской

Атлантической

партии о целях борьбы против фашизма, о

послевоенном

устройте мира

1941г. 29 сентября Московская конференция представителей СССР, США

1 октября и Великобритании

1941г. 7 декабря - нападение Японии на Перл-Харбор

1941г. 8 декабря - объявление США войны Японии

1941г. 11 декабря - объявление США войны Германии и Италии

1942г. 1 января - подписание в Вашингтоне Декларации 26

государств об

общей войне против фашистских

агрессоров

1942г. 8 ноября - высадка англо-американских войск в Северной

Африке

1943г. 14-24 января - Касабланская конференция глав правительств США и

Великобритании

1943г. 12-25 мая - Вашингтонская конференция глав

правительств США и

Великобритании

1943г. 25 июня - принятие антистачечного закона Смита-Коннелли

об

урегулировании трудовых конфликтов в

военной

промышленности

1943г. 10 июля - начало высадки англо-американских войск в

Сицилии

1943г. 14-24 августа - первая Квебекская конференция руководителей США и

Великобритании

1943г. 9 сентября - высадка американских войск в Южной Италии

1943г. 22-26 ноября - первая Каирская (англо-американо-китайская)

конференция

1943г. 28 ноября - Тегеранская конференция глав правительств

СССР, США и

1 декабря Великобритании

1943г. 2-7 декабря - вторая Каирская (англо-американо-турецкая)

конференция

1944г. 6 июня - высадка англо-американских войск в Нормандии,

открытие

второго фронта

1944г. 1-23 июля - Бреттон-Вудская конференция представителей 44

государств

1944г. 21 августа - конференция в Думбартон-Оксе (21 августа -

28 сентября

7 октября переговоры вели представители СССР, США и

Великобритании, 29 сентября - 7 октября

переговоры

вели представители США, Великобритании и

Китая)

1944г. 11-16 сентября - вторая Квебекская конференция глав правительств

США и

Великобритании

1945г. 4-11 февраля - Крымская (Ялтинская) конференция руководителей

СССР,

США и Великобритании

1945г. 25 апреля - Сан-Францисская конференция Объединенных

Наций

26 июня

1945г. 16 июля - испытание первой атомной бомбы в Аламогордо

(Нью- Мексико)

1945г. 17 июля - Берлинская (Потсдамская) конференция

руководителей 2 августа СССР, США и Великобритании

1945г. 6 августа - США сбросили атомную бомбу на Хиросиму

1945г. 9 августа - США сбросили атомную бомбу на Нагасаки

1947г. 5 июня - провозглашение "плана Маршалла",

предусматревавшего

восстановление и развитие Европы после

второй мировой

войны путем предоставления ей

экономической помощи

1947г. 23 июня - принятие закона Тафта-Хартли (закон о

регулировании

трудовых отношений)

1947г. 26 июля - принятие закона о национальной безопасности

1947г. 2 сентября - участие США в подписании Межамериканского

договора о

взаимной помощи (так называемый пакт

Рио-де-Жанейро)

1948г. 30 апреля - создание Организации американских государств

(ОАГ)

1949г. 4 апреля - создание Организации Североатлантического

договора (НАТО)

1950-1953гг. - агрессия США в Корее

1950г. 23 сентября - принятие закона Маккарэна-Вуда (закон о

внутренней

безопасности)

1951г. 27 февраля - ратификация XXII поправки к конституции об

избрании

президента не более чем на два срока

1951г. 8 сентября - подписание мирного договора с Японией и

заключение

американо-японского "договора

безопасности"

1951г. 10 октября - принятие закона о взаимном обеспечении

безопасности

1951г. 26 октября - принятие закона Бэттла (закон о контроле над

помощью

в целях взаимной обороны)

1952г. 27 июня - принятие закона Маккарэна-Уолтера (закон

об иммиграции и гражданстве)

1952г. 1 ноября - первое испытание водородной бомбы

1954г. июнь - организация США вооруженной интервенции

наемников

против Гватемалы

1954г. 24 августа - принятие закона Браунелла-Батлера, или

Хэмфри-Батлера

(закон о контроле над коммунистической

деятельностью)

1955г. 18-23 июля - Женевское совещание глав правительств СССР,

США, Англии и Франции

1957г. 9 сентября - принятие закона о гражданских правах

1957г. сентябрь - выступление расистов в Литл-Роке (Арканзас)

против

посещения неграми школ для белых

1958г. 31 января - запуск первого американского искусственного

спутника

Земли

1960г. 19 января - подписание американо-японского договора о

взаимном

сотрудничестве и безопасности

10. Список используемой литературы

Основная часть

В.И. ЛАН США в военные и послевоенные годы.

Г.В. Фокеев История Международных отношений

и внешней политики СССР

А.А. Громыко История внешней политики СССР

Б.Н. Пономарева т.2 1945-1980

И.С. Галкин "Историография новой и новейшей

истории Стран Европы и Америки"

Сивачева Н. "Новая история США, 1917-1972 г."

Язькова Е.

Дипломатический словарь.

История дипломатии т.4

"Current History"(ноябрь 1949 г)

Журнал "Harper's Magazine", июль 1948 г

Американские газеты послевоенных лет: "New York Times",

"Sun",14.IV 1945.

Потсдамская конференция

"История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945"

под ред. Поспелова П. Н.

"Великая Отечественная война. Вопросы и ответы." М., 1990 г.

"Великая Отечественная война. Энциклопедический словарь." М., 1979 г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.