РУБРИКИ |
США в послевоенный период \1945-1960 гг.\ |
РЕКЛАМА |
|
США в послевоенный период \1945-1960 гг.\США в послевоенный период \1945-1960 гг.\[pic] Средняя школа № 1264 г. Москвы. РЕФЕРАТ Тема: США в послевоенный период. (1945-1960 гг.) Выполнил: ученик 11 класса “Б” Ломтев Николай Владимирович Учитель: Скворцова Тамара Александровна 12 января 1997 г. СОДЕРЖАНИЕ: | 1. Вступление: “Почему я выбрал эту тему?”............. |3 стр | | 2. США и вторая мировая война.................................. |4 стр. | | 2.1. Военная |4 стр. | |экономика.......................................... | | | 2.2. Международные конференции....................... |6 стр. | | 3. Основные итоги |11 стр. | |войны............................................... | | | 3.1. Экономические итоги...................................... |11 стр. | | 3.2. |12 стр. | |Милитаризм...................................................... | | | 3.3. Реакция во внутренней политике................... |14 стр. | | 3.4. От изоляционизма к претензиям на | | | руководство миром........................................ |16 стр. | | 4. |18 стр. | |Реконверсия......................................................| | |............ | | | 4.1. От военной к мирной экономике................... |18 стр. | | 4.2. Классовая |19 стр. | |борьба............................................ | | | 4.3. Начало президенства Трумэна....................... |20 стр. | | 4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта........... |21 стр. | | 4.5. Интервенция в Китай...................................... |23 стр. | | 5. “Холодная |23 стр. | |война”....................................................... | | | 5.1. “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”.. |23 стр. | | 5.2. “Закон Тафта-Хартли” и другие.................... |27 стр. | | 6. Новое соотношение мировых сил............................. |28 стр. | | 6.1. |28 стр. | |НАТО.............................................................| | |... | | | 6.2. “4-й |29 стр. | |пункт”........................................................ | | | 6.3. Интервенция в Корею..................................... |30 стр. | | 6.4. Итоги внешней политики Трумэна............... |31 стр. | | 6.5. Поражние демократов.................................... |32 стр. | | 7. Первое президентство Эйзенхауэра......................... |33 стр. | | 7.1. Дуайт |33 стр. | |Эйзенхауэр............................................ | | | 7.2. |35 стр. | |Маккартизм...................................................... | | | 8. В годы спутников Земли и космических кораблей |36 стр. | | 8.1. Экономическое соревнование двух систем.. |36 стр. | | 8.2. “Потепление” и “похолодание”..................... |37 стр. | | 9. |39 стр. | |Приложения.......................................................| | |.......... | | | 9.1. Потсдамская конфернция............................... |39 стр. | | 9.2. Список важнейших дат в истории США | | | в период с 1940 г. по 1960 г........................... |50 стр. | | 10. Список используемой литературы.......................... |52 стр. | 1. Почему я выбрал эту тему? Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран, и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение. Народ США внес значительный вклад в победу над гитлеровской Германией и милитаристической Японией, нельзя это не дооценивать. В связи с тем, что война непосредственно не затронула Американский континент, США не испытали бедствий, обрушившихся на многие народы Европы и Азии. Людские потери США были относительно невелики. Война способствовала росту национального богатства США, их превращению в финансово-экономического и военнополитического лидера капиталистического мира. Природа внутреннего развития американского капитализма (быстрое накопление капитала, бурный рост производительных сил) побуждала его к широкой внешней экспансии. Этому благоприятствовало изменившееся соотношение сил по окончании войны. Основные конкуренты США или временно выбыли из строя (Германия, Япония), или попали в финансово-экономическую зависимость от американских кредиторов (Великобритания, Франция). США воспользовались этим, чтобы овладеть новыми рынками, увеличить экспорт товаров и капиталов (особенно путем предоставления кредитов и займов) и создать обширную "империю доллара". После войны США пыталось расположить свои вооруженные силы во многих стратегически важных регионах земного шара, в том числе в Восточном полушарии - за тысячи миль от американских берегов. Под флагом защиты свободы и демократии заокеанские идеологи провозгласили задачей США противодействие радикальным политическими социально-экономическим изменениям, назревавшим во многих странах, борьбу против революционного и национально-освободительного движений, поддержку режимов, зависимых от Соединенных Штатов, утверждение "мира по-американски". Опираясь на временную монополию на атомное оружие, систему военных баз и финансово-экономическое превосходство, США откровенно заявили о своих претензиях на мировую гегемонию. Применение Соединенными Штатами атомного оружия против Японии по существу возвестило о начале ядерной эры. Стержнем возникшей вскоре "холодной войны" стало противоборство между США и СССР во всех основных областях, особенно в военнополитической и идеологической. Крупные перемены на земном шаре, происшедшие в последующие годы, существенно ограничили возможности притязаний США на "руководство миром". Экономически окрепшие страны Западной Европы и Япония стали теснить своего соперника в конкурентной борьбе за источники сырья, рынки сбыта товаров и сферы приложения капиталов. В условиях формирования полицентризма в мировой экономике США являются могущественным, но не единственным, а одним из трех основных центров контроля и влияния. Современные США - сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средства международного влияния. Американская модель экономического роста использовалась как образец многими развитыми странами, а впоследствии и новыми индустриальными государствами. США претендуют также на роль генератора в формировании новой системы микрохозяйственных связей. Политика США остается сегодня источником не только политической, но и экономической напряженности в мире. Стратегия массированного нажима на всех - наиболее важная и наиболее характерная черта современной внешнеэкономической политики США. И все это побудило меня обратиться к этой обширной теме и попробовать раскрыть ее. 2. США и вторая мировая война 2.1 военная экономика Возникновение в сентябре 1939 г. войны в Европе положило начало военно- хозяйственной конъюнктуре в США. До нападения Гитлера на Польшу хозяйство США еще не оправилось от кризиса 937-1938 гг. Если принять индекс промышленного производства США за пятилетие, предшествовавшее второй мировой войне, 1935-1939 гг., за 100, то в 1937 г. он равнялся 113, а в 1939 г.-108. С января по сентябрь 1939 г. этот индекс промышленого производства составлял 101. Лишь после начала войны, в сентябре 1939г., он дошел до у ровня 1937 г. - до 113, а в декабре поднялся до 126. С тех пор индекс промышленного производства США беспрестанно повышался и достиг своего максимума в октябре 1943г., когда он дошел до 247. Средний индекс за весь 1943 г. равнялся 239, в 1945 г. снизился до 235. На этом уровне он оставался в первом квартале 1945 г. Потом в связи с окончанием войны с Германией он начал снижаться и сократился до 164 в последнем квартале этого года. Таким образом за первые четыре года второй мировой войны ( с осени 1939 г. до осени 1943 г.) промышленное производство США беспрерывно увеличивалось и выросло за это время почти в 2,5 раза, Такой громадный рост производства был вызван исключительно войной, военными заказами. “Развитию военного производства США способствовали многие благоприятные факторы, связанные с тем, что война велась далеко за пределами Североамериканского континента, а накануне ее страна располагала самой мощной в мире промышленной базой. Вот почему в сравнении с Советским союзом, который, имея мирную направленность экономики до войны, совершил перестройку и наладил выпуск во многом лучшего в мире вооружения в исключительно тяжелых условиях, успехи США по интенсивности роста и эффективности военного производства уступали успехам СССР. Это вынужден был признать президент Рузвельт, который в своем послании американскому конгрессу от 7 января 1943 г. указывал на то, что достижения США в производстве были сравнительно небольшими, чем достижения русских, развивавших свою военную промышленность в условиях неимоверных трудностей, порожденных войной”1. 1 История второй мировой войны 1939-1945 гг., 1976 г., т. 7, с. 368. Колоссальный рост промышленной продукции за такой короткий период вызвал существенные изменения в экономике страны, что имело свои последствия во внутренней политике и в международном положении США, которое будет рассмотрено дальше. Пока отмечу, что военная экономика вызвала сложные проблемы. Большая программа военного производства требовала известных жертв, сокращение потребления, снижения жизненного уровня населения. Военная продукция и предметы гражданского потребления производятся человеческим трудом , имеющим свой предел: если больше труда тратится на военную продукцию, то меньше труда остается для производства предметов гражданского потребления . Даже такая богатая страна, как США, в годы войны была не в силах одновременно производить много пушек и потреблять вдоволь масла. В 1942 г. был установлен строги лимит на потребление черных и цветных металлов, резиновых и текстильных и других изделий, необходимых в производстве легковых машин, что привело к сокращению производства легковых машин, такого обычного и важного для Америки производства. Наряду с легковыми автомобилями в 1942 г. было приостановлено или ограничено производство холодильников, радиоприемников, стиральных машин, пылесосов, металлической мебели и других предметов домашнего обихода. С 10 апреля того же года было запрещено без специального правительственного разрешения строительство жилых зданий стоимостью свыше 500 долл. 8 апреля 1942 г. начальных управления военного производства Нельсон заявил, что с 1 июля производство большинства товаров широкого потребления будет прекращено. Лучше обстояло дело с бензином. Большая добыча и переработка нефти в США позволяли удовлетворять возросшие в военное время потребности страны в бензине. Но во многие крупные приморские города бензин доставляли преимущественно на танкерах, которых в Америке после ее вступления в войну не хватало. Поэтому для 17 восточных штатов, округа Колумбия, а также штатов Орегон и Вашингтон в мае 1942 г. были введены карточки на бензин. Самым сложным вопросом , который вызвал большие опасения и которому правительство и конгресс США уделяли особое внимание в 1942-1943 гг., была проблема инфляции. 10 апреля 1942 г. по инициативе президента США состоялось специальное совещание по борьбе с инфляцией. 27 апреля Рузвельт обратился с посланием к конгрессу, в котором предложил программу из семи пунктов для борьбы с инфляцией: установить потолок цен, увеличить налоги, стабилизировать заработную плату и сельскохозяйственные цены, увеличить продажу облигацийгосударственных военных займов, рационировать все основные товары, в которых наблюдается недостаток, препятствовать продаже товаров в рассрочку и поощрять выплату долгов. Спустя 4 месяца, 7 сентября, Рузвельт вторично обратился к конгрессу по этому вопросу, повторил свою программу, которая, по его мнению, должна была снизить покупательную способность населения США. Приэтом Рузвельт заявил, что если конгресс до 1 октября не примет решения , уполномочивающего его стабилизировать стоимость жизни, то он, как президент США, возьмет ответственность на себя и будет действовать единолично. После бурного обсуждения 2 октября 1942 г. конгресс США принял закон о борьбе с инфляцией. В тот же день его подписал Рузвельт. Закон немедленно вступил в силу . Он предоставлял президенту США широкие полномочия в отношении контроля цен, квартирной и заработной платы. 2.2. Международные конференции В годы второй мировой войны США участвовали во многих международных конференциях. Никогда в прошлом Америка не заключала в течение пяти лет так много и столь важных для своего времени соглашений с государствами, расположенным по ту сторону Атлантики, сколько в 1941-1945 гг. Вильсон был первым американским президентом, отправившимся через Атлантический океан с миссией в Европу. Это было после окончания первой мировой войны. В годы второй мировой президент Рузвельт трижды пересекал Атлантический океан для участия в между народных конференциях в Европе , Азии и Африке. Прежде чем касаться роли США на конференциях, занимающих определенное место в дипломатической истории второй мировой войны , необходимо напомнить, что политические принципы и лозунги, провозглашенные на англо- американских конференциях, носили зачастую декларативный характер. Правительство США старалось придать своим международным актам такую внешнюю форму, которая импонировала бы народам, боровшимся против фашизма. В дипломатии форма обычно отличается от содержания. Тем более эта форма проявлялась во время второй мировой войны. Из восьми пунктов Атлантической хартии, в которой правительства США и Англии сформулировали в августе 1941 г. свои взгляды на послевоенный мир, все наиболее важные были чисто декларативным. В сентябре того же года подлинные послевоенные цели монополистического капитала США были в программе “ Америка в послевоенном мире”. 9 августа 1941 г. к берегам Ньюфаундленда подошел новейший английский линкор “Принц Уэльский”. На борту линкора находились Черчилль и сопровождавшие его высшие чины Великобритании. В этот же день туда прибыл на американском крейсере “Аугуста” Рузвельт в сопровождении группы военных и дипломатических деятелей США. Переговоры между Черчиллем и Рузвельтом на борту английского линкора и американского крейсера продолжались три дня. Большое место в этих переговорах занимал вопрос об общих действиях на Дальнем Востоке, а также о военной помощи Англии и СССР. Была достигнута договоренность о конференции трех держав ( она открылась 28 сентября 1941 г. в Москве). Рузвельт и Черчилль провозгласили “ некоторые общие принципы национальной политики” Англии и США для будущего послевоенного мира. Эти принципы были опубликованы 14 августа 1941 г. и получил название Атлантической хартии. Восемь пунктов Атлантической хартии сводились к следующему: 1)США и Англия не стремятся к территориальным и иным приобретениям 2) они не согласятся на территориальные изменения без желания заинтересованных народов; 3) они уважают право каждого народа избирать свою форму правления и стремятся восстановить суверенные права тех народов, которые насильственным путем лишились этих прав; 4) они считают, что все страны, соблюдая должным образом свои существующие обязательства, должны иметь доступ на равных основаниях к торговле и к мировым источника сырья; 5) они стремятся обеспечить полное международное экономическое сотрудничество; 6) они надеются после победы в войне обеспечить такое положение, когда люди везде могли бы жить в безопасности, не зная ни страха, ни нужды; 7) после войны должно быть обеспечено всем свободное плавание по морям и океанам; 8) они считают, что все государства должны отказаться от применения силы в своей внешней политике и что до организации надежной системы всеобщей безопасности агрессоры должны быть разоружены. США и Англия будут содействовать избавлению народов от бремени вооружений. После войны авторы Атлантической хартии выступили против ее принципов в ряде стран - в Греции1, Китае, Вьетнаме, Гватемале, Кении и др. Но уже в ходе обсуждения Атлантической Хартии разногласия между Англией и Америкой в большей мере обесценили ее значение. Советское правительство присоединилось к Атлантической хартии на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г. С 14 января 1943 г. происходило десятидневное совещание между Рузвельтом и Черчиллем в Марокко, в городе Касабланке. В совещании принимали участие руководители вооруженных сил США и Англии. На нем обсуждались общие планы вооруженных операций в 1943 г. Совещание происходило в дни перелома в ходе второй мировой войны, после окружения и разгрома немцев у Сталинграда. Оно закончилось за неделю до ликвидации последних очагов сопротивления армии Паулюса. В этих условиях в Касабланке было принято решение о борьбе союзников до безоговорочной капитуляции держав оси. На конференции в Квебеке в августе 1943 г. Рузвельт и Черчилль согласились с необходимостью расчленения и “обезвреживания” Германии. В дальнейшем, в 1944 г., конкретные предложения, разработанные в этом направлении, называли “планом Моргентау”. В Квебеке было заключено специальное секретное соглашение между главами правительств США и Великобритании об англо-американском сотрудничестве в области производства и использования в будущем атомной энергии в военных и мирных целях. По этому соглашению помимо обмена исчерпывающей научной, технической и другой информацией и согласованию работ обеих стран в данной области обе страны обязались никогда не применять атомного оружия друг против друга, а также против третьей стороны без предварительного согласия на это обеих договаривающихся сторон. На конференции в Квебеке Гопкинс представил документ, содержавший оценку высшими военными кругами США послевоенного положения Советского Союза в Европе. Перед конференцией в Тегеране ( 19-30 октября 1943 г.) в Москве состоялась конференция министров иностранных дел Англии Иден в своем выступлении на Московской конференции 25 октября высказывал о будущей Германии в духе плана, разработанного Г.Моргенау. Иден заявил, что его правительство “ не хотело бы, чтобы Германия осталась объединенной. Оно предпочитает видеть ее разделенной на отдельные государства, в особенности отдельную Пруссию”. На этой конференции была принята специальна декларация о всеобщей безопасности, в которой говорилось, что правительства США, Великобритании, Советского Союза и Китая “ признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе 1 В Греции это было продемонстрировано еще до окончания войны. суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые”. В результате Московской конференции были опубликованы специальные декларации об Италии и Австрии. Тогда же была опубликована декларация, подписанная главами правительств США, СССР и Англии, об ответственности гитлеровцев за совершенные ими зверства. С 22 по 26 ноября в Каире происходила конференция трех держав: США, Англии и Китая. Конференция была посвящена в основном вопросам, относящимся к войне этих держав с Японией. Большое место занимал вопрос об открытии Бирманской дороги в Китай. В опубликованном 1 декабря 1943 г. официальном заявлении об итогах Каирской конференции говорилось, что участники этой конференции решили вести войну до безоговорочной капитуляции Японии, что она должна быть лишена всех островов В Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала первой мировой войны, что Япония должна быть изгнана также со всех других территорий, которыми она овладела, что Маньчжурия, Формоза и Пескандорские острова должны быть возвращены Китаю, а Корея должна остаться независимой. 28 ноября 1943 г. Рузвельт прибыл в Тегеран на конференцию глав правительств трех союзных держав - Советского Союза, США и Великобритании. Конференция продолжалась четыре дня и закончилась 1 декабря. В Тегеране было решено, что в течение мая 1944 г. в Северной Франции должен быть создан против Германии англо-американский фронт. На последнем заседании в Тегеране обсуждался вопрос о расчленении Германии на отдельные самостоятельные государства. Рузвельт предложил создать на территории Германии пять независимых государств, одним из них должна быть территориально сокращенная Пруссия. Кильский канал, Рур и Саарский бассейн он предлагал поставить под контроль Объединенных Наций. Советское правительство с самого начала относилось отрицательно к “ плану Моргентау” и к всяким другим планам расчленения Германии. Поэтому по этому вопросу никаких резолюций не были приняты. 1 декабря 1943 г. в Тегеране была подписана декларация трех держав о совместной работе для успешного завершения войны и о сотрудничестве послевоенное время в целях сохранения длительного прочного мира. с 13 по 16 сентября 1944 г. состоялась вторая конференция между Рузвельтом и Черчиллем в Квебеке. К этому времени англо-американские войска очистили от гитлеровских армий Францию и вышли к границе Германии. В Квебеке обсуждались планы предстоявших военных операций на территории Германии и Италии, а также в Тихом океане. На второй конференции в Квебеке Рузвельт и Черчилль одобрили в принципе “ план Моргентау” о расчленении, демилитаризации и принятии других мер против возрождения военной мощи Германии. На этот раз в Квебеке сам Моргентау излагал свои план. Этот план предусматривал, чтобы послевоенная экономика Германии основывалась на сельском хозяйстве была ликвидирована или сокращена до размеров, не допускающих возрождения военного потенциала страны. С 21 августа по 28 сентября 1944 г. происходили переговоры между представителями СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе - усадьбе, расположенной в предместье Вашингтона. С 24 сентября по 7 октября эти переговоры продолжались там же между представителями США, Англии и Китая. 9 октября 1944 г. были опубликованы выработанные на конференции в Думбартон-Оксе предложения о целях, принципах, структуре, полномочиях легли в основу устава ООН, принято в 1945 г. По некоторым вопросам участники конференции в Думбартон-Оксе не договорились. Вопросы , оставшиеся спорными, были разрешены на международных конференциях в следующем году. Главным из них был вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. Он был разрешен на конференции в Ялте. Конференция в Ялте происходила с 4 по 12 февраля 1945 г. Она подтвердила итоги военным усилиям трех союзных держав в войне с Германией, наметила программу завершения этой войны и дальнейшей совместной работы после безоговорочной капитуляции гитлеровской армии. В этом смысле она была завершаюшей и вместе с тем самой важной из всех конференций, происходивших в военное время между тремя великими державами-победителями. Конференция была была довольно многолюдной, На ней присутствовали главы трех правительств и министры иностранных дел трех держав, начальники штабов и многочисленные советники. 5 февраля Рузвельт заявил, что американские войска останутся в Европе не более двух лет после окончания войны. Ялтинская конференция в отличие от других конференций военного времени заняла известное место в послевоенной политической жизни США. Она явилась предметом партийных споров в президентские кампании 1948 и особенно 1952 г. и позже. В 1956 г. на съезде республиканской партии лидер республиканцев в сенате Ноуленд заявил, что секретное Ялтинское соглашение омрачает внешнеполитическую картину США. Другие критики внешней политики Франклина Рузвельта утверждали, что Ялтинская конференция является причиной всех бед в послевоенных отношениях. Все решения Ялтинской конференции не были секретными, за исключением одного соглашения трех великих держав по вопросам Дальнего Востока. В этом соглашении говорится, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников. В Ялте обсуждался вопрос о репарациях, о возмещении ущерба, нанесенного во второй мировой войне Германией союзным странам. Было признано справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере. Также решался вопрос о границы с Польшой было решено : что она будет проходить по линии “Керзона”. В Ялте решили созвать на 25 апреля 1945 г. конференцию в Сан- Франциско для принятия устава Организации Объединенных Наций на основе положений, выработанных в Думбартон-Оксе. Государственный секретарь США Э. Стеттиниус, возвращаясь с Ялтинской конференции, отправился прямо в Мексику, где в окрестностях ее столицы, в замке Чапультепеке по инициативе Вашингтона была созвана конференция министров иностранных дел американских государств. Чапультепекская конференция открылась 21 февраля и продолжалась до 8 марта 1945 г. В Чапультепеке США преследовали различные цели. Они старались прежде всего закрепить и усилить экономические позиции, приобретенные ими в странах Нового Света во время войны. В Чапультепеке делегация США ставила вопрос о снижении таможенных тарифов . Хотя, как всегда , планы Вашингтона, сводящиеся к подчинению экономики латиноамериканских стран интересам капитала США, натолкнулись на сопротивление представителей этих стран, все же на этот раз под флагом “экономические хартии американских государств” капиталу США удалось улучшить свои позиции в южных странах континента. Основные вопросы в Чапультепеке, однако, были политическими: отношение американских стран к сохданию Организации Объединенных наций и усиление Панамериканского союза. В постановке этих вопросов преследовались далеко идущие цели. В Чапультепеке Вашингтону удалось создать блок американских стран перед конференцией в Сан-Франциско, с тем чтобы выступая на конференции, использовать этот блок всех стран Латинской Америки Аргентина, которая не присутствовала на Чапультепекской конференции, получила приглашение присоединиться к декларации этой конференции. 27 марта 1945 г. Аргентина присоединилась к решениям Чапультепека и одновременно разыграла комедию объявив в этот день войну Германии и Японии. 25 апреля 1945 г. открылась конференция Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско. Конференция в Сан-Франциско решила наряду с Украиной , Белоруссией и Данией пригласить Аргентину. В Сан-Франциско стоял вопрос о принятии Устава Организации Объединенных Наций. В основу Устава были положены решения совещания в Думбартон-Оксе. ООН приняла следующую структуру: 1) Генеральная Ассамблея, в которой каждое государство, входящее в ООН, имеет один голос; 2) Совет Безопастности, в котором СССР, США, Англия, Китай и Франция имеют постоянное место, а шесть других государств, периодически избираемых в Ассамблею, имеют временное место; 3) Социальный и Экономический совет-из представителей 18 государств, периодически избираемых в Ассамблею; 4) Международный Суд. Особыми полномочиями облечен Совет Безопасности. Он создан с цель обеспечения мира, ликвидации конфликтов между государствами мирным путем. Потсдамская конференция открылась 17 июля и продолжалась до 2 августа 1945 г. Учитывая быстрое восстановление военной машины Германии после первой мировой войны , основное внимание конференции было уделено мероприятиям, необходимым для того, чтобы оградить народы от возможной в будущем агрессии со стороны Германии, от возможного восстановления ее военной мощи после второй мировой войны. Этой задаче было подчинено соглашение, достигнутое на конференции “ о политических и экономических принципах координирования политики союзников в отношении побежденной Германии в период союзного контроля.” “Целью этого соглащения,-говориться в решениях Потсдамской конференции, - является выполнение Крымской декларации о Германии. Германский милитаризм и нацизм будут искорены, и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире”.1 В соответствии с поставленными задачами Потсдамская конференция организовала союзные учреждения. Для составления мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, для подготовки мирного урегулирования с Германией, а также для выработки решений по другим политическим и территориальным вопросам был учрежден Совет Министров иностранных дел СССР, Англии, КИТАЯ, США и Франции. Верховную власть в Германии по вопросам, затрагивающим всю страну, решено было возложить на Контрольный совет, состоявший из главнокомандующих вооруженными силами четырех оккупационных зон-СССР, Англии, США и Франции, а по остальным вопросам-на каждого главнокомандующего по его зоне. Контрольный совет должен был осуществлять “полное разоружение и демилитаризацию Германии и ликвидацию всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней”.2 Он 1 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 339. 2 Там же, с. 340. должен был строго контролировать и ограничивать производство металлов, химической продукции и машиностроения, ликвидировать монополистические объединения в форме картелей, синдикатов, трестов и др. При организации экономики Германии, главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления... В период оккупаций Германия должна была рассматриваться как единое экономическое целое. В Потсдаме были в принципе определены восточные границы Германии. За несколько месяцев до решения Потсдамской конференции, еще до капитуляции Германии, в апреле 1945 г., Эйзенхауэр как командующий вооруженными силами США в Германии получил из Вашингтона директиву № 1067, составленную в духе будущих решений Потсдама. 3. Основные итоги войны 3.1. Экономические итоги Вторая мировая война - последняя глобальная война, в которой США еще могли воевать на чужой территории, вдали от Американского континента. На территории США еще не было не только военных действий и воздушных бомбардировок, но даже воздушных тревог. Во время второй мировой войны произошли структурные изменения в промышленности США. Те отрасли, которые сделали большой скачок вперед ( как например, авиационная и химическая), увеличили свой удельный вес в промышленности страны. В США до второй миров войны в мирное время никогда не было большой сухопутной армии. Поэтому там не было и военной промышленности такого масштаба, как, например, предприятия Круппа в Германии, Шнейдера-Крезо во Франции или Армстронга-Виккерса в Англии. В годы второй мировой войны в США была создана мощная военная промышленность, сохраняющаяся в значительных размерах и в мирное время и играющая большую роль не только в экономической, но ив политической жизни страны. Создание и сохранения крупной военной промышленности в стране является одним из важнейших итогов второй мировой войны в США. В итоге второй мировой национально богатство США в неизмеримых ценах ( в ценах 1929 г.) выросло незначительно. Оно равнялось 445,8 млрд. долл. в 1929г., 424,8 млрд. долл. - 1939 г. и 435,6 млрд. долл. - в 1945 г. Абсолютно и тем более на населения национальное богатство страны в 1945 г. не достигло уровня 1929 г. Это объясняется тем, что война поглощала большую часть национальной продукции, а также несоответствием между ростом продукции и производственного аппарата. В 1942 - 1943 гг. военное производство занимало две трети промышленной продукции.1 Следует также учесть огромную государственную задолженность США, выросшую вовремя 1 Американский экономист Хансен, работавший консультантом Федерального резервного управления и правительственных органов США, утверждал: ”К концу второй мировой войны в работу для военных целей было включено около половины всех производительных ресурсов США”. ХансенЭ.Послевоенная экономика США. М., 1966, с. 37. войны: в 1944 г. эта задолженность равнялась трем четвертям национального богатства, тогда как в 1939 г. - лишь половине его. Итак, Америка в силу особых условий, отличавших ее экономику от экономики других держав в военное время, увеличивала свое богатство в военные и послевоенные годы. Владельцы этого богатства умножили свое состояние. Во время войны чрезвычайно усилился процесс концентрации производства, а вместе с этим усилилась мощь монополистического капитала. В итоге войны образовался так называемый “отложный спрос” внутри страны и большой спрос на товары американской промышленности и сельского хозяйства за границей. Развернувшееся после войны жилищное строительство и обновление автомобильного парка потянули за собой ряд отраслей производства, что содействовало большим капиталовложениям в промышленность. Создавшиеся условия имели глубокие и долгодействующие последствия, они модифицировали весь ход послевоенного промышленного цикла. Большой послевоенный экспорт товаров из США обуславливал значительный рост экспорта капиталов. Обогащение Америки на войне и ее последствиях колоссальных разрушений хозяйства других великих капиталистических держав, намного увеличило удельный вес США в экономике капиталистического мира. 3.2. Милитаризм После второй мировой войны США превратились в крупнейшее милитаристическое государство. Процесс милитаризации глубоко проник в экономическую, политическую и общественную жизнь страны. В прошлом США вели много малых войн и участвовали в больших агрессивных Войнах. И каждый раз милитаристический дух, воинственные страсти разгорались и охватывали определенные круги населения. Но после окончания военных действий всегда происходила полная демобилизация: военная, политическая и даже психологическая. В прежние времена профессиональные военные и военная карьера котировались в США невысоко. В царстве доллара выше всего ставили бизнесмена, промышленника, банкира. Военных людей, не имевших отношения к экономической деятельности и кормившихся за счет налогов, практичные янки не ценили. А американские историки изучавшие своеобразный ход политической жизни США, часто ссылались на отсутствие милитаризма, которое, по их мнению, больше всего отличало Америку от Европы. Милитаризм, вызывающий большие производственные расходы и отрывающий от учебы и полезного труда молодых людей, говорили они, представляет угрозу для “американского образа жизни”. Отсутствие в прошлом милитаризма, отсутствие в мирное время всеобщей обязательной воинской повинности считали священной традицией США, соответствующей наказу созидателей заокеанской республики, отцов американской революции. После второй мировой войны расходы США на содержание вооруженных сил составляют не 10-15 млрд., а превышают 110 млрд., долл. в год. На таких колоссальных ассигнованиях, намного превышающих максимальные годовые расходы второй мировой войны, вскормлен крупнейший в мире милитаризм, проникающий во все поры экономической, политической и общественной жизни США. До 1940 г. в США в мирное время не было обязательной воинской повинности. Наемная сухопутная армия мирного времени всегда была малочисленной. До 1940 г. ее считали чуть ли не на 20-м месте среди армий других стран. В июне 1940 г. командующий национальной гвардией штата Нью- Йорк генерал У. Хакскел утверждал, что, не считая 44 тыс. человек гарнизонов колоний, на континенте вряд ли вся регулярная армия США соберет 75 тыс. обученных солдат. Территориальные войска отдельных штатов, так называемая национальная гвардия номинально насчитывала 235 тыс. человек, которые, по словам Хаскела, не были вооружены и обучены. К середине 1940 г. во всей американской армии числилось около 400 танков. Тяжелых танков не было артиллерия устарела. Совершенно другая картина наблюдалась после второй мировой войны. США сохраняли в мирное время около 1 млн. человек только в регулярной сухопутной армии, а всего в их вооруженных силах насчитывалось около 3 млн. человек. В 1968 г. это число дошло до 3500 тыс., в одной лишь сухопутной армии содержалось 1522 тыс. человек. Если к этому прибавить 1300 тыс. гражданских лиц, служивших в министерстве обороны, и 3800 тыс. рабочих военной промышленности, то получится, что в 1968 г. на военные цели работало не менее 8500 тыс. человек. После войны вооруженные силы США вооружены новейшей техникой. И армия, и флот, и авиация США занимают первое и главное место в вооруженных силах капиталистического мира. За первые 15 послевоенных лет США израсходовала более 15 млрд. долл. на вооруженные силы, примерно в 40 раз больше , чем за 15 лет предшествовавших этой войне. За последующие 15 лет (1961-1975) они израсходовали на содержание вооруженных сил около триллиона долларов. Переключение страны на рельсы милитаризма и военных союзов, полный отход от вековой традиции требовали известного объяснения, тем более что США долго утверждали, что высоким уровнем жизни страна во много обязана отсутствию милитаризма. Искомое объяснение нашли в жупеле опасности, которая якобы угрожает США со стороны Советского Союза. Летом 1945 г., командовавший американскими воздушными силами во время войны генерал Арнольд, называл СССР “следующим врагов Америки”, утверждал: “Чтобы использовать нашу стратегическую мощь успешно, мы должны иметь базы, расположенные вокруг света таким образом, чтобы мы могли достичь любую цель, по которой мы найдем нужным ударить”. Спустя несколько лет бывший американский посол в Токио и заместитель государственного секретаря Дж. Грю писал: “Война с Советским Союзом в будущем так же определена, как все, что в этом мире может быть определено”. В то же время в печатном органе конгресса США публиковались выступления о неизбежности третьей мировой силы, о том, что Америка должна быть воинствующей и непримиримой, “готовой ударить первой”. Американский милитаризм ассоциируется с Пентагоном-зданием министерства обороны США. Это колоссальное сооружение с коридорами общей протяженностью 28 км, считающимся величайшим зданием и крупнейшим помещением казенного учреждения в мире, это самая грандиозная в США бюрократическая машина символизирующая американский милитаризм. К концу 50-х годов гражданские служащие, занятые в министерстве обороны, составляли больше половины всех государственных федеральных служащих США. Собственность этого министерства оценивалась более чем в 150 млрд. долл. в 1959 г. и 210 млрд. долл. - 1960 г. Его активы превышали более чем в 3 раза общие активы пяти крупнейших корпораций того времени. К середине 60-х годов около 25 тыс. частных промышленных предприятий, разбросанных по всей стране, работали на Пентагон, находясь под его контролем и соблюдая установленные им правила. Пентагону принадлежало 32 млн. акров земли в США и 2,6 млн. акров за границей. Верховное командование армии, флота и авиации подчинило себе важнейшие ключевые отрасли науки. Милитаризация науки приняла такие размеры, что ряд университетов и научных институтов оказались в материальном отношении всецело зависимых от штабов вооруженных сил. Созданная после второй мировой войны новая военная каста США - пентагон не только официально вмешивается, но и фактически превалирует в решающих вопросах политической жизни государства. Пентагон играет большую роль не только в политике, но и в экономике. Львиную долю колоссальных военных расходов поглощают военные заказы промышленности. Эти заказы преимущественно распределялись, как правило, без торгов, преимущественно между крупными корпорациями, между монополистическими компаниями, которые в конечном итоге определяют поведение Пентагона, и Белого дома, и Капитолия. В послевоенные годы в конгрессе США и в печати много говорилось о заграничных базах, об их эффективности, о расходах на их содержание, об их значении как орудия вмешательства в политическую и экономическую жизнь других государств, как источника усиления международной напряженности и т.д. Многие в США признают наступательный, агрессивный характер военных баз США, расположенных вдали от Американского континента, на территории и у границ других стран. Но вместе с тем в официальных кругах Вашингтона и в печати США, где всячески стараются доказать необходимость сохранения, расширения и укрепления заграничных баз, утверждают, что эти базы имеют большое значение для обороны США. Создание и развитие всемирной системы военных баз США опровергает теорию об оборонительном назначении этой системы. Не говоря уже о том, что ни в Вашингтоне, ни в столицах других стран никто не считает серьезным разговоры о готовящемся внезапном нападении на Америку, следует иметь ввиду, что всемирная система военных баз была задумана и строилась в тот период, когда США имели абсолютную монополию на атомное оружие и когда они были уверены, что эта монополия сохранится у них надолго. Как бы то ни было, после второй мировой войны под прикрытием якобы нужд обороны США вопреки вековой традиции превратились в крупнейшее милитаристическое государство с влиятельной военной кастой, проникающей во все области экономической, политической, общественной и научной жизни страны, с военными пактами, с многочисленными военными союзниками и иностранными базами, предназначенными для наступательных операций, для агрессивных военных действий. 3.3. Реакция во внутренней политике В итоге второй мировой войны монополистический капитал, нажившийся на военных поставках и увеличивший свой удельный вес в экономике США, еще больше усилил свое влияние на политическую жизнь в стране. Непосредственное участие руководителей монополий в управлении государством приняло небывалые ранее размеры. Монополии вообще служат движущей силой реакции. Их обогащение и усиление активизировали реакцию в США. В выборной кампании 1944 г. правительство США, возглавлявшееся Рузвельтом, обещало трудящимся Америки “экономический билль прав”, не только сохранить, но и расширить демократические свободы. Менее чем за месяц до окончания войны в Европе, 12 апреля 1945 г. Франклин Рузвельт внезапно умер. Вице-президент Гарри Трумэн занял пост президента США. Это событие облегчило задачи реакции. Крупный монополистический капитал, требуя реставрации “добрых” старых дорузвельтовских времен, стал с помощью Трумэна поворачивать государственный корабль США вправо. Через два дня после смерти Рузвельта реакционная нью-йоркская печать, ликуя, утверждала, что ”правительство Трумэна будет постепенно, но неуклонно менять внутреннюю политику с тем, чтобы покончить с радикальными принципами “ нового курса”.1 |
|
© 2000 |
|