РУБРИКИ

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

педагогического процесса, сеть дошкольных учреждений не только сохранилась,

но и продолжает содержательно развиваться.

На территории города Новый Уренгой, а также поселках Коротчаево и

Лимбяяха функционирует 42 дошкольных образовательных учреждений, в том

числе 20 – муниципальных, 22 – ведомственных. В них воспитываются 7983

ребенка, при проектной численности 7.620 мест, 27 детей коренной

национальности посещают детские сады города [36].

В дошкольных образовательных учреждениях города идут глубокие

перемены, обновление содержания образования. Детские сады ушли от

одинакового тотального образования и переходят на вариативное обучение;

образование по выбору, развивающее познавательную мотивацию, способности

детей, обеспечивающее процесс совместной деятельности со сверстниками и

взрослыми; становление личностной культуры (“Радуга”, “Развитие”,

“Гармония”, “Детство”, “Синтез”). Тем самым родители и дети получают

возможность расти и развиваться в соответствии со своими возможностями,

интересами, способностями и состоянием здоровья. Цель дошкольных

образовательных учреждений – способствовать ребенку развиваться, принимать

самостоятельные решения с учетом возраста, не ребенок для детского сада, а

сад – для ребенка.

В связи с этим значительно изменилась структура и содержание

образования, структура образовательных учреждений, технология обучения,

экономический фундамент дошкольных учреждений. Некоторые дошкольные

учреждения стали самостоятельными во всех отношениях. Они организуют

контроль и несут ответственность за качество обучения и воспитания. Вместе

с тем имеются большие сложности с оценкой творческого развития ребенка.

Есть потребность в разработке региональных подходов к диагностике развития

ребенка. Повысились требования к уровню подготовки выпускников. Созданы

условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого

рода, развития его индивидуальности, повышается мотивация детей на

продолжение образования; реформирование речевого образования обеспечивается

развитием психологической службы помощи детям. По новому строится

сотрудничество детских учреждений со школами, внешкольными учреждениям,

отказались от понимания преемственности как формальных внешних связей между

детским садом и школой. Большинство школ и детских учреждений четко

определились в целях и задачах преемственности, содержательно реализуют их

на практике, перестроили систему подготовки и переподготовки кадров с

ориентацией на различные профили и услуги.

Положительные изменения затронули не только содержание, но и формы

обучения: в детских образовательных учреждениях создаются студии, секции,

кружки и др., что позволяет в большей степени удовлетворять индивидуальные

интересы и потребности детей, делает педагогический процесс более

дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого

ребенка. Новые формы работы способствуют также расширению спектра общения

ребенка с другими детьми, в тои числе разного возраста, обогащая его

социальный опыт. Проведена общегородская выставка детского художественного

творчества «Мир глазами детей», посвященная Международному дню защиты

детей.

Продолжается переход на новую, стимулирующую по характеру, систему

аттестации, что позволяет повышать мотивацию работников образования к

росту профессионального педагогического мастерства. За 1998–1999 годы

аттестовано 164 воспитателя; из них на высшую категорию – 10 человек, на

1 категорию – 48 человек, 11 категорию – 106 человек, аттестовано 4

дошкольных учреждения два на первую квалификационную категорию; два – на

вторую категорию[37].

Система повышения квалификации педагогов строится таким образом, что

педагогу становится выгодно повышать квалификацию не формально, а для

творческого роста, роста своего благосостояния. В 1998 году прошли

курсовую переподготовку 131 педагог, из них 120 человек на курсах

повышения квалификации в г. Новый Уренгой, 7 человек – в г. Москве, 4

человека – за рубежом. Имеются определенные сложности с переподготовкой

кадров ведомственных дошкольных учреждений. Эта работа требует

регулирования и настройки, формирования обратной связи [38].

В городе проводится большая работа по повышению профессионального

мастерства педагогов, проводятся семинары – практикумы, методические

объединения, консультации, учеба, проведена городская конференция

педагогических работников дошкольных учреждений по теме: «Состояние и

перспективы развития дошкольного образования в городе», для руководителей

ДОУ: «Аттестация как основная форма государственно-общественного контроля

за образовательной деятельностью дошкольного учреждения».

Реформируется работа по семейному воспитанию, возрождению

патриотизма, духовной коммуникации детей и взрослых. В дошкольных

учреждениях сформированы банки данных семей воспитанников, обеспечивается

дифференцированный подход к разным группам семей.

В дошкольных учреждениях города расширяется перечень дополнительных

бесплатных услуг, в штатное расписание вводятся нетрадиционные

специалисты: психологи, логопеды, хореографы, воспитатели ИЗО,

компьютерной грамотности, иностранного языка.

Во всех дошкольных учреждениях города организовано пятиразовое

питание с учетом возрастных групп детей: ясельной, дошкольной, школьной.

Все детские учреждения с 01.06.96 года работают по новым нормам

суточного набора продуктов питания для регионов Крайнего Севера, что

предусматривает увеличение нормы дневного рациона за счет белков, жиров,

углеводов. Круглогодично проводится С-витаминизация пищи (третьего блюда).

В детском саду “Руслан” организована общая столовая, которая создала более

широкие возможности для приобщения детей к культуре поведения за столом

во время еды, для приобретения социального опыта младшими детьми на

примере старших, способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях

и разгрузке персонала.

Есть в городе своеобразное, единственное учебное заведение – учебно-

воспитательный комплекс «Центр детства», созданный в 1993 году на базе

детского сада «Золотой ключик». Это образовательное учреждение нового типа,

в котором дети начинают обучение с 5 лет и при переходе в 1-й класс

остаются в детском саду, в привычной для них обстановке и так до десяти

лет. Гибкий режим дня позволяет чередовать умственные и физические занятия,

включая и прогулки на свежем воздухе. Во второй половине дня дети под

наблюдением воспитателя выполняют домашнее задание и посещают различные

кружки и секции: спортивные, хореографии, эстетического цикла,

экологические, которые ведут прекрасные специалисты - Ж.В.Двиняникова,

У.В.Багазей, И.В.Агафонова, Л.А.Давитошвили.

Коллектив постоянно в творческом поиске новых форм работы с детьми,

решая основные задачи: оздоровление и развитие ребенка, создание той

развивающей среды, которая необходима каждой возрастной категории.

Главная проблема-это преемственность детского сада и начальной школы. Центр

детства выпустил второе поколение детей в 5-й класс.

Значительные изменения произошли в среде развития ребенка.

Практически во всех детских садах обстановка стала более домашней и

уютной, появились уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего

интерьера. Создаются разнообразные “уголки уединения” с использованием

ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха

ребенка. Рационально стали использоваться все помещения - групповые

комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения разнообразных зон.

Такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет

создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия,

дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, общаться с

детьми других возрастов и взрослыми, создает у ребенка чувство

уверенности в себе и защищенности.

Среди новых, прогрессивных тенденций хочется отметить создание

условий для проведения лечебных и профилактических процедур, которые

способствуют проведению оздоровительных мероприятий. Однако медицинского

оборудования в дошкольных учреждениях города не хватает. Отдел дошкольного

образования поддерживает тесный контакт с детской поликлиникой,

проводится углубленный осмотр детей узкими специалистами. И как следствие

планомерной и взаимодействующей работы отдела и специалистов городской

детской поликлиники рост заболеваемости не наблюдается.

В связи с обострением межнациональных отношений, нарастанием

правовой и социальной неуверенности граждан и, как следствие этого

вынужденным переселением в Российскую Федерацию и конкретно в наш город,

проводится совместная работа с миграционной службой, управлением

социальной защиты, отделом охраны прав детства при городском Управлении

образования по внеплановому устройству детей в детские образовательные

учреждения.

В нашем городе большинство дошкольных учреждений построены по

улучшенным типовым проектам, в которых учитывались наши суровые

климатические условия. В прекрасных современных дошкольных учреждениях

предусмотрены прогулочные веранды, игротеки, просторные залы, бассейн с

обогревающимся полом, зимний сад, классы развития творческого воображения,

изостудии, помещения для спортивного инвентаря и многое другое без чего

сейчас нельзя обойтись, если выполнять «Программу воспитания и обучения в

детском саду».

Современные дошкольники более эрудированны, лучше информированы, чем

их сверстники еще недавних лет. Перед воспитателем стоит задача реализовать

эти интеллектуальные возможности ребят к успешной учебе, к постижению

школьной программы, которая требует не просто механического запоминания

фактов, а умения анализировать, сопоставлять, мыслить, делать обобщения.

В связи с этим ведутся интенсивные поиски новых форм обучения детей.

Здесь много зависит от инициативы, творчества педагога, умения критически

взглянуть на свою работу. Ведь педагог, подобно писателю, художнику, не

может не творить, потому что работа с детьми один из способов

самовыражения.

Шестой год дошкольные учреждения города осуществляют переход к

вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования, реализуя

программы “Детство”, “Гармония”, “Мир детства”, “Радуга”, “Развитие”,

“Синтез”. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях

строится по пути углубления и повышения развития ребенка, создания для него

комфортных условий воспитания. Систематически ведутся поиски новых форм

обучения. Сейчас думающий, творческий педагог все чаще и чаще выступает как

активный экспериментатор. Он строит обучение так, чтобы преподносимый на

занятиях (и в игре!) материал вызывал у ребят удивление, изумлял их.

Наши воспитатели стараются давать своим питомцам не просто сведения,

а систематизированные знания, непросто знакомят с теми или иными фактами, а

объясняют причины и следствия, учат сопоставлять, анализировать, быть

внимательными и любознательными.

Творчески организованный процесс обучения помогает более полно

раскрыть возможности воспитателей и детей, способствует выявлению

индивидуальности-своеобразия ума, духовного склада, восприятия окружающего

мира. Долгие годы личностное своеобразие ребенка принято было считать

отклонением от нормы. Это теперь мы понимаем, что та “норма” предполагала

ординарность, безликость. Талант, одаренность исключает похожесть, которая

так радует педагога. Обучение требует вдумчивого, пристального отношения к

каждому ребенку и разумных действий, способствующих выявлению и развитию

его индивидуальности [39].

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения города в

соответствии с их направленностью поделились на следующие основные типы:

|Детские сады комбинированного типа (“Росинка”, “Радуга”, “Колобок” – ПО |

|“Уренгойгазпром”; “Цветок Уренгоя”, “Лада”, “Ручеек”, “Руслан” – |

|Управления образования). |

|Детские сады присмотра и оздоровления (“Теремок”, “Загадка” – Управления |

|образования; “Журавушка”, “Морозко” – ПО “Уренгойгазпром”). |

|Детские сады с приоритетным осуществлением художественно-эстетического, |

|интеллектуального и физического направлений развития воспитанников |

|(“Березка” – Предприятие “Ямбурггаздобыча”; “Ивушка”, “Золотой петушок”, |

|“Олененок”, “Елочка”, “Руслан” – Управления образования. |

|Центры развития с осуществлением психического и физического развития, |

|коррекции и оздоровления (Центр детства, Центр развития ребенка “Мальвина”|

|– Управления образования). |

Налицо реальные успехи в этих дошкольных образовательных учреждениях

повышенного уровня в подготовке выпускников.

Дошкольная гимназия «Мальвина» (создана Постановлением № 212 от

30.12.1993 г. Главы Администрации города Новый Уренгой) – единственное в

городе учреждение такого рода. К этому шли семь лет. ДОУ «Мальвина» – одно

из учреждений города, которое стремится к тому, чтобы детство 250 девчонок

и мальчишек было радостным и счастливым. Вначале это был обычный детский

садик, с не совсем, правда, обычными воспитателями и неординарной

заведующей – Ниной Владимировной Воробьевой. Неординарность эта привела к

тому, что стала «Мальвина» чуть позже вначале детским садом комплексного

воспитания, затем дошкольной гимназией, с сентября 1997 года – Центром

развития ребенка – высший этап в дошкольном образовании – заслуженное

звание [40].

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом.

Количество групп определяется санитарными нормами, условиями

образовательного процесса и предельной наполняемости групп.

В ДОУ принимаются дети от 2 до 7 лет, кроме детей с хроническими

заболеваниями, тяжелыми формами расстройства опорно-двигательного аппарата

и умственной отсталости. ДОУ комплектует следующие группы, которые ежегодно

меняются в зависимости от потребности в процессе комплектования:

реабилитационная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая,

подготовительная к школе, а также специализированные группы

хореографического, оздоровительного, корригирующего, художественно-

эстетического направлений, групп продленного и выходного дня и другие.

Средняя наполняемость одной группы – 20 человек.

В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких

родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп, дети из многодетных

семей, опекаемые дети, дети военнослужащих, дети безработных, беженцев и

вынужденных переселенцев, студентов.

Каждому ребенку гарантируется:

|– охрана жизни и здоровья; |

|– защита от всех форм физического и психического насилия; |

|– защита его чести и достоинства; |

|– удовлетворение его потребностей в эмоционально-личностном общении; |

|– удовлетворение физиологических потребностей в питании, сне, отдыхе) в |

|соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; |

|– развитие его творческих способностей и интересов; |

|– получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии; |

|– образование в соответствии с государственными образовательными |

|стандартами; |

|– получение дополнительных медицинских услуг; |

|– предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. |

Содержание дошкольного образовательного процесса определяется

программами, утвержденными Министерством народного образования Российской

Федерации:

|“Развитие” |разработана Центром Л.А.Венгера (г. Москва); |

|“Радуга” |Т.Н.Дороновой; |

|“Гармония” |К.В.Тарасовой; |

|“Синтез” |К.В.Тарасовой и Т.Г.Рубан; |

|“Играем в оркестре по | |

|слуху” |М.А.Трубниковой; |

|“Малыш” |В.А.Петровой, |

а также специально разработанными авторскими программами и методиками,

одобренными экспертным Советом Управления образования [41].

В “Мальвине” 10 групп. На первом плане воспитания – умственное и

интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляется оно по новой программе

“Развитие”, разработанной научным центром г.Москва. Суть этой сложной

программы – развить логическое мышление, научить ребенка самому добывать

знания, а не давать уже готовые, научить учиться. В прежних же

главенствовало развитие умений и навыков.

В ДОУ воспитывают красотой. И всегда экспериментируют. В маленьком

здании построенном по проекту 60-х годов имеется все необходимое, чтобы

выпустить из стен его образованного ребенка. Все продумано до мелочей, и

каждая деталь интерьера несет смысловую нагрузку. Здесь сказка начинается

буквально с порога, чтобы ребенок на каждом шагу видел и чувствовал

красоту. Прямо с улицы по мраморной лестнице, которая в течение всего года

застлана ковром, вступает малыш в свой детский мир, где его встречает

голубоглазая Мальвина, веселый длинноносый Буратино и другие сказочные

персонажи, резьбой украшены лестницы, укрыты батареи и пожарный кран,

резными рамами украшены зеркала – все здесь выполнено со смыслом. И красота

– продуманная и строгая [42].

Еще в начале века З.Фрейд показал роль ранних впечатлений для

формирования личности, заявив, что деформации, отклонения в раннем возрасте

дают в будущем необратимые девиации поведения. Их можно сравнить с

нарушением траектории полета, т.е. в начале жизни, в начале динамики

духовного развития. Поэтому заботу о душе ребенка, о нравственном ядре

личности следует проявлять очень рано и именно с книги. Книга в первую

очередь, потом – театр, потом – все остальные виды искусства.

Приобщение к искусству, чтению для ребенка много важнее, чем для

взрослого. Развивающийся мозг формируется в первые полтора-два десятилетия.

Это совпадает с периодизацией Льва Толстого, который делил духовную жизнь

на семилетия – детство, отрочество, юность.

Педагогический коллектив тесно сотрудничает с институтом

педагогических инноваций Российской академии образования, и в частности, с

кафедрой дошкольной педагогики инновационного творчества, и поэтому все

новое, что только появляется в дошкольной педагогике, находит свое

отражение в жизни «Мальвины». Желание творить рождает все эти эксперименты

и новаторства, заставляет воспитателей пребывать в состоянии постоянного

поиска.

Работа в «Мальвине» строится по трем направлениям: умственное

развитие, эстетическое воспитание и оздоровление. Не каждое дошкольное

учреждение может похвастаться таким штатом сотрудников, где есть свои

хореограф, преподаватель иностранного языка, логопед, психолог, воспитатели

по биологии, театральной и игровой деятельности, изобразительному

искусству, физической культуре, три преподавателя музыкальных дисциплин: по

скрипке, баяну, аккордеону.

Педагоги музыкальной школы ведут занятия на высоком профессиональном

уровне. По окончании обучения наиболее одаренные дети без экзаменов

принимаются в музыкальную школу. Есть здесь свой ансамбль народных

инструментов «Ложкари», непременный участник концертных программ многих

общегородских мероприятий, победитель городского конкурса «Веселые

наигрыши».

Медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом

муниципальной городской многопрофильной больницы, штатным медицинским

персоналом ДОУ, который наряду с администрацией и коллективом несет

ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-

профилактических мероприятий. В Центре развития ребенка «Мальвина» есть

полный комплекс для проведения оздоравливания и закаливания: процедурный

кабинет, физиокабинет, сауна, комната психологической разгрузки,

гидромассаж, тренажерный зал.

Питания, как в «Мальвине», нет ни в одном детском саду. Питание

разнообразно и осуществляется по заказному двухнедельному меню, организован

шведский стол. Каждый ребенок выбирает себе блюдо, и нет здесь отходов:

малыши едят то, что хотят.

Так “Мальвина” учит жить в коллективе, здесь отошли от дисциплинарной

модели воспитания, здесь личностно-ориентированная педагогическая модель

общения. Отношения между воспитателями и детьми – партнерские, дружеские и

доброжелательные, дети более самостоятельны, свободны, уверенны и

подготовлены к выходу в жизнь.

ДОУ имеет статус юридического лица. Эта самостоятельность дала

возможность сделать все, что сейчас есть, чем гордятся коллектив

учреждения, его заведующая Н.В.Воробьева, заместители заведующей

О.Н.Буксирнова и В.И.Заводцева, воспитатели Н.А.Давыдова, И.В. Краснова,

И.М. Ильинова, И.А. Рахманкина, Е.В.Овдиенко, Н.С.Христосова, старшая

медсестра Л.Н.Кравчута.

ДОУ вправе предоставлять населению, предприятиям, учреждениям и

организациям платные дополнительные образовательные услуги: изобразительная

деятельность, ритмика, хореография, обучение игре на музыкальных

инструментах и иностранным языкам, сверхурочный присмотр и уход за детьми,

а также лечебно-профилактические, медицинские дополнительные услуги:

например, массаж, сауна, плавание, физиотерапия, лечебная гимнастика,

занятие на тренажерах.

Финансовые средства образуются:

|– из бюджетных ассигнований в расчете нормативного финансирования на |

|одного ребенка; |

|– родительской платы; |

|– доходов от платных услуг (заработанных ДОУ); |

|– добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений, |

|организаций; |

|– средств спонсоров и шефов. |

Однако при всем «видимом» благополучии материальная база детских

образовательных учреждений за истекший период значительно ухудшилась. Из-

за отсутствия финансирования в детских садах, проработавших 10–15 лет,

групповое оборудование приходит в негодность, требуется мягкий инвентарь,

кухонное оборудование и посуда, игрушки. Есть большие проблемы с учебно-

методическим обеспечением дошкольных учреждений.

Таким образом, дошкольные учебные заведения г. Новый Уренгой также

достигли несомненных успехов в деле обучения и воспитания маленьких

граждан. Среди них особенно выделяется ДОУ «Мальвина».

2.3. Национальная школа

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен. Более того,

сегодня позиция федеральных органов такова, что национальная школа -

региональная проблема и решаться она должна “на местах”. Это, с одной

стороны, дает свободу, “развязывает руки”, но, с другой стороны, возникает

проблема, как этой свободой воспользоваться [43].

Комитетом по делам национальной школы Управления образования Ямало-

Ненецкого автономного округа (председатель – П.Ф.Макаренко) проработана

концепция национальной школы. Но проблема в том, что она во многом не

вписывается во все те, которые существуют в современной России. У нас ведь

национальной школы в ее традиционном понимании нет. Есть только отдельные

ее элементы. То есть здесь изучают родной язык как предмет, и попутно с

этим идет изучение каких-то элементов культуры, традиционных промыслов и

т.д. По сути это, по нашему мнению – смешанная школа. И вот найти место

такой школе в настоящей системе народного образования округа довольно-таки

непросто.

Это не значит, что необходимо стремиться к созданию национальной

школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен усвоить культуру

своего народа, а от нее идти к усвоению общечеловеческих ценностей. На

сегодняшний день мы четко понимаем, что должен представлять собой

национально-региональный компонент в образовании. С одной стороны,

выделяется русскоязычная школа, где необходимо ввести изучение географии,

экологии, экономики, природных ресурсов и этноса края. С другой стороны,

необходимо отдельное выделение проблемы школьного обучения малочисленных

коренных народов Крайнего Севера, компактно проживающих на территории

округа. Встает вопрос изучения родного языка. Сегодня нереально говорить,

например, о преподавании всех учебных предметов на родном языке, но свой

родной язык ребенок должен обязательно знать. Наверное, еще более важная

проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если

национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории,

традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

Есть еще одна серьезная проблема – существующая система школ-

интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа

его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для

сохранения этноса. Необходимо кардинальное изменение содержания воспитания

в существующих школах-интернатах.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к истории,

современному положению и будущему малых народов Тюменского Севера, что

объясняется как быстро растущими темпами промышленного освоения региона,

так и рядом острых противоречий, сложившихся в ходе социально-

экономического и этнокультурного развития его коренного населения. В связи

с этим актуальным представляется обращение к истории деятельности

Тобольского Комитета Севера в области образования, так как в этой сфере на

сегодняшний день остаются нерешенными многие проблемы.

Еще в 1925 – 1931 гг. Тобольским Комитетом по образованию в основу

развития школ для коренного населения были положены следующие положения,

достаточно актуальные и в наше время:

|– Школа для малых народностей Севера должна давать только такого рода |

|образование, которое не оторвет коренное население от его хозяйственной |

|обстановки; не отучит его от обычной трудовой промысловой деятельности и |

|облегчит ему тяжелую ежедневную борьбу с суровыми условиями северной |

|природы и удержит коренное население в своей родной “стихии” – тундре или |

|тайге. |

|– Система обучения и воспитания в школе должна быть строго согласована с |

|местными обычаями коренного населения, с укладом экономической жизни |

|кочевого и охотничьего хозяйства без нарушения северных промыслов. |

|– Школьная программа должна быть тесно связана с жизненными потребностями |

|северного человека, быть практикой культурного домоводства и давать ему |

|навыки усовершенствования опыта [44]. |

Таким образом, в основу организации образования у коренных

народностей Севера должен быть положен принцип связи с жизнью,

традиционными хозяйственными занятиями. Тобольский Комитет по образованию в

1931 г. решил пойти по пути создания “кочующих” школ, оптимальных для

местных условий. Однако дело окончилось созданием вышеупомянутых школ-

интернатов.

И тем не менее положительное, рациональное решение данной проблемы

должно работать на перспективу развития национальной школы с учетом знания

языка, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. В соответствии с

проблемой, объектом, предметом и целью исследования Управлением образования

Тюменской области были поставлены следующие задачи:

|– изучить исторический опыт северной школы и выявить положительные |

|моменты в работе таких типов школ, как передвижные школы, школы при |

|“красных чумах”, “красных ярангах”, культбазах и т.п.; |

|– проанализировать поэтапное осуществление всеобуча на родном языке в |

|северных регионах нашей страны; |

|– выявить связь обучения с традиционными видами хозяйствования |

|(оленеводство, звероводство, рыбный промысел, охота); |

|– разработать методические рекомендации по дальнейшему развитию и |

|усовершенствованию элементов системы народного образования для коренных |

|национальностей Крайнего Севера, в том числе и кадровой проблемы [45]. |

Вопрос подготовки педагогических кадров школ для коренных жителей

Севера медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом

институте открылся филиал педагогических кадров родного языка, культуры,

филологии.

Почти 200 лет назад И.Фихте высказал мысль о том, что всякий народ

или отдельные его представители, механически заимствующие иные духовные

ценности, типы, мышления, теряют способность творить, созидать в рамках и

родной, и иной для себя культуры.

Комитет народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа

сотрудничает с высшими учебными заведениями Екатеринбурга, Москвы,

Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля. Складывается рынок подготовки

специалистов в области обучения и воспитания детей семей коренной

национальности округа..

2.4. Профессиональное образование

Начальное профессиональное образование в городе осуществляют

профессионально-техническое училище № 31 (ПТУ-31), профцентр “Эврика”, а

также учебно-курсовые комбинаты ряда промышленных объединений и

предприятий. Они осуществляют подготовку специалистов по основным

специальностям, необходимым городу, в том числе, ориентируясь на заявки

городского Центра занятости.

История создания городского ПТУ начинается с 1985 года. Руководство

двенадцатитысячного коллектива строителей треста “Главуренгойгазстрой”

задумалось тогда о перспективе своего развития, для чего постоянно

требовались квалифицированные кадры. Начальник треста А.И.Наливайко проявил

личную заинтересованность в создании профтехучилища, но прошло три года,

прежде чем идея смогла воплотиться в жизнь. Практическую и методическую

помощь оказали руководители Тюменского областного управления

профтехобразования, трест “Уренгойгазстрой” (который и стал базовым для

училища). Училище готовит специалистов по широкому кругу строительных

специальностей.

1 сентября 1988 года за парты сели первые 180 учащихся. Помещения

училищу были выделены как временные, приспособленные на 330 мест. Прием

учащихся проводился и проводится с учетом перечня медицинских показаний к

работе и производственному обучению профессиям, по которым проводится

подготовка квалифицированных рабочих. Преимущественным правом при

зачислении пользуются выпускники основной школы, имеющие в свидетельстве и

аттестате оценки “4” и “5”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения

родителей, дети коренных национальностей [46].

Отметим, что конкурс достаточно высокий, но прием ограничен в связи с

тем, что в настоящее время учится 480 человек. Это значительно выше

проектной вместимость здания. В профтехучилище № 31 в 1993-1997 учебных

годах получили среднеспециальное образование более 3.000 учащихся по 12

специальностям.

Несколько иной профиль имеет профцентр “Эврика”, созданный в 1994

году. Здесь более 450 учащихся овладевают 15 специальностями (от повара до

оператора котельных установок). С изменением общественных потребностей

закономерно появляется подготовка по новым достаточно «престижным» у

современной молодежи специальностям. Так, в ПТУ № 31 создана материальная

база для обучения профессии слесарь по ремонту автомобилей, а также

водитель категории «С», а в профцентре “Эврика” – по профессиям: слесарь по

ремонту автомобилей, водитель категории «С», «швея–мотористка», «секретарь

– машинистка»[47].

Кроме того среднее профессиональное образование в Новом Уренгое

осуществляют городское педагогическое училище-колледж, филиал Салехардского

медицинского училища и техникум нефтяной и газовой промышленности.

Открытие техникума нефтяной и газовой промышленности было

продиктовано производственной необходимостью и самой жизнью. У детей

первопроходцев появилась возможность получить послешкольное образование в

пределах места жительства. Более двух тысяч специалистов для газовой

отрасли региона подготавливает техникум. Механики, электрики, операторы,

специалисты автоматизированной системы управления котельных установок

трудятся в настоящее время на газовых промыслах предприятий

“Ямбурггаздобыча”, “Уренгойгазпром” и “Тюменбургаз”. Каждый девятый

работник газопромыслового управления – выпускник техникума, каждый седьмой

– возглавляет ответственный участок газопромыслового управления. В

1997–1998 уч.г. в техникуме преподавал 91 человек, училось 1340 детей по

шести специальностям [48].

Высшее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляется

филиалами Тюменского государственного университета и Тюменского

государственного университета нефтяной и газовой промышленности,

Московского открытого социального университета, Уфимского авиационного

института, Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта.

Последние четыре вузов работают в городе только по заочной форме обучения.

Принципы формирования системы профессионального образования отражают

исходные установки «Программы развития системы народного образования в

городе Новый Уренгой». Среди них можно выделить следующие:

– обеспечение гибкости, непрерывности, многоступенчатости

профессионального образования;

– удовлетворение потребности города в специалистах массовых профессий

традиционных и новых сфер деятельности;

– многопрофильность (ориентация на социальную и производственную сферу

жизни общества);

– удовлетворение образовательных потребностей молодежи по месту

жительства или вблизи его при сохранении качества образования;

– сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения

квалификации;

– оптимизация форм обучения, оперативность форм, гибкость их

содержания;

– использование потенциала преподавательских кадров города и

привлечения ведущих специалистов областного центра, соседних регионов для

обеспечения качественного образования;

– подчинение управления профессионального образования в городе задаче

сохранения единого непрерывного образовательного пространства, развитию

демократических начал его организации, обеспечению научного подхода к

проектированию и развитию [49].

Программа становления целостной ступенчатой системы непрерывного

профессионального образования может быть реализована как последовательная

разработка и внедрение отдельных проектов. Проектный подход к реализации

программы позволит, не создавая новых управленческих и организационных

структур, решить проблему привлечения квалифицированных специалистов,

используя принцип временных творческих коллективов, делегирования

полномочий уже существующим структурам.

При этом задачи экспертизы и контроля за деятельностью рабочих групп

проектов возлагаются на органы управления образования города. Проектный

принцип реализации программы позволит интегрировать в рабочих группах

потенциал ученых и практиков – сотрудников системы образования.

ГЛАВА 3. Школы компенсирующего обучения и организация обучения детей

вне стен образовательных учреждений

3.1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения

В настоящее время нашу страну захлестывает молодежная преступность.

Поражает жестокость и агрессивность совершаемых преступных деяний. Могут

возникнуть вопросы: причем здесь система образования? И влияет ли качество

и направленность образования на преступность несовершеннолетних и

криминализацию общества?

Немаловажную роль в снижении образовательного уровня молодежи, в том

числе и в исправительных учреждениях, сыграл принятый в 1992 году закон “Об

образовании”, в соответствии с которым полное среднее образование

фактически перестало быть обязательным. Администрация школ получила право

избирательного приема в Х – ХI классы средней школы. Подростки, не вошедшие

в число избранных, зачастую стали попадать под влияние взрослых

преступников.

Поэтому вполне закономерно увеличение в воспитательных колониях числа

несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали.

Так, если в 1987–1990 гг. их доля не превышала 20%, то в 1993 г. она

составила 50 %, а в настоящее время достигла 60% [50].

Из всего обширного круга воспитательных проблем современной школы

нами выделено три, связанные с идеологией, сексуальным образованием,

валеологией.

Большой проблемой для теории и практики воспитания является

отсутствие в государстве идеологии, разделяемой большинством населения,

т.е. некоей системы идей, принципов, объединяющих наиболее значимые

ценности народа. Долгожданное провозглашение реальной свободы слова,

собраний, совести и т.п. в условиях «разгосударствления» страны привело к

тому, что в наши школы буквально хлынули различные «проповедники» с Запада

и Востока. Чем же страшна эта, на первый взгляд, кажущаяся разноплановая

агрессия? Она направлена на разрушение психики человека, на полный контроль

над его сознанием, на отрыв от реального мира. Подростки, попавшие под

влияние деструктивных сект, уходят из семьи, не работают, не учатся,

создавая среду для преступления на религиозной почве [51].

Половое воспитание школьников, по нашему мнению, – вторая проблема,

получившая в 1996 – 1997 гг. широкий общественный резонанс и ставшая

предметом специального разбирательства на различных комиссиях и комитетах

Госдумы. Еще известный советский педагог А.С.Макаренко писал: «Вопрос о

половом воспитании считается одним из самых трудных педагогических

вопросов... Он становится очень трудным, когда его рассматривают отдельно и

ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других

воспитательных вопросов»[52].

В последние десятилетия практически по миру прокатилась сексуальная

революция. Одним из ее результатов стало падение авторитет ценностей

семейной жизни. Однако педагогические истины также вечны, как и библейские

заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Именно

это и происходит, когда данную проблему взялись решать люди, далекие от

педагогики, детской и возрастной психологии.

И, наконец, третья важная проблема. В переводе с латинского языка

«валеология» означает «учение о здоровье». Для квалифицированного

преподавания этой дисциплины понадобились бы специалисты в области

медицины, психологии, психоневрологии, психиатрии, социологии,

культурологии, сексологии, религиоведения. Вряд ли Министерство общего и

профессионального образования при намечающемся сокращении педагогов,

которых и так не хватает во многих школах по базовым научным дисциплинам,

сможет финансировать работу этих специалистов.

Молодость – самая романтическая, полная оптимизма и надежд пора

жизни. Но в то же время ей присущи трудности становления личности и

вступления во взрослую жизнь с ее тревогами, хлопотами, ответственностью.

Не всегда жизнь отвечает всем запросам и желаниям, еще чаще встречаются

препятствия различного характера, особенно у тех, кто недавно перешел

невидимую границу, разделяющую детство и юность. В первую очередь именно

для таких девушек и юношей создан в 1995 году в Новом Уренгое Центр

адаптации и реабилитации детей и молодежи “Садко” при Комитете по делам

молодежи, физкультуре и спорту.

В его структуру вошли несколько служб: социальная гостиница, служба

педагога-психолога, юриста, нарколога, служба семьи и брака. От Центра в

городской детской поликлинике ведет анонимный прием подростковый гинеколог.

Круглосуточно работает телефон доверия, номер которого знают практически

все новоуренгойцы: 3-33-33.

В социальной гостинице проживают около 50 детей дошкольного и

школьного возраста. Каждый попал сюда после трагедии в родной семье; здесь

они переживают шок, полученный в экстремальной социальной ситуации [53].

Директор Центра “Садко” Е.А.Терпиловская ведет работу в тесном

сотрудничестве с другими социальными службами города. Ведь отделить жизнь и

проблемы детей от взрослой жизни практически невозможно.

Наше жестокое время вносит свои штрихи и коррективы в социальную

жизнь. Даже взрослые не выдерживают давления кризисных явлений, скрытой и

открытой безработицы, задержек тяжелым трудом заработанной зарплаты,

несоответствия семейного бюджета реальным ценам на продукты первой

необходимости. В итоге дети «теряют» близких и остаются один на один со

своей бедой. И пока решится их дальнейшая судьба, они должны питаться,

учиться, лечиться, иметь крышу над головой и знать (чувствовать!), что их

любят, что они кому-то нужны. Тогда и приходят добрые “мамы” из “Садко” на

помощь детям. Тяжела у “мам” работа: часто приходится общаться с

несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами, проститутками; каждого надо

выслушать, каждому - помочь. Иногда детям и подросткам помогает обычная

беседа “по душам”, но, к сожалению, все чаще приходится прибегать к

медицинской помощи[54].

Создание специальных школ для детей с задержкой психического развития

началось с середины 70-х годов, а к 1981 г. они были учреждены официально в

качестве нового типа школ, еще одна попытка решить проблему школьной

неуспеваемости путем создания адекватных (соответствующих особенностям

развития) условий обучения и воспитания.

В городе Новый Уренгой на базе детского сада «Ягодка» постановлением

Главы администрации № 1542 от 01.08.1994 г. открылся единственный в Ямало-

Ненецком округе центр «Поддержка». Первое, на чем сосредоточил свои силы

весь его педагогический коллектив, было создание учебно-материальной базы.

Как известно, большое место в коррекционной работе отводится наглядно-

практической деятельности, обучению приемам действий, поэтому учителя с

помощью родителей и детей изготовили для индивидуальной работы количество

различного раздаточного материала, опор, дидактических игр. Одновременно

оборудовали кабинет логопедии, игровые комнаты, комнату психологической

разгрузки и тренажерный зал для занятий ритмикой, кабинет ручного труда и

кружковой работы.

За пять лет в школе выросли свои кадры. Придя сюда работать, учителя

по сути вынуждены были менять свою специализацию. Чтобы это понять,

достаточно месяц поработать в специальной школе. Педагогу предстояло

решительно отказаться от дилетантских и достаточно устойчивых представлений

о детях с задержкой психического развития и детях-инвалидах как о

малоспособных, а то и вовсе умственно-отсталых. Само определение «задержка

психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития

ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он

сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

На начальном этапе было проведено обучение учителей основам

специальной психологии и педагогики. В первую очередь организовали

дефектологический всеобуч. Дефектологический минимум учителя получили через

систему семинаров (причем он остался неизменным для всех начинающих

учителей).

Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также

наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные условия,

которые обязательны для каждого учителя:

– в совершенстве знай спецпсихологию;

– воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной

педагогики;

– не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

– помни: максимум поощрения, минимум наказания;

– требуя, учитывай реальные возможности ребенка;

– каждому ребенку индивидуальный подход;

– постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;

– упражняй, упражняй, упражняй;

– учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

– утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;

– соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни

детей;

– работай в тесном контакте с врачом [55].

Здесь, в Центре, дети с умственными и физическими недостатками

получают образование, элементарные профессиональные навыки, отдыхают,

рисуют, поют, занимаются в спортивных секциях, овладевают компьютерными

навыкам, все воспитанники чувствуют себя полноценными детьми, в чем можно

было убедиться после просмотра песен и танцев в их исполнении. Дети не

слышат, но с удовольствием танцуют, дети не ходят, но с удовольствием поют.

150 девчонок и мальчишек в возрасте от 4 до 17 лет окружены заботой,

вниманием, чуткостью и терпением опытных педагогов, обладающих даром

чувствовать чужую боль как свою собственную. Все, что сейчас есть в Центре,

– от игрушек до мягкой мебели и видеотехники, – приобретено за счет

многочисленных спонсоров – Администрации города, физических лиц,

предприятий и организаций.

Директором Центра «Поддержка» с самого его основания работает человек

большой и доброй души - Ирина Львовна Сальникова. Педагогические коллективы

обоих Центров и их воспитанники благодарны своим спонсорам – Управлению

образования Администрации Нового Уренгоя, городскому Управлению внутренних

дел, пожарным частям № 30 и № 62, Коммерческому банку газовой

промышленности «Газпромбанк»[56].

Отрадно сознавать, что Новый Уренгой славен не только добычей газа и

трудовыми подвигами, но и милосердием и сердечностью. Кто сказал, что возле

Полярного круга стынет кровь и черствеет душа? Скорее, наоборот, здесь

живут люди с великой душой.

3.2. Дополнительное внешкольное образование.

В связи с тем, что многие детские дошкольные учреждения и школы не в

состоянии дать своим воспитанникам всесторонний объем знаний, в городе

Новый Уренгой успешно развивается сеть дополнительного образования. Она

представлена Центром детства, Детско-юношеской школой, социально-

педагогическим комплексом «Истоки», детско-юношеским клубом физической

подготовки «Контакт», детско-юношеским центром туризма и другими

учреждениями.

Дополнительное образование в городе развивается через сеть

образовательных учреждений, внеклассную и внешкольную деятельность. За

прошедшие пять лет (1992 – 1997 г.г.) сложилась достаточно развитая

структура учреждений дополнительного образования, кружков и секций.

Приведем красноречивые данные о росте количества учащихся,

занимающихся в учреждениях дополнительного образования города Новый

Уренгой:

|Учреждения дополнительного|1994/95 уч.г. |1995/97 уч.г. |план (до 2001|

|образования | | |г.) |

|Центр Детства |1600 |1600 |1650 |

|ДЮКФП «Контакт» | | | |

| |940 |840 |916 |

|Детско-юношеский центр | | | |

|туризма |– |120 |570 |

|СПК «Истоки» |1899 |1900 |2000 |

|Итого: |4439 |4500 |5136 [57] |

Эти цифры показывают, что в условиях свертывания данной системы во

многих регионах страны, в Новом Уренгое налицо ее стабильное

функционирование и даже определенное развитие.

В 1992 г. в качестве эксперимента при школе-профилактории № 12

открылось муниципальное образовательное учреждение «Домашняя школа»,

руководство деятельностью которой приняла организатор “Школы”, единственный

в Тюменской области педагог, награжденный орденом “Отличник просвещения

имени Н.К.Крупской”, – Людмила Борисовна Кресова.

Почему «Домашняя школа»? Потому что это заведение возрождает

исторический опыт домашнего обучения, т.е. реального обучения на дому.

Основное направление ее деятельности – индивидуальное обучение, в том числе

гувернерство и репетиторство.

Работать в «Домашней школе» теоретически мог каждый учитель или

воспитатель, имеющий соответствующее образование и опыт, в том числе,

педагог-пенсионер с многолетним педагогическим стажем. Учитель «Домашней

школы» мог оценивать текущую учебную деятельность своего ученика, а

экзамены и годовые проверочные работы проводила нейтральная городская

экзаменационная комиссия, созданная при Управлении образования [58].

Возможна ли халтура в работе педагогов «Домашней школы»? В обычной,

массовой школе ученики и родители «обязаны» любить и уважать преподавателя,

а в «Домашней школе» это все надо заработать. У родителей и учащихся

появился реальный выбор, который можно было сделать в любое время учебного

года.

Услугами данного заведения воспользовались 823 семьи.

Преподавательский состав состоял из 197 человек, почти третья часть из них

– выпускники городского педагогического училища-колледжа.

Спустя три года после открытия столь нужного городу учебного

заведения (в 1995 году), был произведен опрос каждой воспользовавшейся

услугами «Домашней школы» семьи и преподавателей, где главенствующим

вопросом был социальный заказ на ее деятельность. Администрация «Домашней

школы» получила множество положительных отзывов и массу наилучших

пожеланий.

В 1996 г. «Домашняя школа» заработала в полную силу: к совместной

работе привлекались более опытные педагоги, психологи. Однако Управление

образования, сославшись на отсутствие средств и невозможность дальнейшего

финансирования деятельности «Домашней школы», в 1997 году ликвидировало это

учреждение.

Кроме того в Новом Уренгое на базе Дома культуры “Газодобытчик”

шестой год работает школа эстетического развития детей. Школа находится на

хозрасчете, то есть существует, в основном, на родительские взносы. Трижды

в неделю здесь учатся дети от 4 до 7 лет.

Особенно любят ребятишки занятия Н.С.Семченко – преподавателя

английского языка, Ю.Н.Шелковниковой – природоведа, С.Н.Богдановой –

учителя чтения и директора школы, Л.И.Шуляк – детского психолога,

Т.П.Вахрушевой – руководителя театральной студии, И.В.Гарнизовой –

художника и экскурсовода детского музея, Т.И.Красюк – учителя музыки,

И.А.Куликовских – хореографа [59].

Дети эстетической школы вместе с детьми Центра “Поддержка” совершают

экскурсии на природу, в зимний сад при детском саде “Руслан”, где им

рассказывают о растениях, животных, учат понимать и любить окружающие нас

предметы. Ведь именно природа-матушка дает нам кров, пищу, одежду,

обогащает наше существование, воздействует на наше духовное и физическое

развитие.

К сожалению, на Крайнем Севере мы почти девять месяцев (с сентября по

июнь) созерцаем бескрайние просторы снежных полей, а душа тоскует по

зеленому листочку, травинке, нежной и яркой раскраске цветов. Вот потому и

созданы в нашем городе такие «зеленые уголки»[60].

В 1994 г. в одном из микрорайонов южной части города Новый Уренгой

открылась Комната школьника. В “Олимпе” организованы секции айкидо, каратэ,

кикбоксинга. Занимаются с детьми опытные тренеры, любящие детей и свое

дело. Для ребят также имеются настольные игры, теннисные и бильярдный

столы, тренажеры. С детьми проводятся поучительно-познавательные игры.

В комнату школьника “Олимп” дети приходят просто прийти и отдохнуть;

их встретят добрые, грамотные, отзывчивые педагоги: К.А.Гафарова и

Н.В.Таушканова. Во многом благодаря им дети заняты полезными делами в

свободное от школы время, стали принимать активное участие в городских

соревнованиях [61].

В 1998 году спортивному клубу “Контакт” Управления образования

исполнилось 10 лет. Более тысячи ребятишек с превеликим удовольствием

занимаются в различных секциях. Благо есть из чего выбирать: футбол,

хоккей, рукопашный бой, фигурное катание. Один из любимых видов спорта –

кикбоксинг, «отцом–основателем» которого в городе стал А.Борщев; тренируют

юных борцов Л.Вороной, А.Кахно, В.Кушнир, П.Кошель. Первые тренировки

начались в сентябре 1990 г., а сегодня новоуренгойцы из “Контакта” -

чемпионы России, Европы и мира [62].

В городе Новый Уренгой, поселках Уралец, Лимбя-Яха, Коротчаево и Ево-

Яха в культурно-образовательных учреждениях обучается полторы тысячи детей.

Занятия проводятся на отделениях баяна, фортепиано, аккордеона, скрипки,

духовых инструментов, гитары.

На базе школ созданы замечательные творческие коллективы

преподавателей и учащихся. Хорошо известны не только в Новом Уренгое, но и

далеко за его пределами ансамбль народных инструментов под руководством

С.Савичевой, образцово-показательный ансамбль песни и танца «Сияние»

(В.Гомоля, А.Филатов), трио скрипачей (В.Поезжалов), детская филармония

(Л.Насикан), оркестр камерно-классической музыки (И.Козина).

Однако, несмотря на вышеназванные учреждения системы дополнительного

образования, настоящее состояние этой системы не может обеспечить запросы

населения, слабо развита сеть платных дополнительных услуг. В пригородных

школах дополнительное образование почти не развивается, очень низка

вовлеченность в дополнительное образование детей и подростков.

В числе основных причин сложившегося положения следует назвать:

– организационно-управленческую разобщенность и неразработанность

способов регулирования и координации деятельности учреждений

дополнительного образования;

– отсутствие финансовых средств, необходимых для нормального

функционирования учреждений дополнительного образования;

– слабую материальную базу учреждений (ограниченность площади,

неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования).

Первоочередными задачами в развитии дополнительного образования

являются:

– разработка на основе типового положения об учреждении дополнительного

образования нормативно-правовых механизмов и предприятий, выдающих условия

для экономического, социального, организационного самообеспечения

развивающейся системы дополнительного образования;

– определение основных направлений обновления содержания и типов

учреждений дополнительного образования;

– разработка новых подходов к привлечению к дополнительному образованию

учреждений и организаций других сфер и ведомств общественности;

– изменение системы подготовки и повышения квалификации кадров

дополнительного образования с учетом специфики города и пригородов;

– организационное, информационное, управленческое обеспечение

становления целостной системы дополнительного образования и полноценного

рынка дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг

[63].

Таким образом, в городе достигнуты несомненные успехи в развитии сети

учреждений дополнительного образования. Родители получили возможность

реальной полноценной подготовки своего ребенка к школе, а также организации

его досуга в свободное от основных занятий время. Однако дальнейшее

развитие этих полезных начинаний сдерживает традиционный недостаток

средств. Это стало одной из главных причин закрытия такого оригинального

начинания ряда новоуренгойских педагогов, как «Домашняя школа».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким будет образование XXI века в России? Видимо, ответ дадут уже

ближайшие годы. Они должны стать, по нашему мнению, годами необратимого

поворота от одинаково для всех содержания обучения к образованию по выбору;

годами, когда окончательно победит идеология развивающего обучения, годами

подлинного раскрепощения как учителя, так и ученика, школы в целом.

Народное образование в Новом Уренгое закономерно зародилось

практически одновременно с его появлением. 1 сентября 1976 г. здесь

открылась первая школа, действующая до настоящего времени. В 1980 году в

городе был создан отдел народного образования. С 1997 г. его

правопреемником является Управление образования при Администрации г. Новый

Уренгой.

Его коллектив последние годы целенаправленно работает над реализацией

Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), дальнейшим

развитием системы образования в городе, способной учитывать разнообразные

способности учащихся, социальной защитой педагогов и учащихся, развитием

охраны здоровья школьников, совершенствованием методического мастерства и

повышения квалификации учителей и воспитателей.

Управление образования и администрации школ стремятся к созданию

условий для проведения учебно-воспитательного процесса, гарантирующего

охрану и укрепление здоровья воспитанников. Почти во всех школах работают

спортивные секции, тренажерные залы, спортивные площадки, что способствует

значительному улучшению оздоровления учащихся. Деятельность Управления

образования и образовательных учреждений Нового Уренгоя неоднократно

получала высокую оценку не только в области и округе, но и на всероссийском

уровне.

Спустя два десятилетия со дня переименования поселка Ягельный в город

Новый Уренгой можно говорить о достижениях, недостатках и состоянии

народного образования в целом. На начало 2000 г. в городе Новый Уренгой,

имеющего почти стотысячное население, значительная часть которого молодежь,

функционирует:

– 15 общеобразовательных школ, в том числе: 3 школы-лицея и 1 гимназия;

– 30 дошкольных учреждений, в том числе 16 ведомственных;

– 6 учреждений дополнительного образования;

– 2 Центра адаптации молодежи.

Абсолютное большинство образовательных учреждений (школы, гимназия,

учреждения дополнительного образования, Центры адаптации молодежи,

педагогическое училище-колледж, ПТУ–31, а также 14 детских садов)

финансируются за счет средств городского бюджета. Они направляются на

выплату заработной платы, приобретение инвентаря, комплектование

литературой и 60% надбавку к зарплате педагогов и вспомогательного

персонала.

Ряд дошкольных учреждений, находящихся в ведении Предприятия

“Ямбурггаздобыча” и производственного объединения “Уренгойгазпром”

финансируются за счет прибыли этих структур. Филиалы высших учебных

заведений в городе работают на основе «хозрасчета».

Новоуренгойскому образованию сейчас трудно. Многие озабочены ходом

образовательных реформ, которые нуждаются в экономических механизмах,

способных закрепить правовые гарантии общедоступности образования,

обеспечить социальные права педагогов и учащихся. Вместе с тем очевиден

положительный итог последних лет – в системе образования произошел

радикальный поворот от прежней модели образования к новому его состоянию,

отвечающему потребностям реформируемого государства.

Реальностью сегодняшнего дня стало открытие новых видов

образовательных учреждений, создание новых программ, курсов, учебников

нового поколения, внедрение новых форм и технологий организации, учебно-

воспитательного процесса (см. Приложение).

Сегодня чрезвычайно важно сохранить и укрепить достигнутое, сделать

процесс обучения по-настоящему демократическим. По мнению бывшего министра

образования Российской Федерации, это возможно лишь в условиях

демократического государства [64].

В настоящее время педагогам и воспитателям довольно трудно

воспитывать и учить своих подопечных, прививать им чувства патриотизма,

ответственности, любви к Родине, красоте: прежняя идеология рухнула, а

отсутствие новой породило бездуховность общества. Однако двумя структурными

подразделениями Администрации города: Управлением молодежной и семейной

политики совместно с Управлением образования ежегодно разрабатывается план

мероприятий по формированию условий для гражданско-личностного становления,

духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения,

реализация которого до 2001 г. будет осуществляться совместно с

общеобразовательными школами, детскими садами, воинскими частями и военным

комиссариатом.

Управление образования проводит работу по созданию условий для

реализации способностей каждого ученика, чему способствует достаточно

разветвленная сеть дошкольного образования, введение вариативного

образования во всех общеобразовательных учреждениях города. Значительно

активизировалась экспериментальная работа практически в учебных

учреждениях. Управлением образования и учреждениями образования заключены

договора с высшими учебными заведениями Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга по

подготовке учащихся к продолжению образования по выбранным специальностям.

Учащиеся многих школ побывали в странах дальнего зарубежья – Германии,

Великобритании, Соединенных Штатах Америки – с целью обучения экономике и

иностранным языкам.

За 1995–1998 гг. существенно увеличилось количество учащихся,

награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учебе»,

Почетными грамотами. По отзывам деканатов высших учебных заведений Москвы,

Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга, Салехарда итоги вступительных

испытаний показывают весьма высокий уровень подготовки выпускников Нового

Уренгоя [65]. Это является высокой оценкой учительского труда в нашем

городе.

В течение последних лет (1997–1998 гг.) повысили свою квалификацию

более 1970 учителей и воспитателей. Педагогическое училище-колледж,

действующее при школе № 16 в Северной части города, учитывая потребности в

педагогических кадрах города, помимо основных – дошкольное и школьное

образование – проводит обучение по второй специальности (учитель

иностранного языка, русского языка, литературы, социальный педагог,

школьный психолог).

Таким образом, народное образование в Новом Уренгое отличается

динамизмом, налицо тенденция к позитивным изменениям, совершенствованию

форм и содержания образования, поиску новых видов и методик обучения. В

городе сложилась разветвленная сеть образовательных учреждений самого

различного уровня и профиля: дошкольных и общеобразовательных, повышенного

типа и компенсирующего обучения, среднеспециальных и филиалов высших. При

наличии достойного финансирования, оно способно решить поставленные перед

ним нелегкие задачи.

Источники и литература

| |Опубликованные источники |

| |Из истории промышленного развития Тюменской области (1917–1987): |

|1. |Сборник документов. - Тюмень, 1988. |

| |Об образовании: Закон Российской Федерации. //Рос. газ. - 1992. - |

|2. |31 июля. - С. 3–6. |

| |О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник |

|3. |документов. - М., 1984. |

| |Отчет Управления образования Нового Уренгоя за 1998 г. //Правда |

|4. |Севера. - 1999. - 18 января. |

| |Программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа |

|5. |на период до 2000 г. - Салехард, 1996. |

| |Сборник Законов ЯНАО: 1995 - июнь 1998 г.г. - Спб, 1998. /О |

|6. |государственных учреждениях ЯНАО/. |

| |Устав города Новый Уренгой /Принят Городским собранием депутатов |

|7. |18.01.1997 г. //Правда Севера. - 1997. - 22 января. |

| | |

| |Неопубликованные источники |

| |Городской архив Нового Уренгоя |

|8. | |

| |Ф. 24. Городской отдел народного образования (ГорОНО). Оп. 1. |

|9. | |

|10.|Д. 1. Отчет ГорОНО за 1980/1981 уч.г. |

|11.|Д. 4. Отчет ГорОНО за 1981/ 1982 уч.г. |

|12.|Д. 8. Отчет ГорОНО за 1986/ 1987 уч. г. |

|13.|Д. 11. Приказы ГорОНО за 1980/1981 уч.г. |

|14.|Д. 15. Отчет Управления образования (УО) Администрации города |

| |Новый Уренгой за 1997 г. |

|15.|Д. 19. Приказы УО за 1997 г. |

| | |

| |Юридический отдел |

|16.|Положение об Управлении образования Администрации города Новый |

| |Уренгой /Утверждено Распоряжением № 17-Р от 12.01.1998 г. мэра |

| |города Новый Уренгой. Б.н. |

| | |

| |Методический отдел |

|17.|Программа развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 – |

| |2001 г.г. /Утверждена Собранием депутатов города Новый Уренгой |

| |01.04.1996 г. Б.н. |

|18.|Устав профессионального училища № 31 /Утвержден Распоряжением № |

| |328-Р от 20.05.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н. |

|19.|Устав Центра развития ребенка «Мальвина» /Утвержден Постановлением|

| |№ 18-Р от 12.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н. |

|20.|Устав школы-лицея № 3 «Экоцентр» /Утвержден Распоряжением № 21-Р |

| |от 28.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н. |

|21.|Устав общеобразовательной школы № 5 /Утвержден Распоряжением № |

| |25-Р от 29.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н. |

|22.|Устав школы-профилактория № 12 /Утвержден Распоряжением № 40-Р от |

| |01.02.1998 г. мэра города Новый Уренгой. |

| | |

| |Литература |

|23.|Артюхов А. Благодарственное письмо мэру города Новый Уренгой |

| |Н.В.Комаровой //Правда Севера. - 1997. - 3 октября. |

|24.|Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского |

| |образования //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября. |

|25.|Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора |

| |//Педагогика. - 1997. - № 2. |

|26.|Васильева Т. Жить – страшно: О Центре социальной адаптации |

| |молодежи «Садко» //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая. |

|27.|Гагаев П. Размышления о судьбах русской школы //Педагогика. - |

| |1998. - № 6. |

|28.|Галагузова М.А., Шеланков В.А. Кто защитит права ребенка в школе? |

| |//Педагогика. - 1994. - № 5. |

|29.|Гаран В. Надеемся на понимание //Правда Севера. - 1991. - 24 |

| |октября. |

|30.|Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа. - Новый Уренгой: |

| |УВК № 1, 1996. |

|31.|Иванова Н. В школу – до школы; Шелковникова Ю. Природа – наш |

| |учитель //Правда Севера. - 1996. - 6 апреля. |

|32.|Исторический опыт народного образования Тюменского края: Материалы|

| |областной научной конференции. /Под ред. Т.Вараксиной. Тюмень, |

| |1992. |

|33.|Калуве Л. Развитие школы: модели и изменения. - Калуга, 1994. |

|34.|Киселев А.Ф. 12-летняя школа в России: “за” и “против”. |

| |//Образование. - 1999. - № 1. |

|35.|Козицкий Ф. Домашняя школа //Правда Севера. - 1991. - 2 апреля. |

|36.|Козицкий Ф. Школьная реформа в действии //Правда Севера. - 1992. -|

| |17 сентября. |

|37.|Копылов Д. Рассказы по истории Тюменского края. - Свердловск: |

| |Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. |

|38.|Кощеева С. Приходите в «Олимп» //Правда Севера. - 1994. - 5 |

| |апреля. |

|39.|Кривчиков К. Не отстать от жизни //Ямальский меридиан. - 1993. - |

| |№ 5. |

|40.|Кудаева Л. Религиозно-нравственное просвещение в |

| |общеобразовательных учреждениях России //Педагогика. - 1998. - №|

| |8. |

|41.|Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй|

| |половины XIX – начале XX в. //Педагогика. - 1999. - № 7. |

|42.|Молчанов С.Г., Гостев А.Г. Понятие «Образовательная программа» в |

| |Законе РФ «Об образовании» //Образование. - 1998. - № 4. |

|43.|Налимова С. “Поддержка” – без поддержки. Васильева Т. Скорая |

| |социальная помощь //Газ Уренгоя. – 1997. – 7 ноября. |

|44.|Обновленная земля.. - Свердловск, 1980. |

|45.|Орлова А. Национальной школе – опыт народной педагогики |

| |//Советская педагогика. - 1991. - № 7. |

|46.|Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1996. |

|47.|Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. |

| |//Педагогика. - 1998. - № 8. |

|48.|Очерки истории Тюменской области. - Тюмень, 1994. |

|49.|Петровичев В.М. Региональные аспекты единой образовательной |

| |политики. //Педагогика. - 1994. - № 5. |

|50.|Поглазова Е. Здесь помогут каждому. //Правда Севера. - 1994. - 9 |

| |августа. |

|51.|Проблемы социализации детей и подростков /Под ред. Л.Когана. - |

| |Екатеринбург – Надым, 1994. |

|52.|Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность |

| |//Педагогика. - 1998. - № 6. |

|53.|Ткаченко Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в |

| |общеобразовательных школах Российской Федерации //Начальная школа.|

| |- 1996. - № 9. |

|54.|Туктаров Ф. Тысячи уренгойцев пришли на бокс. //Правда Севера. - |

| |1998. - 5 мая. |

|55.|Тюменский меридиан. - Тюмень, 1983 |

|56.|Уренгой – факел юности. - Свердловск, 1985. |

|57.|Хрущев В. Здоровье человека на Севере: Медицинская энциклопедия |

| |северянина. - М., 1994. |

|58.|Человек и Север. - Свердловск, 1986. |

|59.|Что ожидает новоуренгойцев: Реформа образования //Правда Севера. -|

| |1988. - 9 мая. |

|60.|Чунихина С. На Севере Крайнем «Мальвина» живет... //Правда Севера.|

| |- 1997. - 31 мая. |

|61.|Шакшин А.Д. Будущее вырастает здесь. - Свердловск, 1981. |

Приложение

Данные о количестве учебных заведений в г. Новый Уренгой

и числе учащихся, обучающихся в них на 1998 год[66]

| |Год |Число учащихся |Кол-во |

|Наименование учреждения |открытия |план / факт. |классов |

|Школа – лицей № 1 |1978 |1176 / 1125 | 50|

|Школа – лицей № 2 |1980 | | |

|«Земля родная» | |1176 / 1797 |60 |

|Школа – лицей № 3 «Экоцентр»|1983 |1176 / 1330 |54 |

|СШ № 4 |1983 |1176 / 1545 |68 |

|СШ № 5 |1984 |1176 / 1491 |66 |

|СШ № 7 |1986 |1176 / 1240 |57 |

|СШ № 8 |1987 |1176 / 1515 |68 |

|СШ № 10 (п. Пионерный) |1988 |192 / 195 |17 |

|Школа-лицей № 11 |1988 |1176 / 1745 |68 |

|Школа-профилакторий № 12 |1991 |1176 / 1264 |55 |

|СШ № 13 |1989 |1266 / 1924 |82 |

|Начальная школа № 14 |1994 |607 / 779 |33 |

|СШ № 15 |1995 |624 / 634 |34 |

|Гимназия |1989 |1176 / 2501 |29 |

|Педагогическое |1990 |296 / 803 |8 отд. |

|училище-колледж | | | |

|СШ № 16 (при | | | |

|педучилище-колледже) |1996 |250 / 661 |25 |

|Центр детства |1994 |150 / 188 |9 |

|Центр “Поддержка” |1994 |99 / 109 |13 |

-----------------------

[1] Цит по: Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1996.

- С.25.

2. Проблемы социализации детей и подростков /Под ред. Л.Н.Когана. -

Екатеринбург – Надым, 1994. - С. 15.

[2] Эти данные любезно предоставлены автору Управлением статистики г. Новый

Уренгой.

[3] См, например: Богатство народа: Поучительные факты из жизни

уренгойского образования. //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября; Козицкий

Ф. Школьная реформа в действии. //Правда Севера. - 1992.- 17 сентября;

Петровичев В.М. Региональные аспекты единой образовательной политики.

//Педагогика.- 1994. - № 5 и др.

[4] Васильева Т. Жить страшно: О центре социальной адаптации молодежи

«Садко». //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая; Кривчиков К. Не отстать от

жизни. //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5 и др.

[5] Уренгой – факел юности.- Свердловск, 1985; Человек и Север. Свердловск,

1986 и др.

[6] См., например: Основы педагогики. М., 1996; Проблемы социализации детей

и подростков. - Екатеринбург–Надым, 1994.

[7] Об образовании: Закон Российской Федерации //Рос. газ. - 1992. - 31

июля. - С. 3–6.

[8] Программа развития образования в городе Новый Уренгой: 1996–2001 г.г.

//Управление образования Администрации г. Новый Уренгой.- Методический

отдел. Б.н.

[9] Отчет Управления образования Нового Уренгоя: 1998 год //Правда Севера.

- 1999. - 18 января.

[10] См. список неопубликованных источников.

[11] Городской архив Нового Уренгоя. Ф. 24. Новоуренгойский отдел народного

образования. Д. 1, 4, 8, 11, 19 и др.

[12] Исторический опыт народного образования Тюменского края: Материалы

областной научной конференции.- Тюмень, 1992.

[13] Программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на

период до 2001 года. - Салехард, 1996.

[14] Подробности о том, как начинался Уренгой //Правда Севера. - 1994. - 9

августа.

[15] Артюхов А. Благодарственное письмо мэру города Новый Уренгой

Н.В.Комаровой //Правда Севера. - 1997. - 3 октября.

[16] Городской архив Нового Уренгоя. Ф.24. Новоуренгойский отдел народного

образования. Оп. 1. Д. 11. Л. 78.

[17] Там же. Д. 29. Л. 12.

[18] Устав г. Новый Уренгой. Раздел 1 «Общие положения». Статья 3. «История

Нового Уренгоя» /Принят Городским собранием депутатов 18.01.1997 г.

//Правда Севера. - 1997. - 22 января.

[19] Данные предоставлены Главным Управлением финансов и экономики

администрации г. Новый Уренгой.

[20] Эти данные любезно представлены автору в Управлении образования

Администрации Нового Уренгоя.

[21] Выявлены автором на основе данных Администрации Нового Уренгоя и

материалов городской периодической печати.

[22] Что ожидает новоуренгойцев: Реформа образования //Правда Севера. -

1998. - 9 мая.

[23] Программа развития образования города Новый Уренгой …- С. 18–19.

[24] Положение об Управлении образования Администрации города Новый Уренгой

… С. 4–5.

[25] Составлено автором по материалам Архива Управления образования

Администрации г. Новый Уренгой.

[26] Что ожидает новоуренгойцев … С. 4.

[27] Устав школы-лицея № 3 “Экоцентр”. /Утвержден Распоряжением № 21-Р от

28.01.1997 г. мэра г. Новый Уренгой //Управление образования. -Методический

кабинет. Б.н.

[28] На занятиях активно используется литература: Хрущев В.Л. Здоровье

человека на Севере. М., 1994. (Медицинская энциклопедия северянина),

соответствующие статьи в педагогических журналах и газетах («Учительская

газета», «Педагогика» и др.).

[29] Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа: Пособие для учащихся.

- Новый Уренгой, 1996.

[30] Поглазова Е. Здесь помогут каждому //Правда Севера.- 1994.- 9 августа.

[31] Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования

//Правда Севера. - 1999. - 2 сентября.

[32] Что ожидает новоуренгойцев … - С. 5.

[33] Программа развития образования г. Новый Уренгой … С. 23–26.

[34] Программа развития образования … С. 46–47.

[35] Отчет Управления образования Администрации г. Новый Уренгой за 1998 г.

//Правда Севера. - 1999. - 18 января. - С. 3.

[36] Положение об Управлении образования Администрации г. Новый Уренгой …

С. 49.

[37] Отчет Управления образования Администрации г. Новый Уренгой за 1998 г.

//Правда Севера. - 1999. - 18 января.

[38] Кривчиков К. Не отстать от жизни //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5.

[39] Чунихина С. На Севере Крайнем «Мальвина» живет … //Правда Севера.

1997. 31 мая.

[40] Устав Центра развития ребенка “Мальвина” /Утвержден Постановлением №

18-Р от 12.01.1998 г. //Управление образования Администрации г. Новый

Уренгой. Методический кабинет. Б.н.

[41] Чунихина С. На Севере Крайнем «Мальвина» живет... //Правда Севера. -

1997. - 31 мая.

[42] Многие данные, использованные в параграфе, любезно предоставлены

автору специалистами Управления народного образования Ямало-Ненецкого

автономного округа (г. Салехард).

[43] Исторический опыт народного … С. 66–67.

[44] Там же. - С. 70-71.

[45] Устав профессионального училища № 31 /Утвержден Распоряжением № 328-Р

от 20.05.1998 г. мэра г. Новый Уренгой. //Управление образования

Администрации г. Новый Уренгой. - Методический кабинет. Б.н.

[46] Богатство народа … С. 15–16.

[47] Что ожидает новоуренгойцев … С. 10–11.

[48] Программа развития народного образования в городе … С. 18–19.

[49] Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность

//Педагогика. 1998. № 6. С. 4–5.

[50] Стурова М.П. Система образования … С. 5.

[51] Макаренко А.С. Педагогическая поэма. //Собрание сочинений. Т. 4. - М.,

1957. - С. 406.

[52] Васильева Т. Скорая социальная помощь. //Газ Уренгоя. - 1997. - 7

ноября.

[53] Васильева Т. Жить - страшно: О Центре социальной адаптации молодежи

«Садко». //Газ Уренгоя.- 1999. - 29 мая. - С. 4.

[54] Налимова С. «Поддержка» без поддержки //Газ Уренгоя. 1997. 7 ноября.

[55] Богатство народа … С. 5.

[56] Данные любезно предоставлены автору в Управлении образования

Администрации г. Новый Уренгой.

[57] Козицкий Ф. Домашняя школа. //Правда Севера. - 1991. - 2 апреля.

[58] Иванова Н. В школу – до школы //Правда Севера. - 1996.- 6 апреля.

[59] Шелковникова Ю. Природа – наш учитель //Правда Севера. - 1996. - 6

апреля.

[60] Кощеева С. Приходите в Олимп //Правда Севера. - 1994. - 2 апреля.

[61] Туктаров Ф. Тысячи уренгойцев пришли на бокс. //Правда Севера. -

1998. - 5 мая.

[62] Программа развития народного образования в городе … С. 27–28.

[63] Ткаченко Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в

общеобразовательных школах Российской Федерации. //Начальная школа. -

1996. - № 9. - С. 2–3.

[64] Артюхов А. Благодарственное письмо мэру г. Новый Уренгой

Н.В.Комаровой. //Правда Севера. - 1997. - 3 октября.

[65] Данные любезно предоставлены автору сотрудниками Отдела

Государственного архитектурно-строительного надзора Администрации г. Новый

Уренгой

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.