РУБРИКИ

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

актов;

– контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям

обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения,

предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами органов

городского самоуправления;

– регулирование в образовательных учреждениях деятельности общественных

(в т.ч. детских и молодежных) объединений, разрешенных действующим на

территории Российской Федерации законодательством [25].

По нашему мнению, необходимы новации в трудовой, военной, жизненной

подготовке молодежи. Ключевые вопросы – это вопросы проведения

традиционного конкурса «Учитель года», проблемы оздоровления детей, о детях-

инвалидах, сиротах, многодетных семьях, о семьях представителей коренных

народов Севера.

2. Программное и научно-методическое обеспечение:

– обобщает опыт по внедрению научно-педагогических и управленческих

инноваций, передает информацию, подбирает интересующий материал для

распространения в учреждениях в соответствии с их спецификой. Оказывает

необходимую помощь образовательным учреждениям, внедряющим инновации.

– Создает условия для научно-методического обеспечения учреждений в

соответствии с их типом. Обеспечивает учреждения образования учебными

программами и научно-методической литературой.

– На договорной основе предоставляет образовательные услуги, в том

числе по научно-методическому обеспечению, негосударственным учреждениям

образования.

– Обобщает данные об усвоении учащимися подведомственных учреждений

базового компонента образования, оказывая в необходимых случаях

методическую помощь педагогическим кадрам учреждений.

– Обобщает данные о потребностях города в научно-методическом

обеспечении, ищет оптимальных подрядчиков для их удовлетворения из числа

городских учреждений или создает собственные научно-информационные,

консультативные центры или другие необходимые структуры.

– Обобщает опыт образовательных учреждений и вносит предложения об

изменениях и дополнениях в содержании базового компонента образования,

различных уровнях дифференциации и направлениях обучения, учебных планах,

программах и других методических документах, а также в сроки обучения в

различных типах образовательных учреждений.

– На основании заявок учреждений формирует городской заказ на учебную,

учебно-методическую, научно-популярную и общественно-педагогическую

литературу для учителей, учащихся и родителей. Привлекает кооперативы и

частные издательства для более полного удовлетворения нужд города в

литературе и специальной информации.

– Привлекает компетентных специалистов для экспертной оценки готовности

учреждений развернуть на своей базе экспериментальные педагогические

площадки.

– Проводит городские семинары, конференции, симпозиумы по актуальным

для города проблемам развития образования. В случае необходимости

непосредственно сотрудничает с зарубежными организациями и учреждениями,

имея в виду более эффективное удовлетворение потребностей учащихся и

педагогических кадров

– Способствует распространению в городе позитивного педагогического

опыта, получившего соответствующую экспертную оценку.

– Формирует городские структуры психологической службы в образовании

(методические кабинеты, специализированные центры).

Кроме того особенно важной считается работа по кадровому обеспечению,

имеющая функции:

|– Обобщение данных о потребностях в педагогических кадрах, оформление |

|заказа на подготовку кадров с использованием финансово-экономических |

|возможностей города. |

| – На основе предложений учреждений – формирование заказов на |

|переподготовку кадров в Институте усовершенствования учителей и в других |

|центрах повышения квалификации. В соответствии с потребностями учреждений |

|города – организация семинаров, краткосрочных курсов, научно-практических |

|конференций, организационно-деятельных игр и т.д. |

|– Создание фонда материального стимулирования педагогических кадров, |

|содействие улучшению социально-культурных условий их жизни, всемерно |

|поощряя творческих работников. |

|– Оформление наградных документов и ходатайство в установленном порядке о |

|награждении отличившихся работников образования. |

Таким образом, основные направления деятельности Управления

образования Администрации г. Новый Уренгой также, по нашему мнению,

достаточно типичны для подобных организаций. Их успешное осуществление во

многом зависит от кадрового потенциала и достойного финансирования.

ГЛАВА 2. Состояние, тенденции и проблемы развития народного

образования в Новом Уренгое

2.1. Становление общеобразовательной школы в городе Новый Уренгой

Народное образование в Новом Уренгое закономерно начиналось

практически «с нуля». В 1976 году на Крайний Север с «большой земли»

приехала молодая учительница Гаран Валентина Алексеевна, которая решила

взяться за открытие первой школы в поселке Ягельный (ныне в черте города

Новый Уренгой). Это было трудное, но во многом прекрасное время.

К первому сентября в город приехали первые 14 учителей. Среди них

были Никонович Юлия Андреевна и Ковбасюк Нина Павловна – учителя начальных

классов, М.А.Рабинович– учитель физики. Первым председателем профсоюза

школы стала Мария Андреевна Гереш, первым инспектором – Нина Яковлевна

Сидорова, первым методистом – Т.С.Рязанцева, первым школьным хореографом –

Ирина Валиловна Закирова.

1 сентября 1976 г. первые 72 ученика сели за парты средней школы № 1,

директором которой стала В.А.Гаран. В выпускном X классе обучались 5

учеников (они же, естественно, стали первыми выпускниками первой школы):

О.Белоножкин, Л. Боруш, С.Боровик, В.Исаев и серебряная медалистка

Е.Костенко.

С 1980 по 1988 г. директором школы, после ухода В.А.Гаран

руководителем ГорОНО, была Галина Петровна Журавлева. Сейчас руководит

школой Татьяна Ивановна Кокоева. За эти 20 лет школа № 1 претерпела большие

изменения: в 1989 г. было построено новое здание, приобретен статус школы-

лицея. Школа гордится своими выпускниками: 5 золотых и 45 серебряных

медалей. Дважды школа была награждена Дипломами «Школа года» (в 1994 и 1995

гг.).

В 1980 г. была открыта средняя школа № 2, первым директором которой

стала Тамплон Сельора Раймольдовна. Она первой в г. Новый Уренгой получила

звание «Заслуженный учитель». Тогда в школе обучалось 1.452 ученика, было

69 учителей. С 1992 г. школа стала школой-лицеем «Земля родная», и главным

направлением в работе педагогического коллектива являются программы

«Открытие мира», «Земля родная», «Путешествие к истокам». Особое внимание

уделяется физическому развитию и здоровью учащихся. В настоящее время

коллектив учащихся и педагогов возглавляет Татаринов Михаил Николаевич.

В 1981 г. в городе открылась школа № 3 (сегодня – школа-лицей

“Экоцентр”), первым директором которой была Помазан Вера Ивановна. За

последние 17 лет из школы выпущены более 1500 учащихся, среди них двое – с

золотой медалью, 53 – серебряной. Среди учащихся школы 619 человек –

призеры школьных олимпиад, 57 – городских, 6 – областных, 3 участника

республиканских олимпиад. Сегодня “Экоцентр” возглавляет Поглазова Татьяна

Николаевна, отличник народного просвещения. В педагогическом коллективе 19

педагогов имеют звание “Отличник образования”.

В 1984 году состоялось открытие школы № 4. Более 15 лет коллектив

преподавателей и учащихся возглавляет Горбенко Таисия Владимировна,

заслуженный учитель Российской Федерации.

В следующем, 1985 году, распахнула свои двери школа № 5, директором

которой до сих пор является Негинский Игорь Семенович, заслуженный учитель

Российской Федерации. Главное направление работы этой школы – эстетическое

воспитание и физическое развитие. Спортсмены пятой школы являются

участниками и победителями президентских состязаний. Школа дважды была

награждена Дипломами “Школа года” (в 1996 и 1997 гг.).

В этом же году в поселке Уралец, в семи километрах от Нового Уренгоя,

открылась школа № 6. Ее первым директором стала Ливкутная Лидия Николаевна.

В школе было организовано движение самоуправления “Я+Мы” под чутким и

бдительным руководством принятой по первому приказу Шергиной Татьяны

Степановны, учителя географии (ныне она – начальник Управления молодежной и

семейной политики Администрации Нового Уренгоя). Сейчас коллектив школы № 6

возглавляет Ярославцева Антонина Павловна, отличник народного просвещения.

В 1987 году ученики Северной части города, микрорайона Юбилейный

вошли в стены школы № 8, директором которой с самого начала и до 1998 года

был Байтлер Иван Михайлович, отличник народного просвещения. За десять лет

школа стала одним из ведущих учебных заведений города. Творчески работают

учителя на хороший и отличный результат: 22 призера олимпиад, выпускники

награждены медалями (1 золотая, 11 серебряных). 18 педагогов трудятся в

школе со дня открытия. В 1991 году школа была признана “Школой года”.

В 1998 году школе № 11 исполнилось 10 лет. Первым ее директором был

Чередниченко Виктор Евгеньевич, а с 1989 года школу возглавляет Калабина

Зинаида Яковлевна, заслуженный учитель Российской Федерации.

Большим событием 1989 года для города стало открытие школы-

профилактория № 12. Все годы ей руководит Ливкутная Лидия Николаевна. В

школе функционируют 11 медицинских кабинетов, а работа всей школы имеет

три направления – охрана и профилактика здоровья учащихся, реальное

состояние окружающей среды Приполярья, влияние состояния здоровья на

результативность учебно-воспитательного процесса.

Не менее важным событием было открытие школы № 13 в микрорайоне

Мирный. Коллектив школы возглавляет Манакова Евгения Александровна,

заслуженный учитель России. Перспектива развития этого образовательного

учреждения – демократическая школа. Сегодня школа – учебно-воспитательный

комплекс с детским садом, дополнительным образованием, вузами, базовыми

предприятиями. Внимание педагогов направлено на ученическое самоуправление,

построенное по принципу президентского правления.

В 1995 году в микрорайоне Восточный, на самой окраине Северной части

Нового Уренгоя, открылась школа № 14, единственная в городе отдельная

начальная школа. Директор этого учебного заведения – Крылова Наталья

Владимировна. В коллективе трудятся молодые и творческие педагоги, многие

из которых – выпускники Новоуренгойского педагогического училища-колледжа.

Символами школы стали любознательность, милосердие, пытливость, ум и

смекалка.

Центр реабилитации и адаптации молодежи «Поддержка» был открыт в 1994

году. В Центре разработана и успешно действует и развивается структура

организационно-педагогической работы. Мастерами педагогического труда

являются Кручинина Зинфера Ситдиковна, Кручинин Иван Григорьевич,

Шелковникова Юлия Николаевна, Никитина Наталья Владимировна и директор

Сальникова Ирина Львовна.

В 1995 году жители стройплощадки получили подарок – школу № 15,

директором которой приказом Управления образования был назначен Сидоров

Василий Гаврилович, отличник образования. В школе работают еще три

отличника образования - Л.В.Сидорова, Л.П.Туринцева, С.Н.Голобородова.

Рядом со школой № 13 в микрорайоне Мирный в 1997 году открыта школа №

16 – педколледж, директором которой стал Терновой Алексей Семенович[26].

Таким образом, в городе регулярно вводились в строй новые школы.

Многие из них избрали собственные оригинальные направления деятельности.

Педагогам города удалось реализовать целый ряд уникальных педагогических

проектов. Практически все образовательные учреждения работают в режиме

развития или в режиме опытно-поисковой деятельности, каждое из них

приобрело свою индивидуальность. В результате родители и дети города

получили реальную возможность выбора оптимального учебного заведения.

В настоящее время в системе образования города трудятся более 4.300

работников образования. Из них 10 учителей имеют звание «Заслуженный

учитель Российской Федерации»: Беляева А.А., учитель биологии гимназии;

Гереш М.А., учитель математики СШ № 1; Горбенко Т.В., директор СШ № 4;

Калабина З.Я., директор СШ № 11; Луковкина Н.В., заместитель директора СШ №

11; Манакова Е.А., директор СШ № 13; Негинский И.С., директор СШ № 5;

Сердцева И.Ф., учитель начальных классов СШ № 11; Уразманов Ш.Х., учитель

физики СШ № 2; Ширенкова В.И., учитель начальных классов СШ № 2. Знаком

“Отличник образования” в городе Новый Уренгой награждены 234 учителя.

Высшая квалификационная категория присуждена 257 педагогам [27].

Особо отметим «родную» для себя школу № 3. Ее педагогический

коллектив выбрал основным направлением в своей деятельности – экологическое

воспитание школьников, создание экологического лицея, как экологического

центра, способного через ум, сознание, душу ребенка, учебный процесс

школьной программы создать новое мышление нового человека. Ведь как ни

горько это признавать, здоровых людей среди нас меньшинство: три четверти

детей лишены здоровья уже с рождения[28].

Термин “экология” существует давно. Он был введен в науку еще в 1865

году германским дарвинистом Эрнстом Геккелем для обозначения

взаимоотношений растений и животных, обитающих на определенной площади,

между собой и с окружающей средой. Однако более столетия он существовал как

одна из биологических дисциплин и за исключением узкого круга биологов его

никто не знал. В июне 1972 года Организация Объединенных наций созвала в

Стокгольме Первую Международную конференцию по оценке состояния окружающей

человека природной среды. В конференции участвовали делегации 106 стран.

Конференция пришла к выводу, что экологическое состояние окружающей

человека среды стало угрожающим не только для здоровья, но и для самого

существования человечества, что если мы не изменим коренным образом пути

дальнейшего развития, то уже в следующем веке оно обречено на более

медленное, но такое же верное вымирание, как в случае с ядерной войной..

Положение резко изменилось после Стокгольмской конференции.

Выяснилось, что человек не только субъект, изучающий экологию животных и

растений, но и объект, который сам должен стать предметом экологических

исследований. Поэтому пришли к выводу, без всеобщего экологического

образования, без перестройки в этом направлении человеческого мышления не

могут быть решены назревшие экологические проблемы.

Особо значительная роль в воспитании подрастающего поколения и

общества в целом принадлежит школе. Строить большое надо с малого. Здоровье

человека и среды его обитания – основная цель экологического лицея,

«Экоцентра».

Особое внимание уделяется экологическому воспитанию детей младшего

школьного возраста и это объясняется двумя основными причинами:

необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и

систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и

актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее

благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Конечно, дети младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы

такого знания. Большую роль в экологическом образовании и воспитании

школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в

природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках,

становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе

процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений,

умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически

грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Разработанный педагогами школы план работы подразумевал выполнение детьми

начальных классов исследовательской работы, проведение наблюдений,

обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме. Так в курсе

«Здоровье человека на Крайнем Севере» учащимся прививаются основные

гигиенические навыки, где учащиеся учатся самостоятельно поддерживать свой

организм в здоровом состоянии[29].

Экологический лицей продолжает работу в соответствии с планом по

формированию лицейского компонента содержания образования. Логическим

продолжением формирования лицея явилось заключение договора с Уральским

государственным техническим университетом о довузовской подготовке

школьников с IX класса.

Дальнейшее развитие получила опытно-поисковая экспериментальная

работа в школе-лицее «Земля родная» и УВК «Школа-лицей № 1». К

интегрированным курсам «Открытие мира» и «Путешествие к истокам»,

разработанным коллективом учителей и ученых в течение 1996–1997 учебного

года, создан ряд методических пособий и учебников:

Учительницей Н.М.Журавель (УВК «Школа-лицей № 1» разработана и

апробирована программа по краеведению, издана хрестоматия (имеются рецензии

Тюменского института усовершенствования учителей), составлен учебный

фильм по краеведению; ее работа «Проблемы глобального потепления климата

на примере Тюменского Севера» открыла школе дорогу на Всероссийскую научно-

практическую конференцию в городе Обнинск; на Всероссийском конкурсе

методических материалов в 1997 году за «Программу по краеведению» и

хрестоматию «Краеведение Ямало-Ненецкого округа»[30] она получила звание

лауреата. Учительницей Г.П.Милициной издано пособие по геометрии

«Построение плоских сечений»; учительницей С.А.Певневой создано пособие

для учащихся по информатике[31].

1 сентября 1991 года в городе открылась первая гимназия с углубленным

изучением экономики. Более 300 учащихся-гимназистов ежегодно выпускаются из

стен гимназии с прекрасными знаниями и широким кругозором. Первая гимназия

открыла широкий путь к новым формам обучения детей в городе. Решением

сессии Городского Совета увеличена заработная плата учителям гимназии на

50%, решены вопросы строительства кооперативного жилья, выделения

компенсационных затрат на индивидуальное строительство для педагогов.

Первым директором гимназии была Фаина Леоновна Максимова. Сейчас

руководство гимназией взяла на себя один из лучших психологов города –

Недзведцкая Елена Анатольевна.

Чем же характеризуется гимназическое образование? Гимназия дает

широкое общее образование с глубоким знанием иностранных языков. Особое

внимание уделяется развитию индивидуальности ребенка, формированию

высокого уровня культуры. В учебном плане гимназии есть блок

культурологических дисциплин: мировая художественная культура, история

религий мира, основы философских знаний, этика и другие. Особое внимание –

развитию речи учеников, в старших классах преподается риторика. Изучаются

нормы этикета. Физическое развитие не ограничивается только уроками

физкультуры, вводится ритмика, хореография.

Прием в гимназию проводится по конкурсу, преуспеть больше шансов у детей,

уровень развития которых выше среднего. Конкурсный набор проводится в два

этапа: первым – тестирование, второй – собеседование. В ходе тестирования

проверяются умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, в

какой-то степени выявляется кругозор ребенка. Оценивается развитие мелких

мышц руки, координация руки и глаза, обращают внимание на то, как развито у

детей произвольное внимание, воля, усидчивость, насколько уровень

интеллектуального развития соответствует возрасту детей. В собеседовании

принимают участие педагоги, психолог.

Образовательный процесс в гимназии осуществляется в соответствии с

уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения- 5

лет) – обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ

основного общего образования, условия становления и формирования личности

обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному

самоопределению. Основное общее образование является базой для получения

среднего (полного) общего образования, начального и среднего

профессионального образования.

III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок

освоения 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной

подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательной

программы данной ступени образования, развития устойчивых познавательных

интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной

учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для

организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию

интересов, способностей и возможностей личности. В учебном плане гимназии

используется гибкая модель образовательного процесса, предполагающая

варьирование учебных групп, выбор учащимися специализированных предметов,

усиление профильных дисциплин предметами по выбору, индивидуальными

консультациями.

Особенностями учебного плана гимназии является:

– курс компьютерной грамотности с пятого класса;

– введение с шестого класса второго иностранного языка;

– раннее изучение экономики с 8-го класса;

– введение в седьмых классах химии и дополнительных часов по изучению

биологии, так как программы учреждения по химии и биологии предусматривают

изучение Госстандарта по данным предметам за курс основной школы;

Учебный план X-XI классов предусматривает введение профилей

гуманитарного и экономического направления. В преподавании профильных

предметов происходит расширение и углубление учебного материала с учетом

требований вузов данного профиля.

Членами кафедры иностранного языка городской гимназии проделана

большая работа по корректировке программ МГИМО в условиях гимназии,

созданию, созданию программ факультативных курсов по физике, экономике,

математике для одаренных детей. Как правило, выпускники гимназии поступают

в те высшие учебные заведения, в которые намеривались, овладевают навыками,

необходимыми для непрерывного самообразования. Год от года крепнут связи с

Санкт-Петербургским финансово-экономическим университетом[32].

В 1989 году в школу–новостройку в северной части города пришел новый

директор – Лидия Николаевна Левкутная, родом с Крымского полуострова,

которая очень близко к сердцу принимала детские болезни. С группой

единомышленников подготовила проект новой школы. Для пущей убедительности

пригласила специалистов из Сибирского отделения Академии медицинских наук,

которые, проверив 400 детей школы, выдали жуткие данные по состоянию их

здоровья. По ним выходило, что на один произвольно выбранный класс не

приходилось ни одного здорового ребенка, либо находился всего один

«относительно здоровый». Защищать свою идею пришлось долго и трудно. Где

это было видано, чтобы в школе работали 20 медицинских работников?

Горсовет пошел на встречу педагогическому коллективу школы по вопросу

создания экспериментальной школы-профилактория. 7 июня 1994 года состоялся

президиум Горсовета, на котором школе было выделено 2,5 миллиона рублей для

реализации эксперимента. Так впервые на российском севере, в нашем городе,

открыла свои двери школа-профилакторий № 12, призванная показать

зависимость учебно-воспитательного процесса от состояния здоровья детей и

максимально улучшить результаты обучения. Ее цель не лечить, а сохранить

здоровье, которое дано ребенку от рождения. На второй год работы программы

кривая успеваемости резко и настойчиво поползла вверх. Дети стали учиться

лучше. Учиться хорошо стало выгодно.

Четвертый год в школе № 12 действует программа профильного обучения с

ориентацией на профессию медицинского работника среднего и высшего звена.

За два года старшеклассники превращаются в медсестер и медбратьев, получая

на руки соответствующий документ. В течение третьего года проводится

довузовская подготовка с медицинской ориентацией в сотрудничестве с

Тюменской государственной медицинской академией. За первый год обучения 17

детей получили довузовскую подготовку двенадцать из них стали студентами

мединститутов. В 1997 году из 28 выпускников – 12 студенты Тюменской

государственной медицинской академии (ТГМА), четверо – учатся в других

городах. В 1998 году из 26 выпускников 14 – студенты ТМА, шестеро – в

других городах.

В 1994 году был создан адаптивно-реабилитационный центр «Диалог»,

который включает в себя две службы: досуга и социально-психологическую. В

центре работают социальные педагоги, юрист, психотерапевт, логопед-

дефектолог, психолог, педагоги дополнительного образования.

Основной задачей центра является – осуществление индивидуального

подхода к каждому ребенку на основе психологических параметров его

личности. В начале учебного года в результате массового опроса выявляются

интересы учащихся и на их основании формируется сеть кружков и секций

дополнительного образования. В спортивных секциях, таких как вольная

борьба, дзюдо, теннис, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, занимается

50% учащихся. В кружках художественно-эстетической направленности:

хореография, ритмика, драматический, “Умелые руки”, “Модница”, “Техник”,

“Мягкая игрушка”, хоровой, пресс-центр и другие – занимается 25% ребят.

Центром “Диалог” ведется диагностическая и коррекционно-развивающая

работа в классах выравнивания и компенсирующего обучения, где учатся дети,

требующие особого индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Лечебная база школы-профилактория № 12 (а это ингаляторий,

физкабинет, фитобар, стоматологический, массажный кабинет, фитокамера,

галокамера и прочие процедурные кабинеты) работают без выходных и каникул.

Летом в школе оздоровительная площадка. За летние каникулы 1998 года

пролечились более 1800 учащихся из разных школ города. И желающих все

больше.

Совместно с Тюменским государственным университетом (ТГУ) и ТГМА

разработана и внедряется региональная программа охраны здоровья школьников

в условиях Крайнего Севера.

В школе-профилактории № 12 сделали упор на гуманистическое

воспитание. Сотни ребятишек приходят работать в центр “Милосердие”,

расположенный в этой же школе. Там учатся и лечатся дети-инвалиды со всего

города. Дети, не имеющие физических недостатков очень бережно помогают

своим подопечным. Это не только очень трогательно, но и полезно. Дети

учатся видеть и слышать других, исподволь совершенствуя свою душу.

Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики здесь обратили

внимание на ее опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль

отводилась праздникам русской православной церкви. В школе ежегодно

устраивают рождественские и пасхальные вернисажи, каждый праздник имеет

свои традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного

опыта всего народа. Педагоги понимают, как важно создать эмоционально-

психологическую атмосферу в предпраздничные дни, дети своими руками делают

всевозможные украшения, поделки, рисуют, учат стихи, песни. В день

праздника устраиваются представления, ярмарка распродажа. В эти дни

навстречу с детьми приходят священнослужители, эти встречи учат детей

доброте, милосердию, готовности помочь, попавшему в беду, скромности,

мужеству, справедливости, а отсюда и более глобальным нравственным

ценностям : Жизни, Красоте, Труду, Человечности. Педагоги, медики, учащиеся

школы, родители и дети-инвалиды благодарны своим спонсорам, материально

поддерживающим эту гуманную акцию, – предприятиям “Уренгойгазпром”,

“Ямбурггаздобыча” и Буровому Предприятию “Тюменбургаз”[33].

Администрацией школы № 5 проведена большая работа по созданию

экспериментальной площадки. Как и всякое коллективное дело, оно не только

вдохновляло, но и тревожило, так как генеральная идея эксперимента –

создание модели школы, помогающей развитию художественных и творческих

способностей школьников, – предусматривала участие практически каждого

члена коллектива.

Поэтому достаточно быстро изучалась документация, личные дела и

медицинские карты учащихся, а в связи с этим – запросы и пожелания

родителей. Одновременно работал семинар-практикум по изучению опыта учебных

заведений в данном направлении, а также наработки ученых. Немаловажное

значение приобрела и работа по отбору диагностических методик обследования

детей для первичного, основного и заключительного этапов их развития в

условиях эксперимента.

Невозможно было представить масштабы заданных задач без “вливания”

дополнительных материальных средств, на что Управление образования города

пошло сознательно, а коллектив постарался оправдать эти надежды. Надо

учесть, что хотя школу нельзя считать удаленной от центров культуры, тем не

менее социальный паспорт микрорайона, прилегающих к нему кварталов

малоэтажной застройки и «вагон-городка» показывает достаточно низкий

уровень культурных притязаний живущих в них.

Насколько же смелым и необычайно необходимым стало открытие в

условиях эксперимента специализированных классов изобразительного

искусства, хореографии, музыкальной культуры, искусства театра кукол и

актерского мастерства, иностранных языков! Хочется сказать, что, даже

изменив место жительства, дети продолжают ходить в эту школу.

Достаточно высокий образовательный в мире культуры уровень

специалистов позволил строить многовариантные содержательные программы

развития этих классов, вводя такие дисциплины, как история искусств,

классический и народный танцы, музыкальная грамота (основы теории музыки и

сольфеджио), а также использовать всевозможные формы организации занятий:

индивидуальные (вокал, музыкальный инструмент), различные типы ансамблей,

оркестр.

Создание нового образца педагогической и учебной деятельности,

позволяющих осваивать новое содержание воспитания, стало одной из задач

классных руководителей: ведь только в комплексном взаимодействии возможно

было предположить положительный результат эксперимента.

Учительский коллектив, конечно, понимал, что Экспертному совету

Управления образования и общественной комиссии важно было представить

конечные результаты работы: изменения в психологическом климате коллектива

детей и взрослых, уровень влияния детей этих классов на товарищей в школе и

дома, позиции в педагогическом коллективе к эксперименту, к друг другу,

совершенствованию своего мастерства, а главное, развитие индивидуальных

способностей личности, уровень культуры и нравственности ребенка.

Эта цель не смогла бы быть достигнута столь успешно, не проводись эта

работа в условиях школьных занятий, кружковой работы, которые углубляли

процессы, а также без полного понимания и поддержки родителей, что

подтверждали диагностические исследования.

Таким образом, создавались условия для развития художественных

способностей детей, отрабатывалась управленческая модель школы со

специализированными классами.

Учителя задаются целью: четко направить урок на развитие творческой

самостоятельности учащихся, вовлекая каждого из них в живой процесс тесного

сотрудничества учителя с классом, с каждым из учеников. Так, на уроках

изобразительного искусства стали использоваться новые технологии обучения.

Проявляя самостоятельность, творчество преподаватели установили новую

логику разворачивания учебного предмета, комбинируя игровые действия и

ситуации, детские и собственные стихи, песни, сказки, обогащая занятия

знаниями о природе.

Методические объединения школы ищут новые проведения заседаний, на

которых стараются избегать однообразных, пространных докладов, а больше

планируют практическую работу: открытые уроки, проблемные дискуссии,

взаимопроверки и обмен опытом, что способствует непрерывному

педагогическому образованию и влияет на повышение результативности работы

объединений.

Входят в жизнь творческие отчеты учителей с подготовленными

выставками дидактического материала, наглядных пособий, образцов

тематического планирования, сериями конспектов уроков по темам, списками

используемой методической литературы, чему, несомненно, помогает

аттестация, которая в школе проводится каждый год.

В школе, украшая ее жизнь, укрепились традиционные мероприятия:

праздник масленицы, ярмарки и концерты, в которых в совместной деятельности

с родителями получают великую радость сотворчества взрослые и дети. Все

более поднимается в цене профессионализм и высокая результативность в

обучении, воспитании и развитии школьников. Несомненным итогом этого стали

не единожды занимаемые первые и другие места в городских олимпиадах

школьников, персональные и коллективные выставки художественных работ в

выставочных залах городской картинной галереи, участие в городских

спортивных соревнованиях и «срезовых» работах по физической культуре,

авторские концерты танцевального ансамбля.

Таким образом, стремление не стоять на месте стало ведущей ценностью

педагогического коллектива, в котором за последние три года появились два

отличника образования и культуры. В городе Новый Уренгой сеть

образовательных учреждений развивается как целостная система. Специалистами

Управления образования разработаны и успешно действуют следующие

направления:

|Изучаются возможности и создаются «сквозные» учебные комплексы, |

|объединяющие группы учреждений дошкольного, школьного и профессионального |

|образования: |

|– детские сады-школы; |

|– начальная школа-педагогический колледж (школа № 16); |

|Образовательно-воспитательный комплекс: |

|– школа № 7 – Центр технического творчества, |

|– школа № 12 – досуговый центр; |

|– Коротчаевская школа № 1 – Центр технического и художественного |

|творчества. |

|Внедрение сквозных программ: |

|– школа № 1 – Тюменский государственный университет; |

|– школа № 5 – Тюменский институт культуры; |

|– школа № 11 – Московский открытый социальный университет, Тюменский |

|международный колледж; |

|– школа № 16 – Новоуренгойское педагогическое училище – Тобольский |

|педагогический институт; |

|– школа - профилакторий № 12 – Тюменская государственная медицинская |

|академия; |

|– школа - лицей “Земля родная” № 2 – МГУ им. Ломоносова; |

|– школа № 4 – Российская академия им. Плеханова. |

|Организованы городские конкурсы среди школьников по решению реальных |

|научных, культурных, социальных проблем города: |

|– конференция «Экологическое состояние окружающей среды города Новый |

|Уренгой», общегородская игра «Голубая планета») |

|– конкурс телевизионных детско-юношеских передач «Серпантин» на |

|социально-экономическую тематику; |

|– ежегодный конкурс научных работ, докладов учащихся по |

|социально-экономической, культурной тематике; |

|– конкурс сочинений, отражающий реальные, научные, социально-культурные |

|проблемы города («Твои люди Уренгой», «Будущее города газодобытчиков» и |

|др.); |

|– проводятся телеигра «Мой город»; литературно-музыкальные конкурсы юных |

|певцов и поэтов «Слово о моем городе»; |

|– создается видеотека «Мой город – Новый Уренгой»; |

|– разработана программа факультативных курсов «Люблю тебя, горжусь тобой |

|...»; |

|– введены в планы воспитательной работы раздела «Воспитание патриотических|

|отношений к родному городу»; |

|– созданы в школе № 12 и школе-лицее № 2 «Земля родная» школьные |

|краеведческие музеи; |

|– организовываются ежегодные школьные и общегородские вернисажи детского |

|творчества. |

|Организованы постоянные связи по обмену учащимися и преподавателями с |

|другими странами и государствами: |

|– школа № 5, школа-лицей № 11 – г.Санкт-Петербург; |

|– школа № 8 – международный проект «Изучение немецкого языка по методике и|

|программам института имени Ф.Гете» (г.Мюнхен, Германия); |

|– гуманитарно-педагогический лицей г. Тобольска. |

|– школа лицей № 2 «Земля родная» – участие в международных проектах, |

|организованных ЮНЕСКО и Евроклубом – лаборатория дополнительного |

|образования “Открытие мира” РАО; |

|Разработаны и реализуются совместные межрегиональные и международные |

|научно-педагогические проекты сотрудничества: |

|– гимназия, школа-лицей № 1 – международный проект «Углубленное изучение |

|английского языка по методике и программам Московского государственного |

|института международных отношений»; |

|– школа № 4 – Киевский университет имени Т.Г.Шевченко; |

|– школа-лицей № 3 “Экоцентр” – Всероссийские программы экологизации |

|образования и “Граждановедения”, внедренческий центр “Гражданин” – |

|Российская Академия образования; |

|– школа-профилакторий № 12 – региональная программа охраны здоровья |

|школьников в условиях Крайнего Севера, институт им. Семьи Рауля Валенберга|

|города Санкт-Петербург[34]. |

Сделаны первые шаги по созданию “Детской академии”. Большинство

преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой, стали в

своих школах организаторами детских научных обществ. Первая научно-

практическая конференция учащихся, проведенная в 1997 году в рамках

“Детской академии” выявила большую группу ребят, склонных научно-

исследовательской работе, и талантливых педагогов. В работе научной

конференции приняли участие ученые Тюменского государственного

университета, всего было представлено 24 доклада учащихся УВК “Школа-лицей

№ 1”, гимназии, “Экоцентра”, школы - лицея № 2 “Земля родная”.

Систематически проводится большая работа по выполнению программы

«Одаренные дети».

Как известно, в Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс

«Школа года». Дипломами этого конкурса в Новом Уренгое награждены:

городская гимназия, «Школа-лицей № 1», школа-лицей № 2 «Земля родная»,

«Экоцентр», общеобразовательные школы № 5 и 13.

В этих школах сложились гуманные, добрые отношения между учителями,

учащимися и родителями. Дети здесь интересно учатся. Учителя испытывают

моральные и профессиональное удовлетворение от своего труда. Директорам

этих школ присвоено почетное звание «Директор года».

Таким образом, большинство общеобразовательных школ Нового Уренгоя

успешно прошли период становления. Многие из них получили статус лицеев и

гимназий различного профиля. Налажено успешное сотрудничество с многими

ведущими вузами страны. Все это способствует развитию эффективного учебного

процесса.

2.2. Дошкольное образование и воспитание.

В настоящее время, когда в стране происходит коренная перестройка

всех сторон общественной жизни, особое значение приобретает идейно-

нравственное, идейно-патриотическое воспитание, формирование чувства

ответственности, гражданской позиции. Решаются эти важные задачи в основном

в школе, но фундамент, начало начал, закладывается на первой ступени – в

детском саду. Дошкольное воспитание является равноправной составной частью

общей цепи народного образования, это своего рода нулевой цикл – фундамент

в строительстве человеческой личности.

Сколько бы критики ни раздавалось в адрес детских садов, их

полезность и необходимость признают все. А недостатки могут быть в любом

деле, и их надо стараться устранять.

Исходным положением при определении основных направлений развития

дошкольного образования является признание дошкольного образования как

подсистемы общего образования, имеющей определенную структуру

(образовательные программы; сеть детских дошкольных учреждений различных

организационно-правовых форм, типов и видов; систему органов управления

детскими дошкольными учреждениями) и при званной удовлетворять запросы

граждан по оказанию профессиональных педагогических услуг семье в деле

воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и

психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой

коррекции недостатков развития в подготовке к школе с учетом национальных и

региональных особенностей, характера быта и труда населения.

Из этого положения вытекают следующие основные направления развития

детского дошкольного образования в городе:

– обеспечение защиты детства от негативных проявлений окружающей

действительности, сосредоточение внимания взрослых на приоритетности

личности, жизни и здоровья ребенка, развитие его индивидуальных качеств,

потенциальных способностей и возможностей;

– создание социальных, финансовых, материальных условий и нормативной

базы, кадровое обеспечение в целях более успешного решения задач, стоящих

перед педагогическими коллективами;

– преодоление единообразия в системе детских дошкольных учреждений,

дальнейшее развитие и совершенствование сети детских дошкольных учреждений,

в т.ч. специализированных, приведение ее структуры в соответствие с

изменившимися запросами населения, обеспечение гражданам возможности выбора

между различными формами общественного и семейного воспитание, создание

условий для их разумного сочетания и доступности;

– сохранение и развитие положительных национальных традиций воспитания

детей дошкольного возраста поиск оптимальных путей и форм организации

дошкольного образования детей разных национальностей;

– совершенствование механизма управления, финансирования и

материального обеспечения детских образовательных учреждений, развития

дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг населению;

– социальная защита работников детских дошкольных учреждений [35].

Главным итогом работы отдела дошкольного воспитания Управления

образования города является то, что несмотря на все сложности переходного

периода, социально-экономическую нестабильность, острый дефицит

финансирования, снижение уровня социальной защиты участников

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.