РУБРИКИ

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

|Министерство образования Российской Федерации |

|Уральский ордена Трудового Красного Знамени |

|Государственный университет им. А.М.Горького |

|Исторический факультет |

|Кафедра архивоведения |

| |

| |

| |

| |

|Развитие народного образования в городе |

|Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.) |

| |

|Дипломная работа |

|студентки V курса |

|Энгельгардт Елены |

|Владимировны |

| |

|Научный руководитель: |

|канд. ист. наук, доц. |

|Черноухов Эдуард |

|Анатольевич |

| |

| |

| |

|Екатеринбург |

|2000 |

Содержание

| |С. |

|Введение |3 |

|Глава 1. Управление образования в системе Администрации города | |

|Новый Уренгой |14 |

|1.1. Структура, полномочия и функции Управления образования | |

| |14 |

|1.2. Основные направления деятельности Управления образования | |

| |21 |

|Глава 2. Состояние, тенденции и проблемы развития народного | |

|образования в Новом Уренгое |27 |

|2.1. Становление общеобразовательной школы в городе Новый | |

|Уренгой |27 |

|2.2. Дошкольное образование и воспитание |46 |

|2.3. Национальная школа |60 |

|2.4. Профессиональное образование |63 |

|Глава 3. Школы компенсирующего обучения и организация досуга |67 |

|учащихся вне стен учебных заведений | |

|3.1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения |67 |

|3.2. Дополнительное внешкольное образование |72 |

|Заключение |79 |

|Источники и литература |83 |

|Приложение |86 |

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории и современного состояния народного образования

традиционно является одним из ключевых направлений отечественной науки.

Ведь национально-особый тип мироотношения предполагает и соответствующий

ему способ передачи, хранения, воспроизведения опыта поколений, то есть

национально-особые формы образования. «Понять систему образования данного

общества – значит понять строй его жизни», – метко подметил С.И.Гессен [1].

В настоящее время выбор модели образования совершается различными

путями практически внутри новой общественной системы. Вектор его будущего

состояния слагается как равнодействующая многих сил и тенденций.

Ситуация определенного выбора в системе образовании – отражение

общего состояния современного общества. Единое образовательное пространства

в значительной степени разрушено. На территории России практически сбивчиво

и импульсивно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия

типов школ, идет вынужденная коммерциализация средней и высшей школ,

поскольку они не получает должного бюджетного финансирования.

Образовательная политика России в условиях перманентного финансового

кризиса все более склоняется к выполнению различных рекомендаций зарубежных

кредиторов.

Бюрократизация всех сторон жизни страны естественно проявилась и в

организации народного образования. Единые государственные программы и

методики, выполняя в целом прогрессивную роль, вместе с тем сковывали и, с

учетом постоянного роста всевозможной школьной отчетности, во многом

продолжают сковывать творческие силы лучших педагогов страны и города Новый

Уренгой в частности. Прежняя система требовала от школы благополучия

социального поведения учащихся и всеобщей успеваемости. Вынужденное

лицемерие педагогов способствовало распространению инфантилизма и лени

среди учащихся. Следствием этого явилось снижение качества воспитания и

образования молодого поколения, а среди большинства педагогов –

определенная неудовлетворенность своим трудом.

Одной из главных причин падения качества образования продолжает

оставаться так называемый “остаточный принцип” финансирования народного

образования. Основные средства на Севере России различными путями

традиционно направлялись и направляются на открытие новых месторождений

нефти и газа, строительство трубопроводов и т.п. Мизерная доля материальных

средств, выделяемая из государственного бюджета страны на социальную сферу,

привела к зачастую бедственному состоянию материальной базы ряда школ, их

перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических кадров и

к снижению их качества [2].

Было бы глубоко ошибочно видеть в современном положении школы лишь

негативные моменты. Учитель гораздо чаще имеет возможность говорить правду

о прошлом и настоящем страны, ее проблемах. Школа освобождается от

определенного формализма в преподавании, от достаточно традиционного

невнимания к личностным особенностям учащихся. Учитель получил большие

возможности для самостоятельной творческой деятельности, в учебных

заведениях появились многочисленные новые учебники, создающие возможность

выбора.

Однако далеко не все эти благоприятные возможности используются

школой. Их реализации препятствует не только тяжелейшее материальное

положение школы, косность и привычка работать по-старому ряда учителей, но

и недостаточная теоретическая разработка коренных теоретических проблем

педагогической науки.

В соответствии с перестройкой общеобразовательной школы происходят

определенные изменения в образовании школьников. По школьной программе в

1998 году обучалось 43% детей шестилетнего возраста. В большинстве школ

имеются учебные кабинеты по основным предметам, телевизоры, магнитофоны и

другое учебное оборудование. В связи с компьютеризацией в старших классах

введен курс «Основы информатики и компьютерных знаний». Учащиеся X – XI

классов проходят профессиональное образование в специально организованных

межшкольных учебно-производственных комбинатах.

Общеобразовательная школа должна обеспечить всех учащихся базовым

средним образованием, должна давать тот минимум знаний, умений и навыков,

которые необходимы каждому человеку для активного участия в общественной

жизни. Важное место в перестройке образования было отведено подготовке

рабочих и трудящихся на более высоком уровне профессиональных знаний и

быстром овладении новой техникой и новыми технологиями.

В последнее время воспитатели и педагоги пришли к выводу, что важны

не только знания, но и воспитание признания общечеловеческих ценностей,

зачастую превалирование интересов индивидуальных над общественными и

государственными. Для этого у нас должны быть грамотные педагоги, новые

учебники, потребность в демократизации школьного процесса.

Новый человек, получивший уже наше, современное образование, должен

иметь совершенно другое воспитание и обладать более широким кругозором.

Такие дисциплины, как экология, этика, эстетика, социология, психология,

экономика, информатика, будут, в определенной мере, мешать молодому

человеку нарушить данное слово, обидеть другого человека.

Право на образование в России обеспечивалось наличием, доступностью и

бесплатностью обучения. В 90-е гг. XX в. бесплатность обучения сохранилась

только в государственных школах и в некоторых средних специальных и высших

учебных заведениях. Любой гражданин нашего общества может получить

образование без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях

вузов и средних специальных учебных заведений.

Задачам удовлетворения образовательных потребностей личности отвечает

сеть кружков, курсов, возможность самообразования с использованием услуг

культурно-просветительных учреждений и учреждений искусства (музеи,

библиотеки).

Революционные преобразования социально-экономической жизни, которые

охватили Россию в конце 80 – начале 90-х годов, естественно, весьма

существенно затронули и такую жизненно важную сферу общества, как

образование. Прошедшие годы значительно изменили жизнь и деятельность

общеобразовательных школ всех видов, однако необходимо признать, что школа

и сегодня далека от выполнения ее основной задачи – готовить образованного,

культурного гражданина, работника, семьянина.

Автор дипломной работы выбрала тему развития народного образования в

городе Новый Уренгой, т.е. его истории и современного состояния, не

случайно. Во-первых, эта тема рассматривается на всех общественно-

политических уровнях, начиная с государственного и, заканчивая

индивидуально-семейным, когда во многих семьях решается вопрос: в какую

школу лучше отдать своего ребенка, где его обучат и воспитают согласно

требованиям современного мира. Во-вторых, автор дипломной работы, получив

среднее педагогическое образование, в настоящее время работает в системе

управления образованием и не может не интересоваться всем новым в различных

сферах, касающихся истории и современного состояния школы. В-третьих,

история народного образования в Новом Уренгое до сих пор не становилась

объектом специального исследования. Все это предопределяет актуальность и

практическую значимость предпринятого исследования.

Объект исследования стала система народного образования в городе

Новый Уренгой: процесс ее возникновения, развития и современного состояния.

Автор стремится объективно проанализировать деятельность различных типов

учебных заведений в неофициальной «газовой» столице России.

Город Новый Уренгой располагается на Крайнем севере Ямало-Ненецкого

автономного округа, практически на Полярном круге. В нем проживает около 99

тысяч человек (данные по состоянию на 01.01.1999 г.), четвертую часть

которых составляют дети в возрасте от 6 до 16 лет (около 24,5 тысяч

человек), одну пятидесятую – дети, занятые в учреждениях дополнительного

образования (примерно 2 тысячи человек), одну двадцать пятую часть – дети в

возрасте от 3 до 6 лет (4 тысячи человек)[3]. К этим показателям следует

прибавить и детей, которые живут и учатся в Центрах адаптации детей и

молодежи – около двухсот человек. Таким образом, общее число детей до 17

лет в городе – более 30 тысяч человек (т.е., примерно одна треть от общего

числа горожан).

Кроме того, следует учитывать и студентов филиалов высших учебных

заведений, профессионально-технических училищ и педагогического колледжа,

которых в городе также немало. Они также являются одним из объектов

предпринятого исследования.

Поэтому автор работы закономерно считает, что в городе с таким

«молодым» населением необходимо проследить путь развития системы

образования. К тому же сам автор является жителем города Новый Уренгой с

1981 года, и соответственно сама обучалась в различных заведениях системы

народного образования города.

Хронологические рамки исследования ограничены последней четвертью ХХ

века. Ведь городу Новый Уренгой в 2000 году исполняется 25 лет. Город

был образован в 1975 году как поселок Ягельный, а статус города он получил

16 июля 1980 году. В это время уложились и высадка первого десанта, и

название “поселок городского типа”, и создание первых учебных заведений, и

различные реформы в сфере народного образования. Какую бы отрасль

жизнедеятельности города ни возьми – ее возраст от 5 до 25 лет.

Начальной датой исследования стало лето 1976 года – подготовка к

открытию первой школы на современной территории г. Новый Уренгой. Конечная

грань исследования достаточно условна (1999 год). По объективным причинам,

прежде всего, нахождению части документов Управления образования

Администрации Новый Уренгой в текущем документообороте и на стадии

подготовки к сдаче на государственной хранение, определенная часть

сведений, содержащихся в работе, ограничивается более ранним периодом.

Как уже отмечалось, развитие системы народного образования в городе

Новый Уренгой не становилось предметом специального исследования. Авторы,

обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь отдельные различные аспектам.

Причем это были, в основном, местные журналисты и публицисты, освещавшие

историю и современное состояние учебных заведений города на страницах

периодической печати.

В результате литература по теме представлена в основном статьями в

журналах «Образование» и «Педагогика», а также и в городской общественно-

политической газете «Правда Севера», которая выпускается с 01 января 1981

года. Автор, путем фронтального просмотра этих изданий за последнее

десятилетие, выявила десятки публикаций, посвященных развитию народного

образования на Крайнем Севере, в целом, и Новом Уренгое, в частности [4].

Кроме того использовались статьи и сообщения по этой проблеме, помещенные в

других региональных средствах массовой информации[5]. В них представлены

материалы о деятельности различных учебных заведений города: их успехах,

проблемах, перспективах. Естественно, исследователь должен критически

подходить к анализу этих публикаций, иногда носящих чисто публицистический

или юбилейный характер.

Помимо газетных и журнальных статей автором использовались

исследования различного уровня, рассказывающие об истории освоения Крайнего

Севера нашей страны. В них закономерно главное внимание уделено освоению

нефтегазовых месторождений, нелегкой трудовой деятельности северян. Однако

здесь же имеются и некоторые сведения о развитии социальной инфраструктуры

на Крайнем Севере, в том числе и зарождению здесь системы народного

образования[6].

Существенное внимание уделялось и новым учебникам и пособиям по

различным направлениям педагогики. Из них автором взяты ключевые новейшие

разработки исследователей по проблемам развития различных учебных заведений

на современном этапе[7].

Таким образом, историография рассматриваемой проблемы достаточно

невелика. Это предопределило обращение особого внимания на опубликованные и

неопубликованные источники, а также сведения, полученные в результате

непосредственного общения с работниками Администрации города Новый Уренгой,

прежде всего, Управления образования, а также Управления образования Ямало-

Ненецкого автономного округа в Салехарде. В частности, последние любезно

поделились материалами по развитию национальной школы в округе.

В результате автором были привлечены разнообразные источники. Их

условно можно разделить на несколько уровней: федеральный, окружной и

областной (Ямало-Ненецкий округ входит в состав Тюменской области),

городской и школьный. Большинство источников первых двух уровней

опубликованы. Значительная часть остальных – впервые вводится автором в

научный оборот.

Особо отметим федеральный закон «Об образовании», который возможно

станет, при выделении государством соответствующих средств, основой

законодательной базы образовательных учреждений. Он декларирует

общественную потребность в светском, лишенном идеологической и классовой

«шелухи» образовании. Этот закон представляет умным, настойчивым,

находчивым и богатым достаточно широкий спектр деятельности. И именно

сейчас мы на законном основание “врастаем” в жизнь общества и “ставим”

общественную пирамиду на огромное школьное образование[8].

Особо отметим и «Программу развития образования в городе Новый

Уренгой на 1996 – 2001 гг.», утвержденную 1 апреля 1996 года Городским

собранием депутатов Нового Уренгоя. В ней содержится информация о

практически всех образовательных учебных заведениях, раскрыты перспективы и

альтернативы дальнейшего развития народного образования в городе на этот

период времени[9].

Кроме того повышенное внимание уделялось отчетам структурных

подразделений Администрации города по образовательной системе. Часть из них

опубликована в местной периодической печати[10].

В работе использовались и другие отчеты за некоторые учебные годы

Управления образования, Управления молодежной и семейной политики

Администрации Нового Уренгоя. В них кратко описываются результаты работы

этих учреждений, а также содержаться Уставы школ и дошкольных учреждений.

Эти материалы извлечены автором из ведомственного архива Администрации

города и практически впервые вводятся в научный оборот[11].

Кроме того, в Управлении образования ведутся специальные стенды

«Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Отличник народного

просвещения Российской Федерации», куда регулярно помещаются

соответствующие сведения о работникам системы народного образования города,

получивших эти почетные звания. Эти материалы также нашли отражение в

исследовании.

Ряд документов, созданных в результате деятельности предшественников

Управления образования уже сданы на государственное хранение. В Городском

архиве Нового Уренгоя создан фонд Городского отдела народного образования

(ГорОНО). Автор использовала в работе некоторые его материалы, главным

образом, годовые отчеты и приказы по основной деятельности этого органа

управления[12].

Кроме того , автором использовались источники и несколько более

широкого (окружного и областного) уровней, в частности, материалы Тюменской

областной научной конференции, посвященной проблемам народного

образования[13] и «Программа развития народного образования в Ямало-

Ненецком автономном округе на период до 2001 года». В вышеназванной

Программе нельзя не отметить доступность и ясность изложения основных

проблем и методов их решения. Программа охватывает все сферы образования:

младенческий возраст, детский сад, школу, учреждения профессиональной

подготовки[14].

Обобщение и критическое сопоставление сведений, выявленных в

источниках, в сочетании с материалами, привлеченными из литературы, делает

возможным поставить проблему создания комплексного исследования.

Целью исследования стал комплексный анализ развития системы народного

образования в городе Новый Уренгой с момента ее зарождения до настоящего

времени. Особое внимание закономерно уделялось общеобразовательным учебным

заведениям.

В соответствии с целью исследования автор поставил перед собой

следующие взаимосвязанные задачи:

|– показать процесс зарождения системы народного образования в городе Новый|

|Уренгой, проследить основные вехи в ее развитии; |

|– раскрыть трудности, с которыми пришлось столкнуться |

|педагогам-первооткрывателям, а также последующим поколениям учителей; |

|– рассмотреть управление системой народного образования в Новом Уренгое; |

|– проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие |

|его различных звеньев; |

|– установить уровень развития народного образования в городе Новый |

|Уренгой на рубеже XX – XXI в.в. |

В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в

работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению,

специального исследования требуют такие аспекты, как уровень жизни

работников системы народного образования Нового Уренгоя, а также методики

преподавания в различные периоды времени.

Автор избрал тематический принцип изложения материала. Он

представляется наиболее плодотворным для изучения относительно небольшого

временного периода развития системы народного образования в городе Новый

Уренгой. Исследование состоит из трех глав.

В первой главе раскрываются организация и деятельность Управления

образования Администрации Нового Уренгоя (а также, естественно, и его

предшественников), его полномочия, функции и особенности. Во второй главе

рассказывается об истории развития различных типов учебных заведений в

городе, о состоянии воспитания и образования в детских садах и школах в

условиях коренной перестройки в образовательной системе как страны, так и

города, в том числе и проблемах национальной школы. Третья глава работы

включает в себя анализ деятельности учреждений компенсирующего обучения,

где воспитываются и учатся дети-сироты, брошенные, подобранные на улицах,

наркоманы, инвалиды, алкоголики – т.е. дети, которым нет и восемнадцати

лет, а также учреждениях дополнительного внешкольного образования (клубы,

кружки, секции).

| В заключении автор хотел бы поблагодарить всех тех, кто помог ей |

|в подборе необходимых материалов для работы над темой, а также ценными |

|консультациями. Это, прежде всего, ответственные работники Администрации |

|г. Новый Уренгой: |

|– Костогриз Иван Иванович, начальник Управления образования Администрации |

|г. Новый Уренгой; |

|– Годунко Виктор Сергеевич, начальник Управления финансов и экономики |

|Администрации г. Новый Уренгой; |

| – Меньшикова Елена Викторовна, начальник Отдела по делам архивов при |

|Администрации г. Новый Уренгой; |

| – Шергина Татьяна Семеновна, начальник Управления молодежной и |

|семейной политики Администрации г. Новый Уренгой; |

| – Пляшечник Людмила Николаевна, начальник Управления статистики г. |

|Новый Уренгой; |

| – а также сотрудников Управления градостроительства и архитектуры |

|Администрации г. Новый Уренгой и городской библиотеки имени журнала |

|“Смена”. |

ГЛАВА 1. Управление образования в системе Администрации города

Новый Уренгой.

1.1. Полномочия, структура и функции Управления образования

Город Новый Уренгой расположен на Крайнем Севере в Ямало-Ненецком

автономном округе. Это один из крупнейших городов не только в нашем

регионе, но и в целом в северных широтах мира. Город относительно молодой.

Однако за четверть вековой период своего существования он похорошел, вырос

вширь и ввысь. На сегодняшний день в нем проживает около ста тысяч

населения[15].

Во главе города находится Администрация. В настоящее время ее

возглавляет выборный глава (мэр) – Комарова Наталья Владимировна. Она

считает, что народное образование – одно из самых приоритетных направлений

жизни города[16].

Отдел народного образования был создан при Исполкоме Городского

Совета народных депутатов на основании распоряжения от 11.08.1980 года.

Через месяц, 15 сентября 1980 года, заведующим Ямало-Ненецкого отдела

народного образования был подписан Приказ № 60, пункт 22 которого гласил:

“В целях упорядочения работы и контроля за работой детских садов-яслей и

школ... создать Отдел народного образования при Исполкоме Городского Совета

народных депутатов г. Новый Уренгой ... Считать началом деятельности

Новоуренгойского ГорОНО дату 15 сентября 1980 г... Назначить заведующим

Валентину Алексеевну Гаран ...”[17]. Сразу отметим, что с февраля 1992 года

ГорОНО возглавил Валерий Иванович Варламов, а затем и по настоящее время

органом управления образования руководит Иван Иванович Костогриз[18].

Основными задачами первых четырех сотрудников Новоуренгойского отдела

народного образования (начальника, заместителя начальника, инспектора и

методиста) были провозглашены: реализация решений XXVI съезда КПСС, XIII

съезда профсоюзов и XIX съезда ВЛКСМ. Однако реально они естественно

занялись нелегкой проблемой становления народного образования в бурно

развивавшемся городе.

Современный правопреемник ГорОНО – Управление образования

Администрации города Новый Уренгой было создано во исполнение Постановления

№ 875 от 27.06.1997 г. мэра города. Оно обеспечивает выполнение

полномочий администрации в сфере образовательной деятельности, является

исполнительным органом городского самоуправления по вопросам образования,

входит в структуру администрации г. Новый Уренгой[19].

Управление образования является юридическим лицом, финансируется за

счет средств местного бюджета. Оно включает в себя выплату заработной

платы, приобретение инвентаря, комплектование литературой и 60 % надбавку к

зарплате, имеет самостоятельную смету, печать со своим полным

наименованием, штампы и бланки, расчетный счет.

В настоящее время разработана и действует Программа социальной защиты

населения Ямало-Ненецкого автономного округа[20], на основании которой из

окружного бюджета доплачивается к основной зарплате 100 % надбавка,

оплачивается проезд студентов, обучающихся на дневных отделениях в высших и

средних специальных учебных заведениях за пределами Нового Уренгоя к месту

проживания родителей, организовано бесплатное питание учащихся льготной

категории граждан (многодетные, малообеспеченные). Работникам Управления

образования, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на

Чернобыльской АЭС, из федерального бюджета финансируются общероссийские

льготы. Финансирование ведомственных дошкольных образовательных учреждений

осуществляется за счет прибыли предприятий.

Учредителем Управления образования является Администрация города

Новый Уренгой. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией

Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, указами и

распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и

распоряжениями Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом

города, решениями Городского собрания, постановлениями и распоряжениями

мэра города, а также вышеназванным «Положением об Управлении образования

Администрации города Новый Уренгой».

Управление может от своего имени приобретать имущественные и

неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в

судебных органах. Управление образования учреждено на неопределенный срок и

в своей деятельности подчиняется мэру города.

Структура Управления образования Администрации города Новый Уренгой в

настоящее время следующая:

| | |Начальник | | |

| | | | | |

|Заместители | |Аппарат | |Секретарь |

|начальника | |управления | | |

В Аппарат управления входят:

|– централизованная бухгалтерия; |

|– юрист; |

|– специалисты Отдела кадров; |

|– инспекторский отдел; |

|– Научно-методический и информационный центр; |

|– Отдел социальной психологии и коррекционной педагогики; |

|– Отдел дошкольного воспитания; |

|– Отдел опеки и попечительства. |

За время относительного недолгого существования в городе Новый

Уренгой и близлежащих поселках – Коротчаево, Лимбяяха – сложилась

многофункциональная сеть образовательных учреждений: от детских садов до

филиалов университетов и институтов различных городов Российской Федерации.

На начало 1999 года она включает в себя 42 детских дошкольных учреждения,

где воспитывается 7983 ребенка, 24 средних общеобразовательных учреждения,

где обучается 19693 учащихся, вечерняя школа с 460 учащимися, два филиала

университетов г. Тюмени с количеством студентов 570 человек,

профессиональное училище № 31, где обучается 438 учащихся, профцентр

“Эврика”, где предпрофессиональную подготовку проходит 2.070 учащихся, а

также открыто пять групп для учащихся, которые не продолжили обучение в 10-

х классах общеобразовательных школ, общей численностью 157 человек,

педагогическое училище-колледж и филиал Салехардского медицинского училища

с числом студентов 405 человек[21].

Кроме того система дополнительного образования представлена «Центром

творчества», «Экологической станцией», социально-педагогическим комплексом

«Истоки», клубом «Контакт», Детско-юношеской спортивной школой (ДЮСШ),

Центром детско-юношеского туризма. Дополнительное образование в городе

осуществляют и две музыкальные школы, школа искусств Управления культуры и

информации Администрации города, клубы по месту жительства, ДЮСШ «Сибирские

медведи», клуб «Норд» производственного объединения «Уренгойгазпром»,

кружки, спортивные секции, студии, творческие группы культурно-спортивных

комплексов и других ведомственных учреждений культуры и спорта[22].

Таким образом, система образования, по нашему мнению, располагает

достаточными звеньями для удовлетворения растущего спроса населения города

Новый Уренгой и близлежащих поселков на образовательные и дополнительные

услуги.

В период инновационных процессов и экспериментальной работы

(1991–1995 г.г.) в Новом Уренгое были открыта гимназия, школа-

профилакторий, четыре школы–лицея, Центр детства (на базе детского сада

«Золотой ключик»), Центр развития ребенка (на базе детского сада

«Мальвина»), Центр «Поддержка», Центр адаптации ребенка «Садко». В

результате введено 84 новых учебных предмета, в том числе - мировая

художественная культура, краеведение, здоровье человека на Крайнем Севере,

защита прав потребителей, культура души и тела, граждановедение, этика,

эстетика, экономика, валеология, психология.

Практически во всех из них организовано раннее изучение иностранного

языка, информатики. Детские дошкольные учреждения ориентированы на

профилактику заболеваемости детей, раннее интеллектуальное развитие,

психофизиологическую адаптацию, учреждения дополнительного образования

оперативно реагируют на привлекательные для детей и молодежи формы

проведения досуга, средства получения дополнительных знаний и практических

навыков.

Отличительная особенность системы образования в Новом Уренгое в том,

что она является саморазвивающейся, многофункциональной и всеобъемлющей,

что особенно важно для приполярного города. Значительная часть педагогов

включилась в творческий поиск нового содержания, форм, методов обучения и

воспитания, разработку и освоение программ форма работы – отчет

воспитателей и музыкальных руководителей, показ сценического мастерства и

уровня развития творческих способностей малышей. Медицинское обслуживание

осуществляется медицинским персоналом муниципальной городской

многопрофильной больницы, штатным медицинским персоналом ДОУ, который

наряду с администрацией и коллективом несет ответственность за здоровье и

физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий.

В Центре развития ребенка “Мальвина” есть полный комплект целого рядя новых

дисциплин.

Проводимая аттестация учителей стала дополнительным стимулом

повышения квалификации и творческой активности педагогов. Управление

образовательно-воспитательным процессом приобретает характер

демократического сотрудничества.

Вместе с тем, анализ ситуации во всех сферах городского образования –

дошкольном, общем, профессиональном, дополнительном, средне-специальном и

высшем – обозначил ряд проблем, требующих для своего решения изменений в

образовательной инфраструктуре, нормативно-правовой базе, финансовом,

программно-методическом, материально-техническом, научном, информационном

обеспечении системы образования, в совершенствовании ее экономических

механизмов управления.

Так, растет число учащихся вечерней школы – в основном, за счет

несовершеннолетних, окончивших IX класс и не имеющих реальной возможности

продолжать обучение в дневной школе, а также тех, кто в силу определенных

причин вынужден посещать этот тип учебного заведения, зачастую параллельно

приобретая рабочую профессию. Чаще всего это педагогически запущенные,

обделенные родительским вниманием, дети т.н. группы «риска».

Значительное внимание Управлением образования уделялось улучшению

работы по кадровому обеспечению системы. В школах города работает 1410

учителей, при этом остаются открытыми 127 вакансий (т.е. 9 %). То есть в

ряде школ города не преподаются некоторые дисциплины. С учетом перспективы

изменения числа учащихся школ города до 21017 человек в 2000/2001 учебном

году число учителей должно будет составить 1.750 человек[23].

Таким образом, одной из важнейших проблем, стоявшей перед Управлением

образования Администрации города является кадровая. Она будет усугубляться

естественным выходом на пенсию ныне работающих педагогов. Хроническая

нехватка учителей сдерживает качественный рост системы образования, одной

из основных причин такого положения дел является нехватка жилья. Около 35%

учителей нуждается в улучшении жилищных условий. Многие проживают в

общежитиях и на частных квартирах. Зарплата педагогов в 3–4 раза “отстает”

от уровня оплаты труда в промышленности города.

В соответствии с разработанными мероприятиями осуществляется

подготовка педагогических кадров для образовательные учреждений города,

проводится работа по профориентации молодежи на педагогическую деятельность

за счет Новоуренгойского педагогического училища-колледжа и по договорам с

Ишимским и Тобольским государственными педагогическими институтами.

Проводится работа по комплектованию учреждений образования

психологами и социальными педагогами, осуществляются мероприятия по

повышению квалификации. Среди учителей и воспитателей города сегодня

трудится десять «Заслуженных учителей», 234 – «Отличника просвещения», 257

педагогов аттестованы на высшую и 340 – на первую квалификационную

категории, 310 – вторую, курсовую переподготовку прошел 451 педагог (31,4%

от общего числа учителей).

Слабой остается база образовательных учреждений по курсам: основы

безопасности жизнедеятельности, физическая культура и трудовое обучение.

Обеспеченность спортивным инвентарем, оборудованием и инструментами в

образовательных учреждениях составляет 35%. В течение ряда лет практически

не обновляется фонд учебно-наглядных пособий, есть проблемы и с обновлением

учебного фонда. Основной причиной сложившегося положения дел является

ставшее хроническим отсутствие достаточного финансирования системы

образования. В связи с трудностями финансирования уменьшилось число детей,

охваченных школьным питанием, акцент приходится делать на детей из

малообеспеченных и многодетных семей.

На сегодняшний день спектр забот специалистов Управления образования

очень широк: руководство учебно-воспитательным процессом в школах,

дошкольных и внешкольных учреждениях Нового Уренгоя, контроль за качеством

обучения, воспитания и знаний учащихся, полный охват всеобучем детей

школьного возраста, укрепление материально-технической базы школ и

улучшение жилищно-бытовых условий педагогов, вопросы патроната, опеки,

усыновления, охраны прав детства, государственная статистическая

отчетность, вопросы повышения педагогической квалификации, выдача

учебников, медицинские аспекты обучения, организация отдыха учащихся и

учителей.

Таким образом, полномочия и функции Управления образования

Администрации Нового Уренгоя, по нашему мнению, достаточно типичны для

подобных учреждений. В его ведении находится разветвленная система

различных образовательных учреждений. Достаточно типичны и проблемы,

стоящие перед Управлением. Большинство из них связаны с хроническим

недофинонсированием из бюджета.

1.2. Основные направления деятельности Управления образования

Основными направлениями деятельности Управления образованием Нового

Уренгоя являются:

|– найти и привести в действие механизмы и резервы, позволяющие в условиях |

|нестабильности, перехода к рыночной экономике обеспечить устойчивое |

|развитие и опережающее обновление образовательной системы города. |

|– выйти на научную обоснованную систему изучения потребностей населения в |

|образовательных услугах. |

|– завершить в основном формирование образовательного комплекса, единого |

|образовательного пространства города, скоординированного с образовательным|

|комплексом Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области. |

|– обеспечить разностороннюю поддержку экспериментально-поисковой и |

|инновационной деятельности образовательных учреждений. |

|– сократить разрыв в материальном, кадровом, финансовом обеспечении и |

|условиях работы городской и пригородной школы, улучшая и совершенствуя |

|педагогическую деятельность последней. |

|– предусмотреть меры приоритетного развития дошкольного образования, |

|реабилитационных и профилактических учреждений, а также сделать ведущим |

|направлением во всех образовательных учреждениях работу по охране |

|здоровья, медицинскому обслуживанию, формированию культуры здоровья и |

|здорового образа жизни, обеспечению более эффективной адаптации к северным|

|условиям. |

|– предусмотреть меры для формирования новой системы воспитания, основанной|

|на свободном выборе видов деятельности, но обеспечивающей формирование |

|гражданственности, преемственности лучших нравственных традиций и |

|эстетического воспитания. |

|– обеспечить обновление содержания образования за счет разработки и |

|внедрения программно-методических средств, стандартов образования и |

|образовательных технологий. |

|– глубже и последовательнее разработать и провести в жизнь экономический |

|компонент в образовании, как условие социальной адаптации и успешной |

|жизнедеятельности школьников и выпускников. |

|– разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательных |

|учреждений систему экологического воспитания и образования с учетом |

|особенностей региона, в котором расположен город Новый Уренгой. |

|– обеспечить включение в учебные планы средних общеобразовательных школ |

|учебные дисциплины, способствующие формированию у учащихся гражданского |

|самосознания, патриотизма и законопослушания. |

|– разработать модель высшего образования в городе, предусматривающую |

|обучение без выезда за его пределы. |

|– добиваться решения проблемы педагогических кадров, расширяя подготовку в|

|городе и обеспечивая педагогов жильем и зарплатой в соответствии с |

|требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». |

|– разработать механизм и добиваться осуществления нормативного |

|финансирования образовательных учреждений, поддерживая пригородную школу, |

|экспериментальные и инновационные учреждения. |

|– завершить перестройку управления образования, придав ему преимущественно|

|программно-целевой, стратегический, перспективный характер, обеспечивая |

|научное проектирование, консультирование и экспертизу развития |

|образовательных учреждений и систем. |

|– добиться возобновления школьного строительства с учетом тенденций роста |

|контингента учащихся и износа школьных помещений. |

|– проводить на территории города образовательной политики, направляемой на|

|обеспечение прав граждан на получение качественного образования и |

|удовлетворение образовательных потребностей на основе действующего |

|законодательства Российской Федерации [24]. |

Для реализации вышеуказанных целей Управление образования

осуществляет следующие функции:

1.Контрольно-аналитическая функция. Создает и поддерживает городскую

информационно-справочную службу, которая

– контролирует:

а) состояние учебно-воспитательного процесса в учреждениях города;

б) образовательные потребности населения;

в) материалы из внешней среды (из образовательной сферы: округ,

республика; другие источники: из организаций и учреждений города, связанных

в своей работе с жизнедеятельностью детей и учащейся молодежи);

– проводит анализ состояния образования на территории города, тенденции

его развития и прогнозирование перспектив;

– анализирует результаты изучения общественного мнения жителей города

по вопросам обучения и воспитания;

– обобщает данные репрезентативного контроля образовательных учреждений

с целью выработки рекомендаций, предложений по принятию дополнительных

управленческих решений в вопросах обучения, воспитания, повышения

квалификации педагогических работников, укрепления материальной базы,

выявление передового опыта;

– разрабатывает программу развития образования города и обеспечивает

условия ее практической реализации.

– участвует в формировании заказов на научные исследования, повышение

квалификации кадров, организует обмен опытом, информирует учреждения

образования о ходе реализации программ, на основании экспертных оценок,

принимает оперативные меры по корректировке этих программ, оказывая

конкретную помощь учреждениям образования.

Для наиболее эффективного решения вышеперечисленных задач Управление

образования осуществляет:

– планирование, организацию, регулирование, контроль за деятельностью

образовательных учреждений в целях осуществления политики в области

образования;

– разработку и утверждение образовательных программ, программ рабочих

курсов и дисциплин;

– разработку и принятие правил внутреннего распорядка и иных локальных

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.