РУБРИКИ

Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

Еще с середины XIX века США начали готовиться к захвату одного из

важнейших стратегических районов Тихого океана - Гавайских островов.

Американские правящие круги и военное руководство, особенно флотское, давно

уже вынашивали планы присоединения этого архипелага, который они собирались

использовать как важный плацдарм для дальнейшей экспансии в бассейне Тихого

океана и проникновения в Азию и на просторы Индийского океана. Вашингтон

всячески поддерживал купцов, плантаторов, заводчиков, усиленно проникавших

в экономику Гавайев, использовал своих миссионеров, под видом научных

экспедиций посылал на острова разведчиков.

В 1875 году США навязали Гавайскому королевству неравноправный

договор, в 1887 году они добились права на строительство в одной из лучших

гаваней Тихоокеанского бассейна - Перл-Харборе на острове Охау своей

военной базы, а в январе 1893 года группа засланных из США заговорщиков

организовала на Гавайях переворот. Мятежники низложили престарелую

королеву, а затем обратились к правительству США с просьбой о помощи.

Вашингтон, конечно, немедленно ее оказал. На острова были посланы

американские военные корабли и транспорты с войсками. Началась вооруженная

интервенция. Через некоторое время Вашингтон объявил об аннексии Гавайев.

Захватив Гавайи, США начали их милитаризацию. На островах были построены

многочисленные базы и опорные пункты для армии и флота, полигоны, учебные

центры, военные городки и лагери. Большое значении придавалось

строительству базы в Перл-Харбор. Уже через несколько лет здесь появились

доки и большие причалы, судоремонтные предприятия и огромные военные

склады. Гавайи превращались в "тихоокеанский Гибралтар" Соединенных Штатов.

Примерно в то же время была осуществлена аннексия в другом районе

Тихого океана - совместно с Англией и Германией были захвачены и превращены

в колониальное владение острова Самоа. Захват этого островного государства

был осуществлен по ставшей уже традиционной схеме: сперва на Самоа прочно

обосновались американские купцы, промышленники, миссионеры (многие из них

являлись агентами военного ведомства и федеральной разведки), затем (в 1878

году) США принудили местных правителей согласиться на заключение договора

"о дружбе, торговле и мореплавании", а после этого закрепились с помощью

военной интервенции.

Уже в конце 70-х годов прошлого века США начали на Самоа

строительство крупной военно-морской базы, ставшей потом важным опорным

пунктом в Тихоокеанском бассейне. Расположенная в бухте Паго-Паго на

острове Тутуила, эта база имела обширные средства судоремонта, огромные

запасы угля для кораблей американского флота.

В силу вполне весомых причин идеология, политика и стратегия открытой

территориальной экспансии стали на рубеже XIX - XX веков отступать на

задний план. Все большее значение и масштабы принимали планы и акции по

созданию "невидимой" империи путем распространения экономического,

политического или военного влияния, господства, протекции США над другими

странами и народами.

Стремление к экономической экспансии и господству становится

важнейшей движущей силой внешней политики Вашингтона по мере относительного

"переполнения" страны товаром и капиталом, которые начали интенсивно

переливаться через национальные границы в поисках наиболее выгодных сфер

приложения на мировых рынках.

Доктрина "открытых дверей", провозглашенная государственным

секретарем Д. Хэем 6 сентября 1899 года применительно к Китаю, стала одним

из важнейших орудий в проведении дальневосточной, а затем и мировой

политики США. Она строилась на учете особенностей складывающейся в Азии

обстановки, а также быстро растущего экономического потенциала американских

монополий. По существу эта доктрина обуславливала требование "равных

возможностей" для всех иностранцев в Китае. При этом ставилась цель

подорвать позиции главных соперников США, открыть путь американскому

проникновению в их владения и сферы влияния сначала в Китае, а потом и в

других странах.

Имперские замыслы Вашингтона, связанные со второй мировой войной,

распространялись фактически на весь мир и находили свое отражение как в

многочисленных высказываниях, книгах и документах, так и в конкретных

внешнеполитических и военных планах и акциях США. Миллионер и издатель Г.

Льюис в своей нашумевшей брошюре призывал, например, американцев осознать,

что XX век -это американский век: "Он наш не только потому, что мы живем в

нем, но и потому, что это первый век Америки как господствующей в мире

силы"38.

Уже во время второй мировой войны в США получили широкое

распространение теории о том, что быстро растущая на военных заказах

экономика США будет нуждаться в послевоенные годы в новых "обширных и

свободных" рынках, в огромном импорте сырья и т.д. Эти теории нашли

отражение в ряде проектов создания "Pax Americana", разработанных в недрах

ведущей внешнеполитической организации американского монополистического

капитала -нью-йоркском Совете по международным отношениям. Они оказали

определенное воздействие на послевоенные внешнеполитические программы,

подготовленные различными правительственными учреждениями в Вашингтоне.

С началом Второй Мировой войны важнейшее место в политических планах

США занимали не только Европа и Атлантика, но и Тихий океан, особенно его

западная часть - берега Дальнего Востока и Азии. Долгие годы американский

капитал вел здесь борьбу с Японией, усиленно стремившейся превратить

прилегающие к ней районы, а затем и более отдаленные территории в свою

империю. Далеко идущие планы Японии, военные приготовления не были секретом

ни для кого в мире.

За время первой мировой войны, отвлекшей внимание крупнейших держав

от тихоокеанской проблемы, Япония сильно укрепила свои позиции на Дальнем

Востоке. По Версальскому миру к Японии отошли бывшие германские владения в

Китае - порт Циндао, Шаньдунский полуостров. В частности передача Шаньдуна

была одной из основных причин отказа американского Сената ратифицировать

Версальский мир. Для прикрытия своего проникновения в Китай и вытеснения

оттуда других конкурентов Япония использовала американскую доктрину Монро,

давая ей японское истолкование:

Азия для азиатов, то есть для японцев. За период войны 1914-1918 гг.

выросла и японская промышленность. Япония не только вытесняла англо-

американских конкурентов с китайского рынка, но и проникала уже на

латиноамериканские рынки. Японские товары появились в Мексике, на самом

пороге США; соперник начинал угрожать господству доллара в его собственном

доме. Но на стороне Японии стояла Англия, связанная с ней старым договором

о союзе, продленным в 1911 году еще на 10 лет. Срок англо-японского союза

истекал в 1921 году.

Перед началом второй мировой войны США стремились использовать

японский милитаризм для подавления революционного движения в Китае, а также

толкнуть его на агрессию против Советского Союза. Тем самым можно было на

определенный срок удовлетворить аппетиты молодого японского милитаризма и

удержать его от экспансии в направлении американских сфер влияния. Именно

поэтому США не только не помешали, но даже поддержали захватнические

действия Японии в отношении Китая. Большие надежды некоторые американские

политические и военные деятели возлагали и на агрессивные действия самураев

против Советского Союза на Дальнем Востоке (у озера Хасан, на реке Халхин-

Гол и в других районах).

Американские правительственные круги, многие военные руководители в

тот период были уверенны, что в любом случае наиболее возможной является

война между Японией и Советским Союзом. Эту мысль поддерживал, например,

заместитель государственного секретаря США Уоллес, утверждавший, что Япония

рано или поздно нападет на Советский Союз.

Соединенные Штаты вели с Японией активную торговлю, поставляли ей в

значительных количествах стратегическое сырье, в первую очередь металл,

железный лом, нефть и нефтепродукты. В

1940 году Япония, например, получила из США до 60% всей потребной нефти,

большое количество авиационного бензина и других видов горючего. Этим

бензином, кстати, заправлялась японская авианосная авиация, сыгравшая в

первый период войны на Тихом океане весьма значительную роль.

В то время как летом и осенью 1941 года на советско-германском фронте

шли тяжелые бои, все больше сгущались тучи войны и над Тихим океаном.

Империалистическая Япония, являвшаяся участником оси Берлин-Рим-Токио

(далее - государства ОСИ), готовилась к агрессии в своей зоне. В Англии и

США все еще рассчитывали, что главным направлением этой войны будет

агрессия против дальневосточных рубежей Советского Союза. Дипломаты уверяли

правительственные круги, что Соединенным Штатам нечего в ближайшем будущем

опасаться японского нападения. Дальнейшие события показали, насколько они

были недальновидны.

Тезис о том, что Соединенным Штатам "нечего опасаться", искусно

поддерживали японские правящие круги. Немало поработали в этот период

многочисленные правительственные, "деловые" и военные представители Японии,

убеждавшие Белый дом в "дружественной и миролюбивой" по отношению к США

политике японских правящих кругов.

Политическое и военное руководство Японии действительно активно

разрабатывало планы нападения на Советский Союз. Но в связи с провалом

гитлеровского наступления на Москву японское верховное командование

принимает решение о кардинальном пересмотре своих стратегических планов. И

вооруженные силы готовятся к войне против США, Англии, их владений в Азии и

бассейне Тихого океана.

Когда в Вашингтоне 26 ноября 1941 года проходили оживленные переговоры

между японскими представителями и американским руководством, из баз на

Курильских островах тайно вышли в море главные силы японского флота. В ночь

на 7 декабря они скрытно подошли к Гавайским островам. Атака началась в

06:55, а к 10:00 все было кончено. Несколько дней в Перл-Харборе хоронили

моряков и солдат - за три часа налета здесь погибло 2638 человек и ранено

свыше 1200. Потери в американском флоте превышали потери ВМФ США за всю

испано-американскую и первую мировую войну, вместе взятые.

Боевые действия, начатые Японией, спутали все планы правящих кругов

США в отношении Тихого океана, заставили их срочно искать новые решения,

поворачивать военную машину и всю страну на новые рельсы.

Глава 2.

Начало Тихоокеанской войны и борьба политических сил в США в

определении их стратегического курса.

2.1. Определение принципов американского "антиколониализма" и политические

маневры США среди стран антигитлеровской коалиции.

События второй мировой войны имели огромное значение для исторических

судеб человечества. Участие Советского Союза в войне определило

антифашистский характер борьбы с Германией. Победы Советского Союза во

второй мировой войне вызвали громадный подъем национально-освободительного

движения в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии; обострился кризис

колониальной системы, создавались условия ее распада. Само существование

антигитлеровской коалиции, не означало, что США и Англия отказались от

своих захватнических планов. Со стороны капиталистических держав война в

Европе и на Дальнем Востоке по своему характеру оставалась войной

империалистической, главную движущую силу империалистической политики

определяли корыстные интересы, вызванные стремлением к мировому господству.

Агрессивные планы японского империализма в войне на Тихом океане

принципиально не отличаются от планов мировой гегемонии США. Последние же,

находились в противоречии с общими освободительными целями, ради которых

создавалась антифашистская коалиция. Для достижения корыстных целей,

обогащения и ослабления конкурентов правящие круги капиталистических стран

стремились использовать антифашистское движение, развернувшееся в

результате освободительной войны. Монополии рассматривали войну как

источник получения гигантских прибылей за счет милитаризации экономики,

дешевого использования громадных людских и сырьевых ресурсов колониальных и

зависимых стран.

В условиях широкого участия народов Азии в антифашистской коалиции, в

обстановке невиданной популярности освободительных идей, небывалого

авторитета лозунга самоопределения наций, который завоевывал все большее и

большее число сторонников в Азии, правящие круги США сочли целесообразным

провозгласить политику антиколониализма. Подобное решение созрело под

влиянием самых различных обстоятельств. Оно было продиктовано с одной

стороны ростом антифашистского движения во всем мире, стремлением к свободе

азиатских народов. С другой стороны это решение соответствовало интересам

тех кругов США, которые стремились потеснить европейских конкурентов в Азии

ради укрепления своих собственных позиций. На этот шаг их побуждало

катастрофическое положение на Тихоокеанском театре военных действий. В то

время японская пропаганда, проводившаяся под флагом борьбы с "белым

колониализмом", торжествовала победу: в первые месяцы войны она завоевала

большое число сторонников среди населения колониальных стран Юго-Восточной

Азии. Сообщения токийского радио лишь еще больше усиливали беспокойство

защитников интересов британской короны в Азии, Когда пал Сингапур, и

премьер Тодзё объявил о начале борьбы за "Великую Восточную Азию", в одном

из токийских отелей, по сообщению радио Токио (17.02.1942), собралось до

200 индийцев, проживающих в Японии и признавших своим предводителем Раш

Бихари Босса. Опубликованный от их имени манифест звучал довольно

убедительно: "Мы, индийцы, боролись прошедшие 50 лет против английской

агрессии, думая лишь о том, чтобы Индия была для индийцев и для Азии;

несмотря на тысячи принесенных жертв, наши усилия были обречены на неудачу,

т.к. мы не имели вооруженной поддержки. Настоящая война на Великую

Восточную Азию дает нам блестящую возможность претворить в жизнь нашу

вековую мечту. Дорогие соотечественники ... в соответствии с духом буддизма

и ислама поднимитесь до понимания правды и доктрины Махатма Ганди"39. За

этим сообщением последовали новые. Раш Би-хари Босс выступил на собрании

индийцев в Таиланде. Обращаясь к присутствующим, а среди них были и

иностранные послы, Раш Бихари Босс твердо заявил: "Свобода Индии в

подлинном смысле этого слова - проблема, которая может быть решена лишь

победой Японии в борьбе с британским империализмом"40. Японская пропаганда

подняла на щит и движение в среде индийской общины на Филиппинах.

Американские военачальники настойчиво просили Белый Дом принять

незамедлительные меры, чтобы ослабить эффект японской пропаганды. Народам

необходимо было сказать, что США ведут войну не ради империалистических

целей, а ради идеалов свободы и торжества справедливости. Любой

здравомыслящий политик в США приходил к непреложному для себя выводу:

народы должны знать, что их сыны отдают свои жизни не для сохранения

рабства, а ради освобождения от иноземных захватчиков. Только тогда массы

угнетенных могли стать реальной и активной силой, выступающей на стороне

союзников по антифашистской коалиции. Вашингтон пока мобилизовывал все

средства внешнеполитической пропаганды для приобретения друзей в Азии, 22

февраля 1942 г. - в юбилейный день, когда отмечалось 210 лет со дня

рождения Д.Вашингтона, Ф.Рузвельт выступил с декларацией. "Атлантическая

хартия, - заявил президент в этот день, - распространяется не только на

страны, граничащие с Атлантикой, но и на весь

мир"41. Атлантическая хартия, подписанная правительствами США и Англии 14

августа 1941 г, декларировала право народов избирать себе "ту форму

правления, при которой они хотят жить..". Заявление президента от 22

февраля соответствовало общим принципам борьбы США за "открытые двери". В

то же время усилия США были направлены на решение сложной проблемы: народы

должны знать, что борьба идет за свободу. Убежденность в том, что, сражаясь

с японским милитаризмом, каждый борется за свободу, объективно

содействовала и мобилизация людских ресурсов Азии - т.е. решению одной из

главных задач, которая стояла перед США в первые годы войны на Тихом

океане. Поиски американской государственной машиной средств и методов

привлечения на свою сторону многомиллионных масс народов колоний были

вызваны самой природой монополистического хозяйства США. Обеспечение

прибылей требовало от монополистических кругов США всесторонней мобилизации

материальных и людских ресурсов. Для американских монополий открывались

богатейшие перспективы получения гигантских прибылей. Успешное

использование создавшейся конъюнктуры зависело во многом от распределения

людских ресурсов как в области промышленности, так и в сфере военных

действий. Широкий фронт борьбы с фашизмом в Европе и на Тихом океане,

необозримые поля сражений ждали от народов немыслимых жертв, требовали

самого дорогого - миллионов человеческих жизней. Монополистический же

капитал США стремился с большей для себя выгодой использовать ситуацию,

извлечь максимум прибыли из гонки вооружений, нажиться на нуждах военного

времени; увидел для себя широкие перспективы в использовании людских

ресурсов стран Азии; он готов был принести в жертву миллионы жизней ради

обеспечения прибылей.

"Антиколониалистские " лозунги Ф.Д.Рузвельта, отнюдь не были плодом

его единоличных раздумий; они так или иначе одобрялись "большим бизнесом",

и сам президент далеко не всегда решался действовать, не заручившись

одобрением влиятельных лиц. Такой крупный финансовый и государственный

деятель, как Бернард Барух, выступал в роли одного из авторитетных

наставников администрации и требовал от Рузвельта проведения более

"энергичной и активной" политики, на которую не мог без опасений

соглашаться сам президент42. Различные средства американской дипломатии

были брошены на решение сложной задачи: как привлечь на свою сторону народы

колоний и зависимых стран, как нейтрализовать японскую пропаганду, как

показать себя в роли поборников свободы и демократии, сторонников

освобождения народов от колониальной зависимости. Лозунги американского

"антиколониализма" политические и военные деятели администрации Рузвельта

использовали в целях осуществления "большой стратегии", "стратегии дешевой

войны". Опираясь на демагогические посулы американской демократии, они

обращались к народам Китая, Кореи, Индии и других стран Азии с призывами

активнее участвовать в военных действиях на стороне США.

Интриги американской о политики того времени поражали представителей

национально-освободительного движения. Индийская проблема подтвердила

настоящую фальшь дипломатов США, провозгласивших актуальность американского

"антиколониализма". 11 августа 1942 г. представитель США в Дели - Меррил с

беспокойством сообщал в Вашингтон о росте антиамериканских настроений среди

сторонников индийского Конгресса. В качестве иллюстраций для подтверждения

своих мыслей Меррил привел заявление Ганди: "Вы, американцы, осуществляете

общее с Великобританией дело. Вы не можете поэтому не признавать

ответственности за то, что британские представители делают в Индии"43.

Инструкция американского правительства своим военнослужащим в Индии

предусмотрительно обязывали придерживаться позиций полной безучастности по

отношению к конфликтам между правительством Великобритании и индийским

национальным конгрессом. Представитель США в Дели Меррил в донесении от 11

августа 1942 г, советовал своему правительству сохранять "такую позицию в

Индии, которая бы напрасно не беспокоила англичан"44. В августе в Индии

стал известен приказ военного командования США американским подразделениям,

расквартированным в Индии. Приказ имел в виду прежде всего первостепенную

цель правительства США, состоящую в помощи Китаю, во-вторых, подчеркивалась

необходимость для американских сил со скрупулезной внимательностью избегать

любого незначительного вмешательства во внутренние политические проблемы

Индии или даже малейшего намерения поступать таким образом. Такова была

"осторожность" правящих кругов США по отношению к политическим проблемам

Британской империи. Маневры американской дипломатии вокруг индийской

проблемы, скользкие предложения конгресса США предоставить Индии "статут

доминиона", которые практически не мешали продлению господства над Индией в

иных формах, - все это уже в годы войны также показало характер

американского "антиколониализма". Разумная "нерешительность" американских

"антиколониалистов" приводила, мягко говоря, к нежелательным результатам

для всей антигитлеровской коалиции. Специальный представитель президента

США Филиппе выступил против тех своих соотечественников, которые хотели бы

"принять желаемое за действительное" В своем докладе он, в частности,

заявил: индийцы чувствуют, что они не имеют права голоса в управлении

страной и не несут никакой ответственности, что им не за что сражаться. Они

убеждены, что принципы, которые провозгласили объединенные нации в этой

войне, не относятся к ним. Американские конгрессмены, прочно связанные с

английским капиталом, а потому и считавшиеся в США "друзьями Индии",

пессимистически смотрели на решения Индийского конгресса. Лицемерие

американского антиколониализма в годы войны на Тихом океане подтверждалось

различного рода маневрами и уловками, на которые шла дипломатия США, когда

дело касалось провозглашения права на независимость определенной

колониальной страны. Известно, что одним из важнейших вопросов

послевоенного устройства на Тихом океане являлась проблема будущего Кореи.

Корейцы, на деле познавшие сущность японского колониализма, связывали свое

освобождение с победой антифашистской коалиции и справедливо ожидали от

участников войны с Японией конкретного заявления о своем неотъемлемом праве

на полную независимость и государственную самостоятельность. Ожидали этого

заявления и другие угнетенные народы, ибо решение проблемы Кореи могло бы

указать пути для освобождения колоний. Но США не только не провозгласили

право Кореи на независимость в первые годы войны, но и воздержались даже

от, казалось бы, внешне выгодного для них шага - официального признания

"Временного правительства" Кореи. Так же реагировали американские власти на

просьбы филиппинского эмигрантского "правительства" - признать

независимость Филиппин.

Ведущие монополистические группировки, используя правительственные рычаги,

подчинили интересы стремящихся к огромным прибылям отдельных групп

монополистов и проводили угодную

американскому капиталу политику. Одной из важнейших причин

"нерешительности" США сделать заявление о всеобщем освобождении народов

является солидарность американских и западноевропейских капиталов. Англо-

американские расхождения оставались в рамках союза монополистических кругов

США и Англии, направленного на сокрушение Японии, и США не хотели навлечь

на себя излишние обвинения в политическом вмешательстве во внутренние дела

колониальных империй Запада.

Движущим мотивом каждого предприятия во время войны являлось

извлечение как можно большей прибыли, последняя обеспечивалась, как уже

показано, всесторонней мобилизацией материальных и людских ресурсов как

внутри, так и вне своей страны. Лозунг "антиколониализма" представители

американского капитала надеялись вполне использовать с целью мобилизации

людских ресурсов колониальных стран. Однако инициаторы политики

"антиколониализма" отнюдь не пытались быть последовательными в

осуществлении антиколониалистских мер. В данном случае интересы рвущихся к

наживе монополистов США не совпадали с интересами американской буржуазии в

целом, стремившейся к сохранению капиталистического строя в государствах,

судьбы которых во многом зависели от колониального мира. Государство

монополистического капитала США, действуя в общих интересах правящего

класса, готовилось сохранить порядок, способный обеспечить в перспективе

экономическую зависимость слаборазвитых стран. Туманные декларации США о

праве народов на "самоуправление", с восстановлением их "суверенных прав",

отраженные в Атлантической хартии; отсутствие в общих заявлениях

Госдепартамента упоминаний о конкретных странах, как захваченных Японией

так и являвшихся колониальными владениями западных держав, вызывало в среде

зависимых народов вполне оправданную настороженность относительно истинных

намерений США в войне на Тихом океане. В каждом районе или колонии,

оккупированном японцами, различные слои общества воспринимали положения

Атлантической хартии применительно к своим странам. Народные массы хотели

бы видеть практическое осуществление деклараций о свободе, местная знать

усматривала в обещаниях США возможную для себя выгоду и надежду получить

власть из рук своих заокеанских покровителей. Вполне естественно, что в

Азии ждали, когда, наконец, Вашингтон назовет какую-либо страну, имеющую

право на свободу в послевоенном мире. Но природа американского империализма

не позволяла даже в самый трудный период, в начале войны, официально

провозгласить право определенных стран Азии на независимость. В этом были

серьезные трудности американской дипломатии и пропаганды. В то же время

США, используя военную обстановку, активно действовали в зоне колониальных

интересов Запада, усилилось их экономическое проникновение в Австралию,

Индию и другие страны. Американский "антиколониализм", по-существу,

выступал в роли внешнеполитической доктрины Вашингтона, которая, внешне

отвечая духу времени, призвана была скрыть стремление США к мировому

господству.

По мере приближения победы над силами фашизма все сильнее

проявлялось то глубокое противоречие, которое имело место между планами

США, целями англо-американского союза в войне на Тихом океане и

антиколониалистическими лозунгами американской пропаганды. Стремление

империализма США к господству, практическая подготовка планов прямой

оккупации островов Тихого океана и основных стратегических пунктов на

материке, наконец, идеи единства интересов англо-американского капитала в

борьбе с национально-освободительным движением довольно откровенно

афишировалось в самих США и создавали для американских монополистов

определенные осложнения не только в деле использования антиколониалистских

лозунгов для борьбы с конкурентом, но и для повышения своего авторитета.

Англичане не упускали возможности, чтобы при случае поставить сторонников

антиколониализма на место, напомнить своему американскому союзнику: не

следует чрезмерно увлекаться антиколониализмом, если хотите использовать

методы классического колониализма в войне на Тихом океане45. Для общих

интересов США и Англии было чрезвычайно важно избежать междоусобных трений,

связанных или вызванных некоторыми особенностями колониальной политики США

и Запада.

Сведения о закулисных интригах американских дипломатов, направленных

на спасение колониальных империй Запада, так или иначе просачивались в

прессу, на страницах которой было выражено немало тревоги по этому поводу.

Лоуренс Солсбери, например, доказывал различие, которое имело место между

провозглашенными США антиколониалистическими лозунгами и настоящей

политикой американского империализма46. Он хотел показать, к чему может

привести подобное положение: "Подозрения народов Азии к США могут в

некоторых районах сорвать сотрудничество населения с нашими вооруженными

силами, когда последние высадятся в колониальных странах... Возможно, что в

некоторых местах партизанское движение может пойти по такому пути, когда

нашим людям придется воевать не с японцами, а с азиатами, которым

первоначально принадлежали отнятые у них земли"47.

Политические соображения толкали американское командование на

привлечение к военным действиям на Тихом океане колониальных держав

Запада: перспектива национально-освободительных революций на

освобожденных от врага территориях убеждала правящие круги США в

необходимости укрепления союза США и Англии. США, конечно, отдавали себе

отчет в том, что судьбы западно-европейского империализма во многом зависят

от положения в Азии. По замыслам американских политиков, поднятые на

грабеже колоний и зависимых стран монополии Англии и Франции должны были

стать первой преградой на пути распространения социализма в Европе, а

поэтому и будущее поражение западноевропейского колониализма в Азии

расценивалось дальновидными американскими политиками как подрыв

благополучия капиталистической системы в Европе. Английские политические

деятели, со своей стороны, к концу войны вынуждены были признать более

благоприятное положение США в капиталистическом мире и поступиться частью

своих интересов на Дальнем Востоке ради сохранения традиционных связей

Британской империи, ради объединения сил международной реакции против

национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. В

Лондоне считали целесообразным не скрывать намерения определить как можно

более точно сферы интересов США и Англии на Тихом океане. С этой точки

зрения очень важен опубликованный в 1969 году документ Госдепартамента,

относящийся к июню 1945 года, и касающийся американских оценок положения в

Азии к концу войны. Решение, которое лучшим образом, как утверждали

составители документа, согласуется с "двумя политиками США" состоит в

"развитии Дальнего Востока в группу самоопределяющихся наций - независимых

или со статутом доминиона - сотрудничающих друг с другом и с Западом...".

Интересы США - утверждалось далее - требовали, чтобы "Дальний Восток

перестал быть источником колониального соперничества и конфликтов не только

между великими державами, но и между народами Азии". В документе

подчеркивалось признание и суверенитета Франции в Индокитае,

невмешательство в "английские владения" и т.д.48

Как бы то ни было, по мере приближения конца войны в среде

монополистических кругов США и Англии обострялось чувство досады, страха и

ненависти в связи с усиливавшимися национально-освободительным движением, а

вместе с этим росла и общая заинтересованность в сохранении наиболее

удобных для них порядков в Азии49. Западно-европейские колонизаторы,

чувствуя свое военно-политическое бессилие, с надеждой смотрели в сторону

США. Бывший генерал-губернатор колониальной Индонезии с большой

откровенностью признавал, что в Индокитае и Индонезии послевоенные условия

резко отличались от условий в других районах Тихого океана: ни Франция, ни

Нидерланды не имели достаточно сил, чтобы восстановить "прежнее положение в

возвращенных территориях"50.

Руководители Госдепартамента полагали, что любое признание

Соединенными Штатами права одной из колониальных стран Тихого океана на

свободу и независимость послужило бы конкретным примером, на который вполне

оправданно могли сослаться в Индии, Малайе, Бирме, Индонезии. В марте 1942

года Гаус писал в Вашингтоне, что "проблема Кореи зависит от стремлений к

независимости других азиатских народов, в том числе индийцев"51. Точка

зрения Гауса разделялась и Хэллом, последний в меморандуме на имя

президента США рекомендовал отложить официальное заявление о политике

"всеобщего освобождения" до тех пор, пока "специфические условия", тесно

связанные с Нидерландской Индией и Бирмой, "не позволят сделать это".

"Специфические условия" вынуждали правящие круги США тщательно обдумывать

любое свое официальное выступление, касающееся и проблемы Таиланда. В этом

случае, как и во многих других, американские политики считали необходимым

консультироваться, сохраняя при этом чаще всего видимость единодушия, с

другими колониальными державами, имевшими в этом районе традиционные

колониальные интересы. Между правительствами США и Англией была достигнута

договоренность о том, что "Любое заявление, сделанное относительно Таиланда

правительствами Англии, Нидерландов и США, не должно противоречить друг

другу"52. Дипломатическое заигрывание США с ВИШИ затрудняло американскому

внешнеполитическому аппарату выработку официальных заявлений по поводу

будущего французских колоний. Правители ВИШИ, предполагая скорую оккупацию

Японией территорий Тихого океана, еще 22 декабря 1941 г. назначили адмирала

Деку Верховным комиссаром французских тихоокеанских владений. Правящие

круги Франции, рискнувшие пойти на двойную игру, и здесь остались верными

интересам французского монополистического капитала. В их среде укреплялась

надежда на то, чтобы при любом исходе войны за французской буржуазией

оставалось право контролировать территории колониальной империи Франции.

Еще до начала военных действий контроль над колониальными владениями

Франции на Тихом океане осуществлялся официально движением Свободная

Франция. Губернатор Нумеа Сото 20 июля 1940 г. вступил в контакт с Де Гол-

лем. А в июле 1941 г. де Голль объявил капитана 1-го ранга (впоследствии

адмирала) Тьерри д'Аржалье Верховным комиссаром французских владений на

Тихом океане "53.

Контроль деголлевцами важных стратегических районов на Тихом, океане

вынуждал правящие круги США, особенно в период военной опасности,

выискивать пути сотрудничества с де Голлем в вопросах использования баз и

ресурсов тихоокеанских владений Франции, Со своей стороны руководство

движения Свободная Франция, идя на сотрудничество с союзниками, выдвинуло

"единственное условие", которое предполагало "уважение суверенитета Франции

и деголлевской власти"54. Иными словами, выдвигалось необходимое условие

сохранения колониальных владений Франции, 15 января 1942 г. Государственный

Департамент направил делегации движения Свободная Франция меморандум, где,

по словам де Голля, уточнялись обязательства США относительно "уважения

нашего (Свободной Франции) суверенитета на французских островах Тихого

океана и того факта, что базы и оборудование, которые будет разрешено

установить американцам, останутся собственностью Франции. За Францией

признавалось право взаимности на американской территории, если американские

базы сохранятся после войны"55. Правительство США поручило своему консулу в

Нумее официально заявить о том, что американская сторона не признает на

французских тихоокеанских островах никакой другой власти, кроме

французского Национального Комитета. 28 февраля 1942 г. американский консул

в Нумеа выступил с декларацией о признании Соединенными Штатами власти

Свободной Франции в Океании.

Вслед за декларацией американского консула в Нумеа последовало

заявление правительства США (1 марта 1942 г.). В заявлении, в частности,

отмечалось намерение США вести переговоры с теми французскими властями,

которые осуществляют эффективный контроль над соответствующими территориями

в зоне Тихого океана. Только после этого де Голль решился сообщить своему

комиссару д'Арванлье о согласии ФКНО на прибытие американских войск на

Новую Каледонию. 9 марта 1942 г. во главе крупного соединения американских

вооруженных сил туда прибыл генерал Пэтч, Официальная американская пресса

разъясняла причины признания американским правительством власти Свободной

Франции" на интересующих США территориях: по ее мнению, признание

юрисдикции борющейся Франции на Новой Каледонии, Дар-лана в - Африке

подчеркивало лишь растущее значение тихоокеанских территорий и Северной

Африки в глобальной союзной стратегии и не имело ничего общего с

политическими изменениями в этом районе. В период, когда правительство США,

не признавая официально "Свободную Францию", продолжало заигрывать с

правительством ВИШИ, декларации о необходимости сохранения целостности

французской империи воспринимались сторонниками ВИШИ и де Голля как

реверанс в сторону французской буржуазии, независимо от того, на каком

полюсе сражающихся держав находилась последняя. 15 апреля помощник

Государственного секретаря Самнер Уоллес подтвердил еще раз желание своего

правительства увидеть "целостность" французских территорий: "Правительство

США признает суверенную юрисдикцию народа Франции над территорией Франции и

французскими заморскими владениями, правительство США стремится к тому,

чтобы увидеть восстановление независимой Франции и целостности ее

территорий".56

В Англии многих удивляло, что США, декларируя "неприкосновенность"

французской колониальной империи и необходимость ее восстановления, в то же

время рассматривали "неприкосновенность Британской империи, как

неприемлемые цели войны"57. Действительно, в начальный период войны

американская дипломатия проявляла к французским колониям больший

консерватизм, нежели к английским. Но не английский и французский народы

ждали от США заверений в необходимости сохранения неприкосновенности

колониальных империй Запада, в ожидании этого шага американской дипломатии

находились одержимые страхом за свои колонии лидеры буржуазии Англии и

Франции. Сами американцы, хорошо информированные о политике своего

правительства, вынуждены признать бессилие Соединенных Штатов в деле

привлечения на свою сторону народов колоний и зависимых стран. Дизард,

например констатировал: "Управление военной информации США было слабо как

раз на том участке, где оно должно быть наиболее сильным в авторитетном

провозглашении послевоенных и военных планов". Деятели американской

администрации признавали, что после того, как Управление военной информации

провозгласило принципы Атлантической хартии среди народов стран,

оккупированных японцами, возникли "проблемы, решить которые мы были не в

силах"58. Они приходили к неприятному для себя выводу, что таким образом

Управление военной информации "ставило в неловкое положение друзей США и

ободряло их врагов". "Специфические условия", о которых говорил Хэлл, и

которые, по его словам, не давали возможности сделать заявление о всеобщем

освобождении народов, США воздержались в первые годы войны на Тихом океане

от упоминания конкретных стран в своих заявления о праве народов на

свободу. Они отказались от весьма благоприятного для них шага, который,

несомненно, оказал бы позитивное влияние на военные действия союзников

против держав ОСИ.

2.2. Политический курс США в странах

Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Намерения правящих кругов США, вступивших в вооруженную схватку с

Японией, выражались прежде всего в желании устранить основного конкурента,

подорвать его мощь. На пути к достижению этой цели представителям

монополистического капитала США пришлось столкнуться, с определенными

трудностями. Эти трудности вытекали из самих событий. Весь их ход оказал

революционизирующее влияние на обстановку в Азии. В период подъема

антифашистской борьбы во всем мире, широкого, движения под лозунгами

свободы и демократии, политика основных капиталистических стран была

направлена на сохранение системы зависимых территорий, что вызывал протест

со стороны народов стран Азии. Героическая борьба советского народа против

немецко-фашистских захватчиков, борьба китайского народа с японскими

оккупантами вдохновляли патриотические силы стран Азии.

В американском Конгрессе уже в первые годы войны на Тихом океане о

высказывались мысли о необходимости привлечь китайский народ к более

активному содействию военным усилиям США и с этой целью предлагалось

ликвидировать привилегии экстерриториальности, которыми пользовались в

Китае американцы и англичане. Известные в США военные историки, служившие

во время войны в рядах американской армии, М.Мэтлофф и Э.Снелл, по этому

поводу высказали свое определенное мнение: "Стратегия Соединенных Штатов с

самого начала международного конфликта заключалась в том, чтобы, не

оказывая Китаю помощи значительным количеством американских войск,

заставить его активно участвовать к войне"59. Не только стремление

объединить усилия народов в единый фронт антифашистской борьбы лежало в

основе сенатских призывов к мобилизации людских ресурсов стран Азии для

борьбы с Японией. В данном случае превалировали интересы монополистического

капитала США, невидимыми нитями направлявшего линию Конгресса. На пути

широкой мобилизации народов Азии на борьбу с Японией стояла серьезная,

нерешенная проблема -Индия. Британская корона сковывала силы индийского

народа и других народов Азии и поневоле вызывала болезненные эмоции в США,

желавших обосноваться в сфере имперских владений Англии. Любое вторжение

американцев во внутренние дела британской империи сопровождалось

беспокойной лихорадкой в Уайт-Холле. Даже отдаленные намеки на

провозглашение хотя бы в общей декларативной форме права колониальных

народов на свою государственную самостоятельность встречались с неприкрытым

раздражением в кругах английских консерваторов, стойко охранявших свои

интересы. Людские ресурсы Индии и других колониальных стран были богатейшим

резервом, использование коего рассматривалось в США в качестве

первоочередной необходимости в войне на Тихом океане. "Президент и я перед

и после Перл-Харбора были уверены, - вспоминал Хэлл, - индийцы будут

сотрудничать лучше с англичанами, если их убедят, что они получат

независимость сразу же после войны" 60. Реалистические выводы оставались

лишь в качестве материала для будущих мемуаров, а в тот период, к

сожалению, не приводили американских политиков к незамедлительным и

решительным действиям. Чем же объяснялась двойственность американской

позиции. В Вашингтоне отдавали себе отчет в том, насколько щекотливой

является проблема, которую Уинстон Черчилль считал своей собственной. С

другой стороны, по признанию бывшего государственного секретаря Хэлла,

американские политики понимали, что отсутствие каких-либо мер с их стороны

приведет к нежелательным для США последствиям: народы азиатского региона

поймут, что Америка помогает Британии сохранить ее имперскую политику на

Востоке.

В этих условиях в американском Конгрессе раздавались неослабевающие

требования повлиять на политику Англии по отношению к Индии и другим

странам, находившимся под британским "попечительством". Еще при составлении

списка участников подписания декларации Объединенных Наций США оказывали

определенное давление на Англию, пытаясь повлиять на политику последней по

отношению к Индии; 27 декабря 1941 г, президент США в меморандуме на имя

государственного секретаря указал на желательность включения Индии в список

первых государств, ведущих войну . Британские возражения тогда, казалось,

нельзя было поколебать ничем. Посол Англии в США Галифакс в беседе с

помощником государственного секретаря отрицал возможность включения Индии в

список воюющих государств. 61 50-го же декабря 1941 г. устами Галифакса

Форин оффис, наконец, согласился с американскими предложениями. Но

английские проекты были обставлены целым рядом уловок, которые обеспечивали

за Англией право не считать Индию как самостоятельное государство на

международных переговорах. 25 февраля 1942 г. возможность более широкого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.