РУБРИКИ

Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные[119]». Выпускники

классических и реальных прогимназий «… при поступлении в гражданскую

службу, если имеют на то право по происхождению, не подвергаются испытанию

для производства в первый классный чин»[120].

Существовали и так называемые военные гимназии и прогимназии. «Военная

гимназия – специальное гражданское среднее учебное заведение. Готовила

учащихся к военному образованию. Шестилетние (с 1873г. - семилетние)

военные гимназии созданы в 1863-1866 гг. на базе младших классов кадетских

корпусов. Отличались высоким уровнем преподавания. В 1880-х гг. были

преобразованы в кадетские корпуса»[121]. Военная же прогимназия – это

«специальное гражданское начальное учебное заведение. Созданы в 1868г. для

подготовки детей офицеров и чиновников к поступлению в юнкерские училища. В

военные прогимназии также переводились неспособные ученики военных

гимназий. Курс был 4-летний, соответствовал курсу уездного училища»[122].

Кроме этих учебных заведений в XIX – начале XX века существовали

коммерческие училища. Они имели целью: «образовать купеческое, отчасти и

мещанское юношество для дел коммерции всех родов, и приготовлять сведущих и

искусных бухгалтеров, контролёров и приказчиков для торговых, фабричных и

заводских контор... Сверх того в училище воспитываются и образуются дети

чиновников, предназначаемые в бухгалтеры и счетоводы разных казённых мест».

Это были сначала семиклассные, а затем восьмиклассные (и ещё с

подготовительным классом) учебные заведения: «Полный курс учения

продолжается 7 лет и разделяется на приуготовительный и окончательный.

Первый, т.е. приуготовительный, совершается в четырёх классах: 7, 6, 5 и 4-

м, окончательный в трёх: 3, 2 и 1-м»[123]; а к началу XX века, в Академии,

где учился Н. Щапов, «было 8 классов и подготовительный, куда поступали уже

грамотные мальчики лет 9»[124].

Как видно из приведённого выше описания типов школ, существовало их

довольно большое разнообразие, несмотря на частые попытки унифицировать

образовательную систему. Изменения в типах школ происходили главным образом

со сменой министра народного просвещения или с поворотом в политике царя в

области просвещения. Вместе с изменением типов школ в XIX – начале XX веков

менялся и культурно-бытовой облик учащихся. Ещё один фактор, влиявший на

этот облик – социальный состав учащихся.

2. Социальный состав

Важная часть культурно-бытового облика учащихся начальных и средних

учебных заведений – это их социальный состав. И. Алешинцев отмечает, что

«вряд ли где в Европе сословные предрассудки и всякие политические

соображения играли в школьном деле такую видную роль, как у нас…»[125].

Социальный состав учащихся поэтому постоянно менялся в зависимости от

государственной политики, находился под влиянием принимаемых правительством

мер.

Первый эта в сословной государственной политики в области просвещения

– устав 1804г. Учебные заведения, в том числе гимназии, становились

всесословными. Но именно из-за этой общесословности гимназий, дворянство

«игнорировало гимназии… продолжая предпочитать им частные пансионы и

домашних учителей»[126]. И. Алешинцев пишет: «Из кого состоял главный

контингент учащихся сказать трудно – полных данных для ответа на этот

вопрос нет, можно только решительно ответить, что он был разнороден, и с

весьма большой вероятностью прибавить, что большая часть его падала на

низшие классы»[127]. Так, например, в Новгородской гимназии «в 1811 году

было двое дворян, в 1822 – двое же и в 1823 и 24 только 1»[128]. А. Галахов

даёт описание социального состава в уездном училище в Рязани в 1816-1818

годах: «Ученики были разночинцы. На одних лавках с немногими дворянскими

детьми сидели дети мещан, солдат, почтальонов, дворовых. Дворянство

обыкновенно избегало школ с таким смешанным составом, боясь за

нравственность своих детей, которых потому и держало при себе под надзором

наемных учителей, гувернеров и гувернанток или помещало в пансионы,

содержимые иностранцами. Но мои родители, как люди среднего состояния, не

имели возможности прибегнуть ни к первому, ни ко второму способу

образования. Им нужно было учение бесплатное, какими и были тогда уездное

училище и гимназия […]. Наконец, возраст был заметно неровный: наряду с

девятилетними, десятилетними мальчиками сидели здоровые и рослые ребята лет

шестнадцати и семнадцати – сыновья лакеев, кучеров, сапожников. Все это

пестрое общество, говоря правду, не могло похвалиться приличным

держанием»[129].

Правительству, между тем, больше хотелось видеть в гимназиях дворян.

Поэтому в царской политике наметилась новая линия: «Отказываясь от одной из

своих светлых идей о всесословности или безсословности образования,

правительство двадцатых годов довольно охотно и все чаще становится на

общую точку зрения дворян. Акт 1817г., наделивший незаслуженными

преимуществами Московский благородный пансион и тем одобривший стремление

дворян иметь свою обособленную от других сословий дворянскую среднюю школу,

- далеко не единственный»[130].

Особенно сильно эта тенденция проявилась в политике Николая I. Уже в

1827 году был издан «Высочайший рескрипт министру народного просвещения

А.С.Шишкову о запрещении принимать в университеты и гимназии крепостных», в

котором, в частности, говорилось: «1) Чтобы в университетах и других высших

учебных заведениях, казенных и частных, находящихся в ведомстве или под

надзором Министерства народного просвещения, а равно и в гимназиях, и в

равных с оными по предметам преподавания местах, принимались в классы и

допускались к слушанию лекций только люди свободных состояний, не исключая

и вольноотпущенных, кои представят удостоверительные в том виды, хотя бы

они и не были ещё причислены ни к купечеству, ни к мещанству и не имели

никакого иного звания;

2) Чтобы помещичьи крепостные поселяне и дворовые люди могли, как

досель, невозбранно обучаться в приходских и уездных училищах и в частных

заведениях, в коих предметы учения не выше тех, кои преподаются в училищах

уездных…»[131].

Следующий этап сословной политики царского правительства - устав 1828

года. В нем видно стремление «к сословному разграничению школ…, обеспечить

каждому классу определенный, подходящий для него круг понятий»[132]. Так,

уездные училища уставом 1828 года были предназначены «детям купцов,

ремесленников и других городских обывателей»[133], гимназии - «детям дворян

и чиновников»[134]. В приходских училищах обучались в основном дети

крестьян.

Кроме того, «с целью привлечь дворянство в гимназии, к которым оно

продолжало относиться недоверчиво, при всех гимназиях на пожертвования

дворянства учреждаются пансионы, как воспитательные учреждения, о чем

возвестил ещё указом 19 декабря 1826 года»[135].

И. Алишенцев отмечает и другие меры правительства по сословному

разграничению разных ступеней школ: «Правительство не могло смотреть

равнодушно на то, что в Александровских гимназиях получали образование люди

всех сословий и профессий, кроме только духовенства, имевшего свою школу.

Поэтому нисколько не удивительно, что уже в 1827г. военные корпуса были

совершенно отделены от гимназий, в 1828г. изъяты их них кантонисты… и затем

образован даже особый пансион для детей канцелярских служителей в

Петербурге и отдельные училища для образования евреев и т.д.

Ещё серьезнее опыты образования особых реальных курсов для отвлечения

от гимназий горожан, ремесленников и мелких купцов»[136].

Но, между тем, вот описание московской гимназии в конце 20-х гг.:

«Состав учеников был самый пестрый, но главную массу составляли люди

бедного и низшего сословия, большею частью не получившие никакого

воспитания. Между ними были парни зрелых лет; в старших классах некоторые

брили бороду, а рядом с такими приходилось сидеть мальчишкам, которые

неизбежно заимствовали от старших грубость в обращении, дурные привычки,

сквернословие»[137].

Такое состояние гимназий объясняет И.Алешинцев: «…если в уставе

гимназия осталась всё-таки преимущественно дворянской, а не исключительно,

так это в значительной степени потому, что две пятых тогдашних учеников

гимназий были не дворяне»[138]. Вот социальный состав гимназий в 1827г.:

|Округи |Двор|Граж|Куп|Мещ|При|Дух|Цех|Сол|Кре|Сво|Всег|

| |ян |данс|цов|ан |дво|овн|овы|дат|сть|бод|о |

| | |ких | | |рны|ых |х |ски|ян |ных| |

| | |чино| | |х |лиц| |х | |сос| |

| | |вник| | |слу| | |дет| |тоя| |

| | |ов | | |жит| | |ей | |ний| |

| | | | | |еле| | | | | | |

| | | | | |й | | | | | | |

|Санкт-Петербургский |364 |- |58 |46 |35 |28 |21 |24 |21 |56 |635 |

|Московский |279 |319 |46 |72 |- |19 |4 |- |- |69 |851 |

|Харьковский |687 |402 |116|67 |- |12 |- |18 |5 |80 |1381|

|Казанский |154 |267 |60 |38 |- |5 |2 |88 |25 |17 |647 |

|Итого |1484|988 |280|223|35 |64 |27 |130|51 |222|3514|

Эта сословная политика продолжалась. Одной из целей министра народного

просвещения С.С. Уварова (1834-1849гг.) было «сословное разграничение

общего образования»[139]. В 1845 было проведено повышение платы за учение.

«Увеличение платы, по заявлению самого Министра, было предпринято «не

столько для усиления экономических сумм учебных заведений, сколько для

удержания стремления юношества к образованию в пределах некоторой

соразмерности с гражданским бытом разнородных сословий» […] в том же году

Высочайше утвержденное запрещение – принимать в гимназии без увольнительных

свидетельств детей купцов и мещан […] Проведение сословного начала в

гимназии, можно сказать, удалось: в этом убеждает нас, как множество

дворянских пансионов, так и преимущественно дворянский состав учащихся в

гимназиях»[140]. Что же касается уездных училищ, то С.Рождественский пишет

о них: «…как гимназии не могли быть превращены в сословные дворянские

школы, так и уездные училища не были исключительно сословными школами для

городского класса. Присутствием в них значительного числа детей дворян и

высших слоёв купечества объясняется факт многих ходатайств о введении в

уездных училищах дополнительных уроков по таким предметам, которые не были

предусмотрены уставом 1828г.: по древним и новым иностранным языкам»[141].

Но вот социальный состав в первой Рязанской мужской гимназии в 1831-

1838 годах, описание которого даёт Я. Полонский: «В гимназию, как и теперь,

принимали детей всех сословий, кроме крепостного. Я не помню ни одного

мальчика, который был бы сыном лакея, кучера или повара. Ни один помещик

того времени или барин не мог бы этого допустить по своим воззрениям. Что

касается до нас, учеников, то между нами не было никакого сословного

антагонизма. Дворяне сходились с мещанскими и купеческими детьми, иногда

дружились…»[142].

«Дворянские общества, да и сам император выступали за строгую

сословность в обучении даже тогда, когда это уже было большим

анахронизмом»[143]. В целом, сословную политику Николая I характеризуют

следующие цифры (данные об учащихся гимназий)[144]:

|Год |Всего |Дворян и чиновников |Духовного звания |Податных сословий |

|1833 |7495 |5910 |78,9% |159 |2,1% |1426 |19,0% |

|1843 |12784 |10060 |78,7% |218 |1,7% |2500 |19,6% |

|1853 |15070 |12007 |79,7% |343 |2,3% |2719 |18,0% |

|1863 |23693 |17320 |73,1% |666 |2,8% |5707 |24,1% |

Последние цифры касаются уже времени Александра II; видно, что если в

1833-1853гг. социальный состав практически не менялся и преимущество

оставалось за дворянством, то в 1863 году наметилась тенденция к усилению

позиций податных сословий. Устав же 1864 года вообще «совершенно свободен

от сословных тенденций прежнего времени»[145], им в гимназиях постепенно

вводился всесословный элемент[146]. Так, «из области сословных ограничений

в 1859г. было отменено распоряжение о том, чтобы лиц податного состояния ни

в коем случае не освобождать от платы за учение и приказано руководиться

относительно их общими для всех вообще учащихся постановлениями»[147].

Что касается приходских и уездных училищ, то динамика в социальном

составе их учащихся видна на примере соответствующих стародубских школ в

Черниговской губернии[148] (видно, что особенно широко стала пользоваться

правом на образование крестьянские дети):

|Обучалось детей |В стародубском уездном |В стародубском приходском|

| |училище |училище |

| |1857г. |1862г. |1857г. |1862г. |

| |Число|% |Число|% |Число|% |Число|% |

|Дворян и чиновников |58 |52,3|32 |41,6 |10 |12,2 |20 |29,0 |

|Духовного звания |3 |2,7 |5 |6,5 |2 |2,4 |4 |5,8 |

|Почетных граждан и |5 |4,5 |8 |10,4 |6 |7,3 |2 |2,9 |

|купцов | | | | | | | | |

|Мещан и разночинцев |40 |36,0|17 |15,3 |51 |62,2 |28 |40,6 |

|Козаков, колонистов |5 |4,5 |14 |18,2 |4 |0,5 |15 |21,7 |

|и крестьян | | | | | | | | |

|Иностранцев |- |- |1 |1,3 |- |- |- |- |

|Всего: |111 |100 |77 |100 |82 |100 |69 |100 |

Во второй половине века школы делались все более демократичными,

состав учащихся становился всё более пестрым, хотя в столичных гимназиях

всё же преобладание было за детьми более или менее достаточных людей, как

это отмечает А.Никитин (он пишет о 1867-1875 годах в столичной гимназии):

«… я могу указать из сотни учеников только на трёх-четырёх сыновей мелких

купцов… Был среди нас сын одного кузнеца… Был сын буфетчика казённого

учебного заведения… Остальные были дети все достаточных родителей… Многие

приезжали в гимназию на своих рысаках, - но хвастаться этим как-то не было

принято. Иные, напротив того, конфузились и просили родителей не присылать

за ними экипажа, чтобы не отделяться заметно от товарищей. Были среди нас и

князья, и бароны, и сыновья генералов, военных и статских, - дети

профессоров, докторов, священников. Были сыновья откупщиков, получавшие

дома строго французское воспитание и державшиеся весьма бонтонно»[149].

Некоторые гимназии, в силу тех или иных причин, фактически становились

строго сословными, как это случилось, например, с первой Одесской

гимназией: «С давних пор за городской первой гимназией, благодаря ли

традициям или имевшемуся при ней пансиону, упрочилась слава

привилегированной и фешенебельной. Все местные аристократы, все городские

тузы и богачи, как и богатейшие окрестные помещики считали своим священным

долгом отдавать своих детей именно в первую гимназию»[150].

А в Платовской гимназии в 80-х годах учились «дети низшего

разночинства – мелких и средних чиновников, купцов, ремесленников,

небогатых дворян и духовенства»[151]. Состав учащихся различался и по

национальному признаку, например, в Кишиневе Одесского округа (во 2-й

гимназии в 1885-1888 гг.) «было много еврейских мальчиков, караимов, немцев

и молдаван, меньше всего было с русскими фамилиями, и вообще 2-я… была

весьма демократической […] – все были одинаковыми товарищами; были мальчики

из богатых семей, как англичанин Горе и румын Катаржи, были и очень бедные,

как сын кузнеца Антоновский и извозчика – Гесифинер»[152].

Вообще же, что касается общих статистических данных, то в 1870 г.

распределение учащихся по сословиям в низших школах было следующим (на

примере Московского учебного округа)[153]:

| |Дворян |Духовн|Городск|Сельски|Казаков,|Иност|Всего|

| |и |. |их |х |солд. |ранце| |

| |чиновн.|звания|сослови|сослови|детей |в | |

| | | |й |й | | | |

|Уездные |1181 |197 |3749 |519 |12 |5 |3158 |

|училища | | | | | | | |

|Двуклассные |47 |43 |1269 |1799 |- |- |12227|

|народные | | | | | | | |

|училища | | | | | | | |

|Городские |315 |122 |11276 |484 |30 |- |69987|

|началь-ные | | | | | | | |

|нар. училища | | | | | | | |

|Сельские |13 |30 |88 |69853 |3 |- |69987|

|начальные | | | | | | | |

|народные | | | | | | | |

|училища | | | | | | | |

В реальных училищах[154] в это время социальный состав учащихся был

такой:

|Сословие |1882 |1895 |

| |Число | % |Число |% |

|детей дворян и чиновников |7204 |41,2 |9719 |37,4|

|духовного звания |443 |2,5 |201 |0,8 |

|городских сословий |7064 |40,4 |11392 |43,8|

|сельских сословий |2065 |11,8 |2988 |11,5|

|иностранцев |708 |4,1 |1702 |6,5 |

|Итого |17485 |100 |25987 |100 |

Социальный состав учащихся в гимназиях и прогимназиях:

|Сословие |1870г.[155] |1881г. |1894г.[156] |

| |Число |% |Число |% |Число |% |

|дворян и чиновников |23920 |65,4 |31211 |47,5|35444 |56,4|

|духовного звания |1705 |4,66 |3410 |5,2 |2120 |3,4 |

|городских сословий |10275 |28,1 |24464 |37,2|19910 |31,7|

|сельских сословий |2161 |5,91 |5276 |8,0 |3768 |6,0 |

|иностранцев |572 |1,56 |1390 |2,1 |1050 |1,7 |

|солдатских детей |13 |0,04 |- |- |480 |0,7 |

|Итого |36571 |100 |65707 |100 |62844 |100 |

По сравнению с 1881 годом в 1894 году видно, что низшие сословия

несколько уступили позиции дворянству. Связано это со знаменитым циркуляром

графа Делянова 1887 года, где гимназическому начальству было указано,

«чтобы они принимали в учебные заведения только детей таких, которые

находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в

правильном над ними домашнем надзоре в предоставлении им необходимого для

учебных занятий удобства»[157]. Считалось, что таким образом гимназии и

прогимназии должны были быть освобождены «от поступления в них детей

кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей,

детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями,

вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»[158].

Сопровождалось это такими мерами, как «возвышенье платы за ученье,

разъяснения начальствам гимназий и прогимназий…»[159]. Это решение вызвало

негодование в обществе. В. Короленко свидетельствует: «В 1888 или 1889 году

появился памятный циркуляр «о кухаркиных детях», которые напрасно учатся в

гимназиях. У директоров потребовали особую «статистику», в которой было бы

точно отмечено состояние родителей учащихся, число занимаемых ими комнат,

число прислуги. Даже в то глухое и смирное время этот циркуляр выжившего из

ума старика Делянова… вызвал общее возмущение: не все директора даже

исполнили требование о статистике, а публика просто накидывалась на людей в

синих мундирах «народного просвещения», выражая даже на улицах чувство

общего негодования…»[160].

В XX веке все уже зависело, в общем-то, от самой гимназии. Например, в

петербургской гимназии, по описаниям Д. Засосова и В.Пызина, ситуация была

такой: «Состав учащихся был разнообразен, но сыновей аристократов и богатых

людей не было. Учились дети скромных служащих, небольших чиновников,

средней интеллигенции. Не были исключением и сыновья мелких служащих,

рабочих. Был, например, у нас в классе сын почтальона, мальчик из семьи

рабочего Путиловского завода, сын солдата музыкальной команды Измайловского

полка. Плата за учение - 60 рублей в год. Как же бедные люди могли учить

сыновей в гимназии? Во-первых, были стипендии, во-вторых, пожертвования, в-

третьих, два-три раза в год в гимназии устраивались благотворительные балы,

сбор от которых шел в пользу недостаточных, то есть малоимущих, учеников.

Чтобы получить освобождение от платы, надо было хорошо учиться и иметь

пятерку по поведению»[161].

Специфическим был социальный состав в коммерческих училищах, так как

целью таких училищ было «образовать купеческое, отчасти и мещанское

юношество для дел коммерции всех родов»[162], создавались они и для того,

чтобы получили образование и «дети чиновников» [163]. В 1850 году

попечитель учреждений ведомства имп. Марии принц П.Г. Ольденбургский

уведомлял статс-секретаря А.Л. Гофмана о количестве и социальном составе

воспитанников Петербургского коммерческого училища и писал, что «в

Петербургском коммерческом училище воспитывается в настоящее время из

дворян: потомственных 26 чел.; личных 40 чел.; почётных граждан – 17,

купцов – 130, мещан – 35, казаков Донского войска – 6, закавказских

уроженцев – 5, разночинцев – 12 и из иностранцев 11, всего 282 чел.»[164].

В коммерческом училище проходил обучение Н. Щапов, он пишет: «В Академию

принимались лишь купцы и мещане, но не дворяне и не крестьяне; могли

поступать и дети учителей. Для евреев ограничительной нормы, кажется, не

было, но их было не так много…

В общем, учащиеся были или детьми хозяев (купцов, фабрикантов) или их

служащих; в перспективе они должны были стать или теми, или другими. Однако

это классовое расслоение не сказывалось на их товарищеских отношениях;

здесь все были равны»[165].

Таким образом, если в начале XIX века сделать образование бессословным

не удалось, то, несмотря на это и на другие колебания сословной

государственной политики, школы к началу XX века всё равно

демократизировались, а сословная грань между учащимися стиралась. Это и

определило их культурно-бытовой облик.

3. Программы

В разных учебных заведениях в разное время различались и учебные

курсы. Отметить их необходимо, так как их влияние на культурно-бытовой

облик учащихся было немаловажным.

Уставом 1804 года были утверждены в том числе и программы для вновь

учрежденных учебных заведений. Программы эти были очень обширными: «курс

вообще страдал энциклопедизмом и необходимым его последствием –

поверхностью выносимых из него знаний»[166]. Так, в учебную программу

гимназий было включено «…кроме полных курсов: латинского, немецкого и

французского языков … дополнительный курс географии и истории, включая в

сию последнюю науку мифологию (баснословие) и древности, курс статистики

общей и частной Российского государства, начальный курс философии и изящных

наук, начальные основания политической экономии, курс математики чистой и

прикладной, курс опытной физики и естественной истории; также начальные

основания наук, относящихся до торговли, основание технологии и

рисование»[167]. Не меньшим объемом отличалась программа и уездных училищ:

«В сих училищах преподаются следующие учебные предметы: 1) Закон Божий и

Священная история, 2) должности человека и гражданина, 3) российская

грамматика, а в тех губерниях, где в употреблении другой язык, сверх

грамматики российской, грамматика местного языка, 4) чистописание, 5)

правописание, 6) правила слога, 7) всеобщая география и начальные правила

математической географии, 8) география Российского государства, 9) всеобщая

история, 10) Российская история, 11) арифметика, 12) начальные правила

геометрии, 13) начальные правила физики и естественной истории, 14)

начальные правила технологии, имеющей отношение к местному положению и

промышленности, 15) рисование»[168]. Но на самом деле такие учебные курсы

не могло выдержать практически ни одно учебное заведение: например, А.

Галахов описывает уездные училища своего времени так: «По уставу 1804 года

двухлетний курс уездных училищ был очень обширен: в них полагалось

преподавание пятнадцати предметов: Закона Божия и Священной истории,

должностей человека и гражданина, русской грамматики и правил слога;

географии всеобщей и русской с начальными правилами географии

математической, истории всеобщей и русской, арифметики и начальных правил

геометрии, начальных правил физики, естественной истории и технологии,

чистописания и рисования. Опыт показал и бесполезность такого учебного

плана, и невозможность выполнить его, если б он даже имел за собою какое-

нибудь педагогическое основание; почему в мое время многие предметы сошли с

расписания уроков: не было ни «должностей человека и гражданина»,

заменившихся «правилами для учащихся», ни правил слога, ни начальных правил

геометрии, физики, естественной истории и технологии, ни рисования…»[169].

Так и в приходских училищах официально программа тоже была очень

обширна по уставу 1804 года: «В сих училищах обучают чтению, письму и

первым действиям арифметики, главным началам Закона Божия и нравоучения,

читают с объяснением книгу: краткое наставление о сельском домоводстве,

произведении природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к

предохранению здоровья»[170].

Постепенно становилось ясно, что отсутствует не только возможность

преподавать такие программы, но и смысл в этом. «27 марта 1819 г. Главное

Правление Училищ утвердило составленные Ученым Комитетом новые планы

гимназий, уездных и приходских училищ… Из предметов гимназического курса

были исключены мифология, всеобщая грамматика, начальный курс философии и

изящных наук, основания политической экономии, коммерческих наук и

технологии; взамен того было усилено преподавание языков[171], особенно

древних и расширен курс географии и истории. Из курса уездных училищ

исключены начала естественной истории и технологии и сокращены курсы

географии и истории; латинский и немецкий языки сделаны обязательными

только для готовящихся в гимназию. Для приходских училищ оставлены все

предметы преподавания, положенные по уставу 1804 года»[172]. Однако,

«энциклопедичность первого устава и после 1819г. в значительной степени

сохранялась»[173].

С уставом 1828 года программы этих учебных заведений были опять

упрощены. Так, в приходских училищах остались только неизменный Закон Божий

и необходимые чтение, письмо и первые четыре действия арифметики[174] (да

детям сельских сословий и не полагалось знать больше). И в уездных училищах

учебный курс был сильно сокращен. Больше не преподавались должности

человека и гражданина, правописание и правила слога; добавлено было только

черчение[175]. Изменения коснулись и гимназического учебного курса, по

уставу 1828 года «в оных преподаются: 1) Закон Божий, Священная церковная

история, 2) российская грамматика, словесность и логика, 3) языки:

латинский, немецкий и французский, 4) математика до конических сечений

включительно, 5) география и статистика, 6) история, 7) физика, 8)

чистописание, черчение и рисование»[176]. Кроме того, «в гимназиях,

состоящих при Университетах, обучают и языку греческому…»[177]. Главный

упор делался на латинский и греческий языки (они и составляли по новому

уставу ядро гимназического курса[178]), что видно из таблицы недельных

полуторачасовых уроков, положенных по уставу 1828 года в гимназиях:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |

|Российская словесность и логика |4 |4 |4 |3 |3 |3 |2 |

|Латинский язык |4 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |

|Греческий язык |- |- |- |5 |5 |5 |5 |

|Немецкий или французский язык |2 |2 |2 |3 |3 |3 |3 |

|Математика |4 |4 |4 |1 |1 |1 |- |

|Физика |- |- |- |- |- |2 |2 |

|География и статистика |2 |2 |2 |1 |1 |- |2 |

|История |- |- |2 |2 |3 |3 |3 |

|Чистописание |4 |4 |2 |- |- |- |- |

|Черчение и рисование |2 |2 |2 |1 |1 |1 |1 |

|Итого уроков |24 |24 |24 |22 |22 |22 |22 |

| число часов |36 |36 |36 |33 |33 |33 |33 |

При этом надо отметить учебный курс в гимназиях высших наук и т.п.,

который был очень обширным. Например, в Университетском пансионе, где в

конце 20-х – начале 30-х годов учился Д.Милютин, он был такой: «Учебный

курс был общеобразовательный, но значительно превышал уровень

гимназического. Так, в него входили некоторые части высшей математики

(аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального

исчисления, механика), естественная история, римское право, русские

государственные и гражданские законы, римские древности, эстетика. Из

древних языков преподавался один, латинский; но несколько позже, уже в

бытность мою в пансионе, по настоянию министра Уварова, введен был и

греческий. Наконец, в учебный план пансиона входил даже курс «военных

наук»!..»[179].

С сороковых годов, если верить А. Афанасьеву, обучение греческому

языку должно было проходить по желанию учащегося, но такое постановление

исполнялось не всегда: «По положению, греческий язык должны были слушать

только желающие, начиная с IV класса, которым уменьшен был зато

математический курс; мы знали это постановление и изъявили свое нежелание

учиться греческому языку. Но благодетельное начальство, не входя в причины

этого нашего нежелания и думая, как бы выслужиться, завербовав большее

число воспитанников для греческого языка, приказал нам слушать уроки Соб-ча

без всяких отговорок»[180]. Но после известных событий 1848 года ситуация

несколько изменилась, как это описывает Ф. Стулли: «С четвертого класса в

нашей гимназии начиналось преподавание греческого языка; обучение этому

языку не было обязательно, но кто ему учился, получал по окончании курса

гимназии право на чин XIV класса. Поэтому грекофиллами оказывались почти

все. События Западной Европы 1848 года, как известно отразились на

порядках наших учебных заведений: из университетского преподавания была

исключена философия, в гимназиях оказались в немилости древние языки:

преподавание греческого языка было в большинстве гимназий совершенно

отменено («Было оставлено, - отмечает Ф. Стулли, - лишь по одной

классической гимназии в каждом округе»), латинский язык начинался только с

четвертого класса и стал предметом необязательным: ученикам предоставлялось

на выбор учиться или латинскому языку, или, начиная с пятого класса, вновь

введенному в преподавание предмету – законоведению, на который перешла

льгота, дававшаяся прежде языком греческим»[181].

В результате этих изменений в 1848 году образовательная система стала

такой, как её описывает П.Боборыкин (он пишет о начале 50-х годов): «Когда

мы к 1-му сентября собрались после молебна, перед тем как расходиться по

классам, нам, четвероклассникам, объявил инспектор, чтобы мы, поговорив

дома с кем нужно, решили, как мы желаем учиться дальше: хотим ли продолжать

учиться латинскому языку (нас ему учили с первого класса) для поступления в

университет, или новому предмету, «законоведению», или же ни тому, ни

другому. «Законоведы» будут получать чин четырнадцатого класса;

университетские – право поступить без экзамена, при высших баллах; а

остальные – те останутся без латыни и знания русских законов и ничего не

получат: зато будут гораздо меньше учиться»[182].

С новым царём, с новыми реформами, с принятым новым уставом средних

учебных заведений 1864 года, были утверждены и новые учебные программы. В

ставших классическими гимназиях греческий язык был сделан обязательным,

появилась космография, церковно-славянский язык, естественная история

(краткое наглядное объяснение трёх царств природы), исчезла логика и

остался только один новый язык[183]. Осталось усиленным преподавание

латинского и греческого языков, хорошо преподавалась и математика, что

видно из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий и

прогимназий Министерства Народного просвещения, Высочайше утвержденному 19

ноября 1864 г.:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III |IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Русский язык с |4 |4 |3 |4 |3 |3 |3 |

|церковно-славянским | | | | | | | |

|Латинский язык |4 |5 |5 |5 |5 |5 |5 |

|Греческий язык |- |- |3 |3 |6 |6 |6 |

|Французский или немецкий язык |3 |3 |2 |3 |3 |3 |2 |

|Математика |3 |3 |3 |3 |3 |3 |4 |

|История |- |- |2 |3 |3 |3 |3 |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |- |

|Естественная история |2 |2 |2 |- |- |- |- |

|Физика и космография |- |- |- |- |2 |2 |2 |

|Чистописание, черчение и |4 |4 |3 |2 |- |- |- |

|рисование | | | | | | | |

|Итого для учащихся одному новому|24 |25 |27 |27 |27 |27 |27 |

|языку | | | | | | | |

|Итого для учащихся двум новым |27 |27 |29 |30 |30 |30 |30 |

|языкам | | | | | | | |

Во вновь созданных реальных училищах программа была та же, но разным

было преподавание предметов: «§40. В реальных гимназиях преподаются:

а) В одинаковом объёме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский

язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5)

чистописание.

б) В большом объёме сравнительно с классическими: 6) математика, 7)

естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и

космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (оба обязательны) и 12)

рисование и черчение.

в) Вовсе не преподаются: латинский и греческий языки»[184].

Таким образом, распределение часов уроков в реальных гимназиях по

уставу 1864 года было следующим:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Русский язык с |4 |4 |4 |4 |3 |3 |3 |

|церковно-славянским и | | | | | | | |

|словесность | | | | | | | |

|Французский язык |3 |3 |3 |4 |3 |3 |3 |

|Немецкий язык |3 |3 |3 |3 |4 |4 |4 |

|Математика |3 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |

|История |- |- |2 |3 |3 |3 |3 |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |- |

|Естественная история и химия |3 |3 |3 |3 |3 |4 |4 |

|Физика и космография |- |- |- |- |3 |3 |3 |

|Чистописание, рисование и |4 |4 |4 |2 |2 |2 |2 |

|черчение | | | | | | | |

|Итого часовых уроков |24 |25 |27 |27 |27 |27 |27 |

Видно, что упор делается на новые языки и естественные предметы.

Во вновь учрежденных прогимназиях ситуация была следующая: «Учебный

курс прогимназий классических и реальных соответствует учебному курсу

низших четырёх классов гимназий классических и реальных»[185].

В существовавших в это время военных гимназиях их 6-летний учебный

курс в 1865г. был следующим: «Закон Божий (13 уроков), русский язык (30

уроков), естественная история (10 уроков), физика (5 уроков), математика

(34 урока), французский язык – 26, немецкий – 23, история –9, чистописание

и рисование»[186].

В начальных народных училищах программа было следующая: «Закон Божий,

чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, начала арифметики,

церковное пение, где это возможно»[187].

Следующие уставы учебных заведений были связаны с изменением во

внутренней политике Александра II, его отходом от реформ. В 1871 году была

утверждена новая, хотя и не сильно измененная программа классических

гимназий. Из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий

и прогимназий 1871 г., видно, что «основными предметами признаются древние

языки и математика; им и уделено наибольшее количество времени… Уменьшено

число уроков по Закону Божию, истории, естествоведению, чистописанию,

черчению и рисованию. Космография заменена математической географией. Вновь

введен один урок логики»[188]:

| |КЛАССЫ |

| |Приготовит|I |II |III|IV |V |VI |VII |VIII|

| |ельный | | | | | | | | |

|Закон Божий |4 |2 |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |

|Русский язык с |6 |4 |4 |4 |3 |3 |2 |2 |2 |

|церковно-славянским | | | | | | | | | |

|Краткие основы логики |- |- |- |- |- |- |- |1 |- |

|Латинский язык |- |8 |7 |5 |5 |6 |6 |6 |6 |

|Греческий язык |- |- |- |5 |6 |6 |6 |6 |7 |

|Математика (с физикой, | | | | | | | | | |

|математической |6 |5 |4 |3 |3 |4 |6 |6 |6 |

|географией и кратким | | | | | | | | | |

|естествознанием) | | | | | | | | | |

|География |- |2 |2 |2 |2 |- |- |1 |1 |

|История |- |- |- |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Французский или немецкий|- |- |3 |3 |3 |3 |3 |2 |2 |

|язык | | | | | | | | | |

|Чистописание |6 |3 |2 |- |- |- |- |- |- |

|Итого для учащихся |22 |24 |24 |26 |26 |26 |26 |27 |27 |

|одному новому языку | | | | | | | | | |

|Итого для учащихся двум |- |24 |27 |29 |29 |29 |29 |29 |29 |

|новым языкам | | | | | | | | | |

При изучении таблицы недельных часов уроков, положенных по первому

уставу реальных училищ, Высочайше утвержденному 15 мая 1872 г., можно

увидеть, что программа их отличалась от программы классических гимназий.

Иностранные языки здесь преподавались только новые (и кроме того, в отличие

от классических гимназий, новых языков было два), церковно-славянский не

преподавался вовсе, как и краткие основы логики, зато были включены

механика, рисование и черчение (довольно усиленные), химия, естественная

история, и в большем объеме математика и физика. В 5-м и 6-м классе

учащиеся в реальных гимназиях тратили больше времени на учебу, чем в

классических.

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |1 |1 |2 |

|Русский язык |6 |4 |4 |4 |2 |2 |4 |

|Новый иностранный язык |- |6 |5 |5 |3 |3 |5 |

|Другой новый иностранный язык |- |- |6 |6 |3 |3 |- |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |2 |

|История |- |- |2 |2 |2 |2 |4 |

|Математика |4 |4 |4 |4 |8 |4 |3 |

|Естественная история |- |- |- |- |4 |2 |2 |

|Физика |- |- |- |- |4 |2 |}2 |

|Химия |- |- |- |- |- |4 | |

|Механика |- |- |- |- |- |4 |- |

|Чистописание |4 |2 |- |- |- |- |- |

|Рисование и черчение |6 |4 |4 |4 |6 |6 |5 |

|Итого часовых уроков |24 |24 |29 |29 |33 |33 |29 |

В 1872 г. в только что появившихся городских училищах был установлена

такая программа: «1) Закон Божий, 2) чтение и письмо, 3) русский язык и

церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, 4) арифметика, 5)

практическая геометрия, 6) география и история отечества с необходимыми

сведениями из всеобщей истории и географии, 7) сведения из естественной

истории и физики, 8) черчение и рисование, 9) пение, 10) гимнастика»[189].

В приходском училище - например, в 80-х гг. у А. Грекова

«преподавалось чтение с рассказом прочитанного, чистописание и переписка с

книги, начало арифметики и неизбежный Закон Божий: молитва и краткая

история Ветхого и Нового заветов»[190].

Преемник министра народного просвещения Д.А.Толстого граф Делянов был

вынужден предпринять ряд изменений в программах общеобразовательных школ.

Например, в реальных училищах с 1888г. «в первых четырех классах

усиливались новые языки и математика, увеличивалось число учебных часов по

физике на 2 и на 2-же по Закону Божьему, прибавлялся один лишний час на

естественную историю и 2 урока на повторительный курс географии в VI

классе. Химия и механика исключались»[191].

Относительно гимназий в 1889г. было решено: «1)изучение греческой и

латинской грамматик с упражнениями заканчиваются в VI классе, 2)курс двух

старших классов посвятить исключительно чтению авторов, 3)на испытаниях

зрелости письменные переводы с русского языка на древние заменить

переводами с древних языков на русский»[192]. Кроме того, «по Закону Божию

число уроков было увеличено с 13 до 16, согласно с определением Священного

Синода… существенно был изменен план преподаваемых отдельных дисциплин» -

это грамматики, теории словесности и истории русской литературы[193].

Несостоятельность принципа классицизма становилась всё более явной, но его

все равно пытались сохранить. Таким образом, учебный строй был изменен

следующим порядком[194]:

|Предметы |Число часов по 1890г. без|Больше или меньше |

| |приготовительного класса |сравн. с устава |

| | |1871г. |

|1. Закон Божий |16 |+3 |

|2. Рус. язык с |29 |+4 |

|церковно-славянским и | | |

|логика | | |

|3. Латинский язык |42 |-7 |

|4. Греческий язык |33 |-3 |

|5. Математика |29 |-1 |

|6. Физика |7 |+1 |

|7. История |13 |+1 |

|8. География |8 |-2 |

|9. Французский язык |19 |тоже |

|10. Немецкий язык |19 |тоже |

|11. Чистописание и |10 |+5 |

|рисование | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.