РУБРИКИ

История Отечества - краткий курс

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История Отечества - краткий курс

внешней политике Елизавета следовала главному принципу своего отца —

учет национальных, а точнее, имперских интересов. Ей удалось таким

образом построить внешнеполитические отношения, что из 20 лет ее

правления 15 были мирными для России. Время Елизаветы — это время

Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства. В период ее

правления произошли такие важные события, как открытие в 1755 г.

Московского университета, в 1760 г. — Академии художеств.

Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович, внук Петра

I по женской линии и внук сестры Карла XII — по мужской. Кумиром его

был прусский король Фридрих II. Личность и деяния Петра III вызывают

неоднозначную оценку у историков. Важнейшим мероприятием его правления

было опубликование Манифеста о «вольности дворянства» (1762), который

давал возможность выбора — служить или не служить. Была ликвидирована

Тайная канцелярия. Изданы указы о прекращении розыска старообрядцев и о

защите их от местного духовенства. В июне 1762 г. Петр III был свергнут

гвардейцами во главе с братьями Орловыми и позднее убит; на престол

возведена его жена — будущая Екатерина Великая (1762—1796).

Внешняя политика к середине XVII века. В конце жизни Петра I

обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его

смерти — с Францией, Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за

польское наследство. Французы поддерживали кандидатуру Станислава

Лещинского, а русские и австрийцы — Фридриха-Августа. Французский флот

в Данциге был разгромлен, а польским королем стал русский ставленник

Август III (1733). Четыре года продолжалась русско-турецкая война

(1735— 1739). В разные годы русская армия под командованием Миниха

захватила Бахчисарай, Евпаторию, Очаков, Азов, Молдавию. Но в 1739 г.

Австрия перестала оказывать военную помощь России и потребовала

заключить мир. По Белградскому мирному договору Россия возвращала

Турции все завоеванные города и не имела права держать корабли на

Черном и Азовском морях. Россия, потерявшая 100 000 человек, получила

возможность только строить крепость на Дону. В 1741 —1743 гг. велась

очередная война со Швецией, которая хотела взять реванш за поражение в

Северной войне. Русские войска под командованием генерала Ласси

разгромили шведов в Финляндии, заняли ее территорию, Швеция отказалась

от своих притязаний. Но в Европе назревала новая война.

Участие России в Семилетней войне. В 1756 году в Европе началась

Семилетняя война. Против Пруссии, которую поддерживала Англия,

выступили Россия, Австрия, Франция, Швеция, Саксония. Для руководства

военными действиями Елизавета Петровна создала чрезвычайное учреждение

— Конференцию при высочайшем дворе (1756 г.). Большую часть проблем

Конференция решала самостоятельно, но по важнейшим дипломатическим и

военным вопросам императрица, сама выносила резолюции. Начало войны

было благоприятным для Фридриха II: он поочередно разбил саксонские,

австрийские и французские войска. В 1757 году Россия начала военные

действия против Пруссии. Кампания закончилась полным разгромом армии

Фридриха II. В 1760 году русские взяли Берлин. От катастрофы Фридриха

II спасла смерть императрицы Елизаветы 15 декабря 1761 года. Новый

российский император Петр III приверженец и почитатель Фридриха II,

порвал с союзниками, прекратил военные действия против Пруссии,

заключив мирный договор в 1762 году. Так у России по существу была

украдена победа в Семилетней войне.

Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного

переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством

братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит

заговорщиками и Екатерина стала полновластной императрицей. Ее

царствование было долгим - целых тридцать четыре года. За это время

бывшая иноземная принцесса успела многое: она не только стала русской

Государыней, но, имея перед глазами опыт осуществления переворота,

сумела так построить внутреннюю политику, что еще при жизни ей было

присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину

заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её

имя стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления

и восхищения умение молодой императрицы решать сложные проблемы

государственного управления, и прежде всего - умение удержаться у

власти, не имея изначально почти никакой поддержки, но завоевывая ее

буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатерины совпало с эпохой

Просвещения. Так или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро,

Руссо, Монтескье и др. - влияла на политику европейских монархов. Не

избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым

мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на

государственное устройство и управление. Уже в качестве русской

императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними

проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои

взгляды, почерпнутые у просветителей, в огромном самодержавном

государстве, основанном на политическом и экономическом господстве

дворянства, не терпевшего ущемления своих интересов. Найти

равнодействующую между целями власти и привилегированным сословием было

не просто. Тем не менее, мероприятия первых лет царствования Екатерины

традиционно связывают с проведением политики просвещенного абсолютизма.

Помимо уже привычных для аристократии раздач казенных земель и крестьян

в качестве награды участникам дворцового переворота, Екатерина провела

ряд преобразований, способствовавших укреплению её власти. Так, она

отменила особое, гетманское правление на Украине, реформировала Сенат,

в котором видела опасность для своей самодержавной власти. Во избежание

возможности вмешательства в компетенцию верховной власти и для

упорядочения его работы, Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов,

тем самым сделав его чисто административным органом, лишенным

законодательных прав. Четыре петербургских и два московских

департамента Сената становились самостоятельными учреждениями со своим

кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и

ослабляло его. Вопреки личному желанию императрицы отказаться от всех

законодательных актов, принятых Петром III, ей пришлось подтвердить

некоторые из них, и прежде всего:

. указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;

. указ о передаче в государственное управление монастырских и церковных

земель (секуляризация);

. запрещение покупать крестьян к мануфактурам.

Но самым примечательным событием начала екатерининской эпохи,

безусловно, стала работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив

взгляды европейских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в

качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и

стабильность в государстве, благоденствие подданных возможно

обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную

задачу она видела в создании новой, более совершенной системы

законодательства взамен архаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой

целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии.

Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766

г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию

старинных Земских Соборов из представителей разных сословий. Работа

комиссии была гласной и проходила под контролем императрицы. Депутаты

наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во

время работы комиссии ограбление, избиение и убийство депутата карались

удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесословными.

53% населения России - крепостные крестьяне - депутатов не выбирали

(считалось, что их представляют помещики-владельцы). От дворян

выбирался один депутат от уезда, от горожан - один от города

(независимо от числа жителей), от государственных крестьян - один от

каждой провинции. От центральных государственных учреждений также

посылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические

(бывшие монастырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы»

Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате

большинство депутатов в комиссии составляли дворяне и горожане.

Новшеством по сравнению с Земскими Соборами стало составление

письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения

в работе комиссии собранный таким образом материал не нашел, в нем были

представлены интересы и требования представителей различных сословий.

Для работы комиссии императрица составила «Наказ», в котором излагала

свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял

из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к

трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30

июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она

разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов

законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном

праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к

ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г.,

частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не

был принят.

Еще одним интересным начинанием Екатерины II было создание в 1765 г.

Вольного экономического общества, которое должно было пропагандировать

рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться

различные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй

половине XVIII века.

За время правления Екатерины II территория государства увеличилась

за счет Крыма, Приазовья, части Причерноморья, Правобережной Украины,

Белоруссии и Литвы. Это были районы с природно-климатическими

условиями, благоприятными для ведения земледельческого хозяйства. По-

прежнему большая часть населения жила в деревне, горожане составляли

около 3%. А 90% населения составляли крестьяне — помещичьи и

государственные. После проведения секуляризации в состав

государственных вошли 1 млн. бывших церковных, или экономических,

крестьян. Сельскохозяйственное производство носило экстенсивный

характер, то есть развивалось за счет увеличения обрабатываемых

площадей. Появились новые районы — производители хлеба: Нижний Дон,

Сибирь, Черноземная зона. В оборот вводились неизвестные ранее

сельскохозяйственные культуры - картофель, подсолнечник. Однако новые

земли осваивались медленно - не хватало людей, поэтому правительство

приглашало на поселение иностранцев, гарантировав им льготные условия

переселения и налогообложения. Наибольшее развитие производительных сил

во второй половине XVIII в. было связано с промышленностью. Так,

количество промышленных предприятий значительно возросло. Это были

достаточно крупные мануфактуры, в основном работавшие для обеспечения

потребностей армии и флота. Главным центром металлургии стал Урал.

Развивались кораблестроение, текстильная промышленность - новая

отрасль, появившаяся в XVIII в. Мануфактуры использовали труд приписных

крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была

невелика. Его использовали большей частью в мелкой промышленности.

Существовала даже определенная закономерность: в вотчинных и казенных

мануфактурах работали крепостные и посессионные крестьяне, в

крестьянско-купеческих предприятиях - вольнонаемные. После вступления

на престол Екатерины II правительство в своей экономической политике

начинает постепенно отказываться от традиционного посословного

«разделения труда», при котором дворяне и крестьяне должны были

заниматься только земледелием, купцы -торговлей, горожане - ремеслом.

Государство выступает инициатором ряда мер, направленных на развитие

промышленности и торговли:

. 1753 г. Отменены внутренние таможенные сборы;

. 1760 г. Отменены откупа и монополии;

. 1767 г. Предоставлена возможность заниматься любыми городскими

промыслами;

. 1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный вывоз пшеницы из всех портов;

. 1775 г. Разрешено открывать промышленные предприятия в любых отраслях;

. 1775 г. Отменены государственные налоги на мелкие промыслы.

Продолжало существовать и барщинное хозяйство. Во второй половине

XVIII в. наблюдается тенденция к росту феодальной ренты. На барщине

работали до 90% крестьян черноземной зоны и 54% - нечерноземной.

Барщинные работы занимали от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому

крестьянский труд на барщине был малопроизводительным. Феодально-

крепостническое хозяйство входило в период кризиса. Дворянство,

добившись от Екатерины права ссылать своих крестьян на каторгу в Сибирь

и запрета последним, жаловаться на своих господ под угрозой наказания и

каторги, стало полновластным хозяином жизни и судьбы крепостных и не

подлежало контролю государства в этих вопросах.

Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской

войны под предводительством Е. И. Пугачёва.

Опыт крестьянской войны и особенно неудачи правительства в ходе

борьбы с восстанием убедили Екатерину в необходимости реформ на местах.

Целью реформ было создание эффективного местного управления. В конце

1775 г. она издаёт «Учреждения о губерниях». Согласно этому закону

вводилось новое территориальное деление государства: вместо 23 губерний

создавалось 50. Главным критерием при этом была численность населения.

На территории высшего административного подразделения - губернии -

проживало примерно 300-400 тысяч душ, низшего - уезда - около 30-40.

Таким образом, губернии создавались без учета национальных,

географических, экономических признаков. Основным показателем было

удобство с точки зрения административной и налоговой сферы.

Промежуточное звено между губернией и уездом - провинция - было

ликвидировано. Во главе губернии стоял губернатор, назначавшийся

монархом. Несколько губерний подчинялось генерал-губернатору, который

мог вводить чрезвычайное положение и считался в отсутствие монарха

главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял губернское

правление, в состав которого входили губернский прокурор и два сотника.

Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Основными

функциями правления были:

. объявление законов и распоряжений правительства и надзор за их

выполнением;

. передача под суд правонарушителей.

Финансами в губернии ведала Казенная пажа во главе с вице-

губернатором. Ей подчинялись уездные казначеи. Новым учреждением был

приказ общественного призрения,

занимавшийся охраной порядка, народным образованием,

здравоохранением, благотворительностью. Власть в низшем звене - в уезде

- находилась в руках местного дворянства. На уездных дворянских

собраниях выбирались уездные предводители дворянства, капитаны-

исправники и заседатели нижнего земского суда, представлявшие

исполнительную власть в уезде. Для выборов многочисленных должностных

лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе с

губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города

выделялись в качестве самостоятельных административных единиц. Все

центры уездов и губерний получили городской статус. Таким образом,

увеличилось число городов. В отличие от уездов, исполнительная власть в

городах принадлежала не выборным магистратам, а городничему,

назначавшемуся правительством. В городе создавалась сословная система

выборных органов - городской магистрат, совестной суд и ратуша.

В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились

новые выборные органы власти со своими полномочиями:

• собрание городского общества;

• общая городовая дума;

• шестигласная дума.

Однако наряду с ними продолжал существовать и городской магистрат,

имевший судебные и административные функции.

В 1789 г. в городах были созданы так называемые «управы благочиния»,

представлявшие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли

полицмейстеры, а в остальных городах - городничие. Они состояли из

четырех человек: приставов по уголовным и гражданским делам и двух

советников. Вся территория города делилась на участки и кварталы,

возглавляемые приставами. В таком виде система местных органов власти

оказалась очень устойчивой и просуществовала до реформ 1861 г.

По реформе полностью перестраивалась судебная система. Высшей

судебной инстанцией в губернии становились палаты уголовных и

гражданских дел. Следующей инстанцией считался совестной суд,

состоявший из представителей сословий и исполнявший роль примирителя

сторон. Сами губернские суды были сословными. Дворян судил верхний

земский суд в губернии и уездный суд - в уезде. Для купцов и мещан были

предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных

крестьян - верхняя и нижняя земские расправы, для духовенства - особый

церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты -

гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система

функционировала до 1864 г.

Реформа центральных учреждений была проведена Екатериной еще в

начале царствования. Из последующих мер необходимо выделить образование

Кабинета министров. В него входили статс-секретари, единолично

занимавшиеся отдельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это

привело к созданию министерств. Таким образом, из-за перераспределения

обязанностей между местной властью и Кабинетом, коллегии утратили

большинство своих функций. Сохраняли прежнее значение лишь Синод,

Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия иностранных дел.

Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в

Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные

грамоты - дворянству и городам.

«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского

дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий,

полученных русским дворянством на протяжении XVIII в. В ней

законодательно оформлялись:

• освобождение дворян от обязательной государственной службы, уплаты

государственных податей и повинностей, телесных наказаний;

• право уходить в отставку в любое время;

• подсудность только дворянскому суду - суду равных;

• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и

передача их по наследству;

• монопольное право собственности на землю и крестьян.

Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с

последующим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных

имений, состоявшие на государственной службе, получали право на участие

в уездных и губернских дворянских собраниях, которые созывались раз в

три года по решению губернатора. На выборные должности могли

претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей.

Таким образом, законодательно было утверждено положение дворян в

качестве «благородного» сословия.

Другой документ, «Жалованная грамота городам», объединяла в единое

целое разрозненные группы городских жителей. Все горожане были

разделены на 6 разрядов. К первому относились все городские

домовладельцы и землевладельцы. Вторую группу составляло купечество

(все три гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для

перехода в разряд купечества. Первые две группы обладали рядом

привилегий: освобождались от телесных наказаний, от казенных служб и от

подушной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые

ремесленники, к четвертому - иностранцы и иногородние, постоянно

проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнесли

торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров,

должностных лиц городского самоуправления, ученых и людей: творческих

профессий - художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная

масса горожан — простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они

составляли сословие мещан, имевшее ряд прав:

• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;

• неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью;

• свободу промышленной деятельности.

Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении.

Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для

третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был

подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.

Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Её итоги.

Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба

между кандидатами на престол. При поддержке России королем Польши стал

Станислав Понятовский, хотя этому активно противодействовали Франция и

Австрия. Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах

католиков и диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля

Станислава мятеж, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В

1768 г. турецкий султан потребовал вывода русских войск из Речи

Посполитой. Получив отказ, Турция в конце 1768 г. объявила России

войну. Одновременно крымские татары совершили налет на южные окраины

страны. России пришлось воевать на двух фронтах — западном и южном.

Военные действия 1768—1769 гг. для русской армии были неудачными.

Однако в это время Османская империя постепенно приходит в упадок, ее

экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было принято

решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье,

куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30

000 русская армия под командованием П. А. Румянцева разгромила 80 000

турецкую армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А.

Спиридова совершила переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в

Чесменской бухте произошло морское сражение. Русские насчитывали 30

кораблей против 70 турецких. Отказавшись от шаблонной линейной тактики,

с помощью хитрого маневра они разгромили турецкий флот. Турецкая

торговля в Средиземном море была подорвана, что облегчило действия

русских на суше. В 1771 г. русским войскам удалось захватить все

основные центры Крыма. Турки вынуждены были пойти на переговоры, но,

опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить независимость

Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого затишья бои возобновились,

А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г. в

болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по

которому:

. Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;

. к России отошла Керчь, она получала право плавания торговых судов по

Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы;

Россия стала черноморской державой;

. Россия брала покровительство над Молдавией и Валахией;

. Крым становился независимым от Турции.

Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)

Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море

и готовилась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и

поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была непрочной.

В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от

престола, а Крым был присоединен к России, как и земли по реке Кубань.

В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был

подписан трактат, по которому Россия брала Грузию под свое

покровительство. Летом 1787 г. Турция предъявила России ультиматум,

требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией и осмотра

русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был

отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В.

Суворов уничтожил турецкий десант в районе Кинбурна. При этом России

пришлось отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были

разгромлены. Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен

турецкий флот, а в декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков,

считавшуюся «ключом» к Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две

крупные победы. Вначале Суворов разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще

важнее была победа на реке Рымник. Турки потеряли 17 тысяч человек, а

русские всего 45 человек. Главным событием кампании 1790 г. стало

взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся неприступной.

Гарнизон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у русских

было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11

декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-

часового боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул

был открыт. В 1791 г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой

черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791

гг. нанес сокрушительные поражения турецкому флоту. Турция запросила

мира. В декабре 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, по

которому:

. к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;

. Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;

. однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вернуть Турции.

Началось освоение новых южных районов, были построены города —

Херсон, Николаев, Одесса, Севастополь, Ставрополь, Ростов-на-Дону.

Разделы Польши (1772, 1793, 1795).

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий

кризис. Даже избрание королем Станислава Понятовского не устранило

внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить

Польшу, но Екатерина II не была сторонницей раздела, хотела сохранить

единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что

Австрия и Пруссия поддержат Турцию в войне против России, Тогда

Екатерина приняла план Фридриха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия,

Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили часть польских земель.

Австрия присоединила Западную Украину и Галицию, Пруссия — Поморье,

Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм был вынужден

согласиться с разделом. Речь Посполитая потеряла территорию в 3800 кв.

км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята новая

конституция: отменялась выборность короля. Екатерина II посчитала, что

польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо

проучить. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила

Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с

Минском и Правобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во

главе с Тадеушем Костюшко за независимость Польши, но оно было

подавлено русскими войсками, которыми командовал А.В. Суворов.

Поражение восстания означало гибель Польши как самостоятельного

государства. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия

захватила южную часть с Люблином, к Пруссии отошла центральная часть с

Варшавой. Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь,

Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся

Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились религиозные

гонения православных. Началась хозяйственная интеграция Украины и

Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города,

развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская

нации. На Украине было введено крепостное право.

Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала

XIX века.

Реформа государственного управления.

К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления

находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе.

Поэтому в 1802 г. вместо

прежних 12 коллегий было создано 8 министерств. Однако реформа

оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не были

определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу,

была скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал

специально назначаемый и ответственный лично перед императором министр.

Все крупные отрасли управления были выделены в самостоятельнее

министерства с единообразной внутренней и структурой и принципами

ведения дел, кроме того, были определены взаимоотношения министерств с

другими органами власти.

Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г.

Кабинет министров, реально представлявший собой место совещания

императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом,

объединяющим и координирующим деятельность министерств, Кабинет

министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как

глава исполнительной, законодательной и судебной власти в стране.

Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М.М. Сперанского,

сына сельского священника, сделавшего карьеру исключительно благодаря

своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-

прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном

совете — постоянном законосовещательном органе власти при императоре,

состоявшем из высшей знати.

Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна

была изменить государственный строй в соответствии с либеральными

идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем

Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и

представлен царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направленных на

превращение России из деспотического государства в конституционное,

имеющее законодательные преграды на пути возрождения самовластия.

Основным средством осуществления этого была организация управления на

основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной),

а также участие общества в государственных делах путем создания

выборного законосовещательного органа - Государственной Думы. Выборная

система предусматривала имущественный ценз для избирателей, которые

делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из

купцов, мещан, государственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных

избирательного права крепостных, прислуги, наемных рабочих.

Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах,

государственная - в реформированном Сенате. Предусматривалась

выборность местных дум и Сената. Министров назначал царь, но отвечали

они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял монарх,

которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и

тремя ветвями власти должен был стать Государственный Совет -

совещательный орган из назначаемых царем людей, через который должны

были поступать к царю все дела и в котором предполагалось обсуждать все

государственные мероприятия. Таким образом, в стране вводилась

конституционная монархия. Общество получало право на участие в

государственном управлении. Проект был одобрен Александром I и 1 января

1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета,

заменившего Непременный Совет. В его состав вошли назначенные царем

сановники (35 человек). Его председатель одновременно возглавлял и

Кабинет министров. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех

законопроектов перед утверждением их императором.

Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на

протяжении 1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже

сами его члены были против дальнейших преобразований. Реформа. Сената

после длительного обсуждения принята не была, проект Свода законов

также был отклонен. А в 1812 г. был отправлен в отставку и сослан в

Нижний Новгород сам Сперанский. Впоследствии отказавшись от своих

либеральных взглядов, он вернется к делам государственного управления.

Однако удаление Сперанского еще не означало, что Александр отказался

от либерального курса. В 1818 г. в речи на открытии сейма в Варшаве

Александр объявил о своем желании ввести конституцию и в России, что

опубликовали в русских газетах. -

В 1819 г. Александр поручил императорскому комиссару при польском

правительстве Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа

велась в строжайшей тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За

основу ее авторы взяли проект польской конституции, использовался и

проект Сперанского. В результате был создан достаточно консервативный

документ, известный как «Уставная грамота Российской империи». Проект

сохранял доминирующее положение монарха во всех областях

государственного управления. Новым было создание двухпалатного

парламента, в который депутаты частично назначались царем, частично

выбирались на основании многоступенчатых выборов. Вводились комплекс

гражданских прав и свобод и федеративное государственное устройство.

Однако ничего подобного обнародовано не было. Более того, в начале 20-х

годов Александр не только отказывается от преобразований, но начинает

проводить все более и более консервативную внутриполитическую линию,

опираясь на безупречно исполнительного А.А. Аракчеева, с одинаковым

рвением готовившего как проект отмены крепостного права, так и введение

военных поселений.

Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости облегчить

положение крепостных крестьян, в решении крестьянского вопроса был

избран путь постепенных частных изменений существующей системы

взаимоотношений крестьян и помещиков:

. Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам

покупать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного

труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.

. Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать

крестьян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия.

Освобожденные крестьяне переводились в новое сословие, занимавшее

промежуточное положение между, помещичьими и государственными

крестьянами. Крестьяне получали право собственности на недвижимость и

участие в обязательствах.

. В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г.

Александр неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении

этого вопроса. В прибалтийских губерниях не существовало крепостного

права в его крайних формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень

развития товарно-денежных отношений там был выше, чем в Европейской

части России, и сохранение крепостного права оказывалось экономически

невыгодным. Крестьяне получили личную свободу без земли. Попытка в 1817

г. склонить дворянство Полтавской и Черниговской губерний выступить с

просьбой обсудить вопрос об отмене крепостного права не удалась. В

русских землях ничего похожего сделано не было.

Более поздние проекты крестьянской реформы, разработанные А.А.

Аракчеевым и Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секретности, так и

остались лишь на бумаге. Подавляющее большинство российского

дворянства, как в александровскую эпоху, так и позднее, в 50-60 гг.,

были решительными противниками отмены крепостного права и пошли на это

только вследствие нажима «сверху».

Реформа системы образования.

В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия

испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах,

инженерах и т.д. Усложнялось государственное управление, росли

промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а

образованных людей было крайне мало. Поэтому основная цель реформы была

в том, чтобы дать возможность получить образование свободным людям из

низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все

учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность

между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых

стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программами

и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и

два привилегированных учебных заведения для дворян — Царскосельский и

Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были

выделены большие средства для создания низших звеньев образовательной

системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения

также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле

нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали

усиление цензуры, преобразование Министерства просвещения в

Министерство народного просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение

министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на

университеты как центры вольнодумства и ликвидация университетской

автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали

только дворян, а мещан - только в приходские училища. В учебных

округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.

Вопрос №28. Движение декабристов.

Общеизвестно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала

Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Вместе

с тем необходимо учитывать, что в движении декабристов принимали

участие наиболее образованные, творчески мыслящие, деятельные

представители дворянского сословия, составляющие интеллектуальную элиту

России. Первое поколение российских революционеров рассматривало

вооруженное выступление против власти как меру вынужденную,

обусловленную медлительностью правительства, запаздывающего с

реформами. В этом плане представляет интерес эволюция взглядов

декабристов в период 1816-1821 гг., выразившаяся в смене тактики и

методов деятельности. Если первоначально члены «Союза спасения» —

тайной декабристской организации, возникшей в 1816 г., ставили своей

целью изменение существующего строя (введение конституции и отмену

крепостного права) путем вооруженной борьбы и насилия над властью, то

«Союз благоденствия», существовавший в 1818-1821 гг., своей задачей

считал «борьбу за общественное мнение», т.е. стремился подготовить

русское общество к принятию реформ, обещанных царем.

Следующим шагом на пути развития декабристского движения стало

создание двух тайных обществ - Северного в Петербурге во главе с Н.

Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем. К

1821-1822 гг. будущие декабристы окончательно убедились в том, что

правительство Александра I отказалось от осуществления обещанных

преобразований и вернулись к первоначальной тактике вооруженного

переворота. В концентрированном виде взгляды декабристов были изложены

в двух программных документах - «Русской Правде» П.И. Пестеля и

Конституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были

отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение

гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия,

создание новой системы государственного управления на основе разделения

властей и решения национального вопроса. Реализация этих идей

превращала Россию в государство, подобное европейским, открывала дорогу

капиталистической модернизации, достаточно радикально ликвидировав

феодальные отношения. Но подходы к решению обозначенных проблем у

авторов были разные: Пестель предлагал радикальный вариант

преобразований: ликвидацию монархии и провозглашение республики при

сохранении единой и неделимой России с сильной центральной властью;

уничтожение сословий и введение единого гражданского статуса для всех

народов, населявших Россию.

Политическую самостоятельность Пестель предусматривал только для

Польши. Получение гражданских прав ограничивалось возрастным и половым

цензом. Своеобразным было решение аграрного вопроса: предусматривалось

частичное сохранение земельной собственности помещиков, а из

конфискованных излишков создавался общественный фонд для наделения

землей нуждающихся крестьян. Н. Муравьев предлагал умеренный вариант

преобразований: сохранение монархии и превращение царя в главного

государственного служащего, обладающего исполнительной властью и

получающего жалование. Для принятия законов вводился парламент,

депутаты которого должны были избираться на основе имущественного

ценза. Гражданскими правами наделялись лица не моложе 21 года, имевшие

постоянное место жительства, обладавшие движимой и недвижимой

собственностью, уплатившие налоги и не состоявшие «в услужении». Иначе

решались аграрный и национальный вопросы: предполагалось после

освобождения наделять крестьян двумя десятинами пахотной земли и

усадьбами. Россия преобразовывалась в федерацию из 14 держав и 2-х

областей с самостоятельным управлением.

В 1825 г. после смерти Александра I сложилась уникальная ситуация

междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы

решили воспользоваться случаем с переприсягой и назначили выступление

на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю,

подписать документ, об отмене неограниченного самодержавия в проведении

серии реформ. Но восстание декабристов окончилось неудачно. Заговорщики

были арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н.

Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были

казнены, а 120 рядовых участников отправлены в ссылку и на каторгу.

Таким образом, во второй половине царствования Александра I

самодержавие впервые столкнулось с организованной политической

оппозицией. Отсутствие политических свобод, диалога власти и общества,

привело к тому, что всё большее количество людей начинает приходить к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.