РУБРИКИ

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

раза. К началу 70-х годов в деревне осталось лишь 12% активного населения.

Среди городского населения быстро росла доля трудящихся, занятых в

непроизводственной сфере (торговля, система обслуживания, государственный

аппарат, наука, образование, здравоохранение и т. д.). С 1954 по 1968 г.

количество лиц умственного труда выросло в три раза.

Общая численность рабочего класса увеличилась незначительно, но в его

составе произошли существенные перемены. Сокращалось число занятых в старых

отраслях промышленности (угольная, текстильная), возрастало в новых

(радиоэлектроника, атомная промышленность). В состав рабочего класса

вливались такие категории трудящихся, которые раньше причислялись к

служащим: торово-конторские работники, часть техникор и даже инженеров.

Быстро увеличивалось количество иностранных рабочих. Это были в основном

жители прежних французских колоний в Африке, занятые главным образом «а

тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе.

Благодаря упорной борьбе трудящимся удалось добиться улучшения своего

материального положения. За 10 лет, с 1958 по 1967 г., реальная заработная

плата увеличилась примерно на 25%. Срок ежегодного оплачиваемого отпуска

был увеличен с 3 до 4 недель. Тем не менее значительная часть трудящихся

продолжала получать заработную плату на уровне официального минимума.

3 Общие тенденции экономического развития.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое

место среди всех стран мира – 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По

размерам территории (551 тыс. км2) и населения (57 млн чел.), она

принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического

развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании,

Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%

сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными

темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений

государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства,

переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на

промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская

промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. – 5,7% ВВП

мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6

до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы

превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную

специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на

рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата

связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е

гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях

большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах

бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло

доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно

проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных

промышленных проектов.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры

хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто

крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В

ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной

металлургии две крупнейшие компании «Юнизор» и «Сасилор» сосредоточили 70%

производства стали, «Компани женераль д'электрисите» (КЖЕ), «Томсон» – 50%

производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и

«Пежо» – почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и

«Иметаль»– почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт

цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики

Франции происходят одновременно с процессом интернационализации

производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК.

Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У

автомобилестроительной компании «Рено» – почти 45% производственных

мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и

так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к

укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве.

Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной

продукции, полиграфическая фирма «Ашет»– в ведущего издателя журналов в

мире, фирма «Кабль де Лион» вышла на первое место в мире в производстве

электрических кабелей. Электротехнический концерн «Томсон» занял первое

место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в

Европе – по производству бытовой электроники. «Иметаль» занимает ведущее

положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых

странах. В Западной Европе компании «Аэроспасиаль» и «Дассо-Бреге» заняли

соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности.

Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций

Западной Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8

французских объединений (1961 г.– 2). Франция не только уступает ведущим

странам – США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших компаний, но

и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компаний в

обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти

американских и 45% германских. 6 французских банков входят в число 50

крупнейших банков мира. Это «Креди агриколь», «Банк насиональ де Пари»,

«Креди Лионне», «Сосьете жене-раль», «Групп де кесс д'епарнь», «Компани

финансьср де Париба».

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компаний через

систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе

холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию.

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена

несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это

группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые

группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики.

Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских

предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и

региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами

давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние

предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень

подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя

два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих

банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает

недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий

сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием

государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК,

проявляющемся в активном участии государства в регулировании и

программировании экономики, в распространении государственной собственности

Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг.

произошло изменение основных направлений экономической политики от

дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на

экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на

правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к

государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело

национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков.

Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых.

Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению

данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль

иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий

в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных,

банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие

банковские группы «Париба» и «Сосьете женераль», индустриальные гиганты

«Сен-Гобен», «Компани женераль д'электрисите», финансовая компания «Тивас»,

военно-промышленная компания «Матра», финансовая группа «Сюэз».

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инфраструктурные и

отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70%

производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80%

авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее.

Государственный сектор является важным инструментом экономической политики.

Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во

многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в

государственном программировании и планировании, которое получило широкое

развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные

органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы

ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий,

структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится

свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские

работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-

техническом потенциале между' Францией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в

качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого

рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы

налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем

Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в

вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей,

где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и

стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль,

контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из

краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста

заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на

умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

4 Сложившаяся экономическая ситуация, проблемы и достижения экономики.

Начавшееся весной 1994 г. циклическое оживление окрепло и в начале 1995

г. переросло в слабый подъем. В стране было характерно скачкообразное

расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее экономику страны из

кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую тенденцию

роста.

Начало нового кризиса определялось особенностями кризиса 1990-1993 гг.,

который был самым продолжительным за период после второй мировой войны, а

по глубине уступил лишь кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна

банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле

произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что

обернулось для них острой нехваткой собственных средств и ростом

задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило

7,1%.

Сокращение занятости, давление на зарплату, рост налогов, дороговизна

потребительского кредита привели к уменьшению сбережений, а затем и личного

потребления населения. Государственный бюджет и кредитная политика носила

антикризисный характер. Однако эффективность правительственных мероприятий

по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению дефицита

государственного бюджета была невысокой.

Разгар кризиса пришелся на середину 1993 г., но падение промышленного

производства продолжалось до конца года. За счет уменьшения численности

занятых и давления на зарплату удалось повысить общие издержки компаний.

Стабилизировалась масса и норма предпринимательского дохода. За счет

снижения объема капиталовложений и сокращений запасов нереализованной

продукции компании высвободили достаточно средств для погашения

задолженности. Удешевление кредитов способствовало оживлению жилищного

строительства весной 1994 г.

В первом квартале 1994 г. экономика находилась в состоянии депрессии.

Объем промышленного производства превышал кризисный уровень, но завершилась

волна банкротств. Весной 1994 г. началось оживление. Однако хозяйство

избавлялось от последствий кризиса крайне медленно. Закрывались

нерентабельные предприятия и ликвидировались многие убыточные производства.

Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса дало

увеличение экспорта в страны континентальной Европы. На протяжении года

оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и

государственных заказов. В начале 1995 г. обозначился слабый подъем.

Главной заботой правительства (глава кабинета министров - Э. Балладюр)

было состояние государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей

- уменьшение дефицита госбюджета и долга. Кредитно-денежная и валютная

политика была направлена на поддержание стабильного курса франка,

обслуживание и погашение государственного долга. Был введен ряд налоговых

льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений частных лиц.

Внутренний спрос в 1994 г. повысился на 2,9 %. В промышленности объем

инвестиций снизился в 1994 г. на 5 %. Личное потребление в 1994 г. и первой

половине 1995 г. увеличилось на 1,5 %. Замедление роста реальной зарплаты,

снижение с 1994 г. выплат на медицинское обслуживание, пенсионерам и

безработным уменьшили доходы населения. Рост занятости с 1994 г., ощутимое

повышение в 1995 г. реальных ставок зарплаты сказались на настроении

потребителей: норма сбережений понизилась до 13,4 %, личное потребление

увеличилось.

В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве фактора, улучшающего

конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. С осени 1993 г.

увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз (ЕС). В

конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских

торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть

европейского рынка. Относительно низкие издержки производства и доля

прибыли в цене позволили сохранить невысокие экспортные цены. Французская

промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий конкуренции

после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г. Однако

благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию

французские товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках.

Но со второй половины 1994 г. доля и объем французского экспорта в

европейской торговле начали снижаться. Импорт в 1994-1995 гг. рос быстрее,

чем внутренний спрос. Активное сальдо внешней торговли уменьшилось до 84,5

млрд. фр. в 1994 г. Активное сальдо платежного баланса составило 54,5 млрд.

фр.

В промышленности начался с первого квартала 1995 г. В целом уровень

промышленного производства в начале лета 1995 г. был выше кризисного

минимума на 8,3%, выпуск потребительских товаров - на 6,7%, полуфабрикатов

- на 14,8%, оборудования - на 9,6%.

Антиинфляционная политика направлена на сдерживание зарплаты и доходов

трудящихся, а также дефицита госбюджета и фондов социального страхования.

Низкие цены на полуфабрикаты и импортные товары также сдерживали инфляцию.

Потребительские цены увеличились в 1994 г. на 1,7%, а в 1995 г. - на 1,9%.

Темпы роста цен во Франции оставались одними из самых низких среди

развитых капиталистических стран. Снижение в 1993-1994 гг. краткосрочных

процентных ставок поддерживало экономическую активность в стране. Их

повышение с конца 1994 г. связано с необходимостью привлечь капиталы в

банковский сектор. Повышение ставок усложнило отношения между выжившими

после кризиса компаниями и банками. Государство обеспечило поддержку пяти

банков, но особое внимание уделялось "Креди лионне". План его спасения

базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть потери

банка за длительный период.

Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание стабильности

франка по отношению к валютам европейских стран, сдерживание роста денежной

массы в обращении, общие задолженности и среднесрочных ставок. Средний курс

франка по отношению к немецкой марке в 1994 г. составил 0,29 марки, а по

отношению к доллару США - 0,18 доллара.

Одной из острейших социально-экономических проблем остается безработица.

Численность безработных увеличилась до начала 1994 г., затем

стабилизировалась и весной 1995 г. составила 3,4 млн. человек. Спад

производства привел к сокращению рабочих мест во всех отраслях и повышению

уровня безработицы до 12,4% в начала 1994 г. Нынешняя безработица носит

застойный характер. С 1990 г. по март 1995 г. число не имеющих работы более

одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.

В начале 1994 г. власти предложили субсидировать создание новых рабочих

мест за счет сокращения минимальной зарплаты молодых рабочих, что вызвало

волну протеста и не было осуществлено. Правительство А. Жюппе продолжило

мероприятия по повышению занятости. Парламент принял ряд законов о

поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу

и за возвращение сокращенного персонала.

5 Основные экономические показатели.

Характерной особенностью Франции в 90-е годы стало замедление темпов

развития. Это связано с состоянием потребительского спроса, меньшей

активностью корпораций и ослаблением общеэкономической конъюнктуры в

соседних странах. Необходимо было принять меры по ограничению бюджетного

дефицита, поэтому прирост ВВП в 1996 г. составил 1,5% против 2,2% в 1995 г.

В 1 полугодии 1996 г. был отмечен очень скромный рост ВВП - всего на 0,8%.

Однако 2 половина года охарактеризовалась постепенным ускорением

экономического развития в основном в результате улучшения экономического

положения в Европе и, как следствие, увеличением объема экспорта

французских предприятий. К концу года темпы роста ВВП в среднегодовом

исчислении достигли 2,1%. По мнению экспертов французского правительства,

улучшение ситуации на рынке основных валют и, в частности, изменение курса

доллара по отношению к европейским валютам начали оказывать благоприятное

воздействие на развитие инвестиционной деятельности и торговли в Европе.

Таблица 1. Динамика основных показателей французской экономики.

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |

| |(в % к предыдущему году) |

|ВВП |2,8 |2,2 |1,5 |

|Потребление населения |1,4 |1,7 |2,1 |

|Инвестиции |1,3 |2,6 |- 0,6 |

|Импорт |6,7 |5,3 |2,2 |

|Экспорт |6,0 |6,0 |3,6 |

Перемены на финансовых рынках оказали большее, чем ожидалось, воздействие

на рост личного потребления населения. Так, в 1 полугодии 1996 г. он

составил 1,5% против снижения потребления во 2 половине 1995 г. на 0,3%.

Рост потребления в 1996 г. происходил при снижении покупательной

способности населения. В результате уменьшения процентных ставок несколько

сократилась среднегодовая норма сбережений. В 1995 г. она была на самом

высоком за последние 10 лет уровне - 14,3% доходов населения. В 1 половине

1996 г. этот показатель снизился до 12,6%.

Однако этого было недостаточно для роста промышленного производства.

Несмотря на то, что в 1 полугодии 1996 г. значительно улучшились финансовые

условия для инвестирования (была снижена средняя стоимость инвестиционных

кредитов на 1,5 пункта по сравнению со 2 полугодием; кроме того, снижение

рыночных процентных ставок повысило доходность инвестиций), предприятия не

воспользовались этими преимуществами. Они продолжали снижать уровень

запасов, по-видимому из-за ожидания падения цен, и объем инвестиций

сократился на 0,7%.

В 1997 г., по ожиданиям правительственных экономистов, во Франции должен

был начаться процесс оживления экономики благодаря расширению

капиталовложений. Предполагалось, что ВВП увеличится на 2,8%. Что касается

проблемы занятости, то в 1996 г. предполагалось создать 150 000 новых

рабочих мест (то есть уровень безработицы > 12 %), а в 1997 г. - 215 000 по

сравнению со 141 000 в 1995 г.

В 1996 г. курс французского франка в отношении немецкой марки укрепился и

вновь вошел в свой прежний узкий коридор в Европейской валютной системе.

Учетные ставки находятся сейчас на очень низком для Франции уровне, хотя

они и выше германских. Однодневная банковская ссуда предоставляется в

Париже под 4,5%, тогда как во Франкфурте-на-Майне - несколько выше 3,7%.

Французские государственные займы сроком на 10 лет приносят годовой доход в

6,5%. Это на 0,65% выше, чем федеральные займы в ФРГ.

Для экономики Франции в последние годы характерен достаточно низкий

уровень инфляции. В 1995 г. индекс роста цен составил лишь 1,7%. В связи с

повышением в августе 1995 г. ставки НДС до 20,6% (с18,6%) темпы роста цен

несколько ускорились. Однако с августа 1996 г., когда прекратилось

механическое воздействие повышенной ставки НДС, индекс роста цен вернулся

на годовой уровень 1,6 – 1,7%.

По мнению всех экономистов, постепенного ускорения роста французской

экономики можно ожидать с начала 1998 года. Успешное претворение в жизнь

прогнозов экономического развития Франции зависит от динамики трех

важнейших факторов:

1. от конъюнктурной ситуации в мире;

2. от инвестиционной деятельности;

3. от потребления.

Прогнозы на 1998 г., сделанные правительством Франции, более

оптимистичны. Правительство ожидает, что прирост ВВП составит 2,8%, экспорт

продукции и услуг возрастет на 5,7%, инвестиционная деятельность

предприятий – на 5,4%, потребление населения – на 1,9%. Правительство

планирует добиться снижения дефицита бюджета до 2,8% ВВП, а также снизить

уровень безработицы к концу 1998 г. до 12,6% активного населения страны.

6 Отраслевая структура хозяйства.

3.6.1. Оценка влияния различных факторов на отраслевую экономику.

Франция –экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Широкое

развитие получили такие прогрессивные отрасли промышленности, как

нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, электротехническая и

электронная, производство строительных материалов. Ряд отраслей завоевали

международное признание: ядерная энергетика, информатика, ракетостроение.

Нефтяная промышленность.

В 1996 г. во Франции результат экономической деятельности составил 48 -

49 млрд. фр. В отрасль входят более 120 предприятий. Количество персонала,

работающего на них, составляет 44,5 тысяч человек. Нефтяная промышленность

проводит большую работу по установке нефтяного оборудования за рубежом.

Оборот этих мероприятий в 1996 г. составил 24 - 25 млрд. фр. Французские

фирмы получили 25% оборота в Африке и 22% в Северном море. В Северной

Америке французские фирмы практически не представлены, они связывают свои

надежды с Южной Америкой. Они начали проведение некоторых работ в Мексике.

Для страны характерна высокая концентрация производства. Мелкие и средние

предприятия сохраняют наиболее значительные позиции в металлообрабатывающей

промышленности и в отраслях общего машиностроения, станкостроении,

текстильной и швейной промышленности.

Сфера услуг.

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики

Франции; на нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых.

Услуги – наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль

французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными

подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и

страховое дело.

За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах

Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в

производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания.

Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако

технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия

сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах

городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор

сегодня один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных

центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги

другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж -

13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше город, тем более важное место в

занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи,

технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация

услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города,

региональной специфики.

Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международной

специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой

продукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15%

экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта

страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем

не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются

уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью,

а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС,

которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами.

Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов

экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция

занимает 4-е место в мире – после США, ФРГ, Японии. В 1996 г.

внешнеторговые показатели Франции достигли высокого уровня: экспорт

составил 1485,8 млрд. фр., импорт – 1363,5 млрд., а положительное сальдо

возросло до 122,3 млрд. фр. Франции удалось добиться существенного

улучшения внешнеторгового баланса за последние пять лет после длительного

периода, характеризующегося дефицитом внешней торговли.

Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (около 65% всего оборота),

особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия,

Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются

внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает

основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную

продукцию гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта.

Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей,

электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и

парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте преобладают

энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной

промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и

одежда, лесоматериалы и мебель.

Необходимо отметить высокую концентрацию внешней торговли Франции в руках

небольшого числа крупнейших компаний. 50% французского экспорта и импорта

осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. В то же время 70% французских

компаний, участвующих во внешней торговле, обеспечивают всего лишь 1% ее

оборота. 20 первых французских экспортеров контролируют 21% вывоза из

страны, а 20 крупнейших импортеров – 18% ввоза.

В 1996 г. положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям

Франции достигло 101 млрд. фр. Или 1,3% ВВП. В 1996 г. было отмечено

повышение вывоза капитала над его ввозом. Отток капитала объясняется ростом

прямых инвестиций французских предприятий за рубежом до 92 млрд. фр. Против

64 млрд. фр. В 1995 г. при сохранении в целом объема иностранных инвестиций

во Франции на уровне 82 млрд. фр. Вывоз капиталов в форме портфельных

инвестиций возрос до 276 млрд. фр.

Размер государственного долга к началу 1997 г. достиг 3538 млрд. фр.

Таким образом, за три года (с 1993 г. по 1996 г.) государственный долг

увеличился на 1000 млрд. фр. Золото-валютные резервы Франции в конце апреля

1997 г. составляли 318939 млн. фр., в том числе золото на сумму 159521 млн.

фр., валютные резервы – 85940 млн. фр., резервы в ЭКЮ –54628 млн. фр.,

активы в МВФ – 18850 млн. фр.

7 Основные формы бизнеса.

3.7.1. Мелкий и средний бизнес.

Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации

производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную

роль. В 1994 г. во французской экономике было зарегистрировано 2866,6 тыс.

мелких и 32,3 тыс. средних предприятий. Большинство из указанных

предприятий сосредоточено в торговле и сфере услуг. В промышленности

Франции насчитывается 31,3 тыс. мелких и средних предприятий (95% всех

промышленных фирм). На их долю приходится 42,5% продаж всей промышленной

продукции, 50,8% занятых, 33,3% капиталовложений и 26,9% экспортных продаж.

Эффективность многих французских мелких и средних предприятий

обеспечивается узкой специализацией их деятельности, выпуском продукции

малыми сериями, ограниченным ассортиментом производимых изделий, а также их

способностью быстро реагировать на изменения в производстве и на рынке.

Вместе с тем мелкие и средние фирмы сталкиваются с большими трудностями: с

постоянной нехваткой собственных и заемных средств, конъюнктурными

колебаниями экономики, конкуренцией со стороны других фирм, плохим знанием

рынка и недостатками управления предприятием. В результате – огромное число

банкротств (в 1995 г. около 40 тыс. фирм исчезли), причем 15% предприятий

разоряются уже после первого года жизни, а 50% - после трех лет

существования. Но вместе с тем появляется еще большее количество новых

фирм, так что ежегодно их число увеличивается более чем на 10%. В этом

постоянном встречном потоке проявляется неустойчивость мелкого бизнеса. Но

далеко не все мелкие и средние предприятия работают на свободный рынок,

многие из них связаны с крупными компаниями субподрядными соглашениями и

действуют по заказам и спецификациям этих фирм. Во Франции 40% мелких и

средних фирм являются субподрядчиками.

Большое внимание во Франции уделяется экспорту. В 1994 г. все

промышленные фирмы страны продали за границу продукцию обрабатывающих

отраслей на сумму 630 млрд. фр., или около ј промышленного национального

экспорта. Однако 16% мелких промышленных предприятий или экспортируют очень

незначительную часть своей продукции (ниже 5%), или совсем не занимаются

подобной деятельностью. Французское правительство постоянно осуществляет

меры по стимулированию экспортного производства, особенно в отношении

мелких и средних фирм. Создаются специальные фонды содействия экспортному

производству, из которых выделяются среднесрочные и долгосрочные кредиты на

льготных условиях при достижении этими фирмами определенного размера

экспорта. С 1981 г. действует «Креди д’экипман де петит э муайен анреприз»,

держателями акций которого являются государство и национализированные

банки. Эта организация предоставляет на льготных условиях кредиты мелким и

средним фирмам для развития производства, поддержки занятости, экономии

сырьевых ресурсов.

Основным условием успеха в экспорте продукции является хорошее знание

иностранных рынков. Но именно здесь у мелких и средних производителей

возникают трудности. Речь идет о некомпетентности руководителей

предприятий, которые мало знакомы с международной торговлей. Экспорт

требует также серьезного подхода к оценке доходов и риска. Некоторые мелкие

и средние предприятия начинают осуществлять экспорт без предварительной

подготовки, т.к. испытывают трудности во Франции и надеются на успех на

других рынках. Но они не учитывают того, что конкуренция на внешних рынках

часто гораздо сильнее, чем на внутреннем.

Еще одной причиной недостаточно высокого уровня коммерческой деятельности

мелких и средних фирм является устаревшая сбытовая система. Исследования,

проведенные в 1993 г. Торгово-промышленной палатой Парижа, показали, что в

течение предшествующих пяти лет 75% мелких и средних фирм выпустили на

рынок новую продукцию, но лишь 20% проводили изучение рынка.

Существует несколько путей для выхода из трудностей, связанных с

экспортной деятельностью.

1. Объединение ряда мелких фирм для совместного изучения рынка.

Обследование 700 мелких и средних фирм-экспортеров показало, что сейчас

каждая третья фирма объединяется с другими с указанной целью.

2. Создание совместных предприятий с партнерами из той страны, куда

направляется продукция. В качестве примера можно привести французскую

фирму «Эклатек» по производству осветительных приборов (140 наемных

рабочих, 110 млн. фр. годовых продаж и 34,5% экспорта; третий

производитель общественного освещения во Франции), поставляющую

осветительные приборы в Москву, где им освещены крупные магистрали и

мосты.

С 1979 г. журнал «Вестник международной торговли» ежегодно публикует

список мелких и средних предприятий – «звезд экспорта». Это предприятия с

числом занятых от 20 до 500 наемных рабочих и объемом продаж, превышающим

30%. В 1979 г. таких предприятий было 885, а пятнадцать лет спустя – 1167.

Большинство мелких и средних фирм имеют длительные деловые связи с

российскими партнерами. Ряд из них являются членами Франко-российской

торговой палатой и имеют представительства в России.

3.7.2. Крупный бизнес.

Основной экономической единицей во Франции является фирма, под которой

подразумевается юридически самостоятельная организация, образованная для

производства товаров и оказания услуг с коммерческой целью. На 1 января

1995 г. во Франции насчитывалось более 2,9 млн. фирм (33,4 тыс.

промышленных). По юридической форме фирмы делятся на частные компании с

ограниченной ответственностью и акционерные общества. Наибольшее

распространение во Франции получили частные фирмы: их число в 1995 г.

составляло 1,8 млн. (61% от общего числа компаний). Особенно широкое

развитие они получили в сфере услуг (695 тыс.) и торговле (436 тыс.). На

втором месте по распространенности стоят общества с ограниченной

ответственностью (420 тыс.). Число акционерных обществ на тот период

составило 129,5 тыс.

По сфере деятельности фирмы можно разделить на производственные и

относящиеся к сфере услуг. Компании по своим размерам подразделяются

следующим образом: крупные фирмы (с числом занятых более 500), средние (от

50 до 500 человек) и мелкие предприятия (менее 50 человек). В 1995 г. во

Франции было зарегистрировано около 3 тыс. крупных промышленных

предприятий. Наибольшее количество крупных промышленных предприятий

действуют в таких отраслях, как электронная и электротехническая

промышленность (152 фирмы) и машиностроение (119). На долю крупных

промышленных предприятий приходилось в 1994 г. 57,5% продаж, 42,2% занятых,

73,1% экспортных продаж и 67,7% капиталовложений.

Важным фактором экономики и внешней торговли Франции является

значительный вес государственного сектора. Некоторые предприятия во Франции

были национализированы в 1946 г. («Рено») и имеют статус государственных

предприятий. Вторая волна национализации пришлась на 1981 – 1982 годы. При

этом национализированные фирмы действуют в форме акционерных обществ, акции

которых принадлежат государству либо непосредственно, либо через

национализированные банки и финансовые организации. Государственные

компании действуют в основном в отраслях, имеющих важное значение для

экономики страны, или в отраслях, требующих больших капиталовложений и в

которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для

расширенного воспроизводства капитала: в автомобилестроении,

авиакосмической, электронной, химической промышленности, производстве

вооружений, добыче и переработке нефти и газа, черной металлургии.

Ряд французских промышленных и торговых компаний являются членами Франко-

российской палаты и имеют представительства в Москве.

Черная и цветная металлургия.

Ведущим французским продуцентом и экспортером в этой отрасли продолжает

оставаться государственная сталелитейная компания «Юзинор-Сасилор». На

предприятиях компании в 1994 г. было произведено 5,2 млн. т стали, что

составляет 29,1% ее производства в стране. В середине 90-х годов «Юзинор-

Сасилор) обеспечивала более 98% национального экспорта в данной отрасли.

Лидером французской цветной металлургии является государственная компания

«Пешинэ», на долю которой приходится 93,2% всего производимого в стране

алюминия (общий объем производства алюминия компанией в 1994 г. – 600 тыс.

т). Крупнейший французский экспортер цветных металлов (в 1994 г. на долю

компании приходилось 75% экспортных продаж отрасли).

Автомобильная промышленность.

Автомобильная промышленность во Франции отличается очень высокой степенью

монополизации. На крупнейшие автомобильные компании «Рено» и «Пежо»

приходится более 90% продаж и почти 100% экспорта в отрасли. Лидирующее

положение на французском рынке автомобилей занимает государственная

автомобильная компания «Рено», национализированная в 1946 г. (на ее долю в

1994 г. приходилось 49,3% произведенных во Франции автомобилей). В 1994 г.

экспорт компании в натуральном выражении составил 795,6 тыс. автомобилей,

или около 46% национального экспорта. Экспортные продажи компании в 1995 г.

достигли 75,6 млрд. франков. Частная автомобильная компания «Пежо»

практически не уступает государственной «Рено». В1994 г. экспорт компании в

натуральном выражении составил 935, 26 тыс. автомобилей, или около 54%

национального экспорта. Экспортные продажи компании в 1995 г. достигли 60,5

млрд. франков.

Электротехническая промышленность.

Крупнейшим продуцентом и экспортером электроники и электротехники во

Франции является «Компани женераль д’электрисите» (с 1981 по 1986 г. –

государственная компания, в 1987 г. – реприватизирована). Экспортные

продажи компании в 1995 г. составили 73,9 млрд. фр., или 58% ее

консолидированных продаж. На предприятиях компании занято около 53% всех

работающих в отрасли.

Химическая промышленность.

В химической промышленности действует значительное количество крупных

предприятий, что связано с необходимостью значительных капиталовложений в

производство. Крупнейшей в отрасли является государственная химическая

компания «Рон-Пулэнк», национализированная в 1981 г. Консолидированные

продажи в 1995 г. составили 56,2 млрд. франков. Среди крупнейших

промышленных компаний Франции занимала 14-е место.

Среди парфюмерно-косметических фирм, которых на французском рынке

действует около 300, абсолютным лидером является компания «Л’Ореаль»,

входящая по величине консолидированных продаж (20,1 млрд. франков в 1995

г.) в число 10 крупнейших химических компаний страны.

Пищевкусовая промышленность.

Пищевкусовая промышленность Франции насчитывает около 3,9 тыс. фирм, из

них 3,5% приходится на долю крупных, а 14,6% - средних предприятий. Большую

роль в этой отрасли играют производственные кооперативы. Крупнейшей

пищевкусовой компанией является БСН, которая по величине консолидированных

продаж в 1995 г. (37,2 млрд. франков) занимала 23-е место в списке ведущих

промышленных компаний Франции. Доля экспорта в консолидированных продажах

составила в 1995 г. 32%.

Крупные торговые фирмы.

Во Франции насчитывается более 506 тыс. торговых фирм, в том числе около

81 тыс. фирм специализируются на оптовой и 425 тыс. – на розничной

торговле. На долю крупных компаний в 1995 г. приходилось 45% торгового

оборота страны. Основной особенностью Франции является преобладание

независимых национальных частных торговых компаний. Среди 20 крупнейших

французских компаний с оборотом более 100 млрд. франков к независимым

относятся 16 фирм, две торговые фирмы входят в промышленно-финансовые

группы, одна фирма – дочерняя крупной американской торговой компании

«Каргил» и одна торгово-сбытовой филиал крупнейшей государственной

сталелитейной компании «Юзинор-Сасилор». На экспортно-импортных операциях

специализируются шесть компаний: КФАО, «Интерагра», «Валор-Асье», СКОА,

«Каргил», «Жан Суффле». Крупнейшей торговой компанией является «Каррефур»

(торговый оборот в 1995 г. – 56,5 млрд. франков). Это единственная

французская компания, входящая в десятку крупнейших торговых фирм страны –

членов ЕС.

Таблица 2.

Крупнейшие торговые компании Франции (1994 г., в млн. франков).

|Название компании |Товарооб|Собствен|Чистая |Число |

| |орот |ный |прибыль |занятых |

| | |капитал | | |

|«Каррефур» |56 503,0|4 617,0 |761,0 |400 |

|«Промод» |34 702,8|1 512,6 |150,2 |309 |

|«Казино» |34 038,8|1 202,6 |351,6 |217 |

|«Систем Ю сантраль |23 000,0|… |… |100 |

|насьональ» | | | | |

|«Док де Франс» |22 248,2|1 040,3 |166,8 |444 |

|«Винипри» |19 656,6|586,4 |112,0 |… |

|«ОКП» |17 130,9|771,4 |86,7 |52 |

|Группа «Прэнтан-Призюник» |15 653,0|2 090,6 |172,2 |355 |

|КФАО |15 028,6|3 564,3 |307,2 |390 |

|«Галери Лафайет» |14 174,9|926,4 |29,5 |17 423 |

3.7.3. Правовые формы бизнеса в стране.

Коммерческие предприятия могут быть образованы в форме единоличного

предприятия, полного товарищества, акционерно-коммандитного или

коммандитного товарищества, общества с ограниченной ответственностью и

акционерного общества.

Единоличное предприятие.

Единоличное предприятие является собственностью одного лица или

семейства, которое несет ответственность по его обязательствам всем

капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела предприятия ведут его

собственник или специально уполномоченные на это служащие с широким объемом

прав, но подконтрольные собственнику предприятия.

Полное товарищество.

Полное товарищество признается во Франции юридическим лицом. Это

объединение двух или более лиц, в том числе юридических, с целью

совместного осуществления предпринимательской деятельности под общим

фирменным наименованием. Минимальный размер капитала товарищества не

устанавливается. По обязательствам товарищества его члены несут солидарную

ответственность всем своим имуществом. На управление делами товарищества и

заключение сделок от его имени уполномочен каждый из его членов.

Законодательство Франции не исключает возможности назначения в качестве

уполномоченного на ведение дел товарищества лица, не являющегося его

членом. Члены товарищества, не участвующие в его управлении, имеют право на

ознакомление с документами дважды в год. Публичной отчетности товарищество

не подлежит. Прекращение товарищества должно быть оформлено в

соответствующих государственных органах. Участники товарищества несут

ответственность по его обязательствам в течение пяти лет после ликвидации.

Коммандитное товарищество.

Коммандитное товарищество признается юридическим лицом. Это объединение

двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности,

в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам

товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие

(коммандитисты или вкладчики) – отвечают только своим капиталом.

Товарищество должно быть зарегистрировано в торговом реестре с последующей

публикацией имен полных товарищей. Полные товарищи имеют право лично

участвовать в делах товарищества и заключать сделки от его имени.

Коммандитисты участвуют в товариществе только своим капиталом, они не имеют

права выступать от имени товарищества даже по доверенности. При нарушении

этого правила они несут такую же ответственность по обязательствам

товарищества, как и полные товарищи.

Акционерно-коммандитное товарищество.

Акционерно-коммандитное товарищество регулируется положениями закона об

акционерных компаниях и товариществах. Для образования товарищества

достаточно одного полного товарища и не менее трех акционеров. Для

товариществ, объявляющих публичную подписку, минимальный размер уставного

капитала должен составить 1500 тыс. фр., а для не объявляющих – 250 тыс.

фр. Товарищество подлежит публичной отчетности.

Общество с ограниченной ответственностью.

ООО во Франции регулируется специальным разделом закона о торговых

товариществах 1966 г. Закон не устанавливает минимального числа учредителей

общества, но, поскольку оно представляет собой объединение

предпринимателей, их число должно быть не менее двух. Максимальное число

его членов не должно превышать 50, а в случае превышения установленного

предела оно должно быть в течение двух лет преобразовано в акционерное

общество. В качестве члена общества с ограниченной ответственностью может

выступать и юридическое лицо. Минимальный размер паевого капитала общества

должен быть не менее 50 тыс. фр. Капитал делится на паи, которые по

законодательству Франции должны быть равными. Все доли участия должны быть

полностью оплачены при организации общества. Если уставный капитал

превышает 300 тыс. фр., то отчетность такого общества подвергается проверке

со стороны ревизоров. Если же итог баланса общества превышает 10 млн. фр.,

то его отчетность подлежит опубликованию. Публичная отчетность

предписывается также обществам, являющимся дочерними фирмами акционерных

компаний, если последние контролируют более 50% их капитала. Члены общества

несут ответственность по его обязательствам только в пределах пая, а для

уступки его не членам общества необходимо письменное свидетельство, а также

согласие всех членов общества.

Общество с ограниченной ответственностью подлежит регистрации в торговом

реестре. Управление обществом с ограниченной ответственностью

осуществляется одним или несколькими распорядителями, которые могут и не

быть членами общества. Если общество состоит более чем из 20 членов, то

создается специальный наблюдательный совет в количестве не менее трех его

членов для контроля за действиями распорядителей. Наиболее важные вопросы

решаются общим собранием членов общества, созываемым не реже одного раза в

год. Решения на нем принимаются большинством голосов. Законом не

установлено четкое разграничение функций между распорядителями и общим

собранием.

Общество с ограниченной ответственностью ликвидируется (кроме случаев

банкротства) по следующим причинам:

. число его членов превысило установленный законом предел;

. капитал общества сократился до суммы менее 50 тыс. фр.;

. по решению большинства его членов (владеющих ѕ и более всего уставного

капитала).

Акционерное общество.

В соответствии с законом о коммерческих предприятиях 1966 г. число

учредителей, а в последующем и число акционеров общества не должно быть

менее семи. Французское право не допускает существования акционерного

общества, в котором все акции принадлежат одному лицу. В качестве акционера

может выступать и юридическое лицо. Для обществ, объявляющих публичную

подписку на акции, минимальный размер уставного капитала должен быть не

менее 1500 тыс. фр., а для не объявляющих подписку – 250 тыс. фр. Последнее

называется закрытым акционерным обществом. Акционерное общество несет

имущественную ответственность по своим обязательствам в пределах

принадлежащих ему активов. Органом управления делами акционерного общества

является административный совет, число членов которого составляет от 3 до

12. Во главе совета стоит президент, у которого может быть заместитель,

называемый генеральным директором. Каждый член административного совета

должен быть держателем акций, число которых определяется уставом. Члены

совета ведут дела общества и заключают сделки от его имени.

Общее собрание акционеров созывается решением административного совета.

Оно также может быть созвано по инициативе комиссаров (ревизоров) или по

требованию акционеров, владеющих акциями, представляющими не менее 1/10

уставного капитала общества. Собрание акционеров считается правомочным,

если на нем представлено 25% выпущенных акций с правом голоса, при втором

созыве – независимо от количества участвующих акций. Для представления

интересов держателей облигаций может созываться их собрание. Акционерное

общество подлежит публичной отчетности. Из финансовой отчетности

обязательной публикации по установленной схеме подлежат: баланс, счет

прибылей и убытков, счет результатов. Холдинговые компании обязаны сообщать

сведения о доле участия в капитале дочерних и ассоциированных фирм.

Культура

Франция – страна с богатейшими культурными наследием. Произведения

литературы, живописи, архитектуры, музыки, кино и театра известны во всем

мире.

Зарождение французской литературы относится к 8-9 векам. Ее развитие

определялось такими именами, как: Фр. Рабле, В. Гюго, А. Дюма, Бальзак, А.

Франс, Ги де Мопассан.

Франция богата образцами архитектуры различных стилей. Наиболее известен

готический стиль, родиной которого она является. Готические соборы,

стоившиеся поколениями мастеров, отмечают сложный динамический ритм,

устремленность ввысь, богатая обработка камня (европейские страны, в

отличие от России, скудны лесом, поэтому издавна там научились обрабатывать

мастерски скальные породы). Одним из знаменитых образцов является собор

Нотр-Дам в Париже.

В годы оккупации Франции немецкими фашистами музыкальная жизнь была

подавлена. В тяжелейших условиях оккупации передовые французские

композиторы продолжали творческую деятельность, создавая произведения,

выражавшую веру в победу демократии и свободы.

Живопись представлена разнообразными стилями и направлениями. От

галантной, салонной живописи рококо к романтической школе, включая

представителей барбузонской школы. Наиболее известно творчество

импрессионистов Э. Мане и О. Ренуара.

Французское музыкальное искусство начинается с традиционной французской

песни. Далее развивается светский вокальный жанр – шансон, а также

танцевальные и музыкально-драматические жанры. В XIX веке Париж –

признанный центр мировой музыкальной культуры. Наряду с французскими

композиторами, такими как А. Адан, Ж. Бизе, К. Дебюси, Равель, Берлиоз,

Гуно, в Париже плодовито работали композиторы других стран.

Один из богатейших музеев мира – знаменитый Лувр – обладает большой

коллекцией произведений искусства. Известен также музей современного

искусства имени И.С. Помпиду.

Также заслужила внимания и национальная французская кухня, по праву

считающаяся одной из лучших в мире.

Культурная жизнь Парижа и других больших городов Франции чрезвычайно

интересна, потому Франция – крупнейший культурный центр мира.

1 Достопримечательности Франции.

Франция – страна с богатой историей, обширным культурным наследием,

самобытными традициями. Много хорошо сохранившихся средневековых замков,

соборов, городских построек. Каждая историческая область имеет свои

особенности, свои памятники истории и архитектуры, отличается природным

своеобразием. Даже длительное пребывание в стране не всегда позволяет

полностью ознакомится со всеми ее достопримечательностями.

Париж – крупнейший исторический и культурный центр не только Франции, но

и всей Западной Европы. В городе и его ближайших окрестностях сохранилось

значительное число памятников истории и архитектуры. Город постоянно

пополняется и новыми достопримечательностями. В Париже много музеев, в

которых представлены шедевры как французской, так и мировой живописи и

скульптуры. Наконец, сам центр города, его здания являются памятниками

истории.

Невозможно даже просто перечислить все достопримечательности французской

столицы – так их много. Если остановится на наиболее популярных, известных

среди туристов то можно отметить следующие архитектурные сооружения[3]:

Триумфальная арка на площади звезды (Шарля де Голля), Эйфелева башня, Лувр,

собор Парижской богоматери, собор "Сакрэ Кёр" на Монмантере, здание

Парижской оперье, Консьержи (часть разрушенного дворца, превращенная в

середине века в тюрьму), Военная школа, "Пале Руайаль", архитектурный

комплекс "Инвалидье", Пантеон, церковь Мадлен, новый район современных

архитектурных форм Деданс, здание новой оперы; а также музеи: Лувр, центр

Бобур, Музей современного искусства, Военный музей, Музей Родена. В

окрестностях Парижа расположены бывшие дворцы королей Франции, замки,

парковые ансамбли, соборы. Наиболее известными из них являются Версаль,

Фонтебло, один из первых католических соборов Сан-Дени.

Большой познавательный интерес представляет и посещение наиболее

исторически известных районов города – остров Ситэ, где расположен собор

Парижской богоматери, Латинский квартал, где находится один из старейших

университетов – Сорбанна, Марсовое поле, на котором расположена Эйфелева

башня, Елисейские поля и площадь Согласия, Большие бульвары, набережные

Сены..

2 Грандиозные постройки во Франции второй половины XX века.

В декабре 1969 г. президент Франции Жорж Помпиду принял решение о

создания музея, посвященного современному искусству, желая, чтобы он был

доступен как можно большему числу людей. В 1971 г. проект центра был

утвержден. В результате возникла оригинальная конструкция, где внутреннее

пространство очень изменчиво, а вся техническая часть вынесена наружу в

"трубах". Внутри этого металлического сооружения хранится коллекция Музея

современных искусства, расположилась библиотека, многочисленные залы для

представлений и конференций и центр промышленного творчества. Национальный

центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду – обязательная

достопримечательность на туристических маршрутах. Ежегодно его посещают 8

млн. человек.

В мае 1994 г. железнодорожный туннель под Ла-Маншем стоимостью,

превышающей сумму 15 миллиардов долларов, был официально открыт. Туннель

под Ла-Маншем, соединяющий Францию и Англию, был закончен на полтора года

позже запланированного графика[4] и почти в два раза превысил свою

первоначальную смету. Пассажирское сообщение было открыто в ноябре 1994 г.

3 Литература XX века.

Начало XX века – творчество Марселя Пруста, создание знаменитой эпопеи "В

поисках утраченного времени", в своем роде уникальной в истории мировой

культуры. Два основных течения модернистской литературы, которые остались и

во второй половине XX века: дадаизм и сюрреализм.

Сюрреализм основной литературы считал "автоматическо письмо" – скоростную

запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во

всех их причудливой неожиданности. П. Валери – один из интереснейших поэтов

и мыслителей, проделал эволюцию от символизма к "интеллектуализму".

В годы Второй мировой войны возникает "литература сопротивления". Сент-

Экзепюри – создатель философско-лирической прозы ("Планета людей", "Военный

летчик", "Маленький принц"). Экзистенциализм – еще одно влиятельное

философское и литературное течение, акцентировавшее внимание на трагичности

человеческого существования, на "неукорезности" человека, не его свободе и

ответственности за свои поступки (Ж.П. Сартр, А. Камю). Театр абсурда также

развивал некоторые моменты экзистенциалистской философии (Ионеско, Беккет,

Роб-Гийе).

Сложившиеся во Франции традиции гражданственности литературы, прямого

участия в политической борьбе оказали влияние на литературы многих стран.

Многообразны и чрезвычайно интересны взаимодействия французской литературы

и русской. Огромное воздействие на французов имели наши писатели, такие

как: Тургенев, Толстой, Достоевский (в особенности важен для литературы XX

века).

4 Символ Парижа.

О столице Франции часто говорят: "Париж – город-светоч, Париж –

прекраснейший город мира…". Архитектурным символом Парижа, безусловно,

является Эйфелева башня. В 1884 г., при Третьей республике, французское

правительство решило организовать Всемирную выставку и для этого

воздвигнуть невиданный доселе монумент. Государственный конкурс выиграл в

1886 г. Гюстав Эйфель[5]. Строительство металлической башни высотой 300

метров началось 26 января 1887 г., несмотря на протесты многочисленных

знаменитостей, среди которых были Ги де Мопассан, Шарль Гуно.

На строительстве были заняты сотни рабочих, для создания 12 тысяч деталей

башни потребовалось более 700 чертежей. Чтобы соединить детали,

потребовалось два с половиной миллиона заклепок, и строение росло со

скоростью примерно 15 метров в месяц.

Открытие состоялось 30 марта 1889 г. Выстроенная башня оказалась

сенсационно легкой: несмотря на вес в 10 тысяч тонн, она давит на землю так

же, как сидящий на стуле человек (4 кг/см2). Тем не менее, чтобы подняться

на первый этаж – на высоту 57 метров – требуется пройти 360 ступеней, затем

еще 380, чтобы достичь второго этажа – т. е. 150 метров – и, наконец, 1062

ступени до третьего этажа, расположенного на высоте 300 метров. Эйфелева

башня была оборудована лифтами, механизм которых действует и по сей день.

Эйфелеву башню, которую возвели специально для Всемирной выставки, должны

были снести в 1909 г., по окончанию концессии, полученной Эйфелем. Ее

спасли радиотелеграфия и использование в военных целях: перехват

зашифрованных сообщений в ходе Первой мировой войны[6]. Башня продолжила

свою карьеру в эфире, а в 1954 г. на ней установили телевизионные

передатчики, в связи с чем она выросла до 320,75 метров.

При том, что "Париж – всегда Париж" столица сумела окружить себя в ходе

веков грандиозными пригородами, где короли и великие мира сего находили

очарование и отдых вдали от шума большого города.

Современная Франция

1 Национальные проблемы и отношение к иммиграции.

Иммиграция и отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во

Франции в 1990-ых годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных

инцидентов в бедный общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно

чернокожим и арабам с севера Африки. В сентябре 1994 г. как часть

подавления мусульманского фундаментализма правительство выпустило

предписания, направленные на ограничение ношения религиозных символов в

школах. Много мусульманских школьниц было выгнаны из школ, когда

отказывались снять свои паранджи, вызывая массовые протесты. В 1993 г. были

приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 г. Франция приступила

к высылке из страны незаконных иммигрантов. В марте 1997 г. Французское

Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на борьбу с

незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил уже

принятый в 1993 г. закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные

протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и

Марсель. Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект,

французское правительство пошло на поводу у крайне правой Национальной

Партии Фронта, сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя

предвыборную кампанию на платформе антииммиграции.

В мае 1995 г. прежний премьер-министр Жак Ширак выиграл президентские

выборы, набрав 52,6% голосов и занял место Миттерана, не выставившего свою

кандидатуру на переизбрание. Ширак назначил премьер-министром Алана Жюпэ.

Новое правительство консерваторов, которое провело кампанию на платформе

сокращения высокого уровня безработицы во Франции, получило поддержку

значительного большинства в обеих палатах Парламента. Миттеран, наиболее

долго исполнявший обязанности президента Франции в XX-ом столетии, умер от

рака 8 января 1996 года. В апреле 1997 г. президент Ширак призвал к

досрочным парламентским выборам в конце следующего месяца. Он преследовал

цель повторного подбора правительства, чтобы протолкнуть буксующие

экономические реформы, необходимые для входа в зону единой европейской

валюты. Предназначенные реформы, как ожидалось, причинят бедствие

французской экономике, и, как следствие, приведут к дальнейшему росту и так

уже ставшей рекордной за последние десятиления безработице в 12,8%.

Экономические неприятности истощили популярность Ширака и Жюпэ среди

большинства французов. Выборы состоялись в двух раундах, 25 мая и 1 июня

соответственно. Социалистическая партия выиграла с подавляющим перевесом,

соединившись с меньшими партиями левого крыла, чтобы нанести поражение

возглавляемому консерваторами правительству. После оглашения результатов

выборов Ширак попросил лидера социалистов Лионеля Жоспэна сформировать

новое правительство, и Жоспэн сменил Жюпэ в качестве премьер-министра.

Жоспэн и ведомые им социалисты провели предвыборную кампанию, построенную

на обещании к партнерам Франции в Европейском Союзе с просьбой об

ослаблении экономических требований для вступления в денежно0кредитный

союз.

2 Терроризм.

В конце 1995 г. Францию захлестнула война терроризма. Ряд

террористических взрывов унес семь человеческих жизней и ранил более 150

граждан. Радикальная Исламская организация – Вооруженная Исламская Группа –

взяла на себя ответственность за большинство взрывов, которые имели место в

Париже и Лионе. Группа стремилась вынудить Францию приостановить помощь

военному режиму в Алжире, прежней французской колонии, охваченной

гражданской войной между правительственными войсками и религиозными

фундаменталистами. Французские должностные лица ввели вследствие

террористических актов военные патрули в главных городах Франции как меру

безопасности. Меры безопасности были в конечном счете смягчены, но были

усилены вновь в декабре 1996 г., когда бомба взорвалась в переполненной

пассажирами пригородной электричке, прибывающей на Парижский вокзал. Четыре

человека были убиты и почти 100 ранено. Никакая группа не взяла на себя

ответственность, но большинство аналитиков склонялось к тому, что взрыв был

работой Вооруженной Исламской Группы.

В октябре 1996 г. в здании муниципалитета города Бордо (210 тыс.) вскоре

после того, как премьер-министр Франции Алан Жюпэ, являющийся еще и мэром

этого города, покинул муниципалитет, в здании прогремел взрыв динамита. К

счастью, в результате террористического акта никто не пострадал. Взрыв был

приписан крылу Корсиканского Национального Фронта Освобождения (FLNC),

группе вне закона, борющейся за независимость управляемого французами

острова. Группа проводила террористические действия в течение двух

последних десятилетий, но большинство этих актов было ограничено Корсикой.

3 Проблемы ядерных испытаний.

Франция – ядерная держава: имеет стратегическое (на подводных лодках) и

тактическое ядерное оружие. Это единственная страна в мире, в которой 73%

электроэнергии производится на атомных электростанциях.

Франция провела ряд подземных ядерных испытаний в южной части Тихого

океана с сентября 1995 г. по январь 1996 г. Испытания были встречены

сильными протестами французов и ожесточенной критикой почти по всему миру.

На острове Таити произошли беспорядки после того, как были проведены

ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской

Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей Европе, и

также много государств, включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и

большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов.

После окончания испытаний Франции в марте 1996 г. подписала Южное

Тихоокеанское Соглашение по безъядерной зоне, запрещающее ядерные

испытания.

4 Социальные проблемы и забастовки.

В ноябре и декабре 1995 г. ряд правительственных мер по реформированию

французской системы социального обеспечения привел к трехнедельной ядерной

забастовке транспортников и других государственных служащих.

Сотни тысяч рабочих, объединенных преподавателями и студентами,

организовали протесты в Париже и других городах Франции, способствуя

массовому бездействию, что стоило Франции более 1,5 миллиарда долларов.

Премьер-министр Жюпэ отступил от многих строгих мер, включая изменения в

расчетах пенсий государственных служащих. В начале 1996 г., однако,

Парламент одобрил конституционные поправки, предоставляющие правительству

власть на бюджетом системы социального обеспечения и системы

здравоохранения, что было призвано обуздать расходы.

В конце осени 1996 г. правительство объявило о планах по глубокому

сокращению бюджета 1997 года. Это явилось очередной попыткой уменьшить

национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 г. единую европейскую

валюту (среди других критериев, соглашение Европейского Союза требует,

чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3% к 1997 г.). Меры, включившие

сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и реорганизацию

национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и рабочие по

всей стране ответили, организуя большие забастовки.

5 Внешняя агрессивная политика Франции.

В середине 90-ых годов критика французской политики в отношении Африки

начала увеличиваться не только за границей, но и "дома". В то время как

Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои

вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для

продвижения "справедливой демократии в регионе", некоторые критики

полагают, что эти отряды являются частью политики правительства,

направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов

в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе,

начиная с 1960 г., когда прежние французские колонии в Африке стали

получать независимость. В ноябре 1996 г. Жак Ширак обязался закончить

односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву,

Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части

африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких

африканских лидеров.

Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997

г., когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в

Центроафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два

французских солдата из военного контингента, размещенного в стране.

Мятежники выступали против правительства Центроафриканской Республики и

президента Анжэ-Феликса Патасса.

6 Здравоохранение.

Французская система страхования здоровья покрывает медицинские и

фармацевтические расходы населения, а также затраты на госпитализацию,

частично, и полностью покрывает расходы на оказание медицинских услуг для

групп населения с низким доходом, безработных, и детей младше десяти лет.

Социальное страхование включает пособия для семей, компенсацию рабочим,

выгоды материнства, пенсии для нетрудоспособных и вышедших на пенсию.

Фактически все французы охвачены системой обязательного социального

страхования.

Использованные источники информации:

1. "Франция". Электронная энциклопедия Microsoft Corparation, 1993-1995 г.

2. Г.М. Ратиани. "Франция, судьба двух республик" – М.: Мысль, 1980 г.

3. В. Анахина-Московченко. "Шарль де Голль" – М.: Книга, 1991 г.

4. В.П. Славенов. "Очерки внешней политики Франции (1961-1986 гг.)" – М.:

Международные отношения, 1986 г.

5. И.В. Григорьева, Ю.В. Рогилев, В.П. Смирнов и др, под редакцией Е.Ф.

Языкова. "История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945–1990

гг." – М.: Высшая школа, 1993 г.

6. Большая советская энциклопедия (28 том)

7. Отв. ред. В.Ю. Пресняков, Н.Е. Шулюкин. "Франция (Наши деловые

партнеры)" – М.: Международные отношения, 1990 г.

Хочу сказать "большое спасибо":

– учителям Абрамову Александру Николаевичу и Рубинштейн Галине

Борисовне за предоставленный материал;

– библиотеку гимназии №5, и лично Людмилу Федоровну за чуткую

отзывчивость к ученикам.

-----------------------

[1] На их месте образовались самостоятельные государства Камерун, Того,

Чад, Убанги-Шари (ныне Центральноафриканская Республика), Конго, Габон,

Дагомея (ныне Бенин), Нигер, Берег Слоновой Кости (ныне Кот д'Иву-ар),

Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Малагасийская Республика (на острове

Мадагаскар), Судан (ныне Мали), Сенегал, Мавритания.

[2] «Третий план» – 1958–1961 гг., «Четвертый план» – 1962–1965 гг., «Пятый

план» – 1965–1969 гг.

[3] Как правило, в программу туристов входят показ культурных ценностей

страны, отличающихся самобытным исполнением, для того, чтобы люди увидели

разницу культуры своей страны с культурой посещаемой страны, – Прим. авт.

[4] См. выше "Социальные проблемы и забастовки". – Прим. авт.

[5] Гюстав Эйфель до этого момента был известным инженером-конструктором,

возводил мосты, сумевший гармонично соединить в единое целое прочность

металла и легкость строения. Именно поэтому ему и доверили будущую башню. –

Прим. авт.

[6] С той же целью ее использовали фашисты, только теперь уже во Второй

мировой войне. – Прим. авт.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.