РУБРИКИ

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций.

В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л. И.

Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной

напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным

контролем. Правительство Франции поддержало выдвинутую социалистическими

странами идею общеевропейского совещания по вопросам безопасности и

сотрудничества.

Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции

с Соединенными Штатами Америки. Во многих областях возобновилось прерванное

при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное

сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов»,

отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.

Французское правительство вновь высказалось за вывод американских войск

из Индокитая и осудило налеты американской авиации на территорию

Демократической Республики Вьетнам. Французская дипломатия способствовала

успеху переговоров между США и Вьетнамом, которые происходили в Париже и в

январе 1973 г. завершились соглашением о прекращении войны и восстановлении

мира во Вьетнаме.

В области европейской политики правительство Помпиду, идя навстречу

«европеистам», сняло выдвинутые де Голлем возражения против вступления

Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции состоялся специальный референдум

по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило предложение

правительства согласиться с вступлением Англии и связанных с нею стран в

«Общий рынок».

Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию французского

ядерного оружия. В начале 70-х годов Франция уже располагала всеми

основными видами ядерного оружия: баллистическими ракетами, ракетными

кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские

ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко

уступали силам США и СССР.

2.5.1. Сближение левых сил.

В 70-е годы значительно активизировалась деятельность левых сил.

Состоявшийся в 1970 г. XIX съезд ФКП призвал к созданию

антимонополистического фронта левых сил для борьбы за передовую демократию,

открывающую путь к социализму. Коммунисты считали, что для установления

передовой демократии необходимо создать демократическое правительство,

которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной и

политической жизни, включая национализацию банков и основных отраслей

промышленности, будет проводить политику мира, национальной независимости и

дружбы между народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам,

в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбы

против режима личной власти, за интересы трудящихся.

Социалистическая партия переживала в это время серьезный внутренний

кризис, вызванный событиями мая – июня 1968 г. и сокрушительным поражением

кандидата социалистов на президентских выборах 1969 г. Генеральный

секретарь партии Ги Молле вынужден был уйти в отставку. Чрезвычайный съезд

Социалистической партии, состоявшийся в 1968 г., а затем ее учредительный

съезд в 1969 г. принял решение обновить партию путем ее слияния с другими

близкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и сменить

руководство. Учредительный съезд новой Социалистической партии (ФСП)

заявил, что партия возьмет курс на единство левых сил и будет

воздерживаться «от союзов с политическими силами, представляющими

капитализм».

На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран Франсуа Миттеран,

ранее принадлежавший к одной из близких к радикалам групп. Возглавив

Социалистическую партию, Миттеран высказался за «разрыв с капитализмом» и

за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что без помощи

коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах и прийти

к власти. Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбы увеличить

влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывал осуществить

«перебалансировку» левых сил в пользу Социалистической партии так, чтобы 3

млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших за коммунистов, перешли на

сторону социалистов.

Считая необходимым объединение всех левых сил, компартия пошла на

соглашение с социалистами. 27 июня 1972 г. в преддверии очередных

парламентских выборов. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали

совместную правительственную программу. Вскоре к ней присоединилась

небольшая группа левых радикалов. В совместной программе говорилось, что

подписавшие ее партии стремятся одержать победу на выборах, чтобы «положить

конец несправедливостям и несообразностям существующего режима» и «открыть

путь к социализму». Программа обещала, что в случае победы левых партий на

выборах будет проведено повышение заработной платы, пособий и пенсий, а

также увеличение оплачиваемых отпусков. Она предусматривала демократизацию

государственных учреждений, проведение политики мирного сосуществования,

всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия. Программа предлагала

национализировать частные банки и 9 крупнейших финансово-экономических

групп, повысить налоги на прибыли и крупные состояния при одновременном

уменьшении налогового бремени для трудящихся.

На парламентских выборах 1973 г. коммунисты, социалисты и левые радикалы

впервые выступали согласованно на основе совместной программы. Они собрали

45% голосов избирателей, добившись наилучшего результата за всю

предшествующую историю Пятой республики, но при этом социалисты увеличивали

число своих избирателей быстрее, чем коммунисты Впервые за послевоенный

период они почти догнали коммунистов по количеству голосов избирателей

(ФКП–21,3%, ФСП–20,4% голосов)

6 Выборы 1974 г. Правительство Жискар д'Эстена.

В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался. В мае состоялись

внеочередные выборы президента республики В качестве единого кандидата всех

левых сил выступал Ф Миттеран. Главными кандидатами правых партий были

бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Ж. Шабан-

Дельмас и лидер «независимых республиканцев» В Жискар д'Эстен. В первом

туре выборов Жискар д'Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре

ненамного опередил Миттерана. Собрав 50,8% голосов избирателей, он был

избран президентом Франции. Деголлевцы утратили этот важнейший

государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они

вошли в состав правительственной коалиции, и один из их молодых лидеров –

Жак Ширак – занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства

оказались в руках «независимых республиканцев».

Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что

Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены

при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества»

В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о

дальнейшей «либерализации» экономики, т. е. сокращении сферы

государственного планирования Одновременно оно провело ряд реформ, которых

давно требовали трудящиеся. Были повышены заработная плата, пенсии и

семейные пособия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет Идя

навстречу общественному мнению, правительство облегчило процедуру разводов,

уравняло в правах «законных» и «незаконных» детей, приняло закон,

разрешающий добровольное прерывание беременности

Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д'Эстена

было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами

Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему отказываясь

вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять экономические,

политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение

иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных

инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений.

Транснациональные корпорации с преобладанием американского капитала

внедрялись в важнейшие отрасли французской промышленности – информатику,

энергетику, автомобилестроение. Французские войска начали принимать участие

в маневрах НАТО Присоединившись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний

ядерного оружия в трех средах, Франция продолжала его подземные испытания

на островах Тихого океана

Вопреки прежней линии президента де Голля, правительство Жискар д'Эстена

высказалось за расширение полномочий «наднациональных» органов «Общего

рынка», предложило ввести единый европейский паспорт, согласилось избирать

депутатов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием. Франция

вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную

единицу (экю). Доля стран «Общего рынка» в ее внешней торговле возросла с

27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г.

Вместе с тем правительство Жискар д'Эстена стремилось сохранить хорошие

отношения с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д'Эстена с

советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии

дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о

сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других

совместных документов.

Летом 1975 г. Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный

акт. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое

состоялось в Хельсинки и предусматривало дальнейшую разрядку международной

напряженности.

2.6.1. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны,

вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем

промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался

только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко

снизились. Если в 1950–1973 гг. они составляли в среднем почти 6% в год, то

в 1973–1980 гг. не превышали 1,4%. Напротив, цены в отличие от предыдущих

кризисов продолжали быстро расти, увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во

Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление –

«стагфляция», т. е. сочетание стагнации экономики с инфляцией.

Со второй половины 70-х годов стало очевидным отставание некоторых

отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Особенно

тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной и

автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была

закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного

развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту

безработицы. Если в 50–60-е годы число полностью безработных во Франции не

превышало 200 тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн., а в 1980 г. – 2

млн. человек.

Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный уровень

трудящихся. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и

случайные заработки. В тяжелом положении оказались лица, получавшие

минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более

возросло. 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального

богатства, а 10% наиболее бедных – 0,5%.

В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали,

что в массовой безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли

8% населения и 20% наемной рабочей силы. Появилась новая, крайне правая

расистская организация, главой которой стал бывший пужадист и

ультраколониалист, миллионер Ж.-М. Ле Пен. Присвоив себе наименование

Национального фронта, она требовала выслать из Франции всех иммигрантов,

разжигала ненависть к ним, устраивала нападения на негров и арабов.

В обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризации»

партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали.

На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г., выборах

в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали

совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий

постепенно росло, но влияние социалистов увеличивалось быстрее, чем влияние

коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г. Социалистическая

партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря

подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах

требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди

рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних

слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к

коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом,

союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для

социалистов, чем для коммунистов.

Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, XXII съезд ФКП,

состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость мирного пути построения

демократического «социализма по-французски». Съезд постановил отказаться от

термина «диктатура пролетариата» и заменить его формулировкой «власть

рабочего класса и других категорий трудящихся». Съезд призвал не

ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы

широкий «союз французского народа», необходимый для победы на выборах,

формирования левого правительства и осуществления демократических перемен.

В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу,

дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно

расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство

Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложения

коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать.

Значительные изменения происходили и в лагере правых. Партия ЮДР,

утратившая пост президента республики и прежнее влияние в правительстве,

переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность

упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось

почти вдвое. Напротив, возглавляемая Жискар д'Эстеном партия «независимых

республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с

группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в

правительстве.

Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж.

Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии, В

августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к

Жискару д'Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р.

Барр.

В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение ввиду

предстоявших в 1978 г. очередных парламентских выборов создать на основе

ЮДР новую партию, принявшую название «Объединение в поддержку республики»

(ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о намерении

хранить «основные ценности голлизма», повысить темпы экономического

развития, бороться с безработицей, а главное – не допустить победы левых

сил на выборах 1978 г.

Продолжили свою перегруппировку и «независимые республиканцы». В 1977 г.

они переименовали себя в Республиканскую партию, а в марте 1978 г.

объединились с остатками бывшей правой оппозиции в Союз за французскую

демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар д'Эстен. Таким образом,

на парламентских выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии –

две правые и две левые.

В первом туре голосования левые партии, выступавшие на этот раз

раздельно, впервые в истории Пятой республики собрали в общей сложности

48,4% голосов – больше, чем правые, причем социалисты вновь опередили

коммунистов. Однако благодаря расколу левых сил и выгодной для правых

мажоритарной системе голосования правые партии, получившие в совокупности

46,5% голосов, завоевали абсолютное большинство мест в парламенте. Больше

всего избирателей голосовало за социалистов и партию ОПР (по 22,6%),

немногим меньше–за СФД (21,5%). Компартия увеличила число своих избирателей

на 800 тыс. человек, но собрала только 20,6% голосов и оказалась на

четвертом месте.

7 Правительство левых сил.

В связи с истечением полномочий В. Жискар д'Эстена в мае 1981 г. во

Франции состоялись очередные выборы президента республики. Основными

кандидатами правых партий являлись бывший президент В. Жискар д'Эстен и

основатель ОПР Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим

кандидатом Ф. Миттерана, Коммунистическая партия – генерального секретаря

ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного

большинства голосов. Согласно закону, во втором туре выборов могли

участвовать только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в

первом туре:

Жискар д'Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы кандидата правых,

коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981

г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Миттеран был избран

президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял

социалист.

Поскольку большинство мест в Национальном собрании прежнего состава

принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые

выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии

заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу

того из левых кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом

туре. ОПР и СФД подписали аналогичное соглашение.

Выборы состоялись в июне 1981 г. и принесли огромный успех

Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество

голосов избирателей–37,5%. Благодаря мажоритарной системе голосования,

которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось

достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное

большинство в Национальном собрании

Успех социалистов объяснялся прежде всего стремлением к переменам,

охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших

провести в жизнь совместную программу, они связывали надежды выйти из

кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить

условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей-

коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем

компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть

избирателей правых партий, разочаровавшихся в политике своего руководства.

Поскольку в большинстве избирательных округов социалисты в первом туре

выборов опережали коммунистов, им было выгодно соглашение о взаимном снятии

кандидатов левых партий во втором туре.

Компартия понесла серьезные потери. Она потеряла более 1,8 млн.

избирателей по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1978 г. и

собрала лишь 16% голосов.

Сокращение влияния ФКП объяснялось рядом причин. Длительное участие

коммунистов в совместной деятельности с социалистами на основе общей

программы привело к тому, что в представлении части избирателей стала

стираться принципиальная разница между Коммунистической и Социалистической

партиями. Чтобы добиться победы над правыми, они голосовали за кандидатов

Социалистической партии, которые, по их мнению, имели больше шансов быть

избранными, чем коммунисты. Существенное влияние на исход выборов оказали

изменения в структуре рабочего класса и всего населения Франции. К этому

времени стало явственно ощутимым падение удельного веса тех слоев рабочего

класса, где коммунисты традиционно имели большое влияние (железнодорожники,

шахтеры, металлисты, автомобилестроители и др.), и увеличение таких

категорий трудящихся (рабочие новых отраслей промышленности, средние слои

населения), которые отдавали предпочтение социалистам. Часть избирателей-

коммунистов была недовольна сотрудничеством ФКП с Социалистической партией,

которая оставалась на позициях социал-реформизма, другая же часть,

напротив, не одобряла «актуализацию» совместной программы, полагая, что это

мешает единству левых сил. Наконец, крайне неблагоприятное влияние на

положение французской компартии оказывали все более нараставшие кризисные

явления в жизни социалистических стран и жесткий внешнеполитический курс

тогдашнего руководства Советского Союза, в особенности ввод советских войск

в Афганистан, вызвавший протесты в различных слоях французского общества.

После выборов Миттеран сформировал правительство, в котором основные

посты заняли социалисты и левые радикалы. Он предложил коммунистам войти в

правительство, и компартия приняла это предложение. Коммунисты возглавили 4

министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения,

профессионального образования, общественных служб и административных

реформ. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П.

Моруа.

В течение 1981–1982 гг. правительство левых сил с участием коммунистов

осуществило ряд мер, предусмотренных совместной программой. Оно

национализировало все крупные частные банки и 9 крупнейших

монополистических групп. Вместе с ранее национализированными банками и

предприятиями государственный сектор охватил 95% кредита, 32% промышленной

продукции, 24% рабочих и служащих. Под контроль государства перешло 84%

авиационной промышленности, 80% производства стали, 50% производства

химической промышленности. Владельцы национализированных предприятий

получили выкуп, соответствующий максимальной рыночной стоимости акций

Национализированные предприятия продолжали действовать в соответствии с

законами капиталистического рынка.

Правительство левых сил провело демократическую налоговую реформу Оно

отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог

на крупные состояния (свыше 3 млн. франков). Неоднократно повышались

минимум заработной платы и семейные пособия. Пенсионный возраст был снижен

с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин), размеры пенсий увеличены.

Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель,

продолжительность рабочей недели сокращена с 40 до 39 часов. Расширились

права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную

деятельность. Правительство увеличило полномочия местных органов власти,

отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана – Моруа

провозглашала необходимость преемственности внешней политики Франции,

обещала проводить курс на разрядку международной напряженности и

установление дружественных отношений со всеми странами, включая Советский

Союз. Вместе с тем правительство особо подчеркивало приверженность Франции

Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных

сил

Первые мероприятия правительства левых сил встретили одобрение

трудящихся, но вызвали упорное сопротивление буржуазии, организовавшей

«бегство капиталов» за границу Только в 1981 г. из Франции было вывезено 77

млрд. франков В 1982 г. около 500 млрд. франков (примерно 10% национального

достояния) оказалось в швейцарских банках

Застой в экономике продолжался 45% предприятий объявили себя дефицитными

Цены росли, сводя на нет увеличение заработной платы, пособий и пенсий. За

три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены

выросли почти на 35%, а промышленное и сельскохозяйственное производство

увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился, но не

прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк

девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось от

проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии.

Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары

массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.

Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с

капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к

новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

В области внешней политики правительство Миттерана – Моруа продолжало

линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы,

особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах

НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции

с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки

обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы,

продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие.

В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР

и США в первой половине 80-х годов ухудшились и франко-советские отношения

Экономические и культурные связи Франции и СССР сократились, хотя и не

прерывались.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких народных масс,

ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики

ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в

июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только

социалисты и левые радикалы.

8 Выборы 1986 г. Победа правых партий.

В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы.

Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия

потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая партия – 6%. Впервые за

весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа

голосовавших.

Неудачи правительства левых сил зачастую воспринимались массами как

свидетельство невозможности глубоких общественных преобразований. Они

вызвали настроения разочарования и пессимизма, «сдвиг вправо» в

общественном сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени

курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах

союза левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он

породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал

ослаблению компартии.

Правые партии собрали в общей сложности 56% голосов, причем за крайне

правую расистскую группировку. Национального фронта голосовало более 9%

избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию.

В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии –

ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак

Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация:

левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством

в парламенте.

Одним из первый мероприятий правительства Ширака была частичная

денационализация промышленности и банков. Правительство предложило в

течение 5 лет продать в частную собственность 42 банка, 3 страховые

компании и 9 крупных промышленных предприятий, национализированных

правительством левых сил, а также правительствами Четвертой республики. В

1986–1987 гг. было распродано около десятка государственных предприятий, в

том числе банки, некоторые промышленные предприятия и оружейные заводы. По

настоянию президента Миттерана дальнейшая распродажа была приостановлена.

Во Франции сохранился крупный государственный сектор экономики и продолжала

действовать система государственного индикативного планирования.

Правительство правых отменило налог на крупные состояния, ликвидировало

государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала,

сократило расходы на социальное страхование. Покупательная способность

населения уменьшилась, безработица вновь возросла.

Внешнеполитический курс правительства Ширака был направлен на продолжение

сотрудничества с США и странами Западной Европы. Правительство считало

одной из своих главных целей завершение интеграции стран «Общего рынка» к

1992 г. Оно увеличивало военные расходы, участвовало в гонке вооружений.

В новых условиях, созданных победой правых, левые силы продолжали борьбу

в защиту демократических свобод и экономических интересов трудящихся.

9 Выборы 1988 г. и политика правительства социалистов.

Весной 1988 г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции

состоялись новые президентские выборы. Все главные партии выдвинули своих

кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран,

Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани. От партии ОПР

баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр,

занимавший пост премьер-министра в 1976– 1981 гг.

В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и

Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное

поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7%

голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.-М. Ле Пена

впервые высказалось более 14% избирателей – в два раза больше, чем за

кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты

призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В

результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом Франции.

Как и в 1981 г., президент Миттеран распустил парламент, в котором

преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись

летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая

почти 35% голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои

результаты: за нее проголосовало 11,3% избирателей – на 710 тыс. больше,

чем на президентских выборах 1988 г. Правые партии – ОПР и СФД – потеряли

часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7% голосов (вместо 43% в

1986 г.). Много голосов потерял Национальный фронт, за который на этот раз

проголосовало менее 10% избирателей.

Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей

продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран,

в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать

равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических

свобод и социальных завоеваний трудящихся.

Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из

руководителей Социалистической партии М. Рокара. Все основные

правительственные посты заняли социалисты, но в правительство вошло и

несколько представителей буржуазных «центристских» групп.

Правительство Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно

отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных

предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был

восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались

для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию.

Одновременно правительство сократило налоги на прибыль.

Главной задачей внешней политики правительство Рокара, как и

предшествующее правительство правых, провозгласило завершение «интеграции

Европы» в рамках «Общего рынка». Оно подтвердило свою приверженность

Североатлантическому пакту и дружественным отношениям с США. Улучшились

отношения между Францией и СССР. В результате взаимных визитов руководители

СССР и Франции договорились о проведении регулярных советско-французских

встреч на высшем уровне и подписали более 20 совместных соглашений.

В октябре 1990 г., во время очередного визита президента М. С. Горбачева

во Францию, был подписан «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и

СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные

государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и

сотрудничестве».

Основные направления политики социалистов продолжали осуществляться и

после того, как в мае 1991 г. пост премьер-министра Франции заняла Эдит

Крессон.

10 После 1991 г.

Как уже было сказано, в мае 1991 г., когда Рокар ушел а отставку,

Миттеран назначил на его пост социалистку Эдит Крессон, ставшую первой

женщиной-премьером Франции. Крессон откровенно спорная политическая фигура

вскоре была заменена Пьером Береговым в апреле 1992 г. после поражения

социалистов в региональных выборах. В парламентских выборах следующего года

социалистическая партия уступила большинство в Новом Собрании партии

консерваторов. Союз во имя Республики, коалиция RPR Ширака, Союз во имя

Французской Демократии (во главе с прежним президентом Жискаром) и

несколько небольших консервативных партий выиграла 484 места в Парламенте,

социалистам же досталось лишь 54 места. По результатам выборов президент

Миттеран назначил премьер-министром Эдуарда Балладура, члена RPR.

В мае 1993 г. ревизия, уполномоченная новым правительством Балладура,

показала, что прежний премьер-министр Береговой неумело справлялся с

экономикой, или намерено вводил в заблуждение французов относительно

экономической ситуации в стране, которая фактически находилась в

затруднительном положении. Это вызвало большие опасения, ведь выявленный

реальный дефицит бюджета оказался намного выше, чем многие думали ранее.

Сложившаяся ситуация могла подвергнуть большой опасности планы страны по

вступлению в Европейское Экономическое Сообщество (теперь в Европейский

Союз, или EU). Ранее избиратели уже одобрили соглашение, усиливающее

политическую и денежно-кредитную интеграцию в пределах Европейского

Экономического Сообщества. Не дожидаясь публичного объявления результатов

проведенной ревизии, Береговой совершил самоубийство.

Балладур и его коалиционное правительство были переизбраны в марте 1993

г., собрав 45% голосов избирателей, когда как Социалистическая партия и ее

союзники набрали лишь 29%.

Экономика

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счет

государственного влияния, что является довольно характерным для развитых

стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование

которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены

некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые

особенности ее развития.

Франция производит электронику, самолеты большинства типов, суда,

электрическое оборудование, химическую продукцию и многое другое. Валовой

национальный продукт составляет около 1,25 триллиона долларов. Национальная

валюта – французский франк (1$ ( 5 FF).

1 Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики.

Экономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было

трудным. Только в 1948 г. объем промышленного производства превысил

довоенный уровень. В 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского

хозяйства. Затем экономическое развитие ускорилось, хотя было

неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс,

крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали

повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского

промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По

темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии

и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная,

химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли –

угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. В сельском

хозяйстве значительно увеличилось количество тракторов, комбайнов и других

сельскохозяйственных машин. Стали широко использоваться химические

удобрения и средства защиты растений. Большинство сельскохозяйственных

районов было электрифицировано.

В связи с быстрым ростом промышленности, транспорта и сельского хозяйства

французский империализм постепенно утрачивал ростовщический характер.

Основная масса капиталовложений теперь направлялась в промышленность. Вывоз

капитала за границу сократился и стал осуществляться главным образом в

форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале XX в.

французские капиталовложения в облигации государственных займов и

иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и

торговлю, то в конце 50-х годов размер вывезенных за границу капиталов был

почти в 6 раз меньше вложений в промышленность, торговлю и транспорт.

Ведущую роль во французской экономике по-прежнему играли промышленные

монополии и финансовый капитал. В 1952 г. крупнейшие предприятия,

численность которых не превышала 0,5 % от общего количества промышленных и

торговых заведений, использовавших наемную рабочую силу, выплатили почти

половину (48,2%) всей суммы заработной платы. Зато на долю мелких и средних

предприятий, составлявших 54,3% общей численности, пришлось всего 2,5 %

суммы заработной платы.

Наряду с высококонцентрированной промышленностью во Франции продолжало

существовать множество мелких и мельчайших предприятий, ремесленных

мастерских, мелких лавочек с 1–2 рабочими или совсем без наемных рабочих. В

1948 г. в стране насчитывалось около 1 млн. ремесленных заведений, причем

половина из них не применяла наемного труда.

В сельском хозяйстве число крупных капиталистических хозяйств (свыше 50

га) за годы Четвертой республики выросло почти в два раза. Составляя всего

5% общего числа хозяйств, они обрабатывали более 25% земли. Напротив,

мелкие хозяйства (около 50% всех хозяйств) располагали лишь 16%

обрабатываемой земли.

Главными особенностями послевоенного французского государственно-

монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и

широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности

государства находилось 36% всего национального имущества. Через

государственный бюджет и государственные финансовые учреждения

перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло

основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в

нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные

предприятия.

Наличие крупного национализированного сектора создавало возможность

прямого государственного регулирования и планирования французской

экономики. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий

государственный план модернизации и реконструкции промышленности (план

Монне). После его завершения появился так называемый второй план

(1954–1957), действовавший почти до конца Четвертой республики.

Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали

постоянным элементом французской экономики.

Французская система программирования или планирования носила не

обязательный, а рекомендательный характер. Разработанные правительством

программы были обязательны только для предприятий национализированного

сектора. С частными предприятиями государство заключало специальные

контракты, по которым предприниматели в обмен на предоставленные им

преимущества обязывались придерживаться плановых заданий. Кроме того,

системой косвенных мер (предоставлением государственных кредитов и

налоговых льгот, введением предварительных разрешений на строительство

крупных предприятий и т. п.) правительство также могло влиять на развитие

экономики.

Как правило, плановые задания разрабатывались при участии и в интересах

монополий. Получив в результате национализации банков огромные финансовые

ресурсы, снабжая монополии за счет государственного сектора углем,

электроэнергией, газом, транспортом по низким тарифам, государство

способствовало концентрации производства и техническому переоснащению

крупных предприятий.

Развитие промышленности и научно-технический прогресс повлияли на

структуру населения Франции, как и других высокоразвитых капиталистических

стран. Численность самостоятельных хозяев – ремесленников, торговцев,

лавочников – сокращалась, количество лиц наемного труда увеличивалось.

Сельскохозяйственное население уменьшалось, городское росло.

За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве

сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество

занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы

обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37%

активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере

обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и

урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в

таких странах, как США, Япония или ФРГ.

2 Экономическое и социальное развитие в годы правления де Голля.

Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции

развивалась быстрыми темпами.

За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился

более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были

реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе

металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная;

возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более

чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти

увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза.

Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального

развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической,

технической и социальной политики государства[2]. Стремясь к повышению

конкурентоспособности французской промышленности, оно предоставляло

огромные субсидии крупнейшим монополиям, влияние которых еще более

возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю

французскую экономику. На долю контролируемых ими предприятий приходилось

более 60% всех капиталовложений. Тем не менее степень концентрации

промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых

капиталистических странах. В 1966 г. только 3 французские фирмы имели

оборот более 1 млрд. франков, тогда как в США существовало 80 таких фирм, а

в ФРГ – 29. Более 80% общего количества французских предприятий относилось

к числу мелких, в каждом из которых было менее 5 рабочих.

Значительно возросло техническое оснащение сельского хозяйства. К 1965 г.

тракторный парк Франции увеличился в 30 раз по сравнению с довоенным

временем, потребление минеральных удобрений возросло в 4 раза. В результате

крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических

достижений урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота

возросли. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов увеличилось

на 66%. Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По

наличию техники, инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих

французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики.

Оно перешло в индустриальную стадию развития.

Основные выгоды от интенсификации и индустриализации сельского хозяйства

достались крупным капиталистическим фермам, получавшим правительственные

субсидии. В 1968 г. всего 12% общего количества ферм производили около 50%

сельскохозяйственной продукции. Положение не прибегающих к наемной рабочей

силе семейных ферм, которые составляли почти 90% всех хозяйств, оставалось

трудным. До 60% семейных ферм были нерентабельны и не получали субсидий от

государства. Многим крестьянам приходилось искать работу в городе. За годы

Пятой республики сельскохозяйственное население сократилось почти в два

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.