РУБРИКИ

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

План:

План: 1

1. Общие сведения 3

1.1. Географическое положение, население. 3

1.1.1. Местоположение и территория страны. 3

1.1.2. Население. 3

1.1.3. Столица и крупнейшие города. 3

1.1.4. Краткая история становления государства. 4

1.1.5. Система институтов. 5

1.1.6. Система административно - территориального деления страны. 5

2. Политика 7

2.1. Конец Третьей республики. 7

2.2. Временный режим. 7

2.2.1. Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г. 9

2.3. Четвертая республика. 11

2.3.1. Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и

рабочего движения. 11

2.3.2. Внешняя политика Четвертой республики. 13

2.3.3. Борьба классов и партий в годы «холодной войны». 13

2.3.4. Конец Четвертой республики. 15

2.4. Основание Пятой республики. 16

2.4.1. Режим «личной власти». 17

2.4.2. Внешняя политика правительства де Голля. 17

2.4.3. Оппозиция правительству. Борьба демократический сил. 19

2.4.4. События мая – июня 1968 г. Отставка президента де Голля. 20

2.5. Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. 20

2.5.1. Сближение левых сил. 22

2.6. Выборы 1974 г. Правительство Жискар д'Эстена. 22

2.6.1. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий. 23

2.7. Правительство левых сил. 25

2.8. Выборы 1986 г. Победа правых партий. 26

2.9. Выборы 1988 г. и политика правительства социалистов. 27

2.10. После 1991 г. 28

3. Экономика 29

3.1. Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики.

29

3.2. Экономическое и социальное развитие в годы правления де Голля. 30

3.3. Общие тенденции экономического развития. 31

3.4. Сложившаяся экономическая ситуация, проблемы и достижения экономики.

33

3.5. Основные экономические показатели. 34

3.6. Отраслевая структура хозяйства. 36

3.6.1. Оценка влияния различных факторов на отраслевую экономику. 36

Нефтяная промышленность. 36

Сфера услуг. 36

3.7. Основные формы бизнеса. 37

3.7.1. Мелкий и средний бизнес. 37

3.7.2. Крупный бизнес. 38

Черная и цветная металлургия. 39

Автомобильная промышленность. 39

Электротехническая промышленность. 39

Химическая промышленность. 39

Пищевкусовая промышленность. 39

Крупные торговые фирмы. 39

3.7.3. Правовые формы бизнеса в стране. 40

Единоличное предприятие. 40

Полное товарищество. 40

Коммандитное товарищество. 40

Акционерно-коммандитное товарищество. 41

Общество с ограниченной ответственностью. 41

Акционерное общество. 41

4. Культура 43

4.1. Достопримечательности Франции. 43

4.2. Грандиозные постройки во Франции второй половины XX века. 44

4.3. Литература XX века. 44

4.4. Символ Парижа. 44

5. Современная Франция 46

5.1. Национальные проблемы и отношение к иммиграции. 46

5.2. Терроризм. 46

5.3. Проблемы ядерных испытаний. 47

5.4. Социальные проблемы и забастовки. 47

5.5. Внешняя агрессивная политика Франции. 47

5.6. Здравоохранение. 48

6. Использованные источники информации: 49

Общие сведения

Французская республика – одна из самых высокоразвитых стран современного

мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой и европейской

культуры. В реферате ограниченного объема невозможно отразить все аспекты

исторического развития политики, экономики и культуры Франции. Поэтому

остановимся лишь на некоторых из них. Но прежде необходимо привести

некоторые общие сведения.

1 Географическое положение, население.

1.1.1. Местоположение и территория страны.

Франция – государство в Западной Европе. На севере территория Франции

омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе –

Бискайским заливом, Атлантическим океаном, на юге – Средиземным морем, на

востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, ФРГ, Швейцарией, Италией,

Монако; на юге – с Испанией и Андоррой.

Площадь территории Франции вместе с расположенным в Средиземном море

островом Корсикой и другими мелкими прибрежными островами (1-е место в

Западной Европе) – 543 965 км2.

1.1.2. Население.

Население около 58,5 млн. (01.01.1997). 83% населения - французы; живут

также эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того

проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы,

итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык - французский.

Подавляющее большинство верующих - католики, около 2 млн. человек -

протестанты, около 2 млн. - мусульмане (в основном выходцы из стран

Северной и Центральной Африки, Среднего Востока), православные (более 400

тысяч) и другие. Средне - годовой естественный прирост населения 0,39%

(1984-86). Средняя плотность населения 101 человек на 1 км2 (1987).

Наиболее густо заселены промышленные районы на севере Франции (до 300-500

человек на 1 км2), наименее - горные районы Альп и Пиренеев (менее 10

человек на 1 км2). Горное население - 77,2% (1985). Крупные города: Париж,

Марсель, Лион, Тулуза, Ницца, Страсбург, Нант, Бордо, Сент-Этьен.

Экономически активное население - 23 млн. человек (1983), в том числе

занято: в промышленности 22,3%; в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве

7,3%; в строительстве 7,3%; транспорте и связи 6%. Безработных - 10%

экономически активного населения (1986).

Воспроизводство населения во Франции характеризуется очень плохой

демографической ситуацией. Происходит даже естественная убыль населения.

Одновременно меняется и его возрастной состав, растет доля пожилых людей.

Такая демографическая ситуация привела к резкому изменению роли Франции в

системе внешних миграций населения. Бывшая со времен великих географических

открытий одним из главных очагов эмиграции, Франция в наши дни превратилась

почти в главный мировой очаг трудовой миграции. Теперь здесь насчитывается

1600 тысяч человек иностранных рабочих, значительная часть которых

находится на положении не граждан, а временных гостей - рабочих ("гастар-

байтеров"). Основные направления трудовой миграции исходят из таких стран,

как Португалия, Испания, Марокко, Алжир, Тунис, Италия, Греция, Босния и

Герцеговина. Их доля в общем числе занятых составляет до 10%.

На размещение населения во Франции наибольшее влияние оказывает

урбанизация, уровень которой здесь очень высокий. Характерная черта

урбанизации Франции - очень высокая концентрация населения в больших

городах и городских агломерациях: Париж - 8,5 млн. человек; Лион, Марсель -

более 1 млн. человек. Однако в последние 2-3 десятилетия рост крупнейших

городов замедлился или даже прекратился. Из центральных частей городов

население стало мигрировать в пригороды, города-спутники. Это явление

получило название субурбанизации.

1.1.3. Столица и крупнейшие города.

Столицей Франции является ее самый большой город – Париж (1990 г. – его

население около 2,2 млн. чел., так называемый большой Париж – 9,1 млн.

чел.). Другие крупные города: Марсель (801 тыс.), Лион (415 тыс.), Тулуза

(360 тыс.), Нант (245 тыс.), Бордо (210 тыс.).

Основными достопримечательностями Франции являются Альпы с

многочисленными лыжными курортами и альпинистскими лагерями, а также пляжи

Средиземного моря (в основном в Ницце). В Канне, неподалеку от Ниццы,

проводится всемирно знаменитый международный кинофестиваль, привлекающий

огромное количество зрителей. Одной из главных исторических

достопримечательностей являются замки Луары - несколько великолепных

средневековых замков, расположенных на берегах Луары. Культурным центром

Франции является Париж, в котором находятся главные музеи страны: Лувр

(бывший королевский дворец, в котором расположено 225 галерей и 400000

экспонатов); центр искусств Пампиду; музей Пикассо с коллекцией работ

знаменитого художника; музей современного искусства; музей импрессионистов;

музей декоративного искусства; музей Родена (коллекция скульптур). Кроме

того, в Париже находятся такие знаменитые архитектурные шедевры как

Эйфелева башня, собор Нотр-Дам-де-Пори (1163 г), церковь XIII века Сен-

Шапель, Триумфальная арка, Пале-Роянь, Елисейский дворец (резиденция

президента республики), Версальский дворец (бывшая загородная резиденция

французских королей). Популярны среди многочисленных туристов Монмартр,

Елисейские поля, Булонский лес, ботанический сад и зоопарк. Под Парижем

находится Евродиснейленд - первый парк развлечений такого масштаба в

Европе.

1.1.4. Краткая история становления государства.

Территория Франции была заселена с древнейших времен (вероятно, 1 млн.

лет назад). В древности Францию населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее

название - Галлия. К середине 1 в. до н.э. завоевана Римом; с конца 5 в. до

н.э. - основная часть Франкского государства. Образованное по Верденскому

договору 843 г. Западно-Франкское королевство занимало приблизительно

территорию современной Франции; в 10 в. страна стала называться "Франция".

До середины 12 в. господствовала феодальная раздробленность. В 1302 г.

созваны первые Генеральные штаты, сложилась сословная монархия.

Экономическое развитие Франции было надолго задержано Столетней войной 1337-

1453 гг. Ухудшение положения народа вызвало Парижское восстание 1357-1358

гг., Жакерию. Централизация государства в основном завершилась во второй

половине 15 в. при Людовике XI. Абсолютизм укрепился после Религиозных войн

16 в., достиг апогея при Людовике XIV. В 15-17 вв. французские короли вели

длительную борьбу с Габсбургами (Итальянские войны 1494-1559 гг.,

Тридцатилетняя война 1618-48 гг.). Феодально-абсолютистскую систему

ликвидировала Великая французская революция. В 1792 учреждена республика

(первая республика). Высший этап революции - якобинская диктатура.

Термидорианский переворот 1794 знаменовал победу буржуазной контрреволюции.

Режим Директории (1795-99 гг.) сменила военная диктатура Наполеона [в форме

Консульства, а с 1804 г. - империи (первая империя)], укрепившая буржуазный

строй. Отечественная война русского народа 1812 г. предопределила крушение

наполеоновской империи. В период Реставрации (1814-1815 гг., 1815-30 гг.)

политическое господство принадлежало дворянству и духовенству. В результате

Июльской революции 1830 г. к власти пришла финансовая аристократия.

Февральская революция 1848 г. установила буржуазную республику (вторая

республика). В дальнейшем Революция 1848 г. развивалась по нисходящей

линии. В 1852 г. была установлена вторая империя; пала в 1870 г. в

обстановке франко-прусской войны 1870-71 гг. Была образована третья

республика (1870-1940 гг.). 18 марта 1871 г. в Париже произошла первая в

мире пролетарская революция, жестоко подавленная буржуазией. В 1875 г.

принята конституция третьей республики. В 1879-80 гг. была создана первая

марксистская партия - Рабочая партия. В начале 20 в. социалистическое

движение раскололось. Были образованы Социалистическая партия Франции (под

руководством Ж. Геда, П. Лафарга и др.) и Французская социалистическая

партия (под руководством Ж. Жореса) - объединились в 1905 г. в СФИО. На

рубеже 19-20 вв. французский капитализм вступил в стадию империализма. К

концу 19 в. в основном завершилось образование французской колониальной

империи. Франция в составе Антанты участвовала в I мировой войне, которая

завершилась выгодным для французских империалистов Версальским мирным

договором 1919 г. Франция была участником антисоветской интервенции. В 1918-

20 гг. - революционный подъем. В 1820 г. основалась Французская

коммунистическая партия. Дипломатические отношения с СССР с 28.10.1924. В

1935 г. заключен франко-советский договор о взаимопомощи. В январе 1936 г.

на основе единого рабочего фронта [ФКП и Социалистической партии (СФИО), с

1934 г.] создан Народный фронт. Правительства Народного фронта запретили

фашистские организации, приняли меры к улучшению положения трудящихся

(введение 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков и т.д.). В 1938

г. Народный фронт распался. Французские правящие круги проводили курс

"умиротворения" фашистских агрессоров, что способствовало развязыванию II

мировой войны. В 1940 г. Франция была оккупирована фашистскими германскими

и итальянскими войсками. Возник профашистский режим "Виши". Главным

организатором Движения Сопротивления на территории Франции была ФКП, важную

роль играло возглавляемое Ш. де Голлем движение "Свободная Франция" (с 1942

г. - "Сражающаяся Франция"). К концу 1944 г. Франция (в результате действий

войск антигитлеровской коалиции и Движения сопротивления) была освобождена.

В 1944-47 гг. в правительство входили коммунисты; были проведены

прогрессивные социальные реформы, принята демократическая конституция

четвертой республики (1946 г.). В 1949 г. Франция стала членом НАТО, в 1957

г. ЕЭС. Франция подписала Женевские соглашения 1954 г. по Индокитаю. В 1958

г. принята конституция пятой республики, расширившая права исполнительной

власти в ущерб законодательной. Президентом стал де Голль. К 1960 г. в

обстановке распада колониальной системы империализма завоевала

независимость большая часть французских колоний в Африке, в 1962 г. -

Алжир. Стремясь укрепить международные позиции и обеспечить

внешнеполитическую самостоятельность, Франция вышла из военной организации

НАТО (1966 г.), активизировала сотрудничество с СССР и другими

социалистическими странами. Крупное событие внутриполитической жизни -

Всеобщая забастовка 1968 г. В 1981 г. при поддержке ФКП и других левых сил

президентом Франции был избран кандидат социалистов Ф. Миттеран.

1.1.5. Система институтов.

Франция - республика. Действует конституция, одобренная референдумом 28

сентября 1958 г. (с изменениями). Установленный конституцией 1958 г. строй

именуется Пятой республикой. По этой конституции главой государства

является президент (с 1981-Ф. Миттеран, был переизбран в 1988), избираемый

сроком на 7 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной системе (в 2

тура). Он назначает премьер-министра и членов правительства,

председательствует в Совете Министров, руководит вооруженными силами.

Президент наделен также правом роспуска Национального собрания.

Высший законодательный орган - парламент, состоящий из 2 палат -

Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 - от

заморских департаментов и территорий), избираемого сроком на 5 лет всеобщим

и тайным голосованием (последние выборы были в 1993 г.) и сената (321

сенатор за сроком полномочий каждого - 9 лет), избираемого на основе

косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов

Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).

Правительство ответственно перед парламентом, ему может быть вынесен

вотум недоверия со стороны Национального собрания (необходимо абсолютное

большинство голосов всех депутатов). Правительство, сформированное в марте

1993 г., возглавляет премьер-министр Э. Балладюр.

Французская социалистическая партия (ФСП), образовалась в 1971 г. на базе

объединения партии СФИО (Французская секция рабочего интернационала),

существовавшей в 1905 г., и ряда политических группировок (около 200 тысяч

членов), входит в Социнтерн. В нее входило 160 тысяч членов (январь 1979),

первый секретарь - Л. Жостен (с 1981). В марте 1993 г. ФСП потерпела

поражение на парламентских выборах и переживает кризис.

Левые и левоцентристские силы представлены следующими партиями.

Французская коммунистическая партия (ФКП) - основана в 1920 г. (около 200

тысяч), в последние годы ее влияние и численность уменьшились. Генеральный

секретарь - Ж. Марше. Движение левых радикалов (ДЛР), образовалась в 1972

г. в результате раскола партии радикалов и радикал - социалистов (около 30

тысяч). Председатель - Э. Зюккарелли, генеральный секретарь - Ф. Валкер.

Объединенная социалистическая партия (ОСП) - образовалась в 1960 г.

Пользуется влиянием среди левацки настроенной интеллигенции и студенчества.

Генеральный секретарь ОСП - Ж.К. Лескорнэ.

Наиболее влиятельными партиями в парламенте и правительстве после

парламентских выборов в 1993 г. является голлистское объединение в

поддержку республики (ОПР) и центристский СФД. ОПР образовалось в 1958 г.,

правительственная партия (около 900 тысяч). Председатель - Ж. Ширак,

генеральный секретарь - А. Жюлле.

Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация

труда (ВКТ) (1,33 млн. членов), которые входят в ВФП. Национальный совет

французских предпринимателей - существует с 1946 г., объединяет 130

профессиональных федераций промышленников и торговцев. Национальный союз

студентов (ЮНСФ) - более 35 тысяч человек.

1.1.6. Система административно - территориального деления страны.

В административном отношении территория Франции разделена на 96

департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на

коммуны; департаменты созданы на территории исторических провинций. Площадь

владений Франции составляла (1977) 127 тыс. км2 с населением около 2,6 млн.

человек, в их составе (на 1 июля 1976): 5 заморских департаментов

(Гваделупа и Мартиника - в Вест-Индии, Гвиана - в Южной Америке, Реюньон -

в Индийском океане, острова Сен-Пьер и Микелон) и 5 заморских территорий

(Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южно-антарктические

территории, острова Майотт, Уоллис, Футуна). Новые Гебриды - совместное

франко-английское владение.

Политика

1 Конец Третьей республики.

Третья республика была установлена в 1875 году после поражения Парижской

Коммуны 1871 года. Она просуществовала вплоть до оккупации Франции

фашистской Германией.

Когда II Мировая война в Европе уже пылала, за два месяца до вторжения

германских войск во Францию, к власти в ней пришло последнее законное

правительство Третьей республики – министерство Поля Рейно.

Три фигуры в политике Франции с начала мая до начала июля 1940 г. играли

наиболее видную роль: Поль Рейно – последний глава правительства Третьей

республики, назначенный парламентом, Филипп Петэн, принявший у него власть

и ставший главой вишистского государства, и Пьер Лаваль – фактически

организатор фашистского переворота.

Правительство Рейно было сформировано 21 марта 1940 года, заменив

правительство Даладье, которое ушло в отставку в результате провала

политики сговора с Германией. В новом правительстве были представлены почти

все политические партии – от крайне правых до радикалов и социалистов.

Однако политика правительства практически не изменилась: продолжалось

задабривание Гитлера и подготовка в союзе с Англией к нападению на СССР с

территории Афганистана и Турции. На первом же заседании кабинетов министров

после прихода к власти Рейно 23 марта "изучаются" (как пишет французский

главнокомандующий Гамелен) возможные операции против русской нефти на

Черном море при помощи авиации, действующей из Леванта. 25 марта Гамелен

собирает совещание командующих родами войск для детального изучения плана

нападения на Кавказ.

В области внутренней политики была поставлена цель значительного урезания

всех демократических свобод и объективная подготовка почвы для установления

диктатуры. Прямые репрессии против компартии начались еще до прихода Рейно.

Компартия была запрещена 26 сентября 1939 г., а в феврале 1940 г. было

принято решение о лишении депутатов коммунистических парламентских

мандатов.

На фоне этих событий французское руководство, ослепленное

антикоммунизмом, проспало планы германского командования. 9 мая 1940 г.

весь парижский бомонд, включая членов правительства, собрался в павильоне

на Елисейских полях, где открылась выставка "Империя", представляющая все

французские колонии. А рано утром 10 мая на фронте протяженностью 250 км,

от Северного моря до линии Мажино, фашистские дивизии начали свое

наступление, перейдя границы Голландии, Бельгии и Люксембурга.

Историки до сих пор удивляются поведению правительства в эти трагические

для Франции дни. Они ссылаются на невразумительный приказ по армии

главнокомандующего Гамелена, невыразительное выступление по радио Рейно.

Как выяснилось, у Генерального штаба не было удовлетворительного плана

военных действий против Германии, правительство никак не подготовило

простого француза к войне. Командование практически потеряло управление

войсками, отдавались противоречивые приказы. Уже на пятый-шестой день

германского наступления правительство фактически создает в стране и армии

обстановку отчаяния и безнадежности. 15 мая Рейно посылает Черчилю краткое

и совершенно отчаянное сообщение: "Вчера вечером мы проиграли битву. Дорога

на Париж открыта. Посылайте все самолеты и войска, которые вы можете

послать".

2 Временный режим.

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. власть

перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в

котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая

коммунистов. Во Франции установился Временный режим, существовавший вплоть

до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики.

Война и фашистская оккупация нанесли тяжелый ущерб французской экономике.

В 1944 г. объем ее промышленного производства упал до 38%, а

сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь,

голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране

ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6

раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро

росло национально-освободительное движение Народ Вьетнама, входившего ранее

в состав Французского Индокитая, провозгласил свою независимость и создал

самостоятельное государство – Демократическую Республику Вьетнам.

Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным

влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического

и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который

сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии,

дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с

оккупантами, а также Радикальная партия, которая в годы войны распалась и

не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На

первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой

крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия –

активный борец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее

входило более 900 тыс. человек – в два с половиной раза больше, чем до

войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе

Франции – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой

борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня –

5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго

общенационального профсоюзного центра – Французской конфедерации

христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и

насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.

Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез,

считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в

восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод,

проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало

сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь

программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую

наказание фашистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся,

частичную национализацию промышленности и банков, установление «подлинной

экономической и социальной демократии, предполагающей устранение финансовых

и экономических олигархий от руководства экономикой».

Благодаря деятельности социалистов в движении Сопротивления сумела

укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал

Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350

тыс. членов – больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС,

входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство

действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем

не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению

капитализма и ликвидации классов.

Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть

буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.

В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала

новую партию – Народно-республиканское движение (МРП) Характерной

особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с

социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали

необходимость «структурных реформ» частичной национализации банков и

промышленности, а также «реформы предприятия» в духе классового

сотрудничества, при «участии» рабочих в управлении. Партия МРП выражала

интересы части буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для

того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои

населения – с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся,

привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой – католики (особенно

крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций.

Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства,

основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Многие французы

считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и

«освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при

помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и

независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил

частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль

над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные

сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сперва не были оформлены

в особую политическую партию.

Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде

французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического

либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику,

к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали

государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ.

Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники дирижизма,

выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения

защищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ)

и отчасти Радикальная партия.

Опираясь на поддержку демократических и антифашистских сил. Временное

правительство осуществило ряд мер, предусмотренных программой НСС. Началась

чистка государственного аппарата от сторонников вишистского режима. Более 2

тыс. активных вишистов во главе с руководителями правительства Виши Петэном

и Лавалем были приговорены к смертной казни, еще около 40 тыс.– к тюремному

заключению. Лаваля расстреляли, а Петэну заменили смертную казнь

пожизненным заключением.

Правительство восстановило 40-часовую рабочую неделю и двухнедельные

оплачиваемые отпуска. В 1945 г. был принят закон о социальном страховании,

значительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство.

Французская система социального страхования стала одной из лучших в мире.

Она предусматривала выплату пособий в случае инвалидности или болезни,

пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия.

Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко

отставшая от роста цен, увеличилась на 45–50%, а семейные пособия – на

50–80%.

В 1944–1946 гг. были приняты законы о национализации угольных шахт, части

авиационных заводов, автомобильного завода Рено. Затем были

национализированы 5 главных банков, основные страховые компании,

электроэнергетическая и газовая промышленность. Собственникам

национализируемых предприятий (за исключением лиц, сотрудничавших с

оккупантами) уплачивался выкуп. В начале 1946 г. был создан Государственный

комиссариат по планированию, который занялся разработкой плана оснащения и

модернизации французской промышленности.

Коммунисты считали, что проведенные правительством реформы должны стать

началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные

деятели видели в них средство для предотвращения революционных взрывов, а

также для повышения эффективности экономики. Сохранив власть, буржуазия

использовала национализацию в своих интересах. Как и в других

капиталистических странах, национализация во Франции охватила лишь часть

отраслей промышленности. Управление национализированными предприятиями

находилось в руках буржуазного государства.

По существу, национализация означала переход некоторых предприятий и

банков из частной в государственно-капиталистическую собственность, т. е.

шаг в развитии государственно-монополитического капитализма.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за

укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. 10

декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор о союзе и взаимной помощи –

первый договор освобожденной Франции с великой державой. В то же время

Франция поддерживала тесные связи с Англией и США.

Большое место во внешней политике Временного правительства занял вопрос о

судьбе побежденной Германии. Временное правительство добивалось

присоединения к Франции Саара и левого берега Рейна, настаивало на

«интернационализации» Рура, требовало выплаты репараций в пользу Франции.

Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд

уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно

обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным

постам и дать ему представительство во французском парламенте.

2.2.1. Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г.

Крупным событием внутриполитической жизни Франции стали выборы в

Учредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в Учредительное

собрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялись 21 октября

1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии с

которой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорционально

количеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса было

предоставлено женщинам. Подавляющее большинство избирателей (более 96%)

высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно должно было разработать

конституцию, сформировать правительство и осуществлять функции парламента

вплоть до вступления конституции в силу.

По числу собранных на выборах голосов и мандатов в Учредительное собрание

на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5 млн.

голосов избирателей (26% от числа голосовавших) и завоевала 152 депутатских

мандата (из 545). Второе место заняла Социалистическая партия –4,6 млн.

голосов (24% от числа голосовавших) и 142 мандата в Учредительное собрание.

Совместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. На

третьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6% голосовавших)

и 141 мандат. Все остальные партии остались далеко позади. Партия

радикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики,

получила немногим более 10% голосов. На долю всех правых группировок,

включая ПРЛ, пришлось около 15% голосов.

После выборов компартия предложила образовать демократическое

правительство, в котором большинство принадлежало бы коммунистам и

социалистам. Руководство Социалистической партии отклонило это предложение.

В результате было вновь сформировано коалиционное правительство под

председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых

крупных партий: Коммунистической, Социалистической и МРП, а также голлисты,

считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в том

числе решающие посты председателя совета министров, военного министра,

министра иностранных дел, министра финансов, находилось в руках буржуазных

деятелей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили

посты министров вооружения, экономики, промышленного производства и труда.

Генеральный секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т. е.

министром высшего ранга.

Между партиями и группировками, входившими в состав правительства,

существовали разногласия и время от времени возникали серьезные конфликты.

Один из них был связан с взаимоотношениями правительства с Учредительным

собранием. Будучи сторонником авторитарных методов управления, генерал де

Голль находил обременительным постоянный контроль Учредительного собрания

над правительством. Напротив, социалисты и коммунисты, располагавшие

большинством мест в Учредительном собрании, считали, что в демократическом

государстве парламент должен строго контролировать исполнительную власть.

Не сумев избавиться от контроля Учредительного собрания и не желая

принимать против него насильственные меры, которые к тому же не имели бы

никаких шансов на успех, де Голль решил уйти в отставку. 20 января 1946 г.

он официально объявил о своем решении.

После отставки де Голля председателем совета министров был избран

социалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство трехпартийной коалиции – из

коммунистов, социалистов и членов партии МРП.

В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдум подготовленный

им проект конституции. Преобладание коммунистов и социалистов в

Учредительном собрании предопределило демократический характер этого

проекта. В Декларации прав наряду с традиционными политическими свободами

были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на

отдых, право на получение работы, право на участие трудящихся в определении

условий труда. Право собственности гарантировалось, но предусматривалась

возможность национализации «фактических монополий». Проект подтверждал

светский характер государства и школы.

Руководящее место в системе высших государственных органов отводилось

однопалатному Национальному собранию, обладавшему широкими правами и

контролировавшему деятельность правительства. Полномочия избираемого

Национальным собранием президента республики резко ограничивались.

Проект конституции вызвал решительное противодействие правых сил, которые

опасались, что в однопалатном Национальном собрании смогут (как это

случилось в Учредительном собрании) получить преобладание левые партии,

которые, используя положения конституции о национализации «фактических

монополий», пойдут по пути глубоких социальных преобразований. К ним

присоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного парламента и свободы

деятельности религиозных школ.

Незначительным большинством голосов (51,6%) проект конституции был

отклонен. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание, чтобы

разработать новый проект конституции.

Состав второго Учредительного собрания мало отличался от первого, но

социалисты потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итоге

коммунисты и социалисты утратили абсолютное большинство в Учредительном

собрании, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы

трехпартийного правительства.

Желая быстрее покончить с Временным режимом, коммунисты и социалисты

пошли навстречу партии МРП и согласились внести в конституцию положения о

двухпалатном парламенте и свободе образования, сохранив в

неприкосновенности основное содержание проекта. После этого за новый проект

конституции призвали голосовать все партии трехпартийной коалиции:

коммунисты, социалисты и МРП.

На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект был утвержден голосами

52,3% избирателей, участвовавших в голосовании.

Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской,

демократической и социальной Республикой». К обычным демократическим правам

и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789

г., она добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: на

труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование.

Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право

трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и

политическую деятельность, на забастовку «в рамках законов». Допускалась

возможность национализации крупных предприятий, эксплуатация которых

«приобретает черты национальной общественной службы или фактической

монополии».

В конституции говорилось, что Франция обязывается избегать «всякой

системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текст первой

французской конституции 1791 г., она обещала «не предпринимать никаких войн

с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-

либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином

«Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения

Франции и населения колониальных стран, входивших во Французский союз.

Центральную роль в системе органов государственной власти по конституции

1946 г. играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета

республики. Национальное собрание, избираемое на 5 лет прямым всеобщим

голосованием, издавало законы. Совет республики, избираемый косвенным

голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство несло

ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано

было уходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатами

парламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались в

утверждении правительством.

Зафиксированные в конституции права и свободы являлись немаловажным

завоеванием демократических сил. Французская конституция 1946 г. была одной

из самых демократических конституций.

В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание.

Компартия вновь заняла первое место, собрав 28,6% голосов избирателей. Это

был наивысший результат за всю историю ФКП. На второе место вышла партия

МРП (26,3%), на третье – Социалистическая партия (17,9%). В соответствии с

демократическими традициями коммунисты предложили на пост председателя

совета министров лидера самой крупной фракции Национального собрания –

генерального секретаря ФКП М. Тореза, но его кандидатура не собрала

необходимого числа голосов. Главой правительства стал лидер социалистов

Блюм. Его правительство состояло только из социалистов и просуществовало

всего месяц. В январе 1947 г. было восстановлено правительство

трехпартийной коалиции, которое возглавил социалист П. Рамадье.

С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное

собрание закончился Временный режим. Начался период Четвертой республики,

продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 г.

3 Четвертая республика.

2.3.1. Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и

рабочего движения.

В первые годы Четвертой республики во Франции произошла глубокая

перегруппировка классовых сил, сопровождавшаяся расколом трехпартийной

коалиции.

Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли

трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более

глубоких общественных преобразований. В то же время усиление влияния

компартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и средней

буржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативных

настроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натиск

демократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострения

международной напряженности и «холодной войны» она, пользуясь поддержкой

правящих кругов США, развернула широкую антисоветскую и

антикоммунистическую кампанию.

Лидеры Социалистической партии отказались от единства действий с

коммунистами и развернули борьбу против них. Движение Сопротивления

раскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с коммунистами и

добиваться осуществления программы НСС, другие перешли на

антикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами.

Судебные процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранее

вишистов амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движение

ослабевало, росло влияние правых сил.

В апреле 1947 г. генерал де Голль и близкие к нему буржуазные деятели

Сопротивления основали новую политическую партию правого толка –

«Объединение французского народа» (РПФ). Руководители РПФ резко нападали на

компартию и на все остальные политические партии, борьба которых якобы

«парализует государство». Они требовали отмены конституции 1946 г. и

создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента,

обладающего широкими полномочиями. Внешнеполитическая линия РПФ

предусматривала объединение западноевропейских стран в экономический и

политический блок, который мог бы противостоять СССР, но в то же время

обеспечивал бы Западной Европе независимость от США.

На выборах в местные органы самоуправления в октябре 1947 г. партия РПФ

вышла на первое место, собрав более 38% голосов. Ссылаясь на эти

результаты, она потребовала роспуска Национального собрания (уже не

отражающего, по ее мнению, настроений избирателей) и проведения досрочных

выборов, которые привели бы РПФ к власти.

Оживилась деятельность и других правых группировок. ПРЛ и остатки

довоенных правых партий объединились в группировку «независимых».

Руководители «независимых» (П. Рейно, А Пине, Ж. Ланьель и др.) стояли на

консервативных позициях. Они возражали против расширения социального

законодательства и государственного вмешательства в экономику

Обострились разногласия в правительстве трехпартийной коалиции. Вопреки

обещанию сохранять дружественные отношения как с Советским Союзом, так и с

Великобританией и США, руководство МРП и Социалистической партии стало

поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию против СССР. Несмотря на

содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства «никогда не употреблять

своих сил против свободы какого-либо народа», французское правительство в

декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь на

необходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражали

против повышения заработной платы Компартия решительно требовала соблюдения

предвыборной программы трехпартийной коалиции, выступала за повышение

заработной платы трудящихся, за немедленное прекращение колониальных войн,

за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства ни в правительстве,

ни в Национальном собрании, не могла добиться осуществления своих

требований.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.