РУБРИКИ

Экзаменационные билеты

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Экзаменационные билеты

войны у России не было.

В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие России и Речи

Посполитой, по которому Россия теряла Полоцк и завоеванную Ливонию, но

вернула себе ряд городов, захваченных поляками. В 1583 г. заключено

перемирие со Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья

р.Невы, перешло к Швеции.

В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю,

но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Причины поражения

объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой

оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно

выступили оснащенные по европейскому образцу армии западных государств.

Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в

стране еще больше ослабили ее силы. Значение этой войны для истории

России заключалось в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход

к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в

последующий период.

Русская культура в XIV-XVI веках

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской

культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие

каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в.

характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях,

который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных

городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород

и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в

монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых

становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты

свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского

населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение

былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду

с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В

XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более

беглое и свободное письмо - полуустав.

Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод

- "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском

пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного

свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный

Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная

история, включавшая историю Руси.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические

повести: "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом

побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в.

явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина

(наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные

географические описания других территорий представлены в "хождениях"

новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная ("житийная") литература также получила широкое

распространение: "Житие Дмитрия Донского"; "Житие Стефана Пермского"

Епифания премудрого, "Похвала Сергиевой добродетели", "Житие митрополита

Петра" того же автора.

Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в

Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи

итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор -

Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских

князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная

палата.

Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень

своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в

Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек.

Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества

Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве.

Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев.

Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца

Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом

монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу". Для

творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его

произведения поражают своей эмоциональностью.

Большого развития достигло русское прикладное искусство.

Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню,

деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской

культуры отражал развитие великорусской народности.

В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного

объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются

областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось

борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из

самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами

реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор,

Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества.

Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный

- в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после

бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к

государству как творению божественному. Правда, делают они из этого

противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о

долге государя заботиться о своих подданных.

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание.

Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые

анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров.

Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в

Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России

было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине

XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и

крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в.

шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды -

шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на

Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого

стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период,

росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи

называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и

рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора

московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом

монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в

Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в.

пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь-

пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет

собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской

культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь

и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль

сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами

Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание

централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех

духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной

напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием,

жесткий контроль государства над всеми формами искусства.

"Смута" в Московском царстве

В конце XVI в. в России резко обострились социальные противоречия.

Хозяйственный кризис 70-80 гг., ставший следствием Ливонской войны и

опричнины, резко отрицательно сказался на экономике страны. Это вызвало

новые закрепостительные меры (отмена в 1581 г. права перехода крестьян от

хозяина к хозяину в Юрьев день). Среди крестьян резко усилились

антифеодальные настроения. Положение усугубили последствия эпидемии чумы и

голод, охвативший в 1601-1603 гг. огромные пространства.

После смерти Ивана Грозного в 1584 г. место на престоле занял его сын

Федор Иванович, не обладающий широким кругозором государственного деятеля,

нерешительный и болезненный. При царе был создан регентский совет,

который должен был фактически править страной. В 1598 г. умер царь Федор

Иванович. В этом же году Земский собор избрал царем брата овдовевшей царицы

- Бориса Годунова, еще при Федоре фактически управлявшего страной. Со

смертью царя Федора Ивановича навсегда прекратила свое существование

многовековая великокняжеская династия Рюриковичей.

Русская православная церковь, на помощь которой опирался царь,

освободилась от формальной зависимости от Константинополя. В 1589 г. в

России было учреждено патриаршество. Во внешней политике Годунову удалось

заключить 15-летнее перемирие с Польшей, отвоевать у Швеции Ивангород,

Ям, Копорье, Корелу и получить выход к Балтийскому морю. Значительно

расширились международные и внешнеторговые связи государства.

В своей политике новый государь отказался от широкого террора Ивана

Грозного. Он стремился консолидировать весь класс землевладельцев. Для этой

цели Годунов пошел на дальнейшее закрепощение крестьянского населения.

Была усилена зависимость холопов. Свободный человек, поступивший на работу

по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа. Шел

процесс становления крепостничества, который вызвал резкий протест

широких масс крестьянства и городских низов. Страна оказалась в глубоком

социально-экономическом кризисе.

В 1601-1603 гг. страну поразил страшный неурожай. Только в Москве за

два года погибло от голода 127 тыс. человек. Правительственные меры борьбы

с голодом - раздача хлеба и денег голодающим успеха не имели. Процветало

ростовщичество и спекуляция хлебом, крупные землевладельцы (бояре,

монастыри) не пожелали выдать свои хлебные запасы. Чтобы ослабить

социальное напряжение, был разрешен временный ограниченный переход

крестьян от одного помещика к другому. Однако массовые побеги крестьян и

холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Особенно много людей

уходило на Дон и Волгу, где проживало вольное казачество. В 1603 г.

нарастает волна многочисленных восстаний голодающего простонародья,

особенно на юге страны. Правительственным войскам с трудом удавалось

подавлять такие бунты.

Знатные боярские роды были недовольны Годуновым, так как он, продолжая

политику Ивана Грозного, опирался на дворянство. Боярская оппозиция

выжидала момент для его свержения.

В 1602 г. на Украине (во владениях Польско-Литовского государства)

объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия,

сына Ивана IV, убитого в Угличе 15 мая 1591 г. В действительности

самозванцем был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в

монахи Чудова монастыря.

Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду

III за помощью. "Расплатиться" за помощь он должен был некоторыми русскими

землями, а также обещанием подчинить русскую церковь папскому престолу.

Лжедмитрий тайно принял католичество. Однако польский король не решился

открыто поддерживать самозванца, и вторжение в Россию было организовано

как частное предприятие польских магнатов.

В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступил в южные окраины страны,

охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешел ряд

городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков,

местных повстанцев. К началу 1605 г. под знаменами "царевича" собралось

более 20 тыс.человек.

Правительственные войска в январе 1605 г. нанесли поражение отрядам

самозванца под Добрыничами. Лжедмитрий I чудом спасся бегством в

Путивль.

В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 г. внезапно

умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Федор.

Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия I перешло

царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями

Голицыными. Бояре-заговорщики спровоцировали в столице народное

возмущение. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с матерью.

Лжедмитрий I вступил в Москву. 1 июня Москва присягнула самозванцу.

Однако вскоре надежды на "доброго справедливого" царя рухнули. На русский

престол сел польский ставленник. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели

себя, как в завоеванном городе. По всей стране открыто говорили, что

шапкой Мономаха завладел беглый монах. Вместе с тем, Лжедмитрий I не

передал Польше окраинные земли, поскольку это выглядело бы явным

предательством. Невозможно было обратить русский народ в католичество,

поскольку это вызвало бы сопротивление не только церкви, но и всего

народа. Популярность в массах Лжедмитрий потерял, поскольку не вел

антифеодальную политику. Бояре, использовавшие Лжедмитрия для свержения

Годуновых, теперь стремились от него избавиться, чтобы захватить власть.

Связями с польской шляхтой Лжедмитрий возбудил всеобщее серьезное

недовольство.

Особое возмущение у москвичей вызвало поведение 2 тыс. поляков,

прибывших в Москву на свадьбу Лжедмитрия с дочерью польского магната

Мариной Мнишек. Воспользовавшись этим, бояре во главе с Василием Шуйским

17 мая 1606 г. подняли в Москве восстание. Лжедмитрий был убит.

Через три дня новым царем "выкликнули" с Лобного места на Красной

площади родовитого боярина Василия Ивановича Шуйского. Став царем, он

проводит политику в интересах узкого круга боярской знати. Новая власть

отнюдь не облегчила положение социальных низов. Наоборот, правительство

Шуйского принимало все меры к дальнейшему упрочению крепостнических

отношений. Крестьянские волнения, возникавшие в некоторых районах,

переросли в крестьянскую войну под предводительством И.Болотникова,

охватившую многие области страны. Восстание охватило огромную территорию,

но проходило главным образом в форме разрозненных выступлений. Отдельные

отряды крестьян так и не смогли объединиться в хорошо организованную,

дисциплинированную армию. Тем не менее, широкий размах крестьянского

движения не позволил осуществить окончательное закрепощение русской

деревни, происшедшее лишь в 1649 г. Восставших ждала кровавая расправа,

а вождь движения И.Болотников был сослан в Каргополь и несколько позднее

ослеплен и утоплен.

Борьба русского народа против польско-шведской интервенции

в эпоху "смутного времени"

Потерпев неудачу с авантюрой Лжедмитрия I, польские феодалы не

оставили надежду на раздел России, ее ослабление, превращение в зависимое

от Речи Посполитой государство. Был найден второй самозванец - претендент

на российский престол. Происхождение его окутано еще большей тайной -

он якобы уже дважды спасался от убийц в Угличе и в Москве. Надежда на

"хорошего царя" вновь привлекла под знамена самозванца часть крестьянства

и посадского населения. Но основной частью армии Лжедмитрия II были хорошо

вооруженные польские отряды. Овладев юго-западными районами России и разбив

под Болховом царские войска, Лжедмитрий II в июне 1608 г. подошел к

Москве. По пути к нему присоединялись недавние болотниковцы. Но так как

взять Москву Лжедмитрию не удалось, он стал лагерем близ столицы в селе

Тушино (впоследствии Лжедмитрий II получил прозвище "тушинский вор").

Началась осада Москвы. Часть столичной знати переметнулась от царя

Василия Шуйского к новому претенденту на русский трон. В Тушине начала

действовать своя Боярская дума и приказы.

Отряды тушинцев контролировали значительную территорию страны, грабя и

разоряя ее. В самом Тушине "царьком" управляли предводители польских

наемных отрядов. Их разбойные действия вызывали вооруженный отпор крестьян

и горожан. 16 месяцев 30-тысячное войско тушинцев осаждало богатейший на

Руси Троице-Сергиев монастырь, но его защитники отбили все приступы.

Постепенно тушинцы теряли контроль над захваченными территориями.

Василий Шуйский, опасаясь стихийного движения низов, решил просить военной

помощи у Швеции, на престол которой претендовал польский король. На Север

для сбора войска в феврале 1609 г. был отправлен царский племянник князь

М.Скопин-Шуйский. Он заключил военный договор со Швецией, которая за

уступку города Корелы с уездом прислала вместо 15-тысячного отряда лишь 7

тыс. наемников.

Командующий русской армией Скопин-Шуйский летом и осенью 1609 г.

освободил от войск самозванца часть территории, снял осаду с Троице-

Сергиевой лавры. 12 марта 1610 г. полководец вступил в Москву. Это стало

сигналом к распаду тушинского лагеря. Самозванец бежал в Калугу.

Осенью 1609 г. Речь Посполитая начала открытую интервенцию против

России. Сигизмунд III с огромной армией начал осаду Смоленска. Его

гарнизон под командованием воеводы М.Шеина 20 месяцев оказывал героическое

сопротивление врагу.

Попытка Василия Шуйского спасти осажденный Смоленск окончилась

неудачей. Посланное на выручку войско бездарного брата царя Дмитрия

Шуйского в мае 1610 г. под Клушином было разбито. Лжедмитрий II вновь

подступил к Москве. Путь полякам на Москву был открыт.

Московские бояре, понимая безнадежность положения В.Шуйского,

организовали переворот. 17 июля 1610 г. царя свергли и насильно постригли

в монахи. Власть перешла в руки правительства из семи бояр

("семибоярщина"). Новое правительство встало на путь национальной измены.

Оно заключило договор с интервентами о приглашении на русский трон

польского королевича Владислава. Спустя месяц в Москву тайно вступили

польские войска.

Тем временем шведские войска начали захват русского Севера и вскоре

обманом захватили Новгород. Бежавший из Москвы Лжедмитрий II вновь

укрепился в Калуге. Здесь 11 декабря самозванец был убит на охоте

татарским князем из его личной охраны.

После захвата поляками Москвы перед Россией встала угроза утраты

национальной независимости. Правительство семи бояр, ставших польскими

марионетками, не помышляло об отпоре врагу.

На борьбу за освобождение родины поднялся народ. В Рязани под

руководством Прокопия Ляпунова из дворян, посадских людей и казаков

сформировалось Первое ополчение. Весной 1611 г. оно подошло к Москве и

начало осаду. Однако летом между дворянами ополчения и казачье-

крестьянской частью разгорелась острая борьба, которая закончилась

убийством Ляпунова и распадом ополчения.

Положение в стране летом ухудшилось и в связи с тем, что Сигизмунд III

взял обескровленный Смоленск, оттягивавший главные силы поляков.

Центром формирования нового, Второго ополчения стал Нижний Новгород.

Организатором и вдохновителем его стал земский староста Кузьма Минин, а

возглавил князь Дмитрий Пожарский.

В начале марта ополчение начинает поход на Москву через

Ярославль, который становится местом сбора военный сил. В конце августа

1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к столице и соединилось с

остатками первого земского ополчения.

22-24 августа под стенами Москвы произошло ожесточенное сражение с

королевской армией, спешившей на помощь осажденному гарнизону. Поляки были

наголову разбиты и бежали восвояси.

Засевшие за кремлевской стеной интервенты капитулировали 26 октября.

Столица России была полностью освобождена. Сложность политической

обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных

действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на

русский престол.

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в

стране. В январе 1613 г. в столице собрался Земской собор из почти 700

представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и

казаков. Решался вопрос об избрании нового русского царя. Им стал 16-летний

Михаил Романов (1613-1645 гг.), сын митрополита Филарета. Сам новый

царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги.

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-

представительной монархии. При молодом царе власть в свои руки захватила

Боярская Дума, значительную роль в которой играла родня новой династии -

Романовы, Черкасские, Салтыковы.

Однако для укрепления централизованной власти государства

требовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки

городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал

практически беспрерывно.

"Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Россию.

Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым.

В первые десятилетия XVII в. шло восстановление всех отраслей

экономики страны. К середине XVII в. было восстановлено сельское

хозяйство. Площадь обрабатываемых земель достигла прежних размеров.

Основным элементом развития сельского хозяйства было вовлечение в

хозяйственный оборот новых земель. Во второй половине столетия наблюдалось

интенсивное освоение территорий к югу от Белгородской черты, Среднего

Поволжья и Сибири. Это был экстенсивный путь развития сельского хозяйства.

Подъем сопровождался укреплением положения феодальных землевладельцев

и дальнейшим закрепощением крестьян. По данным переписи 1678 г. более 80%

крепостного населения России находилось в крепостной зависимости от

светских и духовных феодалов. Оформление крепостного права в России

окончательно завершилось принятием Соборного Уложения 1649 г. Соборное

уложение законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило

частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило

на местах зависимость частновладельческих крестьян от помещиков и от

государства. По тому же Соборному уложению устанавливалась наследственность

крепостного состояния и права землевладельца распоряжаться имуществом

крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права

землевладельцам, правительство в то же время возложило на них

ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Согласно новому закону в стране был установлен бессрочный розыск и

возвращение беглых крестьян. Крестьяне не имели права самостоятельно

выступать в суде с иском. Это право принадлежало помещику. С его разрешения

происходило заключение браков, семейных разводов. За укрывательство беглых

крестьян следовало наказание в виде тюрьмы, штрафов и т.п.

Базой, на которой отныне развивалось сельское хозяйство, стала

барщина. Ее определяющая черта - работа крестьян собственным инвентарем и

со своей лошадью на господском поле.

Основными чертами барщинного хозяйства являлись: господство

натурального хозяйства, слабо связанного с рынком, поскольку производство

рассчитано на удовлетворение внутренних потребностей поместья; наличие у

крестьянина предоставляемого феодалом надела земли, которым обеспечивались

средства для жизни крепостного и его семьи; со стороны феодала по

отношению к крепостному - внеэкономическое принуждение; барщинное хозяйство

основывалось на низкой, примитивной технологии земледелия. Крестьянин,

работая на феодала, был не заинтересован в росте производительности труда.

Барщина преобладала в южных районах страны, на плодородных землях,

где феодалу было выгодно увеличивать барскую запашку и, соответственно,

размеры барщины. На нечерноземных землях, наряду с барщиной, заметную роль

играл оброк, в который входили как натуральные продукты, так и денежные

платежи.

Упрочиваются права дворянства. Поместья по своему статусу сближаются с

вотчиной.

В ремесленном производстве - переход в значительной мере от работы на

заказ к работе на рынок. Рост рыночных связей в городах приводит к усилению

мелкого товарного производства. Оно становится повсеместным. Дальнейшее

развитие общественного разделения труда и рыночных отношений создало

предпосылки для появления в России первых мануфактур. Их создание

ускорялось потребностью государства в вооружении, которое не могло

удовлетворить мелкое ремесло. На мануфактурах преобладал ручной труд, лишь

некоторые процессы были механизированы на основе водяных двигателей. И

все же общее количество мануфактур в конце XVII в. едва достигло двух

десятков. Их появление свидетельствовало о рождении пока еще очень слабых

капиталистических отношений.

Неуклонное развитие промышленного производства на протяжении XVII в.

обусловило рост торговли и городов. Общественное и территориальное

разделение труда вело к хозяйственной специализации районов страны. На

этой основе уже к концу XVI в. стали складываться областные рынки. В XVII

в. происходит усиление связей между ними. Огромную роль в торговле между

регионами стали играть ежегодные ярмарки, устраивавшиеся в крупнейших

городах.

"Торговый устав" 1653 г. - устанавливавщий единую рублевую пошлину

для купцов и отменявший ряд внутренних пошлин - и "Новоторговый устав"

1667 г., давали льготы русским купцам во внутренней торговле. Начинается

специализация районов страны, складывается основа для появления

российского рынка. Статус верхушки купечества при царском дворе и в

обществе существенно повышается.

Учитывая потребности отечественной торговли, государство начинает

проводить протекционистскую политику по отношению к ней, создавая

благоприятные условия для развития. Это было очень важно в связи с

активным проникновением в Россию иностранных торговых компаний.

Таким образом, возникавшие буржуазные отношения в России затронули в

основном сферу торговли. Они почти не касались промышленного

производства и в особенности сельского хозяйства -основы экономики страны,

где по прежнему господствовал феодальный уклад. Это обстоятельство

обусловило будущее отставание России от передовых стран Западной Европы,

уже вступивших на путь капиталистического развития.

Усиление самодержавной власти в XVII веке

После бурных событий "Смутного времени", когда авторитет верхов

заметно пошатнулся, государственная власть в России была восстановлена в

форме сословно представительной монархии, опиравшейся на Боярскую Думу и

земские соборы. Избранный в 1613 г. царем молодой и слабохарактерный

Михаил Романов долгое время не играл самостоятельной роли.

Государственными делами заправляли его родственники Салтыковы и Черкасские.

Затем вернувшийся из плена отец царя патриарх Филарет более десяти лет

лично руководил правительством. Вошедший на престол юным, второй

Романов - Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был

вынужден делить власть - сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое

время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях

сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным

положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую

думу - высший правительственный орган.

Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены

Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать

вопросы и без согласия Думы.

Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности

сословного представительства, особенно сословия горожан - торгово-

ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских

соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже

собирает их для решения тех или иных важных вопросов.

Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический

аппарат. Центральное управление осуществлялось через приказы (особые

органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до

50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в.

значение бюрократических элементов - дьяков, подьячих в приказной системе

усиливается.

Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь

также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти -

военную, судебную, финансовую и т.д. - осуществляли воеводы, назначаемые

правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а

местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское

управление.

Таким образом , новым моментом в политической области во второй

половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в

сторону абсолютизма.

Новые тенденции заметны в развитии российского войска. Кроме

стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в.

начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя,

укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и

вооруженные по западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали

играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского

государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно

утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России

насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч

стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30

тысяч конных "служилых инородцев" - татар, мордвы и других.

Вместе с тем, в организации вооруженных сил России к исходу ХVII в.

имелись и серьезные недостатки. Прежде всего, они представляли чрезвычайно

пеструю картину. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение всех этих

разрядов войска были разнородными. Отсутствовало единое центральное

управление вооруженными силами. Из-за экономической отсталости России армия

испытывала большой недостаток в ружьях, мушкетах, пистолетах и боеприпасах.

Артиллерия имела много орудий старых образцов, сделанных еще в XV-ХVI

веках. Таким образом, существовавшая в конце ХУII века военная система не

могла в должной мере обеспечить успешное решение назревших внутренних и

внешнеполитических проблем русского государства. Необходима была ее

коренная реорганизация.

"Уложением" 1649 г. запрещается новое приобретение земель церковью.

Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым

ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами

монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ.

Параллельно с отмиранием сословного представительства растет

политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая

государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец".

Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном

происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от

династии Рюриковичей.

Реформы патриарха Никона.

Раскольническое движение (старообрядчество)

Усиливающееся самодержавие столкнулось с притязаниями церкви на

приоритет духовной власти перед светской. Русская православная церковь и

прежде находилась в зависимости от государства. Однако становление

абсолютизма требовало дальнейшего подчинения ему церкви.

В 40-х гг. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился

кружок "ревнителей древнего благочестия". Он дал толчок к проведению в годы

Алексея Михайловича церковной реформы. Началось исправление богослужебных

книг и унификация церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе

образцов, произошел раскол в среде духовенства. Одни отдавали

предпочтение древнерусским книгам, другие - греческим.

Во главе последних стоял патриарх с 1652 г. Никон, чью активную

реформаторскую деятельность одобрили церковный Собор и царь. Государство

было заинтересовано в такой реформе - ограничивалось могущество церкви, а

объединение православных церквей облегчало бы воссоединение Украины с

Россией под главенством последней. Церковь Украины была тесно связана с

греческой обрядностью. Русская же церковь от греческой сильно отличалась

именно ритуалом, а также богослужебными книгами, содержавшими много описок,

внесенных туда переписчиками.

В ходе проведения церковной реформы, по указанию патриарха Никона,

началось исправление богослужебных книг по греческим подлинникам,

устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения,

вводилось крестное знамение тремя перстами (двуперстие было предано

проклятию), для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Протопопы Аввакум и Даниил, будущие духовные отцы раскола,

возглавили духовную оппозицию Никону. Церковный Собор 1655 г. положил

начало борьбы со староверами. Никон прибег к репрессиям, отправляя

противников реформ в ссылку. С другой стороны у него складывались

напряженные отношения с царем. Осуществляя реформу, он преследовал далеко

идущие цели - создать сильную церковную власть, независимую от светской.

Если реформа церкви, проводимая патриархом, отвечала интересам

самодержавия, то его теократизм явно противоречил интересам России, как

абсолютной монархии. Церковный Собор 1666 г. единодушно осудил Никона и

лишил его высокого духовного сана.

Во главе церковной реформы стал сам царь. Русское общество раскололось

на сторонников и противников реформы. Во главе последних - старообрядцев,

встал протопоп Аввакум. Став непримиримым противником церковной реформы,

Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г. после падения авторитета

Никона, раскольник был возвращен в Москву (его ошибочно считали только

личным противником низложенного патриарха). Однако в Москве, не разбираясь

в политических интригах при дворе, Аввакум расходится не только с

церковным, но и с правительственным лагерем. Насильственные действия

церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с

"мучительством" древних язычников над первыми христианами и требует

отказаться от реформ. Скоро Аввакум снова был сослан в Мезень, а потом

отправлен в Пустозерск. Отсюда 1 мая 1666 г. он был вызван на Собор в

Москву, а 13 мая расстрижен и проклят. В 1667 г. окончательно сосланный

в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о

"старой вере". В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был

сожжен.

С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы.

Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что

реформа Никона есть не его личное дело, а дело царя, государства и церкви.

Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже

не просто выступали представителями религиозной оппозиции, а стали

открытыми врагами царского правительства. Поэтому "царь в свою очередь

обнажил меч" и издал в 1666-1667 гг. несколько указов, направленных на

усиление репрессий в отношении раскольников. С этого момента начинается

открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой

веры.

С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения,

в его ряды вливались широкие народные массы. Этому в значительной

степени способствовали бесправное положение простого народа, усиление

крепостничества в деревне, рост феодального гнета. Люди массами уходили в

леса, покидая деревни и посады, создавая в глуши раскольнические общины

(скиты). Зародившийся на почве религиозного разномыслия, раскол превратился

в одну из форм социального протеста народных масс. Несмотря на гонения,

движение старообрядчества продолжало укрепляться и в XVIII в.

Значение реформ выразилось в ослаблении церкви, в ее расколе на

господствующую и старообрядческую, в превращение церкви в часть

государственного аппарата. Это было еще одним шагом в эволюции русского

самодержавия, эволюции от сословно-представительной монархии к

абсолютизму. Однако в XVII в. абсолютизм только формировался. Его

становление произошло в следующем, XVIII в.

Городские восстания середины XVII века

XVII век (особенно царствование Алексея Михайловича) вошел в историю

России как "бунташное время". Действительно, середина - вторая половина

века - это эпоха больших и малых восстаний крестьянства, городских

низов, служилых людей, реагирующих таким образом на политику абсолютизации

власти и закрепощения.

Историю городских восстаний открывает "соляной бунт" 1648 г. в Москве.

Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди,

стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б.И.

Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами делегации

москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных

чиновников, которые, по их мнению, были повинны во введении налога на

соль. Начались погромы влиятельных сановников. Был убит думный дьяк

Назарий Чистой, на растерзание толпе отдан начальник Земского приказа

Леонтий Плещеев, казнен на глазах народа окольничий П.Т. Траханиотов.

Царю удалось спасти лишь своего "дядьку" Морозова, срочно отправив его в

ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание было подавлено

стрельцами, которым правительство вынуждено было выдать повышенное

жалование.

Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна движений летом

1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг

Великий и др. Всего в 1648-1650 гг. произошло 21 восстание. Самые

значительные из них были в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким

повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить

Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост.

Новгородское восстание было подавлено войском под предводительством князя

Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление

правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города (июнь-август

1650 г.). Полновластным хозяином города стала земская изба во главе с

Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество,

конфискованное у богатеев. На экстренном Земском соборе был утвержден

состав делегации для уговора псковичей. Сопротивление прекратилось после

того, как все участники восстания были прощены.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый медный бунт, вызванный

затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная

реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса

рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалование

солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля

по городу были разбросаны "воровские письма" с воззванием к выступлению.

Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где

находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых

купцов. Пока царь уговаривал толпу, к Коломенскому подошли верные

правительству стрелецкие полки. В результате жестокой расправы погибло

несколько сотен человек, а 18 публично повешены. "Медный бунт" вынудил

правительство отказаться от выпуска медной монеты. Но еще осенью 1662 г.

стрелецкий налог хлебом был удвоен. Это ставило посадское население в

особенно тяжелое положение, поскольку оно практически не занималось

земледелием. Начались массовые бега на Дон - бежали люди с посадов, бежали

крестьяне.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и

крестьян под предводительством С.Т.Разина. Движение это зародилось в

станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых

из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были

защищены действием неписаного закона "с Дона выдачи нет". Правительство,

нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и

мирилось с существовавшим там самоуправлением.

Причинами войны стало усиление крепостного гнета и общее ухудшение

жизни народа. Основными участниками движения были крестьяне,

беднейшее казачество, городская беднота. На втором этапе движения к

нему примкнули народы Поволжья. Восстание Разина можно разделить на два

периода.

1-й период начался с разбойного похода казаков на Каспий в 1667 г.

Разинцы захватили Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное

разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на

Каспийском побережье. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских

пленных, пополнявших их ряды. Зимой 1668 г. казаки разгромили посланный

против них персидский флот. Это сильно осложнило русско-иранские отношения

и изменило отношение правительства к казакам.

Затем Разин подошел к Астрахани. Местный воевода предпочел мирно

впустить его в Астрахань при условии уступки части добычи и оружия. В

сентябре 1669 г. отряды Разина поплыли вверх по Волге и заняли Царицын,

после чего отбыли на Дон. Окрыленный удачей, Разин занялся подготовкой

нового похода, на этот раз "за доброго царя" против "изменников бояр".

2-й период. Второй поход Разина с Дона на Волгу начался в апреле

1670 г. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда

огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья - мордвы, татар,

чувашей, социальная направленность движения резко изменилась.

В мае 1670 г. 7-тысячный отряд Разина вновь овладел Царицыном. В это

же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов.

Утвердив в Астрахани казачье управление, повстанцы направились вверх по

Волге. Без боя сдались Самара и Саратов. На протяжении всего второго

периода Разин рассылал "прелестные письма", в которых звал народ на

борьбу. Крестьянская война достигла наивысшего предела и охватила огромную

территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с

атаманами М.Осиповым, М.Харитоновым, В.Федоровым, монахиней Аленой и др.

Восставшие громили монастыри и имения.

В сентябре войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно

осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию дворянства - в

августе 1670 г. 60-тысячное войско направилось в Среднее Поволжье. В

начале октября правительственный отряд под началом Ю.Барятинского нанес

поражение основным силам Разина и присоединился к симбирскому

гарнизону под началом воеводы И.Милославского. Разин, раненный, с

небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был

предан верхушкой казачества и выдан правительству. 6 июня 1671 г. Разина

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.