РУБРИКИ

Экзаменационные билеты

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Экзаменационные билеты

Поворот к “оттепели”. Послесталинское руководство проявляло стремление

к динамизму во внешней политике. Однако различия между позицией министра

иностранных дел Молотова, основанной на идее неизбежной борьбы двух систем,

и стратегией Хрущева и Микояна, признававших возможность мирного

сосуществования, привели к колебаниям и ошибкам советской дипломатии. Были

урегулированы отношения СССР с Китаем, достигнута договоренность об

оказании ему помощи и возвращении Порт-Артура. Нормализовались отношения

с Югославией. Осенью 1954 г. произошел обмен послами, за которым последовал

визит Хрущева в Белград.

Важной мерой стало укрепление отношений в социалистическом лагере. В

1955 г. создана Организация Варшавского Договора (ОВД) для совместной

оборонной политики, в которую вошли все европейские социалистические

страны, кроме Югославии.

Оставалось много проблем в отношениях с Западом. Остро стояли

германский вопрос и задача коллективной безопасности в Европе. В октябре

1954 г. Западная Германия была включена в военную организацию НАТО. В 1954

г. оказалось отвергнутым предложение СССР по заключению договора о

коллективной безопасности в Европе с участием США. В мае 1955 г.,

заручившись обещанием Австрии соблюдать строгий нейтралитет, СССР вывел из

этой страны свои войска. Прошла встреча в верхах лидеров СССР, США, Англии

и Франции в Женеве. Соглашения между двумя лагерями достичь не удалось, но

Советский Союз проявил готовность к переговорам. В сентябре 1955 г.

установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Оттепель сняла

напряженность “холодной войны”.

Мирное сосуществование и разоружение. Возможность мирного

сосуществования государств с различным строем была подтверждена в 1957 г.

на совещании представителей коммунистических и рабочих партий, которое

продемонстрировало консолидацию сил на основе идей ХХ съезда КПСС. Но в эти

же годы снова осложнились отношения с Китаем, руководство которого,

недовольное критикой культа Сталина, стало свертывать партийные и

государственные связи с СССР. На этой же почве обострились отношения с

Албанией. Мирное сосуществование и борьбу за мир Хрущев и КПСС в целом

считали главной задачей. За несколько лет численность Вооруженных Сил была

сокращена на 1 млн. 200 тыс. человек. Первостепенное значение имела встреча

Хрущева с президентом США Эйзенхауэром (осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев

вновь прибыл в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Советский Союз

предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации, внес

предложение о всеобщем и полном разоружении.

Берлинский вопрос. После урегулирования отношений СССР и ФРГ

неразрешенным остался берлинский вопрос. В 1958 г. СССР предложил объявить

Западный Берлин (разделенный на английскую, американскую и французскую зоны

оккупации) вольным городом. Предложение не приняли. В январе 1959 г.

отвергнуто и предложение о созыве специальной конференции для выработки

мирного договора с Германией. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР,

возвели стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного и установили

контрольно-пропускные пункты. Вскоре у Бранденбургских ворот

сконцентрировались американские танки. Им навстречу были выведены

советские. Противостояние продолжалось более суток. Однако статус Берлина

остался не узаконен.

Карибский кризис. Американское и советское противостояние в значительно

более серьезной форме повторилось в 1962 г. После победы кубинской

революции (1959 г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса

действия. Соединенные Штаты заявили протест, расценив их, как

наступательное оружие. СССР перед лицом мирового сообщества отрицал наличие

советских ракет на Кубе, но фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре

военные корабли США установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные

силы в боевую готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной

войны. Но лидеры СССР и США проявили здравый смысл. Советское правительство

признало, наконец, наличие ракет и их наступательный характер. 27-

28.10.1962 г. состоялся обмен посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР

согласился демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы. США гарантировали

безопасность Кубы и обязались вывезти ракеты из Турции.

Общее стремление избежать тотальной войны проявилось в подписании

первого соглашения по контролю над вооружениями. Договор, подписанный

великими державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах

- в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

“Оттепель” в культуре и искусстве

Время “оттепели” характеризовалось подъемом советской науки и

культуры.

Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре

1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования

вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск

специалистов из высших учебных заведений. В 1958/59 учебном году советские

вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем высшая школа США.

Вместе с тем качество подготовки в школе и вузе стало снижаться, прежде

всего, за счет понижения требований к преподавательскому составу. В 1959 г.

39% рабочих и 21% колхозников имели среднее и высшее образование, тогда как

в 1939 г. среди лиц занятых физическим трудом такое образование имело лишь

4,3%. Число научных учреждений в 1958 г. увеличилось- до 3,2 тыс.

В период “оттепели” отмечается заметный подъем в литературе и

искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры,

репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС

“Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан

Хмельницкий”, “От всего сердца”. Создаются новые творческие союзы: Союз

работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников

РСФСР, начали издаваться новые журналы.

Вместе с тем, именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились

свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные

руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу,

живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий

процесс. В 1957-1962 гг. проводились “встречи” руководителей партии и

правительства с деятелями культуры и искусства, представителями советской

интеллигенции, на которых звучали крайне резкие оценки таких антисталинских

произведений, как романы “Не хлебом единым” В. Дудинцева, “Рычаги” А.

Яшина, “Собственное мнение” Д. Гранина, “Семь дней недели” С.Кирсанова;

фильм М.Хуциева “Застава Ильича” был назван очернительским, а роман “Доктор

Живаго”, который даже не был опубликован в СССР, стал причиной исключения

Б.Л. Пастернака из Союза писателей. 1 декабря 1962 г. состоялось печально

известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже,

закончившееся разгромом творческой студии.

В рамках литературно-художественного процесса “оттепели”, происходило

развитие оппозиционного советскому режиму движения интеллигенции -

диссидентства. К таким явлениям относились издание “самиздатовской”

литературы, например журнала “Синтаксис” (редактор - поэт Е.Гинзбург,

осужденный в 1960 г.), деятельность “антисоветчиков” первого поколения

диссидентов - Б.Галанскова, В.Буковского, Э. Кузнецова и др.

Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты

учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно, создавались

институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много

в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР

приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра -

Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе

Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране

исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был завершена постройка самого

мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона.

В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский

центр - Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность

получили работы советских физиков - академиков Л.Д. Ландау, М.А.

Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось

производство отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и

прикладное значение имели работы академиков Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша,

М.А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза,

теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.

Отставка Хрущева

1962-1964 гг. остались в памяти многих людей как годы внутренних

неурядиц и роста напряженности. Ухудшилось продовольственное снабжение

растущего городского населения. Резкое повышались закупочные цены, которые

стали обгонять розничные.

Симпатии простых людей к Хрущеву стали ослабевать. Осенью 1963 г.

разразился новый кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. целина ничего не

дала. Появились талоны на хлеб. Повышение цен, появление новых дефицитов

было отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в целом.

Темпы роста промышленности и технический прогресс стали замедляться.

Обнаружившиеся сбои в работе промышленности Хрущев и его окружение

пытались выправить путем дрейфа к воссозданию централизованной

бюрократической командно-административной системы сталинского типа.

Хрущев, с одной стороны, стремился перестановками в верхних эшелонах власти

улучшить ситуацию в экономике, а с другой - столкнуть две части

партаппарата, чтобы политикой "разделяй и властвуй" обезопасить самого

себя. Стали делиться обкомы, комсомольские и профсоюзные организации. Вся

реформа свелась к раздуванию аппарата партийных и государственных органов.

Распад власти был налицо.

Утрата Хрущевым личной популярности, поддержки со стороны партийно-

хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интеллигенции, отсутствие

зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли роковую роль

в деле проведения антибюрократических реформ. Да и проведение реформ

проводилось антидемократическими путями. Большая часть народа в них не

участвовала. Реальные решения принимались весьма ограниченным кругом

высших политических руководителей. Естественно, что при неудаче вся

политическая ответственность падала на человека, занимавшего первый пост в

партии и правительстве. Хрущев был обречен на отставку. В 1964 г. он

попытался активизировать реформаторскую деятельность, распорядившись

начать подготовку проекта новой Конституции СССР.

Бурные последствия преобразования в СССР, непоследовательные и

противоречивые, они все же сумели вырвать страну из оцепенения

предшествующей эпохи. Партийно-государственная номенклатура добилась

укрепления своих позиций, однако недовольство беспокойным лидером в ее

рядах нарастало. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной

номенклатурной "оттепелью". Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за

"светлое будущее", при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо

общественных потрясений избавиться от Н.С.Хрущева. Он был обвинен в

"волюнтаризме", снят со всех постов и отправлен на пенсию.

15 октября 1964 года опубликованное в советских газетах короткое

коммюнике сообщило, что состоявшийся накануне пленум ЦК "удовлетворил

просьбу товарища Хрущева Н.С. об освобождении его от обязанностей первого

секретаря ЦК, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров

СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья".

Отставка Хрущева была результатом заговора. 30 сентября, последовав

совету своих коллег по руководству страной, Хрущев, который провел в

течение 1964 года 135 дней в официальных зарубежных поездках, отправился

в Сочи на отдых. Воспользовавшись его отсутствием, коллеги Хрущева

собрали 12 октября заседание Президиума, а 13-го - пленум ЦК КПСС. По

возвращении 13 октября в Москву Хрущев сразу же предстал перед

Президиумом, от имени которого, с требованием отставки первого Секретаря

ЦК КПСС, выступил Суслов. Хрущев, возможно, еще надеялся восстановить свое

положение через ЦК, как это было в июне 1957 года, но ЦК уже заседал, и

его решением стало отстранение Хрущева прямо со следующего дня от всех

занимаемых им должностей, которые были немедленно переданы подготовившим

его смещение людям: Брежнев занял пост первого секретаря ЦК КПСС, а

Косыгин возглавил правительство.

Отставка Хрущева завершила двухлетний период, в течение которого его

авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывались под

вопросом.

Либеральная интеллигенция никогда не скрывала своего пренебрежительного

отношения к Хрущеву. Да, она приветствовала разоблачения, сделанные на

ХХ и ХХII съездах КПСС, однако, после начавшихся весной 1963 года

"заморозков" в сфере культуры, уже не обольщалась действиями первого

секретаря ЦК КПСС.

Не считая заговора ближайшего окружения Хрущева, одной из решающих

причин его отставки стала оппозиция части партийно-хозяйственных кадров,

обеспокоенных его бесконечными реформами, которые постоянно угрожали их

карьере, стабильности положения и привилегиям.

Безоглядные начинания Хрущева восстановили против него экономистов-

реформаторов, опала Жукова и сокращение армии - военных.

В своей совокупности недовольство самых разных социальных слоев

общества стало для Хрущева роковым. Не столько заговор против первого

секретаря ЦК КПСС узкого круга лиц, сколько провалы в политике,

бунт аппарата на фоне равнодушия общества и его интеллектуальной элиты

привели его к поражению.

Экономическая реформа середины 1960-х гг.

и причины ее неудач

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере

экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их

шло с самого начала под воздействием административно-командного образа

мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления

промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем

их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около

100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической

реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о

которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и

незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших

сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности

труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей,

доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального

стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за

использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода,

введение продналога в промышленности; финансирование промышленного

строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи

кредитов; недопущение изменения планов без согласования с

предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.

Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась

выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её

осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате

которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что

она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса

демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом

основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что

большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в

сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства.

Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность,

господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими

предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы

оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение

западносибирских источников нефти позволило организовать значительный

экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление

негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм

планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших

масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного

управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и

изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства,

создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-

промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные

бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание

территориально-производственных комплексов и форсированное развитие

отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа

над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по

развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-

Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа

и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами.

Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того,

чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования.

От предприятий постоянно требовали увеличения производственных

показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой

самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более

20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета,

требовались постоянные денежные вливания в экономику.

Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые

коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии,

так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего

и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции

затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х

гг. было автоматизировано только 15% предприятий.

В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много

усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой

разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского

Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в

сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение

закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было

решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством

к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета.

Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в

магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов.

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в

старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие

межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель

не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной

техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и

колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское

хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х

годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд.

рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю

самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в

конечном результате своего труда.

Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных

деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С

1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском

хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта

продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна

вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном

состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную

продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не

затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего

хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная

проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде

были введены продовольственные карточки.

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика

мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным

содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и

дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она

содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового

поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений;

ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной

безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со всеми

государствами.

В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно-

стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее

накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб

человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки -

ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка: качественно новый этап развития международных отношений,

который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного

доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения

силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более

тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса

разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими

державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской

войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей,

океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в

разрядку).

1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем

уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в

США).

2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и

США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по

мирному использованию атомной энергии".

3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным

шагом человечества на пути к безопасности).

- договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.),

ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки

наращивания стратегических вооружений;

- Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150

килотонн) (1974 г.);

- Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Вьетнамская война.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во

Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные

силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.).

1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился

прекращения бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных

вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР,

Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в

Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на

основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции

был урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода,

заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в

Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады)

подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация,

содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как

суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой,

нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное

урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав

человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств,

добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др.

Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом,

или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет

советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд

недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность

о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за

вооружением.

СССР и страны социализма.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи,

так и недостатки. Несомненными успехами стали:

а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных

процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере

(газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г.

СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества,

рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по

1985 г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80-

е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в

основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический

консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,

существовали социалистические государства, проводившие независимый

внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские

отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с

Югославией (политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию

между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния.

Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый

внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя

политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому

советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки:

а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих

встречах руководителей.

б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в

Чехословакию, для подавления «контрреволюции».

в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с

целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на

границе в 1969 г.

д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х

- начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от

опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и

внешней политики.

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были

наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым

странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша

страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь

заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов,

заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих

стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего

мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского

руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой

изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.

1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе

нейтронное оружие.

2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии

крылатые ракеты среднего радиуса действия.

3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего

радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает

строительство авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами

являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков

всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая

концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран

Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное

сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в)

понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979

г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат,

35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую

агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном

составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет

СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней

дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за

1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против

Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило

около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству

деятелей и законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985

г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в

7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5

раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные

взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны";

военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического

лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:

- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);

- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100

баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной

напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964-

1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг.

- Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко

ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во

второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.

Социальная и духовная жизнь в СССР

в 1965 - 1985-х гг.

Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий

класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-

государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение

наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные

противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование,

бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды

потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост

продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.

Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным

обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации

(привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности,

пьянства, массовость мелких хищений.

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг.

характеризуется:

Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.

Идеологизацией науки и культуры.

3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом,

жесткой официальной линией.

4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных

комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием

инакомыслящих.

6. Ограничением на знакомство с западной культурой.

7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми

сферами общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.

Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная

оппозиция) - развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с

режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод;

приверженцы принципа самоценности человеческой личности.

1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с

коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу

разрушения СССР).

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация

демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и

групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту

прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат")

и т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции -

художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу.

В письме речь шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о

недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники

правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с

вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В середине 70-х

гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению

хельсинских соглашений.

3. Классификация движения:

а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль,

Синявский, Сахаров и др.);

б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;

в) религиозная оппозиция;

г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина,

Закавказье);

д) молодежная оппозиция.

4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные»

и «враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов:

ссылка (Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и

др.), психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства

(Вишневская, Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский,

Неизвестный, Солженицын, Ростропович и др.). Преследованиям подвергались

сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным

«системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в

расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период

«гласности».

Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки

Советского общества в 1985 - 1991 гг.

Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя

разбалансированность советского хозяйства по основным пропорциям (группам

"А" и "Б"), между потреблением и накоплением, доходами и материальными

ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической

ситуации в стране. До середины 80-х годов этой разбалансированности не

придавалось должного экономического значения, поскольку командно-

административная система «амортизировала» ее отрицательные последствия

путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким

контролем над ценами, проведением денежных реформ, реализацией

практически замороженных займов, распродажей нефтяных, газовых и других

богатств страны и т.д. Это привело к созданию условий снижения темпов

социально-экономического развития советского государства. Отрыв от наиболее

развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества

продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении

современной техники и технологии стал увеличиваться.

Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в

развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным

за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и

сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не

на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания.

Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества,

прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и

нравственные ценности.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая

смена высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.),

К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие

посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС

стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к

переменам.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум

ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума

стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны.

Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов

снижение экономических развития и усовершенствования структуры управления

народным хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под

лозунгами «ускорение»,«перестройка», «гласность».

Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста

(не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная,

жилищная и т.д.).

Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и

машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм

трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной

дисциплины;

Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с

нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не

была подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные

капитальные вложения и социально-экономические преобразования.

Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на

советское государство.

Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех

сферах общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику,

государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру

и духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.

1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В

начале (1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней

подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление

идеологии.

2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция,

бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной

массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный,

чайный и др.).

3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым

шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии

(объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым

коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое -

май 1987 г. - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального

аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили

право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации.

Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988

г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся

кооперативном секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую

деятельность.

Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план,

определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не

работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми,

снабженческими, психологическими трудностями.

Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома

(отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным

подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство

всех форм хозяйствования).

Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов.

Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные

проблемы (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению

жизненного уровня и сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и

значительной части населения.

Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к

рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая -

сочетание плана и рынка (Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в постановлении

ВС СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990

г.). Вторая - альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала

создание основы рынка, поэтапной приватизации производства, формирования

частной собственности, сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин);

Третья - попытка объединить программы (Горбачев).

На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов:

об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях

в СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики

становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода

составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в

стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность

рубля, усиливался «черный рынок».

Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были

шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым

подает в отставку. Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.