РУБРИКИ

Шарль Морис Талейран

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Шарль Морис Талейран

изменил своей политики, как ожидал Наполеон.

18 июню 1815 года кровопролитная битва под Ватерлоо покончила с

вторичным царствованием Наполеона[209].

Людовик XVIII был восстановлен на престоле, а Талейран через три

месяца получил отставку.

Но до этого ему пришлось уладить еще одно дело. Он был нужен для

новой дипломатической борьбы. Так назывался «второй» Парижский мир,

выработанный 19 сентября 1815 года, подтверждал прежний договор 30 марта

1814 года, кроме нескольких незначительных исправлений границ в пользу

союзников. На Францию налагалась контрибуция[210].

А 24 сентября 1815 года Талейран вышел в отставку.

Так закончилась блистательная карьера Талейрана на мировой

арене.

Наступали времена для Талейрана, когда он был не у дел. Но он

будет внимательно следить за происходящим.

После Венского конгресса, а потом после второго Парижского мира

стало всем ясно, что Талейран прекрасно сумел справиться с ролью

защитника Франции.

4. Последние годы жизни дипломата с мировым именем.

Освободившись от дел, Талейран занялся давно обдуманной им

операцией.

12 января 1817 года Талейран, окончательно удостоверившись, что

удален от участия в правительстве надолго, решил затеять выгодную продажу

одного ценного товара, и написал Меттерниху письмо. Он писал, что тайком

«унес» из государственных архивов громадную массу документов из

корреспонденции Наполеона. И хотя Англия и Россия, да и Пруссия, очень

много дали бы, даже пятьсот тысяч франков. Но он Талейран, во имя старой

дружбы к канцлеру Меттерниху, желает продать эти украденные им документы

только Австрии и никому другому. Не угодно ли купить? «Все - с

собственноручными подписаниями наполеона. В оригинале. Талейран дал

понять, что среди продаваемых документов есть кое-что австрийского

императора компрометирующее и, купив документы, австрийское правительство

– «могло бы или похоронить их в глубине своих архивов, или даже

уничтожить». Сделка состоялась. Талейран крайне бесстыдно обманул

Меттерниха, т.к. только 73 из проданных 832 документов были оригиналы,

подписанные Наполеоном. Хотя среди малоинтересной служебной трухи

Меттерних получил все-таки нужные ему неприятные для Австрии

документы[211].

Талейран был в отставке. Он внимательно следил за всеми

перипетиями политической жизни, но сам никакого активного участия не

принимал.

Занятие Талейрана в это время было – написание мемуаров и

бесконечные интриги с Лондоном. Об этом свидетельствует донесение Поццо-

де-Борго послу Ливену, датированное от 12 февраля 1816 года.

В нем Поццо-де-Борго сообщает о том. Что «английское

правительство ведет борьбу против первого министра короля герцога

Ришелье, намериваясь сместить его и поставить на его место кн.Талейрана»,

а потом в резкой форме пишет, что «в самом разгаре этих постыдных интриг

английский посол счел возможным дать его честь официальный обед. В день

рождения короля Франции[212]. Подобное поведение Талейрана объяснимо,

ведь Ришелье ставленником Александра I. А отношения Талейрана и

Александра I оставляли желать лучшего. К тому же Талейран не терпел

Ришелье и распускал слухи, якобы Александр дал ришелье в управление

сначала Новороссию и Крым, а потом Францию.

Но это были далеко не интриги в собственном смысле. Подобные

поступки можно объяснить «ехидством и подвохом» за свою отставку.

Политического поведения все более и более сближает его

с молодыми лидерами буржуазного либерализма, с Тьером и с Минье и со

старым вождем либеральных доктринеров Ройс-Колларом.

А в ожидании со времени смерти Людовика XVIII и восшествия на

престол Карла X, в 1829 году Талейран начал сближаться и с Герцогом Луи

Филиппом Орлеанским, кандидатом на престол.

27 июля 1830 года вспыхнула революция, снеся, прочь престол

Карла X.

Талейран послал записку сестре Луи Филиппа, герцога Орлеанского,

с советом – не терять ни минуты и немедленно встать во главе революции,

свергавшей в этот момент старшую линию династии Бурбонов.

Положение Луи Филиппа на первых порах было нелегким, в

особенности же перед лицом иностранных держав[213]. Отношения с Россией

были окончательно испорчены, оставалась Англия. Куда в 1830 Луи Филипп

отправил послом старого Талейрана[214].

Вскоре положение Талейрана в Лондоне в 1830 году стало самым

блестящим.

В течение нескольких месяцев Талейрану удается восстановить

тесный контакт между Францией и Англией, да и вообще фактически управлял

Французской внешней политикой он, а не парижские министры, которых он

всегда удостаивал даже деловой переписки, а, к величайшему их

раздражению, сносился прямо с королем Луи Филиппом.

Главное. Что сделал Талейран во время своего пребывания на посту

посла Луи Филиппа в Лондоне, было участие в образовании Бельгийского

королевства. Это ему и удалось после долгих и трудных усилий на

Лондонской конференции европейских держав, созданной по его настоянию.

17 мая 1838 года князь Талейран - Перигор скончался[215].

Так закончилась великолепная эпоха великолепного политика.

Конференция в Лондоне многими исследователями считается также блестящим

делом Талейрана и ставится по значительности в один ряд с Венским

конгрессом.

ГЛАВА V

Методические приемы использования материалов дипломной работы в

школе.

1. Методика использования материалов в школьном курсе

«История Нового времени»

Сегодня существует бесчисленное множество учебников по Новой

истории, рекомендованных Министерством Образования для обучения. Каждый

из этих учебников имеет свои плюсы и минусы.

В распоряжении учителей Владимира и области имеются следующие

учебные пособия по Новой истории:

-В.О. Пунский, А.Я.Юдовская «Новая история 1640-1870»М.,1994

Уч. Для 9-го Кл. ср. школы

Учебник написан, на мой взгляд, сухим, академическим языком с позиций

классовой борьбы, который труден для понимания. Но, несмотря на это

достоинством является то, что учебник дает сведения, выходящие за пределы

школьной программы, есть выдержки из источников, вопросы, даваемые после

параграфа, направлены не только на голое воспроизведение материала, но и

на обсуждение проблем истории, на развитие аналитических способностей.

Материалы моей дипломной работы можно использовать в главе V

«Образование и крушение Империи Наполеона Бонапарте» параграф21 пункт

«Завоевательные войны консульства и империи», где на стр.125 есть

информация о Тильзитском мирном договоре Наполеона и Александра I , хотя

информация о встрече 2х императоров здесь ничтожно мала. В параграфе 22

«Разгром Империи Наполеона. Венский конгресс» на стр.129 есть краткая

биография Ш.М.Талейрана.

-О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир с древнейших времен до

Х1Х в.» М.,2001 Уч. Для 10-го Кл. ср. школы

Учебник новый и является экспериментальным для общеобразовательной

школы. Материал, изложенный в учебнике, отличается от других обыкновенных

учебников. История Нового времени изложена в тесной связи Запада и

Востока. Интересно и то, что авторы предлагают учащимся самим

сформулировать проблему и помогают ее решить с помощью источников,

сравнивая тексты и проводя аналогии между отдельными фактами истории. В

конце каждой главы имеется раздел «Подведем итоги», где изложен кратко

весь материал главы и даны вопросы для повторения и обсуждения.

В главе VII «Запад в XIX веке. Становление индустриальных

цивилизаций» в параграфе 34 «Эпоха Наполеоновских войн» на стр.255 есть

упоминание о Тильзите, а упоминания о Веском конгрессе вообще нет.

Говорится только, что «после низложения императора Наполеона на престол

были возвращены Бурбоны».

-Н.В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с

древнейших времен до конца Х1Х в.» М.,2001 Уч. Для 10-го Кл. ср. школы

Учебник довольно неплохой, к тому же я преподавала по нему во время

школьной педпрактики. Язык изложения очень легкий для запоминания в 10м

классе. Но к достоинствам этого учебника стоит отнести то, что все важные

события всемирной истории освещены, хотя и в очень сжатой форме.

Существенным недостатком учебника является то, что вопросы в конце

параграфа направлены на воспроизведение материала, а не на его анализ,

что необходимо в 10м классе.

В главе 10 «Время потрясений и перемен» параграфе 39-40

«Наполеоновские войны. Отечественная война 1812г.» в пункте

«Завоевательные войны Наполеона» на стр.292 есть информация о встрече в

Тильзите двух императоров очень полная (изложены все цели императоров,

результаты встречи), есть также упоминание, что главную роль в Тильзите

принадлежала Ш.М. Талейрану министру Наполеона. А в пункте «Крушение

Империи Наполеона» на стр.295 о Талейране и его деятельности есть

следующее упоминание: «По инициативе министра иностранных дел Франции

Ш.М. Талейрана, созданный Наполеоном сенат проголосовал за низложение

императора и восстановлении Бурбонов». В пункте о Венском конгрессе

информации почти нет, ни целей держав, ни результатов Конгресса нет.

-А.Я.Юдовская, П.А. Баранов «Новая история 1500-1800»М.,2000

Уч. Для 7-го Кл. ср. школы

-А.Я. Юдовская, П.А. Баранов «Новая история 1800-1918»М.,1998 Уч.

Для 8-го Кл. ср. школы

Учебники дополняют друг друга. Язык изложения доступен для учеников 7-

го и 8-го классов. Хочется отметить, что очень большое внимание уделено

зрительной опоре. Так цветом и специальными знаками выделены вопросы в

конце параграфа, тексты источников, таблицы, выводы. Используется большое

количество иллюстраций, на форзаце учебника есть таблицы важных дат и

событий.

В этом учебнике тема моей дипломной работы изложена лучше всего.

Здесь в главе II «Строительство новой Европы» есть неоднократное

упоминание о деятельности Талейрана. В параграфе 7 « Консульство и

образование наполеоновской империи» на стр.70 есть пункт «встреча двух

императоров в Тильзите» изложен довольно подробно: есть и цели, и ход

встречи, и результаты, а также упоминание о Ш.М. Талейране. В параграфе 8

«Разгром Империи Наполеона. Венский конгресс» на стр.74-75 в пункте

«Венский Конгресс 1814-1815. Священный союз» есть краткая биография

Ш.М.Талейрана.

- Р.Ю.Виппер «История Нового времени» М.,1999 Уч. Для старших классов

ср. шк.

Данный учебник представляет собой скорее справочник по истории Нового

времени, он отражает современный уровень развития исторической науки. Ряд

сложных проблем изложен очень доходчиво и на высоком научном уровне в

сравнении со всеми Европейскими странами, в которых произошли подобные

события (например, события во Франции освещаются параллельно с событиями

в Бельгии и Пруссии). Учебник написан живым образным языком, поэтому

учебник интересен для обучения. Но недостаток то, что нет разбивки на

параграфы и нет вопросов в конце каждого пункта, и это становится задачей

учителя.

В учебнике Виппера есть только информация о Венском Конгрессе, но о

деятельности Ш.М. Талейрана нет ни слова. Подробно описаны цели, ход и

результаты конгресса.

-Н.И.Ефимов «Новая история для 8-го класса средней школы» М.,1983

Учебник написан в духе классовой борьбы ,и поэтому в тексте параграфа

можно часто встретить упоминания об узурпаторах, об эксплуататорах,

национально-освободительной борьбе против буржуев.

В этом учебнике упоминания о Венском Конгрессе также ничтожны только

в главе III «Эпоха наполеоновских войн» в параграфе 17 в пункте

«100дней Наполеона. Венский Конгресс. Священный союз» говорится только о

том, что «на престол Франции была возвращена законная справедливая

династия Бурбонов, кто будет защищать интересы французских трудящихся».

-«Книга для чтения по Новой Истории 1640-1870» //Н.Е.Овчаренко

М.,1992 9-йКл

Это пособие представляет собой историко-художественные очерки по

наиболее важным вопросам первого периода новой истории и выступает как

дополнение к учебнику.

Здесь подробно описан Венский Конгресс, подробно описана

деятельность не только Талейрана, но и Каслри, и Меттерниха. Здесь, на

мой взгляд, информация о Венском Конгрессе самая интересная и подробная.

Прочитав стр. 102-113, ученики способны будут объективно оценить события

Венского Конгресса и дипломатическую деятельность Ш.М. Талейрана на этом

Конгрессе.

Это еще не предел всех учебников, которые выпущены у нас в России и

для учителя порой бывает трудно выбрать лучший среди этого множества.

Так, качество излагаемого материала зависит от авторского коллектива,

отвечающего за выпуск учебного пособия, а также от того времени, в

котором мы живем. Необходимо отказаться от использования учебников

выпущенных в советский и перестроечный период. Также необходимо «списать»

учебники, которые не отвечают требованиям школьной программы и имеют

искажения и неточности в тексте параграфа. Программа школьного курса по

истории предполагает изучение Новой истории в 7м или 8м классах, а также

в 10м классе, как повторительно-обобщающий курс.

Таким образом, в данных учебных пособиях упоминаний о Талейране

либо вообще нет, либо они столь ничтожны, что столь малая информация не

может раскрыть всю многогранность и выдающиеся способности Шарля-Мориса

Талейрана, а дать материал большего объема не позволяют рамки урока. Но

историю нового времени, а именно историю Франции, можно изучать сквозь

призму жизни и деятельности Талейрана. Проанализировав эти учебные

пособия с точки зрения использования материалов дипломной работы на

уроках по новой истории, я пришла к выводу, что возможно использование

отдельных глав дипломной работы:

Глава II пункт 1 «Епископ Отенский и революция»

Глава IV «Вершина дипломатической деятельности Талейрана. Венский

Конгресс».

Например, в первом параграфе учебника В.О. Пунского, А.Я.

Юдовской[216] «Франция в XVIII века» в пункте «Сословный строй» можно

рассмотреть сословия и дворянство на примере жизни Ш.М.Талейрана. Так

как он сам происходил из Дворянского сословия, но многие годы принадлежал

к духовенству, поэтому его биография изобилует множеством интересных

фактов, связанных с жизнью этих сословий.

При изучении темы «Крушение Империи Наполеона. Венский Конгресс», эта

тема присутствует во всех учебниках, я бы провела не совсем обычный урок

с опережающим заданием. Это урок - ролевая игра «Суд над судьбой

Франции».

Перед тем, как приступить к изучению темы, связанной с Империей

Наполеона, я бы предупредила детей, что будет проведен урок подобного

типа, который

будет и зачетным по теме уроком. Необходимо с самого начала разделить

детей на 4 группы, каждой группе дается определенное задание:

1 группа: Представители обвиняемой страны (подсудимые-защитники).

Здесь и Наполеон, и Талейран, и представители Бурбонов.

Задание: собрать все необходимые для защиты доводы. Ваша цель -

спасти страну, оставив ее неделимой любой ценой.

2 группа: Представители стран – победительниц (Обвинители) Здесь

представители России (Александр I), Австрии (Карл Гарденберг) и Англии

(Роберт Каслри).

Задание: Ваша цель доказать вину Наполеона и наказать страну за эту

провинность.

3 группа: Группа присяжных заседателей, кто должен вынести вердикт.

Здесь достаточно 4х человек.

Задание: Подготовить результаты Венского конгресса, объявив их также

в игровой форме.

Еще необходимое условие: каждый ученик должен участвовать на

«Конгрессе». Также если в школе есть театральный клуб, то можно данный

урок даже сделать костюмированным. Подобные уроки направлены не только на

изучение нового материала, но также на повышение мотивации изучения

истории, на развитие творческих способностей ребят, на Развитие умений

отстаивать свое собственное мнение.

Необходимо отметить, что материалы дипломной работы можно

использовать на протяжении всего изучения темы. Здесь надо помнить только

о том, чтобы не переборщить, и учитывать психологические способности

учащихся. Результативность подобного комбинирования информации диплома и

учебника во многом зависит от опыта, творческих способностей и желания

учителя разнообразить уроки истории новыми формами работы, новой

информацией, ведь жизнь этого талантливого человека не может не

заинтересовать учеников при правильном изложении материала.

2. Методика использования материалов дипломной работы в школьном

курсе «История России»

Некоторые моменты из жизни и деятельности Талейрана можно

использовать не только на уроках по Новой Истории, но также в школьном

курсе «история России ХIХ в », который проходится в 8м и 10м классах. По

истории Отечества существует также великое множество учебных пособий,

рекомендованных для обучения в общеобразовательной школе. Я смогла

обнаружить несколько учебников по истории России и проанализировала их.

Е.Н. Захарова «История России XIX – начала XX в » М.,1998 Уч. Для 8-

го класса средней школы.

Данный учебник очень интересен с точки зрения построения материала.

Много цветных иллюстраций, вопросы для обсуждения и тексты источников

выделены отдельным шрифтом (что удобно для зрительного восприятия). В то

же время курсивом выделены даты и понятия. Вопросы к каждому параграфу

помогают учащимся: 1) ставить цели и задачи урока, 2) задавать логические

задания и создавать проблемные ситуации, 3) выносить наиболее сложные

вопросы по мере необходимости в качестве письменных домашних заданий, 4)

проводить аналогии между отдельными событиями, 5) нацеливать на изучение

новых тем.

В главе I «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 4 «Внешняя

политика. Начало войны 1812г.» и 5 «Отечественная война 1812г.»

рассмотрены русско-французские отношения в 1805-1807гг. и в 1812-1815гг.

Подробно рассмотрена встреча двух императоров в Тильзите, даже даны

выдержки дневника Александра I о ходе встречи. Подробно описаны цели

каждого из императоров, обстоятельства встречи, условия договора и

результаты переговоров. Хотя упоминания об имени Талейрана нет (только

говорится о том, что проект договора в Тильзите был составлен министром

иностранных дел Наполеона).

Учебник А.А Даниловой, Л.Г. Косулина «История России XIX в»

М.,2000 //для 8-го класса

Учебник предлагает на рассмотрение ряд проблем истории России 19-го

века; содержит выдержки из источников, краткие сведения об отдельных

исторических личностях, вопросы заставляют не только воспроизводить

материал учебника, но и обсуждать наиболее важные вопросы истории. В

конце каждого параграфа есть словарь слов и понятий, необходимых для

запоминания.

Информация и о Тильзите, и о Венском Конгрессе ничтожно мала.

Упоминание только о «добрых» намерениях Александра I, а на значительный

вклад в развитие русско-французских отношений Ш.М. Талейрана нет даже

намека.

И.А.Федосов «История Отечества 8 класс» М.,1991

Авторы учебника освещают историю XIX века. Хорошим помощником в

преподавании являются иллюстрации, разнообразные по содержанию, жанровой

принадлежности, технике исполнения. На форзацах учебника выделены

основные даты курса. В конце параграфа есть тексты источников для

обсуждения.

В главе I параграфе 1 «Внутренняя и внешняя политика самодержавия

1801-1812гг.» на стр.11 рассказывается о причинах заключения Тильзитского

мира и его последствиях для России, а вот о ходе переговоров, а

следовательно и упоминаний о деятельности Талейрана нет. В параграфе 4 «

Подъем народной войны. Наступление русской армии» есть только замечание,

что «в конце 1814г. в Вене был созван мирный конгресс, который должен был

определить послевоенные границы европейских государств». Больше никаких

упоминаний о деятельности Венского конгресса, не говоря о дипломатической

деятельности Ш.М. Талейрана.

«История России 1682-1861» // О.В.Волобуева М.,1996

Учебное пособие по истории России XVII – первой половины XIX века

содержит принципиально новые подходы к изучению и интерпретации событий

этого времени. Значительная часть вопросов и заданий ориентирована на

творческую работу с учебником, развитие исторического мышления

школьников, на формирование у них, предусмотренных программой умений и

навыков.

События первой половины XIX века рассмотрены в главе VI «Мечты и

реальность в царствование Александра I (1801-1825)». В параграфе 36

«империя против империи» на стр.352-353 очень обстоятельно рассмотрены

переговоры в Тильзите. И опять-таки о Талейране и его участии в этих

переговорах ни слова. А в параграфе 39 «Россия в Европе» довольно

подробно освещено подписание Парижского мирного договора, к которому

Талейран имел непосредственное отношение.

«История России с древнейших времен до середины XIX века» // В.А.

Федорова Учебник для 10го класса средней школы.

Авторы учебника очень подробно изложили историю России этого периода;

в основе изложения проблемный метод. В учебнике учтены новейшие

достижения исследовательской литературы по отечественной истории. Учебник

отличают новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов.

Глава 2 посвящена событиям внутренней и внешней политике первой

половины XIX века. В параграфе 2 рассмотрены основные вехи внешней

политики того периода. На стр.52-53 подробно рассмотрена встреча в

Тильзите. Но никаких имен кроме Александра I и Наполеона опять-таки нет,

а вот на стр.54-55 даже есть пункт « Русско-французские отношения 1808-

1812гг.». Это единственное учебное пособие по истории России, в котором

есть упоминание о свидании двух императоров в Эрфурте и участии там Ш.М.

Талейрана. Упоминается имя Талейрана и при описании Венского Конгресса и

участии его при составлении Парижского Мирного Договора.

В.И. Буганов, П.Н.Зырянов «История России конец XVII-XIX века. 10

класс» М.,1997

Материал учебника доступен для понимания в 10м классе. Методический

аппарат составлен с учетом современных дидактических, психологических и

методических требований. Основная цель вопросов и заданий –

активизировать мыслительную деятельность учащихся - достигнута. Но ни

необходимые для запоминания даты, ни понятия никак не выделены в тексте

параграфа. В 10м классе дети должны научится анализировать предлагаемые

тексты, к сожалению ни одного текста источника в учебнике нет.

В главе VII «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 56 - 57

«Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии» на

стр.141-142 есть пункт, посвященный Венскому Конгрессу, но опять

упоминаний о Талейране нет.

Проанализировав, я пришла к выводу, данные учебники отвечают

современным образовательным целям.

Если говорить о возможности использования материалов дипломной работы

в школьном курсе «История России», то она слишком мала. На уроке по

истории России можно использовать особенности русско-французских

отношений. Я вижу следующий план урока:

Урок-диспут с использованием художественной литературы.

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации

исторического материала и формированию у школьников ярких образов

прошлого. Художественная книга помогает поддержать внимание учеников,

способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений можно

привлечь для воссоздания колорита эпохи.[217]

Вопрос урока: Каков образ Франции в России? Образ Наполеона?

Изучение Русско-французских отношений на примере романа

Л.Н.Толстого «Война и мир». При подготовке к уроку учащимся я бы

предложила перечитать некоторые главы романа (том 3 главы 1,2 и том 4

эпиграф), в которых автор описывает Эрфуртское свидание Александра 1 и

Наполеона и заключение Священного союза, а также цели каждой из держав.

При подготовке к уроку необходимо учащимся предложить опорные вопросы

для работы с художественной литературой. Например:

Дети читают и анализируют историческое произведение с позиций

соответствия его исторической науке, рецензируют, самостоятельно работают

над текстом, подбирая примеры, составляя аннотации, отвечая на вопросы.

Например:

1. О каких исторических событиях описывает автор?

2. Что мы можем узнать из художественной литературы об этом

источнике?

3. Каково отношение автора к происходящим событиям?

На уроке обсуждаются результаты домашней работы.

2 вид урока - работа с источником.

В качестве источника я бы предложила «Парижский мирный договор»,

составленный Талейраном. Можно класс разделить на группы по странам

Россия, Франция, Австрия и Англия. Каждая из групп должна сначала найти,

пользуясь всеми другими источниками цели каждой из Великих Держав

(опережающее задание), а уже на уроке при работе с источником школьники

должны сначала выписать результаты конференции для каждой из держав,

потом представить их по каждой группе.

Таким образом, можно заключить, что материалы дипломной работы дают

широкую платформу для творческой работы и учеников и учителя.

3. Методические приемы использования материалов в курсе « История

мировых цивилизаций».

Любые знания – это строительный материал для создания индивидуальных

систем ценностей, которые основываются на общечеловеческих ценностях. И

чтобы знания действительно были полезны для человека, он должен их

осознать и пережить. Поэтому основной изъян стандартной методики обучения

и учебных текстов – отсутствие оснований для переживания учащимися

преподаваемого материала, что справедливо в отношении всех школьных

курсов.

Переживание материала для детей может обеспечить только интересная

информация, связанная с конкретными реально существующими или

существовавшими событиями и людьми. И чем колоритней, значимой фигурой

будет изучаемый персонаж, тем больше шансов у этой информации быть

осмысленной.[218]

Единственным учебником по истории мировых цивилизаций является

учебник В.М.Хачатуряна «История мировых цивилизаций с древнейших времен

до конца XIX века: 10-11 классы» М.,2000

В основе учебника Хачатуряна цивилизационный подход в его

сравнительной концепции. Учебник изобилует примерами текстов источников.

В основе проблемное изложение материала.

В качестве примера на уроках обществоведения(10й класс) может

выступать Шарль-Морис Талейран и его жизнедеятельность. В VII главе

учебника «История мировых цивилизаций» В.М.Хачатуряна, где рассказывается

о цивилизациях в эпоху нового времени в параграфе «Герои нового

времени» можно рассказать о жизни и деятельности Талейрана. Ведь он был

ярчайшим и в тоже время типичным представителем своего класса, своего

времени. Учитель должен создать некий образ чиновника, церковного

служителя, дипломата, аристократа того времени, который у детей будет

ассоциироваться с личностью Талейрана. При изучении данной темы можно

использовать практический урок с предварительным заданием – подготовить

доклады о различных представителях той эпохи (в том числе и о Талейране).

4. Методика использования материалов дипломной работы в Школьном

курсе « Человек и общество».

Уроки по предмету « Обществоведение» базируются на материале

учебника «Человек и общество» для учащихся 10 – 11х классов под редакцией

Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой А.Ю. Характеризуя учебник, можно

заметить, что материал учебника подобран интересно, затрагиваются многие

аспекты социальной жизни, язык изложения достаточно труден для понимания

школьниками, приводится мало примеров. Но что касается понятийного

аппарата, то он достаточно богат. Материал дипломной работы может быть

использован при изучении главы V « Социально – политическая

деятельность человека и развитие общества», в двух параграфах:

«Исторический процесс и его участники» и «Политическая деятельность».

На уроке могут решаться следующие вопросы:

1. Какое из понятий, приведенных в учебнике, более всего подходит для

характеристики министра Франции Шарля - Мориса Талейрана?

2. Какие результаты политической деятельности Ш.М.Талейрана подтверждают

вывод, что он был «исторической личностью»?

Эта тема может изучаться параллельно с темой « Отечественная война

1812г.» по истории России или с темой «Великая Буржуазная Революция во

Франции» по истории нового времени, важно чтобы дети были знакомы с

жизнью и деятельностью Ш.М. Талейрана

В пункте «Все ли средства хороши? »параграфа « Политическая

деятельность» приводятся несколько взглядов на соотношение политики и

морали. Мнения философов не могут обеспечить актуализацию данного

вопроса для учеников. Поэтому рассмотрение политической деятельности

Талейрана с постановкой таких вопросов, как «А как бы вы поступили в

этой ситуации? » могут восполнить недостающее звено в осмыслении и

переживании получаемой информации.

Итак, материалы дипломной работы, несмотря на то, что не могут быть

использованы как основа уроков по курсу «Обществоведение», могут дать те

дополнительные знания для учеников, разнообразить учебный процесс,

предоставив новые задания, которые способствуют лучшему усвоению

информации и повышению познавательной активности учеников.

5. Методические приемы использования материалов дипломной работы

во внеурочное время.

Для внеклассной работы со старшеклассниками хорошо бы подошла

интеллектуальная викторина «Умники и умницы». Цель проведения подобного

мероприятия: расширение кругозора школьников и повышение познавательного

интереса к учебной деятельности. Подобную игру можно провести в рамках

школьной олимпиады по истории.

ПРАВИЛА ИГРЫ: в игре принимают участие 3 команды произвольной

численности. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с

правилами игры, дает пояснения и список рекомендуемой литературы для

подготовки к викторине. В одном туре принимают участие по 3 игрока. Для

выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса.

«Красная» дорожка является самой короткой, содержит 2 вопроса,

неправильный ответ на любой из вопросов приводит к выбыванию из игры.

«Желтая» дорожка содержит 3 вопроса, но на один из вопросов ученик

имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным

очком.

«Зеленая» дорожка содержит 4 вопроса, на 2 из них можно ответить

неправильно.

Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша. Если игрок

отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также

ведется соревнование: за каждый правильный ответ зритель получает один

балл. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество баллов. Игроки не

участвующие в данном туре могут также отвечать на вопросы вместе со

зрителями.

Пред началом игры участники разыгрывают право выбора дорожки,

выполняя на время какое-нибудь задание( например, придумать эссе по

какому-либо вопросу).

ТЕМА может быть любая, но если учесть специфику этой работы, то тема

может звучать следующим образом: «ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ш.М.ТАЛЕЙРАНА И РОССИЯ».

Таким образом, подобное внеклассное мероприятие не только

способно разнообразить жизнь школьников, но и углубить знания об

известной исторической личности, такой как Талейран, причем детям

пришлось бы самостоятельно заниматься исследовательской работой.

Заключение.

Итак, несмотря на специфичность материалов дипломной работы, они

могут быть эффективно использованы не только в курсе «Новая история» или

«История России», но также в курсах «Человек и общество» и «История

мировых цивилизаций».

Данная работа освещает способы использования информации, содержащейся

в дипломной работе, в школьных курсах истории и обществознания. Грамотное

использование необходимых данных диплома позволяет сделать уроки более

интересными и насыщенными.

Заключение.

XVIII - ХIX века великое знаменательное время. А, как известно

великая эпоха рождает великих людей. И вот в конце XVII в. сначала при

революции, потом при вышедшем из недр революции военном диктаторе

Франции, на сцене в одной из главных ролей в великой исторической драме

появился утонченный, проницательный и талантливый аристократ - Шарль

Морис Талейран.

Таким образом, согласно проведенному исследованию в отношениях

Франции и России первой половины XIX века можно выделить 3 этапа:

1.1800- 1803 - Годы русско-французского сближения в результате

заключения секретной конвенции от 11 октября 1801 года между Францией и

Россией, подписанной Талейраном и графом Морковым. Нормализация

отношений с Российской империей становится одной из важных задач внешней

политики Франции. Это первый подобный союз, до этого союзы Франции -

России были основаны на личных интересах, а не государственных. Разрыв

произошел по вине Франции, так как союз с Россией ограничивал

захватнические планы Наполеона.

2. 1807-1809- годы франко - русского сближения в результате

подписания Тильзитского мирного договора. Этап мирного ожидания. Переход

от союза к партнерству между двумя великими державами. Очередной

разрыв произошел опять по вине Наполеона. Россия стояла на пути

завоевания Испании, так необходимой Наполеону.

3. 1814 – 1815 – годы партнерства России и Талейрана на Венском

конгрессе. Этот этап завершился созданием секретной антирусской коалиции

между Францией, Австрией и Англией, инициатором подобного союза выступил

теперь Талейран. Об этом союзе стало известно Александру I, который

разорвал всякие отношения с этим государством.

Это был последний союз Александра I с Францией.

Следует отметить, что все моменты сближения Франции и России были

необходимы в большей степени Франции, а именно Наполеону для претворения

своих агрессивных планов по захвату Европы. И каждый раз именно Франция

выступала инициатором подобных союзов. И это были скорее не годы союзов,

а годы франко – русского партнерства. Почти все франко – русские мирные

договоры имели своей целью, со стороны Франции, не допустить образования

антифранцузской коалиции.

Что касается Талейрана, то он явно недооценивал роль России в

международной политике. Возможности союза Франции с Россией для

укрепления мира и безопасности на европейском континенте он не

рассматривал. Отсталая феодально-монархическая Россия во главе с

Александром I представлялась ему опасным и достаточно сильным

евроазиатским монстром, в этом, пожалуй, и заключается главный просчет

Талейрана как великого дипломата. У Талейрана имелась своя

дипломатическая концепция, которая называлась «европеистская». Запад он

неизменно противопоставлял «варварскому» Востоку, самим богом якобы

предназначенному для угнетения и эксплуатации европейцами. В Европе же

необходимо сохранять равновесие сил (политических и военных) с помощью

сотрудничества и союзов главных европейских государств. Талейран разделял

традиционные взгляды дореволюционных Бурбонов, считая основным партнером

Франции Австрию. Но на определенных этапах своей деятельности глава

внешнеполитического ведомства Франции являлся активным сторонником англо-

французского союза. Неоднократно он выступал и за сближение французов с

Пруссией. Возможности союза Франции и России для укрепления мира и

безопасности на Европейском континенте он, как уже отмечалось,

недооценивал.

Что касается степени взаимовлияния дипломатии Талейрана и Александра

I, то следует заметить, что оно было значительным.

Обратим внимание на следующие факты: личное знакомство Талейрана с

Александром I; присутствие его на встречах императоров в Тильзите и

Эрфурте; отрицательное отношение к перспективе заключения «русского»

брака Наполеона, который впоследствии не состоялся; подготовка всех

важнейших франко-русских документов; «советы» Талейрана накануне войны

Наполеона против России.

«Советы» эти совпадали с курсом русской дипломатии, отвечали реальным

интересам дня и были притворены в жизнь.

Так в соответствии с предложениями Талейрана Россия заключила мирный

договор с Пруссией, о котором раньше Александр I не хотел и слышать.

По предложению Талейрана Александр I на Венском конгрессе поставил на

рассмотрение вопрос о правилах и формах работы международных конференций,

проект заранее был составлен Талейраном.

Александр I по примеру Талейрана провел реформу иностранных дел

(реформа Сперанского), идея и структура министерства иностранных дел

опять-таки была заимствована у Франции.

Шарль Морис Талейран был дипломатом нового буржуазного периода.

Именно он – аристократ по крови стал творцом новой дипломатии. Он

сформулировал ее основные принципы:

- отождествление интересов государства с национальными, а не

династийными;

- видение далеких перспектив сотрудничества;

- формирование системы двухсторонних и многосторонних договоров;

- применение новых принципов дипломатического давления, прежде

всего экономических;

- освобождение колониальных стран и тесное с ними сотрудничество:

экономическое и политическое.

- внешнеполитические союзы должны основываться на договорах о

взаимной обороне, а не нападении;

- за равновесие сил в Европе на основе взаимного торгово-

экономического сотрудничества, а с теми же государствами, которые в силу

своего географического положения или различий в принципах управления не

могут быть союзниками Франции, необходимо заключать временные соглашения

выгодные обеим сторонам.

К заслугам Талейрана следует отнести введение в понятие международных

отношений принципа легитимности, согласно которому ни одной короной, ни

одной территорией нельзя распоряжаться, пока ее законный владелец не

отказался от них.

В соответствии с предложениями Талейрана сложилась новая структура

министерства внешних сношений, сочетавшая территориально-региональный и

проблемный принципы. Дипломатия занимается теперь новыми для нее

вопросами, такими как династические, территориальные, консульские,

торговые, экономические или колониальные.

Таким образом, Талейран является «родителем» качественно новых

дипломатических принципов, новых отношений между Францией и Россией.

Исследовательская литература.

1.Борисов Ю.В. «Шарль Морис Талейран» М.,1989

2.Вандаль А. «Наполеон и Александр I» Спб.,1910

3. Виппер Р.Ю. «История нового времени» М., 1999.-406с.

4.Грачев В.Ф. « От Тильзита до Эрфурта. Восточная политика Наполеона в 1807

-1808гг.»// Ученые записки т.112 Рязань.,1971. Из истории международных

отношений XVIII – XX века. Сб.статей. – с.27-32

5.Грюнвальд К. «Франко-русские союзы» М.,1968

6.Дебидур А. «Дипломатическая история Европы» М.,1947 в 2х томах

7.Дебидур А. «Дипломатическая история Европы» М.,1995 в 2х томах

8.Зак Л.А. « Монархи против народов: дипломатическая борьба на развалинах

Наполеоновской Империи» М.,1966

9.Зак Л.А. «Монархи против народов» М.,1962

10.Искюль С. «Французская история XVII-XIX века» М.,1988 – с. 237

11.«Историография новой и новейшей истории» М.,1963

12. История Внешней политики России в первой половине XIX века» // Орлик

О.В. М.,1995

13. История дипломатии» в 3-х томах., М.,1959 т.1

14. История Франции//ред. кол. А.З. Манфред М.,1973 в 9ти томах т.1

15. Краснов И.Т. «Талейран»// Вопросы истории 1987 №2

16. Люпрессольский П.И. «Дипломатические отношения и борьба императора

Александра I с Наполеоном. Речь, читанная на торжественном акте по случаю

юбилея рождения Императора Александра I» 12/12 1877…(П.И.Л-м Б.М, и б.г.

97 стр.)

17. Манфред А.З « Наполеон» М.,1953, - с. 180

18.Манфред А.З. «Образование русско-французского союза» М.,1975

с. 462

19. Ковальченко И.Д. «Методы исторического исследования» М.,1987

20. Манфред А.З.«Наполеон Бонапарт» М.,1986

21.Олар А. « Политическая история французской революции. Происхождение и

расцвет демократии и республики» М.,1938

22.Погосян В.А. «Павел и Людовик XVIII» // Французский Ежегодник 1980-

М.,1982 34.Пономарев М.В. «К истории Тильзитского союза.» // Дипломатия и

война: вопрос истории международных отношений в новое и новейшее время

Сборник Ярославского Пед.Университета. Ярославль.,1998

23. Ревуненков В.Г. «Очерки по истории Великой Французской Революции:

падение монархии» М.,1989. – с.128.

24.Россия и Франция XVII-XIX вв.//Черкасов П.П. М.,1995

25.Русское историческое общество. СПб., 1888, Т.70

26.Сироткин В.Г. «Дуэль двух дипломатий» М., 1966

27.Сироткин В.Г. «Тильзитский мир» // Французский .Ежегодник 1962 М.,1964

28.Сироткин В.Г. «Ю.В. Борисов и его работа» // Новая и новейшая история

1986 №6

29..Сказкин В.Г. «Дуэль двух дипломатий» М.,1966

30.Сказкин В.Г. «Наполеон и Россия» М.,2001

31.Соловьв С.М. « Император Александр I. Политика –Дипломатия» -М.,1895- с.

183

32.Тарле Е.В. «Сочинения» в 12ти томах М.,1957 т.11

33.Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана» М.,1993

34.Тарле Е.В. «Талейран» М.,1992

35.Троицкий Н.А. «Александр I и Наполеон» М.,1994

36. INTERNET: 2003 Begin.ru http://www.begin.ru/ Талейран.

37. INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Военно-патриотический журнал» // 2004

№2 Измайлов И.И. “князь политики”

38.INTERNET: http:/www.yandex.ru/ революция во Франции в конце XVIIIвека

39.INTERNET: http:/www.yandex.ru/ революция во Франции конца XVIII века.

40.INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Тайная дипломатия и шпионаж в XVIII веке.

Князь Талейран.

41.INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский

42. INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Mediapolis_com_Ru - Анри де Сталь –

Жизнь Наполеона.

методическая литература.

1.Боголюбова Л.Н. Лабезникова А.Ю. «Человек и Общество» М.,1999.

2.Буганов В.И. Зырянов П.Н. «История России конец XVII-XIX века.10класс»

М.,1997.-303 с.

3.Волобуев О.В., Клоков В.А. «Россия и мир с древнейших времен до XIX века»

М.,2001.-416с. - Учебник для 10 и 11-х классов средней школы

4.Данилова А.А. Косулина Л.Г. «История России XIX века» М.,2000.-288 с.

Учебник для 8-го класса средней школы.

5.Ефимов Н.И. «Новая история для восьмого класса средней школы» М.,1983.-

158 с.

6. Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших

времен до конца XIX века» М.,2001.-400 с.

7. Захарова Е.Н. «История России XIX-началаXXвека» М.,1998.-302 с.

Учебник для 8-го класса средней школы.

21. «История России с древнейших времен до середины XIX века» М.,1998.-

752с. Экспериментальный учебник для старших классов.

8. Книга для чтения по Новой истории1640-1870гг.»// Овчаренко В.В. М.,1992.-

226 с. Учебное пособие для 9го класса

9. Лебедев О.Е «Цели школьного образования» // Преподавание истории и

обществознания в школе 2000 № 2

10.Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной

школе» //Вяземского Е.Е. М.,2000.-176с.

11.Пунский В.О., А.Я.Юдовская «Новая история 1640-1870»М.,1994.-320с.

Учебник для 9го класса средней школы.

12.Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе» М.,2000.-240 с.

13.Сухолет И.Н. «На каких принципах следует строить школьное

обществознание?» // Преподавание истории в школе. М.,2001,№4

14. Требования к историческому образованию учащихся в средней школе»// Л.Н.

Алексашкиной в журн. Методика преподавания истории в школе 2001 №2

15.Федосов И.А. «История Отечества для восьмого класса» М.,1991.-224с.

16.Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций с древнейших времен до

начала XX века. 10-11 классы» М.,1996.-400 с..

17. Юдовская А.Я., Баранов П.А. «Новая история 1500-1800» М.,2000.-256с.

Учебник для 7го класса средней школы.

18. Юдовская А.Я., Баранов П.А. «Новая история 1800-1918» М.,1998.-304с.

Учебник для 8го класса средней школы.

-----------------------

[1] Ф.Ф. Мартенс «собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с

иностранными державами» Спб.,1902 т. 13 - 15

[2] « Внешняя политика России XIX начала XX вв.» серия I том I М.,1960

[3] «Сборник документов по истории Нового времени Буржуазной революции XVII

– XVIII вв» М.,1992

[4] «Документы по истории Великой Французской Революции» в 2-х томах

М.,1999

[5] «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861г» //

Епифанова П.П. М.,1987

[6] Борисов. Ю.В. « Шарль Морис Талейран» Ростов – на - Дону.,2002 – с.

449

[7] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1993 – с.5

[8] Наполеон Бонапарт «Избранные произведения» М.,1963

[9] Орлов М.Ф. «Пророк. Французская капитуляция в Париже в 1814 году» //

Русская старина т ХХ Спб.,1877 (декабрь) – с. 29

[10] Стендаль «Записная книжка. Из записей для себя. 1801 – 1811» М.,2001

[11] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта де

Брока». Спб.,1892

[12] «Талейран и Александр I» // Н.К. Шильдера Спб.,1893

[13] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[14] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[15] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[16] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[17] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[18] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[19] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[20] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[21] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[22] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[23] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[24] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран Перигор князь Беневетский.

[25] Олар А. « Политическая история французской революции. Происхождение и

расцвет демократии и республики» М.,1938 – с. 37

[26] Искюль С. «Французская история XVII-XIX века» М.,1988 – с. 237

[27] «Историография новой и новейшей истории» М.,1963

[28] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1993 – с.8 -9

[29] Ф.Ф. Мартенс «собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с

иностранными державами» Спб.,1902 т. 13 - 15

[30] Соловьев С.М. «Император Александр I. Политика – дипломатия.» М.,1895

[31] Вандаль А. «Наполеон и Александр I» Спб.,1910

[32] Люпрессольский П.И. «Дипломатические отношения и борьба императора

Александра I с Наполеоном. Речь, читанная на торжественном акте по случаю

юбилея рождения Императора Александра I» 12/12 1877…(П.И.Л-м Б.М, и б.г.

97 стр.)

[33] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1993 – с.8 -9

[34]Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1993

[35] Тарле Е.В. «Талейран» М.,1992

[36] Тарле Е.В. «Сочинения» в 12ти томах М.,1957

[37] Борисов Ю.В. «Шарль Морис Талейран» М.,1989

[38] Краснов А.С. «О Талейране»// вопросы истории 1987 №2 – с.150-151

[39] Сироткин В.Г. «Ю.В. Борисов и его работа» // Новая и новейшая история

1986 №6 – с. 64

[40] А.З.Манфред «Наполеон Бонапарт» М.,1986

[41] Грюнвальд К. «Франко – русские отношения» М.,1988

[42] Сказкин В.Г. «Дуэль двух дипломатий» М.,1966 – с. 122

[43] Погосян В.А. «Павел и Людовик XVI» // Французский Ежегодник 1980

М.,1982

[44] Пономарев М.В. «К истории тильзитского союза: русско-французские

переговоры» // Дипломатия и война. Сборник Ярославского

Пед.Университета.,1998

[45] Грачев В.Ф. « Восточная политика Наполеона в 1807-1808гг. От Тильзита

до Эрфурта.// Ученые записки Рязанского Пед. Университета т. 112 .

Рязань.,1971 – с. 54- 87

[46] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1993. - с.28.

[47] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1993. - с.29.

[48] Tарле « Талейран: из мемуаров Талейрана». М, 1992. - с.13.

[49] Борисов. Ю.В. « Шарль Морис Талейран» М, 1988 г, с.9.

[50] Борисов. Ю.В. « Шарль Морис Талейран» М, 1988 г, с.9.

[51] там же, с.10

[52] Талейран «Мемуары», - с.94.

[53] Талейран «Мемуары», - с.89-92.

[54] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М. - с.40.

[55] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран». М. - с.11.

[56] Талейран. «Мемуары», - с.110.

[57] Борисов. Указанное сочинение, - с.12.

[58] Тарле Е.В. Указанное сочинение, - с.40.

[59] Талейран «Мемуары», - с.93-93.

[60] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран», - с.12-13.

[61] Талейран «Мемуары». М, 1959. - с.93-94.

[62] Талейран «Мемуары», - с.96-97.

[63] Там же, с.98.

[64] Талейран «Мемуары», с.98.

[65] Там же, с.99.

[66] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров…», - с.41.

[67] Там же, с.41.

[68] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран» , - с.13.

[69] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.41.

[70] Талейран «Мемуары». М., 1959 г, - с.101.

[71] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.42.

[72] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран», - с.13.

[73] Тарле « Талейран» М., 1992 г, - с.46.

[74] Борисов Ю.В. указ.соч. с.14.

[75] Ревуненков В.Г.«Очерки по истории Великой Французской Революции:

падение монархии» М.,1989. – с.128.

[76] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Мемуары Талейрана» гл.1

[77] Борисов Ю.В. «Ш.М.Талейран», - с.13- 15.

[78] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта де

Брока».Спб.,1892. – с. 28

[79] Талейран Ш.М. «Мемуары». М., 1959 г., с.130-131.

[80] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ революция во Франции в конце XVIIIвека

[81] Ю.В. Борисов «Ш.М. Талейран» М.,1989. – с.20-22

[82] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Военно - патриотический журнал» //

2004 №2 Измайлов И.И. “князь политики”

[83] Е.В. Тарле «Сочинения» М.,1957 ,т. 11, - с.31

[84] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Мемуары Талейрана» гл.1

[85] по INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Мирабо. Мемуары. О нем.»

1Е.В. Тарле «Талейран» М.,1992. – с.51

2 В.Г. Ревуненков «Очерки по истории Великой Французской Революции: падение

монархии» М.,1989. – с.154-155.

3 В.Г. Ревуненков «Очерки по истории Великой Французской Революции:

падение монархии» М.,1989. - 156

4 INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Мемуары Талейрана» гл.1

[86] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Военно - патриотический журнал» //

2004 №2 Измайлов И.И. “князь политики”

[87] Е.В. Тарле «Талейран» М.,1992. – с.54

[88] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта де

Брока».Спб.,1892. с. 40

[89] по INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «Мемуары Талейрана» гл.2

[90] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта де

Брока». Спб.,1892. с.436

[91] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта де

Брока». Спб.,1892. с.437

[92] «История Франции» в 3-х томах под ред. А.З.Манфреда М.,1973, т.1 – с.

16 -17

[93] там же., с.18

[94] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ революция во Франции конца XVIII века.

[95] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта де

Брока». Спб.,1892. с.57 -58

[96] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта

де Брока». Спб.,1892.с.437

[97] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», М.,1993. – с.53

[98] INTERNET: 2003 Begin.ru http://www.begin.ru/ Талейран.

[99] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[100] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М., 1993 г., с.55.

[101] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана». М., 1993 г., с.55.

[102] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран». М., 1989 г., с.38-39.

[103] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.55-56.

[104] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[105] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран». М.. 1989 г., с.41-42.

[106] Французская революция в показаниях современников и мемуарах Виконта

де Брока». Спб.,1892. с.442

[107] Борисов Ю.В. «Ш.М.Талейран». М.. 1989 г., с.42-43.

[108] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[109] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[110] Тарле Е.В. «Талейран», М., 1992 г.. с.42-45.

[111] Талейран Ш.М. «Мемуары», с.139.

[112] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[113] Борисов Ю.В. «Ш.М.Талейран». М.. 1989 г., с.50 - 51

[114] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.59.

[115] Талейран «Мемуары». М., 1959 г., с.141.

[116] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран». М., 1989 г., с.56.

[117] Талейран «Мемуары». М., 1959 г., с.143

[118] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[119] Борисов Ю.В. «Шарль Морис Талейран» М.,1989 с. 97-99

1 Борисов Ю.В. «Шарль Морис Талейран» М.,1989 с. 100 - 105

[120] Ф.Ф. Мартенс «собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с

иностранными державами» Спб.,1902 т. 13 с. 239 – 245.

[121] Материалы жизнеописания графа Н.П. Панина (1770-1837) Спб.,1890,т.2,

с. 462

2 Талейран Ш.М. Мемуары. // Тарле Е.В. Талейран. Из мемуаров Талейрана.

М.,1993, С.252.

[122] Борисов Ю.В. «Шарль Морис Талейран» М.,1989 с. 97-99

2 INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Наполеон «Избранное» гл.XX

3 INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[123] История дипломатии т.1 – с. 456

[124] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Тайная дипломатия и шпионаж в XVIII

веке. Князь Талейран.

[125] Ш.М. Талейран «Мемуары» с.161

[126] Соловьев С.М. «Император Александр I: политика и дипломатия» М.,1895

– с. 29

[127] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл.2

[128] Манфред А.З « Наполеон» М.,1953, - с. 180

[129] Наполеон Бонапарт. «Избранное» М„1986 – с.224

[130] Александр 1 представителю в Париже С.А. Колычеву 16/28/ апреля 1801

года//Внешняя политика России XIX-XX вв. М.,1960, сер.1,т.1, С.28.

[131] Русское историческое общество. СПб., 1888, Т.70, С.22.

[132] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл.2

[133] Ф.Ф. Мартенс «Собрание трактатов и конвенций..» Спб.,1902 – с 281 -

287

[134] Русское историческое общество. СПб.,1888, Т.70,С.37

[135]Русское историческое общество. СПб.,1888, Т.70, с.44

[136] Погосян В.А. «Павел I и Людовик XVI» // Французский Ежегодник 1980

М.,1982 – с. 209

[137] Англо-русская морская конвенция от 17 июня 1801 года//Внешняя

политика России XIX-XX вв.М.,1960,сер.1,т.1,С.44-46.

[138] Ф.Ф. Мартенс «Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с

иностранными державами» т 13 Спб.,1902 – с.277-279

[139] Тайная конвенция между Россией и Францией от 11 октября 1801 г // в

кн. Ф.Ф. Мартенса «Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с

иностранными державами» т 13 Спб.,1902 док.№408 – с. 263-264

[140] Наполеон «Избранные произведения « М.,1956 – с.228

[141] Наполеон «Избранные произведения « М.,1956 – с.245

[142] «Нота Российского Императора, посланная в Париж 24 марта 1804 года//

Внешняя политика – с.307-309

[143] Сироткин В.Г. «Дуэль двух дипломатий» М., 1966 – с.21

[144] Вандаль А. «Наполеон и Александр I» Спб.,1910 – с.11

[145] Наполеон «Избранные произведения « М.,1956 – с.269

[146] Грюнвальд К. «Франко – русские союзы» М.,1961 – с. 74

[147] Грачев В.Ф. « От Тильзита до Эрфурта. Восточная политика Наполеона в

1807 -1808гг.»// Ученые записки т.112 Рязань.,1971. Из истории

международных отношений XVIII – XX века. Сб.статей. – с.27-32

[148] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл. 2

[149] «История Дипломатии», с.472.

[150] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Mediapolis_com_Ru - Анри де Сталь –

Жизнь Наполеона.

[151] « История внешней политики России в первой половине XIX века». М.,

1995 г., с.93-94.

[152] « Акт перемирия между Россией и Францией, подписанный в Тильзите от 9

июня 1807г.// Собрание Мартенса Ф.Ф. т .15 док. №493 – с.310

[153] «Акт перемирия между Россией и Францией, подписанный в Тильзите от 9

июня 1807г.// Собрание Мартенса Ф.Ф. т .15 док. №493 – с.311 -313

[154] «История внешней политики России в первой половине XIX века», с.70.

3«отдельные и секретные статьи от 26 июня 1807г.//Хрестоматия по истории

СССР…», с.323

4 Соловьев С.М. « Император Александр I. Политика – Дипломатия» - с. 183

1 Сказкин В.Г. «Наполеон и Россия» М.,2001 – с. 119

2 Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран». М., 1989 г., с.231-232.

[155] Талейран «Мемуары», с.273.

[156]Сироткин В.Г. «Тильзитский мир» // Французский Ежегодник 1962 М.,1964

– с.62-63

[157] Пономарев М.В. «К истории Тильзитского союза.» // Дипломатия и война:

вопрос истории международных отношений в новое и новейшее время.

Ярославль.,1998 – с. 46-50

[158] Стендаль « из записей для себя», с.96-97.

[159] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Анри де сталь «Наполеон» гл XXXVIII

[160] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Талейран «Мемуары» гл.4

[161] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ Наполеон «Избранное» гл.ХХХ

[162] Соловьев В.М., указанное сочинение, с.202-203.

[163] Талейран «Мемуары», с.295.

[164] «история Дипломатии», с.486.

[165] Секретная конвенция, подписанная в Эрфурте в октябре 1808г //собрание

Ф.Ф. Мартенса

[166] «История Внешней политики России первой половины XIX века», с.70.

[167] «История Внешней политики России первой половины XIX века», с.73..

[168] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.102.

[169]Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.99-100.

[170] «Талейран: из мемуаров Талейрана» // Шильдер Н.К., - с.617.

[171] «Талейран – императору Александру. 15 сентября 1810 г.», // Н.К.

Шильдер – с.618-620

[172] «Черновой отпуск письма императора Александра – Талейрану»// Н.К.

Шильдер - с. 625

[173] INTERNET: http:/www.yandex.ru/ «о Талейране»

[174] «История Дипломатии», том I, с.401.

[175] Борисов Ю.В. «Ш.М. Талейран», с.257-258.

[176] Талейран «Мемуары», с.293-295.

[177] Борисов Ю.В., указанное сочинение. С.259-260.

[178] Талейран «Мемуары», с.301.

[179] «История Дипломатии», том I, с.491-492.

[180] конвенция о перемирии (от 11 апреля 1814)//Ф.Ф. Мартенс «Собрание..»

Док.№505 – с.217-223

[181] акт отречения императора Наполеона от престола. (от 30 марта

1814г)// Ф. Ф. Мартенс «Собрание..» Док № 502 - с.205-215

[182] Парижский мирный трактат ( от 18 мая 1814)// Ф.Ф. Мартенс

«Собрание..» Док.№506 – с. 218-228

[183] Зак Л.А. «Монархи против народов» М.,1962 – с. 96

[184] Зак Л.А. «Монархи против народов» М.,1962 – с. 118 -124

[185] «История Дипломатии», с.494.

[186] Талейран «Мемуары», с.305.

[187] Талейран «Мемуары», с.307.

[188] «История Дипломатии», с.495.

[189] Дебидур А. «Дипломатическая история Европы». М., 1947 г., том I,

с.56.

[190]Дебидур А. «Дипломатическая история Европы», с.59-64.

[191] Талейран «Мемуары», с.309.

[192] «История Дипломатии», с.498.

[193] Заключительный акт венского конгресса от 9 июня 1815г // Мартенс Ф.Ф

Док.№511- с. 272-277

[194] «История Дипломатии». С.500-501.

[195] Дебидур А. «Дипломатическая история Европы 1814-1878», в 2-х томах,

Ростов- на - Дону., том1, 1995 г., с.273.

[196] Орлов М.Ф. «Пророк. Французская капитуляция в Париже в 1814 году» //

Русская старина т ХХ Спб.,1877 (декабрь) – с. 175

[197] Орлов М.Ф. «Пророк. Французская капитуляция в Париже в 1814 году» //

Русская старина т ХХ Спб.,1877 (декабрь) – с.180.

[198] «История Дипломатии», с.538-539.

[199] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.175-200.

[200] «Донесение полномочного министра в Париже К.О. Поццо-де-Борго послу в

Лондоне Х.А. Ливену» // Внешняя политика России XIX-XX вв.»,

с.301-303.

[201] Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.205-209.

[202]« История Дипломатии», с.550.

[203]Тарле Е.В. «Талейран: из мемуаров Талейрана», с.210-219.

[204] В.О. Пунский, А.Я.Юдовская «Новая история 1640-1870» М.,1994 Стр.129

[205] М.Т. Студеникин «Методика преподавания истории в школе» М.,2000

[206] Сухолет И. Н. «На каких принципах следует строить школьное

обществознание?» // Преподавание истории и обществознания в школе. М.,2001

,№4, с.14

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.