РУБРИКИ

Петр I и исторические результаты совершенной им революции

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Петр I и исторические результаты совершенной им революции

пишет В. Мавродин, — без учета русской действительности, приводило к тому,

что неудовлетворенный деятельностью этих учреждений Петр их

совершенствовал, вводил новые, нагромождал одну канцелярию на другую,

удорожая и без того дорого стоивший государственный аппарат, создавал

сложную бюрократическую машину, носился с разнообразными "прожектами".

Никаких законов в эпоху Петра фактически не существовало. Указ

следовал за указом. Разобраться в них не было никакой возможности. Где

много временных законов, там не может существовать никакой твердой

законности. "Созданные из другого склада понятия и нравов, новые учреждения

не находили себе родной почвы в атмосфере произвола и насилия. Разбоями низ

отвечал на произвол верха: это была молчаливая круговая порука беззакония и

неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там. Внушительным

законодательным фасадом прикрывалось общее безнародье". По определению

Ключевского, — "под высоким покровительством сената казнокрадство и

взяточничество достигли размеров никогда небывалых прежде — разве только

после". Ну чем, скажите, не эпоха ленинско-сталинского административного

кабака. Замените всюду Петр — Сталиным и вы будете иметь точную картину

большевистских "реформ" в области управления.

II

Петр, исполненный презрения ко всему национальному, игнорировал весь

опыт русского самоуправления, широко развитого до него и стал перестраивать

всю русскую систему правительственных учреждений и систему русского

самоуправления на европейский лад. Петр учинил полный разгром всего, что

было до него. Петра в этом отношении перещеголяли только одни большевики.

Он не оставил камня на камне от выработанной в течение веков русской

системы управления.

Можете себе представить, какая сумятица бы получилась, если в Швеции

или Германии вся местная система управления была бы в корне уничтожена, а

вместо нее была создана выросшая в совершенно других исторических условиях

русская система. А Петр сделал именно это. Петр придерживался того же

принципа, что и большевики, что государство выше личности, идеи "пользы

государства как высшего блага". Это совершенно противоречило исконному

русскому принципу. До Петра Русь жила по "Правде Божией", после Петра

Россия стала жить по принципу западного абсолютизма — "Правде воли

монаршей". По взгляду Петра человек принадлежит государству, которое во имя

блага государства может поступать с человеком, как оно хочет.

Временную историческую меру Петр Великий постоянно превращал в

постоянный принцип, наносивший большой вред России.

"...Петр был прав только для себя, для своего момента и для своего

дела, — указывает Л. Тихомиров. — Когда же эта система закабаления народа

государству возводится в принцип, она становится убийственной для нации.

Уничтожает все родники самостоятельной жизни народа. Петр же не обозначал

никаких пределов установленному им всеобщему закрепощению государству, не

принял никаких мер к тому, чтобы закрепощенная Россия не попала в руки к

иностранцам, как это и вышло тотчас после его смерти".

Подводя итоги практическим результатам "реформ" Петра, Л. Тихомиров

выносит суровый приговор Петру, утверждая, что исключительный бюрократизм

разных видов и полное отстранение нации от всякого присутствия в

государственных делах, делают из яко бы "совершенных" учреждений Петра,

нечто в высшей степени регрессивное, стоящее и по идее и по вредным

последствиям бесконечно ниже Московских управительных учреждений.

Ключевский доказал, что русские самостоятельно, раньше иностранцев,

дошли до понимания выгодности единоличной власти в деле управления высшими

органами государства. Петр разрушил этот принцип. Единоличное управление

приказами было заменено коллегиями. При приказном строе все обязанности

выполняли русские, для коллегиального управления, конечно, нужны были

иностранцы. В 1717 году было учреждено 9 коллегий. Хотя президентами их

считались русские, фактически все управление центральными органами перешло

в руки вице-президентов — иностранцев. Камер-коллегией управлял барон

Нирод, военной — генерал Вейде, юстиц-коллегией — Бревер, иностранной

коллегией — еврей Шафиров, адмиралтейскою — Крейс, коммерц-коллегией —

Шмидт, Берг и мануфактур-коллегией — Брюс.

Со времен Петра земские старинные учреждения были упразднены.

Земские соборы исчезли. Непосредственное обращение народных учреждений и

отдельных лиц к верховной власти сокращено или упразднено. Московские люди

могли просить, например, об удалении от них воеводы и назначении на его

место их возлюбленного человека. Для нынешней "губернии" это невозможно,

незаконно и было бы сочтено чуть не бунтом. Да губерния не имеет для этого

и органов, ибо даже то общественное" управление, какое имеется повсюду —

вовсе не народное, а отдано вездесущему "образованному человеку, природному

кандидату в политиканы, члену будущего, как ему мечтается, парламента".

Была искажена и идея сотрудника Алексея Михайловича боярина Ордин-

Нащокина создать городские управления. Из магистратов тоже ничего не

получилось.

Учреждения организуются не для одних гениальных государей, а

применительно к средним человеческим силам. И в этом смысле учреждения

Петра были трагичны для России и были бы еще вреднее, если бы оказались

технически хороши. К счастью, они в том виде, как создал Петр, были еще

неспособны к сильному действию. Нельзя не согласиться со Львом Тихомировым,

что "управительные органы суть только орудие этого союза верховной власти и

нации. Петр же ничем не обеспечил самого союза верховной власти и нации,

следовательно отнял у них возможность контролировать действие управительных

учреждений, так сказать, подчинил всю нацию не себе, а чиновникам".

"Учреждения Петра были фатальны для России, — пишет Лев Тихомиров, —

и были бы еще вреднее, если бы оказались способными к действиям".

Петр устраивал истинно какую-то чиновничью республику, которая

должна была властвовать над Россией".

Во главе этой чиновнической республики, в итоге нелепого принципа

престолонаследия, введенного Петром I, в течения столетия стояли случайно

оказавшиеся русскими монархами люди. Эти случайные люди были окружены стаей

хищных иностранцев, которым не было никакого дела до России и страданий

русского народа.

Из Петровских коллегий ничего, конечно, хорошего не вышло, хотя они

просуществовали долго. Общий вывод Ключевского об административной

деятельности Петра следующий:

"Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом

нашей жизни. Правительственные ошибки, повторяясь, превратятся в

технические навыки, в дурные привычки последующих правителей, — те и другие

будут потом признаны священными заветами преобразователя".

"От государственной деятельности Петра не осталось и следа или

ненужный балласт, от которого долго не знали, как отделаться. Возьмем хотя

бы наш центральный правительственный механизм. Ключевский блестяще доказал

образцовое с точки зрения целесообразности устройство наших центральных

допетровских приказов. В них было много несообразностей, не было строго

выдержанной системы в смысле распределения дел, главным образом благодаря

постепенным историческим наслоениям, которыми народы, несомненно,

культурные, например, англичане, у себя из приверженности к родной старине,

дорожат, как зеницей ока. Но в наших приказах была самобытность и, что

важнее, в них культурно-отсталые русские собственным умом и опытом дошли до

принципа, до которого даже некоторые более культурные, чем мы, народы

додумались позже нас — принципа единоличной власти в постановке и

организации центральных исполнительных правительственных органов, принципа

единоличной министерской власти, ныне ставшего незыблемой политической и

правительственной аксиомой во всем цивилизованном мире. И вот это начало

самобытно нами выработанное и искусно проведенное в жизнь в приказной

системе центральных правительственных учреждений, близорукий недоучка Петр,

ничтоже сумняшеся, рушит и заменяет заимствованным из Швеции коллегиальным

устройством. Это устройство вплоть до Александра I-го или не клеится или не

соблюдается, с тем, чтобы при Благословенном быть замененным

министерствами, по существу ничем не отличавшимися от сто лет перед этим

охаянных и разрушенных допетровских приказов. Зато как при Петре, так и

поневоле при Александре I-м, русский народ оказывается в незаслуженном

положении все заимствующего извне, не способного ни к какой самобытной

творческой деятельности как в области своей общественности, так и

государственности".

В начале XIX века Петровские учреждения окончательно рухнули. Уже

печальная практика XVIII века свела постепенно к нулю "коллегиальный

принцип". Стройная французская бюрократическая централизация, созданная

Наполеоном на основе революционных идей, пленила подражательный дух

Александра I. При Александре I коллегии были заменены министерствами, то

есть правительство принуждено было вернуться назад к принципу единоначалия

в области управления, который был проведен в Московской Руси раньше чем в

Европе.

Рассмотрим и вопрос о целесообразности создания Петром новой

столицы. Очень важно помнить, что создание Северного Парадиза вдали от

центра страны не есть оригинальный замысел самого Петра. И в этом случае,

как во всех своих замыслах, он только реализовал иностранный замысел. Это

реализация старого польского замысла, который созрел в головах поляков,

которые уже в Смутное время видя, — по словам одного исследователя, —

"плотность боярской и духовной среды, замыкавшейся около государя, считали

необходимым для проведения своих планов вырвать царя из этой среды и

перенести царскую резиденцию из Москвы куда-нибудь в другое место". Дело в

том, — замечает исследователь, — что в Московской Руси "власть не

господствовала над крепким, исторически сложившимся государственным слоем,

а он сам держал ее в известном гармоническом подчинении себе". Польские

политики правильно рассчитали, что для того, чтобы уничтожить влияние

сложившегося веками государственного строя на верховную власть, столицу

нужно создать где-то на новом мосте, где бы власть не зависела от

политических традиций страны. Петр и выполнил этот польский план, как до

этого он выполнял замыслы немцев, голландцев, протестантов по разгрому

русского государства и русской культуры.

"Петровский Парадиз основан в северном крае, — писал Карамзин, —

среди зыбей болотных, в местах вынужденных на бесплодье и недостаток",

построенный на тысячах русских трупов, стал только могилой национальной

России. Петербургским генерал-губернатором был еврей Девьер — беглый юнга с

португальского корабля.

"Быть сему городу пусту", — пророчил Ф. Достоевский и его

пророчество исполнилось. Февральский бунт вспыхнул именно в этом чуждом

русскому сердцу городе, населенном космополитической по крови аристократией

и космополитической по своему духу, европействующей интеллигенцией.

XVII. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I — НИЖЕ ПОЛИТИКИ ПРЕДШЕСТВОВАВШИХ ЕМУ ЦАРЕЙ

Ключевский так оценивает внешнюю политику Петра: "Петр следовал

указаниям своих предшественников, однако, не только не расширил, но еще

сузил их программу внешней политики.

Внешняя политика Петра была нисколько не лучше внутренней: она была

такая же непоследовательная и нелепая, как и внутренняя.

"У Петра зародился спорт, — пишет Ключевский, — охота вмешиваться в

дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам немецкого

мира, Петр втягивается в придворные дрязги и мелкие династические интересы

огромной феодальной паутины. Ни с того, ни с сего Петр впутался в раздор

своего мекленбургского племянника с его дворянством, а оно через братьев

своих... поссорило Петра с его союзниками, которые начали прямо оскорблять

его. Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали

его друзей врагами, не сделав врагов друзьями, и он опять начал бросаться

из стороны в сторону, едва не был запутан в замысел свержения ганноверского

курфюрста с английского престола и восстановления Стюартов. Когда эта

фантастическая затея вскрылась, Петр поехал во Францию предлагать свою дочь

Елизавету в невесты малолетнему королю Людовику XV...

Так главная задача, стоявшая перед Петром после Полтавы решительным

ударом вынудить мир у Швеции, разменялась на саксонские, мекленбургские и

датские пустяки, продлившие томительную девятилетнюю войну еще на 12 лет.

Кончилось это тем, что Петру... пришлось согласиться на мир с Карлом

XII..." "Петр обязался помогать Карлу XII вернуть ему шведские владения в

Германии, отнятию которых он сам больше всех содействовал и согнать с

польского престола своего друга Августа, которого он так долго и

платонически поддерживал".

Управлять Россией Петру было некогда, он большую часть своего

времени то метался из одного конца страны в другой, то путешествовал по

Европе. Для того, чтобы править по настоящему Россией, у него просто не

хватало времени.

"Когда бросишь взгляд только на стол его корреспонденции с

Екатериной, — пишет Валишевский, — всего 223 письма, опубликованные

министерством иностранных дел в 1861 году, где видишь их помеченными и

Лембергом в Галиции, Мариенвердером в Пруссии, Царицыном на Волге, на юге

империи, Вологдой на севере, Берлином, Парижем, Копенгагеном, — то прямо

голова кружится.

...И таким образом всегда, от начала года до конца, с одного конца

жизни до другого. Он всегда спешил. В карете он ехал галопом; пешком он не

ходил, а бегал".

"Во все, что Петр делал, он вносил, — по словам Валишевского, —

слишком много стремительности, слишком много личной грубости, и в

особенности, слишком много пристрастия. Он бил направо и налево. И поэтому,

исправляя, все он портил..."

XVIII. МИФ О "ВОЕННОМ ГЕНИИ" ПЕТРА I

Война Петра I с Швецией была самой бездарной войной в русской

истории. Петр совершенно не обладал талантом полководца. Если в Смутное

время, не имея правительства, Русь выгнала поляков за 6 лет, то Петр I,

имея огромное превосходство в силах, воевал с Швецией 21 год. Войны Петра —

это образец его бездарности как полководца. О начале Северной войны историк

Ключевский пишет следующее: "Редкая война даже Россию заставала так

врасплох и была так плохо обдумана и подготовлена".

Начало Северной войны действительно одна из наиболее бездарных

страниц в истории русских войн. Но и дальнейший ход Северной войны был

также бездарен, как и ее начало. Во время Нарвской баталии Петру было 28

лет, его противнику Карлу XII — 18 лет. у Петра было 35 тысяч солдат, у

Карла всего 8 тысяч. И все же накануне битвы струсивший Петр покинул свою

армию, доверив ее авантюристу графу де-Круа, который в разгар битвы сдался

шведам вместе с остальными иностранными проходимцами, командовавшими

войсками Петра. В "Истории Северной войны" этот малодушный поступок Петра

Первого объясняется весьма неубедительно: Петр Первый покинул Нарву

накануне решительного боя, видите ли, "для того, чтобы другие достальные

полки побудить к скорейшему приходу под Нарву, а особливо, чтобы иметь

свидание с королем Польским".

Сколько же необходимо было войск для победы над 8-тысячным отрядом

Карла XII. Ведь Петр и так имел воинов больше, чем Карл, в пять раз. Под

Нарвой ведь были хваленые петровские войска. Северная война ведь началась

через 11 лет после восшествия Петра на престол. Этот срок совершенно

достаточный, чтобы улучшить армию, при отце Петра добившую окончательно

Польшу. И где, наконец, хваленый военный и организационный гений Петра?

Против 15 тысяч шведов Петр сосредоточил в Прибалтике 60.000 своих

солдат. В начале кампании воевода Шереметев, командовавший отрядом

дворянской конницы, разбил 8-тысячный отряд шведов. То есть старый

Московский воевода с помощью старой Московской кавалерии разбил такой же

отряд шведов, который не могли под Нарвой разбить 35 тысяч

"реорганизованных" Петром войск, и от которого в страхе бежал Петр.

Летом 1702 года не гениальный Шереметев вторично разбил

шеститысячный отряд шведов. От 6 тысяч шведов в живых осталось только 560

человек. Итак первые победы над шведами были одержаны не Петром, не его

реорганизованными войсками, а дворянской конницей, которой командовал

пятидесятилетний Московский воевода. Шереметев участвовал и во взятии

Нотебурга. Шестидесятитысячным русским войском во время похода в Польшу

командовал Шереметев. Был захвачен Полоцк, занята вся Курляндия. В сентябре

1708 года Шереметев разбил 16.000 отряд генерала Левенгаупта, шедшего на

соединение с Карлом XII.

Около Гродно Карл XII окружает русский отряд; что же делает

гениальный полководец? Вместо того, чтобы наступать, как действовал

Шереметев, он, по свидетельству Ключевского, снова впадает в малодушие:

"Петр, в адской горести обретясь... располагая силами втрое больше

Карла, думал только о спасении своей армии и сам составил превосходно

обдуманный во всех подробностях план отступления, приказав взять с собой

"зело мало, а по нужде хотя и все бросить". В марте, в самый ледоход, когда

шведы не могли перейти Неман в погоню за отступавшими, русское войско,

спустив в реку до ста пушек с зарядами... "с великою нуждою", но

благополучно отошло к Киеву".

Остается Полтавская "виктория", "перл" полководческого гения Петра.

Полтавская виктория это вовсе не переломный момент Северной войны, а

добивание остатков шведской армии, измотанной многократными разгромами

Шереметева и других полководцев. Полководческий гений Петра во всех этих

разгромах не виден ни через какое увеличительное стекло. К Полтаве, — как

пишет В. Ключевский, — пришло "30 тысяч отощавших, обносившихся,

деморализованных шведов. Этот сброд два месяца осаждал Полтаву, Карл XII

три раза штурмовал Полтаву и ничего у него не получалось".

Полтаву отстоял 4-тысячный гарнизон, которому помогали 4 тысячи

вооруженных чем попало обывателей. Потом началось Полтавское сражение с

голодными, деморализованными шведами. Успех Полтавской виктории решил не

Петр, а опять-таки Шереметев, командовавший всеми войсками во время

Полтавского сражения.

Выходит, что у "гениального организатора" и полководца на 20 году

его царствования не было лучшего полководца, чем воевода Московской школы и

самой боеспособной частью армии была дворянская конница, которую Петр не

успел разгромить.

Совершенно необъясним Прутский поход Петра, если придерживаться

теории о его гениальности как полководца. Ключевский пишет: "Излишним

запасом надежд на турецких христиан, пустых обещаний со стороны господарей

молдавского и валахского и с значительным запасом собственной полтавской

самоуверенности, но без достаточного обоза и изучения обстоятельств,

пустился Петр в знойную степь, не с целью защитить Малороссию, а разгромить

Турецкую Империю". Что из этого получилось? То же самое, что и под Нарвой.

Петр, как и под Нарвой, как и под Гродно опять замалодушествовал: то он

требовал у Султана, чтобы он немедленно выдал ему Карла XII, то лил слезы,

составляя завещание и обещал, если окружившие его армию турецкие войска

пропустят его обратно в Малороссию, он отдаст Карлу XII всю завоеванную

Прибалтику. Своему любимцу, еврею Шафирову перед тем как тот отправился для

переговоров в турецкий лагерь, впавший в отчаяние Петр предложил добиваться

перемирия любой ценой. Потребует великий визирь Азова — отдать Азов,

потребует разрушить Таганрог и другие крепости — согласиться и на это... А

Карлу отдать все завоеванное в Прибалтике — кроме Петербурга. И только

благодаря Шафирову, который сумел подкупить турецких пашей, удалось

сохранить за Россией Прибалтику.

Политический же итог войн Петра I следующий: война с турками

кончилась поражением. Туркам пришлось отдать Азов, завоевания которого

стоило таких колоссальных жертв, выдать туркам половину имевшегося на

Азовском море флота, для построения которого были вырублены все воронежские

леса и загублены во время дикой спешки с постройкой кораблей тысячи

человеческих жизней. О конце Северной войны Ключевский делает следующий

вывод:

"Упадок платежных и нравственных сил народа едва ли окупился бы,

если бы Петр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию и даже

пять Швеции". Извлечь политические выгоды из победы над шведами под

Полтавой Петр не сумел, война после Полтавы длилась еще 12 лет. Кончилась

она по оценке Ключевского "тем, что Петру пришлось согласиться на мир с

Карлом XII".

Какую роль сыграл морской флот в войнах, которые вел Петр?

Оправдались ли огромные траты людских жизней и средств, которые Петр

потратил на создание его. Нет, не оправдались. Бесславный конец флота на

Азовском море известен. Пристани на Азовском море и половина флота перешли

в турецкие руки. Порт в Ревеле не был достроен. Прибалтика была завоевана

пехотой и конницей. Шведский флот в шхерах был разбит гребными галерами и

пехотой, а не парусным флотом.

Какую же, спрашивается, роль сыграл тогда созданный Петром, путем

неимоверных жертв, флот? Ни к чему не привели и все прочие затеи и реформы

Петра. И, вот, несмотря на все это, Петр I ходит в "военных гениях". Очень

символичным было и то, что Петропавловская крепость, которая по замыслу

Петра должна была бы "грозить шведу", стала не крепостью, а тюрьмой. И

первым заключённым этой тюрьмы был родной сын Петра, несчастный Царевич

Алексей, принесенный Петром в жертву своим революционным замыслам.

XIX. ВЕЛИКИЙ РАСТОЧИТЕЛЬ НАРОДНЫХ СИЛ. "ПОБЕДЫ", ДОСТИГНУТЫЕ ЦЕНОЙ

РАЗОРЕНИЯ СТРАНЫ И МАССОВОЙ ГИБЕЛИ НАСЕЛЕНИЯ

I

Воображаемый парадиз Петру был дороже живых людей. Царь-революционер

ничем в этом отношении не отличался от своих почитателей большевиков.

Восхваляют Петра большевики, конечно, не зря. Смысл этих восхвалений таков.

Смотрите какие зверства проделывал над Русью Петр, когда он захотел завести

европейские порядки. И все историки за это называют его раболепно великим.

Почему же нас осуждают за жестокость. Мы ведь тоже делаем жестокости во имя

блага будущих поколений. Разница только в том, что Петр строил европейский

парадиз, а мы для вас, дураков, строим парадиз социалистический на основе

европейских же идей.

Трудовой режим на Петровских фабриках и заводах мало чем отличался

от режима большевистских концлагерей. Работные люди надрывались над работой

от зари до зари, иногда по восемнадцать часов в сутки. В рудниках работали

по пояс в воде, жили впроголодь. Люди гибли сотнями от недоедания, от

непосильной работы, от заразных болезней. Тех, кто протестовал против этого

каторжного режима, ждало каленое железо, батоги, кандалы. Для того, чтобы

превратить ненавистную ему Московию в "европейский парадиз", Петр не жалел

людей. Кормили впроголодь. Один из иностранцев — современников Петра писал,

что содержание русского рабочего "почти не превышало того, во что обходится

содержание арестанта". Интересно, что бы запели почитатели Петра, если бы

им пришлось побыть в шкуре строителей немецко-голландского парадиза,

возводимого Петром.

В оценке преобразовательной деятельности в области экономики

Ключевский, как и во всех своих оценках Петра опять противоречит себе. То

он заявляет, что "Петр был крайне бережливый хозяин, зорким глазом

вникавший в каждую мелочь", то заявляет, что Петр был "правителем, который

раз что задумает, не пожалеет ни денег, ни жизни", то есть вторая оценка

начисто опровергает первую. Верна вторая оценка. Петр был "бережливым

хозяином" большевистского типа, который раз что задумают, то "не пожалеет

ни денег, ни жизней". Только почему то большевиков за подобный тип

хозяйствования зачисляют в губителей народного хозяйства, а Петра I в

гении.

Петр же принёс вред русской экономике не меньший, чем большевики

нынче. Именно благодаря его варварской расточительности народных сил Россия

в течении 200 лет не могла догнать Европу. П. Милюков совершенно верно

считает Петра великим растратчиком народных сил и народного благосостояния.

Только Ленин и Сталин перещеголяли в этом отношении Петра. Вековые дубовые

леса в Воронежской губернии были вырублены во имя постройки каких-то двух

десятков кораблей. Миллионы бревен валялись еще десятки лет спустя,

свидетельствуя о хищнической бессистемной вырубке лесов. Целая лесная

область была превращена в степь, и в результате верховья Дона перестали

быть судоходными. 35 же построенных кораблей сгнило в водах Дона.

С такой же безумной расточительностью материальных ресурсов строился

позже порт в Ревеле. Как сообщает Ключевский "ценное дубье для Балтийского

флота — иное бревно ценилось в тогдашних рублей в сто, целыми горами

валялось по берегам и островам Ладожского озера, потому что Петр блуждал в

это время по Германии, Дании, Франции, устрояя Мекленбургские дела".

Переведя бессмысленно дубовые и сосновые леса, Петр как всегда

бросился в крайность и издал драконовские законы против "губителей леса".

На окраинах лесов были поставлены виселицы, на которых вешали крестьян,

срубивших не то дерево, которое разрешалось рубить. В этом весь Петр. Сам

он может бессмысленно уничтожать сотни тысяч людей и миллионы деревьев,

другие же за порубку дерева платят жизнью.

Вспомним с какой безумной затратой средств и человеческих жизней

строился излюбленная нелепая затея Петра — "Северный парадиз" — Петербург:

"Петербург, — сообщает П. Милюков, — раньше строили на Петербургской

стороне, но вдруг выходит решение перенести торговлю и главное поселение в

Кронштадт. Снова там по приказу царя, каждая провинция строит огромный

корпус, в котором никто жить не будет и который развалится от времени. В то

же время настоящий город строится между Адмиралтейством и Летним садом, где

берег выше и наводнения не так опасны. Петр снова недоволен. У него новая

затея. Петербург должен походить на Амстердам: улицы надо заменить

каналами. Для этого приказано перенести город на самое низкое место — на

Васильевский остров".

Во время наводнений Васильевский остров заливало. Тогда стали

возводить плотины по образцу голландских. Но плотины, защищающие от

наводнений, были не под силу тогдашней русской технике. Тогда стали

продолжать застраивать Васильевский остров несмотря на то, что он

затапливался водой при каждом наводнении. Что это не яркий пример

патологической страсти к голландщине?

Большинство начатых грандиозных строительств Петр обычно не доводил

до конца. Постройка порта в Ревеле после того, как уже была затрачена масса

материалов и труда, была потом приостановлена. Незакончено было

строительство каналов, на строительство которых согнано было кольем и

дубьем тысячи крестьян со всех концов страны. Почему кончали строить было

так же непонятно, как было непонятно, для чего начинали пороть такую

горячку в начале строительства.

Эпоха Петра, как и время Ленина и Сталина была эпохой бесконечных

нелепых экспериментов во всех областях жизни. Петр, как и большевики, снял

колокола с большинства церквей. В результате одна пушка приходилась на

каждые десять солдат. Спрашивается, зачем было переливать колокола в

ненужные пушки? На этот вопрос не отвечает ни один из историков почитателей

Петра. Большинство из "грандиозных" затей Петра были так же не нужны, как и

большинство всех других затей Петра.

II

Финансист Петр I был не лучше, чем создатель промышленности.

Ключевский сообщает, что Петр I "понимал народную экономику по своему: чем

больше колотить овец, тем больше они дают шерсти". То есть, и тут мы опять

встречаемся с типично большевистским методом. Петр I совершенно расстроил

финансовое положение страны. "Можно только недоумевать, — пишет Ключевский,

— откуда только брались у крестьян деньги для таких платежей". Населению не

оставалось денег даже на соль. Даже в Москве и в той, — сообщает

Ключевский, — "многие ели без соли, цынжали и умирали". В числе прочих

"гениальных финансовых мероприятий" был также налог на бани. Бани

приходилось забывать, ибо, как пишет Ключевский, — "в среднем составе было

много людей, которые не могли оплатить своих бань даже с правежа батогами".

Собирались всевозможные сборы: корабельный, драгунский, уздечный,

седельный, брали за погреба, бани, дубовые гробы, топоры.

Не лучше и финансовая мера Петра о выколачивании денег с помощью

воинских отрядов. Ключевский характеризует ее так:

"Шесть месяцев в году деревни и села жили в паническом ужасе от

вооруженных сборщиков... среди взысканий и экзекуций.

Не ручаюсь, хуже ли вели себя в завоеванной России татарские баскаки

времен Батыя... Создать победоносную полтавскую армию и под конец

превратить ее во 126 разнузданных полицейских команд, разбросанных по

десяти губерниям среди запуганного населения, — во всем этом не узнаешь

преобразователя". Комментируя этот отзыв Ключевского, И. Солоневич резонно

задает вопрос: "Не знаю, почему именно не узнать? В этой спешке,

жестокости, бездарности и бестолковщине — весь Петр, как вылитый, не в

придворной лести расстреллевский бюст, конечно, а в фотографическую копию

гипсового слепка. Чем военное законодательство с его железами и батыевым

разгромом сельской Руси лучше Нарвы и Прута? Или "всепьянейшего собора" ?

Или, наконец, его внешней политики?"

Но не помогали и самые жестокие способы выколачивания налогов И

петровские финансисты должны были доносить "гениальному реформатору", что

"тех подушных денег по окладам собрать сполна никоим образом невозможно, а

именно за всеконечной крестьянской скудостью и за сущею пустотой". "Это

был, — добавляет Ключевский — как бы посмертный аттестат, выданный Петру за

его подушную подать главным финансовым управлением". Что же можно добавить

к этой уничтожающей характеристике историка, считающего Петра I "гениальным

преобразователем".

Все страшные страдания рабочего люда в конечном итоге, как все, что

делается путем насилия, не дали никаких результатов. П. Милюков считает,

что из созданных Петром путем страшного насилия фабрик и заводов, только

немногие пережили Петра. "До Екатерины, — сообщает Милюков, — дожило только

два десятка".

Разгром, учиненный Петром, как более правильно называть его

"реформы", привел к гибели огромного количества людей.

Последней общей переписью перед Петровской эпохой была перепись

дворов в 1678 году. Петр в поисках новых плательщиков податей провел в 1710

г. новую перепись. В результате переписи обнаружилось катастрофическое

уменьшение населения, — сообщает М. Клочков в книге "Население Руси при

Петре Великом по переписям того времени". Убыль населения "если вполне

полагаться на переписные книги новой переписи, отписки, доношения и

челобитные, в 1710 году достигала одной пятой числа дворов старой переписи;

в ближайшие годы она возросла до одной четверти, а к 1715 — 1716 году

поднималась выше, приближаясь к одной трети (то есть к 33%)".

П. Милюков в "Истории государственного хозяйства" сообщает, что:

"средняя убыль населения в 1710 году сравнительно с последней Московской

переписью, равняется 40%".

"Хотя исторические исследования проф. Милюкова зачастую

тенденциозны, — замечает генерал Штейфон в книге "Национальная военная

доктрина", — ибо его политическая доктрина нередко заглушает историческую

объективность, все же надо признать близким к истине его утверждения, что

петровские достижения были приобретены "ценою разорения государства".

Отбросим данные Милюкова и остановимся на данных М. Клочкова,

согласно которым в результате совершенной Петром революции население России

уменьшилось на одну треть. Подумайте хорошенько, почитатели Петра, об этой

ужасной цифре. Можно ли считать благодетельными реформы, купленные гибелью

третьей части населения государства.

После смерти Петра государство оказалось в крайне тяжелом положении.

Самодержавие, созданное потом и кровью многих поколений,

историческая святыня народа — стало орудием его угнетения. У народа

отнимали его веру, глумились над его национальным достоинством, презирали

его нравы и обычаи. Народ страдал невыносимо.

Привлеченный по делу царицы Евдокии (Лопухиной), Досифей, епископ

Ростовский, обращаясь к собранию архиереев, которым предстояло лишить его

сана, произнес многозначительные слова: "Загляните в глубину ваших

собственных сердец, прислушайтесь, что говорит народ, и повторите, что

услышите". Его колесовали с одним из священников.

"В 1718 г., проезжая по дороге в Петербург через какое-то село, один

иностранец увидал толпу, человек в триста. Поп, которого он спросил, что

здесь происходит, ответил ему: "Наши отцы и братья лишены бород; алтари

наши — служителей; самые святые законы нарушены, мы стонем под игом

иноземцев".

Саксонский резидент, писал в 1723 году: "Девятитысячная толпа воров,

предводительствуемая отставным русским полковником, вознамерилась поджечь

Адмиралтейство и другие присутственные места Петербурга и перерезать

иностранцев. Поймано тридцать шесть человек, которых посадили на кол и

повесили за ребра... Мы накануне крайне затруднительного положения. Нищета

увеличивается со дня на день. Улицы полны бедняков, желающих продать своих

детей. Опубликован приказ, ничего не продавать нищим. Чем же остается им

заниматься, кроме грабежа на большой дороге?"

XX. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ОБЛАВА НА КРЕСТЬЯНСТВО. ЗАМЕНА КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

КРЕПОСТНЫМ ПРАВОМ

I

Генеральная облава на крестьянство, — так историк Ключевский

определяет политику Петра к основному классу тогдашней Руси — крестьянству.

До Петра и его преемников крестьяне в интересах борьбы за

национальную независимость были прикреплены только к земле, Петр прикрепил

их к помещикам, то есть создал крепостное право европейского типа. Слой

воинов, получавших от государства землю во временное владение, Петр и его

преемники заменяют кастой потомственных рабовладельцев.

Генеральная облава на крестьянство закончилась, по оценке

Ключевского тем, что: "В результате область крепостного права значительно

расширилась, и здесь совершился целый переворот только отрицательного

свойства. В следствии указов Петра, колоссальный фонд государственных

поместных земель сделался частной собственностью дворян. До Петра I дворяне

пользовались поместными землями за свою службу государству. Пользование

поместьями было видом натуральной платы за несение государственной службы.

После упомянутого выше указа Петра они стали собственниками государственных

земель и владельцами "крещенной собственности".

Уступая суровой исторической необходимости, Москва, конечно, тоже

закрепощает, но закрепощает не во имя привилегированных классов торговой

или земской знати, а во имя жизненных интересов всей нации.

"Я не собираюсь утверждать, — пишет Солоневич в "Белой Империи", —

что крепостное право в России в каких бы то ни было отношениях было хуже

крепостного права на западе. Оно было лучше, и оно было мягче. Но оно имело

дело с народом, у которого чувство справедливости и государственности

обострено до предела. И, как это ни покажется странным, с народом, у

которого чувство собственного достоинства очень значительно повышено по

сравнению с неким "средне-мировым" и даже средне-европейским уровнем, — это

положение я буду доказывать в другом месте".

"Русское миросозерцание, — указывает Лев Тихомиров, — начало

путаться тогда, когда в него влилось слишком много чужеземного элемента,

так много, что даже способность русского народа ассимилировать все, что

стоит на пути, — уже не смогла справиться с этим наводнением. Именно этот

период нерусского влияния внес к нам западно-европейское крепостное право.

То есть заменил чисто русский принцип общего служения государству — западно-

европейским "юридическим принципом частной собственности на тех людей,

которые строили и защищали национальное государство".

Начало рабству русского крестьянства на европейский манер положил

Петр, его преемники и в частности "Великая Екатерина", развили его и

придали ему классические европейские формы.

По Уложению 1649 года крестьянин был лишен права сходить с земли, но

во всем остальном он был совершенно свободным. Закон признавал за ним право

на собственность, право заниматься торговлей, заключать договоры,

распоряжаться своим имуществом по завещанию". Комментируя эту оценку

Шмурло, И. Солоневич очень метко вскрывает ложные суждения большинства

русских историков о происхождении и природе крепостного строя. "Наши

историки, — пишет он, — сознательно или бессознательно допускают очень

существенную терминологическую передержку, ибо "крепостной человек",

"крепостное право" и "дворянин" в Московской Руси были совсем не тем, чем

они стали в Петровской. Московский мужик не был ничьей личной

собственностью. Он не был рабом. Она находился примерно, в таком же

положении, как в конце прошлого века находился рядовой казак. Мужик в такой

же степени был подчинен своему помещику, как казак своему атаману. Казак не

мог бросить свой полк, не мог сойти со своей земли, атаман мог его

выпороть, — как и помещик крестьянина, — и это был порядок военно-

государственной субординации, а не порядок рабства. Начало рабству положил

Петр".

Когда Герцен и другие западники вопили во всю глотку о "крещеной

собственности", они молчали о том, что она создалась на базе принципов

западно-европейского крепостного права. До Петра, вынужденные суровыми

историческими условиями русские цари сокращали возможность передвижения

крестьян, но никогда не лишали крестьян личной независимости. Ими была

установлена крепостная зависимость, но это не было крепостное право. При

Петре Первом крестьянин Посошков выражал это народное мнение, заявляя в

написанном им сочинении: "Крестьянам помещики не вековые владельцы... а

прямой их владелец Всероссийский Самодержец". Западник же Петр вместе с

другими заимствованиями с запада, вроде Синода, идеи абсолютизма,

позаимствовал и чуждую древней Руси идею крепостного права. Петр Первый

установил в России крепостное право по его западному образцу, которое

вскоре после его смерти перешло в настоящее рабство, хотя и более мягкое по

форме, чем на своей родине — западе, но все же рабство.

II

Кроме крестьянства Петр разгромил и второй важный общественный класс

тогдашней Руси — русское купечество. До Петра I оно играло большую роль в

жизни Московской Руси. В тяжелую годину богатые гости всегда приходили на

помощь государству. Купцы играли огромную роль как организаторы торговли,

промышленности, как колонизаторы. Вспомним хотя бы Строгановых, которые

имели даже свою армию и артиллерию. Купцы строили заводы корабли, городки в

пустынных местностях, воздвигали чудесные церкви, организовывали новые виды

ремесел, покровительствовали религиозному искусству. Московское купечество

было одним из основных социальных слоев Московской Руси, носителем русской

культуры.

Иностранцы поражались коммерческой предприимчивости русских в 16 и

17 вв. Вспомним одних Строгановых, Минина, создавшего народное ополчение во

время великой смуты. Земская Русь это прежде всего торговая и посадская

(ремесленная) Русь.

Петр разгромил купечество. Купеческие древние семейные торговые дома

были уничтожены. Из созданных на европейский образец "кумпанств" ничего не

вышло. Хотя субсидии и льготы этим кумпанствам давались за счет того, что

отнималось в виде непомерных налогов со старинных купеческих домов, которые

не хотели купать в кумпанства.

В результате обнищания купечества пришли в упадок многие древние

города, древние отрасли русского искусства, которые любило и поддерживало

купечество, исчезло много древних ремесел. Понизилась архитектура русских

церквей; стенная роспись в церквах, шитье шелками и т.д.

XXI. ЛЖИВОСТЬ ЛЕГЕНДЫ, ЧТО "РЕФОРМЫ ПЕТРА" ДВИНУЛИ ВПЕРЕД РУССКУЮ КУЛЬТУРУ

Достижения в области культуры в эпоху Петра очень незначительны,

хотя по его приказу и было переведено с иностранных языков около 1000 книг.

Петровские "реформы", как теперь известно, не только не способствовали

культурному развитию России, но, по мнению историков, даже задержали на

полстолетия поступательный ход развития русской культуры.

Постоянные набеги, пожары и время истребили большинство памятников

русской деревянной архитектуры. Но по сохранившимся древним каменным

церквам мы можем судить, что русская архитектура развилась с стремительной

быстротой, исключительно скоро освободившись от подражания византийской

архитектуре. Свидетель этому чудеснейший образец церкви на Нерчи,

построенной уже в 1165 году. Петр нанес страшный урон русскому

национальному искусству:

"Эпоха Петра Великого разделяет историю русского искусства на два

периода, резко отличающихся друг от друга, второй не является продолжением

первого. Путь, по которому шло развитие в первом периоде, вдруг

пресекается, и работа, приведшая уже к известным результатам, как бы

начинается сначала, в новой обстановке и при новых условиях: нет той

непрерывности, которая характеризует развитие искусства в других странах, —

пишет Г. К. Лукомский в своей книге "Русская старина".

И, действительно, Петр Первый изменил все, что имело внешнюю форму.

Только русская музыка не имела внешней формы и только поэтому она сохранила

после Петра свою исконную русскую сущность.

До возникновения СССР ни одна из эпох русской истории не оставляет

такого тяжелого, давящего впечатления, как эпоха, последовавшая вслед за

смертью Петра. Никакой Европы из России, конечно, не получилось, но Россия

очень мало стала походить на бывшую до Петра страну. Крестьяне превратились

в рабов, высший слой общества перестал напоминать русских. Созданное Петром

шляхетство разучилось даже говорить по-русски и говорило на каком-то

странном жаргоне.

Представитель образованного класса Московской Руси, глава "темных

раскольников", по выражению академика Платонова, "слепых ревнителей

старины", протопоп Аввакум, писал на языке уже близком языку Пушкина. Вот

образец его стиля.

"С Нерчи реки, — пишет Аввакум, — назад возвратился на Русь. Пять

недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дали

две клячи, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна

варварская, иноземцы не мирные".

А представители созданного Петром шляхетства писали свои мемуары

следующим языком.

"Наталия Кирилловна была править некапабель. Лев Нарышкин делал все

без резона, по бизарии своего гумора. Бояре остались без повоира и в

консильи были только спекуляторами".

Эти строки, в которых современный русский человек не может ничего

понять, заимствованы историком Ключевским из мемуаров одного из наиболее

образованных людей Петровской эпохи. Сопоставьте язык протопопа Аввакума и

Петровского шляхтича и вы легко сделаете вывод, кто ближе к сегодняшним

людям, и за кем мы идем и хотим идти.

Из усилий Петра повысить культурный и экономический уровень

современного ему русского общества, ничего не получилось. Тысячи

переведенных с иностранных языков книг, переведенных варварским,

малопонятным слогом, продолжали лежать на складах. Их никто не хотел

покупать, как никто не хочет сейчас покупать сочинений Ленина и Сталина.

Позже большинство этих книг были использовано на переплеты позднее изданных

книг.

Карамзин писал про Петра Великого, что при нем русские,

принадлежавшие к верхам общества, "стали гражданами вселенной и перестали

быть гражданами России". В эпоху Петра зарождается обличительная

литература, ставящая своей целью борьбу с национальной верой, национальной

формой власти и национальной культурой. Таковы все писатели Петровской

поры, Татищев, Феофан Прокопович и Посошков. Взгляды Феофана Прокоповича и

Татищева складываются под влиянием европейских рационалистов, Фонтеля,

Бейля, Гоббса и Пуффендорфа.

Переводная литература самым разлагающим образом действует на головы

русского юношества. Интересное свидетельство мы находим в "Истории России"

Соловьева. Серб Божич с удивлением говорит суздальскому Митрополиту Ефрему

(Янковичу):

"Мы думали, что в Москве лучше нашего благочестие, а вместо того

худшее иконоборство, чем у лютеран и кальвинов: начинается какая-то новая

ересь, что не только икон не почитают, но и идолами называют, а

поклоняющихся заблудшими и ослепленными. Человек, у которого отведена мне

квартира, какой-то лекарь и, кажется, в политике не глуп, а на церковь

православную страшный хулитель, иконы святые и священнический чин сильно

унижает: всякий вечер приходят к нему русские молодые люди, сказываются

учениками немецкой школы, которых он поучает своей ереси, про

священнический чин, про исповедь и причастие так ругательно говорит, что и

сказать невозможно".

"Как давно сын твой стал отвратен от святой церкви и от икон", —

спросил у Евдокии Тверитиной в 1708 году священник Иванов.

Евдокия Тверитинова ответила:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.