РУБРИКИ

Южно-Африканская Республика

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Южно-Африканская Республика

В 1972 году по заказу Южноафриканской транспортной службы были изготовлены вагоны для двух новых поездов. Так началась эпоха высокого комфорта на железных дорогах Южной Африки. «Блю Трэйн» («Голубой поезд»), курсирующий между Преторией и Кейптауном, особенно популярен у туристов. В 1989/90 году железные дороги Южной Африки перевезли 382 млн. пассажиров и 174 млн. тонн грузов.[10]


 

Порты

Общая длина береговой линии в Южной Африке — почти 3000 километров. На ее протяжении расположено шесть крупных портов: Дурбан, Ричардз-Бэй, Ист-Лондон, Порт-Элизабет, Кейптаун и Салданья. Есть и менее значительные порты: Мосселбай и Порт-Ноллот.

В распоряжении компании «Портнет» находится большая часть портовых сооружений и оборудования, включая грузовые причалы, контейнерные терминалы, складские сооружения, автопогрузчики и причальные краны. Компания следит за погрузкой и выгрузкой, а также работой частных фирм на территориях портов. «Портнет» оказывает большинство портовых услуг (проводка судов, буксировка, швартовка, предоставление рабочей силы и грузовые операции). Это дает возможность придерживаться единых правил и тарифов, обеспечивать высокое качество всех работ, максимально сокращая сроки перевозок между портами и внутренними районами страны.

По интенсивности грузовых перевозок и количеству принимаемых судов самым большим портом в ЮАР считается Дурбан — третий по размерам порт Африки.

Рабочая глубина на входе в гавань, занимающую площадь 893 гектаров, во время отлива составляет 12,7 метра. Общая протяженность причальной линии — 15 195 метров. Площадь складских помещений — примерно 92 000 квадратных метров, а их объем — 317 000 кубометров.

В дурбанский порт могут заходить как океанские корабли, так и каботажные суда типа «ро-ро»: для разного типа судов имеются соответствующие контейнерные терминалы. Оборудование для погрузки, выгрузки и перегрузки отвечает самым высоким требованиям.

Порт Ричардз-Бэй первоначально строился под экспортные перевозки угля из восточного Трансвааля. Порт находится в 190 километрах к северо-востоку от Дурбана и действует с 1976 года. По объему грузовых операций это крупнейший порт Южной Африки. В 1987 году через него прошло около половины всех экспортно-импортных грузов. Порт может принимать суда водоизмещением до 350 000 тонн. Помимо специального угольного терминала, порт располагает пятью причалами для обычных и насыпных грузов. Оборудование включает сложную конвейерную систему, установку многоцелевого назначения для насыпки грузов, механизмы для загрузки и разгрузки, а также приемно-комплектующее устройство.

Старейший порт страны — Кейптаун. Он имеет причалы для контейнеровозов, сухогрузов и судов типа «ро-ро». Значительная часть экспортируемых Южной Африкой скоропортящихся фруктов проходит через этот порт.

Сухой док Стэррок в Кейптаунском порту (360 м)-крупнейший в южном полушарии.

Особенность порта Порт-Элизабет — комплекс для механической погрузки руды (до 1500 тонн в час) и холодильник вместимостью 7500 кубометров. Причальная линия порта — более 3400 метров. В акваторию порта могут заходить суда с осадкой до 12 метров.

Порт Салданья расположен примерно в 110 км к северо-западу от Кейптауна. Он имеет крупнейшую акваторию (7434 гектара) на западном побережье Африки. Она больше, чем акватории Дурбана, Кейптауна, Порт-Элизабета и Ист-Лондона, вместе взятых. Он может принимать суда водоизмещением до 350 000 тонн. Порт оснащен вагоноопрокидывательным устройством для погрузки руды, системой конвейеров, а также двумя погрузочными установками мощностью 8000 тонн в час.

Единственный речной порт в Южной Африке — Ист-Лондон. Вот уже много лет через него проходят экспортно-импортные грузы стран, лежащих к северу от ЮАР. В порту построен современный зерновой элеватор мощностью 75 300 кубометров. Порт находится на реке Баффало и имеет сухой док (198,5 м).

 

Авиалинии

Компания «Саут Африкэн Эйруэйз» (САА) — национальная авиакомпания Южной Африки, входящая в Международную ассоциацию авиационного транспорта. Ее самолеты обслуживают густую сеть авиалиний. Внутри страны САА осуществляет более 600 рейсов в неделю, связывающих все крупные города.


Она выполняет и регулярные международные рейсы в 32 страны мира. Кроме того, 28 зарубежных авиакомпаний связывают ЮАР с 46 зарубежными аэропортами.

В 1990/91 году самолеты САА стали летать в Найроби, Абиджан и Киншасу. Таким образом, САА связала ЮАР с 14 городами 12 африканских стран, совершая 41 рейс в неделю.

САА обеспечивает регулярную связь с 10 европейскими городами. Ее самолеты ежедневно летают в Лондон и еженедельно — в Манчестер. Регулярные рейсы выполняются в Тайбэй, Гонконг и Рио-де-Жанейро. Самолеты САА летают без посадки в три города, считающиеся воротами Европы: Лиссабон, Цюрих и Франкфурт. Там пассажиры делают пересадки на Париж, Рим, Вену, Тель-Авив, Брюссель и Амстердам. Обычно регулярные рейсы между ЮАР и зарубежными странами открываются после заключения официального двустороннего соглашения. Между ЮАР и зарубежными странами заключено 18 двусторонних официальных и 14 коммерческих соглашений по авиатранспорту. Благодаря отмене американских санкций САА возобновила регулярные рейсы между Йоханнесбургом и Нью-Йорком.

С 1991 года самолеты по этому маршруту летали два раза в неделю, а 3 декабря 1991 года был введен еще один еженедельный рейс. Во время рождественских каникул на этом маршруте вводятся дополнительные рейсы.    Представительства САА имеются более чем в 50 городах стран мира. Это не просто авиационные конторы, но и своего рода информационные центры по туризму, предоставляющие также данные о возможностях для деловых людей в Южной Африке.

В Южной Африке зарегистрировано 224 аэро- и вертолетодрома. Крупнейший международный аэропорт находится вблизи Йоханнесбурга и носит имя Яна Смэтса. Крупные аэропорты имеются также в Дурбане (аэропорт имени Луиса Боты) и в Кейптауне (Аэропорт имени Д.Ф.Малана).

 

Гражданская  авиация

В ведении министерства транспорта ЮАР находятся следующие государственные аэропорты: Яна Смэтса (Иоханнесбург), Д.Ф.Малана (Кейптаун), Луиса Боты (Дурбан), Х.Ф.Фервурда (Порт-Элизабет), Д.Н.М.Херцога (Блумфонтейн), Бена Схумана (Ист-Лондон), П.В.Боты (Джордж), Б.Дж.Форстера (Кимберли) и Пьера Ван Рейнефельда (Апингтон).

В 1991 году эти аэропорты обслужили более 12 млн. пассажиров.[11]

Главная дирекция гражданской авиации состоит из четырёх управлений: управления по работе систем аэропортов и развитию, управления безопасности полётов, административного и авиадиспетчерского управлений.

Квалифицированные инженеры и техники строго следят за соблюдением правил Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

ЮАР — член этой международной организации.


 



 

 

 

 

 

 


 

Глава 5.

"Территориальная структура хозяйства ЮАР"


Относительно большая территория ЮАР с различиями в природных условиях и ресурсах, а также в заселении отдельных областей обусловила в стране и существенные внутренние различия в уровне экономического развития и характере хозяйственной деятельности. Каждая из четырех провинций ЮАР имеет свои особенности, связанные со спецификой природных условий и пройденного ею исторического пути развития.

           

Капская провинция

Самая большая из южноафриканских провинций по площади (почти 3/5 всей территории ЮАР) и вторая по численности населения – Капская. Прибрежная полоса провинции на юге и юго-западе отличается мягким климатом, плодородными почвами, богатой растительностью. Некоторые поселения как бы перенесены сюда из Нидерландов XVII в., другие застроены в английском стиле. Этот район нередко называют фруктовым садом ЮАР.

            Главный центр провинции – Кейптаун, живописно раскинувшийся у подножия Столовой горы. Ныне в нем живет более 1 млн. человек. Это один из крупнейших портов Африки и самый крупный в ЮАР порт по пассажирообороту.

            Кейптаун имеет четкую планировку. Порт и деловой центр размещаются у южного берега Столовой бухты. Главная улица – Аддерли-стрит – начинается вблизи порта и тянется через весь город. На ней расположены наиболее красивые здания дорогих отелей и магазинов, Дом парламента, правления компаний и банков, роскошные особняки. В городе есть парки, музеи, памятники. Здесь же – старейшие на юге Африки библиотека и университет.

Европейцев в Кейптауне живет около 380 тыс. или немногим более 1/3 его населения. Почти 600 тыс. жителей города – "цветные". Им отведен на окраине специальный 6-й район – настоящее гетто, представляющее собой скопление перенаселенных домов и лачуг.

Кейптаун с его окрестностями – второй по значению промышленный район ЮАР.

Наряду с фруктоконсервной, мукомольной и другими отраслями пищевой промышленности развиты и некоторые виды машиностроения. Этот район занимает первое место по выпуску автомобилей. В Кейптауне производятся железнодорожные вагоны, а в его городе-спутнике – Эйтенхахе налажена сборка локомотивов из импортируемых деталей. В трех портовых городах Капской провинции Ист-Лондоне, Порт-Элизабете и Эйтенхахе находятся также крупные судостроительные и  судоремонтные верфи.

Значительно развита в районе и химическая промышленность. В Кейптауне построен нефтеперерабатывающий завод компании "Калтекс", а городе Сомерсет-Уэсте – завод искусственных удобрений. В портовых города много текстильных фабрик – шерстяных и хлопчатобумажных. Город Ист-Лондон – основной в ЮАР центр по обработке кож и производству обуви.

Внутренние районы Капской провинции засушливы. Земледелие развито лишь в местах, где возможно искусственное орошение, и по долинам немногочисленных рек. В долине реки Оранжевой фермеры занимаются выращиванием винограда и других фруктов, но урожаи чаще всего страдают от засухи.

Равнинные плато Капской провинции – основные овцеводческие районы ЮАР. Здесь преобладает разведение тонкорунных овец местной породы. Выращивают и каракулевых овец.

Овцеводческие фермы, как правило, размещаются на больших земельных участках, а стада овец нередко достигают десятков тысяч голов. Хотя частые засухи наносят животноводству значительный урон, вызывая массовые падежи овец, численность их поголовья в этой провинции в последние годы около 25 млн. голов. В последние два десятилетия фермеры все шире используют труд африканских заключенных, получая на это разрешение от властей за небольшую плату.


Из городов внутренних областей Капской провинции наиболее известен за пределами страны город Кимберли. Его называют столицей алмазов. Он вырос из небольшого рудничного поселка, возникшего вблизи уникальных алмазных месторождений. В 1971 году этот город отметил свое столетие. На окраине Кимберли находится одна из достопримечательностей ЮАР, охотно посещаемый туристами, - огромный, созданный человеческими руками котлован более полукилометра в диаметре и глубиной почти 400 м. За сорок лет открытых разработок здесь было извлечено более 15 млн. карат алмазов.

Трансвааль

Трансвааль – наиболее населенная и вторая по площади провинция ЮАР – занимает северо-восточную часть страны. К северу от Претории естественная травянистая растительность постепенно сменяется кустарниковой и парковой саваннами. Появляются отдельно стоящие баобабы и даже целые купы деревьев, теряющих листву в сухой сезон. На севере провинции, в районах, примыкающих к долине Лимпопо, климат жаркий и влажный.

Благоприятные агроклиматические условия позволяют жителям Трансвааля наряду с животноводством заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных культур. Южная часть провинции входит в "кукурузный пояс" ЮАР. По сбору кукурузы Трансвааль занимает первое место в стране, обеспечивая до 45% всего ее урожая. Значительная часть орошаемых земель в долинах рек отведена посевам пшеницы. В центральных, северных и северо-восточных областях провинции распространены теплолюбивые плантационные культуру – цитрусовые, арахис, сахарный тростник, табак. Здесь также возделываются плодовые, бахчевые и бобовые культуры, в последние десятилетия распространяется виноградарство. Трансвааль – основной в стране производитель картофеля и овощей.

Всемирную известность Трансвааль получил как уникальная кладовая минеральных богатств, главное из которых – золото. Более чем на 150 км протянулся в южной части Трансвааля хребет Витватерсранд. На всем протяжении Витватерсранд издалека виднеются горы отработанной породы. Одни рудники уже давно отслужили свой век, и лишь гигантские насыпные конусы напоминают об их угасшей деятельности, другие все еще работают на полную мощность.

Температура в забоях, расположенных на глубине двух-трех километров, превышает 40 градусов. Воздух насыщен мельчайшей кварцевой пылью. Повсеместно в добываемой руде золоту сопутствует уран.

Южный Трансвааль – основной промышленный район страны. В Йоханнесбурге и других городах этого региона – Спрингсе, Джермистоне, Бенони, Фаренихинге действует много промышленных предприятий обрабатывающей промышленности.

Центр золотопромышленного района – город Йоханнесбург (1.8 млн. человек). По внешнему облику и бешенному темпу жизни его часто называют "малой Америкой". Оживление в Йоханнесбурге не затихает ни днем, ни ночью. Улицы запружены автомобилями самых различных марок. Светятся огнями деловые кварталы города – витрины магазинов и ресторанов, рекламные стенды и вывески. Ни в одном южноафриканском городе нет такого количества теннисных кортов, площадок для игры в гольф, бассейнов для плавания. Пользоваться всеми благами цивилизации в этом городе могут только белые (лица европейского происхождения). Африканское и другое небелое население Йоханнесбурга размещается в "локациях", которые по существу давно превратились в своеобразные города-спутники, окружающие "столицу золота" со всех сторон. Крупнейший из них – расположенная в 6 км к юго-западу от Йоханнесбурга африканская "локация" – Соуэто с населением около 1 млн. человек.

К северу от Йоханнесбурга расположена столица страны и административный центр Трансвааля – город Претория, в котором живет около 650 тыс. человек. Это один из немногих городов ЮАР, большинство жителей         которого европейцы. Промышленных предприятий в городе немного. Самое крупное из них – металлургический комбинат ИСКОР, построенный еще в конце 20-х годов XX века.   Претория - важнейший научный и культурный центр ЮАР.

 

Оранжевая  провинция

Оранжевая провинция прошла свой исторический путь от независимого государства, основанного в XVIII веке до провинции ЮАР. Природа провинции имеет много общего с природой Трансвааля. Большая часть ее территории занята велдами, покрытыми травянистой растительностью – хорошим кормом для овец и крупного рогатого скота.

Высокий Велд, обычно круглый год обеспечивающий скот подножным кормом, занимает почти всю территорию Оранжевой провинции. По поголовью овец провинция уступает в ЮАР лишь Капской провинции. Развито и мясо-молочное животноводство. В полеводстве преобладает выращивание кукурузы. На эту провинцию приходится более 40% всего сбора кукурузы в ЮАР. На западе Оранжевой провинции, где климат более сухой, на фермах европейцев вместо кукурузы возделывают сорго.

В целом экономика провинции типично аграрная. Промышленность сосредоточена в основном в ее северной части. Здесь находится сравнительно молодой крупный золотопромышленный район с центром в Велкоме, разработки месторождений угля, государственное предприятие САСОЛ в городе Сасолбурге, на котором получают синтетическую нефть из угля, одна из крупнейших в ЮАР тепловых электростанций в городе Фирфонтейне.

Административный центр провинции – город Блумфонтейн (в 1978 году – 200 тыс. человек, в том числе европейцев – около 80 тыс. человек). Блумфонтейн часто избирается местом для различных съездов и конференций. В городе много красивых зданий, в том числе превращенный ныне в музей Раадзал, где в 1854 году был подписан договор, по которому Великобритания признала независимость Оранжевого Свободного государства.

В этом городе находится верховный апелляционный суд ЮАР.


Натал

Натал – самая маленькая по площади провинция ЮАР – отделен от внутренних частей страны Драконовыми горами.

В провинции жаркий и влажный климат, много коротких порожистых рек, стекающих с гор. Европейское название эта территория получила еще во время плавания Васко де Гамы. Португальцы достигли восточных берегов южной оконечности Африканского континента в канун рождества 1497 года, и поэтому назвали местность Тера Наталие т.е. Земля Рождества.

Экономика Натала имеет аграрно-промышленное направление. Провинция славится фруктовыми садами, плантациями сахарного тростника, бананов, хлопчатника, табака. Она главный производитель сахара в стране. На склонах гор – тучные пастбища, что способствует развитию здесь высокотоварного мясо-молочного животноводства.

Доля провинции продукции горно-добывающей промышленности не превышает 4% (по стоимости). На севере, в окрестностях городов Данди, Фрейхенд и Ледисмит, - залежи коксующихся углей, добыча которых играет важную роль для металлургии ЮАР. На побережье встречаются ильменитовые пески, из которых на заводе в Умбогинтвини     (юго-западнее Дурбана) извлекается титан.

Обрабатывающая промышленность в Натале развита относительно слабо.

Значительное число предприятий занято переработкой сельскохозяйственной продукции (производство сахара, спирта, крахмала, масла, дубильного экстракта, табака и т.п.). В городе Дурбане расположены судостроительные и судоремонтные верфи, нефтеперерабатывающие предприятия, заводы искусственных удобрений, шин, текстильные фабрики.

В Ньюкасле находится довольно крупный чугунолитейный завод и завод, выпускающий также ферромарганец.

Административный центр провинции – город Питермарицбург, с населением около 160 тыс. человек. Он расположен в предгорьях Драконовых гор, в живописной местности, называющейся Долиной тысячи холмов. Город был основан бурскими переселенцами в 1838 году и получил своё названий от имен двух их предводителей – Питера Ретифа и Герта Марица. В Питермарицбурге много цветников – в парках, скверах и у частных домов.

Промышленных предприятий относительно мало, среди них – заводы подъемных кранов и по выплавке алюминия.

Крупнейший город провинции Натал – Дурбан, с населением около 1 млн. человек. Это самый большой по грузообороту порт и важный промышленный центр ЮАР. Дурбан очень красив со стороны моря. Морской фасад города образуется рядом величественных многоэтажных зданий, в которых в основном размещаются отели, санатории и пансионаты. На узкой полосе берега хорошо оборудованные песчаные пляжи. Но все это лишь доступно белому меньшинству.

В северной части Натала расположен крупнейший по численности жителей в ЮАР бантустан Зулуленд, который населяет народность зулу. Численность его населения приближается к 4 млн. человек. Рослые, хорошо сложенные и физически крепкие, зулусские юноши и молодые мужчины пользуются репутацией хороших работников. На любом золотопромышленном руднике Витватерсранда африканцы-зулу составляют значительную прослойку среди рабочих-неевропейцев. В большинстве случаев пребывание в бантустане для молодого мужчины зулу – лишь кратковременный эпизод в период смены места работы. В связи с этим сельское хозяйство, занятие которым в Зулуленде почти полностью лежит на плечах женщин, стариков и детей, хронически деградирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










 

Глава 6.

"Экономика  Южно-Африканской Республики"


На сегодняшний день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира. Экономика Южно-Африканской Республики, этого экономического гиганта в масштабах африканского континента, содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических факторов, присущих как развитым странам, так и странам третьего мира.

Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной предпринимательской деятельности, и инвестиций иностранного капитала. Крупнейшие международные инвестиционные компании выделяют Южную Африку, как развивающийся рынок с наиболее благоприятными условиями для иностранных инвестиций. Такие международные рейтинговые агентства, как Standard & Poor's, Moody`s и Duff & Pheebs, в последние несколько лет только повышали рейтинг Южной Африки.

Так, к примеру, рейтинги Южно-Африканской Республики, характеризующие стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, по версиям всех вышеназванных рейтинговых агентств выше соответствующих рейтингов России.

Недавний мировой финансовый кризис, оказавший столь сильное влияние на целый ряд стран третьего мира, лишь подчеркнул прочность и динамичность экономики ЮАР.

Среди главных факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в стране, в первую очередь выделяется усиленное внимание правительства ЮАР к вопросам поддержки постоянного роста экспорта страны, инвестиций в основной капитал, динамики роста потребления и реальных доходов населения. Правительство ЮАР призвано обеспечить наиболее благоприятные условия для внешнего развития экономики страны, поддержание положительного платежного баланса и внешней торговли ЮАР. Это выражается, прежде всего, в создании правовой базы, всячески поддерживающей свободное предпринимательство и долгосрочные инвестиции.

Основные принципы государственной макроэкономической политики ЮАР были изложены в 1996 году в программе GEAR (Growth Employment and Distribution), среднесрочном плане развития страны, основанном на международном опыте экономических реформ. Целью создания данного плана экономического развития послужила необходимость преобразования экономики ЮАР в мировой конкурентоспособный рынок.

Основные принципы программы GEAR:

  поддержка роста инвестиций и внешней торговли ЮАР;

  обеспечение свободного движения капитала, как внутри страны, так и на международном уровне;

  поддержка свободной торговли и проведение тарифных реформ;

  осуществление гибкого контроля рынка труда;

  увеличение роста инвестиций в реальный сектор экономики;

 согласование вопросов, связанных с одновременным расширением внешней торговли и развитием внутреннего рынка.

 

Благодаря проведению экономических реформ программы GEAR, экономическая ситуация с конца 1996 года характеризуется постоянно увеличивающимся ростом ВВП (не менее 3%), низкими темпами инфляции, стабильным валютным курсом, тенденцией к улучшению бюджетных показателей всех уровней.

Благоприятная конъюнктура внутренних рынков и увеличивающийся объем инвестиций явились факторами, стимулирующими экономический рост и стабильность экономики ЮАР.

 

Основные макро-показатели экономики ЮАР в 1997 - 1999 годах                            Таблица 8


1997

1998

1999

ВВП (миллиарды долларов США)

112

121

131

ВВП на душу населения (доллары США)

2,714

2,877

3,045

Дефицит государственного бюджета (% к ВВП)

4.5

2.9

2.5

Годовая инфляция (%)

8.5

6.9

5.2


Наряду с экономическими преобразованиями, нашедшими отражение в фискальных и налоговых реформах, правительство ЮАР стимулирует привлечение инвестиций и увеличение уровня занятости населения за счет реструктуризации и приватизации государственных предприятий. Большинство государственных предприятий, особенно в энергетике, телекоммуникационной и транспортных отраслях, были реструктурированы в акционерные предприятия. В настоящий момент государство готовится к приватизации четырех наиболее крупных государственных предприятий: Denel, Transnet, Telcom и Escom, что позволит значительно увеличить эффективность управления предприятиями, стимулировать использование новых технологий и оптимальным образом перераспределить финансовые средства.

При реализации своей экспортно-импортной политики Южная Африка прибегает к таможенному протекционизму; финансово-экономический контроль превалирует над административным.

В ЮАР используется международная классификация товаров, признанная большинством стран мира. В зависимости от принадлежности товара к той или иной группе устанавливается величина пошлины на ввоз и вывоз. Большинство товаров может импортироваться без ограничений, однако ограничен ввоз в ЮАР товаров, бывших в употреблении, а так же алкогольных напитков.

ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд образуют таможенный союз с общими тарифами пошлин на товары, поступающие в любую из этих стран извне. За исключением некоторых особых случаев импортные товары могут перемещаться по таможенному союзу беспошлинно.

Другое приоритетное направление для правительства ЮАР - это решение вопросов, связанных с безработицей, и вопросов перераспределения доходов населения, что выражается, прежде всего, в создании дополнительных рабочих мест для низкоквалифицированных рабочих и проведении специальных дотационных программ.


Основные составляющие экономики ЮАР

 

  1. Богатейшая сырьевая база. По запасам целого ряда минералов, таких, как золото, металлы платиновой группы, марганец, алюминоглюкаты, Южная Африка занимает первое место в мире. Большая часть южноафриканских месторождений уникальна по условиям и масштабам залегания ресурсов. Наличие широчайшего спектра добываемых полезных ископаемых. Крупный сельскохозяйственный сектор.
  2. Южная Африка не только полностью обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами, но и является одной из шести стран в мире, которые в состоянии экспортировать сельскохозяйственные товары на постоянной основе.
  3. Развитый финансовый рынок, отличающийся четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового обслуживания.  Фондовая Биржа в Йоханнесбурге (JSE) является одной из 15 крупнейших во всем мире. Широкое использование передовых технологий в банковском секторе, таких, как Интернет-технологии.  5 южноафриканских банков входят в число 500 крупнейших во всем мире.
  4. Наличие разветвленной сети хорошо организованных телекоммуникационных служб.
    Предоставление всех видов телекоммуникационных услуг и Интернет-услуг. Рынок мобильных услуг и IP-технологий Южной Африки демонстрирует один из самых высоких темпов развития в мире. "Telcom" - южноафриканская телекоммуникационная компания, обладающая магистральной сетью, постоянно увеличивает долю оптико-волоконной составляющей, что позволяет увеличивать скорость и качество телекоммуникационных услуг.
  5. Современная транспортная инфраструктура. Количество железнодорожных и автомобильных дорог превышает аналогичные средние показатели других стран Африки в 15 и 10 раз соответственно.
  6. Наличие крупных коммерческих портов, гарантирующих Южной Африке выход на все морские направления: в Азию, Европу, Америку и к другим странам Африканского континента.
  7. Наличие мощной энергетической базы. Постоянный избыток производимого электричества над потребляемым гарантирует будущее обеспечение все увеличивающегося числа потребителей. Цены на потребление электричества, доступного на всей территории Южной Африки, одни из самых низких в мире.
  8. Прогрессивное законодательство, направленное на привлечение иностранного капитала. Привлечение инвестиций и внедрение передовых технологий происходит во всех значимых секторах экономики Южной Африки. Среднее значение возврата на инвестиции неуклонно растет с 1992 года, что стало возможным благодаря значительному росту средней производительности труда (рост производительности труда в 1997 году составил 4.32%, в 1998 - 4.56%).
  9. Соседство рынка высококвалифицированных специалистов и обширного рынка сравнительно дешевой рабочей силы.


                          Крупнейшие сектора экономики ЮАР,

обеспечивающие большую часть национального и экспортного дохода:

  сельское хозяйство;

  энергетика;

  горнодобывающая промышленность;

  машиностроение и металлургия;

  рынок вооружений;

  телекоммуникации;

Сельское хозяйство

Несмотря на то, что доля сельского хозяйства составляет лишь 4% от ВВП, данный сектор экономики является одним из ключевых для Южной Африки. Продукция предприятий, связанных с переработкой первичной сельскохозяйственной продукции, дает около 20% ВВП. В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли ЮАР трудится свыше 1 миллиона человек.

В последние годы рост сельскохозяйственного производства является одним из ключевых факторов для роста всей экономики. Основной составляющей данного сектора является земледелие, несмотря на то, что только 22% территории страны потенциально могут быть использованы для возделывания сельскохозяйственных культур, а в настоящее время из них используются 13%. Также необходимо отметить, что Южная Африка - это страна с ограниченными ресурсами пресной воды, потребность в которой каждый год неуклонно растет. Тем не менее, благодаря радикальным изменениям, произошедшим в сельскохозяйственном секторе в последние годы, в настоящий момент ЮАР практически полностью обеспечивает себя всеми сельскохозяйственными продуктами. Основными сельскохозяйственными культурами являются зерновые культуры (кукуруза, пшеница), различные виды фруктов, виноград, сахарный тростник.

В дополнение, нельзя не отметить особое отношение государства к вопросам развития сельскохозяйственного сектора, что выражается, прежде всего, в налоговых и экспортных льготах, установленных государством, а также в дотациях на сельское хозяйство ЮАР.


Энергетика.

         Несмотря на то, что Южная Африка является 26-й страной по объему производимой продукции, по потреблению производимой энергии ЮАР занимает 16 место. Энергетика - это основа экономики ЮАР, приносящая около 15% ВВП. В настоящее время на энергетических предприятиях ЮАР трудится около 250 тысяч человек.

Существование большого количества предприятий с наиболее энергоемким производством, таких как, металлургические и горнодобывающие предприятия, предприятия машиностроения, заставляет ежегодно увеличивать темпы производства энергии. Столь высокая потребность в энергии выводит ЮАР в первую десятку стран мира по интенсивности потребления энергии.

Увеличение производства энергии происходит не только благодаря увеличению объемов производства уже существующих предприятий, но и благодаря применению новых технологий и использованию нового сырья. Так, в течение долгого времени только уголь в ЮАР являлся основным источником для получения энергии, но усиленные поиски нефти и газа привели к обнаружению небольших запасов этого сырья. Тем не менее, уголь все еще является основной составляющей энергетического сектора ЮАР.

Большое количество угольных месторождений, особые условия залегания угля, делающего его легко доступным для добычи и переработки, является причиной того, что стоимость энергии в этой стране одна из самых низких в мире.

В последние годы в ЮАР ведется ряд проектов по строительству гидроэнергетических комплексов и предприятий, использующих ядерную энергию. В настоящий момент на территории ЮАР существует одна современная ядерная электростанция, принадлежащая компании Escom.


Горнодобывающая промышленность

Данный сектор экономики исторически играл одну из основных ролей в становлении экономики ЮАР, но в последние десятилетие значимость горнодобывающей промышленности неуклонно уменьшалась, и в настоящий момент продукция горнопромышленных предприятий составляет около 7% от ВВП. В горнодобывающей отрасли занято около 500 тысяч человек.

Южная Африка является мировым лидером в добыче золота, металлов платиновой группы, и занимает ведущие мировые позиции по добыче алмазов и каменного угля. Доля производства предприятий, связанных с непосредственной переработкой полезных ископаемых, в том числе производства металла, составляет приблизительно 14% от ВВП.

Удельный вес экспорта полезных ископаемых в совокупном экспорте ЮАР, несмотря на постепенное снижение, в настоящий момент составляет более 33%.

ЮАР - это одно из немногих государств с уникальной двойной системой прав собственности (государственной и частной) на полезные ископаемые.

Тенденция, наиболее заметная в данном секторе экономики, - объединение крупнейших компаний и монополизация рынка. Так, более 90% добычи алмазов в ЮАР контролируется отделениями южноафриканской монополии "Де Бирс Консолидэйтед Майнз Лтд". Среди других горнодобывающих гигантов можно выделить Anlogold, Iscor, Harmony Gold и Gold Fields Limited.


Машиностроение

Это крупнейший сектор южноафриканской экономики, основной составляющей которого являются автомобилестроительные и станкостроительные предприятия, принадлежащие крупнейшим иностранным корпорациям.



C конвейеров заводов, принадлежащих ведущим автомобильным корпорациям США, Японии, Западной Европы, сходят автобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы, а также запчасти к ним, общим числом более 200 наименований, 159 из которых выпускает компания НААКАМ. Комплектующие детали поступают не только на сборочные заводы страны, но и на рынки США, Южной Америки, Европы, Дальнего Востока и Африки.

Центрами автомобилестроения ЮАР являются города Порт-Элизабет, Эйтенхах, Кейптаун, Ист-Лондон, Дурбан, Йоханнесбург и Претория.

Благодаря развитию отрасли ЮАР ныне располагает самым большим числом автомашин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Здесь эта пропорция составляет: 1 машина на 12 человек.

Кроме того, в ЮАР существует целый ряд предприятий по производству морских и речных судов, железнодорожных вагонов и локомотивов, самолетов, комплектующих деталей и некоторых специальных приборов. Доминирует в этом секторе экономики группа предприятий, возглавляемая компанией Dorbyl Ltd.


Рынок вооружений Южной Африки

Южно-Африканская Республика, являясь ключевой страной региона, играет одну из ведущих ролей в формировании рынка вооружений региона Южной Африки. При этом следует отметить, что по мнению военно-политического руководства ЮАР, военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, является одним из наиболее важных и перспективных направлений внешнеполитического курса страны.

В этих целях юаровское правительство стремится к установлению и последующему развитию военно-технических связей как с ведущими в мире странами-производителями вооружений, так и с государствами, которые в настоящее время или в ближайшей перспективе можно было бы рассматривать в качестве покупателей продукции и услуг национального военно-промышленного комплекса ЮАР.

На проходившей в феврале 1999 года в городе Претория конференции по проблемам перевооружения директор управления закупок вооружений Министерства обороны (МО) ЮАР Чиппи Шейх (Сhippy Shaikh) заявил, что сотрудники руководимого им управления рассматривают стратегию технического переоснащения вооруженных сил, рассчитанную на период до 2015 года. За первые пять лет планируется приобрести вооружение для сил специального назначения и парашютно-десантных частей, а затем танки и боевые машины пехоты.

Главной задачей военной промышленности ЮАР является удовлетворение потребностей национальных вооруженных сил с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

Военная промышленность ЮАР объединяет национальные корпорации, компании и фирмы принимающие участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, в разработке, производстве, сборке, испытаниях, эксплуатации систем оружия и военной техники, материально-техническом обеспечении войск и руководстве проектами создания и обслуживания технической продукции, имеющей двойное назначение. Основными потребителями продукции военной промышленности являются национальные вооруженные силы и полиция страны. Поставка продукции этим потребителям в настоящее время осуществляется через государственную военно-промышленную корпорацию "Армскор", в настоящее время подчиненную министерству обороны ЮАР.

По результатам 1998/99 финансового года военно-промышленная корпорация "Армскор" получила наличных денег за вооружение поставленное в национальные вооруженные силы, полицию и проданное заграничным покупателям, на общую сумму в 405 млн. долларов, из них:

120 млн. долларов США - за боевые системы для сухопутных войск НВС ЮАР;

250 млн. долларов США - за  оружие и военную технику для военно-воздушных и военно-морских сил НВС ЮАР;

29 млн. долларов США - за технологии, разработанные Советом по оборонным исследованиям и разработкам (Defence Research and development Board);

Военно-политическое руководство ЮАР считает, что для обеспечения проведения независимой внешней политики и принятия своих собственных решений, страна должна иметь среди прочего сравнительно мощные и современные вооруженные силы.

При этом отмечается, что развитая собственная военная промышленность, созданная в интересах обеспечения безопасности ЮАР, является значительным достижением страны.

По мнению юаровского военно-политического руководства, южноафриканский рынок вооружений ввиду наличия большого количества государств с нестабильной обстановкой и непрекращающимися вооруженными конфликтами должен представлять для ЮАР большой интерес. Несмотря на то, что большинство стран Африканского континента, расположенных южнее Сахары, не обладают значительными финансовыми ресурсами, в целом доходы от продажи ими военной техники и вооружения могут составить значительные суммы.

Кроме того ЮАР, поставляя продукцию военно-промышленного комплекса, может получать в обмен нефть, сырье, доступ к природным ресурсам, инвестировать в экономику данных государств на льготных условиях.

Следует отметить, что в течение 1998 года Намибия осуществила закупки в ЮАР оружия и военной техники на сумму 1 млн. долларов США, увеличив в два раза объем по сравнению с периодом 1995-1997 гг. По данным юаровского Национального комитета по контролю за обычными вооружениями Намибия в 1996 году приобрела вооружения из категории "А" на сумму 700 тыс. долларов США. Категория "А" включает системы вооружений, обладающие большими разрушительными свойствами, способными вызвать значительные потери в живой силе и нанести серьезный ущерб объектам и боевой технике.

Руанда, как основной участник конголезского конфликта, является самым большим покупателем южноафриканского оружия и израсходовала на эти цели около 3.5 млн. долларов США. Это составляет почти половину общей суммы в 7,56 млн. долларов США, поступившей на счета военно-промышленного комплекса ЮАР, из которой 1,5 млн. долларов США приходятся на долю Анголы, 1,05 млн. долларов США - Зимбабве, 300 тыс. долларов США - Намибии, 300 тыс. долларов США - правительства ДРК.

Нельзя не отметить новый подход ЮАР по продвижению на рынке вооружений продукции своего военно-промышленного комплекса. Так, Претория изучает возможность поставок мобильных комплексов разминирования "Чабби" юаровского производства в зоны международных конфликтов с их оплатой за счет средств международных организацией (ООН, ОАЕ), финансирующих миротворческие операции. Наиболее перспективным в этом отношении могут стать Демократическая Республика Корея и Югославия (район Косово). При этом в качестве основных аргументов, подтверждающих высокие боевые качества, юаровские специалисты приводят положительную статистику опыта использования комплексов "Чабби" английским миротворческим контингентом в Боснии в 1996-1997 годах, а также возросший интерес к нему со стороны ведущих западных стран. За последние три года южноафриканская фирма-производитель RSD уже поставила пять таких комплексов во Францию, три - в Великобританию (один - для обучения личного состава и два для миротворческого контингента в Боснии), шесть - в США. В настоящее время на этапе завершающей сборки находятся еще четыре комплекса, предназначенные для отправки морем в американские сухопутные войска.

Таким образом, рынок вооружений региона Южной Африки отличается широким спектром потенциальных покупателей как бывшей в употреблении военной техники, так и участников, готовых осуществлять совместные проекты с использованием передовых технологий.


Иностранные инвестиции

После смены правительства бывшего президента Нельсона Манделы правительство нового президента Табо Мбеки придерживается тех же основных принципов политического и экономического развития страны. Одним из этих принципов является всяческое поощрение инвестиций в реальный сектор экономики.


Южноафриканское правительство последовательно поддерживает свободное предпринимательство. Это выражается прежде всего в одинаковом отношении к местным и зарубежным вкладчикам капитала: все они равны перед законом. В стране почти полностью отсутствует контроль за ценами на произведенную продукцию, нет никаких ограничений на частное предпринимательство для иностранцев.

Правительство Южной Африки разрешать перспективным иностранным инвесторам создавать предприятия, принадлежащие им на 100%, обеспечивать инвесторам выход их продукции на рынки африканских стран и стран бассейна Индийского океана, предоставлять относительно дешевую электроэнергию, открывать свободный доступ к природным ресурсам.

Только банковско-финансовая деятельность требует специального разрешения государственных органов на участие в ней граждан других государств.

Инвестиционный климат Южно-Африканской Республики весьма привлекателен и наличием здесь развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого, инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.

Чтобы осуществить инвестиции в тот или иной проект в Южной Африке, иностранным инвесторам необходимо получить разрешение Отдела контроля за обменом валют Южно-Африканского Резервного банка (South African Reserve Bank), а при операциях с наличными денежными средствами - Центра промышленного развития и инвестиций .

Для привлечения иностранных капиталовложений южноафриканское правительство обеспечивает инвесторам:

-   Денежную помощь для компенсации инфляции;

-   Налоговые льготы;

-   Отсутствие государственного контроля за ценами на произведенную продукцию;

-   Государство не предъявляет требований к минимальному размеру капитала предприятий (за исключением банковского и страхового бизнеса);

-   Отсутствие ограничений на вывоз прибыли и дивидендов (при наличии разрешения органов валютного контроля);

- Основными сферами приложения иностранных инвестиций в ЮАР являются: горнодобывающая промышленность, металлургия, электроника, автомобилестроение, текстильная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность.

В дополнение необходимо отметить, что для привлечения иностранных капиталовложений существует практика денежного возмещения инвесторам потерь, связанных с инфляцией, практика кредитования экспортных операций и предоставления налоговых льгот для компаний, создающих:

  предприятия обрабатывающей промышленности в отдаленных районах страны;

  продукцию, заменяющую импортные товары;

  трудоемкие производства;

  предприятия, использующие ноу-хау или неизвестные ранее в ЮАР технологии.


                                           Доля вложений крупнейших стран – инвесторов                 Таблица 9




Глава 7.

"Экономические  отношения  России  и  ЮАР "

 

Первые документы о русско-южноафриканских контактах датируются 1895 годом. Именно в этот период Россия начинает проявлять интерес к установлению с Трансваалем прямых торговых и консульских отношений через российское консульство в Кейптауне - главном административном центре Капской колонии Великобритании.

В марте 1895 года управляющий МИД России граф В.Н. Лансдорф, направил телеграмму российскому консулу в Кейптауне.

В ней говорилось, что российские подданные, эмигрировавшие в ЮАР, которых в это время только в Йоханнесбурге насчитывалось уже свыше 4 тыс. человек, обратились в министерство торговли и промышленности России с просьбой установить прямые торговые отношения с Трансваалем. Консулу предписывалось направить в Петербург подробную информацию об экономическом положении Трансвааля.

На основании полученной информации, а также учитывая, что поток эмигрантов из России в Южную Африку постоянно увеличивался, МИД России представил обстоятельный доклад императору Николаю II, по указанию которого в 1897 году была начата непосредственная работа по подготовке к открытию российского представительства в столице Трансвааля.

28 сентября 1898 г. по инициативе тогдашнего президента Трансвааля П. Крюгера между Трансваалем и Россией путем обмена телеграммами были установлены дипломатические отношения. Но это уже история.

Что же касается современных российско-южноафриканских торгово-экономических связей, то их пик приходился на 1993 г., когда объем торговли достиг 191 млн. долл., а затем начал снижаться.

Ясно, однако, что ЮАР может занимать гораздо более заметное место в структуре российской внешней торговли. Эта его мысль в какой-то мере косвенно вписывается в дружескую критику, прозвучавшую из уст посла ЮАР в РФ Мочубелы Дж.Секу. "Мне кажется, Россия почти не использует прекрасный шанс, который предоставляет сейчас наша страна, и возможности ее экономики, - заметил он в одном из интервью. - А также такой важный фактор, как доброе и искреннее отношение нашего народа к России. Не пользоваться этим неразумно. Но Россия почему-то не воспринимает ЮАР, да и вообще Африку, как стратегического партнера. Международные аналитики давно предупреждают, что сотрудничество по оси Восток - Запад отходит на второй план, более перспективно теперь направление Север - Юг. России вообще грех не развивать отношения с ЮАР: многие первые лица там знают русский. В стране около 2000 бывших выпускников советских вузов. Президент Табо Мбеки, например, окончил Институт общественных наук при ЦК КПСС, министр по делам президента тоже, министр здравоохранения - 1-й Ленинградский мединститут". Нынешнее сотрудничество выглядит скромным. По данным посла ЮАР, в 2000 году наш товарооборот составил около 100 млн. долларов. По сравнению с торговлей ЮАР со странами ЕС или США это очень небольшая цифра. Однако не следует забывать, что еще несколько лет назад она была нулевой.

Правительство ЮАР расценивает, как "большие", перспективы взаимных отношений в области энергетики, в частности атомной энергетики, обороны, связи, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и других отраслях, а также между научными учреждениями. В результате интеграции технологии на самолетах "Мираж F1-АZ" поставлены двигатели российского самолета МиГ.[12] Успешно разворачивается сотрудничество в автомобильной промышленности. Компания "Комбайнз моторз холдинг" получила право на реализацию российских внедорожников "Нива". Создано уже 15 дилерских центров. Активно стремится закрепиться на местном рынке "УралАЗ".



Наши страны могут извлечь значительные выгоды из налаживающихся связей в области запуска спутников и проведения космических испытаний, что подтверждают недавние соглашения в области космических технологий между южноафриканским Центром спутниковых связей и "Росавиакосмосом". Нельзя забывать, что у ЮАР и России есть общая граница: Антарктида, и мы может сообща трудиться на наших антарктических базах.

ЮАР открывает свои  минеральные ресурсы и добывающую промышленность для иностранных, в том числе российских, компаний, чтобы они воспользовались выгодами Южноафриканского Законопроекта о развитии минеральных ресурсов.

С другой стороны, Правительство ЮАР и сами южноафриканские бизнесмены, имея больший опыт международной деятельности, смогли за короткое время осуществить прорыв на российский рынок.

Самой крупной статьей экспорта в Россию остаются руды платиновой группы и концентраты, которые направляются компанией "Импала" в Красноярск на завод по производству платины. Активно действует фирма "Бейтман", выделившая 200 миллионов долларов на строительство газоконденсатного завода в Томской области.

Расширяются и поставки того, что раньше именовалось товарами народного потребления. Полюбившееся россиянам пиво "Золотая бочка" - продукция пивного завода, построенного в Калуге компанией "Саут африкан брювериз". Вложив в проект 130 миллионов долларов, компания выпускает качественную продукцию. В целом же южноафриканские инвестиции в российскую экономику составили 800 миллионов долларов.

На передний план выходят связи наших стран и в алмазном бизнесе. Южноафриканская компания "Де Бирс" и российская "Алроса" - ведущие алмазодобывающие компании мира.

Представители “Де Бирс” встречались с представителями "Алроса", которая на 77 % принадлежит государству. Обсуждается, в частности, идея создании в отрасли организации типа ОПЕК.

Располагая развитой научно-технической базой, ЮАР остается потребителем иностранных высоких технологий и потому заинтересована в адаптации соответствующего российского продукта, в частности в горнорудном деле. "Российский рынок был и остается для нас стратегически важным, - сказал руководитель одного из департаментов министерства торговли и промышленности ЮАР Д. Дюранд. - Для нас Россия - ворота в страны СНГ".

Главное же в наших экономических отношениях с ЮАР было то, чтобы за российскими деловыми людьми всегда стояло российское государство. Каждый бизнесмен должен чувствовать за собой дыхание и поддержку государства.

Долг государства - помогать деловым людям, развитию наших отношений, укрепляя торговые и деловые связи с Южноафриканской Республикой.










 

 

 

 

 

 

 

Заключение


В заключении нашего знакомства с ЮАР хочу остановиться на той роли, которую играет эта страна в жизни мирового сообщества.

Для южноафриканских руководителей отношения с мировым сообществом призваны стимулировать, облегчить решение ряда региональных и международных проблем в интересах своей страны. Это своего рода локомотива, который призван повести за собой в будущее весь юг Африки. Как говорил в своём послании Парламенту о положении страны президент ЮАР Табо Мбеки в феврале 2001 г., "…наша страна приняла на себя роль надёжного партнёра в глобальной борьбе за демократию, мир, развитие и неизбежную глобализацию. Совершенно очевидно, что создание вокруг нас более лучшего глобального окружения во многом поможет и нам, при решении стоящих перед ЮАР задач”.

            Развитие капитализма в ЮАР идёт ускоренными темпами, что не может не влиять на стратегию правительства. Страна всё больше превращается из экономически доминирующей региональной державы в континентальную. Южноафриканских предпринимателей можно встретить в Камеруне и на Мадагаскаре (железные дороги), Мали и Замбии (электростанции), Мозамбике и Гане (производство пива), Нигерии, Уганде и Камеруне (мобильные телефоны), Танзании, Мозамбике и Кении (сеть с супермаркетов).

Многие в Африке приветствуют эту тенденцию. Так, например, управляющий камерунскими железными дорогами Клод Контго говорил: "Это то, что мы называем сотрудничество Юг-Юг"

В настоящее время экономика ЮАР составляет 40% всего экономического потенциала континента, а предложенный президентом Т.Мбеки проект НЕПАД представляется как средство реализации общеконтинентальных планов его правительства. По мнению Рега Рамни, руководителя консультативной фирмы в Йоханнесбурге "Бизнес Мэп", "…южноафриканские фирмы использовали создавшиеся возможности в Африке намного быстрее и эффективнее, чем их партнёры из США и Европы".

К началу ХХI века собственно южноафриканские инвестиции в экономику стран региона превысили 1 млрд. долл.

В самой ЮАР продолжается консолидация капиталов в горнодобывающей промышленности - ведущей отрасли южноафриканской экономики путём слияния компаний, что в конечном итоге поставит их вровень с Англо-американской корпорацией Южной Африки.

Развитие капитализма в ЮАР может в недалёком будущем вывести эту страну в разряд высокоразвитых государств мира, способных отстаивать свои интересы перед натиском американского крупного капитала.

Уже в 2002 г. появились первые признаки соперничества двух стран в торгово- экономической области. Они были связаны с негативным воздействием на африканские страны протекционистских ввозных пошлин на импортируемую сталь, а также с принятым в мае 2002 года в США “Закона о содействии фермерству”. Южноафриканские производители стали, которых сильно задели, принятые в начале 2002 г., администрацией Буша протекционистские ввозные пошлины, подали жалобу в Американскую комиссию по международной торговле, и добились отмены этого решения, применительно к своей продукции уже в середине мая 2002 г. Причём в решении Комиссии по этому поводу было отмечено, что не существует никаких указаний на то, что производители стальной продукции в ЮАР поставляют свои изделия в США по демпинговым ценам.

Пресса ЮАР в этот период была полна тревожными сообщениями о том, как пострадают южноафриканские экспортёры сельскохозяйственной продукции от введения в жизнь Закона 2002 г. о содействии фермерству в США. Вице-президент Национального союза африканских фермеров Моцепе Матлала потребовал от правительства ЮАР немедленно субсидировать южноафриканские фермерские хозяйства, чтобы сделать их продукцию вновь конкурентоспособной на американском рынке.

Не всё гладко складывается и с политическим взаимодействием США с ЮАР, как в мире, так и в Африке. ЮАР всё более отстаивает своё понимание проблем.

Правительство ЮАР заняло критичную позицию в отношении внешней политики США, что может служить наглядным свидетельством растущего недовольства в южноафриканских правящих кругах всё более выявляющимися гегемонистскими тенденциями в международных отношениях со стороны США. В октябре 2001г. в ЮАР прошли многочисленные демонстрации протеста против развязанной американцами войны в Афганистане под лозунгами "Остановить войну", "Никакой разницы между Гитлером и Бушем". Акции протеста были совместно организованы Советом улемов ЮАР, Южноафриканским конгрессом профсоюзов (КОСАТУ) и Советом церквей провинции Западной Кейп.

Разногласия между США и ЮАР возникли и по вопросу отношения к палестино - израильскому конфликту. В апреле 2002 г. в разгар очередного обострения палестино - израильских отношений коалиция в составе АНК, Южноафриканской компартии, Конгресса профсоюзов Южной Африки потребовала от правительства страны решительно добиваться от администрации Буша немедленного прекращения атак на палестинцев и вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий.

Члены коалиции организовали пикетирование посольства США и Израиля и мирный марш протеста против политики этих двух государств на Ближнем Востоке. Южноафриканские сторонники палестинцев проведя свою манифестацию в городе Дурбане, требовали от южноафриканского правительства подвергнуть Израиль и его покровителя США "международной изоляции". Один участник митинга от профсоюзов заявил корреспонденту "Голоса Америки": "Мы здесь, чтобы показать, что Америка не может контролировать каждого жителя планеты".

Выполняя миротворческую миссию, правительство Табо Мбеки, оказало решающее содействие в деле примирении Руанды и Демократической республике Конго (ДРК). Соглашение между двумя странами об установлении мира было подписано 30 июля 2002 года. Это соглашение можно рассматривать как завершающий этап длительного переговорного процесса по поводу конголезского урегулирования, в котором наряду с ЮАР участвовали и другие страны.

Таким образом, отношения США и новой ЮАР развиваются противоречиво. Однако, учитывая вес этой страны на международной арене, администрация США стремиться наладить взаимодействие с южноафриканскими руководителями по ряду вопросов мировой и африканской политики, а в тех случаях, когда это не представляется возможным, нейтрализовать путём искусной дипломатии негативные для США последствия принимаемых правительством ЮАР решений.

Нынешние власти ЮАР, понимая свое лидерство на Африканском континенте, а в ближайшем будущим, возможно и в мировом сообществе, несут ответственность за реализацию поставленных целей и претворение в жизнь следующей программы действий:

- Укреплять механизмы предотвращения и разрешения конфликтов и обеспечивать, чтобы эти механизмы использовались для восстановления и поддержания мира.

- Продвигать и защищать демократию и права человека в своих странах и других регионах.

- Обновить и продлить действие положений об образовании и здравоохранении, уделяя особое внимание борьбе со СПИДом, представляющим для Африки, по мнению международной общественности, величайшую угрозу.

- Восстановить макроэкономическую стабильность в соответствии с принятыми во всем мире стандартами и показателями.

- Установить прозрачные правовые и регуляторные рамки для финансовых рынков,  частных компаний и государственного сектора.

- Развивать сельское хозяйство, диверсифицировать аграрное производство и промышленность в интересах как внутренних, так и внешних рынков.



 

 

Приложения



Внешняя торговля страны в 1994 - 1999 гг. (млрд. дол. США).


1994

1995

1996

1997

1998

1999

Экспорт

25,3

27,9

29,2

31,3

28,7

28

Импорт

21,4

27

26,9

28

27,2

26

География экспорта

1994

1997

Италия

Великобритания

Япония

Италия

США

Япония

Германия

США

Великобритания

Германия

страны ЕС

Гонконг

География импорта

1994

1997

Германия

Германия

США

США

Япония

Великобритания

Великобритания

Япония

Италия

Италия

Состав экспорта:    золото 20%, минералы и полезные ископаемые 20 - 25%,

продовольствие 5%,

продукция химической промышленности 3%

Состав импорта:     оборудование, машины, нефтепродукты, текстиль,

научное оборудование,

продукция химической промышленности

Аэропорты в 1990-е гг.                                                                   


1995

1996

1997

1998

1999

С бетонной ВПП всего

354

351

143

144

143

с длиной ВПП свыше 3 047 м.

10

10

10

10

9

с длиной ВПП от 2 438 м. до 3 047 м.

4

4

4

4

4

с длиной ВПП от 1 524 м. до 2 437 м.

44

43

46

45

46

с длиной ВПП от 914 м. до 1 523 м.

75

74

74

75

73

с длиной ВПП до 914 м.

221

220

9

10

11

С грунтовой ВПП всего

313

311

607

605

601

с длиной ВПП от 1 524 м. до 2 437 м.

33

33

35

35

33

с длиной ВПП от 914 м. до 1 523 м.

280

278

308

304

303

с длиной ВПП до 914 м.

...

...

264

266

265

 

 

Внешняя задолженность страны (млрд. дол.)

1994

1995

1996

1997

1998

18

22

30

23,5

25,7

 

Доля сбросов органических отходов промышленными отраслями (1997 г.) (в процентах)

Металлургия

11,6

Целлюлозно-бумажная

16,4

Химическая

9,7

Пищевая

41,8

Строительная

0,2

Текстильная

10,8

Деревообрабатывающая

3,3

Остальные

6,2

 

Загрязнение воздуха (микрограмм примесей на куб. м. воздуха) (1995)

Кейптаун

2 671

Йоханнесбург

1 849

Дурбан

1 149

 

Состояние охраны окружающей среды


1990-1995

Ежегодная вырубка лесов (кв. км)

150

Охраняемые государством территории (тыс. кв. км.)

65,8

Урбанизация в 1980 и 1998 гг.                                               


1980

1998

Городское население

48%

53%

Доля населения в крупнейших городах

12%

11%

Доля населения в городах более 1 млн. чел.

11%

20%

Возрастная структура населения в 1995 - 2000 гг.


1995

1996

1997

1998

1999

2000

0 - 14 лет

40%

36%

35%

35%

34%

32,46%

15 - 64 года

56%

60%

61%

61%

61%

62,76%

свыше 65 лет

4%

4%

4%

4%

5%

4,78%

Половая структура населения в 1996 - 2000 гг. (мужчин/женщин)


1996

1997

1998

1999

2000

новорожденных

1,03

1,03

1,03

1,03

1,02

до 15 лет

1,02

1,02

1,01

1,02

1,01

с 15 до 64 лет

0,99

0,99

0,98

0,99

0,93

свыше 65 лет

0,67

0,67

0,67

0,67

0,61

всего

0,98

0,98

...

0,98

0,94

 

 

Средняя продолжительность жизни в 1995 - 2000 гг. (в годах)


1995

1996

1997

1998

1999

2000

Всего

65,42

59,47

56,29

55,65

54,76

51,1

Среди мужчин

62,68

57,21

54,4

53,56

52,68

50,41

Среди женщин

68,25

61,8

58,23

57,8

56,9

51,81

Уровень миграции в 1995 - 2000 гг.


1995

1996

1997

1998

1999

2000

Мигрантов на 1000 чел.

0,17

0

0,09

0,08

0,08

-1,9

Уровень грамотности


1980

1997

Расходы на образование (% от ВНП)

...

7,9

Учеников на одного учителя

...

36

Продолжительность первичного образования (лет)

...

9

Процент неграмотного населения старше 15 лет (% от населения)

 

 

- среди мужчин

22

15

- среди женщин

25

16

Уровень медицинского обслуживания (% населения)


1982-1985

1990-1996

Доступ к чистой воде (% населения)

...

70

Доступ к медицинской помощи (% населения)

...

46

Доступ к необходимым лекарствам (% населения)

...

80









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  "Все страны мира", Энциклопедический справочник, Изд. "Вече", 2002

2.  "Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов", Изд. МГУ, Москва, 1990

3.  "Краткий политико-экономический справочник", Изд. политической литературы, Москва, 1987

4.  "Народонаселение мира", Изд. "Прогресс", Москва, 1990

5.  "Страна Радуги" первый русский сайт о ЮАР

6.  "Страны Африки", Изд. политической литературы, Москва, 1988

7.  "Страны и народы. Африка. Восточная и Южная Африка", Изд. "Мысль", Москва, 1981

8.  "Страны мира сегодня. Африка", том 3., ИТАР-ТАСС, Москва, 2003

9.  "У политической карты мира", Изд. "Знание", Москва, 1991

10. "Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны", М., 2002

11. "Южно-Африканская Республика", Экономический справочник, Изд. "Наука", Москва, 1982

12. Большая Советская Энциклопедия, Изд. "Сов. энциклопедия", Москва, 1978

13. Иванов И.О. "Южная Африка: Диалог или конфронтация", Изд. "Знание", Москва, 1989

14. Ковалевский А.А. “Транснациональный бизнес и развивающиеся страны”, М., Наука, 1990

15. Максаковский В.П. "Географическая картина мира", ч.1, Изд. "Верхняя Волга", Яросл., 1998

16. Максаковский В.П. "Географическая картина мира", ч.2, Изд. "Верхняя Волга", Яросл., 1998

17. Погорлецкий А.И. "Экономика зарубежных стран", Изд. Михайлова В.А. С-Пб, 2000

18. Урнов А.Ю. "Политика ЮАР в Африки", Изд. "Наука", Москва, 1982

19. Юдин Ю.А. "Государственные гербы и Флаг государств"



[1] Погорлецкий А.И. "Экономика зарубежных стран", стр.27

[2] "Все страны мира"- энциклопедический справочник

[3] "Краткий политико-экономический справочник"

[4] "Страны мира сегодня. Африка"

[5] "Южно-Африканская Республика", стр.87

[6] "Экономическая, социальная и политическая  география мира", стр.442-443

[7] "Страны и народы. Африка. Южная и восточная Африка", стр.23-25

[8] "Южно-Африканская Республика", стр.294-297

[9] Погорлецкий А.И. "Экономика зарубежных стран"

[10] "Страна Радуги" – первый русский сайт о ЮАР

[11] "Страна Радуги" – первый русский сайт о ЮАР

[12] "Страны мира сегодня. Африка"


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.