РУБРИКИ

Южно-Африканская Республика

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Южно-Африканская Республика

Южно-Африканская Республика

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ШКОЛА  № 12

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО  ГЕОРГАФИИ

 

 

 

 

 

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ  РЕСПУБЛИКА

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     ученица  11 "Д"  класса

                                                                                     Кондратьева  Елена

Научный  руководитель:

старший  преподаватель

кафедры социально-экономической

географии  ТвГУ

Аверьянова Т.В.

Тверь – 2005 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                        3

Глава 1.  "Особенности географического положения ЮАР"                         5

1.1.   Физико-географическое положение.                                             5

1.2.   Экономико-географическое положение.                                        6

1.3.   Геополитическое положение.                                                        7

1.4.   Политическое  устройство                                                           8

Глава 2.  "Природно-ресурсный потенциал ЮАР"                                 16

2.1.   Природные условия.                                                                       16

2.2.   Природные ресурсы.                                                                      17

Глава 3.  "Население и трудовые ресурсы ЮАР"                                   24

3.1.   Численность населения, динамика.                                                        24

3.2.   Воспроизводство населения.                                                         24

3.3.   Миграции.                                                                                      24

3.4.   Состав населения.                                                                         25

            3.5.   Структура занятости населения.                                                29

3.6.   Урбанизация, крупные города, городские агломерации.              29

3.7.   Особенности размещения населения, показатели плотности.    30

Глава 4.  "Общая характеристика хозяйства ЮАР"                               31

4.1.   Особенности развития хозяйства.                                                        31

4.2.   Общая характеристика промышленности.                                 32

4.3.   Сельское хозяйство.                                                                       37

4.4.   Особенности развития транспорта.                                           39

Глава 5.  "Территориальная структура хозяйства ЮАР"                      43

Глава 6.  "Экономика  Южно-Африканской Республики"                    47

Глава 7.  "Экономические  отношения  России  и  ЮАР "                    54

Заключение                                                                                                   56

Приложения                                                                                                  58

Литература                                                                                                    61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ещё в перестроечные времена, в конце 80-х годов, в Москве на Южно-Африканскую Республику смотрели как на наиболее выгодного делового партнера на Африканском континенте. Однако с тех пор как у нас (после развала СССР), так и у них (в ЮАР к власти пришел Африканский национальный конгресс) произошли радикальные политические перемены, двусторонние деловые связи (после относительно непродолжительного бума 1992-1993 гг.) стали резко сокращаться и сейчас находятся в состоянии "малоподвижного развития".

Незадолго до распада Советского Союза Москва, правда, попыталась "прорубить" окно в деловую Южную Африку, пойдя на тесное политическое сотрудничество с правительством белого меньшинства Де Клерка и полностью забросив своего бывшего союзника - АНК.

В те времена только в период 1991-1992 годов ЮАР с официальными визитами посетило свыше 50 советских, а позднее - российских делегаций, в состав которых входили не только государственные лица, но и частные предприниматели. Затем уже в российские времена Южно-Африканская Республика в документах и МИД, и Министерства внешнеэкономических связей России была определена как страна, деловое сотрудничество с которой является "ключевым" в Африке. Особенно активно пытались завязать деловые связи с ЮАР российская алмазодобывающая компания "Алмазы Саха-России", "Комдрагмет", московский двигательный завод (занимался поставкой авиационных двигателей из России в ЮАР), предприятия российского ВПК. Перспективными тогда казались контакты также в сфере поставок и совместного производства вооружений: юаровцы выразили желание приобретать отдельные виды оружия в России не только через государственные структуры, но и напрямую у заводов-производителей (Нижний Новгород, Пермь).

Но вот в Южной Африке грянули выборы 1994 года, и после прихода к власти правительства черного большинства во главе с лидером АНК Нельсоном Манделой сотрудничество Южно-Африканской Республики с Россией стало сворачиваться, о чем у нас как-то не очень принято было распространяться.

Прежде всего, южно-африканское руководство, в большинстве своем состоящее из руководителей АНК (более 60% из них по нескольку раз бывали и обучались в СССР), весьма негативно относилось к тогдашнему российскому политическому истеблишменту. В Претории не забыли высказывания бывшего министра иностранных дел России Андрея Козырева в 1992 году, "дипломатично" назвавшего АНК "террористической организацией". Помнил Нельсон Мандела и реверансы Москвы в адрес белого правительства в 1991-1993 гг., когда вчерашних "товарищей по классовой борьбе из АНК" отказывались принимать в высоких кремлевских кабинетах, ссылаясь за занятость. Я уже не говорю о пассажах нашего, тоже теперь уже бывшего президента, при встрече с Манделой по поводу того, что "мы в России победили коммунизм". Он наверно "забыл", что самый главный союзник АНК - это местная компартия, и многих бывших функционеров международного отдела ЦК КПСС, особенно тех, кто отвечал за связи с АНК в трудные времена, до сих пор прекрасно встречают в Южной Африке, организовывают им лекции, замечательный отдых и т.д.

Бывший президент ЮАР Нельсон Мандела - порядочный человек, и в его визите в Россию (кстати, много раз переносившимся и откладывавшимся), он хотел главным образом поблагодарить за помощь не столько Россию, сколько бывший СССР в годы борьбы АНК с апартеидом.[1]

Я думаю, российские власти хорошо представляют себе, в какой обстановке им приходится вести дела, расплачиваясь тем самым за политическую близорукость наших прежних чиновников, серьезно подорвавших существовавшую ранее весьма перспективную базу в отношениях между Москвой и Преторией.

Несмотря на то что, как выразился недавно один из южно-африканских министров, "нам (т.е. ЮАР) сейчас не до вас, а вам (т.е. России) - не до нас", существуют сферы сотрудничества, в которых при взаимном желании и работе можно добиться успеха.

Скажем, перспективными, и что самое главное - взаимовыгодными продолжают оставаться деловые контакты российского и южно-африканского военно-промышленного комплекса (ВПК). Аналогичная ситуация складывается и с привлечением наших инвестиций в ЮАР, а их - в Россию.

В конце 80-х годов ответственные работники тогдашнего советского Совмина говорили о необходимости привлечения "свободных" южно-африканских финансовых ресурсов в нашу страну. С тех пор все "банковское сотрудничество" россиян что до кризиса 1998 года, что после него ограничилось проведением в ЮАР семинара по инвестициям в Россию, устроенного для "делового отдыха" российских банкиров (с посещением города тысячи казино Сан-Сити и Коморских островов) на который пришли... два представителя местного МИДа и ни одного южно-африканского банкира или бизнесмена.

Не очень пока обнадеживают и перспективы двусторонней торговли - практически весь товарооборот между Россией и ЮАР был в 1999 году заработан исключительно на экспортно-импортных операциях и мелких коммерческих сделках.

Крайне осторожен по отношению к России и южно-африканский частный капитал (хотя он и менее идеологизирован по отношению к Москве, чем политическое руководство ЮАР). Как говорят представители южно-африканского бизнеса, за последние несколько лет местные предприниматели убедились в том, что основная цель поездок их российских коллег в ЮАР - это не долгосрочный бизнес, а популярный вариант "служебного отдыха", т.е. приезд в экзотическую страну для посещения казино, сафари, катания на яхтах и тому подобного.

В принципе и российские предприниматели, судя по всему, весьма разочаровались в деловых перспективах ЮАР. "Быстрых денег там не сделать, работать на долгосрочной основе желания большого нет, да и свободных средств - тоже". Другие рынки для рискованных российских бизнесменов на сегодня кажутся куда более выгодными и предсказуемыми, чем малоисследованный южно-африканский.

И все же у развития деловых связей России и Южной Африки есть будущее - и оно на ближайшую перспективу не за "идеологизированными проектами" и взаимными обидами, а за грамотными предпринимателями и политиками-прагматиками, что в России, что в ЮАР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

"Особенности географического положения ЮАР"

1.1.         Физико-географическое положение.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) расположена к югу от 22° ю.ш., в тропических и субтропических широтах Южного полушария. Территория ЮАР составляет 4,2% площади континента (1 223 410 кв. км). На западе страна омывается водами Атлантического, а на юге и востоке — Индийского океана. Береговая линия составляет 2798 км. Высшая точка ЮАР-  гора Нджесути (Njesuthi) – 3408 м

Такое расположение страны предопределяет наличие различных природных ландшафтов. По устройству она напоминает гигантский амфитеатр. Наиболее высокие ряды его образованы на востоке и юге уступом Драконовых и Капских гор. К северу поверхность понижается ступенями – плато к обширной арене – Калахари и долине реки Лимпопо.

Для рельефа ЮАР характерно преобладание высокоподнятых равнинных плато, около половины территории имеет высоту от 1000 до 1600 м, более ¾ расположено выше 600 м над уровнем моря, лишь узкая полоса прибрежных низменностей на западе, юге и востоке имеет высоту до 500 м. В общих чертах рельеф определяют внутренние возвышенные плато и прибрежные равнины Атлантического и Индийских океанов. 

Почти вся ЮАР расположена в пределах южной окраины Африканской платформы, фундамент которой состоит из складок докембрийских пород (метаморфические сланцы, гнейсы и др.) и обломочных пород, пронизанных и метаморфизованных интрузиями так называемых древних гранитов. В прибрежных районах страны породы основания часто выходят на поверхность, в центральных районах они покрыты мощной толщей более молодых пород.

            К северу от среднего течения р. Оранжевой, в пределах южной окраины обширного прогиба Африканской платформы, находятся равнины Калахари (800-900 м), прикрытые мощным плащом кайнозойских песков и песчаников.

В настоящее время почти повсеместно поверхность Калахари занята травянистой растительностью и кустарниками; типичный пустынный ландшафт можно встретить только в наиболее засушливой юго-западной части, вдоль границ с Намибией.

Резкий контраст представляет Западное побережье. К северу, за рекой Улифантс, начинается пустыня Намиб. На побережье немного заливов и удобных бухт, оно отличается мало изрезанной, как бы выровненной береговой линией. Берег, сложенный в основном Шиферными сланцами и кварцитами, имеет скалистый характер, возвышаясь на 7-20 м над уровнем моря. Его суровый, неприступный вид долгое время отпугивал европейских мореплавателей.

Береговая линия на юго-западе и юге ЮАР до мыса Ресифе более изрезана. Ряд удобных естественных заливов и бухт южного побережья были оценены еще средневековыми мореплавателями. Это бухты Салданья (с портом того же названия), Столовая (с портом Кейптаун), Фолс-Бей (с портом Саймонс-Таун), Мосселбай и залив Алгоа. Узкий, скалистый мыс Игольный перед бухтой Мосселбай – самая южная точка Африки. На востоке, в мелководной бухте Наталь, расположен один из крупнейших портов материка – Дурбан. Севернее его тянется низменный аккумулятивный берег.[2]

 

1.2. Экономико-географическое положение.

С географической точки зрения, географическое положение ЮАР выгодное, потому как недра этого региона богаты алмазами, золотом, платиной, урановой, железной и марганцевой рудами, хромитами, рудами цветных металлов, углем, асбестом.

ЮАР является единственным в Африке высокоразвитым государством, относящегося к типу стран переселенческого капитализма.

 ЮАР – страна, расположенная на юге Африканского континента, в 5 раз крупнее Великобритании, в 2 раза - Франции и равна по территории Германии, Франции и Италии вместе взятых. На севере ЮАР граничит с Ботсваной, Зимбабве, на северо-западе – с Намибией, а на северо-востоке с Мозамбиком и Свазилендом. Королевство Лесото находится на территории ЮАР как анклав. У побережья ЮАР проходит морской путь, соединяющий Европу с богатыми нефтью странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азией.

Южно-Африканская Республика - это экономический гигант в масштабах Африканского континента. Страна располагает крупным сельскохозяйственным сектором и экспортирует 142 вида, овощей и фруктов в 40 стран мира. Сфера обслуживания приносит 51% национального дохода, а промышленность - 31%. Однако ЮАР стала современным процветающим государством благодаря горнодобывающему сектору: 52% доходов от экспорта дают природные ресурсы.

ЮАР - государство со сложившейся рыночной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, разумной налоговой политикой. Это страна с прекрасно организованными службами транспорта и связи; она славится четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового бизнеса. Южная Африка обладает высококвалифицированными кадрами специалистов и обширным рынком сравнительно дешевой рабочей силы.

ЮАР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Экспорт ЮАР в 1997 году составил $31,3 млрд. долларов. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта.

Основные торговые партнёры ЮАР: Германия - 16%, Великобритания - 12%, США - 11% , а также Япония, Франция, Италия и Канада, и оборот внешней торговли с этими странами все увеличивается.

1.3. Геополитическое положение.

 

ЮАР является одним из государств-основателей ООН. До 1961 – член британского Содружества наций. В том же году ЮАР вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки.

С начала 1960-х годов до 1994 роль ЮАР в деятельности ООН была весьма ограничена, поскольку большинство членов ООН резко осуждало политику апартеида и сохранение вплоть до 1990 контроля ЮАР над Намибией вопреки резолюциям ООН.

В 1963 Совет безопасности ООН призвал к установлению эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию об обязательном для всех членов ООН соблюдении этого эмбарго. В 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН.

            В отношениях с другими странами субрегиона в конце 70-х—80-х годах, особенно с «прифронтовыми» государствами, политика ЮАР соединяла политическое давление с угрозой вооруженной агрессии, дестабилизации внутреннего положения в соседних странах, экономическим шантажом. Внешняя политика правительства Претории в субрегионе, направленная на создание «буферной зоны» у границ ЮАР, вовлекла в сферу влияния и малые страны региона. Так, в качестве дополнительного инструмента контроля за положением в Лесото ЮАР использовала оппозиционную правительству Освободительную армию Лесото, контингенты которой дислоцировались на территории Южной Африки. ЮАР неоднократно проводила диверсионно-террористические акции против Свазиленда и Лесото с целью захвата активистов АНК и ПАК. Экономическая дестабилизация в регионе оказала негативное влияние и на положение дел в Анголе, Намибии, Мозамбика, Малави. В 1986—1987 гг. наряду с ведением необъявленной войны против Анголы ЮАР осуществляла агрессивные акции против Мозамбика, Замбии, Зимбабве, Ботсваны.

            Отношения ЮАР с неафриканскими странами концентрировались на двух главных направлениях. Одно из них — развитие сотрудничества с государствами, политические и экономические интересы которых не препятствовали поддержанию связей с Южной Африкой. К их числу относились прежде всего Израиль, Чили, Парагвай, Тайвань, Южная Корея. Важнейшее место в этой группе стран отводилось Израилю. С конца 60-х годов ЮАР все в большей мере использовала свои связи с этим государством для преодоления своей растущей изоляции в мировом сообществе, особенно в отношении поставок вооружений и передовых технологий.

            Второй, чрезвычайно важной сферой внешнеполитической деятельности ЮАР, являлись отношения с ведущими западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Великобританией, ФРГ, Францией, Японией, которые были ее главными торгово-экономическими партнерами. ЮАР, являющаяся важнейшим источником золота и стратегического сырья для мирового рынка, имела для Запада первостепенное значение.

С нарастанием южноафриканского конфликта осложнились отношения Запада с «третьим миром». Открытая защита системы расового неравенства, существовавшей в ЮАР, становилась для Запада все более затруднительной, в том числе вследствие широкой международной кампании против апартеида, в которую были вовлечены многие общественные движения и неправительственные организации Северной Америки и Западной Европы

Стремясь ослабить режим апартеида, в середине 1980-х годов, внутренняя оппозиция расистскому режиму и ее сторонники в демократических странах Запада призвали ООН к введению жестких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. К санкциям присоединился ряд межправительственных организаций, в том числе Европейское сообщество, Содружество наций. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании.


Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорассовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления этого перехода в 1992–1994 санкции были постепенно отменены.

С 1994 в силу объективных условий ЮАР стала ведущей политической и экономической региональной державой на Юге Африки. ЮАР поддержала проведение переговоров о прекращении огня в Анголе, Мозамбике и Конго.

Одним из главных и новым направлением внешней политики ЮАР в начале 90-х годов стало установление официальных контактов с Советским Союзом, а позднее с Россией и другими членами СНГ. На протяжении всей истории существования Южной Африки антикоммунистический курс был характерной чертой ее внешнеполитической деятельности.

Со своей стороны, Советский Союз, разорвав консульские отношения с ЮАР в 50-х годах, неизменно проводил политику осуждения режима апартеида, оказывал политическую и военно-политическую помощь силам национального освобождения на Юге Африки, активно поддерживал антирасистские и антиколониальные тенденции в мировой политике.

В феврале 1991 г. между СССР и ЮАР было подписано соглашение о создании в Москве и Претории, при посольствах Австрии, секций интересов двух стран.  28 февраля 1992 г. Россия и ЮАР установили между собой дипломатические отношения.[3] Установлению дипломатических отношений между Россией и ЮАР активно способствовало общество «Россия — Южная Африка», развивающее деловые, научные и культурные отношения на неправительственном уровне. Несмотря на трудности в обеих странах, в отношениях между ними наступил этап, который характеризуется стремлением к сотрудничеству на равноправной и взаимовыгодной основе, свидетельством чему стало подписание в октябре 1993 г. соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой.

В 1994 ЮАР вновь стала полноправным членом Организации Объединенных Наций.


1.4. Политическое  устройство

Флаг ЮАР

           

Флаг ЮАР, введённый в 1994 году - полотнище с красной и голубой горизонтальными полосами и черным равносторонним треугольником у древка.

Они отделены друг от друга широкими зелеными полосами в виде латинской буквы «Y», наложенной развилкой к древку и отграниченной от черного треугольника тонкими желтыми полосами, а от красной и голубой полос—тонкими белыми полосами.

 


 

Новый герб ЮАР.  Официальное описание.

Роль нового герба ЮАР

    Новый герб заменяет собой прежний, являвшийся гербом Южной Африки с 1910 года. Замена старого герба новым отражает стремление правительства подчеркнуть демократические преобразования в стране и переосмыслить прежнее понимание патриотизма.


Внешний вид нового герба.

    Новый герб ЮАР представляет собой ряд элементов, заключённых в два отдельных круга, расположенных один над другим.

Первый элемент - это Девиз, в зелёном полукруге. Круг замыкают две симметрично расположенных пары слоновьих бивней, устремлённых вверх. Внутри круга, образованного бивнями, находятся два симметричных пшеничных колоса, которые в свою очередь образуют золотой щит в центре круга.

Форма щита напоминает барабан. На нём изображены две человеческие фигуры из наскальной живописи племени койсанов.

Эти фигуры обращены лицом друг к другу, в приветствии соединив руки. Над щитом крест накрест расположены копьё и скипетр, образующие единое целое.

Непосредственно над кругом основания находится визуальный центр герба, протея. Лепестки протеи имеют треугольную форму, что напоминает изделия народных африканских мастеров. Птица-секретарь расположена над протеей, и цветок образует её грудь. Крылья птицы расправлены и приподняты в величавом жесте. Перья увенчивают её царственную и всевидящую голову.

Меж крылами птицы расположены лучи восходящего солнца, замыкающие верхний круг. Верхний и нижний круги пересекаются, образуя нерасторжимую и бесконечную линию.

 

Символика нового герба

Девиз "!ke e: /xarra //ke", написанный на койсанском языке народа, буквально означает: "различные люди, объединяйтесь". С одной стороны он символизирует единство человеческих мыслей и действий. С другой стороны, он призывает весь народ объединяться на основе чувства принадлежности к одной нации и национальной гордости - Единство в различии.

Колосья - будучи эмблемой плодородия, символизируют процесс зарождения, роста и здорового развития. Они напоминают о том, что люди не должны испытывать голод, и символизируют сельскохозяйственное использование земли.

Человеческие фигуры на щите воспроизводят изображения на Линтонском камне, всемирно известном образце южноафриканской наскальной живописи, находящемся сейчас в Южноафриканском музее в Кейптауне.

Койсаны, самые древние обитатели нашей страны, символизируют нашу общую принадлежность к южноафриканской нации. Люди, изображённые на щите, приветствуют друг друга, что подразумевает единство.

Полёт птицы-секретаря символизирует естественную связь между ростом и скоростью. Это царь птиц, как лев - царь зверей. Сильные ноги этой птицы, представленные на гербе скипетром и копьём, служат ей при охоте на змей, которая символизирует защиту страны от врагов. Птица-секретарь - вестник небес, приносящий на землю их благословение. В этом смысле, она является символом Божественного величия. Её поднятые крылья - эмблема растущего могущества нации - берут наш народ под свою защиту. Цвет птицы секретаря - золотой, что символизирует её связь с солнцем и высшей силой.

Солнце - эмблема сияния, великолепия  и высших начал энергии - символизирует возрождение, способность к размышлению, знание, правосудие и силу воли. Солнце - символ источника жизни, света и  нерасторжимое единство всего человечества.

Слоновьи бивни являются символом мудрости, силы, выдержки и вечности.
Копье и скипетр - символы защиты и власти. Лежащие копьё и скипетр символизируют мир.

Щит выполняет двойную функцию - знак принадлежности к народу и символ духовной защиты. Это - главный символ нации.


Гимн ЮАР

Переходный исполнительный совет в марте 1994 года рекомендовал президенту ЮАР ввести два национальных гимна — «Нкоси сикелел и Африка» («Господи, благослови Африку») -  гимн АНК с 1925 г.  и «Ди стен фан Зюйд Африка» («Голос Южной Африки») старый гимн, написанный в 1959 г.).

Сейчас принято исполнять "смешанную" версию гимна, когда один куплет поют на английском, другой - на африкаанс, и т.д.. Причём текст состоит одновременно и из "Голоса Южной Африки", и из "Господи, благослови Африку".


Господи, благослови Африку
 

Господи, благослови Африку, 
Наставь ее на путь истинный, 
Услышь наши мольбы. 
Господи, благослови — Господи, благослови, 

Господи, благослови Африку, 
Наставь ее на путь истинный, 
Услышь наши мольбы. 
Господи, благослови — Господи, благослови, 

Господи, благослови Африку, 
Наставь ее на путь истинный, 
Услышь наши мольбы. 
Господи, благослови нас, детей Твоих, 
Святой Дух, Святой Дух, снизойди к нам. 
Господи, благослови нас, детей Твоих. 

Сын Божий, храни наш народ, 
Да покончи с войнами и страданиями. 
Ты храни его—ты храни его, 
Народ наш, народ Африки. 
Ты храни его. Сын Божий — Ты храни его, 
Ты храни его, народ,— Ты храни его, 
Народ наш, народ Африки

 

Голос Южной Африки

Из родного неба сини, из глубин родных морей, 
Между вечных, эхозвучных горных кряжей и цепей, 
Средь равнин — упряжки бычьи проскрипят порою там, 
Южной Африки любимой голос шепчет что-то нам. 
Хором ей ответим: «Волю ты свою нам изреки — 
Жизнью жертвовать и жить — для Южной Африки». 

В духе нашем и в душе, в сердце и во тленном сущем, 
В славе прошлых поколений и в мечтаньях о грядущем, 
В чаяньях, в делах, в скитаньях с колыбели до могилы 
Нет для нас земли любезней, притягательней нет силы. 
Мы, Отчизна, носим имя, им награждены тобой: 
Африканцы, рождены мы Южной Африкой. 

В пору солнечного лета, в зябких сумерках зимы, 
И весною жизни нашей, и когда в прискорбье мы, 
Под веселый звон на свадьбе, в день прощания с земным 
Слышать ласковый твой голос, твои дети, мы хотим. 
Брось нам клич — мы отзовемся и придем издалека: 
За тебя чтоб жить иль сгинуть, Южная Африка. 

Боже правый! С крепкой верой нам отцы велели жить. 
Дай же нам, Боже, силы, чтоб, держась, врага разить, 
Передать наследье предков нашим детям — не ему: 
Божьи слуги в этом мире не подвластны никому. 
Как Тебе отцы молились — научи тому и нас, 
Чтоб заботами Твоими наша нация спаслась
.


Конституция.

ЮАР является унитарным государством. Оно было образовано 31 мая 1910, и его государственное устройство определял закон 1909, подготовленный представителями четырех колоний – Капской, Натала, Оранжевого свободного государства и Трансвааля и принятый парламентом Великобритании. Вместе с внесенными позднее поправками этот закон был положен в основу конституции 1961, которая получила одобрение парламента страны и вступила в силу после провозглашения Южной Африки республикой 31 мая 1961. По этой конституции правительство ЮАР возглавлял премьер-министр, подотчетный парламенту.

Правом быть избранными в парламент обладали только белые (лица европейского происхождения), фактически их монополией было и избирательное право.

Немногие африканцы, преодолевшие образовательный и имущественный цензы, имели возможность избирать нескольких белых парламентариев, которые представляли их интересы в законодательном органе, но и эта привилегия была отменена для черных в 1959, а для цветных – в 1968 году.

3 сентября 1984 вступила в силу новая конституция ЮАР, которая предусматривала создание трехпалатного парламента. Палаты формировались на расовой основе, их полномочия были неравноценны. Главной была палата, избираемая белыми, палаты, избранные азиатским и цветным населением, играли подчиненную роль. По-прежнему из политической жизни ЮАР были исключены африканцы, составлявшие три четверти населения страны. Пост премьер-министра был упразднен, и его функции перешли к президенту.

В январе 1991 между политическими партиями начались консультативные переговоры о введении демократической многорассовой политической системы. В 1993 году, в ходе переговоров, проведенных в июне-июле, была согласована дата проведения первых в истории страны многорассовых выборов – 27 апреля 1994. Временная конституция, предусматривающая создание многорассового демократического государства, была ратифицирована в декабре 1993 и вступила в силу 27 апреля 1994.

В октябре 1996 Конституционное собрание одобрило новую конституцию ЮАР, которая вступила в силу 4 февраля 1997. Честь создания этого документа принадлежит Рольфу Мейеру и Сирилу Рамафозе. Одной из важнейших частей конституции стал «Билль о правах», в основу которого лег одноименный американский документ.


Правительство.

В соответствии с конституцией, власть в ЮАР принадлежит президенту, двухпалатному парламенту и независимой системе судопроизводства. В 1994 из представителей трех партий, наиболее успешно выступивших на парламентских выборах, – Африканского национального конгресса, Национальной (бывшей Националистической) партии и Партии свободы Инката, было сформировано правительство национального единства, которое руководило страной в первые пять лет переходного периода. В июле 1996 представители Национальной партии вышли из состава правительства.

Президент ЮАР является главой государства и руководит работой кабинета министров. Он избирается Национальной ассамблеей (нижней палатой парламента) из числа депутатов и осуществляет исполнительную власть, консультируясь с вице-президентом. Президент может быть отстранен от должности путем вынесения ему вотума недоверия или импичмента. Первым президентом ЮАР, избранным в соответствии с временной конституцией, стал Нельсон Мандела, лидер партии Африканский национальный конгресс (АНК). Мандела приступил к исполнению своих обязанностей 10 мая 1994 и стал первым черным президентом в истории ЮАР. Вице-президентом был избран Ф.В. де Клерк, лидер Национальной партии и последний президент режима белого меньшинства, который подал в отставку вслед за выходом представителей Национальной партии из правительства национального единства в 1993.


На протяжении 1998 года в ЮАР велась подготовка ко вторым демократическим выборам, намеченным на май 1999. В 1997 года лидером Африканского национального конгресса (АНК), а в 1998 году фактическим руководителем страны стал вероятный преемник Манделы и вице-президент ЮАР Табо Мбеки. Национальная и Демократическая партии постепенно утрачивали свои политические позиции, а Партия свободы Инката продолжала сотрудничать с АНК в коалиционном правительстве национального единства. На протяжении 1998 года ЮАР продолжала крайне медленно двигаться к достижению своих целей – экономическому росту и справедливому переустройству общества. Прирост ВВП составлял около 2% в год, а численность населения продолжалась увеличиваться.

На парламентских выборах, состоявшихся 2 июня 1999 года, убедительную победу одержал АНК, собравший 66% голосов. Второе место заняла Демократическая партия (10% голосов), третье место – Партия свободы Инката. 16 июня 57-летний Табо Мбеки, друг и соратник Нельсона Манделы, официально вступил в должность президента ЮАР.

 

Парламент.

Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту, который состоит из Сената и Национальной ассамблеи. Состоящая из 400 депутатов Национальная ассамблея избирается всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства:  200 членов парламента избираются по спискам общенациональных партий и 200 – по спискам провинциальных партий. Парламентские решения принимаются простым большинством, для внесения поправок в конституцию требуется большинство в две трети голосов депутатов обеих палат.

На проведенных в апреле 1994 выборах в Национальную ассамблею АНК завоевал 252 места, Национальная партия – 82, Партия свободы Инката – 43, Фронт свободы – 9, Демократическая партия – 7, Панафриканистский конгресс – 5 и Африканская христианско-демократическая партия – 2 места. На выборах в Сенат АНК получил 60 мест, Национальная партия – 17, Партия свободы Инката  – по 5 мест и Демократическая партия – 3.

 

Судебная система.

Высшей судебной инстанцией является Верховный суд во главе с верховным судьей. В состав Верховного суда входят апелляционный суд, провинциальные и местные суды. Каждый округ и район в пределах провинции располагает судом магистрата с четкой юрисдикцией в уголовных и гражданских делах. Состоящий из 11 членов Конституционный суд – высшая судебная инстанция по вопросам истолкования Конституции, ее защиты и проведения в жизнь ее статей. Большинство судей, назначенных до апреля 1994, остались на своих должностях. Члены Конституционного суда назначаются президентом из списка кандидатов, подготовленного независимой судебной комиссией.

 

Региональная система.

Каждая из девяти провинций имеет собственный законодательный орган с числом членов от 30 до 100, в зависимости от численности населения. Они избираются всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Законодательный орган провинции полномочен разрабатывать проект конституции провинции, которая должна соответствовать основным принципам конституции страны, а также избирать премьер-министра, главу правительства. Партии, чьи представители занимают не менее 10% мест в законодательном органе провинции, имеют право на пропорциональное количество постов в правительстве. Законодательные органы провинций в одних вопросах управления обладают всей полнотой власти, в других делят власть с центральным правительством.

В ноябре 1995 по всей стране, за исключением провинции Квазулу-Натал и Кейптауна, прошли выборы в местные органы власти. Ноябрьские выборы продемонстрировали прочность позиций АНК. Эта партия получила 64% голосов, Национальная партия – 16% и Партия свободы Инката – 0,4%.

Комиссия по восстановлению правды и примирения.

Комиссия приступила к работе в начале 1996 под председательством архиепископа Десмонда Туту. Это одна из важнейших правительственных комиссий, созданных правительством национального единства, задачей которой было расследование преступлений, совершенных во время 48-летнего правления Национальной партии. Предполагалось, что комиссия станет своеобразным форумом, который будет способствовать преодолению разногласий в южноафриканском обществе по поводу исторического прошлого страны. После более двух лет слушаний, в октябре 1998, комиссия опубликовала окончательный пятитомный отчет. Комиссия установила, что Национальная партия и ее руководство, равно как и ее противники, виновны в массовых нарушениях прав человека.

Хотя обвинения были выдвинуты и против некоторых членов его собственной партии, Президент Нельсон Мандела поддержал этот документ.


Политические партии.

В апреле 1994 в ЮАР функционировали около 50 политических партий.[4] Из 272 партий, участвовавших в 1995 в выборах в местные органы власти, 16 действовали по всей стране. На общенациональных выборах в апреле 1994 года 19 партий получили более 3 тыс. голосов из общего числа 19,5 млн., но только семь партий вошли в Национальную ассамблею, завоевав более 1 % голосов.

Африканский национальный конгресс (АНК) получил 62,7% голосов и стал ведущей партией в новом правительстве. АНК контролирует 7 из 9 провинций и на выборах 1995 в местные органы власти получил 64% голосов. АНК был создан в 1912. Выступая против расовой дискриминации и за предоставление равных прав африканцам, АНК на протяжении многих лет организовывал кампании ненасильственного протеста, демонстрации и забастовки.

В 1952–1960 во главе АНК стоял Альберт Лутули, которого сменил Нельсон Мандела. В 1960, вслед за расстрелом полицией в Шарпевиле мирной демонстрации черного населения, когда погибли 67 человек, АНК был запрещен. В 1962 лидер АНК Нельсон Мандела был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Находясь в тюрьме, он оставался ведущей фигурой в АНК и превратился в символ сопротивления правлению белого меньшинства и апартеиду.

В 1990 по инициативе президента ЮАР Ф.В. де Клерка Нельсон Мандела был освобожден из заключения без всяких условий. В том же году правительство сняло запрет на деятельность АНК. В январе 1991 Мандела и де Клерк выступили инициаторами межпартийных консультаций по вопросу о создании в стране многорасовой политической системы. В мае 1994 Мандела был избран президентом ЮАР. Вице-президентом и политическим преемником Манделы является Табо Мбеки, который в декабре 1997 был избран президентом АНК.

Национальная партия на выборах 1994 завоевала 20,4% голосов избирателей, а на выборах в местные органы власти в следующем году – 16%. Созданная в 1934, эта партия выражала взгляды радикальных африканеров, которые враждебно относились к англо-африканцам и провозглашали идеи превосходства белой расы, популярные у большинства белого населения.[5] Наибольшей поддержкой Националистическая партия пользовалась в сельских районах и среди городских рабочих африканеров. С 1948 по 1994 эта партия управляла страной. Состоявшая главным образом из африканеров, Национальная партия стремилась сохранить власть за белым населением и доминирующее положение белой расы в других сферах жизни при помощи апартеида, системы расовой дискриминации, политического и социального угнетения расовых и национальных групп «небелого» населения.





На практике доктрина апартеида осуществлялась через сложную систему законов и правил, направленных на исключение небелого населения из политической жизни страны, закрепление за ним сферы наемного труда, ограничение под страхом уголовного преследования межрасовых контактов рамками необходимого общения между работодателем и работником и лишение африканского большинства гражданства ЮАР посредством создания псевдонезависимых бантустанов.

В начале 1990-х годов, в условиях непрекращавшихся волнений в городах и под влиянием экономических трудностей, президент де Клерк переориентировал партию на отказ от апартеида и создание общества многорасовой демократии. На выборах 1994 Национальная партия сумела завоевать не только бóльшую часть голосов африканеров, но и значительную часть голосов цветного населения, особенно в Западно-Капской провинции.

В 1995 на выборах в местные органы управления АНК неожиданно хорошо выступил в Западно-Капской провинции, что скорее всего объяснялось разочарованием цветного населения в Национальной партии, которая была одной из трех политических организаций, сформировавших правительство национального единства. В 1996 Национальная партия отказалась от участия в правительстве и превратилась в главную оппозиционную партию.

Партия свободы Инката (ПСИ). На выборах 1994 эта политическая организация народа зулу получила 10,5% голосов. Она очень влиятельна в провинции Квазулу-Натал, но пользуется гораздо меньшей поддержкой населения в других провинциях.

ПСИ завоевала всего 0,4% голосов на общенациональных выборах в местные органы управления в 1995 (за исключением провинции Квазулу-Натал), но в следующем году получила на местных выборах в этой провинции 44% голосов. ПСИ была основана в 1970-х годах главным министром бывшего бантустана Квазулу Мангосуту Бутелези и первоначально действовала как культурно-просветительская организация народа зулу, а в 1990 была преобразована в политическую партию. Бутелези выступал за постепенный переход власти к правительству черного большинства и находился в оппозиции к АНК и другим политическим группам, популярность которых угрожала его собственному влиянию. В 1984 боевики Инкаты начали убивать сторонников АНК; их участившиеся и отличавшиеся жестокостью нападения на политических противников в 1990–1991 поставили страну на грань гражданской войны. В 1991 Мандела и Бутелези призвали к прекращению огня, но нападения не прекращались. В июле 1991 стали известны факты, что Инката получала тайную помощь от правящего белого режима. В начавшихся в декабре 1991 межпартийных консультациях Бутелези и его партия сыграли деструктивную роль. Инката заявила о намерении бойкотировать апрельские выборы 1994, но в последний момент согласилась принять в них участие. На выборах в законодательный орган провинции Квазулу-Натал кандидаты от ПСИ завоевали большинство с перевесом всего лишь в одно место. ПСИ была одной из трех партий, которые сформировали правительство национального единства. Хотя в 1995 депутаты от этой партии вышли из состава Конституционной ассамблеи, Бутелези продолжал играть важную роль в правительстве и даже временно исполнял обязанности президента во время пребывания Манделы и Мбеки за границей.

Объединенное демократическое движение (ОДД). Созданная в конце 1997 Рольфом Мейером и Банту Холомисой, эта партия представляет ту часть населения, политические взгляды которой лежат между линиями АНК и Национальной партии. ОДД пользуется поддержкой либералов-африканеров, и ей удалось привлечь на свою сторону часть африканского электората АНК в Восточно-Капской провинции.

Фронт свободы. На выборах 1994 эта партия, отражающая взгляды правого крыла африканеров, получила 2,2% голосов. Фронт свободы был создан в 1994 видными консервативными африканерскими политиками, которые, хотя и выступали против реформ де Клерка, тем не менее приняли решение участвовать в демократических выборах.

 

 

 

Демократическая партия. На выборах 1994 эта партия, отражающая взгляды либерально настроенного белого населения ЮАР, получила 1,7% голосов избирателей. Была создана в 1989 путем слияния старой официальной оппозиционной Прогрессивно-федеральной партии белого населения и нескольких более мелких либеральных партий европейцев. Партия объявила, что она открыта для всех расовых групп и выступает за создание мирными методами демократического нерасового общества.

Панафриканистский конгресс (ПАК) на выборах 1994 получил 1,3% голосов. В 1959 он откололся от АНК и в 1960–1990 находился под запретом. ПАК поставил своей целью создание демократического общества исключительно через организации черного населения и располагал военным крылом – Народно-освободительной армией Азании. До 1991 руководство ПАК выступало против переговоров с правительством белого меньшинства, но потом составило единую команду с более влиятельным АНК для участия в этих переговорах.

В начале 1997 Мандела предложил ПАК войти в состав правительства национального единства, но получил отказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

"Природно-ресурсный потенциал ЮАР"

2.1. Природные условия.


ЮАР расположена в субтропическом, а севернее 30° ю.ш. - тропическом поясах. Климат большей части страны в целом благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.