РУБРИКИ

Южно-Африканская Республика

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Южно-Африканская Республика

Профессиональные и ремесленные училища в ЮАР немногочисленны и в соответствии с принципом раздельного развития строго разграничены по целям и задачам. Те училища, которые предназначены для африканцев, ставят своей целью подготовку молодежи для работы в районах расселения африканцев.

В целом система образования ЮАР обеспечивает 100% грамотность белого населения. Среди африканского же населения она составляет в 1992 г. 66%.

Организация школ или классов для обучения неграмотных запрещается законом, если они официально не "зарегистрированы". Всего в ЮАР существует 54 вечерние школы, в том числе в сельской местности, где особенно ощущается особая необходимость в такого рода учебных заведениях, - около 10. Следовательно, не получая достаточных знаний в школе, африканское население лишается возможности пополнить свое образование и в дальнейшем.


Здравоохранение

            Система здравоохранения в ЮАР, как и все другие сферы социального обеспечения, служат примером жестокой расовой дискриминации, которой подвергаются небелые жители страны. В ЮАР существует несколько служб здоровья, предназначенных для каждой из расовых групп: белых, африканцев, цветных и азиатов. Уровень медицинского обслуживания каждой из этих групп населения весьма различен.

            Медицинское обслуживание населения в ЮАР поставлено лучше, чем в некоторых западных развитых капиталистических странах. В 1991 г. один врач приходился на 450 белых (самый высокий уровень на западе), что позволяло южноафриканским властям рекламировать ЮАР как "страну здоровья".

В то же время среди азиатов один врач приходился на 960 человек, среди цветных – на 6,2 тыс., а среди африканцев – на 44 тыс. человек. Таким образом, по обеспеченности врачами всего населения ЮАР уступает Англии, Франции и ФРГ приблизительно в 2,5 раза.

            Медицинский персонал подвергается дискриминации в оплате труда. В 90-е годы заработная плата цветного врача составляла 80% и африканца – 70% зарплаты их белого коллеги равной квалификации.

            Двухнедельное пребывание в больнице для белого, в семье которого трое детей и годовой доход равняется 2400 рандам, обходится в 1 ранд. Лечение других групп населения, имеющих аналогичную семью и такой же доход, за тот же срок обходится в 37,5 ранда. Недоступность лечения в сочетании с тяжелыми социально-экономическими условиями жизни и труда оказывают самое неблагоприятное воздействие на состояние здоровья этих граждан ЮАР.

О состоянии здоровья населения свидетельствует и такой важнейший показатель, как смертность детей в возрасте до одного года на 1 тыс. новорожденных.

                              Рождаемость и смертность в 1999 - 2000 гг. (на 1000 чел.)                                               Таблица 4

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Рождаемость

33,39

27,91

26,89

26,43

25,94

24,56

Смертность

7,42

10,32

11,89

12,28

12,81

14,69

Коэффициент младенческой смертности

45,8

48,8

53,2

52,04

51,99

58,88


В 1975-1976 гг. государственные расходы на охрану здоровья белого населения составляли 224,6 млн. рандов, африканского – 394,1 млн. рандов (в том числе 64,4 млн. рандов в бантустанах). Частные затраты на здравоохранение белого населения составляли 94% всех затрат в этом секторе. В бантустанах этот показатель был в 20 раз ниже. 

3.5. Структура занятости населения.


             Экономически активное население составляет примерно 40% всего населения. Около 1/3 его работает в сельском хозяйстве, затем следуют сфера обслуживания, обрабатывающая и горнодобывающая промышленность. Африканцы, метисы и азиаты заняты в основном в трех отраслях хозяйства, где труд наиболее тяжел и изнурителен. В то же время среди неевропейцев велико число фактически безработных. Лица, состоящие на государственной службе, - главным образом европейцы. ЮАР имеет самые крупные в Африке полицейские силы и регулярную армию, состоящую в большинстве из белых.

На рабочий класс приходится ¼ населения страны. Городские рабочие – африканцы и представители других групп населения – наиболее революционная часть рабочего класса ЮАР.

Африканеры живут преимущественно в сельских местностях и ведут фермерское хозяйство. Большинство городского населения (чиновники, технический персонал на заводах и фабриках) – англичане.

3.6.  Урбанизация, крупные города, городские агломерации.

           

Характерная черта расселения белого населения – высокая степень урбанизации: свыше 86% белых проживает в городах. Среди всего населения страны процент горожан значительно ниже – около 53%, хотя это выше, чем в других африканских государствах (в странах Тропической Африки, например, городское население составляет менее 20% всех жителей).

Особенно быстро растут горнозаводские центры, как старые – города Витватерсранда, так и новые – Пхалаборва, Сайшен, Прииска и др. Своим быстрым ростом они в значительной мере обязаны миграции африканского и цветного населения.

В ЮАР преобладают небольшие города с населением от 2 тыс. до 10 тыс. человек. По существующему законодательству городами здесь считаются все населенные пункты, имеющие местное городское самоуправление.

Это и небольшие городки – центры сельскохозяйственных районов (такие, как Франсхук или Свеллендам), и многочисленные горнозаводские центры, и города – центры обрабатывающей промышленности, нередко с ярко выраженной специализацией ("металлургические"- Феринихинг, Фандербейлпарк; "химические"- Сасолбург и Моддерфонтейн).

Выделяются портовые города: Дурбан, Кейптаун, Порт-Элизабет и Ист-Лондон. Это современные, крупные, многофункциональные городские образования. Вследствие удобного географического положения в них издавна оседала значительная часть иммигрантов, вырастали различные промышленные предприятия.

Немало в стране и административных центров, среди которых особое положение занимают две столицы – Претория (примерно 1,4 млн. жит.) и Кейптаун (резиденция парламента) – 2000 тыс.

Своего рода феномен в масштабах не только ЮАР, но и всей Африки – Йоханнесбург, крупнейший город страны, ее финансовая и торговая столица. Население Йоханнесбурга превышает 2 млн. человек и неуклонно растет: за последние 30 лет оно более чем удвоилось. Он занимает примерно 1% территории страны, а проживает здесь до 7% ее населения. Из 20 южноафриканских городов с населением, превышающим 50 тыс. человек, 10 образуют агломерацию Витватерсранда во главе с Йоханнесбургом (2,2 млн. жит.).

Сложность расового и национального состава населения ЮАР отражается на внешнем облике южноафриканских городов и особенно сельских населенных пунктов. Наряду с типично "западной", деловой частью в больших городах обычно есть районы, застроенные в английском стиле (отдельные виллы и коттеджи окружены садами и парками), есть кварталы, выдержанные в колониальном стиле ("капская готика"). Индийские поселения отличают небольшие индуистские храмы, а малайские – высокие мечети.

По южноафриканскому законодательству африканцам запрещено жить в "белых" городах. Для них предназначены особые города поселкового типа ("тауншипы"), расположенные на окраинах крупных промышленных агломераций. Например, пригород Йоханнесбурга Соуэто (Саут-Уэстерн тауншип) насчитывает более 1 млн. жителей-африканцев, а Леназия – более 50 тыс. индийцев.

В "тауншипах" африканцы живут или в дома казарменного типа, или в небольших стандартных домиках, как правило, крайне перенаселенных. По данным ООН, большинство африканцев влачит нищенское существование. Уровень их жизни ниже официального "уровня бедности". Африканское население бантустанов ютится в основном в жалких лачугах.

3.7. Особенности размещения населения, показатели плотности.

           

Средняя плотность населения ЮАР составляет приблизительно  34 человека на 1 кв. км. В некоторых бантустанах плотность превышает 300 человек на 1 кв. км, хотя под бантустаны отведены наихудшие земли в наиболее отдаленных районах.[8]

Различные группы населения ЮАР имеют своего рода "территориальные центры". Так, наиболее "английской" является провинция Наталь, "африканерскими" – Трансвааль и Оранжевая, наибольшее число цветных проживает в Капской провинции и т.д.

            Почти половина белого населения концентрируется на юге Трансвааля. Большая часть белого сельского населения сосредоточена на юге и юго-западе Капской провинции. Отдельные районы пустыни Намиб и равнин Калахари практически совсем не заселены, а на обширных засушливых пространствах внутреннего плато население сосредоточено в основном по долинам рек и в районах искусственного орошения.

Резкие контрасты представляют необходимые Капские горы и соседствующие ними густо заселенные плодородные долины Веллингтона, Парла, Франсхука; заболоченная долина р. Лимпопо и горнодобывающие центры Бушвелда; Драконовы горы и долины предгорного пояса Натала.


 

Глава 4.

"Общая характеристика хозяйства ЮАР"

4.1. Особенности развития хозяйства.


Берега Южной Африки труднодоступны, возле них часто разбивались корабли путешественников. Поэтому только через 150 лет после путешествия вокруг Южной Африки португальского мореплавателя Бартоломеу Диаша (1488) европейцы начали колонизацию этой страны. В 1652 г. представитель голландской Ост-Индской компании высадился с группой рабочих и солдат в бухте у Столовой горы (около южной оконечности Африки) и основал там укрепленное поселение, из которого потом вырос город Капстад (нынешний Кейптаун). Так было положено начало Капской колонии.

            Через несколько лет в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев из Голландии. За ними последовали переселенцы из Германии, Франции и других стран. Большинство колонистов все же состояло из голландцев. Потомков первых поселенцев стали называть бурами (от голландского слова "боэр " – крестьянин). В наши дни буры предпочитают именовать себя африканерами, подчеркивая этим, что они уроженцы Африки.

            В 1806 г. Англия захватила у Голландии Капскую колонию и включила в состав своих владений. Затем последовал массовый приток колонистов-англичан. Между ними и бурами возникли разногласия, вынудившие значительную часть буров уйти из колонии. В 30-е годы 19 века начался так называемый бурский трек – переселение буров на север, за реку Оранжевую. На новой территории буры основали две республики: Трансвааль и Оранжевое Свободное государство.

            Европейские колонизаторы и буры сгоняли коренное население с родных земель, варварски истребляли его или превращали в рабство. Африканцы стойко и отважно защищали свою независимость. Вооруженные лишь копьями и стрелами, они не могли изгнать вторгшихся в страну захватчиков, у которых было огнестрельное оружие. Открытие крупных месторождений алмазов и золота в Южной Африке усилило иммиграцию европейцев. Интересы английских империалистов вошли в противоречие с интересами других колонизаторов – буров. Это привело к войне в 1899-1902 гг.

            В результате войны Капская колония, Наталь (зулусская земля, присвоенная еще в 40-х годах 19 века англичанами), Трансвааль и Оранжевое Свободное государство были объединены в Южно-Африканский Союз (ЮАС), получивший права доминиона Британской империи (1910). Недавние враги – англичане и буры – объединились, чтобы общими усилиями удержать господство над несколькими миллионами коренного африканского населения. Так на юге Африки появилось государство, созданное европейскими колонизаторами.

            31 мая 1961 г. Южно-Африканский Союз был провозглашен республикой (ЮАР), управляемой исключительно белыми. Прогрессивные африканские партии и общественные организации ЮАР назвали провозглашение республики издевательством расистов над африканцами.

На провозглашение расистской республики трудящиеся ответили забастовкой протеста. Желая запугать африканцев, власти вывели на улицы городов броневики и арестовали 10 тыс. участников забастовки. Были легализованы политические партии, включая АНК и Южно-Африканскую компартию (основана в 1921). В 1991 парламент отменил сегрегацию по месту жительства и владению землей, в 1993 правительство предприняло шаги по десегрегации образования. В апреле 1994 вступила в силу временная конституция. Первые многорасовые выборы в Национальную ассамблею состоялись в апреле 1994, в июне восстановлено членство ЮАР в Содружестве. Лидер АНК (партии большинства в парламенте) Н. Мандела избран президентом ЮАР.             ЮАР - индустриально-аграрная страна.

На долю ЮАР приходится лишь 5% площади и 7% населения Африки, но более 40% всей промышленной продукции континента (по стоимости).

4.2. Общая характеристика промышленности.

 

Горнодобывающая промышленность

Юг Африки - один из наиболее богатых полезными ископаемыми регионов планеты. Не только по разнообразию, но и по запасам целого ряда минералов ЮАР занимает первое или одно из ведущих мест в мире. Согласно официальным данным, ее доля в мировых запасах составляет: по марганцу - 82%, металлам платиновой группы -69%, хромитам - 56%, золоту - 40%, алюминоглюкатам - 37%, ванадию - 33%, цирконию - 26%. Удельный вес ЮАР в мировых запасах многих других важных минералов также весьма высок.

Большая часть южноафриканских месторождений уникальна по условиям и масштабам залегания ресурсов. Поэтому начавшая свою историю с разработок залежей алмазов и золота еще в конце XIX в., горнодобывающая промышленность здесь и поныне сохраняет свое значение для экономического роста страны. Причем, с одной стороны, экспорт минерально-сырьевой продукции обеспечивает более чем пятидесятипроцентный приток валютных поступлений в государственный бюджет, с другой - минеральные богатства послужили основой создания крупномасштабной черной и цветной металлургии.

В настоящее время в стране действует около тысячи горнопромышленных предприятий -рудников, шахт и карьеров, на которых трудится свыше 600 тысяч рабочих. Перечень полезных ископаемых, добыча которых в ЮАР ведется с той или иной степенью интенсивности, кроме тех, что уже были названы, включает - уголь, железную руду, асбест, алмазы, никель, сурьму, свинец, уран, фосфаты, титан и др.

Пожалуй, единственным слабым местом минерально-сырьевой базы ЮАР является отсутствие промышленных запасов нефти. Пока что усиленные поиски нефти в районах морского шельфа, которые ведутся уже в течение ряда лет, привели к обнаружению небольших запасов этого сырья, а также источников газа и конденсата в прибрежной полосе к югу от города Моссел-Бэй. В этой ситуации уголь остается основой получения электроэнергии, а также сырья для выработки жидкого топлива.

 

Энергетика

Несмотря на то, что ЮАР является 26-й страной по объему производимой продукции, но зато по потреблению производимой энергии занимает 16 место. Энергетика – это основа экономики ЮАР, приносящая около 15% ВВП. В настоящее время на энергетических предприятиях ЮАР трудится около 250 тыс. человек.

Существование большого количества предприятий с наиболее энергоемким производством, таких как, металлургические и горнодобывающие предприятия, предприятия машиностроения, заставляет ежегодно увеличивать темпы производства энергии.

Увеличение производства энергии происходит не только благодаря увеличению объемов производства уже существующих предприятий, но и благодаря применению новых технологий и использованию нового сырья. Большое количество угольных месторождений, особые условия залегания угля, делающего его легко доступным для добычи и переработки, является причиной того, что стоимость энергии в этом регионе одна из самых низких в мире.

                   Производство электроэнергии в 1996 и 1998 гг.                                                          Таблица 5


1996

1998

Всего (млрд. кВт)

186,949

192,015

На ТЭС (в % от общего)

93,00

92,09

На ГЭС (в % от общего)

0,70

0,83

На АЭС (в % от общего)

6,3

7,08


 В последние годы в ЮАР ведется ряд проектов по строительству гидроэнергетических комплексов и предприятий, использующих ядерную энергию. В настоящий момент на территории страны существует одна современная ядерная электростанция, принадлежащая компании Escom.

 

Обрабатывающая  промышленность

Южно-Африканская Республика обладает наиболее развитой обрабатывающей промышленностью на континенте. Эта отрасль создает 25% ВВП и в ней занято около 1,5 млн. человек (11,5% экономически активного населения).

Наиболее важными составляющими этой отрасли являются: металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность.

 В ЮАР производится очень широкий спектр промышленной продукции, и качество всех товаров, как правило, очень высокое. Вместе с тем хозяйство страны в значительной степени зависит от импорта станков, механизмов, узлов, комплектующих деталей и некоторых полуфабрикатов.
            Предприятия отрасли сосредоточены преимущественно в нескольких промышленных зонах.  Прежде всего это - провинции Хотенг (города Претория, Йоханнесбург и Феринихинг) и Западный Кейп с промышленными центрами Кейптауном, Белвиллем, Саймон-стауном, Вустером, а также города Дурбан и Порт-Элизабет.

В результате проводимой уже с конца 60-х годов политики децентрализации промышленности и привлечения предпринимателей в приграничные зоны бантустанов путем предоставления налоговых льгот, займов, снижения железнодорожных тарифов образовалось несколько новых промышленных районов: Росслинг (к северо-западу от Претории), Хаммарсдал (вблизи Дурбана) и г. Питермарицбург.


МЕТАЛЛУРГИЯ

            ЮАР входит в число двадцати крупнейших мировых производителей черных металлов, лидируя среди стран Африканского континента. В последние годы Южная Африка заняла важные позиции в качестве поставщика некоторых из них на мировой рынок.

Кроме того, в 90-е годы ЮАР вышла на одно из ведущих мест в мире по производству полуфабрикатов из марганцевых руд и хромитов. Ежегодно в стране выплавляется около 10 млн.т стали. Около 90% этого объема приходится на Корпорацию по производству чугуна и стали - "Саут Эфрикэн Айрон энд Стал Корпорейшн" (ИСКОР, South African Iron and Steel Corporation-ISCOR), приватизированную в начале 90-х годов.[9]

ИСКОР принадлежит четыре металлургических комбината полного цикла. Крупнейший из них - завод в г. Фандербейлпарке на юге провинции Хотенг - после серьезной реконструкции в 1985 г. выпускает около 4,5 млн.т стальной продукции. На предприятиях корпорации около четверти объема стали выплавляют в электропечах. При этом в установках по непрерывной разливке получают 60% металла.

Кроме того, в стране имеется несколько металлургических мини-заводов общей мощностью около 1 млн.т стального проката и заготовок в год. Несмотря на относительно небольшие масштабы, эти предприятия соответствуют самым современным технологическим требованиям. Как правило, они производят продукцию узкого сортимента (катанка, арматурная сталь, прутки, уголки и т.д.), но высокого качества при довольно низких капитальных затратах и низкой себестоимости. ЮАР удовлетворяет свои потребности в основных видах продукции отрасли, импортируя сравнительно небольшие объемы качественных сталей и некоторые виды проката. Страна вывозит около 2,5 млн.т стали в государства Западной Европы, а в последние годы и в африканские страны.



Южно-Африканской Республике принадлежит одно из ведущих мест в мире по производству сплавов марганца - 11-13% мирового производства ферромарганца (4,5-5,0 млн.т в год) и около 30% (примерно 300 тыс.т) силикомарганца. Марганцевые сплавы выпускают четыре завода.

Переработка марганцевых руд производится в основном компаниями, связанными с добычей этого вида сырья, что значительно упрощает решение проблемы сырьевого обеспечения металлургических предприятий.

Дальнейшее развитие производства сплавов с содержанием марганца планируется в основном путем расширения мощностей действующих предприятий. Основная часть выплавляемых в стране сплавов предназначена для экспорта (около 30% мирового экспорта). Большая его часть поступает в страны Западной Европы и США. В начале 90-х годов ЮАР удовлетворяла потребности ЕЭС в ферромарганце почти на 40% и в силикомарганце - более чем на 25% (25 тыс.т).

Ресурсная база цветной металлургии не столь богата и разнообразна. Наибольшее развитие получило производство меди и алюминия, Медеплавильная промышленность ЮАР работает в основном на местных рудах, в то время как алюминиевая - на импортном сырье.


МАШИНОСТРОЕНИЕ

            Это крупнейшая отрасль южноафриканской обрабатывающей промышленности. Здесь производятся двигатели, турбины, сельскохозяйственные машины и орудия, автомобили и автобусы, морские и речные суда и самолеты, специальное оборудование и т.д.

Предприятия тяжелого машиностроения в Фандербейлпарке, Рудепорте, Джермистоне и некоторых других городах специализируются на выпуске горнопромышленного оборудования, технологических установок для химических и нефтеперерабатывающих заводов, прокатных станов, а также обогатительного оборудования и оборудования для электростанций. Часть продукции идет на экспорт.

 

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

 В ЮАР действует около 20 предприятий по сборке автомобилей и производству запчастей и различных компонентов. Правда, своей марки автомобиля здесь пока нет, зато ежегодно собираются сотни тысяч "фордов", "фольксвагенов", "мерседесов", "тойот"... С конвейеров заводов, принадлежащих ведущим автомобильным корпорациям США, Японии, Западной Европы, сходят также автобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы, а также запчасти к ним, общим числом более 200 наименований, 159 из которых выпускает компания НААКАМ (NAACAM). Комплектующие детали поступают не только на сборочные заводы страны, но и на рынки США, Южной Америки, Европы, Дальнего Востока и Африки.
Центрами автомобилестроения ЮАР являются города Порт-Элизабет, Эйтенхах, Кейптаун, Ист-Лондон, Дурбан, Йоханнесбург и Претория. На расположенных здесь заводах собирается более 40 моделей автомобилей и около 150 их модификаций. Благодаря развитию отрасли ЮАР ныне располагает самым большим числом автомашин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Здесь эта пропорция составляет: 1 машина на 12 человек. И тем не менее местное производство до сих пор не удовлетворяет потребностей южноафриканцев в "личных транспортных средствах". Поэтому часть их импортируется из ФРГ, Японии, Англии, Франции, Италии. На южноафриканских машиностроительных предприятиях производятся железнодорожные вагоны и локомотивы, шпалы, оси, парные колеса и рельсовое оборудование. ЮАР не только полностью обеспечивает себя подвижным составом и железнодорожным оборудованием всех видов, но и экспортирует часть этой продукции. Заводы этой отрасли контролируются компанией "Дорбил Лтд" (Dorbyl Ltd). Они расположены в пригородах Йоханнесбурга, а также в городах Рудепорт, Маребург, Джермистон, Боксбург, Бенони и Порт-Элизабет.

 

 

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Что касается судостроения, то Южная Африка в основном специализируется на производстве малотоннажных судов различного предназначения: буксиров, траулеров, плавучих кранов, барж, каботажных судов, а также судов для обслуживания морских буровых платформ. Кроме того, южноафриканские судостроители - известные специалисты по созданию яхт различных классов.  Главный центр судостроения – город Дурбан.

           

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Электроника и электротехника - самые молодые отрасли промышленности ЮАР. Тем не менее они держат первенство по числу занятых в них местных и иностранных компаний, которое уже достигло 200.

Среди наиболее крупных можно назвать "Гринэйкер Групп" (Grinaker Group), "Барлоу Ранд Лтд" (Barlow Rand Ltd) с филиалом "Реюнерт" (Reunert), "Саут Эфрикэн Микроэлектроник Системе" (САМЕС, South African Microelectronic Systems, SAMES), "Сименс" (Siemens), "Браун Бувери Текнолоджис СА" (Broun Bowery Technologies SA), "Флитлайн Энтерпрайзиз" (Fleetline Enterprises), "Три Секьюрити" (Three Security).

С 1993 г. активную деятельность в ЮАР развернули американская компания Ай-Би-Эм и южнокорейская "Самсунг"; последняя собирается вложить в развитие отрасли 150 млн. рандов.
В последние годы в ЮАР расширяется производство аудио- и видеотехники, оргтехники, лазерной техники, теле- и радио-коммуникационного оборудования, полупроводниковых приборов. А по лицензии Ай-Би-Эм налажена сборка персональных компьютеров.

Ее осуществляют отдельные частные фирмы. В начале 90-х годов выпуск компьютеров в ЮАР вышел на новый уровень создания программно-совместимых универсальных систем.
На южноафриканских предприятиях подготовлена база и для производства высокоточной электронной аппаратуры. Основные центры электроники и электротехники - города Претория, Йоханнесбург, Феринихинг, Боксбург, Порт-Элизабет.

 
                                               ХИМИЧЕСКАЯ   ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Химическая промышленность - одна из ведущих отраслей экономики ЮАР. На основе местных сырьевых ресурсов здесь выпускается широкий ассортимент продукции, по большей части пользующейся спросом на внешнем рынке.

Производство взрывчатых веществ для горнодобывающей промышленности - среди старейших в химической индустрии. Эта сфера в значительной степени монополизирована компанией "Эфрикэн Эксплозивз энд Кемикл Индастриз" (АЭКИ, African Explosives and Chemical Industries), заводы которой расположены в городах Моддер-фонтейн, Сомерсет-Уэст, Умбогитвини и Сасолбург.

ЮАР - единственная страна в мире, производящая жидкое топливо из угля; это осуществляется на заводах компании "Саут Эфрикэн Коул Ойл энд Гэс Корпорейшн" (САСОЛ - South African Coal Oil & Gas Corporation - SASOL), размещенных в городах Сасолбург и Секунда в Восточном Трансваале. Эти предприятия обеспечивают 40% потребностей страны в жидком топливе. К настоящему времени завершено строительство уже четвертого завода подобного типа. Часть синтетического бензина экспортируется. В частности, контракт на его поставку в Бразилию (300 тыс.куб.м) - среди крупнейших экспортных операций ЮАР. Подобные контракты - на экспорт химического топлива - заключены с Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Производство синтетического топлива в Сасолбурге послужило основой для создания нефтехимического комплекса, выпускающего более 100 видов продукции, в том числе аммиак, парафин, синтетические смолы, пластмассы. синтетический каучук и т.д.

ЮАР - крупнейший в Африке производитель фармацевтической продукции. В этой области действуют филиалы таких международных корпораций, как "Байер" (Вауег) и "Хёхст" (Hoechst).

Южная Африка производит и экспортирует также фосфорную и полифосфорную кислоты, окись и гидроокись ванадия, силикон, окись титана, йодистый калий, фосфат кальция, ферроуран, ацетон, бутанон, фурфуриловый и тетрагидрофурфуриловый спирт и др.

           

ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

            На предприятиях отрасли выпускается преимущественно полиграфическая и газетная бумага, различные виды упаковочной бумаги и картона, а также санитарно-гигиеническая бумага. Часть продукции экспортируется, причем большим спросом пользуется упаковка для фруктовых соков.

 

 СТРОИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

Производство строительных материалов базируется на местном сырье и практически полностью удовлетворяет потребности местного рынка. Основной продукцией предприятий отрасли являются цементные блоки, различные панели, модульные конструкции.

Значительная часть продукции экспортируется. Причем особой популярностью на внешнем рынке пользуются мозаичная черепица, полированные мраморные и гранитные плиты и строительное стекло.


ПИЩЕВКУСОВАЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В пищевкусовой промышленности (производство продовольствия, напитков, табачных изделий) занято 223 тыс. человек. Из 27 крупнейших южноафриканских корпораций в данной отрасли действует шесть, в их числе:

-  "СГ Смит Шугар" (CG Smith Sugar) с капиталом в 419 млн. рандов, владеющая пятью сахарными заводами в Квазулу-Натале и одним в провинции Мпумаланга;

- "Тонгаат-Хьюлетт Групп" (Tongaat Hewlett Group), с капиталом 73 млн. рандов, занимающаяся переработкой сахарного тросника;

-  "Саут Эфрикэн Брюевериз" (South African Breweries), осуществляющая производство пива, натуральных фруктовых соков, безалкогольных напитков;

-  "Империал Колд Сторидж энд Саплай" (Imperial Cold Storage & Supply), производящая мясные и молочные продукты, мороженую рыбу и мороженые овощи;

- "Премьер Групп" (Premier Group), владеющую мукомольными заводами, хлебо-заводами, маслобойнями;

-  "Ирвин энд Джонсон" (Irvin & Johnson), занимающаяся обработкой и экспортом рыбы, мороженых овощей, кондитерских изделий.

Предприятия, специализирующиеся на консервировании овощей и фруктов, расположены преимущественно в четырех зонах: в провинциях Западный Кейп (переработка цитрусовых и яблок), Восточный Кейп и Квазулу-Наталь (консервирование ананасов), а также в районе Витват-терсранда (переработка фруктов и овощей). Около 40% этой продукции вывозится примерно в 70 стран мира, среди которых Великобритания является ее главным потребителем.
            По объему переработки мяса, производству сгущенного молока и сливок ЮАР занимает первое место в Африке и одно из первых в мире. Молочные и мясные консервы потребляются в основном внутри страны, зато рыбные экспортируются.

Но вот чем по-настоящему славится пищевая промышленность ЮАР, так это вином и пивом. Южноафриканские вина отличаются высоким качеством и разнообразием, винодельческие предприятия расположены на юге Западного Кейпа, а самый крупный покупатель этой продукции - Великобритания. 

Широко известен южноафриканский чай "Ройбос", выпускаемый на фабриках одноименной компании в районе г. Кейптауна. Часть чайной продукции закупается Японией   (1 тыс.т в год), Германией и Швейцарией (по 240 т в год).

ЮАР занимает первое место в Африке и одно из ведущих в мире по производству тростникового сахара. Главный центр сахароварения - провинция Квазулу-Наталь.

 

ТЕКСТИЛЬНАЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Текстильная промышленность представлена в основном производством хлопчато-бумажных, шерстяных, синтетических тканей, а также пряжи, одеял, ковров и трикотажа.

ЮАР входит в пятерку крупнейших в мире производителей мохера. В отрасли насчитывается более 1000 фабрик, на которых работает около 125 тыс. человек. Большая часть предприятий расположена в районе городов Ист-Лондон, Порт-Элизабет, Кейптаун, Претория, Йоханнесбург, а также Стандертон, Хэррисмит, Дурбан, Ледисмит и Чарлстаун.
Ведущей корпорацией ЮАР, производящей одежду и текстиль, является "Консолидейтед Текстайл Милз" (Consolidated Textiles Mills).

Внутренние потребности в текстиле удовлетворяются местной промышленностью примерно на 60%. Набивная ткань компании "Хоум Фэбрикс" (Home Fabrics), расположенной в г.Мидранде, используемая для обивки мебели, экспортируется в Сингапур, Японию, Австралию, Новую Зеландию. США.

Южная Африка известна на мировом рынке как поставщик выделанных кож, пользующихся большим спросом на заводах Италии, Испании, Португалии, Японии, Гонконга, Израиля.

 

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Переживающий в настоящее время период конверсии, военно-промышленный комплекс вносит заметный вклад в экономику ЮАР.

Вклад собственно военной промышленности в ВВП достигает 3 млрд. рандов в год, в ней занято около 70 тыс. человек.

По лицензиям, приобретенным у американских, европейских, израильских и других фирм, а также по отечественным разработкам в ЮАР производятся самолеты, вертолеты, ракеты, бронеавтомобили, танки, стрелковое вооружение и военное снаряжение.

Развитие военной промышленности направляется государственной корпорацией "Армскор" (Armscor), от которой в 1992 г. отделился коммерческий военно-промышленный конгломерат "Денел" (Denel), куда входят 22 дочерние компании, а их годовой оборот капитала составляет 2,8 млн. рандов.

В свою очередь компания "Симера" (Simera, бывшая "Атлас Эркрафт") подписала контракт с компанией "Роллс-Ройс" на участие в программе по созданию нового высокотехнологичного авиационного двигателя для самолетов А 330 и Боинг-777.  "Симера" выделяет на эти цели 300 млн. рандов. Кроме того, по контракту компании предоставляется право в течение 20 лет производить коробки передач для двигателей компании "Роллс-Ройс".


4.3. Сельское хозяйство.

           

Южная Африка принадлежит к числу стран с недостаточно благоприятными условиями ведения сельского хозяйства. Прежде всего это связано с малым количеством осадков, ограниченностью ресурсов поверхностных вод, эрозией и перенасыщенностью почв солями, кислотами и щелочами. Все это заставляет южноафриканских аграриев вести хозяйство на интенсивной основе, и всеми своими достижениями эта отрасль обязана использованию современных агротехнических средств и технологий, эффективности ирригации и мелиорации, тесному взаимодействию с предприятиями по первичной переработке продукции.

Земледелие

            Для возделывания сельскохозяйственных культур пригодны лишь 11% территории страны. И вместе с тем роль агросферы с каждым годом становится все более заметной. Темпы роста производства здесь - 1-3% в год (совпадают с темпами прироста населения). Сельское хозяйство дает 5% ВВП, в отрасли занято свыше 1млн. человек, а обрабатывающая промышленность на треть обеспечивается местным сельскохозяйственным сырьем.

Южная Африка не только обеспечивает себя практически всеми основными сельхозпродуктами, но и является едва ли не единственным в мире чистым экспортером продовольствия, причем доля экспорта сельскохозяйственных товаров в общем объеме вывозимой продукции (не считая золота) достигает 30-40%.

В ЮАР выращиваются практически все известные в России сельскохозяйственные культуры субтропического и умеренного поясов, большое разнообразие фруктов - ананасы, яблоки, груши, персики, абрикосы, сливы, виноград, гуава, цитрусовые и др., а также лечебные и ароматические растения.

Основными же экспортными культурами являются кукуруза, сорго, пшеница, фрукты и овощи, большие территории заняты под плантациями сахарного тростника: сахар также относится к важнейшим статьям экспорта.

Урожаи основных сельскохозяйственных культур в 1995 - 1999 гг. (в тыс. тонн)                Таблица 6

1995

1996

1997

1998

1999

Кукуруза

4 866

10 171

10 136

7 693

7 712

Пшеница

1 977

2 711

2 428

1 787

1 561

Картофель

1 425

1 592

1 579

1 552

1 645

Сахарный тростник

16 713

20 950

22 154

22 930

21 248

Чай

11 975

9 062

8 207

9 000

10 500

Табак

20 570

21 520

26 420

31 490

30 100


Животноводство

Его ареалы прежде всего привязаны к тем или иным районам страны в зависимости от поясности и высотности.

Так, мясо-молочное производство сосредоточено на севере и востоке провинции Свободное Государство, во внутренних районах провинции Хотенг и в южной части провинции Мпумаланга. В Северном и Восточном Кейпе распространены породы мясного направления. На засушливые территории Северного и Восточного Кейпа, Свободного Государства и Мпумаланги приходятся районы овцеводства. На мировой рынок поставляются шкурки каракулевых овец.

В большом количестве разводят коз, в основном - 75% - ангорских, чья шерсть высоко ценится на Западе (до 50% мирового производства мохера приходится на ЮАР). Другая наиболее распространенная порода - бурская коза, ее разводят на мясо. По настригу козьей шерсти (92 тыс. т в год) Южная Африка занимает 4-е место в мире.

По сравнению с такими преимущественно экстенсивными подотраслями, как разведение крупного рогатого скота и овцеводство, птицеводство и разведение свиней носят более интенсивный характер и распространены на фермах вблизи крупных городов - Претории, Йоханнесбурга, Дурбана, Питермарицбурга, Кейптауна и Порт-Элизабет.

В последние годы - в основном в провинции Свободное Государство - активно развивается страусоводство. Увеличивается экспорт из ЮАР кожи, мяса, перьев этой великолепной птицы.


Рыболовство

            По улову рыбы (около 1 млн.т в год) ЮАР занимает ведущее место в Африке. Основные объекты промысла - сардины, сельдь, хек, анчоус, морской окунь, скумбрия, треска, капский лосось, макрель, монкфиш. Кроме того, добываются креветки, омары, тунцовые, лангусты, устрицы, осьминоги, акулы, чьи плавники пользуются спросом в странах Юго-Восточной Азии, а также капский тюлень. Рыбная ловля осуществляется главным образом у западного побережья Южной Африки, омываемого Бенгельским океаническим течением, в промысловой зоне шириной 200 морских миль.

Около 40% улова приходится на пресноводную рыбу, добываемую в реках Эландс, Лимпопо и других, а также путем разведения в искусственных водоемах. 


 4.4.  Особенности развития транспорта.


Бесперебойная работа экономики ЮАР во многом зависит от современной и разветвленной транспортной сети. Многие страны региона пользуются при перевозках своих экспортно-импортных грузов услугами транспортной инфраструктуры ЮАР.

Самой мощной и крупной транспортной корпорацией ЮАР является корпорация "Транснет", в состав которой входят компании «Споорнет», «Портнет», «Аутонет», «Петронет» и авиакомпания «Саут Африкэн Эйруэйз». Ранее эта корпорация называлась САТС (Южноафриканская транспортная служба). С 1 апреля 1990 года она была приватизирована, хотя государство остается держателем контрольного пакета акций.

На июль 1991 года в «Транснет» работал 161 761 сотрудник, а ее фиксированные активы оценивались в 33,5 млрд. рандов.


Дороги

   Уровень развития экономики страны часто определяется качеством ее дорог. Дорожная сеть Южной Африки соединяет и крупнейшие мегаполисы, и самые отдаленные деревни, а протяженность дорог составляет более 530 000 километров, из которых более 63 000 километров имеют твердое покрытие.

                              Длина автомобильных дорог в 1990-х гг. (в км).                                                  Таблица 7


1990

1991

1995

1998

Всего

188 309

182 329

331 265

534 131

Из них с твердым покрытием

54 013

55 428

137 475

63 027

Из них хайвеев

...

2 040

1 142

2 032


Забота о прокладке и ремонте дорог лежит на государственных структурах всех трех уровней: на центральном правительстве (в лице министерства транспорта и Управления южноафриканских дорог), провинциальных советах и местных властях (городских или поселковых). Разработаны комплексные схемы движения транспорта для восьми ведущих городских агломераций, центрами которых служат Йоханнесбург, Кейптаун, Претория, Дурбан, Порт-Элизабет, Спрингс, Блумфонтейн и Питермаритцбург.

Шоссе и дороги национального и провинциального значения финансируются за счет прямого налогообложения. В 1983 году министерство транспорта решило ввести систему платных дорог как дополнительных источников финансирования дорожного строительства. Основные автострады были отремонтированы и усовершенствованы, став платными.

В 1990/91 году расходы на содержание дорог достигли 674 млн. рандов.

В 1990 году в Южной Африке насчитывалось 6 млн. зарегистрированных транспортных средств, включая 189 455 микроавтобусов, 25 725 автобусов, 294 917 мотоциклов и более 1 миллиона грузовых машин. На Трансвааль приходится 52,71 процента всего автомобильного парка страны, на Капскую провинцию — 24,08 процента, на Наталь — 15,81 процента и на Оранжевое Свободное Государство — 7,4 процента.

После 1985 года в крупных городах микроавтобусы стали использоваться не только как индивидуальный транспорт, но и как такси. Особенную популярность они снискали у жителей Витватерсранда. Большинство владельцев лицензий — черные хозяева или водители таксомоторов. Обеспечивать безопасность на дорогах, повышать водительское мастерство и уровень обслуживания пассажиров стремятся два объединения таксистов. Это Южноафриканская ассоциация черных таксистов и Южноафриканская ассоциация таксистов дальнего следования. Первая из них стала крупнейшим клиентом компаний, поставляющих запчасти, шины, топливо и автомобили.

В крупных городах пассажирский транспорт находится в ведении местных органов власти и частных компаний, которые обеспечивают регулярное движение автобусов между окраинами и центром города.    Сегодня, в эпоху бурного развития транспорта, новые условия заставляют их совершенствовать работу. Нетабельные и малозагруженные маршруты подвергаются пересмотру, а на участки с наибольшим пассажиропотоком направляются дополнительные средства. В районах, где автобусное движение прекращено, пассажиров обслуживают другие виды транспорта, в частности маршрутные такси (микроавтобусы). Автобусные маршруты соединяют большие города — такие, как Кейптаун, Йоханнесбург, Дурбан.


Железные  дороги

Южноафриканская компания «Споорнет» располагает сетью железных дорог протяженностью 21 303 километра при общей длине путей 34 110 километров.

Узкая ширина колеи (1065 мм) объясняется тем, что в последние два десятилетия прошлого века, когда строительство только начиналось, пути между морскими портами и центральными районами страны приходилось прокладывать через гористую местность.

Отдаленные районы соединены с железнодорожными станциями и магистралями автодорожной службой, которая в 1990/91 году перевезла 4,5 млн. пассажиров и 3,1 млн. тонн грузов, покрыв 111,2 млн. км.

В Южной Африке электрифицировано 42,6 процента железных дорог. Электрическую тягу используют большинство (86,5%) пассажирских и грузовых составов на основных магистралях. Интенсивное движение пригородных поездов в районах Витватерсранда, Претории, Дурбана и Кейптауна осуществляется исключительно с помощью электровозов.

Среди них имеются самые мощные локомотивы, когда-либо создававшиеся для колеи в 1065 мм.

Железнодорожная сеть разделена на 10 зон. На всех важнейших линиях работают компьютеризованные центры управления движением. Применение современных сигнальных систем позволяет автоматически направлять поезда на тот или иной путь и максимально загружать имеющиеся мощности.

В сентябре 1984 года начала работать компьютеризированная сортировочная станция Сентраранд, обслуживающая район Претории — Витватерсранда — Ференихинга.

Станция располагает 20 подъездными, 64 сортировочными, 32 отправными и 10 формировочными путями. Она может формировать грузовые составы и сразу направлять их в портовые города: Дурбан, Ист-Лондон, Порт-Элизабет и Кейптаун. Строительство обошлось в 450 млн. рандов. Это лишь первая очередь узла. который должен состоять из четырех таких станции Когда войдут в строй все четыре, это будет крупнейший сортировочный узел в мире.

Большая часть подвижного состава выпускается на месте. Вагоны и локомотивы соответствуют условиям Южной Африки и требованиям местного рынка. Для грузовых перевозок используются вагоны специальных конструкций — для руды, скоропортящихся грузов, леса, зерна, контейнеров и угля. На смену деревянным пассажирским вагонам пришли современные стальные. легкие и прочные. Интересная новинка последних лет — колесная тележка HS, созданная южноафриканским инженером и обозначенная его инициалами. Она позволяет увеличить загрузку и значительно повысить скорость движения по узкой колее. В 1978 году поезд с вагонами на тележках HS установил мировой рекорд для колеи 1065 мм: 355 километров в час.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.