РУБРИКИ |
Топливно-энергетический комплекс мира |
РЕКЛАМА |
|
Топливно-энергетический комплекс мираФинансовые результаты экспорта электроэнергии в 1998 г. таблица 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страны |
Объем поставок |
Оплачено млн. долл. США |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
млн кВтч |
млн долл. США |
Всего |
в т.ч. деньгами |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ближнее зарубежье |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Украина |
3 127,97 |
84,4 |
9,0 |
1,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казахстан |
2 639,27 |
64,1 |
29,8 |
17,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белоруссия |
4 946,52 |
121,0 |
67,3 |
0,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузия |
156,86 |
4,7 |
2,0 |
2,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
10 870,62 |
274,2 |
108,1 |
20,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальнее зарубежье |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Турция |
378,27 |
8,7 |
7,3 |
7,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Латвия |
81,12 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия |
666,74 |
17,8 |
17,0 |
17,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
1 126,13 |
27,9 |
25,7 |
25,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО ЭКСПОРТ |
11 996,75 |
302,1 |
133,8 |
46,5 |
Новая экспортная политика
Комплекс мер по развитию экспортного потенциала Холдинга в торговле со странами дальнего зарубежья включает:
· разработку и реализацию инвестиционных программ сетевого строительства для передачи электроэнергии в страны с наиболее благоприятными условиями реализации и лоббирование соответствующих межгосударственных соглашений;
· взаимодействие и согласование интересов с ведущими международными энергетическими организациями и союзами;
· создание международных консорциумов, в первую очередь, с иностранными компаниями распределительных сетей.
Аналогичные меры со странами ближнего зарубежья предусматривают:
· межгосударственную координацию программ перспективного развития электроэнергетики стран СНГ, создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов на эти цели;
· формирование межгосударственного рынка электрической энергии и мощности стран СНГ, содействие упрощению таможенной процедуры перемещения электроэнергии через границу;
· конвертацию долгов стран СНГ в собственность Холдинга РАО «ЕЭС России» на территории этих стран.
Основные направления и проекты развития внешнеэкономической деятельности таблица 15
Наименование
(проект)
Цель
Состав
Объем экспорта и прочие характеристики
Объем инвестиций, млн долл. США
Расширение Выборгской вставки постоянного тока
Экспорт электроэнергии и мощности в Финляндию
Расширение Выборгской вставки постоянного тока 4-м и 5-м КВПУ мощностью 355 МВт каждое
8,0 млрд кВтч/г.
75
Увеличение экспорта электроэнергии в страны Центральной и Юго-Восточной Европы через энергетические сети Белоруссии, Украины и Польшы
Увеличение экспорта за счет восстановления и модернизации существующих межгосударственных электрических связей (Львовское и Молдавское сечения)
Выделение на синхронную работу агрегатов Молдавской и Бурштынской ГРЭС, установка вставок постоянного тока
до 15 млрд кВтч/г.
310
Энергомост
ВОСТОК–ЗАПАД
Экспорт электроэнергии и мощности в страны Западной Европы, использование эффекта разновременности пиковых нагрузок стран-участниц для обмена пиковой мощностью и резервирования мощности
Сооружение линии электропередачи постоянного тока ± 500 кВ «Россия–Белоруссия–Польша–Германия»
Пропускная способность электропередачи – 2~ 4 млн кВт, протяженность – 1800 км
1300
Увеличение экспорта электроэнергии в страны Центральной и Западной Европы через Белоруссию, Украину и Польшу
Повышение экономической безопасности Калининградской области, экспорт электроэнергии и мощности из России в страны Центральной и Восточной Европы
Сооружение ЛЭП напряжением 110 – 400 кВ между энергосистемами Белоруссии и Калининградской области с Польшей
Объем экспорта мощности до 3000 МВт, электроэнергии – до 16 млрд кВтч
430
Энергомост
РОССИЯ–ЯПОНИЯ
Экспорт электроэнергии из России в Японию с острова Сахалин
Сооружение ГРЭС на о. Сахалин и сооружение электропередачи постоянного тока по о. Сахалин и через пролив Лаперуза до островов .Хоккайдо и Хонсю
Объем экспорта мощности – 4000 МВт., электроэнергии – до 24 млрд. кВтч.
8050
Энергомост
РОССИЯ–КИТАЙ
Экспорт электроэнергии и мощности в Китай
Сооружение 2600 км линии электропередачи постоянного тока из Иркутской области (Братского переключательного пункта) 500 кВ в Китай через Монголию
Объем экспорта мощности – 2000~ 3000МВт, электроэнергии – 15~ 18 млрд кВтч/г.
1500
Развитие зарубежных связей и международного сотрудничества
В рамках реализации экспортной стратегии Холдинга в 1998 г. велась активная работа по развитию зарубежных связей и международного сотрудничества. Совместно с энергетическими компаниями и фирмами США, Японии, Германии, Польши и других стран было подготовлено и подписано 15 двухсторонних соглашений, протоколов, меморандумов по вопросам сотрудничества в области электроэнергетики. Существенное место в международных контактах уделялось участию РАО «ЕЭС России» в мероприятиях таких неправительственных международных энергетических организаций, как Мировой экономический форум (МЭФ), Мировой энергетический Совет (МИРЭС), Международная комиссия по большим плотинам (СИГБ) и других.
Выход на западноевропейский рынок электроэнергии
В декабре 1998 г. была
достигнута договоренность и согласован порядок вступления РАО «ЕЭС России» в
западноевропейский союз UNIPEDE. Учитывая современные тенденции развития
европейского рынка электроэнергии и процессы его либерализации, РАО «ЕЭС
России» выразило готовность к сотрудничеству с UNIPEDE в вопросах
энергетической политики, экономики энергетики, структуры и регулирования рынка.
В 1999 г. в Москве состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в области
электроэнергетики между Россией и Европейской комиссией ЕС. Ведется разработка
общей концепции и полномасштабной программы действий. В перспективе – приобретение
современных технологий, оборудования и систем управления энергокомпаний
стран-членов ЕС для модернизации энергообъектов Холдинга на компенсационной
основе, например, в обмен на поставки электроэнергии из России в Европу.
Подписан ряд документов о сотрудничестве с энергетическими компаниями Германии:
RWE Energie AG, Preussen Elektra AG, Bayernwerk AG - о сотрудничестве в
вопросах экспорта и торговли электроэнергией. Стороны сошлись в понимании
потребностей модернизации и переоборудования электростанций, подстанций, ЛЭП, а
также в необходимости привлечения инвестиций в российскую электроэнергетику.
Сотрудничество со странами Балтии
Важным направлением сотрудничества явились работы в рамках созданного в мае Координационного Комитета БАЛТРЕЛ по проекту реализации Балтийского электроэнергетического кольца с участием 17-ти крупнейших энергообъединений 11-ти стран Балтийского региона. Основной задачей Комитета является исследование условий совместной работы национальных энергосистем и объединений на период до 2010 г., постепенное создание межгосударственного рынка электроэнергии и мощности, улучшение экологической ситуации в регионе, повышение эффективности электроэнергетики и экономическая выгода участников.
Энергомост «Восток–Запад»
В 1998 г. проведено
согласование Договора о параллельной работе энергосистем России, Белоруссии,
Латвии, Литвы, Эстонии.
В 1999 г. РАО «ЕЭС России» и электроэнергетическими компаниями Украины,
Белоруссии, Молдавии и ведущими компаниями Германии, Австрии, Польши и ряда
других стран продолжилось исследование условий организации совместной работы
энергосистем по оси «Восток–Запад». В рамках данной работы изучалась подготовка
энергосистем данных стран к параллельной работе с объединенной энергосистемой
стран Западной Европы – UCPTE, велась разработка программы обследования ведущих
электрических станций и модернизации автоматических систем регулирования
частоты и мощности. В ходе реализации данного проекта РАО "ЕЭС
России" намерена восстановить доступ к утраченным рынкам электроэнергии и
обеспечить конкурентоспособность всего комплекса.
Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Подписано Соглашение о
сотрудничестве между РАО «ЕЭС России» и Государственной энергокорпорацией
Китая. РАО «ЕЭС России» стремится к расширению приграничной торговли
электроэнергией с Китаем, совместному привлечению инвестиций на завершение
сооружения Бурейской и Богучанской ГЭС, ориентированных на экспорт
электроэнергии в Китай, реализации крупномасштабного проекта по созданию
Энергомоста «Россия–Китай» большой мощности и пропускной способности до 15 – 18
млрд кВтч/г. и расширению научно-технического сотрудничества в
электроэнергетике.
РАО «ЕЭС России» и японская корпорация «Марубени» подписали Протокол о
намерениях, предусматривающий проведение совместного исследования проекта
Энергомоста «Россия–Япония» по передаче с о. Сахалин на японские острова
Хоккайдо и Хонсю около 20 млрд кВтч электроэнергии в год. Осуществляется тесное
сотрудничество с японской стороной в рамках Программы по снижению выбросов
парниковых газов на предприятиях ТЭКа. Рассматривается обращение Правительства
России к Правительству Японии о выделении льготного кредита в размере 2,0 млрд
долл. США.
Сотрудничество со странами СНГ
Впервые за период 1992
– 1998 гг. состоялось совещание руководителей электроэнергетики Азербайджана,
Армении, Грузии и России. Было зафиксировано намерение о восстановлении
совместной работы национальных энергосистем, развитии торговых отношений и
усилении электросвязи с ЕЭС России путем сооружения второй ВЛ-500 кВ по
Черноморскому побережью.
Подписан межправительственный российско-казахстанский протокол, в котором
Стороны договорились разработать механизм погашения задолженности Казахстана за
ранее поставленную из ЕЭС России электроэнергию и завершить юридическое
оформление передачи в собственность РАО «ЕЭС России» крупного угольного
разреза. Намечено создание совместной энергоугольной компании по управлению и
эксплуатации угольного разреза «Северный», Экибастузской ГРЭС-2 и ВЛ-500 кВ
Экибастуз–Омск. РАО «ЕЭС России» и белорусским Государственным концерном
«Белэнерго» подготовлен и согласован проект Межправительственного соглашения о
создании объединенной энергосистемы и её совместном управлении, который был
одобрен на заседании Исполкома Союза России и Белоруссии с участием
Председателей Правительств обеих стран.
В марте 1999 г. в Киеве состоялось подписание двустороннего Меморандума «Об
основных принципах российско-украинского сотрудничества в области
электроэнергетики». Он отражает основные направления взаимодействия
национальных энергосистем, восстановление параллельного режима их работы,
возобновление поставок электроэнергии на Украину, а также совместное участие в
проектах экспорта электроэнергии в Европейские страны. Достигнута
принципиальная договоренность о создании совместной российско-украинской
компании по экспорту электроэнергии, а также выработка предложений по
техническим возможностям, условиям осуществления экспортных поставок
электроэнергии и срокам реструктуризации долга за электроэнергию, полученную
украинской стороной в 1996 – 1998 гг.
© РАО "ЕЭС России", 1999
5. Обзор состояния энергетики на 1999 год[9]
1. Общая характеристика экономики
По данным Министерства экономики РФ, за 5 мес. 1999 года спад в динамике ВВП составил 0.5%. Однако при этом, как сказал министр экономики Яков Уринсон, наблюдался “некоторый рост в динамике промышленного производства”. По мнению экспертов Министерства экономики, в 1998 году динамика ВВП составит “плюс-минус полпроцента при некоторой стабилизации промышленного производства”.
Цены на промышленную продукцию в России в мае текущего года снизились, по предварительным данным Госкомстата, на 0.9%. В апреле цены производителей в России не менялись, в марте их снижение составляло 0.1%. Майское снижение цен – самое значительное за годы экономических реформ в России. До сих пор снижение цен в производственном секторе экономики в течение месяца не превышало 0.1%. Инфляция в июне, по прогнозам Госкомстата, будет на уровне 0.2%.
2. Характеристика отрасли
Выработка и потребление электроэнергии и тепла
Ожидания предпринимателей по отношению к электроэнергетике остаются довольно пессимистичными. Индекс предпринимательской уверенности по данной отрасли – самый низкий по сравнению с другими отраслями промышленности. Говоря о критическом положении в отрасли в последние 2 мес., обычно в качестве причин этого эксперты называют продолжающийся рост кредиторской и дебиторской задолженностей, увеличение социального напряжения в отрасли (рост суммы и срочности задолженности по заработной плате), сокращение запасов топлива на складах предприятий электроэнергетики, о чем свидетельствует Таблица 2.1.
Таблица 16
Запасы топлива на складах потребителей (по состоянию на 1 апреля 1998 года)
Наименование
отрасли
Уголь, % к
Топочный мазут, % к
01.03.98
01.04.97
01.03.98
01.04.97
Электроэнергетика
91.7
82.1
105.8
89.0
Черная металлургия
135.4
159.3
99.0
107.2
Цветная металлургия
77.7
58.8
91.2
68.2
Строительство
81.3
94.8
89.0
101.7
Транспорт
101.3
89.4
100.4
79.0
Сельское хозяйство
82.4
77.9
91.4
74.0
Прочие
98.7
110.8
98.8
100.1
Тем не менее, несмотря на подобный пессимизм и на небольшое снижение ВВП, производство электроэнергии растет, причем темпы его роста увеличиваются. Если в марте 1998 года по сравнению с мартом 1997 года производство электроэнергии выросло на 2.1%, а производство тепла – на 0.4%, то в апреле по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года производство электроэнергии выросло на 3.3%, а производство тепла – на 6.5%. За первые 4 мес. 1998 года производство электроэнергии выросло на 1.5%, а производство тепла – на 0.1%.
Потребление электроэнергии за отмеченный период также возросло, о чем можно судить из нижеприведенных таблиц. Компании, представленные ниже в таблицах, производят около 50% вырабатываемой в России электроэнергии, и поэтому их производственные результаты могут с большой долей вероятности характеризовать тенденции, происходящие в целом по отрасли.
Таблица 17
Производство и потребление электроэнергии ведущими АО-энерго в апреле
1998 года
Наименование
компании
Выработка за апрель, млн. кВт ч
Потребление за апрель, млн. кВт ч
1998 год
1997 год
1998 год
1997 год
РАО “ЕЭС России”*
68310
66130
-
-
Иркутскэнерго
3851
3675
3883
3686
Мосэнерго
5340
5769
5323
5205
Ленэнерго
1368
1333
2191
2180
Свердловэнерго
3090
2943
3167
3047
Красноярскэнерго
3362
2918
3567
3093
Новосибирскэнерго
1059
615
1063
863
Магаданэнерго**
46
45
238
234
Таблица 18
Производство и потребление электроэнергии ведущими АО-энерго в январе
– апреле 1998 года
Компании
Выработка за январь – апрель, млн. кВт ч
Потребление за январь – апрель, млн. кВт ч
1998 год
1997 год
1998 год
1997 год
РАО “ЕЭС России”*
308900
304200
-
-
Иркутскэнерго
17844
17055
17734
16809
Мосэнерго
23925
26283
23395
22793
Ленэнерго
6026
5717
9714
9432
Свердловэнерго
11970
11878
13355
13260
Красноярскэнерго
15109
15149
15924
15136
Новосибирскэнерго
4865
3644
4968
4611
Магаданэнерго**
225
195
1056
999
* В разделе РАО “ЕЭС России” приводятся данные только по станциям
федерального уровня, выходящим на оптовый рынок энергии и мощности, и
филиалам РАО “ЕЭС России”.
** Выработка приведена без выделившейся Колымской ГЭС.
Российское акционерное общество “ЕЭС России” является одним из крупнейших производителей электроэнергии в России и одновременно является организатором оптового рынка перетоков мощности и энергии в стране. В связи с тем, что под субъектами, относящимися к РАО, рассматриваются только электростанции, относящиеся к федеральному уровню и напрямую выходящие на Федеральный оптовый рынок энергии и мощности, а также филиалы (что вызвано изменением законом об акционерных обществах), то РАО является избыточным по мощности и по энергии. В апреле на станциях РАО (являющихся, как правило, одними из самых экономичных) произошло повышение выработки электроэнергии по сравнению с прошлым годом на 3.3%, то есть выше, чем в среднем по отрасли. С начала года также произошло повышение выработки на 1.5%.
Акционерное общество “Иркутскэнерго” является избыточным и удовлетворяет не только собственные потребности в электроэнергии и мощности, но и передает энергию и мощность в соседние сибирские системы (частично для удовлетворения потребности Бурятэнерго и через Красноярскэнерго в другие системы). В данной энергосистеме в апреле потребление и производство выросли на 5.3%, а за весь рассматриваемый период рост потребления составил 925 млн. кВт ч (5.5% с начала года), при этом рост производства составил 789 млн. кВт ч (4.6%).
Акционерное общество “Мосэнерго” является избыточным как по мощности, так и по энергии. Ранее система обычно была избыточной по энергии и несколько дефицитной по мощности, что в значительной мере определялось структурой выработки по данной системе (большая доля выработки на тепловой нагрузке), однако в связи с падением потребления и вводом агрегатов Загорской ГАЭС система стала несколько избыточной и по мощности. В апреле в Мосэнерго произошел рост потребления электроэнергии при падении производства. При этом рост потребления составил 118 млн. кВт ч, или 2.3%, а падение производства – 429 млн. кВт ч, или 7.4%.
Акционерное общество “Ленэнерго” практически можно считать самобалансирующимся по мощности и дефицитным по энергии. Дефицит энергии покрывается за счет действующей в данном регионе Ленинградской АЭС. С учетом данной АЭС регион становится избыточным как по мощности, так и по энергии. Основные избытки энергии передаются в ОЭС Центра и в Эстонию для питания Псковэнерго и Янтарьэнерго. В Ленэнерго в апреле произошел рост потребления и производства электроэнергии. Причем необходимо отметить, что рост производства составил 2.6%, а рост потребления – всего 0.5%. За 4 мес. произошел рост производства и потребления, а соотношение составляет 5.4% и 3.0% соответственно.
Акционерное общество “Свердловэнерго” с учетом находящейся на территории энергосистемы Белоярской АЭС является самобалансирующимся. Через систему проходят большие транзитные перетоки как со стороны Тюменьэнерго, так и со стороны Пермьэнерго для передачи в Челябэнерго, Башкирэнерго и Курганэнерго. В энергосистеме в апреле произошел рост потребления на 120 млн. кВт ч (3.9%) на фоне несколько большего роста производства – 147 млн. кВт ч (5.0%), а с начала года имел место рост потребления (0.7%) при росте производства (0.8%).
Дочернее акционерное общество “Красноярскэнерго” является дефицитным как по мощности, так и по энергии. Однако с учетом находящихся на территории ДАО самостоятельных ДАО РАО “ЕЭС России” оно становится избыточным как по мощности, так и по энергии (в таблице приведены данные вместе с ДАО). В апреле 1998 года по отношению к апрелю 1997 года в энергосистеме произошел рост производства на 444 млн. кВт ч (15.2%) при росте потребления электроэнергии на 474 млн. кВт ч (15.3%).
Акционерное общество “Новосибирскэнерго” является дефицитным как по мощности, так и по энергии. Дефицит в основном покрывается за счет перетока из АО “Кузбассэнерго”. Выработка объединения по сравнению с апрелем 1997 года выросла на 444 млн. кВт ч (72%) при росте потребления всего на 200 млн. кВт ч (23%).
Акционерное общество “Магаданэнерго” является дефицитным как по мощности, так и по энергии. С учетом находящихся на территории ДАО Колымской ГЭС и Билибинской АЭС регион полностью сбалансирован. За 4 мес. 1998 года по сравнению с этим же периодом прошлого года выработка выросла на 15.3%, а потребление – на 5.7%.
Финансовое состояние отрасли
В сравнении с другими отраслями промышленности финансовое состояние энергетических предприятий можно считать более благополучным. Доля убыточных предприятий здесь наименьшая. Доля убыточных предприятий за год выросла почти на 2%, однако темп роста убыточных предприятий ниже, чем в среднем по всей промышленности.
Таблица 19
Число убыточных предприятий (в % к общему числу предприятий)
Отрасль
Январь – февраль 1998 года
Январь – февраль 1997 года
Промышленность, всего
41.6
39.6
Электроэнергетика
21.6
19.8
Топливная
42.9
41.7
Черная металлургия
35.7
37.2
Цветная металлургия
40.2
46.8
Машиностроение и металлообработка
37.8
36.1
Химическая и нефтехимическая
39.6
39.1
Главным фактором, определяющим экономическое и финансовое положение отрасли, остается проблема неплатежей. В последние месяцы эта проблема стала приобретать особенно острый характер, так как главный кредитор отрасли – РАО “Газпром” – активизировал свою деятельность по истребованию задолженностей за газ и стал ужесточать требования по оплате. В связи с этим за два последних месяца (апрель – май) Газпром заявлял о возможном сокращении подачи газа на ряд предприятий, в том числе – на Печорскую ГРЭС, Самараэнерго, Янтарьэнерго и др. С целью упорядочивания работы с должниками и укрепления дисциплины платежей Газпром начал реализацию программы по созданию в субъектах Федерации единых центров по расчетам за газ и электроэнергию. Первый подобный центр предполагается создать в Орловской области.
Сумма задолженности предприятий энергетиков России перед Газпромом за поставленный газ к началу июня превысила 38 млрд. деноминированных руб., из них большая часть приходится на предприятия РАО “ЕЭС России”. Кредиторская задолженность предприятий энергетики продолжает оставаться самой большой в сумме задолженности по всей промышленности. Ситуация с долгами за поставленный газ побудила руководителей РАО “Газпром” и РАО “ЕЭС России” начать совместную работу по подготовке механизмов взаимодействия и реструктуризации долгов.
В свою очередь примерно равным темпами у предприятий энергетики растет и дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность отрасли также является самой крупной в общей структуре задолженностей промышленных предприятий, а денежная составляющая в платежах в среднем составляет 16%, что ниже, чем у других естественных монополистов. Однако в то же время интересным фактом является небольшая разница между кредиторской и дебиторской задолженностями предприятий электроэнергетики. Она самая низкая среди всех других отраслей промышленности. На 1 марта 1998 года она составляла всего 4034 млн. деноминированных руб. Тогда как, например, в цветной металлургии – 30734 млн. руб., а в топливной промышленности – 80827 млн. руб. Однако здесь следует заметить, что всего 2 года назад дебиторская задолженность в электроэнергетике и вовсе превышала кредиторскую почти на 4 млрд. руб.
Около 35% потребителей продукции отрасли составляют предприятия, финансируемые из бюджета. На начало июня их долг составлял более 11 млрд. руб. Самыми злостными неплательщиками являются предприятия и организации, входящие в ведомство МВД и Минобороны. Фактически нормализация ситуации с дебиторской задолженностью предприятий электроэнергетики зависит от способности именно бюджетных предприятий расплачиваться с долгами за энергию.
Отношения федерального правительства и руководства отрасли к этим долгам развивались в последние 2 мес. следующим образом. В конце апреля министр экономики Яков Уринсон заявил, что долги оборонных предприятий и институтов за электричество, тепло и газ могут быть списаны. Вслед за этим в конце мая Президент подписал закон о дополнении Уголовного кодекса, в котором предусматривалось наказание за “незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии, либо отключение их от других источников жизнеобеспечения”. В ответ на это председатель правления РАО “ЕЭС России” сделал заявление, что в ближайшее время возможно отключение электричества предприятиям Минобороны и МВД, однако через несколько дней премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление Правительства “О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов”. Постановлением был утвержден перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении. В числе этих организаций – воинские части Минобороны, МВД, ФПС, МЧС, ФАПСИ, Федеральной службы железнодорожных войск. Таким образом, энергетическим предприятиям было запрещено воздействовать на основную группу неплательщиков таким же способом, каким может воздействовать на энергетиков РАО “Газпром”.
В то же время взамен на прямое отключение должников от энергоносителей Правительство России предлагает естественным монополистам воздействовать на должников через механизм банкротства. С этой целью в мае 1998 года было подписано постановление Правительства “О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства”. Коллегии представителей государства в РАО “Газпром” и “ЕЭС России” в месячный срок поручено обеспечить принятие органами управления указанных РАО решений, обеспечивающих оформление полномочий ФСДН (Федеральная служба по делам о несостоятельности) на представление интересов кредитора по задолженности организаций перед этими акционерными обществами и их дочерними обществами. В результате Совет директоров РАО “ЕЭС России” поручил председателю правления Анатолию Чубайсу заключить с ФСДН России договор поручения по установленной форме на представление интересов общества и его филиалов как кредитора при рассмотрении дел о банкротстве организаций, имеющих задолженность перед РАО и не являющихся его дочерними предприятиями. В случае банкротства дочерних предприятий РАО Совет директоров поручил председателю правления заключать соответствующий договор поручения по каждому конкретному случаю. Представителям РАО в дочерних обществах и энергоснабжающих организациях поручено в двухнедельный срок обеспечить принятие решений о заключении с территориальными органами ФСДН договора поручения по установленной форме. Договор поручения, в частности, предусматривает представление интересов этих организаций как кредитора при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц, имеющих задолженность перед соответствующими дочерними обществами РАО и энергоснабжающими организациями.
Однако процедура банкротства может быть действенно применена только в отношении небюджетных предприятий, так как предполагает смену собственника. В отношении же бюджетных предприятий пока никакого другого решения не найдено, кроме сокращения ими потребления электроэнергии путем установления строгих лимитов, а также реализации программы энергосбережения.
С этой целью в мае 1998 года Минтопэнерго организовало энергоаудит 43 объектов, включающих 238 зданий и сооружений, финансируемых из федерального бюджета, подведомственных Минобороны, Минкультуры, Минздраву, МВД и Минобразования. Выявленный перерасход у бюджетников оказался следующим: по теплоснабжению – от 27 до 32%, по электричеству – около 15%.
В связи с этим премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление Правительства России “О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России”. Этим документом федеральным органам исполнительной власти предписывается в III квартале текущего года разработать и утвердить, согласовав с Минтопэнерго, программы энергосбережения. Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК) поручено учитывать при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на природный газ экономически обоснованные затраты производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию программ энергосбережения. Министерству топлива и энергетики поручено разработать и утвердить в III квартале текущего года программу обязательных энергетических обследований энергоемких предприятий и организаций на 1998 – 2000 годы. Одним из методов стимулирования энергосбережения в промышленности предлагается предоставление возможности любому предприятию, если оно сэкономит какое-то количество денег за счет программ энергосбережения, использовать эти средства на собственные нужды.
На реализацию программы “Энергосбережение России” Правительство России планирует направить в 1998 году 14 млн. руб. В период 1998 – 2000 года будет выделено около 15 млрд. руб., что позволит в этот же период сэкономить 50 – 70 млн. т условного топлива.
Однако программа энергосбережения в должной мере пока не работает. Фактически выполнение федеральными министерствами и ведомствами годовых лимитов на потребление топливно-энергетических ресурсов сохраняется в большинстве случаев только на бумаге. В настоящее время, как сообщил начальник Департамента координации проектов федеральной программы энергосбережения и энергетической политики Минтопэнерго Алексей Мастепанов, Минфин никаких средств для оплаты потребленных энергоресурсов не выделяет. А в отсутствие средств вряд ли какое-нибудь из министерств придерживается установленных лимитов в потреблении энергии. Поэтому в ближайшей перспективе сокращение задолженностей в основном будет зависеть от тарифной политики естественных монополистов, которая в скором времени может претерпеть большие изменения.
Основным источником роста прибыли энергетических компаний является по-прежнему извлечение дополнительных доходов за счет повышения тарифов. Однако в отличии от тарифной политики годичной давности сегодня повышение средних тарифов происходит в основном за счет увеличения нагрузки на население при одновременном сокращении тарифов или замораживании их на одном уровне для промышленных предприятий. Такая тарифная политика не наносит большого ущерба тем предприятиям электроэнергетики, в структуре доходов которых поступления от населения сопоставимы с поступлениями от промышленных предприятий. Однако у некоторых предприятий поступления от промышленных предприятий составляют более 80% (например, Кузбассэнерго). В течение апреля – мая о понижении тарифов для промышленных предприятий объявили такие компании, как Башкирэнерго, Ленэнерго, Тюменьэнерго. Вероятно, в ближайшее время тарифы для промышленных предприятий могут быть снижены и в Москве. По крайней мере, соответствующее заявление было сделано мэром Москвы Юрием Лужковым.
В настоящий момент ФЭК завершает разработку проекта указа Президента РФ “О предоставлении услуг по передаче электроэнергии”, который позволит производителям электроэнергии работать по прямым договорам с потребителями без ограничений, а также снизить тариф на 40 – 50%. В этом случае в выигрыше будут электростанции, являющиеся дочерними акционерными обществами РАО “ЕЭС России”. Региональные АО-энерго, в большинстве своем уступающие крупным электростанциям в себестоимости продукции, при вступлении в силу подобного закона, во-первых, потеряют часть потребителей, во-вторых, в целях сохранения конкурентоспособности они вынуждены будут также пойти на снижение тарифов, что приведет к дисбалансу затрат и доходов и, как следствие, к определенным финансовым потерям.
Кроме того, 23 июня Правительство РФ должно было обнародовать свое решение о резком снижении тарифов на услуги всех естественных монополий для промышленных предприятий. При этом в отношении снижения тарифов на электроэнергию и тепло прогнозы варьировались от 25% до 50%. По всей видимости, если снижение произойдет, то оно будет равнозначным как в отношении электроэнергии, так и в отношении топлива, что сократит расходную часть баланса предприятий электроэнергетики. Тем не менее в намеченный срок Сергей Кириенко подписал распоряжение только о сокращении железнодорожных тарифов на перевозку угля, железных руд и нефти.
Если обещанное замораживание тарифов всех естественных монополистов все-таки состоится, то финансовое положение большинства региональных операторов может в скором времени несколько ухудшиться, так как топливная составляющая в структуре затрата энергетиков – 30 – 40%, а доходы от поступлений промышленных предприятий в некоторых случаях, как уже было показано выше, достигают 80%. Правда, при этом может произойти уменьшение дебиторской задолженности, что положительно скажется на прибылях предприятий электроэнергетики, однако реальное уменьшение задолженности промышленных предприятий перед энергетиками в результате сокращения тарифов сейчас предположить достаточно трудно.
1. Газовая промышленность на рубеже столетий
Возрастающее значение природного газа в энергобалансе практически всех регионов мира, включая Россию, - это устойчивая тенденция. За последние 20 лет доля природного газа в мировом балансе первичных энергоресурсов увеличилась с 17,7 % в 1975 г. до 23,1 % в 1995 г. По имеющимся прогнозам, к середине следующего столетия удельный вес природного газа в энергобалансе мира может составить 30 %.
Интенсивное развитие газовой промышленности объясняется рядом обстоятельств. Наряду с резко возросшими ресурсами природного газа решающее значение имеют его высокие потребительские, экономические и технологические свойства. Весьма важно и то, что природный газ является наиболее чистым топливом. Наконец, это самый дешевый энергоноситель.
На сегодня одной из ведущих газовых компаний мира является РАО “Газпром”, доля которого в общероссийской добыче газа составляет 94 % и 25% - в мировой. Более половины потребностей России в энергоносителях также обеспечивает “Газпром”. Налоги, которые платит РАО, составляют 25 % всех налоговых поступлений в казну.
РАО “Газпром” - это многопрофильное хозяйство, в котором, помимо традиционных видов деятельности, существуют и другие, иногда совершенно непрофильные. Наряду с добычей и поставками газа, РАО добывает газовый конденсат и нефть, комплексно перерабатывает углеводородное сырье, ведет доразведку находящихся на его балансе месторождений и эксплуатационное бурение. В составе “Газпрома” – машиностроительные, ремонтные, пусконаладочные предприятия, строительные организации, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты. Такая многопрофильность позволяет при отсутствии в стране развитого рынка соответствующих услуг обеспечивать нормальное функционирование газовых объектов.
Производственная деятельность РАО носит стабильный характер. Сеть трубопроводов “Газпрома” общей протяженностью более 140 000 километров обеспечивает газом четыре пятых территории нашей страны. 80 % всех запасов природного газа расположены в Западной Сибири, разведанные запасы газа по этому региону составляют 26,8 трлн. куб.м ( по состоянию на 1 января 1996 г.). В Указе Президента РФ от 29 мая 1996 г. “О федеральной целевой программе “Газификация России на 1996-2000 годы” определены первоочередные районы газификации, в числе которых - юг Западной Сибири. Одной из важнейших социально-экономических задач, стоящих перед “Газпромом”, является газификация сельских районов.
|
© 2000 |
|