РУБРИКИ

Топливно-энергетический комплекс мира

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Топливно-энергетический комплекс мира

Топливно-энергетический комплекс мира

Тема реферата: «Топливно-энергетический комплекс мира»

 


Вступление                                                                                                                                стр.2  

I.                   Нефтяная промышленность                                                                                       стр.7  


1.      Состав отрасли                                                                                                           стр.7

2.      Добыча нефти                                                                                                             стр.8

3.      Мировой рынок нефти                                                                                              стр.8

4.      Россия и Китай. Перспективы энергетического сотрудничества                         стр.9

5.      Страны СНГ на мировом рынке нефти                                                                 стр.12

6.      Нефтепереработка                                                                                                    стр.15

7.      Проблема Каспийской нефти                                                                                 стр.16

8.      Цены на нефть                                                                                                          стр.17

9.      Экономическая политика в зеркале интересов ТЭКа                                          стр.19

10.  Проблемы и возможности развития отрасли                                                        стр.19


II.                Электроэнергетика                                                                                                     стр.21

                                                                                                                                                               

1.      Определение отрасли и её состав                                                                          стр.21

2.      Гидроэнергетика                                                                                                      стр.22  

3.      Атомная и ядерная энергетика                                                                               стр.22

4.      Единая энергосистема. РАО «ЕЭС России»                                                          стр.24

5.      Обзор состояния энергетики на 1999 год                                                              стр.33


III.             Газовая промышленность                                                                                          стр.38

1.      Газовая промышленность на рубеже столетий                                                     стр.38

2.      Стратегия развития газовой промышленности и государственная энергетическая политика до 2020 года                                                                                                                   стр.40

3.      Развитие сырьевой базы природного газа                                                             стр.48

4.      Основные закономерности энергопотребления в мире и роль нефтегазового комплекса в выходе России из системного экономического кризиса                                      стр.54


IV.              Нетрадиционные источники энергии                                                                      стр.65

1.      Минеральные ресурсы                                                                                            стр.65

2.      Геотермальные ресурсы                                                                                          стр.65

 

Заключение                                                                                                                                     стр.70

Приложения                                                                                                                                   стр.72

Список использованной литературы                                                                                        стр.73

 


Вступление

Тема Топливно-энергетического комплекса меня интересовала всегда: я знал, что электроэнергия и топливо не берутся из воздуха и, что мы потребляем эти ресурсы уже в обработанном виде, но кто и как их добывает и перерабатывает я стал узнавать сравнительно недавно и то только из-за того, что тема ТЭКа в последнее время очень широко освещается в СМИ. Но проблема энергоресурсов будоражила умы многих учёных на протяжении ни одного столетия, а в современном мире проблема ресурсообеспеченности стоит на одном из первых мест среди глобальных проблем человечества. Мне стало интересно: «Кто устанавливает цены на энергоресурсы?», «Почему говорят, что падение цен на нефть существенно отразиться на российском бюджете?», «Где и как добываются основные энергетические ресурсы мира?», «Как электроэнергия доставляется к потребителю?», «Почему эта отрасль приносит такие огромные прибыли?», «Что будет, когда энергетические ресурсы исчерпают себя?», «Какие ещё существуют источники энергии?». Ответы на эти и сотни других вопросов я попытался найти в газетах, журналах, книгах, учебниках и интернете. Всё изложенное ниже является результатом многомесячной работы, начатой ещё в 1999 году, когда ситуация в ТЭКе была совершенно другой. Её изменение отслеживается практически во всех пунктах реферата.

Надеюсь, эта тема интересует Вас ничуть не меньше чем меня, и Вы сможете узнать из моей работы много нового и интересного.

Свой реферат я решил начать с выступления и.о. Президента РФ В.В. Путина  3 марта 2000 года на Всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса России. Уверен, что его речь содержит наиболее свежую информацию о состоянии ТЭКа на сегодняшний день. 

Выступление и.о. Президента РФ В.В. Путина на Всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса России

3 марта 2000 года,
г. Сургут

Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Это совещание мы готовили давно. Организовано оно и проходит прежде всего по инициативе руководителей отраслей ТЭКа.

Именно руководители крупных нефтяных компаний, Газпрома и некоторых структур Правительства обратили внимание на то состояние, в котором находится отрасль, и на необходимость рассмотрения всех проблем, которые здесь складываются, на перспективу.

Уверен, что все сидящие в зале поддержат эту позицию и согласятся с тем, что государство нуждается в выработке плана развития отраслей ТЭКа хотя бы на обозримую перспективу.

То, что происходило за последние годы, с одной стороны, позволило, как здесь только что было сказано, не только почувствовать глоток воздуха самим отраслям ТЭКа, но и всей промышленности, которая в значительной степени и развивалась за счет ТЭКа. И это не случайно, потому что то положение несущей конструкции, которое ТЭК прочно занял в экономике бывшего Советского Союза, а потом и России, не только сохранилось, но и было закреплено за последнее время.

С 90-х годов российский ТЭК начал новую жизнь. Он испытал трудности и выгоды новых принципов ведения хозяйства.

В последние годы ТЭК являлся, как я уже сказал, фактором стабилизации в экономике России. В предстоящем десятилетии он должен стать фактором роста. Вот к этому мы должны стремиться, и мы рассчитываем на то, что сегодня будут высказаны не только критические замечания в адрес того, как Правительство организует работу в области ТЭКа, но и будут сделаны конкретные предложения по поводу того, что нам нужно делать в ближайшие годы и на перспективу.

Сегодня энергетический сектор обеспечивает до 30 процентов доходов консолидированного бюджета, дает почти 45 процентов валютных поступлений и около 30 процентов объема промышленного производства страны.

1999 год. Результаты такие: ТЭК вышел на траекторию роста. Это мы с вами хорошо знаем, и по региону, где мы находимся, то же самое. Здесь рост, как мне сказали, процентов восемь примерно, во всех отраслях ТЭКа. Наибольший рост производства достигнут в угольной промышленности, там более семи процентов. Добыча нефти выросла на 0,5 процента, минимальный размер. Наметилось совсем незначительное снижение показателей по газу. Точнее сказать, темпы снизились.

Объем нефтепереработки увеличился на десять процентов, потребление электроэнергии - более чем на два процента. Объем капиталовложений в ТЭКе в целом вырос более чем на 15 процентов.

Удалось снизить социальную напряженность в комплексе. В значительной степени урегулированы споры с трудовыми коллективами угольщиков. Задолженность по зарплате в отраслях ТЭКа снизилась почти на 17 процентов.

Вместе с тем, запас прочности, который создавался инвестициями предыдущих десятилетий, практически исчерпан. Основные производственные фонды устарели, износились. Все это угрожает нормальному энергоснабжению страны и бюджетным доходам.

Есть другая сторона вопроса. Специфика отрасли - зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть. Для государства это всегда угроза финансовых и социальных потрясений, подобных тем, которые были в 98-м году.

Мне не хочется сейчас напоминать о том, какие последствия наступят при падении цен, но к этому мы должны быть готовы всегда. Хотя мы исходим из того, что крупномасштабного обвала не будет, но мы должны быть уверены в энергетической безопасности страны, а в итоге - и в социальной стабильности.

Необходимо стремиться к более рациональной структуре внешнеторгового оборота, уменьшать вывоз сырья и при этом увеличивать экспорт нефтепродуктов, товаров нефтехимии, электроэнергии, продуктов других отраслей промышленности.

Мы ощущаем уже начало подъема промышленности. Однако в ряде регионов рост производства сдерживается именно нехваткой платежеспособного спроса на энергетические ресурсы, да и самих ресурсов не хватает. В некоторых отраслях производства на крупных предприятиях происходит даже сокращение рабочих. На первом этапе набрали, увеличили обороты, а потом в связи с тем, что не хватает электроэнергии, теплоснабжения, приходится сворачивать производство и сокращать рабочие места.

В интересах государства - в интересах долгосрочных, стратегических - увеличивать поставку энергоносителей на внутренний рынок. Естественно, это возможно только при соблюдении определенных условий: сокращения неплатежей, роста производства в перерабатывающих отраслях.

Один из стратегических выводов заключается в том, что государству надо занять активную линию защиты отечественных предприятий ТЭКа на международной арене. Любые вводимые против наших компаний и товаров ограничения должны подвергаться тщательному изучению и оспариваться. А еще лучше - пресекаться.

Я думаю, что раньше этим занимались недостаточно эффективно. В новых условиях без этого не обойтись. Нужна дипломатическая поддержка в ликвидации неплатежей иностранных партнеров, в снижении ими транзитных и прочих тарифов. Соответствующие директивы будут направлены во все российские посольства и торговые представительства.

Вы знаете не хуже меня, как активно другие государства защищают своих товаропроизводителей на внешних рынках. Государственные деятели иностранных государств - наших партнеров не стесняются ставить эти вопросы на самых высоких уровнях, без всяких вопросов впрямую ставят и ждут результата. Более того, еще и агрессивно настаивают на этом результате. Резервы, конечно, здесь есть, они огромны. Например, общий долг стран СНГ по поставкам топливно-энергетических ресурсов оценивается сейчас в общем, примерно, в 70 миллиардов рублей.

Наши интересы - это развитие на сахалинском направлении и выход в Карское море. Ускорение строительства новых портовых комплексов на Балтике и Черном море, модернизация действующих и прокладка новых трубопроводов, укрепление единого рынка энергоносителей России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана. Проведение энергетических, газовых и нефтяных мостов в Китай. Активное взаимодействие с Азербайджаном и Турцией.

Мы должны торговать энергоносителями как можно с большим числом стран, искать новых партнеров. Мы должны строить свою работу, исходя из геостратегических интересов Российской Федерации.

Сегодня структура добычи углеводородного топлива не совпадает со структурой его потребления внутри страны. Так называемая "газовая пауза" - период, когда в пять раз выросла добыча газа и в три раза - удельный вес газа в топливном балансе страны, в принципе, заканчивается.

И потому следующий вывод заключается в том, что нужно срочно менять подход к структуре топливно-энергетического баланса. В основе нового взгляда на проблему должна лежать оптимизация соотношения цен на отдельные взаимозаменяемые энергоресурсы - уголь, газ, мазут.

Действительно, важный вопрос - разработка государственной энергетической стратегии России до 2005-2015 года. Ее реализация должна обеспечить энергетическую безопасность страны и предпосылки для продолжения экономического роста в России.

Для вхождения в мировую экономическую систему нужна промышленность, которая эффективно и экономно использует энергоносители. У нас же за последнее десятилетие удельная энергоемкость ВВП возросла на 21 процент вместо падения.

Очевидно, что масштабное уменьшение энергоемкости экономики вызовет рост эффективности производства и даст импульс внедрению высоких технологий.

Один из серьезных и для государства, и для предприятий отрасли вопросов, на мой взгляд, - совершенствование механизма экспортных пошлин. Обязанность государства - обеспечить его прозрачность и ясность. Отсюда и один немаловажный вывод: нужны гарантии, что пошлины не будут произвольно меняться, что по этим вопросам не будет приниматься единоличных административных решений, а изменение ставок пошлин должно быть жестко увязано с динамикой мировых цен на энергоносители.

Я не знаю, может быть, не все присутствующие в зале в курсе, но сейчас Правительство пытается разработать такой механизм.

Этот новый подход даст возможность компаниям добиться эффективного инвестиционного планирования и привлечет инвесторов. Убытки от падения мировых цен не должны ложиться бременем на бюджет. Прибыль от роста несправедливо присваивается.

Нуждается в уточнении и налоговая политика. Она должна быть прежде всего нацелена на достижение не только бюджетного, но и инвестиционного эффекта. Это мы тоже прекрасно понимаем.

И вообще, не буду сейчас вдаваться в подробности, но, конечно, основа всей нашей деятельности будет направлена на то, чтобы снижать налоговое бремя не только в целом в экономике, но и в областях ТЭКа в том числе.

Вместе с тем нужно повнимательнее посмотреть, что происходит и сегодня в налоговой сфере. И не только у Правительства, но и, как раньше говорили, "у широких масс трудящихся", населения, у граждан часто возникает закономерный вопрос - сколько денег ТЭКа в тех полутора миллиардах долларов, которые ежемесячно утекают из страны. В конце концов, недра принадлежат государству. Ни для кого уже не секрет, что нефтяные компании используют оффшоры: и зарубежные, и наши доморощенные.

Не все ясно и с так называемыми "масштабными российскими инвестициями за рубежом", особенно в условиях инвестиционного голода в самой России. Должен сказать, что мы не против цивилизованной работы с оффшорами, хотя поднимать этот вопрос даже здесь, честно говоря, не хотелось бы. Я думаю, что нужно говорить просто о более совершенной налоговой системе.

Главное направление движения - создать в России привлекательные, стабильные условия инвестирования. Требует оперативного исправления ситуация с разведанными запасами. В результате обвального спада геологоразведочных работ за последние восемь лет в целом по стране запасы уменьшились более чем на 9,5 процентов. В Западной Сибири - более чем на 16 процентов. Приросты запасов не компенсируют даже текущую добычу энергоресурсов.

По существу, идет проедание ранее разведанных запасов. И такое положение, вы понимаете это не хуже меня, а гораздо лучше, просто опасно. Цивилизованный мир делает прямо наоборот: разведка запасов опережает темпы текущей добычи. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство о недропользовании. Компаниям нужны стимулы для проведения геологоразведочных работ за счет своих средств. У небольших компаний должен появиться интерес к эксплуатации недоиспользованных месторождений. Насколько я понял сегодня из рассказа руководителя "Сургутнефтегаза", не только малые компании, но и крупные компании готовы к такой работе.

Большая проблема в нефтеперерабатывающей промышленности - глубина переработки. Ее средняя величина на заводах России составляет 67 процентов. Вы знаете, что в Штатах, например, 90. И в мире, в среднем, примерно такой показатель. Ясно, что это должно быть увеличено. Но это увеличение должно быть тесно связано с созданием условий для сокращения потребления мазута в электроэнергетике. То есть увеличение глубины переработки не должно порождать нового кризиса в обеспечении экономики и населения теплом и электроэнергией. Это необходимо учесть и Минтопэнерго, и Минэкономики.

Следующий вопрос - это вопрос, который нас, как вы догадываетесь, интересует сегодня, во всяком случае в текущей нашей работе, может быть, больше всего - дисциплина платежей как в стране в целом, так и в ТЭКе. Нужно признать, государство в значительной степени само порождало неплатежи за энергоресурсы.

Конечно, такая ситуация нетерпима и многие шаги для ее исправления нами уже делаются. Например, введены лимиты потребления. Мы понимаем, что это недостаточно. Это скорее административные меры.

Задача государства - полностью ликвидировать задолженность бюджетных потребителей перед поставщиками энергоресурсов. Эти меры должны стать составной частью целостной концепции развития ТЭКа. Однако существует много претензий и к нефтяным компаниям. Думаю, что требования к головным компаниям за долги их дочерних структур должны быть жестче со стороны государства.

Теперь несколько слов о проблеме энергоснабжения. Эта тема все еще не стала актуальной ни для предприятий, ни для населения, и потому работу по повышению эффективности использования энергоресурсов придется активизировать. Это тем более важно, что переход на энергосберегающие технологии, более эффективная организация потребления энергии позволят повысить тариф, а значит и доходы ТЭКа в целом.

При таких низких тарифах, как сейчас, ни предприятиям, ни населению нет никакого резона экономить энергию. Более того, невыгодными становятся и инвестиции в энергосбережение. Я думаю, что здесь, что касается населения, нужно вводить более прогрессивные формы стимулирования населения к тому, чтобы электроэнергию экономили. И такие формы в принципе есть.

Хотел бы обозначить также позицию Правительства по отношению к естественным монополиям. Мы понимаем, эти компании несут большую нагрузку по энергоснабжению страны. И потому будем всемерно помогать им, но не менее важно контролировать их работу. Уверен, нельзя допускать изменения их структуры без четкого понимания последствий таких шагов для государства. К этим вопросам мы будем подходить очень аккуратно.

Правительство также будет поощрять конкуренцию и развитие новых производств всеми компаниями. Но что мы просто обязаны сделать, это добиться прозрачности финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий комплекса. В руках государства регулирование доступа к недрам, к системам транспортировки топлива и энергии и потому наша прямая обязанность - жестко контролировать соблюдение условий лицензионных соглашений. Нарушителей - лишать права пользования недрами. Мы проведем в ближайшее время инвентаризацию того, что есть в этой сфере, и будем принимать решение.

Понимаю, какую реакцию может вызвать мое заявление, но по-другому мы поступать не можем дальше. И торговать самими лицензиями тоже нужно прекратить.

Стратегические цели, между тем, у нас совпадают со всеми компаниями, работающими в этой сфере. Это развитие экономики страны и превращение ТЭКа в фактор роста. Тактические задачи надо обсуждать и согласовывать, исходя из этой перспективы. Ясно, что все перечисленные проблемы не могут решаться в отрыве друг от друга. Частичные или половинчатые меры лишь усугубляют ситуацию, порождают новый кризис. Еще раз хотелось бы повторить: все решения нужно принимать строго в рамках общеэнергетической стратегии, основная цель которой - энергетическая безопасность страны, повышение эффективности экономики и конкурентоспособности страны в целом.

Я бы на этом хотел закончить.

Предлагаю дальше перейти к вашим выступлениям и к более живому обмену мнениями, чтобы нам использовать нашу сегодняшнюю встречу для того, чтобы поговорить не только с трибуны, но и неформально.

Спасибо большое за внимание.[1]

 

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей  мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем пятимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной. Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.








ТЭК охватывает все процессы добычи и переработки топлива (топливные отрасли промышленности), производство электроэнергии, транспортировку и распределение энергия. Использует продукцию машиностроения и металлургии.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.

Нефтяные базы были опорой советского руководства. Дешевая нефть обеспечивала оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть привязывала страны восточного блока. Валютные доходы от ее экспорта позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства. Появляются новые региональные образования.


I. Нефтяная промышленность

 

1. Состав отрасли

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК.

Современный уровень цивилизации и технологии был бы немыслим без той дешевой и обильной энергии, которую предоставляет нам нефть. Нефть, кроме того, служит сырьем для нефтехимической промышленности, производящей пластмассы, синтетические волокна и множество других органических соединений.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

 

2. Добыча нефти

Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготовкой месторождения к разработке.

По степени изученности месторождения делятся на четыре группы:

А) Детально разведанные месторождения.

В) Предварительно разведанные месторождения.

С1) Слабо разведанные месторождения.

С2) Границы месторождений не определены.

Категории А, В и C1 относятся к промышленным запасам.

На сегодняшний день главная проблема геологоразведчиков - недостаточное финансирование, поэтому сейчас разведка новых месторождений частично приостановлена. Потенциально, по прогнозам экспертов, геологоразведка может давать Российской Федерации прирост запасов от 700 млн. до 1 млрд. т в год, что перекрывает их расход вследствие добычи (в 1993 году было добыто 342 млн. т ).

Однако в действительности дело обстоит иначе. Мы уже извлекли 41 процент, содержащийся в разрабатываемых месторождениях. В Западной Сибири извлечено 26,6 процента. Причем нефть извлечена из лучших месторождений, требующих минимальных издержек при добыче. Средний дебит скважин непрерывно снижается: 1986 год - 14,1/ сутки. 1987 - 13.2, 1988 - 12,3, 1989 - 11,3, 1990 - 10,2. Темпы выработки запасов нефти на территории России в 3-5 раз превышают соответствующий показатель Саудовской Аравии, ОАЭ, Венесуэлы, Кувейта. Такие темпы добычи обусловили резкое сокращение разведанных запасов. И проблема здесь не столько в медленной разведке новых месторождений, сколько в нерациональной эксплуатации имеющихся. Большие потери при добыче и транспортировке, старение технологий вызвали целый комплекс проблем в нефтяной промышленности.

 

3. Мировой рынок нефти

Нефть - важнейший источник валюты.

Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.

Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности  заинтересованы практически все развитые государства мира.

Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект в мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические и политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ (см. таблицы 1,2,3).

Структура потребности мира в энергии за 1993 год                                                         Таблица 1_

Всего               Нефть            Уголь                Газ                   АЭС                Прочие

100%               39,9%              28%                 22,8%              6,8%                2,5%

 

Добыча нефти в 1993 году                                                                                                 Таблица 2

Всего (3,04 млрд. т)                                                                 100%


Средний Восток                                                                       30,9%

Северная Америка                                                                   17,8%

СНГ                                                                                           13,3%

Российская Федерация                                                            11,4%

США                                                                                         11,4%

Юго-Восточная Азия                                                                9,7%

Западная Европа                                                                        7,7%

Южная Америка                                                                        7,6%

Южно-Тихоокеанский регион                                                  1,2%

Восточная Европа                                                                    0,03%

Запасы нефти в мире                                                                                                       Таблица 3

Всего (137 млрд. т)                                                                  100%


Средний Восток                                                                       66,2%

Северная Америка                                                                   8,0%

Южная Америка                                                                      7,4%

Африка                                                                                      6,2%

Восточная Европа и СНГ                                                        5,9%

Юго-Восточная Азия и Австралия                                        4,7%

Западная Европа                                                                      1,7%

Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Габон). Тем более существенной становиться роль России, иначе ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения очередного энергетического кризиса.

4. Россия и Китай. Перспективы энергетического сотрудничества.

Состоятся ли энергетический союз медведя и дракона?

Недавно завершился ви­зит в Пекин большой рос­сийской делегации во главе с федеральным министром топлива и энергетики Вик­тором Калюжным. Три дня шли напряженные перего­воры. Работала топливно-энергетическая секция ко­миссии, которая готовит ля-тую встречу глав прави­тельств КНР и России.

ПОХОЖЕ, после десяти­летия молений на запад­ные рынки Россия, нако­нец, поворачивается лицом на Восток.

Москва по сравнению с Пе­кином кажется провинцией. На улицах стольного града Под­небесной державы, конечно, почти нет шестисотых "Мерседесов" и не видно неоновых огней казино или стриптизба­ров. Но зато поражают колос­сальные, сверкающие сталью и стеклом башни деловых цен­тров, повсюду упирающиеся в небо чашами антенн космиче­ской связи, щекочущие низкие облака изящными навершиями в виде древних китайских пагод. Они строятся там и тут, буквально выпирая из-под зе­мли, подобно поросли моло­дого бамбука после дождя. Здесь почти физически чувст­вуешь то, что в эту экономику вкладываются огромные день­ги, что люди здесь (которые в массе своей совсем не богаче нас) занимаются делом, не транжиря драгоценных денег на крикливую роскошь.

Занимая пока седьмое мес­то в мире по экономической мощи, Китай к 2030 году может обогнать США по объему сво­его ВВП. КНР ежегодно добы­вает 1,24 миллиарда тонн угля, плавит 105 миллионов тонн стали, растит 490 миллионов тонн зерна и производит пол­сотни миллионов тонн мяса. За 1998 год китайцы выработали один триллион киловатт-часов электричества, 35 миллионов телевизоров, 30 миллионов тонн минеральных удобрений и заняли 70% мирового рынка проигрывателей на компакт-дисках. За спиной Поднебесной – двадцать лет уверенного экономического роста, который жадно требует энергоресурсов. Сегодняшний Китай – это валовой внутренний продукт в один триллион долларов, 414 миллиардов иностранных инвестиций в экономику и 700 миллиардов сбережений у населения, которые тоже работают на промышленный рост страны, а не лежат, как у нас, под матрасами.

Словом, Россия должна закрепиться на этом выгодном рынке, который насчитывает более миллиарда потребителей. С чем? У нас для Китая есть две главные конкурентоспособные сферы: оружие и товары ТЭКа. И если на оружейном рынке уже сделаны многообещающие шаги, то группа Калюжного постаралась создать перспективы и в сфере ТЭКа.

Как соединить разбитое

Сделать это весьма непросто. Россия запаздывает с этим де­лом как минимум на десятиле­тие. Эксперты с сожалением го­ворят: вот если бы мы уже при Горбачеве скоординировали бы свои реформы с китайскими... Но лучше поздно, чем никогда.

Нельзя сказать, будто ничего не пытались сделать и раньше. Просто после раздробления СССР связи с КНР пытались на­лаживать лишь разрозненные нефтекомпании, регионы или энергосистемы, а не Российское государство. А в условиях, когда, скажем, нефть Китаю может предложить не только Россия, но и огромный, перенасыщенный мировой рынок, такие попытки неизменно проваливались. Оте­чественные компании начинали ожесточенно отпихивать друг друга локтями, устраивая конку­рентные свары не только с ино­странными соперниками, но и между собой. А уж о том, как пре­зрительно относятся к таким по­пыткам китайцы, в коих дух госу­дарственности живет уже не пер­вое тысячелетие, даже и расска­зывать не хочется.

Ситуация радикально поменя­лась, когда на нынешних перего­ворах Россия предстала дейст­вительно как Россия, а не как сонм разрозненных компаний.

Досье "РГ. С 1998 г. работает Комиссия по подготовке регу­лярных встреч глав правительств России и Китая. В ней есть под­комиссия по сотрудничеству в области энергетики. 20—22 мар­та в Пекине состоялось ее второе (после 21 января 1999 г.) заседа­ние. Его вели глава Минтопэнер­го Виктор Кал южный и Цзэн Пэйянь. председатель Госплана КНР.

Что поразило больше всего — так это совершенно изменив­шаяся тактика переговоров. На­ши с ходу объявили, что в Рос­сии готовится энергетическая стратегия на 2000—2020 годы. Китайские партнеры ответили, что и они разрабатывают стра­тегию развития областей запад­ной, центральной и северо-вос­точной частей страны. И тогда Пекину было предложено состы­ковать эти планы с нашими пла­нами развития ТЭК в Восточной Сибири.

Тем паче, что подобное на просторах бывшего СССР уже делается: по заявлению Виктора Кал южного, уже началось соста­вление совместного "баланса че­тырех" — РФ, Украины, Белорус­сии и Казахстана.

Поистине сенсацией стало сообщение о том, что эксперты подкомиссии Калюжного—Пэйяня подготовили проект пятилет­него договора о взаимоотноше­ниях России и КНР в области ТЭКа. Пока его условия огласке не подлежат. Известно лишь то, что в нем обозначены все новые мо­менты новой политики, и подпи­сание его весьма вероятно во время очередной встречи пре­мьеров наших государств в пер­вой половине 2000 года.

Газовые сенсации

Пожалуй, самыми впечатляю­щими стали газовые проекты. Прежде, говоря о поставках в КНР "голубого топлива", имели в виду исключительно Ковыктинский проект, который пытались в одиночку и без особого успеха осуществлять «РУСИА-петролиум», дочерняя фирма «СИДАНКО». Теперь же вопрос был поставлен так: "Хочет ли Китай полу­чать газ из России?" То есть не только из Ковыкты, но и из Запад­ной Сибири, Иркутска, Якутии и Сахалина. При этом Ковыкту бу­дет разрабатывать не только "РУСИА", но и другие компании РФ, которые выиграют конкурсы на те или иные участки. Среди этих компаний уже есть Тюменская нефтяная компания, огромный интерес проявляют также "Газ­пром" и "Сургутнефтегаз".

Всему этому предшествовала почти годовая совместная рабо­та, проведенная "Газпромом" и Китайской национальной нефте­газовой корпорации (КННК). В итоге родилась концепция по­ставок западносибирского газа в Поднебесную. Документ передан на изучение в Госплан Китая. Од­новременно "Газпром" предло­жил китайцам свою помощь в оп­тимизации их газопроводных сетей ради создания Единой систе­мы газоснабжения по образцу СССР и России, отправил своих специалистов для изучения пер­спектив участия нашего "голубо­го великана" в разработке мес­торождений вдоль предполагае­мой трассы трубопровода.

В газовой промышленности наш богатейший советский опыт может быть востребован. Ска­жем, "Газпром" тесно сотрудни­чает с КННК в деле создания ана­логов наших громадных подзем­ных хранилищ газа в дельте реки Янцзы и Северо-восточном Ки­тае.

Увы, разногласия между Мо­сквой и Пекином все-таки оста­ются. В отличие от наших домо­рощенных "вечно младых рефор­маторов", еще вчера подписы­вавших "прорывные документы", едва соскочив с трапа самолета, китайцы ведут переговоры долго и цепко, до последнего отстаи­вая свои интересы. Например, Россия настаивает на строитель­стве газопровода из Ковыкты в район Пекина напрямик через Монголию, а вот китайская сто­рона предпочитает тянуть "нит­ку" в обход — в Северо-восточный Китай. Это выйдет дороже, но китайцы явно не хотят зависеть в этом вопросе от соседей, У них перед глазами — пример мучений самой России с Украи­ной, которая контролирует рос­сийские экспортные газопроводы, то, расхищая изрядную долю газа, то устанавливая грабитель­ские тарифы. Прошли времена, когда Монголия считалась шест­надцатой республикой СССР. Се­годня эта страна выказывает намерение интегрироваться, а структуры НАТО, а это Пекин во­все не устраивает. И пока взаи­моприемлемого решения не найдено. Впрочем, Виктор Калюжный предложил китайским партнёрам такой вариант: обеспечивать Северо-восточный Китай газом с Сахалинсого шельфа, а газопровод все-таки тянуть на­прямик, через Монголию. Пекин будет думать над этим предложением.

Еще неясен и объем газа, ко­торый Китай может закупать из всех российских источников. На встрече 20 марта Цзэн Пэйянь настаивал: нам нужны 20 милли­ардов кубов ежегодно. На все вопросы о перспективах потребле­ния следовал все тот же неиз­менный ответ. Представители же "Газпрома" качали головами: 20 миллиардов — это на грани бес­прибыльности. И вообще Китаю, по нашим расчетам, в ближай­шие годы понадобится газа в три—четыре раза больше.

По замечаниям ряда наших экспертов, Россия может пред­ложить Китаю восемь вариантов переброски нашего газа. Но все зависит от того, сумеют ли пра­вительства в Москве и Пекине согласовать национальные стра­тегии развития. Ибо энергетиче­ский бизнес таков, что ему нужны планы на двадцать лет вперед. А то и на тридцать. Тем не менее диалог на эту тему продолжает­ся. Слова "нет" наши партнеры не сказали...

Излучины нефтяных рек

Закономерности выхода России на китайский нефтяной ры­нок во многом те же. Без коорди­нации экономической политики обеих стран здесь тоже не обой­тись. Но, пожалуй, в нефтяной сфере есть и свои трудности — последствия десятилетнего хао­са в нашей экономике.

Тем не менее, есть много ос­нований ожидать, что трубопро­вод из Ангарска в Китай будет построен, и в 2005 году по нему пойдет первая нефть. И если в ближайшее время правительства России и КНР примут решения по трассе "нитки" ценой в 1,5—1,7 миллиарда долларов, то, как ут­верждает В.Калюжный, можно будет формировать и консорци­ум для ее строительства из не' скольких крупных компаний. Снова возникли разногласия по поводу маршрута. Если наши на­стаивают на прокладке "трубы" через Монголию в район Пекина, то Госплан КНР намертво стоит на мнении: тянуть "нитку" в Северо-восточный Китай, на Дацин, Этот вопрос окончательно решится только на межправитель­ственном уровне.

На будущее у России есть пять вариантов прокладки "труб". Однако для выхода нашей нефти на китайский рынок нужно навести порядок в нашем нефтяном бизнесе. За последние десять лет качество поставляемой за рубеж нефти сильно упало. Во времена СССР она чётко делилась на несколько сортов. Потом их стали смешивать, получая некую усредненную экспортную смесь для поставок на Запад. Перспектива отвлечения крупных объемов "черного золота" для поставок в Китай может ухуд­шить эту смесь при поставках на привычные зарубежные рынки.

— Вопрос с качеством очень серьезен. Именно для этого нам крайне необходим топливно-энергетический баланс Китая:

тогда мы сможем знать, откуда и какую нефть завозить. Сейчас Минтопэнерго занимается соз­данием банка качества нефти, чтобы снова разделить ее по сортам, как это было историче­ски. Правда, проект очень сло­жен политически — отнюдь не все нефтекомпании на это сог­ласны... — сообщил Виктор Калюжный.

Что ж, итоги мартовских пере­говоров вселяют большие наде­жды. Во всяком случае, Китай со­гласился изучить вопрос о своем участии в разработке месторож­дений в Иркутской области и Якутии. Например, Верхнечонского нефтегазоконденсатного и Талаканского нефтяного место­рождений. И если это случится, то трубопроводы в КНР понадо­бятся вдвойне.

Топливно-энергетическая дипломатия?

Пока итоги наших встреч с ки­тайскими партнерами напомина­ют протоколы о намерениях. 16 миллионов тонн нефти и 20 мил­лиардов "кубов" газа в год, о ко­торых пока идут разговоры, — это слишком мало. Это, как гово­рится, только для разгона, для закрепления РФ на перспектив­ном рынке. Положить начало на­стоящему топливно-энергетическому альянсу двух великих стран, которые решили стать стратегическими партнерами в наступающем веке, можно, толь­ко договорившись на более серь­езные объемы. И тогда по своему значению этот шаг мало чем ус­тупит прорыву СССР на западные нефтерынки в конце 60-х годов. Предпринимать усилия по завое­ванию выгодного рынка нам нуж­но сейчас. Ибо слишком сильна конкуренция на мировом рынке.

Наша делегация уже предпри­няла неожиданный ход. Пекину сделали предложение войти в союз с таким опытным и сильным партнером, как наша государст­венная компания "Зарубеж-нефть", которая уже добывает "черное золото" у берегов Вьет­нама. И теперь китайские парт­неры обдумывают наши предло­жения о совместном с "Зарубеж-нефтыо" участии в проектах на территории Ирака, в разработке нефти на вьетнамском месторо­ждении Дайхунг и залежей газа в заливе Бакбо. Этот залив, преж­де называвшийся Тонкинским, давно служит яблоком раздора межу КНР и Вьетнамом. Здесь же появляется возможность совме­стно использовать его богатства, укрепляя альянс наших стран.

Да и внешнеполитические ре­алии сегодня могут помочь Рос­сии. Приход к власти на Тайване сторонников независимости от Большого Китая, патронаж США над этим островом и американок китайские противоречия заставляют Пекин искать те каналы снабжения энергоресурсами, которые нельзя перекрыть блокадой с моря. Ведь танкеры с ближневосточной нефтью идут в КНР, как ни крути, через Тайваньский пролив. Альтернатива есть – это Россия. (Кучеренко В., Российская газета, 2000, №65, 4 апреля)     

5. Страны СНГ на мировом рынке нефти

Итак, российская нефтяная промышленность имеет важнейшее значение для нашей страны и всего мира в целом.

Благодаря удачным инновациям совокупная величина доказанных мировых нефтяных запасов к 1997 году выросла на 60% по сравнению с 1985 г. На 1 января 1998г. доказанные запасы нефти (без газового конденсата) по данным журнала Oil&Gas Journal оцениваются примерно в 170 млрд.т., из которых ¾ сосредоточено в странах зарубежной Азии. Только 6 стран мира обладают запасами нефти, превышающими 10 млрд. тонн: Саудовская Аравия 43.18 млрд.т., Ирак 18.7, ОАЭ 15.98, Кувейт 15.81, Иран 15.47, Венесуэла 11млрд. т. Запасы России по оценкам западных экспертов составляют 4.8% мировых (8 млрд.т.), а по оценкам экспертов Минтопэнерго - 12% мировых.

Из республик СНГ Молдавия не имеет запасов нефти, а Таджикистан, Армения, Грузия и Киргизия имеют запасы, не превышающие 15 млн.т. Среди республик СНГ наибольшие запасы имеют РФ (19481 млн.т.) и Казахстан (2104 млн.т.). Затем следуют Азербайджан (460), Туркмения (264), Узбекистан (253) [2].

В РФ лидером по запасам является Западно-Сибирский район (13680 млн.т). Затем следуют Уральский (1835 млн.т), Поволжский (1651 млн.т), Северный (1395) и Северо-Кавказский (205) районы[3].

Бурный рост нефтяной промышленности (в 1971-1989гг. добыча нефти увеличивалась на 15 млн. тонн в год) привел к изменению соотношения между потенциальными запасами и разведанными, которые сократились, особенно на старых месторождениях. На сегодняшний день основные запасы нефти имеют невыгодное местоположение, поэтому доставка добытой нефти до потребителя обходится очень дорого. Поэтому наряду с новыми районами большое внимание уделено поискам нефти в районах действующих промыслов европейской части. Давно разведаны и используются запасы нефти в Волго-Уральском районе. Здесь расположены месторождения: Ромашкинское (Татарстан), Шкаповское и Туймазинское (Башкортостан), Мухановское (Самарская обл.), Яринское (Пермская обл.) и др. Крупнейшие нефтяные ресурсы расположены в пределах Западно-Сибирской равнины. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтегазоносные районы, где всемирно известны такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское и др. Относительно недавно эксплуатируются месторождения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Сахалина (относятся к перспективным).  

 Работы специалистов из ВНИИ зарубежгеология свидетельствуют: современный уровень добычи нефти (3 млрд.т. в год) может быть обеспечен разведанными запасами на срок более 50 лет.

Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн. т.                                             таблица 4


1985

1990

1991


1992

1993

1994

1995

1996

Азербайджан

13.2

12.5

11.7

11.1

10.3

9.6

9.2

9.1

Беларусь

2.0

2.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.