РУБРИКИ |
Социально-экономическое совершенствование и управление городского района |
РЕКЛАМА |
|
Социально-экономическое совершенствование и управление городского районаДинамика численности предприятий по видам экономической деятельности. По всем видам экономической деятельности численность предприятий существенно не изменилась, в регионе делают акцент не на создании новых предприятий, а на развитии тех которые уже есть. И предприятия практически не закрываются. Согласно полученным данным, оборот организаций всех видов экономической деятельности в отчетном периоде превысил 112 миллиардов рублей и по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 32.4 %. Индекс промышленного производства составил 111.1 %. В области насчитывается 3 635 промышленных предприятий различных видов экономической деятельности, из них - более 300 крупные и средние, большинство из которых являются акционерными обществами. В воронежской промышленности производится 26,4 % объема валового регионального продукта, сосредоточено 13,8 % основных фондов, занято 190 400 человек или 18,1 % от числа занятых в экономике области. Объем продукции собственного производства, отгруженной крупными и средними организациями обрабатывающих производств, составил 29.1 миллиарда рублей, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 7.9 миллиарда рублей. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке, увеличился на 17 процентов и превысил 15 миллиардов рублей. За счет всех источников финансирования введено в действие 172.7 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, что на 11 процентов меньше, чем в первом полугодии 2007 года. Структура отгруженной продукции по промышленным видам деятельности, в %: объем отгруженной промышленной продукции, всего из общего итога по видам деятельности - 100; добыча полезных ископаемых - 1,0; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15,3; обрабатывающие производства - 83,7; в том числе: производство пищевых продуктов - 40,0; химическое производство - 12,4; производство резиновых и пластмассовых изделий - 3,0; производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 4,2; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 4,2; производство машин и оборудования - 4,0; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 3,4; производство транспортных средств и оборудования - 6,0; прочие производства - 6,5. 2.1 Анализ развития производственной сферы Специализация: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, машиностроение и электроэнергетика (на территории области размещена наиболее технически совершенная Нововоронежская АЭС). Машиностроение и металлообработка. Ведущие отрасли: производство станков, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, пассажирских самолетов-аэробусов, кузнечно-прессового, горнообогатительного оборудования, телевизоров, радиоприемников, видеомагнитофонов, электроприборов, металлических мостовых конструкций; развита химическая и химико-фармацевтическая промышленность; производство стройматериалов (огнеупорных изделий и др.), пищевая (маслобойно-жировая, сахарная, мясная) промышленность. Воронежская область является монополистом в России по производству девяти видов машин и оборудования, в том числе механических прессов, ковочных машин, бурильных станков, ворохоочистительных машин. Стратегической целью развития сельского хозяйства является превращение области в высокотехнологичный экспортно-ориентированный сельскохозяйственный регион. Организация сельскохозяйственного экспорта потребует кооперации с другими регионами для проведения единой согласованной торговой политики, а также создания соответствующих инфраструктур (например, зернового терминала на железнодорожном узле Лиски, восстановления судоходности р. Дон для судов класса "река-море" с целью транспорта зерна через Черное море потенциальным потребителям - Иран, Турция и др.). Инфраструктурное обустройство Центрально-Черноземных земель России должно воплотиться в ряд долгосрочных проектов, в том числе, межрегиональных. Долгосрочное планирование должно лечь в основу управления сельским хозяйством. Острой проблемой остается переход к международным стандартам качества на сельскохозяйственную продукцию, что потребует разработки соответствующих нормативных документов и дополнительного лабораторного оснащения соответствующих учреждений. Для продукции переработки, прежде всего, пищевой продукции, необходимо поэтапно установить новые стандарты качества, определяющие экологическую безопасность продукции воронежской перерабатывающей промышленности. Развитие микробиологии, новых агротехнологий, генной инженерии, биотехнологий, новых форм организации агропромышленного производства формирует агросектор как инновационную отрасль экономики. Инновационная стратегия развития агросектора требует обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами, укрепления связи науки с производством, для чего необходимо создать в области учебные научно-технологические центры, основными функциями которых будет апробация научных разработок, распространение положительного опыта использования новых технологий в сельскохозяйственном производстве, практическое обучение инновационным методам ведения сельскохозяйственного производства. Современная аграрная политика определяется высокой степенью ответственности общества по отношению к земле, а не только возможностью ее эксплуатации. Необходимо обеспечить выполнение землевладельцами и землепользователями комплексных мероприятий по экологизации землепользования, направленных на сохранение и восстановление черноземов, других природных ресурсов. Аграрная государственная политика в области должна обеспечить решение следующих проблем: развитие легального рынка земли; оптимизацию содержания и механизмов реализации кредитной политики по отношению к сельскохозяйственному сектору; развитие национальных инновационных систем землепользования и животноводства; выход на международные рынки в секторе элитного (семенного) зерна, экологически чистых продуктов переработки, для чего необходимо освоение современных методов продвижения продукции (маркетинг, реклама, брендирование отечественных товарных марок); развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за счет внешних и внутренних инвестиций (реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) с целью освоения и выпуска конкурентоспособной продукции; разработка и внедрение механизмов вовлечения в легальный рыночный оборот подсобных домашних хозяйств; оптимизацию системы ценообразования на сельхозпродукцию и системы дотирования сельского хозяйства (зерновые биржи, государственные интервенции, буферные запасы, субвенции потребителям и т.д.); социальное развитие села, внедрение социальных стандартов, расширение источников инвестиций в жилищное строительство за счет кредитов, развитие системы ипотечного и потребительского кредитования на селе. Стратегической задачей политики по отношению к сельским территориям является развитие несельскохозяйственных форм занятости, обеспечение доступности современных коммунальных, социальных и культурных услуг, создание условий для профессиональной и социальной мобильности сельского населения, развитие социальных и культурных связей между сельскими поселениями и городами. Региональная промышленная политика должна быть подчинена интересам социального развития территории. В современных условиях экономическое развитие дает максимальный социальный эффект, если оно приводит к созданию высокой доли интеллектуалоемких рабочих мест. Задачи инновационного развития, внедрения высоких технологий, информатизации, технологизации процессов разработки управленческих решений и создания современных систем организационного управления совпадают с задачами формирования социально-ориентированной экономики. Стратегическая цель промышленного развития Воронежской области – создание высокоэффективного промышленного комплекса области, имеющего рациональную структуру и способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и высокие темпы роста производительности труда. Основными средствами достижения поставленной цели являются: ориентация промышленности на инновационное развитие, применение прогрессивных и наукоемких технологий, методов и средств современного менеджмента и организации производства, обновление и модернизацию производственного аппарата промышленности и выпуск импортозамещающей продукции; проведение структурной перестройки промышленности, реформирование предприятий, привлечение эффективных собственников; повышение степени инновационной восприимчивости предприятий; ликвидация дефицита квалифицированных кадров в промышленности на основе восстановления и развития системы подготовки и переподготовки рабочих ведущих профессий и ориентации вузов и средних специальных учебных заведений на реальные потребности производства, внедрение современных систем управления персоналом на предприятиях. В Воронежской области практически возможным является развитие научно-производственных комплексов: по производству оборудования для нефте-газовой и химической промышленности, собственно химического комплекса, оборонно-промышленного, авиа-космического, ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта, приборостроительного, средств связи, мебельного, сельхозперерабатывающего и других комплексов. Реализация промышленной политики обеспечивается путем разработки и реализации целевых программ развития промышленности, создания законодательной базы и нормативно-правовых и методических документов, определяющих конкретные направления и пути развития промышленности. Инновационная промышленная политика будет осуществляться в комплексе системных мер, таких, как: регулирование трансформации и диверсификации структуры промышленного производства (санация или закрытие депрессивных предприятий, поддержка быстро растущих, применяющих наукоемкие, инновационные технологии и выпускающих конкурентоспособную продукцию); реализация протекционистских мер по отношению к экспортно-ориентированной промышленности региона; развитие сети торгово-промышленных представительств Воронежской области в России и за рубежом; формирование товаропроводящей сети; проведение маркетинговых исследований; поддержка прикладной науки, обеспечивающей инновационный процесс в промышленности; активное взаимодействие с федеральными структурами по вопросам регулирования ценовой политики на продукцию федеральных естественных монополий, локальное регулирование ценовой политики местных монополий; регулирование пространственного размещения промышленных объектов и планомерного развития производственных инфраструктур; формирование институтов для межрегиональной и межотраслевой стратегической коммуникации и кооперации; введение отраслевых стандартов на качество рабочих мест и условия оплаты труда наемных работников; создание благоприятной среды для непрерывного обучения, подготовки, повышения квалификации кадров, поддержка необходимой инфраструктуры переподготовки. Необходимо осуществить инвентаризацию и ревизию инновационных проектов воронежской науки и техники, а также вести отбор уникальных российских новшеств, способных к выходу на мировой рынок и отвечающих условиям, определяющим возможность производства этих инноваций воронежской промышленностью, провести необходимые маркетинговые исследования и обеспечить наиболее перспективные проекты государственной поддержкой, вплоть до прямого финансирования. Воронежская область на 80 процентов обеспечивает себя наиболее важными продуктами питания. Хлеб, молоко, масло, картофель, крупы, колбасные изделия – воронежцы предпочитают покупать и кушать свои. Инвестиции в основной капитал: В 2006 году объем инвестиций в экономику области составил 36,3 млрд.рублей, прирост к 2005 году – 12,4% ( в среднем по областям ЦФО – 6,9%, по РФ – 13,7%). Вложения в основной капитал осуществляются за счет собственных средств предприятий (по области – 36,6%, по РФ- 44,3%, по ЦФО – 38,6%) и привлеченных средств (по области – 63,4%, по РФ – 55,7%, по ЦФО – 61,4%). Из объема привлеченных средств доля бюджетных средств по области составила 26,3% (по РФ – 35,6%, по ЦФО – 48,5%, самый высокий показатель по г.Москва – 68,2%). Доля инвестиций из федерального бюджета в Воронежскую область (9,5%) выше, чем в среднем по РФ (6,9%) и по ЦФО (6,1%). В 2006 году введено 850,1 тыс.кв.метров жилья (108,4% к уровню 2005 года, по РФ – 115,2%, по ЦФО – 113,3%). По вводу жилья на душу населения область среди субъектов ЦФО занимает седьмое место. Возрастает показатель обеспеченности населения области жильем. В среднем на одного жителя области приходится 23,9 кв.метра общей площади. Это выше, чем в среднем по России (20,9) и по ЦФО (22,5). Доля жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств, в общем объеме жилищного строительства в 2006 году составила по области – 27,1% (в среднем по РФ – 39,5%, по ЦФО – 29,4%). По результатам последнего исследования инвестиционного климата российских регионов, ежегодно проводимого журналом «Эксперт» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт-РА» , в 2005/2006 гг. по показателю инвестиционного риска Воронежская область заняла 40 место среди всех субъектов РФ, в то время как по результатам предыдущего рейтинга регион по тому же показателю занимал 42 место (ранг инвестиционного риска области улучшился на 2 позиции). Согласно данным исследования составляющие инвестиционного потенциала области в 2006 году улучшились по природно-ресурсному (7 позиций), инфраструктурному (3 позиции) и инновационному (2 позиции) потенциалам. Незначительно (в среднем на 1 позицию) снизились по потребительскому, производственному, финансовому, институциональному и туристическому потенциалам. Снижение инвестиционного риска в области произошло за счёт уменьшения экономического (на 61 позицию) и криминального (на 33 позиции) рисков. Администрация Воронежской области предоставляет: возможность получения бюджетного кредита; субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам; государственные гарантии и залоговое обеспечение привлекаемых инвестиций; налоговые преференции; льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности; бюджетные инвестиции на реализацию проекта; гранты. Администрация Воронежской области заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве и готова поддерживать инициативы инвесторов. Администрация Воронежской области оказывает содействие: в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проекту; в решении вопросов регистрации, организации и постановки на учет в налоговых органах; по резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок; по оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества; в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных организаций. 2.2 Анализ развития потребительского района В ближайшие годы России предстоит развернуть на своей территории полномасштабный контур инновационной экономики, предназначенный обеспечить глубокую интеграцию науки, образования и бизнеса. Общенациональная задача удвоения в среднесрочном периоде валового национального продукта может быть решена только посредством развития инновационного сектора. Современная модель развития экономики требует перехода к производству нововведений: новых интеллектуальных ресурсов, знаний, технологий и реорганизации на этой основе индустриального производства. Широкое использование инноваций во всех сферах деятельности определяет конкурентоспособность регионов. В большей степени это относится к территориям с высокой концентрацией научно-технического, производственного и образовательного потенциала, таким как Воронежская область. Именно эти территории составят ядро национальной инновационной системы. Приоритетная задача экономической политики на данном этапе состоит в целенаправленном формировании региональной инновационной системы как части национальной. Власть, бизнес, общество должны сформировать единую инновационную политику, направленную на: формирование региональной комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, что предполагает создание и укрепление инфраструктуры поддержки инновационной деятельности: центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту интеллектуальной продукции, новых технологий; подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе, технических специалистов, обеспеченных современными методами и средствами для успешной работы по продвижению инноваций в хозяйственный оборот и социально-культурную сферу; использование механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительного этапа исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческой реализации. Структурные элементы инновационной экономики должны составить региональную систему отбора перспективных идей, экспертизы и реализации инновационных проектов во всех сферах жизни и деятельности. Необходим механизм аккредитации и государственной поддержки предприятий области, осуществляющих технологический прорыв, до того момента, когда в действие вступят рыночные механизмы. Необходимо создать инновационно-информационный фонд Воронежской области, регулярно проводить выставки-ярмарки инновационных проектов, конференции, конкурсы инноваций. Инновационная стратегия развития не может быть монофокусной, ориентированной только на определенный вид деятельности. Необходимо сформировать инновационную интеллектуальную, социально-культурную, экономическую, административную среду в регионе, способную порождать многообразные инновационные проекты в самых разных областях жизни и деятельности. Базовые системы, обеспечивающие социально-экономическое развитие: система образования, подготовки и переподготовки кадров, система административно-территориального деления и система расселения, система государственного и муниципального управления также должны стать органичными элементами новой экономики. Важнейшим структурным элементом инновационной системы является финансово-кредитная система. В экономике области сегодня отсутствует работоспособный, основанный на рыночных принципах механизм перераспределения ресурсов, аккумулированных банковской системой, в пользу перспективных рынков, предприятий и проектов. Банки (за исключением Сбербанка) практически не принимают необходимого участия в структурной перестройке экономики области, о чем свидетельствует их низкая активность в кредитовании реального сектора. В этой связи большое значение имеет развитие небанковских форм кредита, и на их основе вторичное вовлечение банковского сектора в процессы капитализации региональной экономики. Приток денежных средств может быть получен за счет рынка ценных бумаг, в том числе, государственных и муниципальных. Для роста эффективности фондового рынка необходимо повышение его привлекательности для долгосрочных инвестиций, усиление роли стратегических инвесторов, разработка механизмов, связывающих котировки ценных бумаг с результатами хозяйственной деятельности предприятий-эмитентов. Ситуация на бурно развивающемся рынке недвижимости позволяет сегодня обеспечить реализацию новой государственной политики в сфере ипотеки. В этом вопросе необходимо максимально использовать опыт зарубежных стран и отдельных регионов, где система ипотечного кредитования является основой стабильности экономики и общества. Существенное значение имеет развитие кредитной кооперации. Кредитные кооперативы не преследуют коммерческие цели и не ставят перед собой задачу получения прибыли, а являются свободными объединениями физических и юридических лиц для достижения общих целей. Цель такого кооператива – оказание кредитно-финансовых услуг членам кооператива. Эффективность инновационной политики зависит от наличия в области критической массы квалифицированных, стратегически мыслящих, профессионально владеющих знаниями и навыками инновационной деятельности кадров, как государственных служащих всех уровней управления, так и менеджеров инновационных проектов. Подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся инновационной деятельностью, необходимо вести на постоянной основе, создавая условия, необходимые институты и механизмы для интеграции науки и бизнеса, производства и образования. Воронежская область должна стремиться стать одним из лидеров в Российской Федерации по подготовке инновационных кадров. Основные положения инновационной экономической политики необходимо закрепить законодательно. Для этого следует обеспечить разработку и принятие областного закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Воронежской области”. С целью реализации государственной инновационной политики необходима разработка государственной инновационной программы Воронежской области и пакета взаимоувязанных целевых инновационных программ в наиболее важных сферах жизни и деятельности. Вместе с тем, инновационная экономика может развиваться только в опоре на расширяющиеся рынки и секторы экономики области, которые уже сегодня демонстрируют рост и обладают значительным потенциалом роста в ближайшие годы. Для Воронежской области приоритетными в краткосрочном периоде являются: Рынок недвижимости, включая землю, развитие территорий, проектирование и строительство жилья и деловой недвижимости, производство стройматериалов, управление объектами недвижимости и их жилищно-коммунальное обслуживание; Рынок фундаментальных человеческих услуг: образования и здравоохранения; Рынок услуг транспорта и связи; Рынок рекреационных и развлекательных услуг, спортивные и оздоровительные клубы, театры, кинотеатры, кафе, рестораны, парковое хозяйство, туризм и пр.; Рынок экологических услуг. В каждой из этих сфер в Воронежской области наблюдаются устойчивые темпы роста, что подчеркивает необходимость целенаправленной ориентации экономики области на естественные направления роста и повышения роли области, как делового и торгового центра, территории современного обустройства среды обитания, центра формирования новых стандартов качества жизни, включая качество жилья и городской среды в целом, центра опережающего развития здравоохранения, образования, привлекательной рекреационной территории. Малый и средний бизнес как социальное, экономическое и политическое явление, охватывающее практически все отрасли и области деятельности, призван решить для развития региона следующие основные задачи: в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг; в экономическом - содействовать росту производственного потенциала области, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов регионального бюджета и внебюджетных фондов, развитию конкурентной рыночной экономики области; в политическом - обеспечить формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества. Малый и средний бизнес способен выполнить свою социально-экономическую и политическую роль лишь при единстве интересов власти, бизнеса и общества, при котором деятельность всех трех участников не должна противоречить интересам друг друга и должна служить росту благосостояния всего населения области. Необходимым условием развития малого и среднего бизнеса являются выраженные в законе твердые и неизменные государственные гарантии: адекватного правового поля, соответствующего потребностям развития предпринимательства и гарантирующего безопасное и независимое ведение бизнеса в открытых формах; равноправия всех хозяйствующих субъектов в обеспечении равных возможностей при выходе на рынок и получении рыночного доступа ко всем видам ресурсов. Социальная и экономическая политика области должна быть направлена как минимум на достижение показателей развитых стран, где более половины всего трудоспособного населения занято в данной сфере, более половины объема ВВП и налоговых поступлений приходится на долю малых и средних предприятий. Возрастающая роль государственного участия в создании равноправных и максимально комфортных условий для развития предпринимательской инициативы должна исключать методы прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, оказание каких-либо предпочтений одним и создание препятствий другим субъектам предпринимательской деятельности. Одним из важнейших направлений развития деятельности предпринимателей является становление инновационных видов деятельности. Инновационные предприятия, аккредитованные в соответствии с нормативно обеспеченными процедурами, будут пользоваться приоритетной государственной поддержкой. Основным методом развития и поддержки малого и среднего предпринимательства должен стать программно-целевой метод, который обеспечит решение проблемных вопросов, влияющих на эффективность развития бизнес-деятельности в области: повышение ресурсного обеспечения (финансового и имущественного) субъектов предпринимательства, развитие и повышение качественного уровня инфраструктуры поддержки и информационной сферы услуг для малого и среднего бизнеса, создание образовательной системы, способной обеспечить сферу предпринимательства квалифицированными кадрами, свободного обращения информации. Приоритетными задачами в развитии малого и среднего бизнеса должны стать: цивилизованность бизнеса, предусматривающая культуру ведения бизнеса на основе профессионализма менеджеров и собственников субъектов предпринимательства, использование международного и отечественного опыта и научных разработок по организации деятельности предпринимателей, соблюдение экологической безопасности бизнеса; социальная эффективность бизнеса, предусматривающая повышение имиджа малого и среднего бизнеса в обществе и престижа работников сферы предпринимательства, создание условий их социальной защищенности; интеграция (сотрудничество), обеспечивающая развитие делового партнерства с другими регионами, усиление кооперации городских и сельских товаропроизводителей; ориентация на инновационное развитие и развитие импортозамещающих производств, способствующих оздоровлению экономики и конкурентноспособности региона. Государственная власть должна предусмотреть: создание регионального гарантийного залогового фонда для кредитования субъектов предпринимательств и привлечения инвестиций; обеспечение свободного доступа общества и предпринимателей к официальной информации о социально-экономическом положении в области и инвестиционным базам данных. На текущем этапе особого внимания требует развитие туристской индустрии. Цель долгосрочной туристской стратегии - динамичное и сбалансированное развитие туристской отрасли, ориентированное на превращение ее в фактор ускорения процессов реконструкции и развития хозяйственного комплекса Воронежской области, в устойчивый источник роста регионального валового продукта; переход к более высоким формам сотрудничества, научно-технической и производственной кооперации, обмену услугами, переплетению капиталов; радикальное улучшение структуры и пропорций рыночного обмена на основе формирования нового профиля туристской специализации региона, обеспечивающего максимизацию экономического эффекта, увеличение удельного веса в предоставлении туристских услуг, привлечение в область передовых технологий и иностранного капитала. Значимость данной отрасли определяется: в социально-идеологическом плане – обеспечением духовно-нравственного единства общества, снижением степени идеологического противостояния, возрождением истинных духовных ценностей, упрочением единства и дружбы народов Мира и Российской Федерации; в социально-экономическом плане – снижением социальной напряженности, поддержанием общественной стабильности, привлечением дополнительных инвестиций, образованием новых рабочих мест. Значимость государственной поддержки в создании в Воронежской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса бесспорна. Область имеет широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристском обслуживании, внесения вклада в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма. Сохранение культурно-исторических ценностей, разнообразных природных и археологических памятников, богатого литературного наследия, ландшафтно-рекреационные ресурсов на территории Воронежской области - первостепенная задача государства. Необходимо участие государства и местного самоуправления в формировании и продвижении национального и регионального туристского продукта, в том числе: в процессе разработки и реализации рекламно-информационных программ, издании каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; проведении маркетинговых исследований; организации и проведения международных туристических выставок; организации информационных центров; проведении ознакомительных поездок для журналистов, организации презентаций туристических возможностей области, формировании современной статистики туризма; организации международного сотрудничества и формирования базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры. На потребительском рынке Воронежской области продолжается рост цен на товары и услуги По данным ежемесячного статистического обследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области на потребительском рынке области продолжился рост цен на товары и услуги в ноябре. Сводный индекс потребительских цен в ноябре составил 100.9 %, что на 0.4 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2007 года. С начала года цены поднялись на 13.3 % (на 12.3% за соответствующий период предыдущего года). В ноябре к уровню предыдущего месяца рост цен по продуктам питания (без алкогольных напитков) по области составил 101 %, а с начала года - 117 %. Как стало известно ИА «Воронеж-Медиа» из сообщения пресс-службы Воронежстата, по группе продовольственных товаров максимальное повышение цен за январь-ноябрь отмечено на рис, мед, печенье и тушеную говядину (в 1.5 раза). Кроме того, существенно подорожали бараночные изделия, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, мука и соль (в 1.3 - 1.4 раза). За этот же период ощутимо снизились цены на лимоны, белокочанную капусту и репчатый лук (на 26.4%- 40%). Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в ноябре 2008 года по Воронежу составила 1986 рублей и по сравнению с декабрем 2007 года возросла на 14.6 %. Темп роста цен по группе непродовольственных товаров за ноябрь 2008 года составил 101 %, а с начала года - 109.3 %. По тарифам на платные услуги, оказываемые населению, за ноябрь был отмечен прирост на 0.6 % (с начала года - 16.2%). Оборот розничной торговли за девять месяцев 2008 года составил 99,3 миллиарда рублей, что на восемь процентов больше, чем в 2007 году. 88 процентов от этого приходится на магазины, супермаркеты и всевозможные комплексы. Почти 40 процентов «берут» на себя продовольственные товары. Ежедневно жители области отдают за продукты 139,5 миллиона рублей. На потребительском рынке на 19900 предприятиях трудятся около 200 тысяч человек. 2.3 Анализ развития социальной сферы Главная задача социальной политики состоит в создании условий для устойчивого воспроизводства, развития и реализации человеческого, интеллектуального и социально-культурного потенциала области. Решение этой задачи как одного из главных условий повышения качества жизни и конкурентоспособности области возможно только на основе активной социальной политики, реализуемой государственной властью. Сущность активной социальной политики состоит в целенаправленном и нормативно обеспеченном вовлечении граждан, общественных и профессиональных объединений, местных сообществ в решение социальных проблем, обеспечение социальной справедливости, развитие сферы социальных услуг, образования и здравоохранения. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда в социальной защите нуждаются не только граждане с ограниченной трудоспособностью, но и работающие, в том числе, имеющие высокую квалификацию, поскольку действующее законодательство позволяет устанавливать заработную плату ниже прожиточного минимума. Работодатели нередко используют труд наемных работников без предоставления соответствующего социального обеспечения, гарантированного Конституцией России. К настоящему времени в конституционном социальном государстве социальная защищенность граждан оказалась слабее, чем в условиях административной системы. Активной государственной социальной политикой должны стать целенаправленные действия по выработке механизмов сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и цивилизованного бизнеса в: формировании стратегии повышения уровня доходов и качества жизни населения, одним из основных элементов которой должна быть реализация воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда как в сфере материального производства, так и в бюджетной сфере; обеспечении права каждого работника на оплату труда не ниже размера прожиточного минимума, доведение минимальных размеров гарантированной заработной платы как стартовой цены простого малоквалифицированного труда до уровня прожиточного минимума; введении на предприятиях гарантированного почасового минимума оплаты труда; создании системы обеспечения безопасных условий труда посредством аттестации рабочих мест; финансовом обеспечении корпоративной социальной политики, совершенствовании пенсионного, социального и медицинского страхования; осуществлении комплекса законодательных, организационных, финансово-экономических мер по реализации корпоративной социальной политики; переходе к исключительно адресной социальной поддержке и защите семей и отдельных граждан с низкими доходами и ограниченными возможностями; формировании и проведении в жизнь долгосрочной демографической и миграционной политики. Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к взаимной социальной ответственности государства и общества, преодоление искусственной монополизации социальной сферы и диверсификацию форм предоставления социальных услуг на основе целенаправленного привлечения негосударственного сектора. Социальные проблемы должны решаться на основе механизмов социального гранта, социального заказа, конкурсов социальных проектов, гражданских инициатив и других конкурсных механизмов. В рамках этих механизмов выявление и идентификация проблемы, разработка проекта ее решения осуществляется самими гражданами и гражданскими объединениями, после чего на конкурсной основе социальный проект обеспечивается финансовыми и другими необходимыми ресурсами. Государство при этом сохраняет ответственность за предоставление гарантированного перечня бесплатных услуг в области здравоохранения и образования и за оказание социальной помощи малоимущим и социально незащищенным группам населения. В целях повышения эффективности государственной социальной политики необходимо осуществить стандартизацию объема и качества социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями или иными организациями по государственному заказу. Региональные государственные гарантии в социальной сфере должны быть точно увязаны с реально имеющимися ресурсами. Развитие работоспособных инновационных механизмов социального взаимодействия и партнерства государства и общества – принципиальная основа региональной социальной политики. Основой государственной культурной политики является признание культурного потенциала области в качестве базового фактора регионального развития. Государственная политика сохранения и развития культурного потенциала Воронежской области предполагает преодоление отраслевой трактовки культуры как сферы разделения труда или системы учреждений, и понимание культурного потенциала как способности регионального сообщества сохранять, создавать и развивать цивилизационно-культурные основы жизни и деятельности. Хозяйственно-экономическая и научно-техническая деятельность, осуществление государственной власти и самоуправление граждан принадлежат миру культуры в той же мере, что и проявления человеческого духа в области искусства, философии и религии. Творческое осмысление научно-исследовательских, технологических, экономических, социальных и государственных задач, точность и эффективность итоговых решений непосредственно зависят от системы ценностей и культурных горизонтов действующих личностей и коллективов. Наряду с учреждениями образования, культурные центры должны стать центрами формирования новой социальной солидарности и новых форм организации жизни и деятельности. Сделать культурную политику ключевым компонентом устойчивого развития территории, повысить ее роль в процессах социальных преобразований в Воронежской области. Обеспечить сохранение историко-культурного наследия Воронежской области и целенаправленное формирование гражданской и историко-культурной идентичности через поддержку образа Воронежской области, как: региона, внесшего огромный вклад в историю России, ее экономическое, социальное, военно-политическое и культурное развитие; современного культурного, научного и образовательного центра; Способствовать развитию культурного многообразия в рамках информационного общества. Обеспечить развитие культуры дополнительными ресурсами. Основой региональной государственной политики развития гражданской культуры является прозрачность государственного управления, диалог с обществом, целенаправленное вовлечение граждан в управление областью. Образование выступает как основной канал реализации государственной политики развития Воронежской области. Существующую систему образования необходимо переориентировать и дополнить образовательными задачами, направленными не только на ознакомление с объектами и предметами деятельности, но и на передачу современных средств и методов мышления и деятельности, знание о которых и соответствующие навыки требуются управленцам, политикам и предпринимателям, в частности, для обеспечения текущих процессов реформирования и осуществления политики развития. Высокая социальная ответственность отрасли обусловлена тем, что масштаб и глубина происходящих перемен вызывают серьезные изменения в процессах жизненной и профессиональной ориентации людей. Основой социального и профессионального успеха личности становится способность к непрерывному развитию, к постоянному обучению и переобучению, готовность к смене типа занятости. В области должна быть реализована новая осуществлена новая парадигма образования “Образование для всех и в течение всей жизни”. Достижение нового качества образования будет обеспечено через формирование институтов постоянной образовательной экспертизы, результаты которой должны стать основой для деятельности органов управления образованием, администраций и попечительских советов образовательных учреждений. Система общего образования должна быть ориентирована на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Это предполагает создание и совершенствование механизмов взаимной ответственности в сфере образования, усиления роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия, что позволит повысить инновационный и инвестиционный потенциал образования на основе кооперации с ведомствами, организациями, учреждениями, частными лицами, заинтересованными в результатах образовательной деятельности. Наличие школы всегда было значимым фактором, определяющим жизнеспособность села. Роли школы в жизни городских местных сообществ пока не придается должного значения. Подобно тому, как движущей силой развития современных городов являются университеты, школы должны стать центрами общественной жизни, реализации местного самоуправления и развития социально-культурной среды городских микрорайонов. Повышение оплаты труда школьного учителя до уровня оплаты высококвалифицированного труда в корпоративном секторе является одной из приоритетных задач и должно стать предметом специальной программы деятельности всех субъектов образовательного процесса: государственной власти, местных сообществ и органов самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса и попечителей. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы инновационного развития экономики, регионального рынка труда и преобразований в социальной сфере. На основе мониторинга и прогнозирования демографических, социальных и экономических тенденций предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, университетских комплексов и учебных округов, корпоративных ассоциаций, объединяющих учреждения профессионального образования всех уровней, научные и научно-производственные учреждения. Основным направлением стратегии развития профессионального образования является комплексная интеграция науки, бизнеса и образования, соответствующих учреждений и организаций. При активном участии всех социальных партнеров: образовательных учреждений, работодателей, органов по труду, служб занятости, других заинтересованных структур должна быть создана эффективная система содействия трудоустройству выпускников, формирования у них готовности к самоопределению, в том числе к открытию собственного дела. Стратегия реформирования здравоохранения Здравоохранение как сфера деятельности сосредотачивает в себе наиболее острые социальные проблемы и одновременно важнейшие стратегические ресурсы развития Воронежской области. Наличие в области развитой сети учреждений здравоохранения, собственной научной базы и системы подготовки медицинских кадров является одним из важнейших ресурсов укрепления региональной конкурентоспособности и повышения качества жизни. Здравоохранение является наиболее перспективной сферой для опережающего продвижения организационно-управленческих, экономических и социально-культурных позитивных нововведений. Состояние здравоохранения характеризуется в данный момент более глубокой, относительно других отраслей, интеграцией между отраслевой наукой, подготовкой кадров и производственным процессом, что является фундаментом инновационного развития отрасли. Здравоохранение, наряду с образованием, управлением и наукой имеет реальные, а не иллюзорные, перспективы опережающего выхода к новейшему технологическому укладу, основанному на технологиях воспроизводства и развития человеческого капитала. Среди научно-технических новшеств, имеющихся в резерве различных отраслей экономики области, инновации в сфере медицинских технологий могут стать важнейшим фактором межотраслевого развития. Продвижение инноваций в сфере здравоохранения должно находить приоритетную государственную поддержку. Вместе с тем, за годы реформ произошла глубокая дезинтеграция условий развития здравоохранения как социально-экономической системы. Отсутствие стратегии реформирования здравоохранения на фоне существенного уменьшения объемов финансирования привело к снижению эффективности государственного регулирования отрасли и развитию неконтролируемого оборота государственных и муниципальных ресурсов с целью их конвертации в частные финансовые активы. Одновременно снизилась реальная доступность медицинской помощи населению и увеличилась правовая неопределенность в отношении объема и качества бесплатных медицинских услуг. Основной нерешенной проблемой является необходимость выполнения нерыночных социальных задач государственного здравоохранения в рыночных условиях формирования затрат на медицинскую помощь. Сложилась парадоксальная ситуация, когда стоимость всех материальных ресурсов отрасли – недвижимости, оборудования, медикаментов и расходных материалов, формируется и учитывается на рыночной основе, а цена главного ресурса – профессионального потенциала работника здравоохранения – определяется состоянием бюджета и внебюджетных фондов. Вследствие этого существенная часть экономических обязательств государства по отношению к здравоохранению перекладывается на медицинских работников и учреждения здравоохранения, не предназначенных решать коммерческие задачи. Это приводит к неконтролируемой коммерциализации отрасли, замещению гарантированной бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами, а также к нонсенсу “принудительной благотворительности”. Поскольку сектор платных медицинских услуг в существующей ситуации не призван привести оплату труда медицинских работников к социально-приемлемому уровню, легальные платные услуги вытесняются теневыми. В итоге отрасль чрезвычайной социальной значимости частично вышла из сферы регулируемых законом правовых социальных и экономических отношений. Основной задачей стратегии реформирования здравоохранения является интеграция экономики отрасли в сферу цивилизованных правовых отношений, что позволит сбалансировать интересы государства, общества, профессионального медицинского сообщества и конкретных граждан. На этой основе станет возможным повысить реальную доступность и качество бесплатной медицинской помощи, повысить разнообразие рыночного предложения медицинских услуг и обеспечить развитие отрасли в качестве локомотива инновационных процессов. Это потребует решить следующие задачи: внедрить в систему управления здравоохранением управление качеством (TQM), стратегическое планирование, программные методы, анализ и реинжиниринг рабочих процессов; внедрить методы проектного финансирования – перейти от исполнения сметных затрат (в том числе на основе подушевого принципа финансирования) к решению проблем и достижению планируемых результатов, выражающихся в показателях здоровья населения на единицу затрат; технологизировать производственные процессы, оптимизировать структуру и стандартизировать объем и качество гарантированных государством услуг в здравоохранении с учетом соответствия структуры услуг, стандартов объема и качества реально располагаемым ресурсам; |
|
© 2000 |
|