РУБРИКИ

Безопасность жизнедеятельности в туристической сфере

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Безопасность жизнедеятельности в туристической сфере


15.2.4. Неисправности тормозной системы

Среди всех неисправностей тормозной системы, которые могут встретиться в автопутешествии, выделим те неисправности, которые могут произойти внезапно. Это разрыв тормозного шланга или повреждение трубопровода тормозной жидкости, отказ главного тормозного цилиндра, заклинивание колёсного тормозного цилиндра. Состояние тормозной системы обязательно должно проверяться водителем перед путешествием, поэтому мы не будем в данном разделе рассматривать разрушение тормозных дисков и тормозных колодок, так как их состояние обязано соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации автомобили, а при несоответствии они подлежат обязательной замене. В тоже время, отказ цилиндров обычно связан с несоответствием резины уплотнительных манжет составу тормозной жидкости. Хаос, царящий на рынке автозапчастей и в сфере автоуслуг, подвергает опасности указанного выше несоответствия даже аккуратного водителя.


Повреждение трубопровода тормозной жидкости

Данная неисправность может произойти внезапно и диагностируется либо уровнемером тормозной жидкости с включением аварийной сигнализации на приборном щитке, либо по изменению усилия при нажатии на педаль тормоза (педаль "мягкая", при нажатии торможения не происходит). Если данная ситуация произошла при движении на оживлённой трассе следует: сохранять спокойствие, продолжая прямолинейное движение, убрать ногу с педали управления дроссельной заслонки, произвести несколько плавных нажатий на педаль тормоза, перейти на пониженную передачу, включить аварийную сигнализацию и, применив торможение двигателем, прекратить движение. Изменение направления движения может только усугубить последствия отказа тормозов. Для ликвидации трещин в трубопроводах рекомендуется использовать ленту ФУМа, которая не взаимодействует с тормозной жидкостью и позволить добраться до места стационарного ремонта. После устранения течи необходимо заполнить систему тормозной жидкостью и прокачать тормоза. При отсутствии тормозной жидкости в качестве суррогатного заменителя могут быть использованы водный раствор мыла или синтетического моющего средства, моторное, трансмиссионное или растительное масло, спирт, водка, коньяк. По своим свойствам указанные жидкости значительно уступают тормозной, поэтому передвигаться следует с особой осторожностью.


Отказ главного томозного цилиндра

Этот случай можно разделить на две составляющие: разрыв манжет главного тормозного цилиндра и  разбухание манжет. Обе неисправности вызываются, обычно, применением некачественной тормозной жидкости и диагностируются по  "мягкой" или "жёсткой" педали тормоза, при этом не происходит значительной утечки тормозной жидкости. Если запасные манжеты отсутствуют, необходимо произвести ремонт или замену главного тормозного цилиндра на СТО. Правила дорожного движения предусматривают буксировку к месту ремонта на жёсткой сцепке или эвакуатором, но, в крайнем случае, можно передвигаться с включённой аварийной сигнализацией и соблюдением мер предосторожности.


Заклинивание колесных тормозных цилиндров           

О заклинивании колёсных тормозных цилиндров говорят характерные скрежещущие звуки, вялый разгон автомобиля, резкое повышение расхода топлива, запах горелого. Заклинивание колёсных цилиндров происходит из-за разбухания манжет, коррозии зеркала цилиндра, что обуславливается применением некачественной тормозной жидкости. При заклинивании переднего тормозного цилиндра (суппорта) тормозной диск приобретает характерный вишнёвый цвет, поэтому обнаружить место неполадки достаточно легко даже визуально. Для устранения заклинивания следует:

1.    зафиксировать автомобиль стояночным тормозом и противооткатными башмаками;

2.    вывесить колесо с неисправным суппортом  с помощью домкрата;

3.    установить под автомобиль подручное средство, исключающее падение автомобиля в случае неисправности домкрата;

4.    снять колесо;

5.    отвёрткой или монтировкой отжать тормозные колодки от диска;

6.    резко нажать на педаль тормоза;

7.    повторить последние два пункта 5 - 6 раз. В 99% случаев эти действия позволяют раскачать тормозной цилиндр. В противном случае необходимо заглушить тормозную трубку;

8.    установить колесо.

Заклинивание заднего тормозного цилиндра определяется по повышению температуры тормозного барабана. Для устранения неисправности необходимо:

1)   выполнить пункты 1) - 4), указанные выше;

2)   постукиванием по тормозному барабану (по кругу или крестообразно) добиться снятия тормозного барабана;

3)   лёгким постукиванием по тормозным колодкам утопить цилиндр в поршне;

4)   одеть тормозной барабан;

5)   несколько раз нажать на педаль тормоза;

6)   попытаться вручную провернуть тормозной барабан. Если попытка неудачна, - повторить пункты 4) и 5);

7)   установить колесо.


15.2.5. Отказ сцепления

В подавляющем большинстве случаев окончательному выходу механизма сцепления из строя предшествуют характерные признаки, такие как неполное выключение сцепления, затруднённое включение всех передач, повышенный шум при включении сцепления, характерный запах пригорания фрикционных накладок ведомого диска, потеря мощности двигателя. Поэтому при появлении указанных симптомов следует незамедлительно произвести ремонт на ближайшей СТО. Если механизм сцепления всё же вышел из строя, а буксировка невозможна, следует поступать следующим образом: заглушить двигатель, включить вторую передачу и запустить двигатель стартёром. Двигаться следует по крайней правой полосе или обочине с включённой аварийной сигнализацией. Скорость движения следует рассчитывать таким образом, чтобы не совершать экстренных торможений, а остановку производить выключением зажигания и торможением двигателем. Данный способ возможен только при исправной аккумуляторной батарее.


15.2.6. Неисправности в коробке передач

Аналогично механизму сцепления окончательному выходу из строя коробки передач предшествуют соответствующие признаки, такие как затруднённое включение одной или нескольких передач, повышенный шум в коробке передач, особенно в момент включения сцепления, выбивание в процессе движения одной или нескольких передач, утечка трансмиссионного масла. Поскольку ремонт коробки передач в полевых условиях невозможен, необходимо кратчайшим путём двигаться к ближайшей СТО.

При обнаружении течи трансмиссионного масла необходимо проверить состояние сапуна коробки передач и очистить его от загрязнений, довести уровень масла до необходимого, проверить на наличие течи , и при необходимости воспользоваться герметиком трансмиссии.


15.2.7. Подгорание электропроводки

Известно, что по проводам автомобильной проводки протекает ток отрицательного заряда, а в качестве положительного проводника используется кузов автомобиля. При некачественном закреплении проводов не исключена вероятность повреждения изоляции, в результате чего возможны короткие замыкания, нагрев проводов и обугливание изоляции. Если появляется характерный запах горелой изоляции, необходимо:

-      выключить зажигание;

-      отключить клемму аккумулятора.

Ремонт проводят в следующей последовательности:

-      определяют место обгорания проводки;

-      отделяют повреждённые провода;

-      вырезают повреждённые участки проводки;

-      надставляют каждый провод;

-      тщательно изолируют;

-      следуют на СТО для замены всего жгута.

Перед автопутешествием необходимо тщательно разработать маршрут движения, зафиксировать на карте все станции технического обслуживания и заправочные станции, тщательно произвести осмотр узлов и агрегатов автомобиля, сделать требуемый ремонт. Если не уверены в автомобиле – в путешествие лучше не отправляться.


15.3. Состояние дорожного покрытия

Неудовлетворительное состояние дорог может привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспорта и с его участием, при котором погибли или ранены люди, поврежден транспорт, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Согласно официальной статистике, в нашей стране из-за неудовлетворительного состояния дорог ежегодно происходит от 7 до 13% от общего числа ДТП. Однако по специальным исследованиям МАДИ, неудовлетворительные дорожные условия являются одной из основных причин в 30 - 40% случаев ДТП, а еще в 20 - 30% ДТП они играют роль сопутствующего фактора. Движение автотранспорта на дорогах Санкт-Петербурга не обходится без происшествий (табл.7).

Значительным дорожным фактором, влияющим на аварийность, является низкая ровность покрытий. Наличие выбоин, просадок на дорогих ухудшает условия движения, появляются опасные для водителя вибрации, существенно усложняются условия его работы, т.к. необходимо постоянно следить за состоянием проезжей части, изменять скорость движения.

Таблица 7

Показатели ДТП на автомобильном транспорте

 Санкт-Петербурге

Количество

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Всего:





ДТП

5691

6103

5878

5744

Погибших

581

639

665

624

Раненых

5895

6440

6257

6132


Это отвлекает внимание водителя от других объектов дорожного движения и повышает вероятность ДТП. На участках с неровностями приходится от 10 до 15% ДТП на дорогах и от 4 до 7% - в городах и населенных пунктах. Плохое состояние обочин (неукрепленные, заниженные обочины, недостаточная их ширина и т.д.) является причиной 7 - 10% ДТП на дорогах и 1 - 3% - в населенных пунктах. Около 2% ДТП происходит из-за отсутствия дорожных ограждений, от 6 до 8% - из-за недостатков зимнего содержания дорого.

Одной из главных причин ДТП является скользкие дороги. На большей части территории России длительность этого периода составляет от 5 до 50 дней. На участке со скользким и неровным покрытием приходится около 75% всех ДТП, остановимся более подробно на этих факторах.

Скорость безопасного движения автомобиля определяется величиной коэффициента  сцепления покрытия j. Коэффициент сцепления покрытия j должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора. Зависимость относительного показателя аварийности от величины коэффициента сцепления  j представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Зависимость относительного показателя ДТП от величины коэффициента сцепления j

Значение коэффициента j зависит от состояния дорог (покрытия), шин, условия их взаимодействия. Большое влияние оказывает скорость движения транспорта, рисунок протектора, давление в шинах, нагрузка на колесо, режим торможения, тип покрытия, его температура и шероховатость. Величина j определяет тормозной путь автомобиля (рис. 2).

Для обеспечения безопасности дорожного движения коэффициент сцепления обеспечивается правильным подбором структуры верхнего слоя покрытия и надлежащим содержанием дороги в процессе эксплуатации (табл. 8).

Рис. 2.

Тормозной путь при различном состоянии дорожного покрытия:

1 - сухое покрытие;

2 - грязное покрытие;

3 - обледенелое покрытие.

Таблица 8

Ориентировочные значения коэффициента сцепления для

различных типов состояний дорожных покрытий

Дорожное покрытие

Состояние

покрытия

Коэффициент сцепления j

1

2

3

Асфальтобетонное, цементобетонное, все типы усовершенствованных облегченных покрытий («черное шоссе»)

сухое чистое,

мокрое чистое,

мокрое грязное

0,6 – 0,8

0,35 – 0,5

0,20 – 0,45

Щебеночное, гравийное

сухое

мокрое

0,6 – 0,7

0,3 – 0,45

Грунтовая дорога

сухая

увлажненная

при распутице

0,5 – 0,6

0,2 – 0,45

0,15 – 0,30

В зимних условиях

Асфальтобетонное (цементобетонное) покрытие с тонким слоем ледяной корки (гололед)


0,09 – 0,1

Укатанный ровный снеговой покров с обледенелой поверхностью


0,12 – 0,15

 

1

2

3

Укатанный ровный снеговой покров без ледяной корки


0,22 – 0,25

Укатанный снеговой покров с обледеневшей поверхностью после рассыпки песко-соляной смеси (или песка) по норме 0,1 м на 1000 м дороги


0,17 – 0,19

То же по норме 0,4 м на 1000 м дороги


0,25 – 0,26

Укатанный снеговой покров без ледяной корки после россыпи пескосоляной смеси (или песка) по норме 0,4 м на 1000 м дороги


0,3 – 0,38

Участки гладкого льда (температура воздуха ниже 00 С)


0,05 – 0,10


Минимально допустимое значение коэффициента сцепления в эксплуатации применяется равным 0,35 - 0,4.

Результаты исследований локализации ДТП показывают, что наиболее опасными участками дорог являются:

-      участки, проходящие через населенные пункты (на них приходится 20 - 30% всех ДТП);

-      пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне (10 - 30% всех ДТП);

-      участки с низкими сцепными качествами покрытия (от 30 до 70% ДТП в зависимости от времени года);

-      участки с затяжными и крутыми подъемами и спусками (наиболее тяжелые происшествия возникают на спусках);

-      участки с кривыми в плане малого радиуса;

-      участки с ограниченной видимостью (особо опасна недостаточная видимость в продольном профиле);

-      мосты и путепроводы с недостаточной шириной проезжей части (на этих участках происходит около 3% всех ДТП – чаще в темное время суток).


15.4. Особенности проезда железнодорожных переездов

Одним из сложных и опасных участков дороги является железнодорожный переезд. Показатели травматизма на железнодорожных переездах приведены в табл. 9.

Таблица 9

Показатели ДТП на железнодорожных переездах

Санкт-Петербурга

Количество

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Всего:






ДТП

39

45

42

47

46

погибших

17

13

20

19

17

раненых

31

35

39

42

44


При движении через переезд необходимо строго руководствоваться Правилами дорожного движения, выдержки из которых изложены ниже.

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

Запрещается выезжать на переезд:

-      при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

-      при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

-      при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком либо с вытянутыми в сторону руками);

-      если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

-      если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

-      объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

-      самовольно открывать шлагбаум.

В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп линии или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.

При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

-      при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

-      оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

-      при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат сирены из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

Готовясь к проследованию через переезд, необходимо выбрать правильный режим движения, обеспечивающий устойчивую работу двигателя и трансмиссии транспортного средства. Не следует стараться определить скорость приближающегося к переезду поезда, чтобы принять решение о проследовании транспортного средства через переезд. По силуэту локомотива, а тем более по его фарам и прожектору невозможно определить скорость и расстояние поезда от переезда. Ошибка неизбежна! От начала подачи сигналов переездными светофорами о запрещении движения (красные огни) до подхода поезда к переезду расчетное время составляет всего 30 - 40 секунд! Не рисковать! Никто не застрахован от внезапной вынужденной остановки транспортного средства! Остановка на переезде - одна из причин столкновения с поездом! Внезапно остановить поезд невозможно! При скорости грузового поезда 80 км/ч и применении экстренного торможения машинистом тормозной путь поезда составит не менее 900 метров! Пассажирский поезд, следующий со скоростью 120 км/ч, остановится только через 1000 метров! При следовании по переезду необходимо соблюдать дистанцию, исключающую остановку транспортного средства на настиле переезда при внезапной остановке или резком снижении скорости впереди идущим транспортным средством в границах переезда. Настил переезда не имеет обочин. Проявлять осторожность! Не ослеплять водителей встречных транспортных средств! На переезде без шлагбаума в зимний период времени возможен гололед. На переезде со шлагбаумами при появлении красных огней на переездном светофоре, но еще открытом шлагбауме, нельзя въезжать на переезд! Можно попасть в ловушку: при нахождении  транспортного средства на настиле переезда шлагбаумы будут закрыты!

На неохраняемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося с любой стороны поезда в соответствии с нормами табл.10.

Таблица 10

Расстояние видимости приближающегося поезда

Скорость движения поезда, км/ч

121 – 140

81 – 120

41 – 80

26 – 40

25 и менее

Расстояние видимости, м, не менее

500

400

250

150

100

Примечание

Принимается скорость движения пассажирских поездов дальнего следования, а при их отсутствии – наибольшая из скоростей движения пригородных пассажирских поездов или товарных поездов с порожними вагонами.


15.5. Подготовка водителя

Официально считается, что с получением водительского удостоверения человек подготовлен к управлению автомобилем в любых условиях. Заблуждением так же является утверждение, что загородная трасса намного легче городской. На самом деле и загородная трасса, и городской цикл имеют свои особенности, которые необходимо знать каждому автопутешественнику.

В длительное путешествие рационально отправляться как минимум на двух автомобилях, при этом количество водителей должно быть на единицу больше количества автомобилей (при двух автомобилях - три водителя, при трёх автомобилях - четыре водителя и т.д.). Это необходимо для увеличения скорости передвижения (один водитель постоянно отдыхает)  и для страховки на случай болезни одного из водителей.  В такой ситуации один водитель является лидером колонны, а остальные повторяют все его манёвры, при этом основная нагрузка прохождения трассы ложится на ведущего. Через некоторое время лидер меняется местами с ведомым. Отдохнувший водитель сначала двигается в роли ведомого, чтобы войти в ритм трассы. При длительной езде необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Через каждые 2 - 3 часа следует делать остановку на несколько минут, в течение которых можно размяться , сделать небольшую зарядку, подкрепиться. Если есть потребность во сне - необходимо спать.

Примерная классификация водителей по манере вождения (по А. Ф. Бухтоярову):

-      возмутитель спокойствия – после обгона колонны или одиночного автомобиля начинает тормозить и сдерживать весь поток. Езда в таком потоке на достаточной скорости - занятие небезопасное, поэтому лучше обогнать колонну или сделать остановку;

-      прижимщик – двигается вдоль осевой линии, а при попытке обгона по правой полосе резко перемещается вправо, иногда без включения указателя поворота. Конечно, с точки зрения "Правил дорожного движения" турист прав, но "лучше быть целым, чем правым". При встрече с прижимщиком  необходимо притормозить  и понять его намерения: если всё происходит из хулиганских побуждений - сделать временную остановку;

-      экстремист – водитель, который не снижает скорость в условиях ограниченной видимости: "косой" – обгоняет на крутом правом повороте, "слепой" – на верхнем переломе продольного профиля. Рекомендация - снизить скорость  или съехать на обочину;

-      прицеп – движется, не соблюдая дистанции, впритирку к заднему бамперу впереди идущего автомобиля. Очень опасен, так как подвергает опасности всех участников дорожного движения, включая обгоняющих, которые могут рассчитывать на интервал между автомобилями.

Существует три способа избавления от прицепа: остановиться, предварительно показав указателем поворота; несколько раз дотронуться до педали тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы; если возможности туриста и автомобиля, дорожные и погодные условия позволяют - совершить резкое ускорение;

-      осевик – двигается вдоль осевой линии не смещаясь вправо ни при каких условиях. Обычно этой "болезнью" страдают неуверенные водители, плохо чувствующие габариты автомобиля и  обладатели дорогостоящей техники. Таких водителей следует объезжать стороной;

-      многополосник – занимает одновременно две полосы движения, действия связаны с неуверенностью или наглостью. При обгоне многополосника рекомендуется сначала посигналить ему фарами или звуковым сигналом;

-      слепила – ездит на автомобиле с неправильно отрегулированным ближним светом или не переключает свет с дальнего на ближний при разъезде с встречным автомобилем. Выход из этой ситуации - не следует мигать дальним светом в ответ, просто зажмурьте один глаз или отвернитесь в сторону на несколько секунд. Сложнее, когда "слепила" едет сзади и ослепляет через зеркало заднего вида. В первую очередь, включением аварийной сигнализации надо показать, что он мешает. Если это не помогло, включить сигнализатор правого поворота и предложить ему обогнать или пропустить его, съехав на обочину;

-      законники – выполняют все правила дорожного движения с предупреждением. Таких водителей лучше обгонять, убедившись, что это не замаскированная машина ГИБДД;

-      гонец за тенью – не может равнодушно видеть бампер впереди идущей машины. Очень опасен, когда его обгоняют, так как из обыкновенного шоссе устраивает автодром  Формулы-1.

 

15.5.1. Типичные ошибки водителей. Ошибки новичков

Посадка – перенапряжённое состояние всего тела при излишне согнутых руках. Много нерациональных движений. Затруднён обзор из-за перенапряжения мышц шеи.

Разгон – отсутствие рефлекторного навыка трогания с места, раннее включения повышенных передач. Отсутствие динамики из-за  больших пауз при переключении передач.

Торможение – резкое позднее торможение, приводящее к потере управляемости автомобилем.

Руление – резкое, ступенчатое, руки в нижнем секторе. Отсутствует техника кругового руления.

Прохождение поворотов – ранний вход в поворот на заторможенных колёсах и интенсивное дросселирование на выходе из поворота, что приводит к заносу.


Ошибки опытных водителей

Посадка - излишне расслабленная, отсутствует готовность к действиям в экстремальной ситуации.

Разгон - чрезвычайно резкий, излишне частый цикл "разгон - торможение".

Торможение - отсутствие плавности в замедлении.

Руление - поздняя реакция на препятствия и резкие манёвры, отпускание руля при выравнивании автомобиля.

Прохождение поворотов - вход в поворот на повышенной скорости и выезд на полосу встречного движения. Переключение скоростей и торможение на повороте.


15.5.2 Азбука безопасного вождения      

Исследования, проведённые в США, показали, что даже опытные водители совершают ошибку в управлении автомобилем один раз на 3 км пути, а избегают дорожно-транспортного происшествия - один раз на 800 км. Таким образом, утверждение о совершенном  вождении  автомобиля подлежит сомнению. Существует безопасное вождение, для осуществления которого необходимо выполнять ряд правил.

Правило №1 – правила дорожного движения существуют не для того, чтобы их нарушать.

Правило №2 – скоростной режим необходимо выбирать исходя из дорожных  и погодных условий, а также темпа транспортного потока.

Правило №3 – попутчик не должен отвлекать водителя от управления транспортным средством. Попутчик должен следить за ситуацией перед автомобилем, не отвлекать водителя, особенно на опасных и непросматриваемых участках. Нельзя  передавать водителю пищу, напитки во время движения, проводить острые дискуссии, которые могут нарушить психологическое состояние водителя, навязывать свою точку зрения на управление автомобилем, излишне громко включать музыку или радиотрансляции спортивных соревнований.

Правило №4 – дорога – не место для конфликтов. Если какой-либо участник дорожного движения совершил по отношению к вам неэтичное действие ("подрезал", не пропустил помеху и т.д.), не следует ввязываться в дорожную дуэль.

Правило №5 – двигаться необходимо таким образом, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения.

Правило №6 – необходимо владеть искусством совершать аварии. Это значит, - в случае неминуемого ДТП использовать все элементы пассивной безопасности и навыки вождения, чтобы понести наименьший урон:

-      использовать ремни безопасности. При правильно установленном ремне безопасности, когда между ремнём и грудью человека свободно проходит рука, ремни безопасности спасают в девяти случаях из десяти;

-      руль необходимо держать надёжно, обеими руками, причём при поворотах не должно быть перехватываний руля;

-      нельзя надеяться на надёжность тормозной системы;

-      если ДТП неизбежно, в населенном пункте  нельзя менять направление движения. На загородной трассе можно попытаться уйти от столкновения, используя маневрирование рулём и торможение двигателем. Рекомендуется подавать звуковой сигнал. За несколько секунд до столкновения  водитель обязан предупредить пассажиров  криком, закрыть глаза, охватить голову руками и упереться предплечьем в рулевое колесо или приборный щиток. Сидящие на заднем сидении должны лечь на него с поджатыми ногами, закрыв голову руками.

Правило №7 – при совершении обгона запрещается снижение скорости при виде встречного автомобиля.

Правило №8 – все действия и намерения водителя должны быть понятны другим участникам дорожного движения.

Правило №9 – пешеход всегда прав.


15.5.3. Особенности ночного вождения

По сравнению с дневными часами ночью опасность совершить ДТП в 2 - 9 раз больше. Днём глаза воспринимают обстановку с помощью "колбочек", а ночью - с помощью других нервных окончаний - "палочек". Поэтому ночью человек видит контуры предмета, а цвет  различает плохо. Владельцы автомобилей тёмного цвета обязаны включать габаритные огни при первом наступлении сумерек. Сумерки очень опасны для вождения, так как в человеческом организме происходит нестационарный процесс перевода зрения с одних нервных окончаний на другие. Кроме того, в утренние сумерки водители чаще всего засыпают за рулём. В связи с чем рекомендуется в период сумерек сделать перерыв для отдыха.

Перед ночной поездкой не рекомендуется читать, разглядывать мелкие предметы, находиться в шумном помещении, слушать громкую музыку и смотреть телевизор. Не следует пользоваться солнцезащитными очками. Для улучшения ночного зрения можно сделать несколько физических упражнений в сочетании с обтиранием лица и шеи холодной водой,      выпить чашку крепкого кофе, съесть несколько кусочков сахара с лимоном или драже  витамина С.

Видимость ночью невозможна без чистых ветровых стёкол, правильно отрегулированных и чистых фар, исправных стеклоочистителей. Скоростной режим необходимо выбирать , исходя из освещения дороги . Ближний свет освещает дорогу на 45 м, дальний - на 100 м. С увеличением скорости движения область хорошей видимости уменьшается на10 м при увеличении скорости на 15 км/ч. Поэтому рекомендуемая скорость при езде с ближним светом на неосвещённой дороге составляет 50 км/ч.

Переходить с дальнего света на ближний необходимо за 150 м до встречного транспорта.

Перед переключением необходимо заглянуть как можно дальше вперёд.  При встречном разъезде следует держаться ближе к правому краю дороги, выдерживая боковой интервал до встречного транспорта. Приближаясь к подъёму или спуску, переключение на ближний свет производится  до пересечения лучей фар с лучами встречного автомобиля. При повороте по внешней стороне дороги нужно смотреть на правую сторону дороги, а при повороте по внутренней стороне - первым переключать свет с дальнего на ближний. Если навстречу едет транспортное средство с одной фарой, держаться от него необходимо как можно правее, так как это может быть автомобиль с неисправной фарой. Обгоняя попутный транспорт,  следует переключить свет фар на ближний.


15.5.4. Взаимовыручка

Ещё десять лет назад взаимовыручка водителей была обычным делом. Дать "прикурить", взять на буксир, помочь запчастями или дельным советом - на это мог рассчитывать любой участник движения. Осложнение криминогенной обстановки, переоценка морально-этических ценностей привели к тому , что проблемы человека, стоящего на обочине с включённой аварийной сигнализацией, стали только его проблемами. Особенно пренебрежением  к подобным ситуациям страдают молодые люди, опьянённые собственным благополучием. Им следует помнить, что и они могут оказаться в аналогичной ситуации. Конечно, существуют службы аварийного ремонта на дорогах, но цены на их услуги превышают все допустимые пределы (бусировка - 3.5 у.е./км).

Вывод простой – следует помогать другим участникам движения.

15.6. Психологическое и физиологическое

состояние водителя

Психологи разделяют водителей на три основных типа.

Водитель типа "парализованный" в момент опасности вскрикивает, закрывает глаза и безучастно ждёт дальнейших событий. От такого человека нельзя ожидать быстрого решения в сложной обстановке, даже если ему удаётся преодолеть реакцию испуга. Такому водителю следует ездить осторожно и избегать опасных ситуаций. Весьма полезно выучить и зафиксировать в подсознании способы поведения в экстремальной ситуации или пройти курсы экстремального вождения.

Водитель типа "испуганный" ясно осознаёт ситуацию и знает, что нужно делать для спасения, но из всех возможных решений чаще все выбирает неправильное. Поэтому их действия непонятны другим участникам движения.

Водитель типа "нормальный" хладнокровно оценивает ситуацию, принимает правильное решение и, что самое главное, осуществляет его.

Водитель не должен управлять транспортным средством в состоянии стресса или повышенной нервной возбудимости. Если произошла экстремальная ситуация на дороге, приведшая водителя в состоянии стресса, необходимо прекратить движение, остановиться на обочине, отдохнуть , сделать несколько физических упражнений, при необходимости принять успокаивающее средство, но не транквилизатор

ВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ И НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ.

ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЁМ – ПРЕСТУПНИК!

Водителю не разрешается начинать движение при наличии острой формы какого-либо заболевания, сопровождающегося повышением температуры, изменением кровеносного давления, проявлением болевых синдромов.

Водителю не разрешается управлять транспортным средством, если лечение хронических заболеваний предусматривает приём лекарств, снижающих реакцию водителя или вызывающих повышенную сонливость.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.           Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для студ. всех спец./Под ред. О.Н. Русака. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство "Лань", 2000. 448 с.

2.           Ж.Дгоран. Гид-переводчик, искусство, иностранный язык, психология. М., 2002 г.

3.           Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Для вузов/С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ ред. С.В.Белова. 2-е изд., испрю и доп. М.: Высшая школа, 1999. 448 с.

4.           Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002.

5.           Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый дом "Герда", 2000. –192 с.

6.           Вайзман Д. Руководство по выживанию. Пер. с анг. Л. Заремской.- М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2002.-383 с.

7.           Волович В.Г. Академия выживания. М.: Техноплюс, 1996.-366 с.

8.           Гуляев В.Г. Туристские перевозки. М.: Финансы и статистика, 1998.-367 с.

9.           Садов М., Никова В. Отдых на природе. СПб.: ООО "Издательский дом "Литера", 2000.-352 с.

10.      Шимановский В.Ф. Питание в туристском путешествии. М.: Профиздат, 1986.

11.      Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту. М.: Росагропромиздат, 1991.-240 с.

12.      Дрэйпер Д. Лошади и уход за ними. Пер. с анг. О.Белошеева.-Минск.:"Белфаксиздатгрупп", 1997.-256 с.

13.      Камбегов Б.Д. Коневодство и коннозаводство России. М.: Росагропромиздат, 1988.-224 с.

14.      Прозоров А.Д. Карманная книжка автомобилиста. Подсказки из "бардачка". СПб.: ООО "Издательский дом "Литера", 1999.-189 с.

15.      Бухтояров А.Ф. Коктейль для водителя. Полезные советы автолюбителю. СПб.: Лениздат, 1996. –270 с.

16.      Советы бывалых водителей. По страницам журнала "За рулем". М.: Издательство "За рулем", 1998. –200 с.













Оглавление

Введение……………………………………………………….

3

1. Опасность и общие вопросы безопасности………………

5

2. Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании………………………………………………

9

2.1. Общие требования безопасности……………………..

9

2.2. Контроль за выполнением требований безопасности.

16

2.3. Обеспечение безопасности туристов…………………

17

3. Государственное регулирование туристской деятельности……………………………………………………………

19

4. Права и обязанности туристов…………………………….

23

5. Психология безопасного туризма…………………………

25

5.1. Психические процессы и состояния………………….

25

5.2. Типология туристов……………………………………

28

5.3. Особые психические состояния………………………

29

5.4. Методы повышения безопасности……………………

35

5.5. Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности…………………………………………..

36

6. Деятельность гида-переводчика и безопасность туристов………………………………………………………….

38

7. Обеспечение безопасности в гостиницах………………..

40

8. Питание и безопасность…………………………………..

45

8.1. Проблемы безопасного питания и контроля качества  продуктов……………………………………………….

45

8.2. Требования к кухонным помещениям………………..

47

8.3. Безопасность питания в турпоходах………………….

48

9. Правила безопасной поездки на автобуса и поезде………

49

10. Страхование и безопасность туристов…………………..

51

10.1. Общие правила страхования…………………………

51

10.2. Услуги, предоставляемые туристу, страховыми компаниями…………………………………………….

54

10.3. Исключения из всех видов страхования…………….

58

10.4. Особенности страхования пассажиров железнодорожного транспорта……………………………………

62

10.5. Обязанности и права туристов по отношению к страховой фирме……………………………………….

63

11. Охрана окружающей среды………………………………

65

12. Вопросы безопасности конного туризма………………..

67

12.1. Порядок  выбора лошади и ее снаряжения………..

68

12.2. Повседневный уход  за лошадью…………………..

70

12.3. Безопасная одежда всадников………………………

72

12.4. Правила передвижения по дороге………………….

73

13. Обеспечение безопасности водного туризма и отдыха у водоемов…………………………………………………..

74

14. Безопасность горного туризма…………………………..

77

15. Вопросы безопасности в автотуризме…………………..

80

15.1. Техническое состояние автомобиля……………….

81

15.1.1. Принадлежности, предписываемые правилами дорожного движения………………..

82

15.1.2. Инструменты и приспособления…………..

82

15.1.3 Запчасти………………………………………

83

15.1.4 Мелочи, которые могут выручить автопутешествинника………………………………..

83

15.2 Возможные неисправности и пути их устранения..

84

15.2.1. Двигатель не заводится……………………..

84

15.2.2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу…………………………………….

92

15.2.3. Перегрев двигателя………………………….

93

15.2.4. Неисправности тормозной системы

95

15.2.5. Отказ сцепления…………………………….

97

15.2.6. Неисправности в коробке передач…………

98

15.2.7. Подгорание электропроводки………………

98

15.3. Состояние дорожного покрытия…………………..

99

15.4. Особенности проезда железнодорожных переездов……………………………………………………

103

15.5. Подготовка водителя……………………………….

106

15.5.1. Типичные ошибки водителей. Ошибки новичков………………………………………..

108

15.5.2. Азбука безопасного вождения……………..

109

15.5.3. Особенности ночного вождения……………

111

15.5.4. Взаимовыручка………………………………

112

15.6. Психологическое и физиологическое состояние водителя……………………………………………..

113

Библиографический список………………………………….

114



* за первое полугодие


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.