РУБРИКИ |
Безопасность жизнедеятельности в туристической сфере |
РЕКЛАМА |
|
Безопасность жизнедеятельности в туристической сфере- собирать и употреблять в пищу необходимо только съедобные грибы и лесные ягоды; - нельзя хранить вскрытые консервы в металлических банках до следующей трапезы; - нельзя использовать в пищу консервы с вышедшим сроком хранения; - в экстремальных условиях (при отсутствии провизии) для поддержания сил можно употреблять в пищу плоды рябины, калины, черемухи и лесной яблони; лесные ягоды: бруснику, голубику, землянику, клюкву, костянику, малину, морошку, чернику, шиповник; - нельзя ориентироваться на поведение птиц и зверей для определения съедобности ягод и семян; - все орехи в Российской Федерации не ядовиты; - в любое время года можно ловить рыбу, птицу и животных, если их отлов неоговорен специальными постановлениями и сроками. Гид-переводчик или инструктор помогут туристу разобраться в дарах природы, если у него появились на этот счет сомнения. 9. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ПОЕЗДКИ НА АВТОБУСЕ И ПОЕЗДЕЭкскурсионные поездки; перевозка от железнодорожных вокзалов, аэропортов и морского пассажирского порта туристских групп и официальных делегаций осуществляется автобусами. Автобусные туры, как в Западной Европе, иак и России, давно вошли в привычку как наиболее удобный способ для экскурсий. Автобус-идеальное средство передвижения для тех, кто стремится за одну поездку получить максимальное количество впечатлений, побывать в разных странах и городах. Спрос на автобусы постоянно растет, особенно в сезон туристского паломничества (с мая по октябрь). В обычное время с перевозкой туристов по г. Санкт-Петербург и по дальним маршрутам (междугородним и международным) справляются 200 туристских автобусов, то в сезон "пик" – требуется до 1000 автобусов, а в мае-июне 2003 года потребность оценивается в 1500-2000 автобусов. В 4,5 раза возросло число круизных туристов, достигнув в 2001 году отметки 250 тысяч. Имеющаяся инфраструктура, по данным Комитета по туризму и развитию курортов г. Санкт-Петербурга, позволяет увеличить количество судозаходов на 20%, а следовательно и количество автобусов для перевозки туристов. Однако перевозка туристских групп, а также индивидуальные поездки туристов в супермаркеты, на рынки и другие места досуга являются одними из опасных моментов любого путешествия. Аварии с транспортными средствами (автомобилем, автобусом, пассажирским поездом, самолетом), потеря ориентации и отставание от группы, кража личных вещей (сумок, портмоне, часов, ювелирных украшений) и денег, ухудшение состояния здоровья и нервные стрессы – вот неполный перечень опасностей, подстерегающих при этом туристов. Необходимо соблюдать следующие определенные правила переезда: - передвигаться лучше в дневное время; - стараться не ездить в часы "пик" (с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 19.00); - пропускать переполненный общественный транспорт (автобусы, тролейбусы, трамваи) и не пытаться в них сесть; - останавливаясь, чтобы спросить дорогу, помнить о безопасности; - ожидая автобус в темное время суток, стоять в хорошо освещенном месте, поближе к другим людям; - в автобусе садиться как можно ближе к водителю; - если что-то произойдет в автобусе или вагоне, немедленно поднять шум и сообщить об этом водителю или машинисту; - не садитесь в автобусе или автомобиле у открытого окна; - следить в транспортном средстве за своими вещами, особенно за ценными и за сделанными покупками, поместить багаж под сиденье; - всегда держать сумочку перед собой, а деньги и документы во внутреннем кармане; - стараться, по возможности, совершать поездки в общественном транспорте или такси не один, а с попутчиком из туристской группы или другим знакомым; - всегда садится в тот трамвайный или железнодорожный вагон, где уже есть люди; - по возможности садится в вагон, который останавливается вблизи выхода с платформы станции прибытия; - если почему-то не понравятся попутчики, перейдите в другой вагон на следующей станции; - если незнакомые пристают с угрозами в заполненном пассажирском поезде, следует немедленно поднять шум; - если случится какое-либо происшествие, действовать без промедления: включить сигнал тревоги или крикнуть кому-нибудь еще, чтобы сделали это; - садясь в поезд, на всякий случай посмотреть, где находится сигнал тревоги, стоп-кран, огнетушитель; - не стесняться обращаться к охраннику, проводнику или к любому другому официальному представителю железной дороги, если подвергаетесь угрозам со стороны какого-либо попутчика; - не пить чрезмерное количество алкоголя; не играть в азартные игры (карты, кости, нарды и т.д.) с "новыми знакомыми" на "интерес" и на деньги; - при обнаружении в транспорте оставленного кем-то пакета, сумки или свертка, не трогать его и сообщить водителю; - при опасении ночных воров попросить у проводника специальный блокиратор двери купе, делающий недоступным вход снаружи; - запомнить номер на бэйдже носильщика, который переносит (перевозит) вещи. Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.). 10. СТРАХОВАНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТОВ 10.1. Общие правила страхования Законодательством страны, где совершается путешествие, как правило, установливаются требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи туристам. Поэтому туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов является основной формой предоставления таких гарантий. Этот вид страхования наиболее востребован и потому рентабелен. Страховыми полисами различных категорий ("А", "В", "С" и "Д"), на территории их действия, предусматривается оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно при путешествии (табл.6). К страховым случаям, по общим правилам страхования от несчастных случаев, относятся смерть и постоянная утрата трудоспособности, наступившие в результате несчастного случая, т.е внезапного события, происшедшего помимо воли туриста: взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на/или самого туриста, внезапное удушение и отравление вредными продуктами или веществами, а также происшедшие при движении средств транспорта или при их авариях, при пользовании машинами, механизмами, орудиями производства и всякого рода инструментами и т.д. Таблица 6Эффективность работы страховых компаний России в 2001 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Название компании |
Число застрахованных, тыс. |
Объем страховой премии, млн. долларов США |
Количество страховых случаев, тыс. |
Размер выплат по страховому случаю, млн. долларов США |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ингосстрах |
600 |
6,13 |
11 |
2,71 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресо-Гарантия |
>400 |
3,0 |
4,5 |
0,80 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наста-Центр |
200 |
- |
4,0 |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
AIG Россия |
175 |
1,4 |
2,3 |
>0,70 |
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествий, включая туры с повышенным риском, например, конный, водный или лыжный.
Страховые компании предлагают все виды страхования путешествий от простых до сложных (экзотические экскурсии на джипах: джип-сафари, джип-авентура, сафари авентура; полеты на воздушном шаре), а также услуги по следующим видам страхования:
- добровольное медицинское и медицинских расходов за границей;
- вынужденного отказа от поездки (по уважительным причинам); отказа в выдачи визы или пропуска;
- *порчи и пропажи багажа и грузов;
- от несчастных случаев; кражи денег, дорожных чеков и кредитных карт;
- домашнего имущества, загородных строений и квартир; имущества предприятий и организаций на время поездки;
- средств наземного транспорта;
- автогражданской ответственности владельцев и пользователей транспортных средств по системе "Зеленая карта" (страхование транспортного средства не предусмотрено);
- гражданской ответственности за причинение вреда.
Знание перечня страховых услуг и порядка страхования, а также правил признания чрезвычайных обстоятельств, приключившихся с туристом в путешествии, страховым случаем и возмещения понесенных расходов, заставит туристов не нарушать установленных правил перемещения и проживания, быть бдительными и осторожными, что является залогом сохранения своего здоровья и имущества.
Отсутствие на момент начала туристских мероприятий у клиентов необходимых документов (виз, пропусков, оформленных на бумаге договоров) влечет за собой задержку начала или срыв путешествий, вследствие вынужденного выведения некоторых участников маршрута из составов туристических групп по решению представителей органов правопорядка или других организаций. В таких случаях турфирмы обязаны возвратить таким клиентам полные стоимости оплаченных ими туров или, выплатив компенсации за издержки, включить их после полного оформления необходимых документов в составы вновь формируемых групп.
10.2. Услуги, предоставляемые туристу,
страховыми компаниями
Страховыми случаями являются следующие события (при условии, если они имели место в период действия договора страхования):
- обращение туриста в медицинское учреждение, страховую фирму или компанию по оказанию экстренной помощи при внезапном заболевании, обострении хронического заболевания, травме и других несчастных случаях, требующих оказания экстренных медицинских услуг (госпитализации, хирургического или медикаментозного лечения; транспортировки в одну из ближайших больниц или санитарным самолетом или машиной, санитарной машиной в подходящую по оборудованию больницу для лечения последствий страхового случая, если это необходимо по медицинским показателям; транспортировки с необходимым медицинским сопровождением, если состояние здоровья допускает такую транспортировку, при этом врач должен определить необходимость подготовительных материалов, приспособлений, средств; стоматологической помощи-болеутоляющего лечения естественного зуба, вызванное общей травмой вследствие несчастного случая, или связанного с ним пломбирования естественных зубов);
- репатриация останков (оплата услуг по подготовке тела и покупку необходимого для международной перевозки гроба; оплата транспортировки до ближайшего аэропорта. Страховая фирма не несет ответственности за сохранность личных вещей туриста и расходов на погребение) ;
- внутрибольничное наблюдение (наблюдение за состоянием здоровья туриста, госпитализированного за пределами его постоянного места жительства, и информирование его семьи о состоянии здоровья);
- проживание до выздоровления (предоставление жилья для дальнейшего выздоровления после выхода из больницы);
- визит третьего лица в экстренных случаях (оплата авиационных, железнодорожных или автобусных билетов в оба конца родственнику, при наличии документов, подтверждающих родство, если состояние здоровья туриста, по мнению лечащего врача, является критическим или он находится в больнице более 10 дней и при нем нет никого из членов семьи);
- досрочное возвращение (оплата авиационного, железнодорожного или автобусного билета туристу к постоянному месту проживания в случае внезапной или непредвиденной, подтвержденной документально, смерти ближайшего родственника-матери, отца, законного супруга или супруги, детей, родных сестры или брата- при наличии документов, подтверждающих родство и свидетельства о смерти);
- представление юридической помощи (оплата услуг адвоката и помощи в возбуждении дела, если страховой случай произошел по вине третьего лица, что подтверждено документально);
- возвращение несовершеннолетних детей (организация досрочного возвращения к месту жительства и, при необходимости, сопровождение детей туриста в возрасте до 15 лет, оставленных без присмотра, квалифицированным персоналом);
- передача экстренных сообщений (в случае госпитализации туриста, обеспечение возможности передачи срочных сообщений и документов, используя сеть своих представительств по всему миру);
- возвращение и переадресация багажа (скорейший розыск и доставка багажа туриста в случае утери или переадресации багажа по вине транспортной компании во время перемещения любым общественным видом транспорта);
- помощь в возвращении документов (оказание помощи в оформлении утерянных документов, заменяющих утерянные паспорт и/или билеты, и в организации их доставки);
- предоставление переводчика (оплата предоставления переводчика, если турист находится в тяжелом состоянии в результате несчастного случая или внезапного заболевания);
- ремонт личного автотранспорта (оплата мелкого ремонта в дорожных условиях; при невозможности такого ремонта, отбуксирование автотранспортного средства к ближайшей автомастерской или на станцию техобслуживания. Стоимость запасных частей и ремонта в местной автомастерской оплачивает турист. Помощь не предоставляется в случае прокола шин, потери ключей, разрядке аккумулятора, неисправных внешних световых приборов, очистителей и омывателей стекол и фар, систем вентиляции и отопления салона, а также неисправностей, не препятствующих движению транспорта. Услуга не предоставляется для автомобилей старше 5 лет в случае поломки и старше 10 лет в случае аварии; для транспортных средств весом более 3,5 тонны и перевозящих пассажиров за плату, при наличии разрешения и без него);
- доставка запасных частей (оплата доставки запасных частей, отсутствующих в местной автомастерской нужных для ремонта транспортного средства. Стоимость самих запасных частей оплачивается туристом. Если приобретение запасных частей на территории страны временного пребывания не предоставляется возможным, то это является форс-мажорным обстоятельством и влечет за собой невозможность выполнения данного пункта);
- придорожный ремонт и буксировка (оплата, на выбор туриста, размещения водителя и пассажиров в местной гостинице на одну ночь или доставка туриста и пассажиров к месту проживания в стране пребывания, если ремонт транспортного средства в местной мастерской невозможно произвести быстрее, чем за 8 часов с учетом доставки запасных частей);
- репатриация транспортного средства (оплата эвакуации транспортного средства на родину, если турист не может оплатить его ремонт или на месте аварии или поломки осуществить ремонт невозможно менее чем за 10 дней; или если транспортное средство было украдено, а затем найдено после отъезда туриста; оплата возвращения туриста и пассажиров на родину таким транспортным средством, использование которого экономически целесообразно. Если оценочная стоимость ремонта транспортного средства превышает его рыночную стоимость в России, то ответственность страховой фирмы ограничивается стоимостью его эвакуации и возможными таможенными пошлинами);
- транспортировка пассажиров или предоставление другого водителя (оплата услуг другого водителя, в случае белезни туриста или получения им травмы и невозможности управления транспортным средством ни одним из пассажиром, или обеспечение возвращения пассажиров на родину иным способом, исходя из экономической целесообразности. При предоставлении водителя для возвращения на родину транспортным средством туриста, он оплачивает расходы на бензин, парковки, пользование платными автодорогами и паромами, пограничные и таможенные сборы, проживание и другие подобные расходы во время переезда);
- возмещение расходов на медицинские, экстренные и комплексные услуги, оплата которых была произведена туристом в стране поездки (компенсирование расходов на основании страхового акта в течение 15 банковских дней со дня предоставления туристом заявления; документа, удостоверяющего личность и подлинные документы, подтверждающие факт страхового случая и расходы на лечение, покупку лекарств и перевязочных средств: выписка из истории болезни на бланке больницы, поликлиники, частного врача, рецепт врача, счет, чек, и другие затраты, произведенные по страховому случаю. Стоимость переговоров по телефону возмещается туристу при условии предоставления счета, содержащего номер телефона, предусмотренный в договоре страхования. При необходимости проверки обстоятельств страхового случая и представленных документов страховая фирма имеет право в период рассмотрения заявления о выплате страхового обеспечения приостановить выплату на срок до 30 дней с письменным уведомлением туриста.).
При наступлении страхового случая страховая фирма обязана произвести страховую выплату туристу или его законным наследникам в соответствии с условиями договора страхования, независимо от причитающихся ему сумм по государственному социальному страхованию; социальному обеспечению; договорам страхования, заключенным с другими страховыми компаниями, а также сумм по возмещению причиненного ему вреда в соответствии с гражданским законодательством со стороны третьих лиц.
При определении размера выплаты применяются следующие правила:
- в случае смерти туриста выплата составляет 100%от страховой суммы по основному покрытию;
- при постоянной утрате трудоспособности (инвалидности) размер страхового возмещения определяется в зависимости от установленной группы инвалидности – 1 группа-100% от страховой суммы; 2 группа – 70%; 3 группа – 40%.
Для получения страховой выплаты в страховую компанию представляются следующие документы:
- в связи с постоянной утратой трудоспособности-страховой полис; заявление на выплату; документы, подтверждающие факт страхового случая (заключение соответствующего учреждения, определенного действующим законодательством, о наступлении постоянной утраты трудоспособности или установлении группы инвалидности); документ, удостоверяющий личность;
- в случае смерти-страховой полис; заявление на выплату; свидетельство ЗАГСа, заверенная копия о смерти; документ, удостоверяющий личность;
- в связи с дорожно-транспортным происшествием: копию страхового свидетельства виновника аварии; копию полицейского протокола; "Зеленую карту" (международный страховой полис); заполненное извещение об аварии, полученное в страховой фирме.
Страховая выплата производится в течение 7 банковских дней с момента получения необходимых документов.
10.3. Исключения из всех видов страхования
Страховыми случаями не являются события, перечисленные ниже, по которым не возмещаются расходы на оплату медицинских, экстренных и комплексных услуг:
- болезнь или следствие несчастного случая, которые по мнению медицинского представителя страховой фирмы не требуют квалифицированной медицинской помощи и не препятствуют продолжению поездки;
- хронические заболевания и их обострения, не представляющие собой угрозу жизни;
- курс лечения, начатый до и продолжающийся во время действия договора и обострение этого заболевания;
- любые услуги (например, вакцинация) и обследования с профилактическими целями, не связанные с необходимостью диагностики внезапного заболевания или несчастного случая; общие медицинские осмотры; восстановительная или физиотерапия, лечение нетрадиционными методами;
- стоматологический осмотр, рентгеновское исследование, удаление, пломбирование зубов и прочие стоматологические процедуры, за исключением расходов, явившихся следствием страхового случая;
- намеренное нанесение себе травм; психические, нервные и умственные заболевания; лечение депрессий; симулирование болезни; попытка подвергнуть себя болезни или ненужному риску (за исключением случаев спасения жизни другому человеку); врожденные аномалии;
- беременность, независимо от срока, и родовспоможение; если в период действия договора у туриста наступала беременность, то договор сохраняет свою силу только в отношении заболеваний, не связанных с беременностью и ее осложнениями;
- заболевания и состояния, требующие применения косметической и пластической хирургии, если пластические операции не производятся по жизненным показаниям и/или не являются операциями выбора с целью сохранения собственных органов;
- имплантация и реимплантация органов, если они не являются операциями выбора;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- любые травмы, болезни, потери, издержки в случае смерти или какой-либо ответственности в связи с вирусом иммунодефицита (ВИЧ-инфекции), или любым иным подобным синдромом, или связанное с ним состояние, как бы оно ни называлось, если только вирус не был получен в результате медицинского обследования, теста или курса лечения (при условии, что это не было связано с употреблением наркотиков или с венерическими заболеваниями);
- инфекционные заболевания, которые могли быть предотвращены заблаговременной вакцинацией и/или являющиеся следствием нарушения туристом профилактических карантинных мероприятий после контакта с носителем;
- страховые случаи, наступившие в результате форс-мажорных обстоятельств (войны, военных действий, революции, мятежа, восстания, гражданских волнений, природного бедствия, ядерного взрыва, прямого или косвенного воздействия радиации, любых видов чрезвычайных ситуаций: катастроф, пожара, взрыва на химическом предприятии и т.д. и других обстоятельств непреодолимой силы);
- уход и/или лечение туриста со стороны родственников;
- любое протезирование, включая зубное, ортопедическое и глазное, покупка средств медицинской техники (очки, слуховые аппараты, контактные линзы и т.д.);
- онкологические заболевания, лечение последствий наркотических и алкогольных интоксикаций;
- применение медицинских препаратов и любых лекарств, не предписанных врачом;
- лечение или продолжение лечения, которое может быть, с медицинской точки зрения, осуществлено в месте проживания.
Не возмещаются расходы на оплату медицинских услуг в следующих случаях:
- получение любых услуг без уведомления страховой фирмы по телефонам, указанным в договоре страхования;
- физическая возможность туриста, по мнению назначенного страховой фирмой медицинского представителя, вернуться в место своего постоянного проживания по адресу, указанному в договоре, в качестве обычного пассажира без медицинского сопровождения;
- осуществление поездки вопреки совету квалифицированного медика или специально с намерением получить лечение;
- выполнение любых форм опасной работы в связи с любым делом, ремеслом или профессией, скачками, авто- и мотогонками и соревнованиями, профессиональным или любительским спортом, занятием лыжным спортом, спуском в пещеры, альпинизмом, прыжками в воду с трамплина или на парашюте и иными опасными видами спорта, за исключением случаев уплаты дополнительной премии при обязательном уведомлении страховой фирмы, а также любыми видами полетов, за исключением совершаемых в качестве пассажира рейсового или чартерного транспорта, если иное не оговорено в особых условиях договора;
- совершение или попытка совершения членовредительства, самоубийства или незаконных действий;
- служба в Вооруженных силах или военных формированиях;
- лечение на отдыхе; санаторном, терапевтическом или попечительском уходе; на улучшение условий в больнице.
Основанием для отказа страховой фирмы произвести туристу выплату страхового обеспечения или уменьшить его размер является:
- совершение туристом умышленных действий, направленных на наступление страхового случая;
- совершение туристом умышленного преступления (действия, бездействия), находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем;
- сообщение туристом заведомо ложных либо неполных сведений об объекте страхования;
- нарушение туристом обязательств, предусмотренных в договоре страхования, в том числе не предоставление при наступлении страхового случая подлинника договора страхования и документа, удостоверяющего личность;
- получение туристом возмещения ущерба от лица, виновного в причинении этого ущерба;
- нахождение туриста в момент наступления страхового случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- передача туристом управления транспортным средством лицу, находившемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лицу, не имеющему прав на вождение транспортного средства, в том числе соответствующей категории;
- управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления данным транспортным средством;
- управление транспортным средством, имеющим неисправность, с которой запрещена его эксплуатация;
- решение об отказе в выплате страхового возмещения принимается страховой фирмой и сообщается туристу в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа, который может быть обжалован туристом в суде или арбитражном суде в пределах сроков исковой давности.
10.4. Особенности страхования пассажиров
железнодорожного транспорта
Туристов, путешествующих железнодорожным транспортом, страхуют от несчастного случая. Страховыми случаями признаются следующие события, имевшие место в период действия договора страхования: получение туристом травм (ушиб, ранение, вывих или перелом конечности, ожог, поражение электротоком, сдавление) любой степени тяжести; смерть туриста в результате несчастного случая.
Страховая сумма на одного застрахованного туриста в Российской Федерации в 2002 г. различна: от 20 000 рублей (Страховое акционерное общество "Экспресс Гарант", г.Екатеринбург) до 165 000 рублей (ЗАО "Балтийское страховое общество" г. Санкт-Петербург).
Ответственность страховой фирмы по договору страхования начинается с момента объявления посадки в пассажирский поезд и заканчивается в момент ухода с вокзала на станцию назначения, но не более, чем в течение одного часа после прибытия пассажирского поезда.
Транзитные пассажиры считаются застрахованными на территории вокзала (станции) на весь период ожидания; их страхование прекращается в случае ухода с территории вокзала (станции) и возобновляется при возвращении обратно.
Срок действия договора страхования соответствует сроку действия проездного документа на железнодорожный транспорт. Договор страхования оформляется выпиской полиса при оплате страхового взноса.
Для получение страхового обеспечения в связи с утратой трудоспособности турист представляет: страховой полис; заявление; проездной документ (билет); акт о несчастном случае, составленный начальником поезда или вокзала; документ из медицинского учреждения; документ, удостоверяющий личность.
При временной утрате трудоспособности страховая компания выплачивает по 0,3% от страховой суммы за каждый день нетрудоспособности, но не более 50% страховой суммы по одному страховому случаю; при постоянной утрате (получении инвалидности) выплачивается единовременное обеспечение в размере от 50 до 90% страховой суммы; при наступлении смерти- обеспечение в размере страховой суммы выплачивается наследникам.
Общая сумма выплат по одному или нескольким страховым случаям не может превышать страховой суммы по страховому полису.
10.5. Обязанности и права туристов по отношению
к страховой фирме
Турист обязан:
- при заключении договора страхования сообщить страховой фирме обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных расходов от его наступления (возраст, профессию, вид спорта, иные факторы);
- действовать разумно и предпринимать все меры предосторожности, чтобы избежать заболеваний и несчастного случая;
- обратиться в случае необходимости получения медицинских, экстренных и комплексных услуг в местную или международную диспетчерскую службу страховой фирмы в любое время суток немедленно по телефонам, указанным в договоре страхования и сообщить:
Ø свою фамилию, имя, номер договора и срок его действия;
Ø место нахождения в стране пребывания и телефон, по которому можно незамедлительно связаться с туристом;
Ø подробное описание возникшей проблемы и вида требуемых услуг;
- обеспечить медицинскому представителю страховой фирмы свободный доступ к туристу и его истории болезни, а также при требовании страховой фирмы предоставить подлинник договора страхования; документ, удостоверяющий личность; документацию о лечении, связанном со страховым случаем;
- делать все то, что страховая фирма сочтет необходимым и разумным с целью соблюдения прав и сохранения средств страховой фирмы или с целью получения компенсации от других сторон, с которыми страховая компания будет уполномочена связаться. Необоснованный отказ туриста от выполнения предписаний страховой фирмы влечет за собой утрату прав на получение помощи по конкретному страховому случаю и покрытия расходов, предусмотренных договором страхования;
- представить страховой фирме подлинные документы, подтверждающие факт страхового случая и расходы на лечение (выписки из истории болезни на бланке больницы, рецепт врача, счет и т.д.);
- по требованию страховой фирмы за их счет пройти, при необходимости, обследование у врача или клиническое обследование;
- возместить стоимость предоставленных услуг в течение одного месяца после получения письменной претензии от страховой фирмы о возмещении любых расходов, за которые страховая фирма не несет обязательств по договору страхования;
- в случае получения возмещения ущерба от виновного лица, в течение 10 дней вернуть страховой фирме выплаченное страховое обеспечение;
- при наступлении страхового случая по вине третьей стороны, обеспечить право на суброгацию к виновной стороне и передать страховой фирме все имеющиеся у него документы и доказательства, и выполнить все действия, необходимые для осуществления этого права. При несоблюдении этого требования страховая фирма имеет право на возврат ранее выплаченного страхового обеспечения;
- своевременно обратиться к страховой фирме за выплатой страхового обеспечения.
Турист имеет право: оплатить самостоятельно расходы на медицинские, экстренные и комплексные услуги, с обязательным уведомлением страховой фирмы в течение 24 часов с момента наступления страхового случая.
11. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Естественная и искусственная окружающая среда являются наиболее фундаментальной составляющей туристского продукта. Как только начинает разворачиваться туристская деятельность, так неизбежно окружающая среда подвергается изменениям либо для обеспечения туризма, либо вседствие его.
Для изучения физического воздействия туризма на окружающую среду определяют:
- сравнение с влиянием на нее других видов деятельности (антропогенной нагрузок);
- условия до начала освоения турбаз и маршрутов;
- однозначный показатель уровня терпимости флоры и фауны к вмешательству в их уклад;
- косвенные и стимулированные виды воздействия, связанные с развитием туризма на исследуемой территории.
Воздействие на окружающую среду, связанные с развитием туризма, можно рассматривать с точки зрения прямых, косвенных и стимулированных эффектов. Эти воздействия могут быть как положительными, так и отрицательными. Развитие туризма невозможно без воздействия на окружающую среду, но можно за счет правильного планирования управлять развитием туризма таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия и поддерживать положительные эффекты.
Отмечаются положительные эффекты:
- восстановление или сохранение исторических зданий и мест, реконструкция и приспособление пустующих зданий для нужд туристов (гостиницы, пансионы, мотели);
- создание национальных парков и заповедников; защита и благоустройство прибрежных зон (пляжей, рифов и т.п.);
- поощрение работ, связанных с улучшением качества окружающей среды и направленных на создание более привлекательных условий для туристов (озеленение городов; мелиорация земель; сохранение лесов; строительство набережных);
- рост обеспечения местного населения и туристов оборудованием для занятий спортом и активного отдыха;
- усовершенствование инфраструктуры, включая дороги, автостоянки и тротуары; транспортные службы; системы элктро-, водоснабжения и связи .
Негативные стороны:
- ограничения пастбищных угодий; уничтожение растительности в результате вырубки леса и сбора цветов и трав; нерациональное использование растений и их плодов и семян, а также вытаптывания насаждений и расчистки местности для размещения средств обслуживания туристов;
- рост уровня шума при транспортировке (автомобили, моторные лодки, самолеты) и туристской деятельности (дискотеки, ночные клубы и бары);
- загрязнение прибрежных вод в результате слива сточных вод из зданий гостиничной индустрии и пролива нефтепродуктов (прогулочные, экскурсионные катера и моторные лодки; дизельные установки энергоснабжения);
- загрязнение воздуха в результате сжигание топлив для обеспечения энергией гостиничных кондиционеров и холодильников; выхлопными газами автомобилей;
- нарушение биологического равновесия в популяциях фауны за счет охоты и рыболовства; нарушение процессов размножения; миграция животных;
- разрушение песчаных дюн при оборудовании спортивных площадок;
- пожары от непотушенных или разведенных в периоды засушливого лета костров;
- оставление битой посуды (загрязнение и возможная пожароопасность из-за случайной фокусировки солнечного света);
- вандализм в отношении памятников древней архитектуры (надписи, разборка на сувениры);
- изменение состояния грунтов и рельефа при строительстве высотных гостиниц;
- эрозия почвы (уплотнение в результате вытаптывания; увеличение риска оползней и лавин; разрушение геологических образований: скал, пещер и т.д. и берегов рек);
- истощение подземных и поверхностных водных и топливных ресурсов;
- нарушение эстетического восприятия (средства обслуживания туристов; рост застроенной территории; мусор и т.д.).
12. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ КОННОГО ТУРИЗМА
Одним из рациональных видов отдыха, который позволяет быстро восстановить утраченные силы и укрепить здоровье, познать новое (исторические, природные и другие объекты туристского показа), а также выявить и развить в себе спортивные качества (силу воли, азарт, выносливость, терпение и т.д.) является конный туризм. Особенностью данного вида путешествия является полевая верховая езда по пересеченной местности в любое время года и суток с преодолением естественных и искусственных препятствий: канав, крутых подъемов и спусков, поваленных деревьев и т.д. Приобретая путевку на тур c конным маршрутом, турист берет на себя большую ответственность и к этому нельзя относиться несерьезно.
Безопасность маршрута гарантирует турбаза, определяя продолжительность дневных переходов и места стоянок; гостиницы или другие места отдыха; объекты питания; обеспечивая группы опытными и профессионально подготовленными тренерами-методистами и квалифицированными ветеринарами; мобильной связью. Туристам разъясняют особенности путешествия, характер опасностей, с которыми они могут встретиться в походе, и важность предупредительных мер, направленных на обеспечение безопасности. Безопасность на маршруте будет зависеть, в основном, от взаимоотношений человека и лошади. Необходимо помнить, что лошади, как и люди, обладают характерами. Лошади – это живое существо с собственным умом, волей и индивидуальностью.
Выбирая конный маршрут, туристы должны четко представлять: есть ли у них основные навыки обращения с лошадью, либо они обязаны приобрести навыки ухода и обращения. Перед началом путешествия тренер-методист обучит туриста основным правилам: умению взнуздывания и седловки, приемам кормления, чистки и оказания первой помощи, что повлияет не только на успех в овладении искусством верховой езды, но и предупредит появление механических повреждений на теле лошади (спине, голове, уголков рта). Однако в течение всего туристического маршрута туристы должны быть очень внимательны к особенностям поведения лошади, что обеспечит туристам сохранение здоровья и получение положительных эмоций от похода.
12.1. Порядок выбора лошади и ее снаряжения
Предоставление лошади туристу, как услуги тура, подтверждается туристским ваучером. Сделать правильный выбор не всегда легко (тем более, что тренер не знает особенности характера туриста), ошибка может оказаться катастрофической с точки зрения здоровья всадника и благополучия всей группы. Турист – как потенциальный "хозяин" лошади должен подойти к этому вопросу с осторожностью и награда не замедлит себя ждать. Необходимо помнить, что одни лошади спокойные, добрые, другие – злые, третьи – флегматичные, ко всему равнодушные, четвертые – горячие, нервные. Поэтому выбор лошади заключается в следующем:
- критически оценить свои достижения в области верховой езды (опытный конник может полностью использовать потенциал любой лошади, даже если у нее трудный характер; новичку негодится молодая лошадь, ему необходима правильно обученная лошадь с хорошими манерами, прочной нервной системой и добрым нравом, которая может приглядывать за всадником; таких лошадей называют "наставниками");
- выбор должен сообразовываться с возрастом, весом и ростом ездока (не слишком ли велика, широка или узка; легче ездить верхом, если ваш рост соответствует размерам лошади: человеку с длинными ногами, естественно, будет удобнее на большой лошади, чем коротышке, и наоборот);
- узнать у инструктора-методиста или коневода нюансы поведения лошади: как она отнесется к компании незнакомых людей и не будет ли скучать по старым товарищам, не боится ли она собак и уличного движения, автомобилей и т.д.;
- тесты, характеризующие состояние здоровья и черты поведения лошади:
Ø реакция на прикосновение говорит о темпераменте;
Ø проводка в поводу шагом и рысью, повороты на месте, прогон рысью на корде по твердой ровной поверхности позволяет выявить скрытые признаки хромоты;
Ø прогибание спины под седлом или под седоком означает проблемы с дыханием или сердцем, или лошадь страдает мышечными спазмами;
Ø посадка головы может выявить проблемы с равновесием или зрением.
- лошадь должна просто нравиться туристу.
- пол лошади: лучших успехов добиваются жеребцы, так как кобылы бывают, строптивы, и с ними труднее найти общий язык, чем с меринами.
- у лошадей замечательная память; причем они запоминают не только хорошее, доброе, но и обиды, наказания, удары; это должны учитывать молодые и неопытные всадники.
Когда человек впервые стал ездить верхом на лошади, он не пользовался ничем, кроме примитивной уздечки. Это было задолго до того, как придумали седло, и еще больше времени прошло, пока появились стремена. Сейчас минимум снаряжения, требующегося для верховой езды, включает седло, уздечку с удилами и стремена.
Очень важно, чтобы седло подходило как лошади, так и седоку. Оно не должно мешать движению плечей, защемлять холку или давить на позвоночник. Неправильно подонанное седло будет натирать спину.
Уздечка или оголовье – наиболее распространенное и подходящее снаряжение для первоначальной подготовки как всадника, так и лошади, а также для повседневной езды. Выбор, крепление и подгонку седла и уздечки первоначально проводит тренер, а на протяжение маршрута эти операции делает ездок.
Стремена для прочности должны быть изготовлены из нержавеющей стали и иметь достаточную ширину, чтобы по обеим сторонам сапога всадника оставалось место, примерно, в 1,5 см. У безопасных стремян одна сторона закрыта резиновым кольцом, что не дает ноге застрять в случае непредвиденных обстоятельств. Хорошего качества должны быть и путлища (стремянные ремни), что необходимо для безопасности.
Лошадей обувают в металлические подковы вот уже более двух тысяч лет. Необходимость защиты копыт возникла, когда человек начал использовать лошадь для перевозки грузов и верховой езды. Чрезмерный износ копыт лошади-результат того, что они стираются быстрее, чем растут. Износ копыт сильнее при движении по твердому, каменистому грунту или при большой влажности.
Чтобы выполнить необходимый объем работы, лошадь должна быть всегда здорова и в форме. Достичь этого можно только путем повседневного ухода и внимания. Уход за лошадью не так-то прост: ее надо почистить, помыть, проверить ковку, "справиться" о состоянии ее здоровья и уж после этого квалифицированно оседлать.
Долг каждого туриста подвергать лошадь тщательному осмотру на предмет ее самочувствия и появления свежих синяков и шишек. С некоторыми из обычных лошадиных недугов и болячек может справиться опытный тренер, другие же могут потребовать вмешательства ветеринара. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на успех.
Еще одним важным моментом ухода за лошадью является осмотр копыт и целостности подков. Для расчистки копыт используют специальные крючки с тупым концом. Никогда не существовало более справедливого афоризма, чем "нет копыта – нет лошади". Хромота у лошадей связана с копытами чаще, чем с любыми другими частями ног. Это неудивительно, принимая во внимание величину силы, давящей на копыта лошади, которая вынуждена тянуть тяжелый груз или нести седока, к тому же на большой скорости или преодолевать препятствия. Лошадь с больными копытами совершенно неработоспособна.
Раннее распознавание признаков болезни: потеря аппетита, перемены в поведении, выделения из носа, кашель, потеря блеска шерсти, изменение консистенции и частоты испражнений.
В группе обязательно должна быть аптечка первой помощи для лошадей, в комплект которой должны входить дезинфицирующие средства для промывания ран; кожные тампоны, пропитанные дезинфицирующими средствами, для очистки ран при отсутствии чистой воды; крем или жидкость для очищения ран; лейкопластыри; повязки и бинты; репеллент против насекомых. Применение средств производится по указанию и с помощью тренера или ветеринара на стоянке.
После напряженного дня лошадь может отдохнуть лежа, снимая напряжение с ног и копыт, для этого необходима травяная (соломенная, торфяной мох) подстилка, достаточной толщины. При отдыхе лежа уменьшается возможность травмы скакательных суставов, ослабляется дрожание ног и копыт, иногда возникающее от длительного многочасового перехода. После перехода лошадь обязательно должна быть укрыта попоной из пропускающего воздух материала, обеспечивающего высыхание пота.
Складирование навоза производится в отдельно стоящую кучу или огороженный с трех сторон бункер, при этом надо убедиться , что стоки из кучи не попадают на пешеходные дорожки или подъездные пути.
|
© 2000 |
|