РУБРИКИ |
Совершенствование доходов и расходов Национального банка Украины |
РЕКЛАМА |
|
Совершенствование доходов и расходов Национального банка УкраиныКт Корреспондентский счёт Ценности могут приобретаться за наличные в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и действующим законодательством Украины. Получение ценностей от поставщика осуществляется на основе доверенности установленного образца. Независимо от того, получены ценности по доверенности полностью или частично, лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого случая доставки в учреждение полученных ценностей, предоставить лицу, которое выписывает и регистрирует доверенность, документ о получении ценностей и сдача их на склад или материально ответственному лицу. Приобретение ценностей за иностранную валюту отображается такими проводками: Предоплата: Дт 2710 Кт Корреспондентский счёт При изменении официального курса гривны к иностранной валюте, который установлен НБУ. Дебиторская задолженность не переоценивается. оприходование: Дт 8000 “Позиция банка по иностранной валюте и банковским металлам” Кт 2710 одновременно: Дт 2200 “Хозяйственные материалы на складе” Кт 8000 Приобретение ценностей за иностранную валюту с оплатой после их получения отображается такими проводками: на сумму стоимости, определенную в договоре, по официальному курсу гривны к иностранным валютам, который установлен Национальным банком, на дату оприходования: Дт 2200 Кт 8000 одновременно: Дт 8000 Кт 4710 Кредиторская задолженность переоценивается при каждом изменении официального курса гривны к иностранной валюте. оплата полученных ценностей: Дт 4710 Кт Корреспондентский счёт Порядок принятия ценностей на склад и их оприходование Складской учёт ведётся по количеству и видам ценностей, которые хранятся. Все ценности учитываются в карточках складского учёта. Записи в карточках осуществляют ответственные лица на основе первичных приходно-расходных документов, которые подтверждают движение ценностей и составляются в день осуществления операций. После каждой записи определяется остаток ценностей по этому виду. Основными типовыми документами, по которому осуществляется оприходование на склад, являются накладные, товарно-транспортные накладные, акты приёмки. Стоимость полученных ценностей отражается в балансе в день их получения на основе сопроводительных документов. Порядок выдачи и учёта использования ценностей. Выдача ценностей со склада осуществляется на основе накладного требования на отпуск материалов за подписью уполномоченных лиц, которая заверяется подписями получателя и заведующего складом. На общую сумму требований составляется мемориальный ордер для отражения операций по выдаче ценностей в бухгалтерском учёте. Выдача со склада ценностей в эксплуатацию отражается такой проводкой: Дт Соответствующие счета класса 7; Кт 2200 Одновременно на стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов выполняется такая проводка: Дт 8051 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации” Кт 8059 (Контрсчёт для учёта малоценных и быстроизнашивающиеся предметов в эксплуатации” Хозяйственные материалы для ремонта основных средств, который производится подрядной организации или хозяйственным способом, выдаются со склада по накладному требованию на основании доверенности и учитываются на счёте 2202 “Материальные ценности у подотчётных лиц и на переработке” После окончания работ понесённые затраты отражаются в учёте согласно с “Инструкцией по бухгалтерскому учёту основных средств и нематериальных активов учреждений Национального банка Украины”. Выдача со склада ценностей под отчёт отражается такой проводкой: Дт 2202 Кт 2200 Списание ценностей, выданных под отчёт, осуществляется на основании акта об их использовании, утверждённого уполномоченным лицом. Акт составляет подотчётное лицо свободной форме и он должен содержать его подпись и подписи членов комиссии. В бухгалтерском учёте осуществляются проводки: в случае возврата неиспользованных ценностей на склад: Дт 2200 Кт 2202 “Хозяйственные материалы у подотчётных лиц и в переработке” при использовании подотчётным лицом полученных ценностей: Дт Соответствующие счета расходов Кт 2202 Порядок осуществления переоценки запасов материальных ценностей. Оценка стоимости остатков ценностей должна осуществляться по наименьшей из двух оценок – оценкой приобретения этих ценностей или чистой стоимости реализации. Такая оценка стоимости применяется для каждой отдельной единицы запасов материальных ценностей. Запасы, которые испорченны, устарелы или их цена снизилась, отражаются по чистой стоимости реализации. Для проведения переоценки запасов материальных ценностей создаётся комиссия, которая составляет опись-акт об уценённых товарах, и подаёт его на рассмотрение управляющему учреждения. Материалы на переоценку запасов материальных ценностей утверждаются управляющим в двухдневный срок после их получения. Убытки от уценки отражаются на счёте 7629 “Другие неоперационные расходы” в корреспонденции со счетами 2200 “Запасы материальных ценностей на складе”. В случае повышения стоимости ценностей, которые были уценены, на сумму увеличения (в пределах предыдущего уменьшения) осуществляется такая проводка: Дт 2200 Кт 6699 2.2.3. Анализ доходов и расходов управления Национального банка Украины в Одесской Области за 1999 – 2000 годы
Анализ доходов управления Национального банка Украины в Одесской области
На основании данных формы №2 – НБУ проведем сравнительный анализ выполнения отчёта о прибылях в управлении Национального банка Украины в Одесской области за 1999 – 2000 года.
2.2.4 Учет и Анализ процентных доходов Проценты и приравненные к ним комиссии. Процентные и приравненные к ним комиссии должны учитываться регулярно не реже одного раза в месяц, независимо от периодичности расчётов, которая указана в договоре с контрагентом, доходы за последние дни текущего месяца могут учитываться в следующем месяце. Приравненные к процентам комиссии – это комиссии, которые учитываются аналогично процентам, т.е. пропорционально времени и сумме актива или обязательств. К таким комиссиям относятся, например, комиссии по предоставлению гарантий, за обязательства предоставить средства (подтверждение кредитной линии, акцепта и др.). В конце каждого месяца выполняются такие проводки: при начислении доходов: Дт 1428 “Начисленные проценты по долгосрочным кредитам, которые предоставлены коммерческим банкам” Кт 6042 “Процентные доходы по долгосрочным кредитам, которые предоставлены коммерческим банкам” q На дату совершения платежа: при получении средств: Дт счёт клиента или корреспондентский счёт Кт 1428 q В случае неполучения платежа в оговоренный в договоре срок: Дт 1429 “Просроченные начисленные проценты по долгосрочным кредитам, которые предоставлены коммерческим банкам” Кт 1428 q В случае признания платежа сомнительным, исполняется проводка: Дт 6042 Кт 1482 “Сомнительная задолженность по долгосрочным кредитам, которые предоставлены коммерческим банкам” В случае частичного или полного погашения контрагентом задолженности по сомнительным процентам и приравненным к ним комиссиям, которые учитывались на внебалансовых счетах, выполняется проводка: Дт Счёт клиента или корреспондентский счёт Кт Доходы q Оплата процентов и приравненных к ним комиссий авансом: при получении средств: Дт Счёт клиента или корреспондентский счёт Кт Доходы будущих периодов q В конце каждого месяца на сумму, которая относится к отчётному периоду, выполняется проводка: Дт Доходы будущих периодов Кт Доходы Комиссии за одноразовые услуги К комиссиям по одноразовым услугам принадлежат, например, комиссии за услуги валютного обмена: при получении доходов: Дт счёт клиента или корреспондентский счёт Кт 6130 “Комиссионные доходы по операциям на валютном рынке” Комиссии за услуги с обязательным результатом Если договор предусматривает обязательства стороны, которая предоставляет услугу, относительно достижения наперёд определённого результата, то результат не может быть получен, пока услуга не предоставлена полностью (например, услуги по приватизации). К этой же категории относятся комиссии за услуги, которые предоставляются в течение определённого периода и считаются завершёнными только после окончания этого периода при условии достижения результата, предусмотренного договором. Указанные доходы учитываются по факту предоставления услуги или по факту достижения определённого договором результата. На дату оформления документа, который подтверждается: Предоставление банком услуг: Дт Начисленные доходы Кт Доходы q На дату совершения платежа: при получении средств: Дт Счёт клиента или корреспондентский счёт Кт Начисленные доходы Комиссии за беспрерывные услуги К комиссиям за услуги, которые предоставляются беспрерывно, принадлежат, например, арендные платежи, комиссии за инкассаторские услуги, расчётно-кассовое обслуживание (кроме оплаты процентов, начисленных по остаткам средств на счетах). Такие доходы должны учитываться в течение всего срока действия договора: 1. Начисление комиссионных доходов в случае, если по договору полная или частичная оплата услуг, предоставленных в текущем отчётном периоде, совершается в следующем периоде: при начислении доходов: Дт Начисленные доходы Кт Доходы 2. На оговоренную в договоре дату расчётов: за предоставленную банком услугу: Дт Счёт клиента или корреспондентский счёт Кт Начисленные доходы В случае неполучения платежа за предоставленную услугу в обговоренный в договоре срок: Дт Просроченные доходы Кт Начисленные доходы В случае признания дебиторской задолженности сомнительной: Дт Доходы Кт Просроченные доходы. Одновременно на сумму такой задолженности выполняется запись о прибыли внебалансового счёта “Сомнительная дебиторская задолженность по начисленным доходам”: В случае частичного или полного погашения контрагентом задолженности по неоплаченным комиссиям, учёт которых совершается по внебалансовым счетам: Дт Счёт клиента или корреспондентский счёт Кт Доходы Получение комиссии авансом: при получении средств: Дт Счёт клиента или корреспондентский счёт Кт Доходы будущих периодов На отчётную дату на сумму, которая относится к отчётному периоду, выполняется проводка: В случае доходов: Дт Доходы будущих периодов Кт Доходы Комиссии за услуги, которые предоставляются поэтапно. К таким комиссиям относятся, например, комиссии за предоставление консультаций, которые согласно с годовыми или бессрочными соглашениями предоставляются поэтапно. Доходы по таким услугам рассчитываются в границах каждого этапа по мере реализации соглашения. Бухгалтерский учёт таких комиссий аналогичный учёту комиссий за беспрерывные услуги. Начисления доходов осуществляются с даты оформления документа, который подтверждает предоставление услуги. Таблица 3.1 Анализ динамики и структуры удельного веса процентных доходов управления Национального банка Украины в Одесской области за 1999 – 2000 года (%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование статей |
Удельный вес |
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1999 |
2000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие процентные доходы |
100 |
100 |
Х |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Процентные доходы |
100 |
100 |
Х |
На основании предоставленных данных о процентных доходах нельзя сделать вывода о деятельности банка за отчётный период в этой области.
2.2.5.Анализ комиссионных доходов
Доходы за предоставление услуг СЭП: Внутренняя схема бухгалтерского учёта межбанковских расчётов СЭП построенная с использованием внутренних технологических счетов. Список внутренних технологических счетов и их соответствие балансовым счетам приведено в таблице 2.1.
Таблица2.1
Список внутренних технологических счетов и их соответствие балансовым счетам
Номер
Техноло-
Гического
счёта
Название внутреннего технологического счёта
Балансовый
счёт для
дебетового
остатка
Балансовый счёт для кредитового остатка
[1]
Корреспондентский счёт коммерческого банка
1410.1
3200
[2]
Транзитный счёт коммерческого банка (филиала) для неподтвержденных сумм
1410.2
3206
Продолжение таблицы 2.1
[3]
Технический счёт учреждения Национального банка Украины
8040
8040
[4]
Транзитный счёт учреждения Национального банка Украины для неподтвержденных сумм
2631
4631
[5]
“Зеркальное отображение” счёта
территориального управление в
4800
2800
Головном учреждении Национального банка Украины
[6]
Транзитный счёт региона для неподтвержденных сумм
2632
4632
[7]
Технический счёт АРМ-2 (территориального управления Национального банка Украины)
8041
8041
[8]
Внутренний транзитный счёт АРМ-2 (территориального управления Национального банка Украины)
2633
4633
[9]
Счёт территориального управления в Головном учреждении Национального банка Украины
2800
4800
Доходы за услуги расчётно – кассового обслуживания Предоставление услуг по расчётно – кассовому обслуживанию осуществляется на основе заключённого договора и установленных тарифов, которые приведены в приложении.
Таблица 3.2
Анализ динамики и структуры удельного веса комиссионных доходов управления Национального банка Украины в Одесской области
за 1999 - 2000 годы
(%)
Наименование статей
Удельный вес
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-)
1999
2000
Комиссионные доходы за услуги СЭП и электронной почты
Комиссионные доходы по операциям расчётно – кассового обслуживания (кроме инкассации)
Комиссионные доходы от деятельности инкассаторских служб
16,33
3,65
80,02
20,73
4,10
75,15
+4,4
+0,45
-4,87
Комиссионные доходы
100
100
Х
Положительно деятельность управления Национального банка Украины характеризует увеличение доходов за услуги СЭП и электронной почты (+4,4 %). Также наблюдаем, незначительное увеличение доходов за расчётно-кассовое обслуживание (0,48%), хотя все коммерческие банки осуществляют этот вид операции, но как видим, всё больше клиентов обращаются к услугам НБУ. Тем самым, увеличивая доход регионального управления. Но отрицательным является значительное уменьшение доходов от деятельности инкассаторских служб (-4,87 %), которые в свою очередь занимают наибольший удельный вес среди остальных статей доходов.
2.2.6.Анализ других операционных доходов
Доходы, полученные за предоставление инкассаторских услуг:
Таблица 2.2
СПИСОК И ТАРИФЫ
на операции, связанные с оборотом банкнот и монет Национального банка Украины, которые предоставляются учреждениями и региональными управлениями Национального банка Украины их клиентами
№ п/п
Наименование операций (услуг)
Тарифы
(в гривнах)
1.
Перевозка банкнот и монет
По договору и калькуляции расходов
2.
Инкассация денежной выручки
По договору и калькуляции расходов
3.
Перевозка других ценностей (драгоценных металлов, камней и др.)
По договору и калькуляции расходов
Проводки:
Дт 2770 (по каждому предприятию)
Кт 6112
Дт (счёт предприятия)
Кт 2770 (НБУ)
В случае просрочки срока уплаты комиссионных:
Кт 2770
Дт 2779
Доходы от выдачи лицензий. Коммерческие банки (юридические лица) имеют право осуществлять банковские операции только после получения соответствующей лицензии Национального банка Украины. Филиалы коммерческих банков осуществляют банковские операции при наличии соответственно оформленного поручения главного банка и разрешения регионального управления Национального банка Украины по месту нахождения филиала банка.
Таблица 2.3
СПИСОК И ТАРИФЫ
на услуги за предоставление лицензий (разрешений) на осуществление банковских операций, которые предоставляются учреждениями и территориальными управлениями Национального банка Украины
№п/п
Наименование услуг
Тарифы
1.
Регистрация КБ, изменений в их учредительных документах, регистрация филиалов банков, изменений к их положениям
100 необлагаемых минимальных доходов граждан
2.
Предоставление КБ лицензий на осуществление банковских операций, а также расширение действия лицензии
50 необлагаемых минимальных доходов граждан
3.
Согласование открытия территориально обособленных безбалансовых отделений коммерческих банков и их учреждений
20 необлагаемых минимальных доходов граждан
4.
Регистрация представительств коммерческих банков
20 необлагаемых минимальных доходов граждан
5.
Согласование разрешений на осуществление банковских операций, выданных банками -юридическими лицами своим филиалам
40 необлагаемых минимальных доходов граждан
6.
Регистрация корреспондентских счетов коммерческих банков в банках – нерезиден- тах и резидентах
2 необлагаемых минимальных доходов граждан
Таблица 3.3
Анализ динамики и структуры удельного веса других операционных доходов управления Национального банка Украины в Одесской области за 1999 - 2000 годы
(%)
Наименование статей
Удельный вес
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-)
1999
2000
Доходы от продажи памятных и юбилейных монет, другой нумизматической и сувенирной продукции
Доходы от регистрации и выдачи лицензии
Другие операционные доходы
33,33
13,02
53,64
48,91
20,93
30,26
+15,58
+7,91
-23,38
Другие операционные доходы
100
100
Х
Проанализировав данные таблицы видно, что управление Национального банка Украины в 2000 году увеличило доходы от продажи памятных и юбилейных монет, другой нумизматической и сувенирной продукции (+15,58 %) и доходы от регистрации и выдачи лицензии (+7,91 %). Это указывает на то, что в области появляются новые коммерческие банки, а это хорошо как для области так и для государства в целом. Но значительное уменьшение других операционных доходов (-23,38 %), характеризует деятельность управления Национального банка с отрицательной стороны и на это необходимо обратить внимание руководству банка.
2.2.7.Анализ неоперационных доходов
Таблица 3.4
Анализ динамики и структуры неоперационных доходов управления Национального банка Украины в Одесской области за1999 - 2000 годы
(%)
Наименование статей
Удельный вес
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-)
1999
2000
Другие штрафы, пени, неустойки, которые получены
Положительный результат от продажи основных средств
Положительный результат от продажи товарно – материальных ценностей
Другие неоперационные
63,86
0,00
0,00
33,16
52,08
0,69
0,69
46,52
-11,78
+0,69
+0,69
+13,36
Неоперационные доходы
100
100
Х
Из таблицы 3.3 наблюдаем увеличение таких статей как положительный результат от продажи основных средств (+0,69%), положительный результат от продажи товарно – материальных ценностей (+0,69%) и других неоперационных доходов (+13,36%). Но произошло значительное уменьшение доходов от штрафов, пени, неустоек, которые получены (-11,78%), но это положительно характеризует деятельность коммерческих банков в Одесском регионе.
2.2.8. Анализ расходов управления Национального банка Украины
Рассмотрим структуру расходов управления Национального банка Украины в Одесской области, на основании данных формы №2 – НБУ за 1999 - 2000 годы.
2.2.9. Анализ расходов на содержание персонала
Таблица 3.5
Анализ динамики и структуры расходов на содержание персонала управления Национального банка Украины в Одесской области за 1999 – 2000 года
(%)
Наименование статей
Удельный вес
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-)
1999
2000
Основная заработная плата
Дополнительная заработная плата
Материальная помощь и другие социальные выплаты
Взносы на обязательное государственное страхование
Расходы на подготовку кадров и повышение квалификации
Расходы на спецодежду, обувь и другие средства защиты работников
Другие расходы на содержание персонала
17,09
37,45
21,08
23,95
0,24
0,19
0,89
18,31
37,35
20,56
23,06
0,39
0,07
0,27
+1,22
-0,1
-0,52
-0,89
+0,15
-0,12
-0,62
Расходы на содержание персонала
100
100
Х
Из данных таблицы 3.4, следует, что Национальный банк проводит политику снижения расходов на содержание персонала. Я считаю, что руководству банка следует уменьшать другие статьи расходов, а не те которые связаны с расходами на материальную помощь, на спецодежду, обувь и другие средства защиты работников.
2.2.10. Анализ административных расходов
Таблица 3.6
Наименование статей
Удельный вес, %
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-)
1999 год
2000 год
Расходы на изготовление монет
Расходы на изготовление другой банковской продукции
Расходы на коммунальные услуги
Расходы на охрану
1,42
0,15
6,87
6,02
3,85
0,17
5,59
5,03
+2,43
+0,02
-1,28
-0,99
Хозяйственные расходы
Арендные (лизинговые) платежи
3,30
0,65
1,51
0,85
-1,79
+0,2
Оплата услуг других субъектов
Другие эксплуатационные расходы
Расходы на текущий ремонт и
0,52
21,22
0,49
20,37
-0,03
-0,85
Техобслуживание собственных основных средств
Расходы на текущий ремонт и техобслуживание арендованных основных средств
Другие расходы на содержание основных средств и нематериальных активов
Амортизационные отчисления
Оплата налогов и сборов
Налог на землю
Оплата других налогов и сборов
Другие операционные расходы
7,98
0,00
0,00
47,64
4,21
1,58
2,63
0,05
7,89
0,05
0,12
46,79
5,42
2,17
3,25
1,86
-0,09
+0,05
+0,12
-0,85
+1,21
+0,59
+0,62
+1,81
Другие операционные расходы
100
100
Х
Анализ динамики и структуры административных расходов управления Национального банка Украины в Одесской области за 1999 - 2000 годы.
(%)Проанализировав данные таблицы, можем наблюдать увеличение большинства статей расходов, что негативно характеризует деятельность Одесского управления НБУ. Наибольшее увеличение расходов видим по
статьям, связанным с изготовлением банковской продукции, показывая увеличение наличных расчётов, что негативно характеризует состояние безналичного оборота.
Уменьшение по статьям, связанным с расходами на охрану, хозяйственными расходами, и другое свидетельствует о введении режима экономии на рабочих местах. В это же время наблюдается увеличение налогов и сборов. Но это недостатки налоговой политики государства, которая носит фискальный характер.
2.2.11. Анализ неоперационных расходов
Таблица 3.7
Анализ динамики и структуры неоперационных расходов управления Национального банка Украины в Одесской области за 1999 – 2000 годы
(%)
Наименование статей
Удельный вес
Изменение в 2000 году по сравнению с 1999 годом (+,-)
1999
2000
Другие штрафы, пени, неустойки, которые оплачены
Отрицательный результат от продажи или ликвидации товарно – материальных ценностей
Другие неоперационные расходы
0,00
27,00
73,00
5,00
35,00
60,00
+5,00
+8,00
-13,00
Неоперационные расходы
100
100
Х
Отрицательный результат от продажи товарно-материальных ценностей увеличился в этот период, что, по-моему, мнению связанно с довольно сложной процедурой продажи или ликвидации этих ценностей.
Чтобы охарактеризовать деятельность Национального банка Украины за 1999 – 2000 годы, рассчитаем коэффициент ускорения (замедления):
Тпр = Тпр доходы/Тпр расходы,
где
Тпр = удельный вес доходов в 2000 году/ удельный вес доходов в 1999 году
Тпр = удельный вес расходов в 2000 году/ удельный вес расходов в 1999 году
Расчёт данного показателя приведён в таблице:
Таблица 3.8
Расчёт коэффициента ускорения ( замедления )
Статьи
Темп прироста
Коэффициент опережения (отставания)
доходов
расходов
Процентные
Комиссионные
Другие операционные
Неоперационные
2,00
1,02
0,85
0,71
0,74
0,00
0,06
0,83
2,71
-
14,17
0,86
Из таблицы видно, что, в общем, доходы опережают расходы по соответствующим операциям. Можем наблюдать, что процентные доходы растут более высокими темпами, чем процентные расходы и коэффициент опережения составляет 2,71 %. Что характеризует деятельность банка положительно. Наибольшее значение коэффициента опережения составляет 14,17 %, показывая тем самым, что за анализируемый период другие операционные доходы опережают другие операционные расходы.
Коэффициент отставания неоперационных доходов, который составил 0,86 %.Свидетельствует о том, что неоперационные расходы значительно превышают неоперационные доходы. Руководству банка следует обратить внимание на эту статью и исправить положение.
3. Опредиление направлений совершенствования формирования Национального Банка Украины.
В 1998 г. произошли события, приведшие страну к кризису банковской системы. Непосредственным толчком к обострению кризисных явлений послужили решения 17 августа, повлекшие масштабную девальвацию национальной валюты, всплеск инфляции, остановку операций на рынке государственных ценных бумаг. Однако на глубину банковского кризиса повлияли и проблемы, имевшие место внутри самой банковской системы. Это:
· Недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками;
· Недокапитализация банковской системы;
· Увлечение спекулятивными операциями на финансовом рынке в ущерб зачастую менее прибыльной работе с реальным сектором.
В период с 01.08.98 г. по 01.10.99 г. число действующих кредитных организаций сократилось на 12%. Отличительной особенностью этого процесса стал отзыв лицензий на осуществление банковских операций у ряда крупнейших банков, в т.ч. Национального Банка Украины. в кредитных организациях, у которых к настоящему времени отозваны лицензии на совершение банковских операций, до кризиса была сосредоточена почти четверть активов банковской системы и вкладов населения(без учета Национального Банка Украины), пятая часть остатков средств на расчетных, текущих счетах клиентов. В некоторых регионах вообще не осталось действующих кредитных учреждений, кроме подразделений Национального Банка Украины. Вместе с тем кризис подтвердил необходимость и целесообразность функционирования средних и даже мелких банков, которые оказались более устойчивыми в условиях финансовой нестабильности. В целом региональные банки выдержали удары кризиса, выстояли без особых потерь для местной экономики.
Анализ финансового состояния банковской системы показывает, что хотя к концу 1999 г. наиболее острая фаза банковского кризиса преодолена, говорить о нормализации деятельности банковской системы преждевременно.
В 1999 г. в целом по Украине наблюдался процесс увеличения масштабов
банковской деятельности. В формировании ресурсной базы кредитных организаций в первой половине 1999 г. наметились положительные тенденции. Так за 8 месяцев 1999 г. депозиты физических лиц, размещенные в банковской системе увеличились в гривнах на 26%, в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте ) – на 6%. Однако доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы еще достигла уровня, составив 18% (на 01.08.98 – 25% ).
В связи с некоторым оживлением промышленного производства в 1999 г. возрос объем средств, привлеченных банками от предприятий и организаций. В целом с августа 1998 г. по август 1999 г. указанные средства в гривнах увеличились в 2,5 раза, а в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте ) сократились на 12%. В итоге доля средств на расчетных, текущих и прочих счетах предприятий и организаций в совокупных пассивах банковской системы увеличилась с 13% на 01.08.98 г. до 20%. Одновременно произошло сокращение доли фондов и прибыли в совокупных пассивах банковской системы с 18% на 01.08.98 г. до 11%. При этом число прибыльных банков в период с 01.01.99 г. практически не изменилось.
Несмотря на то что Национальный Банк Украины пересмотрел свое отношение к перспективам функционирования средних и малых банков и существенно смягчил требования к минимальному размеру собственных средств (капитала), необходимость существования крупных банков никоим образом не ставится под сомнение.
При этом “крупный банк” не означает “непотопляемый”. Кризис 1998 г. продемонстрировал, что именно крупные структурообразующие банки испытали все негативные последствия недооценки важности работы с реальным сектором, увлечения спекулятивными операциями на финансовых рынках, масштабных заимствований на западных рынках капитала и массовых изъятий вкладов населением.
С августа 1998 г. совершенствование регулирования деятельности коммерческих банков производится по двум направлениям. Первое направление – это разработка мер оперативного характера по преодолению влияния острых последствий финансового кризиса на банковскую систему. Второе направление связано с комплексным совершенствованием нормативной базы банковского регулирования в целях повышения надежности и стабильности банковской системы, укрепления доверия к ней, кредиторов и вкладчиков.
Национальным Банком Украины в первые же месяцы кризиса был принят целый ряд оперативно технических документов, позволивший смягчить последствия кризисных явлений банковской системы.
Параллельно с тактическими шагами Национальный Банк Украины предпринял ряд мер направленных на совершенствование нормативной базы, регулирующей банковскую деятельность:
· Изменен в сторону ужесточения порядок расчета нормативов достаточности собственных средств, мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, общей ликвидности, максимального размера риска на одного заемщика , нормативов использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) одного юридического лица;
· Введен новый порядок расчета собственных средств (капитала), который максимально приближен к международным стандартам и соответствует рекомендациям комитета по банковскому надзору. Теперь капитал банка делится на основной и дополнительный, причем в основной капитал входят только действительно стержневые составляющие;
· Лимиты открытой валютной позиции рассчитываются по счетам и срочным сделкам раздельно.
Неизбежным следствием финансового кризиса стало ухудшение качества активов банков. Объем просроченной задолженности по предоставленным кредитам возрос за период с начала года на 7%. В настоящее время действует требование о создании резервов на возможные потери по ссудам в размере не менее 75% от величины расчетного резерва. При этом принудительные меры воздействия к банкам применяются только в случае создания резерва в размере менее 50% от расчетного по ссудам, отнесенным ко 2 – 4 –й группе риска. С 01.02.2000 г. кредитные организации будут обязаны сформировать резерв для компенсации возможных потерь в зависимости от уровня кредитного риска , в полном объеме. Размер резервов составит по 1-й группе “стандартные ссуды” 2%, по 2-й группе “нестандартные ссуды” - 20%, по 3-й группе “сомнительные ссуды” - 50%, по 4-й группе “безнадежные ссуды”- 100%.
Наряду со снижением доходности традиционных банковских операций (кредитных операций и вложений в ценные бумаги ) необходимость начисления резервов является основной причиной убытков, понесенных кредитными организациями в текущем году.
Убыточная и низкорентабельная деятельность кредитных организаций приводит к уменьшению размера собственных средств (капитала). С 01.07.99 г. изменена методика расчета собственных средств (капитала) банка, она стала более приближенной к международным стандартам. Величина собственных средств определяется как сумма основного и дополнительного капитала, прибыль отчетного года, а также часть фондов, сформированных за счет прибыли текущего года, включая в состав основного и дополнительного капитала в зависимости от наличия подтверждения аудиторской фирмы.
Показатель величины собственных средств (капитала) используется в целях определения значений экономических нормативов, лимитов открытой валютной позиции. Снижение значения указанного показателя по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 10 месяцев, более чем на 20%, при одновременном нарушении одного из обязательных экономических нормативов является одним из оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации в соответствии с законом. Таким образом, одной из важнейших задач кредитных организаций является наращивание собственных средств (капитала) , в том числе путем увеличения уставного капитала.
Следует отметить, что Национальный Банк Украины уделяет особенное внимание созданию эффективной системы внутреннего контроля, одной из задач которой является своевременная идентификация, оценка и принятие мер по минимизации рисков. По данным Национального Банка Украины, лишь в 35% кредитных организаций, создавших службы внутреннего контроля в головных офисах, организован контроль за деятельностью филиалов, а службы внутреннего контроля непосредственно в филиалах имеют лишь 6% кредитных организаций.
Ограниченность доходных ликвидных инструментов привела к появлению избыточной ликвидности в банковской системе в виде роста остатков средств на корреспондентских счетах.
Несмотря на снижение количества действующих проблемных кредитных организаций и уменьшение их доли в основных показателях банковской системы в совокупных активах – с 46 до 21%, в привлеченных вкладах населения – с 14 до 7%, в привлеченных межбанковских кредитах – с 78до 50 %, работа с банками является крайне актуальной проблемой реструктуризации банковской системы.
Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночного механизма, что подразумевает бесперебойное существование расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов.
|
© 2000 |
|