РУБРИКИ

Развитие системы страхования автотранспортных средств в РК

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Развитие системы страхования автотранспортных средств в РК

К средствам автотранспорта относятся автомобили: легковые, грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы, автобусы, троллейбусы, трамваи, мототранспорт, а также прицепы к ним. Страхование осуществляется путем заключения договора страхования между страховщиком (страховой организацией) и страхователем.

Договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств прекращает свое действие в случаях: истечения срока действия; досрочного прекращения; осуществления страховщиком страховой выплаты по первому наступившему страховому случаю, если договором или законодательными актами об обязательном страховании не предусмотрено иное. При досрочном прекращении договора обязательного страхования страхователь имеет право на возврат части страховой премии в размерах, предусмотренных Законом.

Страховым случаем выступает событие, при котором вред третьим лицам, за который отвечает страхователь, причиняется воздействием автотранспортного средства, находящегося во владении страхователя. Обычно таким событием признается ДТП с участием указанного в договоре страхователя автотранспортного средства. Это событие, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены автотранспортные средства, сооружения, грузы или причинен иной материальный ущерб.

Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств предусмотрено и как добровольный вид страхования. Параллельное существование указанного вида страхования в обязательной и добровольной формах нередко вводит в заблуждение страхователей.

По обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств размеры страховых премий и страховых выплат утверждены Правительством Республики Казахстан.

По добровольному виду правила (условия) страхования разрабатываются и тарифы (со ссылкой на источники) устанавливаются страховыми организациями и согласовываются с Национальным банком.

Таким образом, изучение теоретических основ транспортного страхования позволило сделать следующие выводы:

1.                     По своей сути страхование – это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.

2.                     Отрасль страхования объединяет виды страховой деятельности по принципу однородности страхуемых рисков. Возможны различные способы классификации отраслей страхования: по объектам страхования, по критерию ответственности, по принципу однородности рисков и т.д.

3.                     В зависимости от объекта страхования, имущественное страхование может быть представлено в виде страхования транспортного средства. В этом случае целью страхования является возмещение ущерба владельцу транспортного средства.

4.                     Также владелец транспортного средства, в соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», должен заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид транспортного страхования призван возместить ущерб третьим лицам, причиненный транспортным средством страхователя.



2. Развитие автотранспортного страхования в Республике Казахстан

 

2.1 Анализ развития отрасли автотранспортного страхования в Республике Казахстан


Согласно трактовке Большого экономического словаря, автотранспортное страхование – это специализированная область страхования, связанная с эксплуатацией средств автотранспорта /11, с. 29/.

В развитии автотранспортного страхования в нашей стране можно выделить шесть этапов его развития, наглядно представленных в таблице 2.


Таблица 2. Этапы развития рынка автотранспортного страхования

Период

Наименование этапа

Характерные факторы

1 Этап

1969–1985

Этап первоначального формирования системы добровольного транспортного страхования

Добровольное страхование средств транспорта, принадлежавшим граж-данам, стало развиваться как самостоятельный вид страхования в СССР.

2 Этап

1986–1991

Этап развития системы добровольного страхования транспорта

1. Введение и развитие в СССР добровольного комбинированного страхования автомобиля, водителя и багажа (авто – комби)

2. Введение новых Правил добровольного страхования транспортных средств и наличием условий для введения страхования ГО участников дорожного движения.

3 Этап

1992–2000

Этап формирования системы гражданской ответственности участников дорожного движения.

2. Принят Закон «О страховании» и введено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Наблюдается бурный рост числа страховых компаний.

4 Этап

2001–2003

Этап окончательного введения института обязат. страхования ответственности владельцев транспорта

01.07.2003 года принят Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств» за №446-II ЗРК.

5 Этап

2004–2007

Этап наращивания объемов автотранс-портного страхования

Наращивание объема услуг автострахования

6 Этап

2007 – по настоящее время

Этап внесения изменений в законодательство об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности

Внесение ряда изменений в систему автострахования:

-           создание базы данных по обязательному страхованию ГПО владельцев транспорта на основе ТОО «Первое кредитное бюро»;

-           наделение Фонда гарантированных страховых выплат новой функцией по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, в случае, когда виновник скрылся с места транспортного происшествия;

-           внедрение системы «бонус-малус»;

-           создание института страхового омбудсмана;

-           пересмотрен порядок расчета страховых премий.


Рассмотрим подробнее все этапы развития отрасли автотранспортного страхования.

1 Этап. С 1969 года добровольное страхование средств транспорта впервые стало проводиться на случай хищения, гибели или повреждений в связи с угоном транспортных средств. Были установлены льготы страхователям за безаварийную езду (лицам, страховавшим средства транспорта не менее трех лет без перерыва, предоставляется месячный льготный срок для заключения нового договора). В этот период развития добровольное страхование средств транспорта по учетным операциям стало определяться отдельно от добровольного домашнего страхования имущества.

На первом этапе развития добровольное страхование средств транспорта, принадлежащим гражданам (автокаско), завоевывало популярность нашей стране. Правила добровольного страхования средств транспорта, принадлежащих гражданам, введенные в действие с января 1978 года расширили перечень объектов страхования и в большей степени учли потребности и интересы автовладельцев, условия эксплуатации транспортных средств, характер и причины дорожных происшествий. Договор с органами Госстраха могли заключить не только те лица, кому транспортное средство принадлежит на правах личной собственности, но и пользующиеся по доверенности или получившие его от органов социального обеспечения.

2 Этап. Добровольное комбинированное страхование автомобиля, водителя и багажа (авто-комби) – это вид автотранспортного страхования, положивший начало второму этапу его развития в нашей стране с 01.01.86 года. По договору авто-комби в комплексе считались застрахованными автомобили (в том числе с прицепами), багаж, находящийся в них, а так же водители и страхователи автомобилей на случай смерти в результате дорожно-транспортного происшествия. С 01.01.89 года была введена ответственность страховых органов и за травму водителя и страхователя, полученную в результате дорожно-транспортного происшествия и повлекшую наступление инвалидности.

С 01.05.1988 года в целях повышения эффективности и популярности автотранспортного страхования средств транспорта, заключенным сроком на один год и в страховой сумме, равной действительной стоимости транспортного средства, а так же по договора страхования авто-комби, заключенным с уплатой платежа по тарифу 2%, при определении размера причиненного ущерба за повреждение транспортного средства стоимостью новых деталей и принадлежностей не стала уменьшаться соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования.

3 Этап (1994–2000 года). Введение новых правил добровольного страхования транспортных средств или наличие условий для возникновения страхования гражданской ответственности участников дорожного движения открыли дальнейшие перспективы третьего этапа развития казахстанского автотранспортного страхования.

В 1992 году был принят закон «О страховании» в Казахстане, который и стал ориентиром для деятельности всех участников рынка страхования. В эти годы была введена система государственного регулирования страховой деятельности: увеличены требования к капитализации страховых организаций, наложен запрет на занятие страховщиком иной, кроме страхования, предпринимательской деятельностью, введены лимиты по максимальной ответственности страховщика по отдельному договору. При этом количество страховых компаний постоянно росло и к 1999 году достигло 71.

1998 году наблюдается бурный рост числа страховых компаний, что вызвано введением в стране гражданско-правовой ответственности водителей. Начиная с 2000 года, число компаний стабилизировалось (рисунок 11).


Рисунок 11 – Количество страховых компаний на рынке


18 декабря 2000 года был принят Закон Республики Казахстан №126 «О страховой деятельности».

4 Этап. 2001–2003. Дальнейшее развитие системы государственного регулирования страховой деятельности. 01.07.2003 года принят Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» за №446-II ЗРК.

В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» за №446-II ЗРК от 01.07.2003 года в Республике Казахстан, эксплуатация транспортного средства не допускается в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования /2/. При этом договор должен быть заключен с момента возникновения у физического или юридического лица права владения транспортным средством, но не позднее десяти рабочих дней с момента государственной регистрации (перерегистрации) данного транспортного средства в подразделениях дорожной полиции органов внутренних дел.

Кроме данного Закона, приняты еще ряд законодательных актов, повлиявших на дальнейшее развитие системы автострахования:

-   Закон Республики Казахстан от 01 июля 2003 года №444 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами»;

-   Закон Республики Казахстан от 03 июня 2003 года №423 «О Фонде гарантирования страховых выплат».

5 Этап (2004–2007) – Увеличение объемов автострахования. Нельзя рассматривать рост рынка автострахования отдельно от роста совокупного страхового рынка. В целом по страховому рынку за период с 2004 по 2007 года наблюдается увеличение полученных страховых премий. Отношение страховых премий к ВВП выросло за последние шесть лет с 0,6% до 1,3%. Следовательно, страховой рынок в целом развивается быстрее, чем экономика страны. Уровень развития страховых услуг является показателем экономического развития страны (рисунок 12).


Рисунок 12 – Динамика роста страхового рынка Казахстана за ряд лет


Как наглядно отражено на рисунке 12, страховой рынок Казахстана развивается высокими темпами. За последние 5 лет объем страховых премий увеличился более чем в 5 раз.

Позитивная динамика роста страхового рынка позволяет говорить о том, что страхование является одним из перспективных секторов экономики. Прежде всего, это обусловлено высокими темпами роста ВВП, повышением реальных доходов населения и совершенствованием законодательства в области страхования.

По данным Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), в 2007 году наибольшие доли в обязательном страховании принадлежали страхованию гражданско-правовой ответственности (ГПО) работодателя (40%) и страхованию ГПО автовладельцев (41%) /12/.

Что касается имущественного портфеля в добровольном страховании, то первое место здесь занимает страхование от прочих финансовых убытков – 38%, или 42 млрд тенге. На страхование автомобильного транспорта приходится 3% (6,6 млрд тенге) от общей емкости портфеля.

Таким образом, можно говорить о наращивании объемов автострахования, если учесть, что рынок страховых услуг растет, и большой удельный вес в структуре портфеля страховых премий занимает автострахование.

Что касается участников рынка автострахования, можно сказать, что лидирующие компании в области добровольных видов транспортного страхования являются «дочками» казахстанских банков. Это связано с ростом банковского кредитования: например при получении кредита на покупку автотранспорта обязательным условием получения займа является приобретение страхового полиса дочерней страховой компании этого банка. Без исполнения этого условия кредитования не происходит.

Компаниями, сформировавшими свой страховой портфель из этих продуктов, являются в основном аффилированные с банковскими структурами: «БТА Страхование», «Казкоммерц-Полис», «АТФ-Полис», «Казахинстрах» (дочерняя компания Народного банка), «Альянс-полис», «АМСГ», «Евразия». Они же, как правило, лидируют по поступлениям страховых премий.

6 Этап. 7 мая 2007 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по обязательным видам страхования».

Данный Закон является третьим законом из блока законов, разработка которых была предусмотрена Программой развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года №729.

Одним из важнейших изменений, внесенных в законодательство Республики Казахстан о страховании является формирование базы данных по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. База данных представляет собой банк статистических данных (о страхователе, страховых случаях) необходимых, прежде всего, для страховых организаций, поскольку страховое мошенничество приводит к потере репутации, финансовому ущербу, и соответственно имеет свою социальную и экономическую цену.

Основной целью создания базы данных по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является предотвращение и предупреждение фактов мошенничества в сфере обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств путем осуществления сбора информации от страховщиков, осуществляющих обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств и иных лиц на основании договоров о предоставлении информации и (или) получении страховых отчетов.

Создание такой базы данных производится в соответствии с Принципом 27 Международной Ассоциации Страховых Надзоров, которым предусмотрено, что надзорные органы вправе требовать от страховщиков и посредников принять необходимые меры для предотвращения, выявления и исправления страхового мошенничества.

Также требование о создании информационных центров предусмотрено 4-ой евродирективой по автострахованию №2000/26/ЕС от 16.05.2000 года.

2 марта 2007 года состоялось заседание рабочей группы ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» по вопросу создания базы данных, где страховые организации определили ТОО «Первое кредитное бюро» в качестве организации, которая будет осуществлять деятельность по формированию и ведению базы данных.

Страховые организации, имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, обязаны в течение шести с момента введения Закона стать участниками базы данных, т.е. заключить договор о предоставлении информации и (или) получении страховых отчетов.

Кроме директивы о создании базы данных, данным законодательным актом внесены прочие изменения в страховое законодательство Республики Казахстан, а именно:

-  пересмотрен порядок расчета страховых премий и увеличены их размеры адекватно существующим рискам;

-  наделение Фонда новой функцией по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, в случае, когда виновник скрылся с места транспортного происшествия – с 1 октября 2008 года;

-  внедрение системы «бонус-малус» – с 1 января 2008 года;

-  создание базы данных и института страхового омбудсмана – в течение шести месяцев со дня введения в действие Закона;

-  обязательное переоформление лицензии страховым организациям на право осуществления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств – в течение шести месяцев со дня введения в действие Закона.

Одними из условий переоформления лицензии является участие страховой организации в базе данных, вхождение ее представителя в состав совета представителей и наличие филиалов и (или) страховых агентов в столице, городах республиканского, областного и районного значения.

Таким образом, заключение договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств в настоящее время может осуществляться страховыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, только при выполнении условий по участию страховой организации в базе данных и вхождения ее представителя в состав совета представителей страхового омбудсмана.

По пересмотру порядка расчета страховых премий можно отметить следующее:

– рассчитана базовая страховая премия, размер которой составляет 1,9 МРП;

– пересмотрены региональные коэффициенты, с учетом сложившейся убыточности в каждом регионе;

– пересмотрены коэффициенты, зависящие от типа транспортного средства (легковой, грузовой, автобус в зависимости от количества посадочных мест, троллейбус, трамвай, мотоцикл, прицеп);

– законодательно установлены размеры коэффициентов (от возраста водителя и его стажа вождения, семейного положения, срока эксплуатации транспортного средства, введена система «бонус-малус»), которые позволяют индивидуально подходить при страховании к каждому владельцу транспортного средства;

– введены льготы для пенсионеров.

Учитывая социальную значимость этого вида страхования, КАЦ при расчете новых страховых тарифов были применены корректирующие коэффициенты, основанные на среднемесячной номинальной заработной плате на одного работника в мае 2006 года в разрезе регионов Казахстана, согласно данным Агентства РК по статистике.

Следует отметить, что из предлагаемого расчета страховой премии было исключено деление страхователей на физических и юридических лиц, а также деление легковых транспортных средств по объему u1076 двигателя.

Относительно системы «бонус-малус» (скидки-надбавки) можно отметить, что она существует во многих странах мира. Ее суть сводится к дифференцированному тарифу в зависимости от наличия или отсутствия в истории вождения владельца транспортного средства аварийных случаев по вине, которого произошел страховой случай. В итоге у водителя появляется стимул не нарушать правила дорожного движения и, соответственно, повышается культура вождения.

Применение страховщиками данной системы в Республике Казахстан стало возможным, при условии, если страховая организация является участником базы данных, поскольку при заключении договора страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств страховщик должен будет направить запрос в базу данных для получения информации, касающейся наличия или отсутствия у данного автовладельца страховых случаев. При этом, данная информация не относится к тайне страхования, и получать данную информацию может как менеджер страховой организации, заключающий договор страхования, так и страховой агент.

Учитывая, что Законом предусмотрен рост размера страховых премий, также пересмотрены в сторону увеличения предельные объемы ответственности страховых организаций по одному страховому случаю.

На сегодняшний день одной из проблем на рынке предоставления услуг по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является оценка размера вреда, причиненного имуществу, при транспортном происшествии, что привело конфликтам между страховщиком и потерпевшим, нарушая механизм реализации данного вида страхования.

22% жалоб от общего количества жалоб по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств за 2006 год составили жалобы по несогласию с размером оценки вреда, причиненного имуществу. Во избежание дальнейшего обострения конфликта по данному вопросу Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по обязательным видам страхования» предусмотрены следующие поправки:

1) введено понятие «независимый эксперт»;

2) размер вреда, причиненного имуществу, оценивает только независимый эксперт, результат оценки которого является обязательным для страховщика;

3) аккредитация независимых экспертов, в целях принятия единого подхода к оценке и прозрачности деятельности независимых экспертов;

4) предусмотрено право выбора потерпевшего о самостоятельном обращении к независимому эксперту либо об обращении его к страховщику для организации оценки у независимого эксперта поврежденного (уничтоженного) имущества.

Одним из основных принципов аккредитации независимых экспертов является принятие ими единого подхода к оценке поврежденного (уничтоженного) имущества.

Как известно, обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств является одним из самых массовых видов страхования, соответственно качественное осуществление данного вида страхования позволяет страховым организациям привлечь клиентов для реализации услуг по другим видам страхования, а также создает условия для конкуренции между страховыми компаниями за лучшее качество урегулирования страховых случаев, поскольку она рискует потерять своего клиента

Первостепенное значение при выборе страховой организации будут иметь имидж, деловая репутация, уровень обслуживания страхователей, оперативность осуществления страховых выплат и финансовая устойчивость.

Дальнейшая практика реализации Закона продвинула страховой рынок республики на новый качественный уровень, поскольку данным Законом установлены дополнительные требования к страховым организациям Республики Казахстан, осуществляющим обязательные виды страхования, а также созданы правовые условия и предпосылки, позволяющие обеспечить соответствующий уровень страховой защиты интересов граждан и хозяйствующих субъектов.

Компании-лидеры в страховании автотранспорта за первое полугодие 2008 года представлены в таблице 3.


Таблица 3. Компании-лидеры в страховании автотранспорта за первое полугодие 2008 в Республике Казахстан /13/

Место

Компания

Премии, млн тенге

Уровень выплат, (%)

Всего

Имущественное страхование автомобилей

Страхование ГПО автовладельцев

1

«БТА Страхование»

384,17

365,92

18,25

12,4

2

«Казкоммерц-Полис»

383,34

357,26

26,07

42,4

3

Нефтяная страховая компания

307,80

270,65

37,16

25,4

4

«Альянс Полис»

272,27

271,10

1,17

15,7

5

«Казахинстрах»

187,31

178,53

8,78

19,1

6

«АТФ Полис»

141,61

135,55

6,05

21,9

7

Номад Иншуранс

128,64

124,58

4,07

25,8

8

«Евразия»

110,78

110,19

0,60

3,3

9

«Amanant insurance»

85,97

85,78

0,20

24,9

10

«Лондон-Алматы»

79,74

71,65

8,09

18,7


Динамика основных показателей отрасли автострахование за 2008 год следующая:

-   на 01.01.2008 года почти весь автопарк Казахстана был охвачен страхованием ГПО автовладельцев. В 2007 году объем этого вида страхования вырос на 19% в основном за счет увеличения числа автолюбителей и расширения регионального страхования автотранспорта.

-   приток премий по добровольному страхованию автотранспорта сокращается в связи с финансовым кризисом в стране – с 6,5 млрд. тенге за три квартала 2007 года до 4,1 млрд. тенге за три квартала 2008-го. И это неудивительно, учитывая резкий спад продаж на автомобильном рынке.

Таким образом, ситуацию на рыке автострахования Казахстана спасает рост премий по обязательным видам страхования. Несмотря на негативную динамику страховых премий и выплат, Нацбанк и АФН оптимистично оценивают общее состояние страхового сектора. Основание для этого дает в первую очередь рост активов страховщиков (на 23% с декабря 2007 года по декабрь 2008-го) и их собственного капитала (на 33%).

Согласно прогнозу, подготовленному аналитиками «Сентрас Иншуранс», в 2009 году наибольший рост страховых поступлений от отрасли автострахование (в пределах 10–15%) продемонстрирует сегмент добровольного страхования автомобилей от угона и ущерба.

В настоящее время также возрастает актуальность вопросов интеграции в международную систему страхования владельцев транспортных средств «Зеленая карта». Это связано с увеличением международных автомобильных перевозок и планируемым вхождением в 2009–2010 гг. в данную систему страхования Российской Федерации.


2.2 Условия добровольного страхования автотранспортных средств


Страхование автотранспорта может производиться в добровольной форме. Добровольное страхование – страхование, осуществляемое в силу волеизъявления сторон. Виды, условия и порядок добровольного страхования определяются соглашением сторон /1/.

В европейской практике существуют два вида страхования автотранспорта: как имущества: каско и карго. При страховании на условиях каско объектом служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. «Каско» (от испанского casco – корпус, остов судна) – страхование автомобилей или других средств транспорта (судов, самолетов, вагонов) от ущерба, хищения или угона /4, с. 217/.

Страховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудование, не входящее в заводской комплект, например на телеаппаратуру, противоугонные средства, сигнализацию и т.д.

Отечественные страховые компании обычно предлагают комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность автовладельца, дополнительное оборудование, багаж, находящийся в транспортном средстве и прицепе (кроме антиквариата, драгоценных металлов, документов, ценных бумаг и т.п.), жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

Страхование средств транспорта производится на случай наступления следующих неблагоприятных событий: повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате дорожно-транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения), взрыва, пожара, стихийного бедствия, затопления, выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, нападения животных, противоправных действий третьих лиц (хулиганство, хищение, угон), а также утраты транспортным средством товарного вида в результате указанных выше событий.

Транспортное средство может принадлежать страхователю на праве собственности либо взято им в аренду и т.д. В любом случае страхователь должен иметь в отношении страхуемого транспортного средства имущественный интерес.

Объем страховой ответственности зависит от вариантов (программ) страхования, разработанных конкретными страховщиками, и от пожеланий клиентов. Например, страхование от столкновения с животными характерно для сельской местности, от противоправных действий третьих лиц – в городах, от угона – для всех.

Некоторые страховщики заключают договоры с включением дополнительных требований со стороны страхователя, например, наличия гаража, установки противоугонной защиты определенной модели и т.п. Автотранспорт, принадлежащий предприятиям и организациям, страхуется в пакете с другим имуществом.

Транспортное средство может быть застраховано на сумму:

-                             стоимости автомобиля в новом состоянии по рыночной цене на момент заключения договора;

-                             стоимости автомобиля с учетом износа;

-                             ответственности страхователя за эксплуатацию автомобиля согласно договору аренды;

-                             частичной стоимости по системе пропорциональной ответственности.

При исчислении страховой суммы принимаются во внимание марка автомобиля, модель, год выпуска, величина пробега, а также дополнительное страхование вместе с транспортным средством прицепа, трейлера и т.п.

При страховании транспортного средства на случай утраты товарного вида в качестве страховой суммы может быть принята стоимость восстановительного ремонта (без учета стоимости частей и материалов), умноженная на коэффициент в зависимости от даты выпуска. Например, коэффициент может быть равен 1,5 при сроке эксплуатации до одного года; 1,3 – до двух лет; 1,1 – до трех лет; 1,0 – до четырех и 0,9 – до пяти лет. Транспорт старше пяти лет по этому риску обычно не страхуется.

Страхование водителя и пассажиров может осуществляться по системе мест в автомобиле или так называемой паушальной системе. Страхование «по системе мест» предусматривает, что страховая сумма устанавливается для каждого места в автомобиле. Общее число застрахованных мест определяется по данным технического паспорта транспортного средства. При паушальной системе устанавливается общая страховая сумма для всех пассажиров и водителя, каждый из которых при наступлении страхового случая считается застрахованным лицом в определенной доле от общей страховой суммы. Причем размер доли зависит от числа лиц, находящихся в автомобиле в момент аварии.

При заключении договора страхования необходим предварительный осмотр транспортного средства для уточнения следующих сведений: марки автомобиля, модели, номера шасси, двигателя, года выпуска, мощности и объема двигателя, стоимости транспортного средства и дополнительного оборудования, цвета и регистрационного номера средства транспорта.

Размер страховой премии рассчитывается по ставкам, установленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхования. При страховании средств автотранспорта могут быть предоставлены льготы в виде скидок со страховой премии при условии: страхования средства транспорта без перерыва в течение ряда лет (2-х, 3-х лет), отсутствия страховых случаев и произведенных страховых выплат по ним и пр.

При определении страхового тарифа и соответственно страховой премии принимаются во внимание следующие факторы:

-                             страховые риски, заявленные на страхование;

-                             марка и модель машины;

-                             собственник транспортного средства;

-                             условия хранения: гараж, стоянка (по договору или на время);

-                             тип защитного устройства (охранная, противоугонная);

-                             регион страхования;

-                             характер использования транспортного средства: в личных или служебных целях, для перевозки промышленных грузов, частного извоза и т.д.;

-                             квалификация и стаж водителя.

При наступлении страхового события страхователь должен безотлагательно заявить об этом в страховую компанию в установленный в договоре срок, а также в другие компетентные службы: ГАИ, пожарный надзор и пр.

Существуют две формы возмещения ущерба по каско. Первая – выполнение ремонтных работ на станции техобслуживания, принадлежащей страховой компании или связанной с ней договором. Вторая форма возмещения – денежная компенсация. Размер нанесенного страхователю ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов (органов милиции, ГАИ, пожарного надзора, следственных, судебных органов, медицинских учреждений и др.), а при частичном повреждении средства транспорта, помимо этого, – на основании сметы на ремонт (восстановление), составленной представителем страховщика, приглашенным специалистом или соответствующим предприятием по ремонту (станцией технического обслуживания и т.п.). Смета составляется на основании действующих на день страхового случая прейскурантов розничных цен на запасные части, детали и принадлежности к транспортным средствам и прейскурантов цен на ремонтные работы.

Страховое возмещение выплачивается в размере нанесенного ущерба, но не выше страховой суммы, установленной в договоре страхования.

При уничтожении средства транспорта ущерб определяется в размере его стоимости по действующим розничным ценам за вычетом суммы износа и стоимости остатков, если таковые имеются. Стоимость остатков устанавливается с учетом их износа и обесценения в результате данного страхового случая.

Под уничтожением средства транспорта понимается его полная гибель (конструктивная и фактическая). Обычно она принимается за таковую, если стоимость восстановительного ремонта средства транспорта (включая стоимость транспортировки к месту ремонта) составляет не менее 75% страховой суммы или действительной стоимости транспортного средства на момент заключения договора.

В случае повреждения средства транспорта размер ущерба равняется стоимости ремонта (восстановления) по действующим расценкам. В сумму ущерба включаются расходы на замену поврежденных деталей и стоимость ремонтных работ, вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования (с учетом их обесценения и износа). Кроме того, в сумму ущерба включаются расходы по спасанию, приведению в порядок, транспортировке поврежденного средства транспорта до ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства страхователя (стоянки автомобиля).

Если ущерб частично (но не менее необходимой суммы) возмещен или по решению суда должен быть возмещен виновником аварии, то страховая выплата корректируется с учетом суммы, причитающейся с виновного лица.

Кроме стандартных для всех видов страхования оснований для отказа в выплате возмещения, в автотранспортном страховании имеются специфические, в том числе управление транспортным средством страхователем, членами его семьи или другими уполномоченными им лицами в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо без удостоверения на право вождения транспортного средства определенной категории, а также в случаях полного возмещения ущерба лицом, виновным в его причинении, использования транспортного средства для обучения вождению, для участия в соревнованиях.

К добровольным видам страхования средств автотранспорта также относится добровольное страхование ответственности владельца транспортных средств.

Объектом данного вида страхования является вред жизни, здоровью и имуществу физического лица, а также вред имуществу юридического лица, причиненный при использовании автотранспортного средства страхователя (владельца автотранспортного средства) и подлежащий в соответствии с нормами гражданского законодательства РК обязательному возмещению пострадавшим третьим лицам.

При этом договор страхования может быть заключен с различными видами ответственности (рисунок 13).


Договор страхования может быть заключен









с ответственностью за ущерб, причиненный жизни и здоровью третьих лиц (страховая компания компенсирует только ущерб жизни и здоровью)


с ответственностью за ущерб, причиненный имуществу третьих лиц (страховая компания компенсирует только ущерб имуществу)


с ответственностью за все риски (страхуется ущерб, причиненный как жизни и здоровью, так и имуществу третьих лиц)

Рисунок 13. Виды договоров добровольного страхования ГПО владельцев транспортных средств


При заключении договора страхования по соглашению сторон определяется страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение (обеспечение). В течение срока страхования суммарные выплаты страховщика не должны превышать оговоренной в договоре страхования суммы.

Договором страхования может быть установлена как общая страховая сумма (максимальный размер страхового возмещения в отношении всех страховых случаев, наступивших в течение действия договора страхования), так и страховая сумма на один страховой случай, на одно транспортное средство, на отдельную группу страховых рисков. Страховая сумма может быть увеличена в течение срока действия договора страхования при уплате дополнительной страховой премии.

Размер страховых взносов определяется не только на основании страховой суммы по договору, но и с учетом выбранных условий страхования, набора страховых случаев и применяемых тарифов, которые в общем случае при увеличении страховой суммы снижаются. По договору страхования может быть установлена как условная, так и безусловная франшизы либо по одному страховому случаю, либо по отдельному риску, либо по договору в целом.

При заключении договора страхования страхователь должен предоставить страховой компании необходимую информацию о транспортных средствах, эксплуатировать которые он собирается в силу принадлежащих ему прав владения, пользования или распоряжения, а также другие сведения, запрошенные страховщиком.

Как правило, договор страхования заключается на срок до одного года. При этом многие страховые компании при заключении договоров на следующий срок вводят систему «бонус-малус», т.е. систему льгот за безаварийную эксплуатацию и предоставляют бонус (скидку) в определенном размере страховых платежей, начиная со второго года страхования, чтобы страхователь, не допустивший дорожно-транспортное происшествие в первый год эксплуатации, почувствовал, что страховая компания поощряет безаварийную езду. В среднем для страхователей при заключении нового договора на последующий срок могут быть установлены такие скидки с платежей:

- при отсутствии дорожно-транспортных происшествий по своей вине в течение 2-х предыдущих лет – 10%,

- 3-х лет – 15%,

- 4-х лет – 20%,

- 5-ти лет и более – 30%.

В различных компаниях могут быть разные льготы за безаварийную езду и непрерывное страхование.

В период действия договора страхования владелец автотранспортного средства (страхователь, выгодоприобретатель) обязан незамедлительно сообщать в страховую компанию о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховой компании при заключении договора, если они могут существенно повлиять на увеличение страхового риска.

При наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования (например – дорожно-транспортное происшествие с повреждением другого автотранспортного средства), владелец автотранспортного средства, в отношении которого заключен договор страхования, должен выполнить ряд действий и обязанностей, которые должны быть установлены в договоре страхования.

Основными из них являются следующие:

- принять доступные в сложившейся обстановке меры по предотвращению и (или) уменьшению ущерба жизни, здоровью и имуществу потерпевших лиц;

- обратиться в соответствующие правоохранительные, надзорные или иные органы, уполномоченные проводить расследование обстоятельств наступления страхового случая;

- незамедлительно в установленный договором срок сообщить в страховую компанию о факте страхового случая;

- обеспечить страховщику возможность осмотра поврежденного имущества третьих лиц и согласовать с ним дальнейшие действия по урегулированию претензий потерпевших;

- передать страховой компании все необходимые документы для осуществления регресса к виновным лицам.

Страхователь, как правило, самостоятельно собирает документы, необходимые для осуществления страхового возмещения страховщиком или страхователю или потерпевшим лицам.

Страховая компания АО СК «Лондон-Алматы» при получении информации о страховом случае при необходимости проводит самостоятельное расследование обстоятельств и причин возникновения страхового случая (происшествия).

После этого страховая компания обязана произвести выплату, компенсирующую причиненный ущерб третьим лицам в размере в соответствии с решением суда или по взаимному соглашению между страховщиком, страхователем и лицом, которому причинен вред.

В случае причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц размер выплат зависит от степени тяжести этого вреда: нанесение травмы, или получение инвалидности или смерть пострадавшего. Во всех этих случаях выплаты будут разными, и тем больше, чем выше степень тяжести.

В случае уничтожения и повреждения имущества, принадлежащего третьим лицам, выплачивается страховое возмещение за прямой материальный ущерб.

Кроме этого страхователю, как правило, возмещаются:

- расходы, произведенные для выяснения обстоятельств и причин страхового случая, установления наличия и формы вины страхователя;

- расходы на ведение дел по страховому случаю в судебных органах;

- расходы, связанные с обязанностью принимать доступные меры для уменьшения возможных убытков.

Однако, как отмечалось ранее, страховщик оговаривает со страхователем страховую сумму, т.е. тот предел своей ответственности, выше которого он освобождается от выплат. В случае, если размер ущерба превышает эту оговоренную в договоре страховую сумму, то выплаты производятся в размере этой суммы. Если же размер ущерба меньше, чем страховая сумма, то страховая компания делает выплату, равную размеру причиненного ущерба. В этом случае страховая сумма по договору страхования уменьшается на величину выплаченного страхового возмещения и таким образом совокупные выплаты в течение срока страхования не могут превышать первоначальную страховую сумму по договору страхования.

При этом виде страхования не подлежат возмещению убытки:

- при управлении транспортным средством водителем, не имевшим доверенности (просроченная доверенность) на управление транспортным средством;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.