РУБРИКИ

Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку

Конкуренция вполне может быть тем фактором, который повлиял на снижение страховых взносов.

По результатам опроса страхователей были выявлены проблемы, связанные с обеспечением организационной деятельности представительства:

·                   задерживание выплат страхового возмещения, стремление снизить его размеры, поиск поводов для отказа в страховых выплатах на формально законных основаниях;

·                   при заключении договоров страховые агенты или сотрудники страховщика не всегда обращают внимание страхователя на те условия страхования, которые ограничивают их возможность получить страховое возмещение или уменьшают его сумму.

В представительстве существует проблема неполного охвата страхового поля.

Так, несмотря на имеющиеся возможности, не обеспечен рост количественных параметров портфеля договоров добровольного страхования, остаются острыми проблемы ритмичности в работе, укрепления плановой дисциплины на уровне представительства, бригад страховых агентов. Многими представительствами не обеспечен полный сбор страховых взносов. Допускаются случаи некачественного заключения и исполнения договоров, медленно осваиваются новые виды страхования.

В организации страхования строений граждан в целом по республике и в частности по представительству БРУСП «Белгосстрах» по г. Полоцку также существуют некоторые недостатки, к которым можно отнести следующие. Во-первых, оценка строений производится на основе сборника норм по оценке строений 1982 года издания. Данный сборник уже устарел, так как нормы по оценке принадлежащих гражданам строений разработаны на основании смет на типичные строения, расцененные по государственным розничным ценам на строительные материалы, действующим на 1 января 1982 года. Это приводит к тому, что искажается реальная оценка строений, и как следствие происходит неправильное исчисление страховых взносов.

Проблемы, характерные для представительства Белгосстраха по г. Полоцку подкрепляются еще и проблемами, характерными для всего страхового рынка республики.

По состоянию на 1.01.2006 года в Республике Беларусь зарегистрировано 35 страховых организаций, из них 3 государственные и 8 страховых брокеров.

За 2005 год страховщиками республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 479,5 млрд. руб. Прирост поступлений за 2005 год по сравнению с 2004 г. составил 89,4 млрд. руб., или 22,9%. Доля Белгосстраха в общей сумме собранных страховых взносов составила 61,6%, или 295,3 млрд. руб.

По добровольным видам страхования собрано страховых взносов 154,9 млрд. руб. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов составил 32,3%. В структуре поступления страховых взносов по добровольным видам страхования на долю каждого вида страхования приходится: личное страхование – 24% от суммы взносов по добровольным видам страхования, имущественное Страхование – 63,3%, страхование ответственности – 12,7%

По обязательным видам страхования собрано страховых взносов 324,6 млрд. руб. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 67,7%, из них личное страхование – 43,9% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 6,1%, страхование ответственности – 50%.

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 201,8 млрд. руб. На долю Белгосстраха в общей сумме страховых выплат приходится 137,2 млрд. руб., или 68%. Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 2005 год составил 42,1%.

В структуре страховых выплат за 2005 год на долю добровольных видов страхования приходится 23,2%, обязательных видов страхования – 76,8%.

Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.01.2006 г. составила 254,2 млрд. руб. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 210,5 млрд. руб., а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, – 43,7 млрд. руб.

Сумма полученного дохода от размещения средств страховых резервов за 2005 год составила 19 млрд. руб.

По состоянию на 01.01.2006 г. собственный капитал страховых организаций республики составил 129,7 млрд. руб. и увеличился по сравнению с прошлым годом на 17,1 млрд. руб., или 15,2%. В структуре собственного капитала оплаченный уставный фонд составляет 44,6 млрд. руб., или 34,4%. На 01.01.2005 г. донный показатель составлял 40.8 млрд. руб., или 36,3%.

За 2005 год страховыми организациями получен финансовый результат в сумме 57,8 млрд. руб., перечислено в бюджет налогов и неналоговых платежей на сумму 48,2 млрд. руб., во внебюджетные фонды 20,1 млрд. руб. Общая сумма платежей, перечисленных страховыми организациями в бюджет и внебюджетные фонды – 68,3 млрд. руб., что составляет 14,2% от суммы собранных взносов.

Среднесписочная численность работников страховых организаций республики по состоянию на 01.01.2006 г. составила 11 561 человек, в том числе штатных – 4350. Среди проблем белорусского страхового рынка можно выделить следующие.

Во-первых, это несбалансированность страхового портфеля, вызванная преобладанием в структуре обязательных видов страхования и недостаточным уровнем развития добровольных видов страхования. Законодательное регулирование может быть направлено на введение обязательного страхования, осуществление которого с течением времени способствует пониманию населением преимуществ страхования и его роли в уменьшении разнообразных рисков, а может стимулировать спрос на страховые услуги через регулирование иных экономических секторов, деятельность которых подразумевает приобретение страхового полиса.

Большой проблемой для предприятий и организаций стали нормативные положения Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам налогообложения», согласно которому страховые взносы юридических лиц по всем видам добровольного страхования не будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, т.е. их убрали из себестоимости. Данное изменение в законодательстве уже привело к тому, что спрос на добровольное страхование со стороны предприятий существенно упал, снизилась заинтересованность предприятий в услугах страховых компаний. С 2004 г. были внесены некоторые изменения и дополнения в данный законодательный акт. В соответствии с данными изменениями на себестоимость могут относится страховые взносы в соответствии со списком, утвержденным Министерством финансов РБ. На основании данного списка на себестоимость относятся только некоторые виды личного страхования при условии заключения договора страхования с государственным страховщиком. В 2006 г. с суммы страховых взносов по данным видам страхования не уплачивается налог в Фонд социальной защиты населения.

Однако следует отметить, что для некоторых компаний текущее положение не будет препятствием к уходу от налогообложения. Такие виды страхования как страхование-каско большегрузных транспортных средств, страхование грузов, страхование ответственности перевозчика и экспедитора составляют около 75% страховых премий, выплачиваемых предприятиями по договорам добровольного страхования, и являются неотъемлемой частью их производственной деятельности. В связи с этим, предприятия – автоперевозчики покупают полисы за границей, включая выплаты в иные статьи расходов своей отчетности. Страхование грузов, ответственности перевозчика и экспедитора включаются в стоимость фрахта, а страхование каско транспортных средств по международным лизинговым контрактам перекладывается на лизингодателя и включается в стоимость лизинговых платежей. В результате чего отечественные страховые компании лишаются клиентов, а государство не получает налоговых доходов как с предприятий, скрывающих доходы, так и со страховых компаний, недополучающих страховые премии.

Говоря о тенденциях развития белорусского страхового рынка, нельзя не затронуть проблему низкой страховой культуры населения как одного из важнейших факторов, влияющих на развитие страховой отрасли и на привлекательность страхового рынка для иностранных инвесторов. Ситуация на белорусском страховом рынке позволяет констатировать тот факт, что население предпочитает довериться сомнительному иностранному страховщику, работающему на принципах сетевого маркетинга, нежели вложить свои деньги в национальную страховую систему.

Причины такого положения следующие:

-          нестабильность национального страхового законодательства;

-          отсутствие необходимых стимулов для заключения договоров страхования в связи с исключением страховых взносов из состава затрат;

-          низкое качество и ассортимент предлагаемых услуг, неразвитость накопительных видов страхования.

В этой связи перед страховыми компаниями Беларуси встаёт вопрос о внедрении различных способов и приёмов управления качеством страховых услуг, в том числе на основании комплексной стандартизации бизнес-процессов в страховании, базирующихся на требованиях международных стандартов качества ISO 9000 нового поколения. Белгосстрах уже осуществляет работу по созданию и сертификации системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000.

Спрос на страховые услуги сдерживается еще и отсутствием компенсации по договорам долгосрочного страхования заключенным до 1992 г., предоставленным еще Госстрахом. Компенсация невыполненных договоров страхования, заключенных до 1992 г., на сегодняшний день потребует 300 трлн. бел. руб. В настоящее время идет разработка проекта по выполнению обязательств Госстраха, однако многие люди все еще не доверяют существующей страховой системе. Следует отметить, что в России и Украине уже осуществляется выплаты по аналогичным договорам, что оказывает положительное влияние спроса населения на страховые услуги.

С ростом страхового рынка растет и число мошенничества в этой сфере деятельности. Мошенничество проявляется по-разному и примерно половина из них совершается с участием сотрудников страховых компаний. Иногда страховой полис оформляется задним числом, то есть после того, как произошел страховой случай; один и тот же автомобиль умышленно подставляют несколько раз, провоцируя аварию; оформляют и продают списанные, похищенные или поддельные бланки, фальсифицируют обстоятельства ДТП и результаты экспертизы и т.п. Как бы ни была успешна деятельность служб безопасности, по экспертным оценкам, потери страховщиков от мошенничества составляют пятую часть сборов. Статистика свидетельствует, что размер ущерба от совершенных мошенничеств в РБ за 10 месяцев 2004 года составляет порядка 18793 млн. руб. Всего же заданный период времени возбуждено более 900 уголовных дел за мошенничество, 11 из которых были совершены в сфере страхования. Примерно 70% всех случаев страхового мошенничества приходится на обман именно в сфере автострахования.

Интересным является тот факт, что одна половина уголовных дел возбуждена против клиентов, а другая – против сотрудников страховых компаний.

Ситуация на рынке страхования усугубилась проведением дискриминационной политики по отношению к страховым организациям негосударственной формы собственности.

Государственная монополизация страхового рынка отрицательно скажется и на уровне внешних инвестиций в экономику республики.

На данный момент многие частные страховые компании задумываются об уменьшении уставного капитала ввиду передачи права проведения обязательных видов страхования государственным организациям, и, как следствие, сужение страхового рынка для негосударственных компаний.

Политика правительства направлена именно на поддержку государственного сектора на страховом рынке, о чем говорит введение за последнее время нескольких нормативных актов.

С июня 2002 года в пунктах пропуска через границу обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств разрешено проводить исключительно Белгосстраху, при условии изъятия части прибыли от проведения этого вида страхования в бюджет. Обязательное страхование ГОВТС разрешено проводить только государственным страховым компаниям и компаниям, в уставном фонде которых доля государства составляет более 50%.

Это решение серьезно ослабило позиции частного бизнеса в страховании. Компании были вынуждены сократить число сотрудников и ликвидировать часть представительств, а уровень выплат возрос, так как от выполнения обязательств по старым договорам страхования страховщиков никто не освобождал. Впервые нормативный акт по страхованию явно противоречил статье Конституции РБ о равенстве всех форм собственности.

В этом же отрезке времени обязательное медицинское страхование иностранных граждан имеют право осуществлять только Белгосстрах и «Белэксимгарант» – полностью государственные компании.

С 1 января 2004 года у негосударственных страховщиков были отозваны лицензии на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Фактически это означает, что с указанной даты негосударственные страховые компании больше не могут заниматься обязательными видами страхования.

В плане проведения добровольного страхования государственные страховщики – Белгосстрах, Белэксимгарант – являются одним из наименее рентабельных и эффективных организаций на рынке. Доля премий по обязательным видам страхования в общем объеме страховых взносов Белгосстраха всегда были выше, чем у негосударственных организаций, что подразумевает снижение издержек на 1 рубль страховой премии. Тем не менее, показатель потерь составляет 20 – 25% для частных компаний в сравнении с 31% для Белгосстраха. Предыдущий вывод подтверждает показатель доходности. Частные страховые организации собирают 49 млн. рублей на 1 работника в Белгосстрахе. Также у негосударственных страховщиков процент заявленных, но неурегулированных убытков к общему количеству выплат составляет не более 25%, в то время как у Белгосстраха – 40,9%, что говорит о низкой оперативности Белгосстраха в урегулировании страховых случаев

С 1 августа 2004 года продавать «Зелёную карту» и полисы ОСАГО для выезжающих в Российскую Федерацию могут только государственные страховые компании или компании, в уставном фонде которых доля государства составляет более 50%.

Частные страховые организации могут оказывать только услуги по добровольным видам страхования, конкурируя исключительно на данном сегменте рынка с государственными страховщиками. Переориентация на обязательные виды страхования и их монопольное предоставление ведет к снижению доли добровольных видов страхования. Это свидетельствует о растущей концентрации и монополизации сектора страховых услуг, дискриминации частных страховых организаций, которые в настоящее время не имеют прав оказывать услуги по обязательным видам страхования. Это не способствует повышению эффективности их работы и снижает мотивацию страховых организаций к установлению высокого уровня качества обслуживания клиентов.

Практика дискриминации частных страховых компаний доказала свою несостоятельность, поэтому международный подход к регулированию рынка страхования основывается на следующих принципах:

-          ни один из видов обязательного страхования не может быть закреплен исключительно за государственной страховой организацией;

-          ни одна из страховых компаний не должна получать исключительную поддержку государство.

Демонополизация обязательных видов страхования является наиболее эффективным способом управления страхования. Как правило, обязательные виды страхования являются либо недоходными, либо правительство регулирует доходность по ним. Однако осуществление обязательных видов страхования разрешено не всем страховщикам. Дальнейшая дискриминация частных страховых компаний окажет негативное влияние на развитие рынка страхования в Беларуси. Более того, несмотря на положительный эффект введения страхования ГОВТС для защиты граждан, спрос на иные виды страхования до сих пор остается низким, что говорит о существенной ограниченности использования обязательного страхования как средства развития страховой культуры. Дальнейшее увеличение обязательных видов страхования будет расцениваться как населением, так и предприятиями как дополнительная налоговая нагрузка. Это является препятствием для увеличения спроса на страховые услуги и вытесняет добровольные виды страхования обязательными.

Учитывая емкость страхового рынка, можно поставить под сомнение способность наделенных данным правом нескольких страховых организаций обеспечить своевременное и качественное обслуживание страхователей.

Приведенный анализ свидетельствует о необходимости равноправного отношения к страховым организациям, которое послужит началом процесса либерализации страхового рынка.

Необходимость стимулирования накопительных видов страхования очевидна, поскольку именно они являются источником средств, необходимых для инвестирования в экономику страны. Прежде всего, необходимо создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопительных сумм по договорам страхования.

Дальнейшее углубление рыночных отношений требует внедрения новых перспективных видов добровольного страхования. Должна быть сформирована сеть специализированных компаний в области личного страхования. В Беларуси страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, как и во многих странах, например, Латвии, Болгарии, Литве, не могут предоставлять услуги по страхованию иному, чем страхование жизни. Однако многие страны-члены ВТО не налагают никаких ограничений на сферу финансовых услуг.

А, учитывая то, что в настоящее время идет переговорный процесс о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию, а также то, что присутствие иностранного капитала на рынке страхования жизни увеличилось во многих странах с момента вступления их в ВТО, можно спрогнозировать приход иностранных страховщиков и на белорусский страховой рынок.

Исходя из ситуации на рынках страхования Польши, Чехии и Венгрии, стран с наиболее развитой страховой культурой в регионе Восточной Европы, можно спрогнозировать, что на белорусском рынке страхования жизни будут доминировать иностранные страховщики. Крупные иностранные страховые компании имеют два основных преимущества, позволяющих им преобладать на рынке страхования в странах Восточной Европе. Во-первых, такие компании имеют возможность привлечения большого капитала для успешного развития бизнеса. Во-вторых, они имеют опыт правильной организации страхового дела.

Как показывает опыт Восточной Европы, максимальный шанс на выживание и успешную деятельность будет у белорусских страховых компаний, которые сумеют заручиться поддержкой иностранных партнеров. Иными словами, для выживания белорусским компаниям понадобиться модернизировать организацию своего страхового дела, а также привлечь инвестиции для успешного развития. Участие иностранных партнеров может сильно этому способствовать.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие рынка страхования Беларуси, является то, что граждане республики занимаются в основном самострахованием, то есть все накопленные сбережения хранят в наличной валюте. Для того чтобы население обратилось к страхованию, необходимо, чтобы предлагаемые страховые продукты удовлетворяли целому ряду условий:

– страховой продукт должен внушать страхователю уверенность в том, что страховщик выполнит принятые на себя обязательства;

– в страховом продукте должна быть предусмотрена защита страхового обеспечения от инфляции;

– в страховой тариф должен быть заложен достаточный уровень инвестиционной доходности;

– при распространении продукта должен применяться «агрессивный» способ продаж, т.е. продажа через страховых агентов, получающих высокое комиссионное вознаграждение.

Защите интересов граждан способствует также развитие добровольного медицинского страхования. Преимущество этого вида страхования заключается в том, что оно является в финансовом отношении наиболее щадящей формой оплаты медицинский услуг населением, формой обслуживания, которая максимально учитывает интересы граждан. Именно высокая стоимость медицинского обслуживания побуждает страхователя к заключению договора медицинского страхования, а страховое обеспечение становится гарантией, а зачастую и условием получения медицинской помощи.

На сегодняшний день в этой области страховых отношений существуют следующие проблемы:

1) учреждения здравоохранения не готовы к работе по системе страхования;

2) в лечебно-профилактических учреждениях нет опыта работы непосредственно со страховыми организациями, ведь договорные отношения предусматривают дополнительный объем медицинских услуг более качественного уровня;

3) нет методики формирования цен на медицинские услуги, предоставляемые по договорам со страховыми организациями;

4) отсутствует система перераспределения полученных средств между медицинским персоналом, нет материальной заинтересованности у рядовых исполнителей;

5) крайне низкий уровень страховой культуры населения;

6) низкий сервис медицинского обслуживания.

Таким образом, основными препятствиями на пути развития рынка добровольного медицинского страхования являются ограниченные возможности медицинской базы, а также отсутствие массового продукта для частных лиц. Его росту может способствовать оказание медицинских услуг на высоком качественном уровне с высоким уровнем сервиса, но по умеренным ценам.

Одним из видов добровольного медицинского страхования, который более-менее развит и действует на территории РБ примерно 8 лет, является добровольное страхование медицинских расходов. Однако здесь также присутствуют отрицательные моменты. Во-первых, доля данного вида страхования в общем объеме белорусского страхового рынка крайне мала, в то время как в Росси этот показатель достигает 11%. Добровольное страхование медицинских расходов в портфеле добровольных видов белорусского страховщика редко превышает 3%, и темпы его роста тоже весьма незначительны. Во-вторых, невысокая рентабельность этого вида страхования связана, прежде всего, с тем, что идет постоянный рост и изменение цен на медицинские услуги. Естественно, что страховые организации, которые никоим образом не могут повлиять на ценообразование медицинских услуг, как это принято в Европе, хотели бы, чтобы этот процесс регулировался хотя бы 1 или 2 раза в год, а не несколько раз в квартал, как это сейчас происходит на практике.

Оценивая в целом состояние и тенденции развития рынка страхования в Республике Беларусь, можно констатировать, что, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, он продолжает развиваться. Можно надеяться, что это трудности роста, временного характера, они под силу белорусским страховым организациям.



3.2                   Возможные пути увеличения поступления сумм страховых взносов в исследуемом представительстве


Для решения вышеупомянутых проблем можно предложить следующие мероприятия.

Для развития добровольных видов страхования и диверсификации страхового портфеля необходимо развитие и регулирование отдельных видов хозяйственной деятельности, которые бы предусматривали страхование сопряженных рисков. Например, страхование грузов как обязательное условие совершения международной перевозки, страхование гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, как условие осуществления ими хозяйственной деятельности, страхование строительно-монтажных рисков, получение ипотечного кредита в банке и многое другое.

В основу улучшения работы страховых агентов можно положить опыт работы страховщиков Германии, где система распространения продуктов страхового рынка представлена в основном страховыми агентами с исключительными правилами – их доля на страховом рынке составляет 80%.

Отличительной особенностью германского страхового рынка является то, что страховой агент дорожит своим портфелем, так как в случае его ухода на пенсию он получает от страховой компании значительную компенсацию, зависящую от величины этого портфеля. Это способствует, прежде всего, тому, что страховой агент в процессе своей работы всячески пытается его нарастить, тем самым исключается передача договоров другим страховым компаниям и погоня за более высоким комиссионным вознаграждением.

Между страховщиками Германии существует жесткое правило: если страховой агент, работающий в одной компании, предложил риски другой, последняя в обязательном порядке уведомляет об этом первую.

Если же страховой агент после замечания компании, в которой он работает, продолжает эту практику, он лишается компенсации за портфель, так как эти условия жестко оговорены в контракте.

Эффективным будет внедрение системы трудового соревнования между агентами и специалистами, предусматривающей премирование последних в результате заключения ими наибольшего количества договоров. Значительную роль играет правильная организация труда агентов. Бригадная форма организации труда не очень эффективна, т. к. план доводится не только индивидуально, но и на бригаду в целом. Поэтому премирование агентов происходит по результатам деятельности бригады. Следовательно, у агентов пропадает стимул к хорошей работе. Выход из данной ситуации можно найти в сохранении бригадной системы и изменении системы оплаты труда.

Для повышения эффективности и результативности по предотвращению и выявлению страхового мошенничества необходимо:

-          объединить усилия страховщиков в противодействии страховому мошенничеству;

-          наладить обмен информацией между страховыми компаниями и их службами безопасности о лицах, подозреваемых в мошенничестве, способах обмана, в т.ч. сомнительных страховых случаях;

-          за счет ежегодных отчислений в виде определенного процента от суммы взносов содержать белорусскую некоммерческую структуру, которая будет вести все централизованные необходимые учеты, компьютерные базы данных, взаимодействовать с правоохранительными органами по предотвращению и выявлению мошенничества;

-          наделить службы безопасности страховых компаний правами проведения собственных проверок по заявленным как страховые случаям, имеющим признаки мошенничества, а возможно, и предоставить им право на проведение оперативно-розыскных мероприятий;

-          закрепить за страховыми компаниями оперативных сотрудников ОВД, которые бы занимались только предотвращением и выявлением страхового мошенничества, при этом они могли бы финансироваться за счет средств страховщика;

-          совершенствовать гражданское законодательство с тем, чтобы у страховщиков было больше возможностей для отказа в выплате при установлении признаков, свидетельствующих о заинтересованности страхователей в наступлении страхового случая и возможном обмане;

-          обобщать и распространять судебную практику по спорам между страхователями и страховщиками по поводу отказов в выплате страхового возмещения.

В представительстве существует проблема неполного охвата страхового поля. Решение проблемы возможно путем привлечения потенциальных страхователей могла бы стать совместная работа с теми структурами, которые постоянно сталкиваются со страхователями: исполкомы, юридические, оценочные фирмы или адвокатские бюро, операторы сотовой связи, автозаправочные станции, технические центры или автосалоны.

Важным является активизация рекламной деятельности в области страхования. Можно развесить по району рекламные плакаты, периодически рассылать листовки потенциальным страхователям с описанием наиболее привлекательных страховых услуг. Можно провести интервью с директором представительства Белгосстраха и поместить его в районную газету.

Для улучшения страховой деятельности в Беларуси необходимо принять следующие меры: право проводить обязательные виды страхования должно быть предоставлено всем компаниям без исключения, независимо от структуры их уставного фонда. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств целесообразно вернуть частным страховщикам в первую очередь, так как они уже доказали свою состоятельность и эффективность работы. Демонополизация обязательных видов страхования не значит их передачу на полное усмотрение страховщиков. Для обязательных видов страхования государство должно проводить тарифную политику, которая бы предусматривала регулирование тарифов, чтобы страховые компании, с одной стороны, не могли чрезмерно занижать тарифы, таким образом увеличивая риск своей деятельности и вероятность дестабилизации рынка, а с другой, не использовали бы обязательные виды страхования как средство наживы.

Для того чтобы страховые продукты были востребованы страхователями, необходимо, чтобы государство стимулировало спрос на них. Стимулирование можно проводить через регулирование экономических секторов, деятельность которых подразумевает приобретение страхового полиса. Например:

-          развитие рынка ипотечного кредитования увеличивает возможность банка требовать приобретение страхового полиса на недвижимость как одно из условий при заключении договора;

-          необходимость лизинга оборудования также обязывает лизингополучателя застраховать оборудование как условие для заключения лизингового контракта;

-          приобретение страхового полиса для получения разрешения на оказание, например, адвокатских услуг, услуг по перевозке грузов, строительно-монтажных работ и т.д.

Государственная политика в области страхования должна быть направлена на создание условий, благоприятных для успешного его развития, в рамках:

·                   стимулирования предприятий, организаций и населения к заключению договора добровольного страхования;

·                   создание законодательных гарантий для стабильной работы страховых организаций;

·                   стимулирования деятельности страховых организаций, осуществляющих наиболее экономически и социально значимые виды страхования;

·                   оптимизация налогообложения в сфере страховой деятельности;

·                   обеспечения гарантированности и стабильной доходности страховых инвестиций в государственные ценные бумаги.

В РБ необходимо внедрять новые виды страхования, разрабатывать новые страховые продукты, повышать качество обслуживания клиентов и уровень охвата страхованием имущественных интересов граждан и предприятий. Отсутствие разнообразия в формах страхового продукта обусловлено низкой страховой культурой населения и финансовой слабостью страховых компаний по сравнению с зарубежными страховщиками.

Данные процессы на страховом рынке республики не могут привести национальную страховую отрасль к равноправию на мировом страховом рынке. Для этого нужно принять следующие меры:

1.                вернуть негосударственным страховым компаниям право проводить обязательные виды страхования;

2.                определить и вести на практике оптимальное соотношение в проведении обязательных и добровольных видов страхования;

3.                содействовать увеличению капитализации белорусских страховщиков за счет повышения требований к минимальному размеру уставного капитала и привлечению иностранных инвестиций;

4.                провести либерализацию рынка перестрахования и сострахования;

5.                урегулировать вопрос компенсации по договорам страхования, выданным Госстрахом БССР.

На основе анализа эффективности страховой деятельности представительства, проведенного выше, можно выделить следующие виды страхования, требующие особого внимания со стороны представительства:

-          страхование имущества юридических лиц, страхование от несчастных случаев за счет предприятий и страхование животных по поводу снижения сумм поступивших страховых взносов;

-          страхование транспортных средств граждан, добровольное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование строений по поводу снижения количества заключенных договоров и низкого охвата страхового поля.

Следовательно, актуальным будет поиск путей повышения эффективности деятельности представительства по осуществлению данных видов страхования.

Рассмотрим добровольное страхование домашних животных.

Предположим, что страховой тариф по данному страхованию установлен правильно и договора заключаются на среднюю страховую сумму, тогда улучшение показателей эффективности возможно только в результате увеличения объема собираемых страховых взносов посредством увеличения охвата страхового поля. Положительное влияние на улучшение показателей эффективности окажет также снижение вероятности наступления страхового случая, то есть уменьшение доли пострадавших объектов в общем числе застрахованных.

Снижение выплат, а тем самым снижение уровня убыточности, можно добиться путем периодического выделения из фонда предупредительных мероприятий денежных средств районной ветеринарной службе для закупки препаратов для лечения животных. По состоянию на 1.01.2006 года деятельность представительства по осуществлению данного вида страхования характеризовалась следующими показателями


Таблица 3.1. Данные по добровольному страхованию животных в 2005 г.

№ п/п

Показатель

Условное обозначение

Значение

1

Сумма поступивших страховых взносов, тыс. руб.

P

189

2

Страховая сумма застрахованного имущества, тыс. руб.

S

3793

3

Количество застрахованных объектов

n

6

4

Сумма выплат страхового возмещения, тыс. руб.

Q

22

5

Количество пострадавших объектов

m

1

6

Средняя сумма страхового взноса, тыс. руб.

P сред

0,050

7

Средняя страховая сумма застрахованного имущества, тыс. руб.

S сред

632,2

8

Средняя сумма выплат страхового возмещения, тыс. руб.

Q сред

22

9

Доля пострадавших объектов, %

d

0,167

10

Убыточность страховой суммы

q

0,0058

11

Норма убыточности

Hуб

0,116

12

Коэффициент тяжести страховых событий

0,035


Из таблицы 3.1 видно, что на 01.01.2006 г. все показатели эффективности по страхованию животных заметно улучшились по сравнению с 2003–2004 годами.

Доход от осуществления операций по страхованию животных за 2005 год составил 189 тыс. руб. и это при охвате страхового поля всего в 6 договоров. Целью нашего исследования будет поиск оптимального охвата страхового поля, при котором доход от страховых операций по данному виду страхования будет достаточным для обеспечения эффективности страховых операций.

За вероятность наступления страхового случая возьмем р = 0,43.

Из таблицы 3.1 видно, что при вероятности наступления страховых случаев р = 0,43 и среднем размере страхового обеспечения 3,5% от средней страховой суммы все показатели эффективности соответствуют нормативным значениям. Учитывая последние два показателя и увеличение страхового поля до 50 договоров, осуществим поиск оптимального размера страхового поля в целях максимизации дохода. Результаты проведенных расчетов сведем в таблицу 3.2.



Таблица 3.2. Расчет показателей эффективности по добровольному страхованию животных при условии изменения страхового поля и неизменной средней страховой сумме 632,2 тыс. руб.

n

m

S, тыс. руб.

P, тыс. руб.

Q, тыс. руб.

q

Hуб

Kt

Д, тыс. руб.

6

1

3793,2

189,66

22

0,0058

0,115997

0,0348542

167,66

16

2

10115,2

505,76

44

0,00435

0,086998

0,0348542

461,76

19

3

12011,8

600,59

66

0,005495

0,109892

0,0348542

534,59

25

4

15805

790,25

88

0,005568

0,111357

0,0348542

702,25

30

5

18966

948,3

110

0,0058

0,115997

0,0348542

838,3

35

6

22127

1106,35

132

0,005966

0,119311

0,0348542

974,35

40

7

25288

1264,4

154

0,00609

0,121797

0,0348542

1110,4

45

8

28449

1422,45

176

0,006187

0,12373

0,0348542

1246,45

50

9

31610

1580,5

198

0,006264

0,125277

0,0348542

1382,5


Как видно из таблицы 3.2 при вероятности наступления страховых случаев 0,43 и среднем размере страхового обеспечения 3,5% от средней страховой суммы все показатели эффективности соответствуют нормативным значениям, причем они остаются неизменными при любом увеличении страхового поля. Таким образом, представительство с увеличением страхового поля не только ничего не теряет, но и способно привлекать больший объем денежных средств без увеличения нагрузки на страхователей по уплате страховых взносов.

Из таблицы 3.2 видно, что наиболее выгодный вариант страхования для представительства – когда страховое поле достигает своего максимума. Таким образом, мы получаем, что при увеличении страхового поля с 6 до 50 договоров доход от осуществления операций по страхованию животных увеличивается на 1213 тыс. руб. Следует также отметить, что данное увеличение дохода достигнуто при минимальной страховой сумме.

Из проведенного исследования следует, что для увеличения дохода представительства по добровольному страхованию животных граждан в абсолютном выражении необходимо расширять страховое поле. Для этого нужно проводить широкомасштабную рекламную деятельность через все возможные средства распространения информации для клиентов.

Рассмотрим проблему страхования транспортных средств граждан.

Заинтересованным в законности страховых сделок, а также принимающим участие в установлении истины при выявлении фактов мошенничества необходимо:

– проверять на судимость лиц, подающих иск страховым компаниям о возмещении крупного ущерба, а также лиц, в поведении которых усматривается явное несоответствие между страхуемым объектом и суммой, предлагаемой к выплате;

– при проведении следственных действий в случаях предполагаемого страхового мошенничества по возможности привлекать к участию в них сотрудников страховых учреждений;

– создать единую информационно-аналитическую базу данных с указанием сведений о лицах, ранее совершивших мошенничество на территории республики и стран СНГ;

– организовать тесное взаимодействие страховых учреждений с органами внутренних дел с целью своевременного ознакомления с новыми формами мошенничества, ранее известной одной из сторон;

– руководителям своих компаний разработать для своих сотрудников четкую структурированную методику первоначальных действий в случаях выявления факторов мошенничества;

– организовать обмен опытом со страховыми организациями других стран по вопросу выявления фактов страхового мошенничества.

В настоящий момент наблюдается тенденция к снижению сумм поступлений страховых взносов и количества заключенных договоров по страхованию юридических лиц. Субъекты хозяйствования мотивируют это убыточностью своей деятельности. Вместе с тем заключение договора страхования может быть выгодным для предприятия.

Рассмотрим эффективность от проведения имущественного страхования юридических лиц с позиции субъектов хозяйствования.

За счет уплаченных страховщику взносов страхователь обеспечивает дополнительные гарантии стабильности своего бизнеса и покрытия катастрофических убытков, если таковые возникнут в процессе производственной деятельности.

Страхование и самострахование являются основными мерами по управлению риском. Страхование подразумевает передачу риска страховщику за определенную плату. Самострахование предполагает формирование специальных резервных фондов, из которых будет проводиться компенсация убытков при их возникновении.

Применение любого из методов управления риском приводит к перераспределению текущих и ожидаемых финансовых потоков внутри предприятия. Например, при страховании происходит отвлечение части собственных средств на уплату страховых взносов, в результате чего происходит недоинвестирование производства и потеря прибыли. С другой стороны, возникает ожидаемый в будущем приток средств в виде страховых выплат при наступлении страхового случая. Поэтому предприятию важно определить эффективность от заключения договора страхования.

Одним из методов определения эффективности страхования является Модель Хаустона, в основе которой лежит сравнительная оценка стоимости предприятия к концу страхового периода при передаче риска страховщику и при самостраховании путем резервирования части финансовых ресурсов. Проследим, в каких случаях предприятию выгоднее заключить договор страхования, чем покрывать риск за счет собственных средств.

В соответствии с этой моделью эффективность передачи риска страховщику достигается при условии:


САстр > САсам,


где САстр – стоимость активов предприятия на конец страхового периода при передаче риска страховщику;

САсам – стоимость активов предприятия на конец аналогичного периода при самостраховании риска.

Рассматриваемые в процессе сравнительной оценки показатели рассчитываются по следующим формулам:


САстр = САн – СП + Ра * + Уср;


САсам = САн – СФ + Ра * + Рки * СФ,


где САн – стоимость активов предприятия на начало страхового периода;

СП – общая сумма страховой премии, уплачиваемой страховщику;

Ра – уровень рентабельности активов, выраженный десятичной дробью;

Уср – средняя сумма убытка предприятия по рассматриваемому виду риска;

СФ – сумма страхового фонда, формируемого предприятием при самостраховании риска;

Рки – уровень рентабельности краткосрочных финансовых инвестиций, выраженный десятичной дробью.

При решении донной задачи сделаем следующие допущения:

-            Страховое возмещение уплачивается в полном размере фактического убытка без франшизы.

-            Рентабельность краткосрочных финансовых инвестиций составляет в среднем 11%.

-            общая сумма страховой премии, уплачиваемой страховщику равна сумма страхового фонда, формируемого предприятием при самостраховании риска.

-            Страховой период определен в размере 1 года.

Определим такой уровень рентабельности активов предприятия, при котором страхование представляется наилучшим методом управления риском, т.е.


САн – СП + Ра * + Уср > САн – СФ + Ра * + Рки * СФ


После некоторых преобразований данное неравенство будет иметь вид:

Ра > 0,11*СП 6956 – 1 = 2,03%

Рассмотрим проблемы, возникающие при осуществлении страхования строений.

Как известно по обязательному страхованию строений сумма взноса составляет 2% от страховой суммы. Страховая сумма – 50% от страховой стоимости. Выплата производится в размере 50% от суммы ущерба, но не более страховой суммы.

По добровольному страхованию строений страховая сумма устанавливается в размере, не превышающем страховую стоимость каждого вида имущества, принимаемого на страхование. При этом если объекты застрахованы по обязательному страхованию строений, то страховая сумма устанавливается с учетом страховой суммы по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам.

Таким образом, если страхователь не заключил договор добровольного страхования, в случае наступления неблагоприятного события, страховщик возместит ему только половину ущерба. При наличии полиса добровольного страхования страховщик выплатит страховое возмещение в пределах реального ущерба, но не более страховой суммы. Несмотря на явные преимущества заключения договора добровольного страхования строений, лишь четвертая часть страхователей идет на это. Поэтому рассмотрим вопрос о создании комплексного пакета страхования, включающего в себя полис обязательного и добровольного страхования строений. При этом определим размер усредненного тарифа, выгодного страховщику и привлекательного для страхователя. Данная мера приведет к увеличению поступлений сумм страховых взносов у страховщика и одновременно повысит страховую защиту страхователя. Деятельность представительства по заключению договоров страхования строений за 2003–2005 гг. характеризовалась следующими данными.


Таблица 3.1. Показатели деятельности представительства Белгосстрах по страхованию строений за 2003–2005 гг.

Показатель

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Обязательное страхование

заключено договоров

11535

10006

13218

сумма взносов, тыс. руб.

69211,4

80050,6

66090

страховая сумма, млн. руб.

3460

4003

3304,5

количество выплат

20

37

39

сумма выплат, млн. руб.

12,3

41,1

16

Добровольное страхование

заключено договоров

2386

2459

2513

сумма взносов, млн. руб.

31,5

36

37

страховая сумма, млн. руб.

7236

7461

7622,9

количество выплат

77

73

79

сумма выплат, млн. руб.

16

15

11


Таким образом, сумма взносов по обязательному страхованию строений значительно превышает сумму по добровольным.

Страховое поле по страхованию строений довольно большое. Обозначим количество заключенных договоров по обязательному страхованию строений как n1. Вместе с тем добровольным страхованием охвачена лишь незначительная часть этого страхового поля. Число договоров страхования – n2 Потенциал для заключения договоров добровольного страхования строений следующий:

2003 г. – 9149 договоров

2004 г. – 7620 договоров

2005 г. – 10705 договоров.

Данные цифры значительно превышают фактическое количество заключенных договоров.

Поэтому рассмотрим вопрос об охвате страхового поля на интервале 60 – 100% с пошаговой разбивкой в 10%. Минимальное значение данного интервала было выбрано исходя из реальных возможностей Белгосстраха по заключению договоров страхования строений.

При построении модели используем следующие допущения:

·  договор страхования заключается на полную страховую стоимость;

·  предполагается, что не произойдет форс-мажорных обстоятельств, которые повлекут за собой страховую выплату равную страховой сумме;

·  расчет производится при заранее известном количестве договоров, которое предполагается заключить со страхователями.


F = max{ni; рi};


mi<=ΣSn


где Р – средний страховой взнос на один договор страхования;

рi – средний размер страхового взноса на один договор страхования в i-м году;

ni – количество заключенных договоров страхования в i-м году;

mi – число страховых случаев в i-м году;

ΣSn – страховая сумма по заключенным договорам страхования.

Рассчитаем средний страховой взнос по обязательному и добровольному страхованию строений за период 2003–2005 гг. по формуле:


Р=Σрi 34759 = 6,195 тыс. руб.


Средний страховой взнос по добровольному страхованию строений составит:


Рдобр = N


где N – общее количество договоров, заключенных за некоторый период;

M – количество страховых случаев в N договорах.

qоб={x1, x2, x3} = {0,00173; 0,0037; 0,00295}

qдоб={у1, у2, у3} = {0,03227; 0,0342; 0,0344}

Страховая сумма по обязательному страхованию устанавливается в размере 50% страховой стоимости. Для того чтобы имущество было застраховано на полную стоимость, необходимо установить страховую сумму по добровольному страхованию также в размере 50% страховой стоимости, т.е. ΣSnоб = ΣSnдобр = {z1, z2, z3}.

Тогда общая страховая сумма составит ΣSnобщ = {2z1, 2z2, 2z3}.

Количество договоров при данном пакете страхования стремится к максимальному, т.е. N→max{nоб; nдобр}, Откуда N = nоб = {11535; 10006; 13218}.

Анализ количества страховых случаев в представительстве Белгосстраха по г. Полоцку показывает, что страховые случаи при по добровольному страхованию строений превышают аналогичный показатель по обязательному страхованию. Поэтому в страховом пакете число страховых случаев по добровольному виду поглотят их число по обязательному страхованию.

М = mдобр = {77; 73; 79}

Тогда вероятность наступления страхового случая при комплексном страховании составит:

q = {0,00668; 0,0075; 0,00598}

Исходя из этого средний уровень вероятности составит 0,01.

Рассчитаем тарифную нетто-ставку для комплексного пакета страхования при заданных условиях:

-          вероятность наступления страхового случая q = 0,01;

-          количество застрахованных объектов N = 11586;

-          среднее значение степени уничтожения объекта bср = 0,5;

Определим среднее квадратическое отклонение от среднего значения


δb = √Dn


Dn = Σ 2*q


mcp = Σmi bср = 0,87 Nср = 1.28*0.005 √ = 0,01 или 1%.


Данная тарифная ставка была рассчитана при условии полного охвата страхового поля. Однако на практике такой охват страхового поля практически невозможен. Поэтому скорректируем тариф с учетом возможного количества заключенных договоров


Таблица 3.5. Зависимость суммы страховых взносов при различных значениях тарифа и различном охвате страхового поля

Охват страхового поля

количество заключенных договоров

Страховая сумма, млн. руб.

Сумма страховых взносов при различных значениях тарифа, млн. руб.





1

1,2

1,4

1,6

1,8

2

100%

11586

11029,2

110,292

132,35

154,409

176,467

198,526

220,584

90%

10427,4

9926,28

99,2628

119,115

138,968

158,82

178,673

198,526

80%

9268,8

8823,36

88,2336

105,88

123,527

141,174

158,82

176,467

70%

8110,2

7720,44

77,2044

92,6453

108,086

123,527

138,968

154,409

60%

6951,6

6617,52

66,1752

79,4102

92,6453

105,88

119,115

132,35


Таким образом, мы получили возможные значения страхового тарифа при пакетном страховании строений с учетом различного охвата страхового поля. Серым цветом выделены возможные суммы поступлений страховых взносов по пакетному страхованию при заданных условиях, превышающие фактическую величину сумм поступлений страховых взносов по добровольному и обязательному страхованию строений. Из таблицы 3.5 видно, что при установлении страхового тарифа на уровне 1,8% сумма поступлений страховых взносов превысит фактическую при любом охвате страхового поля.

В то же время снижение тарифа на 0,2 процентных пункта и увеличение размера страховой суммы сделает пакетное страхование строений более привлекательным для страхователей, что приведет к росту количества договоров и в конечном итоге к увеличению поступлений сумм страховых взносов.

В полученном пакете комплексного страхования строений есть ряд преимуществ:

-          во-первых, мы получили удешевление страхования при помощи определения среднего страхового тарифа. Данный тариф полностью отвечает требованиям страховщика, а также делает страхование строений более доступным для населения.

-          Во-вторых, увеличив размер выплаты страхового возмещения до размера реального ущерба в пределах страховой суммы, мы сделали этот пакет страхования более привлекательным для страхователей.

-          В-третьих, сократятся расходы на обслуживание двух договоров. Вместо этого станет необходимо обслуживать один договор. А это экономия времени и расходов на ведение дела.

-          И главное, данный пакет страхования увеличит суммы поступлений страховых взносов.

В представительстве поступившие денежные средства сдаются в вышестоящий орган через 14 дней. Все это время они хранятся на счете представительства. Вместе с тем, представительство могло бы иметь дополнительный доход от вложения этих средств на депозиты в банк. Приведем расчет дополнительного поступления средств в представительство.

В ОАО «СБ «Беларусбанк»» на период 5–10 дней можно внести неограниченную сумму денежных средств на депозитный счет под 7% годовых. За 14 дней в представительство поступает в среднем около 56 млн. руб. Таким образом, представительство за полмесяца получит 0,327 млн. руб. Если скорректировать данную величину на комиссионное вознаграждение банку, то получим 326 тыс. руб. за 14 дней или 7824 тыс. руб. за год.

В целях достижения высоких результатов страховой деятельности представительства Белгосстраха по г. Полоцку на 2006 год поставлены следующие задачи: своевременно возобновлять действующие договора добровольного страхования, заключать новые и обеспечить их прирост на каждом участке по всем видам страхования, повышать качественный уровень проведения страхования.

К вышеперечисленным задачам для успешного развития страхового рынка области можно добавить еще следующие: поиск нестандартных решений и новых продуктов на рынке страхования; увеличение объема страхового портфеля за счет распространения простых страховых продуктов посредством телефона, отделений связи и Интернета; применение комплексного обслуживания страхователей, что в свою очередь отразится на доходности страхового портфеля; развитие инновационной деятельности, как источника диверсификации страхового портфеля.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В представительстве БРУСП «Белгосстрах» по г. Полоцку существуют следующие проблемы: преобладание в структуре страхового портфеля обязательных видов страхования и недостаточное развитие добровольных видов страхования; потенциальные страхователи переходят в другие страховые компании вследствие ненадлежащего качества обслуживания; низкий      уровень квалификации страховых агентов, их неспособность грамотно разъяснять правила страхования, отсутствие широко доступной информации рекламно-разъяснительного характера; проблема заключения новых договоров страхования, а иногда и невозможность возобновить уже имеющиеся договора; слабо развитая рекламная деятельность в области страхования.

2. На основе анализа эффективности страховой деятельности представительства выявлены виды страхования, требующие особого внимания со стороны представительства:

-          страхование имущества юридических лиц, страхование от несчастных случаев за счет предприятий и страхование животных по поводу снижения сумм поступивших страховых взносов;

-          страхование транспортных средств граждан, добровольное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование строений по поводу снижения количества заключенных договоров и низкого охвата страхового поля.

3. Для повышения эффективности осуществления добровольного страхования животных граждан при установленном страховом тарифе 0,1% и минимальной страховой сумме в 632,2 тыс. руб. необходимо увеличить объем собираемых страховых взносов посредством увеличения страхового поля. Так при увеличении охвата страхового поля с 6 до 50 договоров доход от осуществления операций по страхованию животных увеличивается на 1213 тыс. руб. А для увеличения охвата страхового поля необходимо проводить широкомасштабную рекламную деятельность через все возможные средства распространения информации для клиентов.

4. всеми возможными способами предотвращать страховое мошенничество в области добровольного страхования транспортных средств.

5. находить субъектов хозяйствования с рентабельностью активов больше 2,03% и разъяснять им преимущества страхования по сравнению с самострахованием в сфере управления рисками.

6. для повышения эффективности страхования строений можно внедрить комплексный пакет страхования, включающий в себя полис обязательного и добровольного страхования строений.

7. вкладывать временно свободные денежные средства на депозитный счет в банк.

Таким образом, реализация данных мероприятий позволит представительству повысить объем поступлений страховых взносов, расширить круг клиентов, занять более устойчивое положение на страховом рынке региона, повысить качество предоставления услуг по страховой защите интересов страхователей, а также повысить уровень страховой культуры населения и субъектов хозяйствования.




Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В широком смысле доходом страховщика называется совокупная сумма денежных поступлений на его счета в результате осуществления им страховой и иной, не запрещенной законодательством деятельности.

Основным источником доходов страховщика является страховой взнос страхователя. Так как, во-первых, страховые взносы формируют первичный доход страховой организации. Во-вторых, страховые взносы являются исходной базой для формирования страховых резервов, которые составляют основу финансовой устойчивости страховой организации. В-третьих, страховые взносы могут быть инвестированы, и приносить значительный дополнительный доход.

Страховой взнос является платой за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Сумма страхового взноса по каждому виду страхования различна и зависит состояния платежно-расчетной дисциплины, количества и качества реализуемых страховых услуг, видов страхования, страхового тарифа и страховой суммы.

Страховой тариф, или тарифная ставка, представляет собой денежную плату страхователя с единицы страховой суммы или объекта страхования, либо процентную ставку от совокупной страховой суммы. С помощью тарифной ставки исчисляется страховой взнос, вносимый страхователем страховщику. Построение страховых тарифов зависит от отраслевых особенностей личного и имущественного страхования.

Общий сбор премий должен обеспечить страховщику бесперебойное выполнение своих обязательств перед страхователями по возмещению убытков, покрытие расходов на ведение дела и получение прибыли.

В результате проведенного анализа было выявлено следующее. Рост суммы поступлений страховых взносов по личному страхованию в 2004–2005 гг. был обусловлен введением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведение которого законодательно было возложено на Белгосстрах. Данный вид страхования преобладает в структуре личного страхования. Среди добровольных видов личного страхования наибольшее влияние на рост сумм поступлений страховых взносов оказывают добровольное индивидуальное страхование от несчастных случаев, добровольное страхование от несчастных случаев граждан, выезжающих за границу и добровольное страхование от несчастных случаев за счет средств предприятий.

Поступления страховых взносов по страхованию ответственности были максимальны в 2004 г. Причем доля сумм поступлений страховых взносов по обязательным видам страхования значительно превышает долю по добровольным. Однако по результатам комплексного анализа страхование ответственности оказалось наиболее прибыльным для представительства.

В страховании имущественных интересов добровольные виды преобладают над обязательными, что свидетельствует о результативной деятельности представительства Белгосстраха по г. Полоцку в проведении данных видов страхования. Однако в представительстве существует проблема низкого охвата страхового поля. Кроме того, снижается результативность от проведения страхования юридических лиц.

Несмотря на то, что общая сумма поступлений страховых взносов в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась, можно сказать, что представительство Белгосстраха по г. Полоцку довольно рентабельно, о чем говорят показатели страховой статистики.

Убыточность страховых сумм на протяжении рассматриваемого периода постоянно снижается. Это происходит за счет снижения уровня убыточности по отраслям страхования, а также уменьшения доли пострадавших объектов.

Негативным моментом в деятельности представительства является превышение фактической суммы расходов на ведение дела над нормативной.

Положительно сказалось на результатах деятельности представительства экономия фактических выплат страхового возмещения по сравнению с нормативными.

В представительстве БРУСП «Белгосстрах» по г. Полоцку существуют следующие проблемы: преобладание в структуре страхового портфеля обязательных видов страхования и недостаточное развитие добровольных видов страхования; потенциальные страхователи переходят в другие страховые компании вследствие ненадлежащего качества обслуживания; низкий    уровень квалификации страховых агентов, их неспособность грамотно разъяснять правила страхования, отсутствие широко доступной информации рекламно-разъяснительного характера; проблема заключения новых договоров страхования, а иногда и невозможность возобновить уже имеющиеся договора; слабо развитая рекламная деятельность в области страхования.

На основе анализа эффективности страховой деятельности представительства выявлены виды страхования, требующие особого внимания со стороны представительства:

-          страхование имущества юридических лиц, страхование от несчастных случаев за счет предприятий и страхование животных по поводу снижения сумм поступивших страховых взносов;

-          страхование транспортных средств граждан, добровольное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование строений по поводу снижения количества заключенных договоров и низкого охвата страхового поля.

С целью оптимизации поступления сумм страховых взносов представительству целесообразно следующее:

Для повышения эффективности осуществления добровольного страхования животных граждан при установленном страховом тарифе 0,1% и минимальной страховой сумме в 632,2 тыс. руб. необходимо увеличить объем собираемых страховых взносов посредством увеличения страхового поля. Так при увеличении охвата страхового поля с 6 до 50 договоров доход от осуществления операций по страхованию животных увеличивается на 1213 тыс. руб. А для увеличения охвата страхового поля необходимо проводить широкомасштабную рекламную деятельность через все возможные средства распространения информации для клиентов.

Всеми возможными способами предотвращать страховое мошенничество в области добровольного страхования транспортных средств.

Находить субъектов хозяйствования с рентабельностью активов больше 2,03% и разъяснять им преимущества страхования по сравнению с самострахованием в сфере управления рисками.

Для повышения эффективности страхования строений можно внедрить комплексный пакет страхования, включающий в себя полис обязательного и добровольного страхования строений.

Использование предложенной методики позволит представительству повысить объем поступлений страховых взносов, расширить круг клиентов, занять более устойчивое положение на страховом рынке региона, повысить качество предоставления услуг по страховой защите интересов страхователей, а также повысить уровень страховой культуры населения и субъектов хозяйствования.




Список использованных источников


1.        Гражданский кодекс Республики Беларусь. – 3-е изд., с Г76 изм. и доп. – МН.: Национальный реестр правовой информации Республики Беларусь, 2003. – 621 с.

2.        О страховании: Закон Республики Беларусь №29 от 21.07.93. НЭГ. – 1993. – №22. – С. 12 – 16

3.        Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами: Закон Республики Беларусь №88–3 от 09.01.2002 г. – Звязда. – 2002 г. – №13. – С. 3

4.        Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам: Декрет Президента Республики Беларусь №220 от 8 октября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 18 июня 1999 г. №24, от 4 сентября 2001 г. №22, от 30 августа 2002 г. №22 Республика. – 1997. – №220. – С. 3

5.        О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь №20 от 28.09.2000 г. – Советская Белоруссия. – 2000 г. – №248. – С. 5 – 6

6.        О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров, и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов: Указ Президента Республики Беларусь №219

7.        Об определении соответствия размеров уставного фонда страховых организаций минимальному размеру уставного фонда, установленного законодательством Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь №67 от 14.04.2004 г. – Национальный реестр нормативных правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – №71. – С. 23 – 25

8.        О порядке проведения обязательного страхования строений принадлежащих гражданам: Постановление Совета Министров Республики Беларусь №16 от 08.01.1998 г. – Республика. – 1998. – №18 – 19

9.        Об утверждении инструкции об учете строений, о начислении и уплате страховых взносов, определении и выплате страхового возмещения по обязательному страхованию строений принадлежащих гражданам: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь №42 от 18.03.2002. – Республика. – 2002. – №104. – С. – 6 – 7

10.   Об утверждении положения о порядке исчисления индекса потребительских цен: Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь №18 от 14.02.2000 г. – Республика. – 2002. – №116. – С. 6

11.   О добровольном медицинском страховании в РБ: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь №192 от 29.07.1997 г. Национальный реестр нормативных правовых актов Республики Беларусь. – 2001 г. – №8 Т.Е. Гварлиани, В.Ю. Балакирева. М.: Финансы и статистика, 2004, – 336 с.

12.   Гвозденко А.А. Основы страхования. – М.: Финансы и статистика, 1998.

13.   Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования. – М.: Финансы и статистика, 1998.

14.   Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб: Издательство «Питер», 1999. – 496 с. –.

15.   Рейтман Л.И. Страховое дело. – М.: Финансы и статистика, 1992.

16.   Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. – Ростов н М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; под общ. ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 286 с.

17.   Теслюк И.Е. Статистика финансов: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1994. – 472 с.

18.   Шахов В.В. Введение в страхование. – М. Финансы и статистика, 1992.

19.   Шахов В.В. Страхование. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.

20.   Вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию: либерализация сектора страховых услуг Страхование в Беларуси. – 2005. – №2. – С. 11 – 16.

21.   Зайцева М.А. Страховые рынки Беларуси и Украины: сопоставим Страхование в Беларуси. – 2003. – №12. – с. 15 – 17.

22.   Карпицкая М.Е. Проблемы и пути обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций в рыночной экономике Страхование в Беларуси. – 2003. – №5. – С. 9 – 14.

23.   Красковский О.Н. Сколько стоит страховой полис? Страхование в Беларуси. – 2005. – №6. – С. 22 – 24.

24.   Краткие итого деятельности страховых организаций Республики Беларусь за 2005 год Страхование в Беларуси. – 2006. – №3. – С. 10.

25.   Курлыпо А. Эффективность страхования с точки зрения руководителей белорусских предприятий Финансы, учет, аудит. – 2006 г. – №4 – с. 15 – 21.

26.   Миллерман А.С. Теория страховых премий и их роль в управлении страхованием Финансы. – 2003. – №5. – с. 51 – 54.

27.   Преимущества обратной силы: страховщики ищут поддержки у иностранных инвесторов Страхование в Беларуси. – 2003. – №1. – С. 8 – 5.

28.   Рынок страхования в Беларуси: анализ и рекомендации Страхование в Беларуси. – 2005. – №1. – С. 15 – 21.

29.   Страхование в СНГ: полупрозрачно, но растет Страхование в Беларуси. – 2006. – №3. – С. 19 – 22.

30.   Тарифы по обязательному страхованию перевозчика перед пассажирами снижаются в два раза Страхование в Беларуси. – 2005. – №12. – С. 14.

31.   Хомярчук В.М. Бизнес в одни руки Страхование в Беларуси. – 2005. – №1. – С. 4


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.