РУБРИКИ

Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку

Таким образом, наибольший объем принятой страховой ответственности принадлежит добровольному страхованию от несчастных случаев граждан, выезжающих за границу. Такая ситуация объясняется политикой Белгосстраха в области социальной защиты граждан за рубежом, а также фиксированным размером страховых сумм. Страховая сумма по добровольному индивидуальному страхованию от несчастных случаев на протяжении рассматриваемого периода постоянно снижается, что является результатом увеличения страхового тарифа по данному виду страхования, и как следствие при возобновлении договоров страхования страхователь уменьшает размер страховой суммы. Однако это не повлияло на количество заключенных договоров и поступление страховых взносов.


Рис. 2.7. Структура размера страховых сумм по добровольным видам личного страхования за 2003–2005 гг.


Значительным удельным весом обладает также такой вид страхования как добровольное страхование от несчастных случаев за счет средств предприятий, однако он уменьшается на протяжении рассматриваемого периода.

Таким образом, изменение сумм поступивших страховых взносов по данному виду в равной степени зависит от количества заключенных договоров и размера принятой страховой ответственности. Поэтому представительству Белгосстраха по г. Полоцку следует стимулировать страховых агентов заключать больше договоров страхования по данному виду с одновременным увеличением размера страховой суммы.

В 2005 г. появился такой вид страхования как добровольное страхование расходов граждан, выезжающих за границу. Следует заметить, что страховая сумма по нему довольно высока – 12% в общем объеме страховой ответственности. Данный вид страхования можно отнести к развивающимся видам для представительства, динамика развития которого зависит не только от работы представительства, но и от развития зарубежного туризма.

Динамика страховых сумм по добровольным видам личного страхования выглядит следующим образом:


Рис. 2.8. Динамика размера страховых сумм по добровольным видам личного страхования за 2003–2005 гг., млн. руб.


Как было отмечено выше, страховая сумма по добровольному индивидуальному страхованию от несчастных случаев постоянно снижается. По добровольному страхованию от несчастных случаев граждан, выезжающих за границу наблюдается резкое увеличение размера страховой суммы. Учитывая поступление страховых взносов по данному виду и количество заключенных договоров, можно отметить, что данный вид страхования является перспективным для представительства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общая сумма поступления сумм страховых взносов по личному страхованию постоянно растет. Наибольшее влияние на данный рост оказывает добровольное индивидуальное страхование от несчастных случаев, добровольное страхование от несчастных случаев граждан, выезжающих за границу и добровольное страхование от несчастных случаев за счет средств предприятий.


2.2 Анализ состава, структуры, динамики поступлений сумм страховых взносов по страхованию ответственности


Представительство Белгосстраха по г. Полоцку в рассматриваемом периоде занималось следующими видами страхования ответственности:

·        обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

·        обязательное страхование автогражданской ответственности юридических лиц – резидентов;

·        обязательное страхование автогражданской ответственности физических лиц – резидентов;

·        обязательное страхование автогражданской ответственности въезжающих;

·        Зеленая карта;

·        обязательное страхование гражданской ответственности ОСАГО

·        добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика.

Проведем анализ состава, структуры и динамики поступления сумм страховых взносов по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.



Таблица 2.2. Анализ состава, структуры и динамики поступления сумм страховых взносов по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.

Вид страхования

2003 г. тыс. руб.

уд. вес, %

2004 г. тыс. руб.

уд. вес, %

абсол. изменение, тыс. руб.

2005 г. 04/03, тыс. руб.

уд. вес, %

абсол. Изменение 05/03, тыс. руб.

абсол. Изменение 05/04, тыс. руб.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ










ГО перевозчика перед пасс

2229,8

0,5

80050,6

13,5

77820,8

66090,3

13,7

63860,5

-13960,3

ОАГО ю/л, тер. РБ

167185,9

34,3

173681,4

29,4

6495,5

148522

30,7

-18663,9

-25159,4

ОАГО ф/л, тер. РБ

307105,7

63,0

296826,8

50,2

-10278,9

232099,9

48,0

-75005,8

-64726,9

ОАГО, тер. РБ

10618,4

2,2

14825,1

2,5

4206,7

13707

2,8

3088,6

-1118,1

Зеленая карта



9787,606

1,7

9787,6

17068,7

3,5

17068,7

7281,1

ОСАГО



16014,63

2,7

16014,6

6415,9

1,3

6415,9

-9598,7

ИТОГО по обязательному

487139,8

99,3

591186,1

98,6

104046,3

483903,8

97,7

-3236,0

-107282

ДОБРОВОЛЬНОЕ










ответств перевозчика СМР

1611,4

47,0

4642,4

55,1

3030,9

6510

57,6

4898,6

1867,6

профессиональной ответственности

1465,4

42,7

2928,3

34,8

1462,9

3360,7

29,7

1895,3

432,4

ГО нанимателя

351,7

10,3



-351,7



-351,7


ГО владельцев квартир



853,4

10,1

853,4

1437

12,7

1437,0

583,6

ИТОГО по добровольному

3428,6

0,7

8424,1

1,4

4995,5

11307,7

2,3

7879,1

2883,6

ИТОГО

490568,4

100,0

599610,2

100,0

109041,8

495211,5

100,0

4643,1

-104399


Как видно из таблицы 2.2. суммы поступлений страховых взносов в 2003 г. увеличиваются, а в 2005 г. уменьшаются. Это говорит о том, что добровольное страхование ответственности в 2005 году развивается слабее, чем в предыдущий период, что вызвано потерей доходов страхования из-за плохой работы специалистов. Доля добровольных видов страхования ответственности в общей сумме поступивших страховых взносов значительно меньше доли обязательных видов. Поступления сумм страховых взносов по обязательным видам страхования уменьшаются на протяжении рассматриваемого периода. В то же время по добровольным видам страхования ответственности наблюдается тенденция к увеличению.

На рисунке 2.9. показано поступление сумм страховых взносов по страхованию ответственности в представительство БРУСП «Белгосстрах» по г. Полоцку за 2003–2005 гг. в разрезе обязательной и добровольной форм страхования.

Также как и в личном страховании, обязательное страхование ответственности занимает ведущее положение по сумме поступивших страховых взносов. Данный факт объясняется значительным числом существующих видов страхования гражданской ответственности и преимущественным положением Белгосстраха по сравнению с другими страховыми организациями в проведении обязательного страхования. Причем в 2004 г. поступления сумм страховых взносов по обязательным видам была максимальной.

Среди обязательных видов страхования на протяжении рассматриваемого периода наибольший удельный вес принадлежит обязательному страхованию автогражданской ответственности физических лиц – резидентов. Однако он постоянно снижается. Это объясняется тем, что в регионе появляются другие страховые компании, занимающиеся данным видом страхования. По обязательному страхованию автогражданской ответственности юридических лиц – резидентов сумма поступивших страховых взносов также довольно высока. В абсолютном выражении эта величина составила 2003 г. – 167 млн. руб., 2004 г. – 174 млн. руб., 2005 г. – 149 млн. руб. Наибольшее поступление сумм страховых взносов по данному виду наблюдается в 2004 г., что можно объяснить максимальным охватом страхового поля.

В 2004 г. появляется такой вид страхования как обязательное страхование гражданской ответственности. Данный вид страхования является совместным продуктом белорусских и российских страховых компаний. Занимаемая им доля в структуре поступлений сумм страховых взносов стабильна, однако в абсолютном выражении она уменьшилась.

Кроме обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО в 2004 г. появился такой вид страхования как Зеленая карта. До вступления Республики Беларусь в систему «Зеленая карта» владельцы автотранспортных средств – граждане Республики Беларусь вынуждены были при выезде в европейские страны приобретать страховые полисы «Зеленая карта» иностранных страховых компаний. В соответствии с Декретом Президента от 19 февраля 1999 года Белгосстрах, а в его лице и представительство Белгосстраха по г. Полоцку получило право на реализацию этих полисов на территории Республики Беларусь. Так, в 2004 году поступления по данному виду страхования составили 9 млн. руб., а в 2005 году – 17 млн. руб. Это связано с тем, что с 1 марта 2003 года на территории Республики Беларусь началась реализация собственных «Зеленых карт», а продажа страховых сертификатов иностранных страховых компаний была прекращена.

В 2004 г. резко возросли поступления по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, однако, в 2005 г. сумма поступивших страховых взносов снова уменьшилась.

Остальные виды обязательного страхования ответственности занимают незначительный удельный вес и не оказывают значительного влияния на структурные сдвиги.

По добровольным видам страхования на протяжении рассматриваемого периода наблюдается постоянное увеличение поступления сумм страховых взносов. Причиной этого явилась хорошая работа страховых агентов по заключению договоров страхования.

В 2004 г. исчезло добровольное страхование гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников. Появление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вызвало отказ предприятий от заключения договоров по добровольному страхованию ответственности нанимателя.

В то же время появляется такой вид страхования как добровольное страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений. Темпы роста поступления сумм страховых взносов высоки, что говорит о популярности данного вида страхования у населения и доходности для представительства. Рассмотрим структуру поступления страховых взносов по добровольным видам страхования ответственности.

Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика СМР занимает наибольший удельный вес в структуре поступления сумм страховых взносов. Темпы роста данного вида страхования также высоки, что говорит о прибыльности и перспективности данного вида страхования для представительства. Такая же тенденция наблюдается и по добровольному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Произошедшие изменения в структуре поступления сумм страховых взносов явились результатом исчезновения такого вида страхования как добровольное страхование гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников и появления добровольного страхования гражданской ответственности владельцев жилых помещений. Несмотря на это общая сумма поступивших страховых взносов по добровольным видам страхования ответственности увеличилась.

Определим влияние количества заключенных договоров страхования на сумму поступивших страховых взносов. Структура и динамика количества заключенных договоров выглядит следующим образом.


Таблица 2.3. Анализ структуры и динамики количества заключенных договоров по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.

Вид страхования

2003 г., ед.

уд. вес, %

2004 г., ед.

уд. вес, %

абсол. Изменение 04/03, ед.

2005 г. ед.

уд. вес, %

абсол. Изменение 05/03, ед.

абсол. Изменение 05/04, ед.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ










ГО перевозчика перед пасс

3

0,029

97

0,9

94

80

0,878

77

-17

ОАГО ю/л, тер. РБ

1728

16,686

1820

16,9

92

1881

20,65

153

61

ОАГО ф/л, тер. РБ

8385

80,968

7793

72,2

-592

6510

71,45

-1875

-1283

ОАГО, тер. РБ

240

2,3175

340

3,15

100

313

3,435

73

-27

Зеленая карта



17

0,16

17

33

0,362

33

16

ОСАГО



730

6,76

730

294

3,227

294

-436

ИТОГО по обязательному

10356

99,942

10797

98,1

441

9111

96,62

-1245

-1686

ДОБРОВОЛЬНОЕ










ответств перевозчика СМР

2

33,333

3

1,42

1

3

0,94

1

0

проф ответственности

3

50

4

1,89

1

6

1,881

3

2

ГО нанимателя

1

16,667



-1



-1


ГО владельцев квартир


0

205

96,7

205

310

97,18

310

105

ИТОГО по добровольному

6

0,0006

212

1,93

206

319

3,383

313

107

ИТОГО

10362

100

11009

100

647

9430

100

-932

-1579


Как видно из таблицы 2.3 наибольшее количество договоров было заключено в 2004 г. В 2005 г. количество заключенных договоров снижается. На это снижение главным образом повлияло уменьшение количества договоров по обязательным видам страхования.


Рис. 2.12. Динамика количества заключенных договоров по страхованию ответственности в разрезе обязательных и добровольных форм страхования за 2003–2005 гг.


Причины уменьшения количества заключаемых договоров страхования ответственности разделим на 2 группы:

·        субъективные причины;

·        объективные причины.

Основные причины отказов субъективны и зависят от деятельности сотрудников представительства, что влечет за собой потерю клиентов и недополучение прибыли. Это, безусловно, негативное явление и такая ситуация требует внимания со стороны руководства.

Проведем анализ страховых сумм по страхованию ответственности за 2003–2005 гг. В страховании ответственности максимальные пределы выплачиваемых страховщиком сумм возмещений называются лимитами ответственности. По обязательным видам страхования они устанавливаются законодательно в следующих размерах:

·           по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в размере 5 000 евро на один договор;

·           по Зеленой карте в размере 10 000 евро на один договор;

·           по остальным видам обязательного страхования гражданской ответственности до 01.06.2003 г. – 6000 евро, с 01.06.2003 до 01.01.2005 г. – 10 000 евро, с 01.01.2005 г. – 20000 евро на один договор.

По обязательному страхованию гражданской ответственности ОСАГО страховые суммы рассматривать не будем, так как это продукт сострахования белорусских и российских страховщиков. Структура и динамика страховых сумм представлена в таблице 2.4. Данные переведены в белорусские рубли по усредненному курсу и в сопоставимых ценах.


Таблица 2.4. Анализ структуры и динамики размера страховых сумм по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.

Вид страхования

2003 год, млн. р.

уд. вес, %

2004 год, млн. р.

уд. вес, %

абсол. Изменение 04/03, млн. р.

2005 год, млн. р.

уд. вес, %

абсол. Изменение 05/03, млн. р.

абсол. Изменение 05/04, млн. р.











ГО перевозчика перед пасс

42

0,0

1649

0,5

1606,9

1320,5

0,3

1278,3

-328,6

ОАГО ю/л, тер. РБ

43424

16,8

58997,2

18,2

15573,2

103492,6

21,2

60068,6

44495,4

ОАГО ф/л, тер. РБ

210712

81,5

252618,2

78,1

41906,1

358180,2

73,4

147468,1

105562,0

ОАГО, тер. РБ

4267,4

1,7

9634,1

3,0

5366,7

17221,3

3,5

12953,9

7587,2

Зеленая карта



418,7

0,1

418,7

8087,9

1,7

8087,9

7669,2

ОСАГО





0,0





ИТОГО по обязательному

258446

98,7

323317

98,6

64871,6

488302,5

99,0

229856,8

164985,2

ДОБРОВОЛЬНОЕ










ответств перевозчика СМР

3251,6

94,5

4026,2

89,7

774,6

4437,5

88,1

1185,9

411,3

профессинальной ответственности

103,5

3,0

296,5

6,6

193

322

6,4

218,5

25,5

ГО нанимателя

85,6

2,5



-85,6



-85,6

0

ГО владельцев квартир



165,5

3,7

165,5

276,6

5,5

276,6

111,1

ИТОГО по добровольному

3441

1,3

4488

1,4

1047,5

5036,1

1,0

1595,4

547,9

ИТОГО

261886

100

327806

100

65919,1

493338,6

100

231452

165533,1


Как видно из таблицы 2.4, в структуре страхового портфеля представительства Белгосстраха по г. Полоцку по страхованию ответственности преобладают обязательные виды страхования. Их доля составляет в 2003 г. – 98,7%, в 2004 г. – 98,6%, в 2005 г. – 99%. Это является негативным моментом в деятельности представительства, т. к. в силу обязательности страхования автогражданской ответственности, отсутствует стимул работы по другим направлениям, что приводит к уменьшению сумм поступлений по добровольным видам страхования.

Законодательно установленные страховые суммы по обязательным видам страхования постоянно увеличиваются. Поэтому лимит ответственности страховщика возрастает на протяжении рассматриваемого периода. Представим наглядно динамику размера страховых сумм в рассматриваемом периоде.


Рис. 2.13. Динамика размера страховых сумм в разрезе обязательных и добровольных видов страхования за 2003–2005 гг.


Страховые суммы по добровольным видам страхования не всегда покрывают суммы рисков, которым подвергаются страхователи, что влечет отказ от возобновления договоров страхования. Это, безусловно, является отрицательной тенденцией в развитии как представительства, так и страхового рынка Республики Беларусь в целом.

Таким образом, из проведенного анализа видно, что поступления страховых взносов по страхованию ответственности были максимальны в 2004 г. Причем доля сумм поступлений страховых взносов по обязательным видам страхования значительно превышает долю по добровольным. Такая ситуация характеризуется неразвитостью добровольных видов страхования и требует серьезного внимания со стороны руководства.


2.3   Анализ состава, структуры, динамики поступлений сумм страховых взносов по имущественному страхованию


Представительство Белгосстраха по г. Полоцку в рассматриваемый период занималось следующими видами имущественного страхования:

·        обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;

·        добровольное страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей;

·        добровольное страхование имущества индивидуальных предпринимателей;

·        добровольное страхование наземных транспортных средств;

·        добровольное страхование ценностей касс;

·        добровольное страхование строений граждан;

·        добровольное страхование домашнего имущества граждан;

·        добровольное страхование животных, принадлежащих гражданам;

·        добровольное страхование жилых помещений граждан.

Для анализа сумм поступлений страховых взносов, страхованию имущественных интересов за 2003–2005 гг. воспользуемся таблицей 2.5.


Таблица 2.5. Анализ состава, структуры и динамики поступления сумм страховых взносов по имущественному страхованию за 2003–2005 гг.

Вид страхования

2003 г., тыс. руб.

уд. вес, %

2004 г., тыс. руб.

уд. вес, %

абсол. изменение 04/03, тыс. руб.

2005 г. тыс. руб.

уд. вес, %

абсол. изменение 05/03, тыс. руб.

абсол. изменение 05/04, тыс. руб.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ










обяз строений в хоз граждан

69211,4

100

80050,6

100

10839,2

66090

100

-3121,1

-13960,3

ИТОГО по обязательному

69211,4

36,6

80050,6

38,1

10839,2

66090

33,6

-3121,1

-13960,3

ДОБРОВОЛЬНОЕ










имущества ю/л от огня

12071,1

10,1

9009,2

6,9

-3061,9

7056

5,4

-5015,1

-1953,2

имущества ИП

867,3

0,7

358,1

0,3

-509,2


0,0

-867,3

-358,1

транспорта ю/л

23869,2

19,9

29622,4

22,7

5753,2

31482

24,1

7612,4

1859,2

ценностей касс

314,9

0,3

25,2

0,0

-289,8

483,7

0,4

168,8

458,5

строений

31537,7

26,3

35994,8

27,6

4457,1

36999

28,3

5461,3

1004,2

дом имущества

31859,0

26,6

31515,9

24,2

-343,1

29892

22,9

-1967,5

-1624,4

транспорта

16925,7

14,1

19119,0

14,7

2193,3

19279

14,7

2353,0

159,7

животных

501,6

0,4

467,9

0,4

-33,7

189

0,1

-312,6

-278,9

квартир

1772,7

1,5

4136,7

3,2

2364,0

5338

4,1

3565,3

1201,3

ИТОГО по добровольному

119719,2

63,4

130249,2

61,9

10530,0

130718

66,4

10998,3

468,3

ИТОГО

188930,6

100

210299,8

100

21369,2

196808

100

7877,2

-13492,0


Как видно из таблицы 2.5 общая сумма поступлений по имущественному страхованию в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличивается, а в 2005 г. уменьшается. По страхованию имущества добровольные виды преобладают над обязательными. Происходит это потому, что из обязательных видов страхования присутствует только один – обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам. Однако следует отметить, что доля данного вида обязательного страхования довольно высока. Такая ситуация обусловлена широким страховым полем. Величина поступлений сумм страховых взносов по обязательному страхованию строений в 2004 г. увеличивается, а в 2005 г. снижается. Действия Правительства, направленные на полный охват всех строений, попадающих по законодательству под этот вид страхования, обусловили в 2004 г. рост поступлений сумм страховых взносов. Это было достигнуто в результате ежегодной корректировки сведений о постоянно проживающих лицах. Снижение поступлений сумм страховых взносов в 2005 г. в сопоставимых ценах произошло в основном за счет заключения договоров на неизменные страховые суммы.

Рассмотрим структуру поступления сумм страховых взносов по добровольным видам имущественного страхования в 2003–2005 гг.

В 2003 г. в структуре поступлений сумм страховых взносов по добровольным видам имущественного страхования наибольший удельный вес принадлежал добровольному страхованию домашнего имущества граждан. В 2004–2005 гг. наибольшая доля в структуре поступлений сумм страховых взносов стала принадлежать добровольному страхованию строений граждан. Договор по данному виду страхования в комплексе с договором по обязательному страхованию строений дает возможность страхователю при наступлении страхового случая получить возмещение близкое к действительной стоимости объекта. Поэтому добровольное страхование строений пользуется такой популярностью у населения.

В отличие от добровольного страхования строений и домашнего имущества, цена страхования животных возрастает за счет роста страхового тарифа. Отсюда и уменьшение сумм поступлений страховых взносов. Ставка Белгосстраха на страхование животных себя уже не оправдывает, так как доля животных на одно домашнее хозяйство в г. Полоцке постоянно снижается. Отсюда страхование животных превращается из прибыльного вида страхования в элемент маркетинговой политики, направленный на сохранение клиентурной базы. Среди страхователей довольно популярны такие виды страхования как добровольное страхование наземных транспортных средств юридических лиц и добровольное страхование наземных транспортных средств граждан. Поступления по данным видам страхования на протяжении рассматриваемого периода возрастают.

На протяжении рассматриваемого периода растут суммы поступивших страховых взносов по добровольному страхованию квартир. В 2003 г. тариф по данному виду страхования составлял 1,1% от страховой суммы. С 3 марта 2004 г. вступили в действие новые правила осуществления страхования физических лиц, в соответствии с которыми базовый тариф по страхованию квартир снизился до 0,6% от размера страховой суммы. Это привело к росту поступлений сумм страховых взносов. Снижение цены на добровольное страхование строений за счет снижения тарифа привело к тому, что страхователи в 2004–2005 гг. смогли за сложившуюся цену получить больший объем защиты, чем в 2003 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.