РУБРИКИ

Диплом. Исследование рынка драгоценных металлов и камней

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Диплом. Исследование рынка драгоценных металлов и камней

Они изготавливаются из драгоценных металлов и обладают всеми признаками слитков. Главное преимущество таких монет – это, что при их продаже не взимается НДС. Прибыль от сделок с монетами облагается лишь обычным 13%-ным подоходным налогом. По сути дела, доходность от операций с инвестиционными монетами вплотную приближается к доходности обезличенных металлических счетов. Их цена привязана к рыночной стоимости металла, из которого они изготовлены. Банковские комиссионные при операциях со слитками достигают 25-30%, то с монетами эта сумма в абсолютном большинстве случаев не превысит 10% их стоимости.

К настоящему моменту ассортимент инвестиционных монет в России ограничен лишь тремя наименованиями:

·        золотые червонцы,

·        золотая серия "Знаки Зодиака"

·        серебряные монеты "Соболь"

Безоговорочным лидером на нашем рынке инвестиционных монет являются золотые червонцы, выпуск которых был начат еще в эпоху СССР – в 1975-1982 годах. Каждый червонец представляет собой монету, содержащую не менее 7,742 г чистого золота 900-й пробы.

Монеты серии "Знаки Зодиака" состоят из золота высшей – 999-й – пробы. Разница между ценой покупки и продажи "Зодиаков" там может достигать 10%.Инвестиционные монеты являются имуществом, поэтому с выручки от их продажи необходимо уплатить 13%-ный подоходный налог.

Инвестиции в золотые или серебряные монеты – процесс более динамичный. Однако, приобретая их, следует различать инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Стоимость последних зависит от редкости, исторической ценности, а не от чистого содержания золота или серебра. Еще одно важное отличие двух типов монет друг от друга – при покупке и продаже коллекционных НДС взимается, а при покупке и продаже инвестиционных – нет.

Рыночная цена инвестиционных монет складывается из стоимости золотого содержания и небольшой премии на покрытие расходов по чеканке и распространению. Способ вложения денег в инвестиционные монеты удобен тем, что на сегодня с ними работают десятки российских банков. Спрос на них в последние годы постоянно растет, а цена некоторых монет за время, прошедшее с момента их выпуска, увеличилась в десятки раз.

Мировые банковские резервы золота ныне оцениваются в 32-33 тысячи тонн. Золотой запас СССР в 1953 году - один из максимальных в мире: 2050 тонн; в 1991 году - 240 тонн, запас РФ в 2008 г. - примерно 450 тонн..., при этом используется около 30 % запаса.

В 1792 году 1 унция стоила 19,3 доллара США;1834 г. - 20,67,1971 г. - 38,1973 г. - 42,22,1983 г. - 424,1987 г. - 478,1992 г. - 345,2001 г. - 271,04,2006 г. - 720,конец октября 2008 г. - 745 доллар.В апреле 2009 г. – 896 долларов.

Финансовый кризис уже крайне негативно отражается на РДМ и ДК. Считается, что руководству отрасли необходимо переходить на "ручной режим управления". Для этого надо безотлагательно, срочно создать из представителей федеральной власти и общественных организаций, депутатов Госдумы общественный совет по поддержанию конкурентоспособности производителей алмазов и ювелирных изделий - чтобы совместно и оперативно решать насущные вопросы отрасли: противодействие нелегальному обороту драгоценных камней и металлов, нелегальному импорту, падению покупательского спроса.

Сегодня российским огранщикам и ювелирам предлагаются банковские кредиты под 25-30% годовых. Это просто противоречит здравому смыслу. Я считаю, что денежные средства должны выделяться государством не только на поддержку финансового сектора, они должны дойти и до обрабатывающей промышленности, и до розничной торговли, чтобы стимулировать спрос.


2.2.3 Современное состояние законодательной базы в области драгоценных металлов и камней и ее влияние на функционирование отрасли

Согласно российскому законодательству к драгоценным металлам относятся золото, серебро, а также металлы платиновой группы. Основу законодательной базы составляют два федеральных закона: "О недрах" и "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Весьма существенное влияние на функционирование отрасли оказывают два других закона, непосредственно не посвященных этой тематике, однако тесно с нею связанные - имеются в виду законы "О валютном регулировании и валютном контроле", а также "О соглашениях о разделе продукции".Не углубляясь в детали, хотелось бы ниже остановиться на ключевых моментах российского законодательства на этапах от добычи сырья до реализации готовой продукции.

В отношении недропользования ключевыми являются принципы совместного распоряжения недрами государством и субъектами Федерации (республиками, областями, автономными образованиями), платности и лицензионном порядке предоставления недр в пользование. Право на ресурсы в недрах принадлежит государству, предоставление в пользование новых месторождений и недр производится через конкурсы и аукционы. Регулируется порядок передачи и отзыва лицензии, включая тот случай, когда освоение месторождений не осуществляется в указанные в лицензии сроки. Из числа поправок к ныне действующему закону "О недрах", находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе (нижняя палата Федерального собрания) следует отметить такие, как предусматривающие возможность передать лицензию от недропользователя в ведение совместного предприятия с иностранными инвестициями в случае его создания с участием недропользователя (в настоящее время необходимо переоформление лицензии).Предлагается также установить сроки действия лицензии на добычу не на 25 лет, а на период до момента полной выработки месторождения. Хочется также отметить изменения, принятые недавно к закону "О соглашениях о разделе продукции".В целом закон с учетом внесенных изменений обеспечивает специальный налоговый режим, а также его стабильность в течении 20-25 лет и предполагает наличие отдельных изъятий из закона "О валютном регулировании и валютном контроле", например, в части открытия банковских счетов совместного предприятия за рубежом. В законе о разделе продукции имеются ограничивающие положения о том, что на его условиях может разрабатываться не более 30 % разведанных и учтенных запасов драгоценных металлов в России. Этот лимит, однако, еще далеко не достигнут.

Обращение аффинированных драгоценных металлов регулируется главным образом законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Указами Президента и Постановлениями Правительства России. Представляется, что в этой области наиболее видны недостатки действующего законодательства. В их числе российские эксперты отмечают в первую очередь то, что государство стремится сохранить свои привилегии распоряжаться драгоценными металлами, не неся при этом никакой правовой или финансовой ответственности. Так, например, законом предусмотрено так называемое "право первой руки" при закупке добытых драгоценных металлов у недропользователей. При этом, однако, в прошлом году государство забирало металл, но не оплачивало его в отдельных случаях на протяжении 4-6 месяцев. До сих пор сохраняется практически разрешительная система закупки коммерческими банками золота у недропользователей, хотя она не предусмотрена ни одним из действующих законов. Из-за ряда бюрократических ограничений фактически не либерализован рынок металлов платиновой группы, хотя законодательством предусмотрена возможности для коммерческих банков заниматься операциями с платиной. Что касается внутренних цен на драгоценные металлы, то они в настоящее время максимально приближены к мировым. Так, например, Гохран Министерства финансов РФ при покупке у недропользователей устанавливает скидку в размере 1 % от текущих цен Лондонского фиксинга. Центральный Банк РФ, который по закону пока не имеет права закупать драгоценные металлы непосредственно у недропользователей, устанавливает скидку в размере 2 % от текущих цен Лондонского фиксинга при покупке золота у коммерческих банков. При продаже коммерческими банками золота своим корпоративным коммерческим клиентам, частным лицам, а также на межбанковском рынке сделки совершаются практически по текущим ценам европейского рынка. В то же время надо отметить, что внутренний рынок драгоценных металлов в России находится на начальном (хотя и сильно затянувшемся) этапе развития и поэтому до сих пор является слаболиквидным и неэластичным.

Так, например, в России до сих пор не проводятся биржевые операции с драгоценными металлами. На межбанковском рынке осуществляются исключительно сделки "спот", а Центральный Банк и Гохран выступают исключительно в роли покупателей драгоценных металлов. Ввиду низкой ликвидности рынка ни один из российских банков не является "маркет-мэйкером" на внутреннем рынке драгоценных металлов. Поскольку рынок срочных сделок отсутствует, не решается и вопрос хеджирования цен у производителей и потребителей.

До недавнего времени покупка золота банками была не так выгодна, только с 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, но она не исключила возможность возникновения налоговых рисков для кредитных организаций при применении льгот по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации слитков драгоценных металлов.

В настоящее время в России практически все произведенные драгоценные металлы реализуются коммерческим банкам. Золото у производителей приобретают более 30 коммерческих банков, "имеющих право на работу с драгметаллами (лицензию, разрешение)".Налоговое законодательство РФ не дает специального толкования термину "драгоценный металл". Поэтому правоприменитель на основании ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вынужден использовать термины иных отраслей законодательства. Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установлен исчерпывающий перечень драгоценных металлов, подлежащий изменению только каким-либо федеральным законом. Согласно этому перечню в число драгметаллов входят: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Понятие "слитки драгоценных металлов" введено п. 2.3 Положения Банка России от 01.11.1996 № 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" (далее - Положение № 50). Это стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в РФ, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия. Параметры стандартных и мерных слитков даны в Инструкции Банка России от 30.11.2000 № 94-И.

Согласно подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, в частности:

·                    реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России и банкам (первая льгота);

·                    реализация драгоценных металлов в слитках Банком России и банками, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Банком России и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Банка России или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков) (вторая льгота).

Особенностью применения первой льготы является то, что независимо от того, кем реализуются драгоценные металлы и каков источник их выбытия, если приобретателями по сделке являются Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банк России или какой-либо банк, операция не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Такой вывод основан на буквальном толковании содержащихся в норме слов и выражений. Нет никаких исключений, которые позволили бы иначе истолковать первую льготу.

Таким образом, если сделка заключается между банками (один банк продает, а другой банк приобретает), то стороной покупателя и конечным получателем драгоценного металла всегда будет выступать банк. Банк вправе совершать операции с драгоценными металлами исключительно при наличии у него специального разрешения (лицензии) на данный вид операции, о чем прямо говорится в п. 6 ст. 149 НК РФ, который определяет, что "перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации".Так, в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Банк России в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование операций банков и иных кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно подп. 8.2.3 Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов содержит банковские операции, перечисленные в Приложении 8 к этой Инструкции. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в подп. 8.2.2 указанной Инструкции.

Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в Приложении 8 к указанной Инструкции (Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И), позволяет осуществлять: привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовая норма, освобождающая банки от уплаты НДС по операциям с драгоценными металлами, предполагает наличие у банков соответствующих лицензий и хранилищ, то есть охватывает эти условия при применении налоговой льготы. Установления дополнительных условий, если конечным потребителем драгоценного металла является банк, данной нормой не предусмотрено.

В 2007 году вторая льгота действовала при условии оставления слитков в одном из сертифицированных хранилищ (Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ изменил редакцию второй льготы, исключив, в частности, слово "сертифицированных" и распространив действие новой редакции на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, но сам он вступил в силу лишь с 1 января 2008 года). При этом НК РФ не оговаривал, что под таким хранилищем подразумевается исключительно хранилище банка-продавца или же иного банка, в котором слитки находились на момент заключения сделки. Текст подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ оставлял без комментариев ситуацию физического перемещения покупателем, не являющимся банком, приобретенных им слитков в иное сертифицированное хранилище.

Смысл второй льготы был в том, что она установлена для стимулирования сторон сделки к хранению слитков драгоценных металлов в банковских хранилищах. По этой причине полагаем определяющим в новом тексте второй льготы упоминание об оставлении слитков в "одном" (то есть в любом) из хранилищ.

Официальная позиция налоговых органов по данному вопросу неизвестна. Управление МНС России по г. Москве соглашалось с налоговой льготой при "...временном краткосрочном изъятии их (слитков - прим. автора) для целей транспортировки из сертифицированного хранилища продавца при условии размещения проданных слитков в сертифицированном хранилище покупателя..." (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 17.09.2002 № 24-14/43091). Однако этот вывод делался применительно к межбанковским операциям, для которых физическое место нахождения слитков не имеет принципиального значения.

Упоминание о "сертифицированном" хранилище исключено из текста подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2008 года. До этого времени предписание налогового законодательства о необходимости сертификации хранилища не базировалось на нормативно закрепленном гражданско-правовом (банковском) механизме сертификации хранилищ. Специальная сертификация банковских хранилищ отсутствовала (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40).В этой связи до 2008 года налоговые органы не были вправе ставить законность применения банком налоговой льготы п. 3 ст. 149 НК РФ в зависимость от получения банками сертификатов на хранилища (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40). Достаточно было использовать одно из следующих хранилищ, прямо перечисленных в норме НК РФ: Государственное хранилище ценностей, хранилище Банка России, хранилища специально уполномоченных коммерческих банков.

Также с 2008 года в результате внесенных в НК РФ изменений устранено неоднозначное толкование льготы в части операций по реализации слитков драгоценных металлов банкам по посредническим договорам. В соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежит обложению НДС реализация драгоценных металлов в слитках Банком России и банками Банку России и банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Банком России и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Банка России или хранилища банков.

Новая редакция подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ исключила не все налоговые риски для кредитных организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ "лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности)". То есть пока срок давности не истек, претензии налоговиков возможны. В 2007 году, несмотря на наличие разъяснений Минфина России от 14.08.2006 № 03-04-15/153 и от 22.01.2007 № 03-07-15/07, ФНС России продолжала судебное преследование ряда банков (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298, опубликованное в "Вестнике АРБ", 2007, № 12).Дело в том, что ранее действовавшую редакцию подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговые органы трактуют как обязывающую банки для освобождения от уплаты НДС доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей. В Письме Минфина России от 22.01.2007 № 03-07-15/07 не исключается возможность подтверждения банком-продавцом фактического помещения слитков драгоценных металлов банком-покупателем в хранилище. Такие документы, по мнению Минфина России, "возможно требовать в случаях, когда согласно договорам на реализацию слитков банки-покупатели действуют от своего имени, но за счет комитентов, не являющихся банками, и кроме того в случаях, когда дальнейшая передача приобретенных слитков осуществляется банками-покупателями на основании возмездных договоров, предусматривающих переход права собственности на слитки лицам, не являющимся банками". В Письме Минфина России от 22.01.2007 № 03-07-15/07 не разъяснено, какие именно это документы, но практика показывает, что это могут быть, в частности, договоры ответственного хранения и приходно-кассовые ордера, составленные банком-хранителем (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298). Однако банк-хранитель или покупатель может не представлять банку-продавцу такие документы. Действующее законодательство не обязывает его это делать. Например, Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" не содержит норм, предусматривающих право организаций, в частности, банков, запрашивать у другого лица документы о его деятельности или информацию, содержащуюся в договорах, заключенных им с третьими лицами.

Если допустить, что банк-хранитель самостоятельно и своевременно представил банку-продавцу документы, о которых идет речь, то возникает другая проблема. Главой 21 НК РФ не определен порядок предъявления банком-продавцом физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (например, ювелирным компаниям и частным ювелирам), НДС при последующем изъятии из хранилища слитков драгоценных металлов.

На это, в частности, указано в Письме Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298: "Продавая драгоценные металлы в слитках ювелирным компаниям или физическим лицам с условием хранения в хранилище банка-продавца, банк-продавец обязан отслеживать дальнейшее передвижение слитков, в том числе по металлическим счетам, и в случае изъятия их из хранилища или перевода на металлический счет в другом банке требовать от ювелирной компании или физического лица доплаты НДС либо представления документов, подтверждающих зачисление слитков в хранилище другого банка или нахождение драгоценного металла на металлическом счете. Вместе с тем доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты сумм сделки явно противоречит как условиям подобных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, так и нормам главы 21 НК РФ, регулирующим порядок уплаты НДС, а также природе НДС как косвенного налога, выступающего в форме надбавки к цене товара".

Сохраняется вероятность того, что и новую редакцию подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговые органы будут трактовать как обязывающую банки для освобождения от уплаты НДС доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей. В случае приобретения драгоценных металлов банком-покупателем по агентскому договору или по договору комиссии в пользу третьего лица, не являющегося банком, по-прежнему налоговый орган может требовать по истечении длительного времени от банка-продавца доказательства того, что эти металлы до сих пор остаются в хранилище банка-покупателя.

По-прежнему, даже если банк-покупатель предоставит информацию банку-продавцу об изъятии покупателем, не являющимся банком, драгоценных металлов из его хранилища, доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты сумм сделки не предусмотрена нормами главы 21 НК РФ.Вывод очевиден: порядок налогообложения нужно урегулировать законодательно.

Во-первых, обратим внимание на то, что на зарубежных рынках подобные операции освобождаются от НДС, например в Европейском сообществе, согласно документу Council Directive 98/80 ЕС от 12.12.1998 (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298). Но Минфином России неоднократно рассматривались такие предложения и не были поддержаны (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40).Во-вторых, проблему можно решить изменением НК РФ путем включения нормы об обязательной уплате НДС при реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам, а также юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (то есть вне зависимости от помещения или непомещения драгоценных металлов в какое-либо хранилище). Такое решение, на наш взгляд, лучше, чем неопределенность законодательства, создающая для банков налоговые риски. На такой путь решения проблемы указано, например, в Письме Ассоциации российских банков от 29.03.2007 № А-01/5-169 ("Вестник АРБ", 2007, № 7). Однако это означало бы создание российского финансового рынка с нормами, противоречащими зарубежному.

Поэтому, целесообразно было бы вернуться к рассмотрению Госдумой проекта федерального закона об освобождении от НДС операций по продаже слитков физическим лицам, подготовленного в 2006 году в соответствии с предложением Президента РФ, внесенного в Госдуму, но по которому 13 февраля 2007 года Советом Госдумы было принято решение о переносе его рассмотрения.

Очевидно, что банковское сообщество будет продолжать настаивать на решении этой проблемы в новой политической ситуации. В. Путин 26 мая 2008 года сказал, что "до конца лета следует представить предложения по созданию благоприятного налогового режима для операций на финансовом рынке". Ассоциация российских банков 28 мая 2008 года информировала о направленных в минфин России предложениях, в частности, и по решению рассмотренной проблемы.

Организация биржевой торговли драгоценными металлами и камнями.

Еще один способ инвестирования – торговля на бирже. Фактически рынок драгоценных металлов работает круглосуточно – торги осуществляют несколько бирж, разбросанных по миру с учетом часовых поясов. Крупнейшая из них - Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange, LME), торговая сессия на которой длится с 7 утра до 7 вечера по лондонскому времени. Среди других площадок – Нью-Йоркская товарная биржа, биржи Сиднея, Гонконга.

Минимальный размер лотов.

Например: на западных биржах торги по золоту ведутся с лотами не менее 400 унций (примерно 12,4 кг). Чтобы инвесторы с небольшими средствами могли принять участие в торгах, создаются специальные фонды, в которых аккумулируются средства инвесторов.

При помощи фондов можно осуществлять инвестиции не только в биржевые лоты, но и в золотодобычу. Добыча золота – процесс очень трудоемкий, требующий значительных вложений. Кроме того, приобретение золотодобывающих предприятий по карману только крупным инвесторам. Фонды помогают решить эту сложность. И в этом случае вкладчики, объединенными средствами которых руководит специалист управляющего фонда, извлекают выгоду дважды: покупая золото у производителя по заранее оговоренной цене и продавая его по наиболее выгодной биржевой цене.

Организация биржевой торговли каким-либо товаром или финансовым инструментом всегда положительно влияет на развитие рынка в целом. Во-первых, в связи с тем, что появляется место, где всегда можно купить или продать необходимый товар, он становится более ликвидным. Во-вторых, биржа, имея своей основной функцией обеспечение исполнения заключенных на ней сделок и организацию проведения своевременных расчетов, позволяет снизить риск неисполнения своих обязательств сторонами по сделке. Это очень важно в сложившейся сегодня в России ситуации, где рисков и так предостаточно. Кроме того, биржа, постоянно выставляя котировки на свой товар, чутко реагирует на рыночную ситуацию, что позволяет всегда иметь с одной стороны реальное представление о рынке, с другой стороны, при правильной организации торгов, биржа может способствовать стабилизации ситуации в случае рыночных кризисов. Все это объясняет, почему рынок любого товара является полноценным только при наличии в нем биржевого сектора.

Одним из условий скорейшего развития рынка драгоценных металлов в Российской Федерации, предусмотренного проектом правительственной программы по производству золота и серебра на период до 2000 года, является создание биржевого рынка. О его необходимости уже неоднократно упоминалось в нормативных актах, издаваемых правительством, но на данный момент мало кто представляет себе, как он должен и реально может функционировать. В этой ситуации опыт банков не только проводящих операции с золотом, но и принимающих участие в биржевой торговле иными валютными инструментами, включая срочные, участвующих в создании новых биржевых площадок с проведением клиринговых операций, может быть чрезвычайно полезен.

Ассоциация Российских Банков в результате проведения нескольких межбанковских совещаний сформировала и предлагает на рассмотрение концепцию создания и развития биржевого рынка драгоценных металлов с анализом его структуры и освещением основных проблем его формирования, с возможными вариантами решения этих проблем.


2.3.1 Пути формирования биржевого рынка

Существуют два пути формирования биржевого рынка. Можно создать отдельную биржу драгоценных металлов, включающую в себя несколько секций: Секцию золотого рынка, Секцию серебряного рынка, Секцию платинового рынка, Секцию срочного рынка и т. д. Но можно пойти и по другому пути и организовать Секцию драгоценных металлов в рамках Московской Межбанковской Валютной Биржи.

Первый путь является более фундаментальным, но и более дорогостоящим и длительным. Отвлечение серьезных средств будет связано с необходимостью аренды или покупки помещения, набора персонала, закупки аппаратуры, создания программных продуктов, обслуживающих торги, и т.д. Продолжительность этого процесса будет обусловлена необходимостью получения биржевой лицензии и лицензии на работу с драгоценными металлами, формированием правовой базы и внутренней документации, созданием расчетного центра, депозитария и т.д.

Второй путь представляется более доступным и быстрым, однако и здесь существует ряд проблем, которые обрисованы ниже.

Если говорить о структуре биржевой торговли, то ее можно представить следующим образом: участниками рынка являются уполномоченные коммерческие банки и биржа как сторона по сделке. Торговля ведется стандартным биржевым товаром с расчетами на следующий день.

Система установления биржевой цены может быть различной. Решение о том, использовать ли двойной аукцион (выбор лучшей заявки на покупку и лучшей заявки на продажу, проведение сделки при пересечении цен, усреднение цен сделок и выведение фиксинговой цены) или систему единого фиксинга аналогичную определению цены в валютной секции может быть предложено биржей в результате совместного обсуждения со специалистами банков.

Специалистам представляется, что на первом этапе более приемлемым является второй вариант определения цены, так как на первом этапе биржевой рынок золота вряд ли будет очень ликвидным. Могут быть предложены и иные варианты определения цены (например, аналогично Лондонскому фиксингу), но в данный момент этот вопрос не представляется нам принципиальным.


2.3.2 Биржевые операции

К драгоценным металлам, являющимся предметом биржевых сделок, относится прежде всего золото.

Биржевые сделки могут проводиться с золотом как с физическим металлом , так и с ценными бумагами ,обеспеченными золотом.

Ценные бумаги , обеспеченные золотом ,- это предмет сделок на фондовой и фьючерсной биржах. Крупными мировыми Биржами драгоценных металлов являются COMEX ( Нью- Йоркская срочная товарная биржа ) и MACE (Среднеамериканская товарная биржа - Чикаго)

Биржевые операции с драгоценными металлами включают четыре вида операций:

·                   торговлю драгоценными металлами

·                   торговлю ценными бумагами , обеспеченными золотом

·                   хеджирование

·                   фьючерсные операции

Торговля ценными бумагами , обеспеченными золотом -это торговля

облигациями золотого федерального займа. Она является традиционной формой биржевых сделок и осуществляется по отработанной схеме и стандартным правилам.

Хеджирование- (англ. Heaging - ограждать) означает страхование рисков от неблагоприятного изменения цен( курсов) .

Хеджирование по золоту представляет собой систему операций по страхованию рисков от хеджирования по золоту заключается в системе купли- продажи срочных неблагоприятных изменений цен на золото .

Сущность контрактов ( форвардного или опционного )и заключения сделок , учитывающих вероятные изменения цен на золото в будущем.

В хеджировании участвуют хеджер и спекулянт .

Хеджер -это лицо, осуществляющее хеджирование .Хеджер по золоту -это обычно юридическое лицо, то есть хозяйствующий субъект.

Он приходит на рынок , чтобы передать кому-то свою долю риска .Он стремится снизить риск , вызванный неопределённостью цен на золото , с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это даёт ему возможность заранее зафиксировать цену на золото и сделать его доходы или расходы предсказуемыми.

Спекулянт - это лицо . идущее на заранее рассчитанный и приемлемый для себя риск.

Существуют две операции хеджирования :

·                   на повышение

·                   на понижение

Хеджирование на повышение представляет собой операцию по покупке срочных контрактов. Оно применяется в тех случаях , когда необходимо застраховаться от возможного повышения цены на золото в будущем. Цель его - установить цену покупки золота намного раньше, чем хеджер будет покупать золото. При этом хеджер приобретает контракт, дающий ему право купить золото через какой-то срок по цене, установленной в контракте в день его приобретения.

Хеджирование на понижение представляет собой операцию по продаже срочных контрактов. Оно применяется в тех случаях когда необходимо застраховаться от возможного снижения цены на золото в будущем. Цель его - установить цену продажи золота раньше, чем хеджер будет продавать золото. В этом случае хеджер продаёт контракт, дающий ему право продать золото через какой-то срок по цене, установленной в контракте в день его продажи.

Хеджирование осуществляется с помощью форвардного контракта или опциона.

Форвардный контракт по золоту представляет собой обязательство для двух сторон ( продавца и покупателя), заключивших этот контракт, то есть продавец обязан продать , а покупатель обязан купить определённое количество золота по зафиксированной в контракте цене в определённый день. Форвардная операция осуществляется путём заключения между продавцом и покупателем форвардного контракта.

Преимущество форвардной операции проявляется в отсутствии предварительных затрат на эту операцию и в защите от неблагоприятного изменения цен на золото.

Недостатком являются потенциальные потери, связанные с риском упущенной выгоды.

Пример

Хеджер заключил форвардный контракт сроком на два месяца на покупку 11 000 г золота марки ЗЛА-1П по форвардной цене 70 руб. за 1 грамм.

Через два месяца на рынке золота могут возникнуть две ситуации :

1-я ситуация:

Цена на золото составляет 72 тыс. руб . за 1грамм.

Тогда хеджер откажется от опциона и купит золото на наличном рынке. Экономия денежных средств ( потенциальная выгода) хеджера с учётом уплаченной им премии составит 38, 5 млн. Руб /(72-76)*11 000 - 5 500/

2 ситуация.

Цена на золото составит 81 тыс. руб . за 1 г. Тогда хеджер реализует опцион и покупает золото по указанной страйк цене .Экономия денежных средств составит / (76- 81 ) *11 000 -5000/

Фьючерсные операции . Они проводятся либо с золотом как физическим металлом , либо с ценными бумагами , обеспеченными золотом . Фьючерсные операции - это купля -продажа активов по цене, фиксируемой в момент заключения сделки с исполнением операции через определённый промежуток. Здесь участвуют два субъекта продавец актива и покупатель актива . При торговле золотыми фьючерсами важно :

·                   предвидеть изменение цены золота в будущем по сравнению с датой её покупки

·                   постоянно следить за изменением цены золота в течение всего срока действия фьючерса и, уловив нежелательную тенденцию , своевременно избавиться от фьючерсного контракта

Механизм фьючерсных операций с золотом аналогичен фьючерсным сделкам с валютой.

В настоящее время получили распространение виды сделок с опционами- это опционы с фьючерсными контрактами , в основе которых лежит золото. Торговля опционами с фьючерсными контрактами ведётся практически на всех фьючерсных биржах параллельно с торговлей фьючерсными контрактами . Преимуществом с фьючерсными контрактами , которые представляют производное от производного или, образно говоря , фиктивный капитал в квадрате , по сравнению с другими видами опционов является доступность цен, что облегчает заключение сделок , а также простота и дешевизна реализации опциона ( ёмкость фьючерсного рынка больше, чем рынка реального товара ).


Табл. 2 Данные об опционах с фьючерсными контрактами на Нью-Йоркской срочной товарной бирже COMEX


COMEX

фьючерсный контракт

золото (100 унций)

месяцы окончания срока действия опциона

апрель , август , декабрь

последний день торговли опционами

вторая пятница месяца , предшествующего месяцу окончания срока действия опциона

Интервалы цен заключения сделок

в зависимости от текущей цены :10 долл.., если цена меньше 300 долл.за унц., 20 долл. , при цене 300-500 долл.за унц ., 30 долл-500до 800 долл .за тр. унц., 40долл. при цне более 800 долл.

Котировка премий

0,1 долл. за унцию ( 100 долл. на контракт)



Табл. 3 Котировки фьючерсных контрактов на золото на биржах COMEX и MACE


биржа

Срок поставки

цена откр.

цена закр.


comex

Апрель

294,7

295,1

ЗОЛОТО


Май

301,9

295,9



Июнь

297,3

296,9


mace

Июнь

298

296,9


Цены на драгоценные металлы снижаются 6 апреля на фоне бурного роста аппетита к риску. Желтый металлы игнорирует сигналы инфляции и ослабление доллара, поскольку инвесторы испытывают жажду к более доходным инструментам. Рынки повсеместно входят в зону "бычьего" тренда, привлекая все новые группы инвесторов, которые ранее придерживались защитных стратегий. Государственные облигации с фиксированной доходностью отступают вместе с золотом. Однако предупреждения о конце дефляции сообщают, что падение котировок желтого металла не будет продолжаться вечно.

По итогам торгов в пятницу 3 апреля на подразделении COMEX Нью-йоркской товарной биржи, июньский контракт на поставку золота подешевел на $11,60, или 1,3%, до $897,30 за тройскую унцию. За неделю наиболее активно торгуемый фьючерс потерял 3%, а рост с начала года составил лишь 1,5%. Майский контракт на поставку серебра снизился на $0,29, или 2,2%, до $12,735 за тройскую унцию. За неделю металл подешевел на 4%, а с начала года серебро все еще выше на 13%. Июльский контракт на поставку платины вырос на $0,50 до $1166,30 за тройскую унцию. За неделю металл подорожал на 2,5%, а с начала года прибавил 24%. Июньский контракт на поставку палладия прибавил $2,15 до $224,95 за тройскую унцию. За неделю металл вырос на 0,6%. Вечерний лондонский фиксинг 3 апреля составил: $905 за унцию золота, $1159 за унцию платины и $221 за унцию палладия.

Золото продолжает двигаться по нисходящей траектории, уступая давлению фондовых рынков. Индекс SNP 500 завершил очередную неделю ростом на 2,7%, а за предыдущие три недели вырос на 19%, что является сигналом к "бычьему" рынку. Аппетит к риску растет повсеместно на фоне скромных инфляционных данных. Функция золота в качестве защитного механизма от обесценивания денег пока неактуальна.

Поскольку рынок акций заметно обогнал любые консервативные инструменты по доходности, а также вошел на "бычью" территорию, то инвесторы скорее ждут роста от акций, чем повышенных доходов от государственных облигаций. Казначейские долги США снижаются под давлением растущих ожиданий инфляции. Впрочем, защищенные от инфляции бонды оказались более устойчивыми. За март TIPS (Treasury Inflation Protected Securities) принесли инвесторам 6,1% дохода. Все известные фонды, управляющими портфелями из бондов, сосредотачивают свое внимание именно на защищенных от инфляции обязательствах, что также дает основание рассчитывать на некоторые перспективы для золота.

Однако в настоящий момент металл находится под сильным давлением, что отражается на резервах паевых инвестиционных фондов. Пока данный процесс почти незаметен, но он уже начался. Резервы SPDR Gold Trust, крупнейшего золотого фонда, снизились 3 апреля до 1127,37 Т. с 1127,44 Т. 2 апреля. Крупнейшие держатели также намерены распродавать золото. На встрече G20 на прошлой неделе было решено, что Международный Валютный Фонд продаст 403 т золота из своих запасов, оцениваемых в 3217 Т., чтобы профинансировать различные программы помощи наиболее пострадавшим от кризиса странам. Другим удручающим сигналом для золота может стать уход инвесторов из защитного инструмента с целью вложения средств в проблемные активы, которые помогает выкупать американское правительство по средствам обеспечения плеча. В подобной ситуации данные вложения могут принести баснословные прибыли в отличие от золота, которое рискует свалиться до значений ниже отметки в $800.

В ближайшей перспективе для золота наступает достаточно слабый сезон, когда снижаются продажи физического золота и ювелирных украшений. Импорт золота в Индии уже находился около нуля в последние два месяца и может остаться таковым до тех пор, пока цена не снизится и не стабилизируется на более низком уровне районе $750 за тройскую унцию. С технической стороны у золота вполне явные перспективы упасть до уровня в $850, затем до $800 за унцию. Впрочем, из поддерживающих факторов стоит выделить начавшийся сезон квартальных отчетов, который может изменить ситуацию на фондовых рынках и принести новые тревоги инвесторам. Впрочем, в более отдаленной перспективе может со всей силой вновь обозначиться проблема инфляции из-за масштабных финансовых вливаний в мировую экономику.

По состоянию на 15:04 мск на спот рынке, тройская унция золота подешевела на $17, унция серебра упала на $0,34, унция платины снизилась на $4, а палладия подорожала на $6. Утренний фиксинг пяти европейских банков в Лондоне составил: $879,50 за унцию золота, $12,41 за унцию серебра, $1153 за унцию платины и $223 за унцию палладия.

Перспективы золота на ближайшее время мало чем могут обрадовать инвесторов. Рост на фондовых рынках и достаточно низкий риск инфляции пока не дает оснований верить в бурный рост котировок. Более того, начавшееся сокращение резервов инвестиционных фондов может приобрести резкий характер, что в свою очередь приведет к резкому снижению спроса на рынке и падению котировок до минимальных за последний год значений.


3. Развитие рынка ДМ и ДК в России


3.1 Проблемы развития и рекомендации по рынку ДМ и ДК в России


Россия относится к числу стран с богатейшими запасами драгоценных металлов и драгоценных камней, традиционно находится в первом ряду производителей драгоценных камней, золота и других драгметаллов, занимая ведущее место на мировом рынке.

В России из драгоценных металлов добывается - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), из драгоценных камней - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг и уникальные янтарные образования.

Месторождения, содержащие драгоценные металлы, в основном сосредоточены в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, здесь добывается до 98% от общего количества драгоценных металлов.

За 2008 год по сравнению с 2007 годом добыча и производство золота увеличилось на 13,3 %. и составило 184,5 тонны. В списке ведущих золотодобывающих компаний России с объемом добычи свыше 1 т/год находятся 25 предприятий. Их доля в 2007-2008 годах возросла и достигла 75 % объема общей российской добычи.

В недрах России содержится значительная часть мировых запасов серебра: 10 % составляют его ресурсы, 9,1% - запасы, 5,3% - добыча, 0,7% - потребление. Добыча серебра в России составила за 2006 год - 1251 тонны, за 2007 год - 1123 тонны.

Добыча в России палладия составила за 2006 год - 103,8 тонны, за 2007 г. - 94 тонны, платины за 2006 год -33,5 тонны, за 2007 год -27,4 тонны. Основной объем производства металлов платиновой группы в России приходится на ОАО "ГМК "Норильский никель".

Что касается драгоценных камней, то за исключением природных алмазов, изумрудов и александритов, по экспертным оценкам, в настоящее время в России месторождений других драгоценных камней рентабельных для освоения не имеется. При этом изумруды с александритами уже более 10 лет в России практически не добываются. Так, Малышевское месторождение изумрудов является одним из крупнейших в мире и крупнейшим в Европе.

Разведанные запасы изумрудов составляют свыше 61 тысячи кг, их стоимость оценивается в 0,9-1 млрд. долларов США. Федеральным агентством по недропользованию, в связи с многочисленными нарушениями Закона Российской Федерации "О недрах", право пользования недрами Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения, предоставленное "Зелен Камень" ЗАО, было прекращено. Краткосрочное право пользования недрами (на 1 год) 02 .07.2008 г. передано ФГУП "Калининградский янтарный комбинат", но до настоящего времени добыча изумрудов на месторождении не ведется.

В настоящее время Россия занимает первое место в мире по запасам и добыче алмазов. В России добывается 17% (на сумму 2,3 млрд.долл. в год) от общего объема добычи природных алмазов в мире. Почти все природные алмазы добываются ОАО "АК "АЛРОСА".

Вместе с тем, дальнейшее развитие отрасли сдерживает ряд проблем. В числе этих проблем те, которые связанны с поисками, разведкой и добычей драгоценных металлов и драгоценных камней.

Особенностью минерально-сырьевой базы драгоценных металлов России является недостаточная изученность ее перспективных площадей, рудных полей и месторождений. При значительных прогнозных ресурсах в России увеличивается дефицит разведанных и подготовленных к освоению запасов, особенно легкообогатимых богатых руд. Более 25% рудного золота сосредоточено в крупных месторождениях труднообогатимых золото-сульфидно-кварцевых руд с низким содержанием металла.

Запасы россыпного золота в главных золотодобывающих регионах быстро истощаются, а разведанные месторождения отличаются низким качеством "песков" и размещены преимущественно в труднодоступных районах Чукотского АО, Республики Саха (Якутия), Магаданской и Иркутской областей. Россия – единственная страна-продуцент драгоценных металлов, в которой россыпные месторождения играют такую важную роль, добыча золота из россыпных месторождений составляет около 40 % от всей добычи золота. При этом из года в год прослеживается тенденция сокращения добычи золота из россыпных месторождений.

Наметившийся в последние годы рост производства золота из коренных месторождений не стабилен в связи с закрытием старых предприятий и превышением погашения запасов полезных ископаемых над их приростом. Сырьевая база россыпных месторождений вследствие длительной эксплуатации в последние годы истощена, однако потенциал россыпной добычи золота может еще на долгие годы обеспечить значительный вклад в отечественную золотодобычу. По причине истощения месторождений прогнозируется спад производства металлов платиновой группы в основном районе их добычи - Красноярском крае.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.