РУБРИКИ |
Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка |
РЕКЛАМА |
|
Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банкаМеждународный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не подпадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст. 15 Конституции РФ правила, установленные международным договором, имеют приоритет над правилами внутригосударственного законодательства. Одновременно с этим в пп. 1-2 ст. 75 Конституции РФ записано: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Но коль скоро это так, то для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредитные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны [14]. 5. Предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и правил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные нарушения в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха. 6. Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их доступности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций. 7.Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования: а) кредитная организация как таковая; б) системные связи кредитных организаций. В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) правовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и отчетность. К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банковская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями. Системные связи между кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом. 8. Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в кредитных организациях. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития. Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, например, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка России. 9. В инструкции Банка России № 34 предусматриваются цели инспектирования кредитных организаций. Естественно, что цели инспектирования должны быть согласованы с целями банковского надзора, закрепленными в Федеральном законе. На наш взгляд, такая согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И этот момент весьма показателен. Как уже говорилось, роль законности явно недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть определенное расхождение между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых проверок. На практике это непосредственно сказывается не только на эффективности надзора за банками, но и на состоянии защищенности банковских вкладов, сбережений населения. Так или иначе, это затрагивает интересы всех банковских клиентов. 10. Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства. В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно. Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов. Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством. Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям: −минимальные требования к капиталу; требования к качеству руководящего состава; −антимонопольные ограничения. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера. В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации. Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями. Сосредоточение функций по надзору за деятельностью кредитных организаций, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. § 3. Мировой опыт государственного регулирования банковской системы На современном этапе развития международной банковской системы следует выделить два основных типа организации банковской системы в развитых странах: - кредитная система с центральным банком; - кредитная система с федеральным резервом. До 1992 г. среди развитых капиталистических стран, к которым можно отнести США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию, Нидерланды и Бельгию, система федерального резерва использовалась только в Соединенных Штатах Америки. Во всех остальных вышеперечисленных странах с некоторыми вариациями действовала банковская система с независимым центральным банком. При переходе к капиталистическому пути развития в России также была внедрена банковская система с независимым центральным банком. До 1999 г. основными странами – конкурентами, претендующими на обслуживание международного экономического хозяйства в своих банковских системах, были Япония, США и Германия. Валюты этих стран являлись резервными на протяжении 20 последних лет. Однако такая ситуация не устраивала другие развитые европейские страны, на долю которых вместе с Германией приходилось около 25% объема мирового экспорта, тогда как удельный вес США был равен примерно 12%, а Японии -–только 9,5%. При этом доля немецкой марки составляла около 13% международных валютных резервов, включая СДР и права на кредит МВФ, доля ЭКЮ («суррогатная» валюта, применяемая для обслуживания международных долгов) – 7%. Для сравнения: доля доллара США – около 50%, японской йены – 7%. При этом страны, являющиеся членами Европейского валютного союза, владеют подавляемой частью мировых резервов монетарного золота. Доля Германии, Франции, Италии, Нидерландов и Бельгии в мировом запасе золота составляет в совокупности примерно 34,5%, а включая резервы Европейского валютного института (ныне ЕЦБ) – 42,5%. Для сравнения: на долю США приходится около 24% мировых запасов монетарного золота, а Японии – около 2%. Совокупный объем рынка государственных ценных бумаг в Европе превышает объем аналогичного рынка а США почти на 5%, причем статус государств ЕВС как крупного совокупного международного нетто – кредитора обеспечивает европейскому государственному долгу максимальный рейтинг. Капитализация европейского рынка государственных и корпоративных облигаций составляет 70% капитализации американского рынка, а рынка акций – 60%. Биржевой оборот фьючерсов и опционов в Европе составляет около 60% оборота данных финансовых инструментов в США. Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания Бреттон – Вудского соглашения давал США немалое преимущество: во – первых, возможность финансировать бюджетный дефицит эмиссионными средствами, пользуясь постоянным спросом на национальную валюту за рубежом; во – вторых, возможность финансировать национальной валютой 160 – миллиардный дефицит текущих операций, противопоставляя эластичность процентных ставок волатильности валютных курсов. Все вышеозначенное создавало угрожающую ситуацию для финансовой независимости и стабильности экономических систем группы развитых европейских стран и непрерывно подталкивало развитую Европу к финансовой и экономической интеграции. В силу наличия в развитых странах Европы системы разрозненных государственных центральных банков, каждый из которых эмитировал собственную национальную валюту, европейской банковской системе было очень сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США. Исключение составляла система Бундесбанка, которая на протяжении 20 – 25 последних лет держала неоспоримое лидерство среди европейских банковских систем. Немаловажную роль в этом играл тот факт, что немецкая марка являлась международной резервной валютой первой категории. Наличие в Европе ряда различных по законоустройству и методам регулирования валютных курсов банковских систем делало проблематичным поддержание стабильности курсов национальных европейских валют. Преимущества, которые дает объединение денежных систем в Европе, очевидны и предполагают значительные позитивные последствия на экономических и финансовых рынках Европы. В Европе практически полностью устранен фактор риска изменения валютных курсов (исключение составляют экономически развитые Швейцария и Великобритания), что снижает издержки, связанные с ведение внешнеэкономических операций, ускоряет обмен товарами, экономическими ресурсами и международными инвестициями. Экономика Европы стала менее затратной и более конкурентоспособной, так как евро в среднем более стабильная валюта, чем национальные денежные единицы каждой из стран – членов Европейского валютного союза в отдельности. А значит, выгоды получают и внешние контрагенты. Возросла конкуренция между европейским и американским рынками капитала. Увеличился интерес к портфельным и спекулятивным инвестициям в различные виды европейских активов. Возросли финансовая дисциплина и экономическая стабильность в европейских государствах с исторически менее развитой экономикой. Все вышеописанное превратило европейскую валютную систему, состоящую из национальных банковских систем, возглавляемых центральными банками, и объединенную по схеме федерального резерва под контролем Европейского банка, в серьезного конкурента для Федеральной резервной системы США. Однако переход к единой европейской валюте привел к большим переменам на валютных и денежных рынках Европы. Отпала необходимость в конверсии между европейскими валютами (теперь они пересчитываются в евро формально оп постоянным коэффициентам). Таким образом, область деятельности, связанная с обслуживанием трансакционного оборота внутри европейских валютных рынков и со спекуляциями и арбитражем, сузилась. Остались в основном конверсионные и арбитражные операции между евро, швейцарским франком и фунтом Великобритании. Также исчезли многочисленные инструменты денежного рынка и рынка деривативов, выраженных в национальных валютах стран – членов ЕВС. В настоящий момент европейские банки активно интегрируются в валютные рынки, рынки капитала и рынки банковских услуг других стран и регионов. В аспекте развивающихся финансовых рынков, к которым традиционно относится и рынок России, все эти последствия можно отнести к числу позитивных результатов международной интеграции финансовых рынков. В Европе же появляется дополнительный стимул к укреплению банковского сектора и к повышению его стабильности и качества предоставления финансовых услуг по минимальным ценам. Приведем для сравнения банковские системы Канады. По уровню развития экономики Канада входит в число семи ведущих промышленно развитых стран мира. Важное место в экономическом потенциале страны занимает сектор финансовых услуг, который имеет весьма диверсифицированный характер. В число его основных участников включаются: местные иностранные банки, кредитные учреждения и кооперативные кассы, страховые компании, страховые агенты и брокеры, трастовые компании, взаимные фонды, дилеры по ценным бумагам, пенсионные менеджеры и консультанты по инвестициям, специализированные финансовые компании. Канада располагает одной из самых эффективных и надежных банковских систем в мире. Она включает 54 кредитных учреждения с общим объемом активов 1,3 трлн. дол., 8211 банковских филиалов. В банковском секторе занято 221000 человек. До середины XX века банковский бизнес ограничивался открытием денежных вкладов для населения и предоставлением ссуд для корпоративным клиентам. Однако постепенно сфера банковских услуг расширялась, открывая дорогу новым направлениям деятельности. Закон о банковской деятельности разрешил ипотечное кредитование и выдачу ссуд на приобретение товаров широкого потребления. Диверсификация предполагаемых услуг получила дальнейшее развитие в 1987 и 1992г.г., когда в финансовое законодательство Канады были внесены дополнения, разрешающие банкам заниматься операциями с ценными бумагами и трастовой деятельностью. Однако, не смотря на расширение возможностей для ведения операционной деятельности, основой банковского бизнеса остается открытие вкладов и предоставление кредитов. В соответствии с законом о банковской деятельности на территории Канады различают два типа банков: банки категории I (Schedule I banks) и банки категории II (Schedule II banks). В категорию I включены только местные банки, акционерами которых является широкий круг лиц (в одних руках не может находиться более 10% акций банка). По состоянию на июнь 1999г. в эту категорию входили восемь банков: Bank of Montreal, The Bank of Nova Skotia, Canadian Imperial Bank of Commerce, Canadian Western Bank, Laurentian Bank of Canada, National Bank of Canada, Royal Bank of Canada, The Toronto – Dominion Bank. В категорию II включены все иностранные банки и те местные кредитные учреждения, акционерами которых является ограниченный круг лиц (при этом один акционер может владеть более чем 10% акций). По состоянию на июнь 1999г. в эту категорию входили три местных банка и 43 дочерних иностранных банка, получивших канадскую лицензию. Банковская система Канады является одной из самых конкурентоспособных в мире и является наиболее концентрированной среди промышленно развитых государств мира. Активы крупнейших банков мира – показывает Таблица 5 Таблица 5 – Активы крупнейших банков
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страны |
Активы (в процентах) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канада |
86 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Швейцария |
71 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Великобритания |
40 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
15 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
США |
19 |
По данным Департамента финансов Канады, на долю шести крупнейших банков Канады приходиться свыше 70% всех депозитов и примерно 90% всех банковских активов, в то время как активы пяти остальных канадских банков составляют всего 2% общего объема активов.
Регулирование банковской деятельности – прерогатива федерального правительства, оно определяется Законом о банковской деятельности, который обновляется каждые пять лет.
Вопросами регулирования и надзора за всеми финансовыми учреждениями занимается Служба управляющего финансовыми учреждениями, которая имеет статус федерального агентства. Задача банковского регулирования состоит в том, чтобы защитить вкладчиков от непредвиденных потерь в случае осложнения финансового положения кредитного учреждения. С этой целью, в частности, создана Канадская корпорация страховых вкладов (CDICJ), которая страхует вклады клиентов кредитных учреждений. Страхуемые средства включают сберегательные и чековые счета, срочные вклады, переводные векселя и дорожные чеки, а также трэвел – чеки, выданные учреждениями, входящими в CDICJ.
В 1996 г. по решению канадского правительства существующая классификация банков (категории I и II) заменена на трехступенчатую систему, основанную на размере акционерного капитала. Новая структура банковского сектора имеет следующий вид:
- крупные банки с акционерным капиталом свыше 5 млрд дол., акционерами которых могут быть лица, владеющие не более 20% голосующих акций любого класса или не более 30% не голосующих акций любого класса;
- средние банки с акционерным капиталом от 1 до 5 млрд дол., и ограниченным числом акционеров (в руках одного акционера может находиться 35% и более голосующих акций;
- малые банки с акционерным капиталом менее 1 млрд. дол. (какие – либо ограничения на владение акциями малых банков отсутствует).
Банковская система Великобритании. Банковская статистика Великобритании делит все финансовые институты на две группы: собственно банковский сектор и небанковские финансовые учреждения.
Финансовые учреждения Великобритании – Таблица 6
Таблица 6 – Финансовые учреждения Великобритании
Банковский сектор
Коммерческие банки (в том числе клиринговые банки)
Учетные дома
Торговые банки
Иностранные и консорциальные банки
Небанковские финансовые учреждения
Строительные общества
Страховые компании
Инвестиционные компании
Пенсионные компании
Пенсионные фонды
Кредитные союзы
В современных экономических условиях дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики многие банковские специалисты связывают с его полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.
Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии, можно разделить на две группы:
1. прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно – ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
2. контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно – кредитной системы, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов. Среди них:
- поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, другими словами, осуществление денежной политики;
- обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участников финансовых рынков Сити, а также обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
- обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.
Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим
клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов:
Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете и не имеют права превышать ее. Все банки , осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии. Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.
Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.
Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи и налоги в бюджет, а также платежи из бюджета на социальные нужды проводятся через счета Банка Англии.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства финансов.
Чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует учетные дома в качестве посредника. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в которые главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются заемными услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки, как правило, сразу же меняют свою базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.
Кратковременные процентные ставки и валютная интервенция стали принципиальными инструментами монетарной политики в Великобритании. В прошлом использовались и другие инструменты. Одним из важнейших инструментов современной монетарной политики является резервная политика, основанная на изменении требований центрального банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно – кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов. Как было упомянуто ранее, коммерческие банки Великобритании содержат 0,35% стерлинговых депозитов на депозитах Банка Англии.
С 6 мая 1997 г. Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок. Цель данного регулирования – обеспечение ценовой стабильности (в соответствии с целевым показателем инфляции, определяемым правительством в бюджетном послании) и поддержка правительственной экономической политики, включая задачи по обеспечению экономического роста и обеспечению занятости.
В настоящее время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка – области ответственности Банка Англии, но планируется передача этих функций специальному органу – Financial Services Authority, который будет осуществлять надзор за всеми видами финансовых посредников, включая банки.
Законодательно ответственность Банка Англии за банковский надзор была определена в 1979 г., но и до этого Банк осуществлял неформальный надзор за рядом кредитных организаций, оперирующих на лондонском рынке. Права, предоставленные банковским актом от 1979г., были дополнительно расширены актом от 1987г., который совместно с директивами ЕС определяет банковский надзор в настоящее время.
Первоочередная цель банковского надзора – защита вкладчиков и потенциальных вкладчиков банков, оперирующих на английском рынке. Согласно вышеупомянутому банковскому акту 1987г. никто не имеет права принимать депозиты от населения без предварительного разрешения Банка Англии (хотя деятельность некоторых организаций, в частности, занимающихся финансированием строительства (Building Societies), и филиалы банков из других стран – членов ЕС подлежат регулированию со стороны других регулирующих организаций). После получения разрешения организация продолжает оставаться под постоянным надзором Банка Англии.
На основании данной главы можно сделать вывод, что в России одной из основных проблем является недостаточный контроль над деятельностью. Как уже было отмечено, что основной проблемой является – проблемы совершенствования в законодательстве банковской деятельности. Не достаточный контроль деятельности коммерческих банков, отсутствие прозрачности в отчетах банках. Как у многих зарубежных стран центральным регулирующим органом банковской системы в РФ является – банковский надзор. Банковская система России по сравнению с другими зарубежными странами сравнительно молодая.
Необходимо отметить, что в аспекте развивающихся финансовых рынков, к которым традиционно относится и рынок России, все эти последствия можно отнести к числу позитивных результатов международной интеграции финансовых рынков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность темы заключается, в том именно от банковской системы зависит экономика страны.
В качестве мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007 году можно отметить:
- что в 2007 году будет расширяться взаимодействие
банковского
сектора с реальной экономикой,
- более
заметной станет его роль в реализации приоритетных
национальных проектов,
- банки сохранят
доминирующее положение в системе финансового
посредничества и останутся в
числе привлекательных объектов для
инвестирования.
Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов.
Одновременно будет нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками.
Финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами.
Исходя из Стратегии в 2007 году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в совершенствовании действующего банковского законодательства.
Среди основных инструментов банковской системы можно отметить следующие: процентные ставки, операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва для коммерческих банков, валютная политика, прямые количественные ограничения для кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы.
На 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5 - 8% из расчета декабрь к декабрю.
В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года.
Было отмечено, что в настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным.
Также было отмечено, что происходит изменение ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования в период с 2003 года по 2006 год снизилась с 16 % до 11%.
Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики прямого действия. На 09.11. 2005г. норматив отчислений составлял от 2 до 3,5%. На ноябрь 2006 года.
Начиная с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса. Начиная с 2002 года происходит снижение курса доллара США- снижение с 31,7844 до 26,2645 рублей за 1 доллар.
Было отмечено, что в 2006 году темп прироста денежной базы в узком определении может составлять 20-31% в зависимости от вариантов денежной
программы, тогда как на 2005 год этот показатель планировалось удерживать в пределах 19-28%, а на 2004 - 18-23%. Что касается денежной программы, то Банк России разрабатывает обычно несколько ее вариантов, учитывая различные сценарии развития экономики страны в целом и денежно-кредитной сферы в частности.
Денежно-кредитная политика позволяет ускорить процесс выравнивания платежного баланса на первоначальном этапе. Мировая практика показывает, что в условиях растущего дефицита платежного баланса страны не спешат смягчать денежно-кредитную политику, хотя экономическая теория рекомендует им делать именно это. Используя меры рестриктивной денежно-кредитной политики, денежные власти стремятся предотвратить спекулятивную игру против национальной валюты и воспрепятствовать раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали в экономике.
Основным законом регулирующим банковскую деятельность является Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.
В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
В настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.
На основании второй главы сделать следующие выводы, что от Центробанка России зависит работа АК БАРС банка.
Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практика, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для общества. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все основания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руководителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рейтинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориалього учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плановые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.
Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что понимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.
Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиалов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, которые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выборочной проверке, период, за который эти документы и операции будут проверяться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкретным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.
Банк активно участвует в ипотечном кредитовании в РТ. Предлагая не только свои, но и Федеральные программы ипотечного кредитования. Кроме того, банк участвует в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.
Как в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и « белых пятен», среди которые, такие как отсутствие в Центральном банке РФ органа банковского надзора, закон не предусмотрен совещательный орган проверки кредитных организаций, не предусмотрен вопрос о регулировании межгосударственных банках, в законодательстве четко не сказано, о соблюдении каких законов идет речь при проведении проверок Центробанком РФ, нет четкой специализации в банковской системе и надзоре над коммерческим банками. К числу государственного регулирования за рубежом общих направлений следует отнести: разработку основных правил осуществления банковских операций, пруденциальных норм и требований к кредитным институтам, осуществления лицензирования, проведение инспекционных проверок, анализ финансового состояния кредитных институтов и применение при необходимости корректирующих мер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993
г. (с изм.
внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20,от 10.02.1996 N 173, от
09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841,Федеральным конституционным законом от
25.03.2004 N 1-ФКЗ)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая
Школа», уч. пособие, выпуск 4.
2. О Центральном Банке Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 10 июля 2002 г., №86-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №177-ФЗ, от 23.12.2003 Ш86-ФЗ, от 23.12.2004 №173- ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федер. Закон Рос. Федерации от 10 декабря 2003 г. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58- ФЗ) )// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.
4. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы): Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15 августа 2003 г. №1163-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.
5. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2007 год: Одобрено Советом директоров Банка России 21 ноября 2006 года/ Деньги и кредит.- 2007-№ 11.
6. Состояние денежной сферы и реализация денежно- кредитной политики в 2006 году: подготовлено Департаментом исследований и информации при участии Сводного экономического департамента Банка России/ Деньги и кредит.- 2006.- №3.
7. Финансово- кредитный энциклопедический словарь / Под. Ре. А. Г. Грязновой.- М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Официальный сайт Банка России:
9. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной
экономики: Учебное пособие. - М: Финансы и статистика, 2003.
10.Белоглазова Г.Н. и др. Банковское дело: учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М: Финансы и статистика, 2003.
11.Белоглазова Г.Н. и др. Организация деятельности Центрального Банка: Учебное пособие/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. – Санкт - Петербург, 2000.
12.Буздалин А.В. Формула оптимальной ликвидности /
А.В. Буздалин //
Банковское дело.-2005.-№3.
13.Буздалин А.В. Факторы оптимальной ликвидности /
А.В. Буздалин //
Банковское дело.-2005.-№4.
14.Жуков П.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика / П.Е. Жуков //Финансы.-2004.-№10.
15.Ковалев В.В. Методы предупреждения валютно-финансовых кризисов / В.В. Ковалев // Банковское дело.-2005.-№2.
16.Курьянов A.M. Особенности реализации денежно-кредитной политики в переходной экономике / A.M. Курьянов // Экономический вестник РТ.-2004.-№3- 4.
17. Крылов В., Топунова И. Целевая ориентация денежно-кредитной политики в условиях современной России / В. Крылов, И. Топунова // Маркетинг.- 2004.-№4.
18. Матросова Е. Обзор денежно-кредитной экономики / Е. Матросова // Рынок ценных бумаг.-2004.-№5.
19. Медведев Н.Н. Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России / Н.Н. Медведев // Финансы и кредит.-2005.-№23.
20. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.
21. Плисецкий Д.Е. Стабилизационные механизмы валютно-финансовой политики в условиях дефицита платежного баланса / Д.Е. Плисецкий // Финансы и кредит.-2005.-№18.
22. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. -
М.:
ЮНИТИ,2001.
23. Смыслов Д.В. Тернистый путь валютной либерализации в России / Д.В. Смыслов // Банковское дело.-2005.-№3.
24. Садков В.Г. Системный анализ денежно-кредитной политики России за период с 1991 по 2003г. и пути ее реализации / В.Г. Садков // Финансы и кредит.- 2004.-№21.
25. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики / Г. Фетисов // Вопросы экономики.-2004.-№2.
26. Фетисов Г. Коллизии российской монетарной политики / Г. Фетисов // Российский экономический журнал.-2004.-№5.
27. Фетисов Г. Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка. – Москва: Кнорус, 2007.
28. Чепурин М.Н. и др. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 1999.
28. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики / М.Ю. Чикарова // Финансы и кредит.-2004.-№20.
|
© 2000 |
|