РУБРИКИ

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

Валютное регулирование — элемент валютной политики, система законода­тельных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью установления соотношения национальной валюты и важнейших иностран­ных валют, порядка обращения иностранной валюты внутри страны, осуществле­ния международных расчетов и пр. Валютное регулирование подразумевает раз­работку и реализацию Банком России политики валютного курса. В рамках своей компетенции, определенной законами РФ «О Центральном банке Российской Фе­дерации» [2] и «О валютном регулировании и валютном контроле» [3], Банк Рос­сии совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты.

Способами проведения валютной политики являются прямое и косвенное валютное регулирование. Прямое валютное регулирование реализуется путем за­конодательных актов и действий исполнительной власти. Косвенное валютное ре­гулирование осуществляется с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка [20, с. 90].

Основные цели валютной политики:

 - преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;

 - преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты;

 - либерализация валютных операций.

Каждая национальная валюта имеет денежную цену в единицах другой страны, т.е. валютный курс. Как любая цена, валютный курс зависит от спроса и предложения валюты. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями - ценами, деньгами, процентом, платеж­ным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов.

Валютный курс может быть колеблющимся (разновидность — плавающий валютный курс), фиксированным и принудительным. Колеблющийся валютный курс — свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения (ры­ночного механизма) на денежном рынке. Плавающий валютный курс - разновид­ность колеблющегося валютного курса, когда для ограничения резких колебаний курсов иностранных валют вводятся пределы взаимных колебаний курсов. Фик­сированный валютный курс — официально установленное соотношение между национальными валютами, основанное на законодательно определяемых валют­ных паритетах. Принудительный валютный курс — официальный жестко уста­новленный валютный курс, вводимый государством в условиях валютных огра­ничений для обмена валюты данной страны на иностранную валюту. Применение принудительного валютного курса, как правило, порождает функционирование черного рынка, где купля-продажа иностранной валюты производится по стихийно складывающемуся курсу.

Конкретные направления валютной политики как одного из основных инст­рументов денежно-кредитного регулирования Банк России вырабатывает в ре­зультате анализа множества экономических параметров как текущих, так и про­гнозируемых. В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи:

1)   выбор оптимального режима обменного курса;

2)   определение экономически обоснованного его уровня.

Одной из задач Банка России являются определение и поддерживание (в том числе с помощью интервенций) того значения курса национальной валюты, который в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям эконо­мической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возмож­ности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, являются текущий размер золотовалютных резервов Банка России и степень их ликвидно­сти. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и пере­шел к режиму плавающего валютного курса. Таблица 2 - Показывает изменение курса доллара США в период с 2003-2006 г.г.

Таблица 2 ­Изменение курса доллара США в период с 2003-2006 г.г.

 

Года

2002

2003

2004

2004

2005


31,7844

29,4545

27,7487

28,7825

26,2645


При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на две группы.

1.       Рыночные методы — проведение Банком России операций по покупке- продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложе­ние денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний валютного курса, обеспечение требуемой динами­ки курса, пополнение валютных резервов Банка России.

Административные методы — применение Банком России мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изме­нение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К числу этих мето­дов относятся:

а) меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и кос­венное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных кате­горий);

б) лимитирование — установление количественных (абсолютных либо

от­носительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Лими­ты выполняют функцию регулирования валютного риска и воздействуют на ва­лютный рынок;

в) прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиен­тов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В настоящее время в Российской Федерации прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой не применяются.

В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Банк России обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном этой инфраструктуры служит система упол­номоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущее воздействие на валютный курс Банк России проводит, не­посредственно выходя на валютные биржи. Валютные биржи ведут свою дея­тельность под полным контролем Банка России, что позволяет ему видеть скла­дывающуюся конъюнктуру рынка и оперативно устранять негативные тенденции. Вместе с тем в определенные периоды времени Банк России проводит интервен­ции и на межбанковском валютном рынке, воздействовать на операции которого и осуществлять их контроль труднее, чем за валютными биржами. В целях адек­ватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на небла­гоприятные изменения, Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка [10, с. 44].

         Прямые количественные ограничения. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. Очевидно, что использование административного воздейст­вия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера. Они могут применяться Банком Рос­сии в исключительных случаях в целях проведения единой государственной де­нежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации.

К прямым количественным ограничениям можно отнести:

1)   установление кредитным организациям лимитов на предоставление

кре­дитов и на привлечение средств, определение видов обеспечения активных опе­раций банков, ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций:

1)   введение предельных размеров процентных ставок по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тари­фов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Банком России в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена пре­дельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

2)   установление фиксированного соотношения процентных ставок коммер­ческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей пере­продажи в виде кредита или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков).

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдержи­вания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционе­ров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жест­кие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков [11, с. 150].

2)   Банком России в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена пре­дельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

3)   установление фиксированного соотношения процентных ставок коммер­ческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей пере­продажи в виде кредита или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков).

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдержи­вания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционе­ров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жест­кие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков [11, с. 150].

В современных условиях Банк России практически не использует прямых количественных ограничений. Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процент­ных ставок Банка России; определении лимитов операций на открытом рынке, ус­ловий и порядка предоставления кредитов входит в компетенцию Совета дирек­торов Банка России [10, с.46].

 Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики [2, ст. 42 ]. По оценкам Центрального банка в 2006 году темп прироста денежной базы в узком определении может составлять 20-31% в зависимости от вариантов денежной программы, тогда как на 2005 год этот пока­затель планировалось удерживать в пределах 19-28%, а на 2004 - 18-23%. Что ка­сается денежной программы, то Банк России разрабатывает обычно несколько ее вариантов, учитывая различные сценарии развития экономики страны в целом и денежно-кредитной сферы в частности.

На основании данной главы можно сделать следующие выводы, что центральный банк нельзя назвать предприятием в общепринятом значении этого слова. Термин « предприятие» не только не приближает нас к раскрытию сущности центрального банка, но напротив, отделяет от познания его специфических свойств, не выделяя его из разряда других экономических субъектов.  Исходным словом, выражающим общественный характер  деятельности  и центрального банка, является «институт». Поставить точку мы здесь, однако, не можем, так как при всей важности исходного термина в нем пока недостаточно выражаются специфика, основа деятельности и структура. Именно из этих трех компонентов в конечном счете  и складывается понимание сущности центрального банка. Анализ также показал, что отдельной сущности центрального банка вне сущности банка как целого явления не может быть. Центральный банк как банк представляет  собой  денежно-кредитный институт. Центральному банку  свойственны и некоторые черты, отличающие его от коммерческого банка.  Оставаясь по сути банком, он  в своей  деятельности приобретает определенные особенности, отделяющие его от других видов банка. На микроуровне, предоставляя услуги коммерческим банкам и другим экономическим субъектам, центральный банк своей дел­ьностью в большей степени смещается в сторону обслу­живания макроуровня денежно-кредитных отношений. Основой его деятельности становится реализация общенациональных  и общественных  интересов в сфере регулирования  наличного и безналичного денежного оборота. Центральные банки преимущественно  концентрируют свое внимание на укреплении стабильности национальной денежной единицы, укреплении валютного  курса, противодействии инфляции. Все это позволяет определить центральный банк как  общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах.

Для более широкой трактовки термина «денежно-кредитная политика» необходимо отметить ее связь со сферой производства. Кроме того, определяя связь денежно-кредитного регулирования, следует четко определить степень ее влияния на основные макроэкономические показатели, учитывая внешнеэкономическую ситуацию.

Банковское законодательство является отраслью права, представляющую систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, закладывающим основы правоотношений по договорам займа и кредита, банковского вклада, банковского счета и отношений, складывающихся в связи с осуществлением расчетов, Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

В части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплен принцип независимости Банка России от других государственных органов при осуществлении своей основной функции - защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России) конкретизировал принцип независимости Банка России, установив, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Банке России, Центральный банк Российской Федерации осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

  Статьей 4 Закона о Банке России установлен перечень функций, выполняемых Банком России. В соответствии с данным перечнем Банк России выполняет, в частности, следующие функции:   во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,  монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение,  является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования,  устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, определяет правила проведения банковских операций,  осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России,  принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп,  организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации,  устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации,  осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом, осуществляет иные функции в соответствии с такими федеральными законами, как Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", и иными федеральными законами.

Статьей 7 Закона о Банке России установлено, что Центральный банк Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. За отдельными исключениями нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Помимо издания собственных нормативных актов Банк России активно участвует и в других формах законотворческого процесса, так как проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, в соответствии с законом направляются на заключение в Банк России.

Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.

Этим законом описаны составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации. 

Важным шагом к формированию в Российской Федерации цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее – Закон о несостоятельности). 

Закон о несостоятельности устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации. При этом отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, нормативными актами Банка России.

В соответствии с Законом о несостоятельности кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. 

Особое внимание в Законе о несостоятельности уделено мерам по предупреждению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. К числу указанных мер относятся:  финансовое оздоровление кредитной организации,  назначение временной администрации по управлению кредитной организацией,  реорганизация кредитной организации.

Правовое регулирование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о противодействии легализации доходов).

Закон о противодействии легализации доходов содержит критерии объема, операций, подлежащих обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в число которых в том числе входят кредитные организации.

Учитывая многообразие путей и способов "отмывания" капиталов, на такие организации, возложена обязанность проведения внутреннего контроля с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом в Законе о противодействии легализации доходов предусмотрено, что представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны. 

Основанием принятия Закона о противодействии легализации доходов послужила Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенная в г. Страсбурге (Франция) и ратифицированная Федеральным законом от 28 мая 2001 года № 62-ФЗ.

В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. 

Федеральным законом определены основные принципы формирования и функционирования обязательной системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации, а именно:  обязательность участия банков в системе страхования вкладов, сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств, прозрачность деятельности системы страхования вкладов, накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников страхования вкладов.            Установлены два страховых случая, когда физическое лицо имеет право на получение от Агентства по страхованию вкладов выплаты возмещения: отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций, введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка

Логически дополнил создаваемую в Российской Федерации систему страхования вкладов Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В связи с проведением мероприятий по организации системы страхования вкладов финансовое положение банков, не участвующих в системе страхования вкладов, может быть дестабилизировано вследствие оттока вкладов в банки-участники системы страхования вкладов и снижением доверия со стороны клиентов и потенциальных инвесторов к первым.  Таким образом, в целях укрепления доверия к банковской системе в целом, данный Федеральный закон распространил на вкладчиков банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, гарантии, аналогичные тем, которые существуют в рамках системы обязательного страхования вкладов. В качестве источника выплат вкладчикам банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, в соответствии с законом, используются средства Банка России.  В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".           Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" пришел на смену действовавшему с 1992 года Закону Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". В новом Федеральном законе уточнено понятие валютных операций, в частности, исключено деление валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Кроме того, Федеральный закон предусматривает разграничение полномочий по регулированию валютных операций между Правительством Российской Федерации и Банком России.

С целью либерализации валютного законодательства закон устанавливает запрет на требования о получении индивидуальных разрешений. В соответствии с Федеральным законом, в отношении валютных операций могут быть установлены ограничения только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Законом предусмотрена возможность установления требования о резервировании определенных объемов денежных средств при проведении валютных операций. При этом предполагается резервирование только на определенный срок, а также установлены предельные размеры резервирования.

Установлено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.  Особое значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях".   Целью данного Федерального закона является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами.

В настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АК БАРС» БАНКА

 

§ 1. Общая характеристика банка и анализ организационной деятельности банка

 

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС»  (Открытое акционерное общество) зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

Банк располагает всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и оказывает более 100 видов банковских услуг для корпоративных и частных клиентов.

Сегодня «АК БАРС» Банк обслуживает более 1 миллиона 489 тысяч частных лиц и свыше 29 тысяч корпоративных Клиентов, среди которых — крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

Головной офис Банка находится по адресу г. Казань, ул. Декабристов, 1. Телефон 2- 303- 303.

Полное наименование предприятия: Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» ( открытое акционерное общество). Дата регистрация банка 29.11.1993г. Председатель Совета директоров: Роберт Ренатович Мусин. Председатель Правления: Роберт Хамитович Миннегалиев. В Таблице 3 показаны основные реквизиты банка.

Прошедший  год был для  Банка этапным на пути достижения главной стратегической цели – формирования одного из крупнейших универсальных банков федерального значения, узнаваемого  в мировом инвестиционном бизнес ­ сообществе.

На фоне современного этапа развития банковской отрасли, характеризующегося  действием таких тенденций,  как усиление конкуренции, консолидации банковского капитала, региональной экспансии крупных российских и иностранных банков, а также  ухода с рынка неконкурентоспособных кредитных организаций,   «АК БАРС»   Банк  в 2006 году занял достойное место  среди 200 крупнейших российских банков. По оценкам экспертов, Банк занял  13-ю  строку  по  размеру  собственного капитала  и 17-ю по активам. На протяжении года результаты деятельности «АК БАРС» Банка неоднократно положительно оценивали международные рейтинговые агентства «Fitch Ratings» и «Moody’s Investors Service».

За прошедший год  произошли значительные количественные и  качественные изменения  в масштабах экономики страны и банковского сектора в частности. На фоне в целом устойчивого развития банковской отрасли деятельность «АК БАРС» Банка можно охарактеризовать как динамично развивающуюся. Росло взаимодействие с партнёрами, что явилось основой для реализации новых бизнес-проектов и способствовало увеличению активов Банка в два раза. Одновременно проводилась диверсификация вложений по направлениям бизнеса, гарантируя получение стабильных доходов в будущем.  Кроме того, значительное увеличение масштабов операций стало возможным благодаря территориальной экспансии Банка.

Этот  год ознаменован для Банка активным освоением фондового рынка  в качестве инвестора и эмитента. Банк вышел на международный финансовый рынок заимствований с дебютным выпуском еврооблигаций, что положило начало созданию  его позитивной деловой репутации в мировом инвестиционном сообществе.

Успешное решение задач поступательного развития Банка в  минувшем году открыло перспективы  для дальнейшего продвижения на  внутренних и внешних финансовых рынках. Можно смело утверждать, что «АК БАРС»  Банк,  обладая необходимыми интеллектуальными,  финансовыми и технологическими ресурсами,  не только сохранит позитивную динамику  ведения своего  бизнеса, но и   будет продвигаться вперед, развиваясь еще более активно и эффективно.

Кроме того, можно сделать вывод, что каждый год деятельности вносит свой вклад в развитие Банка, прошедший год был самым динамичным в его истории.

Главным итогом ушедшего года явилось  установление прочных взаимовыгодных отношений  с новыми партнёрами и клиентами в республике и за её пределами, этого удалось достичь за счёт расширения филиальной сети, благодаря внедрению новых банковских продуктов, которые по уровню своих функциональных возможностей позволили достойно конкурировать с основными игроками рынка банковских услуг. Результативно взаимодействуя  со своими партнерами по бизнесу –  управляющими компаниями, негосударственным пенсионным фондом, лизинговой и страховыми компаниями, Банк существенно расширил спектр предоставляемых услуг.

В 2006 году «АК БАРС» Банк принимает участие в реализации крупных проектов, направленных  на развитие  стратегически важных отраслей экономики: нефтехимической, машиностроительной и судостроительной,  агропромышленной и строительной. Было продолжено укрепление позиций в качестве универсального банка с растущей филиальной сетью, предоставляющего широкий выбор услуг корпоративным клиентам и населению. Доверие клиентов, проявившееся в динамичном росте клиентской базы, стало одним из важнейших достижений Банка. Осознавая высокую цену такого доверия, Банк продолжит совершенствование технологий и качества обслуживания клиентов.

Банк входит в сто лучших банков России. Таблица 4 – отражает рейтинг 20 банков РФ по активам-нетто.

Стратегической целью банка является качественное удовлетворение потребности клиентов и досрочный рост бизнеса путем организации командной работы.

Среди преимуществ банка можно отметить:

­Широкую продуктовую линейку: вклады, кредиты, пластиковые карты, широкий спектр услуг по ценным бумагам, драгоценные металлы, прием коммунальных платежей и др.

­Развитая сеть дополнительных офисов, в которых предоставляется тот же перечень услуг, что и в головном офисе.

­Развитая филиальная сеть.

Таблица 1 Рейтинг 20 банков РФ по активам – нетто


№п/п

место

Наименование банка, город

Активы банка, тыс. руб.

Депозиты физ.лиц

Место банка по депозитам физ. лиц

1

1

Сбербанк России · Москва

3 475 807 859

2 020 275 988

(1 место)

2

2

ВТБ · Санкт-Петербург

769 705 567

70 057 640

(4 место)

3

3

Газпромбанк · Москва

716 117 820

66 668 996

(5 место)

4

4

Банк Москвы · Москва

361 359 462

84 784 674

(2 место)

5

5

Альфа-Банк · Москва

347 951 922

47 204 372

(9 место)

6

6

УРАЛСИБ · Москва

288 207 816

59 612 293

(7 место)

7

7

Росбанк · Москва

279 935 780

63 198 971

(6 место)

8

8

Международный Московский Банк · Москва

241 823 635

21 060 341

(18 место)

9

9

Россельхозбанк · Москва

236 342 576

10 006 400

(39 место)

10

10

Райффайзенбанк · Москва

223 564 832

52 384 062

(8 место)

11

19

АК БАРС · Казань

102 128 396

19 542 312

(20 место)

12

52

Татфондбанк · Казань

30 047 652

7 666 119

(46 место)


Как видно из Таблицы 1АК БАРС – Казань в рейтинге занимает 19 место – активы – нетто тыс. руб., по депозитам физических лиц – 20 место. Таблица 2 отражает рейтинг самых потребительских банков.


Таблица 1 - Рейтинг самых потребительских банков

 

Место

Банк

Потребительские кредиты (тыс. руб.)

Потребительские кредиты / Кредиты (%)

23

Промышленно - строительный, С.-Петербург

5 483 819

7,16


24

КМБ - Банк, Москва

5 096 962

35,40


25

«АК БАРС» Банк, Казань

5 037 868

10,63


26

Альфа - Банк, Москва

4 880 814

2,64


27

Русфинанс, Самара

4 804 770

95,83



Кроме того  в помещенную  выше Таблицы 1 можно включить преимущества пластиковым картам: быстрое изготовление персонализированной карты (варианты: «за час», «за 3 часа», «за 1 день» и т.д.), моментальная выдача Visa Instant Issue (без персонализации), низкая комиссия за снятие наличных в устройствах иных банков, высокие ставки на остатки по карт.счетам в рублях, SMS-информирование об операциях и возможность установления операционных лимитов.

Также к преимуществам банка относят  самую низкую комиссию за прием коммунальных платежей, бесплатная компьютерная обработка квитанций, удобный график работы, выгодный курс обмена валют, вклады под любые запросы клиентов, денежные переводы: большой выбор видов переводов при одинаковой комиссии, кредитование сельского хозяйства. Организационная структуру банка отражена на Рисунке 1.

 








Операционные кассы

 
 

 






Рисунок 1- Организационная структура банка


В настоящее время территориальная сеть Банка насчитывает 37 филиалов, 86 дополнительных офисов, 4 кредитно-кассовых офиса, 122 операционные кассы, дочерний банк в Саратове - "Наратбанк".
За пределами Республики Татарстан на территории Российской Федерации зарегистрировано 17 филиалов: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ижевске, Екатеринбурге, Тольятти, Самаре, Омске, Челябинске, Красноярске, Барнауле, Тюмени, Перми, Новосибирске. Кроме того, в российских регионах открыты 20 дополнительных офисов: два в Санкт-Петербурге, три в Нижнем Новгороде, два в Челябинске, три в Челябинской области (в г. Златоуст, г. Троицк, г. Магнитогорск ), один в Йошкар-Оле, один в Красноярске, один в Омске, два в Екатеринбурге, один в Самарской области (г. Жигулевск), один в Новочебоксарске, один в Ульяновске, один в Глазове, один Сарапуле.
Кредитно-кассовые офисы в г. Вятские Поляны (Кировская область), в г. Саранске, Великом Новгороде, и Петрозаводске. В Ижевске и Санкт-Петербурге открыто по одной операционной кассе.
Таким образом, уже сегодня ОАО "АК БАРС" БАНК присутствует на рынках 23 регионов Российской Федерации. 

Все коммерческие банки, в том числе и ОАО «АК БАРС» БАНК в законодательном порядке  публикует данные годового бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Консолидированный баланс всех коммерческих банков России представляет возможность охарактеризовать состояние экономики в целом и различных областей и регионов в частности. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.

Под платёжеспособностью понимается способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства в соответствии с наступающими сроками платежей.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в свете средне- и долгосрочной перспективы; она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Под ликвидностью понимается способность превращать активы банка в денежные или другие платёжные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платёжных средств для этого не хватает.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в средней и долгосрочной перспективе. Она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Объясняется это тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Центральном банке Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений. Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов. Одновременно с рынком кредитных ресурсов начинает функционировать рынок ценных бумаг, на котором банки выступают продавцами собственных, либо покупателями государственных и корпоративных ценных бумаг. Наличие страховых, финансовых и других кредитных учреждений активизирует конкурентную борьбу на рынке кредитных ресурсов и обостряет проблему аккумуляции банками временно свободных денежных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.