РУБРИКИ

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

Самую общую оценку деятельности банка можно получить, анализируя динамику абсолютной величины годового баланса с заключительными оборотами за ряд лет. Анализируя график динамики валюты баланса ОАО «АК Барс» банка (рисунок 2.) можно отметить, что максимальный объем валюты наблюдается в 2003 году – 15 142 719 тыс. рублей, темп роста к предыдущему году составляет 1,2 раза. Максимальный темп роста наблюдается в 2001 году и составляет 2,3 раза.  В 2006 году рост валюты баланса – составил 102 128 396 тыс. рублей.

Рисунок 2 – График динамики валюты баланса «ОАО АК Барс» банка

Общая сумма собственных средств банка за 1999-2003 гг. увеличилась на 698 358 тысяч рублей, к 2006 году – увеличилась по сравнению с 2003 годом на 86 985 677 тыс. рублей.  Для анализируемого банка характерно, что в течении данных лет доля уставного фонда уменьшилась с 83% от общего объема собственных средств до 64,5%, но абсолютная сумма фонда изменилась всего на 15396 тысяч рублей. За 2002-2003 гг. доля прибыли в структуре собственных средств возросла более в 2 раза (с 8,54% до 17%), в абсолютной сумме на 300 000 тыс. рублей. За рассматриваемый период доля прибыли в структуре собственных средств возросла на 15% и в абсолютной сумме на 490 000 тысяч рублей.

Таким образом, анализ структуры собственных средств банка показывает, что в связи со сложившейся благоприятной ситуацией для банка, произошло увеличение объема собственных средств, доминирующую часть собственных средств составляют различные фонды.

За анализируемый период заметно улучшилось отношение населения к деятельности банка, возросло доверие населения – Рисунок 3 – показывает динамику вкладов за 2003 – 2006 года.

Рисунок 3 – Динамика роста вкладов населения  ОАО «АК БАРС» банка за 2003 – 2006 г.г.

 

Кредитная политика Акционерного коммерческого банка «Ак Барс» направлена на повышение рентабельности кредитных вложений, снижение степени риска и сохранение ликвидности. В соответствии со стратегией банка предпочтение при кредитовании отдается перспективным предприятиям ведущих отраслей экономики Татарстана. Рассмотрим данную тенденцию в структуре кредитных операций на примере таблицы 3.

Таблица 3 - Структура кредитных вложений Банка в реальный сектор экономики (%)

Наименование сектора экономики

%

Промышленность:

34

Машиностроение

8

Химическая промышленность

4

Легкая

0,3

Сельское хозяйство

3

Строительство

2

Торговля и общественное питание

8

Транспорт и связь

10

Прочие

43


Как видно из таблицы 3, большая часть кредитного портфеля приходится на ссуды, выданные промышленным предприятиям – 34%. Также большую долю кредитного портфеля занимают транспорт и связь – 10%.

В целях повышения устойчивой конкурентоспособности банка необходимо сохранить обороты по расчетным, текущим, валютным счетам основных клиентов банка, то есть сохранение рентабельной для работы клиентуры. При достижении устойчивого положения в меняющейся агрессивной конкурентной среде – диверсификация состава клиентов, обеспечивающая снижение совокупных рисков банковских операций. Политика «Ак Барс» при формировании ресурсной базы должна быть направлена на сохранение устойчивости пассивов и поддержание ликвидности. Необходимо обеспечить реальный рост валюты баланса, активизировать работу по реструктуризации пассивов. Решение данной задачи может быть достигнуто путем привлечения средств населения через пенсионные фонды, страховые общества. Следующая задача – привлечение средств клиентуры со значительными оборотами по счетам, привлечение бюджетных средств при получении статуса уполномоченных городских Администраций. Продолжить выпуск процентных векселей, эмитируемых банком; стремиться к изменению структуры баланса: поддержание внутренней сопряженности активов и пассивов по суммам и срокам на уровне не более 25% и стабильности источников до 70%. Создание ресурсов базируется на поиске дешевых и стабильных источников, сбалансированных с активами по срокам и процентам с учетом планируемой маржи. Наиболее выгодно привлечение среднесрочных ресурсов ( 91 день). Доля средств, привлекаемых до востребования – не более 25%. На более длительный длительный срок планируется привлечение валютных ресурсов, рублевые ресурсы должны привлекаться с плавающей процентной ставкой. В области кредитования необходимо улучшить качество кредитного портфеля с целью обеспечения плановой доходности, не допускать роста кредитных рисков, максимально снизить объем неработающих кредитов. Кредитование должно проводиться при наличии схем получения реальных денежных средств, обеспечивающих гашение кредита. Удовлетворение потребности в кредитах предприятий предполагается также за счет ускорения оборачиваемости кредитов и высвобождения из неработающих. С целью сбора необходимого объема доходов нужно осуществлять поддержание нормативного уровня рентабельности активов, инвестиций, текущий уровень возвратности кредита определять, исходя из критерия снижения уровня рентабельности.

 

§ 2. Регулирование банковской деятельности на примере

 ОАО «АК БАРС» банка


Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью ОАО «АК БАРС» банкА проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Аудитором деятельности ОАО «АК БАРС» банка являются ООО «Средне-Волжское экспертное бюро», «PricewaterhouseCooper’s». Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Татарстан, 420013 г. Казань, ул. Баумана, 37, тел. (843) 236-60-82.

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов. Банк России не управляет  ОАО «АК БАРС» банком,  а только наблю­дает за соответствием их деятельности установленным финансовым норма­тивам. Он не имеет административных полномочий по управлению ком­мерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредит­ных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у банка необходимую информацию о его деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы умень­шить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регули­рование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской дея­тельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время над­зор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банков­ский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой ус­тойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк Рос­сии устанавливает обязательные для кредитных организаций правила про­ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходова­нием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистра­ции кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалифи­кационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия ре­шений и действий кредитной организации законам, регулирующим банков­скую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

В лицензии АК БАРС банка предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Важное значение в работе банка является инспектирование деятельности Центробанком РФ.

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Проверка банка и его филиалов были проведены  на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки  могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориаль­ного учреждения Банка России.  На практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Проверка банка  и его филиалов  была проведена комплексно. В результате комплексной  проверки  банка были достоверность отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законода­тельству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредит­ной организацией обязательных экономических нормативов, установлен­ных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)». На основании законодательства РФ проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с перио­дичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования

По результатам проверки  был составлен  акт проверки. Акт проверки был составлен  не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руково­дителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается ру­ководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделе­нии, проводившем проверку.

Важное значение в работе банка является новое развитие в Татарстане на рынке недвижимости − ипотечное кредитование и участие в этой программе АК БАРС банка.

С начала 2007 года «АК БАРС» Банк выдал частным лицам более 1 млрд. рублей по кредитам на приобретение недвижимости. Наилучшие результаты по динамике выдачи ипотечных кредитов показали Уральский, Казанский и Марийский филиалы Банка.
В данном объёме более 65% составляют кредиты, выданные по федеральной программе ипотечного кредитования АИЖК и собственным программам ипотечного кредитования «АК БАРС – Новоселье» (на приобретение готового жилья), «АК БАРС – Перспектива» (на приобретение строящегося жилья) и «АК БАРС – Комфорт» (на приобретение коттеджей и индивидуальных домов). Около 35% от объема составляют кредиты, выданные по программе кредитования на приобретение недвижимости под залог средств на текущем счете. ОАО «АК БАРС» БАНК входит в первую двадцатку ведущих ипотечных банков России и является лидером рынка ипотечного кредитования Урала и Поволжья.

Покупка недвижимости при помощи ипотеки на сегодняшний день считается наиболее прогрессивным и надежным способом решения квартирного вопроса. При выборе ипотечных продуктов банков стоит помнить о том, что покупка недвижимости на рынке строящегося жилья – это такая же сделка, как и покупка любого другого товара на любом другом рынке. Схема ипотеки, как правило, следующая - кредитор выдает кредит на приобретение недвижимости заемщику. Заемщик приобретает недвижимое имущество за счет кредита. Приобретенное недвижимое имущество оформляется в качестве залога по полученному кредиту, но остается у заемщика в его владении и пользовании.

Процентные ставка банку устанавливаются Центробанком РФ. Процентная ставка для приобретения жилья на первичном рынке составляет 17-19% годовых в рублях, а для вторичного рынка – 11-14% годовых, при сроке кредитования до 30 лет и первоначальном взносе от 10%. Проценты по ипотечному кредиту зависят в основном от двух ключевых факторов: первоначального взноса и срока кредита, таким образом, процентная ставка варьируется от 11% до 16% годовых. Стоит отметить, что это достаточно низкая процентная ставка, опережающая инфляцию на рынке недвижимости. Заемщиками по ипотечному кредиту могут выступать любые дееспособные физические лица от 18 лет и до пенсионного возраста. Банку необходимо быть уверенным в клиенте – сотрудников службы безопасности интересует прошлое и настоящее его потенциального клиента.

ОАО "АК БАРС" Банк предлагает кредитование на приобретение любого вида недвижимости в соответствии с пожеланиями клиента. С помощью ипотечных программ кредитования "АК БАРС" Банка можно приобрести: новое жилье и жилье, находящееся на этапе строительства, а также коммерческую недвижимость. Кредиты предоставляются как на приобретение жилья в многоквартирном доме, так и на приобретение частных домов.

Для частных клиентов "АК БАРС" Банк предлагает три основных направления кредитования на приобретение недвижимости:

Собственные ипотечные программы Банка

По условиям данной программы возможно приобретение готового и строящегося жилья, коттеджей для постоянного проживания. При этом в качестве залога могут выступать как приобретаемые объекты недвижимости, так и имеющееся у заемщика жилье, а так же залог прав по договорам заключаемых со строительными организациями.

Федеральная программа ипотечного кредитования по стандартам ОАО "АИЖК"

 Предусматривает кредитование на аналогичные собственной программе виды жилых помещений при возможности длительного пользования заемными средствами. Приобретенное на заемные средства жилье сразу оформляется в собственность заемщика (одного или нескольких). Таким образом, заемщик сразу же становится собственником приобретаемого на кредитные средства жилья.

Собственная программа Банка на приобретение недвижимости под залог счета в Банке.

По условиям данной программы возможно приобретение готового и строящегося жилья, коттеджей для постоянного проживания, коммерческой (нежилой) недвижимости, при минимальном наборе документов для получения кредита и гибком подходе к оценке платежеспособности. При этом кредит до 1 млн. руб. по данной программе выдается без справки о доходах.

Таким образом, "АК БАРС" Банк готов предоставить кредит на любой вид жилой и коммерческой недвижимости, учитывая предпочтения клиента и его возможности.

Процедура получения ипотечного кредита в "АК БАРС" Банке гарантирует юридическую чистоту приобретаемой квартиры и всех сопутствующих сделок.

В соответствии с положениями Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", новой редакцией ФЦП "Жилище" федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию РФ с 1 января 2006 изменены Стандарты выдачи, рефинансирования, и сопровождения ипотечных кредитов на территории России. 

Снижение процентных ставок и их дифференциация в зависимости от суммы первоначального взноса и сроков кредитования.

Пример: расчет ежемесячных платежей по приобретению в кредит однокомнатной квартиры в Казани стоимостью 700. 000 рублей для семьи из 3 человек- Таблица 4.

Таблица 4 - Расчет ежемесячных платежей

Срок кредитования

Сколько денег вносит заемщик:

70-50% стоимости жилья

50-30% стоимости жилья

30-10% стоимости жилья

От 1 до 15 лет

12% годовых
Ежемесячный платеж от 2,530 руб

13% годовых
Ежемесячный платеж от 4,444 руб

13% годовых
Ежемесячный платеж от 6,547 руб

От 15 лет до 30 лет

13% годовых
Ежемесячный платеж от 2,324 руб

13% годовых
Ежемесячный платеж от 4,010 руб

13% годовых
Ежемесячный платеж от 6,590 руб


Кроме того, в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.

Перекредитование - получение нового ипотечного кредита для погашения уже существующего.. Перекредитование может использоваться в случае снижения процентных ставок по ипотечным кредитам в будущем, а также предоставляется молодым семьям при рождении ребенка и получении целевых субсидий из федерального и регионального бюджетов на частичное погашение долга.

Перекредитование осуществляется не автоматическим снижением процентной ставки по существующему ипотечному кредиту, а путем погашения имеющегося кредита и получения нового кредита с меньшей процентной ставкой. При этом оформление нового кредита возможно как до, так и после государственной регистрации ипотеки.

На основании новых изменений законодательства в банке предусмотрено увеличение предельного размера ипотечного кредита по общефедеральным стандартам. Теперь максимально допустимая сумма ипотечного кредита в доступная гражданам Татарстана составляет 4 млн. рублей.

Таким образом на основании данной главы можно сделать следующие выводы, что от Центробанка России зависит работа АК БАРС банка.

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практи­ка, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для обще­ства. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все осно­вания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руково­дителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рей­тинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориалього учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плано­вые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиа­лов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, кото­рые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выбороч­ной проверке, период, за который эти документы и операции будут прове­ряться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкрет­ным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

Банк активно участвует в ипотечном кредитовании в РТ. Предлагая не только свои, но и Федеральные программы ипотечного кредитования. Кроме того, банк участвует в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.


ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

 

§ 1. Проблемы государственного регулирования  Центробанка РФ

 

В этой части работы нам предстоит рассмотреть, проблемы государственного регулирования Центробанка и влияние  денежно-кредитной политики  на различные макроэкономические показатели и какие проблемы существуют в ее реализации.

Для России резкое ухудшение платежного баланса, вызванное падением мировых цен на энергоносители, остается одной из ключевых угроз финансовой стабильности. Причем проблема потенциально возможного дефицита платежного баланса осложняется непрекращающимся оттоком капитала из страны. Наруше­ние равновесия платежного баланса, как правило, приводит к серьезным макро­экономическим потерям независимо от режима валютного курса и степени транс­граничной мобильности капитала. Вместе с тем опыт показывает, что ограничить потери и ускорить восстановление экономики в этой ситуации помогает плаваю­щий валютный курс и ограниченная мобильность капитала.

Как известно, непосредственными объектами регулирования денежно-кредитной политики являются денежный рынок и рынок ценных бумаг, а воздей­ствие на экономическую конъюнктуру достигается посредством изменения коли­чества находящихся в обращении денег и регулирования процентных ставок. Ус­тоявшийся арсенал средств, применяемый центральными банками для проведения денежно-кредитной политики, уже рассмотрен автором в предыдущем разделе [27, с. 34 ].

Валютная политика позволяет воздействовать на курс национальной валю­ты и трансграничное движение капитала путем осуществления интервенций на валютном рынке и установления валютных ограничений. Определим наиболее эффективные инструменты валютной политики, способствующие стабилизации национальной экономики при фиксированном обменном курсе и ограниченной трансграничной мобильности капиталов. Ослабить спрос участников финансового рынка на иностранные активы, предотвратить спекулятивную игру на понижение курса национальной валюты и создать условия, способствующие уменьшению по­требления импорта, призвана рестриктивная денежно-кредитная политика. Уве­личение ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования, особен­но ужесточение резервных требований к созданию активов в иностранной валюте и заключению валютных свопов, повышает издержки по игре против националь­ной валюты. В свою очередь продажа центральным банком средне- и долгосроч­ных государственных облигаций позволяет снизить уровень ликвидности на фи­нансовом рынке, и тем самым ограничить объем свободных денежных средств, которые могли бы быть вовлечены в спекулятивную игру против национальной валюты. Одновременно под влиянием возросших процентных ставок начинают сокращаться инвестиционные и потребительские расходы, в том числе потребле­ние импорта. Фактически рестриктивная денежно-кредитная политика усиливает действие рыночных механизмов, которые включаются при нарушении внешнего равновесия. В результате процесс стабилизации национальной экономики занима­ет меньше времени, так как участники рынка оперативнее пересматривают свои планы, быстрее сокращают потребление импорта, способствуя скорейшему вы­равниванию платежного баланса. Вместе с тем практика показывает, что регу­лирующие органы стремятся использовать процентные ставки только в качестве краткосрочного антикризисного инструмента. Высокие процентные ставки крайне негативно отражаются на инвестиционной активности и темпах экономического роста страны. Поэтому высокие процентные ставки устанавливаются лишь в пе­риод наиболее острой фазы кризиса платежного баланса. В среднесрочной пер­спективе денежно-кредитная политика направлена на стимулирование эконо­мического роста и снижение уровня процентных ставок в экономике.

Денежно-кредитная политика позволяет ускорить процесс выравнивания платежного баланса на первоначальном этапе. Мировая практика показывает, что в условиях растущего дефицита платежного баланса страны не спешат смягчать денежно-кредитную политику, хотя экономическая теория рекомендует им делать именно это. Используя меры рестриктивной денежно-кредитной политики, де­нежные власти стремятся предотвратить спекулятивную игру против национальной валюты и воспрепятствовать раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали в экономике [27, с. 123 ].

По мере снятия спекулятивного давления с валютного курса и прекращения дальнейшего ухудшения состояния платежного баланса денежно-кредитная поли­тика переориентируется в сторону расширения денежного предложения, так как его излишнее ограничение начинает тормозить рост внутреннего спроса.

В свою очередь активная поддержка государством банковской системы ог­раничит масштабы возможной дестабилизации финансового сектора и позволит предотвратить снижение объемов кредитования экономики.

Чтобы смягчить негативное влияние рестриктивной денежно-кредитной по­литики на экономическую активность, многие государства идут на увеличение объемов заимствований и расширение бюджетных расходов. Однако в условиях плавающего валютного курса это обернется дополнительной девальвацией на­циональной валюты, стимулирующей экспорт и развитие импортозамещающих производств. Кроме того, снижение курса национальной валюты будет сдержи­вать рост потребления импорта, несмотря на увеличение внутреннего спроса [ 27, с. 89].

В условиях высокой трансграничной мобильности капитала инструменты денежно-кредитной политики частично теряют свою эффективность. Ужесточение денежно-кредитного регулирования позволит связать избыточную ликвид­ность на финансовом рынке и ограничить спекулятивную игру на чрезмерную де­вальвацию валютного курса. Повышение процентных ставок может не только за­тормозить отток капитала из страны, но и вызвать его дополнительный приток, что позволит улучшить состояние платежного баланса. Однако высокие процент­ные ставки способны вызвать нежелательное укрепление национальной валюты, что может затянуть процесс выравнивания платежного баланса, препятствуя ско­рейшему росту экспорта и развитию импортозамещающих производств. В резуль­тате дальнейшее сохранение дефицита торгового баланса может через какое-то время обернуться более серьезной дестабилизацией валютно-финансовой сферы. С другой стороны, из-за опасений, связанных с возможностью значительного обесценения национальной валюты и серьезной дестабилизацией финансового сектора экономики, капитал может не отреагировать на повышение процентных ставок и продолжать утекать из страны.

Если же государство не пойдет на ужесточение денежно-кредитной полити­ки и не повысит процентных ставок, отток капитала из страны может усилиться и одним из наиболее вероятных сценариев может стать раскручивание инфляционно-девальвационной спирали. Увеличение оттока капитала обернется снижением курса национальной валюты. Рост инфляционных ожиданий и продолжающееся обесценение активов, номинированных в национальной валюте, усилят спрос на иностранную валюту, провоцируя новую волну девальвации и повышения цен. В случае мягкой денежно-кредитной политики сокращение потребления импорта вследствие усилившейся девальвации национальной валюты может оказаться не­достаточным, чтобы компенсировать ухудшение платежного баланса, вызванного увеличением оттока капитала и ростом спроса на иностранную валюту [21, с. 41].

Вопрос о выборе оптимального режима политики валютного курса является одним из наиболее дискуссионных в современной макроэкономической теории. От того, насколько данный режим будет адекватен существующим тенденциям развития экономики, внутренним и внешнем факторам, определяющим экономи­ческую динамику, во многом зависит эффективность денежно-кредитной и эко­номической политики в целом [16, с. 60].

Не менее важен и вопрос о взаимосвязи денежно-кредитной политики и уровня инфляции. Напомним, что снижение темпов инфляции без ущерба для ус­тойчивости экономического роста оставалось и будет оставаться главной целью денежно-кредитной политики РФ [4]. Эффективным путем снижения инфляции является повышение курса национальной валюты. В связи с тем, что при этом снижается стоимость импортируемых товаров, это оказывает на инфляцию пря­мое понижающее влияние. Напротив, снижение курса национальной валюты все­гда оказывает повышающее влияние на инфляцию. Однако, любое повышение курса национальной валюты оказывает еще более мощное влияние на конкурен­тоспособность производимых в стране товаров по сравнению с импортными. По­этому эффективное снижение инфляции этим путем ведет к еще более эффективному торможению экономического роста.

В свою очередь, Центральный банк, который реально регулирует и прово­дит валютные операции, должен, прежде всего, поддерживать такой курс рубля, который бы обеспечивал конкурентоспособность российских товаров и опреде­ленную стабильность в инвестиционной политике. При этом совместной с Прави­тельством сферой ответственности является, прежде всего, процентная и кредит­ная политика, а не курс рубля [14, с.64].

По счастливой случайности, в России именно это и следует из буквального прочтения Конституции [1], согласно которой Центральный банк отвечает за ста­бильность рубля и, совместно с Правительством, за единую кредитно-денежную политику.

Теперь следует сказать пару слов об управлении рублевой ликвидностью банковской системы при помощи денежно-кредитной политики ЦБ. Под ликвид­ностью в данном случае понимается сумма остатков средств банков на коррес­пондентских и депозитных счетах в ЦБ РФ [12, с. 37]. Управление уровнем рубле­вой ликвидности банков - одна из основных задач денежно-кредитной политики Банка России. Так, стимулируя рост свободных рублевых остатков, Центральный банк способствует росту денежного предложения со стороны кредитных органи­заций (росту объемов кредитования населения и реального сектора экономики), что в свою очередь напрямую связано с уровнем инфляции - базовым ориентиром экономической политики российских денежных властей.

Уровень банковской ликвидности напрямую влияет на устойчивость бан­ковской системы, одной из первостепенных задач которой является осуществле­ние расчетных функций, проведение платежей между различными субъектами экономики. Низкий уровень рублевой ликвидности ограничивает плате­жеспособность кредитных организаций вплоть до полного прекращения деятель­ности платежных систем, что может парализовать функционирование экономики.

Уровень рублевой ликвидности банков непосредственно связан с доверием населения к кредитным организациям. Банки, неспособные своевременно рассчи­таться по обязательствам вкладчиков, обречены на потерю репутации, что косвенным образом неизбежно сказывается на доверии граждан к банковской системе в целом. В настоящее время ширится число коммерческих банков — участников системы страхования депозитов.

Полноценное функционирование банковской системы невозможно без раз­витой структуры межбанковских отношений и прежде всего рынка межбанков­ского кредитования. Именно «схлопывание» рынка МБК, спровоцированное пре­цедентом отзыва лицензии у «Содбизнесбанка», перевело развитие банковского кризиса лета 2004 г. в активную фазу.

Анализ кредитных рисков и оценка финансового состояния банков -контрагентов по рынку МБК немыслим без контроля общего уровня рисков соот­ветствующего сегмента финансового рынка, а значит, качественно функциони­рующий банковский риск-менеджмент обязан отслеживать уровень рублевой лик­видности банковской системы.

Из сказанного следует, что анализ рисков банковской системы неразрывно связан с оценкой достаточности уровня рублевой ликвидности кредитных органи­заций. Вместе с тем проведение такого анализа требует привлечения математи­ческих методов для количественных оценок оптимального уровня ликвидности банковской системы, что необходимо для обеспечения устойчивости и эффектив­ности ее функционирования. Именно на обеспечение такого оптимального уровня ликвидности должна быть направлена денежно-кредитная политика Банка России.

От чего зависит уровень оптимальной ликвидности банковской системы? Как представляется, прежде всего данный показатель должен зависеть от двух факторов.

Во-первых, ликвидность банковской системы должна соответствовать ак­тивности деятельности кредитных организаций, которая задается потребностями экономики, а именно спросом на банковские услуги со стороны населения и ре­ального сектора экономики. Так, для летнего периода, как правило, характерна низкая банковская активность, связанная с сезоном отпусков, тогда как начало осени обычно связано с резким ростом числа и объемов банковских платежей. Поэтому оптимальный уровень ликвидности банковской системы в летний период при прочих равных должен быть существенно ниже, чем в осенние месяцы.

Во-вторых, уровень оптимальной ликвидности банковской системы сущест­венно зависит от ее структуры, а точнее, от структуры межбанковских отноше­ний. В ситуации неработающего рынка МБК и низкого уровня межбанковского доверия требуется завышенный уровень оптимальной ликвидности, тогда как в условиях развитой системы межбанковских отношений данный показатель в тео­рии может стремиться к нулю. В основе расчета значений оптимальной ликвидно­сти банковской системы лежит выявленное эмпирическое соотношение между ак­тивностью и ликвидностью кредитных организаций. Так, наиболее доступным для анализа в качестве показателя активности работы банков является сумма кредито­вых оборотов кредитных организаций по корреспондентским счетам в банке Рос­сии. Необходимо учесть, что в условиях сформированной в России расчетной системы львиная доля рублевых банковских платежей (более 60%) проводится через платежную систему ЦБ РФ. Таким образом, большая часть банковских опе­раций неизбежно затрагивает счета в банке России, а значит, активность работы банков обязана тесно коррелировать с динамикой оборотов по корреспондент­ским счетам в Центробанке [13, с. 3].

После рассмотрения этих проблем мы видим, насколько неоднозначно дей­ствие денежно-кредитной политики государства и как многосторонне могут про­являться ее последствия. На сегодняшний день автор полагает, что одной из при­оритетных целей монетарной политики Банка России должно стать содействие развитию отечественной промышленности. В данном случае необходимо исполь­зовать комплекс инструментов:

во-первых, это дальнейшее укрепление курса национальной валюты, кото­рое будет способствовать снижению потоков импорта из-за рубежа и повышению конкурентоспособности российских товаров;

во-вторых, необходимо повысить доступность кредита путем постепенного снижения ставки рефинансирования, а инфляцию сдерживать с помощью регули­рования покупки и продажи ценных бумаг Центральным Банком на открытом рынке. Однако здесь имеет место еще один важный аспект - как уже было отмечено, изменение ставки рефинансирования мало коррелирует с динамикой процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, в связи с чем целесообразно проводить также активную политику установления норм обязательных резервов. Развитие рынка МБК будет способствовать усилению роли рефинансирования. Ориентиры роста денежной массы в стране также должны соответствовать по­ставленной задаче.

Последнее важно еще и потому, что темпы инфляции в стране превышают прогнозные значения, хотя автор не склонен винить в этом Банк России. Уже в сентябре 2005г. по отношению к декабрю 2004г. индекс потребительских цен со­ставил 110,9% [8], в ноябре  2006 года  индекс потребительских цен составил  108,2%  [8], тогда как в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики показатель инфляции был заложен на уровне 7-8,5% в год.  Рост деловой активности и ограничение темпов инфляции возможны только при нахождении баланса между политикой повышения доступности де­нежных ресурсов и контролем увеличения объема денежной массы. Напомним, что наиболее легко поддающаяся регулированию часть денежных ресурсов, т.е. наличные деньги, составляют лишь около 40% от их общего объема.


§ 2. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

 

Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев [9].

При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.

Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

На 01.01.2003 количество кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, составляло 502. К концу 2003 года данный показатель сократился  составил 487 , а к концу  2006 года – уже 403. Однако следует отметить, что в это же время растет число банков, которые ликвидированы как юридические лица, причем в среднем 35% банков ликвидируются в связи с реорганизацией, а именно путем преобразования в филиалы других банков.

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и «белых пятен». Обозначим их.

1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулиро­вания и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в опера­тивную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принима­ется Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансо­вых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по резуль­татам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

2. Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими ре­шения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным ор­ганизациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность яв­ляется гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» пре­дусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосред­ственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Реше­ние о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный ор­ган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматиче­ская конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и по­этому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

4. По своей природе бан­ковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономиче­ских связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и дру­гие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производст­венных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами меж­дународного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банков­ском надзоре над межгосударственными банками, созданными на террито­рии Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков примени­мы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специ­альными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенст­вовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзо­ре.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.