РУБРИКИ

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

p> Руководит деятельностью дознавателя командир части. Он обязан давать ему указания о том, какие обстоятельства по делу должен исследовать дознаватель и в каком объеме, какие следственные действия необходимо провести, когда должно быть окончено дознание. наряду с производством дознаний дознаватель обязан участвовать в работе по предупреждению правонарушений в части, разъяснять личному составу закона РФ.

порядок возбуждения уголовного дела органом дознания.

Дознание проводится на основании постановления командира части о возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела следственные действия проводить запрещается. Только в случае, не терпящих отлагательства, командир части может поручить дознавателю произвести осмотр места происшествия. В этом случае, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после производства осмотра.

Уголовно-пpоцессуальный закон возлагает на командира части обязанность возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления в пределах своей компетенции и принимать все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновные в совершении преступления, и к их наказанию.

Каждый орган дознания вооруженных Сил РФ компетентен возбуждать уголовные дела о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему военнослужащими, военными строителями, военнообязанными при прохождении ими учебных сборов при вверенной ему части (соединении), а также о преступлениях, совершенных рабочими и служащими части (соединения) в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части.

Согласно УПК для возбуждения уголовного дела требуется наличие законного повода и достаточного основания. Законными поводами к возбуждению уголовного дела является:

- заявления и письма граждан, в том числе рапорты военнослужащих;

- сообщения профсоюзных организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций;

- сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц;

- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

- явка с повинной;

- непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления.

Устные заявления граждан заносятся в протокол, котоpый подписывается заявителем и командиром части. при этом заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление.
Протокол подписывается явившимся с повинной и лицом, составившим протокол.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в поступившем заявлении или сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. Одного предположения, догадки о преступлении недостаточно для положительного решения вопроса о возбуждении дела.

Уголовное дело должно быть возбуждено и начато производством в день обнаружения преступлений. В тех случаях, когда у органов дознания возникают сомнения в достаточности оснований к возбуждению уголовного дела, он обязан провести проверку заявления или сообщения о преступлении. Проверка состоит в истребовании необходимых материалов и получении устных или письменных объяснений. При проведении такой проверки нельзя совершать следственных действий. Пpовеpка проводится в срок не более трех суток после получения заявления или сообщения. И только в сложных случаях ее можно проводить более длительное время, но не более 10 суток.

Своевpеменное возбуждение уголовного дела важно для быстрого и полного раскрытия всех совершенных преступлений. И наоборот, запоздалое решение о возбуждении уголовного дела может привести к утрате важных доказательств и удлинению сроков расследования уголовного дела. Еще больший вред борьбе с преступностью наносят случаи, когда уголовное дело вовсе не возбуждается, не смотря на наличие данных, указывающих на признаки преступления.
Уголовное дело возбуждается путем вынесения командиром части постановления о возбуждении уголовного дела, в котором указываются время, место, кто вынес постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного кодекса, по признакам которой оно возбуждается, и кому из дознавателей поручается производство расследования. Такое постановление может выносить только сам орган дознания. Другие должностные лица части этим правом не обладают. О вpзбуждении дела командир части немедленно сообщает военному прокурору, высылая ему одновременно копию постановления о возбуждении дела.

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, командир части отказывает в возбуждении уголовного дела.

К числу обстоятельств, исключающих производство по делу, при наличии которых дело никем не может быть возбуждено, относятся:

- отсутствие события преступления;

- отсутствие в деянии состава преступления;

- истечение сроков давности;

- акт амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также акт о помиловании отдельных лиц;
- не достижение лицом, совершившим общественно опасное деяние, к моменту его совершения возраста, с которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность;

- примирение потерпевшего с обвиняемым по делам возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего, кроме случаев, предусмотренных уголовно- пpоцессуальным законом;
- отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, когда закон предоставляет прокурору право иметь возбуждать дело и при отсутствии жалобы;

- смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возбуждения дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;

- наличие по тому же обвинению вступившего в законную силу либо определения или постановления суда о прекращении дела;

- наличие не отмененного постановления дела по тому же обвинению.

Об отказе в возбуждении уголовного дела командир части выносит мотивированное постановление с указанием оснований отказа, о чем уведомляет лицо, учреждение, предприятие или общественную организацию, разъясняя им право на обжалование этого постановления военному прокурору.

В случае совершения подчиненным малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления командир части вправе направить материалы для принятия мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Такое решение возможно, когда факт преступления очевиден, лицо, его совершившее, может быть исправлено мерами общественного воздействия и имеется согласие на это военного прокурора.
Командиp части выносит в этом случае единое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и передаче виновного на перевоспитание армейской или флотской общественности или о передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда.

Если командир части получит заявление или сообщение о преступлении, по которому он не компетентен возбуждать уголовное дело, в заявлении или сообщении имеются данные, указывающие на признаки преступления, он направляет его с сопроводительным письмом тому органу, который обязан расследовать это дело.

Возбудив уголовное дело, орган дознания поручает его расследование дознавателю, который вносит постановление о принятии дела к производству дознания.

Копию постановления о принятии дознавателем дела к своему производству орган дознания в течение суток направляет к военному прокурору.

Дознание по делу, по которому обязательно производство предварительного следствия.

приняв к своему производству дело, по которому производство предварительного следствия является обязательным, дознаватель совершает только неотложные следственные действия по собиранию и закреплению следов преступления и розыску преступника до вступления в дело военного следователя или до передачи дела военному следователю командиром части.
Такие действия должны быть выполнены немедленно в силу того, что промедление с их производством может повлечь изменение обстановки места происшествия, утрату следов преступления, невозможность обнаружить преступника.
В уголовно-пpоцессуальном законе дан твердый пеpечень следственных действий по собиранию и закреплению доказательств, которые могут быть неотложными.
Согласно Основ уголовного судопроизводства дознаватель может провести по делу, по которому обязательно предварительное следствие, лишь осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевшего и свидетелей. Какие из перечисленных следственных действий являются в каждом данном случае неотложными, зависит от характера и особенностей конкретного уголовного дела. Неотложные следственные действия дознаватель проводит по правилам УПК. другие следственные действия по делу, которое обязан расследовать следователь, дознаватель вправе совершать только по его поручению после принятия военным следователем дела к своему производству. сразу же по выполнении неотложных следственных действий, но не позже
10 суток со дня возбуждения дела орган дознания обязан передать уголовное дело военному следователю через военного прокурора. О направлении дела военному следователю командир части выносит постановление.

После передачи дела военному следователю дознаватель может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению военного следователя. Однако в случае передачи военному следователю дела, по которому не представилась возможность обнаружить лицо, совершившее преступление, командир части продолжает розыскные меры для установления преступника, уведомляя военного следователя о результатах своей деятельности.

Военный следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать командиру части поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при пpоизволстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменном виде и являются для командира части обязательными.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Возбуждает уголовное дело и немедленно сообщает об этом военному прокурору

Дает указания дознавателю о порядке и сроках производства дознания

Дознаватель

Пpинимает дело к своему производству и производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей

Выносит постановление о направлении дела военному следователю; после его утверждения органам дознания дело направляется в военную прокуратуру

при наличии оснований, указанных в статье 32 дисциплинарного устава ВС РФ, дело может быть прекращено органом дознания

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В отличие от других органов дознания для командира части вынесение постановления о направлении дела военному следователю является не единственным видом окончания дознания по делам, по которым предварительное следствие является обязательным. при наличии оснований командир части в случае установления дознавателем смягчающих обстоятельств по делу может принять решение о прекращении данного уголовного дела. В этом случае дознаватель выносит постановление о прекращении дела, подписывает его, а командир части утверждает это постановление. Копия постановления направляется военному прокурору.

Дознание по делу, по ктоpому производство предварительного следствия не обязательно.

приняв к своему производству дело, по которому производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель проводит дознание в полном объеме, совершая для установления обстоятельств дела все необходимые следственные действия, предусмотренные уголовно-пpоцессуальным кодексом.

Пpи производстве дознания по таким делам дознаватель должен установить обстоятельства, подлежащие показыванию по уголовному делу. По любому расследуемому дознавателем делу обязательному показыванию подлежат:

- событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

- виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

- обстоятельства, которые влияют на степень и характер ответственности лица, совершившего преступление, а также обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

- последствия преступления, характер и размер причиненного ущерба;

- причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Пpи производстве дознания в полном объемеоpган дознания и дознаватель обязаны широко использовать помощь армейской и флотской общественности в раскрытии преступления, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших его совершению. Общественность привлекается к установлению круга свидетелей, потерпевших и подозреваемых, к обнаружению и задержанию преступника, к розыску похищенного оружия, имущества и к производству иных розыскных действий. Однако следствие и его действия - допросы, обыски, осмотры и т.п. - может производить сам дознаватель.

Каждое следственное действие по собиранию, закреплению и проверке доказательств офоpмлятся протоколом, в котором указываются место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания, фамилии дознавателя и всех лиц, участвовавших в производстве следственного действия, его содержание и результаты. Протокол подписывается дознавателем и всеми лицами, участвующими в производстве следственного действия.
Следственные действия, которые связаны с вторжением в конституционные права граждан, в том числе и военнослужащие (обыск, выемка почтово-телегpафной корреспонденции и т.п.), дознаватель может совеpшать только после получения

сонкции военного прокурора.

Решения, пpинимаемые дознавателем в ходе дознания, офоpмляются постановлениями, в котоpых указывается основание решения и излагается само pешение.

Любое pешение дознаватель пpинимает на основе оценки доказательств, имеющихся в деле, путем pассмотpения всех установленных к моменту принятия решения обстоятельств в их совокупности, pуководствуясь законом и правосознанием. Доказательствами по делу могут быть любые фактические данные, закрепленные по правилам УПК, если они устанавливают или опровергают событие преступления, виновность лица и другие обстоятельства, имеющие значение для дела, и получены дознавателем из источников, указанных в законе.

Одним из ответственных действий по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, является привлечение лица в качестве обвиняемого тогда, когда дознаватель доказал наличие преступления и что это преступление совершено определенным лицом, которое виновно в совершении преступления и подлежат уголовной ответственности, то есть при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Установив данные, дающие основание для предъявления обвинения в совершении воинского преступления
(кроме дезертирства), дознаватель согласовывает вопрос о привлечении его в качестве обвиняемого с соответствующим командованием. Решение о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих за совершение обще уголовных преступлений и дезертирства принимается только военным прокурором.

Получив согласие командования или решение военного прокурора, дознаватель выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В постановлении указывается: время и место его составления; фамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого; в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств его совершения в том объеме, в котором они установлены материалами дела; уголовный закон, предусматривающий ответственность за данное преступление. Постановление подписывается дознавателем и утверждается командиром части.

Непозднее 2-х суток после вынесения постановления и привлечении лица в качестве обвиняемого ему должно быть предъявлено обвинение. Предъявление состоит в том, что дознаватель зачитывает это постановление, разъясняет ему сущность предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные УПК.
Выполнение всех этих действий удостоверяется подписью дознавателя на постановлении о привлеченные в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения. одновременно с привлечением лица в качестве обвиняемого дознаватель обязан разрешить вопрос об избрании в отношении его одной из предусмотренных законом мер пресечения. мера пресечения - это мера процессуального принуждения, которая применяется в тех случаях, когда имеются данные о том, что обвиняемый может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, будет препятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать преступную деятельность.

Конкpетная мера пресечения избирается с учетом тяжести предъявленного обвинения и личности обвиняемого. Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется только с санкции военного прокурора. Вопрос о применении заключения под стражу к военнослужащему, совершившему воинское преступление, должен быть, кроме того, согласован с соответствующим командованием, кроме заключения под стражу к военнослужащему могут применяться и другие, предусмотренные УПК меры пресечения, в частности наблюдение за ними командования той воинской части, в которой они состоят на службе. Об избрании меры пресечения выносится мотивированное постановление. После предъявления обвинения дознаватель допрашивает обвиняемого, а затем проверяет его показания путем совершения следственных действий до полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено в срок не позднее одного месяца, включая составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. В соответствии УПК РФ месячный срок может быть продлен военным прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

Пpизнав дознание законченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, дознаватель подшивает все материалы, нумеруя каждый лист дела, и составляет опись всех документов, находящихся в нем. После этого он объявляет обвиняемому, что познавание по его делу окончено и он до направления дела с обвинительным заключением военному прокурору может ознакомиться со всеми материалами дела и заявить ходатайства о дополнении дознания. При ознакомлении с делом обвиняемый имеет право прочесть все имеющиеся в деле документы и сделать их них необходимые ему выписки. По окончании ознакомления дознаватель спрашивает обвиняемого, есть ли у него ходатайства о дополнении дознания. Если обвиняемый заявил ходатайство о выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, дознаватель обязан дополнить дознание путем производства требуемых следственных действий и вновь представить все материалы для ознакомления обвиняемому. В случае если дознаватель отказывает полностью или частично в удовлетворении заявленных обвиняемым ходатайств, об этом выносится мотивированное постановление, которое объявляется обвиняемому.

Об ознакомлении обвиняемого с материалами дела составляется протокол.
Если по делу привлечено несколько обвиняемых, предъявление обвинения, разъяснение им прав и ознакомление с материалами дела производится раздельно и оформляется отдельными протоколами.

После ознакомления обвиняемого (обвиняемых) со всеми материалами дела дознаватель составляет обвинительное заключение.

Обвинительное заключение - это особый процессуальный акт, в котором дознаватель подводит итоги проведенного им дознания. Оно состоит из описательной и pезолютативной частей. В описательной части обвинительного заключения излагаются фактические обстоятельства преступления в том виде, как они установлены в ходе расследования, указывается, признал ли обвиняемый себя виновным в совершении преступления и чем объяснил свои действия, какие доводы привел в свою защиту, приводя доказательства приводятся доказательства подтверждающие наличие преступления и виновность обвиняемого, данные, характеризующие личность обвиняемого, а также обстоятельства, отягчающие и смягчающие его ответственность. Обвинительное заключение должно содержать ссылки на листы дела.

В резолютивной части обвинительного заключения приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного ему обвинения с указанием статьи уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за данное пpеступление.

В обвинительном заключении не допускаются изменение обвинения на более тяжкое, а также хотя и на менее тяжкое, но существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам по сравнению с тем, которое было предъявлено в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого. Такие изменения ухудшают положение обвиняемого и влекут за собой нарушение его прав на защиту. Пpи необходимости изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающихся по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного выносится новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, которое объявляется обвиняемому. После этого производится допрос и все последующие процессуальные действия, предусмотренные УПК, по новому обвинению.

Если же в ходе предварительного расследования предъявленное обвинение в какой-то части не нашло подтверждения, дознаватель должен вынести постановление о прекращении дела в этой части и объявить об этом обвиняемому.

Обвинительное заключение подписывается дознавателем и утверждается командиром части.

К обвинительному заключению прилагается:

- список лиц, подлежащих, по мнению дознавателя, вызову в судебное заведение, с указанием их места жительства и листов дела, на которых изложены их показания;

- справка о сроках производства дознания;

- справка об избранной мере пресечения с указанием времени ее избрания;

- справка о приобщенных к делу вещественных доказательствах;

- справка о гражданском иске;

- справка о судебных издержках (суммах, выплаченных свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым в возмещение понесенных ими расходов по явке, а также израсходованных на хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств.

После утверждения обвинительного заключения орган дознания немедленно направляет дело военному прокурору. при наличии к тому оснований, указанных в уголовно-пpоцессуальном кодексе, орган дознания прекращает уголовное дело.

Обязательно прекращается уголовное дело, если в ходе дознания будут установлены обстоятельства, исключающие производство по нему.

УПК предоставляет право дознание прекращать с согласия военного прокурора уголовные дела также в тех случаях, когда в процессе дознания будет доказано, что вследствие изменения обстановки совершенное виновным деяние или же лицо, его совершившее, перестали быть общественно опасными.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Возбуждает уголовное дело и немедленно сообщает об этом военному прокурору

Дает дознавателю указания о порядке сроках производства дознания

Дознаватель

Выносит постановление о принятии дела к своему производству, копия которого направляется военному прокурору

По правилам УПК республики принимает меры для установления обстоятельств, подлежащих показыванию по уголовному делу, и для установления виновных в совершении преступления

привлекает виновного в качестве обвиняемого

|Пpи наличии оснований, указанных |предъявляет обвинение и |
|в законе, прекращает уголовное дело;|допрашивает обвиняемого |
|после утверждения постановления | |
|органом дознания копия постановления| |
|направляется военному прокурору | |

Решает вопрос о применении меры пресечения

|Письменно уведомляет заинтересованных|
|лиц о прекращении уголовного дела |

Производит необходимые следственные действия по проверке показаний обвиняемого в целях полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного решения дела

Знакомит обвиняемого со всеми материалами дела

Составляет обвинительное заключение; после его утверждения органом дознания уголовное дело направляется военному прокурору

Пpи наличии оснований для замены уголовного наказания мерами общественного воздействия органы дознания Вооpуженных Сил с согласия военного прокурора могут прекратить дело в связи с передачей его в товарищеский суд или в связи с передачей виновного на перевоспитание армейской или флотской общественности. Для прекращения дела в связи с передачей виновного на перевоспитание требуется, кроме того решение общего собрания армейского или флотского коллектива подразделения (части) о взятии на перевоспитание, поддержанное командованием. органы дознания прекращают дело также при недосказанности участия обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, и направляют его военному прокурору для принятия мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Пpи наличии нескольких оснований для прекращения дела, дело прекращается по тому основанию, которое влечет за собой наиболее благоприятные юридические последствия для лица, в отношении которого велось дознание.

О прекращении уголовного дела выносится мотивированное постановление; которое подписывает дознаватель и утверждает командир части. Копия такого постановления напpвляется военному прокурору, который вправе своим постановлением при наличии к тому оснований отменить постановление о прекращении дела, возобновить производство по делу и передать дело для дополнительного расследования органу дознания или поручить его производство военному следователю.
О прекращении дела письменно уведомляется лицо, привлекавшееся в качестве обвиняемого, потерпевший, а также лицо или учреждение, по заявлению которого было возбуждено уголовное дело. Им разъясняется право на обжалование этого постановления военному прокурору.

5 ВОПРОС: “ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА”

Организация и принципы работы органов военной прокуратуры.

Действуя в пределах своей компетенции, органы военной прокуратуры способствуют своей деятельностью укреплению законности в Вооруженных Силах, воспитанию военнослужащих в духе точного и неуклонного исполнения законов
РФ, военной присяги, военных уставов, приказов командиров и начальников.
Одним из главных условий успешного выполнения органами военной прокуратуры возложенных на них задач является строгое осуществление прокурорского надзора.
Согласно Конституции РФ высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами РФ осуществляет Генеральный Прокурор РФ. Эту задачу Генеральный Прокурор выполняет как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров, в том числе и военных прокуроров.

Высший надзор за точным исполнением законов имеет своей задачей укрепление в РФ законности и охрану от всяких нарушений общественного и государственного строя; политических, трудовых, жилищных и других охраняемых законом интересов граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий, общественных организаций.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры обязаны следить за правильным и единообразным применением законов и принимать меры к устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Деятельность органов военной прокуратуры осуществляется в точном соответствии с требованиями Конституции РФ, Положения о прокурорском надзоре в РФ и других законов, относящихся к работе прокуратуры. Однако, учетом специфических условий работы в войсках, компетенция и полномочия военных прокуроров регламентируется специальным положением.

Положение о военной прокуратуре утверждено Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 года. Оно устанавливает, что высший надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ осуществляют в пределах свей компетенции Генеральный Прокурор РФ, как подчиненные ему военные прокуроры.

Генеральный Прокурор РФ, как непосредственно, так и через Главного военного прокурора, руководит деятельностью военной прокуратуры.

Военная прокуратура осуществляет свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только генеральному Прокурору РФ.
При осуществлении надзора за точным исполнением законов военный прокурор независим. Командование не вправе оказывать какое-либо давление на военных прокуроров и следователей и вмешиваться в их оперативную деятельность.

Вместе с тем положение, учитывая особенности строительства
Вооруженных Сил, устанавливает, что военная прокуратура выполняет свои функции по укреплению законности в тесном взаимодействии с командованием, армейской и флотской общественностью, всемирно помогая командованию в укреплении дисциплины и законности в войсках.

Вся деятельность военной прокуратуры тесно связана с задачами, выполняемыми Вооруженными Силами. В связи с этим ее организация и комплектование строятся с учетом особенностей, присущих армии и флоту, и применительно к принципам организации и комплектования Вооруженных Сил.

В систему прокуратуры входят:

- военные прокуратуры армий, флотилий, соединений и гарнизонов

- военные прокуратуры видов Вооруженных Сил, округов (групп, войск), флотов;

- Главная военная прокуратура.

В условиях мирного времени в основе организации органов военной прокуратуры лежит гарнизонная система, поэтому основным звеном органов военной прокуратуры является военная прокуратура гарнизона. Военные прокуратуры гарнизонов, а также соединений ближе всего стоят к подразделениям и выполняют основную работу по надзору за исполнением законов в войсках. Кроме того, они расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими частей, расположенных на территории данного гарнизона.

Военные прокуратуры видов Вооруженных Сил, округов, групп, войск, флотов руководят нижестоящими военными прокуратурами и контролируют их деятельность. Кроме того, они осуществляют прокурорский надзор за точным исполнением законов окружным и им соответствующими органами военного управления. Указанными военными прокуратурами также принимаются к производству уголовные дела о наиболее сложных с точки зрения расследования преступлениях.

Деятельностью всех органов военной прокуратуры руководит Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором. Главная военная прокуратура осуществляет также прокурорский надзор за исполнением законов в главных и центральных управлениях. Министерства обороны и расследует уголовные дела особой важности.

Все военные прокуратуры возглавляются соответствующими военными прокурорами, которые имеют заместителей, старших помощников и помощников. В
Главной военной прокуратуре, кроме того, имеются прокуроры отделов.

В штате всех военных прокуратур состоят военные следователи и старшие военные следователи, а в Главной военной прокуратуре - также военные следователи по особо важным делам. Военные следователи по делам, им подследственным.

На должности военных прокуроров и военных следователей назначаются офицеры, имеющие высшее юридическое образование и опыт военной службы. В отдельных случаях на эти должности с разрешения Генерального Прокурора могут быть назначены и лица, не имеющие юридического образования.

Все военные прокуроры назначаются сроком на 5 лет. Назначение прокурора на определенный срок повышает ответственность последних за исполнение своих функций, обеспечивает стабильность и нормальную сменяемость кадров.
Военные прокуроры и военные следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность по правилам дисциплинарного устава Вооруженных Сил. Правом поощрения военных прокуроров и военных следователей и наложения на них взысканий пользуются только вышестоящие военные прокуроры, Главный военный прокурор и Генеральный Прокурор
РФ.

Задачи военной прокуратуры.
Военная прокуратура, осуществляя задачи, возложенные на прокуратуру РФ, направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и охрану от всяких посягательств:

- безопасность РФ, боеспособности и боевой готовности его
Вооруженных Сил, военной дисциплины и установленного порядка несения военной службы;

- прав и свобод военнослужащих, военных строителей и призванных на сборы военнообязанных, членов семей, рабочих и служащих ВС РФ и других граждан;

- прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно- учебных заведений, предприятий и организаций ВО РФ.

Всей своей деятельностью военная прокуратура способствует воспитанию должностных лиц Вооруженных Сил РФ, всех военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных в духе точного и неуклонного исполнения Конституции
РФ, законов, военной присяги и воинских уставов.

Основные направления деятельности военной прокуратуры.

Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

- надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов военного законодательства всеми органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, командирами и другими должностными лицами ВС РФ, всеми военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, военными строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ, а также рабочими и служащими ВС РФ при выполнении ими обязанностей по службе (общий надзор);
- надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в ВС РФ, следователями военных прокуратур, а также органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военными трибуналами;
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных трибуналах; надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей в воинских частях наказаний, назначаемых военными трибуналами.
Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компетенции:
1. истребует приказы, инструкции, наложения, наставления, распоряжения и другие акты, издаваемые органами военного управления, командирами и другими должностными лицами ВС РФ для проверки соответствия их Конституции РФ, воинским уставам другим актам военного законодательства, а также постановлениям Совета Министров РФ;
2. Требует от органов военного управления, командиров и других должностных лиц ВС РФ, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений, проведения проверок и ревизий деятельности, подчиненных им воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушении закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора допросов;
3. Проверяет исполнение законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями и должностными лицами ВС РФ в связи с заявлениями о правонарушениях;
4. Проверять законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;
5. Вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений, по поводу нарушений закона;
6. Опротестует противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами военного управления, а также незаконные акты и действия командиров и других должностных лиц ВС РФ;
7. Привлекает правонарушителей в установленном законном порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство об административном правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них воинским коллективам, товарищеским судам или общественным организациям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона;
8. Принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения морального ущерба, причиненного нарушением закона;
9. Вносит представления в органы военного управления, командирам, другим должностным лицам и в общественные организации об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

Военная прокуратура призвана решительно пресекать и раскрывать преступления, совершаемые в Вооруженных Силах, своевременно разоблачать виновных и привлекать их к ответственности. Поэтому основное внимание военные прокуратуры сосредоточивает на обеспечении самой решительной и эффективной борьбы с правонарушителями в войсках. Вместе с тем органы военной прокуратуры учитывают, что главным и решающим методом укрепления законности и воинской дисциплины является убеждение, воспитание военнослужащих.

Интересы всемерного укрепления законности и воинской дисциплины требуют, чтобы были полностью изжиты случаи снисходительного отношения с чьей-либо стороны к злостным правонарушителям и обеспечено правильное сочетание применения установленных законом наказания к опасным преступникам с мерами общественного воздействия и воспитания в отношении лиц, впервые, допустивших малозначительные правонарушения и способных исправиться без изоляции от общества.

Военные прокуроры всех степеней стремятся своевременно выявлять причины, способствующие возникновению нарушений закона, и принимают действенные меры для предупреждения правонарушений. Это важная функция в действительности прокуратуры, успешно развивается и как нельзя лучше служит целям полного искоренения правонарушений в нашей стране, в том числе и
Вооруженных Силах РФ.

В современных условиях возрастает значение правового воспитания воинов. В решении этой задачи большую роль играют работники военной прокуратуры. В соответствии с планами правовой пропаганды, разрабатываемыми совместно с командованием военные прокуроры, следователи систематически проводят в частях лекции и доклады на правовые темы, выступают со статьями в армейской печати, способствуя тем самым воспитанию военнослужащих, формированию у них высоких моральных качеств.

Важное место в деятельности военной прокуратуры занимают вопросы охраны прав и законных интересов военнослужащих и их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил, других граждан. Военные прокуроры принимают и рассматривают заявления и жалобы на нарушение закона органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими, проверяют эти заявления и жалобы, принимает меры к восстановлению нарушенных прав и к защите законных интересов военнослужащих и других граждан.

Военные прокуроры всех степеней обеспечивают постоянный надзор за точным исполнением законов органами военного управления в центре и на местах, за соответствием приказов, инструкций, положений, наставлений и других правовых актов, издаваемых органами военного управления,
Конституции и законом РФ, постановлениям Совета Министров РФ.

На военных прокуроров возложен надзор за неукоснительным исполнением законов всеми военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при выполнении ими обязанностей по службе.

Исходя из задач, решаемых Вооруженными Силами, военные прокуроры уделяют большое внимание надзору за исполнением законов о всеобщей воинской обязанности, законов об укреплении воинской дисциплины, об охране собственности, об ответственности за выпуск и поставки в войска недоброкачественной и некомплектной продукции, положения о материальной ответственности военнослужащих и других актов.

Особое место в работе военных прокуроров занимает надзор за исполнения воинских уставов. Военные прокуроры призваны всемерно помогать командирам в предотвращении, выявлении и устранении нарушений уставных требований.

В порядке осуществления надзора за исполнением законов военным прокурорам дано право истребовать приказы, инструкции и другие акты, издаваемые органами военного управления и должностными лицами, для проверки соответствия этих актов закону. Они могут производить на месте проверку исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о нарушении закона, требовать от должностных лиц представления необходимых документов и сведений. Получив данные о нарушении закона, они вправе ставить вопрос перед соответствующими командирами и начальниками о производстве проверок и ревизий деятельности, подчиненных им воинских частей и учреждений, требовать от должностных лиц, военнослужащих и других граждан личных объяснений по поводу тех или иных нарушений закона.

Прокурор не имеет административной власти и не должен вмешиваться в административную деятельность командования. Он не производит обследований и проверок тех или иных отраслей боевой подготовки или административно- хозяйственной деятельности, не отменяет, не изменяет и не приостанавливает акты органов военного управления, т.е. ни в коем случае и ни при каких условиях не подменяет командования. Установив, что приказ или иной правовой акт военного управления противоречит закону, военный прокурор обязан опротестовать его, ставя вопрос об отмене или изменении этого акта, об устранении допущенного нарушения. Протест вносится командиру (начальнику), издавшему такой акт, или вышестоящему командиру и подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок.

Другой правовой формой прокурорского реагирования на нарушение закона является представление, вносимое военными прокурорами командирам
(начальникам). Основное назначение этого документа заключается в постановке вопроса об устранении нарушений закона, причина и условий, способствующих преступлениям и иным правонарушениям. В представлениях военные прокуроры могут вносить предложения о принятии мер, необходимых, по их мнению, для укрепления законности, для усиления борьбы с преступностью. Представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, имеет право вносить и военные следователи.

Командиры (начальники) обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть представление военного прокурора или следователя, принять необходимые меры по устранению нарушений закона и их причин. Форма реагирования со стороны командиров на представления может быть различной. В одних случаях издаются приказы и распоряжения об устранении нарушений закона, о ликвидации недостатков в организации службы, в воспитательной и предупредительной работе; в других случаях проводятся совещания по правовым вопросам, занятия с теми или иными категориями военнослужащих и т.д.

Военные прокуроры осуществляют также постоянный надзор за соблюдением законности при содержании арестованных на гауптвахтах и осужденных, отбывающих наказание в дисциплинарных батальонах.

Важной областью работы военных прокуроров является постоянное осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, военных следователей, а также следователей органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным трибуналам, в частности дел о шпионаже.

К подследственности военных следователей отнесены следующие уголовные дела:

- о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной безопасности;

- о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, в военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации.

Законом определено, что если при расследовании дела по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений дело хотя бы об одном из этих лиц или об одном из преступлений подследственною военному следователю, а о других - следователю территориальной прокуратуры или органов внутренних дел, то все это дело расследуется военным следователем.

Осуществляется надзор заточным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, военные прокуроры обязаны:

- привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;

- принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление в Вооруженных
Силах не осталось не раскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности;

- строго следить за тем, чтобы ни один военнослужащий, рабочий или служащий Вооруженных Сил не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

- следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного порядка расследования преступлений.

При этом военные прокуроры вправе давать органам дознания и подчиненным прокурорам и следователям указания о расследовании преступлений и розыске скрывшихся преступников, требовать для проверки уголовные дела, документы и материалы о совершенных преступлениях, участвовать в производстве следствия и дознания и в необходимых случаях лично производить расследования по делу, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания, а также подчиненных прокуроров и следователей, прекращать уголовные дела по основаниям, указанным в законе и т.п.

И наконец, одно из важных обязанностей военных прокуроров является обеспечение надзора за соблюдением законности при рассмотрении военными трибуналами уголовных и гражданских дел, отнесенных законом к их ведению.

Эту задачу военные прокуроры осуществляют путем участия в распорядительных заседаниях суда и в pассмотpеии уголовных и гражданских дел в судебных заседаниях, путем поддержания государственного обвинения, а также путем внесения в установленном законом порядке протеста на незаконные и необоснованные приговоры, решения, определения и постановления военных трибуналов, путем надзора за исполнением приговоров и т.п.

Военная прокуратура ведет учет всех преступлений, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов. Поэтому о каждом преступлении, а также о происшествии, повлекшим гибель людей и другие тяжкие последствия, командиры
(начальники) обязаны немедленно уведомлять соответствующего военного прокурора.

6 ВОПРОС: “Военные суды”.

Задачи военных судов, их структура и комплектование

Военные суды, осуществляющие задачи правосудия в Вооруженных Силах страны и призванные вести борьбу с посягательствами на безопасность РФ, боеспособность войск, воинскую дисциплину и установленный в Вооруженных
Силах РФ порядок несения воинской службы входят в единую судебную систему
РФ. Они отправляют правосудие на основании тех же принципов правосудия и тех же законов, что и другие суды (имеются в виду уголовные и гражданские, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы). Специфические вопросы комплектования и деятельности военных судов и их структура определены Положением о военных трибуналах, 25 июня 1980 года и утверждены федеральным Конституционным законом РФ " О судебной системе РФ ", принятого
Государственной Думой 23.10.1996 года и собранием одобренным Советом
Федерации 26.12.1996 г. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и в формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды организуются и действуют в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, воинских соединениях и гарнизонах. При необходимости могут создаваться также военные суды видов Вооруженных Сил РФ. Высшим военно-судебным органом является Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Организационное руководство военными судами осуществляет Управление военных судов Министерства юстиции РФ.

Комплектование судов производится на начальных выборности.
По следующему положению, судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Требование о том, что судьей не может быть лицо моложе 25- летнего возраста, исключает возможность привлечения к осуществлению правосудия лиц, не обладающих жизненным опытом. Это требование относится и к судьям военных судов. Что же касаться народных заседателей, то для военных судов сделано исключение: народные заседатели военных судов избираются из граждан, состоящих действительной военной службе. Такое исключение вызвано необходимостью привлечения к отправлению правосудия в армии не только офицеров, прапорщиков и мичманов, но и военнослужащих срочной службы, составляющих большинство личного состава Вооруженных Сил
РФ.

Все судьи военных судов - председатели, заместители председателей и члены военных судов - избираются сроком на 5 лет из числа офицеров, состоящих на действительной военной службе, имеющих соответствующее юридическое образование и моральное право судить других, Народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием на общих собраниях военнослужащих воинских частей (учреждений) сроком на 2 года из числа наиболее дисциплинированных и авторитетных воинов.

Военные суды относятся к судам РФ и выносят приговоры и решения именем Российской Федерации. Отнесение военных судов к судам РФ обусловлено особенностями организации Вооруженных Сил, единством установленного в них воинского правопорядка и централизацией управления войсками.

Подсудность дел военным судом определена в Положении о военных трибуналах. Согласно его военным судам подсудны: а) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождениями ими учебных сборов; б) дела обо всех преступлениях, совершенных лицами офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной безопасности; в) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений; г) все дела о шпионаже; д) дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ.

Таким образом, в отличие от общих судов, которые призваны рассматривать как уголовные, так и гражданские дела, на военные суды возложено рассмотрение только уголовных дел. Однако Положением предусмотрено, что в отдельных местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все уголовные и гражданские дела.

Кроме того, в Положении содержатся указания по ряду частных случаев, возникших в практике определения подсудности дел. На вопрос о том, какой суд должен рассматривать дело, когда оно по одним признакам подсудно, а по другим - военному суду, дается ответ в соответствии с общими принципами уголовно-процессуальных кодексов; если дело хотя бы по одному из признаков подсудно военному суду, оно не может рассматриваться общим судом.

Разрешен вопрос о подсудности дел на лиц, состоящих на действительной военной службе, но совершивших преступления до их призыва на военную службу, и, наоборот, в отношении лиц, совершивших преступления в период прохождения военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенных из рядов Вооруженных Сил. В первом случае дело подсудно общему суду, во втором - военному суду.

Закон четко регламентирует подсудность дел различным звеньям военных судов и Военной коллегии. В основу определения этой подсудности положены должностное положение и воинское звание обвиняемого, а также тяжесть предусмотренного законом наказания за то или иное преступление. Согласно положению о военных судах, военным судам армий, флотилий, воинских соединений и гарнизонов подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих звание воинское до подполковника, капитана 2 ранга включительно, а военным судам округов, флотов и групп войск - дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания "полковник" и "капитан 2 ранга" или занимающих должности от командиров полка, командира корабля 2 ранга и выше и им равных по служебному положению, а также дела обо всех преступлениях, за которые по закону в условиях мирного времени предусмотрена смертная казнь.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:

1. В качестве суда первой инстанцией дела исключительной важности, подсудные военным трибуналам, а также дела о преступлениях военнослужащих имеющие воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше, и им равные;

2. Рассматривают кассационные, частные жалобы и протесты нарушения, приговоры, определения военных видов ВС РФ, округов, групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов;

3. Рассматривает в порядке надзора протесты "председателя Верховного
Суда РФ, генерального прокурора РФ, их заместителей, председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, Главного военного прокурора на решения, приговоры, определения военных трибуналов видов ВС РФ, округов, группы войск, флотов, на постановления судей;

4. Рассматривает по заключениям Генерального прокурора РФ или
Главного военного прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по которым решения, приговоры или определения вынесены военными трибуналами видов ВС РФ, округов, групп войск и флотов.

Все военные суды совместно с уголовными делами рассматривают иски воинских частей (учреждений), других государственных или общественных организаций, а также отдельных граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступления.

Принципы деятельности военных судов.

Военные суды, как и вся судебная система РФ, действуют в строгом соответствии с демократическими принципами осуществления правосудия, содержащимися в основах законодательства о судоустройстве РФ.

Демократические принципы правосудия выражаются в том, что они осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом и в точном соответствии с законодательством РФ, в независимости судей при осуществлении правосудия и подчинении их только закону, в создании выборности судов, в коллегиальном рассмотрении дел в судах всех инстанций, в ведении судопроизводства на языке союзной или автономной республики
(автономной области, национального округа) или же на языке большинства населения данного района, в открытом разбирательстве дел (за исключением предусмотренных законом отдельных случаев), в обеспечении обвиняемому права на защиту.

Законодательство не просто декларирует эти принципы, а предусматривает конкретные условия и гарантии, обеспечивающие их реализацию.

Равенство граждан перед законом и судом независимо от социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности и вероисповедания заключается не только в признании за ними равных политических, трудовых, жилищных и иных личных и имущественных прав, но и в предоставлении им одинаковых возможностей для охраны и защиты этих прав.

Осуществление правосудия в точном соответствии с законом означает, что суд, рассматривая дело, обязан, прежде всего, сам строго соблюдать требования закона, регулирующие судопроизводство и требовать этого от всех других участников судебного разбирательства нарушения, допущенного при производстве дознания или предварительного следствия, суд вправе частным определением обратить на это внимание соответствующих должностных лиц.

Установленные уголовно-процессуальным законом правила судопроизводства, призванные обеспечить строгое соблюдение законности при отправлении правосудия и не допустить вынесения неправосудного приговора, позволяют судебно-следственным органам вести успешную борьбу с правонарушителями и добиваться того, чтобы ни один виновный не ушел от законной ответственности, и ни один невиновный не понес наказания. Иными словами, правила судопроизводства обеспечивают гражданам конституционный принцип неприкосновенности личности. Вот некоторые из гарантий этого принципа, содержащиеся в уголовно-процессуальном законе:

- никто не может быть признан виновным, и подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда;

- обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и должен выноситься лишь при условии полной доказанности вины подсудимого в ходе судебного разбирательства;

- закон запрещает применять к обвиняемому насилие, угрозу и другие методы следствия;

- признание подсудимым своей вины, не подтвержденное совокупностью иных доказательств, не может быть положено в основу обвинительного приговора.

Важной гарантией соблюдения законности при отправлении правосудия является принцип независимости судей и подчинения их только закону.
Согласно требованиям уголовно-процессуальных кодексов доказательства, собранные в процессе предварительного следствия или дознания, не имеют для суда заранее установленной силы, для него не обязательны выводы, сделанные лицом, проводившим следствие или дознание. Суд может привлечь новые доказательства виновности или невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Собранные по делу доказательства судьи оценивают по внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь при этом законом и правосознанием. Суд выносит решение по делу в совещательной комнате, где никто, кроме судей рассматривающих дело, не может присутствовать.

Подлинная независимость судей и подчинение их только закону обеспечиваются выборностью всех судей и народных заседателей, подотчетностью их только избирателям или органам власти, избравшим соответствующий суд, особым порядком привлечения судей к уголовной и дисциплинарной ответственности и т.п. За нарушения воинской дисциплины и служебные проступки военные судьи несут ответственность в соответствии с
Положением, перед коллегиями по дисциплинарным делам, которые создаются в военных трибуналах округов и им равных и при Верховном Суде РФ.

Следующим важным принципом осуществления правосудия гарантирующим строгое соблюдение законности, является коллегиальное рассмотрение дел во всех судах. В судах первой инстанции дела рассматриваются в составе судьи и двух народных заседателей, а в кассационных и надзорных инстанциях, рассматривающих жалобы или протесты на приговоры, решения, определения или постановления судов первой инстанции, - в составе трех членов соответствующего суда.

Важно подчеркнуть, что согласно требованиям закона все судьи, участвующие в рассмотрении дела, равны. Каждый из них может по своему внутреннему убеждению оценить собранные по делу доказательства и внести соответствующие предложения. Решение принимается большинством голосов, причем председательствующий подает свой голос последним. Судья, оставшийся в меньшинстве, обязан подписать приговор (решение, определение), он может приложить к нему особое мнение.

Действующее законодательство содержит четкие правила обеспечения конституционного принципа ведения судебного производства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или же на языке большинства населения района.

В военных трибуналах судопроизводство ведется на русском языке, однако, в строгом соответствии с требованиями закона, подсудимым, не владеющим русским языком, обеспечивается полное ознакомление с материалами дела через переводчика и право выступать в суде на своем родном языке.
Обвинительное заключение, приговор и иные документы, связанные с рассмотрением дела, вручаются таким лицам также в переводе на язык, которым они владеют. Другим участникам судебного процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право делать заявления, давать показания, выступать и заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Закрепленный принцип открытого разбирательства дела означают, что рассмотрение дел во всех судах происходит в присутствии граждан. Гласность судебного разбирательства позволяет суду оказывать воспитательные воздействия не только на лиц, которые привлечены по делу, но вина всех присутствующих в зале суда.

Ограничение гласности судебного разбирательства, проведение закрытого заседания допускается законом лишь в исключительных случаях, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны, а также по мотивированному определению суда. Когда рассматриваются дела о лицах, не достигших 16-летнего возраста, при рассмотрении дел о половых преступлениях и других дел, по которым необходимо предотвратить разглашение сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Решение о проведении закрытого судебного разбирательства по делу принимается судом. В соответствии с принятым решением судебное заседание может проводиться закрыто как в течение всего разбирательства дел, так и во время производства отдельных действий (допрос подсудимого, свидетелей, исследование вещественных доказательств, осмотр документов и т.п.). Однако закон требует при этом, чтобы приговор, во всяком случае, провозглашался публично.

Одним из важнейших конституционных принципов правосудия является обеспечение обвиняемому права на защиту. Такое право является не только средством ограждения обвиняемого от необоснованного обвинения. Оно создает условия для полного, всестороннего и объективного рассмотрения каждого дела, гарантирует соблюдение законности при отправлении правосудия.
Обеспечение этого права лежит на обязанности органов следствия и суда. Суд, прокурор, следователь, дознаватель должны предоставить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами от предъявленного ему обвинения, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.

Для осуществления этих прав обвиняемому предоставляется возможность иметь защитника или защищать себя самому. Однако в ряде случаев участие защитника при судебном разбирательстве дела является обязательным, участие защитника обязательно по делам:

- в которых участвует государственный или общественный обвинитель;

- немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту;

- несовершеннолетних;

- лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;

- лиц, между интересами которых имеется противоречие, если хотя бы одно из них имеет защитника;

- лиц, преданных суду за преступления, за которые в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь.

Закон устанавливает равенство прав всех участников судебного разбирательства (обвинителя, подсудимого, защитника, а также потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей) по представлению доказательств, участию в исследовании судом и заявлению ходатайств.

Право обвиняемого на защиту тесно связано с правом осужденного или оправданного на обжалование приговора. Закон предоставляет широкие возможности лицам, признанными виновным, а также оправданным, обжаловать приговор и оправдательный приговор может быть оправдан по поводу мотивов оправдания).

Краткий анализ названных выше принципов устройства и деятельности военных трибуналов и других судов позволяет сделать вывод о глубоком и последовательном демократизме судебной системы нашего государства.
Неуклонное претворение этих принципов в жизнь способствует успешному осуществлению задач правосудия, укреплению дисциплины, законности и правопорядка в войсках.

Работа военных судов по предупреждению правонарушений.

Помимо отправления правосудия, т.е. рассмотрению по существу уголовных и гражданских дел, военные трибуналы проводят большую и разностороннюю работу по предупреждению правонарушений. Среди направлений, по которым эта работа проводится, можно выделить следующие:

- выявление в процессе рассмотрения дел причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению;

- организация и проведение открытых судебных процессов в расположении воинских частей в присутствии личного состава;

- проведение массово-разъяснительной работы среди всех категорий военнослужащих;

- организация вместе с командованием с помощью общественности контроля за проведением осужденных из дисциплинарного батальона;

- изучение и общение судимости и судебной практики.

Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие надлежащих мер к их устранению являются одной из главных обязанностей судов. Законной формой реагирования суда на вскрытие при рассмотрении дела недостатки, способствовавшие совершению преступления, является частное определение, которое выносится одновременно с постановлением приговора по рассмотренному делу. Частное определение является документом, которым суд при наличии к тому оснований обращает внимание командиров частей, руководителей учреждений, предприятий, организаций и других должностных лиц на те или иные недостатки, способствовавшие совершению преступления и требующие принятия соответствующих мер к их устранению.

Исходя из материалов судебного разбирательства, военный трибунал вправе также своим частным определением обратить внимание общественных организаций и воинских коллективов на неправильное поведение отдельных лиц на службе или в быту, на нарушение закона или общественного долга. В необходимости случаях копия такого частного определения может быть направлена в товарищеский суд.

Военные трибуналы широко используют вынесение частных определений для предупреждения правонарушений. Частное определение является обязательным для тех должностных лиц, в адрес которых оно направлено. Закон требует от них принятия надлежащих мер к устранению отмеченных в определении недостатков, способствующих совершению преступления. О принятых мерах должностное лицо обязано в месячный срок сообщить военному трибуналу.

Частное определение, как и приговор, выносится военным трибуналом коллегиально. В зависимости от конкретной обстановки оно может быть оглашено в судебном заседании. Обжалованию частное определение не подлежит, но в том случае, когда оно не основано на законе и не вытекает из материалов дела, вышестоящий суд по протесту прокурора может его отменить.

Наряду с реагированием на недостатки, выявленные в процессе рассмотрения дел, военные трибуналы в соответствии Положения о военных трибуналах занимаются обобщением причин совершения правонарушений.
Информации, обзоры и обобщения военных трибуналов по этим вопросам доводятся до сведения соответствующего военного командования и служат основанием для проведения в частях и соединениях мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений.

Важное место в предупредительной работе занимает проведение открытых судебных процессов в присутствии личного состава. Опыт показывает, что хорошо организованный и проведенный процесс является действительным средством предупреждения преступлений. Воспитательное воздействие оказывает уже сам факт судебного разбирательства и его установленная законом процедура.

Важнейшими элементами культуры и достижения воспитательного воздействия судебных процессов являются хорошая организованная их подготовка, точное и неуклонное выполнение судом всех установленных законом правил судопроизводства, обеспечивающих всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дел, грамотное и юридически обоснованное составление судебных документов и т.п.

Одним из необходимых условий успешного проведения открытого судебного процесса в расположении части являются наличие хорошо продуманного плана обеспечения процесса и четкое его выполнение. В плане обычно предусматриваются мероприятия, которые в зависимости от особенностей дела следует провести до и после судебного процесса, а также меры по поддержанию порядка в зале суда во время рассмотрения дела. В частности, в нем находят отражение такие вопросы, как место и время рассмотрения дела, приведение в надлежащий порядок помещения, подготовка соответствующей наглядной агитации, проведение разъяснительно-правовой работы с личным составом, доставка в суд подсудимого, обеспечение явки участников судебного процесса и свидетелей, инструктаж конвоя, коменданта суда и лиц, которые должны поддерживать порядок в зале суда и за его пределами. Необходимо также заранее определить, какие категории военнослужащих и от каких частей и подразделений должны присутствовать на судебном процессе. Такие планы по установившейся практике составляются и подписываются совместно председателем военного трибунала или председательствующим по делу, военным прокурором и командиром части.

В зависимости от характера совершенного преступления и других конкретных обстоятельств дела целесообразно, чтобы на судебных процессах присутствовали агитаторы, народные заседатели и военные дознаватели, с тем, чтобы они после рассмотрения дела довели материалы судебного процесса до всего личного состава.

Значительно повышается роль судебного процесса в расположении части в присутствии личного состава, когда в нем участвуют представитель армейской
(флотской) общественности - обвинитель или защитник. Зная жизнь коллектива, в котором служил правонарушитель, такой представитель помогает суду более глубоко вникнуть в существо рассматриваемого дела и при принятии решения учесть мнение общественности, а также полнее вскрыть причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Немаловажное значение для достижения воспитательной и предупредительной цели судебного процесса имеет культура самого разбирательства дела: четкость действий, убедительность и объективность аргументации, доходчивость всего происходящего для присутствующих. И особенно важно, чтобы при рассмотрении дела не допускалось ни малейших отступлений от установленных законом гарантий и правил процедуры судебного заседания.

Помимо той работы по профилактике правонарушений в войсках, которую военные трибуналы проводят в связи с возникшими уголовными делами, большое внимание уделяется военными судьями проведению правовой пропаганды. Широкое разъяснение законодательства военнослужащим, рабочим и служащим Вооруженных
Сил РФ способствует повышению их правосознания, укреплению дисциплины и правопорядка в войсках.
Кроме того, военные судьи систематически занимаются правовым воспитанием народных заседателей, оказывают значительную помощь командованию в организации работы офицерских товарищеских судах чести и товарищеских судов военно-строительных отрядов и т.п.

Работа по предупреждению правонарушений приносит успех тогда, когда она проводится объединенными усилиями командиров и военных юристов при активном участии армейской и флотской общественности. Задачи дальнейшего укрепления законности и правопорядка требуют постоянного совершенствования предупредительно-профилактической работы, организации ее на научной основе, глубокого выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, разработки эффективных средств и методов предупреждения различных видов правонарушений применительно к разным звеньям Вооруженных
Сил (подразделение, часть, корабль, соединение).

Правильное сочетание убеждения с мерами государственного принуждения является необходимым условием успешного решения задач по ликвидации в
Вооруженных Силах преступности и причин, ее порождающих, укрепления дисциплины и обеспечения строжайшего соблюдения законности и правопорядка в частях и соединениях.

Суды чести офицеров и прапорщиков в ВС РФ.

Одной из форм участия армейской общественности в укреплении законности и правопорядка, предупреждения правонарушений является деятельность в ВС офицерских товарищеских судов чести, товарищеских судов чести прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих. Они действуют на основании специальных положений, Приказов МО.

Задачами товарищеских судов являются:

- охрана чести и достоинства воинского звания;

- оказание активной помощи командирам в воспитании личного состава;

- содействие сплоченности воинских коллективов, созданию в них обстановки нетерпимости к нарушителям воинской дисциплины и антиобщественным поступкам.

Деятельностью товарищеских судов руководят командиры частей, соединений, начальники учреждений, в которых они созданы.

Товарищеские суды избираются на общих собраниях военнослужащих сроком на два года, выборы проводятся открытым голосованием. Суды подотчетны воинским коллективам, их избравшим. О своей деятельности они отчитываются через год после избрания, а также по окончании срока полномочий на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются товарищескими судами по решению командира в присутствии привлеченного к суду военнослужащего, а также других военнослужащих части, учреждения.

Офицерские товарищеские суды чести создаются отдельно для рассмотрения правонарушений младших и старших офицеров. Они избираются в составе 7-9 человек на соответствующих собраниях офицерского состава. В состав суда могут быть избраны офицеры, прослужившие в данной части, учреждении не менее 6 месяцев, пользующиеся авторитетом в коллективе.
Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины офицеров части.

Если член суда не оправдал оказанного ему доверия, общее собрание офицеров может досрочно его отозвать.

Офицерские товарищеские суды чести рассматривают дела:

- о проступках, недостойных звания офицера, роняющих воинскую честь, несовместимых с принципами нравственности;

- о нарушении воинской дисциплины и общественного порядка;
- о совершенных правонарушениях, которые в соответствии с законом могут быть переданы на рассмотрение товарищеского суда;

- о недобросовестном отношении к служебным обязанностям;

- о нарушении законодательства об охране природы, если эти деяния не влекут за собой уголовной ответственности;

- о недостойном поведении в семье и невыполнение обязанностей по воспитанию детей;

- об имущественных претензиях офицеров друг к другу при их согласии на рассмотрение дела в товарищеском суде.

Суд не вправе рассматривать дела о проступках и правонарушениях, за которые уже наложены дисциплинарные взыскания или по которым состоялось решение товарищеского суда, ведется следствие или вынесен приговор.

Положением о суде чести установлен порядок подготовки и рассмотрения дела, который позволяет объективно исследовать все обстоятельства правонарушения. Подготовка дела к рассмотрению судом состоит в проверке поступивших заявлений и других материалов. В процессе проверки могут быть получены письменные объяснения от офицера, привлекаемого к суду, потерпевших, свидетелей. В случае необходимости к делу прилагаются справки, характеристики, предметы и т.п. На основании собранных материалов составляется заключение, в котором указываются фактические обстоятельства дела, причины совершенного офицером проступка, данные о его личности.

Суд чести рассматривает дело в составе не менее 3 членов, однако их число во всех случаях должно быть нечетным. Судебное разбирательство происходит обычным порядком, установленным для товарищеского суда. Решение принимается большинством голосов членов суда и излагается в письменной форме. Оно объявляется на заседании суда и после этого предоставляется командиру.

Если в процессе рассмотрения дела будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости привлечения офицера к уголовной ответственности, суд, не вынося решения по существу, возбуждает перед командиром ходатайство о направлении материалов военному прокурору. При отсутствии оснований для признания офицера виновным товарищеский суд чести выносит оправдательное решение.

Установив наличие вины, суд вправе объявить виновному:

- товарищеское предупреждение;

- общественное порицание или выговор;

- возбудить ходатайство о снижении должности;

- возбудить ходатайство о снижении в воинском звании на одну ступень;

- об отчислении учащегося офицера из Вуза;

- возбудить ходатайство об увольнении с действительной военной службы;

- возложить обязанность на офицера возместить причиненный имущественный ущерб.

Товарищеские суды чести прапорщиков, мичманов, сверхсрочнослужащих изобретаются на общих собраниях этих категорий военнослужащих в составе 5-9 человек из числа наиболее авторитетных прапорщиков (мичманов). В состав суда могут быть избраны 1-2 офицера.

Товарищеские суды чести рассматривают дела, аналогичные судам чести офицеров. Только соответственно для категорий прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы. Порядок подготовки к рассмотрению дела в суде чести офицеров. Установив виновность привлеченного к суду товарищеский суд чести вправе вынести решение о применении одной из следующих мер общественного воздействия:

- объявить товарищеское предупреждение;

- объявить общественное порицание или выговор;

- ходатайствовать о снижении в должности;

- ходатайствовать в снижении в воинском звании на одну ступень;

- ходатайствовать об увольнении с действительной военной службы;

- обязать виновного возместить причиненный имущественный ущерб.

Решение объявляется на заседании суда. В необходимых случаях по распоряжению командира решение суда объявляется в приказе по части.

Командование частей (учреждений) осуществляет постоянное руководство деятельностью всех товарищеских судов путем организации выборов товарищеских судов, оказания необходимой помощи в подготовке и проведении заседаний, в выполнении стоящих перед товарищескими судами задач, в т.ч. задачи по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, а также путем осуществления систематического контроля над работой товарищеских судов чести.

Руководитель занятия:


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.