РУБРИКИ

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

p> Таким образом, правовой работе органов военного управления принадлежит важная роль в жизни и деятельности войск. Поэтому должностные лица должны хорошо знать нормативные положения и умело применять акты в своей деятельности.

3 ВОПРОС: Юридическая служба в армии.

Предназначение юридической службы МО и цель ее деятельности - обеспечить строгое соблюдение законодательства, требований МО, других начальников в повседневной деятельности войск и флота. Сфера деятельности юридической службы в настоящее время расширяется. Если раньше она ограничивалась областью военно-административной деятельностью, то сейчас она все активнее привлекается к решению вопросов международно-правового характера, а также связанных с оперативной деятельностью войск.

Уходит в прошлое представление о том, что офицер служащий юридической службы, является лишь советником начальника по правовым вопросам. Нынешним требованиям по вопросам укрепления законности и правопорядка в ВС соответствует такое положение, при котором должностные лица юридической службы несут наряду с командирами полную ответственность за положение дел в правовом обеспечении деятельности органов военного управления. Юридическая служба МО участвует в решении принципиально новых задач.

Во-первых - глубокое изучение положения дел в соответствующих органах военного управления, подчиненных им войскам, причин нарушения требований законодательства на основе постоянного анализа явлений, разработка мер по их предотвращению.

Во-вторых - перенос акцента с контрольных функций на конструктивную предметную работу с л/с по освоению им основ законодательства, минимума знаний, необходимого для исполнения обязанностей по службе.

В-третьих - повышение профессионализма л/с юридической службы.
Юридическая служба МО является составной частью аппарата управления ВС.
Она объединяет структурные подразделения, созданные в различных звеньях системы органов военного управления и предназначенные для обеспечения законности в их деятельности, защиты прав и законных интересов юридических лиц л/с. В зависимости от уровней органов военного управления, в которых созданы подразделения юридической службы, объема полномочий выделяются следующие звенья:

1. Центральный аппарат: юридический отдел управления делами МО; юридические группы главных штабов видов ВС и при заместителях МО; юридические группы и старшие юрист-консульты родов войск, главных и центральных управлений МО;

2. Аппарат войск и сил флота: старшие юрист-консульты направлений; юридические группы управлений округов, групп войск и флотов; старшие юрисконсульты управлений армий и флотилий; помощники командиров корпусов, дивизий и начальников Вузов по правовой работе; юридические отделы, группы, старшие юрисконсульты учреждений, предприятий и организации МО.

Структура юридической службы и численность л/с определяется штатами.
Основы организации деятельности и построения юридической службы предусмотрены в Положении о ней разработанном в соответствии с требованиями актов законодательства.

Основными задачами юридической службы являются:

- укрепление законности и деятельности органов управления, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организации
Министерства РФ, защита их прав и законных интересов, содействие правовыми средствами сохранности собственности;

- обеспечение законности при подготовке и издании приказов, директив и других нормативных актов;

- юридическое обеспечение договорно-претензионной работы.

Общее руководство юридической службой Министерства обороны РФ осуществляется Управлением делами Министерства обороны через юридический отдел. Юридический отдел Управления делами Министерства обороны РФ возлагается начальником юридического отдела - главным юристконсультом
Министерства обороны РФ.

Офицеры юридической службы МО РФ назначаются на должности приказами соответствующих лиц в соответствии с Номенклатурой должностей для назначения офицеров, генералов и адмиралов приказами по л/с.

Служащие ВС РФ назначаются на должности начальников юридических групп, старших юрисконсультов управления, учреждения, военно-учебного заведения, предприятия и организации Министерства РФ и освобождаются от этих должностей приказами начальника вышестоящего учреждения. На должности, входящие в состав юридических подразделений, служащие ВС РФ назначаются и освобождаются от этих должностей приказами начальника учреждения в соответствии с законодательством о труде.

На должности начальников юридических отделов, групп старших юрисконсультов назначаются лица, имеющий высшее юридическое образование. В исключительных случаях на должность юрисконсульта служащего могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них стажа работы по юридической специальности на менее трех лет, а также лица, обучающие на последних курсах высших юридических учебных заведений.

Кандидатура офицера на должность начальника юридической группы, старшего юрисконсульта в управлениях центрального аппарата Министерства обороны согласовывается соответствующими кадровыми органами с Управлением делами Министерства обороны РФ.

Начальник юридического отдела, группы, старший юрисконсульт несут ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых ими проектов приказов, директив и других документов правового характера.

В случае несоответствия действующему законодательству, приказам и директивам Министерства обороны РФ представленных на подпись проектов приказов, директив и других документов правового характера начальник юридического отдела, группы, старший юрисконсульт, не визируя эти проекты, дают соответствующие разъяснения или заключения с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.

Возложение на юридический отдел, группу, старшего юрисконсульта, юрисконсульта обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

Старший юрисконсульт, юрисконсульт при проверке проектов приказов, директив и других документов правового характера имеет право требовать от соответствующих должностных лиц необходимые заключения и справки.

Функциональные обязанности помощников командиров определяются применительно к требованиям главы IV Положения о юридической службе
Министерства обороны РФ - "Юрисконсульт учреждения Министерства обороны
РФ".

Основными задачами помощников командиров являются: обеспечение законности в деятельности органов военного управления, подчиненных воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций
Министерства обороны РФ, защита их прав и законных интересов, а также защита прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих ВС РФ.

Решая эти задачи, помощник командира обязан осуществлять правовое обеспечение деятельности командования и должностных лиц соединения (объединения):
- в организации военно-административной деятельности;
- разработке и осуществления мер, направленных на укрепление воинской, трудовой, финансовой и договорной дисциплины;
- в обеспечении своевременного восстановления некачественного вооружения и военной техники, поступающих в соединение (объединение);
- в обеспечение сохранности и материальных и денежных средств;
- в совершенствовании работы по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и приему посетителей;
- в организации юридического всеобуча военнослужащих, рабочих и служащих
ВС РФ;
- в организации работы по систематизации нормативных актов военного управления и справочной работы по ним; - в решении других вопросов.

На должности помощников командиров офицеры назначаются приказами начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

При вступлении в должность помощник командира:

- изучает структуру и задачи соединения (объединения);

- организует взаимодействие должностными лицами, подчиненными командиру соединений (объединений), а также с органами военной юстиции, местными органами власти и управления, правоохранительными органами;

- обеспечивает регламентирование собственного правового положения, а также организацию своего рабочего места, включая формирование необходимого нормативного и справочного материала, картотеки по законодательству и др.;

- осваивает нормативный материал и методику работы применительно к структуре и задачам соединения (объединения).

Изучение структуры и задач соединения (объединения) производится путем личного общения с должностными лицами, изучения нормативного материала, регламентирующего деятельность соединения (объединения) и его структуру, а также материалов, отражающих их деятельность за последние 1 -
2 года (приказы, акты, ревизий и проверок, донесения и т.п.)

Организуя взаимодействие с должностными лицами местных органов власти, управления, правоохранительных органов необходимо с разрешения командира соединения (объединения) проинформировать их о своих задачах и правовом положении, изучить фактические данные и мнение этих органов о положении дел в соединении (объединении), обсудить формы взаимодействия в решении задач укрепления законности в сфере отношений местных органов власти и соединении (объединения).

Деятельность помощника командира регламентируются соответствующим документам, который вводится в действие приказом командира соединения
(объединения). Разработка этого документа введется на основе Положения о юридической службе Министерства обороны РФ, типовых положений, разработанных старшими начальниками, и настоящих рекомендаций. Задачи помощника командира, способы их решения, обязанности и права определяются применительно к задачам и структуре соединения (объединения), с учетом непосредственного подчинения помощника командиру соединения
(объединения).

Выполняя свои обязанности по оказанию помощи командованию в организации правовой работы, помощник командира имеет право требовать от должностных лиц соединения (объединения) необходимые заключения и справки, получать объяснения, знакомиться с документами.

Командиру соединения (объединения) запрещается возлагать на помощника командира обязанности, не предусмотренные Положением о юридической службе
Министерства обороны ФР.

В соответствии с п. 21 Положения о юридической службе Министерства обороны РФ командир соединения (объединения) обязан обеспечить помощнику командира надлежащее условие для работы. Помощник командира создает и постоянно пополняет библиотеку юридической и справочной литературой.

Изучается наличие и организация хранения в штабе соединения
(объединения) нормативных приказов и директив с целью определения недостающих, но необходимых в работе. В соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ 1989 года № 0310 организуется получение недостающих документов из вышестоящего штаба.

Методические рекомендации по текущим вопросам юридического отдела
Управления делами Министерства делами Министра обороны РФ следует получать в юридической группе управления округа, флота. Получение по этому вопросу дано начальникам юридических групп в письме юридического отдела Управления делами Министерства обороны РФ 1989 года № 205/3130.

На основе этих рекомендаций разрабатывается собственные приемы и методы работы. В целом для каждого направления работы этот процесс выглядит следующим образом:

- изучается нормативный материал, т.е. документы, регламентирующие соответствующую деятельность органа военного управления, его подразделений и должностных лиц, а также методические рекомендации по данному направлению работы;

- изучается состояние дел на том или ином направлении работы путем сравнения реального положения с требованиями документов;

- принимаются меры к устранению нарушений и распространению передового опыта.

Работа помощника командира складывается из следующих этапов:

- организация и планирование работы;

- повседневная работа по выполнению запланированных мероприятий и поручений командира соединения (объединения);

- анализ полученной информации;

- организация мероприятий по устранению выявленных нарушений;

- анализ и учет проделанной работы.

Планирование работы осуществляется на год, на месяц и на период решения конкретной задачи. План на год должен быть согласован с годовым планом мероприятий органа военного управления. Недопустимо подменять план перечислением функциональных обязанностей - план должен содержать конкретные мероприятия по всем направлениям деятельности помощника командира с указанием сроков их исполнения.

В плане в первую очередь должны быть предусмотрены мероприятия по устранению наиболее серьезных недостатков в исполнении законодательства в работе управления соединения (объединения) и подчиненных воинских частей

Планирование работы на месяц осуществляется с учетом типовых, повторяющихся мероприятий (командирская, физическая подготовка, дни приема командованием посетителей и др.). Такое планирование позволяет правильно определить время для проведения конкрететных мероприятий и равномерно распределить нагрузку.

План утверждается соответствующим командиром. Для обеспечения качественного анализа поступающей информации необходимо тщательно учитывать проделанную работу. Учет ведется в одной тетради по всем направлениям работы. Учитываются:

- проекты приказов командира соединения (объединения), возвращенные на доработку после юридического контроля (с отметкой о конкретных нарушениях);

- юридические консультации, данные должностным лицам по вопросам деятельности соединения (объединения);

- занятия, стажировки, сборы, проведенные помощником командира с должностными лицами соединения (объединения);

- мероприятия по юридическому всеобучу и правовому воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих ВС РФ;

- проверки состояния правовой работы в воинских частях, отделах, службах соединения (объединения);

- прошедшие юридический контроль материалы на списание материальных и денежных средств и т.д.

Поставленный и аккуратно ведущийся учет позволяет накапливать материалы для анализа, а также дает информацию об эффективности работы самого помощника командира.

Например, этот материал может свидетельствовать:

- об общем количестве действующих нормативных актов, его росте или сокращении;

- о качестве подготовке приказов исполнителями - по проценту возвращения на доработку в ходе юридического контроля;

- о качестве и полноте юридического контроля - по количеству опротестованных военными прокурорами приказов, прошедших и не прошедших юридический контроль;

- о полноте возмещения материального ущерба за счет виновных;

- о сумме предотвращенных незаконных списаний материальных и денежных средств;

- о состоянии законности и причинах нарушений законодательства в соединении (объединении); - об уровне правовой обучености л/с;

- о динамике обращений военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих соединения (объединения) к командованию и в вышестоящие органы с обоснованием жалобы.

Перечень таких данных не является исчерпывающим. Если помощнику командира удается выработать дополнительно объективные критерии учета своей деятельности, то их также следует использовать.

Фактический материал, необходимый помощнику командира для оценки положения дел в том или ином направлении правовой работы, получается как в процессе проводимых им мероприятий, так и при изучении материалов и документов.

Основные формы повседневной работы, служащие источниками получения фактического материала:

- изучение состояния правовой работы воинской части, службы, подразделения, а также докладов, справок, проектов документов;

- консультации должностных лиц по вопросам, связанным с деятельностью соединения (объединения);

- занятия, лекции, индивидуальные беседы.

Изучение состояния правовой работы воинской части, службы, подразделения - наиболее оперативный и достоверный источник получения информации. При этом оно служит в первую очередь средством оказания помощи командованию в устранении выявленных недостатков. Помощник командира должен непосредственно в ходе изучения показать ответственным должностным лицам, как организовать работу, устранить недостатки, возместить ущерб и т.п.
Проводится занятия, организуется обеспечение руководящими документинг, оказывается помощь в подготовке инструкций, памяток, руководств и т.д.

Результаты изучения докладываются командиру соединения
(объединения), причем наряду с сообщением о выявленных в подразделении недостатках сообщается о принятых мерах и вносятся положения по улучшению работы как в этом, так и в других подразделениях, службах в воинских частях, где имеются или могут быть нарушения. При необходимости командиру соединения (объединения) докладывается проект приказа по реализации предложений, привлечению к ответственности виновных лиц и другим вопросам, выявленным в ходе проверки.

На основе собранного фактического материала периодически проводятся за определенный период (по всем или по некоторым направлениям работы) или в отношении органа военного управления воинской части (службы, подразделения).

По итогам работы за год составляется доклад командиру соединения
(объединения), копия которого направляется в вышестоящие подразделение юридической службы.

Конечным результатом аналитической работы являются предложения командованию по устранению выявленных недостатков, а также причин и условий, способствующих им. Эти предложения вносятся в форме:

-доклада командиру соединения (объединения) о выявленных недостатках, причинах, способствующих им, и мерах по их устранению;

- проекта приказа (инструкции, памятки) соответствующего должностного лица;

- обзора наиболее распространенных недостатков, который доводится до соответствующих должностных лиц; - выступления в печати, по радио, на телевидении;

- планирования занятий и инструктажей должностных лиц.

Успешная работа помощника командира во многом зависти от того, как он организует работу правового актива соединения (объединения). Дело должно быть поставлено таким образом, чтобы в каждой части и подразделении были люди, на которых помощник командира мог опираться в своей работе.

В состав правового актива включается: народные заседатели военных судов и народных судов, дознаватели, члены внутренних проверочных комиссий, комиссий по контролю за деятельностью торгово-бытовых предприятий, товарищеских судов, народные контролеры, а также могут включаться офицеры, прапорщики и мичманы, обучающие, проявляющие интерес к правовым вопросам.

Помощник командира принимает участие в деятельности командования по организации учебы и планирования работы правового актива. Старшему юрисконсульту объединения при организации и осуществлении методического руководства подведомственным подразделениям юридической службы необходимо обеспечить комплексное решение следующих задач: подбор, изучение и расстановка кадров;

- введение в должности назначенных офицеров юридической службы;

- организация и деятельности, а также оказание им повседневной помощи;

- контроль за их деятельностью.

По вопросам подбора, изучения и назначения на должности кадров юридической службы необходимо использовать рекомендации юридического отдела
Управления делами Министерства обороны СССР 1986 года № 205/2773, 1990 года
№ 205/56 и 205/607.

Введение в должность назначенного офицера организуется на основе указанных рекомендаций с учетом того, что старший юрисконсульт объединения должен заблаговременно ознакомить командование соединения с задачами помощника командира соединения по правовой работе, предложить командованию для решения приоритетные вопросы в деятельности соединения, решение которых необходимо поручить помощнику командира соединения по правовой работе на первоначальном этапе его деятельности.

Старший юрисконсульт объединения должен принять меры к материально- бытовому обеспечению помощника командира соединения по правовой работе.

На первоначальном этапе работы старшему юрисконсульту объединения необходимо организовать ознакомительную стажировку помощника командира по правовой работе, научить его планированию, учету и разъяснить методику работы.

В дальнейшем поддерживается постоянный контакт с командованием соединения, организуется постоянные проверки работы помощника командира соединения по правовой работе, проводится анализ результатов его деятельности и даются конкретные рекомендации, т.е. осуществляется повседневное методическое руководство деятельностью подведомственного подразделения юридической службы в повышении эффективности работы помощников командиров соединений по правовой работе большую роль играет организация старшим юрисконсультом объединения системы их профессиональной подготовки (повышения квалификации).

Организуется эта работа по двум направлениям:

- создание общей системы повышения квалификации, где решаются вопросы методического обеспечения деятельности помощников командиров соединений по правовой работе по выполнению задач, стоящих перед юридической службой
Министерства обороны РФ;

- создание индивидуальной системы повышения квалификации, учитывающей уровень теоретической и практической подготовки каждого помощника командира соединения по правовой работе.

Общая схема повышения квалификации реализуется путем обеспечения помощников командиров соединений по правовой работе нормативными актами, методическими рекомендациями и другими документами по конкретным вопросам деятельности юридической службы; доведения до них обзоров, справок с результатами анализа работы; организации совещаний, учебно- методических сборов и других форм коллективной учебы.

Индивидуальная система повышения квалификации реализуется путем индивидуальных занятий и стажировок, проведения разборов результатов проверок с проверяемым офицером, оказания помощи в решении конкретных задач и т.д.

Методическое руководство помощниками командиров соединений по правовой работе является повседневной и важнейшей обязанностью старшего юрисконсульта объединения, так как организованная, профессионально подготовленная и эффективно работающая юридическая служба является залогом законности и обеспечения правопорядка в объединении.

Работа помощника командира по укреплению воинской дисциплины

Основная цель работы по укреплению воинской дисциплины - добиться строгого и точного соблюдения всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и другими правовыми актами.

Работа по укреплению воинской дисциплины осуществляется в соответствии с требованиями:

- законов "О всеобщей воинской обязанности", "Об уголовной ответственности за преступления против воинской службы";

- общевоинских уставов (для военнослужащих Военно-Морского Флота, кроме того, Корабельного устава ВМФ).

Работа помощника командира по оказанию помощи командованию в укреплении воинской дисциплины направлена на обеспечение:

- эффективного использования правовых средств в интересах укрепления воинской дисциплины;

- активного участия в борьбе за укрепление воинской дисциплины армейской и флотской общественности;

- качественного поведения юридического всеобуча, пропаганды и разъяснения л/с законодательства и практики его применения;

- защита прав, чести и достоинства военнослужащих;

- законности при издании актов военного управления по этому вопросу.

Для оказания помощи командованию в укреплении воинской дисциплины помощник командира использует следующие формы работы:

- Участие в проверках и анализе;

- состояние воинской дисциплины.

Помощник командира участвует в организуемых командованием проверках состояния воинской дисциплины в подчиненных воинских частях, а также проводит работу самостоятельно - по указанию командира соединения
(объединения).

При этом изучается и анализируется:

- организация повседневной жизни и деятельности л/с выполнение распорядка дня, предоставление военнослужащим времени для личных нужд, соблюдение порядка увольнения из расположения части и т.д. т.е. - соблюдения прав, исполнение обязанностей, обеспечение применения дисциплинарной власти по поощрению и привлечению к ответственности;

- законность правового регулирования гарнизонной, караульной, дежурной и вахтенной, внутренней служб;

- обеспечение военнослужащих положенным довольствием;

- организация материального, торгово-бытового, медицинского обеспечения и культурного обслуживания;

- дисциплинарная практика;

- законность реагирования должностных лиц на факты преступлений, происшествий, утрат и порчи материальных ценностей;

- объективность докладов должностных лиц старшим начальникам о состоянии воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских частях;

- качество изучения причин и условий, способствующих правонарушениям, и эффективность мер по их устранению;

- реагирование командования и органов общественности на протесты и представления военных прокуроров, частные определения военных трибуналов;

- работа дознавателей членов товарищеских судов, внутренних проверочных комиссий, комиссий общественного контроля за работой торгово- бытовых предприятий, жилищных комиссий, народных контролеров, народных заседателей военных трибуналов (судов) по вопросам применения норм законодательства в их деятельности;

- работа командования и общественных организаций с военнослужащими, осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, досрочно освобожденными из дисциплинарных батальонов, и лицам, в отношении которых военными прокурорами вынесены предостережения;

- работа по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, неуставных отношений между военнослужащими;

- работа по разрешению предложений, заявлений и жалоб, организации приема посетителей;

- организация юридического всеобуча и правового воспитания л/с.

В результате изучения и анализа состояния воинской дисциплины должны быть получены объективные данные о структуре и динамике правонарушений, использовании должностными лицами и общественными организациями правовых средств для укрепления дисциплины, наиболее распространенных причинах и условиях, способствующих правонарушениям и эффективности мер по их устранению.

Для получения необходимых ему сведений воинской дисциплины и работе командования по ее укреплению помощник командира использует:

- беседы с должностными лицами, правовыми активом, военнослужащими и другими гражданами (родителями военнослужащих, их знакомыми и др.);

- материалы ранее проводившихся проверок состояния воинской дисциплины;

- приказы по вопросам воинской дисциплины, изданные в данной воинской части, а также старшими начальниками в отношении этой воинской части;

- материалы прокурорских проверок, протесты, представления и предложения военных прокуроров, частные определения военных трибуналов и народных судов, информацию органов внутренних дел;

- донесения и доклады о воинской дисциплине и политико-моральным состоянии л/с; - материалы административных (служебных) расследований, дознаний;

- протоколы заседаний и постановления военных советов, вопросам воинской дисциплины;

- материалы заседаний товарищеских судов чести офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы;

- книги предложений, заявлений и жалоб, а также дела с этими документами, книги учета посетителей;

- служебные карточки военнослужащих;

- листы нарядов, книги арестованных, содержащихся на гауптвахте, книги учета временно отсутствующих и временно прибывшего в часть л/с, постовые ведомости, книги увольняемых, книги приема и сдачи дежурства;

- книги записи больных.

При работе в подразделениях особое внимание необходимо обращать на обстоятельства, которые могут освидетельствовать о наличии неуставных взаимоотношений между военнослужащими: замкнутость, неряшливый внешний вид военнослужащих первого периода службы, отсутствие у них отдельных предметов обмундирования, выполнение ими наиболее трудоемких работ, более частое назначение их в наряды, отсутствие критики в адрес военнослужащих ранних сроков призыва на собраниях л/с и.п.

Изучение состояния воинской дисциплины и работы командования по ее укреплению должно сопровождаться оказанием должностным лицам помощи в устранении недостатков по мере их выявления. По окончании работы о ее результатах информируется командир воинской части и начальник. Результаты работы могут быть также осуждены на служебном совещании руководящего состава воинской части. При необходимости командованию оказывается помощь в подготовке проекта приказа о мерах по устранению выявленных недостатков и других документов правового характера.

По итогам изучения может составляться справка (сложность излагаемых вопросов, необходимость доведения информации до нескольких позиций по вопросам изучения с командиром проверяемой части и т.д.). Справка предоставляется командиру соединения (объединения). В справке отражаются выявленные недостатки, причины их появления, меры, принятые для их устранения в ходе проверки, а также аргументированные предложения по устранению недостатков, исключить которые не удалось. При необходимости к справке прилагается проект приказа (директивы) по вопросам укрепления воинской дисциплины.

При наличии к тому оснований командиру соединения (объединения) вносятся предложения о распространении передового опыта командиров и начальников.

Правовое обеспечение законности дисциплинарной практики командования.

Правовое обеспечение законности дисциплинарной практики командования, как правило, осуществляется в ходе проверок состояния воинской дисциплины. В этом направлении работа помощника командира должна обеспечить применение должностными лицами, заслужившим поощрения или подвергнутым дисциплинарным взысканиям.

При изучении состояния дисциплинарной практики следует обращать внимание на следующие возможные недостатки в работе должностных лиц:

- отсутствие реагирования на действие подчиненных, заслуживающие поощрения или наложения дисциплинарного взыскания;

- отсутствие реагирования старших начальников на пассивность в дисциплинарной практике подчиненных начальников;

- применение мер воздействия должностными лицами, которым такие полномочия не предоставлены;

- наложения дисциплинарных взысканий при отсутствии вины, в том числе наложение дисциплинарных взысканий на командиров (начальников) в связи с недисциплинированностью их подчиненных;

- наложение дисциплинарных взысканий без учета тяжести совершенного поступка, личности провинившегося, обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность;

- нарушение порядка приведение в исполнение дисциплинарных взысканий и реализации поощрений;

- несвоевременный и неправильный учет дисциплинарной практики;

- отсутствии гласности применения мер дисциплинарного воздействия, недостатки в использовании воспитательных мер и возможностей воинских коллективов и общественных организаций.

Предложения командованию по результатам изучения состояния дисциплинарной практики могут касаться:

- поощрения должностных лиц, правильно осуществляющих дисциплинарную практику, и применения мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам, осуществляющим ее с нарушениями законности, особенно при попытках скрыть нарушения;

- проведения занятий с должностными лицами, осуществляющими дисциплинарную практику, служебных совещаний по этому вопросу;

- отмены старшими начальниками неправомерно объявленных поощрений и дисциплинарных взысканий, возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков совершенных преступлений.

Оказание помощи общественным организациям и правовому активу в работе.

В работе по укреплению воинской дисциплины призваны участвовать воинские коллективы, члены правового актива воинской части. Помощь им в этой работе состоит:

- в даче консультаций и справок по правовым вопросам;

- в участии в подготовке соответствующих документов;

- в участии в работе по рассмотрению воинским коллективом или общественной организацией конкретных правонарушений;

- в проведении занятий по правовой тематике;

- в разработке памяток, пособий по реализации правовым активом полномочий по укреплению воинской дисциплины;

- в разработке и проведении профилактических мероприятий с различными категориями л/с (в том числе, с недисциплинированными военнослужащими, условно осужденными, условно досрочно освобожденными из дисциплинарного батальона и т.п.).

Обеспечение законности издаваемых приказов и директив по вопросам укрепления воинской дисциплины.

Приказы и директивы по вопросам укрепления воинской дисциплины обычно издаются в связи с подведением итогов этой работы за определенный период, либо в связи с конкретными правонарушениями. Помощник командира не только осуществляет юридический контроль за проектами этих документов, но и участвует в их подготовке.

Наряду с общими требованиями, предъявленными к проектам актов органов военного управления, к проектам приказов и директив по вопросам укрепления воинской дисциплины должны предьявлятся следующие требования: приказы и директивы по итогам работы за определенный период должны содержать:

- анализ состояния воинской дисциплины - с учетом анализа всех факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины;

- анализ деятельности командования по укреплению воинской дисциплины в данной ситуации;

- требования по устранению недостатков в работе командования, а также причин и условий, способствующих правонарушениям;

Приказы и директивы в связи с конкретными правонарушениями должны содержать:

- юридически правильное описание и оценку случившегося и действий отдельных военнослужащих и других лиц;

- анализ причин и условий, способствующих правонарушению;

- установление причинной связи между действиями виновных в правонарушении наступившими последствиями и определение вида и степени их ответственности;

- требования по устранению причин и условий, способствовавших правонарушения. При осуществлении юридического контроля за проектами приказов и директив по вопросам укрепления воинского дисциплины следует также обращать внимание на:

- предельную конкретность указаний по преодолению имеющихся недостатков (недопустимые общие указания типа: принять неотложные меры по укреплению воинской дисциплины", "решительно бороться с пьянством",

"постоянно уделять внимание сплочению воинских коллективов" и т.п. );

- не допустить дублирование ранее установленных требований по данному вопросу (вместо них в проектах документов дается анализ работы по выполнению ранее установленных требований и указания по устранению выявленных недостатков);

- обязательную оценку в констатирующей части приказа всех действий лиц, о которых говориться в распорядительной части документа;

- правомочность должностного лица, подписывающего документ, поощрять и взыскивать с виновных в правонарушениях;

- правильное формирование меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

- недопустимость предрешения выводов военного трибунала, военной прокуратуры, органа дознания, товарищеского суда по результатам рассмотрения конкретных правонарушений.

Кроме этих главных задач в обязанности помощника командира по правовой работе входят и другие обязанности:

- консультирование и справки по правовым вопросам;

- участие в обеспечении сохранности военного имущества;

- правовое обеспечение договорной, рекламационной, претензионной и исковой работы;

- работа по обеспечению применения законодательства о труде.

Утверждаю

Начальник цикла тактической подготовки полковник Карасюк

"24" ноября 1997г.

План проведения занятий по юридической работе

Тема №4: "Законность в ВС РФ, способы ее обеспечения "


Занятие № 6
Цель: - закрепить и углубить занятия студентов по деятельности органов дознания в ВС РФ.
Время: 2 часа.
Место: Класс.
Вид занятия: семинар.
Литература: - Учебник "Основы военного законодательства".

- Приказ МО РФ № 275 от 18.8.1994г.

Учебные вопросы:
1. Кто является органами дознания в ВС РФ ?
2. Какие задачи возлагаются на органы дознания ?
3. Кто осуществляет функции органов дознания ?
4. Порядок производства дознания и его организация ?
5. Что должно быть установлено дознавателем по уголовному делу?
6. Обязанности дознавателя.
7. Права дознавателя.
8. Какие обязательства исключают производство по уголовному делу военнослужащего ?
9. Надзор за деятельностью органов дознания.

Вопросы летучки.
1. Чем отличаются проведение дознания от обычного следствия ?
2. Что подлежит обязательному дознанию по любому расследуемому дознавателем делу ?
3. Основные направления деятельности военной прокуратуры ?
4. Какие дела отнесены к посредственности военных следователей ?

4 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС : "Органы дознания в армии"

Задачи органов дознания и виды их деятельности

Дознанием в Вооруженных силах РФ называется расследование уголовных дел обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими или военнообязанными при прохождении последними учебных сборов, а также о преступлениях, совершенных рабочими и служащими в Вооруженных Силах РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, учреждения, заведения, предприятия или военной организации, проводимое по постановлению органа дознания офицером-дознавателем в соответствии с правилами уголовно-процессуального кодекса.

Дознание является составной частью уголовного судопроизводства и выполняет его задачи по изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и не один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Правом проводить расследование преступлений наделены: органы милиции; органы государственной безопасности; начальники исправительно- трудовых учреждений; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной охраны; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании; начальники зимовок в период отсутствия с ними транспортной связи, в вооруженных силах - командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений.

На основании этого законоположения статьи 1 "Инструкции органам дознания Вооруженных Сил", утвержденной приказом министра обороны № 275 от
18 августа 1994г., определяет, что органами дознания в ВС являются командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений.

Объединение командной функции и функции расследования уголовных дел в лице командира - единоначальника способствует укреплению законности в ВС.
В руках командира дознание является действенным средством борьбы с преступными посягательствами на установленный в ВС правопорядок и воинскую дисциплину. Процессуальные полномочия органов дознания ВС, как и других органов дознания, определены в уголовно-процессуальном законодательстве. Закон обязывает органы дознания принимать необходимые оперативно-розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц их совершивших. Однако органы дознания Вооруженных Сил осуществляют только некоторые розыскные меры (местный розыск лица, совершившего преступление, и т.п. ), т.к. подобные функции несвойственны командованию и оно не имеет в своем распоряжении специального аппарата для этого. Для проведения оперативно-розыскных действий органы дознания Вооруженных Сил обращаются в органы милиции.

Согласно уголовному судопроизводству органы дознания в РФ полномочны возбуждать уголовные дела и проводить по ним предварительное расследование в форме дознания.

Основным видом предварительного расследования уголовных дел является предварительное следствие. При наличие признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело, и руководствуясь правилами уголовно- процессуального законодательства, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов обнаруженного ими преступления и розыску преступника.

Этот вид деятельности органов дознания представляет собой первоначальный этап предварительного следствия. Само предварительное следствие в условиях Вооруженных Сил проводится военными следователями.

Дела, по которым предварительное следствие не обязательно, расследуются органами дознания в полном объеме вплоть до прекращения уголовного дела или составления обвинительного заключения. Этот вид дознания является самостоятельным видом предварительного расследования уголовных дел и проводится по правилам установленным для предварительного следствия за следующими исключениями:

- дознание производится без участие защитника;

- потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела военному прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;

- при проведении дознания все указания военного прокурора являются для органов дознания обязательными (при несогласии с указаниями прокурора орган дознания может обжаловать их вышестоящему военному прокурору, не приостанавливая этих указаний).

По окончании расследования дела, по которому необязательно предварительное следствие, орган дознания представляет материалы дознания прокурору. Утвержденные прокурором материалы дознания являются основания для рассмотрения дела в суде. Оба вида деятельности органов дознания проводится в процессуальной форме, по правилам уголовно-процессуального закона т.к. дознание во всех случаях назначается только по поводу совершенных или подготавливаемых преступлений. Этим дознание отличается от административного расследования, которое проводится в тех случаях, когда командир признает нужным расследовать проступок подчиненного, заведомо подлежащий разрешению в дисциплинарном порядке.

Административное расследование в отличие от дознания может назначать любой командир, обладающий дисциплинарной властью, а не только начальник, облеченный правами органа дознания. Его производство может быть поручено любому военнослужащему части. Административное расследование не подчинено уголовно-процессуальным правилам, оно регламентировано административными актами и проводится в произвольной форме устно или письменно. При этом письменная форма применяется при расследовании действий военнослужащих, за которое они должны нести материальную ответственность, по фактам утраты или хищения служебных документов, а также по делам, которые рассматриваются офицерскими товарищескими судами. Если в процессе административного расследования будут обнаружены признаки преступления, орган дознания обязан возбудить уголовное дело. Административное расследование в этом случае перерастает в дознание.

Дознание, как и административное расследование, может быть закончено наложением на виновного дисциплинарного взыскания, если окажется, что он совершил не преступление, а дисциплинарный поступок. Во всех случаях, однако, недопустимо назначать административное расследование при обнаружении признаков преступления и, наоборот, назначать дознание при наличии данных о действии или бездействии подчиненного, которые командир обязан разрешать по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.
Правильное разграничение этих двух видов расследования имеет большое практическое значение, ибо оно дает командирам возможность правильно решать вопросы о возбуждении уголовных дел.

По делам частного обвинения, которые возбуждаются судьей по жалобе потерпевшего и прекращаются при применении потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба, дознание не проводится. Если командир части получит заявление о таком преступлении, он обязан направить его в суд. Судья принимает меры к применению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба.
Если примирение не состоялось, судья при наличии достаточных данных выносит постановлении о возбуждении дела и предании суду лица, на которое подана жалоба. Дознаватели, их права и обязанности.

производство дознания командир части поручает одному из дознавателей.
Согласно ст. 7 инструкции органам дознания в вооруженных Силах РФ дознаватели назначаются приказом командира части сроком на два года из числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Назначение производится из расчета - на полк (корабль 1 ранга)- 5-6 дознавателей, - на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя, - на отдельную роту (корабль
3 ранга) - 1-2 дознавателя, - на штаб (выше полка и учреждение (заведение)
- 2-5 дознавателей. Один из дознавателей, имеющий опыт и навыки производства дознания, назначается старшим. Старшему поручается расследование наиболее сложных дел. Копия пpиказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору, который по согласованию с командиром части организует юридическую подготовку дознавателей, проводит с ними учебно- методические сборы и стажировки при военной прокуратуре.

Однако в случае необходимости командир части вправе поручить производство дознания любому офицеру, на которого в этом случае возлагается личная ответственность за своевременное и законное проведение расследования ему уголовного дела на равных основания с дознавателями, назначенным приказом.

Дознаватель имеет право в установленном уголовно-пpоцессуальном кодексом порядке вызвать любое лицо, кроме командира части, для допроса, для дачи заключения в качестве эксперта, а также для участия в деле в качестве специалиста. при необходимости допросить командира в качестве свидетеля материалы дознания немедленно направляются военному прокурору, так как участие командира в деле в качестве свидетеля является обстоятельством, дающим основание считать, что он косвенно заинтересован в этом деле и по закону не имеет права участвовать в его расследовании.

Дознаватель вправе производить все другие действия, предусмотренные уголовно-пpоцессуальным кодексом, требовать от учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, имеющих значение для дела, требовать производства ревизий.

По делу, находящемуся в его производстве, дознаватель самостоятельно принимает все необходимые решения, за исключением случаев, когда уголовно- пpоцессуальный закон для производства следственного действия требует получения санкции военного прокурора. Некоторые решения вступают в силу только после утверждения постановления, вынесенного дознавателем, командиром части либо после получения согласия военного прокурора. Так, например, выемка предметов и документов производится по постановлению дознавателя, утвержденного командиром части; обыск - по мотивированному постановлению дознавателя, утвержденному командиром части и санкционированному военным прокурором; психиатрическая экспертиза назначается дознавателем только с ведома военного прокурора. кроме прав, лица, производящего дознание, предусмотренных УПК РФ
Инстpукция органам дознания в Вооpуженных Силах РФ пpедоставляет дознавателю пpаво и обязывает его докладывать непосредственно командиру части о ходе расследования, о выявленных при этом нарушениях законов, уставов, приказов и наставлений, а также о всех других упущенных в организациях службы, которые способствовали совершению преступления, для принятия командиром части мер по их устранению.

На время производства дознания дознаватель освобождается от выполнения своих служебных обязанностей.

Дознаватель обязан совершать все следственные действия в строгом соответствии с правилами, установленными УПК РФ. Соблюдение этих правил обеспечивает быстроту, полноту и объективность расследования уголовных дел, а также защиту законных прав и интересов участвующих в деле лиц.
Отступление дознавателя от процессуальных правил производства предварительного расследования уголовных дел может привести к утрате доказательственного значения проведенного следственного действия, к незаконности принятого им решения или к нарушению прав и интересов участвующих в деле лиц.

Дознаватель обязан составить план расследования и принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, выявляя при этом уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его вину обстоятельства. Он не впpве перелагать обязанность показывания на обвиняемого, домогаться доказаний путем насилия, угpоз и иных незаконных меp, pазглашать матеpиалы дознания. Пpи квлификации пpеступления дознаватель pуководствуется уголовным законом той pеспублики, на теppитоpии котоpой совеpшено пpеступление.

Дознаватель не может участвовать в pасследовании дела если он или кто-либо из его pодственников является потеpпевшим, гpажданским истцом или гpажданским ответчиком по pасследуемому делу; если он является свидетелем по этому делу, а также если имеются дpугие обстоятельства, дающие основание считать, что дознаватель лично, пpямо или косвенно заинтеpесован в pасследуемом деле. Кpоме того,дознавателем не может быть офицеp, являющийся начальником по службе или подчиненным по службе того лица, в отношении котоpого возбуждено уголовное дело. при наличии оснований для отвода дознаватель по своей инициативе должен устраниться от участия в производстве дознания и доложить об этом командиру части. По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их пpедставителями. Вопpос об отводе дознавателя разрешается военным прокурором, и до его решения заявление отвода не может служить основанием для приостановления производства дознания.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.