РУБРИКИ

Преферанс во всех видах

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Преферанс во всех видах

|Защитник A |3 |3*4=12 |1*4=4 |12+4=16 |

|Защитник B |2 |2*4=8 |1*4=4 |8+4=12 |

* Вистовали оба защитника.

. вист джентльменский: при подсаде разыгрывающего (когда вистовал один, а

другой пасовал) вистовавший и пасовавший защитники пишут все висты

пополам – и консоляцию, и висты за фактическое количество взяток. Висты

делятся по-джентльменски независимо от того, происходил ли розыгрыш в

светлую или втемную.

Пример записи при джентльменском висте:

|Контракт|Разыгры-|Защитник (“вист”) |Защитник (“пас”) |

|: |вающий | | |

|6 треф | | | |

|Взятки |5 |5 |0 |

|Запись |4 в гору|4*(5+1+1)/2=14 |4*(5+1+1)/2=14 |

Для сравнения приведем пример распределения вистов при жлобском висте:

|Контракт|Разыгры-|Защитник (“вист”) |Защитник (“пас”) |

|: |вающий | | |

|6 треф | | | |

|Взятки |5 |5 |0 |

|Запись |4 в гору|4*(5+1)=24 |4*1=4 |

. распасовка на гору: обычно по два очка за каждую взятку;

. распасовка прогрессирующая: обычно в арифметической прогрессии (2-4-6);

. за ноль взяток на распасовке: игрок пишет в пульку стоимость одной

взятки;

. прикуп на распасовке: открывается и

. при игре втроем показывает масть хода (достоинство карты не

учитывается);

. при игре вчетвером карты прикупа принадлежат сдатчику, который

пишет и в гору, и в пулю на общих основаниях;

. окончание пульки: в ленинградку играют до того момента, когда сумма

записей в пульке достигнет условленной величины, умноженной на количество

игроков (иногда игра ведется по времени). Тот, кто не доиграл до среднего

арифметического, выносит на гору двойную разницу между фактически

набранной в пулю суммой очков и средним арифметическим. Тот, кто

переиграл, списывает свою разницу с горы – тоже вдвойне.

Пример:

|Запись (пулька до |Игрок А |Игрок B |Игрок C |Сумма |

|50*) | | | | |

|Пулька до расчета |40 |60 |52 |152 |

|Горка до расчета |100 |100 |100 |300 |

|Горка после расчета |120 |80 |96 |296 |

* Среднее арифметическое (сумма 150).

После вынесения на горку результатов пульки проводится «амнистия» –

сокращение всех гор на одинаковую величину. В нашем примере – на 80. У

игрока В гора становится равной нулю, у игрока А – 40, у игрока С – 16.

Теперь умножаем эти величины на 10 и получаем результат в вистах, который

проигран всему столу (включая себя самого). Теперь делим в каждом случае

эти цифры на количество участников и получаем:

Игрок А проиграл каждому по 133,3 виста

Игрок В – 0

Игрок С – 53,3

Добавляем эти висты в записи каждого игрока: В пишет на А 133 виста,

на С – 53 виста. С пишет на А 80 вистов. Окончательный проигрыш и выигрыш

каждого игрока есть сумма всех записанных им и на него вистов.

Есть и другой способ расчета горы.

Все горы складываются, результат умножается на 10 и делится на

количество участников. Таким образом, находится средняя гора. В нашем

случае это:

(40 + 0 + 16) х 10 : 3 = 186,6

Игрок В выиграл с горы 186,6 вистов.

Игрок А проиграл 400 – 186,6 = 213,3 вистов.

Игрок С выиграл 160 – 186,6 = 26,6 вистов.

Как видим, результат сходится. Сумма выигранных и проигранных вистов

должна быть равна нулю. Так проверяется правильность расчета пульки.

Если попытаться охарактеризовать ленинградку одним словом, – это игра

против играющего.

ПРЕФЕРАНС ЗАКАЗНОЙ

Данный вид преферанса в настоящее время встречается чрезвычайно

редко. По своим правилам близок к исходному варианту, с которого началось

развитие этой игры в России.

В заказном преферансе каждый игрок обязан на своей первой руке сыграть

какую-либо игру. На каждого из игроков делается таблица типа:

|Объявление |

|Шесть |пик |треф |бубен |черв |без |

| | | | | |козыря |

|Семь |– " – |– " – |– " – |– " – |– " – |

|Восемь |– " – |– " – |– " – |– " – |– " – |

|Девять |– " – |– " – |– " – |– " – |– " – |

|Десять |– " – |– " – |– " – |– " – |– " – |

Сыгравший какую-нибудь из игр отмечает это в таблице. В следующий раз

он имеет право играть любую игру, кроме отмеченных. Пасовать на первой руке

или перебивать объявление предыдущего игрока никто не имеет права. Игра

объявляется до взятия прикупа. После взятия прикупа перемены быть не может

(в некоторых компаниях до взятия прикупа определяется только козырная

масть). Правила вистования и записи аналогичны сочинке с ответственным

вистом.

ГУСАРИК

Гусарик, или гусарский преферанс, часто путают с преферансом вдвоем.

Но игра имеет самостоятельно значение и проводится по своим правилам. В

настоящее время встречается очень редко.

1. ГУСАРСКИЙ ПРЕФЕРАНС

Игроков двое. Колода 24 листа: Т, К, Д, В, 10, 9 четырех мастей. Сдача

по две до десяти. Каждому игроку откладывается по прикупу из двух карт. В

прикуп нельзя класть ни первых, ни последних карт. Торговля аналогична

сочинке. Право говорить “здесь” имеет только игрок, сидящий на первой руке.

Взявший прикуп показывает его, сносит две карты и объявляет игру не менее

той, на которую был взят прикуп. Второй игрок пасует или вистует по

желанию, причем вистовать он имеет право с прикупом или без. Вистуя без

прикупа, игрок обязан взять при простой игре противника две взятки, с

прикупом – четыре. На семерной обязан взять с прикупом – две, без прикупа –

одну. При игре восемь и девять игра только с прикупом: вистующий обязан

взять одну взятку. Десятерная проверяется. При вистовании с прикупом

вистующий берет прикуп и сносит свои две карты.

Запись отличается от обычной тем, что подсевший не пишет в гору, а

вистовавший записывает на подсевшего висты. Например, на оставшегося без

одной вистовавшим на семерной записывается 40 вистов плюс записи за взятки.

Распасы в этом виде преферанса не играют (в случае двух “пасов”

производится пересдача). Пули обычно больше, чем в сочинке или классике.

2. ГУСАРИК

Данный вид преферанса отличается тем, что каждый из двух игроков

обязан аналогично заказному преферансу сыграть определенный набор игр. В

большинстве случаев таблица имеет вид, как приведенная при описании

заказного преферанса. Сдача и колода аналогичны гусарскому преферансу

(вариант 1). Противник сдатчика берет прикуп (любой из двух), сносит две

карты и назначает игру из тех, что он еще не объявлял. Пасовать он не имеет

права. Сдатчик берет оставшийся прикуп, также сносит две карты и обязан

вистовать. Запись производится или по варианту 1, или как в обычной сочинке

для двух игроков. Игра заканчивается с заполнением таблицы, то есть после

того, как игроки сыграли все обязательные игры. На десятерной – вист

полуответственный, то есть не взявший ни одной взятки на десятерной пишет 5

в гору.

ПАСЫ

Эта преферансная игра встречается чрезвычайно редко, но по

занимательности не уступает гусарику. Возникновение ее относится ко второму

периоду трансформации преферанса в середине XX в.

Игроков двое. Колода 32 листа. Сдача по две до десяти на три руки.

Две карты, не первые и не последние, кладутся в прикуп. Противник сдатчика

берет прикуп и показывает его сдатчику. Затем, рассмотрев свои 12 карт, он

отбирает из них две, которые отдает сдатчику. Сдатчик, рассмотрев свои 12

карт, сносит две карты, не показывая их противнику. После этого

производится розыгрыш. Первым ходит противник сдатчика, в дальнейшем –

взявший взятку. На выхоженную карту игрок обязан класть карту той же масти,

при отсутствии – сносить любую. После розыгрыша производится подсчет

взяток. Игрок, взявший их более противника, вычитает из своего количества

взятки противника и записывает разность. Сдатчиком каждый из игроков

становится по очереди. Игра ведется до набора определенного количества

очков. Набравший более своего противника – проиграл.

Другие разновидности преферансных игр

АВСТРИЙСКИЙ ПРЕФЕРАНС

В описании австрийской разновидности приводятся сначала базовые

правила, а затем некоторые варианты.

Инвентарь

Используется колода в 32 листа с французскими или немецкими мастями.

Старшинство карт в нисходящей последовательности:

Французская колода Немецкая колода

Туз Туз

Король Король

Дама Обер

Валет Унтер

Десятка X

Девятка IX

Восьмерка VIII

Семерка VII

Старшинство мастей в нисходящей последовательности:

Французская Немецкая

масть Заявка масть

Червы 4 Сердца

Бубны 3 Бубенчики

Пики 2 Листья

Трефы 1 Желуди

В торговле каждая масть представлена своим номером, как показано в

таблице.

В дальнейшем описании мы будем ориентироваться на французскую колоду.

Хотя возможно вести запись на бумаге или при помощи фишек, в Австрии

принято использовать деньги. Для ставок заранее приготовлены миски (блюдца,

тарелки). Одна, побольше, – для общей кассы, или котла; каждому игроку –

поменьше, для его денег.

Перед началом игры игроки должны условиться о ставке. В дальнейшем

изложении мы будем исходить из того, что приняли условную ставку, равную

единице (1). Это может быть один цент, один пенс, один австрийский шиллинг

(Schilling) или 10 грошей (Groschen) – любая валюта, принятая в данном

месте.

Цель игры

В каждой сдаче один из игроков (мы будем называть его разыгрывающим)

заказывает козырь и старается взять не менее шести взяток из 10 возможных.

Двое других – защитники (мы будем называть их вистующими) – стараются

помешать разыгрывающему выполнить контракт и стремятся взять по две взятки

каждый. Защитник, который думает, что он не сможет взять обязательные две

взятки, может не вистовать.

Каждой игре предшествует торговля, в процессе которой выясняется, кто

станет разыгрывающим. Так как контракт всегда шесть взяток, различные

заявки имеют отношение к тому, какая масть будет заказана козырем и будет

ли использован прикуп.

Игроки и раздача карт

В игре активно участвуют три человека. Если играют вчетвером, сдающий

не играет. Игра идет по часовой стрелке (очередность сдачи карт, ходов и

заявок).

После тасовки и съема карт правым соседом сдающего карты сдаются в

закрытую по часовой стрелке следующим образом: по три каждому игроку, две в

прикуп, по четыре каждому игроку и снова по три. Каждый игрок получает по

10 карт. Очередь сдавать переходит по часовой стрелке.

Котел (The Pot)

Перед началом игры все игроки вносят в котел равную сумму денег. Она

должна быть кратна 10. Если в какой-то момент игры котел опустеет, а игроки

хотят продолжать игру, они должны снова сделать взносы.

Торговля

Первое слово в торговле принадлежит игроку, сидящему слева от

сдающего. В дальнейшем право слова переходит по часовой стрелке. Если все

заявили пас, сдает следующий.

Возможны следующие заявки: числа 1, 2, 3, 4 (представляющие каждое

свою масть), заявка игра, означающая, что разыгрывающий собирается играть

без прикупа, и червы – без прикупа в червах. Игрок, назвавший в торговле

цифру, не обязан играть в названной масти. Посмотрев прикуп, он может

заказать более старшую масть. В торговле за игру в масти с прикупом (в

торговле цифрами) нужно делать минимальную из возможных заявок.

Таким образом, игрок на первой руке может заявить либо “раз”, либо

“игра”, либо “червы”, или – спасовать. Говоря “раз”, он намеревается взять

прикуп и взять не менее шести взяток, назначив козырем любую масть. Говоря

“игра”, он намеревается взять не менее шести взяток в игре без прикупа,

назначив козырем любую масть, кроме червей. Говоря “червы”, он обязуется

взять не менее шести взяток в игре без прикупа, назначив козырем черву.

Заявка “червы” ведет к немедленному прекращению торговли.

Когда игрок заявил “раз”, следующий игрок может заявить “два”, или

“игра”, или “червы”, или “пас”. После заявки “два” возможна заявка “три” и

т. д. В торговле цифрами скачки не допускаются.

После заявки “пас” игрок не имеет права возобновить торговлю. Игрок,

назвавший в торговле число, не может позже объявить игру без прикупа

(заявить “игра” или “червы”). Таким образом, желающий играть без прикупа

должен сделать соответствующую заявку в тот момент, когда он впервые

получает право слова.

Если сделана заявка “игра”, ее может перебить только другая заявка

“игра” или заявка “червы”. Если два игрока заявили “игра”, они торгуются до

своей масти. Старшая масть побеждает в торговле. Если случится так, что

двое хотят играть в одной масти, преимущество имеет первая рука (тот, кто

сделал заявку раньше).

Когда торговля доходит до игрока, уже заявившего цифру, перебитую в

торговле старшей цифрой, он может спасовать или сказать “здесь” или “держу”

(“hold”), что равносильно объявлению той же масти, которую объявил второй

торгующийся. Если второй хочет продолжать торговлю, он должен называть

следующее число.

В противном случае он пасует, уступая первому роль разыгрывающего. При

продолжении торговли вторым игроком первый снова может сказать “здесь”.

Вот пример торговли, в результате которой игрок B становится

разыгрывающим и может заказать бубну или черву.

A B C

Пас 1 2

– Здесь 3

– Здесь Пас

В следующем примере игрок C становится разыгрывающим и может заказать

черву.

A B C

1 2 3

Пас Здесь 4

– Пас

Прикуп (замена карт из талона)

Если в торговле победила заявка-цифра, разыгрывающий берет прикуп

себе, никому не показывая, и сносит две карты (также втемную).

Решения защитников

После покупки (если таковая была) разыгрывающий объявляет козырную

масть, которая должна быть не ниже достигнутой в торговле.

Теперь каждый из защитников должен решить, будет ли он играть

(вистовать), то есть берет ли он на себя обязательство взять, по крайней

мере, две взятки. Невыполнение такого обязательства наказывается штрафом.

Если защитник не видит возможности взять две взятки, он может спасовать, но

таким образом он облегчает разыгрывающему возможность выполнить контракт и

забрать часть денег из котла.

Первое слово принадлежит защитнику, сидящему слева от разыгрывающего,

затем – следующему. Если ни один из защитников не хочет вистовать,

считается, что разыгрывающий взял все 10 взяток. Если вистует только один

из защитников, он может пригласить второго играть вместе с ним. Это

приглашение не может быть отклонено, но приглашенный не несет никакой

ответственности за недобор взяток. В свою очередь, пригласивший берет на

себя обязательство взять все четыре взятки. Если вистующий не пригласил

пасовавшего защитника, тот кладет свои карты на стол взакрытую и в

дальнейшем розыгрыше его карты не участвуют.

Розыгрыш

Если оба защитника сдались без сопротивления (не завистовали),

никакого розыгрыша не происходит – разыгрывающий побеждает без игры.

Если завистовали оба, разыгрывающий делает первый ход. На ход в масть

игрок обязан давать масть. Если масти нет, обязан бить козырем. Перебивать

карту хода обязательно[2]. Право хода принадлежит тому, кто взял предыдущую

взятку.

Выплаты из котла

Когда разыграны все 10 взяток, игроки получают из котла соответственно

взяткам. Это происходит следующим образом.

Сначала разыгрывающий берет из котла 10 ставок (10 вистов) и платит

каждому вистующему (принимавшему участие в игре) по одной ставке (висту) за

каждую фактическую взятку. Приглашенному защитнику не платится ничего – за

все взятки защиты получает пригласивший вистующий.

Далее, если разыгрывающий взял меньше шести взяток, он доставляет в

котел 20 ставок.

Если не было приглашения, каждый вистующий, не набравший двух взяток,

платит в котел 10 ставок. В случае приглашения пригласивший отвечает за

четыре взятки. Если защитники в совокупности набрали меньше, он платит 10

ставок[3].

Премии

Кроме выплат из котла, существуют премии, которые выплачиваются

разыгрывающему каждым из вистующих, а также разыгрывающим – каждому

защитнику независимо от того, вистовал он или нет.

Премия за контракт червы. Разыгрывающему, сыгравшему контракт червы

(без прикупа), оба защитника платят по 10 ставок. В случае ремиза

разыгрывающий платит каждому защитнику по 10 ставок.

Премия за тузы. Если у разыгрывающего на руках все четыре туза,

защитники платят ему по 10 ставок дополнительно. Если контракт не выполнен,

премия за тузы не платится. О наличии четырех тузов разыгрывающий сообщает

в конце игры.

Премия за отсутствие тузов. Если у разыгрывающего на руках нет ни

одного туза, и он объявил об этом до того, как сделать первый ход,

защитники платят ему по 10 ставок дополнительно. Если же он при этом не

выполнит контракт, он сам платит защитникам по 10 ставок. Объявлять об

отсутствии тузов не обязательно: если разыгрывающий не уверен в выполнении

контракта, он может и промолчать. Нельзя снести тузов и объявить об их

отсутствии.

Разные способы обхождения с котлом

Неограниченный котел

Возможно, это и оригинальный метод, но он привносит в игру слишком

большой азарт – ставки растут стремительно и игра может стать опасной:

некоторые сдачи становятся слишком дорогими.

Изначально котел пуст. Каждый сдающий добавляет в него 10 ставок перед

раздачей. Разыгрывающий забирает весь котел и выплачивает вистующим по

одной десятой за каждую взятку, полученную защитой. При ремизе

разыгрывающий добавляет в котел ставки в двойном размере, а вистующий – в

одинарном. Предположим, в котле находится 40 ставок. Разыгрывающий берет

пять взяток, один вистующий – четыре, а другой – одну. Вистовали оба.

Разыгрывающий забирает из котла 40 ставок и выплачивает 16 ставок одному и

четыре ставки другому. Затем разыгрывающий вносит в котел 80 ставок

(двойной штраф за ремиз), вистующий, взявший одну взятку, добавляет 40

(штраф в одинарном размере), новый сдающий приплюсовывает свои обязательные

10 ставок. В следующей сдаче разыгрывается котел в 130 ставок. Решившийся

играть рискует 260 ставками, если сядет.

Ограниченный котел

Этот вариант похож на вариант с неограниченным котлом, с той лишь

разницей, что игроки, по договоренности, устанавливают ограничение на

величину суммы, разыгрываемой в одной сдаче. Она может в 5, 10 или 20 раз

превосходить первоначальную ставку (взнос сдающего). Если даже котел

увеличился сверх всяких лимитов, каждый раз разыгрывается сумма,

ограниченная лимитом.

Предположим, что рассмотренная ранее сдача случилась в игре с

установленным ограничением в 10 раз. Котел составляет 130 ставок, но

разыгрываться в следующей сдаче будут только 100. Если в следующей сдаче

взятки распределятся 6:3:1, то разыгрывающий возьмет из котла 100, выплатит

вистующим соответственно 30 и 10, взявший одну взятку внесет в котел 100, а

следующий сдающий добавит 10. Котел достигнет величины 140 ставок. Если в

следующей сдаче контракт будет сыгран и никто не сядет, то в последующей

будет разыгрываться только 50 ставок: (140–100+10=50).

Версия “Styrian”

Изначально котел наполняется путем равных вкладов всех игроков. Каждый

взнос должен быть кратным 10. Когда он опустеет, игроки принимают решение,

наполнить ли его снова тем же способом, или закончить игру. В этой игре

сумма ставок, разыгрываемая в той или иной игре, зависит от козыря. Самый

дешевый – трефовый контракт – стоит 20 очков (по два за взятку), пиковый –

30, бубновый – 40, а червовый – 50.

Разные способы выплаты премий

Есть несколько вариантов того, как и когда выплачиваются премии за

тузы и за их отсутствие. Например: они могут не выплачиваться вовсе; они

могут выплачиваться только за игры без прикупа; иногда при четырех тузах

разыгрывающий обязан объявить о них заранее; в некоторых разновидностях

считается премия за четыре туза, но нет премии за отсутствие тузов;

существует множество вариантов того, как быть с премией в ситуации, когда

разыгрывающий ремизится.

Дополнительные заявки (так называемый Illustrated Preference)

Некоторые игроки допускают игру с дополнительными заявками 5, 6, 7 и

8. Механизм торговли тот же самый, как и в базовом варианте, с той лишь

разницей, что торговля не останавливается на цифре 4. Как всегда,

разыгрывающий может назначить контракт не ниже цифры, которой он достиг в

процессе торговли.

Значения дополнительных заявок:

5 – также называется Bettel[4] (то же, что наш мизер, только ловится

он втемную):

. Разыгрывающий обязуется взять прикуп и не взять ни одной взятки.

Козырей нет, но условие перебивать карты, уже сыгранные во взятку,

– сохраняется для всех игроков[5]. Стоимость контракта – 10 ставок.

6 – также называется Durchmarsch[6] (по-нашему “тотус”, то есть взятие

всех взяток):

. Разыгрывающий обязуется взять прикуп и взять все взятки до одной в

бескозырной игре. Стоимость контракта – 20 ставок.

7 – также называется Plauderer (“болтун” – нем.), или Bettel Ouvert[7]

или Offener (“открытый” – нем.) Bettel (то же, что мизер):

. Как и в контракте Bettel, разыгрывающий берет прикуп и обязуется не

взять ни одной взятки. Козырей нет. Перебивать карту во взятке

обязательно. После первого хода разыгрывающий кладет свои карты на

стол в открытую. Защитники могут советоваться по поводу плана

розыгрыша. Стоимость контракта – 30 ставок.

8 – также называется Offener Durchmarsch (то же, что тотус в

открытую):

. Разыгрывающий берет прикуп и обязуется взять все 10 взяток в игре

без козыря. После первого хода разыгрывающий кладет свои карты на

стол в открытую.

Во всех дополнительных контрактах (5, 6, 7, 8) защитники не могут

отказаться от игры. Разыгрывающий рассчитывается за каждую сыгранную и не

сыгранную игру непосредственно с защитниками. Премий за тузы и их

отсутствие нет.

Кроме того, каждый из этих контрактов может быть сыгран без прикупа. В

этом случае плата за выигрыш и проигрыш удваивается. В торговле они

перебивают мастевые игры.

Контра и реконтра

В разновидности Illustrated Preference, если разыгрывающий заказал

один из бескозырных контрактов (Bettel, Durchmarsch, Plauderer, Offener

Durchmarsch), с прикупом или без прикупа, каждый оппонент имеет право

сделать, в свою очередь, заявку “контра”, которая удваивает расчет между

разыгрывающим и защитником. К другому защитнику это удвоение не относится.

После того как оба защитника использовали свое право сделать заявку после

назначения контракта, разыгрывающий имеет возможность сказать “реконтра”.

Она означает, что расчет с защитником или защитниками, заявившими контру,

будет не удвоен, а учетверен.

Важна очередность этих заявок. Если первый защитник законтрил

контракт, это может вдохновить и второго на контру. Однако если первый

оппонент спасовал, а второй сказал “контра”, первому уже поздно контрить.

По стопам (Nachgehen)

Это разновидность игры Illustrated Preference. Разница состоит в том,

что когда разыгрывающий победил в торговле на цифрах (при условии, что хотя

бы один из защитников торговался), он берет прикуп, сносит две карты, но

контракт не объявляет, а просто говорит: “Я снес” (ich liege).

Защитник, принимавший участие в торговле, получает право стать

разыгрывающим. Он может взять снос, снести в свою очередь и заказать свой

контракт, который должен быть не ниже чем 5 (Bettel). После этого

победивший в торговле или третий игрок, если и он торговался, может взять

снос второго и заказать контракт высшего уровня.

Предположим, А сказал “раз”, B сказал “два”, С спасовал и А на втором

круге торговли тоже спасовал. B берет прикуп, сносит (намереваясь играть в

бубнах). Но А берет снесенные B карты (по всей видимости – мелкие), сносит

и заказывает Bettel. Контракт B перебит, если только он не решится взять

снесенные А карты (в надежде, что это крупные карты в короткой у А и

длинной у B масти) и не закажет контракт старше, чем Bettel, вероятно –

Durchmarsch. Этот контракт и будет играться, если только А снова не

перебьет и не закажет Plauderer.

Без козыря (Sans Atout)

В разновидности Illustrated Preference есть вариант, когда торговли

старше 6 нет, а вместо Durchmarsch играется 6 без козыря. Разыгрывающий

берет прикуп, сносит и заказывает игру без козыря. Первый ход в этом случае

принадлежит игроку, сидящему справа от разыгрывающего.

ХОРВАТСКИЙ ПРЕФЕРАНС

Хорватская версия преферанса распространена в северо-западной Хорватии

(регион Medjimurje). Очень похожи правила игры, популярной в Словении и

Триесте (Trieste).

Инвентарь

Используется колода в 32 листа с немецкими мастями. Старшинство карт в

нисходящей последовательности:

Русское Хорватское

название название

Туз As

Король Kralj

Дама Kraljica/Iber

Валет Decko

Десятка X

Девятка IX

Восьмерка VIII

Семерка VII

Старшинство мастей в восходящей последовательности:

Русская Хорватская

масть Заявка масть

Пики 2 Листья

Бубны 3 Бубенчики

Червы 4 Сердца

Трефы 5 Желуди

В торговле каждая масть представлена своим номером, как показано в

таблице.

Кроме того, есть две дополнительные заявки: 6 – Bettel, разыгрывающий

обязуется не брать взяток (мизер); 7 – Sanac[8] (без козыря).

Можно играть и стандартной международной колодой, выкинув карты от 2

до 6.

Цель игры

В каждой сдаче один из игроков (мы будем называть его разыгрывающим)

заказывает козырь и старается взять не менее шести взяток из 10 возможных.

Двое других – защитники (мы будем называть их вистующими) – стараются

помешать разыгрывающему выполнить контракт и стремятся взять в общей

сложности четыре взятки. Защитник, который думает, что он не сможет взять

обязательные две взятки, может спасовать, оставляя другому защитнику право

взять обязательные две взятки.

Каждой игре предшествует торговля, в процессе которой выясняется, кто

станет разыгрывающим. Так как контракт всегда шесть взяток, разные заявки

имеют отношение к тому, какая масть будет заказана козырем и будет ли

использован прикуп.

Игроки и раздача карт

Играют три человека. Игра идет по часовой стрелке.

После тасовки и съема карт правым соседом сдающего, карты сдаются в

закрытую по часовой стрелке следующим образом: по пять каждому игроку, две

в прикуп, снова по пять каждому игроку. Каждый игрок получает по 10 карт.

Очередь сдавать переходит по часовой стрелке.

Торговля

Первое слово в торговле принадлежит игроку, сидящему слева от

сдающего. Он может сделать значащую заявку или спасовать, после чего право

слова переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Если все заявили

“пас”, все игроки получают рефет (Refa), который означает, что, когда

каждый из них в следующий раз будет разыгрывающим, цена контракта

удваивается[9]. Очередь сдавать переходит к следующему игроку.

Возможны следующие заявки: числа 2, 3, 4, 5 (представляющие каждую

масть), 6 (Bettel), 7 (Sanac) и заявка игра, означающая, что разыгрывающий

собирается играть без прикупа.

В торговле за игру с прикупом (в торговле цифрами) нужно делать

минимальную из возможных заявок. Заявка “игра” перебивает любую заявку-

цифру. Игрок, назвавший в торговле цифру, не обязан играть в названной

масти. Посмотрев прикуп, он может заказать более старшую масть.

Таким образом, игрок на первой руке может заявить либо “два”, либо

“игра”, или спасовать. Говоря “два”, он намеревается взять прикуп и взять

не менее шести взяток, назначив козырем любую масть. Говоря “игра”, он

намеревается взять не менее шести взяток в игре без прикупа, назначив

козырем любую масть. После заявки “игра” никакие заявки-цифры невозможны.

Когда игрок заявил “два”, следующий игрок может заявить “три”, или

“игра”, или “пас”. После заявки “три” возможна заявка “четыре” или “игра” и

т. д. В торговле цифрами скачки не допускаются.

После заявки “пас” игрок не имеет права возобновить торговлю. Игрок,

назвавший в торговле число, не может позже объявить игру без прикупа

(заявить “игра”). Таким образом, желающий играть без прикупа должен сделать

соответствующую заявку в тот момент, когда он впервые получает право слова.

Если сделана заявка “игра”, ее может перебить только другая заявка

“игра”. Если два игрока заявили “игра”, они должны по очереди назвать свой

контракт; старший контракт побеждает в торговле. Если первый назвал

контракт старше, чем собирался назвать второй, последний может уступить

право играть, не обнаруживая контракта, который он собирался назначить.

Если случится так, что двое хотят играть в одной масти, преимущество имеет

первая рука (тот, кто сделал заявку раньше). Заявки об игре Bettel или

Sanac без прикупа (“игра”) объявляются сразу: Bettel или Sanac.

Когда торговля доходит до игрока, уже заявившего цифру, перебитую в

торговле старшей цифрой, он может спасовать, или сказать “здесь”, или

“держу”, или “мои” (“и я” – по-хорватски), что равносильно объявлению той

же масти, которую объявил и второй торгующийся. Если второй хочет

продолжать торговлю, он должен называть следующее число. В противном случае

он пасует, уступая первому роль разыгрывающего. При продолжении торговли

вторым игроком первый снова может сказать “здесь”.

Вот несколько примеров торговли:

A B C

2 3 4

Пас Пас

1. Игрок С становится разыгрывающим, берет прикуп и может заказать 4,

5, 6, 7,

то есть назначить козырем червы или трефы, а также заказать Bettel или

Sanac.

A B C

Пас 2 3

– Здесь 4

– Здесь Пас

2. Игрок B становится разыгрывающим, берет прикуп и может заказать 4,

5, 6, 7,

то есть назначить козырем червы или трефы, а также заказать Bettel или

Sanac.

A B C

2 3 4

Пас Здесь 5

– Пас

3. Игрок C становится разыгрывающим, берет прикуп и может заказать 5,

6, 7, то есть назначить козырем трефы, а также заказать Bettel или Sanac.

A B C

2 Игра Игра

– Червы Трефы

4. Игрок C становится разыгрывающим, не берет прикуп и может заказать

козырем только трефы.

A B C

Игра Пас Пас

5. Игрок А становится разыгрывающим, не берет прикуп и может заказать

2, 3, 4, 5, 6, 7, то есть назначить козырем любую масть, а также заказать

Bettel или Sanac.

A B C

2 Bettel Пас

6. Игрок B становится разыгрывающим – играет Bettel без прикупа.

A B C

2 Bettel Sanac

7. Игрок С становится разыгрывающим – играет Sanac без прикупа.

Обратите внимание, если все спасовали, для следующего контракта

каждого игрока вводится удваивающий коэффициент (рефет). Он обозначается

горизонтальной чертой в колонке разыгрывающего.

Прикуп (замена карт из талона)

Если в торговле победила заявка-цифра, разыгрывающий открывает прикуп

для всеобщего обозрения, добавляет к своим картам, а затем сносит любые две

карты, никому не показывая. Если в торговле победила заявка “игра”, прикуп

не берется.

Контракт

После окончания торговли и прикупки (если она была) разыгрывающий

объявляет контракт, который должен быть не ниже заявки, победившей в

торговле.

Контракты 2-5 означают козырную игру в масти, соответствующей номеру.

Разыгрывающий обязуется взять шесть взяток.

Bettel означает обязательство разыгрывающего не взять ни одной взятки.

Играется без козыря. Защитники не могут пасовать, но и не наказываются в

том случае, если разыгрывающий выполнил контракт.

Sanac означает обязательство разыгрывающего взять шесть взяток в

бескозырной игре. Ход принадлежит защитникам.

Все эти контракты могут быть заказаны как “игры”, то есть без прикупа.

При записи игры без прикупа стоят дороже, чем игры с прикупом.

Решения защитников

После объявления контракта каждый из защитников должен решить, будет

ли он играть (вистовать), то есть берет ли он на себя обязательство взять,

по крайней мере, две взятки. Невыполнение такого обязательства наказывается

штрафом. Если защитник не видит возможности взять две взятки, он может

спасовать, но таким образом он облегчает разыгрывающему возможность

выполнить контракт. Если оба защитника принимают решение вистовать, они

играют заодно и должны набрать четыре взятки в совокупности.

Первое слово принадлежит защитнику, сидящему слева от разыгрывающего,

затем – следующему. Если ни один из защитников не хочет вистовать,

считается, что разыгрывающий взял все 10 взяток.

Если вистует только один из защитников, он может пригласить второго

играть вместе с ним. Это приглашение не может быть отклонено, но

приглашенный не несет никакой ответственности за недобор взяток. В свою

очередь пригласивший берет на себя обязательство взять все четыре взятки.

Если вистующий не пригласил пасовавшего защитника, тот кладет свои карты на

стол в закрытую и в дальнейшем розыгрыше его карты не участвуют.

Если играет один защитник (только своими картами) и набирает две

взятки (или больше), считается, что он выполнил свои обязательства.

Если оба защитника вистуют и набирают в совокупности четыре взятки, то

считается, что они выполнили свои обязательства, независимо от того, как

взятки распределились между ними. Если же они недобрали до четырех взяток,

то наказывается тот из защитников, кто взял меньше двух взяток. Если оба

взяли меньше двух взяток, то оба и наказываются штрафом.

Запись защитников всегда ограничивается пятью взятками. В тот момент,

когда защита берет пятую взятку, игра заканчивается (не доигрывается),

контракт признается невыполненным, разыгрывающий платит штраф.

Контры, реконтры и субконтры

После того, как разыгрывающий заказал контракт, с прикупом или без

прикупа, а защитники определились с тем, как будут обороняться, вистующий

может сделать заявку “контра”, которой он утверждает, что контракт не будет

реализован. Заявка “контра” удваивает расчет между разыгрывающим и

контрящим защитником (коэффициент 2). К другому защитнику это удвоение не

относится. Право заявить контру переходит по часовой стрелке, начиная с

защитника, сидящего слева от разыгрывающего. Заявка “контра” от вистующего

при пасе второго защитника автоматически означает приглашение. Если

защитники в совокупности возьмут не больше четырех взяток, контрящий

вистующий наказывается штрафом.

После заявки “контра” разыгрывающий, если он уверен, что возьмет шесть

взяток, имеет возможность сказать “реконтра”. Она означает, что расчет с

защитником или защитниками, заявившими контру, будет не удвоен, а учетверен

(коэффициент 4). Контривший защитник в ответ на реконтру может объявить

субконтру (коэффициент 8), которую разыгрывающий может перебить мортконтрой

(коэффициент 16), – и так до бесконечности в геометрической прогрессии.

Если играется самый маленький контракт – “два” (просто пика) – с

прикупом и без рефета, один из защитников должен законтрить, если вистующие

хотят, чтобы контракт был разыгран. Если никто из защитников не заявит

контру, розыгрыша не состоится и разыгрывающему присудят победу без игры.

Розыгрыш

Если оба защитника сдались без сопротивления (не завистовали),

никакого розыгрыша не происходит – разыгрывающий побеждает без игры.

Если завистовал один или оба защитника, первый ход делает игрок,

сидящий слева от сдающего (первая рука). Если вдруг окажется, что первая

рука не участвует в игре (защитник пасовал и не был приглашен вистующим),

право хода переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Если

разыгрывается бескозырный контракт (Sanac), разыгрывающий не имеет права

ходить первым: право хода переходит к следующему игроку.

Необходимо:

- На ход в масть давать масть.

- Если масти нет – бить козырем.

- Если нет ни масти, ни козыря, можно сносить любую карту.

- Перебивать карту хода не обязательно.

Обладатель взятки определяется так:

- Если во взятку был сыгран козырь – по старшинству козыря.

- Если во взятке нет козырей – по старшей карте масти хода.

Право хода принадлежит тому, кто взял предыдущую взятку.

Несмотря на то, что в ряде случаев наблюдается конфликт между

интересами вистующих, их задача, как правило, совпадает – взять пять взяток

и посадить разыгрывающего.

Подсчет результатов

Каждый игрок имеет на листе записей свою графу, состоящую из трех

колонок. Центральная колонка (основная) предназначена для записи

контрактов, левая колонка – для записи вистов на оппонента слева, правая

колонка – для записи вистов на оппонента справа. Левая и правая колонки

называются юха[10]. Колонка контрактов начинается с отрицательной записи

(то есть стоимость сыгранных контрактов списывается с определенного числа,

установленного заранее, а стоимость проигранных контрактов –

приписывается). При окончательном подсчете результатов очки в колонке

контрактов в 10 раз дороже, чем очки в двух остальных колонках. Перед

началом игры договариваются, какое число поставить как стартовое в колонке

контрактов: 30, 50 или больше.

Когда игрок сыграет столько положительных игр, что запись в его

колонке контрактов пересечет нулевую отметку, момент изменения знака записи

отмечается на бумаге символом шляпы. Теперь игрок “под шляпой” – записи

стали положительными, выигрыши прибавляются к записи, а проигрыши

отнимаются. Может случиться так, что несколько отрицательных записей снова

изменят знак числа в колонке контрактов. Тогда он рисует перевернутую шляпу

и перестает быть “под шляпой”.

Обычно запись за контракт с прикупом вдвое больше, чем порядковый

номер заявки. За игру в трефах (5) пишется 2*5=10 очков. Игра без прикупа

добавляет единичку к порядковому номеру контракта: трефы без прикупа

(“игра”) дают 2*(5+1)=12 очков.

Разыгрывающий пишет только в колонку контрактов. Если он взял шесть и

более взяток (или ни одной взятки на мизере-беттеле), он списывает

стоимость контракта. Если он обремизился – приписывает стоимость контракта.

Каждый защитник пишет очки за набранные им взятки в соответствующую

колонку – юху. За каждую взятку – столько очков, сколько стоит контракт.

Защитники не пишут больше чем за пять взяток, если контракт не реализован.

Приглашенный защитник не пишет ничего, все очки (в том числе и штрафы)

пишет пригласивший. Очки пишутся нарастающим итогом: записи в этой колонке

всегда суммируются и никогда не вычитаются.

Если защитник недобрал взяток на висте, он приписывает штраф в колонку

контрактов (в качестве наказания) – столько, сколько стоит контракт. За все

взятки, которые он взял, он пишет очки в соответствующую колонку.

Если защитники дали разыгрывающему взятку на прикупном мизере

(Bettel), каждый пишет на него по 60 вистов, а разыгрывающий штрафуется на

12 очков (2*6) в колонке контрактов. За несыгранный Bettel без прикупа

разыгрывающий штрафуется на 14 очков, а каждый защитник пишет по 70 очков.

За игру под контрой все результаты удваиваются, под реконтрой –

учетверяются и т. д. Если игра происходила под рефетом, то результат тоже

удваивается. Все коэффициенты действуют одновременно: если игра под рефетом

и под реконтрой, то коэффициент 8.

Рефет

Если в торговле все игроки спасовали, то каждый получает рефет,

удваивающий коэффициент для ближайшего контракта. Рефет отмечается

горизонтальной чертой в колонке контрактов каждого игрока.

Если у разыгрывающего есть рефет в колонке контрактов, все результаты

игры считаются вдвойне. После того как запись сделана, рефет уничтожается:

на листе записей это отмечается диагональной чертой перед записью. Если в

колонке нет других рефетов, то следующая игра будет считаться как обычно.

Если один из игроков находится “под шляпой”, то есть списал все очки в

колонке контрактов и пересек нулевую отметку, то в случае распасовки (все

спасовали) никто рефетов не получает – просто сдача переходит к следующему

игроку.

Обычно устанавливается максимальное число рефетов в пульке. Оно

зависит от величины пульки. Если списывают с 50, допускается не больше трех

рефетов. Если с 30 – только один. Если достигнуто максимальное число

рефетов, то всеобщий пас не дает никаких эффектов.

Окончание игры

Игра заканчивается, когда сумма записей в колонках контрактов всех

игроков становится равной нулю. Если последний сыгранный в пульке контракт

имеет такую цену, что суммарная запись перескочит через ноль, разыгрывающий

пишет не всю стоимость контракта, а только часть, – чтобы в сумме получился

ровно ноль. Пропорциональному уменьшению подвергаются в этом случае и

записи вистующих. Если же разыгрывающий сядет или вистующий недоберет

взяток, то есть если будет записан штраф и сумма записей не достигнет нуля,

то стоимость контракта и вистов будут записаны в полном объеме, а игра

продолжится.

Окончательный расчет результатов производится следующим образом.

Вистовые записи (графы юха) сравниваются с записями других участников.

Приплюсовывается или вычитается[11] удесятеренная запись из колонки

контрактов. Полученный результат и есть выигрыш или проигрыш игрока. Сумма

результатов всех участников должна быть равна нулю.

Пример записи:

А В С

На С Контракт На В На А Контракт На С На В Контракт На

А

–30 –30 –30

12 12 –24

– –20 30

– – –

–10 – 60

Первая строчка: размер пульки. Игроки условились списывать с 30.

Вторая строчка: С сыграл в бубнах и списал шесть (2*3). А и В

вистовали и взяли по две взятки. Они записали на С по 12 вистов.

Третья строчка: В сыграл в трефах. С вистовал один и взял три взятки.

В списал 10 в колонке контрактов, С записал на В 30 вистов.

Четвертая строчка: все спасовали и получили рефет.

Пятая строчка: А сыграл в трефах и взял семь взяток. В пасовал, а С

взял три взятки. Результат пишется вдвойне, так как А играл на рефете. А

списал в колонке контрактов 20 очков, С записал на А 60 очков. Рефет А

использован (пропадает).

Если бы возникла необходимость рассчитать пульку в данный момент,

нужно было бы поступить следующим образом:

1. Привести колонку контрактов к нулю. Игроки недоиграли в сумме 54

очка до нуля. Делим это число на количество игроков (3). Списываем каждому

по 54:3=18. Получилось – А: +8; В: –2; С: –6.

2. Результат А: 80+12–60= +32.

3. Результат В: –20+12–30= –38.

4. Результат С: –60+30–12–12+60 = +6.

В проиграл 38 вистов, А выиграл 32, С выиграл 6.

Варианты

В Словении играют в такую разновидность.

Мизер (Bettel) называется Берах (Berac). В бескозырной игре (Sanac),

называемой здесь sans atout (без козыря), первый ход всегда под

разыгрывающего. Рефет здесь называется radlc[12]. Если играется контракт

“два” (просто пика) и никто не законтрил, то никто ничего не пишет; а если

никто не “под шляпой”, то все получают рефет. По некоторым правилам прикуп

не показывают (берут втемную).

ИСТОЧНИКИ

1. Розалиев Н. Ю., «Преферанс. Бридж», М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. «Кодекс преферанса», Общество любителей преферанса, Россия, Москва,

1996.

3. Справочная система программы «Марьяж 2.3», Серов А. Н., Натансон Л.

Г. и др., 1999.

4. Справочная система программы «Пуля v1.0», (с) KA-TET, 2002.

5. Игровой развлекательный портал «Азартные игры»,

http://azartgames.gambler.ru/ (2003).

-----------------------

[1] Игрок З имел право сказать “здесь”, но не воспользовался им. “Здесь”

говорит игрок В.

[2] Это правило нуждается в уточнении. Оно непривычно для русского

преферанса. С другой стороны, правило “перебивать обязательно” существует

во многих играх: терц, деберц (козырь), белот (козырь). Если такое правило

действительно существует, то комбинация Q, J, 10, 9 дает разыгрывающему три

взятки при некоторых раскладах: он ходит дамой, вистующий обязан поставить

короля, а другой вистующий обязан перебить тузом.

[3] Из английского текста не ясно, должен ли платить штраф один из

вистующих, если взятки распределились между ними 3:1. То же - в случае

подсада разыгрывающего: вистующие взяли четыре и одну взятку. Должен ли

тот, кто взял одну, платить штраф? Из дальнейшего изложения видно, что

должен. См. Неограниченный котел. Ограниченный котел.

[4] Bettel – “нищий”, “очень бедный” (нем.). Ср. название мизера в

старинных русских разновидностях преферанса - бедность. Различали “малую

бедность” и “большую бедность”.

[5] Это очень странное условие. Представьте, что вы играете мизер, или

Bettel. В ситуации, когда у Запада на руках король червей, у Востока - дама

червей, а у вас – A, J, 10, 9, 8, 7 (вы сидите на месте Юга). Запад ходит

королем червей, а Восток кладет во взятку червовую даму. Судя по тому, как

изложено правило, вы обязаны вскакивать тузом. Вряд ли такой ход можно

назвать разумным.

[6] Durchmarsch – “сквозной марш” (нем.).

[7] Ouvert – “открытый” (фр.). В старинном русском преферансе существовала

игра “Уверт” - на открытых картах.

[8] Произносится “санац”.

[9] Пока не ясно, сохраняется ли рефет, если контракт не выполнен.

[10] Что означает “суп”, “подливка”, “соус” (а также “легкая добыча”).

[11] В зависимости от того, положительна запись или отрицательна.

[12] Произносится “радлц”.

-----------------------

(2)

(2)

(2)

(2)

(1)

(1)

(1)

(1)

(3)

(3)

(3)

(3)

В

Ю

З

Висты на С

С

(4)

Висты на Ю

Висты на З

Висты на В

Висты на В

Висты на З

Висты на З

Висты на В

Висты на С

Висты на Ю

Висты на Ю

Висты на С

26

16

92

Ш8

30

10

20

18

26

5

10

В

60

С

50

З

Ю

40

50

20

26

92

Ш8

(108)

10

10

30

10

18

10

26

60

50

40

50

20

10

11

15

0

В

С

Ю

З

5

26

94

Ш8

30

10

20

26

60

52

40

50

20

12

16

0

В

С

Ю

З

6

16

21

5

В

С

Ю

10

З

50

60

110

160

110

50

В

С

Ю

З

+10

+14

+63

-63

-25

-15

-10

+25

-28

+28

-14

+15

В

С

Ю

З

26

92

Ш8

28

10

18

24

60

50

40

48

20

12

15

0

В

С

Ю

З

5

26

92

Ш8

28

10

18

24

60

50

40

48

20

-40

-70

+80

В

С

Ю

З

+30

+2

+44

+80

-80

-50

-2

-2

+10

-44

-40

-70

+80

В

С

Ю

З

+30

+50

-10

+2

26

92

Ш8

30

10

18

26

60

50

40

50

20

27,5

37,5

0

В

С

Ю

З

12,5

+10

+14,5

+63

-63

-25

-14,5

-10

+25

-27,5

+27,5

-14,5

+14,5

В

С

Ю

З

63,5

92

18

50

В

С

Ю

З

120,5

57,5

47,5

53,5

72,5

77,5

77,5

32,5

+2

+44

+80

-80

-50

-2

-2

+10

-44

В

С

Ю

З

+50

-10

+2

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.