РУБРИКИ

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

региональная культурная политика, которую проводит Комитет по национальной

политики, религии и культуры при Администрации Омской области. Комитет

взаимодействуя с управлениями и комитетами Администрации Омской области;

муниципальными образованьями, учреждениями культуры, искусства, науки и

образования; общественными

организациями и творческими коллективами, занимающимися вопросами

национально-культурного развития, формирует максимально благоприятные

условия для развития гражданского общества, установление партнерских

отношений и ведение диалога между властью и обществом.

Вырабатывая эффективную модель сотрудничества государственных и

гражданских институтов, Комитет совместно с управлением культуры и

искусства Администрации Омской области в 1997, по постановлению Губернатора

Л.К. Полежаева создали государственное учреждение культуры,

Межрегиональное национальное культурно – спортивное объединение «Сибирь»

(ГУК МНКСО «Сибирь»), который также называется Домом Дружбы.[33]

ГУК МНКСО «Сибирь» на 2003 год сотрудничает с 4 национально культурными

автономиями, 33 национально-культурными центрами г. Омска и области, 43

центрами немецкой культуры и т.д. С каждым годом Дом Дружбы расширяет сферу

сотрудничества с муниципальными образованиями области, поддерживает

контакты с 71 государственным учреждением Омской области, среди которых

театры, музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха, национально творческие

коллективы, национальные центры, социальные управления, центры социальной

помощи, детские дома, школы – интернаты, воинские учреждения и т.д.[34]

Объединение имеет программно целевой подход в разработке комплексных

международных программ в сфере культуры с учетом предложений национально

культурных автономий и объединений НКАиО. И провидением основных

мероприятий в городе и области, в малых селах с компактным проживанием

национального населения. Участвуют в разработке пакета документов по

реализации государственной национальной политики, а так же в конгрессах и

форумах по сохранению и развитию национального культурного наследию.[35]

Дом Дружбы оказывает помощь национально-культурным автономиям и

объединениям, муниципальным образованием Омской области в осуществлении

деятельности по изучению, сохранению и развитию национальных культур.

Финансирует также проекты как: фольклорно-этнографическая экспедиция Центра

славянских традиций в Тюколинский район, областной конкурс «Себер моны –

Дума Сибири» центре тюркской молодежи «Аль Вахдат» и т.д. Проводит

обучающие семинары и творческие лаборатории для активистов центров и

работников культуры. Распространяет методический материал, репертуарные и

методические сборники.[36]

Дом Дружбы реализует межнациональный проект «ежегодный областной

фестиваль национальных культур «Единение». В 2002 году он проводился в

форме:

. фестивалей народов Омской области: казахского творчества «Урпак Ули –

Голос поколений», детский пасхальный фестиваль культуры российских

немцев, украинского народного творчества, казачьей культуры,

европейской культуры, армянской культуры, культуры народов стран

Балтики:

. областных конкурсов национальных культур: детский вокальный конкурс

«Майглекхен - Ландыш» (нем.), детского казахского творчества «Анши

балапан – Поющий птенец», конкурс немецкой эстрадной песни

«Вайнахтистерн – Рождественская звезда»;

. календарных обрядовых праздников: Масленица (славян), Наурыз Мейрамы

(тюркский), Пасха, Лиго (латыш.), Ханука, Пурин (евр.), День

благодарения (нем.) и т.д.

Результатом этой большой работы ГУК МНКСО «Сибирь» является

распоряжение Губернатора Омской области № 512 «О проведении 5 Областного

фестиваля национальных культур «Единение», программа которого рассчитана на

двух годичный период.[37]

Один из направлений сотрудничества Дома Дружбы с Автономиями и Центрами

является изучение и распространения передового опыта, внедрение в практику

инновационных форм и методов культурно - досуговой деятельности в сферу

национальной культуры.

В мероприятиях МНСКО «Сибирь» по результатам 2002 года участвовали 118

творческих коллективов, 102 отдельных исполнителя из 30 муниципальных

образований города Омска и Омской области. [38]

Над реализацией целевой программы «Культура Омской области на 2002 г.»;

подпрограммы «Культурные основы федерализма, региональной и национальной

политики» работали 12 культурно - досуговых формирований МНКСО «Сибирь», и

53 культурно - досуговых формирований национально-культурных автономий и

Центров.

ГУК МНКСО «Сибирь» плодотворно сотрудничает с Омской областной

общественной организацией «Региональный центр русской культуры»,

общественным объединением «Русский клуб», «Центром славянских традиций»,

«Сибирским центром казачьей культуры», «Белорусским культурным центром»,

«Украинским культурным центром имени Т.Г. Шевченко», «Сибирским центром

казахской культуры «Молдир», «Региональной татарской национально –

культурной автономией», «Мусульманским культурным центром «Ак - Калфак»,

«Региональной немецкой культурной автономией, союзов немцев Сибири»,

«Финской сибирской ассоциацией», «Еврейской общественной организацией»,

«Центром индийской культуры» и т.д.; национально культурными центрами на

базе учреждений культуры районов Омской области.[39]

Дом Дружбы поддерживает и налаживает контакты с общественными

организациями, национальными Центрами и государственными учреждениями

культуры и искусства стран Ближнего и Дальнего зарубежья.[40]

Все вышеперечисленные организации строят свою работу и подчиняются

нормативно – правовым документам Р.Ф., Омской области.

1. Основной закон «Конституция Р.Ф.»

2. Концепция государственной национальной политики Р.Ф. № 909 от 15

июля 1996г.

3. «Закон о культуре Р.Ф.» (1996)

4. Федеральный закон «О национально – культурной автономии» № 74 от

17.06.1996г.

5. Губернатора Омской области № 512-р от 30 октября 2002 г. «О

проведении ежегодного областного фестиваля национальных культур

«Единение» и др.

Разработаны пакеты документов:

. «Предложение по реализации национальной политики и оказания

государственной поддержки НКА и О на территории Омской области»;

. «О проведении конкурса социально – значимых программ НКА и О на

соискание грантов Главного управления культуры и искусства Омской

области», направленных на стабилизацию этнографической ситуации,

укрепления межнационального сотрудничества народов Омского Прииртышья

через диалог культур;

. «Средства массовой информации и гражданское и гражданское общество» –

принятие целевой программы;

. разработка научно исследовательского проекта «Решение национально –

культурных проблем Омской области».

Реализация этих предложений поможет решению комплекса накопленных

национальных проблем в единой системе взаимоотношений органов

государственной и муниципальной власти, государственных учреждений культуры

и образования, научных сообществ и общественных организаций, и новой

системы управления процессами государственной национальной политики в

Омском районе. Правами проводника государственной политики в сфере

реализации национально – культурных целевых программ Главного управления

культуры и искусства наделено Государственное учреждение культуры

Межрегиональное национально культурное спортивное объединение Сибирь (Дом

Дружбы).[41]

Работу по сохранению и восстановлению местных славянских традиций

народной духовной и материальной культуры ведет Сибирский культурный центр

Главного управления культуры и искусства Администрации Омской области.

Сибирский культурный центр Главного управления культуры и искусства

Администрации Омской области одновременно с разработкой концепции

сохранение и развитие народной культуры и художественных ремесел Омской

области. Он ведет разнонаправленную деятельность по:

. изучению состояния народных традиций области, определению возможностей

их восстановления в сфере современной социокультурной практики, сбору,

фиксации памятников культуры;

. воссоздание и пропаганде народных традиций в системных связях её

значимых компонентов (воспитание и образование, обычаев и обрядов,

фольклора, ремесел, и промыслов и т.п.), развитию традиций в новых

условиях;

. методическому обеспечению процесса, подготовки кадрового состава

специалистов, способных организовать и содержательно обеспечит в области

комплекса программных мероприятий. Комплексные фольклорно

этнографические экспедиции Сибирского культурного центра показывают с

одной стороны особую сохранность фольклорно – этнографических данных

отдельными носителями традиций на фоне общего обмельчания и разрушения

народной русской культуры, с другой – повсеместный интерес к

традиционной культуре, возрождение народных праздников, основанных на

православном календаре.

Ежегодное проведение фестивалей представляющих в комплексе фольклор

ремесла, бытовую хореографию, отечественные боевые искусства,

этнографический опыт позволяет эффективно вырабатывать общероссийскую

стратегию в деле актуализации традиционной культуры, как системы смыслов и

ценностных ориентаций, необходимых для формирований у подрастающего

поколения патриотизма и иммунитета к агрессивному влиянию западной массы

культуры.

Сотрудники Сибирского культурного центра активно участвуют во

Всероссийских и Международных конференциях, симпозиумах по вопросам

сохранения и развития культурного национального наследия.

Глава II. Проблемы сохранения и развития национально -культурного наследия

в Исилькульском районе.

§ 1. Национально-культурный облик Исилькульского района. Освоение юга

Западной Сибири началось давно и шло по разным направлениям. По рекам

Иртышу, Оби и их притокам селились выходцы из Европейской России: русские,

украинцы, немцы, поляки, эстонцы, латыши. По берегам рек создавались

казачьи посёлки. Между ними селились выходцы из различных религиозных сект:

староверы, лютеране, менониты, баптисты и другие. Из степей Казахстана

продвигались кочевые роды казахов. В конце XIX - начале XXв.в. происходит

переход их к осёдлому образу жизни. В 1822 году была учреждена Омская

губерния (позже с 1860г. – Акмолинская). Это вытекало из необходимости

упорядочить управление населением степной полосы.[42]

В 1895 году в Западной части Омского уезда Акмолинской области

произошли важнейшие события: завершилось строительство отрезка железной

дороги и станции Исилькуль. Участок от Челябинска до Омска был сдан в

эксплуатацию, и здесь пошли пассажирские и грузовые поезда. В этом же году

в Исилькуль стали прибывать и разгружаться эшелоны, перевозившие

переселенцев из Центральных губерний России и Украины. Началось заселение и

земледельческое освоение лесостепного и степного пространства Прииртышья. В

этом процессе были основаны Полтавка, Украинка, Орловка, Рославка

(Украинские поселения); Городище, Павловка и Берёзовка слились со

станционным посёлком и составили основу будущего города.[43]

В 1920 году Исилькуль стал именоваться городом. В 1920 – 1922 годах

Исилькуль некоторое время включался в состав Киргизской республики, которая

была создана в составе РСФСР в сентябре 1921 года. Сибирская администрация

предлагала территорию бывшей Акмолинской области и весь Степной край, где

преобладало русско-украинское население, оставить частью РСФСР. Но кто-то

из националов настоял включить в Киргизскую (позже переименованную в

Казахскую республику) все территории, где стоят казахские аулы. Определив

по карте, что рядом с Петропавловским уездом находится город Исилькуль с

иноязычным названием, включили этот город в состав Киркрая, как в народе

называли новое административное образование. Лишь после многочисленных

жалоб и прошений постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года Исилькуль вновь

был причислен к Омскому округу.[44]

Однако, если говорить об истории Исилькульского района в целом, в ней

есть более ранние даты основания. В 1752 году казаками и пришлыми

крестьянами началось строительство редута Лосевского и основание деревни

Лукерьено, создаются форпосты по Иртышу и Ишиму для обороны слобод и

деревень от нападений степных воинских людей. Позже обширные земельные

площади были закреплены за Сибирским казачьим войском. Из них нарезались

участки для поощрения за службу офицерам, а с конца XIX в. Стали сдаваться

в аренду

прибывающим переселенцам. Именно в этой полосе возникает множество немецких

посёлков. В 1902 году из Бесарабии, из местечка Маргенау, прибыла группа

состоятельных немцев, они арендовали участок земли у казачьего офицера

Ляпина. Образовавшийся позже посёлок назвали Маргенау. В 1903 году группы

немецких переселенцев из Поволжья арендовали большие участки восточной

части района вблизи железной дороги, там образовались немецкие посёлки:

Пучково, Гофнунгсталь, Николай – Поль. Вторая группа немецких посёлков

возникла в центральной части железной дороги: Солнцевка, Петровка, Фот,

хутор Гаак.[45]

С постройкой крепостей и редутов частыми становятся контакты русских с

кочевыми казахами, с которыми поддерживается меновая торговля по указу

Екатерины II.

В 1831 году казахское население Омского уезда увеличилось до 80 тысяч

человек. А так как наша территория нынешнего Исилькульского района граничит

с Казахстаном, и является Западными воротами Омской области, то и само

название города Исилькуль – казахского происхождения. На территории района

можно и сейчас отыскать немало и других казахских топонимов – Улендыкуль,

аулы Омар, Каскат, Макен, Какабас и другие.[46]

Таким образом многонациональность населения, проживающего на территории

Исилькульского района обусловлена целым рядом географических,

геополитических, культурных, религиозных, социально-экономических

обстоятельств. Исторически сложившись она определяет особенности культуры и

менталитета местного населения.

По статистическим данным подразделения отдела сбора и обработки

статистической информации Омского областного комитета государственной

статистики на 1 января 2000 года в 42 сёлах Исилькульского района население

составляло около 52 тысяч человек. Самая большая национальная группа в

районе русские – 34015 человек, немцы – 8578 человек, украинцы – 4300

человек, казахи – 3350 человек и другие. Компактно проживают: русские в 22

сёлах района, немцы в 8 сёлах, казахи в 10 сёлах, украинцы в 2 сёлах.[47]

Русское население проживает на территории всего Исилькульского района

(посёлок Лесной, Рославка, Баррикада, Медвежье и др.) Ранее считавшиеся

немецкими поселения: Солнцево, Маргенау, Пучково, Гофнунгсталь и другие. В

связи с большим оттоком немцев в Германию заселяются мигрантами из стран

Ближнего зарубежья: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и

Закавказья.[48]

В данное время сельское немецкое население проживает в смешанных по

этническому составу населённых пунктах. Постоянными партнёрами немцев в

производственной и культурно-бытовой сфере являются русские, украинцы,

казаки и другие представители. Активное взаимодействие, прежде всего,

немецкого и русского населения на протяжении второй половины XXв.

Появилось в распространении русского языка, заключении межнациональных

браков и развитии экономических отношений между носителями различных

культурных традиций. Однако к настоящему времени сибирские немцы не

утратили своей этнокультурной самобытности, соблюдая унаследованные от

предков законы, традиции и принципы устройства семейной и общественной

жизни.[49]

В 10 сёлах района компактно проживают представители казахской

национальности. Гранича с Северо – Казахстанской областью исторически

сложились аулы: Омар, Каскат, Кромы, Культжугут, Евсюки и другие. Население

этих аулов пополняется мигрантами из Казахстана.

Компактное расселение казахов в нашем районе, их многочисленность,

особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в

условиях проживания в лесостепном районе, а так же в условиях активного

культурного взаимодействия с осёдлыми народами, способствовали формированию

особой этнографической группы казахского народа – Омских казахов. Их

называют «сыбыр казак», «омбы казак». Казахи Исилькульского района

поддерживают давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь с

соседней Северо – Казахстанской областью, прежде всего в социально-

культурной сфере.[50]

2003 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным объявлен

Годом Казахстана в России.

Из значительной части населения района, которую составляют славянские

народы более 4 тысяч – украинцы. Намного меньше жители белорусской

национальности. Малороссы прижились в богатых сибирских краях. Они основали

и проживают в сёлах: Украинка, Ночки Исилькульского района, которые

граничат с густонаселённым украинцами Полтавским районом.

Сибирские украинцы сохранили много национальных обычаев и традиций. Но

в результате интенсивных контактов с русским населением, многое изменилось

в быте переселенцев из Малороссии. Сложился тип культуры, который нельзя

назвать ни чисто украинским, ни чисто сибирским.

Изменился даже язык – теперь это скорее русско-украинский говор.

Нынешние сибирские украинцы уже с трудом понимают своих соплеменников из

Ближнего зарубежья, например, с Приднепровщины. И всё же в сфере семейного

общения украинский язык «в сибирском варианте» не утратил своего значения.

Отсюда – оригинальность самосознания местных сибирских украинцев. Своей

родиной они считают Сибирь, а Украину представляют больше по средствам

массовой информации.[51]

2002 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным был

объявлен Годом Украины в России, в рамках которого на территории

Исилькульского района прошли обменные концерты коллективов художественной

самодеятельности Полтавского, Одесского районов.

В связи с военными действиями на Кавказе большое число представителей

кавказской национальности проживают в Исилькульском районе с 1992 года:

армяне, азербайджане, изиты, чеченцы и другие.[52]

Таким образом, из распада СССР оказалось, что на современном этапе

более четверти населения бывших советских республик живут за пределами

своих национальных государственных образований. Этнодемократическая

ситуация в районе постоянно меняется. В основном это связано с оттоком

населения на исторические родины, в связи с улучшением в них политической и

социально-экономической ситуации и замещением его вынужденными или

добровольными переселенцами из СНГ и областей России, что неблагоприятно

влияет на этнополитическую ситуацию.[53]

Результаты социологических исследований, проведённых в районе, дают

основание для построения системы работы, адекватной основным

социокультурным потребностям и направленной на достижение управленческих

целей.

На протяжении длительного времени властями Федерации, региона,

областных и районных органов муниципальной власти прослеживалось отсутствие

внимания к национальным процессам, нивелировались культурные особенности

народов, людей любых национальностей переводили на обучение и общении

только на русском языке, уничтожались неперспективные населённые пункты,

что привело к подрыву устоев традиционного быта многих

национальных групп, нравственных норм их жизни, к потере национальных

языков и многих явлений народной и профессиональной культуры. Все эти

проблемы в наименьшей степени относятся к муниципальной власти

администрации Исилькульского района. На протяжении последних 13 лет перед

администрацией и отделом культуры Исилькульского МО стоит вопрос

возрождения, сохранения и развития национальных традиций, обычаев и

использование культурного наследия, национальностей, представители которых

проживают на территории района.[54]

§2. Деятельность учреждений Исилькульского муниципального образования по

сохранению и развитию национальной культуры

В структуре администрации Исилькульского Муниципального образования

входят отделы и их структурные подразделения.

|Администрация Исилькульского Муниципального образования |

| |Городской |Средства | |

| |отдел |массовой |Комитет по |

|Отдел культуры: |народного |информации |молодежной |

| |образования |(СМИ): |политике: |

| |(ГОРОНО): | | |

|Районный отдел культуры |Центральная |Школы города|Исильку-льск|Молодежное |

|(РДК) |библиотечная|и района |ое радио. |объединение|

| |сеть (ЦБС) | | |«Квартал». |

|Кино - досуговый центр | |Детские сады|Телевидение | |

|(КДЦ) |Центральная |города и |(ИТВ) | |

| |районная |района | | |

|Музей |библиотека | |Районная | |

| | |Станция юных|газета | |

|16 Сельских домов |Центральная |техников |«Знамя». | |

|культуры (ДК) |детская |(СЮТ) | | |

| |библиотека | | | |

|19 Сельских клубов | |Станция юных| | |

| |4 городских |натуралистов| | |

|Детская музыкальная |филиала |(СЮН) | | |

|школа (ДМШ) |библиотеки | | | |

| | |Дом детского| | |

|Детская школа искусств |10 сельских |творчества | | |

|(ДШИ) |филиалов | | | |

| |библиотеки. |Детский дом | | |

|Исилькульский центр | |(Интернат) | | |

|немецкой культуры | | | | |

| | | | | |

|Солнцевский немецкий | | | | |

|центр встреч | | | | |

| | | | | |

|Маргенауский немецкий | | | | |

|центр встреч | | | | |

| | | | | |

В 2002 году совместно со всеми вышеуказанными отделами, структурными

подразделениями была разработана «Программа возрождения, сохранения и

развития национальных культур Исилькульского района на 2002 – 2005гг.»,

которая была принята и утверждены на заседание районного Совета.

Основной целью программы является улучшение международных отношений в

районе, сохранение традиций и развитие национального творчества отдельных

культур, имеющих на территории района места компактного проживания.

Главными задачами программы являются:

. приостановление процесса ассимиляции;

. определение основных опорных точек для развития национального творчества;

. сохранение этноса и межнационального общения в пределах района и области.

Ведущим центром в продвижении и реализации данной программы является

отдел культуры Исилькульского Муниципального образования.[55] Вопрос о

сохранении традиций, восстановление обрядов и использование культурного

наследия национальностей, для отдела культуры актуален ни первый год.

Возрождение, развитие и сохранения национальной культуры является одним из

основных направлений работы. Вся работа администрации Исилькульского

муниципального образования Омской области совместно со всеми

администрациями и структурными подразделениями направлена на дальнейшее

улучшение деятельности культурно – досуговых учреждений района, на развитие

художественно – творческих способностей, удовлетворение досуговых,

образовательных потребностей различных групп населения, возрождение,

сохранение и дальнейшее развитие государственных, гражданских, национальных

праздников, обычаев обрядов народов, населяющих район, организацию отдыха

населения, работу с детьми и подростками.

При формировании программы учитывались требования, предложения,

рекомендации вышестоящих органов государственной власти. Отражались

интересы государственных структур в культурно – образовательной сфере, в

налаживании и гармонизации национально культурной жизни. Программа основана

на интересах партнеров: общественных, религиозных и других

негосударственных организаций, которые являются заказчиками или

соисполнителями многих проектов. С ними поддерживаются постоянные контакты,

развиваются деловые и творческие контакты.[56]

Работа по реализации целевой программы строится по следующим

направлениям.

1. Культурно – организационная деятельность, направленная на вовлечение

инициативных и творческих людей, тяготеющих к той или другой культуре.

2. Культурно – прикладная, предполагающая создание новых творческих

коллективов, клубов по интересам, любительских объединений, организацию

праздников, выставок, концертов.

3. Культурно – информационная, предполагающая сбор, обработку и

распространение информации по национальным вопросам, публикации статей и

заметок в районной газете «Знамя», передачи по местному телевидению,

распространение информации о народных праздниках, сценарные разработки,

создание базы данных.

4. Культурно – педагогическая, включающая в себя изучение языков, работу с

детьми и подростками по формированию национального достоинства и

нравственного воспитания на примере старшего поколения, уважению и

дружескому отношению к представителям других народов и их культурам.

Каждое направление деятельности реализуется посредствам разнообразных

массовых, групповых и индивидуальных форм работы, проведение конкретных

мероприятий.[57]

В плане развития и возрождения истоков русского народа на базе Лесного

центрального сельского дома культуры к концу 2003 г., в рамках целевой

программы, планируется открытие Центра славянской культуры. На протяжении

последних лет популяризируется православные праздники: Троица, Пасха,

Рождество, Крещение, Яблочный Спас и т.д.

Набор форм традиционных славянских праздников достаточно обширен:

посиделки, колядки и святочные гадания. В Лесном СДК работают крепкие

коллективы художественной самостоятельности, специализирующиеся на русской

культуре – фольклорный ансамбль «Горлица», фольклорно – обрядовая группа

«Исток», которая проводит свадебные обряды с использованием

этнографического материала.[58]

Традиционно проводится районный праздник «Играй, гармонь! Звени,

частушка!», победители которого, принимают участие в областных конкурсах

гармонистов и частушечников.[59] В 2000 г. финалист районного праздника

Василий Коморов с оригинальным номером «художественный свист в

сопровождении гармони», занял первое место на областном празднике «Играй,

гармонь! Звени, частушка!».[60]

С 1997 года Исилькульский РДК является организатором проведения

ежегодной Декады славянской культуры и письменности, которая включает в

себя массу интересных, познавательных и зрелищных мероприятий:

конкретные программы, выставки народно – прикладного творчества и др. в

Исилькульском историко – краеведческом музее, вечера духовной музыки,

встречи с настоятелем Исилькульской православной церкви Николаем Гурник,

конференции совместно с филологами «Русская культура и словесность» и

другие мероприятия.

В 2002 г. в дни славянской культуры и письменности в селе Солнцевка

прошел праздник, под названием «Три богатыря», в ОПХ Боевое спортивно –

фольклорный праздник «Русские богатыри», с программой «Русь изначальная»

коллектив работников Медвеженского СДК и художественной самодеятельности

посетил дом милосердия, А. Баррикадский сельский дом культуры ежегодно в

рамках Декады проводит свой фестиваль самодеятельного творчества «Сибирь

славится талантами», который объединяет местных артистов из

Красновознесенки, Ксеньевки, Улендикуля, Ново – Петрограда, т.е. деревень

входящих в Баррикадский куст.[61]

Большой вклад в развитие традиционной культуры вносят коллективы

художественной самодеятельности: народный хор и мужской ансамбль

«Балагуры», образцовый ансамбль танца «Росинка» ОПХ Боевой, вокальный

ансамбль «Эхо» Баррикадского СДК, образцовый ансамбль танца «Радуга» РДК,

образцовый ансамбль «Русская песня», ансамбль русской песни «красна девица»

РДК, народный оркестр баянистов – аккордеонистов РДК, народный хор

ветеранов войны и труда «Красная гвоздика» РДК. Мужской ансамбль «Сибирские

казаки» Маргенауский СДК и др.[62]

В 2002г. «Сибирские казаки» побывали на областном празднике «Вольница»

в с. Орловка Марьяновского района, где заняли 3 место.

Ежегодно в рамках областного фестиваля русской культуры «Душа России»

проводится районный фестиваль «Сибирское раздолье», в котором принимают

участие самодеятельные коллективы города и района.[63] Главной задачей

фестиваля является выявление и развитие народных талантов в области

музыкального, песенного, танцевального, театрального искусства, возрождение

и сохранение культурного наследия, забытых ремесел, прикладного искусства,

старинных обычаев и обрядов, выявление новых талантов. Лучшие коллективы

принимают участие в областном фестивале русской культуры «Душа России».[64]

Исилькульский район является приграничной зоной между Казахстаном и

Россией. На его территории проживает 3.350 казахов. Поэтому сохранению и

развитию казахской культуры в районе уделяется большое внимание. Одним из

мест компактного проживания казахов является аул Каскат, где имеется

национальная казахская школа, на базе которой совместно с работниками

культуры происходит развитие народного творчества этой этнической группы.

В октябре 2003 г. в ауле Каскат планируется открытие Центра Казахской

культуры «Болашак». Целью, которого является сохранение казахского языка,

пропаганда казахских обычаев, обрядов.[65]

Заслуженной славой в районе пользуется домбровый ансамбль «Достар» аула

Каскат. Он неоднократно занимал призовые места на областных и районных

конкурсах, фестивалях, праздниках казахской культуры. Участники

художественной самодеятельности Исилькульского района ежегодно принимают

участия в областных мероприятиях. В 2002 г. на VI-ом областном фестивале

детского казахского творчества «Анши балапан – Поющий птенец» Исилькуль

представляли шестеро конкурсантов. Пятеро из них вышли в финал. А

победителем стала 12 летняя девочка из деревни Кромы Зияда Хусаинова. Она

заняла 1 место и была награждена дипломом первой степени.

Каждый год на базе Казахского сельского дома культуры проходит

казахский праздник «Наурыз Мейрамы» - древний праздник весны и труда.

Солнечный

праздник Наурыз пришел из глубины веков. Как перелетные птицы, возвращаясь

по весне в родные края, возвещают о пробуждении природы, так и этот древний

праздник символизирует пробуждения в людях самых светлых качеств сердечной

доброты и гостеприимства, мудрой терпимости и отваги, безграничной щедрости

и духовного тепла. Казахи говорят, радуясь весне: «Мы вышли из сурового

плена зимы, выжили».[66] 2003 год Указом президента Р.Ф. В.В. Путиным был

объявлен Годом Казахстана в России.

22 марта 2003 г. Исилькульская земля принимала IV областной фестиваль

казахского народного творчества «Урпак уни – Голос поколений», основателем

которого является Сибирский центр казахской культуры «Мольдир», а

организатором ГУК МНКСО «Сибирь».[67] В фестивале принимали участие 14

районов Омской области и представители из Казахстана.

Участниками праздника стали мастера прикладного и художественного

творчества, казахские самодеятельные коллективы, солисты – вокалисты,

исполнители игры на народных инструментах, вокально-инструментальные

ансамбли различных жанров и направлений.

Программа праздников была насыщенной. Гости и участники могли

познакомиться с блюдами казахской кухни, посмотреть скачки джигитов,

казахские народные игры, а также выставку предметов быта и творчества

казахов.

Огромный интерес вызвала творческая лаборатория «Семейные обряды

казахского населения Омского региона». Программу вела Ш.К. Ахметова -

научный сотрудник сектора этнографии Омского филиала объединенного

института истории филологии и философии СО РАН. На лаборатории были

показаны обряды казахов: разрезание пут у детей, свадебный обряд,

обряд изгнания злых духов «Аластату».

Завершил праздник гала-концерт, состоявший из лучших концертных

номеров. Народные песни сменялись наигрышами на домбре, инструментальными

пьесами, обрядовые сцены – танцевальными номерами и эстрадными песнями.

Лучшие артисты были награждены почетными грамотами и памятными

подарками.[68] На организацию и проведение казахского праздника «Наурыз» из

районного бюджета было выделено 170 тысяч рублей.

Ежегодно в рамках декады казахской культуры в районном и сельских домах

культуры проходят мероприятия, повещенные юбилеям выдающихся людей

национальной литературы и искусства А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, М.

Ауэзова, М. Жумабаева и др.; фестивали казахского народного творчества

«Урпак Уни – Голос поколений», фестивали детского казахского творчества

«Анши балапан – Поющий птенец», призванные содействовать возрождению,

сохранению и развитию казахской культуры.[69]

В плане сохранения и развития немецкой культуры есть трудности. Они

состоят в том, что за последние 15 лет с Исилькульского района в Германию

выехало больше половины проживающих здесь немцев. Поэтому главная задача в

направлении и развитии культуры, самобытности и языка в российских немцах.

С этой целью 20 ноября 1997г. была создана Исилькульская районная

немецкая национально-культурная автономия (ИРННКА)[70], а также открыты три

центра немецкой культуры (Центры встреч) в г. Исилькуле, село Маргенау,

село Солнцевка.

Центры немецкой культуры (Центры встреч) являются учреждениями

национальной культуры, функционирующие в соответствии с законодательством

Р.Ф., международным правом, договором о сотрудничестве и взаимодействием

между Омским филиалом ЗАО «Общество развития Новосибирск хбХ» и

организациями местного самоуправления (отделами, комитетами), настоящим

Положением.[71]

Центры в организационно-юридическом плане, являются составной частью

системы учреждений культуры Исилькульского района.

Главной целью каждого Центра является обеспечение благоприятной

перспективы для сохранения и развития языка, культуры, обычаев и традиций

российских немцев на основе:

. Развитие культурно-образовательной сферы жизнедеятельности,

. Создание единого культурно-информационного пространства.

Для достижения указанной цели Центр осуществляет в установленном порядке

следующие виды деятельности:

. создает условия для развития национального самодеятельного творчества;

. проводит курсы немецкого языка;

. организует работу кружков, творческих коллективов различной жанровой

направленности;

. проводит мероприятия с учетом традиционных обрядовых и календарных

праздников российских немцев;

. осуществляет социальную поддержку трудармейцев;

. создает и обеспечивает деятельность детских, молодежных и других клубов;

. принимает участие и осуществляет поддержку в организации и проведении

местных, районных и областных фестивалях, концертов, конкурсов и

смотров;

. обеспечивает тесную связь, творческие контакты с другими Центрами

немецкой культуры и другое.[72]

Ежегодно в целях сохранения культуры российских немцев, развитие

детского самодеятельного творчества, изучение и совершенствование родного

языка, координации деятельности. Ежегодно при содействии ИРННКА, немецких

культурных Центров, отделение культуры, администрации района и его отделов

проводятся праздники, фестивали, конкурсы. С 1998г. в нашем районе

проводится фестиваль немецкой культуры «Квелле» - «Источник», в

котором принимают участие группы Исилькульского, Солнцевского и

Маргенауского Центров встреч, учащиеся школ города и района, студенты

учебно-педагогического колледжа.[73]

В прошлом году вокальная группа «Нельке» Солнцевского Центра встреч и

танцевальный коллектив «Регебоген - Радуга» Исилькульского Центра встреч

принимали участие в V областном конкурсе эстрадной песни «Вайнахтсштерн –

Рождественская звезда - 2002». Солистка вокальной группы «Нельке» Ольга

Седельникова заняла 3 место с рождественской песней. Песня в её исполнении

вошла в диск эстрадных немецких песен, который выпустил комитет культуры и

искусства Азовского немецкого национального района.[74]

Традицией стало проведение в конце года районного фестиваля

национальных культур «Единение», который разработан на основе положения о

проведении ежегодного областного фестиваля культур «Единение».[75] Девиз

фестиваля: «В единстве – наша сила, в дружбе – наш успех». Фестиваль

проводится с целью укрепления международных связей, поддержки, сохранения

народного творчества, приобщения к национальному искусству, распространению

родных языков, формированию национального достоинства.

Проведение фестиваля содействует передаче культурных ценностей из

поколения в поколение, развитию уважительных межнациональных отношений,

повышению общего уровня культуры народов, проживающих на территории

Исилькульского района.

В программе фестиваля принимают участие коллективы художественной

самодеятельности города и района. Организовываются выставки народных

умельцев. Лучшие исполнители народных песен и танцев принимают участие в

областном фестивале национальных культур «Единение», который проходит в

городе Омске.[76]

Все районные фестивали, праздники малых деревень, конкурсы,

благотворительные творческие акции, обменные концерты между районами,

гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам области, регионам

России и другие многообразные формы проявления самобытности и талантов

творческих коллективов проходят в рамках ежегодного областного фестиваля

русской культуры «Душа России», который учрежден в 1992 году постановлением

Губернатора Омской области.[77]

Главная задача фестиваля – обеспечение государственной поддержки по

сохранению и развитию народных традиций, фольклора, ярких талантов во всех

жанрах народного творчества.

Проведение фестивалей доказывает, что между людьми разных

национальностей нет больших различий, всех объединяет одно: стремление

сохранить свои традиции, культуру народа и передать культурное наследие

своим детям и внукам. Участие в фестивалях подтверждает, что истинная

культура, покоряющая мудрой простотой, красотой, дарящая тепло и радость

людям зарождается и расцветает в глубинке.

Исследовав реальные проявления в области возрождения, сохранения и

развития национальных культур Исилькульского района можно сделать вывод,

что в настоящее время эта область должна быть приоритетной. Только

объединение усилий специалистов и энтузиастов, общественных объединений и

органов власти может спасти уникальную часть культурного наследия, сберечь

культурную самобытность района.

Заключение.

Россия – это не просто политическое, экономическое и культурное

пространство, но и пространство многообразных и самобытных этнических

общностей, забота о возрождении, сохранении и развитии которых, их

естественной среды обитания и культуры – особо важная задача всех россиян.

Такой крупный регион России, как Сибирь входит в территорию формирования

древнейших культур человечества. Сибирь на протяжении нескольких веков

испытывала влияние буддизма, ислама и христианства. Уже в XIX - XX в.в.

переселившиеся на эту территорию этносы европейской части России,

Белоруссии, Украины и Прибалтики, Западной Европы (немцы, поляки, финны,

чехи и другие), Кавказа (чеченцы, ингуши, армяне и другие), Средней Азии

(казахи, уйгуры, узбеки и т. д.) определили основные характеристики

сибирской цивилизации:

. полиэтичность культуры;

. своеобразие культуры, явившееся результатом прямого взаимодействия

европейских и азиатских культур (западной и восточной).[78]

Прежде всего, нужно говорить об укреплении и развитии культурных связей

с народами Центральной Азии через гуманитарные науки – историю, этнографию,

археологию, культурологию, философию, филологию, религиоведение и другие.

Необходимо отметить, что сначала национальных реформ в России прошло

более 13 лет. Группа ведущих учёных ещё в 1989 году приступила к подготовке

проекта «Национальная политика партии в современных условиях», а общество

приступило к решению национальных проблем и регулированию межнациональных

отношений. Стало ясно, что национальные проблемы требуют решения на

профессиональной научной основе. Омские учёные накопили уникальный опыт

разработки программ и проектов решения проблем в национальной сфере.

Однако, по данной теме всё-таки недостаточно научного и литературного

материала, поэтому тема данной работы актуальна. Важно продолжать выработку

научных основ национальной и межнациональной политики на региональном

уровне.[79]

В ходе подготовки дипломной работы были собраны и проанализированы

нормативно-правовые, делопроизводственные документы, статистические и

публицистические материалы для освещения основных задач сохранения и

развития национальных культур на территории Исилькульского района, в период

с конца XX - начала XXI века.

Национальный состав населения Омской области по численности отражает

этнодемографическую ситуацию в Сибири. 80% всего населения составляют

русские, а 20% другие народы и национальные группы, среди которых немцы,

казахи, украинцы, белорусы, таджики, евреи, латыши и другие. Почти все

национальные и этнические группы в области имеют свои национально-

культурные объединения, которых насчитывается более 20, в том числе и

русские культурно-национальные центры. В настоящее время они играют большую

роль в национально-культурных и национально-языковых процессах. В Омской

области есть одно национально-территориальное образование – Азовский

немецкий национальный район.[80]

В Исилькульском районе основную массу составляют русские 34015 человек,

немцы – 8578 человек, казахи – 3350 человек и другие. Исилькульский район

является немецкой национально-культурной автономией с 1997 года. Здесь

существует 3 немецких Центра встреч (г. Исилькуль, с. Солнцевка, с.

Маргенау). На стадии открытия Центр национальной казахской культуры

«Балаша» в Каскатском сельском Доме культуры и Центр славянской культуры

при Лесном центральном сельском Доме культуры.

В ходе анализа удалось выявить определённые тенденции в развитии

национальных культур на территории Исилькульского района. При написании

работы использованы и изучены целевые программы отдела культуры

Исилькульского муниципального образования, проекты, текстовые отчёты с 1996

по 2003 года, положение фестивалей, нормативно-правовые документы,

распоряжения и другие, что прилагается к дипломной работе. Все они отражают

различные аспекты деятельности учреждений культуры в данном направлении.

Динамика роста всех показателей за последние 5 лет характерна для всех

учреждений культуры без исключения: улучшилось обеспечение оргтехникой,

заработной платы работников, повысилась сумма доходов, выше цифры расходов

местного бюджета выделяемые на проведение мероприятий и многое другое.

Содержательная часть работы учреждений культуры более разнообразна, богаче

и ярче, она не является спонтанной, а является последовательной,

согласованной, базирующейся на целевых программах по сохранению и развитию

национальных культур. Все программы разработаны на основе сотрудничества с

национально-культурными Центрами, представителями различных конфессий, с

отделом по молодёжной политике администрации района, со школами, со

средствами массовой информации и т.д.

Дальнейшее возрастание значения национальных культур и усиление

интереса к ним является наиболее перспективным направлением в работе

учреждений культуры нашего района. Их основные задачи:

. сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала в районе;

. формирование нового механизма культурной преемственности;

. формирование толерантного отношения к иноэтническим культурам;

. изучение национальных языков;

. непрерывное эстетическое воспитание подрастающего поколения на

традиционной национальной основе;

. передача народного наследия.

Взаимопроникающее развитие национальных культур способствует взаимному

культурному обогащению народов различных национальностей, воспитанию в духе

народных традиций подрастающего поколения.[81]

Геополитическое расположение Исилькульского района определяет

своеобразие культурной жизни при поддержке местных органов власти. На

протяжении ряда лет постоянно велась работа по выявлению мест компактного

проживания представителей отдельных национальностей, определению базы

развития национального наследия, при остановке процесса ассимиляции.

Проанализировав собранный материал, проведя беседу с деятелями

культуры, пришли к выводу, что невозможно решить все национальные проблемы

и проблемы культуры вообще до конца и навсегда. Но главные задачи

способные объединить россиян и обеспечить гражданское согласие необходимо

решать сообща: сохранить все проживающие в Сибири народы, включая

этническую, экономическую и социальную структуры; механизмы защиты здоровья

и детства духовно-нравственного воспитания; решить задачи по созданию

атмосферы внутреннего единения и согласия.

Библиография.

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.

2. Бурлина Е.Я. О культуре в научном и мифологическом ключе. М., 1989.

3. Быстрова А.Н. Мир культуры /Основы культурологии/. М., Новосибирск,

2000.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

5. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.,

1990.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

7. Исилькуль – на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и

района. /Колесников А.Д., Машкарин М.И. и др. Омск, 1995.

8. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

9. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

10. Колесников А.Д. Омская пашня. Омск, 1999.

11. Культурология XX век: Энциклопедия Т. 1. А – Л /Гл. ред. С.Я. Левит –

СПб. 1998.

12. Культура. Социум. Творчество: Материалы Всероссийской научной

конференции и V-го всероссийского научно-практического семинара

«Досуг. Творчество. Культура». /отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов,

Н.Ф. Хилько. – Омск, 2002.

13. Культурология: Учеб. пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М., 2001.

14. Культурология в вопросах и ответах. Учеб. пособие. Ростов – на – Дону.

1997.

15. Культурология /А.А. Радугин. – М., 1996.

16. Культурология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.

М., 1995.

17. Культурология. История мировой культуры. /А.Н. Маркова. М., 1998.

18. Круглова Л.К. Дефицит культуры: пути преодоления. М., 1992.

19. Локшин В.Л. Берега культуры. Сборник статей. М., 1994.

20. Межуев В.М. Культура как проблема философии. Культура, человек и

картина мира. М., 1987.

21. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 2000.

22. Народная культура Сибири: Учеб. пособ. /Отв. ред. Н.А. Томилов,

Н.Ф.Хилько – Омск, 2002.

23. Немцы. Россия. Сибирь: Сб. статей. /Гл. ред. П.П. Вибе. Омск, 1997.

24. Огни Исилькуля; сборник – Омск, 1998.

25. От Урала до Енисея /народы Западной и Средней Сибири/. Кн. 1. Томск,

1995.

26. Полещук В.И. Культурология. М., 1999.

27. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997.

28. Российские немцы. Политика, культура, образование. – М., 1997.

29. Русская культура и мир: тезисы докладов участников II международной

научной конференции. Нижний Новгород, 1994.

30. Силивесторов В.В. Культура. Деятельность. Общение. – М., 1998.

31. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

32. Смезлер Н. Социология. Пер. с англ. - М., 1994.

33. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 1996.

34. Соколов К.Б. Методологические аспекты определения показателей развития

культуры. – М., 1991.

35. Тадемосян Э.В. Социология: Учебное пособие. – М., 1998.

36. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-

Сибирской равнины в конце XVI - начале XX веков. - Новосибирск, 1992.

37. Хлеб Прииртышья /состав. Мороз А.Н. - Омск, 1999.

38. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 1997.

39. Шихатов И.П. На государевой службе. – Омск, 2002.

Список источников и периодическая печать.

1. Гайнулина Ф.С. С опорой на регионы // Клуб. – 2001. - № 10.

2. Гераськин А. Сохранить культуру – святая обязанность. // Российская

газета. – 1997.

3. Гензель Г.Р. Встречи в «долине надежды» //Знамя. – 1994. – 15 июня.

4. Он же. Научи нас, Матерь света! //Знамя. – 1998. – 6 мая.

5. Он же. За землёй и волей. //Знамя. – 1999. – 8 сентября.

6. Гернер А.М. Совместно мы решим свои проблемы. О национально-

культурном объединении российских немцев. //Знамя. – 1998. –

3 февраля.

7. Гернер А.М. Немецкая культура возрождается. //Знамя. – 1999. – 20

августа.

8. Гончарова И.А. Традициям казачества жить? //Знамя. – 2001. – 9

декабря.

9. Информационный бюллетень. Вестник Дома Дружбы. /Родная земля. Омск,

2000. - № 10.

10. Там же. Мы - сибирские украинцы. Омск, 2000. - № 7.

11. Там же. Россия была, есть и будет… Омск, 2000. - № 8-9.

12. Там же. Да будет дружба искренней и честной – и все дурные чувства

замолчат. Омск, 2000. - № 12.

13. Там же. Урпак уни – Голос поколений. Омск, 2002. - № 1.

14. Кабахидзе М.Б. Творчество – потребность души. //Встреча. Культурно-

просвет. работа. – 2001. - № 11.

15. Костецкая Г.Д. Фестиваль «Душа России». //Знамя. – 2001. – 5 июля.

16. Колосович Т.С. Былое не развеется, как дым. //Знамя. – 2003. – 8

апреля.

17. Лавриненко Н.С. Куда подевалась великая сила искусства? //Знамя. –

1997. – 26 августа.

18. Малькова О.М. Национальные традиции возрождаются. //Знамя. – 1999. –

29 июня.

19. Нас объединяет культура. //Клуб. – 2002. № 3.

20. Пресс – бюллетень. Всероссийский фестиваль русской культуры «Душа

России». Омск, комитет по культуре и искусству администрации Омской

области, 1995.

21. Темиров С. Диалог культур. //Жизнь национальностей. – 1999. - № 4.

22. Темиров У. Национальный вопрос. Этнонациональные, этнополитические,

юридические отношения. //Жизнь национальностей. – 2000. - № 3 – 4.

23. Тупицина Г.Ф. Не прервётся связь времён. //Знамя. – 2000. – 27

апреля.

24. Она же. О декаде славянской культуры. //Знамя. – 2001. – 14 августа.

25. Турянский И. Фестиваль продолжается. //Омский вестник. – 1994. –

30 августа.

26. Чижов В. Не случайные занятия. //Встреча. – 1998. - № 9.

27. Шарипов Е.С. Каскатские артисты покорили омичей. //Знамя. – 1998. –

7апреля.

-----------------------

[1] Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2001.

[2] Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.

[3] Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.

[4] Полещук В.И. Культурология. М., 1999.

[5] Круглова Л.К. Дефицит культуры: пути преодоления. Л., 1990.

[6] Сильвесторов В.В. Культура. Деятельность. Общение. М., 1998.

[7] От Урала до Енисея /народы Западной и Средней Сибири./ Кн. 1. Томск,

1995.

[8] Колесников А.Д. Омская пашня. Омск, 1999.

[9] Томило Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно –

Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в.в. Новосибирск, 1992.

[10] Вибе П.П. Немцы. Россия. Сибирь. – Омск. 1997.

[11] Шихатов И.П. На государевой службе. – Омск., 2002.

[12] Народная культура Сибири. – Омск, 2001.

[13] Исилькуль – на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и

района. Омск, 1995.

[14] Культурология в вопросах и ответах Учебное пособие.- Ростов – на -

Дону. 1997. С.10.

[15] Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. –М.: Большая Российская

энциклопкдия. 2000. С 10.

[16] Культурология / А.А.Радугин. – М.,1996 г.

[17] Смезлер Н. Социология. Пер. с англ. – М., 1994. С. 15.

[18] Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

– М., 1995.С.34.

[19] Смезлер Н.Социология. Пер. с англ. – М.,1994. С. 101.

[20] Социология культуры: Учебное пособие. – М.,1996. С. 45.

[21] Культурология. История мировой культуры. А.Н. Маркова. – М.,1998. С.

63.

[22]Культурология. История мировой культуры. А.Н. Маркрва. – М., 1998. С.

66.

[23]Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996. С. 98.

[24] Дискин И.Е. Культура: стратегия социально- экономического развития. –

М., 1990. С 34.

[25] Кабахидзе М.Б. Творчество – потребность души //Встреча. Культурно-

просвет. работа. – 2001. - № 11.

[26] Русская культура и мир: тезисы докладов участников II международной

научной конференции. Нижний Новгород, 1994.

[27] Темиров У. Национальный вопрос. Этнонациональные, этнополитические,

юридические отношения // Жизнь национальностей.- 2000. - № 3 – 4.

[28] Концепция государственной национальной политики Российской Федерации №

909 от 15.06.1996. Ст. 1. С.1.

[29] Концепция государственной национальной политики РФ. № 909 от

15.06.1996. Ст. II. С. 5.

[30] Концепция государственной национальной политики РФ. № 909 от

15.06.1996. Ст.III. С. 7.

[31]Концепция государственной национальной политики РФ. № 909 от

15.06.1996. Ст. VII. С 13.

[32] Концепция государственной национальной политики РФ. № 909 от

15.06.1996. Ст. VII. С. 15.

[33] Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 2002

году.

[34] См. приложение № 1.

[35] См. приложение № 2.

[36] Информационный бюллетень ГУК МНКСО «Сибирь» (Дом Дружбы).

[37] См. приложение № 3.

[38] Информационный бюллетень ГУК МНКСО «Сибирь» (Дом Дружбы).

[39] См. приложение № 4.

[40] См. приложение № 1.

[41] Информационный бюллетень ГУК МНКСО «Сибирь» (Дом Дружбы).

[42] От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Кн. 1. Томск,

1995. С. 100.

[43] Исилькуль на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и

района. Омск, 1995. С. 5.

[44] Там же. С. 57.

[45] Гензель Г.Р. За землёй и волей. //Знамя – 1999. – 8 сентября.

[46] Исилькуль на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и

района. Омск, 1995. С. 13.

[47] Статистические данные за 1999 год Исилькульского районного

подразделения отдела сбора и обработки статистической информации Омского

областного комитета государственной статистики.

[48] Там же.

[49] Вибе П.П. Немцы. Россия. Сибирь: Сб. статей. – Омск, 1996. С. 11 – 12.

[50] От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Кн. 1. Томск,

1995. С. 60.

[51] Информационный бюллетень «Вестник Дома Дружбы». 2000. – Вып. 7.

[52]Статистические данные за 1999 год Исилькульского районного

подразделения отдела сбора и обработки статистической информации Омского

областного комитета государственной статистики.

[53] Темиров У. Национальный вопрос. Этнонациональные, этнополитические,

юридические отношения. //Жизнь национальностей. – 2000. № 3 – 4.

[54] Итоги работы учреждений культуры Исилькульского района за 2002 год.

[55] Программа возрождения, сохранения и развития национальных культур

Исилькульского района на 2002 – 2005гг.

[56] Программа возрождения, сохранения и развития национальных культур

Исилькульского района на 2002 – 2005гг.

[57] Программа возрождения, сохранения и развития национальных культур

Исилькульского района на 2002 – 2005гг.

[58] Итоги работы Лесного СДК за 2002 год.

[59] См. приложение №5.

[60] См. приложение № 6.

[61] Итоги работы учреждений культуры по сохранению и развитию национальной

культуры Исилькульского района за 2002 год.

[62] Там же.

[63] См. приложение № 7.

[64] См. приложение № 8.

[65] Итоги работы Каскатского СДК за 2002 год.

[66]Информационный бюллетень в помощь национально-культурным автономиям и

объединениям Омской области. / Вестник Дома Дружбы 2002. вып. 1.

[67] См. приложение № 9.

[68]См. приложение. № 10.

[69] Итоги работы учреждений культуры по вопросам сохранения и развития

национальной культуры Исилькульского района за 2002 год.

[70] См. приложение № 11.

[71] Положение об Исилькульском Центре немецкой культуры /Центр встреч/ от

10.07.1999.

[72] Положение об Исилькульском Центре немецкой культкры. /Центр встреч/ от

10.09.1999. № 105.

[73] См. приложение № 12.

[74] См. приложение № 13.

[75] См. приложение № 14.

[76] См. приложение № 15.

[77] См. приложение № 16.

[78] Информационный бюллетень «Вестник Дома Дружбы» /Россия была, есть и

будет… 2000. № 8 – 9.

[79] Культура. Социум. Творчество. Материалы Всероссийской научной

конференции. Омск, 2002.

[80] Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области за 2002

год.

[81] Итоги работы учреждений культуры по развитию и сохранению национальной

культуры Исилькульского района за 2002 год.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.