РУБРИКИ |
Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе |
РЕКЛАМА |
|
Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапеНационально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапеМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Отечественной истории Дипломная работа Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе Работу выполнила студентка 5 курса исторического факультета Лукашевич Наталья Васильевна. Научный руководитель: к. и. н., доцент кафедры Отечественной истории Сабурова Т. А. Зав. кафедрой Отечественной истории д. и. н., профессор Худяков В.Н. Декан исторического факультета д. и. н., профессор Худяков В.Н. Омск, 2003. Содержание. Введение. С. 3. Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальных культур. С. 14. § 1. Понятие, структура и функция культуры. С. 14. § 2. Проблемы развития национальной культуры. С. 22. § 3. Государственная политика и управление в области национальной культуры. С. 28. Глава 2. Проблемы сохранения и развития национально-культурного наследия в Исилькульском районе. С. 42. § 1. Национально-культурный облик Исилькульского района. С. 42. § 2. Деятельность исилькульских учреждений по развитию и сохранению национальных культур. С. 50. Заключение. С. 64. Библиография. С. 69. Приложения. С. 74. Введение. Актуальность темы. Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Цена нравственной репутации и духовного авторитета всегда была в нашем отечестве выше, чем вес богатства и власти. Моральный, культурный и интеллектуальный потенциал нации – наше главное достояние. Культура неотъемлемая часть человеческой жизни. Степень развития общества, представленная в каких – либо достижениях характеризуется понятием «культура». Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы, археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России. Россия – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились, как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. На территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Крупнейший регион страны – Сибирь, достаточно сложен и своеобразен. Здесь есть свои особенности национального и культурного характера. Проблема сохранения и развития национальной культуры, ее материальных и духовных ценностей остается актуальной в наши дни. Мы обязаны беречь каждую национальную культуру, способствовать ее развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры. Историографический обзор. С точки зрения историко-культурного исследования монографических работ о культуре написано немного, так как XX век недавно закончился, а новый век только начался. Проблемы развития современной культуры нашли отражение в ряде исследовательских работ. К таким работам относится исследование Борзовой Е.П. В книге автор отмечает, что культура 90-х гг. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира. Её ключевая проблема связана с самосознанием личности в её отношениях с миром природы и миром людей. Главным достоянием культуры конца 90-х гг. является возможность развивать целостную, российскую культуру в свободной для творчества стране.[1] Состояние отечественной культуры на исходе XX столетия даёт Скворцова Е.И. Автор анализирует, как отразились общемировые тенденции на культурном развитии Отечества в годы постперестройки, указывает на достижения в сфере кинематографии, живописи, литературы, архитектуры и искусства.[2] По мнению Чернокозова А.И. автора книги «История мировой культуры»: «Сохранение русской культуры с ее вселенскими противоречиями – одна из важнейших задач современности, решение которой связано с надежной и космической перспективой человечества».[3] В работе Полищука В.И. общей целью издания является систематическое и развернутое изложение современных представлений о сложном и многообразном феномене культуры. Он дает анализ перспектив развития отрасли культуры с общественной точки зрения. Исследуя систему культуры, автор выделяет структуру и составные части этой отрасли, характеризует современную культуру как кризисную, противоречивую.[4] Одни авторы, занимающиеся проблемами развития современной культуры, в своих работах говорят, что культура находится в упадке, и нужно искать пути преодоления дефицита культуры в обществе. Например, Круглова Л.К. считает, что «произошёл как бы разрыв в духовной культуре, что духовность становится всё менее организованной, её уровень приближается к уровню дворов и улиц»[5]. Авторы другой точки зрения Дискин И.Е., Сильвестеров Б.В. придерживаются мнения, что «сфера культуры удовлетворяет возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивает необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, формирует здоровые потребности и высокие эстетические вкусы».[6] За последнее время появилось немало газетно-журнальных публикаций, научных исследований, посвящённых проблемам развития и сохранения национальных культур Сибири. В книге научно-популярной серии «От Урала до Енисея» представлены статьи учёных-исследователей, рассказывающие об истории, материальной и духовной культуре проживающих на территории Западной и Средней Сибири казахов, русских, татар, украинцев и народов крайнего Севера. Помимо статей, в неё включены стихи о Сибири и сказки татар Западной Сибири и русских Урала.[7] Об истории развития родного края пишет доктор исторических наук, профессор А.Д. Колесников в книге «Омская пашня». Он раскрывает проблемы заселения и земледельческого освоения края с XVI по XX в.в.[8] Исследовательская работа «Этническая история тюркоязыческого населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в.в.» доктора исторических наук Томилова Н.А. посвящена вопросу о происхождении поселений, быта, традиций и обычаев казахов, татаров и других народов.[9] Проблемами образования и становления немецких колоний в Западной Сибири а конце XIX начале XX веков, занимается кандидат исторических наук, директор Омского государственного историко-краеведческого музея Вибе П.П. Он сделал вывод, что немецкие колонии, возникшие в Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков, в большинстве своем, существовали обособленно. На протяжении всего рассматриваемого периода политика властей по отношению к немецкой колонизации Сибири характеризовалась откровенным прагматизмом и стремлением не допустить колонистов на лучшие земли. Их рассматривали как элемент, способный, благодаря своей высокой культуре, освоить самые труднодоступные районы Сибири и оказать положительное влияние на местное и переселенческое население.[10] Книга «На государевой службе» Шихатова И.П. – это исторический очерк о немцах Омска с 1716 по 2000 год. Работа отображает роль этого этноса в освоении края, в становлении его хозяйства, науки, культуры и военного дела. Значение и место самобытного этноса – российские немцы в материальной и духовной культуре нашего края исследуется через его ярчайших представителей: военных и политических деятелей, художников, предпринимателей, мастеровых и крестьян. На страницах книги приводятся убедительные свидетельства того, как естественно представители немецкого этноса интегрированы в экономическую и культурную жизнь. Автор предлагает свой путь решения национальных проблем в нашей многонациональной стране – путь, основанный на признании и уважении национальных и культурных традиций каждого этноса.[11] В сборнике «Народная культура Сибири» опубликованы статьи нескольких исследователей народной культуры. Представлена статья научного сотрудника Исилькульского историко-краеведческого музея Колосович Т. С. «Взаимопроникновение форм праздников и обрядов в процессе возрождения традиций и межнационального общения». Автор пишет о роли праздника в развитии и сохранении национальной культуры. «Праздник сближает и соединяет людей разных интересов, увлечений, профессий и национальностей. Многие национальные праздники отличаются по названию, по времени проведения, но близки, по сути, схожи по степени эмоционального воздействия на людей.[12] История образования и развития Исилькульского района описана в книге «Исилькуль – на Транссибирской магистрали». Материалы для книги взяты из районного и областного архивов, рассказов старожилов. Из книги можно узнать о происхождении города, переселенцах заселявших район с конца XIX века, первых поселениях казаков, немцев, казахов, украинцев и много интересного из истории Исилькульского района. [13] В Исилькульской районной газете «Знамя» публикуются исторические и краеведческие материалы, которые предоставляют заслуженный работник культуры РФ, почетный житель города Исилькуля Гензель Г. Р., научный сотрудник Исилькульского историко-краеведческого музея Колосович Т.С., экскурсовод музея Гончарова И.А., краевед Петрищев И.П. С разрешения детей и внуков печатаются неопубликованные статьи краеведа, биолога Гребенщикова П.А. Вопросами изучения сохранения традиций национальных культур на территории Исилькульского района занимаются Гернер А.М. председатель Исилькульской немецкой национально культурной автономии, Шарипов Е.С. – директор Каскатского Дома культуры, основатель казахского культурного Центра «Балашак», Тупицина Г.Ф.- директор Лесного сельского Дома культуры, основатель Центра традиционной русской культуры и другие. Их статьи публикуются в районной газете «Знамя», в сборниках статей Регионального инновационного Центра, в бюллетенях «Дома Дружбы». Цель исследования. Дать характеристику национально-культурному облику Исилькульского района на современном этапе. Задачи исследования. 1. Раскрыть понятия «культура» и «национальная культура». 2. Выявить актуальные проблемы развития современной культуры. 3. Исследовать особенности государственной национальной политики Российской Федерации. 4. Проследить историю развития национальной культуры в Исилькульском районе. 5. Проанализировать работу Исилькульских учреждений культуры в возрождении и сохранении национальных культур. Источниковая база. Наиболее значимую часть источников составили нормативно-правовые документы: Российской Федерации, Омской области и Исилькульского района. . Основной Закон «Конституция РФ». . Концепция государственной национальной политики РФ от 15. 07. 1996г. № 909. . Закон о культуре РФ 1996 год. . Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996г. № 74. . Распоряжение губернатора Омской области Полежаева Л.К. «О проведении V областного фестиваля национальных культур «Единение» от 30 октября 2002 года №512 – р. . Распоряжение губернатора Омской области «О проведении VI областного фестиваля русской культуры «Душа России» от 30 октября 2002 года № 511 – р. . Приказ начальника Главного управления культуры и искусства Омской области о проведении IV областного фестиваля казахского народного творчества «Урпак уни – Голос поколений» от 17.03.2003 года. . Положение о проведении районного фестиваля «Сибирское раздолье» в рамках областного фестиваля «Душа России» 2001 год. . Положение о проведении районного праздника «Играй, гармонь! Звени, частушка!» от 12.06.2000 год. . Положение о проведении IV районного фестиваля немецкой культуры «Квелле – Источник» от 26.03.2003 год. . Положение о проведении III районного фестиваля казахской культуры «Урпак уни – Голос поколений» от 14.03.2003 год. . Положение об Исилькульском Центре немецкой культуры от 10.07.1999г. Ведущее место в исследовании данной работы имеют делопроизводственные документы: итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области с 1996 по 2002 годы; бюллетени – информации о работе ГУК МНКСО «Сибирь», Сибирского центра славянской культуры, Омской областной организации культурно-просветительской ассоциации Омских казахов творческого объединения «Аманат», молодёжного центра казахской культуры «Молдир», молодёжного методического центра российских немцев Омской области; годовые отчеты отдела культуры Исилькульского муниципального образования с1996 по 2002 г.г.; отчеты о работе сельских Домов культуры и клубов. Эти документы помогли выяснить состояние сохранения и развития национальных культур, проанализировать тенденцию развития интереса к национальным культурам, определить перспективы в этой области. В исследовательской работе были использованы статистические данные Исилькульского районного подразделения отдела сбора и обработки статистической информации Омского областного комитета государственной статистики и районного отдела культуры. Статистика позволила выяснить, сколько на данный момент в Исилькульском районе проживает населения, в том числе русских, казахов, немцев, украинцев. Более точные данные будут после проведения итогов переписи населения – 2002 год. Большую ценность в исследовательской работе представляет центральная и местная периодическая печать: газеты «Культура», «Российская газета», «Знамя» с 1996 по 2003г.г.; журналы «Клуб», «Встреча», «Жизнь национальностей». Эти источники позволили установить сегодняшнее состояние дел в политической, экономической, культурной сферах в масштабах России, а также Омской области и Исилькульского района, обозначить общие тенденции, характерные для развития страны в конце XX - начале XXI в.в. Немалую помощь в работе оказали информационно-методические бюллетени «Культура» (для российских немцев) и «Вестник Дома Дружбы» (для национально- культурных центров и объединений Омской области). Для написания данной работы использовались интервью с заведующей отделом культуры Исилькульского муниципального образования Н.В.Черненко, директором Исилькульского историко-краеведческого музея Г.Р.Гензелем, главным специалистом отдела культуры М.Г.Луганской и др. Хронологические рамки исследования. Тема охватывают переходный период конец XX века (конец 90-х годов) и начало XXI века по сегодняшний день. Этот период позволяет проанализировать то, что было сделано в области развития и сохранения национальных культур в прошлом веке, и посмотреть, как обстоят дела в новом веке. Проследить, что изменилось и в какую сторону. Территориальные рамки. Исилькульский район является частью Омской области, и имеет свои особенности. Этот район многонационален. В нём проживает более трёх десятков представителей различных национальностей. Основные этнические группы составляют: русские, немцы, казахи, украинцы. Многонациональность населения обусловлена целым рядом обстоятельств: географических, геополитических, культурных, религиозных, социально-экономических, что определяет менталитет населения и особенности его культуры. Объектом исследования является современное состояние возрождения, сохранения и развития национальной культуры в Исилькульском районе. Предметом исследования является деятельность учреждений культуры района по сохранению и развитию национальной культуры. Структура работы. Структура данной дипломной работы традиционна: введение, две главы с параграфами, заключение, библиография, приложения. В первой главе предлагается исследовать состояние культуры и проблемы развития и сохранения национальной культуры на современном этапе. Во второй главе намечается исследовать национально-культурный облик Исилькульского района и работу учреждений культуры по развитию и сохранению национального наследия. Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальной культуры. §1. Понятие, структура и функции культуры. Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и так далее. Именно культура отмечает человека от всех остальных существ. По утверждению отечественного теоретика культуры Л.Е. Кертмана существует свыше четырехсот определений культуры. Это связано с разнообразием самой культуры и употребления данного термина. Многообразие определений культуры не должно раздражать, поскольку за ним кроется разнообразие самой культуры. А ее разнообразие является одной из главных причин ее существования вообще. Культура, как жизнь: она существует лишь потому, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.[14] Понятие «культура» употребляют при характеристике исторических эпох (средне-вековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура). Уровень или степень развития общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуются понятием «культура».[15] Культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через который человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы и археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы.[16] Современное научное определение культуры символизирует убеждение, ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве, которые являются общими для определяемого социума, они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этого социума. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.[17] О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Культура - цемент здания общественной жизни. И не только по тому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурам, но так же и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, то есть без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Общий язык поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимания и сочувствия. В языке находят отражения общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Следовательно, язык способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности. Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друг своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Всё это может стать причиной конфликтов между группами. Многие международные конфликты происходят из-за столкновения различных культур. Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.[18] Поскольку в культуре отражаются различие мировоззрения в системе ценностей, в идейных установках, правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, с обязательным культивированием предшествующей культуры – на пустом месте создать новую невозможно.[19] Культура каждой эпохи неразрывно связано с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации явлений культуры неизбежно заводит в логический тупик. Во-первых, в культуре есть явление, к которым критерий классовости просто не применим - эта наука, техника, язык. Во- вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов – это искусство, мораль, философия и так далее. В - третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их природы, непосредственно с возникновением классов, например, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть, направляет развитие культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами и в конечном результате, культура служит рупором для распространения идеологических установок.[20] К началу ХХ века окончательно сложились: высокая и народная культуры. Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежало бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств в массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными и классовыми субкультурами. Культура становится «массовой », когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. На развитие массовой культуры в современных условиях оказывают своё воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР (Научно-техническая революция). Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации, предъявила возросшие требования к образованности, к повышению интеллектуального потенциала общества. Одновременно, благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации общественной жизни и культуры.[21] Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающие относительной автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей имеют в своей основе единое общественное творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющие большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействуют с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействие нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации общественной жизни, а значит, и необходимости участия в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как своё национально, так и интернациональное содержание. Не умоляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в мировую культуру и в тоже время черпает из кладовой мировой культуры.[22] Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведения всего её богатства, к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов, сохранение богатства многообразие культур не только в памяти, но и в культурной практике человечества. § 2. Проблемы развития национальной культуры. Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось не мало проблем. По ним ведутся активные дискуссии, идет поиск стратегий, обеспечивающий наибольшее продвижение в культурном развитии. При обсуждении перспектив сферы культуры крайне важно остаться в границах реального, хотя в этой области нет предела желаемого и трудно определить границы достижимого. Анализ состояния современной отечественной культуры выявляется слабость культурных форм, надежной связности элементов культуры во времени и пространстве. Хорошую характеристику современного состояния России дает В.Е.Кемеров: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства, продуктивной деятельностью, представлениями о перспективах и так далее. Современность всех этих образований остаётся проблемой».[23] За последний десяток лет в России настолько все изменилось, начиная от состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая состоянием культурной сферы. За последний десяток лет в России на столько все изменилось, начиная от состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая состоянием культурной сферы. В состоянии глубокого кризиса находится материальная база культуры: разрушающиеся здания дворцов культуры, библиотек, недостаток концертных и театральных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры. Сегодня в самых широких кругах нашего общества утвердилось мнение о необходимости безотлагательных мер по изменению положения. В центре внимания находится вопрос о размерах выделяемых ресурсов на развитие сферы культуры из госбюджета. Но, даже увеличение финансирования государством не изменит положения. В действительности, причины сложной ситуации в другом. В последнее время «продукция» культуры не востребована обществом: наполняемость театров, кинотеатров составляет менее 50%, оборачиваемость фондов массовых библиотеках снизилась вдвое, а пустующие «закрытые на замок» клубы – обычное дело. Финансовые государственные затраты в сферу культуры не окупаются. Недостаточность финансирования отраслей социокультурной сферы привела к «размыванию» системы бесплатного социокультурного обслуживания. Ухудшилось качество социокультурных услуг, предоставляемых основной массе населения, произошла замена бесплатных услуг платными, развилась система теневой оплаты.[24] Культура, пытаясь выжить, вступила на путь рыночных отношений. И что же из этого получается? Происходит коммерциализация культуры. Частными структурами выкупаются учреждения культуры, которые, предлагают населению такие формы досуга. Что приводит к духовному обнищанию народа, массовому бескультурью. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Современная социальная функционирование сферы культуры охватывает все без исключения этапы и звенья нашего общества и требует соединения усилий различных элементов иерархии управления. Одновременно решение проблем культурного развития страны не может осуществляться исходя только из сегодняшних задач: оно закладыва6ет фундамент для динамичного общественного развития на длительную перспективу.[25] Встает проблема разработки стратегии развития сферы культуры, учитывающей как перспективные, так и актуальные задачи общественного развития ориентированной на удовлетворение повседневных нужд различных слоев населения. Центральной задачей развития всей сферы культуры является создание комплекса необходимых условий для достижения нового качества культурной жизни народа. Оно характеризуется ограниченной связью культурной деятельности с социальными условиями жизни людей, активизацией культурной деятельности населения, полноценным, разнообразным и содержательным досугом людей развития самодеятельного художественного творчества народа. Достижение нового качества культурной жизни является ныне важным условием прогресса общества. Культура может и должна «работать», но чтобы это произошло, необходимо преодолевать тот зазор в пространстве социального бытия который образовывался между трудом и досугом и куда, как в пустоту уходит не возвращаясь не принося социально полезного эффекта, огромный поток общекультурной информации.[26] Современному образу жизни нахватает «третьей категории». Эта категория «третьего времени», расположенного между обязательным трудом и досугом и получившего название «социально полезного времени». По мере того как растёт объем внерабочего времени все острее ощущается «скука досуга», «одиночество на досуге» и т.п. Многие ученые отмечают, что в нашей стране существуют острая необходимость активизации творческого потенциала каждого человека. Сегодня приоритетной становится не обслуживающая функция учреждения культуры, не простая организация досуга речь идет об обновлении содержания работы, о насыщении творческого процесса клубов, библиотек, музеев, праздников теми духовными ценностями, которые сложились за многие века. А это значит, что время предъявляет жесткие требования профессионализм специалистов культуры, которые должны быть готовыми изменяться и изменять культурную ситуацию. Только обладая интегрированными знаниями, можно находить и применять эффективные формы и методы работы адекватные сложившиеся социокультурной ситуации. Все вышеперечисленные проблемы присутствуют в области развития и сохранения национальных культур, но к ним прибавляются и свои. Если перечислять глобальные проблемы национальных культур, то необходимо, будет говорить о политике и религии. Но учреждение культуры занимают позицию одновременного развития двух противоречивых тенденций -национализма и глобализма. Они представляют максимальную возможность для самоопределения каждой нации в сфере культуры, через организацию единого социокультурного пространства простраивают интеграционные процессы через призму толерантности, взаимоуважения и понимания, например межрегиональные областные фестивали.[27] Все большую актуальность приобретает изучение локальных особенностей культуры групп коренных населений, проживающих за пределами основной территории расселения этноса. Одна из главных проблем в развитии и сохранении национальных культур - недостаточность этнографического и фольклорного материала. Это связано с тем, что стареют и умирают носители и знатоки информаций этноматериала. За последние десятилетие наблюдалось отсутствие интереса молодого поколения к восприятию самобытности: традиций, обрядов своего народа, так как, живя законами сегодняшнего времени, считали это ненужным. Но в последний период активизируется их внимание на изучении и накоплении духовных, материальных ценностей своего народа, его культуры и языка. Способствуют этому люди заинтересованные в развитии и сохранении национальных культур: преподаватели и студенты ВУЗов организуют этнографические фольклорные и историко-археологические экспедиции; сотрудники музеев, которые накапливают фонды предметами старены; работники учреждений культуры; активисты общественных организаций, которые научно дифференцируют и систематизируют, исследуют народные (традиционно-бытовые) культуры. Современная культура переживает серьезные трудности, это связано с фактором объективного и субъективного характера. Одной из острых проблем развития современной культуры является проблема сохранения национально- культурного наследия. Национальная культура – одна из основных достижений народа, фактором устойчивости сохранения народных традиций, обычаев, национального языка. §3. Государственная политика и управление в области национальных культур. Сегодня вопросы межнациональных отношений в мировом сообществе, и в России в том числе, звучат как некогда остро. Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании Российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовное общность и союз различных народов.[28] Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В 1996 г. указом президента Р.Ф. Б.Н. Ельциным была утверждена концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция представляет собой изложение общих принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений и является одним из главных документом при разработке федеральных, региональных и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются: . равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, . национальности, языка отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; . запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; . сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; . равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; . гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; . право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; . содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; . своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; . запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной розни ненависти либо вражды; . защита прав и интересов граждан Российской Федерации за пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права. [29] Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признание его высшей ценностью. При реализации национальной политики перед Российским государством и обществом в духовной сфере стоят следующие задачи: . формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия. Культивирование чувства российского патриотизма; . распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; . сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках еврозийского национально-культурного пространства, создания в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; . обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного; . укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа на ряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям; . учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов, религий, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.[30] Проведение государственной национальной политики осуществляется, прежде всего, посредством обеспечения эффективной реализации конституционно- правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.[31] В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Комитет по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и другие заинтересованные органы.[32] В 1996 году был принят закон о культуре Российской Федерации. В данном документе признается основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранение национальной самобытности народов, утверждение их достоинства; отмечается неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приближения к ним всех граждан. Одним из основных направлений учреждений культуры Омской области является работа по сохранению и возрождению культуры народов, проживающих на её территории. Накопленный опыт работы позволяет утверждать, что сложилась система поддержки национальных культур. Благодаря комплексному подходу в решении вопросов международных отношений и развития национальных культур в Омском районе, реализуется Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|