РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культурология

существе способном стать Буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из

сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным

человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и ботхисатва являются

объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит

посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри

получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о

сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите

везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир

полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире

сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма

- важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь

вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха -

норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных

побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая

злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры

Древней Индии.

Буддийское учение. Будда был главным образом учителем этики и

реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает

человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания...

Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто

посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же

время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы

попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу,

размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее

пустил...

Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них

вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о путях

ведущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Будда, — приносит пользу.

способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к

уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию

высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти четыре вопроса составляют ... сущность просветления

Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали

известны под названием «четырех благородных истин» ...:

1) жизнь в мире полна страданий,

2) есть причина этих страданий,

3) можно прекратить страдания,

4) есть путь, ведущий к прекращению страданий ...

Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции

естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не

обусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое

событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие

которого порождает страдание...

Вот вкратце формула причинной зависимости:

1) страдание жизни обусловлено рождением;

2) рождение — стремлением к жизни;

3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам;

4) привязанность — жаждой, желанием вещей;

5) жажда — чувственным восприятием;

6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами:

7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания;

8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма

(состоящего из разума и тела);

9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания;

10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;

11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи —

12) неведением истины...

Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и

поэтому носит название восьмеричного благородного пути ... Этот путь открыт

для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в

приобретении следующих восьми добродетелей:

1. Правильные взгляды

2. Правильная решимость

3. Правильная речь

4. Правильное поведение

5. Правильный образ жизни

6. Правильное усилие

7. Правильное направление мысли

8. Правильное сосредоточение

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших

на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся

главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых

различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в

золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее

развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно

значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на

дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с

развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением

был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой

религии уходят в глубокую древность.

Вопрос № 5. Средневековая культура Западной Европы.

Ответ: В истории Средневековья принято выделять три основные периода:

V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV

вв. — позднее Средневековье

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют

еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого

Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества

народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном

закончилось, установились относительные границы вновь образованных

государств-королевств.

IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных

государств. 823-829 гг. шесть английских королевств объединяются, образовав

единое королевств — Англию; в начале Х в. образовалось Чешское княжество; в

933 г. произошло объединение Нижней и Верхней Бургундии в единое

королевство Бургундия; в конце ХI возникает Польское королевство: в 1000 г.

образовалось Венгерское королевство.

В 911 г. прекращается каролингская династия в Германии. Возникает

Священная Римская империя германского народа, сыгравшая большую роль в

дальнейшей истории Средневековья.

В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Успехи в первом

походе привели к образованию на Востоке ряда отдельных христианских

государств, но уже в 1291 г. крестоносцы утратили там свои последние

владения. Однако крестовые походы сыграл важнейшую роль в развитии

европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира

и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в мусульманском

мире и в Византии (Константинополь был захвачен крестоносцами в Четвертый

Крестовый поход в 1204 г.). Не случайно XII век называют временем первого

европейского Возрождения.

Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления

национальных государств в Европе и время бесконечных войн и столкновений

между ними.

Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства

практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и

Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась

духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел официальный раскол

христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. на

Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и

монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.

В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был

введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о

чистилище (где, как и аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но

откуда — в отличие от ада - спустя некоторое время можно, искупив муками

грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. С ХП в.

индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за

совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Продажа индульгенций

стала позднее поводом для начала Реформации.

Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей.

Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или

альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр

движения катар). Катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей

эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них

занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была

учреждена инквизиция (священный трибунал), которая позднее (особенно в

эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании

инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвратить

появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма.

Философия. Средневековая европейская философия получила название

«схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три

периода, в целом соответствующие обшей периодизации Средневековья: это

ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя

схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в

общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место

«служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование

религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в

основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм,

а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. Благодаря крестовым

походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг,

вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет

познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских,

еврейских философов. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды

Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и

многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома

Аквинский — крупнейший философ эпохи ~ сумел достичь синтеза аристотелизма

и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и

Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в

теологии и философии.

Фома Аквинский (1225—1274). Он разработал учение о вере, которая,

якобы, обладает большей достоверностью по сравнению со знанием.

Человеческий разум, утверждал Фома, непрерывно ошибается, в то время как

вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Вместе с тем

достоверность веры «доказывается» философом бесчисленными чудесами,

совершаемыми Богом. Фома Аквинский стремится устранить противоречия между

откровением и разумом.

Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постигаемые

(существование единого Бога бессмертность души и др.) и рационально

непостигаемые (троичность Бога, сотворение мира, первородный грех и др.).

Впоследствии гуманисты Возрождения и философы Просвещения стали

использовать слово «схоластика» как оскорбление, обвиняющее в бесплодном и

бессодержательном умствовании.

Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в

отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но

при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти

все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и

духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали

постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими

богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий

Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над

светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную

точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он

утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность церковь,

и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет

вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской

политической власти.

Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего

средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело

место смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян

действовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И

только постепенно по мере развития национальных государств в каждой стране

начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути

разработки права стала при этом работа в области церковного права и в

первую очередь — канонического.

Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое

обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и

т.п.; в 1215 г. решением лютеранского собора ордалии были запрещены.

Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку

приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги

богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение

«пурпурные» кодексы — выполненные на окрашенном в пурпурный цвет

пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром.

Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями.

К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и

книга монастырская. Монастырская книга, в том числе и в своей духовной и

интеллектуальной функции, играла прежде всего роль сокровища. В отличие от

этого университетская книга была прежде всего инструментом познания. До

изобретения книгопечатания книга оставалась дорогой, несмотря на все

технические ухищрения (скоропись, быстрое размножение с помощью так

называемых рес1а, отказ от миниатюр или же использование одних и тех же

иллюстраций).

Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно

только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы

при соборах.

Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где

процветало искусство Франции, готическое искусство. Конечно, школы

существовали и при монастырях, но монастыри означали замкнутость.. В

результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение

слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу

потребовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним

повсюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные

мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их

комментировать. В результате сформировались центры, в которых была

сконцентрирована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах,

где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре,

наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города.

Наблюдалось, таким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и

передовых достижений в области искусства.

Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения

античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь

свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика —

овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуждением;

четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов

мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей

знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было

попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа,

Его слово.

Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов

— существовали во многих городах, однако возникновение и развитие

университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права

присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться

массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя,

начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем

странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо

научить, встречались редко...

К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, —

и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более

богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов

собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро

распространяться по разным землям.

Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам,

и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно

условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К.

литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой

пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого

европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и

наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали

образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые

клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых,

проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера,

из которых особое место занимают труды мистиков.

Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество

вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из

страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые

стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как

переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями

средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка

(1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).

Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Происходя из

знатной римской семьи, он еще в молодости принял монашеские обеты, был

настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой

римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник

рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рассказы строятся в

виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром.

Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в., они

послужили основой как для образа идеального рыцаря, так и для

многочисленной «рыцарской литературы».

ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство.

Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои

представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец

за веру Христову, но рыцарь также — это верный вассал своего сюзерена

(верность — одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же — защитник

слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ

Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии,

не имеет аналогов в мире — это чисто европейское явление.

Подвиги рыцарей прославлялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им

посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о

Нибелунгах» и «Парцифаль» Вольфрама, «Тристан и Изольда» Готфрида

Страссбургского, «Роман о Розе».

Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада они

выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием показать

нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко воспринимаемой форме,

которая делает их — если их свидетельства использовать с долей воображения

и осмотрительности — значительно более верными проводниками на пути к

пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология.

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской

философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских

трудов. Но его перу принадлежит еще и известнейшее литературное

произведение — его автобиография. Пьер Абеляр был родом из небогатой

дворянской семьи, еще в молодости увлекся учебой и пришел в Париж, где стал

учеником знаменитого Гийома. Но вскоре он превзошел своего учителя и сам

стал знаменитым педагогом, слава которого приводила к нему учеников со всей

Европы. За свою жизнь он не раз подвергался преследованиям, вынужден был

много скитаться. Но самый драматичный эпизод в его жизни был связан с

любовью к Элоизе — молодой девушке, домашним учителем которой он был.

Переписка Элоизы и Абеляра сохранилась, эти письма оказали большое

влияние на Петрарку, а позднее (в XIX в.) — на романтиков.

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья,

предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому

кружку Гвидо Кавальканти и был (наряду с последним) крупнейшим

представителем так называемого «сладкого стиля» в литературе. Согласно

требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является

облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода

— книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на

итальянском языке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу

вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы

обрамлением и комментарием к стихам. Заканчивается «Новая жизнь»

пророческими словами о том, что после своей смерти его возлюбленная

Беатриче становится путеводной звездой его жизни.

После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических

произведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский

трактат о душе, затем политический трактат «О монархии» и лингвистически-

философский трактат «О народной речи».

Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия»

(Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о

странствиях героя Данте в ином мире, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай,

проводником его по Аду и Чистилищу становится душа Вергилия — любимого

поэта Данте, но Вергилию как язычнику нет дороги в Рай, в Раю герой Данте

встречает Беатриче.

«О подражании Христу» — одна из самых известных и распространенных

книг позднего Средневековья (она стала известна около 1418 г.). Автором

книга по традиции считается Фома Кемпийский — Томас Хемеркен или Хамеркен

(около 1380-1471 гг.), живший в Германии. Фома Кемпийский большую часть

жизни провел в монастыре, где занимался перепиской книг и писанием

собственных трудов — не указывая при этом своего авторства; анонимность

творчества — одна из характерных черт средневековой культуры в целом. «О

подражании Христу» — это мистический трактат, главное здесь не рассуждения,

а переживания, в нем ярко выражено стремление к экстазу, вызываемому

ощущением присутствия Бога.

Театр и драматургия. В истории средневекового театра четко выделяются

два периода: ранний — У-Х1 вв. и зрелый — ХП-ХIV вв. Для раннего периода

характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации,

часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые

церковью), и литургические мистерии (аналогичные византийским). В XII в.

практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры,

переезжающие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов.

Во Франции их называли гистрионы, в Германии — шпильманами, в Польше —

франтами, в России — скоморохами и т.п. Постепенно в среде гистряонов

происходит «разделение труда»: выделяются комики-буффоны, искусство которых

близко к цирковому, и жонглеры, являющиеся рассказчиками, певцами и

музыкантами, среди которых в свою очередь выделяются трубадуры — сочинители

и исполнители стихов, баллад и поэм.

Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль

(около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные

мотивы с сатирическо-бытовыми.

В XIV-XV вв. все более широкое распространение получают

театрализованные представления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто

светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где

изображение сатирических бытовых картин перемежилось с чудесным

вмешательством святых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные

сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были

уже чисто церковными зрелищами: они показывались не в церквях, и не на

церковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками

мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились

мистерии под контролем церкви. Текст мистерий часто импровизировался,

поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере

спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за

сильного критического элемента в них.

Музыка. Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную роль в

духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя

они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую

очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов,

трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения

музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в, — соборы и

университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему

унисонному пению приходит сложное многоголосие. которое позднее будет

широко применяться во всей церковной и светской музыке.

Архитектура и строительство. В архитектуре Средневековья

господствовали два основных стиля: романский (в период раннего

Средневековья) и готический — с XII в.

Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени

рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами

архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было

порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться

каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие

сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные

стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло

вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились

круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела, получили

распространение. В состав замка были включены хозяйственные сооружения,

водопровод и цистерны для сбора воды.

Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа

храм. В основе его лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь

страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во

Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской

манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета

готики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда

феодальное общество достигло апогея в своем развитии...

Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений

эпохи, ее политических и идейных устремлений. Готика зародилась во

владениях французских королей, и государи других стран — Англии, Испании,

Чехии — внедряли готику как символ христианской монархии, готическую

архитектуру распространяли и монашеские ордены. Собор был важнейшим

общественным местом города и оставался олицетворением «божественной

вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением

схоластических «сумм», а в изображениях — связь с рыцарской культурой.

Сущность готики — в сопоставлении противоположностей, в способности

объединить абстрактную идею и жизнь.

Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании

строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода.

Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему.

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские

соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные

башни, возносящиеся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения.

Так, длина Реймсского собора 138 метров и высота около сорока метров.

Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок

и остальных архитектурных построек выражали стремление к Богу и мечту о

высшей жизни.

Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение человека,

среди них особенно прославились собор Парижской Богоматери, соборы в

Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени.

Готическая архитектура была единым целым с подчиненной ей скульптурой,

живописью, прикладными искусствами. Особенный акцент делался на

многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение

лиц одухотворенное, позы благородные.

Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для

общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль

распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся

модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.

Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания

Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом».

Математические и физические знания, требовавшиеся для создания грандиозных

сооружений, должны были быть высокого уровня. Также были необходимы высокие

практические навыки, значительный опыт и интуиция.

О понимании значения техники говорит тот факт, что на рельефах фасадов

готических соборов изображается аллегорическая фигура с атрибутами,

символизирующими Геометрию — циркулем, линейкой и угольником. Архитекторы

были убеждены, что искусство без науки — «ничто». Чем больше требовалось

точных знаний для создания архитектурного сооружения, тем больше оно

ценилось. В художественном плане архитекторы придерживались прежде всего

гармонии и правильных пропорций.

Геометрия и другие точные науки пробивают себе дорогу и в других

искусствах. Так, Виетело в XIII веке вводит понятие перспективы

(разработанное ранее арабским ученым Альхазеном) в русле теории зрительного

восприятия, геометрической и физической оптики. В XIII веке были

воздвигнуты величественные готические соборы. В архитектурных сооружениях

ценились величина, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные

украшения. Большое значение в эстетическом оформлении храмов придавалось

внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витражам.

Изобразительное искусство. Росписи романских храмов сохранились лишь в

редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина во многом

заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой

и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, использовали восковую

темперу. Чаще всего страдали поверхностные, лессировочные слои, краски со

временем осыпались, как и сама штукатурка. Палитра романского фрескиста

была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но

прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали

более ярким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя

употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли

воск.

Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял

охватить всю роспись единым взглядом. Составители программ и живописцы

предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их в

последовательности, обусловленной средневековой типологией священного

текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, включая обход

столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго установленного

канона — по отношению к росписи романского храма, скорее можно говорить

лишь об общих тенденциях. Главный акцент был поставлен на росписи

центральной апсиды. Здесь помешали изображение Христа во славе, реже —

фигуру Богоматери. Под ними располагались ангелы, апостолы, святые,

аллегории и персонификации. Иногда писали отдельные агиографические сцены,

они же были почти непременным мотивом росписей крипт. На западной стене

храма, если она была свободна от эмтгор, возникала картина Страшного суда,

но ее же можно было видеть и на триумфальной арке перед алтарем. В нижней,

цокольной зоне живописали платы, она служила иногда прибежищем гротескных и

фантастических фигур.

Научные знания. Средневековая наука, так же как и богословие строилась

на вере в авторитет — Священного Писания (Библии), Священного Предания

(труды отцов церкви, постановления соборов и т.п.), по мере знакомства с

античными авторами к ним тоже стали относиться как к абсолютным

авторитетам.

К доказательству авторитетом, то есть доказанной древностью,

прибавлялось доказательство чудом. Средневековые умы привлекало совсем не

то, что можно было наблюдать и подтвердить естественным законом, регулярно

происходящим повторением, а как раз. наоборот, то, что было необычно,

сверхъестественно или, уж во всяком случае, ненормально. Даже наука более

охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудеса.

Землетрясения, кометы, затмения — вот сюжеты, достойные удивления и

исследования.

В поисках новых доказательств схоласты (по крайней мере, некоторые из

них) все шире применяли наблюдение и эксперимент. Чаще всего вспоминают в

этой связи имя Роджера Бэкона. Рождающаяся схоластика попыталась установить

связь между свободными искусствами и механикой, между науками и техникой. А

университетские профессора относили себя к социальным группам, гнушавшимся

ручного труда. Последствия разрыва теории и практики были во многих

областях огромны. Физики экспериментам предпочитали Аристотеля, медики и

хирурги вместо вскрытия предпочитали ссылаться на Галена. Именно

предрассудки докторов в гораздо большей степени, чем нерешительность и

уклончивость церкви, задержали развитие практики вскрытии и прогресс

анатомии, которая делала, однако, первые многообещающие шаги в Болонье и в

Монпелье на рубеже XIII и XIV вв. Те же внутренние противоречия переживали

в свою очередь и гуманисты.

Красота в средневековом мире понимается, прежде всего, как разумная

соразмерность частей, гармония, порядок, пропорциональность, ясность,

чистота. Материальная красота трактуется как символ невидимой божественной

красоты. Прекрасное — это нечто невидимое, становящееся видимым. Прекрасное

и безобразное определяются через субъектно-объектные отношения. Безобразное

— это то, что вызывает отвращение. Созерцание прекрасного доставляет

наслаждение само по себе, вне практического использования вещи, и в то же

время прекрасное — это объективные «пропорции и блеск», гармония;

упорядоченность, соразмерность, доброцветность, мера в цвете и размере.

Назначение искусства — воплощать сверхчувственную идею божественного

архетипа в чувственных образах, выраженных условной символикой. Творчество

Бога беспредельно, совершенно и абсолютно. Творчество человека

относительно, ограничено, и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне

Бога творчества быть не может. Главная тема в искусстве — Христос и его

учение.

Вопрос № 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Ответ: Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре)

можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры,

сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей

вплоть до XVII в. н.э. Культурная история Китая восходит к рубежу 111-11

тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось

постепенно.

Собственно период формирования культурного типа Древнего Китая

охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э. (когда в

конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь

могущественнейших»), эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во

главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь шн хуанди — первый император

Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смогли

сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.).

Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже

в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох

позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней

цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной

культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т.е.

централизованной властью и бюрократической системой управления),

сакрализацией власти императора — Сына неба.

Создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие

деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого

централизацию государственного и административного управления. Но

складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в

гидравлических цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения в

политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до

н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии

земледелия, ремесел, торговли.

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и

создал тип городской рациональной культуры, но он рационализировал

административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-

управленца. Государственные чиновники не превратились в замкнутую касту.

Уже Шань Ян связал (середина IV в. до н.э.) занятие административных

должностей не со знатностью рождения, а с заслугами (в первую очередь

военными) перед государством. В последующем ранги, позволяющие занять

административные должности, стали продаваться за деньги (что также нарушало

сложившуюся аристократическую иерархию власти), и, наконец, утвердилась

знаменитая экзаменационная система занятия административных должностей

(мандарлнат). Рационализм как культура управления был неискореним в истории

Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного

поведения («китайские церемонии»).

Древнекитайская культура. Древнекитайская культура представляет

огромный интерес для культурологии, так как в своей основе она автономна,

создана китайским народом в условиях относительной изоляции. Этому в

немалой степени способствовала значительная отдаленность Китая от Средней

Азии и, как следствие, слабость непосредственных контактов с другими

культурами.

Китай в первом тыс. до н.э. представлял собой множество отдельных

государств, среди которых семь наиболее крупных: Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао,

Хань, Ци. Все царства вели между собой борьбу. Это был период, когда

близкие по культуре государства, находясь в состоянии острого

соперничества, в то же время взаимообогащались достижениями в области

культуры, технологии, военного дела, политики, права и т.д. Это был период

небывалого расцвета культуры, приведший к глубоким изменениям

древнекитайского общества.

Принципиально новое качество в развитии производительных сил было

связано с освоением новых, необходимых для ведения войны технологий. Это

прежде всего освоение технологии плавки железа, что, в свою очередь,

создало условия для быстрого развития ремесла и земледелия. Новый уровень

земледелия потребовал создания мощной сети гидротехнических сооружений в

бассейнах Хуанхе и верховьях Янцзы. Развитие земледелия привело к росту

городов, которые достигали размеров крупного (полумиллионного) современного

города.

Государственная структура совершенствуется в соответствии с динамикой

культурной жизни. Так, в IV в. до н.э. осуществляется реформа, приведшая к

административно-территориальному переустройству в соответствии с процессом

политической централизации, вводится система законодательства и

судопроизводства, опередившая аналогичную европейскую систему более чем на

тысячу лет.

Процессы исторической интеграции борющихся царств и формирования

уникального своеобразия китайской духовной культуры в значительной степени

определялись иероглифической письменностью. Благодаря своему основному

принципу — связи между реальным образом и символом, способом графического

начертания — она не была жестко связана с лингвистическими особенностями

конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка,

что способствовало культурному сближению народов различных царств.

Древнекитайская культура была первооткрывателем во многих областях

науки и техники, она дала миру важные научные открытия и изобретения. В

основном они были связаны с практическими потребностями китайской культуры.

В Ш—II тысячелетиях и в эпоху Шан (конец 2 тыс. до н.э.) китайцы знали

начала геометрии и счет до десятков тысяч.

Однако центральное место в системе знаний получила астрономия, в

которой на тысячи лет раньше, чем в Европе, были зафиксированы особенности

лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-летним

солнечным циклом. Начиная с 613 г. до н.э., китайские астрономы фиксируют и

предсказывают появление кометы Галлея, лунных и солнечных затмений,

составляют и совершенствуют звездный каталог.

В Ханьскую эпоху (206 г. до н.э.. — 220 г. н.э..) в астрономии

появляется представление о планетах солнечной системы, а в 28 г. до н.э.

ханьские астрономы открывают пятна на солнце, также был сконструирован

прототип сейсмографа, создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд,

разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и

пространстве.

Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные

числа, создали систему достаточно точного вычисления значения числа (.

Для эффективного развития земледелия была создана целая наука,

занимающаяся вопросами грядковой культуры, способами удобрения земель и

т.д.

В дальнейшем наиболее крупные достижения становятся достоянием мировой

культуры (изобретение компаса, пороха и т.д.). К этому ряду можно

причислить успехи китайской культуры в сфере лакового производства,

шелководства, изобретение бумаги, что создало условия для развития

искусства и техники эстампов, а затем и для печатания книг.

С изобретением туши было связано развитие китайской письменности. Еще

в Ханьскую эпоху создается эталонный стиль письма («образцовое письмо»),

заложивший основу современного начертания иероглифов. Зарождаются

филология, поэтика, создаются первые словари, появляются произведения

художественной и исторической прозы. В I в. н.э. создается фундаментальное

произведение «Исторические записи» (Шицзи) — 130-томная энциклопедическая

история Древнего Китая, уникальный памятник прозы эпохи Хань.

В середине I тыс. до н.э. в Китае широко развивается система

образования, связанная с именем Конфуция (551— 449 г. до н.э.), крупнейшего

мыслителя Древнего Китая. Учение Конфуция (прежде всего, трактат «Беседы и

суждения») вплоть до XX века составлял основу системы китайского

образования. В учении Конфуция преобладала практическая философия,

связанная с проблемами нравственного воспитания и управления, естественной

гармонии общественной жизни. Главной задачей Конфуций считал формирование

личности, способной занять достойное и естественное для нее место в

обществе, четко и однозначно регламентировавшем обязанности каждого своего

члена.

Даосизм. Основателем Даосизма был Дао Цзы - историограф-архивариус при

Чжоуском дворе. Он написал «Дао лэ Цзин», состоящую всего лишь из 5000

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.