РУБРИКИ

Культура в зеркале прессы

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культура в зеркале прессы

значимый вопрос - культурное воспитание подрастающего поколения через

чтение книг. Ведь, что ни говори, а именно чтение развивает

интеллект, именно чтение формирует духовно зрелую и социальной ценную

личность. И только от читающего человека можно ждать мирового уровня

в науке, культуре, искусстве.

По мнению писателя, детская литература переживает тяжелый кризис.

«Сегодня я не могу назвать ни одного детского писателя, который

поразил – порадовал бы меня своим видением мира, манерой письма,

интонацией. Недавно я интересовался у издателей: кто из российских

детских писателей более востребован, чьи произведения пользуются

наибольшим спросом? Мне ответили: ваши книги, книги

Чуковского, Барто, Заходера …»2 - рассказывает Сергей Михалков.

Из сказанного можно сделать вывод, что перестали у нас писать

умные, добрые книжки, которые бы отвечали на вопросы юных читателей

о сегодняшней жизни, воспитывали уважение к историческому прошлому

и гордость за свой народ.

1 Неверов А. И в 90 лет жить интересно /А.Неверов // Труд – 7. –

2003. – 13 марта.

2 Там же.

А родители предпочитают своим детям покупать те книги, которые

нравились им, когда они были маленькими. И это естественно. Почему?

Да потому, что пришла свобода, отменили цензуру, редактуру и

корректуру. Пиши что и как хочешь. Вот и пишут все, кому не лень.

Далее Сергей Михалков делает вывод, что «без государственной

поддержки литературы и искусства для детей нам не обойтись … Я

удивляюсь нашим олигархам, которые вообще-то могли бы и озаботиться

духовным и нравственным здоровьем подрастающего поколения. Но они

предпочитают финансировать пышные фестивали, какие-то странные премии». 3

Я полностью разделяю точку зрения Михалкова. Ведь у нас нет

государственной политики в области чтения. Права детей на культуру и

духовные ценности не защищены. Нет закона о духовном развитии ребенка

и о праве на свободный доступ к информации. А что есть? С одной

стороны, есть издательства, которые не стремятся к публикации книг

молодых и неизвестных авторов, ибо нет твердых гарантий, что они

принесут прибыль. С другой стороны - каждый может опубликовать сегодня

любое сочинение за свой счет качество текста при этом не принимается

во внимание.

Рассмотрим еще одно интервью журналиста Анатолия Стародубца «Мое

невежество спасло «Экипаж»» с известным режиссером Александром

Миттой. Поводом для этого интервью опять же послужил юбилей. Автор в

этой беседе поднимает серьезную проблему - отсутствие детского кино и

засилье на экранах кинотеатров фильмов, преимущественно зарубежного

производства: крутых боевиков и триллеров, примитивных мелодрам и так

далее. Отечественных фильмов в кинотеатрах практически нет, а детское

кино и вовсе исчезло.

3 Там же.

Почему? Главную причину бед режиссер видит в том, что «в мире детское

кино - это высокобюджетные картины. Но снимать их сверхприбыльно,

потому что каждый ребенок - зритель приводит за ручку в кинозал еще

и папу с мамой, а это сразу три билета. Но наши продюсеры пока не

хотят рисковать, предпочитая вкладывать деньги в крутые боевики или

молодежные мелодрамы». 4

Увы, для того, чтобы снимать фильмы на европейском или

американском уровне, нужны большие деньги. А наша страна сейчас в

кризисе, и неизвестно, когда из него выйдет. Поэтому все наши большие

режиссеры снимают крупные фильмы на западные деньги, ведь пока не

будет экономически сильной страны, не может быть сильного

кинематографа.

А так хочется ясных, добрых, открытых отечественных фильмов,

«которые дают обширную информацию о жизни и обогащают наше

философское ее понимание… Умеют так мастерски завладеть и потом

держать внимание кинозала, что зрители забывают обо всем на свете,

на полтора часа погружаясь в мир кино.» 5 Ведь ясность, доброта,

открытость и покой отечественных фильмов сейчас, как никогда, нужны

нам. Может быть, именно на этих фильмах отдохнут наши души от

страсти к наживе, похоти и насилия.

В этих двух примерах я показала, как авторы сумели найти

интересные, актуальные темы для разговоров, обратить внимание на

действительно важные моменты в нашей культурной жизни и сумели

донести до читателей тревогу своих собеседников. Показали людей

правдиво и тактично.

В жанре интервью работают сейчас многие. Это модно, находит

спрос у читающей аудитории. Но все работают по-разному, а большинство

считает, будто интервью - это самый простой и самый легкий

жанр.

4 - Стародубец А. Мое невежество спасло «Экипаж» / А.Стародубец// Труд.-

2003 – 29 марта.

5 – Там же.

Действуй по принципу: пришел - увидел – написал. Однако, не все так

просто, как кажется на первый взгляд. Ведь перед тем, как

встретиться со своим героем, нужно очень хорошо подготовиться к

беседе. Определить тему разговора, вопросы, а также, насколько это

возможно, изучить личность собеседника, его деятельность. Должна

сказать, что не всем журналистам «Труда» удается найти глобальную

тему для разговора, а также показать живого человека правдиво и

тактично.

Вот лишь один пример: журналистка Ксения Чебышева в интервью

«Послушаем креольское танго» беседует с музыкантом Андреем

Макаревичем. О чем? В зачине, предваряющем текст беседы, читаем:

«Андрей Макаревич в особом представлении не нуждается. Поэт, певец,

композитор, писатель, телеведущий, актер, бизнесмен…Характер вот не

самый простой…Как только разговор заходит о чем-то личном, - лаконичен

и неуступчиво скрытен». 6

Я считаю, что, вряд ли эти общие фразы можно считать темой

интервью. Общее оно и есть общее, потому что разговор идет обо всем

понемногу :

О политике:

- Вы аполитичный человек?

- Стараюсь держаться от политики подальше - до того момента, пока не

понимаю, что происходит нечто, что может завтра принципиальным образом

изменить мою жизнь.

О личных качествах:

- А как вы сами себя оцениваете?

- А зачем? Не собираюсь заниматься самокопанием. Я веду себя так,

как считаю нужным себя вести. И делаю то, что считаю нужным

делать. Вот и всё.

- Ладно… Вы честный человек?

6 Чебышева К. Послушаем креольское танго / К. Чебышева // Труд. –2002. –

2 нояб.

- Думаю, что да.

- Принципиальный?

- Видимо, да. 7

Отсюда сразу видно, что журналистка плохо подготовилась к

разговору, беседа не привлекает внимание, не запоминается читателю.

Также читатель ни о чем новом не узнает. Хотя в этом разговоре

была главная тема – запись шестого сольного альбома Андрея Макаревича

«И т.д.» и выступление певца с концертом. «Оркестр креольского танго»

в Театре оперетты. Это, на мой взгляд, и должно было стать ведущим

мотивом беседы, а об этом автор сказал вскользь. Такое интервью не

несет никакой новизны. А произошло это потому, что журналистка

недостаточно четко определила для себя тему беседы. Отсюда и вопросы

односложные, неинтересные.

Однако хочу отметить, что в газете бывают и серьезные,

содержательные материалы (не в жанре интервью), претендующие даже

на некоторую духовную глубину. Например, критическая статья Любови

Лебединой «Жестокие игры» на спектакль «Терроризм», прошедший во

МХАТЕ имени Чехова, постановщиком которого являлся режиссер Кирилл

Серебренников. Этот «режиссер весьма успешно ставил спектакли в

Ростове- на –Дону, - пишет журналистка. - Там я видела несколько

работ, покоривших меня раскованной фантазией, юмором, умением

«играть» со сценическим пространством…» 8

Однако, после просмотра этого спектакля, автор выражает протест

против жестокости, которой итак много в сегодняшнем мире. Ее

возмущают сцены в спектакле с проявлением насилия в быту: «Мать

заявляет девятилетнему сыну, что покидает его, не желая больше тратить

свою драгоценную жизнь на такого дебила, как он. После чего уходит.»

Или другой случай: «В офисе повесилась девушка.

7 Там же.

8 - Лебедина Л. Жестокие игры. /Л. Лебедина //Труд .- 2002. – 3 дек.

Её подруги, узнав об этом, изображают страх на лицах, падают в обморок,

много суетятся, а потом, как ни в чём не бывало, пьют вино в ожидании

милиции». 9

Любовь Лебедина рассуждает и задает вопросы не только себе, но

и своим читателям. А нужны ли всем нам такие спектакли, где много

насилия и жестокости? И приходит к выводу, что «нельзя ставить

спектакль о насилии, насилуя при этом зрителей безысходностью, тыканьем

мордой в грязь, чтобы они, не дай Бог, не подумали, будто и впрямь

«человек - это звучит гордо». 10 Я с ней согласна, ведь в театр

зрители идут отдохнуть, а не проникнуться страхом перед злом и

бессердечностью.

Нам же, в свою очередь остается надеяться, что у нас останутся

режиссеры, готовые работать не ради мировой славы и туго набитого

кошелька, а ради нас, простых зрителей. Тех самых, которые, быть

может, через несколько лет будут платить любые деньги, чтобы посмотреть

того же самого «Гамлета» или «Короля Лира». Если, конечно, сегодня мы

узнаем, что такое настоящий театр и полюбим его.

Итак, подведем итоги. Наиболее популярный и любимый вид жанра у

журналистов газеты «Труд» - интервью. В целом это неплохо, придает

изданию «живой вид», дает возможность представить разнообразие мнений

и точек зрения знаменитостей на ту или иную проблему. Однако, я

считаю, что журналисты очень злоупотребляют этим жанром. Почему?

Во –первых, как показал анализ, не у всех журналистов

получается работать в этом жанре, многие не могут определить

интересную, общественно значимую тему для беседы, вызвать своего

собеседника на откровенный разговор. Отсюда, все разговоры

превращаются в легкомысленную, никому не нужную болтовню, которую

скучно читать.

9 Там же.

10 Там же.

Во- вторых, такие беседы не дают достаточной информации для

размышления, не комментируются и не даются оценки словам

собеседников. В большинстве своем не говорят о главном, о сути:

мораль, культура, духовность, нравственность… А игнорирование этих тем

неминуемо влечет за собой падение уровня культуры в целом.

В -третьих, хочется, чтобы на страницах газеты как можно больше

появлялось глубоких аналитических материалов, рецензий.

§ 2. Прежде всего - анализ

«Известия» - авторитетное общеполитическое издание, рассчитанное в

основном на достаточно образованных людей, интересующихся политикой,

экономикой, наукой, культурой и так далее. Значительное место на

страницах газеты занимают аналитические жанры –статьи, комментарии,

рецензии, обозрения. Замечу, что жанр интервью большим спросом у

издания не пользуется. Отсюда вывод – газета не стремится к

сенсационности, эпатажности, как большинство изданий, а предпочитает

дать своему читателю едва ли не самую богатую и разнообразную

информацию обо всем, что может его интересовать. Поэтому у газеты

большой коллектив журналистов, которые освещают события, происходящие

в культурной жизни общества: Алексей Филлипов, Екатерина Бирюкова,

Елена Габайдуллина (театральная сфера), Ольга Кабанова, Николай Молок

(живопись, архитектура), Юрий Гладильщиков, Мария Кувшинова, Юрий

Богомолов (киноиндустрия), Юлия Рахаева (литература) и так далее.

Посмотрим, как журналисты «Известий» используют аналитические жанры в

рубрике «Культура» с точки зрения удовлетворения запросов читателей,

а также профессионального мастерства.

Всем уже давно известно, что театр играет далеко не последнюю роль

в духовном, нравственном и культурном развитии общества. Поэтому

авторы на страницах «Известий» стремятся как можно больше уделить

внимания и рассказать своим читателям о театральной жизни.

Журналист Алексей Филлипов в своей статье «Гомер и ушу»

делится своими впечатлениями с читателями о необычной постановке

спектакля «Гомер. Илиада» режиссера Анатолия Васильева. Статью читать

интересно, так как она наполнена живыми деталями ежедневного

существования людей в прошедшую эпоху - деталями быта «на полу лежат

легкие китайские мечи и тяжелые двуручные тесаки, палки, огромная

секира.»1

Автор свое повествование начинает с описания декораций и

костюмов актеров, чтобы показать читателям, где и в какую эпоху

происходит «гибель и погребение Патрокла: входят артисты - на

некоторых из них белые кимоно, другие одеты, как в айкидо: белый

верх, черный низ…»2

Далее журналист рассказывает о том, как режиссер пытается привлечь

зрителя, сделать его соучастником представления, которое не имеет

сюжета и «подчинить аудиторию своей, воплощенной в спектакле,

воле».3

Хороша идея автора познакомить читателя с нетрадиционной постановкой

спектакля, в котором использованы борьба ушу и ритмическая музыка.

Статья дает читателю пищу для размышлений: нужны ли нам такие спектакли?

Ведь «люди, покупающие театральные билеты в уличных ларьках для

«Илиады» слишком несовершенны». 4

«Илиада» создана заново и по-новому. И уж так устроен мир, что

все новое воспринимается с осторожностью с оглядкой, с опасениями.

Мы же привыкли к традиционной постановке спектаклей, где есть

внятный, осмысленный, связанный с человеком интерес. В этой же

постановке

1 Филлипов А. Гомер и ушу / А. Филлипов //Известия. – 2002. – 27 июля.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

зрителю предлагают стать не наблюдателем, а соучастником – вслед за

артистами впасть в транс, ощутить на себе, что такое вакхическое

безумство.

Хочу рассмотреть еще один материал Алексея Филлипова «Продавцы

воздуха». Cегодня в театрах очень много спектаклей ставится по

классическим произведениям литературы. «Публика стосковалась по

современной пьесе, - пишет журналист. – Среднему человеку нужны

узнаваемые, внятные ситуации.»5 Вот такую пьесу «Профессионалы

победы», в жанре «комедия - трагедии», поставил режиссер Александр

Гельман. Журналист подробно пересказывает сюжет пьесы, а также

рассказывает о работе актеров, задействованных в ней. Повествует об

удачных находках в постановке спектакля: «Вячеслав Долгачев удачно

использует изображающий телевизор проекционный экран, а двойник

Щербакова ведет содержательные диалоги с подлинным Дубовым». 6 И

зрителю это нравится…

Филлипов приходит к выводу, что именно такие пьесы нужны

нынешнему зрителю, ибо рассказывают ему о жизни современного человека

со всеми его проблемами, радостями и печалями.

Также на страницах «Известий» много материалов посвящено

кинематографу. Остановимся на статье Юрия Гладильщикова «Окончательный

анализ». В предлагаемом материале автор знакомит читателей с фильмом

«Неверная» режиссера Эдриена Лайна. Прекрасный слог автора

позволяет читателям постичь глубину содержания фильма, ощутить простые

(и такие сложные) истины бытия… «Он - заботливый муж и отец в возрасте

за сорок, вероятно, любящий жену, но погруженный в работу. Она - не

работает, изменять ему не собирается, но … тут случайно встречает

романтического мужчину».7

5 Филлипов А. Продавцы воздуха / А.Филлипов // Известия. –2002.- 24 сент.

6 Там же.

7 Гладильщиков Ю. Окончательный анализ / Ю.Гладильщиков // Известия.-

2002. – 25 июля.

И хотя автор нам рассказывает об американском фильме, он все же

близок российскому зрителю, ведь в нем есть всё: любовная неразбериха,

измены, неожиданности, страсти и … убийство.

Юрий Гладильщиков предлагает читателю порассуждать о семейном

счастье и любви. Ведь проблема семейного счастья существует всегда, то

и дело болезненно напоминает о себе, требуя анализа. В жизни бывает

всякое. И придется делать первый шаг, не зная каким будет второй.

«Герои же «Неверной», … ради сохранения семьи и будущего своего сына

переживают не только измену одного из них, но и оставленный за

плечами труп.» 8

Особо хотелось бы отметить статью Ольги Кабановой «Арсенал

шедевров». Почему? Как мне кажется, мы все реже и реже читаем такие

прекрасные, увлекательные статьи в периодической печати. Ольга

рассказывает нам о 8-ой архитектурной выставке в рамках Венецианской

биеннале. Статья автора читается на одном дыхании. Ярко, многоцветно

описывает журналистка эту выставку: «… магазины, дома, музеи, церкви,

вокзалы и небоскребы… Только с первого взгляда все эти здания,

рвущиеся ввысь, и птицей распластанные над землей небоскребы, больше

похожие на космические объекты или покрытые металлом облака, отчуждены

от людских нужд. При детальном рассмотрении ясно, что все в них сделано

для удобства потребления, все функционально». 9

Вот так, шаг за шагом, с подробными пояснениями и яркими примерами

ведет нас в увлекательное путешествие по выставке Ольга Кабанова:

«…это не дивный прозрачный пузырь неправильной формы и не выросшая до

гигантского состояния амеба, а хорошо организованный комплекс для

удобного взаимодействия человека с автомобилем.» 10

Информация подается автором так, что ее оказывается достаточно,

чтобы 8 Там же.

9 Кабанова О. Арсенал шедевров / О. Кабанова // Известия. – 2002. – 10

сент.

10 Там же.

понять какие интересные проекты в ближайшие годы станут архитектурными

премьерами. Я считаю, что эта статья очень познавательна для читателя,

здесь много интересных и необычных идей архитекторов. В общем,

читатель найдет в этом материале для себя много полезной, занимательной

и любопытной информации.

ГЛАВА III. «Восточно- Сибирская правда» о культуре

«Восточно- Сибирская правда» - общественно –политическое издание

Иркутской области. Освещает не только историю родного Приангарья, но

и является зеркалом происходящих в области и России перемен. Авторы,

печатающиеся на страницах газеты, очень большое внимание уделяют

культурной жизни Иркутской области. Обращаются к прошлому и смотрят в

будущее, чтобы яснее представить нам, своим читателям, какие вехи в

общественной истории оставил город наш, чем приумножил богатства

натуральные и духовные, чем порадовал мир, чем был жив до нас и чем

живет сейчас, чем надеется жить завтра. Точность и выдержанность

публикуемых материалов разнообразной тематики, позволяет говорить о

высоком профессионализме редактора и журналистов газеты, который

является основой того, что издание имеет широкий круг читателей.

§ 1. В ожидании чуда

Иркутск считается одним из самых театральных городов России.

Театр всегда притягивает людей к себе, ведь он воспитывает зрителя,

учит думать, сопереживать. Как надоела всем нам пошлость современного

кинематографа и телевидения. Люди изголодались по натуральной духовной

пище и идут теперь в театр, так как он, «…болея и страдая вместе с

обществом, каким-то чудом бережет еще здравый смысл и тайную силу -

великую классическую литературу, дающую ответы на мучительные вопросы

бытия».1

На страницах газеты перед читателями предстает своеобразный

журналистский путеводитель по театральной жизни Иркутска. Почти в

1 Дьяченко Н. О! Как хочется смутить веселость их…/Н.Дьяченко //Восточно-

Сибирская правда. – 2002. – 17 окт.

каждом номере газеты – рецензии на театральные спектакли, которые

проходят в наших театрах: драматическом, музыкальном, ТЮЗе и

кукольном. В газете создался интересный коллектив журналистов:

Светлана Мазурова, Наталья Фёдорова, Светлана Жартун, Татьяна

Ковальская, Марина Рыбак, Арнольд Беркович и другие, который освещает

культурную жизнь нашего города. Материалы авторов отличаются особой

глубиной и всегда наполнены собственными мыслями, впечатлениями,

переживаниями об увиденном.

С удовольствием я прочла статью критика Арнольда Берковича

«Власть и страсти», где он анализирует работу режиссера Геннадия

Шапошникова, поставившего трагедию У.Шекспира «Король Лир». Автор

обращает внимание читателя на то, что пятиактная трагедия была

сокращена до двух актов. Но, несмотря на это, режиссеру удалось

«добиться выраженного динамизма и зрелищности действия…подчинить

актерский темперамент общей идее и вовлечь зрителя в круговорот

событий.» 2

Беркович справедливо замечает, что выразительная игра актеров

обогащала образы, созданные великим драматургом. «Виталий Венгер

(Король Лир) … демонстрировал способность глубочайшего проникновения в

таинства человеческого бытия, умения развивать жизнь персонажа в

постижении многоплановости человеческого характера… Он сумел … провести

своего Лира от деспотичного монарха, ослепленного властью и потому

более доверяющего лжи, чем благородной искренности, до трагедии

обыкновенного человека.» 3

А также отмечает роль декораций А.Плинта (заслуженный деятель

искусств), которые «доминируют в спектакле, художественно определяют

режиссёрское мизансценирование… и убедительно передают мятежный и

философский смысл трагедии.» 4

2 Беркович А. Власть и страсти / А.Беркович //Восточно-Сибирская правда.

–2002. – 30 окт.

3 Там же.

4 Там же.

Повествование об этом спектакле критик ведет спокойно и приглашает

читателя поразмышлять: в чем заключается достоинство новой премьеры и

вновь открыть для себя великого Шекспира.

Не только о драматическом театре пишут авторы на страницах

газеты, но и о музыкальном театре имени Загурского. В своем интервью

«И взяли зрителей в полон…» Светлана Жартун беседует с директором

Иркутского музыкального театра Владимиром Константиновичем Шагиным.

Журналистка умело построила с ним разговор, во всяком случае, из него

читатель может составить представление о том, как наш театр был на

гастролях в городе Киеве. Светлана беседует о трудностях, которые

испытал театр в ближнем зарубежье. «Когда приглашают в гости, оказывают

хоть какие –то знаки внимания. Этого внимания или поддержки мы не

ощутили»,5 - говорит Владимир Шагин.

Затем автор показывает своего собеседника, который с гордостью

рассказывает об успехе своего театра на гастролях и о том, насколько

популярными стали иркутские спектакли в Киеве. Одноактные оперы,

поставленные на музыку Доницетти и Оффенбаха, произвели фурор. Очень

понравился наш балет, …все спектакли были востребованы, я уже не

говорю о «Сильве», «Летучей мыши», «Марице». 6

Читая интервью Светланы Жартун делаешь вывод, что наш музыкальный

театр не стоит на месте, он всегда в движении, экспериментирует, живёт …

Уникальность наших театров состоит в том, что мы можем сюда

прийти отдохнуть, посмотреть грандиозные, масштабные постановки и

ощутить себя сопричастным к событиям, происходящим на сцене. Ведь

самое сильное театральное воздействие на людей - это сопереживание.

Благодаря ему, театр объединяет и детей, и взрослых, заставляет

каждого «прожить» происходящее на сцене. Однако, мы почти

никогда не

5 Жартун С. И взяли зрителей в полон… / С. Жартун // Восточно-Сибирская

правда. – 2002. – 26 окт.

6 Там же.

задумываемся о том, в чем кроется потенциал театра, с какими

трудностями и проблемами он сталкивается, как они решаются. Журналисты

и об этих проблемах пишут на страницах газеты, помогая тем самым, своим

читателям, поразмышлять и составить представление о том, какое место

сегодня занимает театр в нашей жизни, нужен ли он нам …

Из беседы Светланы Жартун с А. Худяковым, начальником отдела

искусств комитета по культуре администрации Иркутской области, мы узнаем

о том, что для всех театров проблемой номер один является выбор

репертуара. Ведь театр посещают люди разных социальных слоев населения,

разного возраста, у всех свои потребности, интересы, и каждый имеет

право на их удовлетворение. «Значит, руководство театра, режиссура

должны это учитывать, в театре должны быть социологические,

маркетинговые службы, менеджмент, - говорит Алексей Худяков, - … бывают

и такие спектакли, с которых зрители выходят недовольными, а все

потому, что они не подготовлены к их восприятию.» 7

А для того, чтобы воспринимать сложные истины искусства, надо

уметь чувствовать его, обладать развитой духовной организацией,

эстетическим и эмоциональным чутьем. Наш зритель, в большинстве своем,

не обладает такими качествами, ведь «вся та мишура по телевидению,

глупость, которая лежит на книжных прилавках, не дают нам

представления ни о Босхе, ни о Брейгеле. Чтобы понять о чем идет

речь в спектакле, надо хоть немного почитать…, так как для восприятия

театрального искусства вообще, а интеллектуального особенно, нужна

подготовка.» 8

Нам же остается надеяться, что театр отбросит некоторые

несовершенства в своем репертуаре, станет более доступным для зрителя,

а также будет соответствовать их возможностям и интересам.

7 Жартун С. Зеркало жизни - театр / С.Жартун // Восточно-Сибирская

правда. – 2003. – 27 марта.

8 Там же.

В нашей жизни кино является не только местом времяпровождения и

свиданий, но и источником духовного, нравственного, интеллектуального

становления личности. Однако сегодня настоящее отечественное кино

постепенно вытесняется американской киноиндустрией, где пропагандируется

исключительно зарубежный образ жизни. Нам стремятся всеми силами

навязать американские стандарты жизни, ценности, а это, в свою

очередь, вносит хаос, пошлость, примитивные вкусы, бездуховность в

жизнь нашего общества. Что происходит? Почему мы смотрим картины

преимущественно зарубежного производства? Об этом мы узнаём из беседы

журналистки Светланы Мазуровой «Ленфильм»: город в городе» с

известным кинорежиссером Виктором Сергеевым. «Прокатчики, - рассказывает

режиссер, - предпочитают работать с американскими «пулялками» и

«стрелялками», которые, прежде всего, приносят им деньги, и мало

задумываются над эстетическим и художественным воспитанием отечественного

зрителя.» 9

Также из разговора мы узнаем и о хороших новостях, происходящих с

отечественным кино, в частности, на киностудии «Ленфильм». «У нас

довольно обширная программа, в работе много собственных фильмов, в том

числе и телевизионных…»10

Продолжая разговор на эту тему, журналистка Элла Климова в своей

статье «Вольный полёт» рассказывает об отечественном фильме «Кукушка»

режиссера Александра Рогожкина, который вышел на экраны наших

кинотеатров. Элла Климова своим рассказом о фильме заинтриговывает и

призывает читателя подумать: в чем заключается достоинство этой

картины. Сама же она заключает: «Достоинство картины в том, что она

обращена к каждому сердцу».

Читателю интересны рассуждения журналистки, ему хочется посмотреть

этот фильм о «двух солдатах враждующих армий и женщине

9 Мазурова С. Ленфильм: город в городе /С. Мазурова // Восточно-

Сибирская правда. – 2002. – 14 дек.

10 Там же.

из крохотного северного народа саами, спасшей их», 11 разделить их

радости и огорчения.

§ 2. Петербургские встречи

Одна из лучших рубрик «Восточно-Сибирской правды», как мне

кажется, это «Петербургские встречи». Журналистка Светлана Мазурова

ведет увлекательные беседы с известными людьми: знаменитыми режиссерами,

актерами, живущими в Санкт –Петербурге. Среди них: Сергей Русскин,

Анатолий Ракович, Михаил Пореченков, Андрей Кончаловский, Татьяна

Пилецкая, Николай Трофимов, Виктор Сергеев и другие.

Читать эти беседы, на мой взгляд, одно удовольствие. Светлана умеет

расположить к себе собеседника, поговорить с ним не только о творчестве,

но и о личной жизни, о проблемах и трудностях. Автор нам показывает

своего собеседника таким, каков он есть, со своими слабостями,

недостатками, привычками, характером и жизненными ориентирами. Каждая

беседа приоткрывает читателю таинственную сторону души человека, образ

которого ему давно известен. Ведь далеко не всегда внутренняя жизнь

героя соответствует его знакомому внешнему облику. Такие разговоры

дарят возможность помногу раз перечитывать истории своих кумиров,

сопереживать и радоваться за них.

В одной из своих бесед «Разные судьбы Татьяны Пилецкой» Мазурова

рассказывает о жизни актрисы и о ее творчестве, о том, как режиссеры

«ценят актерское мастерство, путь, который он прошел, актерский багаж,

который накопил.» 1

Тема интервью интересна не только двум лицам - журналисту и его

собеседнику, но и читателям. Так как от автора мы узнаем о тяжелом

11 Климова Э. Вольный полёт /Э.Климова // Восточно-Сибирская правда. –

2002. – 20 нояб.

1 Мазурова.С. Разные судьбы Татьяны Пилецкой / С. Мазурова // Восточно-

Сибирская правда. – 2002. – 7 дек.

времени актрисы: «были периоды невостребованности… были и другие

режиссеры, которые «совали» меня в разные пьесы» 2 - рассказывает

Пилецкая. А также о том, как всё это происходило, как сталкивались

характеры коллег и их убеждения, кто персонально какую роль сыграл в

жизни и творчестве актрисы. «Вы знаете, как в кино берут? По

типажу, по лицу, а что там у актрисы внутри, режиссеров мало

волнует … Я не говорю, конечно, о больших мастерах, с которыми мне

довелось работать…»3

Беседуя с известной актрисой, автор сумел разглядеть роль ее

труда для нас, читателей и зрителей, ее отношение к избранному делу.

«Меня узнают. И говорят добрые слова. Значит зрителю запало то, что

я сделала за свою жизнь.» 4

Согласитесь, это вполне серьезная тема, потому что многие

журналисты пишут об эстрадных, киношных сплетнях: кто с кем, как и

каким образом. А хочется, чтобы писали о тех, кто приобщает нас к

искусству, дарит нам неповторимые минуты радости. И это, я считаю,

удается Светлане Мазуровой. Она не задает глупых вопросов, а

рассказывает о становлении актрисы, о её трудностях и проблемах, о

их решениях.

Следующим собеседником в интервью «Есть ещё порох» Светланы

Мазуровой стал всенародно известный и мной любимый артист – Николай

Трофимов. Читая это интервью об актере, о его творческом пути, перед

глазами видишь кадры из фильмов и героев, которых сыграл Николай

Трофимов - это капитан Тушин («Война и мир»), Лев Гурыч Синичкин

(«Африканыч»)… Светлана Мазурова увлекательно рассказывает об актере.

Из её беседы мы узнаем, что артист ещё занимается со студентами,

преподавая им «Актерское мастерство». «Я занялся преподаванием 8 лет

назад. У меня будет второй выпуск. Ребята

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

учатся при консерватории, где готовят режиссеров

музыкальных

театров.» 5

Узнав об этом, читатель с ещё большим уважением начинает

относиться к своему кумиру, который посвятил свою жизнь великому

делу – искусству. Искусству, которое дарит людям радость, надежду,

помогает найти выход из трудных ситуаций, учит мечтать и заставляет

размышлять над смыслом своей жизни. Невольно сравниваешь свою судьбу с

его, ведь Николай Трофимов «театру служит уже ни много, ни мало 38

лет».6 Оценивая мастерство Трофимова удивляешься тому, откуда столько

сил и энергии у этого «скромного, приятного в общении артиста». 7

Журналистка также обращает внимание читателя на необычное хобби

своего собеседника. «Я люблю мозайку. У меня есть две большие

картины (полтора на два метра). Одна «За Русь», - вторая –

«Фальстаф», мы с женой их вдвоём делали … Собирали старые

пластмассовые разноцветные игрушки, резали их на небольшие квадратики

и клеили клеем БФ по рисунку на дерево». 8

Беседы Светланы Мазуровой хороши, ведь они теплые, душевные, легко

читаются и, конечно, запоминаются. Мне кажется, они зазвучали. Хочется

верить, что на этом работа журналистки не остановится и «Петербургские

встречи» останутся со своими читателями на долгие годы.

§ 3. Память и памятники

Каждый из нас знает, что Иркутск также богат историко-культурным

наследием и ему присвоен статус исторического. Старые памятники

5 - Мазурова С. Есть ещё порох / С. Мазурова // Восточно- Сибирская

правда. – 2002. – 31 дек.

6 - Там же.

7 - Там же.

8 - Там же.

культуры - предмет гордости и творческого вдохновления иркутян. На

них приезжают посмотреть люди из разных уголков земного шара. Интерес

и любовь к прошлому – неотъемлемая часть истинной культуры. Для тех, кто

хочет узнать о судьбе культурного наследия в нашем крае, на

страницах «Восточно-Сибирской правды» выходит тематическая полоса

«Иркутские страницы». Журналисты взялись за благое дело – восстановление

русской истории, русской старины. Память – прекрасная вещь, поэтому она

должна быть устремлена в нашем настоящем, к живым людям. Она должна

врываться в наш сегодняшний день, будить сердца, будить совесть.

Я считаю, что статьи о старине интересны не только людям старшего

поколения, но и молодежи. Очень привлекают удачные фотографии, которыми

сопровождены материалы.

Журналисты стараются приоткрыть своим читателям духовные основы русского

мировоззрения, пробудить в них вдохновенный интерес к тому, что создавалось

талантом нашего народа много лет тому назад. Авторы не только приглашают

читателей к созерцанию приятных глазу украшений городского жилища, но и

высказывают озабоченность по поводу их сбережения. Ведь памятники прошлого

несут важную информацию, хранят память о минувших веках и поколениях,

отражают духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Интересной и глубокой мне показалась статья Ирины Горбуновой

«Подарок городу». Автор пишет об одном из красивейших деревянных

памятников города, который расположен по улице Свердлова.

«Одноэтажный, но внушительный по размерам, сияющий свежим, не

успевшим потемнеть от времени деревом, он выглядит щёголем рядом со

своими соседями». 1 Так описывает Ирина этот дом, в котором будет

1 Горбунова И. Подарок городу / И.Горбунова // Восточно-Сибирская

правда. – 2003. – 5 апр.

отмечать новоселье областной центр народного творчества и досуга.

Кстати, я тоже не раз заглядывалась на это деревянное чудо и

мучилась вопросом, что это за домик.

Далее она рассказывает, как воссоздавался дом притча. Сколько

сил, средств и времени было израсходовано на восстановление памятника

культурного наследия. «Этот дом, выстраданный, родной, - говорят

реставраторы, - в него душа вложена. А когда дом с душой построен,

он и стоит долго, вместе с ним живет память о строителях» 2

Людмила Григорьевна Ваховская делится своей радостью: «У нас

здесь будет выставочный зал для мастеров народного творчества,

библиотека, компъютерный и записывающий кабинеты. Все это помогает

успешно решать стоящие перед нами задачи сохранения и

поддержки

народного творчества по всей Иркутской области, развития современных

направлений в художественной самодеятельности, научно-исследовательской

работы, обучения кадров и организации массовых культурных

мероприятий». 3

Читая эти строки, невольно приходишь к мысли о том, что пока живы

эти благоуханные старые дома и домики, жив по-настоящему не только

старый, но и новый город. Старина для нас очень притягательна и

дорога, всегда так тянет в старые улочки, чтобы рассмотреть со всех

сторон сросшийся с землей дом, чтобы обнаружить что-то необычное,

неповторимое. Ведь только ради этого стоит сохранить и приумножить

культурное наследие, оставленное нашими предками.

2 Там же.

3 Там же.

Заключение.

Итак, сегодня многие исследователи считают, будто наша культура

переживает тяжелый кризис. Они утверждают, что мы совершенно не умеем

ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством. И что

же? Все так безнадежно? Я бы не сказала. Ведь в последнее время культура

прошлого органически входит в жизнь современного человека. Его сейчас, как

и много лет тому назад, волнуют и радуют дивные творения материальной и

духовной культуры, созданные давным-давно. Мы наконец-то начали понимать,

что прошлое играет огромную роль в становлении настоящего.

Отечественная культура возрождается. Очевидным и ярким примером может

служить наша периодическая печать, которая на страницах своих газет

публикует материалы, дающие читателю возможность «погрузиться» в мир

культуры наших предков.

Я постаралась в своей дипломной работе проанализировать статьи

авторов, которые стремятся показать трудности и проблемы, существующие на

современном этапе в отечественной культуре. Журналисты на страницах

периодической печати поднимают актуальные вопросы: духовное и культурное

воспитание нашего подрастающего поколения. Несмотря на то, что все

публикации такие разные, но проникнуты единым стремлением – помочь

воспитать детей нравственно и духовно богатыми личностями. Читая эти

статьи, начинаешь думать о том, как помочь ребенку в развитии его

интеллектуального и духовного мира.

Надо отдать должное центральным газетам «Известия», «Труд», а также

общественно-политической газете Иркутской области «Восточно-Сибирская

Правда». Именно эти издания, на мой взгляд, дают читателю едва ли не самую

богатую и разнообразную информацию о культурных событиях, происходящих в

нашей стране. Авторы газет, как правило, хорошо информированы, обладают

высокими знаниями о том или ином виде искусств. В материалах журналистов не

встретишь непроверенных сведений, фактов, брошенных читателю ради сенсации,

как это делает «желтая» пресса, в частности, «Московский Комсомолец».

Аналитические статьи в газетах «Известия» способны дать читателю толчок к

размышлению о проблемах и трудностях, которые переживает культура сегодня.

Беседы авторов газет «Труд» и «Восточно-Сибирская Правда» с деятелями

культуры, дали счастливую возможность поразмышлять о жизни своих кумиров,

провести параллель с собственной судьбой и найти выход из трудных житейских

ситуаций.

Однако, хочу сказать, что на страницах прессы журналисты очень много

внимания уделяют искусству: театру, кино, литературе. И очень мало –

музыкальной культуре. Почему? Ведь музыка – это тоже искусство, ее

воздействие на формирование личности огромно. Музыкальное искусство, как

никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств и множеством нитей с

жизнью человека. Поэтому хочется пожелать журналистам, чтобы они больше

писали об этом виде искусства.

Список использованной литературы

Книги

Балакина Т.И. История русской культуры: Учеб. пособие / Т.И. Балакина.

– изд. доп. и перераб. – М.: Издат. центр АЗ, 1995. – 263с.

Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая

типология: Учеб. пособие /Л.М. Гаврилина. – Кал-д: КГУ, 1999. – 105с.

Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка / В.И. Даль. – М.:

Русский язык, 1981. – 779с.

Заболоцкий Н.А. Стихи и поэмы /Н.А. Заболоцкий. – М.: Современник,

1981. – 376с.

Зезина М.Р. История русской культуры: Учеб. пособие для студ.

вузов, обуч. по спец. «История»/ М.Р.Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин.

–М.: Высш. шк., 1990. – 432с.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие / И.

В. Кондаков. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 687с.

Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. – М.: Искусство, 2000.

– 440с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

дворянства (XVIII – нач. XIX века) /Ю.М. Лотман. – 2-е изд. доп. – СПб:

Искусство, 1999. – 415с.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии

/В.Н. Романов. – М.: Наука, 1991. – 190с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин. – М.:

Наука, 1992. – 357с.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Большая Советская

Энциклопедия, 1983. – 864с.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное/А. Швейцер. –

М.: Прометей, 1993. – 512с.

Шаповалов В.Ф. Основы философии/В.Ф. Шаповалов. – М.: Фиар-Пресс,

1999. – 595с.

Материалы СМИ

Беркович А. Власть и страсти /А. Беркович // Восточно- Сибирская

правда. – 2002. – 30 окт.

Варфоломеев П. Изголодавшиеся таланты /П.Варфоломеев // Труд. – 2002.

–15 дек.

Гладильщиков Ю. Окончательный анализ /Ю. Гладильщиков // Известия. –

2002. – 25 июля.

Горбунова И. Неделя памятников и исторических мест /И.Горбунова //

Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 13 апр.

Горбунова И. Подарок городу / И.Горбунова // Восточно-Сибирская

правда. – 2003. – 5 апр.

Дардыкина Н. Фантазер под гипнозом / Н. Дардыкина // Московский

комсомолец. – 2002. – 17 дек.

Дьяченко Н. О! Как мне хочется смутить веселость их/ Н. Дьяченко

//Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 17 окт.

Жартун С. Зеркало жизни – театр /С. Жартун //Восточно-Сибирская

правда.- 2003.- 27 марта.

Жартун С. И взяли зрителей в полон…/ С. Жартун // Восточно-

Сибирская правда. – 2002. – 26 окт.

Кабанова О. Арсенал шедевров /О. Кабанова //Известия. – 2002. –10

сент.

Кабанова О. В культуре нет провинции / О. Кабанова // Известия. –

2002. – 18 марта.

Кириллов. В. Фигуры умолчания. / В. Кириллов // Литературная газета.

– 2002. – 4-10 сент.

Климова Э. Вольный полет /Э. Климова // Восточно-Сибирская правда. –

2002. –20 нояб.

Ковальская Т. Разговор начистоту/ Т.Ковальская //Восточно-Сибирская

правда. – 2002. – 15 окт.

Колодный Л. Третий Рим / Л. Колодный // Московский комсомолец. –

2002. – 24 янв.

Кошкина Т. Культура и бизнес спасут Россию / Т. Кошкина // Иркутские

промышленные Известия. – 2003. – 28марта

Кучина О. Мифы о России / О. Кучкина // Культура. – 2002. – 22-28

марта.

Лебедина Л. Жестокие игры / Л. Лебедина //Труд. – 2002.- 3 дек.

Мазурова С. Есть еще порох / С. Мазурова // Восточно-Сибирская

правда. – 2002. – 31 дек.

Мазурова С. Ленфильм: город в городе / С. Мазурова // Восточно

–Сибирская правда. – 2002. – 14 дек.

Мазурова С. Разные судьбы Татьяны Пилецкой /С. Мазурова // Восточно-

Сибирская правда. – 2002. – 7 дек.

Минкин А. Ночь Тарковского / А. Минкин // Московский комсомолец. –

2002. – 12 апр.

Неверов А. И в 90 лет жить интересно / А.Неверов // Труд. - 2003.

– 13 марта.

Поляков Ю. Культура не должна быть служкой рекламы / Ю.Поляков

//Литературная газета. – 2002. – 19-25 июня.

Романова М. Оглушенные счастьем / М. Романова // Московский

комсомолец. – 2001. – 5 янв.

Скатов Н. Русская культура сегодня / Н. Скатов // Литературная

газета. – 2001. – 23-29 мая.

Стародубец А. Мое невежество спасло «Экипаж» / А. Стародубец //

Труд. – 2003. – 29 марта.

Фёдорова Н. Счастья вам, служители Мельпомены /Н. Федорова //Восточно-

Сибирская правда. – 2002.- 27 марта.

Филлипов А. Гомер и ушу/ А. Филлипов // Известия. – 27 июля.

Филлипов А. Продавцы воздуха / А.Филлипов //Известия. – 24 сент.

Чебышева К. Послушаем креольское танго/ К. Чебышева // Труд. – 2002.

– 2 нояб.

Шавырина М. Больше секса сверху и снизу/ М. Шавырина// Московский

комсомолец. – 2002. – 23 янв.

-----------------------

7 Кириллов В. Фигуры умолчания / В. Кириллов // Литературная газета. –

2002. – 4-10 сент.

5 Там же.

6 Там же.

4 Минкин А. Ночь Тарковского / А. Минкин // Московский комсомолец. -

2002. - 12 апр.

2 Шавырина М. Больше секса – сверху и снизу / М. Шавырина // Московский

комсомолец. - 2002. – 23 янв.

3 Там же.

1 Ковальская Т. Разговор начистоту / Т. Ковальская. // Восточно-Сибирская

правда.- 2002. – 15 окт.

4 Поляков Ю. Культура не должна быть служанкой рекламы / Ю. Поляков //

Литературная газета. - 2002. – 19- 25 июня.

3 Лихачев Д.С. Русская культура./ Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000.

- С. 118.

2 Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая

типология: Учеб. пособие/ Л.М. Гаврилина. - Кал-д: КГУ., 1999. - С. 79.

1 Зезина М.Р. История русской культуры: Учеб. пособие для студентов

вузов, обуч. по спец. История./ М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин. -

М.: Высш. шк., 1990. - С. 273.

5 Там же. - с. 531-532.

6Лихачев Д.С. Русская культура./ Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000.

- С. 14.

7Там же. – С. 83.

4 Шаповалов В.Ф. Основы философии./ В.Ф. Шаповалов. - М.: Фиар-Пресс,

1999. - С. 526.

1 Философский энциклопедический словарь. - М.: Большая Советская

Энциклопедия, 1983. - С. 292-293.

2 Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы./ Н.А. Заболоцкий. - М.:

Современник, 1981. - С. 258.

3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин. - М.:

Наука, 1992. - С. 218-219.

3 Там же - С. 92.

2 Лихачев Д.С. Русская культура/ Д.С. Лихачев. - М.: Икусство, 2000. -

С. 9.

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка./ В.И.Даль.

- М.: Русский язык, 1981. - С. 217.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.