РУБРИКИ

Культура в зеркале прессы

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культура в зеркале прессы

Культура в зеркале прессы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Иркутский государственный университет

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории и практики журналистики

КУЛЬТУРА В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ

Дипломная работа

студентки 5 курса группы 8531

Нюргачёвой Натальи

Александровны

Научный руководитель

старший преподаватель

Шерстов Владимир

Владиславович

ИРКУТСК, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. Культура и ее роль в современном обществе …………………...5

§1 Культура … С чем мы связываем это ёмкое

понятие?..............5

§2 Культура сегодня ………………………………………………….10

§3 СМИ и культура: проблемы взаимодействия ………………….15

ГЛАВА II. Вопросы культуры на страницах центральной прессы ……….22

§1. Хлебом не корми - дай поговорить, или Пришёл –

увидел – написал. ……………………………………………………...22

§2. Прежде всего - анализ …………………………………………29

ГЛАВА III. «Восточно –Сибирская правда» о культуре …………………..34

§1. В ожидании чуда ………………………………………………..34

§2. Петербургские встречи …………………………………………39

§3. Память и памятники …………………………………………....41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………47

Введение

Слово «культура» принадлежит, наверное, к числу наиболее часто

встречающихся в обиходе. Оно существует практически во всех языках

и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных

контекстах. Даже, если судить по периодической печати, - а она

довольно точно улавливает потребность читателя, - наиболее

популярный круг тем связан нынче с культурой.

Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет

и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но из-за

того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения.

Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи

определений культуры. Но как бы они ни определяли понятие

«культура», оно всегда включает в себя образование - «умственное и

нравственное». 1

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. Слово

«культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы,

ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под

воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны

естественными причинами.

В XXI веке необычайно возрос интерес людей к особенностям и

истории своей культуры. Прошлое собственной культуры, памятники

старины, народные традиции и обычаи в последнее время вызывают у

всех живейший интерес.

Тема моей дипломной работы: «Культура в зеркале прессы». Почему

я выбрала эту тему? Ну прежде всего потому, что на сегодняшний

день на Западе распространено мнение, что русский народ крайне не

культурен. Они считают, что у нас в стране до сих пор

большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг:

музеи, литературу, театр, музыку. На мой взгляд, это бытующее

представление о некультурности нашего народа, совершенно не верно.

И выбрав эту тему, я попытаюсь разобраться в этой точке зрения и

опровергнуть ее.

Ведь культура - «это огромное целостное явление, которое делает

людей, населяющих определенное пространство, из просто населения -

народом, нацией.»2

Я считаю, что наши люди не так бескультурны и знают, что в

понятие культура также входит религия, наука, техника, нравственные

и моральные нормы людей и государства.

Наше время, рубеж XX и XXI столетий, знаменуется новым

мышлением. Современный человек начал осознавать связь между судьбой

народа и судьбой культуры. Для него надежда на культуру стала

выше надежды на военную мощь государства, партии, во что еще

совсем недавно безоговорочно верил. На шкале человеческих ценностей

культура явно потеснила силу.

Мы начали осознавать, что заботясь о нашей культуре, мы прежде

всего заботимся о своем будущем. Ведь человек сам строит дом-

культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, все им

создаваемое вокруг себя - в чем он живет и что следует называть

культурой в широком смысле этого слова, включая науку, образование и

разумное отношение человека в природе, ибо природа - это наш

дом.

Примеры неразумной деятельности по истреблению природы, природных

запасов и культурных ценностей, я думаю, не стоит перечислять.

Можно даже сказать, что эта деятельность все увеличивается, и если

не будут приняты разумные меры, то миру грозит полное уничтожение.

Исходя из всего этого, академик Д.С. Лихачев, предложил термин

для защиты человеческой культуры - экология культуры. «Культурная

экология» - это и произведения архитектуры, различных искусств,

литературы в том числе, это и язык, это и все культурное

наследие человечества. Выбросите, что-либо из сферы экологии культуры

- человек лишится части своего «дома».3

И поэтому, если мы сохраним нашу культуру и все то, что

способствует ее развитию - школы, университеты, библиотеки, архивы,

музеи и, конечно, наш богатейший язык, то мы останемся великой

державой и сохраним свое первенство на всем пространстве бывшего

Советского Союза.

А чтобы движение за подъем культуры в нашей стране имело

ощутимый успех, оно должно широко обсуждать и освещаться в печати.

Ведь средства массовой информации имеют огромные возможности для

развития и культурного обогащения личности. Телевидение, радио и

печать создают новую среду, которая меняет человеческие чувства,

формирует многосторонне развитого человека, все чувства которого

взаимодействуют при просмотре, независимо от содержания увиденного.

Сейчас человечество вступило в период «электронной революции»,

которая приведет людей к восприятию чувств и полной гармонии.

Далеко не последнюю роль пресса играет в духовном, культурном,

нравственном воспитании и развитии общества. Поэтому для анализа я выбрала

периодическую печать.

В первой главе я рассмотрю понятие «культуры» и расскажу, что вкладывают

в него разные мыслители. А также определю проблемы взаимодействия СМИ и

культуры.

Во второй главе я проанализирую, как освещаются вопросы культуры на

страницах центральной прессы. Для анализа выбраны материалы по вопросам

культуры двух старейших российских газет – «Труд» и «Известия».

В третьей главе я расскажу, какое влияние оказывает ежедневная, местная

газета «Восточно-Сибирская правда» на культурную жизнь Иркутской области.

Глава I Культура и ее роль в современном обществе.

§1 Культура… с чем связываем мы это емкое понятие?

Первоначальное понятие «культура» связывалось с целенаправленным

воздействием человека на природу, прежде всего с земледелием.

Позднее им стали обозначать результаты воспитания и обучения самого

человека. В современном же значении понятие «культура» стало

использоваться в XVIII-XIX веках.

Так, часть мыслителей, представляющих натуралистическое направление,

исходили из признания основополагающим природного фактора в

человеке. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов

природы и подчиняться им (человек часть природы, природа -

главное мировое событие).

Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778) рассматривал

человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы

жизнь - как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность

культуры Руссо видел как в существовании частной собственности,

которая делает людей неравными (сочинение "Рассуждение о начале и

основаниях неравенства"), так и в существовании абсолютизма -

власти, антинародной по своей сути. Не меньшим злом он считал

религию, искусство и науку, которые способствуют сохранению

неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни счастливой

жизни людей.

Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре

иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М.В.

Петрошевским в 1845-1846 гг. (вып. 1-2; был уничтожен цензурой).

Так как культура - понятие многосложное, трудно поддающееся

однозначным определениям, споры среди ученых вокруг этого понятия

ведутся уже не одно столетие. Особенно они активизировались в

последнее десятилетие. И хотя до сих пор как в отечественной, так

и зарубежной науке не выработано единого определения, все же

наметилось некоторое сближение позиций. Многие исследователи подошли

к пониманию культуры, как сложного многокомпонентного явления,

связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

По существу, в понятие «культура» включает все, создаваемое

трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические

изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература;

религиозные или атеистические представления, нормы морали и

политические системы; произведения искусства и способы общения людей

и т.п.

Однако культура - это не только система ценностей (или

совокупность достижений), но и динамичный процесс раскрытия и

развития способностей в определенном историческом контексте. Именно

развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим

людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей

мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным

критерием историко-культурного процесса являются цели, возможности и

способы распространения, и использование культурных ценностей среди

различных социальных слоев.

Так что же такое культура? Например, в современной культурологии

наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная

концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура

представляет собой определенный уровень производства и

воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция

рассматривает культуру, как способ и результат жизнедеятельности

человека, который отражается во всем обществе. Ценностная

(аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение

идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в

ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее,

реальное.

Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, -

означает исторически определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и

формах организации жизни и деятельности людей, а также в

создаваемых ими материальных и духовных ценностях.»1

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не

следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей,

направленных на совершенствование, преобразование того, что дано

самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.2

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму

деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не

существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура

одновременно формирует и развивает саму эту сущность. "Человек не

рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится

таковым. Образование и воспитание - это нечто иное, как овладение

культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.

Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму,

обществу.»3

Современный исследователь проблем философии В.Ф. Шаповалов трактует

понятие культуры следующим образом. Он пишет, что существует

множество различных формулировок культуры, каждая из которых

раскрывает разные стороны этого многогранного явления.

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. «Во-

первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера

творчества, где наиболее полно реализуются творческие потенции

человека - это, прежде всего, искусство, наука, образование. Во-

вторых, культура есть ценностное отношение к реальности, т.е. в ней

всегда присутствует то, что свято и признается безусловной

ценностью. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью,

духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).»4

Подлинная культура немыслима без бережного отношения к ценностям

универсального характера. Совокупность представлений о ценностях и

идеалах, отличает ее от нигилизма, т.е. от отрицания безусловных

ценностей идеалов. Идеал - это эталон, по которому можно сверять

свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда.

Кроме того, в ценностях и идеалах всегда присутствует момент,

обнаруживающий их тесную связь с религией. Это момент веры,

внутренней убежденности людей в правильности и незыблемости

исповедуемых идеалов и ценностей. Если они воспринимаются как нечто

непрочное и неустойчивой, то утрачивают свою основную функцию -

быть ориентирами и вдохновляющими образцами для деятельности

человека. Идеал создает «вертикаль» человеческого бытия: он

формирует устремленность человека к высшему, непреходящему, вечному.

Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями

той или иной национальной группы, культурной эпохи. Поэтому можно

выделить универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним, в первую

очередь, относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг,

честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а,

следовательно, к истории страны. Все эти ценности предлагают

благоговейное к себе отношение.

«В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному

отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате

ценностей способствует, в частности, массовый характер современного

общества, а также усложнение человеческого бытия в целом.»5

Академик Д.С. Лихачев рассматривает культуру, как «некоторое

органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой

существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции,

законы, взаимопритяжения и взаимооталкивания. А также, как

определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя изъять

одну какую-либо часть, не сдвинув остальные.»6

Одним из самых главных проявлений культуры, - считает академик,

- это язык. Язык не только средство коммуникации, но прежде всего

творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое

начало в Слове. Слово, язык помогают нам видеть, замечать и

понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли,

открывают человеку окружающий мир.

«Сфера русского языка - это не только гигантский запас слов, но

и богатство значений этих слов, обилие идиоматических выражений,

возникших на литературной, церковной, философской, научной,

фольклорной основе. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для

народа богатство языка, определяющее богатство «культурного

осознания» мира.»7

§2 Культура сегодня

Культура как духовность есть непременное условие, без которого

всякое общество и любая страна обречены. Современная культура

характеризуется разнообразием идеалов и ценностей. Увы, чувство

подавленности происходящим и неуверенности в завтрашнем дне не

исчезает, а напротив, усиливается.

Рассматривая состояние культуры российского общества в современных

условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли

в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты.

Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в

большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это

просматривается в многообразии тематики и сюжетов, и идейного

содержания художественных произведений. Происходит духовное

раскрепощение общества.

Вместе с тем эти процессы противоречивы. «Возвращение обществу

забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К.

Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В.

Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам

подвергается М. Горький за то, что является «основоположником

метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно

продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в

присвоении чужого труда…»1

В начале 90-х годов ХХ века происходит размывание традиционных

форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры

резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой

техники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь

развлекательный характер.

На состояние культуры негативно воздействует не только

формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую

экспансию англо-американской культуры. Происходит коммерциализация

культуры, что в свою очередь ведет не только к сокращению

культурного пространства в обществе, но и созданию атмосферы

конкуренции. Культурные учреждения под напором рынка начали

превращаться в коммерческие структуры. На базе государственных,

профсоюзных, колхозных учреждений начали возникать видеосалоны,

пункты проката аудио- и видеокассет. Коммерческие структуры делают

ставку на боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, которые

начинают пользоваться успехом у значительной части зрительской

аудитории.

Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который

должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную

прибыль. Разрушительным оказалось воздействие рыночных отношений и

на книгоиздательскую деятельность. Государственные и коммерческие

издательства выпускают в свет литературу приблизительно одного и

того же плана: фантастика, детективы, эротика, а подчас и просто

порнография.

В связи с ростом цен на бумагу и желанием дельцов заработать

на издании литературы, книга становится товаром, в значительной

степени недоступным для широких слоев населения, и прежде всего

молодежи.

Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры

оказалось практически полностью разрушенной ее инфраструктура. Резко

уменьшились объем и качество духовной продукции, сузился круг

культурных образцов, находившихся в культурном обороте. Уменьшилось

число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных

благ, резко сократилась сфера любительского художественного

творчества. Практически оказалась свернутой культурная жизнь в

провинции и, особенно на селе, «где приезд кинопередвижки можно

сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле

или шефском концерте артистов областной филармонии.»2

В 90-е годы никаких компаний по возрождению не случалось, но

культура стала возрождаться сама именно так, как это нынешнему

поколению интересно и понятно. Это фольклорные фестивали, которые

пользуются огромной популярностью, народные эпосы, которые впервые

получают театральное воплощение, и выставки актуального искусства,

посвященные героям национальных преданий. Сегодня возрождаются

уникальные народные промыслы и удивительные народные традиции,

которые, как и прежде, помогают людям выжить.

Широкое распространение получает культурно-исторический туризм.

Началось широкое общественное движение по охране памятников истории

и культуры. Все это дает основание говорить о начале нового этапа

в освоении российской культурой духовных ценностей прошлого.

По-новому стали работать средства массовой информации. Если раньше

на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения

создавался мир показного благополучия, критические публикации строго

дозировались. То сейчас средства массовой информации стали не

только отражать реальные проблемы жизни страны, но и активно

вмешиваться, помогать их решению. Прекратилась практика мелочной

опеки средств массовой информации со стороны вышестоящих инстанций,

возросла самостоятельность и ответственность редакций. Возрастает

роль и значение общественных наук.

Характерной особенностью духовной жизни общества в настоящее время

является возросший интерес к публицистике. Судьба страны, события

недавнего прошлого, методы руководства экономикой, состояние

общественной нравственности - эти и многие другие проблемы

дискутируются на страницах «Знамени», «Нового мира», «Огонька»,

«Литературной газеты», тиражи которых свидетельствуют об их растущей

популярности. Документальные и оперативные жанры выступают на

первый план во всех видах искусства. Возрождается плакат, дающий

возможность художнику мгновенно откликаться на злободневные проблемы.

Новое дыхание получает кинодокументалистика.

В современную музыкальную культуру возвращено творчество А.

Шнитке, М. Ростроповича и других выдающихся музыкантов

современности. В целом отношение к культурному наследию прошлого

стало меняться. Отмена ограничений на информацию из-за рубежа,

расширение личных контактов, восстановление связей с деятелями

отечественной культуры в эмиграции ведет к интенсификации

культурного обмена и взаимообогащению культур.

Нет необходимости доказывать, что «любой народ, любая нация могут

существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою

национально-культурную идентичность. Когда, находясь в постоянном

взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними

культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры».3 В

истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезли

государства, когда народ забывал свой язык и культуру. Если же

культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения,

народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая

достойное место среди других народов.

Подобная опасность сегодня подстерегает и русскую нацию, ибо цена

на западную технологию может оказаться слишком высокой. Не только

резко возрастет социальное неравенство внутри русского общества со

всеми отрицательными последствиями, но и углубится национальное

неравенство между русским народом и, так называемыми, западными

этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне

сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти

в культурно-историческом развитии.

Для возрождения и развития российской художественной культуры

необходима ориентация ее на высокие эстетические, реальные жизненные

идеалы, на реализм в искусстве и гармоничное соединение

индивидуальной творческой свободы с интересами русского народа и

всей России.

Для возрождения и прогресса российской духовной культуры требуется

возрождение национального самосознания и самоуважения в российском

народе, здоровых моральных ценностей и идеалов с ориентацией на

традиции российского народа, а также возрождение традиционной для

российского народа толерантности в религиозной жизни.

Завершая анализ основных условий и задач возрождения и развития

российской национальной культуры, следует отметить, что путь этот

нелегкий и долгий. Однако, думается, только на этом пути, только

при решении вышеназванных проблем и задач расцветет российская

культура, возрастет национальное самосознание, наполнится реальным

содержанием ее государственный суверенитет.

Однако, это совсем не означает, что российская национальная

культура станет чем-то противоположным культуре общечеловеческой.

Наоборот, она только таким способом может войти в общечеловеческую

культуру, как равная среди равных, с собственным мировоззрением.

Она войдет в общечеловеческую культуру, как часть в целое и, в

то же время, сохранит то, что можно назвать суверенитетом

культуры.

Только тогда российский народ почувствует себя полноправным,

независимым, суверенным народом со своей собственной культурой и

государственностью. Эта серьезная задача налагает почетную, хотя и

нелегкую обязанность на государство. Ведь «никогда культура не

продвигалась сама. Должна быть мощная государственная, и в том

числе городская, московская, программа, которая не только

декларирует поддержку культуры, но и насаждает ее».4

§3 СМИ и культура: проблемы взаимодействия

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей.

Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до

слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи

телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями

событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире

переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент

воздействия, в главный канал распространения культуры.

На мой взгляд, самым мощным средством распространения культуры

является периодическая печать. Почему?

Во-первых, имеет возможность быстрого, обзорного ознакомления со

всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер газеты. Благодаря

этому, можно составить общее впечатление о содержании выпуска,

выбрать интересующий материал, подробно с ним ознакомиться и самому

его проанализировать.

Во-вторых, можно пользоваться преимуществами «отложенного чтения» -

после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и

подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

В-третьих, печатные издания легко иметь «при себе», что делает

их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой

информации.

Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за

которыми следует наш русский народ. Они оказывают большое влияние

на умы людей, на их взгляды, мнение.

К сожалению, коммерциализация (финансовая независимость от власти)

СМИ, дала толчок такому явлению, как непрофессионализм сотрудников

печати. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами

литературным языком, его замене вульгарно-просторечной, а то и

ненормативной лексикой. «Разухабистость, а подчас и откровенное

бескультурье все чаще просачивается на страницы периодических

изданий».1 Зачастую, критериями создания того или иного

журналистского творения является не мотив служения обществу, правде,

а неблаговидная, корыстная цель. При этом для достижения

коммерческого эффекта используются такие приемы, как эпатаж,

сенсационность любым путем, смакование крайних форм насилия,

жестокости, секса, культивирование тем, попирающих общечеловеческие

ценности и т.п. Все это явно не способствует воспитанию,

формированию хорошего вкуса и самостоятельного мышления.

Всем нам хорошо известно, что представляют из себя эти

сенсационные статьи с «кричащими» заголовками и сплетни о личной

жизни «звезд». Публикации жутких криминальных историй, советы для

души, журналы для молодежи, единственной темой которых стал секс и

руководство к нему, не говоря уже об откровенно развратных и

вульгарных порнографических изданиях, типа газет «Спид-Инфо», «Кайф

по выходным», «Любовь» и т.п. с аршинными заголовками «Измена -

норма жизни».

Как пример, приведу несколько заголовков из известной «желтой»

газеты «Московский комсомолец» (анализ публикаций которой приведен

ниже). На первой и последней полосе газеты существует рубрика

«Срочно в номер». Каждое из этих сообщений - небольшая сенсация,

но самая привлекательная сенсация та, в которой есть труп:

«Пенсионерку застрелили на могиле мужа», «Убитого ребенка засунули

в ящик с инструментами» и т.д.

Можно не вдаваться в подробности содержания этих заметок - все

и так понятно. Вот только поражает огромный цинизм, с которым

такой страшный материал излагается. Механизм действия подобной

информации таков: такие сообщения, получаемые изо дня в день,

приучают нас к мысли, человеческая жизнь вообще ничего не стоит,

сам человек не рассматривается ни как наивысшее творение, ни как

создание с бессмертной душой, а как кусок мяса, который режут,

распиливают, протыкают отвертками, зверствуют над ним.

Журналисты добывают подобную информацию, чтобы сделать из нее

сенсацию, а люди привыкают к нечеловеческой жестокости, она

становится чем-то будничным, заурядным, тем более, что вся

информация перемешана. Наряду с подобными сообщениями, на одной и

той же полосе, расположена другая рубрика «Курьер культуры», где

пишут «Почему Игорь Николаев отпустил свою русалку» (а под этим

«Тинейджер распилил ребенка ножовкой»).

О какой же культуре может идти речь, если перемешанная таким

образом информация приобретает в глазах читателя равнозначность.

Сообщение о том, «Почему Игорь Николаев отпустил свою русалку»,

становится также важно, как и зверское убийство ребенка. Совершенно

теряется критерий главного и второстепенного.

На мой взгляд, трагедия нашего времени состоит в том, что вся

тайна жизни и смерти человека ущемляется в подобных циничных

некрологах, цель которых, отнюдь, не очищение человеческой души, их

цель - сенсация, скандал.

Развлекательные статьи и сплетни в газетах подводят читателя к

той же мысли, что и «кашмарные сенсации». Сквозь призму газет и

журналов человек начинает восприниматься как тело. Тело становится

самым важным в человеке. Причем даже человеческое лицо становится

второстепенным, а уж душа, ум, личные качества, просто не имеют

никакого значения. Абсолютное значение приобретает тело - оно

рассматривается, как источник личного и профессионального счастья,

как возможность реализовать себя в этой жизни.

М. Шавырина в своей статье «Больше секса - сверху и снизу»

пишет о том, что весь мир не просто сошел с ума от Дженифер

Лопез, а он действительно обезумел. Никак иначе не назовешь тот

факт, что актриса, певица, танцовщица и обладательница самой

большой попы в шоу-бизнесе опять победила в народном опросе. На

сей раз, она названа самой сексуальной женщиной среди всех певиц

и актрис. «Вообще для Лопез 2001 год был более, чем успешен

(конкретно в плане ее тела и фигуры). Она уже смогла… стать

победительницей в опросах на тему: «самые сексуальные ноги», «самые

сексуальные губы», «самая лучшая грудь», и «лучшее тело», и даже

«идеальная фигура»».2

«Ходят слухи, что ее тело застраховано на один миллиард долларов,

но именно эту сумму готов заплатить ее бывший любовник Пафф

Дэдди, если она бросит мужа и вернется к нему… Сама Дженифер

Лопез - тоже не лишена скромности - в одном из интервью она так

отозвалась о своей фигуре: «Она очень пропорциональна - мало

сверху и много снизу, и, думаю, что в 2002 году никто не станет

вспоминать о формуле 90-60-90. Неужели мужикам не надоели эти

худышки?»»3

Подобными статьями заполнены все выпуски газеты «Московский

комсомолец». Когда читаешь это, кажется, что в жизни все просто -

имей красивое, в соответствии с модой, тело, и будешь счастлив,

как звезды Голливуда. Спрос на стандартные физические данные

человека в соответствии с актуальностью людей на имидж привел к

существованию специфической области общей индустрии услуг -

индустрии формирования имиджа и «улучшение» физических данных

человека. Теперь все стремятся к «улучшению». Акцент переводится с

внутреннего на внешнее. Внешнее заменяет и отменяет внутреннее,

духовное содержание. Человек сводится к телу.

Создается прочный круг - все делается для того, чтобы развлечь

человека любыми методами, любыми сенсациями. Это приводит к тому,

что вся жизнь начинает казаться развлечением, игрой, в которой все

мы перестаем воспринимать другого, как личность, как человека,

который всегда самоцель, а не средство к достижению каких-то наших

интересов.

Хотелось бы рассказать еще об одном (из их огромного

множества) бесприциндентном случае, которым стало телевизионное шоу

«За стеклом».

С самой первой минуты, когда телекамеры стали вторгаться в жизнь

поселившихся за стеклом людей, газета «Московский комсомолец» тут

же не замедлила захлебнуться публикациями скандальных и грязных

статеек типа «За стеклом будут биться в пух и трах!» и т.п. Еще

бы авторы газеты упустили такую сенсационную новость, ведь им

дали волю подглядывать в открытую, смаковать самые интимные стороны

человеческой жизни, не стесняясь, не боясь судов и разборок. Все

материалы были сопровождены порнофотографиями «звезд застеколья».

Обсуждали и рассматривали со всех ракурсов все то, что давно

копилось в их развращенных и циничных мозгах.

На мой взгляд, ничего более вульгарного, чем это шоу не было

за всю историю нашего телевидения. Всегда, когда один человек

подглядывал за другим, подобное называли извращением. Когда власть

«подглядывала» за кем-то, это называлось диктатурой и предельной

несвободой, а сейчас все это стали гордо называть «демократией» и

«свободой». Эта «свобода» не дает нормально жить, не зная обо

всей этой «чернухе», потому что настырно лезет изо всех щелей и

называется теперь «шоу» и «свобода слова».

Однако, хочется отметить, что несмотря на всю скандальность и

вульгарность газеты «Московский комсомолец», в ней все же бывают

действительно важные и серьезные материалы, талантливые авторы.

Интересной в этом отношении мне кажется журналистская деятельность

Александра Минкина.

Минкин в своей статье «Ночь Тарковского» затрагивает очень

актуальный вопрос на сегодняшний день - воздействие телевидения на

детей и подростков, наиболее незащищенную и внушаемую часть нашего

общества.

Журналист пишет: «Весь день пошлые сериалы: «Иваново детство»,

приуроченное к 70-летию Тарковского - в 0 ч. 15 мин. Весь список

до полуночи - дрянь. Но самое лицемерное - «к 70-летию».

Государственники не забыли великого режиссера, отметились, сунули

культурную ценность туда, где рекламное время ничего не стоит…

Посмотрите, кто занял все лучшее время? Кто занял вообще все

время - слякоть, пошлость. То, что надо. Но только не нам, а

рекламодателям, ибо, чем больше эту слякоть смотрят, тем больше

становится дураков. А чем больше дураков, тем больше будет продано

пива…»4

Ежедневно публикуемая программа РТР, считает автор, реальная

государственная программа национальной катастрофы. Все разговоры в

Кремле, в Думе, в академиях и храмах Христа Спасителя - в пользу

бедных. А вот программа государственного телевидения - в пользу

богатых. РТР - государственное телевидение, существующее на наши

налоги, но далеко не в наших интересах.

«В опубликованном списке сериалов нет главного фильма наших дней…

Реклама - вот главный фильм. Остальное - вставлено в него… Мы

уже начали привыкать, что целый день на экране деловитый секс,

грязные драки и похабные разговоры. А дома - дети. Ни воры, ни

проститутки, ни бандиты не ведут себя так в присутствии детей,

как государственное телевидение. Так ведут себя секс-маньяки,

педофилы, презираемые даже ворами и бандитами. Похоже, они уже и

приоритеты определили, и создали систему ценностей, и внедряют в

сознание - то есть делают все, что им велели в Кремле…»5

Новое поколение, воспитанное развлекательными телевизионными

передачами, инстинктивно рассматривает всю человеческую жизнь, как

развлечение. Телевидение формирует у молодежи новую концепцию жизни,

так называемую «систему игры». Таким образом, оно настолько меняет

детей, пропитывает их в такой степени, что им теперь очень

трудно устанавливать контакты со старшими поколением, подчиняться

традиционным культурным нормам воспитания и поведения.

«Приучили людей к товарам? Нет, приучили к рекламным клипам. К

их темпу, блеску, крику. Приучили так сильно, что малыши со

скукой смотрят фильм и радостно оживляются при каждом появлении

ликующих теток, непрерывно наслаждающихся майонезом, шоколадом,

бульонными кубиками. Дети идут за рекламой, копируют слоганы,

жесты, манеры и превращаются в тех, экранных, безмозглых…»6

Одним словом, можно по-разному рассматривать эту проблему, но

бесспорно одно - СМИ, особенно телевидение, в том виде, в котором

оно сейчас существует, представляет реальную угрозу для культурного

развития человеческой личности.

А происходит это потому, что «многие печатные издания и

телевидение превратились по воле чиновников-коммерсантов в средство

пиара и перестали быть центром культурного воспитания,

публицистического исследования жизни. Многие журналисты в погоне за

рублем, либо порочат честных людей, либо делают политических

гулливеров из лилипутов».7 Курируют же эти СМИ, как правило,

коммерсанты, но отнюдь не профессиональные журналисты. Нравственные

критерии теперь не в счет. С завидным упорством «желтая» пресса

выполняет роль откровенного дебилизатора, растлителя общества,

воспитывая, в конечном итоге, в человеке потребителя, лишая его

самостоятельного, критического отношения к реальности, создавая

культовые формы поклонения своим героям.

ГЛАВА II. Вопросы культуры на страницах

центральной прессы

Сегодня на страницах периодической печати очень много ведется

разговоров о духовности, о роли культуры в жизни нашего общества.

Это позволяет говорить о том, что в последнее время необычайно возрос

интерес к своей культуре. Современный человек начал осознавать, что

без знания своих исторических, культурных истоков, без опыта, в

котором столетиями оттачивались нравственные правила жизни, не может

состояться человек. Из всех центральных газет для анализа выбраны

публикации по вопросам культуры двух старейших и популярнейших

российских газет - «Труд» и «Известия».

§ 1. Хлебом не корми - дай поговорить, или Пришёл - увидел -

написал

Проанализируем, как ежедневная газета «Труд», известная широкому

кругу читателей, освещает вопросы культурной жизни нашего общества и

как влияет на его духовное развитие. Предметом моего анализа будет

являться рубрика газеты «Культура».

В борьбе за читателей едва ли не все издания участвуют в

гонке за «звездами». Ведь ни для кого не секрет, что во все времена

встреча с интересным человеком, его личные свидетельства о

времени и о себе, его жизнь и мысли нужны, интересны, поучительны

многим. Наверно, поэтому значительное место на страницах газеты

занимает жанр интервью. Герои бесед - известные деятели культуры и

искусства, так как они являются основными носителями культуры. Однако,

очень важно, чтобы тема разговора была интересна не только двум лицам

- журналисту и его собеседнику, но и широкому кругу читателей. Он

должен обязательно сообщать им что-то новое, еще неизвестное.

Посмотрим, как газета использует интервью с точки зрения удовлетворения

запросов читателей, а также профессионального мастерства.

Поводом для большого интервью Александра Неверова «И в 90 лет

жить интересно» со знаменитым детским писателем Сергеем Михалковым,

послужил его юбилей. «Этот человек - живая легенда и, можно сказать,

один из символов советской эпохи, вознесшей его на вершины

официального признания… Мог ли кто-нибудь тогда предположить, что он

опять станет автором нового Гимна новой страны, что в начале XXI

века будет одним из самых читаемых детских писателей, что театры вновь

обратятся к его драматургии…»1 пишет автор.

На мой взгляд, журналист в этом интервью поднял общественно

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.