РУБРИКИ

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи с чем

исполнительно-распорядительные функции этих органов были расширены.

Усилились централизация и единоначалие, особенно в военной промышленности,

на транспорте, в учреждениях связи и оборонном строительстве.

Одним из существенных моментов, характеризующих изменения в Советском

государстве в период войны, являлась отсрочка выборов в Советы и народные

суды. Это было вызвано условиями военного времени. Деятельность

государственных органов и общественных организаций сосредоточивалась, в

годы войны всецело на задачах защиты социалистического Отечества.

Значительная часть советских граждан находилась на фронте либо была занята

на оборонительных работах. К тому же из-за вражеской оккупации население

многих районов нашей страны не могло принять участия в обычной политической

жизни государства.

По этим и другим причинам отсрочка выборов в Верховный Совет СССР,

Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы депутатов

трудящихся и народные суды была вполне понятной. Но поскольку деятельность

высших и местных органов государственной власти должна была продолжаться и

в военное время, срок полномочий этих органов регулярно продлевался.

В обстановке войны, особенно в близких к фронту районах, следовало

оперативно решать вопросы хозяйственного и оборонного строительства.

Поэтому в системе государственного управления серьезно изменилось

соотношение между принципами коллегиальности и единоначалия. В частности,

были расширены права народных комиссаров СССР. Они получили возможность

самостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельными

предприятиями и стройками.

В связи с организацией местной противовоздушной обороны (МПВО)

проводилась обязательная подготовка граждан к этому виду обороны,

действовали особые отряды МПВО и противопожарной охраны. Более чем в 3 тыс.

городов и рабочих поселков страны регламентировалось поведение граждан в

случае воздушной тревоги, а также при погрузочно-разгрузочных работах на

железных дорогах и подъездных путях. Предусматривались обязанности

населения и администрации во время воздушного нападения врага. В

прифронтовой полосе и в городах, объявленных на осадном положении,

население организовывалось в группы самозащиты. В Ленинграде, например, в

эти группы были включены все жители города от 14 до 60 лет. Они героически

боролись с пожарами и другими последствиями воздушных налетов противника.

Для достижения победы в войне требовалось непрерывное пополнение нашей

армии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Чтобы

подготовить такие резервы, Государственный Комитет Обороны принял решение

ввести с 1 октября 1941 г. всеобщее обязательное военное обучение граждан

СССР. Вслед за этим в составе Народного комиссариата обороны СССР было

создано Управление Всевобуча. ЦК ВКП(б) предложил местным партийным

организациям обеспечить быстрое развертывание органов Всевобуча, создать

для них учебную и материально-техническую базу, выделить соответствующие

кадры. Эта задача была решена в короткий срок.

За годы войны органы Всевобуча провели семь очередей вневойсковой

подготовки по 110-часовой программе. К обучению привлекались мужчины и

женщины в возрасте от 16 до 50 лет. Общее число граждан, охваченных

Всевобучем, составляло 9 862 тыс. Человек. Это почти в полтора раза

превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки к началу

1944 г. Таким образом, органы Всевобуча, работавшие во всех уголках

Советской страны, внесли значительный вклад в завоевание победы над врагом.

Большое значение во время войны приобрело строительство оборонительных

сооружений. Только за первые два года войны наши строительные организации

создали более 50 тыс. километров укрепленных оборонительных рубежей. При

этом общая длина траншей и ходов сообщения достигала 100 тыс. километров.

Строители возвели до 1 500 тыс. фортификационных сооружений различного

назначения: дотов, дзотов и т. п. Было отрыто до 10 тыс. километров

противотанковых рвов и эскарпов. Объем всех земляных работ при

строительстве оборонительных рубежей составил 223 млн. кубометров. Кроме

того, во время войны производились крупные инженерные работы по обеспечению

базирования фронтовой авиации, а также истребительной авиации ПВО.

Такой огромный объем оборонительных работ мог быть осуществлен лишь при

условии использования всех возможностей гражданских и военных строительных

организаций, четкого руководства ими со стороны партийных и государственных

органов, благодаря самоотверженному, упорному труду советских людей,

участвовавших вместе с регулярными частями Красной Армии в создании

оборонительных рубежей.

В условиях войны оказалось необходимым перестроить органы

здравоохранения и санитарной службы, расширить деятельность Народного

комиссариата здравоохранения и Главного военно-санитарного управления

Красной Армии. Эти органы ввели в жизнь эффективную систему обслуживания

раненых воинов на фронте, обеспечили квалифицированное лечение раненых и

больных в тылу, провели немало различных оздоровительных мероприятий,

позволивших нашей стране избежать массовых эпидемических заболеваний.

Осуществлялась также широкая подготовка военно-медицинского персонала.

В годы Великой Отечественной войны огромное значение приобрели вопросы,

связанные с организацией и укреплением тыла страны. Создание мощного

военного хозяйства в условиях переброски большого количества промышленных

предприятий на восток, и размещение промышленности на новых местах не могло

быть достигнуто без высокоразвитой строительной индустрии. Существовавшая к

началу немецко-фашистского вторжения разветвленная сеть строительных и

монтажных организаций позволила Советскому государству успешно решить

сложнейшие задачи по перестройке нашей экономики на военный лад.

Вскоре после начала войны Наркомстрой издал инструктивные указания по

промышленному строительству. Разработанные на их основе новые технические

решения промышленных зданий позволили значительно сократить сроки и

стоимость строительства, уменьшить трудоемкость работ и расход таких

дефицитных материалов, как металл, цемент, стекло, мягкая кровля и другие.

Расход металла, например, снизился в 4 раза, стекла — в 2 раза, цемента — в

1,2 раза. В указаниях Наркомстроя пересматривались многие технические

нормативы, действовавшие ранее, а опыт их реализации вошел в арсенал

советской строительной техники послевоенных лет.

Требовалось также создать мобильные строительные подразделения с

военной дисциплиной, которые полностью отвечали бы условиям военного

времени. Такими подразделениями стали особые строительно-монтажные части

(ОСМЧ), созданные по решению ГКО от 8 июля 1941 г. на базе строительных

трестов Наркомстроя. На эти части возлагалось выполнение срочных заданий

правительства по сооружению предприятий оборонной промышленности,

восстановление пострадавших объектов, а также возведение оборонительных

сооружений. На положение ОСМЧ было переведено свыше 70 строительных и

монтажных трестов Наркомстроя. Народному комиссару по строительству

предоставлялось право перебрасывать эти особые части с одних строек на

другие, переводить в случае необходимости их личный состав на казарменное

положение, обеспечивая рабочих бесплатным питанием.

Создание ОСМЧ, которые являлись в известной мере военизированными

организациями, полностью себя оправдало, так как давало возможность путем

их переброски концентрировать производственные мощности строительных и

монтажных организаций в тех местах, где это диктовалось интересами страны.

При этом за ОСМЧ закреплялись постоянные инженерно-технические кадры и

квалифицированные рабочие. Быстрая концентрация сил и средств на решающих

участках позволяла возводить оборонные объекты первостепенного значения в

кратчайшие сроки.

Строительство, как правило, велось при непременной концентрации

трудовых и материальных ресурсов на важнейших объектах каждой стройки.

Работы осуществлялись последовательно, благодаря чему предприятие вводилось

в строй очередями, задолго до завершения всех его зданий и сооружений.

Нередко бывало так: строители еще не успели закончить кладку стен и

устройство перекрытий, а уж цех начинал выдавать продукцию.

Огромное внимание уделяло Советское государство вопросам организации

труда. Как и в мирные годы, в дни войны социалистическая организация труда

обеспечивалась сознательной дисциплиной подавляющего большинства

трудящихся. По сравнению с предвоенным временем количество рабочих в годы

войны значительно уменьшилось. Поэтому необходимо было привлечь к труду

граждан старших возрастов, домашних хозяек, подростков и инвалидов, имевших

частичную трудоспособность. Перед государством встала задача

трудоустройства этих категорий населения. Их участие в общественно-

производительном труде за годы войны примерно удвоилось. Соответствующая

подготовка и переквалификация этих людей осуществлялась через систему

курсов и школ, которые давали возможность в короткий срок приобрести ту или

иную специальность. Пенсионеры продолжали получать пенсию независимо от

заработка. Это поощряло их возвращение на работу. Они имели право поступать

на работу или переходить на другое предприятие в соответствии с состоянием

своего здоровья и наклонностями. Инвалидам труда и войны, работавшим на

производстве, предоставлялся отпуск либо выдавалась денежная компенсация за

отпуск по нормам трудового законодательства мирного времени. Гибкая система

государственных мер позволила в годы войны вовлечь в производительный труд

подавляющее большинство людей, которые ранее не были систематически заняты

в общественном производстве.

В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организована

массовая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась в

ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского

обучения, непосредственно на предприятиях и созданных при них различных

курсах, в школах механизации сельского хозяйства. В среднем за год в

течение войны подготавливалось таким образом около 3 млн. рабочих.

Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к

системе трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось

применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то

в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок

топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи. Соответственно

был расширен и круг лиц, привлекаемых к трудовой повинности.

В связи с тем что в период войны в сельском хозяйстве ощущался большой

недостаток рабочей силы, местные органы государственной власти получили

право в дни напряженных сельскохозяйственных работ привлекать к ним все

трудоспособное население городов, а также лиц, проживающих в сельской

местности, но не занятых в колхозном и совхозном производстве. Это

позволило частично компенсировать убыль миллионов трудоспособных

колхозников, призванных в действующую армию.

Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности

народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная

деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего

государства, осуществлявшиеся до войны в области социально-культурного

строительства и воспитания советских граждан, сохраняли свое значение и в

военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-

просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени.

Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи,

дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства.

Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в

общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обучения,

ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резервов в

военное время во много раз превышал довоенный уровень.

Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям и

подготовке научно-технических кадров. Увеличился выпуск специалистов в

области технических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний,

которые имели непосредственное военное значение. Широко были развернуты

военно-технические исследования, способствующие всемерному усилению боевой

мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства

оставались в период войны не-прикосновенными. Для этой категории лиц

сохранялись все основные льготы и пре-имущества мирного времени.

В годы воины значительно повысилась роль Советского государства в

охране социалистической собственности и общественного порядка. Особое

внимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военного

хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, предназначенных для

снабжения тыла и фронта.

Была перестроена работа органов суда и прокуратуры. Правосудие в

условиях войны осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами

союзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народными

судами, а в армии и на флоте — военными трибуналами.

Всей своей деятельностью судебные органы воспитывали граждан СССР в

духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного

выполнения законов Советского государства, и прежде всего законов военного

времени, бережного отношения к социалистической собственности,

добросовестного и честного отношения к государственному, общественному и

воинскому долгу, уважения правил социалистического общежития.

В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на

началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их

социального, имущественного и служебного положения, национальности и

расовой принадлежности. Применялось единое и обязательное для всех судебных

органов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени.

Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, их

защитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами

прокурорского надзора в вышестоящих судебных инстанциях.

Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условиях войны высший

контроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимости

могли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр в

установленном законом порядке.

В суровых условиях Великой Отечественной войны Советское государство

требовало от граждан беспрекословного выполнения правовых норм и

распоряжений своих органов, повсеместного соблюдения порядка, крепкой

дисциплины и высокой организованности как одного из важных условий

достижения победы. Лица, отступавшие от правовых требований, наказывались

по всей строгости законов военного времени.

Основная задача судебных и прокурорских органов состояла в том, чтобы

обеспечить интересы социалистического государства в целях победы над

врагом. В соответствии с этим в начале войны Президиум Верховного Совета

СССР утвердил положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на

военном положении, и в районах боевых действий. Согласно этому положению

изменялся порядок комплектования военно-судебных органов, а также порядок

рассмотрения судебных дел и опротестования приговоров.

Военные трибуналы как специальные суды создавались при фронтах, армиях,

корпусах, дивизиях и других соединениях и при военизированных учреждениях.

В местностях, находившихся на военном положении, они рассматривали дела о

преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и

государственной безопасности, в том числе дела на лиц, работавших в военной

промышленности, на транспорте, на строительстве оборонительных сооружений и

в организациях, непосредственно связанных с военным ведомством.

Порядок прохождения дел в военных трибуналах допускал сокращенные сроки

судебного следствия, рассмотрение дел в составе постоянных судей без

народных заседателей. Приговоры трибуналов вступали в силу с момента их

объявления и кассационному обжалованию не подлежали: они немедленно

приводились в исполнение. Военные советы фронтов и армий, а также

командующие фронтами и армиями пользовались правом приостановить

осуществление приговора, содержащего высшую меру наказания — расстрел.

Многие гражданские судебные органы в местностях, объявленных на военном

положении, и в прифронтовой полосе, а также судебные органы

железнодорожного и водного транспорта были военизированы.

Дела о крупных хищениях народного имущества и нарушениях общественного

порядка подлежали ведению специальных судебных органов, рассматривались и

решались военными трибуналами. Повышенным наказаниям подвергались те, кто

был уличен в порче и разбазаривании продовольственных продуктов, в хищении,

нерациональном использовании или утере военного имущества. В целом случаи

хищения государственного и личного имущества в период Отечественной войны

квалифицировались как особо опасные действия, совершенные в чрезвычайной

военной обстановке. Виновные подвергались серьезным наказаниям по законам

военного времени. Это полностью отвечало интересам народа и государства.

Лица, которые покушались на общественный порядок, государственную

безопасность и законные интересы трудящихся, наказывались особенно строго.

Как административные, так и судебные меры по всем таким делам применялись

преимущественно военными властями и органами военной юстиции.

Общегражданская судебная и административная власть государства осуществляла

свои полномочия по этим вопросам лишь в местностях, не объявленных на

военном положении, да и то с исключением из ее ведения сферы военного

хозяйства.

«Вызванные войной изменения во внутренней и внешней политике СССР

обусловили широкое введение в действие законов военного времени и

чрезвычайных правовых актов. Своеобразие сложившейся обстановки состояло в

том, что эти законы и акты существовали наряду с основными законами мирного

периода. Вот почему в годы войны проводилось перераспределение

компетенции между государственными органами, видоизменялись методы и формы

борьбы за законность и правопорядок в тылу и на фронте. В случае

несогласованности некоторых законов мирного и военного времени

предпочтение, разумеется, отдавалось последним. Правовые акты, издаваемые

органами власти в местностях, объявленных на военном положении, должны были

находиться в соответствии с правилами, установленными военными

властями»[6].

В отличие от империалистических войн Великая Отечественная война

Советского Союза велась во имя жизненных интересов трудящихся. Наши законы

военного времени способствовали созданию наиболее благоприятных условий для

разгрома фашистских захватчиков. Они обеспечивали единство действий армии и

народа, слияние фронта и тыла в единый боевой лагерь. Проведение этих

законов в жизнь повышало у советских людей чувство долга, политическую и

трудовую активность, ответственность за выполнение возложенных на них

обязанностей.

Конституционные основы Советского государства и права во время

Отечественной войны были сохранены. Конституция СССР оставалась на

протяжении всей войны политико-юридической базой текущего законодательства

и государственной практики. Действие основных принципов и норм советского

права в период войны предопределялось природой социалистического строя,

справедливым характером самой войны, борьбой за честь и независимость

социалистической Родины, за свободу народов.

Что касается фашистских стран, которые с начала и до конца, вели

агрессивную войну, то там господствовали самое жестокое насилие и произвол.

Это и понятно, ибо преступные цели фашизма рождали и преступные средства.

Гитлеровцы возвели произвол и насилие в ранг государственной политики. С

этого они начали свое правление, этим и кончили. Они узурпировали все

демократические права и свободы, попирали основные законы и обычаи войны,

совершали неслыханные преступления против человечности. Единственным их

«законом» как во внутренней, так и в международной жизни было беззаконие.

В Советском государстве среди законов военного времени особое место

занимало законодательство, регулировавшее строительство и деятельность

Вооруженных Сил. Оно предусматривало особые права и обязанности

военнослужащих, устанавливало порядок несения военной службы в условиях

войны, предоставляло необходимые льготы и преимущества воинам, инвалидам

войны, их семьям и приравненным к ним лицам, оформляло и узаконивало

принципы и методы военного управления. Военное законодательство являлось

одной из основ укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в

войсках. В местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых

действий нормы военного законодательства распространялись на значительные

контингенты гражданского населения, а также на отрасли народного хозяйства.

Некоторые изданные в период войны законодательные акты, относящиеся к

Вооруженным Силам СССР, действуют и в настоящее время, особенно те из них,

которые касаются предоставления льгот и преимуществ, государственного

обеспечения военнослужащих, инвалидов войны, демобилизованных воинов и

семей лиц, погибших на фронте. Но большая часть законов военного времени с

окончанием Отечественной войны утратила юридическую силу, поскольку они

предназначались исключительно для условий чрезвычайной обстановки. Однако

эти законы имеют историческое и теоретическое значение, так как они

отражают богатый опыт строительства и деятельности Советских Вооруженных

Сил в годы войны.

Органы юстиции в условиях войны решали возложенные на них задачи в

тесном взаимодействии с военным командованием и политорганами,

содействовали обеспечению высокого политико-морального состояния войск,

укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка в тылу и на

фронте.

Одновременно следует отметить, что в связи с культом личности Сталина

проникшие в карательные органы авантюристические, карьеристские элементы

практиковали огульные репрессии и грубые нарушения законности.

Коммунистическая партия вела большую работу по восстановлению советских

государственных органов в освобожденных от фашистских захватчиков районах

нашей страны. Законом военного времени предусматривалось, что на

освобождаемой от оккупации территории СССР, где отсутствовали органы

государственной власти и управления, их функции временно выполняли военные

власти в лице военных советов фронтов, армий и командования войсковых

соединений. С удалением линии фронта на запад в этих районах постепенно

восстанавливалась власть местных Советов. При этом исполкомы, отделы и

управления областных, районных, городских и сельских Советов формировались

из оставшихся здесь депутатов, избранных в предвоенные годы. Их полномочия

были продлены законом до окончания Великой Отечественной войны.

Если на освобожденной от оккупантов территории имелись партизанские

края, там продолжали функционировать прежние советские государственные

органы, пополненные и расширенные в соответствии с теми их задачами,

которые предусматривались Конституцией СССР.

Законодательные и правительственные органы таких союзных республик, как

Украинская, Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская, по

мере освобождения их территорий возвращались из эвакуации и приступали к

выполнению своих функций на общих конституционных основаниях. При этом они

опирались на помощь всех остальных республик и Советского государства в

целом.

Восстановленные органы власти энергично приступали к возрождению

хозяйства и культуры, ликвидации последствий войны, всячески помогали

населению, пострадавшему от оккупации. Они оказывали также необходимую

поддержку фронту.

Работа по мобилизации сил народа на отпор врагу велась Советским

государством при активной поддержке массовых организаций трудящихся.

В социалистической стране очень велика роль массовых общественных

организаций и добровольных обществ. Представляя собой различные проявления

социалистического демократизма, они помогают развитию политической

активности граждан и их самодеятельности, вовлекают широкие массы

трудящихся в управление государством. В Советском Союзе эти организации и

общества обладают конституционным правом выдвигать кандидатов в депутаты

Советов. Деятельность общественных организаций в СССР осуществляется под

руководством Коммунистической партии, являющейся передовым отрядом

советского народа.

В годы Отечественной войны наряду с социалистическим государством, как

главным орудием защиты страны, большую работу вели различные массовые

общественные организации и добровольные общества трудящихся:

профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные,

научно-технические, культурные, спортивные общества и другие.

Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они имелись на

всех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою

деятельность интересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и

правительству в перестройке всего народного хозяйства на военный лад,

добивались укрепления государственного и хозяйственного аппарата,

организовывали рабочих и служащих на борьбу за повышение производительности

труда, выполнение военно-хозяйственных планов, за полное использование всех

резервов для победы над врагом.

Много сил и труда вложили профессиональные союзы в организацию военного

производства. Они содействовали перемещению тысяч предприятий на восток

страны, проводили массовую подготовку новых кадров рабочих, особенно из

числа женщин и молодежи. Развернувшееся по почину трудящихся Всесоюзное

социалистическое соревнование за увеличение выпуска военной продукции

непосредственно направлялось профсоюзными организациями. На 1 января 1944

г. в соревновании участвовало более 80 процентов всех рабочих и служащих. В

результате производительность труда в период войны на основных предприятиях

повысилась на 40—50 процентов. Для поощрения соревнующихся коллективов

профессиональные союзы вместе с партийными и государственными организациями

вручали лучшим из них Красное знамя.

В связи с мобилизацией сил народа на отпор врагу профсоюзы деятельно

участвовали в проведении Всевобуча и подготовке военных резервов, в

укреплении местной противовоздушной обороны, в организации шефства

предприятий над воинскими частями, в развертывании военных госпиталей.

Большинство принадлежавших профсоюзам санаториев и домов отдыха было

преобразовано в госпитали для раненых и больных воинов.

В годы войны, как и в мирное время, профессиональные союзы

контролировали состояние охраны труда и техники безопасности на

предприятиях и в учреждениях, следили за выполнением законодательства о

труде и применением прогрессивных систем его оплаты, управляли социальным

страхованием, выдавали рабочим и служащим пособия по временной

нетрудоспособности, добивались улучшения медицинского обслуживания

населения. Миллионы женщин, занятых в мирное время домашним хозяйством,

вовлекались в производственную и общественную жизнь; профсоюзы заботились

об улучшении условий их труда, вели борьбу с детской беспризорностью и

безнадзорностью.

В условиях войны профсоюзы непосредственно руководили отделами рабочего

снабжения (орсами), содействовали развертыванию подсобных хозяйств,

коллективного и индивидуального огородничества. К концу войны

огородничеством в нашей стране занималось свыше 18 млн. рабочих и служащих.

Благодаря коллективным и индивидуальным огородам городское население

получило в 1942—1945 гг. дополнительно более 26 млн. тонн картофеля и

овощей.

Деятельность профессиональных союзов в период войны была тесно связана

с другими массовыми общественными организациями, среди которых особенно

большая роль принадлежала ленинскому комсомолу. ВЛКСМ, насчитывавший в годы

войны более 9 млн. членов, дал Красной Армии и Флоту 3 500 тыс. человек[7].

В Ленинградской организации каждые девять комсомольцев из десяти сражались

на фронте. Из Московской организации на фронт ушло 210 тыс. комсомольцев,

из Орловской — 42 тыс. Молодежь составляла костяк новых формирований.

Некоторые части целиком создавались из комсомольцев.

В армию и на флот отправлялись как рядовые члены ВЛКСМ, так и

руководящие работники. В 1941 г. на военную работу перешло 30 процентов

секретарей обкомов, горкомов и райкомов ВЛКСМ. В дальнейшем в Вооруженные

Силы было направлено еще 1200 секретарей обкомов, первых секретарей

горкомов и райкомов и свыше 66 тыс. секретарей первичных комсомольских

организаций.

Комсомольцы шли на самые трудные и ответственные участки борьбы с

врагом. По призыву Коммунистической партии они самоотверженно сражались с

захватчиками на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Наравне с

юношами стойко переносили все тяготы войны и геройски бились с врагом наши

девушки. К январю 1942 г. в рядах Вооруженных Сил было 350 тыс. комсомолок,

а в последующие годы их число значительно возросло.

Ленинский комсомол возглавлял патриотическое движение молодежи в тылу,

которое проявлялось в самых различных формах: в организации комсомольско-

молодежных бригад, в создании фонда помощи детям-сиротам и т. д. Наши юноши

и девушки показывали чудеса трудового героизма. Комсомольцы и вся советская

молодежь внесли в фонд обороны страны около 1 млрд. рублей.

Комсомольские организации всесторонне помогали Всевобучу. В процессе

обучения создавались комсомольско-молодежные подразделения снайперов,

автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков и пр. Эти подразделения дали свыше

1 700 тыс. специалистов. Кроме того, были созданы специальные подразделения

из девушек-комсомолок, подготовившие 214 тыс. снайперов, пулеметчиц и

других специалистов. Из комсомольцев и несоюзной молодежи формировались

кадры для борьбы в тылу врага.

Родина высоко оценила заслуги ленинского комсомола. 3500 тыс.

комсомольцев были награждены орденами и медалями СССР, а 3 тыс. из них

удостоены звания Героя Советского Союза. За боевые заслуги в борьбе с

немецко-фашистскими захватчиками награждены орденами и медалями 100 тыс.

девушек, 58 из которых получили звание Героя Советского Союза.

Война наложила свой отпечаток и на деятельность пионерских организаций.

Пионеры и школьники помогали взрослым во многих делах. Прежде всего, они

самоотверженно трудились на полях колхозов и совхозов. Выполняя

постановление правительства от 13 апреля 1942 г. о привлечении учащихся

школ к полевым работам, свыше 20 млн. школьников в летние каникулы 1942 г.

выработали 757 млн. трудодней[8].

Пионеры участвовали также в восстановлении разрушенных школ и других

зданий, вместе с комсомольцами выходили на воскресники, отдавая

заработанные средства в фонд Красной Армии. Во многих школах были созданы

различные мастерские, выполнявшие заказы фронта и народного хозяйства.

Например, летом 1942 г. в школьных мастерских Москвы работало 17 тыс.

учащихся, которые изготовили продукции на 30 млн. рублей.

По инициативе ЦК ВЛКСМ пионеры и школьники успешно собирали

лекарственные и другие полезные растения. Достаточно сказать, что только за

лето 1942 г. они собрали более половины всех заготовленных в стране

дикорастущих растений.

Учащиеся активно шефствовали над лечебными учреждениями. Они украшали

цветами госпитали, читали раненым книги, помогали им писать письма,

показывали художественную самодеятельность.

Важную роль в годы войны сыграла потребительская кооперация. На нее

было возложено снабжение рабочих и интеллигенции в сельской местности,

заготовка некоторых видов сырья и встречная продажа колхозникам

промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжалась шестая часть всего

населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернаты инвалидов

войны, эвакуированные граждане.

Война потребовала от потребительской кооперации заняться производством

обуви, одежды, обозных и шорных изделий и т. п. Кооперативные организации

заготавливали овощи, дикорастущие растения и плоды, пушнину и т. д. Все это

шло на удовлетворение нужд фронта и тыла.

Как и другие общественные организации, потребительская кооперация

активно помогала народному хозяйству материальными средствами. Ее пайщики

приобрели за годы войны облигаций на 2 600 млн. рублей. Эти деньги были

использованы для нужд войны. Кроме того, пайщики и работники

потребкооперации из своих средств и отчислений от прибылей внесли в фонд

обороны 105, 2 млн. рублей.

Одним из наиболее массовых добровольных обществ, проделавших в годы

войны большую работу, было Общество содействия обороне, авиационному и

химическому строительству (Осоавиахим). К началу войны Осоавиахим

насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс. первичных

организаций. Эти организации в предвоенные годы проводили оборонно-массовую

работу среди всех слоев населения.

Вовлечению в Осоавиахим молодежи содействовали различные клубы. Этому

способствовали также и занятия спортом. В аэроклубах без отрыва от

производства обучалось одновременно до 8 тыс. юношей и девушек —будущих

летчиков. Свыше 30 тыс. спортсменов осваивали планеризм. Всего к началу

1941 г. Осоавиахим обучил около 400 тыс. летчиков запаса, пилотов-

планеристов, парашютистов, авиамехаников, морских специалистов,

автомобилистов, мотоциклистов и различных связистов.

До создания органов Всевобуча ответственность за подготовку населения к

противовоздушной обороне нес Осоавиахим. Он же готовил инструкторов для

групп самозащиты в жилых домах. В результате этой работы уже к осени 1941

г. не только взрослые, но и многие дети имели навыки в борьбе с

последствиями авиационных налетов, в оказании медицинской помощи

пострадавшим. Была создана сеть районных и городских школ ПВХО, которые за

годы войны подготовили 987 тыс. общественных инструкторов для обучения

населения по программам ПВХО.

Массовая подготовка советских граждан к противовоздушной обороне

сыграла весьма важную роль. За время войны они потушили более 1 млн.

зажигательных бомб. При этом 99 процентов всех пожаров ликвидировали группы

самозащиты.

После 17 сентября 1941 г., когда по решению ГКО было создано Управление

Всевобуча, осоавиахимовские организации наряду с оборонно-массовой работой

среди населения продолжали готовить резервы для Красной Армии.

Когда началось массовое изгнание врага с советской территории, местные

партийные организации поручали осоавиахимовцам очищать освобождаемую землю

от мин и разрушений. Позже, 19 февраля 1944 г., постановлением

Государственного Комитета Обороны Осоавиахиму было поручено сплошное

разминирование освобожденной территории, сбор оставшейся на полях сражений

боевой техники, оружия и боеприпасов. Для выполнения этого задания в

Центральном совете Осоавиахима был учрежден отдел по разминированию и сбору

военного имущества. В каждом районе создавались специальные команды,

обученные искусству разминирования.

Минеры Осоавиахима и те, кто собирал вооружение, проделали поистине

колоссальную работу. Вооруженные щупами и миноискателями, они проверяли

каждый метр освобожденной земли и извлекали из нее неразорвавшиеся снаряды

и мины, угрожавшие жизни советских людей. 1945 год был решающим в

разминировании. Подвергая себя ежеминутной опасности, наши минеры

обследовали 127 078 населенных пунктов, очистили от мин площадь более 1,5

млн. квадратных километров, собрали и уничтожили около 55 млн. мин,

авиабомб, снарядов и других взрывных средств. Было также собрано на полях

сражений много вооружения и разбитой техники.

Высокую активность в годы войны проявил Союз обществ Красного Креста и

Красного Полумесяца СССР. К началу войны этот союз насчитывал 7 900 тыс.

членов, а к концу ее —до 12 900 тыс. Организации Красного Креста делали все

возможное, чтобы помочь раненым и больным воинам скорее вернуться в строй.

Кроме того, они участвовали в подготовке среднего и младшего медперсонала.

За годы войны ими было подготовлено около 300 тыс. медицинских сестер,

более 500 тыс. сандружинниц и до 30 тыс. санитаров. Большинство выпускников

медицинских школ Красного Креста направлялись в действующую армию — в роты,

батальоны и полки. Благодаря этому фронтовые и тыловые лечебно-

профилактические учреждения не испытывали недостатка в среднем и младшем

медперсонале.

На организации Красного Креста было возложено также обучение

гражданского населения по программе «Готов к санитарной обороне» (ГСО). За

четыре года войны они подготовили 23 млн. значкистов ГСО, из которых

создавали санитарные дружины и посты, являвшиеся активными помощниками

органов здравоохранения в проведении всех профилактических мероприятий

среди населения.

Общество Красного Креста многое сделало и для организации донорства.

Трудно переоценить значение донорства в условиях войны. Оно стало делом

огромной государственной важности. По всей стране были созданы донорские

пункты. Ряды людей, желавших отдать свою кровь для раненых воинов,

постоянно росли. Донорство в годы войны явилось замечательным выражением

советского патриотизма, любви к Красной Армии[9].

После изгнания фашистских захватчиков Красный Крест провел большую

противоэпидемическую работу в освобожденных районах. Противоэпидемические

отряды за год обследовали свыше 500 тыс. дворов, подвергли санитарной

обработке 400 тыс. советских граждан, 74 тыс. человек оказали медицинскую

помощь и 10 тыс. госпитализировали, отремонтировали 7 тыс. колодцев и

построили около 2 тыс. бань.

Значительный вклад в дело защиты Родины внесла инженерно-техническая

общественность, организованная во всех отраслях народного хозяйства в

научные инженерно-технические общества. В них входила лучшая часть

технической интеллигенции и многие рабочие — новаторы производства.

Руководящим ядром этой разветвленной системы являлся Всесоюзный совет

научных инженерно-технических обществ (ВСНИТО), в котором имелось нескодько

отраслевых комитетов, объединявших родственные отрасли науки и техники.

Каждому комитету поручалась разработка какой-либо комплексной проблемы.

Комитет обычно расчленял ее на отдельные темы, привлекая к их разработке

отраслевые общества, научно-исследовательские и проектные организации,

виднейших ученых и инженеров-практиков.

Инженерно-технические общества направляли свою творческую энергию на

удовлетворение запросов Вооруженных Сил и оборонной промышленности. ВСНИТО

был инициатором создания новых специальных производств в военной

промышленности, разрабатывал технологию и осуществлял техническую

консультацию в течение всего периода освоения этих производств. Примером

полезной инициативы инженерно-технических обществ могут служить многие

факты.

Ленинградское отделение общества машиностроителей разработало новую

технологию отливки мин, снарядов и скоростной серийной постройки малых

судов.

Топливная комиссия ВСНИТО по заданию Госплана СССР разработала

нормативы расхода топлива для котлов малой и средней емкости на тепловых

электростанциях, в паровозах, при производстве цемента, керамических

изделий и отоплении жилых помещений. Все это дало экономию топлива от 10 до

15 процентов.

Инженерно-техническое общество лесной промышленности предложило

применять на строительстве железных дорог шпалы облегченного типа, что

позволило увеличить изготовление шпал на 53 процента. Общество легкой

промышленности разработало комплекс мероприятий по расширению сырьевой базы

кожевенной промышленности, в частности, была увеличена выработка обувной

кирзы на 45 процентов. Общество железнодорожного транспорта разработало и

внедрило метод увеличения пропускной способности железных дорог, а также

ускоритель набора воды паровозами. Это дало большую экономию времени и

средств. Общество водного транспорта разработало новый метод расчета

портовых гидротехнических сооружений, сконструировало плавучий причал из

деревянных понтонов для десантных операций, предложило новую систему

эксплуатации водного транспорта, что повысило пропускную способность

пристаней и портов.

За четыре года войны инженерно-технические общества внедрили в

производство около 2 тыс. ценных предложений, подготовили к изданию более

500 справочников и пособий.

Большое внимание в нашей стране уделяется физкультуре и спорту. В

предвоенные годы 137 профсоюзов имели 88 добровольных спортивных обществ, в

которых насчитывалось 1 274 400 физкультурников. В 55 профсоюзах, не

имевших спортивных обществ, было 166500 физкультурников. Кроме того,

физкультура и спорт занимали значительное место в массовой работе

комсомольских организаций и школ. Учащиеся школ, техникумов, вузов, воины

Красной Армии имели в своих рядах постоянный спортивный актив. Всего в

стране к началу 1941 г. насчитывалось 3 105 тыс. физкультурников.

В годы войны основной состав инструкторов и физкультурников спортивных

обществ ушел на фронт, чтобы с оружием в руках бороться с врагом.

Оставшиеся в тылу спортсмены использовались в подразделениях Всевобуча и

активно участвовали в подготовке резервов. За три года войны физкультурники

профсоюзов подготовили по 20- и 30-часовым программам военно-лыжного

обучения 2 527 тыс. человек. В течение лета 1943 и 1944 гг. они обучили по

25- и 30-часовым программам приемам рукопашного боя 705 тыс. и плаванию с

боевым снаряжением 274 тыс. человек.

Альпинистские спортивные организации республик и краев Северного

Кавказа и Закавказья сформировали из своего состава около 40

горнострелковых отрядов, которые в период борьбы на Кавказе в 1942—1943 гг.

сыграли важную роль. Обученные альпинизму и хорошо натренированные, при

легком снаряжении и вооружении, горные отряды смело навязывали врагу

решительные схватки и уничтожали его.

В целом, несмотря на трудности военного времени, общественные

организации и добровольные общества трудящихся в период войны расширили и

укрепили связи с массами, усовершенствовали методы своей деятельности и

обогатились новым опытом работы. Роль общественных организаций значительно

возросла, а их участие в жизни страны стало еще более эффективным.

За годы Великой Отечественной войны Советское государство и

общественные организации проделали колоссальную работу во всех областях

жизни и борьбы нашего народа. Они обеспечили руководство хозяйством,

концентрацию средств для нужд фронта и мобилизацию масс на достижение

победы. Многие мероприятия и преобразования, проведенные органами

государственной власти и управления в период войны, сохранили определенное

значение и для послевоенного мирного строительства.

Будучи самыми массовыми организациями трудящихся, Советы с их аппаратом

управления оказались лучшей в истории формой мобилизации масс на разгром

врага. Сотни тысяч депутатов и активистов-общественников помогли Советскому

государству в неимоверно трудных условиях военного времени проводить

мероприятия, охватывавшие все население страны.

Заключение

Почему цена победы СССР оказалась столь неимоверно великой?

Отечественной и зарубежной историографии наряду с научным прослеживаются

апологетический и нигилистический подходы к решению этого вопроса.

Первому свойственны умолчание, преуменьшение негативного в сталинском

руководстве войной, попытки объяснить явные просчеты и провалы некими

внешними обстоятельствами. Так, ответственность за громадные жертвы

среди мирного населения и другой ущерб целиком возлагают на оккупантов.

Конечно, агрессор с его человеконенавистническими намерениями и

человекоубойной промышленностью на самом деле повинен во всем, но лишь в

конечном счете. Ведь правомерно поставить прямые вопросы: а кто пустил

его в наш дом, как оказался он в глубине чужой земли, кто позволил ему

истребить миллионы беззащитных людей, захватить или уничтожить громадные

ценности? Война шла в основном на нашей территории. По некоторым областям

ее железный каток прошелся несколько раз. Необходимо также исследовать,

всегда ли приказы Сталина о "выжженной земле" были оправданны. Так, ряд

специалистов сомневается в целесообразности тотального разрушения

партизанами железных дорог в тылу врага перед наступлением советских

войск.

В немарксистской литературе можно встретить иной подход:

противопоставление "беспощадного использования людских масс советским

руководством, бережливому введению в бой людей с использованием больших

материальных средств англо-американским". Эта схема объясняет лишь часть

известных фактов. Нельзя отрицать прямую связь между огромными потерями

Красной Армии (потери вооруженных сил США и Англии соответственно 405 тысяч

и 375 тысяч) и уровнем сталинского руководства. Нужно учитывать, однако,

и крайне несправедливое распределение военных усилий внутри антифашистской

коалиции. В то время как СССР сковывал главную мощь общего противника, США

и Англия накапливали оптимально необходимые силы и средства, свободно

выбирая время, образ и места действий. К тому же СССР сразу попал в

чрезвычайно тяжелую ситуацию: он вступил в войну, не имея ни одного

союзника.

Мнению зарубежных специалистов в чем-то созвучны суждения крайнего

толка, появившиеся недавно в отечественной литературе: якобы вообще и не

было нашей победы, поскольку ее добились такой кровью; что виновников

неоправданных потерь надо исторгнуть из истории; что мы закончили

войну, не умея воевать, залили кровью своей, завалили врагов своими

трупами. Но "не умеющий воевать" не победил бы и ценой 1: 5. Кстати,

зарубежные военные историки, подчеркивая вклад Красной Армии в дело победы,

не сбрасывают со счетов успешных ее операций, особенно 1944 - 1945

годов.

С конца 20-х годов, прилагая нечеловеческие усилия, советские народы

осуществляли гигантское оборонное строительство. Чуть ли не вся

деятельность правительства, экономика страны были подчинены этой цели.

Сюда были брошены лучшие научные и технические кадры, огромные средства. В

середине 30-х годов РККА фактически не уступала ни одной армии мира.

Использованная литература

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992 г.

Гриф секретности снят. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., «Военное

издательство», 1993 г.

Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., 1979 г.

Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Киряна М.М. М., 1989 г.

История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М.,

«Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.3.

История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М.,

«Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.4.

История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М.,

«Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.5.

История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М.,

«Министерство Обороны СССР», 1965 г. Т.6.

Исаев В.А. История государства и права России. М., 1997 г.

На земле, в воде и на море. Сост. Уколов В.М. М., 1989. и. М., 1997 г.

-----------------------

[1] Гриф секретности снят. М., «Военное издательство», 1993 г. С. 146-147

[2] Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Киряна М.М. М.,

1989. С.149

[3] Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М.,

1979. С. 215.

[4] Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М.,

1979. С. 221.

[5] Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М.,

1979. С.116.

[6] Исаев В.А. История государства и права России. М., 1997. С. 242.

[7] На земле, в воде и на море. Сост. Уколов В.М. М., 1989. С. 375.

[8] На земле, в воде и на море. Сост. Уколов В.М. М., 1989. Стр.381.

[9] На земле, в воде и на море. Сост. Уколов В.М. М., 1989. Стр. 269.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.