РУБРИКИ

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

МГЭИ, 06.98

Оглавление

Введение

|2 | |

|Основные черты советской экономики в годы войны |3 |

|Социально-политические основы прочности государства |5 |

|Деятельность Советского государства и общественных организаций|7 |

|в условиях войны | |

|Заключение |23 |

|Использованная литература |25 |

Введение

Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая

людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Нет семьи, которой бы

не коснулась война.

Не изжиты пока и известные по военным временам Представления: "какая

война без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотя

сегодня уже трудно кого-либо убедить в том, будто не было грубых просчетов

руководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередко

все еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами

"героическое и трагическое".

С полным основанием мы пишем о прогрессивном воздействии разгрома

фашизма на развитие всего человечества, подчеркиваем решающую роль СССР.

Но победа, сохранив и упрочив независимость нашей страны, одновременно

укрепила диктатуру Сталина; она разрушила фашистские режимы в странах

Центральной и Юго-Восточной Европы, но распространила на них влияние

сталинизма. Имперские тенденции сталинской дипломатии, общая ее

профессиональная ограниченность явились одной из предпосылок

возникновения "холодной войны". Этому способствовали и огромные военные

потери СССР, породившие самоуверенность правящих кругов НАТО.

Односторонне истолкованы пока источники победы. Наукой признаны

исключительная роль овладевшей массами идеи защиты социализма, приобретшего

новое содержание патриотизма, исключительное мужество армии и народа, их

способность превзойти противника в военном искусстве и технике.

Но главное - пока не определена полностью цена победы, историю войны

нельзя считать исследованной. Во всем комплексе вопросов здесь

неизбежно выделяется ответственность за неисчислимые жертвы. Именно

нежелание раскрывать это и обусловило во многом фальсификацию военной

истории.

В умах советских людей мысль о том, какой же ценой досталась победа,

возникла давно. Еще 25 июня 1945 года, на другой день после парада на

Красной площади, А. Довженко, например, с горечью отмечал в своем

дневнике: в "торжественной и грозной речи" маршала Жукова "не было ни

паузы, ни траурного марша, ни молчания". Как будто эти "тридцать, если не

сорок миллионов жертв и героев совсем не жили". "Перед великой их памятью,

перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, не

вздохнула, не сняла шапки".

Нельзя сказать, что в период войны у нас совсем не упоминали о павших.

Приказы содержали фразу "вечная слава героям...". Однако число их

тщательно обходили молчанием, сообщая только о колоссальных потерях немцев.

Уже 3 июля 1941 года "великий стратег" объявил о разгроме "лучших дивизий

врага", а 6 ноября, совсем утратив чувство меры, утверждал, что Германия

истекает кровью, потеряв 4,5 миллиона солдат и офицеров. По окончании войны

Наркомат обороны СССР нарушил нравственную традицию цивилизованных

народов, требовавшую опубликования поименных списков погибших и пленных.

Первоначально упоминалось о 7 миллионах погибших. Хрущев назвал иное

число: 20 миллионов. Брежнев в 1965 году говорил: "более 20 миллионов".

А что историки? Они бездумно повторяли эти цифры. В некоторых

разделах 12-томной истории второй мировой войны приведены разрозненные

сведения о потерях Красной Армии, например, в операциях за рубежом.

Однако до сих пор неизвестны точное число погибших военнослужащих, включая

пленных, распределение боевых потерь по периодам войны, видам вооруженных

сил, фронтам, армиям, операциям, соотношение потерь двух враждебных

коалиций. По прежнему можно встретить примитивные попытки выдать общие

потери восточного фронта вермахта за количество одних лишь убитых,

сопоставления потерь только Красной Армии с общими потерями вермахта и его

союзников. В последние годы, когда отдельные советские ученые начали

углубленное изучение проблемы, речь пошла уже о 27 миллионах погибших

граждан СССР. Однако и эту цифру, думается, нельзя считать окончательной.

Общие потери населения СССР за годы войны оцениваются почти в 27 млн.

человек. Безвозвратные потери вооруженных сил СССР составили 8 млн. 668

тыс. 400 чел[1].

Громадны и материальные затраты СССР. Их изучение также далеко от

совершенства. Весьма важные вопросы даже не поставлены. Скажем, насколько

целесообразным и эффективным оказалось экономическое обеспечение

обороны до начала войны, во что обошлись отступление армии До Ленинграда,

Москвы, Сталинграда, Ставрополя, перебазирование производительных сил в

безопасные районы и другое, Не осуществлен и сравнительный анализ

материальных потерь государств, участвовавших в войне.

Основные черты советской экономики в годы войны

Военная экономика не является особым социальным типом хозяйства

подобно, например, капиталистическому или социалистическому хозяйству. Как

известно, социальный тип хозяйства определяется, прежде всего, характером

общественно-производственных отношений, формой собственности на средства

производства. При возникновении и развитии военной экономики основные

производственные отношения, свойственные тому или иному социальному типу

хозяйства, полностью сохраняются. Поэтому, чтобы понять закономерности

советской военной экономики, уяснить себе особенности ее воспроизводства,

обобщить опыт ее создания и развития, надо постоянно помнить главное — это

была экономика социалистического государства военных лет.

В организации советской военной экономики решающая роль принадлежала

Советскому государству, руководимому Коммунистической партией. Проводя

политику защиты коренных интересов всех граждан социалистического общества,

распоряжаясь основными средствами производства и учитывая в своих действиях

объективные экономические законы, Советское государство направляло развитие

народного хозяйства в годы войны. Опираясь на преимущества плановой

социалистической экономики, Советское государство радикально перестроило

всю экономику для успешного ведения борьбы с немецко-фашистскими

захватчиками, для организации и развития военного хозяйства нового типа.

Это первый в истории опыт всеохватывающего и эффективного использования

методов планового руководства социалистическим народным хозяйством в

условиях большой войны.

Советская военная экономика имела в своей основе социалистическую

собственность на важнейшие средства производства. Это исключало какую бы то

ни было возможность конкурентной борьбы и анархии производства,

обусловливало планомерную организацию военного хозяйства СССР. Военную

экономику Советского Союза характеризовали производственные отношения

товарищеского сотрудничества людей, свободных от эксплуатации. И в этом

кроется экономическая причина политического и морального единства

советского общества, единства фронта и тыла, массового социалистического

соревнования рабочих и колхозников как могучей движущей силы экономического

развития.

В годы Великой Отечественной войны все общественное производство

подчинялось великим освободительным целям, во имя которых с оружием в руках

боролся наш народ. Война потребовала от советских людей огромных жертв. Она

прервала характерный для условий мирного социалистического строительства

процесс неуклонного повышения жизненного уровня трудящихся, резко снизила

уже достигнутый уровень материального благосостояния.

Главная закономерность советского военного хозяйства — планомерное и

быстрое развитие военного производства и обеспечивающих его сырьевых

отраслей тяжелой промышленности и машиностроения. Военная промышленность

была тем ядром, вокруг которого разрасталась военная экономика. В

соответствии с темпами роста и объемом производства военных отраслей

промышленности формировалась вся структура военного хозяйства. Таким

образом, пропорциональность военной экономики складывалась во имя иной

цели, нежели пропорциональность мирной социалистической экономики, и

поэтому отличалась от нее. Многие пропорции военного хозяйства с точки

зрения мирной экономики были диспропорциями, и длительная война усиливала

их. Все подчинялось требованиям максимального расширения военного

производства. Возможности удовлетворения личных и мирных общественных

потребностей членов общества были очень ограничены.

К числу характерных закономерностей военной экономики СССР относится

непрерывный рост производительности труда рабочих военной промышленности.

Советская социалистическая военная экономика не добилась бы

превосходства над экономикой империалистической Германии без быстрого и

систематического роста производительности труда в ее ведущих отраслях. Это

не было случайностью или простым следствием чрезвычайных государственных

мер. Рост производительности труда обусловливался особенностями общества,

его экономическим строем. Благодаря преимуществам социализма Советское

государство в минувшую войну лучше, чем фашистская Германия, использовало

достижения науки и техники для расширения военного производства. То же

следует сказать о такой отличительной черте советского военного хозяйства,

как снижение совокупных издержек производства во всех отраслях военной

индустрии.

Однако при быстром росте производительности труда и снижении издержек

производства в военной индустрии во многих других отраслях народного

хозяйства положение с производительностью труда и себестоимостью продукции

по сравнению с довоенным временем ухудшилось. Техническая вооруженность

труда в этих отраслях снизилась, снизилась и квалификация работников.

Прежде всего это относится к сельскому хозяйству.

Закон распределения по труду во время войны сталкивался с тенденциями

уравнительного распределения, вызванными ограниченностью ресурсов.

В годы войны усилилась организующая роль Советского государства, однако

проявлялась она в специфических формах, свойственных особым условиям

военного времени. Возросла централизация в системе государственного

управления, получили большое применение внеэкономические методы организации

производства и распределения. Так, широко использовались внеэкономические

способы мобилизации трудовых ресурсов и организации труда (мобилизация на

трудовой фронт, запрещение самовольного ухода с предприятий), привлечение

сырьевых, продовольственных и финансовых ресурсов в форме обложения

населения и предприятий налогами, организация распределения по карточкам.

Благодаря господству социалистической собственности и высокой

сознательности советских людей, самоотверженно поддерживавших эти меры,

советская экономическая централизация была гораздо полнее и эффективнее

централизации военной экономики капиталистических государств.

В военных условиях социалистическое общество может удовлетворять лишь

минимальные мирные потребности граждан и большую часть ресурсов использует

в интересах победы над агрессором. Военное потребление сокращает

общественное богатство и ресурсы воспроизводства. Народное хозяйство

лишается колоссального количества работников, призываемых в армию, в

военную промышленность, на строительство оборонительных сооружений и т. д.

Основные и оборотные фонды, а также рабочие кадры перераспределяются в

пользу военной промышленности и связанных с ней отраслей. Такое

перераспределение оказывает решающее влияние на структуру народного

хозяйства и тип воспроизводства. Отрасли, производящие вооружение,

боеприпасы, военное снаряжение и необходимые для этого сырье и

оборудование, занимают в народном хозяйстве господствующее положение. В

составе первого подразделения общественного производства (производство

средств производства) резко увеличивается производство средств производства

для тяжелой промышленности. Уменьшается, а в некоторых случаях прекращается

вовсе производство средств производства для легкой и пищевой

промышленности, сельского хозяйства, строительства культурно-бытовых

учреждений. Доля второго подразделения (производство предметов потребления)

уменьшается, причем в наибольшей степени за счет отраслей, использующих

трудоемкие виды сельскохозяйственного сырья. В распределении национального

дохода снижается доля накопления и потребления и соответственно возрастает

доля военных расходов. Абсолютная величина накопления по сравнению с мирным

периодом падает.

Социально-политические основы прочности социалистического государства

Наряду с народным хозяйством СССР, составившим экономический фундамент

нашей победы над сильным и опасным империалистическим агрессором,

первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государство

с разветвленной системой общественных организаций, то есть советский

политический строй.

Война есть продолжение политики средствами насилия. Политика

пронизывает и определяет все содержание войны — ее цели, направление,

источники сил.

В годы войны внутри классов советского общества произошли существенные

перемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более

трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться,

остались на временно занятой врагом территории. Среди нового пополнения

рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на

производстве значительно увеличился. Так, количество женщин возросло с 38

процентов в 1940 г. до 55 процентов в 1945 г.[2] Молодые рабочие в возрасте

от 16 до 25 лет в решающих отраслях промышленности составляли в среднем

около половины занятых здесь рабочих[3]. В большинстве своем это были люди,

не обладавшие производственным опытом, но имевшие неплохую

общеобразовательную подготовку. На фабрики и заводы возвратились многие

пенсионеры, в связи с чем удельный вес рабочих в возрасте свыше 50 лет

также возрос. О масштабах пополнения рабочего класса можно судить по тому,

что с 1942 г. по июль 1945 г. в промышленность и строительство, на сезонные

работы и в систему трудовых резервов только Комитет по учету и

распределению рабочей силы направил около 12 млн. человек[4].

Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с

эвакуацией промышленных предприятий 30—40 процентов кадровых рабочих,

занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались за

Урал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местного

населения.

Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и

политической активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по

воспитанию нового пополнения рабочих и служащих. Опорой партии в этом

важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие,

имевшие хорошую революционную закалку, высокую квалификацию и большой

жизненный опыт. Под их руководством вновь пришедшие на производство быстро

овладевали специальностью и показывали образцы самоотверженного труда.

Советские люди работали не считаясь со временем: они не уходили с

предприятий сутками и даже неделями, отдавая все силы выполнению и

перевыполнению производственных планов. В прифронтовых районах, в городах-

героях рабочим приходилось трудиться под вражеским обстрелом; нередко они

принимали непосредственное участие в обороне родного завода или города.

Своей преданностью делу коммунизма, патриотизмом и организованностью,

стремлением во что бы то ни стало дать фронту необходимое вооружение наш

славный рабочий класс служил примером для всех советских людей.

Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве.

Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие

колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного

крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти

на 14 млн. человек. Особенно резко уменьшилось число трактористов,

комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов.

Удельный вес мужчин в возрасте 18—54 лет снизился среди сельского населения

с 21 процента в 1939 г. до 8,3 процента в 1945 г. Основная тяжесть работы

легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех

работавших в колхозах и совхозах. Между тем труд в сельском хозяйстве

требовал огромного физического напряжения, так как техническая его

вооруженность в связи с войной стала намного слабее.

Значительная часть советского крестьянства оказалась на захваченной

врагом территории. Уже к концу 1941 г. под оккупацией находилась

территория, на которой к началу войны проживало более 74 500 тыс.

человек[5], главным образом колхозников и членов их семей. Таким образом,

численный состав нашего крестьянства во время войны резко сократился, хотя

потом он постепенно увеличивался по мере освобождения оккупированных

районов.

Но и в этих тяжелых условиях колхозники самоотверженно выполняли свой

гражданский долг. Труженики села хорошо понимали, что не только штык, но и

колос врага колет. С первых же дней войны среди колхозного крестьянства

развернулось патриотическое движение за досрочную сдачу государству

сельскохозяйственных продуктов и досрочное погашение подписки по

государственным займам, а с 1942 г. разгорелось Всесоюзное социалистическое

соревнование между колхозами, совхозами и МТС.

В преодолении трудностей, связанных с войной, и выполнении колхозами

производственных планов огромную роль сыграла взаимная помощь рабочих и

крестьян. Важное значение в связи с этим приобрело коренное улучшение

работы МТС, которые оставались главной технической базой сельского

хозяйства и решающим рычагом помощи города деревне. Выполнить эту задачу

были призваны политотделы машинно-тракторных станций и совхозов, введенные

партией как чрезвычайная мера в ноябре 1941 г. Посылая в деревню большой

отряд коммунистов, партия преследовала также цель поднять там политическую

работу, укрепить дисциплину и порядок, подготовить механизаторские кадры.

Политотделы много сделали для укрепления совхозов, МТС и колхозов.

Машинно-тракторные станции, имея небольшой тракторный парк, обрабатывали —

в переводе на пахоту — от одной трети (в 1942 г.) до половины (в 1945 г.)

всех земельных угодий, обработанных в 1940 г. С улучшением работы МТС

крепли связи рабочего класса с колхозным крестьянством.

Шефство над деревней — важная и действенная форма связи индустриального

города с деревней. Оно издавна стало традицией рабочего класса нашей

страны. Коллективы предприятий брали на себя добровольные обязательства по

оказанию помощи колхозам. На заводах во внеурочное время ремонтировалась

сельскохозяйственная техника, изготовлялись запасные части, инвентарь. Для

ремонта сельскохозяйственных машин в деревню направлялись бригады,

состоявшие из инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Городское

население строило животноводческие фермы, силосные башни, участвовало в

полевых и других сельскохозяйственных работах.

Колхозное крестьянство в свою очередь помогало городу. Это выразилось

не только в пополнении промышленных предприятий рабочей силой и в

аккуратном выполнении государственных обязательств по сдаче продукции.

Колхозники посылали рабочим продовольствие из своих личных запасов. Десятки

тысяч обозов шли в город. Это патриотическое движение охватывало область за

областью и нашло отзвук среди крестьян оккупированных районов. Навсегда

сохранится в памяти ленинградцев подвиг колхозников Ленинградской области,

которые, находясь в тылу врага, сумели собрать и переправить жителям

осажденного города Ленина 380 центнеров хлеба, 120 центнеров жиров и много

других продуктов.

В период освобождения Украины получило распространение шефство колхозов

над шахтами. Так, в 1944 г. 17 областей Украины приняли шефство над 23

угольными трестами Донбасса. Колхозники снабжали шахтеров продовольствием,

содействовали плановому обеспечению угольной промышленности рабочей силой.

Пламенные патриоты социалистической Родины отдавали благородному делу

ее защиты не только свой труд, но и личные сбережения, проявляя огромную

заботу о Красной Армии.

Единство действий всех слоев советского народа, объединение

материальных и людских ресурсов советских республик, централизованное

использование экономического потенциала страны — все это позволило нашей

партии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта на

решении главнейших задач. Повседневные и все более крепнущие связи фронта с

тылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ социалистического

государства едины. Это повышало моральную стойкость воинов, укрепляло их

уверенность в победе над гитлеровской Германией, вливало в бойцов новую

энергию для успешного преодоления трудностей как в обороне, так и в

наступлении. Нерасторжимое единство Красной Армии и народа основывалось на

союзе рабочего класса и крестьянства, на классовой однородности нашего

общества, состоящего из трудящихся.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в

условиях войны

Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на

разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над

гитлеровской Германией. Опираясь на сознательность, инициативу и

организованность трудящихся масс, наше государство проявило себя в войне

как наилучшая организационно-политическая форма защиты народа, вынужденного

взяться за оружие. Необходимость напряжения всех материальных и духовных

сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все

функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Многогранность функций Советского государства сохранилась и во время

войны. Однако соотношение между ними существенно изменилось. Первостепенное

значение приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по

содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по

организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное

осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии

и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций

трудящихся города и деревни.

Выдвижение на передний план военной функции требовало в первую очередь

самой напряженной оперативной работы Коммунистической партии, Советского

государства и общественных организаций по созданию и развитию большого и

хорошо слаженного военного хозяйства. Естественно поэтому, что военная

функция нашего государства очень тесно переплеталась с хозяйственно-

организаторской его деятельностью, подчиняя работу всех органов и

учреждений Советской власти интересам защиты социалистического Отечества.

После нападения фашистской Германии на СССР участие всех слоев

населения, всех наций и народностей нашей страны в делах государства, и

прежде всего в вооруженной защите Родины, стало еще более активным и

решающим. Снова подтвердилась мысль В. И. Ленина о том, что рабочий класс,

осуществляющий руководство обществом, обладает чудесным средством быстро

увеличивать мощь своего аппарата власти путем невиданно смелого вовлечения

народных масс в государственное управление.

Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни

страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре,

полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно

большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие

организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти

трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения

отдельных сторон общественно-политической жизни, относились: создание

Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление

военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны,

общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в

Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа

коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное

проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной

работе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности

законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также

ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен

особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна

переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно в

местностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничения

демократизма не исключали необходимого функционирования законодательных,

правительственных и судебных органов Советского государства.

Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное

время, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательную

деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный

бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР,

ратифицировал отдельные международные договоры.

Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была

недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности

Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За

время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в

1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях

рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства,

военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.

Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы по

вопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно-

просветительной работы, давал толкование действующих законов и определял

порядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народных

комиссаров СССР, определял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств,

учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливал

почетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры и

соглашения, вводил в отдельных местностях военное положение и объявлял,

когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию.

Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. В Верховных Советах

союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие

депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а

когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию.

В местностях, не объявленных на военном положении, особенно на востоке

страны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывались

более регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административные

и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим

государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его

аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в

связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного

строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и

ведомств, упразднением одних из них и созданием других.

При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и

закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-

первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-

вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в

ходе войны.

Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой

мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был

образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила

статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета

право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с

необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной

обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941

г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и

правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту

власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного

времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные

организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения

ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах

военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их

управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и

безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и

управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в

нашей стране.

Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена

при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой

целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и

областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих

уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь

решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и

должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных

строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды

войны.

За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений

и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни,

государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро

проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и

общественными организациями.

В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные

комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе,

Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из

председателя (секретарь обкома или горкома партии), заместителя

(председатель исполкома облсовета или горсовета), командующего округом

(фронтом), члена Военного совета округа (фронта), представителя НКВД.

Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными

Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась

обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих

чрезвычайных органов военного времени.

Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его

Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с

Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК

имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту

наркоматов и по своему усмотрению.

Взаимоотношения ГКО с верховным органом социалистического государства—

Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, для

издания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательного

характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали,

а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина,

возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезные

ошибки.

Так, в годы войны, вопреки Конституции и с превышением полномочий ГКО и

Президиума Верховного Совета СССР, были лишены национальной

государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши. Сталин, как

председатель ГКО, необоснованно отменил социалистическое соревнование в

армии, допустил массовые репрессии в отношении военнослужащих,

возвращавшихся из вражеского плена.

В августе 1941 г. ГКО чрезмерно расширил полномочия Народного

комиссариата внутренних дел в области охраны общественного порядка. Этим

воспользовалась банда Берия, которая, грубо нарушая социалистическую

законность, учинила массовые репрессии над невинными людьми. Известно,

например, что в начале войны появился указ об ответственности за

распространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и панику

среди населения. Однако к лицам, подпадавшим под действие этого указа,

необоснованно применялся законе наказании за антисоветскую агитацию с

контрреволюционным умыслом.

Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг.

введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также

персональных военизированных званий и погон для личного состава

железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.

Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышении

Сталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партии

отменены.

Отсутствие четкого разграничения между функциями ГКО и других

государственных органов вело к тому, что и Президиум Верховного Совета

созывался на заседания весьма редко, а его указы обычно подписывались лишь

несколькими членами Президиума или согласовывались опросным порядком. Даже

в последний период войны, когда боевые действия Красной Армии развернулись

на территории врага, верховные органы власти созывались нерегулярно. Все

это затрудняло мобилизацию широких масс на выполнение государственных

решений и мероприятий.

Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны

функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их

исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена

задачам ведения войны.

Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и

распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и

направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции,

занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а

также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и

охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении,

осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами,

руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-

культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета,

руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов

государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых

районах страны.

В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти

и управления строились и функционировали аналогичным образом.

В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и создания

новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы по

руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой

промышленности, минометного вооружения и их управления на местах. Наряду с

этим была значительно изменена структура некоторых существовавших

наркоматов и ведомств. Например, в рамках наркоматов путей сообщения,

социального обеспечения, торговли, связи, здравоохранения и других

создавались военизированные управления и отделы для обслуживания

Вооруженных Сил (Управление военно-дорожного строительства, Отдел

эвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.).

Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов,

организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и

задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные

управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами,

лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны,

главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения

населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на

местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах.

Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению

рабочей силы и его местные органы.

В результате деятельности всех этих органов, при активном участии

трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное

снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого

количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось

трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков

миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.

В оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовые

злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г.

Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию

злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба,

причиненного ими нашей стране.

Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе войны

проявили большую заботу о возвращении на родину советских граждан,

насильственно угнанных фашистскими оккупантами в Германию и другие страны.

Выражением этой заботы явилось создание органов репатриации. В октябре 1944

г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам

репатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР.

Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всех

европейских странах (за исключением Испании и Португалии), в Египте, Иране

и США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины,

Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующих

фронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которых

подвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и

249 приемно-распределительных пунктов.

Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занимались

выявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а также

перевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделов

репатриации и приемно-распределительных пунктов входило бытовое и трудовое

устройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнего

жительства.

Одновременно с работой по возвращению в СССР советских граждан наше

правительство в январе 1945 г. возложило на органы репатриации обязанность

собирать и отправлять на родину освобожденных Красной Армией из фашистской

неволи граждан союзных и нейтральных государств. Для этого были

организованы сборные пункты и транзитные лагеря.

О масштабах работы наших репатриирующих органов можно судить по

следующим данным. К 1 января 1953 г. на родину возвратились 5 457 856

советских граждан. Все расходы, связанные с их репатриацией, Советское

правительство приняло на себя. К тому же времени было репатриировано

4059736 иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а также

военнопленных фашистской Германии, ее сателлитов и Японии. Затраты нашего

государства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей.

В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатов

трудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение

задач, связанных с защитой страны.

В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали

более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокруг

себя около 7 млн. активистов-общественников. Сотни тысяч депутатов и

несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую

армию.

В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных

Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами.

Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану

общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили

местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный

бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и

распорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю

государственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов

граждан.

При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии с

Конституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования,

социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, финансовый,

дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли. Все они

действовали в уменьшенном составе и были превращены в максимально

оперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени.

В период войны структура местных органов управления претерпела

некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в

прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах

Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.

При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по

трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и

районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и

бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей

пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой

защитой, устройством детей в детские дома.

В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во

многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном

контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по

мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств.

Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта,

строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением

армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее

военное обучение населения.

Очень важным участком работы местных Советов являлось руководство

сельским хозяйством. В условиях войны значительно повысилась роль сельских

Советов в проведении сельскохозяйственных работ.

В ряде восточных районов страны перед Советами встали новые

ответственные задачи по руководству местным хозяйством и культурным

строительством, так как районы с преобладанием сельского хозяйства

обогатились промышленностью, а промышленные районы расширили свое сельское

хозяйство.

Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых

Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со

снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов

войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей,

оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная

мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков.

Таким образом, все местные советские учреждения как в городе, так и в

деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.

Деятельность государственных органов в местностях, не объявленных на

военном положении, также была перестроена. Она стала более четкой и

оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.