РУБРИКИ

Русская Православная Церковь

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

Содержание:

1. Введение 3

2. Русская церковь от крещения Руси до

середины XVII века 3–10

3. Реформы патриарха Никона 10–14

4. Старообрядчество 14–19

5. Русские монастыри 19–24

6. Русская православная церковь от

начала XX столетия и до наших дней 25-34

7. Список литературы 35

ВВЕДЕНИЕ

История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет.

Земля Русская переживала тяжелые годины в но духовные пастыри поддерживали

народ русский словом и делом. Знала Россия и татар и шведов и немцев… Да

кого только она не знала…Но всегда рядом с крестьянином, боярином, князем

или императором был духовный наставник, который направлял его на путь

истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром на протяжении многих

веков слова ‘русский” и “православный” были синонимами…

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ:

ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе

Владимире было крупнейшим событием нашей истории. Со времени св. князя

Владимира русская Церковь в течение более 600 лет расширялась и процветала,

пребывая в единстве и мире.

Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве. Во главе

церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые

присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские

митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в

Константинополь для принятия поставления от греческого патриарха. Киевский

митрополит ставил епископов на важнейшие русские города.

После разорения Киева войсками татарского хана Батыя в 1240 г.

местопребывание митрополита было перенесено во Владимир. А при св.

митрополите Петре кафедра митрополита была учреждена в Москве.

В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу

соединения церквей – западной и восточной. Этого соединения желали

византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от

римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На

Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался

главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна

была признать и католические догматы. За православной церковью сохранялись

лишь ее богослужебные обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский

митрополит Исидор, – грек, присланный незадолго перед собором

константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении

митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который

нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с

первосвятительской кафедры. Вместо него собор избрал главой русской Церкви

рязанского архиепископа Иону, который и был поставлен в митрополиты в 1448

г. уже без утверждения константинопольского патриарха. С этого времени

русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства, без

утверждения и поставления византийским патриархом. Таким образом, русская

Церковь приобрела независимость от греческой.

При митрополите Ионе произошло отделение юго-западной русской Церкви

от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на

зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита.

По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит

киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом. Так

образовались две русских митрополии: одна управляла северо-восточной частью

России, другая – юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала

под влияние католичества. Русская же православная Церковь с центром в

Москве, Церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила

чистоту православия.

В 1453 г. Константинополь был взят турками, и вся Византия подпала

под турецкую власть. “Божья кара за измену Православию, за союз с

папой–католиком постигла Византию”, – говорили тогда в Москве, узнав о

победе турок.

В 1551 г. при царе Иоанне Грозном в Москве состоялся знаменитый

церковный собор, получивший название “Стоглавый”, так как сборник его

постановлений состоял из ста глав. Этот собор оградил древне византийские

православные традиции, сохранившиеся на Руси, от проникающих из-за рубежа

новых религиозных веяний. Собор пригрозил строгими церковными наказаниями

тем, кто дерзнул бы нарушить правила святых апостолов, искажать или

отметать старые обряды и предания св. Церкви.

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал восточный

патриарх Иеремия. Его пребывание в Москве русская Церковь использовала для

учреждения в России патриархии. В тот же год митрополит московский Иов был

возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к царю Федору, патриарх

Иеремия сказал: “Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом - Константинополем

завладели агарянские внуки - турки; твое же великое Российское царство -

третий Рим всех превзошло благочестием” (В. О. Ключевский. Курс русской

истории. М., 1957, ч. III, с. 293).

Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа

тысячу лет назад.

Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает

из рода в род спасительную проповедь Божественного учения. Увенчанный

Крестом, символом победы жизни над смертью, храм православный представляет

перед нами как дом молитвы...Создание рук человеческих, он заключает в

себе ту же тайну,которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом.«Храм -

это селение славы Божией, храм - это небо на земле...» В нем собор верующих

окружен собором святых, образы которых мы видим в росписях и на иконах. В

этом единстве видимого и невидимого полнота Црекви, ее крепость и сила.

Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории

Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников и

угодников Божиих, в земле Росийской просиявших, утверждалась, укреплялась

и возрастала Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божией

благодатью, каждый нес в себе добродетели и лучшие национальные черты

нашего народа. Но перенесемся мыслью на века назад и увидим, как наши

праотцы принимали в сердце Христа. Вот как повествуют об этом древнерусские

летописи: « Киевский князь Владимир возгорелся духом, чтобы быть

христианином. И вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во

Христе, крестившись... став сыном нетления...» Это совершилось в 988 году в

Корсуни, первом городе нашей земли, принявшем крещение еще в апостольские

времена. « И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею,

другие по грудь, малых держа на руках. Священники же стояли, творя

молитвы... Владимир же рад был, когда познал Бога сам и люди его, и воззрев

на небо изрек: «Боже, сотворивший небо и землю! Прими этих новых людей...»

Днепр стал крестильною купелью для нашего народа. Так сбылось пророческое

предсказание апостола Андрея Первозванного, еще на заре христианства

провидевшего будущее Киевской земли: « Видите ли горы эти? « На этих горах

воссияет благодать Божия и встанет великий город, и церкви многие

воздвигнет Бог «.В той сложной иерархии государств, которую представлял

собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое,высокое место.

Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в

жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные

основы европейской культуры, те античные, римские и эллинские начала,

хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым

из Византии христианством. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы

богословской и философской мысли, первые элементы образованности,

литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы.

Здесь начало того процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию

великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи,

поставил Московское царство во главе православного мира. Тринадцатиглавый

Софийский собор в Киеве был сооружен в первой половине XI века в период

расцвета Киевской Руси при великом князе Ярославе Мудром. О Софии Киевской

первый русский митрополит Илларион писал: « ...(Ярослав) создал Дом Божий

великий и святый. Цер-ковь сия заслужила удивление и славу всех окружающих

народов «. Здесь митрополит Илларион обратился к православному народу со

своим знаменитым «Словом о законе и благодати «, здесь принимали послов, у

храма собирались киевские народные веча, здесь писалась древнерусская

летопись и была собрана первая вДревней Руси библиотека, здесь до

сегоднешнего дня сохранились гробницы святой равноопостольской княгини

Ольги и самого храмоздателя - Ярослава Мудрого. В Киевской Руси, где

поднялись к небу храмы и утвердилась православная вера, появились и первые

ее подвижники - преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Вселившись в

пещеру на холме Киевском и засветив Господу свечу в подземном храме, они

положили начало иноческому подвигу, а основанная ими и прославленная в

последующие века Киево-Печерская Лавра стала главной святыней Православия в

Киевской Руси. Преподобный Нестор, постриженник Феодосиев, вошедший в

историю, как первый русский летописец, оставил нам свое свидетельство о

Киево-Печерском монастыре: «иные построены златом и серебром, а монастырь

Феодосиев - его слезами и молитвою «Сюда приходили избранные, оставившие

земное ради небесного. Среди них преподобный Илья (Илья Муромец) -

святовитязь, прославленный в русских былинах богатырь, при конце жизни

принявший иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре, и премудрый в своем

деле художник - иконописец Алипий, Нестор– летописец и двенадцать

цареградских каменоздателей, построивших Успенский собор, и множество

святых и праведников, нетленные мощи которых покоятся здесь и по сей день.

С благословения двух великих старцев печерских - Антония и Феодосия, их

начинанием и радением выросло великое древо киевского монашества,

процветшее богоугодными делами и чудесами его великих святых. « И по всей

земле нашей монастыри на горахи черноризцы явишася». И во все последующие

времена православные монастыри были училищами Христианской веры,

средоточием духовной жизни, праведности и благочестия. В монастырской жизни

каждый несет послушание на том месте и в том деле, к которому он более

всего призван. В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа,

связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием «

меры и красоты « Первые века становления христианства на Руси были временем

рождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, в камне,

в слове. В отличие от западного образования, получившего еще до

христианства целую систему культурных и филосовских начал от времен

языческого Рима, наша отечественная образованность, кроме самобытных

народных взглядов, имела единственным источником Священное Писание,

окруженными многими богодухновенными трудами Отцов Вселенной Православной

Церкви. Богослужения и книги Священного Писания, в отличие от Запада,

Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия,

изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.

Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви

Православной и стали основой христианского мировозрения, просвещения

умственного и нравственного воспитания народа. С той древней поры и на

столетия сохранилась в русском народе доверчивое и благоговейное отношение

к книгам. Со скорбью повествуют древние летописи о мученической кончине

двух братьев, младших сыновей киевского князя Владимира, князей Бориса и

Глеба. Первые русские святые были названны страстотерпцами. Они первыми на

Руси повторили подвиг Христа Спасителя, добровольно и с кротостью приняли

на себя мученеческий венец. А как известно из истории, первые святые как бы

указывают, преобразуют путь своего народа. Так, в X веке был предсказан век

XX, когда Русская Православная Церковь, миллионы верных ее чад добровольно

и с кротостью совершили свой крестный путь на Голгофу. И первые спасали

последних, ибо не бывает напрасной перед Богом кровь христианских

мучеников. Подвиги святых и подвижников всегда противостояли окружающему

злу. С первых веков христианства на Руси они указывали собой тот путь

христианского смирения, терпения и любви, который был необходим в

начавшихся в XII веке раздорах и княжеских междуусобицах.

По преданнию, пораженная стрелами в битве новгородцев с суздальцами,

икона Знамения Божей Матери истекла кровью. Но никто не внимал призыву

благоразумия: «Зачем ссоримся между собой, зачем губим русскую землю ?!».

Сын Юрия Догорукого князь Андрей Боголюбский свой стольный град Владимир

как первопрестольную столицу для всей Руси. Построенный трудами

боголюбивого князя, храм Успения Пресвятой Богородицы остался

непревзойденным шедевром церковного зодчества. Велики были замыслы Князя,

но коротка осталась его жизнь. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

был злодейски убит недругами. Мощи его, окруженные глубоким почитанием

верующих, покоятся в Успенском Владимирском соборе.

Татаро-монгольское нашествие огненным смерчем пронеслосьнад

христианской Русью. Русские княжества, молодые русские города, разбросанные

на огромных пространствах, стали жертвой и добычей жестоких завоевателей.

Героическое сопротивление всего русского народа не спасло его от

порабощения, но именно Русь в Батыевом нашествии 1237 году приняла на себя

всю сокрушительную мощь татаро-монгольского нашествия и стала заслоном на

пути дальнейшего пути Орды в Европу. Русь была разгромленна, но не погибла.

Что же помогло народу выжить? Терпение, вера и горячая молитва Спасителю,

Богоматери и Святым. И осознание своей вины перед Богом. И всенародное

покаяние принесло свои плоды. В Москве - малом городе Руси, который получил

в наследство младший сын святого благоверного князя Александра Невского (в

свое время сохранившего и укрепившего северо-западную Русь) князь Даниил в

раскаянии и добромыслии зародилось великое дело - собирание разрозненных

русских земель. Никто не знает, как являются в мир промыслительные идеи,

как находят достойных людей способных нести их нелегкое бремя среди

искушений и раздоров. Промыслительной была идея святого митрополита Петра

перенести первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву. В начале XIV

века этим глава Русской Церкви сделал малую тогда Москву церковной

столицей, провидя ее великое будущее. До совершеннолетия князя Дмитрия его

крестный отец и воспитатель митрополит Московский Алексий долгие годы нес

бремя правления церковными и государственными делами, неустанно умножая

силы Московского княжества. Москва становится общерусским центром при князе

Дмитрии Донском. Он воплощал в себе лучшие черты Московских государей:

глубокую религиозность, рьяный и сметливый ум, талант полководца, высокую

христианскую нравственность и третьей провиденциальной личностью стал

преподобный Сергий Радонежский. Преподобного Сергия история назвала

Игуменом земли русской. Игумен - значит ведущий. Преподобный Сергий первый

основал монастырь вдали от города и положил начало новой русской святости -

в рассеянии и пустынножительстве. Ученики преподобного поставили в

отдаленных, глухих местах 40 монастырей. Ученики учеников еще более 60-ти.

Собор радонежских святых обьял своим трудничеством многие окраины

Московской Руси. Святость как бы разлилась вширь по всей русской земле.

Княжеская власть продолжала подбирать под одну государственную руку новые

уделы, а добровольное духовное миссионерство соединяло их внутренним

единством. Народ веками шел под покровительство монастырей и святых

старцев, способных защитить от неправедности. Среди ближайших сподвижников,

учеников и последователей преподобного Сергия - преподобный Стефан

Пермский, просвятитель народов коми и зырян, основатель Боровского

монастыря - преподобный Панфутий, преподобный Макарий Унженский, положивший

начало Желтоводскому монастырю на Волге и Унженскому в далеких костромских

лесах, преподобный Сава Сторожевский - основатель Сторожевского монастыря

близ Звенигорода, преподобный Александр Свирский, возродивший Волаамский

монастырь. В канун Куликовской битвы, перед лицом грядущих испытаний

преподобный Сергий молился в созданной им Лавре у иконы Живоначальной

Троицы о ниспослании помощи Божией. Он провидел победу над врагом.

Благославляя князя Дмитрия на битву с ордынцами, он дал ему в помощь двух

своих иноков - Пересвета и Ослябю. Битва пришлась на 8 сентября 1380 г., в

день, когда Русская Православная Церковь празднует Рождество Богородицы.

На поле Куликовском встретились две всемирные исторические силы: русская

созидательная, исповедующая нравственные начала Православия, и разбойничья

ордынская, основаннная на насилии, на философии хищного зверя. Но « не в

силе Бог , а в правде «. Русские, крепкие верой и осознанной правдой

Божией, посекли мамаеву рать. Победа на Куликовом поле имела и общемировое

значение. Она открывала путь к возрождению Русского народ, возвращала

Православную Русь, окрепшую в своем сознании и назначении, в число великих

самостоятельных держав, влиявших по произволению Божьему, на ход всемирно-

исторического процесса. Свержение татаро-монгольского ига вызвало

национальное и культурное возрождение Руси. Русская Православная Церковь

приняла в этом самое деятельное участие. В XIV-XV веках на русский язык

были переведены творения виднейших святых отцов и учителей Восточной

Христианской Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна

Лествичника, Иссаака Сирина, и других. Достигло расцвета и творчество

гениальных иконописцев: Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея

Рублева. В древней Руси христианское отношение художника к творчеству

создавало особый тип иконописца, для которого иконопись была средством

выражения личного духовного опыта. Иконописание особенно широко было

распостранено среди монахов. Иконописец становился как бы проповедником

воли Божией, которая приобщает нас Горнему миру через красоту Святого

Образа. Написание иконы есть Богослужение, которое сопровождается строгим

постом и непрестанной молитвой. Когда в древнем монастыре писалась икона

молилась вся братия монастыря. Только так могли явиться миру Троица и Спас

Звенигородский преподобного Андрея Рублева.

В середине XV века над Вселенской Православной Церковью навис призрак

римской унии. Под давлением обстоятельств восточные иерархи подписали

Флорентийскую унию на условиях продиктованных папским Римом. Русская

церковь свято храня чистоту своей Православной веры, отвергла ее 15 декабря

1448года. Собор русских епископов впервые независимо от Констатинополя

избрал митрополитом Московским и всея Руси епископа Рязанского и Муромского

Иону. После падения Византийской империии после захвата ее турками

Константинополя Русская Православная Церковь, будучи самой большой и

значительной среди Православных Церквей, стала естественным оплотом

Вселенского Православия. Памятником самосознания стала вся русская культура

того времени, с его соборами, монастырями, палатами, соборной живописью.

Символом Русской Церкви становится в это времяУспенский Собор, заменивший в

православном сознании вселенскуюСвятую Софию. «То было в белокаменной

Москве, на СвятойРуси...» История Москвы, по слову старца Филофея,- «

Третьего Рима « - история Московского царства XV-XVI веков - это история

уникальной христианской цивилизации с уникальной православной культурой,

сокрушенной в XVII веке церковным расколом и реформами Петра I Духовная

жизнь русского Православия продолжела развиваться, прибавляя к собору

русских святых новые лики. Конец XV начало XVI веков ознаменовались

явлением двух великих подвижников, почитаемых Русской Павославной Церковью,

преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нили Сорского. Преподобный

Иосиф начал свой иноческий путь, приняв постриг у великого старца Пафнутия

Боровского. Достигнув духовной зрелости, Иосиф основал свою монашескую

обитель недалеко от древного Волоколамска и ввел в ней строжайший

общежительный устав. Этот подвижник и ревнитель Православия вместе с

Новгородским епископом Геннадием решительно восстал против

распостранившейся тогда опасной ереси жидовствующих, породивших тогда

великокняжеский двор.

На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владениях.

Преподобный Иосиф был убежденным сторонником монастырских владений. На

Соборе ему противостоял преподобный Нил Сорский, Так по разному и

продолжалось дело преподобного Сергия в двух течениях монашеской жизни XVI

века. В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие

правители Казанские добровольно приняли Православие. В честь покорения

Казанского ханства на Красной площади был воздвигнут храм Покрова

пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским, индийским, китайскими

куполами. А над ними - купол русский. «Русь должна обьединить

разноплеменные народы и быть их водителем к небу» Русь того времени

поражала величием, многообразием жизни. Глава Русской Церкви - митрополит

Московский Макарий, был советником царя. В XVI веке в царствование Иоанна

Грозного началось промыслительное движение России на Восток. Начал этот

поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и

другие герои - русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая

местные языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их

оружием.

Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего

сына - юного царевича Дмитрия. « У тебя, государь, новое ожерельице?» - с

этими словами злодеи «заклаша ножем благородного и безгрешного младенца

царевича Дмитрия. Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был

одарен острым умом и на него возлагали большие надежды. с его гибелью

прервалась династия Рюриковичей на Московсом престоле. Царевич - мученик

был причислен к лику святых. Духовное возрастание Русской Церкви и

укрепление Московского государства привели к идее зарождения патриаршества.

Первым Московским Патриархом стал митрополит Иов (1589) В 1989 году Русская

Православная Церковь торжественно отмечала это знаменательное событие.

Зловещее убийство царевича Дмитрия. потом внезапная смерть царя Бориса

Годунова оставили много неясного в той исторической драме. В тревогах

начинался XVII век. Как страшные знамения прошли по всей Руси голод и мор.

В это смутное время Патриархи стали единственной опорой в государстве,

гибнувшем без твердой власти. «Матерь Божия, спаси Православие!»- молился

Патриарх Иов, когда присягнувшие самозванцу требовали от Патриарха

короновать Лжедмитрия. Патриарх Иов с твердостью отверг домогательства

изменников: «Ныне вижу бедствия царства, торжество обмана и ереси.»В это

время тринадцатитысячная армия польско-литовских интервентов вместа с

изменниками подступили к Троице-Сергиевой Лавре. Затворившись в монастыре,

защитники великой Русской святыни, вместе с монахами отбивали шестнадцать

месяцев приступы врагов. Уставшая от долгой смуты и кровопролития, русская

земля жаждала мира и созидания. В 1619 году Патриархом Московским и всея

Руси был избран, вернувшийся из десятилетнего пленения митрополит Филарет

- отец первого царя из династии Романовых Михаила, всенародно избранного на

Земском Соборе в Москве. Много святых и подвижников потрудились на

христианской ниве, прежде чем возникли замечательные и величественные

памятники Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Суздаля и Ростова

Великого... Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорентийском

соборе, в конце XVI века нависла над Православием в южно-русских и западно-

русских землях. Начались притеснения а потом и гонения наиболее стойких

епископов и православных людей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны

протестантов кончились в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче,

когда он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь, бывшую в прошлом

единой и разделенную трагическими обстоятельствами Русскую землю.

Но именно в то время, когда русская Церковь, казалось, достигла

наибольшего величия и расцвета, в ней произошел великий раскол. Это

печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в

патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА

Патриарх Никон стал вводить в русскую Церковь новые обряды, новые

богослужебные книги и другие “улучшения” без одобрения собора, самовольно.

Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения

в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и

задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней новые чины,

обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую

церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

окружении патриарха Никона наибольшую роль стал играть международный

авантюрист Арсений Грек, человек, кроме всего прочего, весьма сомнительной

веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов, по прибытии на Восток

принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в

католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий

монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сделал

главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского

народа. Но возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему

неограниченные права в делах церкви. Опираясь на дружбу и власть царскую,

Никон приступил к церковной реформе решительно и смело.

Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер

жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по

примеру римского папы, “крайним святителем”, титуловался “великим

государем” и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он

относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и

преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед

Никоном. Историк Ключевский назвал Никона церковным диктатором.

Реформа началась порчей книг. В старину не было типографий, книги

переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это

мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось

старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь

как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр или ошибка считались большим

грехом. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого

времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью

текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В

них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в

прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда

в Москве начал действовать Печатный Двор. Исправление книг велось с большой

осторожностью и осмотрительностью.

Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено

исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским,

на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам,

напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже

сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

Наиболее заметными нововведениями были следующие:

–вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на

Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое

является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

–в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда

писалось и выговаривалось имя Спасителя “Исус”, в новых книгах это имя было

переделано на грецизированное 'Иисус”.

–в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения

храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-

Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

–в старых книгах, в Символе Веры (8 член), читается: “И в Духа

Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго”, после же исправлений слово

“Истиннаго” было исключено.

–вместо сугубой, т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская

церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуйя.

–божественную литургию в Византии, а потом и в Древней Руси совершали

на семи просфорах; новые “справщики” ввели пятипросфорие, т. е. две

просфоры исключили.

Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных

установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной

Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений,

преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских

людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи

книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те

насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживающий его царь

насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские

люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и

искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и

дедов.

Всего один пример того, как делалась церковная реформа.

Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена

перстосложения, остановимся немного на этом вопросе. Вся русская Церковь

творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два

последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и

великосрединий) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого.

Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и

древняя греческая Церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Его

изображение содержится на мозаиках 4 века. Святые отцы свидетельствуют, что

и Сам Христос благословлял учеников именно таким знамением. Никон же

отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия

Церкви и даже без совета с каким-либо епископом. Взамен он приказал

знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы,

а два последние “иметь праздными”, то есть ими ничего не изображать.

Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось

у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один

древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не

хотели его принимать. Мало того, что троеперстие как символ было гораздо

менее выразительным и точным изображением того, во что мы верим, в нем

содержалась очевидная неточность исповедания, ибо когда мы накладываем на

себя крестное знамение, то выходит, будто это св. Троица была распята на

кресте, а не Одно из лиц Ее – Исус Христос по своему человечеству.

Но Никон ни с какими доводами не думал считаться. Он начал свои

реформы не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем.

Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и

других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового

перстосложения. Они написали следующее:«Предание прияхом с начала веры от

святых апостол и святых отец, и святых седьми соборов творити знамение

честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто от христиан

православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа

с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради

имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа, и проклята”.

Подобное страшное осуждение сначала было провозглашено в присутствии

множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном

книге “Скрижаль”. Как громом поразили русский народ эти безрассудные

проклятия и отлучения. Русский благочестивый народ, вся русская церковь не

могли согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным

Никоном и его единомышленниками – греческими архиереями, тем более что они

говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили

троеперстие. Но Никон не остановился и на этом. Ему потребовалось не только

уничтожить, но и оплевать древности православия.

В книге “Скрижаль” к только что приведенным он добавил новые

осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие как якобы

заключающее в себе страшные “ереси и нечестие” древних еретиков, осужденных

вселенскими соборами (ариан и несториан). В “Скрижали” преданы проклятию и

анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа

Святого Истинным. В сущности, Никон и его помощники прокляли русскую

Церковь за совершенно православное исповедание веры и за древние церковные

предания.

Эти действия Никона и его единомышленников сделали их отступниками от

святой Церкви.

Деятельность Никона встретила сильное противодействие со стороны ряда

духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов

Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и

других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным

уважением за высокие личные качества. Они смели говорить правду в глаза

сильным мира сего, нисколько не заботились о своих личных выгодах, служили

Церкви и Богу со всей преданностью, искренней и пламенной любовью. В устных

проповедях, в письмах они смело обличали всех виновников церковных

несчастий, не боясь называть первыми имена патриарха и царя. Поражает в них

готовность пойти на страдание и мучение за дело Христово, за правду Божию.

Верные и стойкие поборники церковной старины вскоре подверглись

жестоким мучениям и казням. Первыми мучениками за правую веру были

протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел

Коломенский. Они были высланы из Москвы в первый же год реформаторской

деятельности Никона (1653–1654 гг.).

На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении,

епископ Павел Коломенский мужественно заявил Никону: “Мы новой веры не

примем”, за что без соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе

патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и

велел немедленно отправить его в ссылку. В далеком северном монастыре

епископ Павел был подвергнут тяжелым мучениям и, наконец, тайно убит.

Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел палач и

убийца. Все трепетали перед ним, и никто из епископов уже не посмел

выступить с мужественным словом обличения. Робко и молчаливо они

соглашались с его требованиями и распоряжениями. Те же, кто не мог

перешагнуть через свою совесть, но не были в силах сопротивляться,

постарались отойти от дел. Так, епископ вятский Александр, сохраняя личную

верность старой вере, предпочел оставить свою кафедру, удалившись в один из

монастырей.

К сожалению, среди русского духовенства середины 17 в. оказалось

значительное число людей малодушных, не посмевших перечить жестокому

начальству. Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые

иноки и миряне, лучшие, духовно сильные и преданные сыны Православия.

Таковых было немало, даже, вероятно, большинство. Старообрядчество с самого

начала было народной верой.

Никон пробыл на патриаршем престоле семь лет. Своим властолюбием и

гордостью он сумел оттолкнуть от себя всех. Произошел у него разрыв и с

царем. Патриарх вторгался в дела государства, возмечтал даже стать выше

царя и полностью подчинить его своей воле. Алексей Михайлович стал

тяготиться своим “собинным другом”, охладел к нему.

Тогда Никон задумал воздействовать на царя угрозой, что ему раньше

удавалось. Он решил публично отречься от патриаршества, рассчитывая на то,

что царь будет тронут его отречением и станет упрашивать не покидать

первосвятительский престол. Это стало бы хорошим поводом восстановить и

усилить свое влияние на царя.

На торжественной литургии в Успенском соборе в Кремле 10 июля 1658 г.

он объявил с амвона, обращаясь к духовенству и народу: “От лени я

окоростовел, и вы окоростовели от меня. От сего времени не буду вам

патриарх; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема”. Тут же на

амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и

монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора.

Однако Никон жестоко ошибся в своих расчетах. Царь, узнав об уходе

патриарха, не стал удерживать его. Никон же, скрывшись в Воскресенском

монастыре, прозванном им “Новым Иерусалимом”, стал ждать реакции царя. Он

по-прежнему держал себя властно и самовольно: совершал рукоположения,

осуждал и проклинал архиереев. Но напрасное ожидание его ожесточило

настолько, что он даже предал проклятию царя со всем его семейством.

Примириться со своим новым положением в качестве только монастырского

обитателя он, разумеется, не мог. Никон попытался снова вернуться к

патриаршей власти. Однажды ночью он внезапно приехал в Москву в Успенский

собор во время богослужения и послал уведомить царя о своем приезде. Но

царь к нему не вышел. Раздосадованный Никон вернулся в монастырь.

Бегство Никона с патриаршего престола внесло новое расстройство в

церковную жизнь. Царь по этому случаю в 1660 г. созвал собор в Москве Собор

решил избрать нового патриарха. Но Никон на этом соборе разразился бранью,

обозвал его “бесовским сонмищем”. Царь и архиереи не знали, что делать с

Никоном.

В это время в Москву с подложными грамотами прибыл тайный иезуит

греческий “митрополит” Паисий Лигарид. Затем были получены достоверные

сообщения, что Паисий Лигарид состоит на службе у римского папы и что

восточные патриархи за то низвергли его и прокляли. Но в Москве на это

посмотрели сквозь пальцы, вероятно потому, что Паисий Лигарид мог весьма

пригодиться царю. Этому ловкому и изворотливому человеку было поручено дело

Никона. Паисий сразу стал во главе русских церковных дел. Он заявил, что

Никон “должен быть проклят как еретик”, и что для этого нужно созвать в

Москве большой собор при участии восточных патриархов. В ответ Никон

беспомощно ругал грека «вором», «нехристем», «собакой», «самоставленником»,

«мужиком».

Для суда над Никоном и рассмотрения других церковных дел царь Алексей

в 1666 г. созвал собор, который был продолжен и в следующем, 1667 г. На

собор прибыли восточные патриархии – Паисий александрийский и Макарий

антиохийский. Приглашение этих патриархов было неудачным. Как потом

оказалось, они сами были низложены со своих престолов собором восточных

иерархов, и поэтому не имели канонического права решать какие-либо

церковные дела.

Начался суд над Никоном. Собор признал Никона виновным в самовольном

бегстве с кафедры и в других преступлениях. Патриархи называли его

“лжецом”, “обманщиком”, “мучителем”, “убийцей”, сравнивали с сатаной,

говорили, что он “даже хуже сатаны”, признали его еретиком за то, что он

приказал не исповедовать воров и разбойников перед смертью. Никон не

остался в долгу и обзывал патриархов “самозванцами”, “турецкими

невольниками”, “бродягами”, “продажными людьми” и т. п. В конце концов,

собор лишил Никона священного сана и сделал простым монахом.

После перемены своей судьбы Никон сам переменился по отношению к

своим реформам. Еще будучи на патриаршем престоле, он иногда говорил, что

“старые служебники добры” и по ним “можно служить службу Божию”. Уйдя же с

престола, он стал издавать в монастыре книги согласные со старопечатными.

Этим возвращением к старому тексту Никон как бы вынес суд над собственной

книжной реформой, признав ее ненужной и бесполезной.

Никон скончался в 1681 г., не примиренным ни с царем, ни с

архиереями, ни с Церковью.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа,

архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов,

вызванных церковной реформой.

Реформа была выгодна многим. Восточным патриархам она была весьма

полезна, так как проводилась в согласии с греческими новыми книгами и

закрепляла их главенство в вопросах веры и утверждала духовный авторитет, к

тому времени на Руси поблекший.

Государственная власть тоже видела свою геополитическую выгоду в

реформе.

И Ватикан в реформе православной Церкви тоже имел свой интерес. С

присоединением Украины к Москве в России стало сказываться юго-западное

влияние. В Москву понаехало множество украинских и греческих монахов,

учителей, политиков и разных дельцов. Все они были в сильной степени

заражены католицизмом, что не помешало им, а может быть, даже и помогло,

приобрести большое влияние при царском дворе. Паисий Лигарид, продолжая

дело митрополита Исидора, вел в это время переговоры с католическим Западом

о соединении русской Церкви с римской. Он пытался склонить к этому и

восточных патриархов. Русские же архиереи во всем были послушны царю. В

такое-то время и состоялся собор по делу никоновской реформы.

Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и

наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие

собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как

великий догмат. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго

Истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В

заключение собор изрек: “Если кто не послушает нас или начнет прекословить

и противиться нам, то мы такового противника, если он - духовное лицо,

извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем

проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы,

Отца и Сына и Святаго Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и

непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти

останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа его

пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми

еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не

разрешен во веки веков. Аминь”.

Эти ужасные проклятия возмутили даже самого Никона, привыкшего

проклинать православных христиан. Он заявил, что они положены на весь

православный народ и признал их безрассудными.

Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру, собор

благословил подвергать ослушников соборных определений тягчайшим казням:

заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы,

вырезывать языки, отсекать руки. Все эти деяния и определения собора внесли

еще большую смуту в умы русских людей и усугубили церковный раскол.

Современная новообрядческая церковь на поместном соборе в 1971 г.

признала ошибку, сделанную бывшим патриархом Никоном и собором 1666–67 гг.,

приведшую к трагическому разделению русской Церкви, и засвидетельствовала,

что старые обряды для нее “равночестны и спасительны”, а клятвы были

положены “не по доброму разумению”. И как итог: реформы “не имели ни

канонических, ни исторических оснований”.

Раскол русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были

настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ

счел их за дьявольское наваждение. Многие думали, что царь лишь временно

обманут приезжими греками и западниками, и верили, что он рано или поздно

распознает этот обман и возвратится к старине. Что же касается архиереев,

участвовавших на соборе, то о них составилось убеждение, что они не тверды

в своей вере и, боясь царской власти, готовы веровать так, как прикажет

царь. Один из них, чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх)

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.