РУБРИКИ

Ритуал прощания

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Ритуал прощания

Ритуал прощания

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ:

«Ритуал Прощания»

Выполнили

ст-ки группы 98 пе-1/01

Корчагина Екатерина и

Ильина Екатерина

1999 г.

П Л А Н:

1. Православный обряд погребения. — 1

— День первый — 2

— День третий — 3

2. Что такое бальзамирование. — 6

3. Катафальный автотранспорт. — 11

4. Саркофаг, домовина, гроб. — 12

5. Цветы, венки и символика. — 15

6. Православное поминовение усопших. — 19

— Сорокоуст — 20

— Третий день — 20

— Девятый день — 21

— Сороковой день — 21

— Дни памяти — 21

7. Поминальная православная трапеза. — 23

— Кутья — 23

— Блины — 24

— Блины постные — 24

— Блины сдобные — 24

— Кисель — 24

— Овсяный кисель — 25

8. Кремация. — 25

9. Духовой оркестр в траурной церемонии. — 27

10. Всецерковные заупокойные богослужения. — 29

. Мясопустная родительская суббота — 29

. Троицкая родительская суббота — 30

. Великопостные поминовения усопших — 31

. Радоница — 31

. Дмитриевская родительская суббота — 31

. Поминовение воинов в День Победы — 32

11. Об увековечении памяти в надгробиях. — 32

ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ

Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти

душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа

не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они

станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно

себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше

приготовиться к смерти.

К тяжело больному надо пригласить священника, который его

исповедует* и причастит**, совершит над ним таинство соборования***. В

самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха,

томления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя,

данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит

ее в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека,

уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную — в

Молитвослове это собрание песен-молитв называется "Канон молебный при

разлучении души от тела". Канон заканчивается молитвой от иерея

(священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от

всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении

в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику,

поэтому, если канон читали миряне, — молитва опускается.

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших — для всех

был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах.

Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим

христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые

человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму ни сердцу, а

напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны

на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом),

известных еще от апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат

символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей

бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в

воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на

жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей, и на

смерть — как на сон, по пробуждении, от которого настанет жизнь вечная.

* В таинстве исповеди (от слова исповедоваться, т.е. рассказывать о

себе другому) кающемуся подается отпущение грехов через разрешительную

молитву священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле,

чтобы они были прощены на небе. Умирающего, который уже не владеет языком и

не может исповедоваться, священник может разрешить (отпустить грехи), если

болящий сам велел призвать духовника.

** В таинстве причащения человек под видом хлеба и вина принимает

Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы, становясь таким образом причастны. ко

Христу. Святые Тайны называют Святыми Дарами — потому что Они являются

бесценным Божественным Даром Спасителя Христа людям. Больных причащают во

всякое время — священник приносит в дом запасные Дары, которые хранятся в

церкви.

*** Соборование (первоначально совершалось собранием священников), или

елеосвящение, — таинство,в котором при семикратном помазании освященным

елеем (растительным маслом) на болящего человека нисходит благодать Божия,

врачующая его телесные и духовные немощи. Если священник успел помазать

умирающего хотя бы один раз,таинство соборования считается совершившимся.

День первый

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в

знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы

он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.

После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые

указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на

человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно

надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения,

который перед тем кропят святой водой**** —снаружи и внутри. Под плечи и

голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В

левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь икону (обычно для

мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери). Это

делается в знак того, что усопший веровал во Христа распятого на кресте

ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он

переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на

которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин

символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле

брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми

одолевавшими его пагубными страстями житейскими соблазнами и прочими

искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве

Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа,

Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами

Трисвятого ("Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй

нас") — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и

соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога

и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом

(саваном) — в знак того, что усопший, как принадлежавший к Православной

Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах, находится под

покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века

будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В

доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела

покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы,

другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) — в знак того, что

умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь.

Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не рассеивало скорби о

почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует

в угоду бытующим кое-где суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и

другие посторонние предметы — в гроб приличествует полагать только цветы

Благоухание цветов — это фимиам Богу; цветы-кадильницы возносят

ароматами хвалу

**** Святую воду обычно приносят из церкви, хотя водосвятный молебен

может быть отслужен и на дому. Водосвятным молебном (водоосвящением или

водосвятием) называется обряд, в котором священник призывает благословение

Божие на воду и ей в чинопоследовании молитв и священнодействий сообщаются

особые благодатные свойства.

Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам об

эдеме, о райском саде, являясь украшением природы — престола Божия.

Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы — это

остатки рая на земле.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири — оно служит

молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает

их молитвы о помиловании его души к Богу. Для удобства чтения Псалтири

она разделена на двадцать больших разделов — кафизм (перед каждой

кафизой трижды повторяется призыв поклониться Богу: "Приидите,

поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу,

Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу,

Цареви и Богу нашему"), а каждая кафизма делится на три "Славы" (после

каждой "Славы" трижды читается "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава

Тебе, Боже!"). По прочтении каждой "Славы" (то есть трижды во время

чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего.

Эта молитва начинается словами "Помяни, Господи Боже наш..." и находится

в конце "Последования по исходе души от тела".

До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме

времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной

Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа

его проходит страшные мытарства — своего рода заставы на пути в иной

мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды,

помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные

литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю

часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая,

продолжительная молитва; лития — усиленное народное моление. Во время

панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий

священник — еще и с кадилом*****. Свечи в руках молящихся выражают

любовь к усопшему и теплую молитву за него. Совершая панихиду, Святая

Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души

усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в

поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие,

родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.

День третий

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в

отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в

воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания

тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на

дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития,

сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву

Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой

жизни — жизни благоуханной, как святой. Каждение означает, что душа

умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх,

восходит на Небо, к Божьему престолу.

Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько

трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу

скорби и безнадежного

***** Кадило — металлическая чашечка с крышкой, подвешенная на цепочке;

в ней на горящих углях воскуривается душистый ладан для каждения,

которое совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах

богослужения.

отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно)

бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда

светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами.

Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается

только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на

отдельно приготовленный столик. Кутьей (коливом) называется кушанье,

сваренное из зерен пшеницы или рисовой крупы и смешанное с медом или

сахаром и украшенное сладкими плодами (например, изюмом). Зерна

заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение

умершего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и

истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать

тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости

знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение

кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком

поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в

бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через

Господа Иисуса Христа — как Христос, умерши плотию, воскрес и жив, так и

мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем.

Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых

препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова

усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших

отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное

отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной

войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и

отпевали их заочно. В трудные для Православной Церкви 1950—1970-е годы

заочно отпевали из-за могущих возникнуть осложнений по службе.

Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь

самоубийством, лишается православного погребения. Для того чтобы

заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом

состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное

разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно

прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Служба отпевания состоит из многих песнопений (само ее название —

отпевание, прочно укоренившееся в русском народе, указывает на

песнопевческий характер). В них кратко изображается вся судьба человека:

за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек

снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество

грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая

Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему

грехи и удостоить его Царства Небесного. В конце отпевания, по прочтении

Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой

молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его

запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить

на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом

и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было

ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой

молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его

родными или близкими. Обычай Русской Православной Церкви давать

разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке,

когда преподобный Феодосии Печерский написал разрешительную молитву для

принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал

вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал

распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в

руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра

Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную

молитву, тогда усопший святой, как говорит летопись, сам простер свою

руку для принятия ее. Такое необыкновенное событие произвело сильное

впечатление на всех, кто или сам был очевидцем чуда, или слышал о нем от

других.

После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее

целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит

прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих

в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом,

с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе

на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание

происходит при за Крытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку

священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого

провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы,

то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме

или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что

ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно

посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной

над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло

также крестообразно возливается на тело. После предания земле гроб

закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников

священник может посыпать землю на бумагу. Тогда землю в кулечке

перевозят на кладбище где сами родные и близкие усопшего крестообразно

посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же

поступают и при заочном отпевании. Если же священник провожает гроб до

кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела

в могилу еще раз совершается лития.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над

безгрешными: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только

просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали

ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом

Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и

соделались непорочными. Над некрещеными младенцами отпевание не

совершается так как от прародительского греха они не очищены. Отцы

Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни

наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми,

умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как

и взрослые).

Вопрос о кремации усопших имеет давнюю историю — в России еще в 1909

году в Медицинском совете Министерства внутренних дел вырабатывался

новый законопроект о погребении умерших, устройстве кладбищ и

крематория. В одном из параграфов этого законопроекта говорилось, что

"мертвые должны быть погребаемы на отведенных для сего кладбищах или

подвергаться сожжению в особо устроенных крематориях, причем сожигание

трупов в крематориях разрешается при условии, если об этом выражено

письменное желание при жизни самим покойным (если он совершеннолетний),

или родственниками покойного или лицами, на обязанности которых лежит

устройство его похорон, если не имеется ясных указаний, что сам покойный

был при жизни против сожжения своего трупа". Однако ни тогда, ни поныне

Русская Православная Церковь не дала благословения на кремацию,

поскольку хотя в священных книгах и нет запрещения на сжигание трупов,

но имеются положительные и повелительные указания на иной и единственно

допустимый способ погребения тел — это предание их земле. Таким

указанием, прежде всего, служит от самого начала бытия человеческого

повеление Создателя мира, сказанное первозданному человеку: "земля еси и

в землю отыдеши".

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью,

с какой принято молиться на восток — в ожидании наступления Утра

вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший

идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в

могилу поется Трисвятое — пение ангельской песни "Святый Боже, Святый

Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" означает, что усопший

переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство

Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным

холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Усопший

христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей

земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Крест может быть сделан

из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног

усопшего, Распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении

умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над

диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них

крестами. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник

блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

ЧТО ТАКОЕ БАЛЬЗА МИРОВАНИЕ

В своей глубокой скорби человек всегда стремился остановить время,

увековечить память об умершем. Это стремление, порожденное страданием и

любовью, ищет выход и выражение. Потрясающие музыкальные реквиемы,

поэтические эпитафии, прекрасные живописные портреты создавались в

трагические дни жизни творцов. Само искусство портретной живописи, для

которого характерно ярко выраженное сходство с конкретным человеком,

восходит к фаюмским портретам Древнего Египта. Эти заупокойные

живописные портреты писались воском на доске (в ранний период,

относящийся к первому веку до новой эры, — на холсте), вставлявшейся

затем в бинты мумии на месте лица. Благодаря малой химической активности

воска, его влагоустойчивости эти посмертные портреты в течение долгих

веков сохраняли свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя.

Впервые их нашли археологи в Египетском оазисе Фаюм более ста лет назад

— в 1887 году. Несколько таких портретов хранится в Пушкинском музее,

наиболее известный из них — "Юноша в венке", относящийся ко II веку

нашей эры. Искусство древних художников и бальзаматоров, вместе

работавших над сохранением облика современников, сберегло их черты. И

спустя два тысячелетия можно увидеть, каким был человек не вообще, а

вполне определенный, конкретный.

Древние египтяне благоговейно относились к телу умершего, они

старались сохранить его, сберечь от разрушения возможно дольше, "дабы

душа не скиталась по свету", — такое представление соответствовало их

религиозным верованиям. В записках историка и этнографа графа Кайло

говорится: "Египтянин был бы казнен смертью, если бы он мертвому учинил

хотя бы малую обиду". Не только у египтян, но и у древних персов,

ассирийцев, исконных народов Южной Америки в их культах поклонения

предкам — знатным соплеменникам память о них была неразрывна с бережным,

любовным отношением к их внешнему облику. Религиозно-мистическое

проявление этих чувств воплотилось в искусстве бальзамирования умерших,

кажущемся непостижимым при отсутствии у древних анатомических знаний.

Поражает, как народы древнего мира, не обладая нужными сведениями в

области естественных наук, физики и химии, могли бальзамировать тела

покойных таким образом, что они пролежали в каменных гробах в течение

многих веков и сохранились до наших дней.

Первым бальзаматором, по древнеегипетскому преданию, был Анубис (он

же позже — Осирис) — бог покровитель умерших, царь загробного мира. Его

имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно

которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела

покойного к бальзамированию и превращение его в мумию. Анубису

приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью

магии в ах (в "просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря

этому жесту.

Особенности Египетской культуры удивительны для европейцев. Даже

древним грекам Египет казался страной чудес с ее мрачными святилищами,

громадными каменным изваяниями богов, высеченными из скал, сфинксами,

колоссами, огромными пирамидами, мавзолеями, гробницами, мумиями.

Первыми из европейцев попытались разгадать тайну египетских мумий

французские ученые Шампольон и Рупе — участники Наполеоновской

экспедиции. В многотомных трудах этой экспедиции находятся первые

сведения о загадочных мумиях, найденных в египетских пирамидах, и о

способах их бальзамирования. В конце 1799 года была понята письменность

Египта, стоящая более чем из трех тысяч знаков. В руках ученых появился

ключ, при помощи которого можно было проникнуть в глубь истории и читать

надписи на гробницах и мавзолеях,

Знаменитый русский биолог Д. Выводцев, живший в прошлом столетии

отмечает, что египтяне артистически бальзамировали тела умерших и ни

один народ мира не мог соперничать с ними в этой области. Русский ученый

указывает при этом, что, несмотря на многочисленные исследования, не

известны все вещества, которые применялись египтянами для сохранения тел

умерших. В своем стремлении противостоять разрушительным силам природы

они обращались к природным же средствам, выискивая все новые

возможности, совершенствуя в течение долгих веков искусство сохранения

нетленными своих дорогих покойников, бессознательно прокладывая путь

современной анатомической технике и способствуя ее развитию.

Процесс бальзамирования у древних египтян был очень длителен и

сложен. Почти все исследователи описывают этот процесс по двум древним

источникам: по Геродоту и Диодору Сицилийскому. Не всегда их данные

сходятся как в самой технике, так и относительно применявшихся веществ и

времени их воздействия (так, по Геродоту, погружение тела умершего в

натрон — сложный раствор, содержащий азотнокислый калий, хлористый и

сернистый натр, углекислый калий и известь, — занимало 70 дней, а по

Диодору — всего 30). По одному источнику цена бальзамирования по первой

категории, к которому прибегали самые знатные и богатые называется более

чем на треть дороже, чем по другому. В исследовании доцента Киргизского

университета Б.Ярославцева сообщается, что способ бальзамирования по

первой категории стоил в Древнем Египте дорого, что существовало четыре

категории бальзамирования; вторая стоила уже вдвое дешевле, а четвертая

была доступна даже для беднейших египтян.

Сговорившись о цене, родственники вместе с друзьями, знакомыми и

плакальщицами вносили умершего во двор храма. Все этапы бальзамирования

сопровождались ритуальными действами, плачами, церемониями.

Бальзамирование первой категории происходило со вскрытием полостей,

которые промывались пальмовым вином и квасией, наполнялись воском,

писифальтом, асфальтом с берегов и со дна Мертвого моря. После

погружения в натрон, просушивания, тело натирали магическими маслами,

щедро посыпали порошком благовоний и помещали в раствор меда и смол на

20 дней. Затем надевали рубаху, которая зашнуровывалась сзади, и 15-20

раз бинтовали шелком, пропитанным смолами (для этого требовалось до 1000

локтей шелка, т.е. около 500 метров). Руки бинтовались отдельно, а ноги

вместе. Лицо покрывалось целым, куском шелка и разрисовывалось. Очень

богатым покойникам на лицо накладывалась золотая или серебряная маска-

портрет. Для позднейшего периода был характерен портрет на досках на

месте лица — так называемый "фаюмский" портрет.

Забинтованное тело лакировали при бальзамировании как по первой, так

и по второй категории (вторая осуществлялась без вскрытия полостей). Для

обертывания тел бедняков вместо шелка использовался холст, их мумии

зарывали в пустыне без гроба (саркофага). Богатых египтян хоронили в

мавзолеях или в специальной заранее приготовленной каменной могиле в

дубовых или каменных саркофагах. Часто саркофаги вкладывались один в

другой, иногда их было до восьми. Причем для самых знатных египтян, для

фараонов их делали из чистого золота, украшали драгоценными каменьями.

Например, саркофаг фараона Тутанхамона был золотым и весил 4,5 центнера.

Саркофаги образовывали непроницаемый футляр, но это было, скорее, данью

роскоши, а не необходимостью герметизации для сохранения останков.

Природные условия Египта, с его сухими почвами, хорошо вентилирующимися,

содержащими минеральные и известковые отложения, способствуют

мумификации. Искусство бальзамирования возникло и развивалось там по

"подсказке" самой природы. В египетских пустынях, песчаниках, обвеваемых

сухим ветром, часто наблюдалось образование мумий естественным путем.

Так, обнаруживали высохшие нетленные останки людей из караванов,

заблудившихся в пустыне и погибших без пищи и воды. Аскетическая жизнь

египетских бедняков позволяла после их смерти бальзаматорам меньше

усилий тратить для обеспечения сохранности их останков. Это наблюдение

подтверждает и такой факт, что после битвы римлян с персами через много

лет на поле боя находили мумии персов, тогда как тела убитых римлян,

более невоздержанных в еде, тучных, не сохранились.

Исследователи отмечали также, что в Египте не бальзамировали тела

умерших детей, считая их безгрешными. Лишь однажды, как описывает граф

Кайло, была найдена мумия маленького мемфисского принца.

Эти представления египетских жрецов, врачей, бальзаматоров о

взаимообусловленности греха и тлена близки русскому православному

сознанию с его поклонением святым мощам — нетленным останкам, богомольем

с припадением ради исцеления к раке преподобных Сергия Радонежского,

Дионисия Глушицкого, других особенно чтимых в народе святых, традицией

долгого прощании с почившими отцами церкви. Известно, что в течение

восьми суток стоял гроб с телом преподобного Серафима Саровского в

Успенском соборе Дивеевского монастыря. В ночь с 12 на 13 августа 1783

года отошел епископ Воронежский Тихон Задонский, а отпевание и

погребение свершилось 20 августа.

Древние римляне оставляли для оплакивания тела умерших на 8—9 дней,

натирая их благовонными маслами и душистыми бальзамами. У римлян был

способ бальзамирования, который археологи и биологи находят достаточно

совершенным, но его секреты не дошли до наших дней.

Для древних греков бальзамирование покойных не было характерным,

однако и они прибегали к нему в исключительных случаях для очень знатных

людей.

Но далеко не все народы стремились сохранить тела умерших, полагая

это залогом их будущего воскресения. Например, народы арабского Востока,

Средней Азии, Индии, Кореи, Китая, Монголии, Калмыкии и др.

(исповедующие ислам, буддизм, индуизм) совсем по-другому понимали смерть

и загробный путь человека. Коран и Шариат не одобряли бальзамирования,

считая этот обряд языческим. Нет бальзамирования и в иудейской культуре.

Понятно, что по своим религиозным воззрениям такие народы не могли

создать своего направления в искусстве бальзамирования. Но и эти древние

народы тем не менее в некоторых случаях прибегали к нему, о чем

свидетельствуют как книги, так и археологические раскопки. В главе 50-й

книги Бытия: после кончины Иакова, нареченного Израилем, "Иосиф пал на

лице отца своего, и плакал над ним и целовал его. И повелел Иосиф слугам

своим — врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали

Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на

бальзамирование". (Здесь мы встречаемся с третьей, после Геродота и

Диодора, библейской версией относительно сроков бальзамирования). Перед

смертью Иаков заповедал похоронить его с отцами своими в земле

Ханаанской. Далее в этой главе подробно описываются похороны, 70-дневное

оплакивание в Египте, долгий путь на родину, прощание — как нечто

удивительное, особенное, необычное, несвойственное данной культуре.

Здесь обнаруживается сильнейшее влияние культуры египетской, которую

Иосиф воспринял с юности, будучи в семнадцать лет проданным братьями

измаильским купцам, везущим верблюжьим караваном в Египет бальзам и

ладан. В самом конце 50-й главы сообщается, что Иосиф тоже, как отец

его, просил перед смертью: "Вынесите кости мои отсюда". И далее: "И умер

Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в

Египте" для отправки на родину.

У арабов в их письменных источниках, естественно, нет упоминаний о

бальзамировании покойных. Не содержится их в медицинских трактатах

великого Авиценны, хотя философское обоснование его "Канона врачебной

науки" базируется на идеях Аристотеля и отчасти неоплатоников. Однако

ислам в те времена имел уже трехвековую историю и определяющее влияние в

Иране и Средней Азии. Отсутствие сведений о бальзамировании в письменных

источниках мусульманских народов не означает, что на практике оно не

осуществлялось. Так, в усыпальнице династии Тимуридов в самаркандском

мавзолее Гур-Эмир при вскрытии в 1941 году гроба основателя династии

Тамерлана, как свидетельствует известный антрополог, археолог и

скульптор М.М.Герасимов, ощущался сильный запах камфары, ладана,

канифоли, ароматических смол, который присутствовал затем длительное

время, что несомненно означает — проводилось бальзамирование.

Могила сына Тимура Шахруха находилась в таком месте мавзолея,

которое дважды оказывалось водой. Несмотря на то, что затопление крайне

неблагоприятно для сохранения останков, на них были обнаружены даже

мышечные ткани. Известно к тому же, что Шахрух умер в1447 году в Герате.

Долгий караванный путь из Герата в Самарканд к усыпальнице Тимуридов

тело покойного не выдержало бы без бальзамирования.

Таким образом, в XIV—XV веках в Средней Азии бальзамирование тел

умерших правитлей, хоть и далеко не всегда, но все-таки проводилось. В

ту пору и ранее, весь период Средневековья редко осуществлялись попытки

сохранения останков даже великих людей и в Европе, в частности, известно

проводилось бальзамирование тел некоторых французских королей.

Бальзаматоры называют этот период алхимическим, считая его вторым вслед

за религиозно-мистическим. Причем, если к первому они и по сей день

относятся с большим вниманием и уважением изучая его возможности,

осваивая в современной практике все полезное, что удается перенять, то

второй наименее интересен для науки и практического применения, так как

средневековые алхимики искали новые способы бальзамирования без всякого

логического и научного смысла, хотя и не щадили для этого ни сил, ни

времени, ни средств.

С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно

становится на научную основу, опираясь ни достижения химии физики,

биологии. В Европе в то время работали в этом направлении известные

ученые Понтер, Палентано, Шассе, Гональ, Трончини Лясковский. Опыт

первых русских анатомов Щепина, Протасова, Мухина и других не сохранен,

так как не осталось их записей.

В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке,

это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика

И.Буша, написанное в 1831 году, труды основоположника топографической

анатомии-профессора И.В.Буяльского. Интересные, вносящие новый вклад в

развитие науки монографии удавалось не всегда опубликовать сразу, при

жизни авторов. Так, одновременно с И.В.Буяльским, В.Грубером, Спасским

работал над созданием собственных препаратов и приемов их введения

профессор Харьковского университета А.Венедиктов. Он применял скипидар,

мед и воск, использовал в своей практике метод обмотки бинтами,

смоченными в растворе воска, как у египтян. А трактат его удалось

напечатать лишь в самом конце века профессору М.Попову, который сам

известен как один из искуснейших бальзаматоров своего времени,

добившийся очень стойких длительных результатов. Многие медики, его

современники, восхищались обликом прекрасной молодой девушки,

наблюдаемой ими в витрине кафедры анатомии: в волнах розового газа она

походила на спящую красавицу.

Профессор М.Попов вместе с известным биологом Д.Зерновым

бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894

году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и

карболовую кислоту. Он по достоинству оценил новое бальзамирующее

средство — формалин, открытый Блюмом в 1893 году.

Русские анатомы нередко работали вместе с европейскими. Так,

А.Виноградов подробно описал бальзамирование умершего 27 мая 1840 года

гениального скрипача Никколо Паганини (погребение его в земле римская

католическая церковь позволила произвести лишь в 1896 году, то есть

спустя 56 лет после смерти). Это показывает, что более чем за полвека до

открытия формалина, определившего на долгие годы, вплоть до наших дней,

новый этап в развитии анатомической консервации, европейская медицина и,

в частности, русская школа имели весьма впечатляющие успехи.

В 1935 году в Москве была создана Лаборатория под руководством

академика Б.И.Збарского, которая за полвека своего существования

забальзамировала тела многих исторических деятелей современности. Так, в

1945 году проводилась работа по сохранению тел Г.Димитрова в Болгарии и

К.Готвальда в ЧССР. В Монголии — тела Чойболсана. В настоящее время их

сохранение прекращено по причинам, не связанным с научными и

практическими возможностями, так же, как был прекращен уход за телом

И.В.Сталина, забальзамированным и помещенным в Мавзолей на Красной

площади в марте 1953 года.

Большим успехом Лаборатории является сохранение тела первого

президента ДРВ Хо Ши Мина в условиях тропического климата в саркофаге

Мавзолея в Ханое. Более десяти лет в специальном временном саркофаге

хранилось тело президента Анголы, председателя МПЛА партии труда А.

Нето, умершего в Москве в 1979 году.

В 1994 году в Лабораторию обратились представители Сибирского

отделения Академии наук с просьбой помочь в консервации останков мумий

из Алтайского захоронения. К содействию московских бальзаматоров

прибегают специалисты самых разных отраслей науки, культуры, а также

судебно-медицинской практики, велик их авторитет, признанный во всем

мире.

КАТФАЛЬНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ

Московские старожилы еще помнят те времена, когда на улицах города

можно было встретить похоронные процессии, следующие за медленными

дрогами с высоким балдахином. Еще в конце пятидесятых годов темный,

торжественно убранный возок с парой коней в черных покровах не был здесь

редкостью, хотя первые катафальные автобусы появились задолго до войны,

а специальная автобаза городской похоронной службы была создана в 1938

году. Она имела небольшой автопарк и находилась при Калитниковском

кладбище. В использовании на похоронах автобусов-катафалков, равно как и

других видов автотранспорта, не было особой необходимости, так как путь

был сравнительно недалек почти из любого места города до одного из

кладбищ, которые в большинстве своем были тогда действующими.

В середине 50-х годов автобаза городской похоронной службы

насчитывала всего полсотни катафальных автобусов. Потребность в

транспортных услугах значительно увеличилась в 60-е годы с ростом

городской территории более чем в два с половиной раза.

Если в траурной церемонии участвует духовой оркестр, то для

доставки оркестровой группы к выносу гроба у дома покойного и затем на

кладбище оформляется заказ на отдельный автобус. В прежние годы такие

заказы поступали очень часто, и оркестровых групп было вдвое больше, чем

в настоящее время, соответственно, и транспорта для них выделялось

больше. Затем традиция сопровождения похорон траурными маршами духового

оркестра стала несколько ослабевать, но в последние годы вновь оркестр

играет на траурных церемониях все чаще, особенно, если в последний путь

провожают военных или ветеранов армии, Великой Отечественной войны.

САРКОФАГ, ДОМОВИНА, ГРОБ

Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный

саркофаг восходит к глубокому прошлому. Первоначально в Древней Греции

для их изготовления использовалась особая разновидность известняка,

именуемая саркофагом. Как видим, название это перешло на само изделие из

этой породы. В древности саркофаги применялись только для погребения

наиболее знатных вельмож, были украшены скульптурой и росписью и даже

имели архитектурное оформление. Такие саркофаги, помимо своего основного

назначения, обладали художественной ценностью и впоследствии для других

поколений имели большое историческое значение, воссоздавая культуру и

быт древних народов.

До наших времен дошли древнеегипетские изделия для мумий фараонов и

знати. Они были прямоугольными и двойными. Внутренние, похожие на

современный гроб, были изготовлены из твердых пород дерева или из

драгоценных металлов: серебра и даже золота. Внутренний саркофаг, как

правило, повторял основные линии фигуры умершего, имел не только

мумиеобразную форму, но и чеканный или резной портрет покойного, а также

выбитые надписи молитв, магических заклинаний, изображения божеств,

мифологических и ритуальных сцен. Внешние саркофаги делали из камня.

Сказанное выше позволяет судить о том, что древний обычай помещать

тело умершего в специальный украшенный саркофаг чаще всего

предусматривал также и последующее строительство отдельного

архитектурного сооружения для самого саркофага. Они были разными по

размерам, материалу, из которого изготавливались, по форме, внешнему и

внутреннему убранству. Многие сооружения отличались монументальностью и

высокой художественностью оформления. К древнейшим из них относятся

египетские пирамиды, микенские купольные гробницы, скифские курганы, а

также скальные гробницы и мавзолеи.

Христианские гробницы часто помещали внутри храмов и церквей и под

ними — в подклете и склепах, называемых усыпальницами (например,

украшенная резным орнаментом, гробница Ярослава Мудрого — в Киевском

Софийском соборе, гробница М.И. Кутузова — в Казанском соборе Санкт-

Петербурга, гробницы патриархов и митрополитов — в Успенском соборе

Московского Кремля, гробницы великих князей московских и государей — в

Архангельском соборе Кремля).

Само общеславянское слово "гроб" имеет первоначальное значение —

"яма", "могила". Действительно, наши предки — древние славяне в

дохристианский период не хоронили своих покойных в том гробу, который

подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в

могилу, выкопанную в земле в виде большого дома, клали туда дроги с

кучером, имевшие соответственное оформление.

Изготавливались гробы в небольших мастерских, разбросанных по всей

Москве. Со временем, естественно, их стало больше, некоторые из них

значительно укрупнились, потому что город рос и одновременно старел,

подобно большинству крупных европейских городов, но, как это ни странно,

традиция делать гробы силами небольших мастерских сохранялась очень

долго, вплоть до наших времен.

Лишь в годы после Великой Отечественной войны эти территориально

разрозненные мастерские были объединены в один небольшой заводик. Его

современное название — Участок по изготовлению похоронных

принадлежностей ГП "Ритуал", хотя никаких других принадлежностей, кроме

гробов, он никогда не выпускал.

Расположился Участок на севере Москвы при Миусском кладбище, которое

было основано во время эпидемии чумы в 1771 году за Камер-Коллежским

валом. Сейчас это кладбище закрыто, а в прошлом здесь хоронили в

основном простых горожан, среднее сословие: мещан и ремесленников из

соседних Марьиной рощи и Бутырок.

Продукция небольшого заводика предназначена для горожан со средним и

небольшим достатком. Многие работники участка еще помнят то время, когда

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.