РУБРИКИ |
Отечественная история (полный курс) |
РЕКЛАМА |
|
Отечественная история (полный курс)Отечественная история (полный курс)ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В предлагаемом пособии рассматриваются основные этапы российской истории с древнейших времен до наших дней. Освещаются проблемы российских реформ в разные исторические периоды, раскрывается внешняя политика России. ОГЛАВЛЕНИЕ |ПРОГРАММА КУРСА |4 | |ЛИТЕРАТУРА |6 | |НАУЧНЫЙ ОБЗОР |7 | |Природно-климатические особенности Восточной Европы |7 | |Восточные славяне в Vl-VIII вв. новой эры |7 | |Образование государства у восточных славян |9 | |Русские земли в период феодальной раздробленности XII-XV веков . |12 | |Московское государство в XV-XVI веках |17 | |XVII век - новый период русской истории |19 | |Реформы Петра I |22 | |XVIII век - век дворцовых переворотов |24 | |"Век Екатерины" и правление Павла I | | | |25 | |Россия в первой четверти XIX века |27 | |Россия при Николае I |30 | |Россия в период реформ 60-70-х год.. ов XIX века |32 | |Россия во второй половине XIX века |35 | |Россия на рубеже XIX-XX веков |37 | |Развитие России в 1907-1914 гг. Участие России в первой мировой войне.|42 | |Февральская и Октябрьская революции | | |Россия в 1917-1922 гг. |47 | |Советское государство в 20-е - первой половине 30-х годов |51 | |СССР во второй половине 30-х годов |53 | |СССР в период Великой Отечественной войны |54 | |СССР после окончания Великой Отечественной войны. Смерть И.В.Сталина |55 | |СССР в середине 50-х - середине 60-х годов |56 | |СССР середины 60-х - середины 80-х годов |57 | |Перестройка и распад СССР |58 | |Современный этап развития России |60 | |ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |61 | |ГЛОССАРИЙ* |65 | КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПРОГРАММА КУРСА Природно-климатические особенности Восточной Европы. Взгляды на происхождение славян. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры. Быт, нравы, религия, политическая история. Образование государства у восточных славян. Норманнская теория. Киевская Русь - раннефеодальное государство 1Х-Х1 веков. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Принятие христианства Владимиром Святым. Русские земли в период феодальной раздробленности XII-XV веков. Раздробленность как следствие развития экономики. Основные княжества и земли. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля и др. Влияние татаро-монгольского нашествия на политику и экономику русских земель. Александр Невский и Даниил Галицкий. Довмонт Псковский. Русь под властью Золотой Орды и начало процесса централизации. Московское государство в XV-XVI веках. Причины объединения и превращения Москвы в центр русских земель. Роль московских князей и царей. Иван III, Василий III, Иван IV. Церковь и власть, идеология ("Москва - Третий Рим") и культура. XVII век - новый период русской истории. Смута начала века. Утверждение династии Романовых. Становление абсолютизма. Бунты, восстание Степана Разина, раскол. Внешняя политика, необходимость реформ. Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Культура. Петровские реформы. Личность Петра I. Преемственность политики Петра и его предшественников. Реорганизация армии, государственного аппарата, местного управления. Внешняя и внутренняя политика. Итоги преобразований. XVIII век - век дворцовых переворотов. Бюрократизация аппарата власти. Фаворитизм как явление дворцовой жизни и внутренней политики. Внешняя и внутренняя политика второй четверти XVIII века. Разрыв с культурной традицией Древней Руси. "Век Екатерины". Экономика и внутренняя политика, законодательная деятельность.Русское военное искусство второй половины XVIII века.Румянцев, Потёмкин и Суворов. Правление Павла I. Культура второй половины XVIII века. Россия в первой четверти XIX века. "Дней Александровых прекрасное начало". Реформы государственного управления. 1812 год и его влияние на русское общество. Кутузов и его роль в победе над Наполеоном. Внутренняя политика и возникновение тайных обществ. Россия при Николае I. Восстание декабристов и реакция власти. Внутренняя политика, проекты реформ и идеология. "Православие, самодержавие, народность". Восточный вопрос и Крымская война. Культура России в первой половине XIX века. Россия в период реформ 60-70-х годов XIX века. Личность Александра II. Подготовка реформ и их проведение. Возникновение революционных народовольческих организаций. Значение реформ для капиталистического развития России. Россия во второй половине XIX века. "Контрреформы" Александра III. "Царь- миротворец". Развитие революционного движения. Культура. Россия на рубеже XIX-XX веков. Развитие капитализма. Николай II и революционная опасность. Появление политических партий. Россия в системе европейских союзов. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Развитие России в 1907 - 1914 гг. Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на возникновение революционной ситуации. Февральская революция. Временное правительство и двоевластие. Октябрьская революция. Россия в 1917 - 1922 гг. Установление Советской власти. Предпосылки гражданской войны. Три "лагеря" в гражданской войне: "белые", "красные" и "зелёные". Причины победы "красных". Советское государство в 20-е - первой половине 30-х годов. Политическая система, экономика и внутренняя политика. НЭП и его сворачивание. Индустриализация и коллективизация: цели, средства, методы и результаты. СССР во второй половине 30-х годов. Завершение внутрипартийной борьбы, установление культа личности И.В.Сталина. Экономическое развитие и культурное строительство. Внешняя политика до начала Великой Отечественной войны. СССР в период Великой Отечественной войны. Причины войны, ход, основные итоги. СССР после окончания ВОВ. Восстановление народного хозяйства. Атомная и ракетная программы. "Холодная война". Смерть И.В.Сталина. СССР в середине 50-х - середине 60-х годов. Внутренняя и внешняя политика. Десталинизация и личность Н.С.Хрущёва. Попытки реформирования экономической системы. СССР середины 60-х - середины 80-х годов. Сворачивание реформ. Нарастание "застойных" явлений в политике, экономике и идеологии. Культурное развитие. Внешняя политика, "разрядка". "Перестройка", распад СССР, образование РФ и СНГ. Внутри- и внешнеполитические аспекты этих событий. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Орлов А.С. История России. Учебник. М., 1997. Дополнительная 2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1995. 3. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конца XVII-XIX вв. М., 1995. 4. Данилов А.А., КосулинаЛ.Г. История России XX в. М., 1997. 5. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1990. 6. Ключевский В.О. Соч., т. 1 - 8. М., 1956 - 1959. 7. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1 -15. М. 1959- 1966. 8. Краткая история СССР. Ч. 1, 2. М., 1993. 9. История Второй мировой войны. 12т.т. М., 1974-1982. Научный обзор * ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Рельеф Восточной Европы представляет равнину, местами имеющую небольшие возвышенности, северная часть которой была покрыта сплошными лесами, переходящими южнее в лесостепь и степь. Эта территория изобилует водными ресурсами, в том числе такими крупными реками, как Днепр, Дон, Западная Двина, Ока, Волга, представлявшими в древности удобные пути сообщения. Природными ископаемыми, в частности металлами, территория Восточной Европы небогата, что во многом объясняет относительно позднее вступление коренных народов этого региона на путь государственного развития. Лесная и лесостепная зоны лежат севернее так называемого "золотого пояса" человеческой цивилизации, где возникли первые государства на Земле. Только с наступлением железного века племена Восточной Европы получили необходимую технологическую основу для развития производительных сил, приведшую в конечном итоге к созданию крупных политических образований, сначала - в виде племенных союзов, потом - государств. Дело в том, что железо в природе встречается гораздо чаще, чем медь и олово - главные ингредиенты бронзы, являвшейся основным металлом первых цивилизаций. Экономической основой ранних оседлых обществ являлось, естественно, пашенное или мотыжное земледелие, а в лесостепной и лесной зонах расчистка лесов без внедрения железных орудий труда в достаточных масштабах была невозможна. Население южных областей Восточной Европы - кочевые племена киммерийцев, скифов и сарматов, живших в Северном Причерноморье ещё в начале I тысячелетия до н.э., вступили в контакты с древнегреческими колониями, основанными на Тамани, в Крыму и в Новороссии. Это, несомненно, способствовало ускорению их социального и экономического развития. Но возникшие политические образования, самым известным из которых было скифское царство со столицей в Неаполе Скифском, не оказали существенного воздействия на дальнейшее развитие региона, так как их существование было относительно непродолжительным. В течении III - V веков н.э. естественный и относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племён, получившим в литературе наименование "Великого переселения народов". Наиболее разрушительными были вторжения готов и гуннов. Племена лесостепной зоны, которые в предыдущий период активно контактировали с более развитым Югом, в частности с Римской империей, оказались оттеснёнными к Северу. Уровень их развития, что прежде всего фиксируется по остаткам материальной культуры, резко снизился. Подъём, приведший к созданию государств, политическая традиция которых продолжается и до сегодняшнего дня, отмечается не ранее VI - VII веков н.э. Этот подъём связан с выходом на историческую арену славянских племён. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-VIII ВЕКАХ НОВОЙ ЭРЫ Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени. Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе. Восточные славяне в VI - VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э. Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо - применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие - это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли. Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба "жито" произошло от славянского слова "жить". Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел. Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой "военной демократии", который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем - выходили в море и грабили побережья. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени - поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в "Повести временных лет" - откуда происходят наши сведения -повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений -союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов. Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило, ветер - Стрибог, гроза - Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого- Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п. В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Норманнская теория. Образование первого восточнославянского государства - Киевской Руси - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и "поделили" между собой землю. От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья - результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. То есть, проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков (а норманнская теория в её наиболее одиозном виде разрабатывалась в основном немецкими учёными) привело к другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще. Археологические материалы дружинного могильника в Гнёздово под Смоленском позволяют говорить, что доминирующим элементом в княжеских дружинах были именно варяги, об этом же говорят и скандинавские имена первых князей и многих дружинников. Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий, приход даже значительного числа иноземцев не может существенно изменить его темпы и направленность. Но несомненно, что варяги - князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян - Киевской Руси. Произошло это в 882 году, когда новгородский князь Олег обманом захватил Киев и убил местных князей - Аскольда и Дира, мнения об этнической принадлежности которых расходятся: одни считают их варяжскими князьями, другие - последними представителями местной киевской княжеской династии, потомками полулегендарного Кия. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства. Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - XI вв. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как "полюдье", собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему территорий. Тогда же князь и судил подданных. Дань реализовывалась летом, во время торговых экспедиций на Юг, в Византию. Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием каганата. Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно- угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное. Необходимо отметить, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Владимир Святославич на южных границах Руси, на реке Роси, "сажает" в качестве пограничной стражи тюркские племена торков и берендеев - летописных "чёрных клобуков". К подобной практике и впоследствии не раз прибегали русские князья. Для защиты страны от враждебных кочевников были построены оборонительные линии на южных границах, включавшие в себя валы, наблюдательные пункты и крепости. Это было системой грандиозных по своему масштабу фортификационных сооружений, протянувшихся на сотни километров. В народе они получили наименование "Змиевых валов", начало их сооружения относится к периоду задолго до правления великого князя Владимира Святославича. При киевских князьях варяжской династии система подверглась существенной реконструкции и стала серьёзной преградой на пути кочевых орд во время их набегов на Русь. При решении этой и многих других задач князь опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп и формировался класс феодалов, во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие - отроками, что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань, собираемая во время уже упоминавшегося полюдья. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже полученной. Постепенно основой существования верхушки феодального класса вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали как челядь и холопы - различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды. Консолидации феодального класса способствовали общие задачи государственного строительства, необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и религиозная реформа, проведённая князем Владимиром Святославичем в 988 - 989 гг. Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. Нуждам нового государства и его феодальной верхушки языческие представления подходили плохо. Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Сначала была предпринята попытка реформировать традиционную религию: во главу пантеона был поставлен княжеско-дружинный бог Перун, сделана попытка создать более строгую иерархию небожителей. Но население не поддержало это начинание, поскольку Перун в его представлении не мог соперничать с такими могучими божествами, как Сварог или Даждьбог. Помимо этого, в дружине самого князя было много представителей других народов, для которых любой славянский бог являлся чужим и непонятным. Кроме того, отношение соседей к языческому государству было далёким от признания в нём равноправного партнёра, особенно это касалось Византии. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность. Почему же тогда в летописи содержится весьма колоритный рассказ об устроенном Владимиром "испытании вер", когда представители разных вероисповеданий доказывали князю преимущества своих учений? Дело в том, что в эпоху раннего средневековья принятие религии от кого бы то ни было означало признание определённой политической зависимости. Именно таких отношений с Византийской империей Владимир Святославич, судя по всему, и не желал, отсюда и устроенный спектакль с испытанием вер, смысл которого заключался в том, что киевский князь публично демонстрировал абсолютную независимость и свободу своего выбора, после чего уже невозможны были претензии Византии на политический патронаж. Учитывая отношения той эпохи к вопросам вероисповедания, можно сказать, что Древняя Русь сразу вошла в состав христианских государств на положении равноправного партнёра. Киевская знать охотно приняла христианство - оно помогало ей властвовать над народом. Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Христианство нередко вводили силой. В Новгороде вводившие христианство начальники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Были восстания против новой веры и в других городах. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов ("десятину"). Христианство сильно укрепило Древнерусское государство. Оно поддержало княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была принята христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на язычников-славян - ведь они были теперь одной веры с ними. Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве. Особенно это было заметно при князе Ярославе, прозванном Мудрым (978- 1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения - величественный храм Святой Софии, новые городские стены с "Золотыми воротами". Во время его княжения работали многие искусные художники и архитекторы - русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура. Древнерусское государство сильно укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. Это укрепило связи Киевской Руси с другими государствами. При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Русские законы того времени назывались "Русской правдой". Она основывалась на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава дополняли ее новыми постановлениями. Была запрещена кровная родовая месть - пережитки родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка. Тесты к теме 1 Древняя Русь 1. Территория, с которой славяне начали расселение по Европе: а) Карпатско-Виленский регион; б) Малая Азия; в) Прибалтика. 2. Какого князя Первоначальная русская летопись называет первым Великим Киевским князем? а) Олега; б) Рюрика; в) Игоря. 3. Предпосылки и условия формирования древнерусского государства: а) комплекс этнополитических, социально-экономических, культурных и геополитических факторов развития на территории Русской равнины: б) норманнское завоевание; в) угроза с Востока и рост товарно-денежных отношений. 4. Причины введения христианства на Руси в качестве государственной религии: а) социально-политические; б) социально-экономические; в) социокультурные. 6. Кто из исторических личностей предупреждал: «Иду на Вы»? а) князь Святослав; б) Владимир Мономах; в) князь Владимир Святославович. 7. Кто в первой четверти XII века ввел дополнение в законы «Русской правды», облегчающие уплату процентов и выплату долга? а) Владимир Мономах; б) князь Святослав; в) князь Владимир Святославович. 8. Боярская дума – это: а) совет Крупнейших бояр при князе; б) орган городского самоуправления; в) княжеская дружина. 9. Какое государство играло доминирующую роль в Восточной Европе в VIII-X вв.? а) Хазарский каганат; б) Киевская Русь; в) Волжская Булгария. 10. Период расцвета Киевской Руси: а) X-XIIвв.; б) IX-X вв.; в) XII-XIII вв. 11. Киевское государство строилось на основе: а) западного института вассалитета; б) восточного подданства. 12. Смена веры на Руси происходила: а) без иностранного вмешательства; б) под давлением.. 13. Христианство было принято в: а) восточном византийском варианте; б) западном римском. 14. Древнерусское общество строилось на принципах: а) коллективизма, основная ячейка – община; б) индивидуализма. 15. В древнерусском обществе господствовал идеал: а) народоправства (вечевой идеал); б) сильной княжеской власти. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XII - XV ВВ. Для периода феодализма, который является, судя по истории большинства народов, вступивших на путь цивилизации, универсальной общественно- экономической формацией, характерен этап так называемой феодальной раздробленности, когда прежде единые политические организмы эпохи раннего феодализма распадаются и становятся практически независимыми. В основе этого явления лежит специфика средневекового хозяйства, его натуральный характер когда отдельные области не слишком нуждаются в связях и контактах друг с другом. Феодальную раздробленность стимулировала и специфическая организация класса самих феодалов, так называемая феодальная лестница соподчинённость феодалов различного ранга, отношения вассалитета и сюзеренитета, при которых зачастую действовало правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал". В наиболее классическом виде эти порядки мы наблюдаем в Западной Европе, особенно во Франции, но и Русь даёт многочисленные примеры сходной организации, правда, без столь чётко прослеживаемой иерархии феодалов. В известном смысле, раздробленность является "идеальным" политическим устройством феодального мира, где каждый крупный феодал стремится к максимальной самостоятельности. Для определённого периода исторического развития политическая раздробленность имела прогрессивный характер, поскольку позволяла развиться экономике отдельных регионов. Однако период раздробленности сопровождается резким упадком политического v военного могущества государств, поскольку невозможно было объединить военные силы всех территорий. Всё это в высшей степени характерно для периода феодальной раздробленности в русских землях. Одним из наиболее негативных последствий потери политического единства были постоянные феодальные войны и усобицы, разорявшие государство. Но этот этап был совершенно неизбежным в силу специфики развития феодального общества. Основные княжества и земли. В период феодальной раздробленности ранее единая русская земля разделилась на ряд политических образований, каждое из которых управлялось своей княжеской династией. Распад единого политического организма начался ещё в XI веке, после смерти Ярослава Мудрого. В 1053 году, еще при жизни, он разделил Русь между тремя своими сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Однако Русь ещё продолжала восприниматься как единое целое, настоящая раздробленность наступила не ранее второй четверти XII века, после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, в 1132 году. Его отцу и ему удавалось сдерживать сепаратистские устремления отдельных князей. Но и они уже не посягали на полную внутреннюю самостоятельность княжеств, а ограничивались требованием обязательного для всех князей участия в общерусских походах на внешних врагов, каковыми в то время были половцы. С западными противниками князья отдельных княжеств, как правило, справлялись сами, и лишь борьба с кочевыми племенами южных степных районов требовала концентрации всех сил Руси. Именно этим фактом объясняется то обстоятельство, что первыми добиваются самостоятельности земли и княжества, не граничившие с Диким Полем, как тогда на Руси называли степь, населённую кочевыми племенами. Раньше других выделяются Новгородская земля и Полоцкое княжество, позже возникает ещё около пятнадцати княжеств, крупнейшими из которых были Ростово-Суздальское, Галицкое, Волынское, Черниговское, Рязанское, Переяславское. Следует отметить, что границы этих княжеств не совпадали с границами старых племенных княжений, что свидетельствует о сложении единой древнерусской народности в пределах государства Киевская Русь. С его образованием постоянно происходило перемещение населения из одних районов в другие. Особенно интенсивным был процесс переселения из Поднепровья на территории Волго-Окского междуречья. Одной из причин этого переселения являлась и половецкая опасность. Обособление княжеств привело к тому, что Киев - "мать городов русских" - постепенно терял роль общерусского центра, на местах вырастали новые города, становившиеся столицами новых княжеств. Таким, например, стал Владимир, основанный на реке Клязьме, быстро оттеснивший на второй план такие старые центры княжества, как Ростов и Суздаль. Владимирское княжество, где правили потомки Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, становится одним из сильнейших на Руси. Юрий Долгорукий претендует на великокняжеский стол в Киеве, который, хотя и потерял своё былое значение, но долго ещё считался самым престижным. Однако уже сын Юрия, Андрей, побеждая в междоусобных войнах, не стремится закрепиться в Киеве: политические реалии со временем оказываются сильнее традиций и престижа, и в крупнейших центрах складывается своя система великих княжений. Надо отметить, что на Руси долго существовала довольно своеобразная система наследования княжеской власти, при которой она переходила не к старшему сыну умершего князя, а к его следующему по старшинству брату, затем - к следующему, после смерти последнего из братьев власть наследовал старший сын первого князя, так как именно он становился теперь старшим в роду. Основа такой системы лежит в представлении, что вся Русская земля находится в коллективном владении рода Рюриковичей - никто кроме потомков полулегендарного Рюрика, а реально - Владимира и Ярослава, не мог стать князем. Конечно, династии князей закрепляли за собой отдельные княжества, но внутри династий воспроизводилась та же самая система. Переход от горизонтального порядка наследования, как называется такой принцип, к более привычному для нас вертикальному, когда сын наследует отцу, происходит уже в XIV веке. Владимирское княжество проводит активную политику заселения и колонизации своих северо-восточных окраин, населённых финно-угорскими племенами. Колонизация происходила не в форме вытеснения автохтонного населения, а в форме "подселения" славянских колонистов на свободные земли. Славяне и финно-угры жили чересполосно, активно взаимодействуя и в хозяйственной, и в культурной сферах. Многие из этих соседей славян были ими ассимилированы, внесли свой вклад в культуру формирующейся великорусской народности. Владимирские князья стремились основывать новые города, как крупные, например, Владимир, так и более мелкие, вроде Москвы, которая впервые упоминается в летописи в 1147 году, а в 1156 году сообщается, что князь Юрий Долгорукий повелел обнести её дубовой оборонительной стеной. Москва становится форпостом на южных окраинах Владимирского княжества, имевшим как военное, так и торговое значение в силу своего расположения на важном речном пути из Волги в Оку. На восточных рубежах Владимирского княжества в 1221 году возникает город Нижний Новгород, служивший оплотом против Волжской Булгарии, отношения с которой носили далеко не всегда мирный характер. Усилению Владимирского княжества в немалой степени способствовал гот факт, что оно было отделено от Дикого поля землями других русских княжеств, этот же фактор способствовал и тому, что на его земли устремился поток переселенцев из южных русских земель, особенно из Поднепровья, где натиск половцев ощущался особенно сильно. Переселенцы, оседая на северо- востоке, стремились давать новым местам старые, привычные названия. Так появился, нaпpимep, город Переяславль Залесский, в отличие от своего "брата" Переяславля Ожного, одного из старейших русских городов. К моменту нашествия монголо-татар Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших на Руси. Совокупные силы суздальских князей оцениваются современными исследователями никак не менее, чем в пятьдесят тысяч воинов - огромная сила по тем временам. Для сравнения можно сказать, что вооружённые силы такого крупнейшего центра, как Новгород, составляли не более двадцати тысяч человек. Указателем возросшего политического и военного влияния Владимирского княжества является тот факт, что на княжение в Новгород всё чаще приглашается старший сын именно владимирского князя. Немалым своеобразием отличалось политическое устройство Господина Великого Новгорода, как официально называлось Новгородское государство. В отличие от многих соседних земель в Новгороде в силу разных причин не утвердилась своя княжеская династия, а сложилась феодальная боярская республика. Верховной властью в городе обладало вече - народное собрание, в котором могли участвовать все взрослые новгородцы. На вече из крупных бояр избирался посадник. Ему в помощь вече выбирало тысяцкого, начальника "тычячи" - новгородского ополчения. Тысяцкий - изначально командующий городским ополчением, но ко времени самостоятельного существования Новгорода выполнявший, скорее, военно-административные функции, нежели чисто военные. В его ведении находились вопросы снабжения ополчения вооружением, поддержание и ремонт оборонительных сооружений. В военном отношении, в походах, тысяцкий подчинялся князю, положение которого в Новгороде было весьма своеобразным: новгородцы на вече решали, какого князя пригласить в город, и не обязательно этот князь должен был быть представителем одной и той же ветви рода Рюриковичей. Князь прибывал в город со своей дружиной и челядью, на содержание которых новгородцы выделяли средства в виде доходов с некоторых новгородских земель и промыслов, но никаких административно-хозяйственных и имущественных прав на эти объекты князь не имел. Для него был построен двор вне городской территории, где он вершил некоторые судебные дела. Главной функцией князя было военное руководство. Во время войны князь становился во главе всех вооружённых сил республики, костяком которых являлась его дружина. Если новгородцев почему-либо не устраивал князь, то они могли на вече "показать путь" из Новгорода, то есть, отказаться от его услуг и призвать другого князя. Особую роль в политической жизни Новгорода играл и его епископ, который занимался не только церковными делами. В его руках было сосредоточено руководство внешнеполитической деятельностью республики: отправление посольств, составление дипломатических документов и договоров. Новгород - единственный город Древней Руси, хозяйство которого было ориентировано на торговую и промысловую деятельность. Скудные почвы северо- запада Руси, частые неурожаи из-за погодных условий не позволяли рассчитывать не только на богатые, но и просто на стабильные урожаи. Отсюда и раннее стремление новгородцев компенсировать это другими видами деятельности. Новгород вёл торговлю в основном в бассейне Балтийского моря, входил в Ганзейский морской союз немецких торговых городов. Предметами |
|
© 2000 |
|