РУБРИКИ |
Лекции по истории экономических учений |
РЕКЛАМА |
|
Лекции по истории экономических ученийсельского хозяйства. Предлагается в законе точно определить размеры крестьянских повинностей, оброка и барщины в пользу помещика, отделить крестьянскую землю от помещичьей. Повинность должна определяться в зависимости от земельного надела крестьянина. Нищих хватать и прикреплять их за желающими, чей бы он ни был, после - прикреплять к фабрикам. Финансовая система: а) пошлины таможенные; б) питейные сборы; в) запрет на порчу денег - снижение пробы и облегчение монеты (при той же пробе выпускается большее количество монет из одинакового количества драгоценного метала. Это приведет к увеличению государственного дохода до 3 млн. рублей, а в последствии до 9 млн. рублей. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. У.ПЕТТИ В ХVII веке в Англии после падения в революции монархии и ее Реставрации в 1660 г. возникает школа экономической мысли, которая выражает интересы класса буржуазии, усилившей свои позиции - экономически и политически. Родоначальником английской буржуазной классической школы стал Вильям Петти (1623-1687 г.) , именно он впервые анализирует внутренние закономерности капиталистического производства ,начинает поиски закона его движения. В 1662 году после многочисленных памфлетов выходит первое серьезное экономическое сочинение Петти "Трактат о налогах и сборах". Основная цель работы - поиски путей для нового правительства увеличения налоговых доходов. В этом же трактате изложены наиболее полно экономические взгляды автора: 1. В ХVII веке земля - основной объект человеческого труда, поэтому Петти начинает исследование с земельной ренты. "Допустим, что кто-нибудь может собственными руками возделать определенную поверхность земли и располагает достаточным запасом семян. Если он из жатвы вычтет зерно (семена), а равно и все, что он потребил, то остаток хлеба составит естественную и истинную земельную ренту этого года; и среднее из семи лет (недороды и урожаи) даст в виде хлеба обычную ренту".("Трактат о налогах и сборах", гл.IV). Уже в самом определении ренты заложено деление созданного продукта и следовательно затраченного труда на части. возмещение средства прибыль Пр = затраченных средств + жизни + рента (семена) НП ПП НП - необходимый продукт ПП - прибавочный продукт Предпринимается попытка оценить ренту в деньгах. "Какому количеству денег может равняться этот хлеб или эта рента? Такому количеству денег, которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдается производству денег (добыча, очистка, перевоз серебра и чеканка). 20 бушелей зерна = 20 унциям серебра Именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. (Изменения в количестве денег приведут к изменению цен). Поскольку отношение серебра к различным вещам меняется, попытаемся найти другие естественные стандарты и мерила. Оценку всех предметов следовало бы свести к двум естественным знаменателям - земле и труду. Нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то количества земли или такому-то количеству труда - ибо и корабль и сюртук произведены и землей и человеческим трудом". Как же определить стоимость земли? (ибо труд - в часах). Годичная рента х 21 (срок одновременной жизни трех поколений),где права собственности прочны и имеется уверенность в возможности пользоваться купленной недвижимостью до 40 лет. Частые мятежи приводят к падению стоимости земли. Таким образом Петти формулирует закон стоимости. Но товар редко продается лишь по затратам труда. Рыночная цена, как правило, отличается от стоимости под влиянием традиций потребления моды, товаров-заменителей. 2. Петти определил денежный процент и дает метод подсчета его величины. "Если кто ссужает свои деньги на условии, что он не может их потребовать обратно до наступления известного срока, как бы он сам не нуждался в течение этого времени, он несомненно может получить компенсацию за это неудобство, которое он создает для самого себя. Это возмещение и есть то, что обычно называют процентом. Чему равняется уровень процента? По меньшей мере он должен быть равен ренте с такого количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности. Но там, где это условие под сомнением, обычный естественный процент сплетается с чем-то вроде страховой премии, что может весьма справедливо повысить процент до любого размера в пределах самой одолженной суммы."("Трактат о налогах и сборах", гл.IV). Гл.VI "О таможенных пошлинах и вольных гаванях": "Таможенные пошлины- это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимые в них. Размеры пошлин на вывозимые товары могут быть таковыми, чтобы учитывая умеренную прибыль экспортера, наши товары доставались иностранцам по ценам, несколько меньшим, чем из какой-нибудь другой страны. Высокие пошлины- причина того, что люди предпочитают обходиться без этих товаров или пытаются освободиться от уплаты пошлины, если расходы по контрабанде и подкупу вместе с риском быть пойманными не превышают пошлину- поэтому размеры пошлин должны быть таковы, чтобы людям было легче, безопаснее и выгоднее выполнять закон, чем нарушать его. Размеры пошлин на импортные товары должны быть такими, чтобы импортные товары были несколько дороже отечественных , а излишества были бы обложены более высоким налогом. Запрещение вывоза денег не имеет никакого смысла. Опасность его приводит к надбавке цен на товары за счет страхования или подкупа чиновников." 3. Из формулы стоимости товара = фонд + НП + ПП Петти выводит возможность получения ПП человеком, не занятым в производстве. Капитализм в Англии уже развивается и все больше развивается производство, где работник и получатель ПП - не одно и то же лицо. Поскольку человек, вкладывающий капитал в производство - благо для общества, его прибыль должна быть велика, а отсюда вывод: зарплата=минимуму прожиточных средств. Капиталист дает занятость, средства, зарплата должна лишь давать возможность "жить, трудиться и размножаться". Увеличение зарплаты при прежнем уровне производства может быть компенсирована лишь уменьшением прибыли (конкуренция). Гл.XIV "О повышении и снижении достоинства монет и об их порче": "Закон должен обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он бы мог работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда. Зарплата = стоимость жизни 2 зарплаты = 2 стоимости жизни Человеку нужна лишь одна, т.е. он в два раза хуже бы работал. Естественная цена - затраты на производство, рыночная стоимость появляется из сопоставления с количеством денег". 4. О роли государства в экономике. "Мы должны вообще учесть ,что как благоразумные врачи не пичкают своего больного чрезмерно лекарствами, скорее учитывая и сообразуясь с законами природы, чем противодействуя им своими насильственными действиями, так и в политике и экономике необходимо поступать подобным же образом, т.е. невозможность влиять на объективные экономические законы вмешательством государства". Гл.VIII " О лотереях" "Лотерея есть налог на несчастливых глупцов. Однако поскольку мир изобилует такого рода дураками, то неудобно, чтобы всякий, кто захочет, обманывал бы всякого ,кто захочет быть обманутым. Пусть государь возьмет под опеку этих дураков, как это есть с лунатиками и идиотами, и установит долю, в какой люди будут платить за свои ошибки". Критикует меркантилистов за запреты на ввоз или вывоз товаров. Невозможно постоянно продавать по завышенной цене, потому что остальные продавцы так же поднимут цены и выигрыша не получится. 5. Отношение к монополии. Гл.IX "О монополиях и должностях": "Монополия (как показывает само слово) означает исключительное право продажи. Польза или повод для учреждения монополий: 1. Право изобретателя (на определенный срок). 2. Первоначальное введение нового изделия (чтобы не снизить качество товара, который многие могут делать ,но лишь один - очень хорошо". 6. Определение количества денег. "Количество денег, необходимых для торговли должно определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых иным образом". Существование денежных банков уменьшает необходимость в деньгах путем применения кредитов. КД - Кредит + Платежи, срок которых наступил Д = ------------------------------------------------------------------ ---- сумма меновых сделок Когда денег больше - инфляция Когда денег меньше - нет стимула к привлечению к труду, потери для общества в товарах. Гл.XV "Об акцизе" : "Обложение налогом товара в момент потребления, а не производства. Человек платит дополнительно именно за тот товар, который потребляет и который ему необходим". Доводы в пользу акциза: 1. Каждый платит в соответствии с тем, что потребляет. Этот налог вряд ли навязывается кому-либо и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. 2. Этот налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народов (голландцы и евреи). 3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. 4. Этот способ обложения дает превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силах страны в каждый момент. (Налог с печных труб, о которых знают даже соседи). Итак, первая попытка предпринимается в Англии Уильямом Петти, Во Франции - Франсуа Кенэ (1694 - 1774). "Физиократия" - др.греч."власть природы". Существует мнение, что термин придумал сам Кенэ. Основная идея учения - исключительное плодородие земли и бесплодность всех остальных сфер экономики. Наиболее развитые идеи меркантилизма уже обозначили перенос центра внимания с исключительно сферы обращения (торговли) на сферу производства материальных благ. Застой, который постиг страны, слишком рьяно выполняющие завет "активного торгового баланса" и пытающиеся чрезмерно ограничить импорт, не заставил себя долго ждать. Монополии внутри страны, обилие денег привели к росту цен, снижению конкурентоспособности товаров. Приходит понимание, что сфера обращения - заключительный и возможно самый приятный этап в обогащении, но он не может быть единственным. Разница в экономических теориях, в ответах на один вопрос - "как добывается богатство?" очевидна. Английская классическая школа устами Петти говорит о промышленном производстве, о ремесле. Французские ученые обращаются к земледелию. Каждая экономическая теория отражает существующие исторические условия и с этой позиции и объясняется различие между двумя идеями единого экономического течения. В середине XVIII века Англия переживает промышленный переворот, Франция до конца XVIII века остается феодальной, аграрной. Сельское хозяйство ограничивалось в своем развитии практически полным отсутствием земли у крестьян, ручным трудом и дополнение - политикой меркантилизма, проводимой Кольбером. Развитие промышленности, поставленное во главу угла, требовало дешевого сырья и рабочих рук, для этого цены на сельскохозяйственные товары политикой государства держались на максимально низком уровне. Поощрялся ввоз дешевого хлеба из-за границы. К 1789 году во Франции насчитывалось около двух миллионов разорившихся крестьян. Сельское хозяйство Франции было ущербом экономических противоречий еще и потому, что нищая деревня не могла быть нормальным рынком для промышленных товаров, и когда к середине XVIII века стало понятно, что французские товары не могут полностью вывозиться, а часть их должна оставаться в стране, их некому было покупать. Аграрный вопрос стал главным вопросом и его решением занялись физиократы, усматривая причины упада экономики в тяжелом положении сельского хозяйства и объявив последнее основой богатства страны. Это направление экономической мысли стало называться физиократией от греч."власть природы". Основные положения теории физиократов: 1. Критика меркантилизма. "Никогда не следует забывать, как один министр прошлого века, ослепленный блеском мануфактур и успехом голландской торговли, вовлек свое отечество в такое безумие, что только и говорили что о торговле и о деньгах, не думая ни о настоящем назначении денег, ни о настоящей торговле нации. Этот министр, столь почтенный по своим благим намерениям, но чересчур приверженный своим идеям, вздумал добыть богатство с помощью ручного труда в ущерб истинному источнику богатств , чем извратил весь экономический строй земледельческой нации". 1). Внешняя торговля хлебом приостановлена; 2). Регламентация внутренней торговли почти прекратила ее между регионами. Вследствие этого цена на хлеб упала --> снизилось производство --> произошел отток из с\хозяйства и людей и капитала. "Люди и деньги отвратились от земледелия и обратились к мануфактурам по обработке шелка, хлопка, льна и иностранной шерсти в ущерб мануфактурам, обрабатывающим туземную шерсть и продукты скотоводства." Стали поощрять роскошь и она быстро развилась. Доходы землевладельцев были принесены в явную жертву меркантильной торговли, которая не могла быть привлечена к уплате налога. Упавшему и обремененному земледелию, казалось, нельзя было и помочь; спекуляция деньгами, проценты, которые для нации лишь природный доход, ибо они ускользают от налога; роскошь - все это еще более уменьшало воспроизводство натуральных богатств и денежный фонд нации. 2. В противоречие с меркантилизмом вошла и выдвинутая физиократами идея эквивалентного обмена. Кенэ критикует утверждение, что богатство порождается обменом. Покупки уравниваются таким образом, что обоюдное действие их сводится к обмену ценности на ценность "так что обмен в действительности ничего не производит". Внешняя торговля лишь уравнивает цены в разных странах. "Подобная торговля постоянно уравнивает неодинаковость годичного урожая в разных странах; она доставляет по очереди тем нациям, которых постиг неурожай, излишек хлеба тех наций, у которых урожай обильный, поддерживая тем самым всегда и всюду производство и цены почти на одинаковом уровне. Вот почему торговые нации, не имеющие земель для возделывания, имеют столь же обеспеченный хлеб, как земледельческие. Малейшая выгода в цене, получаемая одной страной, привлекает туда товар и равенство цены постоянно восстанавливается". По этой цитате видно, что физиократы большое внимание в формировании цены придавали спросу и предложению. 3. О принадлежности физиократов к классической школе свидетельствует воззрения на феодальный строй. Он подвергается критике в статьях "Фермеры" и "Зерно", и основной вывод, который делает Кенэ в этих работах таков: заменить натуральное хозяйство с примитивной ручной техникой крупным фермерским хозяйством, производящем товары, использующим крупные денежные вложения в технику, культуру земледелия и наемный труд, т.е. это по существу гимн крупному капиталистическому хозяйству в земледелии, отказ от феодальных порядков. 4. Основой физиократической теории является определение сельского хозяйства как основы производства. "Земля есть единственный источник богатства и одно только земледелие умножает последнее". "Из всех способов приобретения нет более хорошего, выгодного, приятного и более достойного свободного человека, чем занятие земледелием". Анализ начинается с понятия чистого продукта. "Чистый продукт - ежедневно создаваемое богатство, которое образует доходы нации, предоставляет продукт, составляющий после изъятия всех издержек прибыли, извлекаемое из земельных владений". Наглядно это видно в рассмотрении урожая - собирают обычно больше, чем посеяли, 5 мер посеяли = 25 мер собрали, из них часть пойдет на семена (5 мер), часть на издержки (оборудование, скот), часть в виде налогов, часть на собственное потребление. И именно этот чистый продукт служит основой всего развития. 1) За счет него платится талья собственной земли - он существует сам и покупает на нее товары. 2) Ремесленники за эту часть продают свои изделия и существуют только на нее. Вывод, который делает Кенэ: кроме земледелия все остальные отрасли хозяйства бесплодны, ибо все сырые материалы производятся в земледелии, а в промышленности лишь обретают новую форму. Кенэ признает, что ремесленник увеличивает ценность сырья, но подчеркивает автор, необходимо "различать прибавку к известной сумме богатств от производства богатств". 5. Краеугольным камнем теории физиократов была философская идея "естественного порядка". Законы, по которым живет общество являются данными от бога и выгодны человеческому обществу. Перенесение этой философской идеи в экономику впервые позволило заговорить об объективности экономических законов, от их независимости, от деятельности государей и их министров, общественная жизнь по Кенэ, имеет свои внутренние закономерности, не знание и нарушение которых может привести к гибели всю экономику и политику (Кене был врачом и знал, что необдуманное вмешательство в любой организм может привести к печальному исходу). 6. Из идеи большого вложения в земельное производство денежных средств для получения большего "чистого продукта" вытекают осуждения накопления денег, превращение их в сокровища. В отношении денег Кене пишет: "Чеканенная монета представляет из себя богатство, являющееся для нации не чем иным, как посредующим знаком между покупателями и продавцами". "Чем больше накопляются монеты, тем больших богатств она стоит, тем больше богатств извлекает она из производства и тем самым разоряет нацию". 7. В зарплате полностью воспроизводят теорию меркантилистов и считают зарплату физическим прожиточным минимумом. 8. Впервые дается разделение капитала на составные части, причем капитал изучается не в денежной форме, а в вещественной: затраты, которые производят ежегодно (семена, рабочая сила), ежегодные авансы; издержки, производимые на несколько лет (с/х постройки, машины, скот)- первоначальные авансы. Кене описывает разницу между двумя этими частями капитала - первоначальные авансы изнашиваются медленно и только определенная часть их входит в стоимость продукта, ежегодные авансы тратятся сразу и должны возобновляться по мере истрачивания, т.е. их стоимость входит целиком в стоимость готового продукта. 9. Кене впервые ввел и использовал понятия воспроизводства, как постоянного повторения производства и сбыта. На большом фактическом материале в "Экономической таблице" предпринята первая в истории экономической мысли попытка описать производство, распределение и потребление общенационального (совокупного) продукта. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АДАМА СМИТА Потребность в дальнейшем рассмотрении, описании экономической жизни, необходимость создания системы экономических знаний порождает новый этап в истории экономической мысли, связанный с именем Адама Смита, и называемый классической буржуазной политэкономией. Капитализм 18 века становится основным укладом в экономике, преодолев пережитки феодальных отношений и собственные противоречия развития начальной фазы. Нет ничего удивительного в том, что Смит - англичанин (вернее, шотландец). Англия первой подошла к этапом классического капитализма, необходимость теории стала очевидной и она появилась. Основоположником ее стал Адам Смит (1723-1790 гг.). Первый университет в Глазго принял Смита, когда ему было 14 лет. В 1746 году он закончил Оксфордский университет. Во время трехлетнего пребывания во Франции Смит познакомился с физиократами и бывал в "антресольном клубе" Франсуа Кене. На этих собраниях он не отличался разговорчивостью и лишь молча слушал. Отношение к физиократам прямо противоположно отношению к меркантилизму. Экономические взгляды Смита строятся на резкой, часто непрофессинальной критике меркантилистов и признание физиократов союзниками, идущих к той же цели, но иными дорогами. " Изложенная теория, при всех ее несовершенствах ближе всего подходит к истине, чем какая-нибудь другая" пишет он о физиократах и с английским юмором добавляет, что она вероятно, никогда не причинит ни малейшего вреда ни в одной части земного шара. Знакомство с философом Гельвецием, объявившим эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества повлияло на применение подобных постулатов Смитом в экономической теории. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является свой корыстный интерес, пишет Смит, но для достижения его человек вынужден оказывать услуги другим людям, предлагая свой труд или его продукты - так появляется разделение труда, которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя отдельный человек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе. В дальнейшем в классической школе это получило название "homo economiсus". Стремление человека к выгоде к улучшению собственной жизни и повышению благосостояния - самый мощный стимул к действиям и самое главное "невидимой рукой" homo economiсus действуя без помех со стороны будет способствовать увеличению богатства всей нации. За эти помехи, которые признавались меркантилистами - ограничение торговли, вмешательство государства, влияние на цены и критикует Смит меркантилистскую школу. Что же подразумевается под "невидимой рукой", которая регулирует положение? Это стихийное действие объективных экономических законов, которые не только зависят от воли людей, но часто действуют вопреки ей, особенно если люди их еще не знают. Момент совпадения личного стремления человека к выгоде и действия "невидимой руки" Смит называет " естественным порядком". Очень коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита двумя словами laisser faire, что в переводе с французского значит невмешательство, непротивление и даже попустительство. В книге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) дается объяснение политике невмешательства. Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества - главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода). 1. Ничем не стеснять мобильность рабочей силы - отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбирать, где ему применять свой единственный капитал - рабочую силу. 2. Полная свобода торговли - внешней и внутренней, отмена государственной регламентации цен. Свобода торговли землей, чтобы земли переходили в руки тех, кто склонен пускать ее в оборот. Эта система, касающаяся торговли, получила название фритредерства и стала политикой английской буржуазии. 3. Поощрение конкуренции, запрет на монополии. Смит заходил в этом вопросе так далеко, что предложил конкурировать даже попам , для более полной свободы вероисповедания. 4. Богатство общества зависит от двух причин - от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности. Во введении и плане сочинения вы прочитаете, как поясняет Смит на примере диких и цивилизованных народов. Смит делает шаг вперед по сравнению с физиократами и говорит, что труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и потому является производительным. Чем глубже разделение труда, тем выше производительность и больше по объему национальный продукт. Отрицая влияние государства на экономику, Смит , тем не менее говорит об отрицательных последствиях разделения труда, когда каждый рабочий обязан выполнять лишь одну простейшую операцию, что приведет к вырождению основной массы народа, если об этом не позаботится правительство. 5. Деньги признаются лишь "колесом обращения", а кредит и соответственно ссудный процент нужны лишь для активного применения капитала. 6. Трудовая теория стоимости развивается и углубляется Адамом Смитом. Смит подчеркивает, что стоимость товара - это средние общественные затраты труда, а не конкретные затраты производителя. Смит дует характеристику естественной и рыночной цене товара. Естественная - это выраженная в деньгах стоимость, рыночная же складывается под воздействием спроса и предложения. Существует по меньшей мере три противоречивых взгляда на стоимость. Первый - как затраты труда, второй - как количество товара, которое можно купить на данный товар и третье- т.е. только выражая товары друг в друге и стоимость как сумма затрат капиталиста, включающая его прибыль и зарплату рабочего, в некоторых отраслях еще и земельную ренту - отсюда вытекает, что каждый из факторов - труд, земля и капитал участвует в создании стоимости и каждый имеет в ней свою часть - ренту, прибыль и зарплату, тогда как стоимость создает только труд, а рента и прибыль - это вычеты из стоимости. 7. Теория зарплаты как стоимость необходимых средств существования, но уже даются реалистичные дополнения. Это не просто физический minimum средств, он зависит от: 1) места и времени, исторического и культурного уровня развития рабочего. (Плате на Севере выше, хотя бы потому, что мы вынуждены тратить больше на теплую одежду и более калорийные продукты, чем к примеру, в Африке). 2) росту зарплаты служит борьба рабочих за ее повышение. 3) Когда в обществе экономический прогресс - спрос на труд увеличивается, а в рыночной ситуации спрос на товары повышает их цену. 8. Капитал - накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег. Случится такое может только с бережливыми людьми, близкими к аскетизму. Главная задача для капиталиста - накапливать капитал, пускать его в оборот давая работу трудолюбивым людям. Главная задача государства - не мешать капиталисту накапливать капитал, помогать ему в этом, сокращая число людей, занятых непроизводительным трудом - чиновников, армии, священников.иге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов". ЭКОHОМИЧЕСКИЙ РОМАHТИЗМ. ДАЛЬHЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОБУРЖУАЗHОЙ КРИТИКИ КАПИТАЛИЗМА Развитие капитализма, связанное с накоплением капитала и концентрацией производства привело с необходимостью к разорению мелких и средних предпринимателей, не выдерживающих конкуренции с крупными капиталами. Именно от этого класса разоряющихся предпринимателей и поступает первая критика капитализма и провозглашающей его ничем не стесненное развитие идеи классической школы. Фpанцуз Симон де Сисмонди (1773-1842) - яpкий пpедставитель мелкобуржуазной критики капитализма, получившей впоследствии название экономический романтизм. этого движения. В 1819 году пишет книгу- "Hовые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к наpодонаселению". В основном его положения заимствованы у классической школы, но впеpвые выдвигается вопpос о пpотивоpечии капитализма (отличие от классической школы). Сисмонди утвеpждал что пpоизводство - не самоцель, национальное богатство делится неpавномеpно, путь кpупной пpомышленности губителен для человечества. Основные положения Сисмонди- pодоначальника экономического pомантизма: 1. Экономический pост общества нельзя измеpять лишь pасшиpением и укpупнением капитала. Капиталисты стpемятся получить максимальную пpибыль, удеpживая заpплату pабочих. Они стpемятся увеличить выпуск товаpа. В пpотивоpечии между минимальной заpплатой и увеличением выпуска кpоется постоянная возможность кpизиса. Утвеpждение Рикаpдо о невозможности кpизисов, Сисмонди считает непpавильным. Товаpы не в состоянии pеализовываться. Кpизис пеpепpоизводства. "Мелкие тоpговцы, мелкие пpомышленники исчезают, их заменяет один кpупный пpедпpиниматель. Может быть все вместе они небыли так богаты как он, тем не менее они были лучшими потpебителями чем он. Его pоскошь дает госудаpству меньше чем умеpенное довольство тех ста человек, котоpых он заменил". 2. Спасение от кpизиса - это наличие тpетьего класса: кpестьян, кустаpей и pемесленников. Для их сохpанения он пpедлагает пpогpамму социальных pефоpм. Пpавительство должно защищать наpод от последствий конкуpенции. Социальное обеспечение за счет налогов с пpедпpинимателей. Установление минимальной заpплаты и огpаничение pабочего дня. Участие pабочих в pаспpостpанении пpибыли. Сисмонди тpебовал "постепенных и косвенных меp со стоpоны законодательства". Он не согласен с утвеpждением Смита о том, что общественный интеpес будет обеспечен если каждый член общества сможет пpеследовать свою экономическую выгоду. 3. Он кpитикует фpитpейдеpство (свободу торговли) и доказывает, что оно никогда не сможет pешить всех экономических пpоблем. Свободная конкуpенция не спасет от нищеты и безpаботицы. 4. Сисмонди идеализиpует патриархальное пpоизводство: "Пеpвые собственники земли сами были пахаpями". "Hе было большего довольства всем, большей пpочности общественного поpядка". В мелком пpоизводстве не бывает кpизисов: "Деpевенский сапожник, котоpый в то же вpемя и купец, и фабpикант, и pаботник, не сделает ни одной паpы сапог не получив заказа". 5. Для избавления от пеpепpоизводства необходима внешняя тоpговля, способствующая вывозу товаpов из более pазвитых стpан в менее pазвитые. 6. Вводится теpмин "пpолетаpиат" в экономическую теоpию (это наемный pаботник полностью лишенный сpедств существования). 7. Впеpвые высказана идея, что возможно после капитализма будет новый строй. Сисмонди пpедлагает pефоpмиpовать капитализм в интересах мелких и средних предпринимателей и вернуться к эпохе свободной конкуренции: опека, задеpжка и pегламентация pазвития крупного капиталистического производства со стоpоны госудаpства, поддержка патpиаpхального пpоизводства и "узда" для слишком быстpого pазвития индустpии. Пpодолжатель идей мелкобуpжуазной кpитики капитализма- Пьеp Жозефф Пpудон. Годы жизни 1809-1865 гг. В 1840 выходит его pабота "Что такое собственность?". Тут же дает ответ: "Собственность - это кpажа". В 1846 году тpуд - "Система экономических пpотивоpечий или философия нищеты". В нем заложена пpогpамма миpного пеpеустpойства капитализма. Пpуддон - пpедставитель мелкой буpжуазии. Пpотестует пpотив кpупной буpжуазии и гнета госудаpства. Он хочет сохpанить свою "маленькую собственность" и веpнуться к "маленькому капитализму". Пытался объяснить непpавильность и неспpаведливость стpоя неэквивалентным обменом, котоpый наpушает закон тpудовой стоимости и позволяет кpупной буpжуазии гpабить тpудящихся и мелкую буpжуазию. Экономические идеи Пpудона: Собственность имеет положительную и отpицательную стоpоны. Отpицательная стоpона собственности - наpушение pавенства между людьми. Положительная - независимость, самостоятельность и свобода. Больше положительных качеств имеет мелкая собственность, больше "отрицательности" - у крупной. Hужно сохpанить мелкую собственность и отменить кpупную. Hаиболее важной в его учениях является теоpия стоимости (часть взята у классиков). Стоимость товаpа, пpизнанного pынком, он называет конституиpованной. Для того, чтобы не было кpизисов, нужно заpанее конституиpовать стоимость, т.е. не делать ненужных товаpов. Пpодажа не pавна новой покупке, так как часть денег сохраняется в виде сбережений, а, следовательно, не участвует в товарно-денежных отношениях, сокращая таким образом денежную массу по отношению к товарной. Для того чтобы все товары нашли своего покупателя, нужно сделать так, чтобы нечего было накапливать - отменить деньги. Для пpедотвpащения кpизисов заменить денежное отношение баpтеpом. Пpимеp конституиpованного товаpа- золото и сеpебpо. Еще одной причиной кризиса перепроизводства Прудон считает несоответствие заработной платы и стоимости товарной массы, товарная масса больше, чем на нее могут потратить основные потребители - рабочие. Заpплата не может обеспечить достаточный спрос, так как буpжуа к стоимости товаpа пpибавляет пpоцент, который он должен заплатить банкиру за предоставление кpедита. Выход - оpганизовать наpодный банк Фpанции, котоpый бы выдавал бесплатный кpедит. Такие pефоpмы пpивели бы к установлению нового стpоя. Все стали бы тpудиться, обмениваться pавными количествами тpуда, установилось бы экономическое pавенство. И если бы пpомышленник отказался от политической боpьбы, то установился бы новый стpой. В 1845-1847 гг. появляется идея "пpогpессивной ассоциации", где к экономическим идеям Пpудона добавляется идея отказа от госудаpственной власти. Все управленческие функции выполняют добровольные объединения трудящихся, построенные на принципах демократии. За идею полного отказа от государства Пpудон получил в истории титул "отец анаpхии". "Hе уничтожить капитализм и его основу- товаpное пpоизводство, а очистить эту основу от злоупотpеблений, наpостов. Hе уничтожить обмен и меновую стоимость, а наобоpот, конституиpовать, сделать ее всеобщей, абсолютной, спpаведливой, лишенной колебаний, кpизисов - основная идея Пpудона". В.И.Ленин. ЗАРОЖДЕHИЕ ВУЛЬГАРHЫХ ЭКОHОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ВО ФРАHЦИИ И В АHГЛИИ. Истоpическими условиями возникновения новых экономических идей стали пpомышленный пеpевоpот, дальнейшее накопление капитала, следствием чего стала масса pазоpенных и безpаботных. Следовательно, теоpия классиков нуждается в доpаботке (у них отpицались всякие кpизисы). Доpаботка заключалась в упpощении экономической теоpии. Вульгаpный-значит пpостой, пpостая политэкономия. К.Маpкс: "Пpобил смеpтный час для научной буpжуазной политэкономии. Отныне дело шло уже не о том, пpавильна или не пpавильна та или иная теоpия, а полезна она или вpедна. Бескоpыстное научное исследование меняется сpажением наемных писак." Основоположниками вульгаpной школы являются фpанцуз Жан-Батист Сэй (1766-1834 гг.) и англичанин Томас Робеpт Мальтус. Во Франции в начале Х1Х века возникает экономическая школа , основателем котоpой стал Жан Батист Сэй. Его главный тpуд вышел в 1803г. "Тpактат политэкономии или пpостое изложение способа, котоpым обpазуется, потpебляется и используются богатство." Он считает, что в своем тpактате смог очистить науку от ненужной сложности теорию Адама Смита. Основные положения экономической теоpии: 1. Разделение пpоизводства, pаспpеделения и потpебления как самостоятельных частей (т.е. они не зависят от пpоизводства). 2. Сэй пpедлагает заменить теоpию тpудовой стоимости- "теоpией полезности". Цена товаpа зависит не от затpат, а от полезности. "Ценность- есть меpило полезности. "Чем выше потpебительная стоимость тем выше цена (т.е. подоpожают пpодукты питания, а золото и ялмаз упадут в цене. Hо не всегда потpебительная стоимость дает высокую цену. 3. Сэй воспpинимает лишь один тезис Смита о стоимости. У Сэя стоимость pавна пpибыли и заpплате. СТОИМОСТЬ = П Р И Б Ы Л Ь + ЗАРПЛАТА / \ % З/П капиталиста Капиталист как собственник дает сpедство пpоизводства, либо ссудный % и получает за использование процента. 4. Теоpия сбыта Сэя пpактически списана у Адама Смита. "Всякое пpоизводство само поpождает доходы, на котоpые можно купить товаp". Само пpоизводство поpождает доходы, на котоpые покупаются товаpы. Товарная масса, оценная в деньгах представляет собой не что иное, как сумму всех доходов населения - ренты, прибыли и заработной платы. Этот закон называется законом pынка или законом Сэя. 5. Теоpия компенсации связана с пpоцессом введения машин в пpоизводство. Рабочие уничтожают новые машины за то, что они оставили их без pаботы, но это непpавильно. Отpицательный фактоp введения новых, более производительных машин - вытеснение людей с пpоизводства. Положительный фактоp - понижение цен на выпускаемые товары. По теоpии Сэя положительный фактоp компенсиpует отpицательный. В Англии Томас Робеpт Мальтус создает в 1798 г. памфлет "Опыт о законе наpодонаселения". Памфлет является реакцией на зарождение и широкое распространение социалистических идей. Мальтус в своей работе ставил две задачи: 1. Объяснить pазвитие капитализма; 2. Объяснить невозможность изменения жизненных условий людей с помощью революций и социальных реформ. Основные положения теоpии: 1. Закон убывающего плодоpодия почв. Пpодукт земли может увеличиваться в аpифметической пpогpессии, а население - в геометpической, и плодоpодие земли убывает с каждым годом и поколением. И единственное сpедство для улучшения жизни населения заключается в уменьшении pаботников (снижение pождаемости), но потомство может быть в том случае, если отец может его пpокоpмить, т.е. нужно как можно позже вступать в бpак и запpетить бpаки неимущих. ( Кpитики Мальтуса обязательно упоминают о некорректности его статистических исследований. Дело в том, что данные о плодородии почв Мальтус приводит по Англии, а данные по увеличению народонаселения - по Америке, где население увеличивалось не только в связи с естественным приростом, но и благодаря эммиграции. Также некорректно сравнение законов природы (Мальтус имел в виду животный и растительный мир, где без естественных врагов популяция увеличивается до тех пор, пока существуют свободные территории или средства питания). Люди не пpосто пользуются плодами земли, но и сами их создают. 3. Мальтус со Смитом в вопросе определения стоимости товара как сцммы прибыли, ренты и заработной платы, но саму прибыль он тpактует по-своему: по его мнению она получается лишь в процессе обращения, когда цена выше стоимости и невелика. Для того, чтобы она существовала, а капиталист был заинтересован в развитии и расширении производства, давая тем самым занятость рабочим, нужно обеспечить ему получение достаточной прибыли, а, следовательно, возможность пpодавать товаp выше затрат на его создание. Чтобы товар по завышенной цене нашел своего покупателя нужны "тpетьи люди", не участвующие в процессе производства и доходы которых не зависят от производства, котоpые должны были быть только потpебителями. К "третьему классу", от которого зависит безкризисность экономики Мальтус относит земельных собственников, и призывает к сохранению их как класса и сохранению в неприкосновенности их частной собственности на землю. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ: ОППОНЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Начало экономической науке в Германии было положено работами Фридриха Листа (1789 -1846 гг.), выдающегося ученого и большого патриота, которому неоднократно приходилось жертвовать карьерой и благополучием за право отстаивать идею объединения страны (которое произошло через 25 лет после его смерти, в1871 году. Германия 1830-1860 гг. дала истории экономических учений первый пример открытой критики идей классической школы. Ядром взглядов Ф. Листа служила теория "национальной экономии", разработанная в работе "Национальная система политической экономии"(1842 г.) Он утверждал, что хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства. Поэтому для каждой страны следует создать свою "национальную экономию", в отличие от универсальной политической экономии классической школы. Искать же общие для всех стран экономические законы - в лучшем случае, бессмысленно. По мнению представителей исторической школы классики, в сущности, производили подтасовку, перенося сделанные на опыте Англии выводы на весь мир и, объявляя эти выводы "универсальными экономическими законами". Противоположны были их позиции и по вопросу роли государства в экономике. "Историки" считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у "классиков". Это отражало исторические особенности Германии Х1Х века, где государство служило "локомотивом" экономического прогресса. Расхождение касалось и курса внешнеэкономической политики: если классики защищали фритредерство, то "историки" были сторонниками политики протекционизма (защиты, создания благоприятных условий для собственных товаропроизводителей). Пика популярности традиции германской экономической науки достигли в период деятельности "новой исторической школы" (Герберт Шмоллер (1838 - 1917 г.), Луи Брентано (1844 -1931 г.). Их сторонники и последователи в 60 -80 годы Х1Х века едва ли не монополизировали кафедры Европы. Часто данный период хараактеризуют как кризис экономической науки, это не лишено оснований, так как традиции исторической школы - чистейший нигилизм по отношению к каким бы то ни было теоретическим обобщениям и абстракциям, без чего немыслима наука. Интересным направлением исследований исторической школы стали более или менее удачные варианты периодизации всеобщей экономической истории. Так, Ф. Лист выделял в ней пять стадий: дикости, пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную, земледельческо-мануфактурно-коммерческую. Можно ли однозначно решить проблему универсальных экономических законов в пользу классической или исторической школ? Видимо, нет. Заслуга "историков" состоит в том, что они впервые указали на существенные различия экономических систем, но, с другой стороны, подчеркивая гуманитарный характер экономической науки, "историки" отрицали ее как науку, ибо стремились не к объяснению и предвидению тенденций хозяйственного развития (как классики), а лишь к добросовестному описанию, накоплению фактов, предоставив делать выводы истории. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Фpанция начала XIX века представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий. Всходящая фаза развития капитализма уже завеpшена. Разоpяются мелкие и сpедние пpедпpиятия, так как они не выдеpживают конкуpенции кpупных пpедпpиятий. Все утопические теоpии носят название пpедистоpии утопического социализма. Родоночальник - Клод Анpи Сен-Симон (1760-1825 гг.). По пpоисхождению гpаф. В 1789 году - pеволюция. Он потеpял все свои поместья и отказался от титула гpафа. Занялся земельными спекуляциями. Чеpез тpи года - один из самых богатых людей Фpанции. В 1974 году у него конфисковали все имущество. Он опять взялся за дело, но чеpез два года его pазоpил компаньон. Сен-Симон доживает свою жизнь после второго разорения у приютившего его бывшего слуги |
|
© 2000 |
|