РУБРИКИ

Лекции по истории экономических учений

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Лекции по истории экономических учений

Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании

католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и

крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали

для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В

поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи -

каноники(канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей

своего времени.

Характеристика экономической мысли средневековья:

1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами

замысловатого характера.

2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем

(колонат, латифундия, вилла).Феодальные поместья добились только подчинения

общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота,

пастбища- их сохранение- одно из требований крестьянских восстаний. Это

основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.

3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника

ручная и примитивная).

4. Города с их торговлей, промышленностью.

5. Экономическая политика феодального поместья - особенное место в

развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же

полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на

хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда

возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и

крестьянина на господской вилле, латифундии.

6. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен.

Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином

и феодалом.

7. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски

экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

8. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и

горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Феодализму крестьян присущи:

- потребительские мотивы;

- вотчинное ремесло;

- всевозможные барщины и оброки;

- накопление снеди "в запас".

Феодализму в городах присущи:

- борьба за редкие элементы производства (железо);

- реализация избытков с/хозяйства;

- широкие торговые связи;

- купцы и ростовщики разоряют даже аристократов, не говоря уже о

крестьянстве.

Известные "Правды": Салическая, Рипуарская, Вестюрская.

Салическая правда- начало VI века. Королевство франков дает перечень

штрафов за различные преступления.

1. Не уделяет внимания городам и промышленности. Это аграрный кодекс.

Сельское хозяйство - основное занятие франка.

2. Игнорирование вопросов торговли .

3. Социальное равенство- равный штраф за убийство любого франка.

4. Приоритет общинной собственности (но право королевской власти

нарушать землевладение общины).

5. Родовая община, но уже тогда заменяется земельной или соседской.

6. Роль государства в лице короля. Он мог освобождать рабов.

Основной принцип - "Нет земли без господина".

Принципы экономической политики феодалов:

1. Монополия феодалов на землю;

2. У крестьян только землепользование. Надел мог быть конфискован по

любому поводу. "Все должно быть подвластно сениору, вместе с землей."

Уравнение земель крестьян.

3. Своевременно продаются излишки, нанимаются батраки, покупаются

ремесленные изделия в городах. Часть оброков и штрафов взымаются в денежной

форме.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.)

Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда

феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные

богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о

"справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная

трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что

несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в

обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия

ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления

распространялись все шире, и в торговых , ростовщических операциях начинает

принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял

Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая

общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая,

что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди

рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить

дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать

себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные

крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия

должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем,

что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать

богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как

и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а

одежда- есть результат его собственного изобретения, так и право частной

собственности не дано природой, но человеческим разумом.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой

цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает

труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность

продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория

"справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и

отражает интересы класса феодалов и купечества.

Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное

дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать

милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно

является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее

получать продукты со своей территории, чем с купцов".

Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения,

являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой

необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит

христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда

взимание процентов возможно:

- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения

прибыли;

- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

- неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с

предоставлением ссуды.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА

При Ярославе (сыне Владимира) появляется первый писанный гражданский

устав "Правда Русская". Главная цель общежития, есть личная безопасность и

неотъемлемость собственности. Устав Ярослава утверждает и ту и другую.

Первые статьи посвящены охране безопасности за убийства за побои, или

убийство убийцы. Оградив безопасность личную, заботится о собственности.

"Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве, а кто продержит его

связанного до света, тот обязан с ним явиться на княжеский двор. Убиение

татя связанного есть преступление".

Принципы экономической политики киевских князей.

1. Проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение

войны. Собирают дань, оброк с населения. Устанавливаются нормы обложения.

("Князь Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же

получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Его жена,

Ольга, после усмирения древлян, установила "уставы и уроки", "оброки и

дани", т.е. размер налогов, сроки, их уплаты и места, где они должны

собираться".

2. Штраф за убийство человека "вира", "продажа"- за другие

преступления.

3. Торговые пошлины, внешняя торговля.

4. Натуральные повинности - строительство укреплений.

5. Чеканка золотой и серебренной монеты.

6. Сосредоточение земли у князей.

Дошедшие до нас многочисленные списки пакта "Правды Русской" делятся на

две группы, различные по объему и содержанию: "Краткая Правда" и

"Пространная Правда".

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В "ПРАВДЕ РУССКОЙ".

("Правда Ярослава" - 30 год XI века, "Правда Ярославичей" - 70 год,

"Устав Владимира Всеволодовича" - 1113 год).

Центральное место в "Правде Русской" занимают вопросы экономических

имущественных отношений: определение ответственности за различные

преступления в этой области: воровство, нарушение пашенных меж и т.д., а

так же нормирование разных имущественных отношений: займа, наследования и

т.д. Если отдельные статьи "Правды Русской" сгруппировать по их содержанию,

то окажется, что почти в половине статей "Краткой Правды" (в 20 из 43),

речь идет о ответственности за нарушение права собственности и другие

вопросы экономического характера. Из 121 статьи "Пространной Правды", 87

статей посвящены экономическим вопросам:

- "Вира" и "продажа"- в пользу князей, изредка в пользу потерпевшего;

- Охрана земельной собственности, землевладения, ответственность за

нарушение межи;

- "Челядин"- собственность господина наравне со скотом и вещами, за

кражу его- штраф.

В восьми статьях "Правды Русской" речь идет о займах, процентах, об

охране интересов кредитора, о порядке взыскания долгов. (На 5 кун- 3-4 куны

сверху, это около 80%). Кредитные отношения- "долг", денежный процент и

т.д. Долговые обязательства в натуральной форме- ссуда продуктами с

возвращением с прибавкой.

Статья 53: Ссуда в треть куны берется лишь два раза, после лишь

возвращение денег, если три раза- теряет право на получение долга с

должника.

Распространение закупа - смерд, прибегнувший к ссуде и отрабатывающий

свой долг в хозяйстве заимодавца. "Устав о закупах"- ряд статей в "Правде

Русской".

Закуп превращается в полного холопа при бегстве или в случае кражи на

стороне, штраф за которую платил господин. Можно отлучаться от господина в

поисках заработка. Имеет право обращаться в суд с жалобой на господина.

Статьи "Устава о закупах" историки связывают с восстанием в 1113 году.

"Устав о холопах". Условия для превращения в раба:

- купля холопа при свидетелях, хотя бы за пол-гривны и отдача денег

при самом холопе;

- женитьба на рабе без всякого условия (если с условиями, то на тех

правах, на которых было условлено);

- поступление на тиуны (домашнюю челядь) или ключники без условия;

- закуп, ушедший от господина и не доказавший, что ходил искать управы

на хозяина.

Нельзя обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего

обихода. Если, не дослужив до срока, работник хочет уйти, не ставить ему

это в вину, только пусть возвратит хозяину деньги. Уголовная

ответственность за оказание помощи беглому холопу и вознаграждение за

поимку беглеца.

В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение

о капитале". "Капитал,- писал он,- служит предметом особенно напряженного

внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека

рассматривается как орудие капитала, можно сказать, что капитал- это самая

привилегированная особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена

политика Киевского государства.

"Приметим,- пишет Карамзин,- что древние свободные Россияне не терпели

никаких телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или

деньгами - они изъявляют какое-то удивительное , кратки, грубы, но достойны

людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти".

ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И.ПЕРЕСВЕТОВА (XVI в.)

Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из

его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве

на Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с

разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского

(венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра.

В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов сын Пересветова" прибыл из

Литвы в Москву "желая служить московскому государю". Пересветов был принят

на службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто",

средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных

людей, он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался

обратиться к царю с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба

неизвестна.

Написал ряд небольших произведений предназначенных для Ивана IV:

"Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-

султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549

гг.).

Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и

предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей

и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику

Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые,

разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме

положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя

Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского

господаря), философов и докторов.

Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской

власти, опора на дворян, "воинников".

1. Господство "вельмож". "Вельможи русского царя сами богатеют и

ленивеют, царство оскужают, и тем самым они слуги ему называются, что

цветно, и конно, и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру

христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем

богу лгут и государю". Правление вельмож, их произвол, обогащение- главная

причина гибели Византии.

2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без

грозы нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не

мудростью своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые

смерти им давати, чтобы зла не множилось".

3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на

"воинников", служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен".

"Воина держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце

веселити, а ни в чем ему кручины не допускати". Царь должен приближать к

себе и возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам,

по их заслугам, хотя бы эти люди были незнатного происхождения.

(Исторический процесс централизации государства --> усиление

самодержавия --> усиление государства, его вмешательство в экономическую

жизнь страны. Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной

войны. Создание нового класса для опоры- "воинников"- дворян.)

4. Устранение управления через наместников. Замена неправдивого,

продажного суда наместников- честными царскими судьями с казенным

жалованием. Пример Магмет-салтана, который "велел со всего царства все

доходы себе в казну имати, а никому ни в котором граде наместничества не

дал вельможам своим, для того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и

оброчил вельмож своих из казны своей, кто чего достоин и дал суд во все

царство, и велел присуд имати себе в казну, для того, чтобы судьи не

прельщалися и неправды бы не судили".

Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального

централизованного государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления"

в России были отменены.

5. О купечестве, торговле - узко дворянские интересы. Оградить

"воинников" от алчности купцов, установить государственную регламентацию

цен на товары. В Царьграде - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели",

"суд был неправеден, а торговля - нечиста".

У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею

уставил". "Цена была бы всему уставлена", "по цареву указу".

6. Против рабства-холопства.

О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел

быть владыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки,

прельщают, дъяволу угождают".

О холопстве: Царь должен иметь сильное войско. Холопы служат вельможам.

Холоп не может быть храбрым воином. "В котором царстве люди порабощены, и в

том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо

человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и

речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет".

Пересветов советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550

года, было запрещено превращать дворян в холопов.

7. Внешняя политика. Предложение (совет) покорить Казанское царство.

"Землица весьма угодная", подобная "подрайской земле угодьем великим". Эта

часть программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое

осуществление: после завоевания казанского царства земли его были разданы

русским помещикам.

Это теоретическое обоснование той политики, что вскоре начал

осуществлять Иван Грозный.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Европы

происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием

мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав

торговлю всемирной. Средневековый купец вырвался на просторы океана и

освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний

ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал

благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала,

лишение средств производства основной массы населения, возникновение

мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс

работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали

эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными

противоречивыми чертами: сохранение феодальных поместий с их барщинами и

оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые

крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств

существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и

первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в

экономической мысли позднего средневековья.

Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические

условия:

1. Меркантилизм (от итальянского мерканто - торговля), который пытается

решить проблемы первоначального накопления капитала, и объясняет, что

удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.

2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического

развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития

капитализма крестьянства.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ

Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве

от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы

проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего

феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой

доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм

душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал

обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он

пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них

капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и

антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи

с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в

сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение

пашен в пастбища. Милорды расширили практику "огораживания"- захвата и

огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские

наделы. Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но

владевшие землей по "копиям" временно, по средневековым документам,

продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число

крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно

развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о

бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого

законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур

крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма.

Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался

истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении -

смертной казни.

В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником

которого стал Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных

горожан Лондона. Две возможные даты рождения: 6 февраля 1477 г. или 7

февраля 1478 года. Стал видным королевским судьей, получил прекрасное

университетское образование, знаток античной литературы и философии, в 1259

году стал лорд-канцлером. В 1535 году Мор казнен по ложному обвинению в

государственной измене.

Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также

занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства

и новом острове Утопия" (1516 год).

В ней прослеживается влияние "Государства" Платона, т.е. I варианта

"идеального государства", в особенности идеи уничтожения частной

собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги "Утопии" составляет критика социальных

и политических порядков. Вторая посвящена описанию идеального устройства

Утопии.

1. Указывает на конкретные причины, порождающие социальную

несправедливость. Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни?

"Существует большое число знатных, которые не только сами живут в

праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель;

они так же окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не

выучились никакому способу сыскать себе пропитание".

2. Гнев Мора обрушивается на дворян проводящих огораживание. "Эти

ненасытные обжоры вышвыривают держателей с полей и окружают несколько тысяч

югеров единым забором". Выступает против капиталистического

предпринимательства: "Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень

немногим, теперь, говорят стали такими прожорливыми и неукротимыми, что

поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города".

3. Главной причиной социальных бедствий считает частную собственность.

"Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там

едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось

справедливо или счастливо." Он призывает к отмене частной собственности.

4. Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей скромных,

простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чем

самим себе".

Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеального

общественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую

логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из

рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове

"Утопия".

1. Общественная собственность обязывает всех людей трудиться.

Ликвидация паразитизма ("праздных надобно изгонять из государства") и

привлечение всех к труду делали возможным достижение изобилия и полное

удовлетворение материальных нужд.

(Все граждане выезжают на два года в деревни поочередно, для

с/хозяйственного труда). Постоянным делом каждого взрослого жителя должно

быть то или иное ремесло. (В Англии рабочее законодательство XIV-XV в.

установило продолжительность рабочего дня: с 5-ти часов утра, и до 18-ти

часов вечера.) Утопийцы отводят для работы всего 6 часов- остальное время

изучение наук, занятия музыкой, и т.д.

2. Материальное изобилие позволит перейти к распределениям по

потребностям и сделает излишним денежное обращение, "из золота- сосуды для

нечистот". Но было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда,

свободное общество не приемлет принуждения к труду. Мор поясняет, что

изобилие будет построено на добровольном самоограничении людей. Жители

Утопии одеваются скромно, они равнодушны к нарядам. Важна одна цель

насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от те лесного

рабства (физического труда) - в Англии, подневольный труд, как проклятие

божье. Т.е. ограничить потребности, чтобы ограничить время труда.

3. Предлагает сохранить цеховые отношения, как более справедливые по

сравнению с надвигающимся капитализмом: хозяин - наемный рабочий.

4. Принципом равенства и справедливости противоречит существование в

Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от

тяжелого и грязного труда- убой скота, ремонт дорог. Рабство служит мерой

наказания за уголовные преступления, и средством трудового воспитания.

(Рабство за преступления, которые в Европе караются смертью).

5. Религия в Утопии очищена от всего, что противоречит разуму-

суеверий, вымыслов, басен; против католической церкви.

ИТОГ: Идеализм Мора: Уничтожение частной собственности и переход к

обществу справедливости посредством разумных реформ просвещенного

правителя. Восстания же народа не приносят ничего, кроме вреда.

ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639 гг.)

"Город Солнца", 1602 год. (Жители города исповедуют культ бога Солнца,

отсюда и название.)

1 . Сама частная собственность порождает самолюбие, лицемерие,

скряжничество и грабительство, а нищета делает людей негодяями, ворами,

отверженными. Ссылается на то, что из 70-ти тысяч жителей Неаполя только 10-

15 работают, "погибая от непосильной и непрерывной работы". Поэтому он

проектирует полное уничтожение частной собственности.

2. Общество будущего - совокупность с/хозяйственных общин, ремесло

имеет второстепенное значение, а торговля "не в ходу" и допускается только

у городских ворот, т.е. хозяйство натуральное.

3. Все будут работать, исчезнет паразитизм, рабочее время сократится до

4-х часов.

4. Отрицание рабства- пленных продавать или использовать на работах вне

города (т.е. полностью без рабства не обойтись).

5. Даже потребление должно стать общественным.

Но как перейти к новому строю, он не знал, и лишь описывал вероятное

устройство "Города Солнца".

6. Роль государства очень велика - распределяет между гражданами

работу, управляет хозяйственной деятельностью, ведает распределением,

организует общественное питание граждан.

7. Отрицает семью, ибо считает, что частная собственность неразрывно

связана с ней и порождается тем, что люди имеют свои семейные очаги.

Воспитание детей - общественное.

МЕРКАНТИЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕРКАНТИЛИЗМА

Само слово- меркантилизм- от итальянского мерканто- торговля, т.е.

учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и

внутренней торговле.

Меркантилизм наиболее ярко отразил новейшие сдвиги в экономической

жизни Европы XVI-XVII веков- интересы зарождавшегося и становившегося все

более влиятельным класса буржуазии- обедневших аристократов или

разбогатевших цеховых мастеров, т.е. тех, кто имел небольшой капитал и

огромное желание его приумножить. Перед меркантилизмом стоят проблемы:

1. первоначального накопления капитала;

2. политики в колониях;

3. внешней торговли.

Меркантилизм - политика накопления денег, протекционизм,

государственная регламентация. Меркантилизм был экономической платформой

европейской буржуазии, он идеализирует золото, обоготворяет его.

Меркантилизм характеризовался следующими чертами:

1. Деньги как абсолютная форма богатства.

2. Предмет исследования - исключительно сфера обращения.

3. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли

от внешней торговли, или от непосредственной добычи драгоценных металлов.

Меркантилизм- экономическое обоснование политики абсолютистского

государства, поскольку последнее нуждается в едином рычаге управления,

которым являются деньги.

ОСОБЕННОСТИ МЕРКАНТИЛИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕИ

1. Национальный характер меркантильной системы. Национальный характер

зависит от того, что ускоренное капиталистическое развитие было возможно

только в национальных рамках, и во многом зависело от государственной

власти.

2. Немногочисленность теоретических изысканий, основной упор делается

на разработку конкретных практических рекомендаций.

3. Две стадии развития меркантилизма:

I. Монетаризм, или теория денежного баланса:

1) активная роль государства, особенно в регулировании денежного

обращения;

2) запрет на вывоз денег, золота и серебра;

3) накопление сокровищ;

4) ограничение ввоза иностранных товаров, установление высоких пошлин,

надзор за иностранными купцами;

5) понижение ставки ссудного процента.

Монетарная система ориентировалась на административное разрешение

экономических проблем.

II. Собственно меркантилизм (XVI и особенно XVII вв.). "Побольше

продавать, поменьше покупать"- для того, чтобы торговый баланс страны был

активным. Конкретные действия:

1) неограниченное развитие внутренней торговли;

2) расширение экспорта;

3) достаточно широкий импорт товаров;

4) поощряет развитие мануфактур (как основа торговли);

5) осуждает накопление сокровищ;

6) свобода взимания процентов.

Пришло понимание, что прежде чем торговать, нужно производить, деньги

нужно пускать в дело, а не накапливать в виде сокровищ, давать их в долг

тому, кто сможет ими распорядиться под проценты.

4. Решительный разрыв со средневековым натуральным хозяйством, развитие

и экспансия торговых связей.

5. Попытка осознать, что прибыль, (даже торговая) кроется в процессе

производства.

6. Признание правомерности обмена, фальсификации товаров, спекуляции.

Примером классического монетаризма является испанский меркантилизм.

Испанские короли, строго регламентировали денежное обращение:

1. Вывоз золота и серебра запрещался под страхом смертной казни.

(Испания и Португалия обладали золотодобывающими колониями в Новом Свете);

2. Всякое судно, покидающее Испанию с грузом товаров для иностранцев,

должно было доставить эквивалент в денежной форме, а не в иностранных

товарах;

3. Импорт ограничивался;

4. Испанию мог покинуть только тот иностранный корабль, который

полученную в стране выручку тратил на приобретение испанских товаров.

Золото тратилось на войну, сберегалось в торговле. Ограничения в

торговле. Отсюда экономическая отсталость Испании, исключенной из мировой

торговли.

ФРАНЦУЗСКИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Более прочно меркантилизм укоренился во Франции, которая оказалась

экономически лучше подготовленной для его восприятия и проведения.

- более прогрессивные формы оброков (а не барщина);

- развитие мануфактур;

- абсолютизм, как политическая сила, в пику феодалам мог осуществить

политику меркантилизма.

Французский меркантилизм получает промышленное направление,

освобождается от монетаризма, ориентируется на достижение активного

торгового баланса, ускоряет экономическое развитие Франции. XVII век

становится классической эпохой французского меркантилизма.

Уже политика Генриха IV носила меркантилистский характер и привела к

широкому покровительству внешней торговли, заключению торговых договоров с

Англией, Генуей, Испанией, запрету вывоза ценных видов сырья (шелк, шерсть)

и ввоза текстильных товаров. Поощряется колонизация Канады, насаждается с

помощью привилегий и субсидий мануфактурное производство шелковых тканей,

гобеленов, фаянсовой посуды, стекла, зеркал, тонкого полотна. В период

господства Ришелье (1624-1642), эти мероприятия находят поддержку, а

знаменитый Жан-Батист Кольбер (1619-1683), великий французский

государственный деятель, почти четверть века ведавший управлением

экономикой Франции, сделал их системой и дал ей имя.

Кольбер был непричастен к экономической теории, но был практическим

исполнителем меркантилистских идей, и французский меркантилизм носит имя

кольберизма.

1. Активное насаждение мануфактур: приглашение иностранных мастеров,

выдача государственных ссуд промышленникам, всевозможные льготы от

освобождения от рекрутского набора, до права веровать в какого угодно бога;

2. Создание колониальных компаний (Ост-Индская), поощрение колонизации;

3. По мнению Кольбера, только внешняя торговля способна доставить

изобилие подданным и дать удовлетворение государям, "торговля есть

постоянная война";

4. Количеством денег определяется могущество и величие государства;

5. Емкость международного рынка- постоянная величина, и поэтому для

расширения прав Франции нужно потеснить остальных- Англию и Голландию. "Кто

является хозяином в торговле, тот может быть арбитром войны и мира", так

как "морские силы государства всегда пропорциональны его торговле".

Рост промышленности шел в ущерб с/хозяйства, которую Кольбер

рассматривал как источник финансовых средств для государства. Самый главный

порок в политике Кольбера, заключался в том, что она оставляла в

неприкосновенности феодальные отношения, а они сковывали экономическое и

общественное развитие страны. Может быть усилия Кольбера имели бы большой

успех, если бы королевская власть не ставила перед ним одной главной

задачи: любой ценой выжать деньги для войны, которую без конца вел

честолюбивый Людовик XIV ("король солнце") и для его невиданно пышного

двора.

Сильный в промышленном отношении французский меркантилизм не дал своей

программе зрелого теоретического обоснования. Литература французского

меркантилизма беднее его необычайно богатой практики.

АНГЛИЙСКИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Наиболее зрелой формой меркантилизма охарактеризовался английский

меркантилизм. Причина в том, что процесс капиталистического развития

начался в Англии раньше, чем в других странах.

Типичный представитель- Томас Мэн (1571-1641 гг.), купец, и один из

директоров Ост-Индской компании. Операции компании сопровождались вывозом

монеты (что запрещали монетаристы) и в 1621 году Мэн выступил с памфлетом

"Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией".

1. Критикует предрассудки монетаризма, Мэн развивает теорию торгового

баланса, "торговля является пробным камнем процветания государства", если в

ней соблюдается пропорциональность.

2. Импорт предметов первой необходимости и материалов, нужных для

войны, торговли, ремесла.

3. Защищает вывоз денег (10 шиллингов, затраченные в Индии превращаются

в 35 шиллингов после сбыта индийских товаров в Лондоне).

4. "Нет иных способов получить деньги, кроме торговли", главное

стоимость вывоза из Англии должна превышать стоимость ввоза- активный

торговый баланс- денежный фонд страны будет увеличиваться.

В 1630 году Мэн написал свое главное сочинение под характерным

названием "Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней

торговли, как регулятор нашего богатства". Работа Мэна стала евангелием на

долгие годы меркантилистов многих стран.

5. "Продавать ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем". Для этого:

1)расширить сырьевую базу промышленности (путем распашки пустырей);

2)сокращение чрезмерного потребления импортных товаров;

3)усиление конкуренции с помощью низких цен (лишь бы не терять сбыта);

4)улучшение качества английских изделий;

5)роскошь, только за счет английских товаров "излишества богатых дадут

работу бедным";

6. Вывоз денег для торговых целей, отказ от запрета вывоза, ибо обилие

денег в стране вредно, и вызывает воздорожание товаров.

7. Отвергает вмешательство государства в торговлю.

В рассуждениях Мэна тоже мало экономических теорий, но зато очень много

зрелых предложений практического характера.

Экономическое учение зрелого меркантилизма отражало требования

первоначального накопления капитала, на той его фазе, когда деньги занятые

во внешней торговле, во все большей степени стали подчинять себе

национальную экспортную промышленность и торговый капитал начал перерастать

в промышленный.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МЕРКАНТИЛИЗМА

К XVIII веку Россия окончательно утвердилась как единое государство:

сформировался единый рынок, товарно-денежные отношения, возникают торговые

центры, строятся города и промышленные села.

Основные экономические проблемы: развитие промышленности, с/хозяйства,

торговли, создание торгового флота, водных и сухопутных путей сообщения.

Наиболее ярким представителем экономической мысли XVII века был

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680). Написал "Новоторговый

устав" в 1667 году. Торговля рассматривается как важнейшая статья дохода

Российского государства. Торговая политика должна придерживаться идеи

превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению

национального капитала:

1. Активный торговый баланс.

2. Привлечение благородных металлов.

3. Запрет или ограничение вывоза золота и серебра из России.

Это элементы раннего меркантилизма, связанные с монетаризмом. 1/3-

таможенный сбор с иностранцев в казну серебром.

Вторая половина XVII века - Юрий Крижанич (1618-1683 гг.). Долгое время

жил в России, написал работу "Политические думы"("Политика") в 60-е годы

XVII века в сибирской ссылке:

1. Больше вывозить и меньше ввозить, особенно тех товаров, которые

производятся в стране, или производство которых можно наладить в стране.

2. Покупка предметов роскоши за рубежом - прямой вычет из доходов от

внешней торговли.

3. Развитие производительных сил в промышленности, земледелии, ремесле

- источник государственных доходов, более прочный, чем накопление золота и

серебра от внешней торговли.

4. Противник активной торговой деятельности иностранных купцов в

России. Считал, что внешняя торговля должна быть в руках царя, чтобы

предотвратить "нечестные", "дурные", "алчные" пути обогащения.

Государственная торговля должна подчиняться общей пользе для всего народа.

Конец XVII века и начало XVIII века - Иван Тихонович Посошков (1652-726

гг.). Оброчный крестьянин, впоследствии - купец-мануфактурист,

домовладелец, землевладелец. Деятель петровского времени. За три последние

десятилетия жизни написал ряд работ для царя Петра I. Среди них книга "О

скудости и богатстве" (9 глав), которую он писал 20 лет. В 1726 году

арестован и сослан в Петропавловскую крепость, где и умер.

1. Он требовал ограничить произвол помещиков.

2. Сторонник неограниченного самодержавия, но всю систему не одобрял,

так как в ней причины сохранения скудости.

3. Устранение скудости и умножение богатства в России- основная идея.

4. Регламентация труда в промышленности и с/хозяйстве, определение

трудовых повинностей.

5. Бережное отношение к природе.

6. Честное отношение чиновников и судей к обязанностям.

7. Активная внешняя торговля на основе ремесленного производства,

которая должна развиваться.

8. Деньги должны стоить "номинал", это устанавливает царская власть.

9. Налоги от дохода с земли и промысла платят все кроме духовенства.

И.Т.ПОСОШКОВ. КНИГА "О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ" (1724 год)

Книга имеет в себе изъяснения, отчего содеется напрасная скудость и

отчего может умножиться изобильное богатство. Посошков настойчиво проводит

мысль об огромных возможностях экономического развития страны. Посошков

обещает, что при выполнении его проектов в отношении налогов

государственный доход составит не менее 3 млн. рублей, а в дальнейшем

сможет возрастать до 6-ти или 9-ти млн. рублей.

В 1680 году государственный доход- 1 463 977 рублей;

В 1701 году государственный доход- 2 955 765 рублей;

В 1720 году государственный доход- 6 835 415 рублей;

В 1724 году государственный доход- 8 526 560 рублей.

Советует использовать достижения иностранцев и пригласить знающих

иноземцев на русскую службу. Но вместе с тем он подчеркивает стремление

иностранцев "лишь деньги выманив, за моря уехать". Поэтому нужно

содействовать русским изобретателям, предпринимателям.

Огромное значение придает купечеству. "А торг- дело великое,

купечеством любое государство богатится". Право торговли должно

принадлежать только купечеству, а дворянам и крестьянам следует запретить

занятие торговлей без записи в купечество.

Достигнуть наиболее выгодных условий для торговли с иностранцами, для

этого создать единую купеческую компанию, которая объединяла бы купечество

(под руководством правительства), для внешней торговли.

Настаивает на сокращении привоза иностранных товаров, в особенности

предметов роскоши. Данные на 1726 год: ввоз- 1 585 500 рублей, вывоз 2 688

800 рублей.

Увеличение русского вывоза, т.е. Посошков является сторонником

активного торгового баланса (меркантилистом). В 1724 году вводится новый

таможенный тариф, при составлении которого были собраны сведения о русской

промышленности. Размер пошлины должен повышаться по мере роста собственной

фабричной промышленности (75,50 и 25%)."В России делается" или "имеется

довольное число"- служило для повышения тарифа. Отсюда- отечественные

товары хуже и дороже импортных, плюс развитие контрабанды --> после смерти

Петра, в 1731 пошлины были снижены.

Необходимо сберегать деньги внутри страны- развивать крупную

промышленность, железные заводы, полотняные, суконные и стеклянные

мануфактуры. "А как у нас в Руси обретаются вещи, та же соль, железо, иглы,

стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла, шляпы, скипидар, ребячьи

игрушки, то всем тем надобно управлятися нам самим, а у иноземцев отнюдь бы

никаковых тех вещей и на полцены не покупать. А и сукон солдатских, мнится

мне, у иноземцев покупать ненадобно ж ... сукнами нам потребно праниматися

своими ж, чтоб те деньги у нас в Руси были".

Общее для всех меркантилистов принципиальное положение о желательности

вместо вывоза сырья перерабатывать его на отечественных мануфактурах. "Сне

бо вельми нужно, яже как материалы где родятся, тамо бы они и в дело

происходили. Аще бо лен и пеньку, за моря не возя, делать тут, где что

родилось, то тые полотна заморского вдвое или втрое дешевле станут, а люди

бы российские богатились". Посошков рекомендует выдавать из казны ссуды на

расширение промыслов из 6-ти процентов (при 12-15%).

Ставится задача не только удовлетворения собственных потребностей

страны, но и вывозить их за границу. "А нам если заводов пять-шесть

построить, то мы все их государства стеклянной посудой заполнить можем".

Проекты Посошкова шире идей западного меркантилизма в части развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.