РУБРИКИ |
Культура России 9 - 20 вв. |
РЕКЛАМА |
|
Культура России 9 - 20 вв.|политический|который так и|В.И. Вернадский – |сестры», |искусства» (Н.К. Рерих, |Режиссер Я.А. |н-ные | |и |не был |один из основателей |«Вишневый |Е.Е.Лансере и др.) |Протазанов |произве-де| |экономически|осуществлен в|геохимии, учения о |сад». |вы-ступающее против |поста-вил |ния и | |й кризис. |царской |биосфере и экологии. |Раскрывается |передвижников. |талантливые |научные | |Вот в каких |России. |Большой вклад |талант В.Г. |В это время творят |фильмы «Пиковая |открытия, | |тяжелых |Открывались |отечес-твенную |Короленко |художники-символисты: |дама», «Отец |от-крыл | |условиях |ко-ммерческие|психиатрию внесли |(«Дети |М.А. Врубель («Де-мон»),|Сергий». Звездой |плеяду | |развивалась |учи-лища, |С.С. Керсаков и его |подземелья»),|К.С. Малевич(«Черный |рус-ского экрана |блестящих | |культура |техникумы. |ученик П.Б. |М. Горького |ква-драт»). В 1898г. был|была актриса Вера|имен, | |России. |Увеличилась |Ганнушкин. Теорию |(«Мат-ь»), |открыт Мос-ковский |Холодная К 1914 |ставш-их | |После |сеть ВУЗов |практической |Л.Н. Андреева|театр, созданный |г. в стране было |гордостью | |Октябрь-ской|(220 шт.). |космонавтики развил |(«Бездна»), |К.С.Ста-ниславским и |построено около |не только | |революции |Действовали |К.Э. Циолковский. |А.И. Куприна |В.И.Немиро-вичем-Данченк|4-х тыс. |русской, | |деятели |сотни научных|Е.Е.Жуковскому |(«Поеди-нок»,|о. В труппу входили В.И.|кинотеатров. |но и | |куль-туры |обществ. |принадлежит |«Олеся»), |Качалов, И.М.Москвин и |Всемирную |мировой | |русского |Большую роль |разработка основ |И.А. Бунина и|др. В Ма-лом театре |известность |культуры, | |зарубежья |играло |аэродина-мики. Начало|др. Это время|продолжает выступать |завоевал русский |науки и | |внесли |книгоиздатель|русского |характерно |М.Н.Ермо-лова В Питере |балет. В немалой |техники. | |большой |ство (И.Д. |самолетостроения |целой плеядой|создается Драм. театр. |степени этому |Этот | |вклад в |Сытин). |положил И.И. |русских |На сцене театра С.И. |способствовала |социо-куль| |мировую |Возникли |Сикорский. П.И. |поэтов – А.А.|Мамонтованачал выступать|его реформа, |турный | |культуру, |незави-симые |Лебедев существенно |Блока, В.Г. |Ф.И. Шаляпин. С.П. |проведенная |феномен | |тогда как в |культурно-про|продвинул теорию |Брю-сова, |Дягилев проводит |А.А.Горским и |вошел в | |новой России|светительные |физики. В |Н.С. |«русские сезоны» в |М.М. Фокиным. Они|историю | |культура все|центры. В |обществен-ных науках |Гуми-лева, |Париже. В архитектуре |стали оформлять |под | |больше |1897г. |видное место |А.А. |утвердилась эклипти-ка: |балетные |названием | |идеологизиро|А.Л.Шанявский|принадлежит историкам|Ахмато-вой, |(фасад Третьяковки[по |спектакли |«серебряно| |ва-лась, |на свои |В.О.Ключевскому |С.А. Есенина,|эскизу В. Васнецова], |красочными |го века» | |обслуживая |средства |П.И.Милю-кову, С.Ф. |И.Северянина,|Казанский собор [А.В. |декорациями, |русской | |режим |открыл |Платонову. |В.В. |Щусев]). Но на смену |привлекая лучших |культуры. | |Советскго |народный |Продолжаются |Маяковск-ого,|эклип-тики постепенно |отечественных | | |государства.|университет, |различные экспедиции:|К.Ф. |приходит свобод-ный |художников. | | | |куда |В.К. Козлов |Бальмон-та, |модернизм |Органи-зованные | | | |принимались |исследовал Монголию и|М. Волошина, |(Метрополь,1903 – арх. |С.П.Дягилевым | | | |лица всех |Тибет; |О.Э. |Валькотт; Ярославский |зарубежные | | | |званий и |Г.Я.Седовизучил устье|Мандельшта-ма|вокзал, Художественный |гастроли русского| | | |сословий, |реки Коломы, а в |, М.И. |театр, дом Рябу-шинского|балета завое-вали| | | |незави-симо |1912-1914гг. |Цвета-евой. |– автор Ф.О.Шехтель.) |сердца | | | |от |предпринял экспедицию| |Строится много |взыскатель-ных | | | |нацио-нальнос|к Северному полюсу. | |невыразительных, |европейцев. | | | |ти и пола. | | |помпезных домов для | | | | | | | |буржуазии. | | | Культурные преобразования в 20-е – 30-е годы XX века Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО |БОЛЬШЕВИКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ |ВЫВОДЫ | |истори-чески|ОБРАЗОВАНИЯ | | | | | |х | | | | | | |условий | | | | | | |В 20-х г |Вопрос о народном|Советская власть |Внедрялся метод |Начало 20-х гг. И.А. Бунин |Политика | |против |образовании |привлекала к |«социа-листического |назвал сумерками |советского | |деятелей |всегда был в |активному |реализма», где |«серебряного века». Деятели|руководства| |рус-ской |центре внимания |сотрудничеству старую|преобладало |русской культуры, превыше |того | |культуры и |большевиков. В |интеллигенцию. |прославление пар-тии, |всего ценившие свободу |времени | |науки были |1919г. издан |Мно-гие из этих людей|ее вождей, героики |творчества, не смирились с |получила | |при-нят ряд |декрет «О |были не согласны с |рево-люции, |тем, что были поставлены |наз-вание | |кора-тельных|ликви-дации |политикой |строительства |под контроль новой власти. |культур-ной| |мер. В УК |неграмотности». |боль-шевиков, но |социа-лизма. Среди |Поэтому многие из них |революции | |СССР была |Массово создаются|считали своим долгом |писателей выдви-нулись |эмигрировали: И.А. Бунин, |Она | |введена |шко-лы, курсы, |служить России. Это |А.Н. Толстой, М.А. |А.И. Куприн, К.А. Бальмонт,|повысила | |статья, |избы-читаль-ни. В|были ученый-авиатор |Шо-лохов, А.А. Фадеев, |Ф.И. Шаляпин, С.С. |культурный | |карающая |результате |Н.Е. Жуковский, |А.Т. Твар-довский, |Прокофьев К.А. Коровин и |уровень | |смерт-ной |уровень |биохимик В.И. |Д.Фурманов, И. Бабель, |даже А.М. Горький |наро-да, но| |казнью или |грамотности к |Вернадский, химик |С.Я. Маршак, К.И. |(мотивируя болезнью). Но |с другой | |высылкой за |1929г. составил |Н.Д. Зе-линский, |Чуйковский, сатирики М.|были и такие, кто остался в|стороны | |пропаганду |40%. В начале |изобретатель К.Э. |Зощенко, И. Ильф и Е. |Советской России, - А.А. |укреп-ление| |или |20-х г. создается|Циолковский, физиолог|Петров. В |Блок, А.А. Ахматова, В.Г. |идеи | |агитацию, |2-х ступенчатая |И.П. Павлов, генетик |документальном ки-но |Коро-ленко, М.А. Булгаков и|марксизма-л| |содей-ствующ|средняя школа. В |Н.И.Вавилов, |работал Д. Ветров, Л. |др., некоторые приняли |енинизма и | |ую |школе прово-дятся|физик-атомщик И.В. |Новицкий. С помощью д\ф|революцию – В.В. |идеологичес| |бур-жуазии. |различные |Курча-тов, физик П.Л.|в массах поддерживался |Маяковс-кий, В.Я. Брюсов, |-кие догмы | |В 30-е г. |экспе-рименты по |Капица, работающий в |трудовой энтузиазм и |К.С. Петров-Водкин. |ока-зали | |политический|методике |области низких |радостное ощуще-ние |В 1922г. в Петрограде в |отрица-тель| |и |преобразования. |температур и |жизни. И все таки в это|измене Родине отменили |ноеи | |идеологическ|Созда-ются |магнитных полей. Но в|время были создано |известных писателей и |влия-ние на| |ий гнет еще |рабфаки. Стала |начале 30-х гг. |немало замечательных |ученых. Следствие ничего не|все науки, | |больше |создаваться |Сталин заявил, что |фильмов: «Подру-ги», |доказало. но суд приговорил|особенно | |усилился. |советская |все! Науки носят |«Чапаев», «Трактористы;|к смертной казни десятки |на | |Это было |интеллигенция. |полит. характер. |музыкальные комедии – |человек; среди них был |гуманитарны| |вызвано |Но 30-е г. вместо|Нача-лись гонения на |«Весе-лые ребята», |расстрелян поэт Н. Гумилев.|е. | |стремлением |2 ступеней |генетику, социологию,|«Волга-Волга». Под |Летом 1922г. был учрежден |Достижения | |власти до |вводится |психологию, приведшие|сталинской редакцией |цензурный комитет. 160 |деятелей | |конца |на-чальная, |к прекращению их |выходили исторические |оппозиционно настроен-ных |нау-ки, | |ликвидироват|неполная сред-няя|развития. Особое |фильмы: «ПетрI», «Иван |деятелей культуры. В 1932г.|культуры и | |ь идейную |средняя школа. На|внимание Сталин |Грозный». В музыкальном|по указанию ЦК партии были |искусства | |оппози-цию, |всех ступенях |уделял истории, |искусстве большую роль |созданы творческие союзы |со-седствов| |утвердить |обязатель-ным |которую необходимо |играли вкусы самого |писателей, художни-ков, |али в это | |господство |было изучение |было контролировать и|Сталина, которому не |композиторов, архитекторов |время с | |ком-мунистич|марксизма, |использо-вать в своих|нравились новаторства |с целью установления |жестким | |еской |максимально |целях. В нежный |Д.Д. Шостоковича, С.С. |партийного контроля над |партийным | |идеологии. |упрощенного и |момент цари и герои |Прокофьева. Популярны |деятельностью творческой |контролем, | |Страна была |доступ-ного для |русской истории |были песни И. |интеллигенции. Членов |репрессиями| |отрезана от |понимания. |возносились на |Дуна-евского, Б. |союзов, «духов-но» |и | |рус-ского |Семилетнее |пьедестал: Иван |Мокроусова, |поддерживающие власть, |гонениями. | |зарубежья, |образование стало|Грозный – чтобы |прослав-лявшие Родину и|получали материальные блага| | |имена многих|обязательным. |показать неизбежность|Сталина. Перед |(дачи, мастерские, | | |деятелей |Усиливается |наказания врагов |художниками была |гонорары). Отклонение от | | |куль-туры |воспита-тельная |государства; ПетрI – |поставлена задача |партийной линии вело к | | |предава-лись|роль школы: |величие замыслов |показывать светлую |исключению из союза к | | |забвению. |обязанность чтить|вождя. Исторические |жизнь. Прославились |лишениу права печатать свои| | | |вождя, |фильмы призваны были |К.С. Мале-вич, А.В. |призве-дения В сталинских | | | |разоблачать |формировать |Лентулов. Создавалось |лагерях погибли И. Бабель, | | | |врагов народа, |определенный |огромное кол-во |Н. Клюев, О. Мандельштам. | | | |даже если это |психологичес-кий |скульптур и бюстов | | | | |касалось членов |настрой в обществе. |Ленина и Сталина. | | | | |ее семьи. | | | | | Культура России в годы Великой Отечественной войны Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ | |истори-чески|ОБРАЗОВАНИЯ | | | | | |х | | | | | | |условий | | | | | | |Культура |Необходимым условием|Советские ученые |С началом войны |Основной темой в | Особую | |страны |успешного развития |разработали новые образцы |основной в советской |кинема-тографе была |роль в | |развивалась |промышленности и |военной техники. В.Ф. |литературе стала |тема героической |противобор-| |в тяжелейших|сель-ского хозяйства|Болховитиков изобрел |патриотическая тема. В |борьбы советского |стве с | |условиях |страны являлась |первый реак-тивный |июне 1941г. в |народа против |гитле-ровца| |Война внесла|непрерывная |истребитель Би-1 с |центральных газетах |агрессора. На |ми сыграла | |серьезные |подготовка новых |жидкостным двигателем. |печатались и звучали по|фронтах работали |советская | |коррективы в|кадров в вузах и |Е.О. Патон изобрел новые |радио стихи Н.Н.Асеева,|фронтовые |культура. | |деятельность|техникумах. Обучение|методы сварки, А.П. |М.В. Исаковс-кого, А.А.|киногруппы. За годы |Годы войны | |научных |в школах, вузах и |Александров получил |Суркова, статьи А.Н. |войны было отснято |стали | |учреж-дений |техникумах не |эффективный метод защиты |Толстого, А.А. Фадеева |около 5 млн. метров |временем | |страны. |прекраща-лось ни на |кораблей от магнитных мин.|М.А. Шолохова. |пленки., в |смелых и | |«Участие в |секунду. Учебные |М.Т. Калашников с 1942г. |Создаются «Окна ТАСС», |последствии |оригинальны| |разгроме |занятия прихо-дилось|занимался разработкой |рассказывающие об |использовав-шиеся в |х | |фашиз-ма – |проводить в |автоматичес-кого |обстановке на фронтах. |многочисленных |технических| |самая |несколь-ко смен в |стрелкового оружия, создал|В годы войны многие |документальных |решений, | |благородная |малоприспособ-ленных|ряд автоматов и пулеметов.|писатели были военными |фильмах («Ленинград |высо-кого | |и великая |помещениях. В 1941г.|Огромное значение имела |корреспондентами. В |в борьбе», «Битва |подъема | |задача, |прием в вузы был |деятельность ученых |газетах впервые |под Москвой» и др.).|творческой | |которая |сокращен вдвое и их |медиков: академиков Н.Н. |появились «Наука |Во время войны было |мысли | |когда-либо |число уменьшилось с |Бурденко, А.Н. Бакулева, |ненависти», «Они |создано 102 худ. |ученых, | |стояла перед|817 до 460, |Л.А. Орбели, А.И. |срахались за Родину» |фильма(«Два бойца», |инженеров, | |наукой» - |численность |Абрикосова, |М.А.Шо-лохова, «Василий|«Жди меня», |конструкто-| |президент |студентов |профессоров-хирургов С.С |Теркин» А.Т. |«Радуга»). |ров. | |Академии |сократилась в 3,5 |Юдина м А.В. Вишневского и|Твардовского, |Выдающиеся |Советская | |наук СССР |раза, а сроки |многих других деятелей |«Волоколамское шоссе» |произведения были |культура | |В.Л. |обучения были |медицины, вводивших в |А.А. Бека, «Весна на |созданы |помо-гала | |Комаров. Еще|сокращены до 3-3,5 |практику новые способы и |юге» Б.Л. Горбатого, |компози-торами Д.Д. |людям | |в первые |лет. В старших |средства лечения больных и|«Молодая гвардия» А.А. |Шостаковичем, Д.Б. |осознвть | |месяцы ВОВ |классах количество |раненых воинов. В 1943г. в|Фадеева и многие |Кабалевским. |свое место | |многие |учащихся уменьшилось|Москве начала действовать |другие. Широкую |Действо-вало 25 |в общей | |научно-иссле|более чем вдвое. И |лаборатория под |известность получили |фронтовых театров, |борьбе с | |до-вательски|все же вузы и |руководством И.В. |произведения союзных |400 |врагом, | |е институты |техникумы выпусти-ли|Курчатова, присту-пившая к|республик: «Священная |театрально-концертны|способствов| |из-за |за годы войны около |разработке по расщеплению |кровь» Айбека, |х и цирковых бригад,|ала | |быстрого |900 тыс. молодых |урана. А концу войны |«Шиганак» Г. Муста-фина|как самых дорогих |воспитанию | |продвижения |специалист-ов, а |освобожденные из лагерей |и др. Важное значение в|гостей встречали |их в духе | |фашистов |созданная на |С.П. Королев, М.К. Ягель, |годы войны приобрела |бойцы и офицеры Л.О.|патриотизма| |были |накануне войны |Ю.Б. Харитон начали |поэзия. Особенной |Утесова, Л.А. |, славных | |вынуждены |система |закладку основ развития |популярностью |Русланову, К.И. |героических| |эвакуировать|государ-ственных |ракетной техники, |пользовались песни: |Шульжен-ко. Всего за|традиций. | |ся за Волгу,|трудовых резервов |прерванную в результате |«Священная война» В.И. |годы войны на фронт | | |на Урал, в |подготовила 2250 |обрушившихся перед войной |Лебедева-Кумача, «В |выезжало 42 тыс. | | |Сибирь. |тыс. молодых |репрессий ракетной |лесу прифронтовом» М.И.|артистов, которые | | | |квалифици-рованных |Благодаря ученым геологам |Исаковского. Наряду с |дали 1350 тыс. | | | |рабочих. К концу |А.Е. Ферсману, К.И. |этим большой успех |представлений, в том| | | |войны численность |Сатпаеву, В.А. Обручаеву и|имели лирические стихи |числе 473 тыс. | | | |студен-тов, особенно|др. были разведаны новые |К.М. Симонова, С.А. |непосредственно на | | | |в результате приема |месторождения железной |Щипачева, А.А. |передовой. | | | |женщин, |руды в Кузбасе, источники |Ахматовой, М.И. Алигер | | | | |приблизи-лась к |нефти в Башкирии. |и др. | | | | |довоенному уровню. | | | | | Культура России в 40 – начале 50-х годов Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ | |истори-ческих|ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ | | | | | | | | | | | | |условий | | | | | | |Развитие |В годы войны |В 2, 5 раза были увеличены|Многие |На сценах многих театров шли |В | |науки и |фашистами было |расходы на науку. Вторая |произ-ведения|пьесы Б. Лавренева, К. |послевоен-н| |культуры в |уничтожено 84 тыс.|половина 40-х годов была |советских |Симонова, С. Михалкова. |ые годы вся| |СССР в |школ, 2 тыс. вузов|временем организации целой|писателей, |Некоторые театры заново |сущность | |послевоенные |и техникумов, 600 |серии |созда-нные в |поставили пьесы М. Горького, |культуры и| |годы |НИИ, 44 тыс. |научно-исследовательских |послево-енные|В. Маяковского. Огромный вред |все ее | |сочеталось с |клубов, театров, |ин-ститутов, которые вошли|годы, |театральному искусству нанесло|задачи были| |ужесточением |музеев. За |затем в золотой фонд |получили |постановление 1446г. «О |сведены, по| |борьбы с |послевоенное |советской науки. Велись |широкое |репертуаре драматических |сути, к | |любыми, даже |десятилетие на |успешные разработки по |признание |театров и мерах по его |выпол-нению| |самыми |культурное |вопросам атомной физики в |народа. Среди|улучшению». Оно вынудило |фун-кции | |ма-лейшими, |строительство было|Институте И.В. |них «Звезды» |театры почти полностью |очеред-ного| |откло-нениями|потра-чено 590 |Курчатова.(1949г. – первая|и «Весна на |отказаться отказаться от |«привод-ног| |от «задач |млрд рублей. Во |атомная бомба, 1953г. - |Одере» Э.Г. |классики, особенно зарубежной.|о ремня» в | |социалистичес|второй половине |водородная). Ученые |Казакевича, |Не рекомендовалось ставить |обработке | |кого |40-х гг. было |продвинулись в знаниях по |«Повесть о |сатиру и исторические пьесы. |общественно| |строительства|введено |астро-номии(В.Г.Фесенков),|насто-ящем |Крупными музыкальными |го | |». Общество |обязательное |в области агро-биологии |человеке» |явлениями стали оперы Д.Б. |сознания. | |расчи-тывало,|семилетнее |(Н.В. Цицин). В трудах |Б.Н. |Кабалевского («Семья Тараса»),|Все это | |что про-цесс |образование. |академика Н.Н. Семенова |Полевого, |С.С. Прокофьева («Война и |привело к | |ослабления |Значительно |была обос-нована теория |«Знаменосцы» |мир»), Ю.А. Шапорина |резкому | |контроля |расшитилась сеть |цепных реакций, за которую|О. Гончарова |(«Декабристы»). Появляется ряд|сокра-щению| |будет |библиотек, клубов,|он получил Нобелевскую |и др. С |новых балетов: «Медный |коли-чества| |продолжен, но|домов культуры. |премию. Быстро развивалось|новыми |всадник» Р.М. Глиэра, «Тарас |новых | |уже |Были восстановлены|ракето-строение |произ-ведения|Бульба» В.П. Соловьева-Седого.|фильмов, | |С лета 1946г.|разрушен-ные |(С.П.Королев), которое |ми высту-пили|Музыка. Создаются крупные |спектаклей | |власти |гитлеровцами |поз-волило приступить к |В. |симфонические произведения – |и | |развернули |музей-усадьба Л.Н.|практическому освоению |Васи-левский,|Н.Я. Мясковским, Д.Д. |художествен| |широкое |Толстого, музей |космоса. Вместе с тем на |П. Ты-чина, |Шостаковичем, С.С. |-ных | |наступ-ление |Чайковского в |развитие на развитие науки|С. Вургун, М.|Прокофьевым. Большую |произведени| |против |клину, А.П. Чехова|крайне отрицательное |Рыльский. |концерт-ную деятельность вели |й Роль | |«за-падного |в Таганроге и А.С.|воздействие оказали |Подвигу |пианисты С. Рихтер, Э. |науки | |влияния» на |Пушкина в |идеология и практика |комсо-мольцев|Гилельс, скрипач Д. Ойстрах. |сводилась | |развитие |Михайловском. В |культа личности Особому |-красноар-мей|В живописи одной из ведущих |еще и к | |отечественной|1946г. была |преследованию |цев в Великой|тем являлась ВОВ. Большую |тому, чтобы| |культуры. |создана Высшая |подверга-лись естественные|Отечественной|популярность завоевали работы |обеспечить | |«Же-лезный |пар-тийная |и гуманитарные |войне |художников А.И. Лактинова |решение | |занавес был |школа(ВПШ). Для |науки:генетика, |посвятил свой|«Письмо с фронта», Ю.Н. |обо-ронных | |окончательно |подготовки |кибернетика, |роман |Непринцева «Отдых после боя», |задач и | |восстановлен»|теоретических |полит-эконономия, |«Молодая |В.Н. Костененко «Возвращение» |добиться | |в ходе |кадров партии |философия и др. Серьезному|гвардия» |и др. 4 сентября 1946г. |«партийной | |развернув-шей|образована |пересмотру подвергались |А.Фаде-ева. С|появилось новое постановление |направленно| |ся борьбы с |Академия |история России и СССР, все|другой |ЦК, на этот раз посвя-щенное |с-ти» не | |«космополитиз|общественных наук |зависело от субъективной |стороны |критике «безыдейности» ряда |только в | |-мом». Страна|при ЦК партии. |оценки Сталина или |творчество Н.|кинофильмов. В их числе были |гуманитарны| |вновь |Выросли тиражи |идеолога партии Жданова. |Маяковскогго,|названы: «Большая жизнь»(2 |х но и в | |оказалась не |газет и журналов, |После войны вышли |А. Ахматовой,|серия) Л.Лукова за отсутствие |естественны| |только в |а также книжная |различные работы Сталина, |М. Зощенко и |картин современного Донбасса, |х науках. | |идеологи- |продукция |которые были объявлены |др. было |«Адмирал Нахимов» В.И. | | |ческой, но и |различных |«вершиной» научной мысли в|отнесено к |Пудовкина, «Иван Грозный» С.М.| | |в культурной |издательств. |той или иной области |«антинародном|Эйзенштейна за фальшивый образ| | |изоля-ции от |Дальнейшее |знаний. Всякое инакомыслие|у» |царя. | | |остального |развитие по-лучило|– в политике, науке, |направлению. | | | |мира. |радиовещание. В |искусстве – объявлялось | | | | | |начале 50-х гг. в |«идеоло-гической | | | | | |ряде республик и |диверсией». | | | | | |областей были | | | | | | |построены | | | | | | |телеви-зионные | | | | | | |центры. | | | | | Культура страны в середине 50 – начале 60-х годов Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ, |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ | |истори-ческих|ОБРАЗОВАНИЯ |ОСВОЕНИЕ КОСМОСА | | | | | | | | | | | |условий | | | | | | |Первое |Продолжают |Достижения науки этого |Появились новые |Начиная с |Научно – | |послеста-линс|восстанав-ливаться |периода связаны с именами |лите-ратурно-худож|середины 50-х |технические | |кое |очаги культуры: |академиков И.В. Курчатова, |ественные журналы:|годов происходят |достижения | |десятиле-тие |учебные заведения, |А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, |«Юность», |пере-мены в |«хрущевской | |было |театры, музеи и др. В |В.И. Векслера, М.В. Келдыша,|«Мо-сква» и др. |театре. |эпохи» | |ознаме-новано|школах введено |Л.Д. Ландау и др. В 1954г. |Наряду с военной |Выпуск-ники МХАТа|закла-дывали| |серьезны-ми |трудовое обучение, |началась промышленная |темой все больше |под руководством |основу для | |положительны-|была отменена плата за|эксплуатация атомной |раскрывались |О.Ефремо-ва |достижения в| |ми переменами|обучение. А в 1954г. |электростанции в Обнинске, |особенности |составили ядро |перспективе | |в духовной |отменено раздельное |был построен атомный ледокол|современной жизни,|нового театра |военно-страт| |жизни |обучение мальчиков и |«Ленин». В 1956г. открылся |поя-вились новые |«Современник». В |еги-ческого | |общества. С |девочек. Произошел |Объединенный институт |имена: Ф.А. |1964г. |паритета с | |XX съездом |переход к |ядерных исследований. |Абрамов, |открывается Театр|США. | |КПСС в стране|обязательному |Численность научных |Д.А.Гранин, В.Г. |драмы и комедии |Некото-рую | |начинается |8-летнему образованию |работников в стране |Тендряков, В.Д. |на Таганке. |свободу | |время |(1958г.), обучение в |увеличилось в 6 раз и |Дубинцев, В.М. |Знаменатель-ным |получили | |«оттепели» |средней школе стало |составила четвертую часть |Шукшин (стал в |явлением в музыке|уче-ные-гума| |после тяжелой|11-летним. Значительно|ученых всего мира. Ряд |1965г. лауреатом |стали исполнение |нита-рии. | |сталинской |рас-ширилась система |советских |Нобелев-ской |симфо-нии Д.Д. |Но с другой | |«зи-мы». |заочного и вечернего |ученых-естествоиспытателей –|премии). А.Т. |Шостаковича, |стороны, | |Большое |образования. СССР |Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, |Твардовский |постановка балета|несмотря на | |внимание на |вышло на 2-3е место по|А.М. Прохоров Н.Н. Семенов –|написал поэ-му |А.И. Хачатуряна |де-мократиза| |культурную |уровню |был удостоен Нобелевской |«Теркин на том |«Спартак». |цию | |поли-тику |интеллектуального |премии. Мировую известность |свете», возглавил |Всенародным |общественной| |оказывал сам |развития учащихся и |получили открытия в селекции|журнал «Новый |успехом |жизни, | |Хрущев, |студентов. В институты|Н.П. Дубинина, Н.В. |мир», где |пользовались |контроль | |считавший, |предпочтительно |Тимофеева-Ресовского. |опубликовал |выступле-ния |партийного | |что |принимали тех, кто |Заметных результатов |повесть А.И. |танцевального |ап-парата за| |интеллигенция|приходил с |добились химики А.Н. |Солженицина «Один |кол-лектива |дея-тельност| |должна |производства. |Несмеянов и М.М. Шемякин. |день Ивана |«Березка». В |ью | |беспрекос-лов|Создавались |Конструкторским бюро А.А. |Денисовича». Вновь|1957г. состоялась|интеллигенци| |но служить |студенческие трудовые |Туполева был создан Ту-104, |нача-лись гонения |первая Всесоюзная|и не | |церкви. В то |отряды в летний |а через год начались полеты |на творческую |художест-венная |ослабевал. | |же время |период. Ставилась |самолета Ил-18 |интеллиген-цию. |выставка, на |На | |период |задача перехода к |(С.В.Ильюшин). Огромный |«Под раздачу» |которой внимание |многочисленн| |«оттепели» |обязатель-ному |рывок был сделан в освоении |попа-ли: |посе-тителей |ых встречах | |озна-меновало|среднему образованию |космоса: запущен первый |Твардовский |привлекали |с | |сь первы-ми |на основе «укрепления |искусственный спутник Земли |(освобожден от |портреты П.Д. |писателями, | |малочислен-ны|связи школы с жизнью».|(1957г.); автоматическая |руковод-ства |Корина, жанровые |художниками,| |ми протестами|Однако слабая |станция «Лу-на-1» пролетела |журнала «Новый |картины А.И. |артистами | |против |материальная база и |вблизи Луны, а последующие |мир» 1964г.), Б.Л.|Лактионова, |Хрущев, сам | |системы. В |нехватка |станции доставили на Луну |Пастернак (в |пейзажи А.А. |слабо | |обществе |научно-преподава-тельс|вымпел с гербом СССР. И |1967г. исключен из|Пластова. В этот |разбираясь в| |стали |ких кадров снизила |наконец 12 апреля 1961г. с |Союза писа-телей и|период были |вопросах | |наблюдаться |уровень подготовки |космодрома Байконур |был вынужден |созданы памятники|культуры, | |вол-нения. |специа-листов. В быт |стартовал корабль-спутник |отказаться от в |Пушкину, |учил их как | |Происхо-дят |людей входило |«Восток» с Юрием Гагариным |1958г. от |Маяковскому, |надо | |первые |телевидение. Создаются|на борту, в этом же году |получения |Достоевс-кому. В |работать. | |демон-страции|первые информационные |осуществил полет Г.С. Титов,|Нобелевской премии|то же время за | | |трудя-щихся, |(«Время», «Эстафета |в 1963г. мир узнал о первой |за роман «Дроктор |«идеологическую | | |требова-вших |новостей») и |женщине-космонавтке В.В. |Живаго, |сомни-тельность» | | |улучшения |развлекательные(«КВН»,|Терешковой, в 1965г. А.А. |опубликованный за |подверглись | | |жизни. |«Ого-нек») программы |Леонов вышел в открытый |рубежом»). |критике и разносу| | | | |космос. |Появились свои |скуль-птор Э. | | | | | |барды. Всеобщее |Неизвестный, | | | | | |признание получило|художник Р. Фальк| | | | | |творчество В.С, |и др. | | | | | |Высоцкого. | | | Культура страны в середине 60 – начале 80-х годов Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ | |истори-ческих|ОБРАЗОВАНИЯ и СМИ | | | | | | | | | | | | |условий | | | | | | |Негативные |Несмотря на |В этот период в |Выдвинулись такие |Театр. Большой |В | |явления в |количественный рост |Советском Союзе |писатели, как С.П. |популярностью |отечествен| |жизни |учащихся со среднем |продолжает развитие |Залыгин, Б.В. |пользовался среди |-ной | |советского |образованием (86%) |НТР. Признание получили|Васильев, В.П. |зрителей театр |культуре | |общества 60 –|продол-жает снижение |работы М.В. Кельдыша, |Астафьев, В.Г. |«Современник», драмы и |появились | |80-х годов, |уровня |развившего теорию |Распутини др., |коме-дии на Таганке, |два | |период |общеобязательной |аэродинамики, |выступавшие против |имени Е.Б. Вахтанговаи |противо-бо| |«застоя» в |под-готовки учащихся.|космонав-тики, |существующего режима. |др. Работало нес-колько|рствующих | |полной мере |В 1964г. произошло |возглавлявшего в |Все чаще писатели |поколений талантливых |направлени| |отразился на |возвращение к |1961-1975гг. Академию |обращаются к жизни |режисеров: Г. |я: | |духовной |10-летнему обучению. |наук. В 1975г. физик |простых людей: Ю. |Товстоногов, В. Плучек,|официально| |сфере, на |В школах учащихся |Л.В. Кандратович стал |Трифонов «Обмен», |Ю. Любимов, М. Захаров |-охранител| |образовании, |готовили к |лауреатом Нобелевской |«Другая жизнь»; В |и др., поставивших |ьного, | |науке и |поступлению в вузы, |премии за разработку |Маканин «Один и одна»;|огромное кол-во |выполня-ющ| |культуре. |тогда как стране не |основ линейного |О. Куваев |прекрасных спектаклецй.|его | |Развитие |хватало специалистов |программирования. В |«Территория». | |соци-альны| |культуры |среднего звена. В |1978г. это звание |Колоссальной |60 – 80-е гг. – это |й заказ | |отражало |1983-1984гг. |присвоено одному из |популярностью |расцвет творчества |властей и | |поворот |попытались провести |старейших ученых – |пользовались |великого |де-мократи| |партийно-госу|реформу образования, |П.Л.Капице, за работы в|исторические романы и |артиста-сатирика |чес-кого, | |дарственного |но непонимание причин|области физики. Этой же|миниатюры Валентина |Аркадия Райкина. |готови-вше| |руководства к|кризиса привело к |премии были удостоены |Пикуля («Слово и |Несмотря на введение |го | |политике |быстрому ее |А.М. Прохоров и Н.Г. |дело», «Фаворит», |системы гос. заказов, в|пред-посыл| |неоста-линизм|свертыванию. |Басов, за исследования |«Честь имею» и др.) |эти годы вышли |ки для | |а. Отказ от |Аналогичные проблемы |в области квантовой |Поэзия, как и проза, |замечательные |духовного | |двух |испытывала и высшая |электроники. |была разнообразна и |кинофильмы: «А зори |обновления| |крайностей в |школа - |Качест-венные сдвиги |весьма проти-воречива.|здесь тихие» С. |. | |культуре(очер|–нерациональное |произошли в гражданской|Началось издание |Ростоцкого, «Белое |Обострилис| |ни-тельство и|использо-вание |авиации. В серицное |произведений А. |солнце пустыни» В. |ь проблемы| |лаки-ровка |выпускников, низкий |производство были |Ахматовой и М. |Мотыля, «Белорусский |в | |действи-тельн|уровень обучения. |запущены Ан-22, Як-40, |Цветаевой Продолжали |вокзал» А. Смирнова. |образовани| |ости ) так и |В стране была создана|аэробус Ил-86. Под |творить поэты |Фильм «Москва слезам не|и: знания | |не произошел |широкая сеть СМИ: |руководством С.П. |философы: А. |верит» был удостоен |выпу-скник| |до конца. |выходило 7 тыс. газет|Королева продолжается |Твардовский, Н. |американской премии |ов все | |Стала активно|и 4300 журналов, |освоение космоса В |Заболоцкий и др. |«Оскар». Андрей |меньше | |внедрятся |регулярными стали |1975г. состоялся первый|Широкую популярность |Тарковский создал |удо-влетво| |практика |цветные телевизоры. |в мире международный |получили молодые |фильмы, получившие |ряли | |гос-заказов |На ТВ появляются |советско-американский |поэты: Е. Евтушенко, |мировое значение: |потребност| |на |сериалы («След-ствие |полет, произведена |А. Вознесенский, Б. |«Андрей Рублев», |ям страны.| |поста-новку |ведут знатоки»), |стыковка кораблей |Окуджава, А. |«Зеркало», «Сталкер». В|СССР | |фильмов, |многосерийные фильмы |«Союза-19» с А.А. |Ахмадулина. |жанре оперного |сильно | |написание |(«Вечный зов», |Леоновым и В.Н. |Продолжаются |искусства творили |отставал в| |сцена-риев, |«Семнадцать мгновений|Кубасовым и «Аполлона» |репрессии. К 7 годам |выдающиеся композиторы:|освоении | |романов и |весны»). Но на ТВ, |с Т.Стаффордом, Д. |лагерей приговорены А.|Р. Щедрин, А. Петров, |прогрессив| |пьес. |как и во всех СМИ |Слейтоном, В. Брандтом.|Синявский и Ю. |К. Молча-нов. Огромной |-ных | |Усилился |существовала жесткая |В 70-е гг. в |Даниель, за издание |популярностью |техноло-ги| |контроль за |цензура, сильно |космических полетах |своих произведений за |пользовались песни |й, доже | |СМИ, |ограни-чивающая |стали участвовать |рубежом. В 1967г. |компози-торов А. |тех, | |учреждениями |творчество. |иностранные космонавты.|подверглись аресту |Пахмутовой, Р. Паулса, |которые | |культуры. | |Однако в это время СССР|поэт Ю. Галанский и |Д. Добрынина. |были | | | |стал терять многие свои|публицист А. Гинзбург.|Всенародными любимцами |созданы в | | | |позиции, значительно |Ужесточилась цензура, |были эстрадные артисты:|нашей | | | |отстал в |возоб-новилась травля |А. Пугачева, В. |стране. | | | |компьютеризации, в |деятелей культуры. В |Вино-кур, В. Леонтьев, | | | | |решении многих научных |1974г. из страны был |И. Кобзон, Л. Лещенко; | | | | |проблем. |выслан А.И. |группы – «Песняры», | | | | | |Солженицин. |«Самоцветы», «Земляне».| | Культурная жизнь страны в период перестройки Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ | |истори-ческих|ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ | | | | | | | | | | | | |условий | | | | | | |Перестройка –|В области образования |Прикладные отрасли|Благодаря усилиям |Во второй половине 80-х|Наряду с | |решительное |изменения стали |полу-чили |твор-ческой |гг. широкая |некото-рыми | |пре-одоление |происходить не ранее |некоторое |интеллигенции стране |демократизация |положи-тельн| |застой-ных |1988г. До этого времени |развитие, т.к. |были возвращены имена|косну-лась театра. Были|ыми | |процессов и |все шло в славных |повысилась |писателей - |выпущены остросюжетные |факторами, | |слом |традициях «эпохи упадка |потреб-ность в |эмигрантов, впервые в|спектакли, кото-рые |которые были| |механизма |и застоя». Пытаясь |конкретных |СССР были |отразили перемены в |достигнуты | |торможения, |исправить существующую |техни-чески и |опубликованы их |жизни страны. Это |прежде всего| |создание |ситуацию, государство |экономических |книги,. – «Мы» Е. |«Стена» в |за счет | |эффек-тного |пошло по двум основным |разработках. |Замятина, «Лето |«Совре-меннике», |ослабления | |механизма |направлениям: уменьшение|Фундамен-тальные |Господне» И. Шмелева,|«Серебряная свадьба» во|цензуры и | |ускорения, |опеки над обра-зованием |же науки, которые |исторические романы |МХАТе, «Статья» в |контроля за | |опи-рающегося|и увеличение зара-ботной|были всегда |М. Алдагнова. Была |Театре Советской Армии.|творчеством,| |на творчество|платы учителям. Но |гордостью страны, |опубли-кована статья |Но экономи-ческий |в целом | |масс. В |образовательный процесс |оказались на |М. Горького |кризис негативно |проис-ходит | |следствие |от этого не улучшился, |«го-лодном пайке».|«Несвоевременные |отра-зился на развитии |резкое | |этого |потому что, несмотря на |В течение второй |мысли». Увидели свет |театра: замет-но |падение | |процесса, |повышение зарплаты, |половины 80-х |романы – Б. |уменьшилось число |общеку-льтур| |духов-ная |постоянно возрастал |годов в СССР |Пастернака «Доктор |зрителей, нехватало |ного | |жизнь страны |дефицит кадров, кроме |практически |Живаго», А. Платонова|денег на достойную |об-щества. | |подверглась |того у молодежи резко |отсутствовали |«Котлован». В 1898г. |оплату труда актеров, |Теряется | |силь-ным |понизился интерес к |серьезные |в нашей стране |на ремонт зданий и |престиж | |изменениям в |учебе. |открытия, а |возобновилось издание|приобретение |образования | |связи с |Огромную роль в |ведущие отрасли |книг А. Солженицина: |рекви-зита. В |и значимости| |демакрати-зац|обновлении советского |науки, такие, как |«Архипелаг ГУЛАГ», |кинематографе также |отечественны| |ией и |общества сыграли СМИ. |космонавтика, |«Раковый корпус и |произошли серьезные |х | |глас-ностью. |Главным практическим |ядерная фи-зика и |др.» Значительно |изменения. Были сняты с|специалистов| |Был снят |достижением перестройки |др. с трудом |обогатили |полок ранее |, растет | |идеологически|стала перестройка. |удер-живали |художественную |запре-щенные фильмы: |бездухов-нос| |й пресс, |Выходят разлтчные газеты|достигнутый в |литературу вышедшие в|«Проверка на дорогах», |ть, | |отменена |– «Московская правда», |предыдущий период |эти годы |«Скверный анекдот» и |возрастает | |цензура, |«Куранты»; журналы – |уровень. В 1990г. |произведения: «Белые |др. Несколько фильмов |преступность| |стали |«Огонек», «Столица» и |вышел Указ |одежды» А. Дудинцева,|получили премии |Культура все| |открываться |др. Меняется характер |Президента СССР «О|«Ночевала тучка |международных |больше | |архивы. |телевиденья: стали |статусе Академии |золотая» А. |фести-валей: «Очи |попадает под| |Начался |возможны телемосты |наук СССР». АН |Приставкина, «Жизнь и|черные», «Леди Макбет |власть | |переход к |(Познер и Донахью), на |стала |судьба» В. Гроссмана.|Мценского уезда» и др. |комерции. | |рыночной |экранах появились |самоу-правляемой |Необычайно возрос |В годы перестройки |Академик | |эконо-мике. |зарубежные политологи, |организацией, была|интерес к |музыкальное искусство |Д.С. Лихачев| |Происходит |исто-рики, экономисты; |освобождена от |исторической |отличалось большим |назвал такое| |«революция |стали тра-нслироваться |гос. опеки. В этом|литературе . Впервые |разнообразием: это – |состояние | |умов», |съезды народ-ных |же году была вновь|на русский язык были |классичес-кий |общества | |усилива-ется |депутатов. Увеличилось |создана российская|опубликованы мемуары |композитор А. Шнитке, и|«культурным | |внутренняя |число развлекательных |АН. Началось |А.Ф. Керенского. В |виолончелист мирового |одичанием». | |оппозиция, |программ: был возрожден |сотрудничество |сборник «На чужбине. |масшта-ба М. | | |обсуждаютя |КВН, «Поле чудес», «Что?|ученых с |Эпоха в лицах» вошли |Ростропович, и | | |дальнейшие |Где? Когда?». В 1990г. |технологами |воспоминания |рок-музы-кант Б. | | |пути развития|начал работу |Германии, США, |полити-ческих |Гребенщиков, и | | |страны. |коммерческий канал «2 x |Франции и др. С |деятелей – М.В. |запрет-ные барды | | | |2» с показом рекламы. |1986г. на орбите |Родзянко, П. Н. |70-80-х гг. Ю. Визбор, | | | | |Земли начала |Милюкова, генералов |В. Высоцкий. Расцвела | | | | |работать станция |А.И. Деникина, П.Н. |эстрада: Пугачева, | | | | |«Мир». За многие |Враегеля. |Вайкуле, Малинин, | | | | |годы ее работы на | |Газманов и др. | | | | |станции побывали | |Наибольшей | | | | |десятки | |по-пулярностью | | | | |космо-навтов, | |пользовались | | | | |включая | |музы-кальные группы – | | | | |иностран-цев. | |«Кино», «Лас-ковый | | | | | | |май», «ДДТ», «Алиса». | | Культурная жизнь современной России Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ|ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ВЫВОДЫ | |истори-ческих |ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ | | | | | |условий | | | | | | |С 1992г. в |В образовании появилось |Достаточно |Среди литераторов | Искусство тоже |Сделать | |истории нашего |платное обучение, |сложным остается|различными премиями |попало во власть |конкретные и| |Отечества |открываются новые лицеи, |положение науки.|были отмечены Б. |коммерции. И все же в|объективные | |наступил новый |колледжи, гимназии, |Продолжается |Ахмадулина, М. |это трудное время |выводов пока| |этап развития. |частные школы. |отток кадров за |Живанецкий, Ф. |искусство продолжает |не | |СССР превратился|Государственная школа |рубеж, заново |Искандер, Д. |жить. Театральные |представляет| |в СНГ, а стала |после принятия закона «Об |приходится |Лихачев, М. |сезоны в Москве и |ся | |суверенной |образовании» (1992) |создавать |Харитонов, В. |провинции проходят |возможным., | |Рос-сию. |получила больше прав в |научную ба-зу, |Маканин и др. В |под знаком классики. |так как | |Радикальные |учебно-воспитательной |не хватает |конце XXв. |Зрители и специалисты|должен | |пре-образования |работе. Недостаточное |средств. Тем не |Литература |лучшими |пройти | |в |финансирование школы |менее в тради- |переживает эпоху |отечественными |определенный| |социаль-но-эконо|приводит к потере |ционно сильном |постмодернизма. В |фильмами называют |отрезок | |мической и |учительских кадров, к |для России |произведениях этого |картины Н. Михалкова |времени, что| |политической |нехватке учебников и |военно-научном и|жанра присутствует |«Утомленные солнцем»,|бы здраво и | |областях не |школьного оборудования. |военно-конструкт|ирония, сарказм, |«Сибирский |беспристраст| |могли не |Высшая школа получила |ор-ском деле |ненормативная |цирюльник»; А. |но смотреть | |сказаться на |автономию, право |российские |лексика. |Рогожкина |на ситуацию.| |культуре, |самостоятельно решать |специалисты |Представителями |«Особенности |Ясно только | |пережи-вающей |вопросы приема и |продол-жают |жанра являются В. |национальной охоты», |одно – | |сейчас труд-ные |подготовки студентов. В |занимать |Ерофеев («Москва – |Э. Рязанова «Небеса |несмотря на | |времена. |России появились новые |веду-щие |Петушки»), В. |обетованные», П. |тяжелейшие | |Государ-ство не |университеты, учебные |позиции. В |Пелевин («Омон Ра», |Чухрая «Вор» и др. |условия, | |в состоянии |академии, вузы. |октябре 2000г. |«Чапаев и Пустота», |Широкое |культура | |материально |Потребности жизни вызвали |физику Ж.И. |«Поколение пи»), В. |распространение |России | |поддер-живать |перепрофилирование |Алферову была |Сорокин («Голубое |получила скульптура. |продолжает | |учреждения |обучения. Готовится |вручена |сало») и др. |Только в Москве в |жить и | |культуры |реформа образования |Нобелевская |Бесконечное |1993-1999гг. были |развиваться.| |(законода-тельст|(12-летка, ЕГЭ и др.) |премия за |разнооб-разие |установлены памятники| | |во РФ закрепило |Продолжают изменятся СМИ. |создание |периодических |А. Блоку. С. Есенину,| | |за культурой |Телевиденье становится в |микросхем на |изда-ний вытеснило |В. Высоцкому, Г. | | |всего 2% |основном раз-влекательным,|кремне-вой |из обихода «толстые»|Жукову, Петру I, А. | | |федеральных |коммерческим с обилием |основе для |литературно-художест|Чехову, Л. Яшину и | | |средств и около |рекламы. Телевизионные |электро-нных |венные журналы. |др. Открыт мемориал | | |6% местного |сериалы и фильмы, |устройств. |Появились |жертвам политических | | |бюджета), |преимущественно западного |Продолжается |иллюстрирован-ные |репрессий на кладбище| | |которые |образца, «забили» |осво-ение |журналы западного |Донского монастыря, | | |вынуждены сами |отечественную продукцию. |космоса в марте |образца. Массовая |часовня Георгия | | |ис-кать средства|Но и из этого правила есть|2001г. в Тихом |культура предлагает |Победоносцева в | | |сущес-твования. |свои исключения, например |океане была |детективы, эро-тику,|честь850-летия | | |Развивается |открытия государственного |затоплена |оккультовую |образования Москвы. | | |спонсорство – |некоммерческого канала |станция «Мир», |литературу. | | | |финан-совая |«Культура» |отработавшая | | | | |поддержка со | |свой ресурс. На | | | | |стороны | |смену ей пришла | | | | |коммерческих | |МКС. | | | | |структур. | | | | | | Список использованной литературы: 1. Т.В. Антонова «Краткое пособие по Отечественной истории». 2. А.А. Данилова «История России XX век». 3. М.Н. Зуева «История России». 4. А.В. Лукутин «История. Экзамен на 5». 5. Л.Б. Яковлев «История России». Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|