РУБРИКИ |
Культура России 9 - 20 вв. |
РЕКЛАМА |
|
Культура России 9 - 20 вв.Культура России 9 - 20 вв.Культура Киевской Руси в IX – XIII вв. Комаровская А.В. |Характеристика |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОС-ТИ |ВЫВОДЫ | |исторических |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | | |условий | | | | | | | |данного периода| | | | | | | | | | | | | | | |времени | | | | | | | |Культура Руси |После принятия |У |Появились переводы |Зодчество. Вплоть до X в. |Люди жили в |Русская | |этого времени |христианства на |славян |греческих и |На Руси строили |городах (20-30|культура | |отражает период|Русь пришла |были |болгарских книг, |исключительно из дерева. С |тыс. чел.), |накануне | |перехода от |славянская |достато|исторические |христианством на Русь |селах и |монгольско| |союзов племен к|письмен- ность, |ч-но |сочинения |приходит ка-менное |деревнях. |го | |единой |созданная |об-ширн|(«Академия»). Книги|зодчество. Начали строить |Основным типом|вторжениян| |древнерусской |Кириллом и |ые |были рукописными и |каменные храмы по |жилища была |аходилась | |народности, от |Мефодием. Среди|познани|стоили очень дорого.|византийскому образцу. |усадьба, дом –|на очень | |ранне- |князей и бояр, |я в |Большинство книг |Самая древняя постройка |бревенчатый |высоком | |феодального |купечества и |геогра-|были богослужебные. |Киева – церковь |сруб. |уровне | |общества к |горожан, |фии, |Одним из важнейших |Богородицы-Десятин-ная. При|Киев был |развития, | |более |начинает |получен|литературных |Ярославе был построен |большим и |не уступая| |развитому, где |распространяться|-ные из|памятников Древней |Киевский Софийский собор. |богатым |куль-туре | |укреплялись |грамотность. |книг в |Руси являются |Подобные соборы были |городом: |передовых | |феодаль-ные |Были открыты |результ|летописи. За их |построены также в |дворцы, |стран | |отношения от |первые школы при|ате |составление брались |Новго-роде и Полоцке. |соборы, терема|Европы и | |единой Руси с |церквях, |путешес|лишь самые грамотные|Владимир был окружен |бояр, богатых |активно с | |центром в Киеве|монастырях, в |-вий. |и знающие люди. |каменной стеной с Золотыми |купцов, |ней | |к |городах. Ярослав|Им были|Многие предания |воротами. |духовенства. |взаимодейс| |раздробленности|Мудрый создал в |хорошо |вошли в летопись |Искусство. Получила |Во дворцах |твия. | |. В это время |Новгороде школу |известн|«Повесть временных |распространение иконопись. |проходили |Хотя | |господ-ствовали|для детей |ы |лет», написанную |Древнейшим дошедшим до нас |пиры, женщины |накопленны| |сначала |духовных лиц. |четыре |монахом Нестором в |памятником является икона |сидели наравне|е знания | |язы-ческие, а |Сестры Моно- |действи|1113г. Ему же |«Влади-мирской Богоматери».|с мужчинами. |еще не | |затем |маха в Киеве |я |принадлежат |Высокого уровня достигла |Любимая забава|обоб-щалис| |христианские |устроили школу |арифме-|«Сказание о Борисе и|резьба по дереву, камню, ею|богатых – |ь, и не | |религи-озные |для девушек. |тики, |Глебе» и «Житие |украшались дворцы князей и |охота. Для |получали | |представления. |Посадские люди, |дроби, |Феодосия». Помимо |жилища бояр. Русские |простого люда |научного | | |как правило, |начала |истори-ческих |ювелиры использовали |– скачки, |обьяснения| |Культура второй|были грамотны. |геометр|сочинений создаются |сложную технику – скань, |кулачные бои, |. Во | |половины XIIIв.|Об этом говорят |ии и |и другие жанры. |чернь, зернь. |игрища. Одежда|второй | |связа-на с |найденные в |астро-н|В1049 г. митрополит |Великолепная чеканка и |шилась из |половины | |ослаблением |Пскове и |омии. |Илларион напи-сал |изящная худо-жественная |домотканого |XIIIв. | |Руси в период |Новгороде | |«Слово о законе и |отделка оружия ставили |холоста или |были | |раздроблен-ност|берестяные | |благо-дати». В конце|русских мастеров в один ряд|сукна. Основой|разгромлен| |ь, |грамоты – | |XI в. «Память и |с западно-европейскими. |костюма была |ы многие | |монголо-татарск|письма, судебные| |похвала Владимира» –|Музыка. Древнейший жанр |рубаха. В пищу|куль-турны| |им нашест-вием,|решения, | |монаха Иакова. |русской музыки – обрядовые |употребляли |е | |нападением |прошения, | |Широко известно |и трудовые песни, |хлеб, мясо, |ценности, | |западноевропейс|хозяйственные | |«Поучение детям» В. |«старины». Музыкальные |рыбу, овощи. |убиты или | |ких |доку- менты, а | |Моно-маха. Великим |инструменты: бубны, гусли, |Пили квас, |уведены в | |захватчиков. |также граффити –| |памятником |трубы, рога. |мед, вино. |плен | | |надписи на | |древнерусской |Устное народное творчество |Новорожденным |ремесленни| | |стенах церквей | |литературы является |нашло отражение в русском |давали имена |ки, | | |(жалобы, | |«Слово о полку |фольклоре: заго-ворах, |по церковному |мастера. | | |молитвы). | |Игореве». |заклинаниях, пословицах, |кален-дарю. | | | | | |Единственная |загад-ках, которые были | | | | | | |дошедшая до Нового |связаны с земледелием и | | | | | | |времени рукопись |бытом славян. Особое место | | | | | | |«Слова…». |занимают «старины» - | | | | | | | |былины, особенно киевского | | | | | | | |героического цикла Их герои| | | | | | | |– Киев, Днепр, князья | | | | | | | |Владимир Красное Солнышко и| | | | | | | |Моно-мах, русские богатыри.| | | Русская культура в XIV – XVI вв. Комаровской А.В. |Характеристи-к|РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОСТИ |ВЫВОДЫ | |а исторических|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |БЫТА | | | | | | | | | | |условий | | | | | | | | К XIV в. в |Центрами |Научные |В литературе |Живопись все больше |Сильная |Нашествие | |условиях |грамотности и |знания носили|главными темами |отходит от церковных |само-державна|монголо-татарск| |раздробленност|просвещения в |прик-ладной |были |канонов. В XIV в. |я власть, |их полчищ | |и появились |XVIв. |характер. |географи-ческая и|Феофан Грек расписал |усиление |на-несло | |особенности в |оставались |Митрополит |биографическая. |храмы в Новгороде и |позиции |страшный удар | |языке, |монастыри, |Зосима |Например «Житие |Москве. До нашего |церкви в |развитию | |обычаях, |церкви, где |составил |свято-го |времени дошли иконы |сфере |русской | |культуре у |создавались |пасхалии. |Александра |«Деисус» в |духовной |культуры. С | |народов разных|училища, |Сочине-ния |Невского» Много |Благовещенском соборе. |жизни, борьба|осво-бождением | |частей Руси. |имелись |«Шестокрыл», |произведений |В росписи собора |иосифлян с |русских земель | |Народность |библиотеки. |«Космография»|рассказывают о |участвовал и Андрей |нестяжателями|от ордынского | |распа-лась на |Появляются |позволили |борьбе с Ордой – |Рублев. Самая извесная |. Вот в какой|ига постпенно | |три: русскую, |первые |вы-числять |«Задонщина», |работа – «Троица». Он |обстановке |начи-нает | |укра-инскую, |учителя. |лунные фазы, |«Тохтамышево |создал роспись в |росли новые |складываться | |белорус-скую. |Ученики |затмения. |разоре-ние |Троице-Сергиевском |поколения. |общерусская | |Период |осваивали |Знания в |1382г.» В житиях |монастыре, в Кремле и |Много |культура. В | |XIV-XVвв. |сначала |области |Петра, Алексея |др. Живо-пись XVIв. |информации о |XVв. при | |связан с |азбуку, |физики, |прослав-ляется |связана с творчеством |быте людей |господстве | |борьбой против|Псалтырь, |техники |деятельность |Дионисия, работавшего в|того времени |церков-ных | |ордынского ига|счет. Обучение|требовались |эт-их |Успен-ском соборе, в |мы можем |представлений и| |и его |велось с |литейщикам, |митрополитов. В |храме Рождества |узнать из |старых обычаев | |свержением, с |розгой. |оружейникам. |конце XIIIв. |Богородицы и др. |книги |все больше | |формированием |Появляются |В 1586г. был |возобно-вляется |Развитие архитектуры |бытового |исполь-зовались| |Российского |первые |организован |местное |связано с |жанра |светские | |единого |учебники – |Пушечный |летопи-сание в |восстановлением |протопопа |элементы. | |государ-ства |«Начало |двор. А. |Ростове, Рязани, |каменного |Сильвестра |Проис-ходит | |вокруг Моск-вы|грамоты |Чохов |Твери, Пскове, |строительства. При |«Домострой» |своеобразное | |и укреплением |русской», |отливает |Новгороде. |Иване III возводятся |Она содержала|возрождение | |феодальных |«Арифметика, |Царь-пушку. |Устное народное |стены Кремля, Успенский|целый кодекс |культуры. Но | |отношений. |циферная |Путешественни|твор-чество |(построенный в 1979г. |житейских |общий подъем, | |Cере-дине |муд-рость». |ки, дипломаты|XIV-XVв.- песни, |итальянцем Аристотилем |правил, |в середине | |XVIв. связана |Книгопечатанье|состав-ляли |былины, |Фиоравантием), |требовав-ший |XVIв. сменился | |с |До середины |карты. |пословицы, сказки|Архангельский, |беспре-кос-ло|заметным | |самодержавной |XVIв. все |Выходили |– отражало |Благовещенские соборы, |вного |спадом. Период | |тиранией Ивана|книги были |словари – |пред-ставление |Гран-овитая палата. В |подчине-ния |Ливонской войны| |Грозного, с |рукописными. В|«Славянские |русских людей о |Россию приглашаются |мужу, отцу. |и опричнины был| |оприч-ниной, с|1553г. |слова», «Толк|своем прошлом. |итальянские мас-тера |«Домострой» |неблагопри-ятны| |усилением |возникает |языка» и др. |Веду-щей темой |Руффо, Солярио и др. В |содержал |м временем для | |фиодальной |Московский |Большой |становится борьба|XVIв. появляется |также |русской | |зави-симости. |пе-чатный |популяр-ность|против |московский стиль |полезные |культуры. Все | |Значи-тельно |двор. В 1564г.|ю |монголо-татар, |шатровых храмов, |советы в духе|было строго | |выросла |дьяк Иван |пользо-валась|выделяются |например храм Василия |христианской |подчинено идеи | |тер-ритория, |Федоров и его |немецкая |сказа-ния о |Блаженного, построенный|морали. |церковно – | |укрепи-лись |помощник Петр |книга |рязанском |зодчими Бармой и |Здесь |рели-гиозного | |связи с Зап. |Мстиславец |«Ветро-град».|богаты-ре Евпатии|Постником по приказу |рассказывалос|влияния. | |Европой. |издали первую |В ней |Коловрате, о |Ивана Грозного в честь |ь когда |Серьезный урон | | |печатную книгу|содержались |битве на Калке и |взятия Казани. При |надлежит |на-несла | | |«Апостол», |начальные |др. Появляется |Елене Глинской строится|поститься, |строгая | | |затем |ме-дицинские |новый жанр – |Китай-город. Крепостные|какие кушанья|регла-ментация | | |последовали |знания. |исторические |стены возводятся в |и напит-ки |творческой | | |«Частослов» и | |песни. |Нижнем Новгороде, Туле,|употреблять. |мысли. | | |др. | |Фольклорные |Серпухове. | | | | | | |записи XVIв. не | | | | | | | |сохранились, но о| | | | | | | |народных песнях и| | | | | | | |сказках | | | | | | | |упоминается | | | | | | | |например в | | | | | | | |Стоглаве. | | | | Культура России в XVII в. Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕН-НОСТИ|ВЫВОДЫ | |историч-ких |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | | |условий | | | | | | | |Начало |Серьезные |Научные знания |Проявляются три |В живописи большую роль |Основой |XVIIв, | |XVIIв. |изменения |продолжали |направ-ления: 1) |сыграл Симон Ушаков, 30 |костю-ма |являясь | |связано с |происходят в |носить |хвалебное – поэзия|возглавлявший русскую |посадского |периодом | |серьезными |XVII в. в |прикладной |Симеона Полоцкого,|школу иконописи. Его |человека |быст-рого | |со-циальными|системе |практи-ческий |прославля-ющего |кисти принадлежат иконы |оста-ется |развития | |кон-фликтами|образования. |характер. |правление Алексея |«Спас нерукотворный», |длинно-полое|древнерусско| |Смут-ного |Причем эти |Сос-тавленный |Михайловича. 2) |«Вседержатель» и др. В |платье и |й культуры, | |времени, |изменения не |О.Михай-ловым |народно-обличитель|его работах уже заметны |сапоги. |но в то же | |воцарения |только |«Устав…» давал |ное - «Житие |реалистические |Боль-шинство|время и ее | |Романовых. В|количественные, |практические |протопопа |тенденции, инте-рес к |мужчин |завершением.| |середине |но и |сведения по |Аввакума»; сатиры |изображению |носили |Сохраняя | |века |качественные: |геометрии, |«Повесить о Ерше |человеческого лица. |длинную |основ-ные | |укрепляется |наряду с |механике, |Ершовиче», |Появляются портреты |бороду, |черты | |са-модержави|индивидуальным |физике, химии. |«Повесть о Куре и |(парсуны), пейзажи, |считая ее |традиционног| |е, |обучением |В Аптекарском |Лисе» и др.; 3) |использова-вшиеся фоном |образом |о уклада, | |происходит |появляются |приказе обучали|русский роман – на|для икон. |Божьим. |русское | |цер-ковный |настоящие |фармацевтов и |смену исторической|Первый театр возник при |Знатные |общество | |раскол, |учебные |врачей. Книга |личности приходит |царе Алексее |русские |начинает | |крупные |заведения. |астранома |вымышленный герой,|Михайловиче. Одним из |женщины того|транс-формир| |народ-ные |Е.Славинецкий |Гевелия |собирательный |его создателей был |времени вели|оваться в | |волнения. |создал школу при|«Селенография» |образ – «Повесть о|Симеон Полоцкий. Все |затворническ|направлении,| |Усиление |Крем-левском |зна-комила с |горе-злочастии», |роли исполняли мужчины. |ий образ |ко-торое в | |влия-ние |Чудовом |системой |«Повесть о Савве |Первые спектакли были |жизни. |послед-ствии| |западноевро-|монастыре. |Коперника. |Грудцыне, |поставлены на |Церковные и |найдет свое | |пейской |Симеон Полоцкий |Ученяе |«Сказа-ние» |легендарно-истори-ческие|судебные |наивысшее | |культу-ры |стоял при школе |научились |Авраамия Палицына.|и библейские сюжеты. Но |по-рядки для|выражение в | |оказали |Спасского |извлекать | |после смерти царя, |дворянской |реформах | |глубокое |мо-настыря. |кубические и |В фольклоре того |театр, по настоянию |сре-ды и для|Петра | |влия-ние на |С 1621г. |квад-ратные |времени отразились|церкви, был закрыт. |простых |Великого. | |развитие |издается первая |корни, |основные |В архитектуре для |людей |Россия | |русской |рукописная |изме-рять |по-литические |украшения храмов |начинают |стояла на | |культуры. |газета |площади. |события тех лет: |использовались изразцы, |иметь разный|пороге | |XVIIв. стал |«Куранты». |Накап-ливались |борьба с |фигурный кирпич, белый |стандарт. |нового | |для нее |В 1687 г. в |географи-ческие|интер-вентами, |камень в сочетании с |Некоторые |времени. В | |переломным. |Москве было |знания. Был |восстание |красным (узорочье). |люди подчас |куль-туре | |На |открыто первое в|составлен |кресть-ян, |Развивалось нарышкинское|начинают |отчетливо | |протяжении |России высшее |«Большой |произвол служивых |барок-ко, отличавшееся |восставать |выделяются | |всего |учебное |чертеж»(карта).|людей. |многоярусно-стью, |про-тив |две | |столетия шел|заведение |Земле-проходцы |Преодолевается |пышностью, строгостью |вековых |тенденции: | |активный |Славяно-греко-ла|осваивали |разрыв между |про-порций (Храм Троицы |традиций и |про-никновен| |процесс |ти-нская |Сибирь. Семен |фольклором и |в Никитниках, церковь |церковных |ие | |осво-бождени|академия. |Ремезов |письменностью. |Покрова в Филях). |догм, но они|западноевроп| |я ее от |Обучение |составил |Делаются первые |Выдающимся памятником |не в |ей-сих | |церковного |включало курсы |«Чертежную |записи пословиц, |деревянного зодчества |состоянии |влияний и | |влияния. |греческой |книгу Сибири». |песен, былин, |стал дворец Алексея |прео-долеть |прогрессирую| | |грамматики, |Усилился |преданий. Широкое |Михайловича в |житей-ские |щий процесс | | |поэтики, |интерес к |хож-дение |Коломен-ском.(1667\78гг.|мудрости |обми-рщения.| | |риторики, |истории России.|приобрели сказки –|) Это был целый городок |«Домостроя».| | | |философии. |Первой печатной|волшебные, |с башенками, чешуйчатыми| | | | |По-является |кни-гой по |бытовые, |крышами, кокошни-ками, | | | | |иллюстри-рованны|истории стал |героические. |крылечками с витыми | | | | |й букварь К. |«Синопсис» | |колоннами. | | | | |Истомина, |монаха | | | | | | |«Грам-матика» |Иннокентия | | | | | | |М.Смир-ницкого, |Гизеля. | | | | | | |«Азбука» | | | | | | | |В.Бурцева. | | | | | | Культура России в XVIII в. Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОСТИ |ВЫВОДЫ | |историч-ких |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | | |условий | | | | | | | |Культура |Образование |Период |Начало XVIII |В живописи в начале |После |XVIIIв. – | |XVIIIв. |основывалось на |становления |в. свя-зано с |века прославился |возвращение |эпоха | |носила |сословности. |русской науки. В|творчеством |И.Н.Никитин, |«великого |просвещения,| |сослов-ный |Появились кадетские |это время |Феофана |создавший портрет |посоль-ства» |когда все | |характер, |корпуса, частные |работал русский |Прокопо-вича –|Петра I, картину |Петр I начал |больше | |отразила |корпуса. Много |ученый М.В. |«Духовный |«Напольный гетман». |вводить одежду|происходит | |эпоху |молодых людей |Ломоно-сов |регламент», |А.М.Матвеев написал |европейского |разрыв между| |Просвещения.|отправились на учебу |крупнейший поэт,|«Слово о |«Авто-портрет жены». |образца. |культурным | |Разложение |за границу. Стала |историк, физик, |власти |В середине века |Царские указы |уровнем | |фео-даизма, |формироваться система|химик. Первым |царской». |преобладали парадные |предписы-вали |«верхов» - | |реформы |обще-образовательных |русским врачом |Большую роль в|портреты - |брить бороды, |обра-зованно| |Петра I, |школ В губернских |называют П.В. |развитии |Ф.С.Рокотов (потртет |одеваться в |го | |дворцовые |городах увеличилось |Постникова. |поэзии сыграл |Майкова), |европе-йские |дво-рянства | |пере-вороты |число 4х классовых |Врач Д.С. |В.К.Треди-аков|В.Л.Боро-виковский |кафтаны, |и «низов» - | |кресть-янска|училищ, а в уездных –|Самойлович |ский. В |(портреты Кураки-на, |носить |кресть-янски| |я война под |2х классовых. |описал и начал |середи-не века|Лопухиной), |башмаки. Не |х масс, что | |предводитель|Появились школы |борьбу с чумой. |полностью |Д.Г.Левиц-кий |подчинившимся |приводит к | |ст-вом |дающие специальное |В.Н. Татищев |утвердился |(«Екатерина II»). |угрожала |их | |Пугачева, |образование (горные, |написал «Историю|классицизм. В |Появи-лись крепостные|ссылка. |качественном| |рост |медицинские и др) |Российс-кую…». |этом |художники. |Поданные были |у разделению| |буржуазных |Появились новые |Первый рус-ский |направлении |В 1750г. в Ярославле |обязаны пить |и | |отношений, |учебники, самый |академик В.Е. |тво-рили |первый |чай, кофе, |складыванию | |фор-мировани|знаменитый - |Адодуев известен|поэт-сатирик |профессиональный |кутить табак. |двух типов | |е |«Арифметика» |мате-матическими|А.Д.Кантимир, |театр открыл |В 1718г. были |куль-тур. В | |капи-талисти|Магницкого, |трудами. |драматург |Ф.Г.Волков. |введены |XVIIIв., | |ческого |«Грамматика» |Проводится много|А.П.Су-мароков|Скульптура была |ассамблеи – |начиная с | |уклада. |Смотрицкого. Был |экспедиций(В.И.Б|, |отмечена творчеством |торжественные |преобразован| |Про-исходит |введен гражданский |еринг достиг |М.В.Ломоносов,|Э.Фальконе («Медный |приемы для |ий Петра I,| |переход от |шрифт. Стала выходить|Сев. Америки, |создатель |всадник», 1782), |избран-ного |в недрах | |барокко к |первая печатная |В.В. Атласов |торжест-венных|М.И.Козловский(пам. |общества, они |феодального | |классицизму,|газета «Ведомости». С|совершил поход |од. Элемен-ты |Суворо-ву, |являлись |строя | |для которого|1700г. нача-лом года |по Камчатке) |реализма |Самсон).Архитектура. |школой |произош-ли | |хара-ктерны |стало 1 января, |Достижения в |явственно |Отстраивается |светского |определенные| |четкость, |отсчет велся от |технике А.К. |видны в |Питер(1703). В стиле |воспита-ния. |сдвиги, | |простота и |Рождества Христова. |Нартов изобрел |драматургии |барокко В.Растрелли |Дворянский быт|большо-го | |сдер-женност|Создание первого |токарный и |русского |построил Зимний |сильно |развития | |ь. |музея – Кунскамеры. В|монетный станок,|просве-тителя |дворец, Большой |изме-нился, но|дос-тигла | |На-мечается |1725г. открыта |скорострел. М.В.|Д.И.Фонви-зина|дворец в Петергофе, |жизнь простых |светская | |пере-ход от |Петербургская |Ломоносов |– «Бригадир», |Смольный монастырь. |горожан и |культура, | |класси-цизма|академия наук. |скон-струировал |«Недо-росль». |Один из |крестьянства |подго-товивш| |к реализ-му.|Центром просвещения |перископ. |В конфликт с |основоположников |не изменилась.|ая «золотой | |На развитии |стал Мос-ковский |Маторины отлили |канонами |класси-цизма |Возник |век» русской| |культуры |университет М.В. |царь-колокол |клас-сицизма |В.И.Баженов создал |глубочайший |культу-ры в | |отрицательно|Ломоносова (1755г.). |(1735г.) И.И. |вступала и |дом Пашкова в Москве,|раз-рыв в |XIXв. | |сказалось |В 1757г. была открыта|Ползунов изобрел|поэзия |разработал проект |образе жизни | | |время |Академия художеств. |паровую машину. |Г.Р.Держави-на|ансамбля в Царицыно. |народа и | | |бироновщины.|Смольный институт |И.П. Кулибин |. В конце века|Его ученику М.Ф. |дворян-ства. | | | |благородных девиц |разработал |в духе |Казакову В Москве |Вскоре сто | | | |(1764г.). |проект моста |сентимен-тализ|принадлежат такие |породит | | | | |через Неву, |ма писал |творения, как здание |глубокое | | | | |соорудил |Н.М.Карамзин. |университета, Сената,|недоверие | | | | |опти-ческий | |Колонного зала. В |кресть-янства | | | | |телеграф, | |Петербурге Д.Кваренги|к любому | | | | |механическую | |возвел Смольный |об-разованному| | | | |коляску, лифт. | |институт, Академию |чело-веку. | | | | | | |наук. | | | Культура России в первой половине XIX в. Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕН-НОСТ|ВЫВОДЫ | |историч-ких|ОБРАЗО-ВАНИЯ| | | |И БЫТА | | | | | | | | | | |условий | | | | | | | |Предреформе|Значительно |В 1862г. |Основным |В живописи классицизм |В начале |Российское | |нная Россия|увеличилось |Н.И.Лобачевс-кий |направ-лением был|получил назва-ние |XIXв. Быт |общество | |вступила в |число |обосновал теорию |романтизм, возник|академизма. Бытовой жанр |высшего |перестало | |завершающий|учебных |пространственной |интерес к |создал А.Г.Венецианов |общества |искать идеал | |период |заведений, |гео-метрии. В |героическому |(«Жницы», «Захарка»), по |был не |развития в | |кризиса |были открыты|1839г. под |прош-лому, к |этой же теме работал П.А. |особенно |Европе хотя | |феодализма,|гимназии, |Петербургом была |показу сильной |Фе-дотов(«Сватовство |разнообразе|несом-ненна ее | |усилилась |новые |открыта |личности, что |майора»). Всемирно |н – балы, |принадле-жала | |борьба |военные |Пулковская |харак-терно для |известными стали К.П. Брюлов|званные |ведущая роль. | |новых, |учили-ща, |обсерватория. |творчества |(«Пос-ледний день Помпеи», |обеды, |Россия | |прогрессивн|универ-ситет|Б.С.Якоби |В.А.Жуковского, |«Всадница») и А.А. Иванов |иногда |перестала быть | |ых |ы (Создано 5|разработал основы|К.Н. Батюшкова. |(«Явление Христа народу»). |театр, но |лишь | |направлений|новых: |гальванопластики,|Прос-лавился |Прославились портретисты |рядом с |принимающей | |с |Дерпт-ский, |изоб-рел |баснописец И.А. |О.А.Кипре-нский(«Пушкин»), |дворянином |стороной, | |консерватиз|Казанский, |электродвигатель.|Крылов. От |В.А.Тропинин |все |копи-рующей | |мом. |Харьковский,|В.В.Петров открыл|рамонтизма |(«Кру-жевница»). В |увереннее |чужой образ | |Большое |Виленский, |электрическую |начался переход к|скульптуре следует отме-тить|себя |жизни. Россия | |влияние |Кие-всеий, |дугу. Н.Н.Зинин и|реализму, |И.П.Мартоса (памятник Минину|чувствует |стала | |оказала |Петер-бургск|А.М. Бутлеров |связанному с |и Пожарскому), Б.И. |разночинец,|претендовать на| |война |ий) и |развили основы |творчеством А.С. |Орловского (памят-ники |придающий |собственное | |1812г.. |технические |органической |Пуш-кина, |Кутузову Барклаю-де-Толли), |духовной |место в мире, | |Вос-стание |институты, |химии, по-лучили |К.Ф.Рылеева, |П.К. Клодта («Укротитель |жизни |прислушиваясь к| |декабристов|по-явились |красители, |М.Ю.Лермонтова, |коней»). В театре |страны |своей вере, к | |, |сельские |души-стые |А.С. Грибоедова, |прославились М.С.Щепкин, |народный |своим обычаям, | |формировани|школы. Стало|вещества, |Н.В. Гоголя. |П.С. Мочалов (Малый театр в |оттенок. С |менталь-ности. | |е |разви-ваться|лекарст-ва. |Большую роль в |Москве), В.А.Каратыгин, |другой |Русская | |буржуазного|просветитель|Н.И.Пирогов |создании |А.Е.Мартынов |сторо-ны |куль-тура стала| |либерализма|ст-во, |основал |литератур-ной |(Асексан-дринский татр в |процесс |разви-ваться в | |. Гонением |книгоизда-те|военно-полевую |критики сыграл |Петербурге). В музыке |урбанизации|постоянном | |пере-довой |льство. |хирург-ию, стал |В.Г. Белинский. |широкое распространение |, связанный|взаимодействии | |мысли стала|Первая |автором атласа |Начинает |получили ро-мансы (А.Е. |с началом |с Европой. | |"нико-лаевщ|публичная |«Топографическая |развиваться |Варламов, А.Л.Гурилев). |капи-тализм|Русские | |ина", ее |библиотека |анато-мия». |творчество |Ос-новоположником русской |а, отор-вал|писатели | |теория |была открыта|Братья Черепанова|И.А.Гончарова, |классической музыки стал |людей от |восхища-лись | |офици-ально|в Петербурге|изобрели первый |Ф.М. |М.И. Глинка («Жизнь за |старых |произведениями | |й |в 1814 году.|паро-воз. В |Достоевского, |ца-ря», «Руслан и |прин-ципов.|Байрона и В. | |народ-ности|Однако в |изучении истории |А.И. Герцена, |Людмила.»). В архитектуре |Меня-лась |Скотта, В | |. Таковы |целом число |заметную роль |И.С.Тургенева, |классицизм три первых |социаль-ная|Москве и Питере| |особенности|грамотных к |сыграли |А.Н. Островского.|десятилетий XIXв. получил |структура, |звучала музыка | |периода |1860г. |Т.Н.Грановский и |Большой |название ампира.Для него |что всегда |Бетховена, | |начала |соста-вило |Н.М. Карамзин (12|популярностью |характерны монумен-тальность|сопроваждае|Личста. Но в | |«золотого |лишь 6 %.|томник «Истории |пользуется журнал|форм, богатство украшений. |тся ростом |это же время | |века» |Огромный |государства |«Современник». В |Свои творения создают |преступност|русская | |русской |вклад в |Российского») В |1826, 1828гг. |А.Д.Заха-ров(Адмиралтейство)|и, |куль-тура стала| |культуры. |научную |географических |были введены |, А.Н. Воронихин (Казанский |пьянства, |известна | | |пе-дагогику |откры-тиях |цензурные уставы.|собор), К.И.Росси |бес-смыслен|европейскому | | |внес К.Д. |прославились |Вообще надо |(Михай-ловский дворец, |ной |чита-телю и | | |Ушинский. |И.Ф.Крузерштерн и|сказать, что |Сенат, Синод и др.) О. |жестокости.|зрителю и | | | |Ю.Ф.Лисяцкий, |именно в начале |Монферран 40 лет возводил | |начала | | | |совер-шившие |XIXв. зарождаются|Исаа-киевский собор. В | |оказывать | | | |кругосветку. В |все основные |Москве О.И.Бове восстановил | |вличяние на | | | |Январе 1820г. |литератерные |здание Большого театра, | |культуру других| | | |Ф.Ф.Бел-линсгаузе|жанры: повесть, |создал Малый театр, Манеж, | |народов. | | | |н и М.П. Лаптев |роман, рассказ и |Александ-ровский сад, | | | | | |открыли |др. |отстроил город после пожара | | | | | |Антарктиду. | |1812г. | | | Культура России во второй половине XIX в. Комаровской А. В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРА-ТУРА |ИСКУССТВО |ПРАВОСЛАВ-НАЯ |ВЫВО-ДЫ| |истори-чес|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |ЦЕРКОВЬ | | |ких | | | | | | | |условий | | | | | | | |На |В деревне |Наука пополнилась |Литература |В музыке образовалась группа |Падение |Развити| |культуре |появи-лись |новыми крупнейшими|представлена|композиторов – «Могучая кучка», в |крепостного |е | |этого |«вольные» |открытиями |всемирно |которую вошли молодые талантливые |права изменило |капита-| |периода |школы, |.И.М.Сеченов |извест-ными |композиторы М.А. Балакирев, М.П. |весь уклад |лизма в| |благотворн|содержа-вшиеся|создал русскую |именами Л.Н.|Мусоргский («Борис Годунов», |русской жизни. |стране | |о |на средства |школу физиологов. |Толстого |«Хованщина»), А.П. Бородин («Князь|Митрополит |стимули| |сказались |общины. |В.В.Докучаев |(«Война и |Игорь»), Н.А. Римский-Корсаков |Филарет до |ро-вало| |от-мена |Выросло число |разработал основы |мир», «Анна |(«Майская ночь», «Снегурочка»), |конца своих |со-верш| |крепост-но|земских и |почво-ведения, |Карели-на» и|Ц.А. Кюи. Великим русским |дней пытался |енст-во| |го права. |церковных |геогфических зон |др.), И.С. |композитором стал П.И. Чайковский |оградить |вание | |Но в тоже |школ. |А.М.Бутлеров |Тургенева |(оперы «Евгений Онегин», «Мазепа»,|церковь от |системы| |время |Расширилось |обосновал теорию |(«Отцы и |«Пиковая дама», балеты «Лебединое |потрясе-ний и |просвещ| |сохранилис|среднее |химического |дети», |озеро», «Спящая красавица», |преобразова-ний|е-ния а| |ь |образо-вание, |строения вещ-ва. |«Дворянское |«Щелкунчик»). В Петербурге и в |. Но когда его |также | |пережитки |с 1870г. |Д.И.Мен-делеев |гнездо», |Москве были созданы первые русские|не стало гос. |продвиж| |крепостни-|открываются |открыл |«Нака-нуне»)|консерватории. |вмешатель-ство |е-ние в| |чества |жен-ские |периоди-ческую |, Ф.М. |Театр получил широкое общественное|в дела церкви |области| |рож-дались|гимназии, |таблицу. В |Достоевского|признание. Появились частные |многократно |науки и| |рабо-чие |выс-шие курсы.|математике |(«Преступлен|театры. Малый театр стал «домом |возрос-ло – |культур| |движе-ния,|Все большую |П.Л.Чебышев открыл|ие и |Островского» На сцене блистали |особенно при |ы. | |раз-вивалс|роль играли |закон больших |наказание», |М.Н. Ермолова, П. Садовский, Г.Н. |обер-прокуроре |Вторая | |я про-цесс|библиотеки, |чисел, |«Идиот», |Федотова, М.В. Дальский, М.Г |К.П. |половин| |против |музеи, |С.В.Ковалевская |«Бе-сы») |Савина. |Победоносцеве. |а XIXв.| |самодержа-|периоди-ческая|занималась |М.Е.Салты-ко|В живописи в 1870г. во главе с |За 25 лет |стала | |вия. В |печать. Стала |математи-ческим |ва - |И.Н. Крамским («Христос в |прокурор свел |достойн| |таких |формироваться |анализом. Физик |Щедрина. |пустыне»)сложилось «Товарищество |до минимума |-ым | |противореч|рус-ская |А.Г. Столетов |Важную роль |передвижных выставок». В него |роль Сино-да и |окон-ча| |и-вых |интеллигенция.|открыл теорию |сыграли в |входили В.Г. Перов («Тройка»), |взял в свои |нием | |условиях |Уровень |света, |поэзии Н.А. |И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», |руки фактически|«золото| |продолжилс|грамотнос-ти |П.Н.Яблоч-ков |Некрасов |«Запорожцы»), В.И.Суриков(«Боярыня|все дела |го | |я «золотой|за пол века |изобрел дуговую |(«Кому на |Морозова», «Утро стрелецкой казни»|церкви. Он |века» | |век» |вырос с 6% до |лампу. А.С.Попов |Руси жить |и тд.), А.К.Саврасов, И.И.Левитан,|считал, что |России | |Русской |21%. С другой |скон-струировал |хорошо»), в |В.М.Васнецов, А.И. Ккуинджи. |церковь и |– | |культуры |стороны при |радио (1897г.) |драматургии |Формируется творчество В.В. |гос-во должны |вершино| |осуществля|АлександреIII |Проводились |А.Н. |Вере-щагина, И.И. Шишкина, И.К. |находиться в |й | |л-ся |поя-вились |крупные гео. |Островский |Айвазовского. |неразрывной |многове| |процесс ее|негативные |экспедиции: |(«Гроза», |Скульптор М.О.Микешин создал |связи. Но |-ковой | |демократиз|явления. Был |П.П.Семен-ова, |«Бес-приданн|памятник «1000-летие России», |несмотря на то |культур| |а-ции, |издан закон «О|Н.М.Прожевальского|ица», Братья|«Багдан Хмельнийкий».М.М. |что церковь все|ы | |борьба с |кухарки-ных |, |Карам-зины).|Антокольский известен скульптурами|сильнее |России.| |реакцией и|детях» - |Н.Н.Миклухо-Маклая|Развива-ется|ПетраI, Ермака, Вольтера. В |«оказенивалась»| | |консервати|запре-щавший |. Ис-следование |творчество |архитектуре наблюдался размах |, мн-огие ее | | |з-мом. |принимать в |Сибири провел |А.П. Чехова |строительства, украшения под |представите-ли | | | |гимназии детей|золотопромышленник|(«Ванька», |старину – эклектика. К.А. Тон |(в основном | | | |прачек, лакеев|А.М. Сибиряков. |«Ионыч», |возвел Большой Кремлевский дворец,|рядо-вые монахи| | | |и пр. |Значительный вклад|«Палата |Оружейную палату, Николаевский и |и священ-ники) | | | |Ужесточилась |в развитие |№6»), А.К. |Московский вокзалы, Храм Христа |пользовались | | | |цен-зура, |исторической науки|Толстого. |Спасителя (строился 46 лет), В.О. |громадным | | | |усилилось |внес С.М. Соловьев| |Шервуд – автор Историч-еского |авторите-том и | | | |влияние |(29 томов «Истории| |музея, а Д.Н. Чичагов – здания |влиянием в | | | |церкви, |России с | |московской городской думы., где в |русском народе.| | | |ликвидировалас|древнейших | |советское время размещался музей |Это говорило о | | | |ь |времен»). Его дело| |В.И. Ленина. |том, что | | | |университетска|продолжил | | |православная | | | |я ав-тономия. |В.О.Клю-чевский(«Р| | |церковь | | | | |усская правда», | | |обладала | | | | |«Курс русской | | |большим | | | | |истории»). | | |возможностями | | | | | | | |нра-вственного | | | | | | | |влияния. | | Культура России в начале XX в. Комаровской А.В. |Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |НОВЫЕ ВИДЫ |ВЫВОДЫ | |истори-чески|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |ИСКУССТВА | | |х | | | | | | | |условий | | | | | | | |Начало XXв. |Грамотность с|Наука выдвинула |Завершается |В музыке достигло |Весьма |Расцвет | |– переломное|21% (1897г.) |всемирно известных |твор-чество |вершины твор-чество |влиятельным видом|куль-туры | |время в |повысилась до|ученых. И.П.Пав-лов |Л.Н. Толстого|Н.А.Римского-Корсакова |стал |в этот | |политической|27% к 1914г. |разработал учение об |(«Воскресенье|(оперы «Царская |кинематог-раф. В |период был| |и |Значительно |условных и |», «Живой |невеста», «Золо-той |1896г. в Москве, |беспреце-д| |социально-эк|уве-личилось |безусловных |труп», |петушок»). Известными |Питере и Нижнем |ентен. Он | |ономической |количес-тво |рефлексах., за что в |«Хаджи-Мурат»|ком-позиторами стали |Новгороде |охватил | |жизни |начальных |1904г. по-лучил |). В 1901г. |А.К. Глазунов |появились первые |все виды | |России. |школ. |Нобелевскую премию. |писатель был |(«Раймонд»), С.В. |иллюзионы, где |твор-ческо| |Война с |Ставился |И.И. Мечников |отлучен от |Рахманинов- «Алеко», |демонстрировались|й | |Японией и |вопрос о |обосновал теорию |церкви. А.П. |И.Ф. Стравинский. В |фильмы. В 1911г. |деятельнос| |первая |введении |иммунитета. К.А. |Чехов в |живописи продолжают |вышел первый |ти, | |миро-вая |всеобщего |Ти-мирязев создал |последние |творить И.Е.Репин и В.А.|полнометражный |породил | |война, |началь-ного |русскую школу |годы жизни |Серов. Создается |фильм «Оборона |выдающиеся| |революции, |образования, |физиологии растений. |создал «Три |объединение «Мир |Се-вастополя». |художестве| Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|